Меню Рубрики

Профилактика алкоголизма среди детей и молодежи

Сейчас особенно много говорят о подростковом алкоголизме и активно ищут решение этой проблемы. Профилактика подросткового алкоголизма, разработанная еще в прошлом веке, не работает, пора это признать и отказаться от шаблонных методов влияния на школьников при помощи лекций и фильмов. Прежде всего нужно разобраться, по каким причинам возникает эта проблема, а затем начать искать решение.

Детский алкоголизм нуждается в активной профилактике

Пьющие дети вызывают отвращение или слезы жалости у прохожих, но мало кто задумывался, почему этот ребенок пьян. Не нужно винить рекламу, продавцов, что продали бутылку спиртного подростку. Государство не вливает насильно в детей алкоголь, интернет не пестрит заголовками «Выпей и ты станешь счастливее».

У маленького человека начались проблемы взросления, он не знает, как их решить самостоятельно, поэтому смотрит на взрослых, пытаясь найти ответ. Родители – главный объект внимания подростка. Все свои проблемы большинство взрослых заливают алкоголем, таким же образом поступает и ребенок.

Из поколения в поколение привычка выпивать при первых же незначительных трудностях предавалась. Некоторые матери до сих пор верят, что если добавить пару капель коньяка в бутылочку младенцу, он будет крепче спать. Более варварского отношения к грудным детям нельзя придумать.

Детский алкоголизм является бичом всего мира, немало страдающих от зависимости и в России. Не всегда эти дети происходят из неблагополучных семей. Часто это всем обеспеченные, но брошенные на произвол судьбы подростки, которые вступают на неверную дорогу.

Множество неизлечимых на сегодняшний день алкоголиков начали пить в 10-13 лет. Каждый второй в возрасте 14 лет пробовал алкоголь. Каждый третий употребляет его не реже, чем раз в неделю!

Причины, по которым дети начинают пить и становятся зависимыми от алкоголя:

  • родители сами позволяют детям в возрасте до 10 лет выпить в 60% случаев;
  • плохо успевающие по школьной программе дети, искренне верящие в свою ничтожность, это 70% случаев;
  • малая занятость и слабая мотивация среди молодежи стала причиной 40% случаев;
  • 91% алкозависимых детей из неблагополучных семей, иногда с одним или двумя пьющими родителями;
  • 53% алкозависимых детей недополучают внимания своих родителей.

На данный момент профилактика алкоголизма среди подростков начинает приносить свои плоды. Многие подростки приобщились к ЗОЖ и предпочитают с пользой проводить свое время: читать, ходить в кино и т. д.

Мода на спорт и правильное питание растет с каждым днем не только среди взрослых, но и среди детей. Уже сегодня тысячи людей стараются излечиться от алкозависимости, чем подают хороший пример подрастающему поколению.

Пить и курить больше не круто, но старые привычки все еще крепко тянут подростков на социальное дно.

Причины алкоголизма среди детей

Значительный вклад в профилактику алкоголизма среди подростков вносят педагоги. В школе у ребенка возникают первые проблемы с социальной адаптацией и половым созреванием. Там же подросток впервые пробует алкоголь в компаниях. Очень большая ответственность ложится на плечи педагога, учитывая, что в классе обычно больше 20 детей, каждого из которых нужно индивидуально простимулировать к стремлению быть лучше.

Основная задача школы – правильно сформировать у учащихся цель жизни. Прежде всего подрастающему поколению необходимо привить отвращение к алкоголю, стремление к здоровому и крепкому телу, желание достичь больших результатов.

Принципы профилактики алкоголизма у подростков в школе:

  1. организация системы противоалкогольного воспитания: необходимо проводить мероприятия и конкурсы против алкогольной зависимости на протяжении всего обучения;
  2. противоалкогольное воспитание должно предусмотреть постепенное просвещение о минусах опьянения и влиянии алкоголя на организм, необходимо учесть возрастную категорию и психологические особенности учащихся;
  3. если имеется возможность, пригласить на открытый урок медика, полицейского, человека, преодолевшего проблему. Можно попросить их рассказать детям об особенностях алкогольной зависимости и ее последствиях;
  4. необходимо подключить родителей к воспитанию отвращения к алкоголю.

В начальной школе профилактика детского алкоголизма проводится в несколько этапов. Детям младших классов даются антиалкогольные уроки при изучении темы «Охрана здоровья». С 5 класса проводятся беседы с приглашенными людьми, рассказывающими о вреде алкоголя и о том, как он влияет на жизнь человека.

В 8-11 классе проводятся отдельные лекции на тему бесплодия из-за алкогольной зависимости, о том, к чему приводит опьянение.

Также школа может влиять на судьбу родителей-алкоголиков. Профилактика алкоголизма в школе затрагивает и такую тему, как лишение родительских прав, штрафы. Здесь можно использовать профилактические беседы с психологом. Часто страх потерять самое дорогое заставляет непутевых родителей отказаться от спиртного и начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Если с рождения ваш малыш наблюдает за поведением пьяного отца или матери, не раз поднимающими бокал или рюмку, его ждет та же участь алкоголика. Некоторые матери употребляют горячительное еще при вынашивании ребенка и кормлении грудью, в этом случае зависимость приобретает врожденный характер, и от нее уже не избавиться.

Чтобы избежать беды, необходимо создать благоприятную среду для вашего чада в семье:

  • наладить отношения со всеми родственниками;
  • научить подростка правильному отношению к своему здоровью;
  • мотивировать его на поступки и проявлять интерес к его увлечениям и достижениям;
  • проводить беседы о вреде алкоголя как можно чаще, но делать это ненавязчиво;
  • подавать пример трезвой жизни, поскольку ваши дети стремятся быть похожими только на вас.

То, что он встал на ноги и пошел в школу, не значит, что он больше не нуждается в вашей защите и поддержке. Учебная организация не может воспитать достойного человека в одиночку. Проявляйте интерес к своему ребенку, спросите, как прошел его день, выслушайте. Это ваше чадо, и только вы несете ответственность за то, что с ним случится в будущем.

Профилактика подросткового алкоголизма

Иногда лидером группы подростков становится алкозависимый ребенок, пытающийся приобщить к вредной привычке своих друзей. В этом случае стоит обратить внимание на его поведение. Можно выделить следующие странности:

  • резкая смена настроения;
  • появление секретов от родителей и учителей;
  • потеря интереса к хобби;
  • резко упавшие оценки;
  • неожиданно ему потребовалось больше карманных денег без какой-либо причины.

Если от него пахнет спиртным, вы нашли в его рюкзаке бутылку пива, не стоит тешить себя самообманом – у вашего ребенка зависимость.

Вы должны донести всю суть дела, помочь решить проблему и вернуть его на правильный жизненный путь. Задача любого родителя – не оставаться в стороне.

Карманные деньги ребенок может тратить на алкоголь

Последствия подросткового алкоголизма не исцелить, здоровье навсегда останется поврежденным. Расстройства ЖКТ, тахикардия, варикоз, повышение артериального давления, аритмия. Иммунитет сильно ослабевает. Самое опасное и необратимое последствие детского алкоголизма – нарушение функций головного мозга, личность необратимо деградирует.

Профилактика алкоголизма у подростков – одна из актуальных тем у родителей и общеобразовательных учреждений. Несмотря на все принятые меры для запрета продажи алкоголя несовершеннолетним, ограничения на отпуск продукции после 22:00, проблема детского алкоголизма остается важной и сегодня.

Беда детской зависимости в том, что она оставляет непоправимый след, поскольку растущий организм с легкостью привыкает к яду.

Наивно полагать, что проблема разрешится сама собой нельзя. Сегодня ваш подросток только попробует, а потом алкоголь уничтожит его жизнь и здоровье. Не позволяйте и вашему чаду стать жертвой этой вредной привычки.

источник

Актуальной проблемой в данное время является юношеский алкоголизм. Каждый год все больше молодых людей страдают от этой болезни. В таком возрасте риск получить зависимость очень большой. Серьезное влияние на подростка оказывают его окружение и ситуация в семье.

По социологическим данным, 82% молодежи в возрасте 12–20 лет периодически употребляют алкоголь.

Средний возраст, в котором его впервые начинают пробовать — 14 лет. К 17 годам с алкоголем знакомятся почти все подростки.

Если каждую неделю на протяжении нескольких месяцев дети употребляют спиртное, то это можно назвать систематическим процессом. Вид алкоголя не имеет значения: это могут быть слабые или более крепкие напитки. Пиво является самым популярным из них: 1/3 часть детей в 12 лет уже употребляют его, а в 13 лет количество подростков измеряется 2/3 от общего количества. 33,1% мальчиков и 20,1% девочек злоупотребляют алкоголем каждый день.

Причиной 5–7% из всех детских отравлений является спиртное. Превышенная доза может привести к летальным последствиям, т. к. молодой организм быстро поддается влиянию алкоголя. Спиртные напитки вызывают сильное возбуждение, которое потом сменяет крепкий сон, а также возросло количество случаев алкогольных психозов среди молодежи. Обычно такое проявление случается только после 2–3 годов хронической стадии болезни.

Актуальной проблема становится у людей в возрасте от 20 до 22 лет. У подростков начинается ранняя алкоголизация, которая к этим годам формирует болезнь. С 16 лет может проявлять себя групповая психологическая зависимость, когда пьют только в одной компании. С другими молодыми людьми к алкоголю не тянет.

В более раннем возрасте алкоголизм появляется реже, потому как для его развития требуется некоторое время. Встречаемые случаи можно наблюдать в возрасте от 13 до 18 лет. Чаще болезнь находится в это время на первой стадии развития и проявляет себя следующими симптомами:

  • большой интерес к алкоголю, частое его употребление (2–3 раза в неделю), иногда даже в одиночку;
  • возникает переносимость спиртного – на следующий день после приема самочувствие хорошее;
  • повышается толерантность к алкоголю;
  • теряется аппетит, особенно — по утрам;
  • бывают частичные провалы памяти.

Можно выделить несколько факторов, вследствие которых развивается алкоголизм среди молодежи.

Если ребенок воспитывается в благополучной семье, ему уделяют внимание, то вероятность того, что он потянется к спиртному, является минимальной. Пристрастие к алкоголю может возникнуть на почве непонимания со стороны родителей. Нередко они сами подают плохой пример, тогда у ребенка закладывается с детства, что неотъемлемой частью каждого застолья является алкоголь.

Часто первую рюмку детям наливают дома, это подталкивает молодежь на мысль, что уже можно употреблять спиртное. Дети начинают делать это вне дома.

В неблагополучных семьях никто не контролирует действия молодых людей и их местонахождение. Они остаются со своими проблемами наедине. Генетический фактор в этом случае играет не последнюю роль, а также часто зависимостью страдают дети, которые воспитываются в неполноценных семьях или семьях, где один из родителей является чужим. Возникает желание забыться и уйти от проблем, что порождает алкоголизм и насилие в семье.

Чрезмерная опека также может стать причиной пристрастия к алкоголю. Этому также способствуют безнаказанность ребенка и потакание его прихотям.

Если некоторые свой первый опыт знакомства с алкоголем получают в семье, то другие – в кругу друзей, начиная пробовать его из любопытства. Никто в таком возрасте не хочет быть «белой вороной». Чтобы не выделяться на фоне других, подростки пьют вместе со всеми. Немалую роль играет желание самоутвердиться, похвастаться перед друзьями. Большое количество карманных денег только способствует употреблению спиртного. Если их не хватает, то систематичность попадания алкоголя в организм нарушается.

Дети часто страдают в таком возрасте разного рода комплексами. Алкоголь же помогает раскрепоститься, расслабиться и наладить контакт. Дети считают, что употребление спиртного делает их более взрослыми. Пить в компании – это круто. Причиной ранней алкоголизации в таком случае становится не тяга к спиртному, а влияние компании. Кроме биологической зависимости, возникает и психологическая.

Исследования алкоголизма в молодом возрасте привели к выделению некоторых черт характера, которые преобладают у зависимых подростков. К ним относятся:

  • слабоволие, неспособность отстоять свое мнение;
  • быстрая смена интересов;
  • желание получать новые впечатления, быть в центре внимания;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • демонстративность поведения.

Сильно подвержены действию алкоголя личности, которые страдают приступами злобно-тоскливого настроения. Они пытаются спиртным заглушить это состояние и нереализованные амбиции. Но эффект от этого только противоположный. Быстрее зависимость развивается у молодых людей, которые перенесли мозговую травму, нейроинфекцию. Наименее пристрастны к алкоголю замкнутые и пассивные подростки: у них потребность в контактах невысокая, эмоции не сильно выражены.

Оценить опасность ранней алкоголизации подростки неспособны. Они плохо понимают, к каким последствиям приведут их действия.

В магазинах огромный выбор спиртных напитков. Многие из них отмечаются дешевизной. Разного рода ликеры и коктейли с содержанием сока не являются безопасными для детей. Длительное их применение также способствует развитию зависимости.

Алкоголизация подростков является более опасной, чем проявление этого заболевания в зрелом возрасте.

У девочек нарушается репродуктивная функция. Может развиваться бесплодие, уменьшается способность выносить и родить здорового ребенка. Этому также способствует ранее начало половой жизни под воздействием алкоголя, что приводит к незапланированным беременностям, а потом — к абортам с их осложнениями. Начинается ослабление половых функций, а риск заболеть венерическими болезнями, гепатитом В и С, ВИЧ-инфекцией возрастает.

  • печень (может развиваться цирроз);
  • мозг (небольшая доза алкоголя убивает его клетки);
  • поджелудочная железа;
  • почки.

Нарушается работа ЖКТ. Страдает сердечно-сосудистая система – появляются проблемы с давлением, возникают аритмия и тахикардия. Развиваются воспалительные процессы дыхательных путей, наносится вред эндокринной системе.

У молодого организма проявляются такие симптомы:

  • задерживается рост;
  • ухудшается зрение;
  • нарушается состав крови, развивается анемия;
  • снижается иммунитет;
  • проявляется авитаминоз;
  • начинаются психические проблемы;
  • деградирует личность.

Нередко детский алкоголизм сопровождают разные болезни. Это могут быть сахарный диабет, жировая дистрофия печени, варикозное расширение вен, психические заболевания и др.

Подросток перестает следить за собой. Нравственные качества уходят на второй план. Ребенок не исполняет положенные на него трудовые обязанности, он забрасывает учебу, могут начаться проблемы с законом. Нарастают конфликты в семье, ребенок становится грубым, агрессивным и апатичным. Его ничто не интересует, мысли заняты только алкоголем.

В молодом возрасте спиртное сначала дает чувство эйфории, веселости, беззаботности, но потом это сменяется на злобу и апатию. В таком состоянии подростки могут совершать необдуманные поступки.

Многие в этом возрасте совмещают алкоголь с другими вредными веществами: начинают нюхать клей, употреблять лекарственные препараты и легкие наркотики. Это еще больше усугубляет проблему.

Во многих странах проводится работа с детьми, направленная на предупреждение развития алкогольной зависимости. Она заключается в просвещении молодежи по данной проблеме и в запрете продажи спиртных напитков лицам, которые не достигли 18 лет.

Чтобы добиться результата, профилактика алкоголизма должна одновременно проходить в нескольких направлениях:

  • в семейном кругу;
  • в школе;
  • на государственном уровне.

Ребенку в семье обеспечивают благополучные условия. Родители своим поведением подают пример для подражания: отказываясь от употребления алкоголя, обеспечивают детям правильный режим дня. Они следят, чтобы их подростки не имели слишком много свободного времени. Для этого мама и папа организовывают им занятия на досуге, выделяют сильные стороны ребенка и активно их развивают. Самая лучшая профилактика – это теплые и дружеские отношения в семье.

Кроме того, в школе активно пропагандируется здоровый образ жизни. Детей приобщают к занятиям спортом. Школьная медсестра проводит работу по профилактике алкоголизма. Учителя устанавливают контакт с детьми. Это поможет выявить проблему на раннем этапе ее развития.

Читайте также:  Настойка из марьина корня от алкоголизма

Кроме запрета продажи алкоголя несовершеннолетним, должен также действовать запрет на рекламу алкогольной продукции в дневное время, это касается и слабоалкогольных напитков. Пьянству можно препятствовать, установив уголовную ответственность за вовлечение малолетних к распитию спиртного, стоит также не принимать на работу подростков в сферу, которая имеет отношение к алкоголю.

Зависимость – это тяжелая стадия болезни. Лечить ее необходимо в специальной клинике и с помощью специалистов. Большое значение имеет ранняя диагностика заболевания. Сначала пациенты принимают препараты, которые помогут вывести с организма токсичные вещества, что накопились вследствие длительного употребления алкоголя. Но не все средства можно использовать, принимая во внимание возраст больных. Этот фактор усложняет процесс лечения.

После этого начинается работа по восстановлению пораженных органов, а также пациенты принимают витамины, которые вымываются из организма спиртным. Можно для лечения использовать лекарственные сборы и травы, имеющие мочегонное, укрепляющее, имунновосстанавливающее действие. Рекомендовано совмещать терапию с физическими упражнениями и активным отдыхом.

Большое внимание нужно уделить психологическому аспекту. На восстановление работы нервной системы понадобится намного больше времени.

Специалисту стоит способствовать хорошим отношениям в семье. Родителям — максимально оградить ребенка от плохого воздействия компании, иногда — с помощью переезда.

Чтобы предупредить болезнь алкоголизма, надо проводить активные профилактические меры как в школе, так и дома. Многое зависит от семьи: если семья благополучная, то избежать появления этой вредной привычки представляется возможным. Когда семья не способствует защите сына или дочери от употребления спиртного, вероятность алкоголизма возрастает.

Если ребенок потерял над собой контроль и страдает от алкогольной зависимости, то не стоит пускать ситуацию на самотек. Подросток должен чувствовать поддержку близких людей. Кроме того, важна помощь медиков, которые смогут устранить и саму зависимость, и последствия ее действия.

источник

Особенности алкоголизма среди молодежи. Психолого-социальные предпосылки раннего употребления алкогольсодержащих напитков в детско-подростковых коллективах. Опыт профилактики пьянства и алкоголизма в городском округе г. Волгореченск Костромской области.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»

Институт педагогики и психологии

Кафедра социальной работы

Особенности профилактики алкоголизма среди молодежи

3 курса Института педагогики и психологии

Специальности «Социальная работа»

Иванова Дмитрия Игоревича

Глава I. Теоретические основы профилактики алкоголизма

§ 1. Алкоголизм как социальная проблема

  • § 2. Профилактика алкоголизма как технология социальной работы
    • Глава II. Реализация профилактики алкоголизма среди молодежи
  • § 1.Основные направления профилактики алкоголизма среди молодежи
  • § 2. Опыт профилактики алкоголизма в Костромской области

Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи. Это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя составляет свыше 12 литров на душу населения в год и ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых.

Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному. Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным ВОЗ, до 80% взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Эта возрастная категория и составляет группу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее.

Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма . Решить проблему алкоголизации молодежи только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым, подчеркивает актуальность данной темы.

В настоящее время специалисты по разработке программ профилактики злоупотребления спиртными напитками учитывают, что программа должна отвечать определенным требованиям, а именно, она всегда должна осуществляться в форме постановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых, медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий (отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций, опросов и т.п.).

Программы профилактики особенно в образовательных и внешкольных учреждениях, предназначены для усиления «защитных факторов» и ослабления известных по мониторингу алкогольной ситуации в городе «факторов риска». Программа профилактики злоупотребления алкоголем должна быть направлена на формирование у личности навыков сопротивления алкогольному соблазну. Она предполагает увеличение социально-психологической компетентности личности в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению спиртных напитков. Параллельно с этим программа профилактики должна расширять знания о последствиях употребления алкоголя с укреплением в сознании личности негативного отношения к нему.

Цель работы — выявить особенности профилактики алкоголизма среди молодежи. Задачи:

— установить роль и место социальной профилактики алкоголизма для молодежи;

-изучить особенности алкоголизма среди молодежи

— обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики подростков.

Объект исследования — процесс профилактики алкоголизма среди молодежи

Предмет исследования — особенности профилактики алкоголизма.

Глава 1.Теоретические основы профилактики алкоголизма

§ 1. Алкоголизм как социальная проблема

Сегодня в России существует множество неразрешенных проблем, периодически озвучиваемых в гражданском обществе, таких как бедность, низкий уровень жизни населения, высокий уровень преступности, возросший процент проблем алкоголизации нации. Проблема алкоголизма в России, как и большинство социальных проблем, носит системный характер, затрагивающий все стороны жизни человека. Проблема алкоголизма в России, как вопрос национальной угрозы, впервые озвучивается в 90-е годы ХХ века, когда процентный уровень алкоголизации нации достигает 22.7% населения России. Представляется, что анализ тематики алкоголизма достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Алкоголизм — это заболевание, возникающее в результате пагубной привычки употреблять спиртное часто и в чрезмерных количествах. Алкоголики становятся зависимы от спиртного. Если резко лишить их возможности выпивать, это может вызвать абстинентный синдром, который включает такие симптомы, как тошнота, рвота, тревожность, галлюцинации, дрожь и др. Алкоголизм нарушает мозговую деятельность и память, ухудшает физические способности, человек начинает совершать неразумные поступки.[1]

Алкоголизм (alcoholismus; арабск. al-kohl — нечто тонкое). Данный термин вошел в литературу для обозначения совокупности патологических изменений, возникающих в организме под влиянием длительного, неумеренного употребления алкоголя, по аналогии с термином «алкоголизм хронический», введенным в 1849 г. шведским врачом и общественным деятелем Гуссом (М. Hiiss). Изучение социальных аспектов неумеренного потребления алкоголя населением привело к тому, что понятие «алкоголизм» получило более широкое толкование; социологи, социал-гигиенисты, экономисты и юристы включают в него также вредные его последствия для общества. Значение этого термина соответствует широко распространенному в быту понятию «пьянство».[2]

Алкоголизм — систематическое злоупотребление алкоголем. В том случае, когда речь идет о «бытовом» пьянстве, используется термин «донозологические формы злоупотребления алкоголем». В этих вариантах уже возможна абстиненция, но еще не сформировались синдром зависимости.[3]

Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он не намного моложе самого человечества. Папуасы Новой Гвинеи, еще не знавшие огня, уже имели свои способы получения алкоголя. Многие древние племена использовали его в своих многочисленных обрядах: с его помощью общались с богами и умершими. В более позднее время появился обряд побратимства. В чашу с вином капали кровь участников обряда и пускали чашу по кругу. Возможно, именно отсюда пошла традиция собирать гостей и непременно ставить на стол бутылку вина.

С изобретением керамической (посуды примерно VIII тысяч лет до н. э.) появилась возможность приготовления разнообразных алкогольных напитков из меда, винограда и других плодов. Один из самых древних напитков — пиво. Известно, что его варили еще в Вавилоне за VII тысяч лет до н. э. Клинопись, обнаруженная археологом Е. Хубером содержит рецепты 15 сортов этого напитка.

В Древней Греции и Египте пиво было очень популярно и употреблялось каждый день наряду с хлебом и луком — основными продуктами питания большей части населения. Кроме того, оно очень естественно вплетается в культуру и религию этих народов. На многих рисунках изображаются люди пьющие или изготовляющие пиво, боги и правители с кубками в руках. В Греции даже верили в специального бога виноделия — Диониса. В его честь регулярно проводились празднества (дионисии) с огромным количеством спиртного, разумеется. Может быть, поэтому Дионис был одним из самых почитаемых богов среди греков.

Чистый спирт впервые получили арабы в начале VII века. Само слово алкоголь арабского происхождения, в переводе означает «одурманивающий». В западной Европе изготовлять крепкий алкоголь научились в средние века путем возгонки вина. Легенда гласит: впервые приготовил и выпил такой напиток монах алхимик Валентиус. Протрезвев после сильного алкогольного опьянения, он заявил, что открыл чудесное средство, которое делает из старика юношу и прибавляет бодрости и сил. Можно сказать, что именно с этого момента начинается активное распространение алкоголя по остальным странам.

Мнение о том, что пьянство — исконная черта русского народа, ошибочно. На Руси пили очень мало. Только по большим праздникам варили брагу, медовуху и пиво, крепость которых не превышала 10 градусов. Напитки варились всегда только для себя и никогда на продажу. Сам процесс пития значительно отличался от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу. Причем каждый мог сделать только один или два глотка. Согласитесь, в таких условиях трудно сильно напиться. А если кто употреблял спиртное в будний день, это было грехом и великим позором.

В 1386 году в Россию завезли виноградный спирт (аква-вита). Однако он не прижился, а затем даже был признан вредным для здоровья. Водку — свой собственный, оригинальный напиток русские изобрели в 1448-1474 гг. Тогда водка представляла собой разбавленный хлебный спирт, поэтому имела другое название — хлебное вино или хлебная водка.

Еще сто лет после изобретения традиционного для русского народа спиртного напитка на Руси никакого пьянства не было. Во многом этому способствовал патриархальный уклад жизни русских людей и их глубокая религиозность. «Домострой» — книга, содержащая ответы на абсолютно все житейские вопросы, дает конкретные указания и по поводу алкоголя: «Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют».

Пьянство приходит на Русь в тот момент, когда государство берет на себя управление производством и потреблением спиртных напитков. Отсюда развитие алкоголя в России пошло двумя путями: алкоголизация простого народа низкопробной водкой и производство качественных напитков для высших слоев общества. Примерно с 1555 года по всей России начинают закрывать корчмы (что-то вроде современных кафе), где можно было поесть и выпить. Вместо них приказано было открывать кабаки (по сути, питейные дома), где можно было только пить, а есть или просто закусывать — нельзя. Такое употребление очень быстро приводило к алкогольному опьянению и формированию алкогольной зависимости. Через некоторое время был введен запрет на производство спиртного самими крестьянами. Государство стало монополистом в этой области и получало от нее огромный доход в казну.

В то же время право производить алкоголь для себя осталось за дворянами и другими высшими сословиями. Практически в каждой семье был свой оригинальный рецепт с добавлением особых трав и ягод. Такие элитные напитки нередко становились подарками высокопоставленным лицам. Известно, что Екатерина II посылала русскую водку в подарок европейским монархам и известному философу и писателю Вольтеру.

В 1647 году во многих городах России из-за неспособности городской бедноты вернуть долги кабакам и резкого снижения качества спиртных напитков возникают «кабацкие бунты».. После этого государство начинает принимать меры против пьянства русского народа. На Земском соборе 1652 года было принято решение об ограничении количества кабаков, были определены дни, когда торговать спиртным запрещалось (в общей сложности их набралось более 180). Водка теперь отпускалась по одной чарке (143,5 гр.) в одни руки. Поступления в царскую казну резко сократились и через семь лет эти запреты фактически перестали соблюдаться.

Масштабные петровские преобразования всей жизни страны в конце XVII — начале XVIII веков весьма негативно сказались на сложившихся к тому времени традициях общества в отношении алкоголя, дав толчок на долгую историческую перспективу росту потребления последнего. Средства на петровские реформы и войны шли в значительной мере от питейного дела. Пьянство и табакокурение пришлось насаждать посредством cтрожайших указов, поскольку население в массе своей испытывало отвращение к подобному времяпрепровождению. Началось падение нравов правящей элиты. Ассамблеи и дипломатические приёмы завершались попойками. Древние православные традиции степенства и трезвости попирались, что вело к дальнейшему расширению церковного раскола.

Роковую роль в спаивании населения сыграло введение Указом Екатерины II в 1765 г. так называемой откупной системы взамен государственной винной монополии. Суть её сводилась к следующему.

Для увеличения сборов в казну от торговли алкоголем, причём деньгами, выплаченными заранее, а не собранными постепенно в результате розничной торговли водкой, правительство отдавало его продажу на откуп частным лицам. Откупа давались наиболее энергичным, богатым и жестоким людям, исходя из того, что они сами найдут способ собрать с народа деньги, но до этого дадут государству установленную заранее сумму. Откупа отдавались целыми уездами и губерниями.

По договору с правительством откупщик обязывался платить в казну установленную указом плату за каждое выкупленное у государства ведро водки, а взамен получал монопольное право её продажи на определённой территории. При этом, стремясь подавить конкуренцию казённой водке со стороны пива и мёдоварения и увеличить её продажу, государство стало взимать высокий налог с производства пива и пивных лавок. Пивоваренные заводы стали закрываться. С 1845 г. распивочные пивные лавки везде, кроме Петербурга и Москвы, были запрещены. В 1848 г. в 19 губерниях страны не осталось ни одного пивоваренного завода. Мёдо и пивоварение были подавлены экономически. Структура потребления алкогольных напитков непоправимым образом ухудшилась. За столетие существования откупной системы произошёл переход от потребления населением преимущественно малоградусных и менее опасных напитков (пива, браги и вина) в сторону крепких алкогольных напитков — главным образом водки.

Со временем у откупщиков-монополистов, державших непомерно высокую цену на водку, стали концентрироваться огромные прибыли. Это не давало покоя правительству, желавшему получать большую прибыль от её продажи. В результате Царь Александр II пошёл на реформу питейного дела. В 1863 г. его правительство уступило право государства на изготовление водки частным заводчикам и ввело новую систему продажи, получившую название акцизной. Массовое промышленное производство водки в условиях свободной конкуренции и отмены монополии откупщиков привело к снижению её цены, увеличению продаж и росту доходов казны от акцизных сборов. Только за один 1864 год потребление водки возросло почти в 2 раза. Приведём одно из свидетельств того времени: «Новая акцизная система уничтожила последние препоны к безграничному развитию пьянства. Дорогая и дурная откупщическая водка сделалась дешёвкой. Продажа питий распивочно и навынос стала свободным торгом. На каждом шагу явились новые кабаки. Овощные лавки сделались питейными домами. Наконец, и селения не избежали участи городов. Соблазн к пьянству развился до крайней степени. При уродливом размножении нового класса торгующих и безграничном предложении не было ничего, что могло до некоторой степени уравнять потребление, сдержать пьянство. От пива народ был отучен».

Читайте также:  Лекарственное лечение абстинентного синдрома при алкоголизме

К началу XX века в России сформировался опасный стиль потребления алкогольных напитков, когда алкоголь потребляется почти исключительно в виде крепких напитков, единовременными ударными дозами («залпом»). В 1911 г. в структуре винопотребления водка занимала 89,3%. Выдающийся русский врач В.М. Бехтерев писал: “Русский народ имел несчастную привилегию потреблять сорокоградусную водку, находиться в гораздо менее благоприятных условиях, чем народы запада, которые главным образом потребляют виноградное вино и пиво”.

Председатель Совнаркома В.И.Ульянов-Ленин решительно отвергал возможность производства и продажи спиртных напитков крестьянам в обмен на продовольствие для финансирования промышленности. Чтобы сократить перегонку продуктов питания в алкоголь, Советское государство в лице Военно-революционного комитета, а затем — Совета Народных Комиссаров РСФСР борется с самогоноварением и подпольным производством водки. Предпочтение к потреблению крепких алкогольных напитков прочно закрепилось в питейных традициях. Чтобы остановить самогоноварение, власть была вынуждена в 1922 г. разрешить продажу креплёных вин — 17-20°, в 1923 — 25°, в 1924 — 30°, а в 1925 г. отменить действовавший с царских времён запрет на продажу 40° водки, введя водочную монополию. В этой связи В.М. Бехтерев писал, что неизбежный возврат к свободной торговле водкой был обусловлен тем, что трудящиеся требовали крепких спиртных напитков. М.С. Горбачёв в 1985-1987 гг. попытался жёсткими запретительными мерами снизить производство и потребление алкоголя в стране. Одновременно была начата либерализация общественной и экономической жизни с целью раскрепощения творческой энергии народа, освобождения от порока пьянства.Потребление алкоголя снизилось до 11,5 л на человека в год. Впервые за долгие годы смертность населения стала снижаться, а средняя продолжительность жизни — расти. К 1987 г. ожидаемая продолжительность жизни у мужчин увеличилась на 3,2 года.

Одновременно выявилась ужасающая картина почти биологической потребности значительной части нации в алкоголе: по всей стране люди буквально душились в огромных очередях за ставшими дефицитом водкой, сахаром, дрожжами. Расцвело самогоноварение. Колоссальный дефицит бюджета, вызванный экологической катастрофой на Чернобыльской АЭС, землетрясением в Армении дополнялся недополучением традиционных «пьяных» денег, оседавших в руках новоявленной алкогольной мафии. Эти и ряд других обстоятельств заставили тогдашнее руководство страны в 1988 г. свернуть алкогольную реформу. В 1994-1995 гг. потребление алкоголя в стране достигло наибольшего за всю историю страны уровня — 15-18 л на человека в год. В эти же годы отмечена необычайно высокая смертность населения РФ. Вымерло значительное число злоупотребляющих алкоголем лиц, в том числе и тех, чьи жизни были сохранены антиалкогольной кампанией 80-х гг. Советская власть не смогла обойтись без «пьяных» денег, изменить стиль потребления алкоголя на более благоприятный. Производство и потребление алкоголя выросли. Запретительная антиалкогольная кампания дискредитировала идею трезвости. Создала отложенный спрос на алкоголь.[4]

Различаются три стадии алкоголизма:

Начальная стадия характеризуется появлением влечения к алкоголю. Это результат психической зависимости, возрастания устойчивости к принимаемым дозам: для достижения опьянения требуется большая доза алкоголя. Употребление алкоголя становится систематическим.

Средняя стадия характеризуется нарастающим влечением к алкоголю, изменением характера опьянения, последующим забыванием прошедшего, потерей контроля над количеством выпитого, появлением состояния похмелья. На этой стадии отмечаются нарушения психики, изменения во внутренних органах и нервнойсистеме.

Последняя стадия характеризуется снижением устойчивости к принимаемым дозам алкоголя, развитием запойного пьянства. Возникают тяжелые нервно-психические нарушения, глубокие изменения во внутренних органах. Когда появляется психическая зависимость от алкоголя, человек чаще всего не считает себя больным. Вслед за психической зависимостью наступает физическая: алкоголь включается в процессы обмена веществ, лишение его приводит к тягостному заболеванию — похмелью, которое характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжелым сном с кошмарами, неприятными ощущениями со стороны внутренних органов. На каждой из последующих стадий увеличиваются изменения в организме, психике и поведении больного. Ему становится не под силу творческая деятельность; резко ослабляется воля — человек не может руководить своими поступками, попадает под чужое влияние; эмоции огрубляются, наступает эмоциональное оскудение и деградация личности. Многократное поглощаемое спиртное накапливается в крови и током крови разносится по всему организму, достигая каждой клетки. алкоголь нарушает проницаемость клеточных мембран, угнетает биологически активные соединения, прежде всего — ферменты, понижает усвоение тканями кислорода. тем самым резко ухудшаются условия внутренней среды организма. Влияние алкоголя на организм напоминает изменение биоценоза реки в результате стока химических отходов в реку: обитатели водной среды начинают задыхаться и гибнут, а растения на берегах чахнут. Сравнение это правомерно еще потому, что человеческое тело на 2/3 состоит из воды.

Особенно чувствительны к алкоголю нервные клетки и сосуды мозга. У выпившего краснеет лицо, белки глаз в результате расширения кровеносных сосудов кожи, глаз и мозга. При этом резко нарушаются их регулирующие возможности, кровоснабжение мозга начинает терять свой ритм. Систематический прием алкоголя снижает активность иммунной системы, поэтому алкоголики чаще и тяжелее болеют. У них в полтора раза чаще развиваются заболевания органов дыхания; 45-70% страдающих алкоголизмом имеют нарушения желудочно-кишечного тракта. Спиртное «обжигает» слизистую оболочку рта, пищевода, желудка, кишечника, затем возникает воспаление слизистой оболочки этих органов (хронический гастрит, хронический колит).

Печень первая принимает на себя удар алкоголя — в ней происходит его переработка. В связи с этим у алкоголиков развивается тяжелое поражение печени — алкогольный гепатит, цирроз печени. Примерно у трети людей, употребляющих алкоголь, снижается половая функция, наступает «алкогольная импотенция». У женщин под влиянием алкоголя также снижается способность к деторождению В молодости алкоголизм протекает в более тяжелой форме и труднее поддается лечению. Непременное условие лечения — абсолютный отказ от употребления алкоголя как во время лечения, так и после выздоровления.[5]

Алкоголь из желудка попадает в кровь через две минуты после употребления. Кровь разносит его по всем клеткам организма. В первую очередь страдают клетки больших полушарий головного мозга. Ухудшается условно-рефлекторная деятельность человека, замедляется формирование сложных движений, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Под влиянием алкоголя нарушаются произвольные движения, человек теряет способность управлять собой.

Проникновение алкоголя к клеткам лобной доли коры раскрепощает эмоции человека, появляются неоправданная радость, глупый смех, легкость в суждениях. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий мозга возникает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших отделов головного мозга. Человек утрачивает сдержанность, стыдливость, он говорит и делает то, чего никогда не сказал и не сделал бы будучи трезвым.

Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в деятельность низших отделов мозга: нарушаются координация движений, например движение глаз (предметы начинают двоиться), появляется неуклюжая шатающаяся походка.

Нарушение работы нервной системы и внутренних органов наблюдается при любом употреблении алкоголя: одноразовом, эпизодическом и систематическом.

Известно, что нарушения работы нервной системы напрямую связаны с концентрацией алкоголя в крови человека. Когда количество алкоголя составляет 0,04-0,05 процента, выключается кора головного мозга, человек теряет контроль над собой, утрачивает способность разумно рассуждать. При концентрации алкоголя в крови 0,1 процента угнетаются более глубокие отделы головного мозга, контролирующие движения.

Движения человека становятся неуверенными и сопровождаются беспричинной радостью, оживлением, суетливостью. Однако у 15 процентов людей алкоголь может вызвать уныние, желание заснуть. По мере увеличения содержания алкоголя в крови ослабляется способность человека к слуховым и зрительным восприятиям, притупляется скорость двигательных реакций. Концентрация алкоголя, составляющая 0,2 процента, влияет на области мозга, контролирующие эмоциональное поведение человека. При этом пробуждаются низменные инстинкты, появляется внезапная агрессивность. При концентрации алкоголя в крови 0,3 процента человек хотя и находится в сознании, но не понимает того, что видит и слышит. Это состояние называют алкогольным отупением.

Концентрация алкоголя в крови 0,4 процента ведет к потере сознания. Человек засыпает, дыхание его становится неровным, происходит непроизвольное опорожнение мочевого пузыря. Чувствительность отсутствует.

При концентрации алкоголя в крови 0,6-0,7 процента может наступить смерть. В результате эпизодического приема алкоголя часто развивается болезненное пристрастие, безудержное влечение к алкоголю — алкоголизм.[6]

В ФЗ “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе” устанавливаются ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних.

Согласно ФЗ “о сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта” регулируются отношения, касающиеся порядка взимания и размеров сборов за выдачу действующих на территории Российской Федерации федеральных лицензий (далее — лицензии) на осуществление лицензируемых видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в данной сфере деятельности (далее — лицензирующий орган).

В ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна: содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния. А так же реклама алкогольной продукции не должна размещаться на первой и последней полосах газет, обложках, журналов.

Не так давно в России был принят ФЗ «Об алкогольном обороте», запрещающий с полуночи до восьми часов утра продажу спиртных напитков, в том числе и пива.

Проблема алкоголизма для нашей страны сверхактуальна. Этиология и механизмы болезни требуют дополнительного изучения. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому кроме лечения болезни, которое на сегодняшний день не эффективно /до 80% рецидивов/, требуется искоренять причины этой проблемы. Прежде всего, надо начать с профилактики употребления алкоголя молодежи, так как они в большей степени подвержены риску употребления алкогольных напитков. Относительно простым выходом из данной ситуации было бы стать радикальное повышение цен на спиртные напитки, которое снизило бы их доступность.

Таким образом, алкоголизм представляет собой разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Появление и распространение спирта является глобальной проблемой всего человечества на протяжении многих веков. Употребление спирта в огромных количествах привело к такой неизлечимой болезни как алкоголизм. Алкоголизм является причиной не только индивидуальных проблем человека, но способствует разрушению всего общества в целом. Государство прилагает усилия по ужесточению и контролю в области распространения и употребления алкоголя. Решением этой проблемы наряду с медицинскими и социальными работниками занимается государство в целом, гражданское общество и различные общественные институты. Одним из способов преодоление этой чумы является эффективная профилактика и пропаганда здорового образа жизни, наглядные примеры социальных и медицинских последствий потребления алкоголя также эффективно воздействуют на сознание молодых людей. Борьба с алкоголем и, прежде всего профилактика, — одна из основных задач оздоровления жизни нашего общества.

§ 2. Профилактика алкоголизма как технология социальной работы

Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди молодежи. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым, подчеркивает актуальность данной темы.

Социальная профилактика — совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения. [8]

Социальная профилактика — это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе.

Психолого-педагогическая профилактика — это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающие те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства.[9]

Общая схема методики осуществления профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

· предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

· проведение общей профилактики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

· проведение специальной профилактики по каждой из взятых для усугубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей; — построение выводов, на основе которых делается заключение.

Социальная профилактика основывается на ряде принципов:

· бъективность; заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

· причинность; обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

· комплексный подход; в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

· научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

В практике в настоящее время сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это методы сбора информации, обработки и анализа информации, методы определения приоритетов проблемы. [10]

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др. Рассмотрим некоторые из них. Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре. И к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить. Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Читайте также:  Заговор на замок от алкоголизма последствия

Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др. Сравнение является неотъемлемой частью профилактики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения профилактики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем. В процессе профилактики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не буде иметь смысла.

Выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной профилактики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедура. Принятые на основе социальной профилактики решения и рекомендации реализуются через различные процедуры технологии социальной работы. Одной из таких процедур является социальная профилактика.[11]

Профилактика зависимости от алкоголя может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них:

Первичная профилактика алкоголизма проводится посредством нескольких стратегий:

· Первая стратегия — информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

· Вторая стратегия — формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

· Третья стратегия — развитие проективных факторов здорового социально эффективного поведения.

· Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого вещества.

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии. Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:

1. Воздействие средств массовой информации;

2. Антиалкогольное обучение;

3. Использование альтернативных употреблению алкоголя программ молодежной активности;

4. Создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);

5. Организация деятельности социальных работников и волонтеров;

Психологические технологии первичной профилактики:

1. Развитие личностных ресурсов;

2. Формирование социальной и персональной компетентности;

3. Развитие адаптивных стратегий поведения;

4. Формирование функциональной семьи.

Вторичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением различных стратегий:

· Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения.

· Вторая стратегия — изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

· Третья стратегия — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются специальные технологии. Социальные и педагогические технологии:

1. Формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

2. Формирование мотивации на изменение поведения;

3. Развитие проблем — преодолевающего поведения;

1. Преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний

2. Осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

3. Развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем — преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

4. Анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ.

Третичная профилактика алкоголизма молодежи направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления алкоголя. Третичная профилактика алкоголизма осуществляется с применением нескольких стратегий:

· Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

· Вторая стратегия — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

· Третья стратегия — осознание ценностей личности.

· Четвертая стратегия — изменение жизненного стиля.

· Пятая стратегия — развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.

· Шестая стратегия — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются различные технологии:

Социальные и педагогические технологии:

1. Формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

2. Формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

3. Развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушения наркотизации или алкоголизации;

4. Формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

1. Осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;

2. Осознание личных целей и путей их достижения;

3. Осознание влечения и зависимости;

4. Формирование копинг-стратегий преодоления влечения и зависимости;

5. Изменение жизненного стиля в целом;

6. Развитие коммуникативной и социальной компетентности;

7. Развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

8. Развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:

1. Профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

2. Профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);

3. Профилактика в организованных общественных группах населения;

4. Профилактика с помощью средств массовой информации;

5. Профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;

6. Систематическая подготовка специалистов в области профилактики;

7. Мотивационная профилактическая работа;

В соответствии с этими стратегиями строятся профилактические программы.[12],[13]

Таким образом, в процессе работы система социального обслуживания молодежи была рассмотрена с разных сторон. Было установлено, что система социального обслуживания молодежи играет наиважнейшую роль в современном Российском государстве. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. Задача общества и государства сегодня — оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Изучены теоретические аспекты социальной работы и выявлены основные направления социальной работы с молодежью. Проанализирована структура и механизмы системы социального обслуживания молодежи.

1. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на общую популяцию подростков.

Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

2. Формирование зависимости от наркотиков и алкоголя, как и других психосоциальных расстройств, связано с факторами риска и устойчивости, которые включают индивидуальные, генетические, личностные и средовые влияния, а также индивидуальные варианты взаимодействия между ними. Поэтому превентивные и лечебные воздействия, основанные на одновременном ослаблении риска развития зависимости от наркотиков и алкоголя и увеличении потенциала устойчивости в определенных условиях среды, намного эффективнее, чем превентивные воздействия, основанные только на уменьшении факторов риска.

3. Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики алкоголизма, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность.

Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы первичной профилактики практически отсутствует.

Глава 2. Профилактики алкоголизма среди молодежи

§ 1. Основные направления профилактики алкоголизма среди молодежи

Алкогольная профилактическая деятельность определяется как межведомственная, т.е. деятельность, которая должна проводиться совместно специалистами управления внутренних дел, образования, здравоохранения. Основные компоненты и направления работы с молодежью. Профилактическая работа должна включать в себя три компонента и направления.

1. Образовательный компонент.

— знание о действии алкоголя на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях, к которым они приводят.

Цель: научить молодого человека понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении алкоголя.

— знание и понимание своих чувств, эмоций, а также возможных способов работы с ними и заботы о себе.

Цель: формирование развитой Я-концепции у молодого человека.

2. Психологический компонент.

— коррекция определенных психологических особенностеймолодого человека, являющихся факторами риска употребления алкоголя; создание благоприятного доверительного климата в семье, психологическая адаптация из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности.

Цели: психологическая поддержка молодого человека; формирование адекватной самооценки, навыков принятия и выполнения решений; формирование умения сказать «нет», отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться в случае необходимости за помощью.

3. Социальный компонент — помощь в социальной адаптации молодого человека, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

1. Информационное. Подросткам довольно много рассказывают о вреде алкоголизма, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления алкоголя. Сейчас раздают буклеты и развешивают плакаты о вреде алкоголизма. Мы живем в так называемое «информационное время». Причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антиалкогольную профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более, совсем другого рода информацию она получает из Интернета, со страниц многих молодежных изданий, от друзей. В ней не содержится призывов, в ней не содержатся запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых.

2. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления алкоголя. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.[14]

3. Личностное ориентирование. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у подростка навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения.[15] Существует различные программы в этом направлении. Их общая цель — научить управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и свои возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни. Таким образом, каждое из направлений имеет преимущество, так и недостатки. Важно уметь использовать эти направления антиалкогольной профилактики адекватно и в комплексе.

Так же профилактика алкоголизма, можно разделить на медико — социальное и социально — психологическую направления. Подробней о каждой: Одной из приоритетных задач современных специалистов по социальной работе в области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения. Залогом эффективности социальной работы в решении проблем наркозависимости является постоянная связь лечебного процесса с деятельностью по коррекции социального статуса больного. Отсюда вытекает необходимость сближения позиций наркологов и социальных работников, прежде всего с помощью грамотной организации совместного лечебно-реабилитационного процесса, что должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах, должностных инструкциях и положениях. Существует несколько основных направлений совместной деятельности медицинских работников и специалистов по социальной работе для достижения поставленных целей:

формирование у больного осознанной стабильной мотивации или установки на окончательный отказ от потребления наркотических средств, на активное включение и реабилитационный процесс;

осуществление комплекса лечебно-психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к алкоголю, предотвращение рецидивов болезни;

редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств, развившихся или усугубившихся в процессе болезни;

укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;

коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного личностного развития;

повышение уровня социального функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;

достижение реального материального самообеспечения пациента на основе закрепления навыков системной занятости, образовательно профессиональной подготовки.

Для осуществления этих мероприятий социально — медицинские организации рекомендуют:

организовывать проведение Международного Дня борьбы с алкоголем совместно со средствами массовой информации с привлечением главных специалистов (врачей), известных деятелей, родителей;

проводить лекции, беседы в коллективах, с больными в стационарах и клиниках, детских и взрослых санаториях, аптеках;

оформлять «Уголки здоровья», санитарные бюллетени, санитарные газеты, плакаты по антинаркотической тематике;

организовывать прием лиц, употребляющих наркотики и желающих получить советы и помощь в отказе от наркотиков;

организовывать подачу информации о Международном Дне борьбы с наркоманией в общественном транспорте, торговых учреждениях (с использованием местной радиотрансляционной сети, плакатов, листовок);

в детских оздоровительных учреждениях, ПТУ, техникумах, ВУЗах проводить викторины, КВН, конкурсы детского рисунка, плаката по антинаркотической тематике.

Таким образом, важнейшее направление медико-социальной работы — работа с молодежью, страдающими алкогольными заболеваниями. Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами: возрастом клиента, видом его социальной деятельности, экономическим положением его семьи, состоянием его здоровья, наличием определенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека и другое. [16]

Социально-медицинская помощь молодежи, злоупотребляющим алкоголем и страдающим алкоголизмом, и целенаправленная коррекционная, психологическая, педагогическая работа с ними должны всемерно расширяться и специализироваться, осуществляться отдельно от взрослых с привлечением специалистов по детско-подростковой психиатрии, психологии, соматической патологии. Помощь должна быть многоступенчатой, нацеленной на последовательные процессы первичной профилактики, диагностики, оказания неотложной помощи, лечения, вторичной профилактики (предупреждение и купирование рецидивов у больных алкоголизмом), реабилитации. Развитие реабилитационного звена наркологической службы способно существенно повысить эффективность ее работы и ее авторитет среди населения. Приоритет в медицинской наркологической помощи должен принадлежать максимально раннему выявлению лиц с алкогольными проблемами, потенциальных пациентов из группы риска, больных на начальных стадиях заболевания — с обязательным участием в этом процессе врачей первичной общелечебной сети, семейных врачей, психологов, социальных работников.

источник