Меню Рубрики

Профилактика алкоголизма среди подростков в школе классный час

Сейчас особенно много говорят о подростковом алкоголизме и активно ищут решение этой проблемы. Профилактика подросткового алкоголизма, разработанная еще в прошлом веке, не работает, пора это признать и отказаться от шаблонных методов влияния на школьников при помощи лекций и фильмов. Прежде всего нужно разобраться, по каким причинам возникает эта проблема, а затем начать искать решение.

Детский алкоголизм нуждается в активной профилактике

Пьющие дети вызывают отвращение или слезы жалости у прохожих, но мало кто задумывался, почему этот ребенок пьян. Не нужно винить рекламу, продавцов, что продали бутылку спиртного подростку. Государство не вливает насильно в детей алкоголь, интернет не пестрит заголовками «Выпей и ты станешь счастливее».

У маленького человека начались проблемы взросления, он не знает, как их решить самостоятельно, поэтому смотрит на взрослых, пытаясь найти ответ. Родители – главный объект внимания подростка. Все свои проблемы большинство взрослых заливают алкоголем, таким же образом поступает и ребенок.

Из поколения в поколение привычка выпивать при первых же незначительных трудностях предавалась. Некоторые матери до сих пор верят, что если добавить пару капель коньяка в бутылочку младенцу, он будет крепче спать. Более варварского отношения к грудным детям нельзя придумать.

Детский алкоголизм является бичом всего мира, немало страдающих от зависимости и в России. Не всегда эти дети происходят из неблагополучных семей. Часто это всем обеспеченные, но брошенные на произвол судьбы подростки, которые вступают на неверную дорогу.

Множество неизлечимых на сегодняшний день алкоголиков начали пить в 10-13 лет. Каждый второй в возрасте 14 лет пробовал алкоголь. Каждый третий употребляет его не реже, чем раз в неделю!

Причины, по которым дети начинают пить и становятся зависимыми от алкоголя:

  • родители сами позволяют детям в возрасте до 10 лет выпить в 60% случаев;
  • плохо успевающие по школьной программе дети, искренне верящие в свою ничтожность, это 70% случаев;
  • малая занятость и слабая мотивация среди молодежи стала причиной 40% случаев;
  • 91% алкозависимых детей из неблагополучных семей, иногда с одним или двумя пьющими родителями;
  • 53% алкозависимых детей недополучают внимания своих родителей.

На данный момент профилактика алкоголизма среди подростков начинает приносить свои плоды. Многие подростки приобщились к ЗОЖ и предпочитают с пользой проводить свое время: читать, ходить в кино и т. д.

Мода на спорт и правильное питание растет с каждым днем не только среди взрослых, но и среди детей. Уже сегодня тысячи людей стараются излечиться от алкозависимости, чем подают хороший пример подрастающему поколению.

Пить и курить больше не круто, но старые привычки все еще крепко тянут подростков на социальное дно.

Причины алкоголизма среди детей

Значительный вклад в профилактику алкоголизма среди подростков вносят педагоги. В школе у ребенка возникают первые проблемы с социальной адаптацией и половым созреванием. Там же подросток впервые пробует алкоголь в компаниях. Очень большая ответственность ложится на плечи педагога, учитывая, что в классе обычно больше 20 детей, каждого из которых нужно индивидуально простимулировать к стремлению быть лучше.

Основная задача школы – правильно сформировать у учащихся цель жизни. Прежде всего подрастающему поколению необходимо привить отвращение к алкоголю, стремление к здоровому и крепкому телу, желание достичь больших результатов.

Принципы профилактики алкоголизма у подростков в школе:

  1. организация системы противоалкогольного воспитания: необходимо проводить мероприятия и конкурсы против алкогольной зависимости на протяжении всего обучения;
  2. противоалкогольное воспитание должно предусмотреть постепенное просвещение о минусах опьянения и влиянии алкоголя на организм, необходимо учесть возрастную категорию и психологические особенности учащихся;
  3. если имеется возможность, пригласить на открытый урок медика, полицейского, человека, преодолевшего проблему. Можно попросить их рассказать детям об особенностях алкогольной зависимости и ее последствиях;
  4. необходимо подключить родителей к воспитанию отвращения к алкоголю.

В начальной школе профилактика детского алкоголизма проводится в несколько этапов. Детям младших классов даются антиалкогольные уроки при изучении темы «Охрана здоровья». С 5 класса проводятся беседы с приглашенными людьми, рассказывающими о вреде алкоголя и о том, как он влияет на жизнь человека.

В 8-11 классе проводятся отдельные лекции на тему бесплодия из-за алкогольной зависимости, о том, к чему приводит опьянение.

Также школа может влиять на судьбу родителей-алкоголиков. Профилактика алкоголизма в школе затрагивает и такую тему, как лишение родительских прав, штрафы. Здесь можно использовать профилактические беседы с психологом. Часто страх потерять самое дорогое заставляет непутевых родителей отказаться от спиртного и начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Если с рождения ваш малыш наблюдает за поведением пьяного отца или матери, не раз поднимающими бокал или рюмку, его ждет та же участь алкоголика. Некоторые матери употребляют горячительное еще при вынашивании ребенка и кормлении грудью, в этом случае зависимость приобретает врожденный характер, и от нее уже не избавиться.

Чтобы избежать беды, необходимо создать благоприятную среду для вашего чада в семье:

  • наладить отношения со всеми родственниками;
  • научить подростка правильному отношению к своему здоровью;
  • мотивировать его на поступки и проявлять интерес к его увлечениям и достижениям;
  • проводить беседы о вреде алкоголя как можно чаще, но делать это ненавязчиво;
  • подавать пример трезвой жизни, поскольку ваши дети стремятся быть похожими только на вас.

То, что он встал на ноги и пошел в школу, не значит, что он больше не нуждается в вашей защите и поддержке. Учебная организация не может воспитать достойного человека в одиночку. Проявляйте интерес к своему ребенку, спросите, как прошел его день, выслушайте. Это ваше чадо, и только вы несете ответственность за то, что с ним случится в будущем.

Профилактика подросткового алкоголизма

Иногда лидером группы подростков становится алкозависимый ребенок, пытающийся приобщить к вредной привычке своих друзей. В этом случае стоит обратить внимание на его поведение. Можно выделить следующие странности:

  • резкая смена настроения;
  • появление секретов от родителей и учителей;
  • потеря интереса к хобби;
  • резко упавшие оценки;
  • неожиданно ему потребовалось больше карманных денег без какой-либо причины.

Если от него пахнет спиртным, вы нашли в его рюкзаке бутылку пива, не стоит тешить себя самообманом – у вашего ребенка зависимость.

Вы должны донести всю суть дела, помочь решить проблему и вернуть его на правильный жизненный путь. Задача любого родителя – не оставаться в стороне.

Карманные деньги ребенок может тратить на алкоголь

Последствия подросткового алкоголизма не исцелить, здоровье навсегда останется поврежденным. Расстройства ЖКТ, тахикардия, варикоз, повышение артериального давления, аритмия. Иммунитет сильно ослабевает. Самое опасное и необратимое последствие детского алкоголизма – нарушение функций головного мозга, личность необратимо деградирует.

Профилактика алкоголизма у подростков – одна из актуальных тем у родителей и общеобразовательных учреждений. Несмотря на все принятые меры для запрета продажи алкоголя несовершеннолетним, ограничения на отпуск продукции после 22:00, проблема детского алкоголизма остается важной и сегодня.

Беда детской зависимости в том, что она оставляет непоправимый след, поскольку растущий организм с легкостью привыкает к яду.

Наивно полагать, что проблема разрешится сама собой нельзя. Сегодня ваш подросток только попробует, а потом алкоголь уничтожит его жизнь и здоровье. Не позволяйте и вашему чаду стать жертвой этой вредной привычки.

источник

Классный час, посвященный проблеме пивного алкоголизма, которая уже опережает проблему наркомании и токсикомании. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодежной субкультуры, неотъемлемым атрибутом отдыха.

Цель: профилактика употребления спиртных напитков среди подростков.

-оказание помощи в преодолении к употреблению спиртного через разъяснение последствии;

-воспитание у учащихся отрицательного отношения к проблеме.

— воспитывать уважение к законам, ответственность за своё поведение; побуждать к активному противостоянию вредным привычкам, к соблюдению здорового образа жизни.

Актуальность классного часа: предлагаемое мероприятие – это час общения на актуальную для подростков тему пивного алкоголизма .

Проведению мероприятия предшествует групповая работа детей. Желательно, чтобы каждая группа выбрала лидера, который будет распределять и координировать работу. Иначе все задание будут выполнять один-два члена группы. В ходе мероприятия каждая группа покажет результаты своей работы

Пиво и подростковый алкоголизм

Классный руководитель: Гуляева Л.Д.

Пиво и подростковый алкоголизм.

От пива делаются ленивыми, глупыми и бессильными

Классный час, посвященный проблеме пивного алкоголизма, которая уже опережает проблему наркомании и токсикомании. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодежной субкультуры, неотъемлемым атрибутом отдыха.

Цель: профилактика употребления спиртных напитков среди подростков.

-оказание помощи в преодолении к употреблению спиртного через разъяснение последствии;

-воспитание у учащихся отрицательного отношения к проблеме.

— воспитывать уважение к законам, ответственность за своё поведение; побуждать к активному противостоянию вредным привычкам, к соблюдению здорового образа жизни.

Актуальность классного часа: предлагаемое мероприятие – это час общения на актуальную для подростков тему пивного алкоголизма .

Проведению мероприятия предшествует групповая работа детей. Желательно, чтобы каждая группа выбрала лидера, который будет распределять и координировать работу. Иначе все задание будут выполнять один-два члена группы. В ходе мероприятия каждая группа покажет результаты своей работы

c)-итоги проведенного тестирования.
-Подведение итогов. Полезные советы;
-Благодарность за участие.

Добрый день. Сегодня мы с вами будем говорить о проблеме, кото­рая коснулась практически каждого. И о которой написано и сказано столько, что хватило бы ни на одну встречу. Это спиртные напитки, а точнее алкоголь.

«Действие алкоголя сказывается своим губительным влиянием на качест­ве и количестве нашей работы, на нашем здоровье, в том числе и на здоровье нового поколения, на нашей семье и, наконец, на всем нашем быту». Эти слова принадлежат А.В. Луначарскому. И, что парадоксально все об этом знают,, но все равно продолжают губить свою жизнь. Обыч­но это бывает так сказать «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества, но именно с этого и начинается приобщение к спиртному

Искусство изготовления спиртных напитков возникло за много столетий до нашей эры. Многочисленные исторические исследования убедительно показывают, что пьянство было уже в первых общественных формациях – у древних китайцев, египтян, индусов, греков и других народов. И еще до нашей эры человечество стало понимать пагубные последствия пьянства, о чем свидетельствуют отдельные ограничения спиртных напитков.

Некоторые китайские императоры казнили пьяниц. В Древней Индии служителей культа (браминов), уличенных в пьянстве, заставляли пить кипящее вино. Женам браминов за пьянство мужей выжигали на лбу изображение бутылки. По законам Греции неисправимых пьяниц карали смертной казнью или подвергали ссылке. Запрещалось употребление вина благородным римлянам, не достигшим 30-летнего возраста и женщинам.

Во время раскопок в Древнем Египте были найдены пустые амфоры, на дне и стенах которых имелись остатки какой-то жидкости. После анализа и исследований было установлено, что это были остатки пива, был восстановлен рецепт пива «древнеегипетского». А египетским царям и жрецам вина разрешалось употреблять в небольших количествах.

В средневековой Англии пьянство считалось позором, уличенных в нем водили по улице с ярмом на шее. В Голландии неисправимым пьяницам обрезали уши и изгоняли из страны. Карл Великий вначале истязал пьяниц секретно, при отсутствии эффекта – публично, а если и это не помогало, подвергал смертоносной казни.

Предполагается, что первыми пивоварами в Европе были монахи. Считается, что темное пиво – очень сытный и калорийный напиток. Если светлым хорошо утолять жажду, то темным можно утолить голод. Закрепившаяся за пивом репутация «жидкого хлеба» позволяла употреблять его в дни поста. До сих пор в Баварии сохранился женский монастырь, который не так славен своими церквями и благочестием, как отлично оснащенным пивоваренным заводом!

Наибольшее распространение пиво получило в Центральной Европе – в Германии, Австрии, Чехии. Популярным в старину оно было и на Руси. Это был праздничный напиток и варили его: «четыре раза в год, обыкновенно на Великий День (Пасху), Дмитриевскую субботу, на масленицу на Рождество Христово, а также по поводу крестин и свадеб!» — написано в словаре Ф. Броггауза и И. Ефрона.

Подросткам запрещалось пить до 16-18 лет, т.е. до тех пор, пока молодой человек не окрепнет физически.

Но времена и нравы меняются. В сегодняшней жизни, «чтобы жить красиво, надо пить пиво». Лишь совсем недавно, а точнее с 8 августа 2004 года. Начал действовать закон об ограничении рекламы пива. А 9 марта 2005 года президент РФ (В. Путин) подписал федеральный закон «Об организации розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляемых на его основе». Закон, который не допускает продажу пива несовершеннолетним.

Но вред, который принесла недавняя реклама пива, ориентированная на молодежь, сегодня вполне может называться «подростковый пивной алкоголизм». Те, кому в 1995 г. было от 5 до 11 лет, смотрели на рекламу пива как на естественное проявление жизни, и это поколение отравлено рекламой. Сейчас такие люди употребляют спиртное без внутренней мотивации протеста – это для них норма. Результаты на лицо: 59% московских школьников начали пить пиво в 13 лет, 39% делают это регулярно. За последние четыре года количество подростков в Екатеринбурге, страдающих детским алкоголизмом выросло в 20 раз. На учете в детских наркологических центрах стоят сотни человек. Самые маленькие пациенты – подростки 12-14 лет, с диагнозом «пивной алкоголизм» могут выпивать в день до 10-ти бутылок пива. Сегодня подростки пьют пиво во всех общественных местах.

Поскольку пиво обычно не вызывает такого крепкого опьянения, как крепкие напитки, и меньше мешает работе, его потребление лояльно воспринимается семьей и обществом. Может и вправду пиво – цветочки по сравнению с водкой? Отнюдь – главное действующее вещество в пиве – этиловый спирт, этанол. Точно так же как и в водке. Если проанализировать сведения, которые медики получают от лиц, страдающих алкоголизмом, то можно увидеть четкую картину. Тех, кто впервые попробовал алкоголь после 20 лет и спился – считанные единицы. Основная масса пациентов наркологических клиник – т.е., кто начал употреблять алкоголь и испытывать влечение к состоянию опьянения в возрасте 15-16 лет. Любой взрослый алкоголизм практически всегда имеет «корни» в подростковой среде. Абсолютно очевидно, что подростковый возраст – самый опасный возраст для приобщение к алкоголю. После совершеннолетия – совсем иная картина. Сформированы все физиологические системы, стереотипы поведения, профессиональные цели, то, что называется системой ценностей. А подростковый возраст – как раз время поиска, формирования этих целей и ценностей. И если сунуть тут подростку бутылочку пива в качестве главной ценности, главной целью очень скоро станет стремление к «кайфу» — состоянию опьянения, и ни шагу дальше. А пивной алкоголизм протекает еще тяжелее, чем любой другой. И если раньше пиво являлось «стартовым» напитком, с которого начинали практически все алкоголики, постепенно переходя к более крепким напиткам. Теперь же часто бывает иначе: начав с пива, им же и заканчивают. Этот общественно-медицинский феномен очень опасен – пивной алкоголизм гораздо хуже водочного. Пиво – это бомба замедленного действия.

Читайте также:  Уколы для кодирования от алкоголизма название

Пивной алкоголизм развивается незаметно, но развившись, сразу переходит в тяжелую форму. Пиво быстро всасывается в организм, переполняя кровеносные сосуды, при большом количестве выпитого возникает варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Возникает синдром «пивного сердца», или синдром «капронового чулка», сердце провисает, становится дряблым и качает кровь все хуже и хуже.

В мужском организме начинает выделятся вещество, которое подавляет выработку мужского гормона тестостерона и начинает продуцирование женских половых гормонов, у мужчины становится шире таз, разрастаются грудные железы. У женщин растет вероятность заболеть раком, а если она кормящая мать, то у малыша возможны эпилептические судороги.

В больших количествах пиво оказывается клеточным ядом, поэтому при злоупотреблении им развиваются миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит, поражаются клетки головного мозга (в первую очередь), нарушается интеллект, развиваются различные психопатии. Бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке.

Пивной алкоголизм – это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма.

По оценкам экспертов, в середине 90-х годов Россия заняла первое место по абсолютному употреблению алкоголя на душу населения: от 14 до 18 литров спирта в год. И молодежь, как оказалось, не только не отстает от старшего поколения, но иногда и превосходит его. По федеральным законам пиво исключено из списка алкогольных напитков. А статистика 2002 года показала, что большинство молодых людей, идущих служить в армию, обладают II стадией алкоголизма в полном развитии.

В течение последних трех лет (2003, 2004, 2005) среди подростков показатель заболевания алкоголизмом увеличился на 15%. Пиво пьют не вместо крепких напитков, а в дополнение к ним. По статистике каждый россиянин выпивает в год 14 литров спирта и запивает их 30 литрами пива. Рост потребления алкоголя в 90-е годы сопровождался ростом наркомании.

Власти Свердловской области одними из первых в России забили тревогу по поводу борьбы с алкоголизмом и наркоманией на Среднем Урале.

В регионе, как и в целом по стране, все больше распространяется подростковый алкоголизм (по некоторым данным «пивной алкоголизм» как диагноз в официальном списке болезней, утвержденном ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения – не фигурирует…).

В первом полугодии 2004г. к административной ответственности за распитие алкоголя в общественных местах привлекли 20 тысяч 74 подростка, а год назад (2003г.) – всего лишь около 3 тысяч.

По данным областного Минздрава количество больных алкоголизмом на Среднем Урале может достигнуть 600 000 человек. С зеленым змием связаны около 1/3 всех смертей: из-за пьянства происходит 80% пожаров, убийств; 49% суицидов, девять из десяти ДТП. Ненамного от «пьяной» отстает наркопреступность. Причем она стремительно молодеет. Если раньше самым молодым наркоманам было 15 лет, то теперь встречаются и 11 — летние. Ситуацию усугубляет и то, что во многих муниципалитетах нет специалистов для работы с наркозависимой молодежью. А в 1996г. в области не открыто ни одного медвытрезвителя, а в некоторых закрывают существующие.

К сожалению, у спиртных напитков, и в частности пива, очень много союзников – это производители алкоголя, стремящиеся увеличить прибыль, и государство, думающее о сборе налогов (а какие налоги с «крупного и среднего пивного бизнеса», принадлежавшего большей частью иностранным компаниям?), сегодняшняя массовая культура (где слово «культура», как смысловое понятие отсутствует). И недавняя мощная рекламная компания.

Да, алкоголь – это легальное психоактивное вещество, вряд ли есть смысл бороться за то, чтобы запретить его по всему земному шару, не смотря даже на те факты, что россияне употребляют 42-44 литра пива на душу населения, в Центральной и Восточной Европе – 68 литров, в Западной Европе – 75 литров, а «германская душа» пьет и вовсе 170 литров в год. Задача в другом: максимально отодвинуть срок приобщения человека к алкоголю, тем более возраст систематического употребления спиртных напитков.

Решение проблемы детского алкоголизма специалисты связывают не только с ограничением открытой пропаганды пенного напитка, сколько в решении других проблем, существующих в современном обществе как в макросоциальной группе и семье как в группе микросоциальной. Думать надо о том, как не допустить ребенка к алкоголю, как формировать грамотную культуру потребления алкогольных напитков. Медики призывают посмотреть правде в глаза: безалкогольного пива не бывает, все-таки 0,5% спирта в нем присутствует. Употребление детского шампанского и безалкогольного пива – это приучение к ритуалу распития спиртного, и чем позднее ребенок начнет поглощать псевдоалкогольные напитки, тем будет лучше.

И здесь встает целый комплекс вопросов, таких как занятость родителей, отсутствие взаимопонимания с детьми, дефицит заботы о них, ласки и любви, в процессе решения которых должны участвовать чиновники, политики, СМИ, учителя, медики, и в первую очередь родители.

Что страдает и на что влияет чрезмерное употребление пива?

Пиво нарушает работу сердца («Пивное сердце»)

Пиво делает мужчин женственными, а женщин – мужеподобными

От пива страдает сердечная система. У любителей пива появляется так называемое «пивное сердце». Дряблое, провисшее – его еще называют «капроновый чулок». Такое сердце в полтора раза больше нормального и плохо качает кровь.

Как же нормальные, здоровые дети становятся пивными алкоголиками?

Как становятся пивными алкоголиками?

Отравление всего организма

c) Тест, позволяющий выяснить осведомленность несовершеннолетних бо алкоголе и его влиянии на организм человека.

На предложенные вопросы подросток должен ответить «ВЕРНО» или «НЕВЕРНО» 1. Спиртные напитки в большинстве случаев действуют на человека возбуждающе.

2. Алкоголь в любом количестве вреден для организма человека.

Все алкогольные напитки — водка, вино, коньяк, пиво — поступают в кровь одинаково быстро.

Если выпить крепкого кофе или принять холодный душ, это ускорит процесс отрезвления,

Одно и то же количество алкоголя влияет на всех одинаково.

Пьянство и алкоголизм-это одно и то же.

Если одновременно принять спиртное и какой-нибудь успокаивающий
препарат, действие того и другого резко усилится.

Если выпить разные алкогольные напитки, то не опьянеешь.

Алкоголь усваивается организмом таким же образом, как и пища.

1. Неверно Спиртные напитки в большинстве случаев действуют успокаиваю­ще. Поскольку снимается напряжение, появляется ощущение легкости, человек расслабляется и чувствует себя спокойнее, чем до того, как выпил.

Неверно Небольшое количество алкоголя не причинит вреда организму, но постоянное и чрезмерное употребление спиртных напитков может повредить сердцу, головному мозгу, печени и другим органам.

Неверно Водка и другие крепкие спиртные напитки поступают в кровь быстрее, чем вино или пиво.

Неверно Кофе может взбодрить, а холодный душ — намочить, но алкоголь останется в крови до тех пор, пока не будет переработан печенью со скоростью 15 граммов в час.

Неверно Действие алкоголя зависит от целого ряда факторов, например
веса человека, и того, поел ли он перед тем, как выпить.

Неверно Пьянство-это неумеренное употребление спиртного. Алкоголизм-это непреодолимое влечение к спиртному.

Верно. Некоторые лекарственные препараты и алкоголь значительно усиливают действие друг друга. Спиртной напиток в сочетании с успокоитель­ным средством приведет к серьезным последствиям.

8.Неверно. К состоянию опьянения приводит общее количество выпитого спиртного, независимо от того какие напитки употреблялись.

9. Неверно Алкоголь усваивается организмом быстрее чем пища. Примерно 20% алкоголя, проходя через стенки желудка, сразу же поступают в кровь. Остальная часть поступает из желудка в тонкую кишку, а уже оттуда е кровь

1 Результаты теста не всегда сообщаются подросткам, оглашается лишь общий показатель осведомленности, либо неосведомленности об алкоголе, но не расшифровываются пункты, на них акцентуируется медик, не рекомендуем упоминать про эффект расслабления и спокойствия.

-Подведение итогов. Полезные советы;
-Благодарность за участие.

источник

1. Формирование чувства необходимости борьбы с пьянством.

2. Воспитание понятия, что трезвость — норма жизни.

3. Утвердиться в позиции — материнство и алкоголизм несовместимы.

4. Закрепление понимания пагубного влияния алкоголя на воспитание подрастающего поколения, моральный облик и сознание человека.

1. Изучить причины возникновения пьянства в семье и быту.

2. Выявить отношение окружающих к употреблению алкоголя.

3. Рассказать о вреде алкоголя для подростков.

Оформление: кабинет оформлен плакатами и выставкой детских рисунков, посвященных профилактике алкоголизма среди подростков и о вреде алкоголя.

Могут быть приглашены гости — администрация школы, юрист, медицинский работник, психолог, учителя-предметники (химии, биологии, физкультуры, ОБЖ) и классные руководители.

Классный час проводится в форме семинара. Участники семинара — учащиеся, выбравшие себе роли историка, медика, психолога, тренера и юриста.

Ведущий. Миллионы людей в нашей стране и во всем мире страдают пристрастием к спиртному, принося немало бед себе и ближним. Алкоголизм — страшное зло, которое «пожирает» в первую очередь мужчин, потом и женщин, и престарелых людей, и даже детей.

Пьянство — это бедствие. В вине «топят» неудачи, семейное неблагополучие, неразделенную любовь или супружескую измену; снимают напряженность и высокий темп жизни. Всех причин не перечесть.

Историческая обреченность пьянства и алкоголизма

Известно, что употребление алкогольных напитков возникло на определенном, сравнительно недавнем этапе развития человечества. При первобытнообщинном строе люди не знали алкоголя. Его опьяняющего действия не знали и более близкие предки современного человека. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой виноделие и изготовление пива возникли лишь примерно восемь тысячелетий назад, когда люди наряду с земледелием, виноградарством и плодоводством освоили гончарное производство. Оно позволило создать условия для сбраживания сахара при его взаимодействии с микроорганизмами без доступа (или с небольшим доступом) кислорода. Тогда же стали изготавливать слабые алкогольные напитки при сбраживании плодовых соков, меда, молока.

Древние люди таинственному для них состоянию опьянения давали мистическое истолкование. Употребление одурманивающих веществ происходило редко, как правило, носило коллективный, обрядовый характер и регламентировалось определенными обычаями. Прием хмельного становился традицией, освященной религиозными догмами.

Однако вскоре были осознаны вредные последствия пьянства — болезни, уродства в развитии потомства, преступность и др. Это вынуждало людей принимать различные противоалкогольные меры, о чем свидетельствуют многие исторические факты.

Не было государства, где не велась бы борьба со злоупотреблениями спиртными напитками путем применения самых строгих мер. В законодательстве различных стран — Древней Греции, Египта, Индии и других — предусматривались меры по ограничению распространения спиртных напитков, наказания за пьянство. В Греции запрещалось употреблять вино на свадьбах. В Риме алкоголь разрешалось пить только после тридцатилетнего возраста.

Лица, злоупотреблявшие вином, наказывались путем публичного осмеяния, бичевания, пыток. В Древнем Китае пьяниц даже казнили. Пьянство было запрещено буддистской и конфуцианской религиями. Иудаизмом предполагалось употребление алкоголя лишь в небольшом количестве в определенные религиозные праздники. Пьянство осуждалось и христианством, особенно в его начальный период.

Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.

АЛКОГОЛЬ относится к ядовитым веществам, убивающим все живое. Зерна злаков, политые раствором алкоголя, не прорастают. Прежде всего, алкоголь — это удар по нервной системе. Под воздействием этилового спирта содержание кислорода в крови уменьшается, что приводит к истощению нервных клеток. Алкоголь вредно влияет на легкие и бронхи. Туберкулез развивается у пьющих в 16-18 раз чаще, чем у непьющих. Алкоголь влияет на пищеварение, печень, поджелудочную железу и сердце — главный жизненный орган человека.

Алкоголь является причиной атеросклероза сосудов мозга. Первые признаки атеросклероза проявляются в виде нарушения умственного восприятия, появления забывчивости, головной боли, головокружения, снижения работоспособности. Некоторые люди пожилого возраста выпивают рюмку водки как лекарство от бессонницы. Но это помогает на первых этапах, затем бессонница снова возвращается к человеку. А процесс привыкания уже начался.

То же происходит и с поддержкой аппетита.

Но самое опасное влияние оказывает алкоголь на подростков.

Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма. В период отрочества идет развитие психики, начинают формироваться высшие этические и нравственные категории, эстетические понятия. При концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6 %, что соответствует 0,5 л водки, у подростка может наступить смерть.

Признаками алкоголизма являются:

1. Частое употребление алкоголя.

2. Возникновение семейных проблем в связи с постоянным пьянством.

3. Снижение оценки собственного поведения.

4. Решение прекратить прием алкоголя или уменьшить его количество постоянно нарушается.

5. Появление провалов в памяти после выпивки.

6. Поиск поводов и оправданий своего пьянства.

7. Поиск виновных в своем пьянстве среди членов семьи, окружающих, тяжелой действительности.

Наиболее распространенными мотивами для употребления алкоголя у подростков является:

Самоутверждение:

Символическое участие:

«Чтобы легче общаться с другими»;

Снятие психического напряжения:

Особенно опасен женский алкоголизм который имеет ряд особенностей:

1. Развивается ускоренными темпами (1-2 года).

3. Лечится очень трудно — стремительные психические изменения.

4. Трудно диагностировать (по причине неловкости, стеснения перед людьми).

Последствия женского алкоголизма более опасны, так как вредное влияние алкоголя распространяется не только на организм матери, но и на организм плода и новорожденного, а также на последующее развитие ребенка.

Алкоголизм снижает чувство материнства.

«Дети пьющих родителей всегда слабы, болезненны и часто умирают ещё в раннем возрасте». (М. Гусе.) Пьющая мать способна на антисоциальные поступки ради приобретения спиртного. Дети, рожденные от матери-алкоголички, отличаются возбуждением с озлобленностью, агрессивностью, склонностью к преступлениям.

Ведущий. «Физкультура и пьянство несовместимы». (Н. С. Семашко.)

А на вопрос «Можно ли совместить алкоголь и спорт?» — ответит тренер спортивной школы.

Тренер спортивной школы. Среди некоторой части людей бытует мнение о том, что можно иногда допускать употребление алкоголя и при этом успешно заниматься физической культурой и спортом. Такое мнение глубоко ошибочно. Людям, занимающимся физическими упражнениями, алкоголь приносит большой вред.

Физические нагрузки предъявляют к человеку повышенные требования. Тренировки приводят к существенным сдвигам в состоянии многих систем организма и к совершенствованию его функциональных возможностей. При этом формируются новые временные связи в коре головного мозга, что вызывает улучшение координации движений и способствует слаженности в деятельности органов и систем. Алкоголь все это губит, губит здоровье спортсмена.

Экспериментальные данные показывают, что после употребления спортсменами перед соревнованиями на байдарках и каноэ 100 г водки скорость движения на воде уменьшается на 20- 30 %. Прием перед состязаниями конькобежцами и пловцами литра пива приводил к уменьшению скорости движения на 20 %. Именно на такую величину падает сила мышц и возрастает время, затрачиваемое на выполнение движений.

Читайте также:  Кодирование от алкоголизма в марий эл

Пагубное влияние алкоголя на спортивные результаты отмечали многие выдающиеся спортсмены и тренеры, подчеркивая, что потребление алкогольных напитков даже в самом малом количестве несовместимо с занятиями физическими упражнениями, спортом.

Лучшие спортсмены не употребляют спиртных напитков. Это правило все более распространяется и на других спортсменов. Ибо физическая культура остается одной из важнейших составляющих общей культуры человека и ее представители должны быть образцом трезвой и здоровой жизни.

Ведущий. Ещё в XIV веке движению за трезвый образ жизни содействовали такие великие писатели, как Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и многие другие. Лев Толстой сам руководил одним из обществ трезвости.

Историк. Первые государства, которые стали бороться с пьянством, — Древняя Греция, Египет, Индия, в которых особенно жестоко наказывали пьющих женщин. В Древнем Китае пьяниц даже казнили. В Исландии в 1910 г. был принят «сухой закон», который действовал 11 лет.

США — 1920 г. Введен «сухой закон» (действовал 13 лет). В России с 1858-1859 гг. началось движение за трезвость. Первое общество трезвости учреждено в 1874 г. К 1900 г. насчитывалось 15 городских и 10 фабрично-заводских обществ трезвости. В 1910 г. «Московское общество трезвости» насчитывало 434 человека. 7 апреля 1948 г. была создана «Всемирная организация здравоохранения». В наше время тоже существуют общества трезвости: «Здоровье», «Анонимные алкоголики» и другие.

Психолог. «Всякому разумному и доброму человеку следовало бы не только самому не употреблять пьяные напитки и не угощать ими, но и всеми силами стараться уничтожить обычай употребления этого бесполезного и вредного яда». (Л. Н. Толстой.)

Антиалкогольное воспитание и активная пропаганда здорового образа жизни должны проводиться с ранних лет. Пропаганда вреда алкоголя должна быть доступной, иллюстративной, эмоциональной, подкрепленной убедительными фактами и решительными мерами. Беседы должны проводиться систематически, с привлечением общественности, медицины, школы, учебных заведений, прокуратуры.

Необходимо воспитывать, начиная с ранних лет, трезвеннические антиалкогольные традиции, создавать в коллективах, а главное, в семье — здоровый морально-психологический климат. Успешная борьба с алкоголизмом и злоупотреблением алкоголем взрослыми может существенно способствовать улучшению семейной обстановки и снижению тех психических отклонений у детей, которые обусловлены повреждающим воздействием алкоголя на генеративную функцию родителей. Определенную роль в улучшении семейного воспитания может сыграть и проведение противоалкогольного просвещения среди родителей учащихся в школе. Но самого пристального внимания требует организация свободного времени детей и подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг является ведущим «фактором риска» в развитии злоупотребления алкоголем подростками. Нужны активные формы вовлечения детей и подростков в различного рода кружки, секции, клубы, в особенности это касается педагогически «запущенных», трудных детей. И семья, и классный руководитель должны знать, чем занимается школьник в свободное время, помочь ему организовать содержательный досуг с учетом его склонностей и интересов. В силу психологических особенностей подросткового возраста — интенсивного стремления к созданию подростковых групп — важно развивать для подростков коллективные групповые формы содержательного досуга. Следует учитывать, что «трудные» подростки наибольшую склонность и интерес проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к физическим занятиям и упражнениям, они охотно принимают участие в различного рода спортивных состязаниях, походах и т. д. Поэтому необходимо всячески поощрять увлечение таких детей и подростков спортом, организовывать различные виды коллективного отдыха со спортивным уклоном.

Ведущий. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что успешное решение задачи современного противоалкогольного воспитания и просвещения детей и подростков возможно только при постоянном, целенаправленном и многоплановом воздействии: семья — школа, родители — дети.

Необходим более строгий контроль за времяпрепровождением детей и подростков. Следует активно выявлять группы подростков, употребляющих спиртные напитки, пьянствующие семьи, в которых есть дети, и проводить в них противоалкогольную работу. Необходимо развивать наставничество, больше внимания уделять организации досуга молодых людей и т. д.

Успех этой работы зависит от объединенных усилий педагогических и медицинских учреждений, обеспечения четкого взаимодействия и преемственности в работе всех социальных институтов и заинтересованных органов, координации всех противоалкогольных мероприятий.

И самое важное, для того чтобы сказать НЕТ! алкоголю, нужно научиться соблюдать следующие правила:

источник

Классный час: Алкоголизм и последствия. Расчитан для 8 класса. Используется для профилактики алкоголизма среди пордростков.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Жуково

по профилактике употребления алкоголя)

Цели: – создание условий для формирования личной негативной позиции ученика по отношению к злоупотреблению алкоголем через воздействие на его информационное пространство.

Задачи: – выработать у несовершеннолетних установку на здоровый образ

– показать на конкретных примерах негативное влияние алкоголя на

– обсудить причины употребления алкоголя

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки – «выходы», подборка песен на тему «Алкоголь»

Включается подборка песен.

Мы уже настолько привыкли, что алкоголь связан у нас с весельем, праздником, задушевным разговором, что забыли о том, что

А начало всему заложено еще в подростковом возрасте.

Проводится интервью: «Почему же подростки начинают пить?»

Возможные варианты ответов детей:

1. Любопытство (интерес, праздник)

2. Расслабление (повеселиться, общаться, смелость, снять комплексы)

3. Модно (все и я, реклама, престиж, традиции, лучше, чем наркотик, доступность, полезно и т. д.)

В древности практиковалось умеренное потребление спиртосодержащих напитков. Китайский император Ву Вонг в 1220 г. до н. э. издал эдикт, согласно которому все лица, захваченные во время попойки, подвергались смертной казни. В древнем Риме до 30 лет пить вино запрещалось. Каждый римлянин, заставший свою жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Древней Спарте специально напаивали рабов и показывали их юношам, чтобы внушить им страх и отвращение к вину. В Афинах во времена Соломона пьянство считалось состоянием, достойным презрения. В Англии надевали на алкоголиков ярмо, а затем водили по главным улицам города.

В Израиле и странах Ближнего Востока, где очень жаркий климат, пьют подкисленную воду или натуральное вино, разбавленное в соотношении 1:5 или 1:3. Те же, кто пил вино неразбавленным или сикеру (это похоже на водку), назывались пьяницами.

Когда-то существовал миф, что русские испокон веков пили и научили пить Европу. Но это совершенно не так. Русь была одной из «трезвых» держав в истории. На Руси на свадьбе молодые пили только квас. Первым из царей, кто провел ряд последовательных мероприятий по монополизации винной торговли, был Иван Грозный. Он жестоко наказывал тех, кто в тайне занимался винокурением и подпольно продавал водку (корчемарил). Во времена Петра I пьяницам вешали чугунную медаль весом 7 кг с надписью «За пьянство» — с такими не водились.

Законодательство России отличалось своей гуманностью: если в других странах вводились жестокие наказания за пьянство, то в России они в основном сводились к нравственно-воспитательным мерам и денежным штрафам в пользу потерпевших и казны. В 1895 году царское правительство ввело в России государственную монополию на торговлю спиртными напитками. Продажа водки давала хорошую прибыль казне. Бюджет царской России на треть строился на доходах от продажи спиртных напитков. Широкое распространение пьянства побудило народ к стихийному движению за трезвость.

В настоящее время алкоголизм как причина смертности стоит в России на третьем месте после рака и сердечно-сосудистых заболеваний.

Учащиеся должны отвечать на вопросы: ДА или НЕТ, а также аргументировать свой ответ.

1. Алкоголь – это стимулирующее средство, его употребление ведет к поднятию бодрости духа (нет). (Алкоголь – это депрессант, он угнетает деятельность головного и спинного мозга).

2. Если Вы хотите протрезветь, то чашка горячего свежего черного кофе, свежий воздух и холодный душ помогут вам (нет). (Ощущение, что ты протрезвел, действительно возникает, но количество алкоголя в крови не меняется, и, следовательно, скорость реакции, внимание и поведение будут, как у пьяного человека).

3. Опьянение от пива легче, чем опьянение от водки (нет). (Пиво, вино и крепкие напитки – все содержат алкоголь, и, следовательно, эффект один и тот же).

4. Люди не умирают от алкогольного отравления (нет). (Люди умирают от чрезмерной доли алкоголя).

5. Подростки, которые начинают пить алкоголь до 15 лет, подвергаются в 2 раза большему риску начать употребление наркотиков, чем те, кто пробовал, будучи взрослым (да). (Исследования показывают что, если человек начинает употреблять алкоголь до 15 лет, то он больше подвержен риску столкнуться с проблемой наркомании).

6. Если людям нравится само состояние опьянения, то существует большая вероятность того, что они станут алкоголиками (да). (Человек, не чувствующий опасности, не подготовлен к принятию правильного решения).

7. Для того чтобы согреться, можно принять рюмку алкоголя (нет).
Употребление рюмки алкоголя вызывает расширение кровеносных сосудов у поверхности кожи, хотя это создает ощущение тепла, организм на самом деле быстро теряет тепло, тем самым вызывая переохлаждение тела.

Влияние алкоголя на организм человека

В крови в норме есть алкоголь 2,2 мл. Он участвует в энергетическом обмене. Алкоголь, поступивший извне, может включиться в обмен и подавить естественную выработку алкоголя, тогда появляется зависимость.

Алкоголь серьезным образом влияет на организм человека.

В желудочно-кишечном тракте вызывает: раздражение, ожоги слизистой полости рта, глотки, пищевода, желудка, пародонтоз, выпадение зубов, хроническое воспаление желудка, кишечника, язвенную болезнь, цирроз печени.

Страдает сердечно-сосудистая система: стенки сосудов становятся ломкими, развивается атеросклероз, эндартериит (гангрена, хроническое заболевание периферических кровеносных сосудов человека, с преимущественным поражением артерий стоп и голеней), гипертония.

В мочеполовай системе: в почках и мочевом пузыре появляются хронические воспаления, подавляется выработка половых гормонов (мужчины становятся женоподобными – мышцы дряблеют, уменьшается рост волос на теле и лице, женщины мужеподобны – голос грубеет, нарушается МЦ), пьяное зачатие может привести к уродству, шизофрении, слабоумию у ребенка.

В ЦНС происходит угнетение функции головного мозга, заторможенность, деградация интеллекта, нарушается координация, повышается утомляемость, наблюдается недержание мочи, неспособность к анализу и контролю поступков, неспособность к социальной адаптации.

По желанию один участник берет на себя роль человека, употребляющего алкоголь. Он занимает место в середине игрового пространства, где по кругу разложены карточки – «выходы», риски того, что может случиться с человеком в алкогольном опьянении. Участнику завязывают глаза и раскручивают вокруг себя (как аналог алкогольного опьянения, непредсказуемости последствий). Когда он остановился, ему предлагают найти «выход».

Что вы чувствовали, когда с завязанными глазами вам нужно было найти выход?

Ожидает ли человек того, что он получает в итоге? Почему?

Что управляет жизнью алкоголика? Почему?

Влияние алкоголя на детский организм

Проба алкоголя в детском возрасте приравнивается к отравлению. Одно единственное алкогольное отравление в детском возрасте может оказаться смертельным или иметь последствия вплоть до нарушения работы головного мозга. Первокласснику достаточно для этого несколько глотков водки; чем моложе организм, тем быстрее привыкание: молодой человек может привыкнуть к алкоголю уже через несколько недель злоупотребления им, тогда как взрослый – лишь спустя месяцы и годы. Употребление спиртных напитков до 20 лет приводит к алкоголизму в 80% случаев. При этом дрожание рук по утрам является лишь симптомом болезни, которая часто заканчивается сильными галлюцинациями. При регулярном употреблении в течение одного года – происходит задержка в росте, развитии, созревании; интеллект ещё и так не сформирован, а то, что есть, подвергается деградации. Каждый стакан алкоголя – это шаг к падению.

Алкоголь не только сокращают жизнь на 12-18 лет, но и повышает риск смерти: 15-20 % замешанных в дорожно – транспортных происшествиях со смертельным исходом перед этим употребляли алкогольные напитки; 20-40 % погибших в результате несчастного случая были в состоянии алкогольного опьянения; более 60 % всех насильственных преступлений совершается под воздействием алкоголя.

Во всех 50 штатах США закон запрещает продавать спиртные напитки лицам моложе 21 года. Это не случайно, потому что у подростков и молодых людей от 13 до 19 лет употребление алкоголя приводит к гораздо большему числу тяжелых последствий, чем употребление других наркотиков. Среди подростков алкоголь вызывает больше смертей, чем какое-либо другое наркотическое вещество. Согласно результатам исследования, в студенческих городках, 95% преступлений, связанных с насилием, вызвано употреблением алкоголя. В 90% зарегистрированных случаев изнасилования нетрезвы были или насильник, или жертва, или оба. 60% студенток колледжа, у которых выявлены передаваемые половым путем заболевания, в момент заражения были пьяны.

С 1 января 2013 г ограничена продажа любого алкоголя, включая пиво, крепостью более 0,5% с 23:00 до 8:00.

Законом запрещена продажа алкогольных напитков в местах проведения культурно – массовых мероприятий.

«Статья 151.1. Федерального Закона», принятого Государственной Думой 8 июля 2011 года гласит: «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно,

— наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней».

Факты, известные науке о влиянии алкоголя на живые существа

В помещение, где в подвале производилась перегонка спирта, было положено 160 яиц для искусственного вывода цыплят. Вывелась только половина, из которой 40 вскоре погибли, а 25 вылупились уродливыми: у них отсутствовали ногти, были ненормальные клювы, раздвоенные пальцы на ногах и др. уродства.

В корм свиньям (свиноматки, поросята, самцы) добавляли алкоголь. Результаты показали, что самцы теряли 45% массы тела, при прекращении подачи алкоголя в корм сразу умерли; среди свиноматок наблюдался частичный падеж, поросята рождались с врожденными уродствами или мертворожденными; у поросят происходили изменения со стороны внутренних органов (почки, печень) и они умерли.

В прикорм пчелам добавляли алкоголь, потом они вели себя буйно, а соты делать разучивались.

Ученые впрыснули мизерное количество алкоголя пауку, он суетливо забегал и разом «забыл» свои навыки плести паутину.

Добавка алкоголя в корм птицам снижает их яйценоскость со 120 до 48 яиц в год.

Отдельная тема – употребление подростками пива.

Ю. Резник (директор независимого института гражданского общества) сказал: «Пивной алкоголизм превратился в бедствие национального масштаба. Потребление пива стало частью образа и стиля жизни молодых людей. Идет процесс разрушения генофонда, спаивания нации». Подростку достаточно недели, чтобы получить стойкую алкогольную зависимость.

Читайте также:  Лекарство от алкоголизма которые дают без ведома больного

В среднем в каждой бутылке пива содержится столько же спирта, сколько в 50 граммах водки. И когда девочка, идущая из школы, выпивает из горлышка бутылку пива, она выпивает четверть стакана водки. А если она промачивает горло двумя бутылками – значит уже полстакана водки. Если бы вы увидели эту девочку, которая махнула полстакана водки в компании друзей на улице, вы бы оторопели. Но она пьет пиво, и это считается нормой.

Пивной алкоголизм ничем не отличается от винного, или водочного, или коньячного. С ним связывают и общение, и лечение. Главное же и наиболее опасное отличие состоит в том, что к пиву относятся значительно легче, чем к водке. В тех ситуациях, когда «пить водку» значит «быть алкоголиком», пиво часто воспринимается как безобидное развлечение. Что бы мы ни пили, мы пьем этиловый спирт.

Чем опасно именно пиво? Оно очень прилипчиво. Создать обстановку для распития водки или вина труднее. А пиво или те же баночные коктейли ритуала не требуют. Идешь с работы или из школы, купил в ларьке – и немедленно выпил. Или принес домой, расположился у телевизора и потягиваешь. И никто не ругает: не водку же. Но пиво, между прочим, дает совсем не то опьянение, чем водка или коньяк. После пива состояние пришибленности, тупого опьянения. Потому что в пиве содержатся вещества, образующиеся в результате брожения, которые ужасающе действуют на головной мозг.

В пиве обнаружены микродозы производных конопли, ядовитые моноамины и даже трупный яд – кадаверин.

Содержащиеся в пиве растительные аналоги половых гормонов (фитоэстрогенов) изменяют внешний вид любителей пива. Парни толстеют, у них увеличиваются молочные железы, округляются бедра, появляется животик – фигура изменяется по женскому типу, у женщин пропорционально выпитому пиву растет вероятность заболеть раком грудной железы. Опасно пить пиво матери, вскармливающей грудного ребенка. У малыша возможны эпилептические судороги, а со временем может возникнуть и эпилепсия.

Горечи и некоторые экстрактивные вещества могут вызвать галлюцинации у тех, кто выпивает более 1 литра в день.

Сейчас мы наблюдаем такую картину опьянения, что раньше с пива была просто невозможна. Взрослые мужчины уходят в длительные запои.

В некоторых семьях детям дают пиво или вино, думая, что это совершенно безобидно. Но такие родители приучают ребенка к алкогольному ритуалу, к мысли, что алкоголь – это вкусно. А затем у них наступает подростковый возраст. Они пытаются подражать старшим, в их поведении сквозит то, что они видели дома. А дома они видели то, что выпивается все, что поставлено на стол. Подростки быстро привыкают к хмельному, хотя самая первая реакция бывает обычно негативной. Сначала наступает легкое опьянение, которое быстро сменяется тяжелым. Очень часто они теряют память – наступает интоксикация, отравление организма. Потом рвота и тяжкое, муторное состояние на следующий день. Ужасно то, что подростка часто приучают к страшной вещи: ему не объясняют, что это состояние – элементарное отравление, а предлагают опохмелиться.

Некоторые подростки хвастают, что у них не бывает рвоты при опьянении. А ведь это плохо! Это первый признак привыкания. Значит, первая природная защита сломана.

Может быть, в подростковом возрасте употреблять алкоголь – это круто, это проявление взрослости, это желание выделится, но все это можно показать другими способами, без вреда для вашего здоровья.

1. Хочешь быть крутым – Будь человеком с сильным характером. Умей отстаивать своё мнение. Выделись из толпы!

2. Нечего делать – Ставь перед собой цели и стремись достигать их.

3. Проблемы – Учись решать проблемы, а не убегать от них в алкогольный обман.

4. Хочешь похудеть – Занимайся спортом и правильно питайся!

5. Не умеешь общаться – Учись дружить по-настоящему. Будь честным, искренним, уважай других!

6. Чувствуешь одиночество – Обратись за помощью к окружающим.

7. Хочешь рисковать – Рискни измениться, стать лучше, добрее.

8. Стресс – Будь творческим и расслабляйся в хорошей компании!

9. Хочешь экстрима – Займись спортом.

10. Мистер Вселенная – Выделись мудростью, а не тупостью.

Список используемой литературы

1. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. — М., 1989.

2. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М., Академия, 1999.

3. Касмынина Т.В. Влияние алкоголя на организм подростка. – М., Просвещение 1996

4. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. – М., 2006.

5. Короленко Ц.П., Тимофеева А.С. Корни алкоголизма. Новосибирск, 2006.

6. Корченов В.И. Пьянство, алкоголизм, наркомания: причины и следствия. М., РГМУ, 2007.

Муратова И.Д, Сидоров П.И. Антиалкогольное воспитание в школе. Архангельск, 1997г

источник

Классный час «Профилактика алкоголизма» составлен для проведения в старших классах коррекционной школы 8 вида.

Муниципального специального(коррекционного) образовательного учреждения

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

Кольской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Муниципального образования Кольского района Мурманской области

по профилактике алкоголизма

«Мое здоровье в моих руках»

Цель: способствовать воспитанию отрицательного отношения к алкоголю.

— учить противостоять давлению сверстников; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам;

— развивать критическое мышление;

— воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.

Путь к красоте, к истине, к добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте – ему угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление.

У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни и здоровье. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки.

Одна из вредных привычек – пьянство. Пьянство очень быстро перерастает в манию – алкоголизм. Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни людей.

Алкоголь — это яд, который приносит множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества.

Пьяный человек – зрелище отталкивающее. Но алкоголику безразлично мнение окружающих, он теряет человеческий облик и становится рабом своей вредной привычки. От алкоголизма страдают не только сами пьяницы, но и близкие им люди: матери, жены, дети. Огромное количество преступлений совершается на почве пьянства, разрушается много семей, ломаются судьбы.

Предлагаю вам послушать историю про злого оборотня по имени Ал Коголь и граждан, которые его победили.

Давным – давно в один восточный город въехал на повозке торговец по имени Ал Коголь. Он разложил нитки, ложки, гвозди, миски и стал торговать. Он вёл себя тихо и никому не мешал. Но после его появления в городе стали происходить странные вещи. Сапожник вместо пряжек набил набойки, вместо набоек прибил пряжки. Лекарь одному из пациентов вырвал здоровый зуб, другому вместо зубов лечил уши, третьему вместо лекарства насыпал в рот перца. Плотник подрался с соседом–парикмахером. Каменщик ругался на улице и задевал прохожих.

Портной, дворник и продавец восточных сладостей обижали своих жён и детей, которых раньше любили. Женщины и дети плакали. Стекольщик и хлебопёк были найдены спящими в пыли у дороги. Все эти люди сильно изменились. Глаза у них налились кровью, носы стали красными, руки тряслись. Горожане заметили, что, когда люди заходили в лавку Ал Коголя, покупали там не гвозди, горшки и миски, а высокие бутылки.

Когда они пили из этих бутылок, то морщились, глаза у них краснели и говори они грубыми голосами. Часто ругались и даже дрались. Горе, слёзы пришли в дом. Горожане обратились за помощью к мудрому старцу. И вот что он сказал.

Всегда идёт борьба между добром и злом. Ал Коголь на одном из восточных языков означает «дурманящий». Этим дурманом наполнены бутылки. Вино дурманит головы людей. Они перестают быть самими собой. Ведут себя глупо и грубо. Алкоголь сначала разрушает души, а затем тела людей. Существовала легенда, что тот кто выпьет первую рюмку этого зелья, превратится в орла, которого заклюёт курица, кто выпьет две рюмки, тот превратится в барана, самого безголового в стаде.

Тот, кто выпьет три рюмки, станет свиньёй, и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зелёной травы, ни листвы, ни звёзд на небе. Если мы хотим жить счастливо и достойно, то надо объединиться и выгнать эту нечисть из города.

Люди вняли совету мудреца. Они изгнали злого оборотня Ал Коголя, разбили все бутылки с отравой. А сапожник, лекарь, плотник и парикмахер, каменщик и портной, дворник и продавец скоро выздоровели и опять стали добрыми, умными и чистыми людьми.

— Ребята, как же действует алкоголь на поведение человека?

Под действием алкоголя человек:

* часто проявляет агрессивное или развязное поведение по отношению к окружающим;

* настроение или неоправданно повышенное или необоснованно угрюмое;

* речь становится более громкой и часто невнятной, при этом человек проявляет повышенную «болтливость»

* отсутствие правильной координации движений;

* суетливость или (наоборот, заторможенность) движений (вплоть до полного «омертвления» и очень глубокого сна).

Учитель: Как вы думаете, как алкоголь влияет на людей? На их здоровье?

  1. Прежде всего, алкоголем поражается мозг, нарушается координация движений. Головные боли, чувство повышенной тревоги, мнительность, ухудшение процессов мышления, ослабление памяти, — все это в научной литературе носит название «алкогольное слабоумие».

Видеоролик «Последствия употребления алкоголя — мозг» (30 с.)

  1. Нарушается работа сердца. Пьющий человек ощущает слабость, повышенную утомляемость, головокружение, появляются боли в области сердца. И как следствие, может наступить инфаркт.

Видеоролик «Последствия употребления алкоголя — сердце» (40 с.)

  1. Алкоголь обжигает стенки желудка, где переваривается пища. Вследствие злоупотребления спиртными напитками развиваются такие болезни как гастрит желудка, язва желудка.

Видеоролик «Последствия употребления алкоголя — кишечник» (45 с.)

  1. При чрезмерном употреблении алкоголя заболевает и отмирает печень.

Видеоролик «Последствия употребления алкоголя — печень» (45 с.)

5. При частом и неумеренном употреблении алкоголя процесс дыхания нарушается. Страдающие алкоголизмом люди гораздо чаще имеют такие заболевания , как хронический бронхит, пневмония, воспаления легких. Видеоролик «Последствия употребления алкоголя» (30 с.)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2. Карточки «алкогольное слабоумие», «инфаркт», «язва желудка», «воспаления легких» крепятся на дерево черного цвета «Дерево болезней»)

Учитель: Ребята, что надо делать, чтобы не болеть и сохранить свое здоровье? Ответы детей

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. (Карточки «правильное питание», «соблюдение режима дня», «физические упражнения» крепятся на цветущее дерево «Дерево жизни»)

  1. Практическая работа учащихся .

Учитель. Под действием алкоголя у человека меняется не только поведение, но и его внешность. Ваша задача — определить по каким изменениям во внешнем виде человека мы можем судить о том, что он в состоянии алкогольного опьянения.

(Раздаются карточки – конструктор с изображением отдельных элементов внешности 2 разных людей (по 2 карточки на ученика). Надо составить портрет человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения и здорового трезвого человека– по принципу составления фоторобота). ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

По результатам выполнения упражнения выясняем,что у человека в состоянии опьянения происходит:

  1. покраснение лица (и шеи)
  2. покраснение и повышенная влажность слизистой оболочки глаз
  3. затуманенный , тяжелый взгляд
  4. отечность лица
  5. неопрятность и неряшливость в одежде

Так может выглядеть только нездоровый человек при злоупотреблении алкогольными напитками привычка превращается в болезнь – алкоголизм.

— Вот так постепенно разрушает алкоголь весь человеческий организм. В 40 лет алкоголики уже старые люди.

О вреде алкоголя люди сложили много пословиц.

Счастлив тот, кто вина не пьёт.

Хлеб на ноги ставит, а вино валит.

Пьян ― храбрится, а проспится ― свиньи боится.

(Учащиеся читают пословицы по выбору и объясняют их смысл.)

Учитель: А вот эту пословицу расшифруйте сами. Я буду называть число, а вы по таблице будете записывать букву, соответствующую данному числу. По окончании прочитаете пословицу.

Пить до дна, добра не видать ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Учитель: Бороться с алкоголем, нам нужно научиться уже сейчас. Для этого надо хорошо уметь отличать полезные напитки от вредных.

Чтобы лился дождик с неба,

Учитель: Жидко, а не вода, бело, а не снег.

Учитель: Вася вырос, стал высок.

Учитель: Сядем вместе, помечтаем, Угостим вас сладким …

На карточках записаны слоги. Из слогов составить слова – названия полезных напитков.

Мо ко ли ком ка као мо ки фир йо ло фе над ке ко гурт пот сель. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Ответы учащихся: молоко, йогурт, кофе, лимонад, компот, кисель, кефир, какао.

5. практическая работа в парах.

Учитель:- Ребята, нужно ли пробовать спиртные напитки, если вам их кто – либо предложит?

Давайте попробуем вместе выработать правила отказа: «Умей сказать «Нет»!»

Вам предлагают попробовать алкоголь, причём в очень вежливой форме. В этой ситуации некоторым людям бывает трудно отказать, и они, сами того не желая, делают то, чего не должны делать, что приносит им вред. Давайте повторим (запишем) с вами правила отказа:

1. Никогда не колебаться, а решительно и твёрдо сказать: «Нет!» При этом смотреть прямо в глаза собеседника.

2. Если давление продолжается, то надо перейти в наступление, говорить жёстко: «Послушай, почему ты мне навязываешь это?»

3. Отказаться вообще говорить на эту тему.

Помните: каждый человек имеет право отказаться от любого предложения другого человека.

Учитель: Мы все родились, чтоб здоровыми быть.

Ребята, постройте лестницу здоровья, используя в качестве ступеней следующие понятия: труд, жизнь, походы, путешествия, алкоголь, злоба, книги, театр, отдых, наркотики, новые встречи, зависть, спорт, курение, месть, праздники (каждое слово записано на отдельной карточке). Какие слова вы не возьмете? Почему? Дополните пустые карточки своими словами ( любовь, дружба …). ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Каждому учащемуся дается карточка с заданием: продолжить фразу:

1. Если мне предложат наркотик, то … .

3. Если я буду участвовать в акции против вредных привычек, то выберу девиз: … .)

(« Мы за здоровый образ жизни!», «Спорт – это жизнь! Вредные привычки – это смерть!», «Живи здоровым!»)

Учитель: Ребята, вы молодцы! Отлично справились с заданиями! Ваша уверенность в правильном выборе здорового образа жизни растет с каждой минутой.

V. Заключительное слово: Дорогие ребята! Я надеюсь, что наш час общения не прошел для вас даром: этот час стал для вас пусть маленькой, но победой на пути к здоровью! Пусть каждый час, каждый день только приумножают ваше здоровье! Каждый день начинайте и заканчивайте словами (хором) : «Мое здоровье в моих руках!» .

В память о нашем классном часе вы можете взять памятки. ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

— Желаю вам крепкого здоровья! До свиданья!

источник