Меню Рубрики

Профилактика алкоголизма и токсикомании 5 класс

Программа профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма
для 5-9 классов
Авторы С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова. Рекомендована для работы классных руководителей по формированию здорового образа жизни.

[Выберите дату]

Программа профилактики наркомании,

табакокурения и алкоголизма

п/п

Название темы Объем часов 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 1. Образ жизни и здоровье 4 2 2 2 2 2. Профилактика табакокурения 4 4 4 4 4 3. Профилактика употребления алкоголя 4 6 4 5 5 4. Профилактика наркомании и токсикомании 4 4 6 5 5 Итого 16 16 16 16 16

Тема: Образ жизни и здоровье

5 класс: Определение понятия «здоровье». Компоненты и критерии здоровья. Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни, как рациональный способ жизнедеятельности. Элементы здорового образа жизни. Зависимость образа жизни от индивидуальных особенностей организма, климато-географических условий существования. Здоровый образ жизни в народных традициях и обрядах.
6 класс: Зависимость здоровья человека от чистоты тела, кожи. Условия, способствующие поддержанию чистоты тела. Уход за школьной формой. Удобная и функциональная домашняя одежда. Требования к белью. Влияние пыли и загрязнённого воздуха в помещении на динамику работоспособности и распространение инфекционных заболеваний. Способы устранения запыленности воздуха и вещей.
7 класс: повышение уровня двигательной активности. Влияние занятий гимнастикой и подвижными играми на осанку. Привычки, отрицательно влияющие на формирование осанки, их искоренение. Влияние высоты каблука на формирование осанки. Использование тренажеров. Активный отдых между занятиями как способ скорейшего восстановления трудоспособности. Упражнения по профилактике нарушений осанки, утомления органов зрения.
8 класс: Основы психогигиены. Эмоции и чувства. Культура чувств и их проявление. Этика взаимоотношений. Аэробные упражнения и закаливающие процедуры как способ повышения настроения. Мышечные «зажимы», возникающие при нервно-эмоциональном напряжении, способы их устранения. Свободный выбор как признак взросления. Центры доверия и психологической помощи подросткам и возможности разрешения конфликтных ситуаций. Способы психологической защиты.
9 класс. Рациональная организация труда и отдыха во время подготовки к экзаменам. Требования к продолжительности занятий, активному отдыху на свежем воздухе, продолжительности и качеству ночного сна, питанию. Значение правильной организации режима дня для предупреждения переутомления. Построение режима дня учащихся в зависимости от времени обучения в школе (1-я или 2-я смена). Время начала приготовления домашних заданий, продолжительность приготовления уроков. Компьютер и здоровье. Основные правила техники безопасности при работе на компьютере. Упражнения и самомассаж для профилактики утомления рук и органов зрения.
Тема: Профилактика табакокурения

5 класс. История распространения табакокурения. Курение табака как доходная статья для производителей и торговцев табачной продукции. Современная распространенность табакокурения. Законодательные акты и мероприятия по ограничению табакокурения. Профилактика табакокурения в народных традициях, произведениях литературы и искусства.
6 класс. Состав табачного дыма и табачных смол. Понятие о канцерогенах. Органы-мишени для табака. Болезни, связанные с табакокурением. Влияние курения на внешний вид, умственную и физическую работоспособность, занятия спортом. Характеристика активного и пассивного табакокурения. Действие на организм пассивного табакокурения. Законодательные акты, направленные на ограничение пассивного курения. Опыты по демонстрации отрицательного влияния табакокурения на живые организмы и растения.
7 класс. Курение как один из вариантов наркомании. Стадии никотиновой наркомании: бытовое, привычное и пристрастное курение. Механизм формирования зависимости к табакокурению. Мышечная зависимость как специфическое проявление табачной наркомании. Способы борьбы с мышечной зависимостью при табакокурении. Сравнение эффективности различных методик отказа от курения. Мой выбор: Поиск убедительных ответов отказа на предложение закурить.
8 класс. Экономические, социальные и биологические последствия табакокурения. Сигареты и семейный бюджет. Курение и социальная адаптация личности. Курение и экология квартиры. Конкурс антирекламы табака.
9 класс. Влияние табакокурения (активного и пассивного) на репродуктивные функции человека. Последствия курения мужчины и женщины для развития плода, роста и развития ребенка. Способы отказа от пробы сигарет.
Тема: Профилактика употребления алкоголя

5 класс. Происхождение алкоголя и различных спиртных напитков. Отношение к алкоголю и последствиям его употребления у разных народов. Современная распространенность пьянства и алкоголизма. Антиалкогольные обычаи и законодательные акты, направленные на искоренение пьянства и алкоголизма. Профилактика употребления алкоголя в народных традициях, произведениях литературы и искусства.
6 класс. Механизм воздействия алкоголя на клетки и ткани организма. Разрушение эритроцитов как основа кислородного голодания тканей. Поражение внутренних органов при эпизодическом и регулярном приеме алкоголя. Последствия разрушения клеток нервной системы, печени, сердца, половых клеток. Влияние алкоголя на терморегуляцию, артериальное давление, обмен витаминов, на пищеварение, всасывание питательных веществ, на нервную систему, умственную работоспособность, память. Влияние алкоголя на физическую работоспособность и занятия спортом. Алкогольная деградация личности. Особенности действия различных алкогольных напитков на клетки и ткани организма (самогон, водка, шампанское, вино, коньяк, пиво). Опыты по демонстрации негативного влияния алкоголя на пищеварение.
7 класс. Механизм формирования алкогольной зависимости. Изменения, происходящие в связи со становлением психической и физической зависимости. Понятие о зонах комфорта и дискомфорта. Толерантность, ее изменение при приеме алкоголя. Нарушение обмена веществ при алкогольной зависимости. Понятие об абстиненции. Возможности устранения зависимости. Необратимость психической зависимости в связи с невозможностью восстановления чувствительности зон комфорта. Биологические и социальные факторы, влияющие на скорость формирования зависимости к алкоголю. Опыты по демонстрации негативного влияния алкоголя на живые организмы и растения.
8 класс. Социальные и биологические последствия пьянства и алкоголизма: преступления, пожары, дорожно-транспортные происшествия, бракованная и невыпущенная продукция, аварии на производстве, бытовой и производственный травматизм, расходы на здравоохранение, содержание детских домов и интернатов, выполнение квалифицированными специалистами неквалифицированного вида труда и пр. Обоснование превышения экономического ущерба над денежной выручкой при торговле алкоголем. Последствия эпизодического приема алкоголя. Негативные последствия «питейных» обычаев. Антиреклама алкогольных напитков.
9 класс. Алкоголь и семья. Влияние алкоголя на потомство. Нарушение детородной функции семьи. Понятие об «алкогольном зачатии», «алкогольном плоде», алкогольной интоксикации плода и грудного ребенка. Нарушение социализации детей. Негативное влияние алкоголя на растущий организм. Мой выбор: Отказ от приема алкоголя.
Тема: Профилактика наркомании и токсикомании

5 класс. Наркотики и общество. Понятие о зонах природного наркотизма. История распространения наркомании. Современная распространенность наркоманий и токсикомании. Национальные, культурные традиции и законодательные акты, направленные на искоренение наркомании.
6 класс. Наркотики и их влияние на организм. Влияние эпизодического и продолжительного приема токсических препаратов на рост и развитие организмов. Последствия токсического воздействия на нервную систему, память, поведение. Динамика умственной и физической работоспособности при воздействии токсикантов. Механизм воздействия наркотиков на клетки и ткани организма. Влияние наркотиков на память, психику, социальные функции человека. Аутоагрессивное поведение как следствие употребления наркотиков. Конкурс антирекламы наркотиков.
7 класс. Механизм формирования зависимости к наркотикам. Нарушение передачи нервного импульса при становлении психической и физической зависимости. Абстинентный синдром. Нарушение чувствительности зон комфорта. Компульсивное (неодолимое) влечение как основа необратимости психической зависимости, биологические, микросоциальные и макросоциальные факторы, влияющие на скорость формирования зависимости. Общие закономерности течения наркоманий. Профилактика наркомании в произведениях литературы и искусства.
8 класс. Экономические и социальные последствия наркомании. Факторы, предопределяющие антисоциальность больных наркоманией. Искажение семейных связей, детородной функции. Особенности развития наркомании и токсикомании в подростково-юношеском возрасте. Последствия наркотизации подростков для общества. Биологические последствия приема наркотиков. Особенности биологических последствий при приеме наркотиков подротками и молодыми людьми. Наркотические и токсикоманические вещества как средство порабощения личности. Инстинкт самосохранения. Борьба с наркоманией за рубежом.
9 класс: Наркотики и семья. Пути воздействия наркотиков на потомство. Нарушение детородной функции семьи. Понятие о «наркотическом плоде», наркотической интоксикации плода и грудного ребенка. Формирование наркотической зависимости во время внутриутробного развития. Нарушение функции социализации детей. Негативное влияние наркотиков на растущий организм. Мой выбор: Противодействие сомнительным предложениям.

Программа профилактики наркомании,

источник

профилактика вредных привычек у учащихся среднего звена;

— разъяснить негативное влияние наркомании на здоровье молодых людей;

— раскрыть последствия наркомании для здоровья человека, показать актуальность и значимость проблемы наркомании, как для отдельной личности, так и для общества;

— побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников;

— развивать критическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию

Классный час по профилактике наркомании в 5,6 классах

« Скажем НЕТ вредным привычкам!»

1. Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек.

2. Умение противостоять давлению сверстников и способствовать воспитанию отрицательного отношения к наркомании.

— профилактика вредных привычек у учащихся среднего звена;

— разъяснить негативное влияние наркомании на здоровье молодых людей;

— раскрыть последствия наркомании для здоровья человека, показать актуальность и значимость проблемы наркомании, как для отдельной личности, так и для общества;

— побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников;

— развивать критическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию

-Ребята, вы любите жизнь? Как вы понимаете, что это такое? (это богатство данное изначально, и она должна быть прекрасной и счастливой: это здоровье, взаимоотношения с окружающими, дружба, любовь к ближним и близким, материальные блага).

Горская пословица гласит: «Добрая жизнь – добрый ручей». И чтобы жизнь была доброй, счастливой, необходимы различные составляющие, среди которых самое важное место занимает здоровье.

Здоровому и горе не горе, и беда не в зарок.

Здоровье на деньги не купишь. Здоровью цены нет.

Здоровье дороже золота. Было бы здоровье, а остальное приложится.

Тест «Незаконченные предложения»

3. Мои друзья относятся к наркотикам, как …

4. Я считаю, что наркотики нужно …

5. Наркотик дает возможность ….

6. Наркотик не дает возможности

Слово «наркомания» происходит от греческих слов «нарко» — сон, оцепенение, онемение и «мания» — страсть, безумие. Это общее название болезней, которые проявляются во влечении к постоянному приему наркотических средств, вследствие стойкой психологической и физической зависимости от них.

Под действием наркотика человек теряет разум, чувство реальности, становиться сумасшедшим. Он совершает преступления, не отдавая себе в этом отчета. Он готов к самоубийству. Доза наркотика делает его опасным для окружающих и для самого себя.

Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями. Много лет назад наркотики использовались служителями различных религий для достижения состояния экстаза при исполнении культовых обрядов.

Другой исторически сложившийся тип потребления наркотиков – в медицине: в качестве успокоительных, обезболивающих средств.

Третий тип потребления наркотиков – для развития внешне не обусловленных психических состояний, связанных с переживанием удовольствия, комфорта, подъема настроения.

Существует много мифов, заблуждений относительно наркоманию Я предлагаю вам оценить некоторые суждения. Те, с которыми вы согласны отметьте знаком «+».

  • Большинство наркотиков не вызывают серьезных осложнений здоровья, если они принимаются в умеренных количествах.
  • Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят.
  • Даже одноразовое применение кокаина может вызвать смерть.
  • Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются.
  • Наркотические лекарства, которые выписывают врачи, могут быть опасны для здоровья, если их принимать долго и в неправильных дозах.

А теперь послушайте, что происходит с человеком начавшим употреблять наркотики.

  • Больными наркоманией чаще становятся люди, легко поддающиеся внушению, лишенные интересов, плохо контролирующие свои желания.
  • Скорость развития наркомании зависит от химического строения наркотика, способа его введения, частоты приема, дозировки и особенностей организма.
  • Начальным этапом наркомании является переход от эпизодического к регулярному приему наркотика, повышение его переносимости, появление влечения к наркотическому отравлению. Если в начале приема наркотиков возникает неприятное состояние, то вскоре оно исчезает, и каждый прием вызывает эйфорию.
  • По мере развития наркомании прежние дозы наркотика не дают эйфории, начинается увеличение количества приема наркотика, изменяется и его действие на организм.
  • Вместо покоя возникает состояние бодрости с ощущением прилива сил, приподнятое настроение с переоценкой своих психических возможностей, нарушение мышления.
  • Прекращение приема наркотиков приводит к болезненному состоянию – абстиненция. Оно выражается в так называемой «ломке». Ее признаки – потливость, дрожание конечностей, раздражительность, расстройство зрительных, вкусовых, обонятельных ощущений. Это тяжелое состояние временно проходит при приеме очередной дозы наркотиков.
  • По мере привыкания наркотики становятся необходимыми уже не для получения удовольствия, а для борьбы с мучительными симптомами абстиненции. В таком состоянии больные представляют большую общественную опасность, так как потребность в приеме наркотиков настолько неодолима, что они могут совершить любой проступок, чтобы добыть наркотик. Прогрессирует физическое и психическое истощение организма, которое в итоге ведет к преждевременной смерти.
  • Употребление наркотиков пагубно сказывается на жизнедеятельности всех органов и систем человека. В первую очередь страдают сердечно-сосудистая система, печень, легкие, желудок. Дети рождаются уродами, слабоумными, страдающими психическими недугами, все это передается из поколения в поколение.
  • Наркоман деградирует как личность. Стремительно падает интеллект, слабеет память. Человек утрачивает интерес к жизни, его покидают друзья, а нередко и близкие. Моральные и этические нормы не существуют для наркоманов, в состоянии опьянения они могут совершать опасные действия.
  • Наркотики ставят употребляющих их в такую зависимость, что без них организм наркомана не может нормально функционировать. При несвоевременном их приеме наркоман может умереть.

Средняя продолжительность жизни наркомана, если речь идет об употреблении наркотиков внутривенно, составляет примерно 7-10 лет. Конечно, есть наркоманы, которые живут пять, двадцать и более лет. Но есть и такие, которые погибают из-за наркотиков за 6-8 месяцев после начала регулярного приема.

Читайте также:  Анонимное лечение у нарколога от алкоголизма

Опасности, связанные с употреблением наркотиков

Передозировка ведет к потере сознания и даже смерти.

Привыкание, физическая и психическая зависимость.

Эмоциональная возбудимость и неадекватное поведение.

Головокружение и тошнота после принятия.

СПИД и другие заболевания в результате пользования одной иглой.

Врожденные дефекты у детей.

Наркоманы (ответ учащихся) – это люди употребляющие наркотики, тяжелобольные, у которых трансформируются все стороны личности: психоэмоциональная, духовная, нравственная.

Наркомания (ответ учащихся) – это болезнь, которой заболевают люди, употребляющие наркотики, это проблема, так как это происходит незаметно и безжалостно, засасывает каждого, кто проявил глупое любопытство.

Учитель: Как сберечь человеческое в человеке? Как в нашей жизни спасти детей? Эти проблемы глубоко волнуют всех. Борьба с наркотиками ведется во всем мире, в том числе и в нашей стране. А профилактика наркомании – главная составляющая индивидуальной системы здорового образа жизни.

Вопрос к учащимся : почему именно подростки наиболее подвержены наркомании?

— Назовите причины употребления наркотиков?

Очень сильное желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых, от необходимости выполнять правила и нормы.

Особенно привлекает то, что не дозволено. Желание быть «крутым».

Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою «крутизну», а употребление наркотиков представляется им очень сильным аргументом.

Ошибочное мнение, что даже если я попробую наркотики, я не стану наркоманом. От одного раза ничего не будет. В жизни надо попробовать все! Брошу в любой момент.

Дань моде, активный поиск «смысла жизни», новых видов «кайфа». Хочу удовольствий!

Низкая культура, неумение сказать «Нет!». Все мои друзья так делают.

Безделье, скука, неумение организовать досуг, желание быть в центре внимания.

Учитель: Ложная романтика и подражание «избранным» сгубили не одно поколение молодежи. Жизнь похожая на ад и смерть в расцвете лет – вот цена излишнего любопытства.

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами проведем диспут на тему: «Наркотики: мифы и реальность».

Каждая группа получает миф, обсуждает его, выражает свое согласие или несогласие с предложенным утверждением.

Миф №1: наркотики – обязательный атрибут красивой жизни.

Миф №2: если не колоть в вену, зависимости не будет. На самом деле: любой способ употребления ПАВ приводит к зависимости.

Миф №3: чтобы завязать, нужно постепенно снижать дозы

Просмотр видеоролика «Последствия употребления наркотиков»

. Учитель: Каковы последствия наркомании? (Ответы учащихся.)

Проблемы со здоровьем (ломка, ослабление иммунитета).

Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал).

Появление развязности, агрессивности, грубости, снижении е умственной работоспособности, плохая координация.

Проблемы в семье, учебе, неприятности в школе.

Финансовые трудности (долги, постоянный поиск денег).

Конечный результат – смерть, к чему приводит наркомания.

Ну что ж, мой друг, решенье за тобой,
Ты вправе сам командовать судьбой.

— С чем несовместима благополучная жизнь? (Ответ учащихся.)

(Ни с курением, ни с пьянством, ни с наркоманией.)

— Здоровый и счастливый человек свободен от этих пороков. Чтобы не случилось в вашей жизни, имейте позитивное мышление, держитесь только за хорошее, что у вас есть, и идите вперед, осуществляя три принципа достижения успеха:

Развивать свои творческие возможности.

Поступать с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.

источник

пропаганда здорового образа жизни школьников;

профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании.

помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни.

проанализировать данные по предварительному анкетированию,

— формировать у учащихся потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье;

— вырабатывать устойчивое негативное отношение к вредным привычкам;

— составить итоговую схему по здоровому образу жизни.

Ход классного часа.

Учебная мотивация.

Учебная мотивация происходит за счет предоставления данных по результатам анкетирования самих учеников. Результаты опроса дают явное представление о состоянии класса в здоровьесберегающем аспекте.

1. Соблюдаете ли вы режим дня?

2. Делаете ли вы утреннюю зарядку?

3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?

4. Занимаетесь ли вы физическим трудом?

5. Можете ли подтянуться на перекладине (отжаться от пола) ?

6. Вызывает ли у вас отвращение табачный дым?

8. Считаете ли вы алкоголь вредным веществом?

9. Приходилось ли вам употреблять спиртные напитки (пиво)?

10. Являются ли наркотики ядом для человеческой жизни?

11. Любите ли вы свежий воздух?

Вопрос: почему же некоторые из вас избегают употребления алкоголя, некоторые курят, а другие предпочитают заниматься спортом, закаливаться и помогать родителям по дому?

Постановка проблемы: Большой вред здоровью человека наносят курение, употребление наркотиков и алкоголя, малоподвижный образ жизни.

именно этим проблемам – курить или не курить, употреблять алкоголь или нет, заниматься физкультурой или нет – и будет посвящен наш классный час.

Обсуждение ситуаций:

1. В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.

«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым неприятен на вкус, и их немного тошнило… несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

1. Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?

2. Какая польза от курения? Может вред не настолько велик и удовольствие или польза стоит некоторых неудобств?

3. Легко ли бросить курить?

4. Курение табака это привычка или болезнь?

2. Четверо друзей из одного двора решили встретиться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей. Михаил что – то очень долго копался в своей комнате, наконец, вышли на улицу. «А я что –то для вас припас», — гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» — восхитился Андрюха. Сережа смутился, а Саша решительно заявил:

1. Какие аргументы может привести Саша, чтобы отказаться от спиртного?

2. Как вы думаете, почему некоторые подростки начинают пить алкоголь (пиво)?

3. Каковы последствия употребления алкоголя?

3. «После школы я пошла к своей подружке, чтобы вместе пойти погулять. Во дворе ее дома веселилась шумная компания друзей. Эти ребята очень шумно себя вели, выкрикивали непонятные фразы или переходили на пение. Иногда из этой кампании слышался плач. На прохожих никак не реагировали».

источник

Алкоголизм – это форма химической зависимости, отличающаяся от наркомании тем, что алкоголь является легальным веществом. Самой важной особенностью алкоголизма является то, что больной человек не может прийти к выводу, что ему нужно совсем прекратить употреблять алкоголь и не возвращаться к этому никогда.

Алкоголизм является болезнью химической зависимости с теми же чертами, что и наркомания, и поражает все сферы человеческой сущности.

Алкоголизм является болезнью:

1) первичной, т.е. не симптомом или последствием другой болезни;

«Прелюдией» алкоголизма является пьянство – сначала умеренное, потом хроническое. При этом этиловый спирт постоянно присутствует в организме человека, он преобразуется в процессе обмена веществ. Поступающий через пищеварительный тракт алкоголь распадается до ядовитого ацетальдегида и оказывает на клетки и органы разрушительное воздействие.

Одним из главных симптомов болезни является ее отрицание (отрицает как больной, так и близкие). Болезнь неизлечима, но можно задержать ее развитие и улучшить состояние, если больной готов принять на себя ответственность за свое выздоровление и изменить самого себя.

Алкоголь уничтожает клетки печени, а ведь в ней происходит образование АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты – основного источника энергии в организме), детоксикация (обезвреживание) ядов и многое другое.

Алкоголь особенно вреден для растущего организма. Те дозы, которые являются приемлемыми для взрослого, для молодых людей могут стать смертельными. Алкогольная интоксикация наступает у них чаще и быстрее. При поражении головного мозга могут произойти необратимые явления, способные привести к инвалидности и смерти.

Злоупотребление алкоголем ведет к деградации личности, делает человека психически неуравновешенным. 70% преступлений против личности совершается в состоянии алкогольного опьянения. Это наиболее тяжелые социальные последствия алкогольной зависимости.

В последние годы значительно усилилась реклама слабоалкогольного напитка – пива. Но увлечение пивом также может привести к тяжким последствиям по ряду причин. Вопервых, пиво делается с применением так называемых искусственных (культурных) дрожжей. А компоненты этих дрожжей вызывают поражение головного мозга человека, приводят к онкологическим заболеваниям – это доказано исследованиями ученых США, Канады,

М. И. Иванюков, В. С. Алексеев. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Германии. Во-вторых, частое и неумеренное употребление пива ведет к ожирению печени (у медиков есть выражение – «пивная печень»), далее идет накопление жиров во всем организме, т.е. наступает ожирение.

Эти процессы усиливаются при ведении малоподвижного образа жизни, в городских условиях.

Табакокурение относят к вредным привычкам, которые являются отклонениями от здорового образа жизни. Проблема курения в России в настоящее время приняла характер национального бедствия и грозит будущему общества в целом. Сейчас юноши и девушки начинают курить в 13, 15, 17 лет и к детородному возрасту практически около 90% юношей и 40% девушек употребляют табак. У начинающего курильщика в течение 2–3 лет истощаются запасы психической энергии, поэтому у курящих юношей и девушек, вступающих в брак, не могут родиться здоровые дети (особенно в условиях общей неблагоприятной экологической обстановки).

Еще Адольф Гитлер в своей книге «Mein Kampf», определяя восточным народам (в том числе и русским) роль рабочих скотов в системе «тысячелетнего рейха», писал так: «Для них (восточных народов) должны остаться только водка и табак и никакой медицинской помощи». Гитлер прекрасно понимал, что одурманенными водкой и табаком народами легче управлять – держать в повиновении.

Табакокурение ведет к никотиномании – зависимости дыхательного центра головного мозга от стимулирующих его работу веществ, содержащихся в табачном дыме, что превращается в дестабилизирующий фактор для всего организма в целом.

О реальных последствиях табакокурения говорят следующие факты:

1) никотин является веществом, изменяющим сознание, он оказывает воздействие на те же области мозга, что кокаин и амфетамины;

2) уникальность никотина заключается в том, что, являясь психостимулятором, он расслабляет большие группы мышц;

3) один из продуктов расщепления никотина является сильнейшим антидепрессантом; для некоторых людей курение – способ справиться с депрессией, хотя они об этом и не подозревают;

4) в промышленности никотин используется как пестицид; если съесть пачку сигарет, то от отравления наступит смерть – в процессе горения табака токсичность несколько снижается, но никотин убивает так же надежно, как синильная кислота, только гораздо медленнее;

5) по способности вызывать зависимость никотин является самым сильным наркотиком, кокаин стоит на втором месте. Нескольких часов курения достаточно, чтобы сформировался механизм химической зависимости;

6) ее характерной чертой является необходимость постоянно поддерживать уровень никотина в крови, чтобы избежать возникновения синдрома отмены;

7) механизм зависимости от табакокурения следующий: никотиновая кислота и другие компоненты, включенные в обычный обмен веществ человеческого организма, перестают вырабатываться, а получаемые извне встраиваются в циклы жизнедеятельности. С годами человеку требуются все большие дозировки этих веществ, но получает он их со все возрастающим количеством канцерогенных веществ в виде продуктов сгорания смол;

8) 90% курящих хотят бросить курить, но 75% это не удается;

М. И. Иванюков, В. С. Алексеев. «Основы безопасности жизнедеятельности»

9) курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее качество – курение является одной из основных причин импотенции.

4.6.4. Табачный дым, его составные части

и их воздействие на организм человека

В состав табачного дыма входят:

1) никотин, поражающий нервную систему, органы дыхания, чувств, пищеварения, кровеносную систему. Относится к ядам, вызывающим сначала привыкание, а затем болезненное влечение – токсикоманию;

2) синильная кислота и мышьяк, вызывающие общее отравление организма;

3) стирол, который вызывает поражение органов чувств;

4) угарный газ, вызывающий нарушение дыхания и болезни сердца и обладающий свойством связывать дыхательный пигмент крови – гемоглобин;

5) нервно-сердечные яды, приводящие к нервно-психическим заболеваниям, болезням крови и сердца;

6) радиоактивный полоний, вызывающий раковые заболевания, болезни крови и органов дыхания;

7) канцерогенные смолы, приводящие к раковым заболеваниям и болезням органов

Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистой оболочки, а впоследствии – всех отделов бронхолегочной системы, поражая легкие курильщика.

Курение способствует возникновению онкологических заболеваний; в табачном дыме около 400 компонентов, 40 из них имеют канцерогенный характер. Особенно опасен радиоактивный полоний-210. Он накапливается в бронхах и легких, а также в печени и почках. Никотин вызывает большое количество заболеваний сердечно-сосудистой системы, таких как инфаркт миокарда, инсульт, заболевание артерий ног.

Читайте также:  Как вылечить алкоголизм женщин без их согласия

Некурящие люди обладают меньшей сопротивляемостью к воздействию табачного дыма, чем курящие. Установлено, что на семь смертей, вызванных курением, приходится одна смерть, вызванная пассивным вдыханием табачного дыма, содержащегося в воздухе. Тот, кто курит дома, убивает не только себя, но и свое некурящее окружение, а детей особенно – слизистая оболочка дыхательных путей у них очень чувствительна к вредным воздействиям. В результате у детей происходит медленное втягивание в так называемое пассивное курение с настоящей никотиновой зависимостью.

В последние 10 лет (1993–2003 гг.) выявлены многочисленные случаи продаж сигарет

с маркой известной американской фирмы «Филипп Моррис», причем в объемах, намного превышающих общее количество сигарет, производимых непосредственно на предприятиях этой фирмы. Специальное расследование, проведенное представителями этой фирмы, показало, что более 80% продаваемых в России сигарет – не что иное, как подделка под марку «Филипп Моррис». Когда специалисты фирмы перевели (условно) объем поддельных сигарет на растения (табачные) в натуральном виде, то получили такую картину – все поля в США должны были быть засажены только табачными культурами. Далее они выяснили, что сырье для фальшивых сигарет производится искусственным путем – обработки простой травы разных видов никотиновой кислотой и разными отдушками типа ментола, затем обра-

М. И. Иванюков, В. С. Алексеев. «Основы безопасности жизнедеятельности»

ботанная таким способом трава сушится и измельчается, получается псевдотабачное сырье. Об этом неоднократно сообщали центральные СМИ России, США, Канады.

Как известно, никотиновую кислоту можно получить синтетическим путем из химикатов.

После распада СССР многие границы России с бывшими братскими республиками стали прозрачными, условными. В результате из Афганистана через Казахстан (граница с Россией – 7500 км) в Россию хлынул поток наркотиков. В результате началось массовое распространение и употребление наркотиков всех видов, принявшее масштаб национального бедствия.

Наркомания – это тяжелое заболевание, вызываемое злоупотреблением наркотическими веществами и приобретенной патологической зависимостью организма от успокаивающих, одурманивающих, погружающих в видения веществ (наркотиков). Причем появившись однажды, механизм зависимости от наркотиков действует постоянно.

Наркомания – это болезнь. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией. Наличие наследственности доказывает, что у больного человека в процессе употребления алкоголя или наркотиков происходят изменения на биологическом уровне. Наркоманию или алкоголизм невозможно вылечить простой заменой наркотика или алкоголя на лекарство. В процессе употребления наркотиков и алкоголя у человека развивается психическая защита, которая не дает ему увидеть и правильно объяснить то, что с ним происходит.

Главной защитой при химической зависимости является отрицание. Больной человек сам не подозревает о том, что с ним происходит, и, даже желая прекратить употребление наркотиков, не может изменить того, о чем не имеет представления. Основным изменением в духовной сфере является утрата смысла жизни, возникновение чувства собственной никчемности. Сами наркоманы отмечают, что употребление наркотика само по себе становится единственным смыслом жизни. Для них это важнее, чем учеба, работа, секс, отношения с близкими людьми и многое другое.

Большинство людей, страдающих от проблем, вызванных употреблением наркотиков, считают, что достаточно прекратить их употребление и жизнь наладится. Здесь и проявляется основной парадокс химической зависимости: чтобы восстановить свою жизнь и выздороветь, необходимо оставаться чистым и трезвым, а сами повреждения, вызванные употреблением наркотиков, не позволяют вести такой образ жизни. Наиболее частые последствия употребления наркотиков для физического здоровья – это заболевания сердечно-сосудистой системы и дыхательных путей, гепатиты и цирроз печени, психозы, эпилепсии и др. Развиваются депрессии, чувства вины, бессилия, безысходности, обиды и негодования. Нарушаются духовные качества: появляется апатия, потеря смысла жизни, человек начинает ощущать враждебность окружающего мира.

Социальные последствия наркомании – это зависимость наркомана от продавца наркотиков, добывание денег не трудовым, а иногда и вовсе преступным путем. Наркомания, проституция, убийства, грабежи, СПИД – вот единый антисоциальный клубок. Лечение наркоманов и содержание их больных детей – тяжелая социальная ноша. Причем лечение наркомании – процесс долгий и дорогой.

источник

Профилактика пьянства и алкоголизма представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, педагогических, психологических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на превентивное выявление склонности военнослужащих к чрезмерному употреблению спиртных напитков, диагностику причин и стадии их алкоголизации, организацию психотерапии и лечения алкоголиков, создание психолого-педагогических, социальных и организационных условий, препятствующих развитию подобных явлений в частях и подразделениях. Профилактика пьянства и алкоголизма в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации «О мерах по предупреждению пьянства и алкоголизма в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1997 г. № 440.

Военнослужащий попадает в поле зрения социального работника как потенциальный клиент в случаях поступления заказа на работу с ним со стороны командиров, сослуживцев, членов семьи или самого военнослужащего, а также при условии формирования социономом самозаказа по результатам обследования воинских подразделений или отдельных военнослужащих.

Начальным моментом работы является социальная диагностика негативного явления. Целями диагностического этапа работы являются: выявление наличия и степени алкогольной зависимости, причин употребления спиртного, желания и самостоятельных попыток прекращения пьянства, характера влияния на клиента различных социальных групп и отдельных лиц, условий, провоцирующих тягу к алкоголю и др. Результатом такого изучения личности и социального окружения военнослужащего является диагноз, на основе которого осуществляется выбор целей, средств и методов социальной работы.

Для постановки точного диагноза соционому важно различать виды алкоголизма: первичный, вторичный, реактивный. Первичный алкоголизм — генетически обусловленное заболевание. Им страдает подавляющее число алкоголиков. Симптомы такого заболевания проявляются без каких-либо видимых причин и характеризуются неожиданным появлением у человека патологической, необоримой тяги к спиртному. Вторичный алкоголизм проявляется как следствие психических расстройств. Реактивный алкоголизм представляет собой своеобразный ответ организма и психики человека на жизненные кризисы.

На основе поставленного диагноза организуется лечение алкоголиков. Так, для излечения первичного алкоголизма порой оказываются достаточными мероприятия по детоксикации организма с последующим амбулаторным консультированием. Для излечения вторичного алкоголизма необходимо в первую очередь избавить больного от соответствующего психического расстройства. В случае реактивного алкоголизма осуществляется комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на купирование отрицательных переживаний человека.

Лечение не должно ограничиваться устранением фактов употребления алкоголя, для полного выздоровления необходима перестройка ценностно-ориентационных компонентов личности военнослужащего, формирование у него прочных установок на трезвость. В противном случае возможны рецидивы.

В последнее время в интересах лечения алкоголиков широко применяются методы выработки у пациентов рефлекторной тошнотно-рвотной реакции, сенсибилизации (повышение нетерпимости, непереносимости алкоголя) с помощью специальных препаратов: антабус (тетурам), эспераль (радотер), Т-21 и др. В случае употребления спиртных напитков при лечении названными препаратами наступает отравление организма: падает кровяное давление, наступает тахикардия, вызывается тошнота, рвота, возникают ощущение жара и чувство страха. Высокий эффект, как показывает практика, дает лечение по методу А.Р. Довженко, при котором подобно вшиванию в тело названных выше препаратов в психику человека «вшивается» страх. Этот страх выступает в виде психологического барьера на пути к употреблению алкоголя.

Тошнотно-рвотный рефлекс на спиртное формируется и с помощью суггестивной психотерапии. Социальному работнику важно знать практикующиеся методы лечения алкоголизма для того, чтобы иметь возможность рекомендовать клиентам наиболее приемлемые для них.

Лечение алкоголизма должно обязательно сопровождаться психотерапевтическим воздействием на больного. В этих целях применяются методы индивидуальной, групповой и семейной психотерапии. При этом эффективными могут быть различные методы воздействия: психоаналитическое, нейролингвистическое, средствами гештальттерапии, гуманистической психологии, гипнотерапии, а также аутотерапии (аутогенная тренировка, самогипноз, настрой, медитация).

Не менее важными в плане профилактики пьянства и алкоголизма являются мероприятия социальной терапии, предполагающие решение таких задач, как формирование в воинских коллективах антиалкогольного общественного мнения, нетерпимости к пьяницам, коррекция социальной структуры воинских подразделений (включение пьяниц в коллективы трезвенников, выдвижение и поддержка лидеров с трезвеннической ориентацией, изменение социального статуса пьяниц и др.); привлечение лиц из «группы риска» к активной общественной деятельности, к участию в культурно-массовых и иных мероприятиях; участие семьи в социальной реабилитации алкоголика.

Организационные формы работы по профилактике пьянства заключаются в осуществлении строгого контроля за военнослужащими, склонными к употреблению спиртных напитков, со стороны командиров, ограничение им доступа к спиртным напиткам, создание пространственно-временных барьеров на пути к выпивке, прежде всего в рабочее время, применение различного рода санкций к пьяницам и т. п.

При работе с пьяницами и алкоголиками социальный работник должен соблюдать ряд правил. Во-первых, не проводить консультаций, мероприятий педагогического и психологического характера с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Во-вторых, осуществлять психокоррекционные действия только с военнослужащими, изъявляющими желание измениться. В других случаях более эффективными окажутся организационные и социальные меры. В-третьих, помнить, что ни один человек не признает себя алкоголиком добровольно, поэтому следует ожидать сопротивления со стороны последнего при проведении с ним психодиагностических и психокоррекционных мероприятий. В-четвертых, для излечения алкоголика недостаточно вызвать у него отвращение к спиртному, необходимо создать вокруг него такую микросреду, которая всячески поощряла бы его трезвость, поддерживала его усилия в борьбе с алкогольной зависимостью, выставляла барьеры на пути к рецидиву. В-пятых, понимать и разъяснять должностным лицам, что алкоголизм — это стойкое заболевание всего организма, нервной системы, психики человека, что невозможно излечиться по приказу командира или посредством применения исключительно мер принуждения и наказания.

Таким образом, профилактика алкоголизма в воинских частях состоит из комплекса организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий. Она заключается в своевременном выявлении и оценке фактов злоупотребления военнослужащими спиртными напитками, создании социальных и организационных барьеров на путях развития этого негативного явления, оказании медицинской и психологической помощи больным, квалифицированном разъяснении военнослужащим и членам их семей физических, психологических и социальных последствий пьянства и алкоголизма.

Таким образом, профилактика наркомании — это важнейшая практическая задача военных руководителей и специалистов всех уровней, и в первую очередь социальных работников.

Для успешной борьбы с наркоманией в войсках необходимо, чтобы командиры, социономы, медицинские работники владели большими знаниями этой проблемы, чем сами злоупотребляющие, что даст возможность предупреждать и своевременно разрешать социальные проблемы военнослужащих, выявлять и перекрывать пути поступления наркосодержащих веществ в подразделения, своевременно обнаруживать лиц, склонных к употреблению дурманящих веществ и употребляющих их, вести профилактическую и коррекционную работу с ними. Поэтому весьма важным является знание социальным работником основных наркосодержащих веществ.

Важнейшим моментом профилактической работы является выявление военнослужащих, отличающихся высоким риском наркоманизации. Специалисты считают, что в «группу риска» целесообразно включать: выходцев из регионов с повышенным уровнем употребления наркотиков; лиц с наркоотягощенной наследственностью, имеющих опыт общения с наркоманами, алкоголиками, асоциальными и криминальными элементами, допускающих лояльные высказывания по отношению к наркоманам; военнослужащих, проявляющих страсть к азартным играм; воинов с симптомами пониженной адаптации к воинской службе; лиц, перенесших ранее тяжелые и продолжительные заболевания; военнослужащих, у которых были обнаружены различные снадобья, таблетки, смеси, медицинская техника.

По отношению к перечисленным категориям военнослужащих проводятся следующие мероприятия:

— индивидуальные диагностические беседы на предмет выявления отношения к наркотикам;

— поддерживание тесных связей с их родственниками в интересах получения соответствующей информации;

— посылка запросов в военкоматы и отделения милиции по месту жительства военнослужащего до армии;

— усиление контроля за их поведением.

Однако профилактическая работа не ограничивается исключительно первичной диагностикой молодого пополнения. Соционом, командиры подразделений осуществляют систематические действия по выявлению военнослужащих, употребляющих наркотики, и фактов их употребления: медосмотры, осмотры личного состава при помывке в бане, утренние осмотры, диагностические беседы, наблюдение, регулярные опросы военнослужащих.

В процессе осуществления названных мероприятий особое внимание уделяется выявлению следующих признаков употребления наркотиков и других психоактивных веществ:

— заметное покраснение или бледность кожного покрова лица;

— постоянное облизывание губ;

— тремор конечностей, мышечные подрагивания;

— краснота, блеск глаз, чрезмерное расширение или сужение зрачков;

— наличие в выдыхаемом воздухе устойчивого запаха химических веществ; испарение аналогичного запаха от одежды;

— наличие на руках и ногах вдоль вен следов уколов и кровяных капель на нижнем белье.

Особое диагностическое значение имеют татуировки. Они могут «рассказать» соционому о степени приобщения человека к наркотикам, о его роли в вовлечении других лиц в процесс наркоманизации, о статусе наркомана в среде себе подобных, о наличии в его биографии фактов нарушения закона.

О факте употребления наркосодержащих веществ могут свидетельствовать и симптомы, проявляющиеся в поведении военнослужащих. Специалисты обращают особое внимание на такие симптомы, как:

— неадекватная ситуации жестикуляция; сонливость в дневное время;

— неуверенная походка, нарушенная координация движений;

— признаки простуды (озноб, насморк);

— громкая речь, утрированная мимика и пантомимика;

— немотивированное почесывание тела;

— резкие колебания аппетита;

— широкая амплитуда и интенсивность изменения настроения;

Читайте также:  Циррозные поражения клеток печени при алкоголизме

— характерное курение в группах (длинные затяжки, держание папиросы между ладонями — «цыганочка»).

Важнейшим сигналом о возможном употреблении военнослужащим наркотических веществ является употребление им жаргонных выражений из языка наркоманов. Как показывает практика, наиболее часто наркоманами употребляются слова: винт, айс (первитин); гера (героин); глюки, мультики (видения в состоянии наркотического транса); джеф, марцефаль, мулька, мурцовка (эфедрон); дима (димедрол); дунуть (покурить анашу); дурь (гашиш); волокуша; кайф, таска, тащить, торчать (эйфория); кинуться (ввести наркотик внутривенно); кода (кодеин); кокнар (препарат из мака); колеса (препараты в виде таблеток); костыль (пластинка гашиша); косяк (сигарета с гашишем); ломка (наркотическое похмелье); кролик (втягиваемый в процесс наркоманизации); Мария, Марьянка, ханка (опий); марафет, кока, кокс (кокаин); Марфа (морфин); машина (шприц); париться (вдыхать пары ингалянтов); опилки, зимник, план, пластилин, чернушка (гашиш); пяточка (окурок папиросы с наркотиком); сенцо (маковая соломка); сонники (транквилизаторы); стекло (препараты в ампулах); травка, план, клевер, божья травка, Мэри Джейн, нот, грас, хей (марихуана); учитель (опытный наркоман); химия (препараты из мака, нашатырного спирта и ацетона); чифир (крепко заваренный чай); чухаться (чесаться вследствие сильного зуда, появляющегося после внутривенного введения наркотика); ширево (вводимые внутривенно опиаты); яма (источник получения наркотиков).

При условии внимательного и целенаправленного наблюдения социальный работник может обнаружить признаки кустарного производства наркотиков в воинской части. Это наличие: в подразделении — книг и библиотечных заказов на медицинскую литературу; кофемолок, мясорубок, дуршлагов, другой посуды, белья, бинтов, тампонов, пропитанных бурым веществом, с характерным запахом, растительными частицами; устойчивых специфических растительных и химических запахов от людей; темных налетов растительного происхождения у них под ногтями; в расположениях личного состава, в подвалах, на чердаках, в котельных и других местах — медицинских инструментов и препаратов, полиэтиленовых пакетов, бутылок, сохраняющих специфический запах, упаковок от средств бытовой и промышленной химии.

Предупреждение наркомании включает комплекс воспитательно-разъяснительных, социально-коррекционных, организационных и медико-санитарных мероприятий.

Опыт показывает, что как бы ни совершенствовались технологические схемы социальной работы, важнейшим их компонентом всегда будет разъяснение. В профилактике наркомании в воинских частях большое значение имеет деятельность социальных работников, командиров, воспитательных структур по разъяснению военнослужащим и членам их семей механизма действия наркотических средств, наличия фактора привыкания, психологических, социальных и медицинских последствий наркомании. Целью разъяснительной работы является формирование в воинских коллективах и семьях военнослужащих активного отрицательного отношения к наркотикам и наркоманам. Для этого практикуются лекции, доклады, беседы медицинских работников, психологов, социономов, лиц, имевших негативный опыт употребления психоактивных препаратов, демонстрация кино- и видеофильмов по антинаркоманической тематике и т. п. При проведении разъяснительных мероприятий социальный работник должен помнить о следующем: ни в коем случае нельзя вести речь обо всем многообразии доступных дурманящих средств, способах их добычи и производства.

Не меньшее значение в профилактике наркомании среди военнослужащих имеется планомерное и целенаправленное осуществление специальных организационных предупредительных мер. К ним относятся: постоянный контроль за имеющимися в воинской части наркосодержащими и дурманящими веществами; тщательный подбор лиц для работы на медицинских складах, складах ГСМ, в химчистках; проведение систематических проверок мест возможного кустарного производства и хранения наркосодержащих средств (подвалы, чердаки, котельные, столовые, подсобные хозяйства); осуществление в приемлемых формах плановых и внезапных проверок личного состава, особенно в выходные и праздничные дни; тщательное проведение утренних осмотров личного состава и осмотров при помывке военнослужащих; налаживание надежной системы информации о негативных явлениях в подразделениях; своевременное применение мер принуждения к лицам с симптомами наркоманического поведения, установление контроля за почтовыми отправлениями, приходящими в их адрес.

Нередко существенный результат в профилактике наркомании дают такие социально-коррекционные меры, как перевод военнослужащих, испытывающих тягу к дурманящим веществам, в разные воинские подразделения; выдвижение и поддержка лидеров коллективов, негативно относящихся к наркомании; искусственное снижение статуса негативных лидеров коллективов, способствующих наркоманизации военнослужащих. Роль социального работника как специалиста в области социальной коррекции особенно велика. Она проявляется в социально-диагностической, социально-профилактической и социально-коррекционной деятельности.

Медико-санитарные мероприятия по профилактике и преодолению наркомании среди военнослужащих должны быть направлены на раннее выявление, постановку точного медицинского диагноза, лечение, медицинскую реабилитацию и осуществление непрерывного медицинского контроля лиц с симптомами наркомании.

Таким образом, технология профилактики и пресечения наркомании в войсках включает комплекс разъяснительно-воспитательных, психологических, организационных и медико-санитарных мероприятий, направленных на выявление группы риска, каналов снабжения, фактов производства и употребления наркосодержащих препаратов, психолого-педагогическую, лечебно-реабилитационную работу с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами. Важнейшая роль в практической реализации этой технологии принадлежит социальному работнику воинской части, понимающему причины наркоманизации личности, владеющему методами выявления ее симптомов и эффективного социального воздействия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

источник