Меню Рубрики

Профилактика алкоголизма и наркомании у дошкольников

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

Курбанова Эльвира
Занятие по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании

• сформировать у подростков негативное отношение к принятию наркотиков;

• выработать навыки отказа от наркотиков, научить их отстаивать свои интересы.

• осознать мотивы, толкающие людей на употребление наркотиков.

• обеспечить достаточную информированность подростков о вреде наркотических веществ и алкоголя.

• разрушить иллюзии и ложные представления относительно алкоголя и наркотиков.

• развивать у подростков навыки общения друг с другом, умение жить в обществе

Оборудование: коробка, листы бумаги, ручки

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас поприветствуем друг друга

Все участники разбиваются на 3 группы и приветствуют друг друга по-японски (кланяются, по-английски (пожимают руки) и по-африкански (трутся носами).

И так давайте начнем наше занятие — тренинг.

Воспитатель: Упражнение «Запретный плод»

Цель: осознать свое поведение в ситуации запрета.

В центре круга лежит коробка. Детям говорится следующее: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?»

Затем ребята по очереди выполняют упражнение. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражать свое отношение мимикой и жестами: они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь — каждый поступает так, как считает нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет, пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Далее идет обсуждение того, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.

Воспитатель: Ребята, представьте, что в этой коробочке находятся вещества, которые вызывают расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. д. Стали бы вы пробовать это вещество?

Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение? Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие решились заглянуть в запретное место. Но когда я предложила вам вещество неизвестного происхождения и рассказала об ее опасном влиянии на организм человека, вы отказались пробовать.

Воспитатель: Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Правильно, о никотине, алкоголе и наркотиках. Для начала как вы относитесь к себе и своим близким:

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Воспитатель: Я сейчас начну говорить вам «Поменяйтесь местами, те кто…» и если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место.

Итак, начнем: «Поменяйтесь местами те кто, заботится о своем здоровье. Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди. Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья и сестры. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком. Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым?

Воспитатель: Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих слов к слову «независимый».

— В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.

— Каковы преимущества есть у людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных?

— Ребята, а что или кто делает человека зависимым? (вредные привычки, плохая компания)

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем понять, что чувствует зависимый человек.

Воспитатель: Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1.5 – 3 метра.

Цель кукловодов перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек».

Во время обсуждения участники высказываются по очереди. Вопросы:

1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы?

2. Понравилось ли быть куклой в чужих руках?

3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

4. Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

Воспитатель: — Мы с вами смогли увидеть, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно.

Подберите несколько ассоциаций к слову «зависимый». Ребята, а какие чувства у вас вызывает понятие «зависимость»?

Сообщение информации: доказано, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость и агрессивное поведение. Ставя специальный эксперимент, ученые наблюдали за поведением приматов, которым давалось спиртное. Было отмечено нарушение правил общежития, имевших место в обычной обстановке, кривляние, безобразное поведение, нежелание ухаживать за своими детенышами, а то и явно агрессивное поведение. В литературе был описан случай, когда стадо диких животных забрело в небольшую непальскую деревушку, где наткнулось на погреб с домашним вином. После употребления спиртного слоны, разгорячившись, пошли по улице, сметая все на своем пути. Сначала они разнесли полтора десятка домов, потом, выйдя к реке Каджара, разрушили мост, соединявший ее берега. Насмерть перепуганным жителям ничего не оставалось делать, как ждать, когда окончится этот погром и, подсчитав убытки, заняться восстановлением поврежденных сооружений. Ведь предъявлять-то претензии было не к кому. Известно, что, попробовав однажды алкоголь, слоны не забудут его вкуса никогда. И работники зоопарков отмечают, что умное животное может даже прикинуться больными для того, чтобы получить знакомую настойку на спирту.

Воспитатель: Конверт «ЗАВИСИМОСТЬ» а сейчас я предлагаю высказать свою точку зрения

Цель: выявление типичных точек зрения по вопросам.

Предложите свой вариант предложения, начало которого:

— когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя.

— в общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает.

— свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через.

Читайте также:  Алкоголизм после 40 лет влияние на различные органы

— когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю.

— ситуация, в которой я мог бы стать зависимым.

— когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого или чего-либо, я.

— быть независимым для меня означает.

— я понимаю, что зависимость — это.

Участникам предлагается: вспомните ситуацию, когда приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали. общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем роли меняются. После этого участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытали, когда рассказывали и слушали.

Чувства говорящего Чувства слушающего

Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся в проблему зависимости другого человека.

Оценка уровня информированности. Актуализация проблемы. А что такое Наркотик«, «Алкоголь», «Табак? Почему именно эти вещества вызывают зависимость и такие чувства?

— Эта часть занятия начинается с упражнения «Ассоциации».

На листе бумаги вертикально пишется слово «Наркотик«, «Алкоголь», «Табак» и участникам предлагается написать к каждой букве этого слова свою ассоциацию.

— Проведение мини-опроса. Цель: выявления уровня информированности детей по следующим вопросам:

1) что такое наркотики, табак, алкоголь?

2) какие вещества относятся к наркотическим?

3) как вы думаете, зачем некоторые люди употребляют наркотики?

4) как вы считаете, легко ли прекратить употреблять наркотики?

Упражнение «Мозговой штурм. Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь. »

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листке ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: «Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему:

снимать барьеры в общении,

удовлетворять свое любопытство,

снимать напряжение и тревожность, стимулировать активность,

следовать принятой традиции,

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том,

что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия.

В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то. какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулки и т. д.

Упражнение Техника «Чистый экран»

Воспитатель: Давайте представим себе:

Родился ребенок (рисуем на ватмане маленького человечка).

Он идет в детский сад (рисуем маленький домик, подписываем его, перед входом рисуем человечка по-больше).

Теперь он подрос и идет в школу (рисуем и подписываем здание школы).

Зачастую, именно в период школьного обучения, происходит следующая ситуация:

— Наш человечек возвращается из школы или просто гуляет (рисуем идущего из школы человечка.

Перед ним две дороги. Первая плавно поднимается вверх (голубого или зеленого цвета). Вторая — плавно опускается вниз (черного цвета).

— На второй дороге в самом начале рисуется бездонная яма, в которой находится человечки, протягивающие вверх руки.

— Компания (люди в яме) предлагает нашему герою: «Хочешь попробовать? Давай с нами, знаешь, какой кайф! Все проблемы сразу исчезают. Ты что, лох что ли?»

Теперь перед нашим героем стоит выбор. Какой? (Вопрос адресован к участникам.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим оба варианта выбора. Итак, наш герой решил попробовать предложенный наркотик (рисуем человечка, прыгающего в яму). Что происходит с ним на этой дорожке?

Зачастую, при первой пробе наркотика человек не испытывает ничего необычного, либо наоборот, первые дозы вызывают наиболее яркий кайф… На этом этапе проще всего отказаться от наркотика (рисуем дорожку, ведущую вверх, к голубой дороге).

Наш герой продолжает принимать наркотик, но получает уже меньше кайфа. Для того, чтобы получать желаемые ощущения нужно либо увеличить дозу, либо принимать другой, более сильный наркотик Но теперь «друзья» не дают наркотик просто так, а хотят за него деньги. Но и затем, наркотик не дает кайфа, а только позволяет человеку чувствовать себя нормально.

Что же происходит с человеком, что он не может остановиться? Унижается, ворует, подсаживает других на наркотик, лишь бы заработать себе на дозу?

На свободном месте рисуется схема.

Воспитатель: Представьте себе, человек идет по улице, очень жарко, а по близости нет ни ларька, ни магазина, где бы он мог купить воды.

Вопрос к участникам: «Что он чувствует сейчас? Приятные или неприятные ощущения?» В левой стороне пишется «жажда» с минусом сверху. Но вот он видит на улице колонку с водой, напивается воды. Вопрос: «Что он чувствует?» Напротив слова «жажда» пишем — «удовольствие».

Так уж устроено природой, что человек, испытывая хорошие ощущения, одновременно приносит и организму пользу (утоление голода, жажды полезно для организма, и не может без этих действий существовать.

Что же происходит с организмом, когда человек принимает наркотик? Дело в том, что в мозгу человека присутствуют в малых дозах вещества сходные по составу с наркотическими, и когда к этому малому количеству присоединяется большее количество наркотика, происходит «взрыв» ощущений.

Таким образом, наркотик одевает «маску» полезного вещества, неся на самом деле вред организму.

Со временем организм настолько привыкает к наркотику, что при малейшем перерыве в приеме он начинает «требовать» следующую, большую дозу.

Продолжаем рисовать на первом рисунке. Изображаем больного человечка. Если организм не получает дозу наркотика, то начинаются так называемые «ломки» (просмотр отрывка фильма «На игле», либо зачитывание отрывка из книги «Сны золотые» стр. 21.)

С этого момента человек осознает, что он стал рабом наркотика, а часто и человека, у которого он получает наркотик (отрывок из книги «Сны золотые» стр. 54 — 56.)

Если человек продолжает употреблять наркотики, то он неизбежно погибает.

Смерть может наступить в результате передозировки, несчастного случая в состоянии опьянения, самоубийств в состоянии опьянения, очень часто наркоманы заражаются ВИЧ, переходящим в СПИД. Либо сам организм изнашивается настолько, что не в состоянии жить.

Но ведь есть и второй выбор, вторая дорога (возвращаемся на «распутье»).

Человечек обходит яму (рисуем соответствующий рисунок). Он оканчивает школу, имеет возможность радоваться солнечному дню, первому снегопаду, он может вдыхать морозный воздух, переживать первую влюбленность, создавать свою семью, воспитывать своих детей (во время перечислений делать соответствующие зарисовки на голубой дороге). Можно дать участникам самим «рисовать» события на голубой дороге.

Воспитатель: Теперь, ребята, вы знаете, что ожидает человека за каждым выбором. Только вы сами можете принимать решения в своей жизни. Но, принимая то или иное решение, помните о двух дорогах.

Сделать надписи в правой верхней части рисунка «Жизнь без наркотиков» и в правой нижней части рисунка «Существование с наркотиками«.

Приобретение практических навыков. Закрепление.

Список ценностей. В жизни каждого из нас есть то, что нам дорого. — интересная работа

— хорошая обстановка в стране

Затем каждому предлагается выбрать из списка 5 самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

Далее ребята зачитывают свои списки ценностей.

Воспитатель: — Практически у каждого из нас семья является высшей ценностью. Бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры являются для нас самыми близкими людьми на свете.

Ребята, подумайте и скажите, как злоупотребление алкоголем, наркотиками влияет на семейную жизнь? Знаете ли вы семьи, которые столкнулись с этой бедой? Приведите примеры.

Наше будущее в наших руках. Как мы можем защитить наших близких? Подумайте, как можно бороться с этой проблемой? Безусловно, лучший способ защитить близких, самим отказаться от потребления алкоголя, табака, наркотиков

Воспитатель: — Ребята, какие выводы вы сделали для себя на занятии, что нового для себя узнали?

— Давайте по кругу пожелаем друг другу что-нибудь хорошее.

— Спасибо вам за активное участие, до свидания!

«Две тропинки». Тренинговое занятие для старших дошкольников по профилактике вредных привычек Две тропинки» (тренинговое занятие для старших дошкольников по профилактике вредных привычек) Цель: приобретение детьми знаний о полезных.

Занятие по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников «Закон и подросток» Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность правового просвещения.

Занятие по профилактике ПДД «Безопасность на дороге» Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем.

Групповое занятие по профилактике употребления ПАВ с детьми 10–13 лет Предлагаю разработанное лично мною занятие по профилактике употребления ПАВ для детей 10-13 лет с использованием методик: — сказкотерапия;.

Кружковая работа по профилактике плоскостопия «Топтыжка». Занятие «Веселый зоопарк» Цель: Укрепление и сохранение здоровья детей. Задачи: 1. Закрепить упражнения для укрепления стопы в игровой форме; предупреждение развития.

Первичная профилактика табакокурения среди школьников Первичная профилактика табакокуренияЦель: профилактика табакокурения среди учащихся. Задачи: o Обучение эффективной коммуникации o Обучение.

Фотоотчет о деловой игре в форме судебного заседания «Оружием знания — против наркомании!» 9 февраля 2018 года с воспитанниками творческого объединения «Правовая азбука» ДДТ г. Мариинска Кемеровской обл. прошла деловая игра в форме.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Вернемся ненадолго в детство» Цель: профилактика профессионального эмоционального выгорания; формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья.

Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление.

источник

Я пришел к глубокому убеждению, что именно тот, кто от меня прячется и старается не попадаться на глаза, тот является самым опасным объектом, на него я должен обратить особое внимание.

Сегодня в Российской Федерации более 3 млн. наркоманов, из них не менее 10% — школьники. В 1—4-х классах учатся «потомственные», генетические дети-наркоманы. Это вовсе не означает, что они разделят судьбу своих несчастных родителей, но, имея генетическую склонность, они раньше других могут интересоваться наркотиками. Это серьезная проблема, которая требует серьезного к ней отношения всех: государства, школы, родителей.

Наркомания — это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с потреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы — наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них опий, морфий, марихуана, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркотические свойства имеют и некоторые сельскохозяйственные культуры, например мак, конопля.

Наркотическое опьянение головного мозга вызывает вдыхание некоторых ядовитых веществ, как например, испарений минеральных удобрений, веществ для уничтожения мух и комаров, средств для обработки садов и огородов и т. п. Наркотические вещества вводятся в желудок или кровь, а токсические вещества вдыхаются. Соответственно тех, кто глотает таблетки или колется, называют наркоманами, а тех, кто получает «кайф» от вдыхания ядовитых веществ, — токсикоманами.

Наркомания возникает в ответ на возросшую напряженность личной и общественной жизни как способ ухода от реальной действительности в мир грез и иллюзий. С помощью одурманивающих средств — наркотиков люди пытаются защитить нервную систему от постоянных стрессов, гнетущего давления обстоятельств. Наркомания — это закономерное следствие принявшего нечеловеческую направленность общественного прогресса.

Одни люди, достаточно сильные интеллектуально и нравственно, еще могут противостоять трудностям и соблазнам, другие же — слабые, ранимые и морально опустошенные — вынуждены искать спасения в наркотиках. Наркомания — это болезнь века.

Мнения относительно того, что есть наркомания, разделились. Одни считают ее дурью и блажью, выдумкой ищущих наслаждений молодых людей, а другие — серьезным заболеванием, возникающим от перенапряжения психики. У одних отношение к наркоманам осуждающее, у других сочувственное. Соответственно формируются социальные, медицинские и педагогические подходы к профилактике и лечению наркомании. Первый — осуждать, запрещать, карать; второй — увещевать, предостерегать, защищать, помогать; третий — сочетать то и другое.

Читайте также:  Колме и другие препараты от алкоголизма

Социальная опасность наркомании в том, что люди, однажды испробовавшие легкий путь ухода от проблем, уже с трудом возвращаются к нормальной жизни или не возвращаются к ней совсем. Они утрачены для себя, своих близких, для общества. Наркотики парализуют волю, отбирают силы, убивают нормальные желания и потребности. Человек, попавший в наркотический плен, теряет по капле свое физическое и нравственное здоровье и скоро уходит из жизни.

Общественная опасность наркомании еще и в том, что ежедневное потребление наркотиков требует немалых денег, которые добываются нечестным или преступным путем. Человек, пристрастившийся к наркотикам, становится никудышным работником. Зарабатывать себе на жизнь, обеспечивать семью, удовлетворять свои потребности он уже не может. Поэтому наркомания тесно связана с асоциальным, антисоциальным поведением и преступностью.

Винить человека в том, что он начинает искать и употреблять наркотики, нельзя. Если его нервная система постоянно напряжена и ищет способ избавиться от этого напряжения, то рано или поздно человек найдет выход. Достаточно малейшего повода для возникновения опасной связи. Случайно или преднамеренно попробовав наркотик, получив однажды желаемое расслабление, человек уже будет целенаправленно искать его и систематически употреблять. Возникновение наркотической зависимости — главная опасность: вместо обычных и здоровых способов снятия напряжения (хобби, занятие спортом и пр.) человек будет привязан к таблетке, шприцу.

И раньше ведь люди жили среди наркотических веществ. В каждом крестьянском подворье росли мак и конопля, остро и дурно пахнущих растений было полно за околицей. Почему же никто не становился наркоманом? Потребности организма не было, не было и тех причин, которые гонят сегодняшних школьников нюхать и пробовать разную гадость. На этот вопрос мы не найдем более убедительного ответа, чем тот, который уже высказан. Почва подготовлена напряжением жизни, зерна наркомании на ней уже взошли и будут, к сожалению, произрастать и дальше.

Наркомания молодеет. Десять лет назад этой болезнью была поражена лишь небольшая часть праздно шатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные, работящие молодые люди, студенты, не против того чтобы побаловаться наркотиком. Социологические обследования выявляют все более тревожную картину: в сети втягивается молодая часть нации, ее будущее.

Наркомания пришла в школу. Здесь она особенно коварна и опасна, потому что губит нацию в зародыше, лишает ее идущего. Темпы распространения этой страшной болезни среди несовершеннолетних возрастают. Сегодня уже и ученики начальной школы находятся в сфере ее опасного притяжения. В одном из опросов младших школьников 1999) зафиксировано, что 28 % учеников 3—4-х классов знают вкус алкоголя, 17 % пробовали курить, 9 % пробовали какие-то непонятные вещества.

Перед учителем начальной школы во весь рост встает особая коррекционная задача профилактики наркомании и токсикомании среди детей. Задача чрезвычайно важная, трудная. Кроме своих прямых обязанностей — научить и воспитать, учителю необходимо выполнять роль спасителя. Сегодня перед учителем стоит архиважная задача отвести, помочь, защитить детей от наркотиков.

В состоянии наркотического опьянения дети и подростки могут совершать не только асоциальные поступки, но и правонарушения. Здесь сращивается низкая воспитанность с потерей контроля. Ребенок становится опасным для себя и для окружающих. Потому наркомания и токсикомания — реальная угроза их будущему.

С наркоманией нужно бороться всеми доступными средствами. Но для этого должны быть в первую очередь устранены главные и сопутствующие причины. Главная — возрастание напряженности; сопутствующие — увеличение числа людей, потребляющих наркотики, распространение наркобизнеса — тоже не исчезают.

Усложняет ситуацию то, что первые шаги ребенка к вредным веществам скрыты и не диагностируются. Когда же признаки употребления наркотиков налицо, то изменить ситуацию уже очень сложно: организм быстро привыкает и перестраивается физиологически для искусственного стимулирования отдельных центров головного мозга. Поэтому основные направления деятельности учебно-воспитательных учреждений — предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастных групп.

Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам как наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.

Пока школа лишь актуализирует проблему и констатирует количественные параметры распространения наркомании и токсикомании в ученической среде, но очень слабо подготовлена в информационно-методическом плане к проведению эффективной воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни.

В учительской среде все еще дебатируются вопросы: должны ли педагоги заниматься антинаркотической пропагандой, спасением учеников-наркоманов, в частности информировать учеников о наркотических средствах, токсических веществах? И вопрос этот действительно не простой. Некоторые педагоги утверждают, что тем, кто их уже попробовал, такая информация не нужна; а тех, кто еще не приобщился к «запретному плоду», может спровоцировать проверить ее правильность. В некоторых случаях чрезмерная старательность педагога при объяснении сущности наркотизации человеческого организма может действительно превратиться в детальный инструктаж. Врачи настаивают на том, что наркомания — болезнь и лечить ее должны только специалисты. Предупреждать ее они не берутся — только лечить. Только совместными усилиями врачей, учителей, родителей, но, прежде всего, государства можно бороться с этой сложнейшей проблемой.

Учителя сегодня не имеют достаточной подготовки для компетентного антинаркотического воспитания. Им необходимо хорошо ориентироваться в том, что представляют из себя наркотические вещества: каковы их свойства, признаки действия, последствия употребления, внешние симптомы. По имеющимся данным, 80 % учителей имеет об этом весьма смутное представление. Больше 20 % опрошенных педагогов не отличает наркомании от токсикомании, не говоря уже о знании токсических веществ, их видов, свойств, признаков действия. На вопрос: «Из каких источников вы черпаете информацию о наркомании и токсикомании?» почти 90 % учителей называют радио, телевидение, газеты, бытовые разговоры. На такой информационной почве трудно разворачивать подлинную диагностическую и коррекционную работу.

По каким причинам дети приобщаются к употреблению наркотиков? Обобщенные статистические данные свидетельствуют, что чаще всего такими общими причинами будут:

—лишнее, не задействованное продуктивной работой время;

—отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

—конфликтная атмосфера в семье и возникающая на этой почве детская тревожность, напряженность;

—употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

—стимулирование к употреблению наркотиков, токсических веществ со стороны друзей, одноклассников, дворовой компании;

—состояние депривации, возникающее у ребенка вследствие незащищенности, отсутствия родительской любви, заботы;

—состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды что-то достичь, не осуществились. Но естественно, в каждом конкретном случае первый толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Около 60 % опрошенных детей и подростков, попробовавших наркотики, утверждают, что произошло это случайно. Случайно, быть может, только для ребенка.

Признаки наркотического опьянения и употребления наркотиков:

• чересчур блестящие глаза (на первой стадии действия наркотика);

• потухший, грустный, больной взгляд (на заключительной стадии);

• плохой запах изо рта, от волос и кожи;

• стремление уйти, спрятаться;

• неустойчивая, шатающаяся походка;

• агрессия или, наоборот, апатия;

• неадекватные реакции на ситуацию;

• заторможенность речи, мышления, действий;

• плохая память, отсутствие интересов;

Конечно, такие признаки могут быть вызваны и другими причинами. Но, наблюдая подобное состояние своего ученика, учитель вправе заподозрить и неладное. Зная ребенка, образ его жизни, его семью, педагог сделает правильный вывод. Необходимо побеседовать с реБенком, посоветоваться с психологом, врачом, родителями, узнать круг знакомых, друзей и т. д.

Алкоголизм — другой не менее страшный, опасный и коварный враг. Для педагогов важно подчеркнуть, что во всем мире потребление алкоголя несовершеннолетними прогрессирует. В 1986 г. Британский медицинский журнал напечатал статью о распространении алкоголизма среди детей в Глазго (Англия) с 1973 по 1984 гг. За данный период зарегистрировано 143 случая поступления в больницу детей в возрасте от 3 до 15 лет: 108 мальчиков и 35 девочек, 53 ребенка не достигли семилетнего возраста. Обследования показывают, что алкоголизм в России среди детей также растет. Ученые утверждают, что среди хронических алкоголиков 60% познали вкус алкоголя уже в начальной школе. Алкоголизм и пьянство являются причиной примерно 47 % бракоразводных дел. Среди правонарушителей алкоголиков более 60 %.

Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь в сравнении с никотином еще более вреден для нервной системы. В медицинской литературе описано большое число случаев тяжелого отравления головного мозга при однократном употреблении детьми 120—200 г крепких спиртных напитков (так называемые острые алкогольные энцефалопатии). Тяжелыми последствиями таких отравлений мозга могут стать умственная отсталость, судорожные припадки, параличи.

Даже эпизодическое «баловство» оказывает пагубное влияние. Во-первых, дети и без того отличаются расторможенностью, плохо управляют своими чувствами. Вино резко усиливает эти свойства и провоцирует отклоняющееся, чаще всего деструктивное, поведение. Во-вторых, употребляя спиртные напитки, дети и подростки усваивают «алкогольные традиции». День рождения — вино, начало каникул — вино, поездка за город — вино. Возникает своего рода психологическая зависимость от алкоголя: спиртные напитки становятся условием веселого времяпрепровождения. Наконец, в-третьих, частое употребление спиртного в столь ранние годы грозит быстрым развитием пристрастия к алкоголю — возникновением физиологической зависимости.

Среди наиболее известных и распространенных способов борьбы с пьянством и алкоголизмом — просветительные и запрещающие меры. Конечно, применительно к детскому возрасту, они приобретают специфическую окраску, но, в сущности, не изменяются. Профилактические действия:

· запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках. Тот учитель будет прав, у которого с 1-го класса дети усвоят привычку на днях рождения, совместных торжествах, загородных прогулках пить только чай;

• внимательно следить за развитием ситуации. Если она не вызывает опасений, детям не стоит напоминать о вредных последствиях алкоголизма, чтобы не спровоцировать попыток убедиться в этом на собственном опыте;

• как только появятся первые разговоры в классе, кто и что делал на вчерашнем семейном празднике, учитель должен отреагировать;

• проводить групповую антиалкогольную терапию;

• постоянно объяснять и показывать детям, что есть много других способов интересного проведения досуга, отдыха.

Алкоголизм и наркомания — смертельные враги будущего. Победить их нужно в школе, наладив дело так, чтобы в школе ребенок понял, какой вред здоровью приносит употребление наркотиков и алкоголь.

Обсудим профессиональный секрет

Зачем бороться с тем, чего одолеть нельзя? А.С. Макаренко знал, что одолеть пьянство среди колонистов ему не удастся никогда. Поэтому он выбрал другой путь — учить их культуре пития. И это дало гораздо больше положительных результатов, чем бездумные, никем и никогда не выполняемые запреты. Колонисты, которых он научил в меру и правильно пить, не пополнили ряды алкоголиков.

Конечно, никто не призывает учителя начальных классов организовывать курсы культурного пития для детей. Просто учитель должен вести работу так, чтобы дети понимали вредность употребления алкоголя и наркотиков.

источник

Организация работы

по профилактике наркомании, алкоголизма,

табакокурения

и воспитанию у дошкольников

здорового образа жизни.

Наркотики, алкоголь, табак и дети. Эти слова, само сочетание которых кажется противоестественным, сегодня все чаще ставятся рядом. К сожалению, приходится признать, что общество оказалось бессильным перед натиском дурмана. Число юных поклонников наркотиков, алкоголя, никотина год от года растет. Среди них – не только дети из неблагополучных семей, т. е. традиционная группа риска, но и внешние благополучные подростки, не вызывающие особых тревог у педагогов и родителей. Психоактивные вещества становятся привычными среди молодежи, плащ черного дурмана может накрыть любого ребенка – большого или маленького, мальчика или девочку.

Тут же возникает вопрос: а когда нужно начинать воспитывать у детей устойчивость к пагубному соблазну? Возможно, наш ответ покажется неожиданным для многих взрослых, но мы твердо убеждены – формировать «иммунитет» против ПАВ следует с раннего возраста.

На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика вредных привычек, грозящих большой бедой и ребенку, и его окружении.

Организация образовательного процесса на личностно-ориентированной основе, требует от взрослых создание условий обеспечивающих гармоничное развитие личности и здорового ребенка. Вопрос охраны здоровья детей, формирования культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности педагогического коллектива МБДОУ Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл.

Читайте также:  Все виды уколов под лопатку от алкоголизма

Основные задачи здоровьесберегающей деятельности ДОУ:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Здоровьесберегающая деятельность в Детском саду осуществляется в следующих формах:

— Безопасность и защита прав ребенка.

Медико-профилактическая.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

— организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; Он помогает выявить ряд характеристик организма, исключить знакомство ребенка с наркотиками.

— организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

— организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например: иммунизация, витаминотерапия, оздоровление фитонцидами, полоскание горла противовоспалительными травами, профилактика простудных заболеваний с использованием природных адаптогенов, щадящий режим в период адаптации и т.д.).

— организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиН;

— организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительная

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности

— развитие физических качеств;

— контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

— воспитание привычки повседневной физической активности;

— оздоровление средствами закаливания.

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физической культуре, а также педагогами — в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

Информационно-просветительская.

Информационно-просветительская деятельность включает в себя работу с семьей и персоналом детского сада.

Задача информационно-просветительской деятельности – разъяснять и информировать родителей и персонал об особенностях и своеобразии развития детей, формировать у них устойчивую потребность в обеспечении своего здоровья и здоровья детей, мотивировать на здоровый образ жизни.

Для родителей проводятся консультации «Ребенок в алкогольной семье», «Если Ваш ребенок начал курить», тренинги «Долго ли до беды?», семинары- практикумы «Здоровье ребенка в ваших руках», памятки об укреплении и сохранении Здоровья.

Коррекционная.

Эта деятельность направлена на исправление выявленных недостатков и нарушений физического и психического развития детей специалистами детского сада.

Спортивно-досуговая.

Эта деятельность направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в соревнованиях и воспитание потребности в движении и активном образе жизни. Организуются тематические физкультурные досуги «Мама, папа и я спортивная семья», праздники «Осень в гости к нам пришла – витамины принесла», и др. Систематически организуются «Недели Здоровья», «Дни здоровья».

Безопасность и защита прав ребенка.

Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам личной безопасности, привитие навыков правильных действий в случае ЧС. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Оптимальными методами реализации программы в ДОУ являются проблемное и игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.

Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей, тематические фотовыставки «Мои замечательные родители», «Мы за здоровый образ жизни», «Папа, мама и я — спортивная семья», выставки детского творчества «Моя Мама!», «Здоровье в наших руках», «Наше счастливое детство».

В ДОУ оформлены и действуют стенды для детей и родителей: «Правила безопасности», «Правовое образование в ДОУ», «Как избежать неприятностей».

Со всеми сотрудниками ДОУ согласно графика проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья дошкольников, проводится контроль по выполнению инструкций.

В учебном году коллектив детского сада продолжил работу по проблеме защиты прав и достоинств маленького ребенка, данный вид деятельности становится системным.

Образовательная здоровьесберегающая деятельность.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

В осуществлении Образовательной здоровьесберегающей деятельности задействованы практически все сотрудники детского сада

В учреждении проводится систематическая работа по охране и укреплению здоровья детей, деятельность педагогов, родителей и медицинских работников взаимосвязана и скоординирована.

Педагогический коллектив в своей работе придерживается следующих основных направлений:

— оценка здоровья ребенка при постоянном и ежедневном контроле его состояния;

— создание условий для двигательной активности, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной помощи по укреплению здоровья детей;

— помощь, педагогическая поддержка в период адаптации ребенка к условиям детского сада;

— обеспечение двигательного режима для каждой возрастной группы с учетом ее специфики и возраста;

— создание целенаправленной системы по взаимодействию с родителями;

— организация совместно с медицинским персоналом профилактических и оздоровительных мероприятий;

— воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;

— воспитание у дошкольников уверенности в своих силах и возможностях: утверждение демократического стиля общения взрослых с детьми, формирующего адекватную самооценку детей. Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.

Просвещение дошкольников в образовательной деятельности осуществляется педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача — добиться не только хорошего знания детьми особенностей действия психоактивных веществ на организм, нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни.

Дети дошкольного возраста мало информированы о психоактивных веществах.

Ранняя профилактика наркотизма среди дошкольников должна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений.

Таким образом, осуществляется информирование детей данной возрастной категории о вреде наркотиков на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков и формируется ассоциативно-негативная карта наркотизации.

Содержание предлагаемого курса для дошкольников охватывает широкий спектр тем, интересных детям, от умения общаться, дружить до поиска ответов на вопросы: «Для чего человеку необходимо здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и укрепления здоровья?», «Как вырастить привычку», «С кем стоит и с кем не стоит дружить?» и др.

Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер, в них активно используются приёмы группового взаимодействия: ролевые игры, дискуссии, упражнения «Умей распознать», «Путанка», «Прогулка по парку» и т.п. подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у детей адекватные антинаркотические установки с расширением возможностей социальной адаптации.

Ожидаемые результаты.

• Подготовка дошкольников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию.

• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.

• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей.

• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у дошкольников.

• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

«Формирование устойчивого, осознанного отказа

от вовлечения в сферу употребления ПАВ

для детей возрастной группы 5 – 7 лет,

их родителей и педагогов»

Цель:
— формировать навыки, знания и умения по антинаркотическому воспитанию детей,
— создать условия для осмысления проблемы.

— дать адекватные знания по различным вопросам антинаркотического воспитания,
— проинформировать по различным вопросам, связанным с химической зависимостью,
— оказывать консультативную и коррекционную помощь.

Цель, задачи

«Главное чудо света»

Цель: Формирование представлений о собственном теле, понимание его красоты и совершенства, осознание важности заботливого отношения к своему организму

Чтение рассказов о здоровье.

Игра: «Как мы устроены». Назвать части тела.

Игра: «Угадайка» Отгадывание загадок о различных частях тела и внутренних органах.

Игра: «Дружная семейка» О взаимодействии всех органов человека.

Игра: «Волшебные лепестки цветика, семицветика». Выбор главных качеств человека красота, здоровье, сила, ум, смелость и т.п.

«Как черные братья хотели мир завоевать»

Цель: Формирование представлений детей дошкольного возраста об одурманивающих веществах

Чтение рассказа «Черные братья»

Игра-инсценировка по рассказу: «С кем не стоит встречаться»

Конкурс «Осторожно-опасность!» Рисование плаката – предупреждения об опасности знакомства с одурманивающими веществами

«Великие помощники»

Цель: Формирование знаний об укреплении здоровья-закаливании.

Чтение рассказа «О закаливании»

Игра-демонстрация «Вода — для хвори беда». Обучение правилам закаливания

Эксперимент «Солнышко здоровье дарит». Проращивание семян в разных условиях

Игра «Что может чистый воздух». Умение оценить качество воздуха.

Релаксация «Как победить плохое настроение»

Загадки «Угадайка». О явлениях природы и их роли в сохранении укреплении здоровья

«Главная одежда Человека»

Цель: Формирование знаний о коже человека»

Чтение рассказа «О главной одежде человека- коже»

Игра-эксперимент «Чистюли и чистюльки». О чистоте.

Чтение сказки К Чуковского «Мойдодыр»

Игра-эксперимент «Главные враги кожи». Дать понятие о здоровой и больной коже.

«Физкульт-Ура!»

Цель: формирование знаний о физической культуре и ее значении в развитии детского организма.

Чтение рассказа «Как не попасть в скрюченный город» К. Чуковского

Проведение утренней гимнастики

Эксперимент- обсуждение «Чем опасны Черные братья». Проращивание семян в разных условиях

Игра «Веселая компания» Подвижные игры «У медведя во бору», «Гуси и лебеди» и др.

«Полезно и вкусно»

Цель: Формирование знаний о рациональном питании

Чтение рассказа о здоровом питании

Игра «Отгадайка» Загадки о продуктах питания.

Обсуждение «Законы питания» Чтение о обсуждение стихотворений К.Чуковского «Барабек», «Обжора».

Игра «Приглашение на обед». Рисование блюд которые дети хотели бы съесть на обед

Игра — проблема «Сделай правильный выбор». Уточнить знания детей о пиве.

«Таинственный незнакомец»

Цель:Профилактика травм и нарушений здоровья детей из-за неосторожного обращения с различными веществами, свойства которых ребенку неизвестны.

Чтение рассказа о веществах неизвестного происхождения. Обсуждение-игра.

Чтение сказок Л.Кэролла «Приключение Алисы в стране чудес», Ш.Перро «Спящая красавица» В. Гауфа «Маленький Мук». Угадать произведение и рассказать, чем оно закончилось.

Конкурс рисунков по сказкам

«Сказка о спящей царевне и не только…»

Цель:Формирование знаний ребенка о возникновении угрозы его жизни и здоровью, избегать опасности

Чтение рассказа о встрече с незнакомыми людьми.

Обсуждение «Будь осторожен» по мотивам сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Проблемная ситуация «Тревога». Разыгрывание сценок, в которых незнакомец советует попробовать то или иное вещество, продукт, угощает чем-либо

«Давай дружить»

Цель: Формирование социальной адаптации ребенка.

Чтение рассказа о дружбе.

Обсуждение «С кем стоит и с кем не стоит дружить?» Обьяснение поговорок и пословиц о дружбе. Чтение С. Маршака «Урок

вежливости», Г. Остера «Вредные советы».

Коммуникативная игра«Улыбка в подарок»

Решение жизненных ситуаций

Подвижная игра «Путанка»

Цель: Формирование ценности семейных отношений, воспитание любви к семье.

Чтение рассказа о семье. Г. Остера «Вредные советы».

Обсуждение пословиц, поговорок «Почему так говорят»

Тест «Хороший ли я сын(дочь)?»

Решение ситуаций

Обсуждение рассказа О.Уайльда «Мальчик-звезда»

«Волшебная радуга»

Цель:Формирование общей социальной адаптации

Игра «Мелодии вокруг нас», «На что похоже мое настроение»

Решение ситуаций «Поделись улыбкою своей»

Художественное творчество «Хорошее настроение в подарок»

«Посеешь привычку-пожнещь характер»

Цель:Формирование полезных привычек.

Чтение рассказа А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Обсуждение.

Игра «Замени». Найди противоположность.

Обсуждение «Здоровые и нездоровые привычки»

«Секрет черных Братьев»

Цель:Обсуждение вопросов, связанных с использованием алкоголя, курения, наркотиком

Демонстрация — обсуждение «Как черные Братья разрушают организм»

Игра «Осторожно- это враги»

Объясни «Почему так говорят»

Игра «Не хочу быть курилкой»

«Мы сильнее черных Братьев»

Цель:Формирование отношений об опасности вредных советов страны Нездоровья-Кукарямбы.

Игра «Вредные советы Кукарямбы»

Игра «Кем не сможет стать раб Черных Братьев» Ребенок должен объяснить, почему поклонник дурмана не сможет достичь успеха в какой либо профессии.

Обсуждение «Житель печальной планеты»

«Спасибо –нет»

Цель:Научить ребенка вовремя распознать возникшую опасность – и решительно отказаться.

Обсуждение «Чему не стоит учиться?

Ролевая игра «Умей сказать – нет?»

Обсуждение «Коварное маковое поле». По мотивам сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»

«Волшебный экзамен»

Цель: Закрепление полученных знаний о наркотическом соблазне у детей

Формирование правил безопасности

Художественное творчество «Мы рисуем страну Здоровье»

источник