Меню Рубрики

Профилактические беседы при наркомании и алкоголизме

Профилактика алкоголизмаэто система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических, мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Для успешного проведения антиалкогольной и антинаркотической профилактики алкоголизма необходимо выделить основные компоненты характеристики образа жизни больных алкоголизмом или наркоманией.

В качестве основных причин потребления алкоголя и наркотиков выделяют следующие группы факторов:

Социально-психологические:

неблагополучная семья (криминализованная обстановка, алкоголизм родителей, отсутствие должного внимания и ухода за детьми, а также; эмоционального контакта);

неудовлетворительная ситуация развития ребенка (проблемы взаимоотношений в микросоциуме, социальная дезадаптированность);

психологические особенности личности (волевые, моральные проблемы, погони за развлечениями, авантюризм избыточный конформизм возбудимость неустойчивость поведения).

Конституционально-психологические:

наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.

Эпидемиологические и культурные:

Распространенность алкоголизма, наркоманий и токсикоманий в обществе, традиции употребления алкоголя в семье, местности, регионе, стране.

Возможные мотивы потребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств.

Социальные мотивы:

· желание занять место в группе сверстников и соответствовать принятым в ней нормам;

· подчинение угрозам, давлению со стороны наркодилеров;

· стремление поддержать субкультурную «традицию».

Индивидуальные мотивы:

· стремление получить удовольствие (физическое, психологическое);

· нейтрализация отрицательных эмоций;

· стремление выйти из состояния скуки, бездействия иди усилить эффективность своей деятельности.

Патологические (болезненные) мотивы:

· мотивы ухода (назло себе, взрослым);

· протест, ощущение себя лишим в жизни;

· поведение, обусловленное психическими расстройствами;
биологическая потребность на стадии физической зависимости от алкоголя или наркотика.

Алкоголизм, наркомания и токсикомания – тяжелые психические заболевания, лечение которых эффективно лишь в рамках длительных комплексных программ.

Излечиваются от алкоголизма и наркомании не более 10 % пациентов.

Важно не допустить развитие алкогольной или наркотической зависимости у молодых людей. Главной профилактической мерой должно стать знание правды о последствиях употребления алкоголя и наркотически действующих веществ.

К сожалению, профилактика любых форм алкогольной или наркотической зависимости весьма слабо представлена в плане гигиенического просвещения и воспитания детей, и молодежи, несмотря на то, что мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотв­ращение этого разрушительного явления, нежели в устранение его последствий.

В зависимости от контингента, с которым проводится профи­лактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика алкоголизма (и наркомании) — это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления алкоголя. Эта форма профилактики предусматривает ра­боту с контингентом, не знакомым с действием алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ).

Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков (профилактика подросткового алкоголизма, подростковой наркомании).

Программы первичной профилактики алкоголизма включают антиалкогольную пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению алкоголя и наркотиков.

Поэтому занятия по профилактике алкоголизма должны проводить специально подготовленные педагоги.

В США и некоторых европейских странах преподаватели, ведущие занятия по антиалкогольной и антинаркотической профилактике, предва­рительно проходят 4-5 месячную подготовку на специальных курсах.

Задачи первичной профилактики:

1. Создание школ, свободных от алкоголя и других психоактивных веществ изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркоти­кам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание, создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).

2. Выявление группы риска алкоголизма (по специально разработанным методическим рекомендациям).

3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблемам алкоголизма способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить роди­телей нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; сформировать группы лидеров-родителей).

4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике алкоголизма в школах и по выявлению группы риска).

Вторичная профилактика алкоголизма (и наркомании) ориентирована на группу риска: Объектом этой формы профилактики алкоголизма являются молодые люди подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ (подростки с явлениями социально-педагогической запущенно­сти, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных семей и т.д.). Цель вторичной профилактики алкоголизма – раннее выявление начавших употреблять алкоголь и другие психоактивные вещества и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психоло­гов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ре­сурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих алкоголем. Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер, т.е. предупредить формирование устойчивой зависимости от алкоголя или другого психоактивного вещества.

Задачи вторичной профилактики:

1. Работа с детьми групп риска по алкоголизму (выявление патологии, лечение
и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).

2. Создание центра реабилитации для злоупотребляющих алкоголем или другими ПАВ, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).

3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практи­ческие занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; созданием групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма (и наркомании) — это оказание помощи больным алкоголизмом или наркоманией. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, Ее цель — предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного алкоголизмом побороть свой недуг.

Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления алкоголя или наркотических средств и помощь малоэффективна.

Задачи третичной профилактики:

1. Формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).

2. Создание групп взаимопомощи.

3. Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы».

Структура программы профилактики алкоголизма (наркомании, токсикомании)

3. Развитие личностных ресурсов.

4. Развитие стратегий высокофункционального поведения.

Методы работы

Групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, «круглые столы», совещания.

Из представленной схемы профилактики ясно, что объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропаган­дистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней алкоголизации детей и подростков вполне реально. Третичная профилактика — прерогатива медиков и близких больному людей. В большинстве случаев у сформировавшихся больных алкоголизмом и наркоманиями не хватает сил и мужества само­стоятельно преодолеть зависимость, бороться со своим падением. Чтобы вернуться к жизни, от которой они хотели убежать с помо­щью наркотиков, им необходима помощь друзей и родных, сознающих, что силой эту болезнь не одолеть. Нужны такт, доверие, благорасположение, создание у больного ощущения безопасности и самостоятельности, а также уверенности в том, что его любят.

Поэтому наиболее эффективные программы преодоления алкогольной или наркозависимости включают помощь близких в качестве обязательной составляющей. Однако все труды могут оказаться напрасными, если у самого больного не будет страстного, осознанного непреодолимого желания избавиться раз и навсегда от поработившего его страшного недуга. Вот почему, по мнению психологов, наи­более надежным барьером на пути распространения алкоголя и других ПАВ являются первичные меры — своевременное предупреждение по­тенциальных потребителей алкоголя, табачных изделий, наркотических и токсикоманических средств.

Многоаспектность и сложность причин и условий, способствующих алкоголизации детей, подростков и молодежи, обусловливают необходимость комплексного характера мер профилактики этого социального зла. В приведенной ниже таблице (табл. 1) представлены основные направления и специфические особенности профилактической работы по каждому из этих направлений.

Примерная схема профилактических мероприятий по профилактике подросткого алкоголизма, подростковой наркомании

Задачи и пути их реализации

Коррекция неправильного воспита­ния и ранних аномалий развития лич­ности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, алкоголизации и наркотизации.

Последовательное антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотиче­ское воспитание в школе с I по XI класс.

Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Повышение санитарной грамотности и культуры населения.
Антиалкогольная, антиникотиновая и
антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения.
Искоренение; вредных для здоровья привычек.

Комплексная работа с группой рис­ка — лицами, злоупотребляющими алкоголем, табачными изделиями, наркотическими и токсикоманическими средствами.

Санирование биологической почвы.
Работа по индивидуальным планам медико-педагогических мёроприятий;

Развитие и совершенствование наркологической службы.

Осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, и алкоголизма, никотиномании, наркомании, токсикомании и их последствий. Широкая антиалкогольная и антинаркотическая работа всей общемедицинской сети.

Правовое регулирование с целью преодоления пьянства и алкоголизма, минимизации курения, повышения ответственности за потребление наркотиков; строгое соблюдение законодательства об уголовной ответственности за приобщение к потреблению наркотиков (особенно детей и подростков).

Государственные мероприятия по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи любых алкогольных изделий (включая пиво), а также табачных изделий, что позволит реализовать наступательные меры против пьянства, алкоголизма, отравления табачным дымом (не только курящих, но и пассивных курильщиков).

Финансирование программ борьбы с любыми формами наркотизма и с наркобизнесом.

Реализация комплекса изложенных в таблице мероприятий — это минимум, необходимый для борьбы употреблением алкоголя и наркотизмом — реальной угрозой интеллектуальному, нравственному потенциалу и физическому здоровью нации. Из такого видения проблемы следует исходить при организации профилактики всех форм алкогольной и наркотической зависимости.

Статью подготовил профессор Никифоров Игорь Анатольевич. Клиника при кафедре наркологии и психотерапии занимается профилактикой алкоголизма и наркомании, комплексным и анонимным лечением алкоголизма, выводом из запоя, лечением наркотической зависимости.

Литература:
Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2004 – 192 с.

источник

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Читайте также:  Биография ларисы гузеевой личная жизнь алкоголизм

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

источник

Я пришел к глубокому убеждению, что именно тот, кто от меня прячется и старается не попадаться на глаза, тот является самым опасным объектом, на него я должен обратить особое внимание.

Сегодня в Российской Федерации более 3 млн. наркоманов, из них не менее 10% — школьники. В 1—4-х классах учатся «потомственные», генетические дети-наркоманы. Это вовсе не означает, что они разделят судьбу своих несчастных родителей, но, имея генетическую склонность, они раньше других могут интересоваться наркотиками. Это серьезная проблема, которая требует серьезного к ней отношения всех: государства, школы, родителей.

Наркомания — это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с потреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы — наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них опий, морфий, марихуана, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркотические свойства имеют и некоторые сельскохозяйственные культуры, например мак, конопля.

Наркотическое опьянение головного мозга вызывает вдыхание некоторых ядовитых веществ, как например, испарений минеральных удобрений, веществ для уничтожения мух и комаров, средств для обработки садов и огородов и т. п. Наркотические вещества вводятся в желудок или кровь, а токсические вещества вдыхаются. Соответственно тех, кто глотает таблетки или колется, называют наркоманами, а тех, кто получает «кайф» от вдыхания ядовитых веществ, — токсикоманами.

Наркомания возникает в ответ на возросшую напряженность личной и общественной жизни как способ ухода от реальной действительности в мир грез и иллюзий. С помощью одурманивающих средств — наркотиков люди пытаются защитить нервную систему от постоянных стрессов, гнетущего давления обстоятельств. Наркомания — это закономерное следствие принявшего нечеловеческую направленность общественного прогресса.

Одни люди, достаточно сильные интеллектуально и нравственно, еще могут противостоять трудностям и соблазнам, другие же — слабые, ранимые и морально опустошенные — вынуждены искать спасения в наркотиках. Наркомания — это болезнь века.

Мнения относительно того, что есть наркомания, разделились. Одни считают ее дурью и блажью, выдумкой ищущих наслаждений молодых людей, а другие — серьезным заболеванием, возникающим от перенапряжения психики. У одних отношение к наркоманам осуждающее, у других сочувственное. Соответственно формируются социальные, медицинские и педагогические подходы к профилактике и лечению наркомании. Первый — осуждать, запрещать, карать; второй — увещевать, предостерегать, защищать, помогать; третий — сочетать то и другое.

Социальная опасность наркомании в том, что люди, однажды испробовавшие легкий путь ухода от проблем, уже с трудом возвращаются к нормальной жизни или не возвращаются к ней совсем. Они утрачены для себя, своих близких, для общества. Наркотики парализуют волю, отбирают силы, убивают нормальные желания и потребности. Человек, попавший в наркотический плен, теряет по капле свое физическое и нравственное здоровье и скоро уходит из жизни.

Общественная опасность наркомании еще и в том, что ежедневное потребление наркотиков требует немалых денег, которые добываются нечестным или преступным путем. Человек, пристрастившийся к наркотикам, становится никудышным работником. Зарабатывать себе на жизнь, обеспечивать семью, удовлетворять свои потребности он уже не может. Поэтому наркомания тесно связана с асоциальным, антисоциальным поведением и преступностью.

Винить человека в том, что он начинает искать и употреблять наркотики, нельзя. Если его нервная система постоянно напряжена и ищет способ избавиться от этого напряжения, то рано или поздно человек найдет выход. Достаточно малейшего повода для возникновения опасной связи. Случайно или преднамеренно попробовав наркотик, получив однажды желаемое расслабление, человек уже будет целенаправленно искать его и систематически употреблять. Возникновение наркотической зависимости — главная опасность: вместо обычных и здоровых способов снятия напряжения (хобби, занятие спортом и пр.) человек будет привязан к таблетке, шприцу.

Читайте также:  Народное средство при лечении алкоголизма для женщине

И раньше ведь люди жили среди наркотических веществ. В каждом крестьянском подворье росли мак и конопля, остро и дурно пахнущих растений было полно за околицей. Почему же никто не становился наркоманом? Потребности организма не было, не было и тех причин, которые гонят сегодняшних школьников нюхать и пробовать разную гадость. На этот вопрос мы не найдем более убедительного ответа, чем тот, который уже высказан. Почва подготовлена напряжением жизни, зерна наркомании на ней уже взошли и будут, к сожалению, произрастать и дальше.

Наркомания молодеет. Десять лет назад этой болезнью была поражена лишь небольшая часть праздно шатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные, работящие молодые люди, студенты, не против того чтобы побаловаться наркотиком. Социологические обследования выявляют все более тревожную картину: в сети втягивается молодая часть нации, ее будущее.

Наркомания пришла в школу. Здесь она особенно коварна и опасна, потому что губит нацию в зародыше, лишает ее идущего. Темпы распространения этой страшной болезни среди несовершеннолетних возрастают. Сегодня уже и ученики начальной школы находятся в сфере ее опасного притяжения. В одном из опросов младших школьников 1999) зафиксировано, что 28 % учеников 3—4-х классов знают вкус алкоголя, 17 % пробовали курить, 9 % пробовали какие-то непонятные вещества.

Перед учителем начальной школы во весь рост встает особая коррекционная задача профилактики наркомании и токсикомании среди детей. Задача чрезвычайно важная, трудная. Кроме своих прямых обязанностей — научить и воспитать, учителю необходимо выполнять роль спасителя. Сегодня перед учителем стоит архиважная задача отвести, помочь, защитить детей от наркотиков.

В состоянии наркотического опьянения дети и подростки могут совершать не только асоциальные поступки, но и правонарушения. Здесь сращивается низкая воспитанность с потерей контроля. Ребенок становится опасным для себя и для окружающих. Потому наркомания и токсикомания — реальная угроза их будущему.

С наркоманией нужно бороться всеми доступными средствами. Но для этого должны быть в первую очередь устранены главные и сопутствующие причины. Главная — возрастание напряженности; сопутствующие — увеличение числа людей, потребляющих наркотики, распространение наркобизнеса — тоже не исчезают.

Усложняет ситуацию то, что первые шаги ребенка к вредным веществам скрыты и не диагностируются. Когда же признаки употребления наркотиков налицо, то изменить ситуацию уже очень сложно: организм быстро привыкает и перестраивается физиологически для искусственного стимулирования отдельных центров головного мозга. Поэтому основные направления деятельности учебно-воспитательных учреждений — предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастных групп.

Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам как наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.

Пока школа лишь актуализирует проблему и констатирует количественные параметры распространения наркомании и токсикомании в ученической среде, но очень слабо подготовлена в информационно-методическом плане к проведению эффективной воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни.

В учительской среде все еще дебатируются вопросы: должны ли педагоги заниматься антинаркотической пропагандой, спасением учеников-наркоманов, в частности информировать учеников о наркотических средствах, токсических веществах? И вопрос этот действительно не простой. Некоторые педагоги утверждают, что тем, кто их уже попробовал, такая информация не нужна; а тех, кто еще не приобщился к «запретному плоду», может спровоцировать проверить ее правильность. В некоторых случаях чрезмерная старательность педагога при объяснении сущности наркотизации человеческого организма может действительно превратиться в детальный инструктаж. Врачи настаивают на том, что наркомания — болезнь и лечить ее должны только специалисты. Предупреждать ее они не берутся — только лечить. Только совместными усилиями врачей, учителей, родителей, но, прежде всего, государства можно бороться с этой сложнейшей проблемой.

Учителя сегодня не имеют достаточной подготовки для компетентного антинаркотического воспитания. Им необходимо хорошо ориентироваться в том, что представляют из себя наркотические вещества: каковы их свойства, признаки действия, последствия употребления, внешние симптомы. По имеющимся данным, 80 % учителей имеет об этом весьма смутное представление. Больше 20 % опрошенных педагогов не отличает наркомании от токсикомании, не говоря уже о знании токсических веществ, их видов, свойств, признаков действия. На вопрос: «Из каких источников вы черпаете информацию о наркомании и токсикомании?» почти 90 % учителей называют радио, телевидение, газеты, бытовые разговоры. На такой информационной почве трудно разворачивать подлинную диагностическую и коррекционную работу.

По каким причинам дети приобщаются к употреблению наркотиков? Обобщенные статистические данные свидетельствуют, что чаще всего такими общими причинами будут:

—лишнее, не задействованное продуктивной работой время;

—отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

—конфликтная атмосфера в семье и возникающая на этой почве детская тревожность, напряженность;

—употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

—стимулирование к употреблению наркотиков, токсических веществ со стороны друзей, одноклассников, дворовой компании;

—состояние депривации, возникающее у ребенка вследствие незащищенности, отсутствия родительской любви, заботы;

—состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды что-то достичь, не осуществились. Но естественно, в каждом конкретном случае первый толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Около 60 % опрошенных детей и подростков, попробовавших наркотики, утверждают, что произошло это случайно. Случайно, быть может, только для ребенка.

Признаки наркотического опьянения и употребления наркотиков:

• чересчур блестящие глаза (на первой стадии действия наркотика);

• потухший, грустный, больной взгляд (на заключительной стадии);

• плохой запах изо рта, от волос и кожи;

• стремление уйти, спрятаться;

• неустойчивая, шатающаяся походка;

• агрессия или, наоборот, апатия;

• неадекватные реакции на ситуацию;

• заторможенность речи, мышления, действий;

• плохая память, отсутствие интересов;

Конечно, такие признаки могут быть вызваны и другими причинами. Но, наблюдая подобное состояние своего ученика, учитель вправе заподозрить и неладное. Зная ребенка, образ его жизни, его семью, педагог сделает правильный вывод. Необходимо побеседовать с реБенком, посоветоваться с психологом, врачом, родителями, узнать круг знакомых, друзей и т. д.

Алкоголизм — другой не менее страшный, опасный и коварный враг. Для педагогов важно подчеркнуть, что во всем мире потребление алкоголя несовершеннолетними прогрессирует. В 1986 г. Британский медицинский журнал напечатал статью о распространении алкоголизма среди детей в Глазго (Англия) с 1973 по 1984 гг. За данный период зарегистрировано 143 случая поступления в больницу детей в возрасте от 3 до 15 лет: 108 мальчиков и 35 девочек, 53 ребенка не достигли семилетнего возраста. Обследования показывают, что алкоголизм в России среди детей также растет. Ученые утверждают, что среди хронических алкоголиков 60% познали вкус алкоголя уже в начальной школе. Алкоголизм и пьянство являются причиной примерно 47 % бракоразводных дел. Среди правонарушителей алкоголиков более 60 %.

Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь в сравнении с никотином еще более вреден для нервной системы. В медицинской литературе описано большое число случаев тяжелого отравления головного мозга при однократном употреблении детьми 120—200 г крепких спиртных напитков (так называемые острые алкогольные энцефалопатии). Тяжелыми последствиями таких отравлений мозга могут стать умственная отсталость, судорожные припадки, параличи.

Даже эпизодическое «баловство» оказывает пагубное влияние. Во-первых, дети и без того отличаются расторможенностью, плохо управляют своими чувствами. Вино резко усиливает эти свойства и провоцирует отклоняющееся, чаще всего деструктивное, поведение. Во-вторых, употребляя спиртные напитки, дети и подростки усваивают «алкогольные традиции». День рождения — вино, начало каникул — вино, поездка за город — вино. Возникает своего рода психологическая зависимость от алкоголя: спиртные напитки становятся условием веселого времяпрепровождения. Наконец, в-третьих, частое употребление спиртного в столь ранние годы грозит быстрым развитием пристрастия к алкоголю — возникновением физиологической зависимости.

Среди наиболее известных и распространенных способов борьбы с пьянством и алкоголизмом — просветительные и запрещающие меры. Конечно, применительно к детскому возрасту, они приобретают специфическую окраску, но, в сущности, не изменяются. Профилактические действия:

· запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках. Тот учитель будет прав, у которого с 1-го класса дети усвоят привычку на днях рождения, совместных торжествах, загородных прогулках пить только чай;

• внимательно следить за развитием ситуации. Если она не вызывает опасений, детям не стоит напоминать о вредных последствиях алкоголизма, чтобы не спровоцировать попыток убедиться в этом на собственном опыте;

• как только появятся первые разговоры в классе, кто и что делал на вчерашнем семейном празднике, учитель должен отреагировать;

• проводить групповую антиалкогольную терапию;

• постоянно объяснять и показывать детям, что есть много других способов интересного проведения досуга, отдыха.

Алкоголизм и наркомания — смертельные враги будущего. Победить их нужно в школе, наладив дело так, чтобы в школе ребенок понял, какой вред здоровью приносит употребление наркотиков и алкоголь.

Обсудим профессиональный секрет

Зачем бороться с тем, чего одолеть нельзя? А.С. Макаренко знал, что одолеть пьянство среди колонистов ему не удастся никогда. Поэтому он выбрал другой путь — учить их культуре пития. И это дало гораздо больше положительных результатов, чем бездумные, никем и никогда не выполняемые запреты. Колонисты, которых он научил в меру и правильно пить, не пополнили ряды алкоголиков.

Конечно, никто не призывает учителя начальных классов организовывать курсы культурного пития для детей. Просто учитель должен вести работу так, чтобы дети понимали вредность употребления алкоголя и наркотиков.

источник

Профилактические мероприятия против национального алкоголизма должна проводиться в России с упорным постоянством, поскольку на сегодняшний день число смертей из-за алкогольной зависимости составляет около полумллиона в год. При этом, умерших по этой причине среди мужчин — 30%, а среди женщин — 15%. Но женская половина зависимых от алкоголя также с каждым годом неуклонно увеличивается. Кроме того, более 60% жестоких преступлений в России также совершается под воздействием алкоголя. А повальный подростковый алкоголизм и того паче ведет к неизбежной деградации нации в третьем поколении. Именно поэтому стоит уже сегодня предпринимать меры профилактики алкоголизма, чтобы предотвратить национальную беду.

Основная проблема россиян заключается в том, что практически 80% пьющих людей не причисляют себя к алкоголикам и считают, что способны самостоятельно остановиться в любой момент. Однако употребление алкоголя как минимум три раза в неделю (если за раз принято хотя бы по бутылке пива) уже можно считать первой стадией алкоголизма, на фоне которой человек уже теряет адекватную оценку действительности и считает, что окружающие просто чрезмерно придирчивы и требовательны к нему. Именно поэтому предупреждение пьянства лучше проводить с детьми и подростками ещё на уровне семьи, а не государства, чтобы предостеречь подрастающего человека от пагубного пристрастия.

Важно: все меры по предупреждению алкоголизма должны быть направлены как на подрастающее поколение, так и на людей, уже пьющих. Причём во втором случае придётся упорно пробивать броню из сложившегося у человека ложного впечатления о своей нормальности и адекватности при частом злоупотреблении спиртными напитками.

Стоит понимать, что профилактика алкоголизма населения может проводиться на двух уровнях:

  • Общегосударственный. Подразумевает активную пропаганду против употребления алкоголя. А также включает в себя такие профилактические мероприятия как административная ответственность (штраф за употребление алкоголя), законодательные акты против алкоголизации населения и медико-социальные мероприятия.
  • Личностный. Здесь предупреждение пьянства и алкоголизма распространяется на конкретную личность. В этом случае высокую актуальность имеет частная беседа по профилактике алкоголизма, выпуск специальных программ на телевидении на тему алкоголизм, трансляция радиопередач на ту же тематику и сокращение антисоциальной рекламы с пропагандой спиртного.

Чтобы мероприятия на тему «алкоголизм и его профилактика» имели эффективное воздействие на все слои населения, их разработчики должны учесть, что программа по предупреждению пьянства алкоголизма должны охватывать и реализовывать такие цели:

  • Формирование у всех возрастных групп населения негативного отношения к распитию спиртных напитков;
  • Пропагандирование здорового и активного образа жизни как внутри семьи, так и внутри коллектива;
  • Определение лиц из группы риска с целью ведения профилактических мероприятий именно в их кругу (дети алкоголиков, семьи с низким уровнем дохода и высокой конфликтностью);
  • Предупреждение провоцирующих алкоголизм факторов (создание условий для увеличения дохода семьи, организация здорового досуха, мероприятия по развитию интеллекта и творческих способностей человека).

При этом профилактика по борьбе с алкоголизмом делится на три типа:

Ниже разберем подробно каждый из них.

Этот тип активных мероприятий проводится среди тех слоёв населения, которые еще не испробовали на себе действие алкоголя. Чаще всего это дети, подростки, молодые люди, руководители детских коллективов, дети без постоянного места жительства и дети, не посещающие школу. Здесь беседа по профилактике алкоголизма будет как нельзя актуальной.

Важно: желательно проводить такие беседы по профилактике алкоголизма и употребления алкоголя у детей в возрасте 6-10 лет. Именно в этом возрасте авторитет взрослых для маленьких человечков еще не утрачен.

Также помимо бесед в комплекс первичных профилактических мероприятий должны входить:

  • Психологические тренинги, направленные на усиление позитивного настроя, осознание себя, как целостной гармоничной личности.
  • Занятия по развитию поведенческих навыков и контролю эмоционального состояния.
  • Занятия по обучению маленьких детей навыкам общения с людьми и умению грамотно разрешать/переживать конфликтные ситуации.
  • Создание спортивных секций, кружков и пр., призывающих детей и молодежь грамотно строить свой досуг и направлять свой потенциал в творческое русло.
  • Трансляция теле- и радиопередач на тему алкоголизм среди детей и его негативные последствия.
Читайте также:  Как избавит от алкоголизма без ведома больного

Кроме того, для профилактики алкоголизма населения среди подростков и детей необходимо сделать так, что факторы защиты от алкоголизма были значительно выше, чем факторы риска развития зависимости. К факторам защиты относят:

  • Здоровую и неконфликтную атмосферу в кругу семьи;
  • Возможность для ребенка развивать свои творческие и интеллектуальные способности;
  • Хороший или хотя бы средний уровень дохода семьи;
  • Формирование достаточной самооценки у подрастающего человечка;
  • Проживание семьи в антикриминальном регионе/районе;
  • Обучение ребенка моральным и этическим нормам.

Важно: первичная профилактика алкоголизма населения (в частности детей) должна проводиться и на уровне семьи. Так, первая беседа по профилактике алкоголизма должна исходить из уст родителей. Но здесь стоит помнить, что важен и положительный пример. Поэтому, если родители будут вещать о вреде алкоголя, держа в руках бокал с вином, вряд ли это предупредит в дальнейшем детский или подростковый алкоголизм.

Подобные мероприятия направляют на людей, которые уже испытали на себе негативное воздействие алкоголя, но еще не стали 100%-но зависимыми. Цель таких мер — выявление социально-неадекватных типов личностей, склонных к злоупотреблению спиртным. В этом случае по отношению к данным лицам для борьбы с алкоголизмом проводят такие мероприятия:

  • Тренинги по созданию жесткой мотивации для отказа от алкоголя;
  • Создание установок на трезвый и здоровый образ жизни, в котором алкоголизм профилактика просто не существуют;
  • Помощь алкоголезависимым в решении психологических проблем и осознании своего состояния на уровне эмоций;
  • Помощь в нахождении нового себя и умении решать проблемные ситуации здоровыми способами.

Важно: в этом случае к профилактической работе по профилактике алкоголизма населения подключаются психологи, психотерапевты, наркологи, которые усиливают предупреждающий зависимость барьер.

Такие меры для профилактики алкоголизма населения направлены не только на работу с самим алкоголезависимым человеком, но и на все его окружение. То есть работа проводится в том числе и в кругу семьи для создания положительного отношения к больному и его стремления выздороветь. На фоне работы с зависимым психотерапевты работают и с каждым членом семьи, предупреждая возможные психологические срывы, упреки и обвинения в адрес больного, что может спровоцировать новый этап болезни.

В частности помимо медицинских профилактических мероприятий (кодирование, детоксикация и пр.) по отношению к больному и членам его семьи проводится психологическая работа, направленная на:

  • Создание крепкого эмоционального фона у каждого из окружения алкоголика и у самого больного;
  • Осознание личных здоровых целей и нахождение путей их достижения;
  • Изменение образа жизни на здоровый и активный, чтобы больше не принимать никаких психостимуляторов;
  • Улучшение коммуникативных способностей человека при работе с ним для профилактики алкоголизма населения в целом;
  • Развитие личностных качеств и творческих способностей.

Совет: чтобы предупредить алкоголизма или независимо от степени алкогольной зависимости каждый человек в качестве меры для предотвращения алкоголизма может читать и перечитывать книгу известного американского специалиста Аллена Карра «Легкий способ бросить пить». В издании не только описаны механические и психологические процессы, происходящие в организме алкоголика, но и чётко указаны более глубокие мотивы к прекращению пьянства. Прочитав эту книгу, человек будто смотрит на себя со стороны и учится управлять своими мыслями по-другому, что приводит к полному выздоровлению. Таким образом, происходит не только излечение больного, но и предупреждение от пьянства алкоголизма.

источник

Алкоголизм – опасная болезнь, связанная с физической и психической тягой к приему спиртных напитков. Хотя эта проблема наблюдается во всех странах мира, в России алкоголизм приобрел масштабы национального бедствия. Многочисленные примеры алкогольной деградации населения видно не только из сообщений СМИ – эти примеры буквально окружают любого человека, независимо от особенностей среды проживания.

Проблема алкоголизма существовала с начала возникновения человечества, и уже тогда болезнь была свойственна не только так называемым маргиналам, но и высшему свету. Правители государств время от времени пытались принимать жесткие меры относительно контроля за трезвостью общества, но чаще всего такие меры воспринимались как репрессии. Такое общественное неприятие, к примеру, сложилось в ходе знаменитых и относительно недавних горбачевских антиалкогольных реформ перестройки в 1985-1991 годах.

Под профилактикой алкоголизма понимают такие способы, которые направлены на формирование негативного отношения к спиртному. Главной задачей является формирование такого образа жизни у человека, в котором у него не будет тяги к алкоголю. Выделяют три этапа профилактики алкоголизма.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения алкоголизма. Такие мероприятия обычно направлены на рассказ, о пагубных действиях алкоголя. Чтобы в результате у человека сформировалась альтернативная жизнь, в которой алкоголь не будет играть никакой роли. Ведь доказано, что самым лучшим методом профилактики алкоголизма, является формирование сознания личности человека так, что алкоголь больше не является ценностью в жизни.

Вторичная профилактика направлена уже на лечение больных алкоголизмом. В эту программу входит работа с семьёй больного, его встреча с бывшими алкоголиками, собеседование и широкая социально-психологическая помощь.

Третичная профилактика направлена на оказание помощи выздоравливающим от алкоголизма людям. Хронический алкоголизм и его профилактика заключаются в реабилитации людей с возможной дегенерацией и деградацией личности, но имеющих стремление избавиться от пагубной привычки. Основные методы заключаются в проведении собраний анонимных алкоголиков, оказании взаимопомощи и поддержки, восстановлении общественного статуса.

Наркомания – болезненное пристрастие к какому-либо веществу, входящему в группу наркотических препаратов, вызывающему эйфорическое состояние или меняющему восприятие реальности. Проявляется неодолимой тягой к употреблению наркотика, увеличением толерантности, развитием физической и психической зависимости. Наркомания сопровождается постепенным ухудшением физического здоровья, интеллектуальной и моральной деградацией. Диагноз выставляется на основании анамнеза, опроса, осмотра и результатов тестов на наркотики. Лечение – длительная реабилитация в клинике с применением медикаментозной терапии, психотерапии и трудотерапии.

Лечение наркомании часто не дает положительных результатов, поэтому профилактика наркомании – один из важнейших путей ее предупреждения. И начинать следует с семьи, где пример родителей и их трезвый образ жизни имеют немаловажное значение. Доверительные отношения, открытое общение между детьми и родителями – залог профилактики наркомании. Равнодушие, грубая и диктаторская практика в семейных отношениях делают ребенка незащищенным от плохих соблазнов, в том числе и от наркотиков. Если у подростка назревают проблемы в общении, замкнутость, действенную помощь ему могут оказать психологические тренинги.

Кроме того, профилактика наркоманий включает в себя ужесточение законодательства, улучшение социума, сокращение контактов с наркотиками.

источник

Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.

Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

  • Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
  • Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
  • Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
  • Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
  • Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.

Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
  • формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
  • совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
  • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
  • формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

– Центр медицинской профилактики;
– Центр по проблемам семьи – Кордея;
– Центр «Анти-СПИД»;
– Центральная библиотека;
– Городские поликлиники;
– Центр Детского Творчества;
– Образовательные учреждения города.

Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.
Это:

– семинары;
– конференции;
– лектории;
– беседы;
– диспуты;
– просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
– игровые ролики;
– тренинги.
– экскурсии.
– встречи:
а) с медицинскими работниками учреждений города;
б) с работниками правоохранительных органов;
в) с духовными наставникам;
г) с социальными педагогами;
д) с психологами;
е) с родителями учащихся школы;
– статьи в школьной прессе;
– уроки здоровья;
– волонтёрские площадки;
– элективные курсы;
– классные часы.

Направление деятельности

1 Психологи – индивидуальное консультирование;
– оказание методической и практической помощи
в подготовке и проведении классных часов,
индивидуальных бесед;
– освещение результатов мероприятий и
работы психолога в целом
по профилактике алкоголизма,
наркомании, табакокурения в школе. 2. Социальные педагоги – исследование социально-педагогических условии в школе;
– оценка эффективности взаимодействия образовательных учреждений и подразделений милиции города по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних;
– изучение опыта работы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– анализ поступающей информации из комиссии по делам несовершеннолетних;
– формирование единой информационно-статистической базы по школе;
– проведение социальных исследований;
– индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
– организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п. 3 Учителя биологии, химии, классные руководители – организация профилактической работы по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу, венерическим заболеваниям через:
а) классно-урочную систему;
б) внеклассные мероприятия;
в) экскурсии.
– выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни);
– показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений;
– индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
– проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей;
– организация воспитательной работы в классе;
– пропаганда здорового образа жизни;
–организация поездок на турбазы. 4 Медицинские работники,
учителя физического воспитания. – оказание первой помощи при отравлении алкоголем, токсическими веществами, табаком;
– выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни;
– проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями;
– проведение дней здоровья;
– организация работы секций волейбола, баскетбола и др.
– организация циклов лекций по борьбе с вредными привычками;
– проведение Дня борьбы с курением – 7 мая,
1 декабря– международный день борьбы со СПИДом. 5 Библиотекарь – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам. 6 Совет старшеклассников – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам.

Первый этап – организационный.

На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета, который входит в состав НОУ. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану.

Второй этапвнедренческий

Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.

Третий этап

Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромании, СПИДа).

Составление программы Совещание административной группы в школе Проведение педагогического совета Проведение классных часов
Проведение общественного родительского собрания Проведение родительских собраний в школе Создание координационного совета по реализации программы
Связь школы с учреждениями города Работа пресс-центра Научно-исследовательская работа учащихся

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа жизни.
2. Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании, курению, алкоголизму.
3. Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.
4. Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя, игромании.
5. Совершенствование системы профилактики потребления наркотиков, табака, алкоголя.
6. Создание необходимых условий в школе для организации занятости учащихся во внеурочное время.

Формы профилактической работы с классом.

Вывод: Основные значимые для класса формы профилактической работы принимаются:

– планом работы школы и класса;
– собранием учащихся класса;
– главным советом корпорации класса «пятерка»;
– родительским собранием, родительским комитетом.

источник