Меню Рубрики

Программа мер противодействия алкоголизма и наркомании

Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.

Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

  • Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
  • Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
  • Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
  • Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
  • Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.

Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
  • формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
  • совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
  • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
  • формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

– Центр медицинской профилактики;
– Центр по проблемам семьи – Кордея;
– Центр «Анти-СПИД»;
– Центральная библиотека;
– Городские поликлиники;
– Центр Детского Творчества;
– Образовательные учреждения города.

Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.
Это:

– семинары;
– конференции;
– лектории;
– беседы;
– диспуты;
– просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
– игровые ролики;
– тренинги.
– экскурсии.
– встречи:
а) с медицинскими работниками учреждений города;
б) с работниками правоохранительных органов;
в) с духовными наставникам;
г) с социальными педагогами;
д) с психологами;
е) с родителями учащихся школы;
– статьи в школьной прессе;
– уроки здоровья;
– волонтёрские площадки;
– элективные курсы;
– классные часы.

Направление деятельности

1 Психологи – индивидуальное консультирование;
– оказание методической и практической помощи
в подготовке и проведении классных часов,
индивидуальных бесед;
– освещение результатов мероприятий и
работы психолога в целом
по профилактике алкоголизма,
наркомании, табакокурения в школе. 2. Социальные педагоги – исследование социально-педагогических условии в школе;
– оценка эффективности взаимодействия образовательных учреждений и подразделений милиции города по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних;
– изучение опыта работы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– анализ поступающей информации из комиссии по делам несовершеннолетних;
– формирование единой информационно-статистической базы по школе;
– проведение социальных исследований;
– индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
– организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п. 3 Учителя биологии, химии, классные руководители – организация профилактической работы по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу, венерическим заболеваниям через:
а) классно-урочную систему;
б) внеклассные мероприятия;
в) экскурсии.
– выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни);
– показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений;
– индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
– проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей;
– организация воспитательной работы в классе;
– пропаганда здорового образа жизни;
–организация поездок на турбазы. 4 Медицинские работники,
учителя физического воспитания. – оказание первой помощи при отравлении алкоголем, токсическими веществами, табаком;
– выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни;
– проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями;
– проведение дней здоровья;
– организация работы секций волейбола, баскетбола и др.
– организация циклов лекций по борьбе с вредными привычками;
– проведение Дня борьбы с курением – 7 мая,
1 декабря– международный день борьбы со СПИДом. 5 Библиотекарь – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам. 6 Совет старшеклассников – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам.

Первый этап – организационный.

На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета, который входит в состав НОУ. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану.

Второй этапвнедренческий

Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.

Третий этап

Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромании, СПИДа).

Составление программы Совещание административной группы в школе Проведение педагогического совета Проведение классных часов
Проведение общественного родительского собрания Проведение родительских собраний в школе Создание координационного совета по реализации программы
Связь школы с учреждениями города Работа пресс-центра Научно-исследовательская работа учащихся

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа жизни.
2. Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании, курению, алкоголизму.
3. Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.
4. Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя, игромании.
5. Совершенствование системы профилактики потребления наркотиков, табака, алкоголя.
6. Создание необходимых условий в школе для организации занятости учащихся во внеурочное время.

Формы профилактической работы с классом.

Вывод: Основные значимые для класса формы профилактической работы принимаются:

– планом работы школы и класса;
– собранием учащихся класса;
– главным советом корпорации класса «пятерка»;
– родительским собранием, родительским комитетом.

источник

Долгосрочная целевая Программа «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2010-2012 годы Паспорт Программы

Долгосрочная целевая Программа

«Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2010-2012 годы

комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае на 2010-2012 годы (далее – Программа)

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1;

Закон Российской Федерации от 08.01.1998
№ 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

постановление Правительства Красноярского края от 03.12.2008 № 211-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ»;

распоряжение Правительства Красноярского края «О примерном перечне долгосрочных целевых программ, предлагаемых для разработки в 2010 году» от 16.10.2009 № 806-р

Государственный заказчик – координатор Программы

управление Губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами

Исполнители мероприятий Программы

министерство здравоохранения Красноярского края;

министерство культуры Красноярского края;

министерство образования и науки Красноярского края;

министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края;

министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края;

управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края;

агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края;

главное управление внутренних дел по Красноярскому краю

управление Губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами

Главный распорядитель, распорядители бюджетных средств

министерство здравоохранения Красноярского края;

министерство культуры Красноярского края;

министерство образования и науки Красноярского края;

министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края;

министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края;

управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края;

агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края;

Главное управление внутренних дел по Красноярскому краю

цель – принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий, вызванных распространением наркомании и алкоголизма в регионе;

формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, злоупотреблению алкоголем через формирование социально-позитивного стандарта жизни человека как альтернативы пронаркотическому образу жизни;

повышение уровня компетентности и квалификации специалистов, работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и алкоголизма;

снижение масштабов распространения наркотических средств;

совершенствование системы выявления и диагностики наркологических расстройств, внедрение современных методов лечения и реабилитации наркозависимых

Целевые индикаторы и показатели результативности

доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 20 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории за период реализации Программы не менее 60% (20% ежегодно);

увеличение количества больных наркоманией и алкоголизмом, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, за период реализации Программы не менее, чем на 15% (5% ежегодно) относительно 2008 года

Объемы и источники финансирования

общий объем финансирования Программы – 86511,7 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам:

2010 год – 30972,6 тыс. рублей;

2011 год – 28760,3 тыс. рублей;

2012 год – 26778,8 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 20 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории за период реализации Программы не менее 60% (20% ежегодно);

количество родителей, охваченных профилактическими антинаркотическими и антиалкогольными мероприятиями за период реализации Программы, не менее 75% родителей детей, обучающихся в учебных заведениях общего образования в возрасте от 12 до 17 лет
(25% ежегодно);

количество специалистов, работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании, пьянства и алкоголизма, повысивших уровень компетентности и квалификацию в данной сфере деятельности за период реализации Программы 805 человек: 2010 год – 305 специалистов, 2011 год – 205 специалистов, 2012 год – 295 специалистов;

величина площадей уничтоженных очагов дикорастущей конопли за период реализации Программы 7050 га: 2010 год – 2539 га, 2011 год – 2350 га, 2012 год – 2161 га;

увеличение количества изымаемых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 7,5% (2,5% ежегодно) относительно 2008 года;

увеличение количества больных наркоманией и алкоголизмом, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, за период реализации Программы не менее чем на 15% (5% ежегодно) относительно 2008 года

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляют управление Губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами, служба финансово-экономического контроля Красноярского края

2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование

необходимости принятия Программы

Проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (далее – наркотиками) в Красноярском крае характеризуется сохраняющейся масштабностью и остротой распространения наркомании.

Наркомания выступает фактором общего роста преступности, теневой экономики и коррупции. Уводя трудовые и финансовые ресурсы от созидательных процессов, наркомания калечит здоровье людей, подрывает морально-этические и культурные устои, провоцирует социально-экономическую нестабильность в обществе.

Современное состояние проблемы распространения наркомании в Красноярском крае характеризуется незначительным улучшением по отдельным показателям, что явилось следствием реализации краевой целевой программы «Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2007-2009 годы.

В течение 2007-2008 годов в крае зафиксировано снижение числа состоящих на наркологическом учёте на 3% ежегодно: с 13003 человек по состоянию на 01.01.2007 до 12212 человек по состоянию на 01.01.2009. В 2008 году взято под наблюдение, с впервые в жизни установленным диагнозом, 1142 человека, что на 28% меньше, чем в 2007 году.

Однако указанное снижение некоторых характеристик наркоситуации не означает снижения актуальности проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Показатель зарегистрированных в наркологических учреждениях края потребителей наркотиков составляет 422,5 на 100 тысяч населения, что превышает среднероссийский показатель почти в два раза. По данным краевого бюро судебно-медицинской экспертизы только за период 2005-2008 годов в крае произошло 1199 смертельных случая в связи с передозировкой наркотиками, из них только в 2008 году – 318 человек.

Читайте также:  Кто излечил от алкоголизма своих близких

Наиболее пораженными наркоманией остаются Норильск, Дивногорск, Бородино, Красноярск. В последние пять лет наблюдается тенденция поражения наркотизацией и районов Красноярского края. Так превышение среднекраевого показателя числа заболеваний на 100 тыс. населения имеет место в Кежемском, Канском, Иланском районах.

Не меньшую проблему для края представляет злоупотребление алкоголем. На протяжении ряда лет сохраняется достаточно высокий уровень заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами, показатели которых превышают почти в полтора раза средние показатели по Российской Федерации. За 2008 год наркологическими учреждениями края зарегистрировано 41887 человек с алкогольной зависимостью, включая алкогольные психозы. Показатель первичной заболеваемости алкогольными психозами (наиболее адекватно отражающий распространенность и тяжесть алкоголизма) на 01.01.2009 года составил 56,5 на 100 тысяч населения (РФ – 40,8). Прогрессирует в молодежной среде проблема пивного алкоголизма.

Наличие в крае развитой транспортной инфраструктуры, сырьевой базы для производства наркотиков и активное участие в их незаконном обороте ранее судимых, неработающих граждан, организованных групп создают условия сохранения в регионе достаточно высокого уровня наркопреступности, который имеет устойчивую тенденцию к росту.

В структуре общеуголовной преступности удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возрос за 2008 год с 8,7 до 11,2%. Количество выявленных в 2008 году наркопреступлений по сравнению с 2007 годом также возросло на 11% и составило 9099, а по сравнению с 2004 годом (4098 преступлений) их количество увеличилось более чем в 2 раза. Доля лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения в 2008 году, возросла с 7,3% до 8,4%.

Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками. Свыше 90% потребителей наркотиков составляют потребители опиоидов, характерным для которых является ежедневное потребление наркотиков. Затраты такого наркопотребителя достигают до 30 тыс.рублей в месяц. При этом в своем большинстве это люди, не имеющие постоянного источника заработка, что толкает их на совершение преступлений. По мнению экспертов около 60% всех общеуголовных преступлений (кражи, грабежи, разбои) совершаются именно потребителями наркотиков. Нередки случаи, когда наркозависимые работают на предприятиях с техногенными производствами, водителями, машинистами, что представляет большую потенциальную угрозу безопасности населения края.

Трудно оценить действительные масштабы распространения наркомании в силу латентности данного явления. Так, при числе 538 человек, впервые поставленных на учёт больных наркоманией, органами внутренних дел в течение 2008 года выявлено 528 водителей в состоянии наркотического опьянения, которые по действующему законодательству на наркологический учёт не поставлены. Из 140 человек, умерших в 2008 году в г. Красноярске, лишь 12 состояли на официальном наркологическом учёте, что характеризует действительные масштабы распространения наркомании в крае и подтверждает мнение экспертов о реальной численности потребителей наркотиков, превышающей показатели официальной медицины примерно в 8-10 раз. Таким образом, в настоящее время в Красноярском крае более 120 тысяч человек, злоупотребляющих наркотиками, или около 4 % населения края.

Учитывая, что наркоманией поражается в основном возраст от 18 до 40 лет, дальнейшая наркотизация населения может привести к значительному дефициту трудоспособного населения.

Распространение незаконного оборота и незаконного потребления наркотиков обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов, среди которых одним из основных является высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В этом плане основным фактором напряженности является обстановка в Афганистане, который сегодня является эпицентром наркоиндустрии, производя до 93% опиатов в мире. За период с 2001 года производство опиатов и героина в Афганистане выросло более чем в 40 раз.

Отсутствие серьезных препятствий на пути наркопотоков из Афганистана и образующиеся при реализации наркотиков сверхдоходы становятся мощным источником финансирования организованной преступности и террористических сетей.

Еще один, сложившийся в последние годы канал поставки наркотиков используется в основном для поставок в Красноярский край канабиоидов из Республики Тыва.

На наркоситуацию оказывает существенное влияние также наличие собственной наркосырьевой базы. Доступность растительного сырья и простота изготовления из него наркотиков привлекают внимание как производителей, так и потребителей, а также являются существенным фактором вовлечения в употребление наркотиков несовершеннолетних.

Другие факторы, способствующие распространению наркомании, формируются в социальной сфере. Наличие безработных среди молодежи, трудные жизненные обстоятельства, поляризация доходов различных социальных групп – все это вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста и агрессии, является одной из причин роста масштабов незаконного потребления наркотиков. В силу специфики настоящего времени потребление наркотиков приобрело в молодежной среде статус особой субкультуры, моды. Формируются новые элементы пропаганды и каналы сбыта наркотиков с использованием сети Интернет.

Наряду с этими факторами возможно выделить и другую их группу, заставляющую с осторожностью подходить к регистрируемой стабилизации, среди которых:

переход больных наркоманией на извлечение наркотиков из лекарственных препаратов, реализующихся в аптечной сети, их применение в немедицинских целях и неконтролируемых дозах;

обращение в частную систему здравоохранения или самолечение;

снижение обращаемости молодежи за помощью в наркологические учреждения вследствие нежелания становиться на учет в связи с неблагоприятными правовыми последствиями, обусловленными самим фактом нахождения на учете в лечебно-профилактическом учреждении наркологического профиля.

Вышеуказанное характеризует ситуацию в сфере незаконного распространения и потребления наркотиков, как сложную и способную при отсутствии должных мер со стороны органов государственной власти и местного самоуправления мгновенно развиться в более острую форму, сравнимую с эпидемией. Аналогичные выводы сделаны Антинаркотической комиссией Красноярского края, зафиксировавшей в решениях от 17.11.2008 и 24.06.2009 необходимость разработки и принятия долгосрочной целевой программы по противодействию распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае. Рекомендации обеспечить соответствующее финансирование региональных комплексных программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту содержатся в решениях Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации, а также материалах Парламентских слушаний на тему: «О причинах и последствиях «афганского наркотрафика» для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии», проведенных Комитетом по безопасности 19 февраля 2009 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Во избежание ухудшения наркоситуации в крае необходимо постоянное и планомерное проведение всего комплекса антинаркотической работы с участием органов и учреждений государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений и организаций, что предполагает необходимость принятия дополнительных мер и использование программно-целевого метода планирования.

Реализацию указанных дополнительных мер необходимо распространить на долгосрочный период (до 2012 года) для обеспечения устойчивого снижения напряженности в сфере немедицинского потребления наркотиков и злоупотребления алкоголем.

2.2. Основные цели и задачи, сроки выполнения Программы,

целевые индикаторы и показатели

Цель Программы – принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий, вызванных распространением наркомании, пьянства и алкоголизма в регионе.

формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков, злоупотреблению алкоголем через формирование социально-позитивного стандарта жизни человека как альтернативы пронаркотическому образу жизни;

повышение уровня компетентности и квалификации специалистов, работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании, пьянства и алкоголизма;

снижение масштабов распространения наркотических средств;

совершенствование системы выявления и диагностики наркологических расстройств, внедрение современных методов лечения и реабилитации наркологических больных.

Реализация мероприятий Программы рассчитана на 3-летний период с 2010 по 2012 год.

Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:

доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 20 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории за период реализации Программы не менее 60%
(20% ежегодно);

количество родителей, охваченных профилактическими антинаркотическими и антиалкогольными мероприятиями, за период реализации Программы не менее 75% родителей детей, обучающихся в учебных заведениях общего образования в возрасте от 12 до 17 лет
(25% ежегодно);

количество специалистов, работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании, пьянства и алкоголизма, повысивших уровень компетентности и квалификацию в данной сфере деятельности за период реализации Программы, 805 человек: 2010 год – 305 специалистов, 2011 год – 205 специалистов, 2012 год – 295 специалистов;

величина площадей уничтоженных очагов дикорастущей конопли за период реализации Программы 7050 га: 2010 год – 2539 га, 2011 год – 2350 га, 2012 год – 2161 га;

увеличение количества изымаемых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ за период реализации Программы не менее чем на 7,5% (2,5% ежегодно) относительно 2008 года;

увеличение количества больных наркоманией и алкоголизмом, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, за период реализации Программы не менее чем на 15% (5% ежегодно) относительно 2008 года.

источник

Об утверждении муниципальной целевой программы «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и их социальных последствий на территории муниципального образования Хваловское сельское поселение на 2012 — 2014 годы»

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХВАЛОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

ВОЛХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Об утверждении муниципальной целевой программы

«Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма

и их социальных последствий на территории

С целью совершенствования профилактической антинаркотической работы в муниципальном образовании Хваловское сельское поселение, ограничения распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании и связанных с ними негативных последствий, в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 года «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральным законом от 01.01.2001 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь Уставом муниципального образования Хваловское сельское поселение,

1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу « Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и их социальных последствий на территории муниципального образования Хваловское сельское поселение на 2012 — 2014 годы».

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Волховские огни» и размещению на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

МО Хваловское сельское поселение

МО Хваловское сельское поселение

Муниципальная целевая программа

наркомании, токсикомании, алкоголизма

и их социальных последствий на территории

Хваловское сельское поселение

муниципальной целевой программы

«Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и их

социальных последствий на территории

муниципального образования Хваловское сельское поселение

Муниципальная целевая Программа «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и их социальных последствий на территории муниципального образования Хваловское сельское поселение на 2012 — 2014 годы»

Ограничение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании и связанных с ними негативных социальных последствий

Основание для разработки Программы

— Федеральный закон от 01.01.2001 года “О наркотических средствах и психотропных веществах” (с изменениями и дополнениями);

— Распоряжение Президента Российской Федерации от 01.01.2001 года «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и злоупотреблению ими»;

— Федеральным законом от 01.01.2001 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

— Администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области

— Администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области

Исполнители мероприятий Программы

— Администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области;

— Заинтересованные организации и ведомства

Задачи и важнейшие целевые показатели Программы

Совершенствование системы профилактики злоупотребления наркотическими средствами и другими психоактивными веществами среди различных категорий населения, прежде всего молодежи и несовершеннолетних, а также предупреждение преступлений и правонарушений, связанных со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков:

— определение масштабов распространения наркомании на территории муниципального образования;

— подготовка специалистов для ведения профилактической работы в учебных заведениях, их информационное и методическое обеспечение, внедрение профилактических программ в учебные планы образовательных учреждений муниципального образования Хваловское сельское поселение;

— повышение информированности населения муниципального образования Хваловское сельское поселение по проблемам злоупотребления психоактивными веществами;

— повышение интереса родителей к вопросам антинаркотического воспитания детей и подростков:

— расширение охвата детей, подростков и молодежи программами профилактики злоупотребления психоактивными веществами в учебных заведениях;

— развитие физической культуры и спорта с целью вовлечения большего количества подростков и молодежи к занятиям массовыми видами спорта на спортивных площадках по месту жительства, по месту учебы, а также в кружках и секциях;

— пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи, исключающего курение, употребление алкогольных напитков и психоактивных веществ в немедицинских целях;

— духовное и нравственное развитие подростков и молодежи на примерах лучших образцов литературы, кино, изобразительного искусства, проведение культурно-массовых мероприятий с целью организации досуга подростков и молодежи, приобщения подростков и молодежи к мировым и российским достижениям в области культуры и искусства

Финансирование мероприятий Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств местного бюджета

Сроки реализации Программы

Перечень основных мероприятий

— подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ;

— организация профилактической работы в образовательных учреждениях;

— взаимодействие с общественными организациями;

— работа со СМИ. Пропагандистские и профилактические мероприятия;

— снижение доступности наркотиков в целях незаконного потребления

Планируемые результаты реализации Программы

Снижение темпов роста наркотизации населения муниципального образования Хваловское сельское поселение:

— выявление потребителей психоактивных веществ на ранней стадии, снижение доступности психоактивных веществ для молодежи муниципального образования Хваловское сельское поселение;

Читайте также:  Токсическая энцефалопатия при алкоголизме лечение народными средствами

— повышение информированности населения муниципального образования Хваловское сельское поселение по проблемам злоупотребления психоактивными веществами, разработка и изготовление видеороликов и демонстрационных материалов по профилактике злоупотребления психотропными веществами

— повышение интереса родителей к вопросам антинаркотического воспитания детей и подростков (увеличение количества обращений к специалистам);

— расширение охвата детей, подростков и молодежи программами профилактики злоупотребления психоактивными веществами в учебных заведениях;

— формирование позитивного отношения населения к здоровому образу жизни

Система организации контроля за реализацией Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение

Итоги работы Программы подводятся ежегодно

Наркомания стала, к сожалению, неотъемлемой чертой современного российского образа жизни. Наркотики становятся все более доступными, на российском рынке во все возрастающем объеме появляются новые наркотические вещества, в том числе мощного разрушающего действия.

Муниципальная целевая Программа «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и их социальных последствий на территории муниципального образования Хваловское сельское поселение на 2012-2014 годы» (далее — Программа) направлена на совершенствование системы профилактики злоупотребления наркотическими средствами и другими психоактивными веществами среди различных категорий населения, прежде всего, молодежи и несовершеннолетних, а также предупреждение преступлений и правонарушений, связанных со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков.

Программа разработана на основании Федерального закона от 01.01.2001 года “О наркотических средствах и психотропных веществах” (с изменениями и дополнениями), Распоряжения Президента Российской Федерации от 01.01.2001 года «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и злоупотреблению ими», Федеральным законом от 01.01.2001 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Наркомания представляет собой одну из наиболее опасных социальных болезней, распространение которой оказывает отрицательное воздействие на общество. В настоящее время происходит катастрофическое расширение девиантной среды наркоманов, в которую вовлекаются, в первую очередь, подростки и молодежь.

Ситуация в муниципальном образовании Хваловское сельское поселение характеризуется как стабильная.

Существующая ныне система профилактики требует дальнейшего совершенствования. Активные профилактические мероприятия должны опираться:

– на методологию формирования у детей, подростков и молодёжи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;

– на формирование у детей, подростков и молодёжи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность;

– на диагностику наркозависимости на ранней стадии;

– на реабилитацию молодёжи, возвращающуюся из среды наркотизации в нормальную жизнь.

В результате общество столкнулось с реальной незащищённостью подростков перед экспансией наркотических средств. Поэтому, без жёстких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактики только за счёт усилий учителей, врачей, психологов не представляется возможным.

Вторая причина — в сочетании, с одной стороны, доминирующих в поведении подростка мотивов любопытства и подражания; с другой — растерянности и некомпетентности педагогов, социальных работников, родителей.

Ситуация усугубляется тем, что в недалёком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных слоёв общества, семей с высоким достатком. Именно дети из этих семей, с легко доступными деньгами, формируют особую молодёжную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, праздное времяпровождение с наркотизацией как определённым стилем жизни.

Не последнюю роль в наркотизации подростков играет низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией.

Многие просто не знают куда обратиться. Причём, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с подростками и молодёжью — учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которые нуждаются в разработке таких программ.

Конечно, борьба с распространением наркотиков и наркомании — общегосударственная задача. И сложно в отдельно взятой территории победить это зло. Органы местного самоуправления не могут и не должны стоять в стороне от этой проблемы. Муниципальная власть, как самая близкая к населению, чаще всего сталкивается с тем социальным злом, которое порождает зависимость от наркотиков. Администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение координирует свою деятельность по снижению темпов роста наркомании с правоохранительными органами, медицинскими и образовательными учреждениями, социальными службами, общественными организациями. Принятие программы на муниципальном уровне будет способствовать объединению усилий администрации, общественности, всех заинтересованных сторон в решении данной проблемы.

Основные цели и задачи Программы

Основная цель Программы — ограничение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании и связанных с ними негативных социальных последствий в муниципальном образовании Хваловское сельское поселение.

Данная цель может быть достигнута через совершенствование системы профилактики злоупотребления наркотическими средствами и другими психоактивными веществами среди различных категорий населения, прежде всего, молодежи и несовершеннолетних, а также предупреждение преступлений и правонарушений, связанных со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков. Для этого необходимо решить ряд задач, а именно:

– подготовить специалистов для ведения профилактической работы в учебных заведениях, их информационное и методическое обеспечение, внедрение профилактических программ в учебные планы образовательных учреждений муниципального образования Хваловское сельское поселение;

– повысить информированность населения муниципального образования Хваловское сельское поселение по проблемам злоупотребления психоактивными веществами;

– повысить интерес родителей к вопросам антинаркотического воспитания детей и подростков;

– расширить охват детей, подростков и молодежи программами профилактики злоупотребления психоактивными веществами в учебных заведениях.

Сроки и этапы реализации Программы

Данная Программа предусматривает проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера, поэтому не может быть выполнена в пределах одного финансового года. В связи с этим Программа рассчитана на трехгодичный период с 2012 по 2014 годы.

Организация управления (механизм реализации) Программы

Реализацию Программы обеспечивает администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение, которая:

– контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет их отклонение от предусмотренных целей, устанавливает причины и принимает меры по устранению отклонений;

– при несоответствии средств на реализацию целевой Программы, предусмотренных решением совета депутатов муниципального образования Хваловское сельское поселение о бюджете на соответствующий финансовый год, и средств, предусмотренных целевой Программой, заказчик обеспечивает реализацию целевой Программы в пределах средств, предусмотренных решением совета депутатов муниципального образования Хваловское сельское поселение о бюджете муниципального образования Хваловское сельское поселение на соответствующий финансовый год;

– ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей с учетом выделенных на реализацию Программы финансовых средств и приоритетов развития муниципального образования Хваловское сельское поселение;

– при необходимости создает рабочую группу по реализации Программы, определяет ее состав и регламент, утверждаемые в установленном порядке, организует деятельность рабочей группы;

– несет ответственность и обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета;

– готовит отчеты о ходе и результатах реализации Программы;

– организует мониторинг, оценку достигнутых целей и эффективности Программы.

При несоответствии средств на реализацию целевой Программы, предусмотренных решением совета депутатов муниципального образования Хваловское сельское поселение о бюджете муниципального образования Хваловское сельское поселение на соответствующий финансовый год, и средств, предусмотренных целевой Программой, заказчик вносит предложение о целесообразности внесения изменений и дополнений или досрочного прекращения реализации целевой Программы либо ее части на совет депутатов муниципального образования Хваловское сельское поселение.

Контроль за ходом реализации Программы

Контроль за ходом реализации целевой Программы осуществляет администрация муниципального образования Хваловское сельское поселение.

Заказчик одновременно с годовым отчетом о деятельности отрасли в установленные сроки представляет отчет о результатах реализации целевой программы.

По истечению сроков реализации Программы заказчик представляет отчет о ее выполнении за весь период реализации.

Оценка эффективности социально-экономических результатов

Реализация данной Программы в течение трех лет позволит:

– внедрение профилактических программ в учебные планы образовательных учреждений муниципального образования Хваловское сельское поселение;

– повысить информированность населения муниципального образования Хваловское сельское поселение по проблемам злоупотребления психоактивными веществами, разработать и изготовить демонстрационные материалы по профилактике злоупотребления ПАВ;

– повысить интерес родителей к вопросам антинаркотического воспитания детей и подростков;

– расширить охват детей, подростков и молодежи программами профилактики злоупотребления психоактивными веществами в учебных заведениях;

То есть совершенствовать существующую систему первичной профилактики злоупотребления наркотическими средствами и другими психоактивными веществами среди различных категорий населения, что приведет к ограничению распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании и связанных с ними негативных социальных последствий в муниципальном образовании Хваловское сельское поселение.

Перечень мероприятий Программы

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении № 1 к Программе.

к муниципальной целевой Программе

и их социальных последствий

на территории муниципального образования

Хваловское сельское поселение на 2012 — 2014 годы»

Перечень мероприятий муниципальной целевой Программы

«Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и их

социальных последствий на территории муниципального образования

Хваловское сельское поселение на 2012-2014 годы»

источник

Программа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних «МОЙ ВЫБОР»

для обучающихся 1-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике наркомании, алкогодизма и табакурения среди несовершеннолетних»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68 города Челябинска имени Е.Н. Родионова

Директор МБОУ 68 _____________/

Зам. директора по ВР __________/

« » сентября 2015г.

Руководитель МО ________________.

по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних

для обучающихся 1-11 класса

Составитель: социальный педагог

3. План работы по реализации комплексной программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних

4. Этапы реализации программы……………………………………………………..11

5. Методы реализации программы…………………………………………………. 13

6. Источники информации для учащихся…………………………………………. 17

7. Источники информации для педагогов и родителей……………………………18

Комплексная программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних «Мой выбор»

Заместитель директора школы по воспитательной работе Фаттахова Е.С., социальный педагог Земцова Е.Г.

Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

Основание для разработки программы

Федеральные законы и нормативно-правовые акты:

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» .

Федеральный закон N 120-ФЗ от «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» .

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

Постановления Правительства РФ:

Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002год» от 13.03.2002г. №154.

Нормативно-правовые акты Челябинской области

Закон Челябинской области № 115-ЗО от 29 августа 2013 г. «Об образовании в Челябинской области»

Государственная программа Челябинской области «Реализация государственной национальной политики и сохранение духовных традиций народов Челябинской области на 2014 — 2016 годы»

Государственная программа Челябинской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области» на 2014 — 2016 годы.

Государственная программа Челябинской области «Дети Южного Урала» на 2014 — 2015 годы.

Областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013–2015 годы.

Распоряжение Администрации города Челябинска «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика наркомании в городе Челябинске в 2013–2016 годах» от 26.12.2013 № 8085.

1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

— Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

4. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

5. Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения; пропаганду здорового образа жизни.

Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

  • Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.
  • Читайте также:  Где применяют метод шичко от алкоголизма

    Участники реализации программы

    Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги школы, мед.работник, инспектор ОДН, библиотекарь, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, родители.

    Формы и методы реализации программы

    Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.

    Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

    Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

    Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы сталаорганизация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

    Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

    Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

    Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

    Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности.Программа направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов, формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

    Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

    Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

    Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

    1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

    2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

    3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

    4. Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

    5. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

    Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

    3. План работы по реализации комплексной программы

    по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних«Мой выбор»

    источник

    На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

    Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

    При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

    Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

    С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

    Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

    Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

    Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

    Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

    В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

    Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

    В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

    Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

    Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

    Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

    Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

    Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

    Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

    Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

    Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

    Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

    В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

    В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

    Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

    Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

    Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

    Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

    Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

    источник