Меню Рубрики

Профилактика алкоголизма средствами физической культуры и спорта

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. Среди семей подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, процент неполных семей, повторных браков констатируется в 27-50% случаев.

Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих алкоголь, выражается прежде всего в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Нездоровый психологический климат семьи отрицательно сказывается на детях, порождая в душе ребенка отчуждение от семьи, родного дома. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влиянием друзей, компании, тем более что в такой обстановке родителям часто не до них.

В подавляющем большинстве случаев напряженный психологический климат в семье связан с пьянством и алкоголизмом родителей. Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье «питейные традиции» становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, алкоголизм девочки на – мать, поэтому трезвенническое поведение матери при злоупотреблении алкоголем отцом в подавляющем большинстве случаев не становится подражанием для сына.

Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой целую вереницу «ненормальных» условий воспитания. Это и напряженность, и конфликты в семье, и безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и нарушения в ряде случаев структуры семьи и т. д. Будучи в большинстве своем структурно и функционально нездоровыми, семьи подростков, часто употребляющих спиртное, чаще всего оказываются не в состоянии выполнить и свою прямую задачу – воспитание детей. Налицо «социальное сиротство» – отсутствие внимания и заботы о ребенке, подростке при живых родителях. В тех же случаях, когда контроль со стороны родителей имеется, он касается в основном физических потребностей: вовремя и хорошо накормить, одеть, следить за здоровьем ребенка. Внимание же духовному развитию ребенка, к его досугу, интересам, склонностям, как правило, отсутствует, не говоря уж об активном формировании склонностей и интересов подростка.

Отсутствие внимания к детям со стороны родителей обуславливается и другими факторами. В неполных семьях чаще встречается отсутствие надзора и внимания к ребенку, чем в полных. Оказывает влияние на внимание к детям в семье и такой фактор, как уровень образования. С повышением уровня образования родителей возрастает и внимание, уделяемое ими своим детям. Это можно объяснить тем, что уровень образования родителей определяет в какой-то мере и уровень общей культуры семьи, широту кругозора, разносторонность интересов. Алкоголизм это позволяет не только следить за развитием склонностей и интересов ребенка, но и направляет его.

Жилищные и материальные условия жизни семьи имеют лишь относительное значение для развития злоупотребления алкоголем несовершеннолетними. С ухудшением материальных и жилищных условий жизни семьи ухудшается и психологический климат в ней, возрастает напряженность во взаимоотношениях между членами семьи.

Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с психологическими особенностями периода отрочества приводят к формированию у подростков «групп риска» своеобразного стиля или образа жизни с характерным отклонением поведения и выраженным влиянием подростковой группы и нередко асоциальной шкалой жизненных ценностей. Образ жизни подростков «групп риска» играет ведущую роль в развитии злоупотребления алкоголем.

Подростки «групп риска» отличаются, прежде всего, пренебрежительным отношением к своим социальным функциям и обязанностям, обучению. Другой существенной особенностью является наличие «лишнего времени». Свободное время – это благо, которое трудно переоценить, но только в том случае, если его умело проводить, с пользой для развития личности. Для подростков «группы риска» характерно как раз неумение содержательно проводить свой досуг. Это третья характерная черта их стиля поведения.

Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками. Это обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков. Считается, что причина образования групп в подростковом возрасте заключается в совместном преодолении неопределенности социального статуса, в котором находятся подростки по отношению к самим к себе и к общественному окружению. Подростковые группы имеют свои особенности. Во-первых, возникшие стихийно компании молодежи держатся подчеркнуто отдельно от других групп и стремятся к тому, чтобы никто ими не руководил. Во-вторых, внутри таких групп срабатываются специфические групповые нормы, ценности и способы поведения. Члены такой группы молодежи (компании) ориентируются в своем поведении на групповые нормы. Они чувствуют обязанность исполнять их и связанны с ними. В-третьих, между уровнем развития личности членов и групповыми нормами имеется тесная взаимосвязь: личности членов группы формируют и определяют групповые нормы, а последние, в свою очередь, влияют на формирование личности членов группы. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам.

Многие исследователи отмечают, что подросток, независимо от своего опыта потребления алкоголя, полученного в родительском доме, тем чаще употребляют алкоголь, чем больше у него пьющих друзей и чем сильнее социальное давление с их стороны. Для подростков характерны такие специфические психические проявления, как стремление к самостоятельности (реакция эмансипации), сближение со сверстниками (реакция группирования). По данным, более половины подростков, часто употребляющих алкоголь, на вопрос, что сыграло главную роль в приобщении их к алкогольным напиткам, на первое место по значимости ставят влияние выпивающих друзей и товарищей. Наибольшее влияние на подростков оказывают друзья, товарищи из социально неустойчивых «проблемных семей».

Воистину, алкоголь – не только опасный, но еще и коварный враг человека. Попав в организм, он не торопится его покинуть ни в день выпивки, ни в последующие. Медленно, но верно зеленый змий копит свои силы, словно подстерегая удобный момент для того, чтобы открыто себя проявить. Он бьет не сразу, но чаще всего наверняка. За злоупотребление алкоголем родителей тяжело расплачиваются дети.

К алкоголю часто прибегают, надеясь ощутить приятное настроение, снизить психическую напряженность, заглушить чувство усталости, моральной неудовлетворенности, уйти от реальности с ее нескончаемыми заботами и переживаниями. Одним кажется, что алкоголь помогает преодолеть психологический барьер, установить эмоциональные контакты, для других, особенно несовершеннолетних, он представляется средством самоутверждения, показателем «мужества», «взрослости».

V. Физическая культура за борьбу с алкоголизмом!

Изучение причин алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили в основном на анализе влияния микросоциальной среды – родителей (матери и отца), друзей, товарищей – и изучении влияния традиций, обычаев. С другой стороны, психиатры и психологи зарубежных стран часто пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности личности) (Касмынина Т.В. «Влияние алкоголя на организм подростка». М., 1989).
Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного и табака выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих соответствующую форму потребления спиртного и опьянения. Каждый должен внести вклад в решении проблемы, которая по своей сути является и социальной, и медицинской, и педагогической. В семье, школе, ВУЗе подросток должен получить первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления. Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания, и должно проводится постоянно.
Антиалкогольное воспитание в школе, училище не будет иметь эффекта, если дети в семье, наблюдая употребление спиртных напитков родителями, будут невольно проходить «курс алкогольного воспитания». Поэтому необходимо работать с семьями учащихся. У преподавателей и мастеров производственного обучения есть мощный психологический фактор для воздействия на сознание родителей, употребляющих алкоголь и злоупотребляющих им, — будущее их детей. Правильно использовать эту возможность — задача учебного заведения.
Подросток не только должен знать твердо, что алкоголь вреден и употребление его опасно. Он еще должен обладать определенными моральными и волевыми качествами, позволяющими ему отстоять свои убеждения в компании, где его будут уговаривать выпить подчас весьма уважаемые им старшие товарищи или сверстники. Больные хроническим алкоголизмом являются дурным, заразительным примером для окружающих, особенно для молодежи, они формируют вокруг себя «алкогольные группы», распространяют пьянство со всеми вытекающими последствиям: аморальными поступками, разрушением семьи, материальным и духовными обкрадыванием детей, неизлечимыми болезнями, тяжелыми травмами, преступлениями. Выявление, лечение и изоляция алкоголиков от подростков являются действительной мерой профилактики распространения пьянства среди молодежи (Касмынина Т.В. «Влияние алкоголя на организм подростка». М., 1989).
Физическая культура, спорт, занятия в кружках, библиотеках, правильная организация свободного времени, интересного и содержательного отдыха — все это, разумеется, противостоит развитию вредных привычек, и, прежде всего привычек к употреблению алкоголя и табачных изделий.

Праздность, безделье, сидка, наоборот наиболее плодородная почва для ее формирования.

О социальной роли физической культуры и спорта в современном обществе уже написано немало глубоких научных трудов и ярких публицистических заметок. Неоспорима роль спорта в процессе социализации личности, становлении характера молодого человека, формировании системы морально-этических ценностей, решении проблемы общения.

В молодежной культуре спорт занимает значительное место. По результатам многочисленных социологических исследований, проведенных различными научными центрами независимо друг от друга и в разных регионах страны, было выявлено, что занятия спортом вызывают наибольший интерес у современной молодежи. По разным источникам, занимаются спортом или хотят им заниматься до 60-70% опрошенных. Спорт является самым массовым увлечением российской молодежи. При сравнении с другими видами досуговой деятельности занятия спортом намного опережают любое из традиционных молодежных увлечений. Примечательно еще и то, что родители школьников очень высоко оценивают значение занятий спортом для своих детей. Так, в исследовании, проведенном в 1998 году в Самаре, родители на вопрос о том, в каких учреждениях дополнительного образования они хотели бы видеть своих детей, явное предпочтение отдали занятиям спортом (29,5%). Все остальные виды деятельности (изучение иностранных языков, музыкальные, художественные, компьютерные кружки и т.д.) в совокупности набрали лишь 24,6%.

Очень высок интерес у молодежи к событиям спортивной жизни и к спортивным кумирам. По данным различных исследований, около 70% молодежи интересуется спортивной и физкультурной тематикой.

Сегодня, когда в нашей стране стремительно распространяются алкоголизм и наркомания, становится чрезвычайно актуальным вопрос об участии спорта в борьбе с ними. Используя преобразующую природу спорта, его высокий престиж в глазах молодежи, необходимо мир спорта противопоставить миру ложных ценностей, в который погружаются потребители этих вредных веществ.

За последние годы проблема алкоголизма среди молодежи стала одной из самых острых и по своим масштабам уже угрожает национальной безопасности страны.

Выборочные исследования школьников показывают, что к 13 годам 40-50%, а к 16 годам 70-85% из них так или иначе приобщаются к приему алкоголя, а соответственно к пробам наркотиков и других психоактивных веществ в возрасте 13 лет — 2-5%, а 16 — 15-30% подростков.

Но профилактика молодежной наркомании не в том, чтобы постоянно провозглашать лозунги «Вредно и опасно «. Профилактика — это прежде всего активная работа по предупреждению алкоголизма. Надо сделать так, чтобы молодые люди отказывались от предложений пробовать алкоголь, сознательно противостояли вовлечению в алкоголизм.

Занятия спортом — это реальная альтернатива миру алкоголя. Молодежь, вовлеченная в спортивную жизнь, в меньшей степени подвержена воздействию явления алкоголизма.

Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму одним из приоритетных направлений своей деятельности признает активизацию физкультурно-спортивной работы среди молодежи, направленную на профилактику вредных привычек молодежи.

Одними из самых популярных упражнений, рекомендованных для профилактики, оздоровления являются бег, ходьба, плавание. Необходимо также добавить, что данные упражнения не будут эффективны, если они выполняются время от времени, по воле случая, ведь одним из основных достоинств подобных упражнений является их систематичность, цикличность. Также трудно ожидать эффекта без дополнительных мер: правильного питания, закаливания, здорового образа жизни (Орешник Ю.А. К здоровью через физкультуру. М. 1989).

Бег
Бег среди всех средств физической активности привлекает к себе наибольшее внимание, прежде всего потому, что он не требует никаких спортивных снарядов и сооружений. Бегать можно в парке, в лесу, около дома и даже у себя в квартире. Большая часть многомиллионной армии физкультурников занимается только бегом, считая его единственно возможной формой физической активности.
Если бегом заниматься разумно, правильно его дозировать, он может стать отличным средством профилактики целого ряда болезней и активным помощником в укреплении здоровья.
Бег — универсальное средство физической активности и физического воздействия на организм человека. Каждый высококвалифицированный спортсмен, каким бы видом спорта он ни занимался — будь то тяжелая атлетика, гимнастика или плавание, обязательно включает бег в программу своей общефизической подготовки. Делает он это потому, что бег более других видов вырабатывает выносливость — повышенную способность организма противостоять утомлению, необходимую как в спорте, так и в труде, обыденной жизни. Выработка выносливости связана с развитием резервных мощностей всех систем организма, и в первую очередь сердечнососудистой и дыхательной. Регулярные занятия бегом увеличивают мышечную массу и размеры сердца, значительно повышают сердечный выброс и минутный объем кровообращения, увеличивают жизненную емкость легких, повышают кислородные запасы в крови. Такова реакция организма на бег сравнительно медленный, но длительный (Орешник Ю.А. К здоровью через физкультуру. М. 1989).

В оздоровительных целях можно использовать бег разного вида. Медленный бег (бег трусцой) хорош для начинающих и лиц пожилого возраста. Быстрый бег отлично тренирует хорошо подготовленных физкультурников.

источник

Проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом актуальна в настоящее время для большинства стран. От вредного употребления алкоголя ежегодно умирают 2,5 млн человек, значительную долю из которых составляет молодежь. Употребление алкоголя является ведущим фактором риска плохого состояния здоровья во всем мире. Алкоголь может создавать тяжелые последствия для индивидов и их семей и серьезно влиять на жизнь общины. Чрезмерное употребление алкоголя является одним из четырех наиболее распространенных факторов риска возникновения основных неинфекционных заболеваний (НИЗ), которые поддаются изменению и предупреждению. В 2010 году Всемирная ассамблея здравоохранения приняла Глобальную стратегию сокращения вредного употребления алкоголя. Для обеспечения эффективного сотрудничества и проведения консультаций с государствами-членами но вопросам осуществления глобальной стратегии создана глобальная сеть национальных партнеров ВОЗ.

По потреблению алкоголя Россия занимает 15-е место в мире — 16,2 л на душу населения в год (эксперты ВОЗ считают уровень 8 л показателем начала деградации нации). 40% всех регистрируемых в России заболеваний связано с алкоголем. По данным Роспотребнадзора (2012), количество алкоголиков в России уже превысило отметку в 5 млн человек. Эта пагубная привычка оказывается прямой или косвенной причиной смерти 15% женщин и 1/з всех мужчин. В численном выражении это составляет около 500 тыс. человек каждый год, что больше всех эпидемий, стихийных бедствий и войн вместе взятых. В настоящее время получает распространение так называемый пивной алкоголизм. Растет продажа пива с повышенным содержанием (более 5°) алкоголя. Практически каждый второй юноша регулярно употребляет пиво, каждая третья девушка — алкогольные коктейли. Средний возраст приобщения к алкоголю — 11 .лет.

Алкоголизм — патологическое пристрастие к алкоголю, приводящее к нарушению социальных норм поведения, психическим и физическим расстройствам. Формирование алкоголизма происходит в результате систематического неумеренного употребления спиртных напитков.

Под влиянием алкоголя возникают нарушение равновесия, ясности восприятия окружающего, координации движений, снижение умственных способностей.

В психиатрической практике принят термин «хронический алкоголизм». Хронический алкоголизм развивается постепенно, незаметно для окружающих и самого пьющего, и в течение длительного времени расценивается ими как вредная привычка, а не болезнь. Одним из ранних симптомов хронического алкоголизма является исчезновение рвоты при выраженном опьянении, что позволяет употреблять все большие количества спиртного напитка. Одновременно появляется так называемая утрата самоконтроля: при употреблении вначале небольшого количества алкоголя (100-200 г) возникает труднопреодолимое желание пить еще и еще. Изменяется характер опьянения: в нем становится все меньше добродушия, пьяного веселья и беззаботности, все больше придирчивости, злобы, агрессивного отношения к окружающим, в первую очередь к близким.

Самым важным и наиболее постоянным признаком хронического алкоголизма является похмельный (абстинентный) синдром, представляющий собой комплекс физических и психических расстройств.

К признакам хронического алкоголизма относят изменения настроения: подавленность, пугливость, настороженность со склонностью к тревоге, страху и панике. Позднее появляются расстройства сна. Больной засыпаете трудом. Сон поверхностный, беспокойный, появляются кошмарные сновидения.

Хронический алкоголизм сопровождается определенными изменениями личности. Эмоциональные реакции больных определяются то благодушием и беспечностью, то легко возникающим раздражением, гневливостью, неприязненным и агрессивным отношением к окружающим, прежде всего к членам семьи. Лицам с хроническим алкоголизмом свойственна бестактность, склонность к грубому юмору, хвастовство и лживость, пренебрежительное отношение к бытовым и общественным обязанностям.

Читайте также:  Алкоголизм как вывести из запоя в домашних условиях

Хронический алкоголизм сопровождается различными соматическими расстройствами. В первую очередь от алкоголизма страдает желудочно-кишечный тракт. Сначала усиливается секреция желудочных желез и появляется обильное выделение желудочного сока с высокой кислотностью; образуется большое количество слизи. Затем наступает истощение функции железистого аппарата, приводящее к отсутствию в желудочном соке соляной кислоты и пепсина (ахилия). Под влиянием алкоголя развиваются острые и хронические гастриты, энтероколиты, осложняется течение хронических катаров желудка другого происхождения, язвенной болезни, повреждается печень, развивается анемия. Алкоголь оказывает влияние на витаминный баланс. При дефиците витаминов группы В усугубляются дистрофические процессы в печени, развиваются полиневриты, алкогольная энцефалопатия. В результате нарушения всасывания витамина К снижается свертываемость крови. Недостаточное всасывание витамина С вызывает развитие цинги, а нарушение усвояемости витамина А приводит к гемералопии (куриная слепота).

При остром алкогольном опьянении может наступить смерть вследствие паралича сосудо-двигательного и дыхательного центров. При хроническом алкоголизме постепенно развивается дистрофия сердечной мышцы и появляются признаки сердечной недостаточности (одышка, сердцебиение, отеки), повышается артериальное давление, поскольку нарушается сосудистый тонус.

Алкоголь, частично вдыхаясь легкими, раздражает слизистые оболочки дыхательных путей. В результате возникают хронические бронхиты, что нередко приводит к развитию эмфиземы и пневмосклероза. Часто возникает туберкулез легких. При хроническом алкоголизме наблюдается обострение таких хронических заболеваний, как диффузный гломерулонефрит, пиелит и цистит.

Естественно, что алкоголизм развивается не сразу. Существует следующая классификация, позволяющая отличить алкоголизм от пьянства, а пьянство от умеренного употребления алкогольных напитков (К).П. Лисицын, Н.Я. Копыт).

  • 1. Лица, не употребляющие алкогольные напитки (убежденные трезвенники, не употребляющие но религиозным соображениям или но состоянию здоровья).
  • 2. Лица, употребляющие алкогольные напитки редко (в основном но праздникам и семейным торжествам, в среднем не чаще 1 раза в месяц, в небольших количествах несколько рюмок вина или стопок крепких алкогольных напитков).
  • 3. Лица, употребляющие алкогольные напитки умеренно (1-3 раза в месяц, по не чаще раза в неделю и в сравнительно небольших количествах: до 200 г крепких напитков или до 500 г вина с учетом возрастно-половых и других особенностей человека). Поводы всегда социально оправданы (праздники, торжества). Употребляющие алкоголь не допускают асоциальных проявлений.
  • 4. Злоупотребляющие алкоголем:
    • а) без признаков алкоголизма (употребление алкоголя несколько раз в неделю в больших количествах — более 200 г крепких напитков или более 500 г вина). Алкогольные напитки распиваются в случайных местах, без объяснимого повода. Формируется психическая зависимость от алкоголя (неудержимая тяга к спиртному и способность ощущать психический комфорт только в состоянии опьянения), постепенная деградация;
    • б) с начальными признаками алкоголизма — наличие не только психической зависимости, но и измененной реактивности на алкоголь, включающей несколько симптомов, а именно: утрату защитного рвотного рефлекса; утрату чувства отвращения к спиртному по утрам; изменение формы употребления алкоголя — переход от эпизодического к систематическому потреблению; способность организма нормально функционировать при многодневном употреблении спиртного; изменение проявлений опьянения (исчезновение успокаивающего действия алкоголя и появление стимулирующего эффекта, утрирование черт характера в опьянении); утрата контроля за количеством употребляемого спиртного, повышение толерантности, г.е. устойчивости к алкоголю, социальные отклонения. Все эго соответствует первой стадии алкоголизма;
    • в) с выраженными признаками алкоголизма, когда появляются признаки физической зависимости от алкоголя, в частности абстинентный синдром (синдром похмелья), характерный для второй стадии алкоголизма. На этой стадии болезни происходит так называемое алкогольное изменение личности больного. Типичными чертами характера становятся лживость, эгоизм, черствость, грубость, жестокость. Оживление наступает лишь при мысли о предстоящей выпивке. Появляются апатия и безразличие и другие симптомы вплоть до серьезных психических нарушений (алкогольный психоз и др.).

Длительность второй стадии алкоголизма составляет: у взрослых 8-13 лет, у подростков 3-5 лет. Смерть больного может наступить уже на этой стадии в состоянии тяжелой абстиненции (похмелья), при длительном запое («смерть от опоя»), при тяжелом алкогольном психозе (часто из-за травм, полученных при попытке бегства больного от мнимых преследователей). Многие кончают жизнь самоубийством.

Существует и третья стадия алкоголизма, называемая конечной, или энцефалопатической, отличительным признаком которой является прежде всего снижение переносимости спиртного (толерантности). Форма потребления алкоголя может быть как систематическая, так и запойная (заной — многодневное пьянство), суточная доза алкоголя постепенно уменьшается. Возникают судорожные припадки но типу эпилептических, а также алкогольные психозы. На этой стадии нохмельный синдром (абстиненция) намного тяжелее, чем на второй стадии. Грубость, цинизм, безудержная злоба и агрессия — типичные черты алкоголиков на этой стадии болезни. Нарастает деградация личности, усиливаются признаки алкогольной энцефалопатии, т.е. дистрофических изменений в мозге, учащаются острые алкогольные психозы (алкогольный делирий — белая горячка), появляются зрительные иллюзии, затем полная бессонница и самый яркий симптом делирия — зрительные галлюцинации (обманы восприятия). Прогноз неблагоприятный: смертность больных с третьей стадией алкоголизма высокая в результате истощения всех органов и систем организма, а также из-за тяжести похмелья и запоев, во время которых происходят декомпенсация и обострение всех имеющихся заболеваний. Тяжелые депрессии часто приводят к самоубийству.

Имеется немало указаний на разнообразные повреждения репродуктивной системы у лиц, страдающих алкоголизмом. Описано, в частности, снижение числа сперматозоидов, уменьшение подвижности и изменение их формы. В продуктах половых желез алкоголиков обнаружено 80-96% патологически измененных сперматозоидов. Обнаружено, что у мужчин, умеренно потребляющих алкоголь, число сперматозоидов в семенной жидкости снижено на 32,4%, а у систематически потребляющих алкоголь — на 56,2%; подвижность сперматозоидов уменьшена соответственно на 30 и 38,5%. У хронических алко- голиков-мужчин часто обнаруживаются признаки снижения уровня мужских половых гормонов (андрогенов), что проявляется в импотенции, атрофии яичек, бесплодии.

Потребление алкоголя приводит к снижению уровня витаминов, кислот, необходимых для развития эмбриона, плода. У беременных женщин при этом изменяется активность различных ферментов, в особенности в печени, а также нарушается функция плаценты. Проникающий из крови матери этанол (этиловый, он же винный спирт) вызывает изменения метаболизма развивающегося мозга и других органов. Связанные с алкоголизацией родителей изменения половых клеток приводят к алкогольным эмбриопатиям (нарушениям развития эмбриона).

У пьющих женщин нередко нарушаются течение и исход беременности, возрастает частота выкидышей, нередко беременность завершается рождением ребенка с врожденными уродствами. Это связано с тем, что алкоголь легко проникает через естественный защитный барьер — плаценту. Особенно велика эта опасность в критические периоды, когда чувствительность эмбриона и плода к чужеродным веществам максимальна. К действию алкоголя развивающийся организм особенно уязвим на протяжении 3-8 недели беременности, а максимальная чувствительность отмечается в течение 4-6 недели.

Употребление спиртных напитков в это время может привести к алкогольному синдрому плода — особому типу сочетания врожденных дефектов с последующими нарушениями как умственного, так и физического развития. Ведущими признаками алкогольной эмбриопатии являются несоответствие роста, развития и массы тела плода его внутриутробному возрасту, а также пороки развития органов и частей тела. Микроцефалия (неестественно маленькая голова), недоразвитый подбородок, уплощенный затылок, волчья пасть, микрофтальм (значительное уменьшение глазных яблок неправильной формы, иногда с полупрозрачной роговицей), птоз (опущение верхнего века), косоглазие, эиикантус (вертикальная складка кожи полулунной формы, закрывающая внутренний угол глаза, а иногда и всю глазную щель) — вот неполный перечень черепно-лицевых аномалий, характерных для алкогольного синдрома плода. Алкогольная эмбриопатия проявляется в пороках сердца, половых органов. У таких детей встречаются и удвоенные мочевыводящие пути, нетипичное расположение мочеиспускательного канала, отсутствие заднего прохода.

Чем объясняется столь пестрая картина патологии? Дело в том, что органы и части тела будущего ребенка формируются в разные сроки. Аномалии возникают в тех «горячих» точках, где интенсивность роста и деление клеток максимальны.

Опасность возникновения пороков развития для нервной системы наиболее велика на 18-е сутки после оплодотворения яйцеклетки. Для сердца — в промежутке между 25-ми и 38-ми сутками беременности, для дефектов конечностей — от 25-х до 35-х суток. Формирование половых органов может быть нарушено в сроки от 36-х до 180-х суток беременности.

Алкоголь влияет не только на половые железы, но и на аппарат наследственности. Проведенные исследования как у нас в стране, гак и за рубежом показали изменения хромосом в клетках крови алкоголиков. Они состоят в уменьшении числа хромосом, их разрывах, нарушениях формы. Таких клеток с измененными хромосомами у алкоголиков во много раз больше, чем у непьющих. Под влиянием алкоголя наступают изменения хромосомного аппарата и половых клеток.

Следует иметь в виду, что пристрастие к спиртному не обусловлено какой-либо болезнью. Оно следствие, а не причина пьянства, которое является дурной привычкой, порождаемой неправильным воспитанием, моральной неустойчивостью, сохранившимися старыми традициями и обычаями. Таким образом, и курение, и алкоголь представляют серьезную опасность для человеческого организма начиная с момента зачатия и на всю жизнь.

Особенно тяжелы последствия употребления алкоголя в подростковом и студенческом возрасте. Как с медицинских, так и с социальных позиций пьющие юноши и девушки имеют большую степень риска возникновения заболеваний и отклонений в поведении и т.д.

Решающую роль в привыкании к спиртному, а затем в появлении пьянства и алкоголизма играют неблагоприятные микросреда и неправильное воспитание. Поэтому необходимо, чтобы развитие личности было ориентировано на реальность, дающую возможность по-новому увидеть и удовлетворить те потребности, например, в самоуважении, смене впечатлений, которые раньше привычно удовлетворялись с помощью алкоголя.

Б.С. Братусем была разработана и описана методика поэтапного перехода из патологического состояния в качественно иной психологический ранг, включающая в себя четыре этапа. Первый — мотивационный этап, где главной целью является создание у больных высокой личностной, эмоциональной заинтересованности в предлагаемых неи- хокоррекционных занятиях но данной методике. На втором — ориентировочном этапе — вводятся многочисленные мотивы (предметы) трезвеннической жизни, потенциально способные определить существующее нотребностное состояние. На третьем — собственно установочном — на основе достижения ориентировочного этапа формируются личностно-приемлемые для данного пациента мотивы трезвеннической жизни, индивидуальная форма трезвеннической установки. Четвертый этан — деятельностный — заключается в разработке для каждого пациента развернутых планов организации будущей трудовой жизни.

Таким образом, современная комплексная терапия алкоголизма включает не только биологические и психотерапевтические методы воздействия, но и обязательно дополняется социально-психологической реабилитацией больных. Только такое сочетание различных факторов может приводить к длительной ремиссии и выздоровлению больных хроническим алкоголизмом.

источник

Работа представляет собой теоретическое исследование вопроса влияния физкультуры и спорта на профилактику наркомании.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 67

имени героя России Владимира Шатова

Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта

Глава 1.Состояние проблемы:

Глава 2. Условия распространения наркомании в подростковой и молодежной среде…………………..………………………………………. 6

Глава 3. Физическая культура и спорт — эффективные средства профилактики наркомании в подростковой и молодежной среде.……………………………………………………………………………..8

Глава 4. Основные причины, сдерживающие использование ФКС в профилактике наркомании……………………………………………………9

Глава 5. Реализация программных мероприятий по профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи………………………………………………………………………..10

Список источников и литературы………………….……………………….13

В настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция к значительному росту потребления алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи.

Но особую озабоченность вызывает употребление наркотиков молодежью, что становится одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества.

Между тем, несмотря на огромные масштабы этого явления, отечественная образовательная система все еще демонстрирует откровенную неспособность к системной и комплексной профилактической работе. Воспитание потребности в здоровом образе жизни больше декларируется, чем реализуется и число подростков, употребляющих наркотики, растет.

На фоне этой общественной проблемы я решила провести исследование и выявить причины, по которым у современного поколения возникает пристрастие к наркотикам и алкоголю, пагубно действующих на наш организм, какую роль играет физическая культура и спорт в профилактике этой вредной привычки, и как реализовать программны мероприятий по профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи.

Поэтому я выбрала предметом своего исследования профилактику наркомании средствами физической культуры и спорта.

Цель исследования — исследование состояния проблемы в мире (статистика), изучение причин возникновения наркомании и выявление мер по профилактике этой острой проблемы общества.

1.Изучить и проанализировать проблему наркомании в России и среди учеников МБОУ СОШ № 67 .

2.Изучить и проанализировать причины возникновения наркомании.

5.Узнать, изучить и выявить меры по профилактике наркомании.

6.Сделать выводы о проделанном исследовании.

Глава 1.Состояние проблемы в России и в зарубежных странах.

1. Состояние проблемы в России:

В настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция к значительному росту потребления алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи.

Темпы роста наркотизации российского общества и преступности, связанной с наркотиками, справедливо рассматриваются как одна из реальных угроз национальной безопасности страны.

За последние пять лет количество потребителей наркотиков увеличилось более чем в три раза. Расширение внутривенного введения наркотиков приводит к быстрому распространению ВИЧ-инфекции и других тяжелейших заболеваний. Быстрыми темпами растет смертность от употребления наркотиков. Так, количество смертей среди лиц, состоявших на наркологическом учете, возросло за последние 5 лет на 31%, в том числе от передозировки — на 47%.

Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, злоупотребления алкоголем и наркотиками и преступности несовершеннолетних. В состоянии опьянения подростки совершают 50% всех правонарушений. Основной возраст первого знакомства с наркотиками — 11-14 лет (41%) и 15-18 лет (51%). К подростковому возрасту свыше 10% школьников уже пробовали наркотические средства.

2. Наркомания в зарубежных странах:

Проблема наркомании — проблема все большего числа государств. Существуют различные национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков, которые можно условно свести в три группы.

Первая группа — «группа жесткой политики», в которой борьба ведется самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, и законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. К ним относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан.

Вторая группа — «группа жесткого контроля». Здесь осуществляется жесткий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние меры не предпринимаются. К ним относятся, в частности, США, Великобритания, Франция.

Третья — «либеральная группа». Hаиболее известным ее представителями является Голландия, а также Швейцария (г. Цюрих). Следует сразу отметить, что неверен укоренившийся, в том числе и в России, миф о том, что в Голландии существует полная легализация наркотиков. Дело обстоит не так. В результате за десятилетие число только зарегистрированных наркоманов возросло с 200 тысяч почти до 1,6 миллиона.

Hа пути борьбы с наркотиками наибольшего успеха добились США — за последнее десятилетие количество лиц, употребляющих наркотики, сократилось вдвое.

Одна из главных причин этого — борьба с наркотиками стала действительно общенациональной и включает в себя как усилия по правительственной линии, так и по линии неправительственных структур типа движения «За Америку, свободную от наркотиков» .

При этом необходимо отметить, что расходы на антинаркотическую кампанию в США за последние годы составляли порядка одного миллиарда долларов ежегодно.

Глава 2. Условия распространения наркомании в подростковой и молодежной среде.

Что же подталкивает подростков к тому, чтобы начать принимать наркотики? А причин порой бывает не так уж и мало. Молодые люди начинают употреблять наркотики часто из-за глубоких личных внутренних проблем: девушка отвернулась, кроссовки старые, неприятный разговор с родителями (для подростка это все серьезные проблемы). И в такой момент найдется «доброжелатель», который «поможет» справиться с тяжелыми чувствами и мыслями — просто и легко — с помощью наркотика уйти от решения проблемы.

Некоторые начинают из любопытства: «Что же это такое, если о нем так много говорят и пишут?» Конечно, любопытство — это хорошая черта, и то, что дети хотят знать всё — это прекрасно. Но тем и опасно оно, что трудно управляемо. Многие школьники начинают потреблять наркотики не потому, что это нужно для организма, а потому, что есть мода на них. «Все, что модно — нам нужно». Это псевдоценность, и в ней нет позитивного переживания, а о последствиях они задумываться не хотят.

А иногда, чтобы просто поднять настроение; получить новые, необычные ощущения; вести себя раскованнее или чтобы не отстать от других и быть «как все». Все радуются, бесятся, смеются: «Смотри, как нам весело, присоединяйся и погружайся в наш мир. Ты не с нами, значит против нас, но тогда мы на тебя обидимся». И неважно, что выйти из «этого» мира не получится никогда. Но ради псевдодружбы, псевдосолидарности, псевдорадости подросток следует за «друзьями», не понимая истинного значения группового давления, не в состоянии противостоять им или отказать.

Читайте также:  Препараты для лечения алкоголизма которые снижают тягу к спиртному

Часто это протест против образа жизни, против существующих отношений (в частности в семье — между родителями и близкими людьми). Если взрослые не дают возможности ребенку быть самим собой, значит, ему с ними неуютно и некомфортно. И он обязательно будет искать в другом месте возможности чувствовать себя человеком и личностью. Где он найдет желаемое — непредсказуемо. Плохое поведение подростка — это ответная реакция ребенка на неправильные действия родителей, педагогов и близких.

А желание казаться взрослее?! Желание самоутвердиться и быть принятым в кругу общения (пусть даже такой ценой)?! Или просто потому, что их легко достать, а так как они существуют и рядом, так почему бы их и не попробовать? Тем более, что приобрести наркотики сейчас в нашей стране не так уж и трудно. Их пытаются распространять даже в школах. И первый раз их предлагают, как правило, бесплатно, а затем могут насильственно вовлекать и даже шантажировать.

Дополнительной причиной наркомании является отсутствие разумных развлечений, которые иногда заменяются «нездоровой» литературой, телепередачами, специфическими кинофильмами, в которых смакуются переживания наркоманов, их жизнь и приключения.

Широко распространенной ошибкой является уверенность в том, что только материально обеспеченные и неустойчивые молодые люди могут стать наркоманами. Практика показывает, что наиболее способными к осмысленной организации свободного времени выявляются те подростки, чьи родители находятся на верхних ступенях социальной лестницы, поскольку у них увеличивается время обучения и подготовки к взрослой жизни. Неспособны и не приучены к серьезному анализу ситуации, подростки начинают не только перенимать конкретные недостатки, но, и отвергают прогрессивные идеи, здоровый образ жизни, культуру, правила поведения и т.п.

В последние годы получены данные о некоторой роли патологической наследственности наркомании. Во время обследования наркоманов часто проявляют наследственную отягощенность, от которой частично и зависит риск возникновения наркотической страсти, хоть это и не обязательно. Это, прежде всего конституциальная предрасположенность, врожденные признаки, определяющие характер и личностные особенности будущего наркомана. На таком фоне и развивается впоследствии наркомания. Этот фон влияет не только на причины, определяющие первое употребление наркотика. Но это не значит, что тот или иной человек обречен наркоманией с рождения. Наркоманами не рождаются. Наследственный фактор представляет собой лишь почву для развития пристрастия к наркотикам и формирование наркомании.

Глава 3. Физическая культура и спорт — эффективные средства профилактики наркомании в подростковой и молодежной среде.

Вопросы выработки стратегии профилактики заняли в работе особое место. Руководителем отдела НИИ наркологии Минздрава России Т.И. Петраковой были представлены разные подходы к организации профилактической работы. Накопленный опыт показывает, что эффективность профилактической работы зависит от качества разрабатываемых программ, их адресности и комплексной реализации.

Спорт, физкультурно-спортивная деятельность вполне могут стать действенным средством предупреждения наркомании среди молодежи.

Представитель Минобразования России Л.Г. Логинова подчеркнула, что проведение профилактических мероприятий должно осуществляться прежде всего в образовательной среде. Надо глубоко понять мир подростка, сложности восприятия им окружающей действительности. В школе нужно создавать атмосферу нетерпимости к наркотикам, разъяснять молодым людям, что употребление наркотиков — это путь к смерти.

Депутат Госдумы М.И. Гришанков в качестве первоочередной задачи отметил необходимость совершенствования законодательства, направленного на создание нормативно-правовой базы для развития альтернативных видов деятельности. В частности, в стране надо создавать условия для развития массового детско-юношеского спорта, активно вовлекать в физкультурно-спортивную деятельность детей и подростков.

С одной стороны, интенсивная двигательная деятельность способствует выводу вредных веществ из организма, а с другой — физическая нагрузка как психологический каркас удерживает наркомана от мысли о наркотике. Да не стоит забывать и о том, что интенсивная физическая нагрузка дает человеку «мышечную радость», т.е. организм вырабатывает естественный продукт наслаждения для тела.

Глава 4. Основные причины, сдерживающие использование ФКС в профилактике наркомании.

К основным причинам, сдерживающим использование ФКС в профилактике наркомании, следует отнести:

  1. отсутствие должного финансирования;
  2. нехватку спортивных баз;
  3. недооценивание возможностей спортивной деятельности со стороны госструктур вне сферы ФКС;
  4. недостаток информации и пропаганды здорового образа жизни;
  5. снижение вклада научных и образовательных учреждений в развитие спорта и переподготовку специалистов;
  6. отсутствие целенаправленной работы по физическому воспитанию, особенно в дошкольных учреждениях;
  7. низкие темпы развития клубной системы занятий ФКС с учетом потребностей и возможностей населения;
  8. недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень их материального обеспечения.

Возможными предпосылками начала потребления наркотиков могут быть как социальные причины: неблагополучная семья, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних, так и индивидуль-но-психологические факторы: подражание старшим или авторитетным сверстникам, попытка нейтрализовать отрицательные эмоции, аномальные черты личности, любопытство, подчинение давлению и угрозам.

Глава 5. Реализация программных мероприятий по профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи.

источник

  1. Министерство образования Нижегородской области
  2. Государственное бюджетное образовательное учреждение
  3. среднего профессионального образования
  4. «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»
  5. (ГБОУ СПО ЛПК)


ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Выполнил: Пугин Роман Владимирович

607800, Нижегородская область,

1. Теоретическое обоснование проблемы первичной профилактики наркомании

2.1 Физическая культура и спорт — эффективные средства профилактики наркомании в подростковой и молодежной среде

Таким образом, проблема настоящего исследования состоит в наиболее полном использовании возможностей физической культуры, обосновании ее содержательных и организационно-методических особенностей применения для разрешения вышеназванных противоречий при реализации первичной профилактики наркомании в молодежной среде.

Гипотеза исследования. Предполагается, что повышение эффективности первичной профилактики наркомании в подростково-молодежной среде может быть достигнуто в результате приобретения учащимися ключевых образовательных компетенций в процессе реализации образовательных антинаркотических программ, основой которых является формирование личности на основе физической культуры.

Цель исследования — повысить эффективность первичной профилактики наркомании в молодежной среде на основе научного обоснования и внедрения вариативной образовательной программы, предполагающей формирование физической культуры личности.

1. Проанализировать на основе литературных источников и официальных документов ключевые проблемы противодействия распространению наркотизма и наркомании в подростково-молодежной среде.

2. Выявить отношение школьников к проблемам наркотизма, определить наиболее значимые биологические и социальные факторы риска здоровья молодежи и условия, оказывающие влияние на уровень распространения наркотизма и наркомании в молодежной среде.

3. Провести мониторинг отношения родителей и учащихся к проблемам наркомании.

Обоснование концепции первичной профилактики наркомании среди учащейся молодежи осуществлялось на основе изучения эпидемиологической обстановки по наркомании и опиралось на научные теории отечественных и зарубежных ученых в области медицины (П.П. Горбенко, С. Гурски, В.В. Резвана, Д.В. Черкашина и др.), психологии (К.С. Лисецкого, К.С. Холла, Л. Хьелла), педагогической психологии (И.А. Зимней), педагогики (А.В. Хуторского и др.) и педагогики физической культуры и спорта (М.Я. Виленского, С.П. Евсеева, В.И. Криличевского и др.).

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями социальных педагогов, воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркоманий, токсикоманий и алкоголизма.

В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики [24, 83]:

— медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье;

— образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

— психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

По категории ущерба, приносимого наркотизацией, можно выделить три группы факторов — медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для образовательной среды это выглядит следующим образом:

— ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде;

— снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов;

— распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и молодежи.

— незавершенное среднее и высшее образование (в том числе зачастую — незаконченное основное общее образование);

— нереализованное среднее образование;

— снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.

Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании — гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди детей и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств, необходимых для лечения наркоманов.

Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему [26, 103]:

— распространение субкультуры наркозависимых;

— деформация иерархии общественных ценностей;

— ухудшение демографических показателей (в т.ч. снижение рождаемости уже в ближайшем будущем).

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена — школы, профессиональные училища, менее активно — колледжи, лицеи и ВУЗы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах отмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы).

Наркомания — это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями — (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни), и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно, если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться с отступлениями от «правила неприкосновенности», т.к. в конечном счете речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе.

Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии, оригинальных отечественных разработок, коллективов, способных реализовать профилактические программы, эта основная сфера антинаркотической деятельности остается без должного внимания заинтересованных ведомств. Основной причиной такой ситуации является межведомственная разобщенность, отсутствие единой стратегической концепции профилактики.

Попытки решить проблему путем активизации деятельности наркологической службы страны не приносят должного результата. Причин этому несколько: отсутствие реального постоянного контакта наркологов с коллективами несовершеннолетних (которые являются основной средой для приобщения к наркотикам), трудность первичного выявления начальных этапов алкоголизма и наркомании, слабая материально-техническая база наркологических учреждений.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов [16, 83].

Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, психодрама, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений, позволит уже в ближайшем будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:

— любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы;

— просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека;

— информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений):

— родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения;

— для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

При этом не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:

— использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана;

— искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;

— разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;

— ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;

— упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков;

— оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами;

Важным звеном в противостоянии наркомании является физическая культура и спорт (ФКиС), которая как социально значимый вид деятельности отвечает потребностям формирующейся личности и обеспечивает ее успешную социализацию.

В сложившихся условиях роль физической культуры и спорта в профилактике постоянно возрастает, о чем свидетельствуют результаты работы двух Всероссийских научно-практических конференций по проблеме: «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи», проведенных Госкомспортом России в Смоленске (2000 г.) и Краснодаре (2002 г.).

В итоговых документах конференций указывается, что одним из важнейших направлений в профилактике наркомании и преступности среди молодежи является организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства.

В последние десятилетия при школах, СПО и НПО стали создаваться подобные структуры. Основная направленность их деятельности заключается в отвлечении детей от асоциальных явлений микросреды, вовлечении в спортивные секции, формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, в нравственном воспитании при активном использовании средств и методов физической культуры и спорта.

К основным причинам, сдерживающим использование физической культуры и спорта в профилактике наркомании, следует отнести:

— отсутствие должного финансирования;

— недооценивание возможностей спортивной деятельности со стороны госструктур вне сферы ФКС;

— недостаток информации и пропаганды здорового образа жизни;

— снижение вклада научных и образовательных учреждений в развитие спорта и переподготовку специалистов;

— отсутствие целенаправленной работы по физическому воспитанию, особенно в дошкольных учреждениях;

— низкие темпы развития клубной системы занятий ФКиС с учетом потребностей и возможностей населения;

— недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень их материального обеспечения.

Важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение детей и подростков в занятия спортом, учитывая мотивы начала занятий в секции, ведущие и лимитирующие звенья в структуре различных сторон подготовленности.

В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов подбор средств и методов тренировок необходимо осуществлять исходя из интересов и потребностей подростков, применяя дифференцированный подход при формировании группы занимающихся [24, 98]:

— учебный материал должен быть понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенным усилием, поскольку в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность;

— усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляются постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности;

— важно своевременно применять методы принуждения, наказания, поощрения;

— в процессе занятий необходимо осуществлять контроль за выполнением заданий тренера, следить за дисциплиной, внешним видом, посещаемостью.

Важное значение в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах, направленных на профилактику приема психоактивных веществ, отводится коррекции психоэмоционального состояния детей и подростков, используя для этого следующие методические приемы:

— создание педагогических условий, в которых тревожные подростки могли бы действовать уверенно, без лишнего напряжения и страха (облегченные условия выполнения упражнений);

— при неуверенности учащегося иметь несколько вариантов выполнения задания, поощряя их за трудолюбие, самостоятельность и т.п.;

— предоставление агрессивным подросткам ведущих ролей при проведении эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения, тестировании;

— извлечение максимальной пользы из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками;

— проведение групповых бесед, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, поддержание инициативы, самостоятельности и взаимопомощь при освоении новых двигательных навыков.

Основными средствами вовлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:

— на начальном (побуждающем) этапе — беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта;

Читайте также:  Женский алкоголизм как основа вырождения нации

— на этапе формирования устойчивого интереса к ФКиС — беседы, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений тренера-учителя, участие в соревнованиях и их судействе и т.д.;

— на этапе стойко сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой или виду спорта — контроль тренера и педагогов за деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в соревнованиях, ходатайство о снятии с учета в органах милиции.

Среди первоочередных задач профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта следует рассматривать:

— повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровень их образования в области ФКиС;

— наделение должным статусом системы физического воспитания в детских садах и яслях;

— физическую культуру как образовательную область и учебный предмет, который должен быть включен в план всех образовательных учреждений;

— объем двигательной активности на всех возрастных этапах (он должен составлять не менее 6-8 ч в неделю).

Федеральный закон РФ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 25 октября 2006 года № 170-ФЗ дает юридическое определение профилактике наркомании и антинаркотической пропаганде:

-профилактика наркомании – совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании;

-антинаркотическая пропаганда – пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

Как видно из этого закона, основной положительный вектор антинаркотической пропаганды направлен на формирование у наших сограждан здорового образа жизни, ядром которого и является оптимальная физическая активность человека, а отрицательный – на формирование негативного отношения к наркомании, сложнейшей и многограннейшей проблемы, решение которой невозможно без комплексной и скоординированной системы мероприятий различного характера.

Данный факт со всей очевидностью демонстрирует огромный потенциал средств физической культуры и спорта как в профилактике наркоманий, так и особенно в антинаркотической пропаганде.

Анализ многочисленных публикаций позволяет выделить три уровня наркопрофилактического использования средств физической культуры и спорта:

-первый уровень предполагает применение различных средств, методов, форм занятий по физической культуре и спорту с молодежью с целью ее отвлечения от «вредных привычек», уменьшения вероятности приобщения к ним за счет целесообразной организации досуга, заполнения «вакуума» свободного времени, формирования социально одобряемой активности и установок, повышения стресссоустойчивости, формирования оптимистического взгляда на жизнь;

-второй уровень выражается в установках на оздоровление и приобщение к здоровому образу жизни;

-третий уровень предусматривает формирование и коррекцию основных свойств личности молодежи в процессе занятий физическими упражнениями (профилактическая работа строится на основе учета сформировавшейся ценностной концепции жизни каждого молодого человека и предполагает возможности коррекции этой концепции, тех или иных свойств личности – черт характера, направленности, мировоззрения, самосознания, эмоционально-волевой сферы и т.д.).

Спортивно-массовые мероприятия (куда относятся и физкультурно-оздоровительные) являются, основным направлением профилактики негативных социальных явлений и антинаркотической пропаганды в сфере физической культуры и спорта. Это и понятно, поскольку соревновательность – основополагающее качество спортивной деятельности, а спорт по своей сути есть не что иное как официальное систематически возобновляющееся соревнование, организованное в соответствии с принципом «честного соперничества» или «честной игры».

Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия – важнейшее направление профилактики негативных социальных явлений и, в частности, антинаркотической пропаганды – может принести положительный эффект только в случае их системности, периодической повторяемости и методической обеспеченности.

При этом основная цель методики проведения любых соревнований должна состоять в том, чтобы сопоставление своих способностей со способностями других формировало мотивацию к самосовершенствованию участников состязаний.

Информационно-образовательные акции антинаркотической профилактики и пропаганды нацелены на организацию учебной деятельности школьников и учащейся молодежи с целью освоения ими знаний о негативных последствиях опасных экспериментов со своим здоровьем, а также формирования умений и навыков корректировки своего психоэмоционального и физического состояния и, вообще, удовлетворения своих базисных потребностей в социально приемлемых формах.

Агитационно-пропагандистские акции – это технологии, напрямую реализующие содержание антинаркотической пропаганды и являющиеся важным компонентом любого профилактического мероприятия физкультурно-спортивного характера.

Главная идея повышения эффективности использования средств физической культуры и спорта в профилактике наркоманий и антинаркотической пропаганде состоит в создании постоянно действующей системы такой работы, внедрении ее во все учреждения и организации, где представлена физическая культура и спорт: общеобразовательные учреждения; учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; учреждения дополнительного образования, спортивные клубы и федерации; места отдыха и проведения досуга, в первую очередь детей, подростков и молодежи и др.

Профилактические и пропагандистские программы и технологии должны быть заполнены не только и даже не столько запугивающей информацией, но и прежде всего конкретными предложениями по самосовершенствованию и самоактуализации в социально приемлемых формах.

2.1 Физическая культура и спорт — эффективные средства профилактики наркомании в подростковой и молодежной среде

Спорт, физкультурно-спортивная деятельность вполне могут стать действенным средством предупреждения наркомании среди молодежи.

Представитель Минобразования России Л.Г. Логинова подчеркнула, что проведение профилактических мероприятий должно осуществляться прежде всего в образовательной среде. Надо глубоко понять мир подростка, сложности восприятия им окружающей действительности. В школе нужно создавать атмосферу нетерпимости к наркотикам, разъяснять молодым людям, что употребление наркотиков — это путь к смерти.

Депутат Госдумы М.И. Гришанков в качестве первоочередной задачи отметил необходимость совершенствования законодательства, направленного на создание нормативно-правовой базы для развития альтернативных видов деятельности. В частности, в стране надо создавать условия для развития массового детско-юношеского спорта, активно вовлекать в физкультурно-спортивную деятельность детей и подростков.

Совместная работы школы, учителей, родителей и различных общественных организаций при включении в план работы различных мероприятий по профилактике наркомании позволит сформировать в обществе негативное отношение к наркомании.

Нами проанализирован план мероприятий по профилактике наркомании Новоблаговещенской ООШ, который представлен в таблице.

План мероприятий по профилактике наркомании среди детей,

подростков и молодежи .

Темы Цель Форма
1 Что такое наркотики и наркомания? Как становятся наркоманами? Знакомство с понятием «наркомания» и как становятся наркоманами. Беседа
2 Наркотики и последствия. Анкета на тему: «Знаете ли вы последствия употребления наркотиков?» Знакомство с последствиями употребления наркотиков. Беседа
3 Удовольствие и зависимость в нашей жизни Развитие представлений о риске возникновения зависимостей. Беседа
4 Черные буквы Формирование осознанно отрицающего отношения к наркомании. Интеллектуальная игра
5 «Роковой шаг» Осмысление проблемы наркомании и определение собственной позиции в этом вопросе. Просмотр видеофильма, обсуждение с применением игровых приемов
6 Как избежать давления сверстников и отказаться от наркотиков и других дурных поступков Сформировать свою позицию отказа и не поддаваться давлению сверстников. Беседа
7 Осторожно: наркотики Показать серьезность проблемы и значимость личной ответственности. Просмотр видеофильма
8 Родительское собрание «Как уберечь детей от наркотиков» Обучить родителей, как нужно себя вести, чтобы уберечь своих детей. Лекция
9 Плакаты «Жизнь без наркотиков» Формирование у подростков ценностного отношения к жизни и отрицательного отношения к наркотикам. Творческое занятие
10 Жизнь – это наш выбор Формирование у подростков сознательного отношения к здоровью, сознательного отказа от употребления психоактивных веществ. Тематическая игра

Для реализации данного плана на классных часах и родительских собраниях были проведены: анкетирование, беседы, просмотры фильмов и др. Материалы представлены в приложении.

В ходе работы на первом этапе удалось выявить отношение учащихся к проблемам наркомании, результаты мониторинга представлены на диаграмме

Результаты мониторинга на 1 этапе

Положительное отношение к легким наркотикам было связано с недостаточной информированностью учащихся о вреде употребления наркотиков.

После проведенной работы было проведено повторное анкетирование по проблеме отношения учащихся к употреблению наркотиков. Результаты мониторинга представлены на диаграмме. После проведённой работы количество детей, отрицательно относящихся к употреблению наркотиков, увеличилось на 84%

Результаты мониторинга на 2 этапе

В этой связи решение специфических социально-педагогических задач антинаркотической направленности средствами физической культуры и спорта, будет наиболее эффективным на основе реализации идей личностно-ориентированного образования и воспитания, выбора видов спорта, определения содержания занятий по интересам.

Личностно — ориентированные двигательные программы формируют у детей подростков потребность в занятиях физической культурой и спортом, нацеливают на здоровый образ жизни и физическое совершенствование, обеспечивают готовность подростка

Вся проделанная нами работа над этой темой позволяет сделать вывод, что наркомания стала злободневной проблемой, не замечать которую уже нельзя: требуется глубокая проработка мер борьбы с этим явлением, в том числе и посредством выявления глубинных социальных причин и развитием физической культуры и спорта в подростковой и молодежной среде, пропагандой здорового образа жизни, предоставлением информации о последствии употребления наркотиков и нравственным воспитанием подростков и молодежи.

  1. Антонова, М.В., Исаев Н.А. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. — Орел, 2003.- 49с.
  2. Ахромова, А.Г. Медико-биологические, социальные и правовые аспекты наркомании: Учебное пособие – Краснодар: Издательство Кубанской ГАФК, 2001.
  3. Ахромова, А.Г., Погребной, А.И. Рекомендации для родителей по профилактике подростковой наркомании.– Краснодар: КГУФКСТ, 2003.
  4. Бойко, А. Не ждите первого звонка.-М.: Издательство «ВАГРИУС», 1998.- 352с.
  5. Вагнер, Э.Ф., Уолдрон, Х.Б. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления: учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 476с.
  6. Гордиенко, Н.Г., Погребной, А.И. Технология применения спартианских игр в профилактике наркомании среди молодежи: Учебное пособие. – Краснодар: КГУФКСТ, 2003.
  7. Кабачков, В.А., Тюленьков, С.Ю. Социально-педагоги-ческие подходы к профилактике подростковой наркомании средствами физической культуры и спорта.//Физическая культура.-2003.-№3.
  8. Копылова, А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. — Орел-2000.- 192с.
  9. Коробкина, З.В., Попов, В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. – 192с.
  10. Левин, Б.М. Наркомания и наркоманы: кН. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 160с.
  11. Основные направления использования физической культуры и спорта в профилактике потребления наркотиков и асоциального поведения учащейся молодежи // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования: Материалы Международной научно-практической конференции. – Волгоград: ВГСХА, 2006.
  12. Симонова, Л.А. Методическое пособие по профилактике наркотической, табачной и алкогольной зависимостей для учителей, учащихся и их родителей.- Орел, март 1999.- 52с.
  13. Соломзес, Дж.А., Чеурсон, В., Соколовский, Г. Наркотики и общество, — М. ООО «Иллойн», 1998.- 192с.
  14. Физическая культура и спорт – эффективное направление профилактики наркомании подростков и молодежи // Вестник Волгоградского государственного медицинского университет. — 2006. — № 4 (20) .
  15. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи» (22-24 мая 2002 г., г. Краснодар) / Под ред. В.А. Якобашвили и А.И. Погребного. – Краснодар: КубГАФК, 2002.
  16. Фридман, Л.С., Флеминг Н.Ф. Наркология: пер. с англ.- 2-е изд., испр.- М.:СПб.: «Издательство БИНОМ», 2000.- 320с.

Интернет – источники

Анкета по теме «Наркотики и подросток»

5. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

  1. читаю (являюсь читателем библиотеки) –
  2. занимаюсь в спортивной секции –
  3. занимаюсь в кружке, в студии –
  4. часто смотрю телевизор –
  5. слушаю музыку —
  6. собираемся со сверстниками во дворе, подъезде, подвале —
  7. что-то другое (указать что) —

6. Знаете ли Вы, что такое наркомания?

12. Знаете ли Вы, где можно купить наркотик?

  1. да: дискотека, школа, рынок –
  2. другое (укажите) —
  3. не знаю –

13. Употребляете-ли Вы наркотики?

  1. Изредка –
  2. Периодически —
  3. Постоянно –
  4. не употребляю —

14. Пробовали-ли Вы наркотики или их употребляет кто-либо из Ваших друзей или знакомых?

  1. Да –
  2. Нет –
  3. затрудняюсь ответить —

15.Знаете ли Вы о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?

  1. да –
  2. знаю, но со мной этого не случится –
  3. знаю, но я всегда смогу бросить принимать наркотики –
  4. нет –

16. Из каких источников Вы получили сведения о наркотиках?

  1. от сверстников –
  2. от родителей –
  3. из литературы –
  4. из бесед в школе –
  5. из телепередач –

17. Каковы, на Ваш взгляд, причины употребления наркотиков?

  1. Любопытство –
  2. стремление к подражанию —
  3. страх перед жизненными трудностями –
  4. потребность в самоутверждении –
  5. желание следовать традиции компании
  6. желание испытать необычные ощущения –
  7. для завоевания популярности –
  8. безделье –
  9. конфликты –
  10. стремление к подражанию –
  11. для облегчения контактов –

18. Ведет ли наркомания к моральному и физическому самоуничтожению?

19.Способствует ли наркомания распространению ВИЧ/СПИДа?

20. Причина смерти человека, злоупотребляющего наркотиками?

  1. Самоубийство –
  2. Отравление –
  3. Убийство –

в авариях —

21. Как Вы думаете, чем можно предотвратить употребление наркотиков?

  1. достоверной информацией о наркотиках и последствиях –осознанием гибельного пути –
  2. запретами со стороны родителей и взрослых —
  3. ужесточением законов –
  4. другое —
  5. затрудняюсь ответить –

22.Кому Вы доверяете, к чьим словам стоит прислушаться в вопросах о наркомании?

  1. Друзьям —
  2. людям, испытавшим на себе действие наркотиков –
  3. знакомым –
  4. работникам правоохранительных органов –
  5. родителям, родственникам –
  6. одноклассникам –
  7. врачам-наркологам –
  8. учителям –
  9. средствам массовой информации –
  10. никому доверять нельзя –
  11. другое (укажите) —

23. Как на Вас действует информация о наркотиках, которую Вы получаете из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?

  1. вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков –
  2. вызывает желание попробовать —
  3. не влияет на мое отношение к наркотикам —
  4. затрудняюсь ответить —

24. Нужна ли информация о наркотиках, наркомании и последствиях?

25. Где бы Вы хотели получить эту информацию?

  1. в школе —
  2. от родителей —
  3. из телепередач —
  4. из специальной литературы —
  5. затрудняюсь ответить-
  6. другое-

26. В каком возрасте, на Ваш взгляд, Вы хотели бы получить информацию о наркотиках?

  1. до 10 лет
  2. в 11-12 лет —
  3. в 13-14 лет —
  4. затрудняюсь ответить —

27. Что бы Вы предприняли, если бы узнали, что Ваш друг употребляет наркотики?

  1. сообщил бы родителям —
  2. посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер –
  3. сообщил бы классному руководителю –
  4. поговорил бы с другом и предложил свою помощь –
  5. другое (укажите) —
  6. ничего бы не сделал, это его личное дело —

Приложение 2

Дорогие родители!
Как обезопасить подрастающее поколение, своих собственных детей?

Предлагаем Вам анкету, которая поможет нам своевременно определить степень риска раннего начала употребления наркотиков, поможет выработать дополнительные мероприятия, направленные на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков.

Пожалуйста, выберите ответы, которые совпадают с Вашим мнением, обведите их порядковый номер или напишите свой ответ.

Для нас важны искренность и объективность Ваших ответов по всем вопросам анкеты. Анкета анонимная, подписывать ее не надо.

1. Знаете ли Вы окружение, друзей своего ребенка?

5-Другое; напишите, пожалуйста: ________________________________

2. Знаете ли Вы увлечения своего ребенка?

4-Другое; напишите, пожалуйста: ________________________________

3. Рассказывал ли Вам ребенок о своих знакомых или друзьях, которые употребляют наркотики?

4-Другое; напишите, пожалуйста: _______________________________

4. Разговариваете ли Вы с ребенком о вреде и последствиях наркотиков?

1-да, регулярно проводим беседы

2-считаю, что нет необходимости разговаривать об этом

3-хочу поговорить, но не знаю, как грамотно это сделать, чтобы не навредить

4-Другое; напишите, пожалуйста: ________________________________

5. Кто, по Вашему мнению, должен заниматься вопросами воспитания и профилактики в области противодействия наркомании (расставьте приоритеты)?

— специалисты учреждений социальной защиты населения

— специалисты медицинских учреждений

— специально подготовленные волонтеры (учащиеся и студенты)

— Другое; напишите, пожалуйста: _________________________________

6.Проверяете ли Вы своего ребенка на предмет противоправного поведения (курение, употребление спиртных напитков наркотиков)?

1-да, в случаях, если есть подозрение

3-нет, я полностью доверяю своему ребенку

5-Другое; напишите, пожалуйста: ________________________________

7. Известна ли Вам, какая в соответствии с законодательством Российской Федерации наступает ответственность за употребление, хранение, сбыт наркотиков?

1-да, я владею такой информацией

3-знаю, но очень поверхностно

8. Знаете ли Вы возможности и наличие в г. Улан-Удэ (Республике Бурятия) учреждений здравоохранения и социальных учреждений, занимающихся вопросами лечения наркомании?

1-да, они мне хорошо известны

4-Другое; напишите, пожалуйста: ________________________________
9. Ваше мнение, что необходимо сделать, чтобы остановить распространение наркомании в обществе?

1-законодательно ужесточить наказание за употребление и сбыт наркотиков

2-ввести принудительное лечение наркоманов

3-проводить встречи-беседы с бывшими наркоманами

4-усилить разъяснительную работу

6-Другое; напишите, пожалуйста _________________________________
10. В случае, если Вы узнаете информацию о лицах, употребляющих и распространяющих наркотики, готовы ли Вы сообщить об этом в правоохранительные органы?

2 — нет
11.Социально-демографические характеристики:

-пол: мужской, женский (подчеркните, пожалуйста).

-возраст: до 25 лет, 26-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет, 51-60 лет, старше 60 лет

-образование (например, полное среднее (школа), высшее, среднее специальное, и т. п.), укажите, пожалуйста: _____________________________
Спасибо за участие в анкетировании!

источник