Меню Рубрики

Профилактическая программа профилактика наркомании и алкоголизма

Программа профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних «Мы выбираем жизнь!»

Название программы Программа профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних “Мы выбираем жизнь!”
Авторский коллектив Яковлева Светлана Геннадьевна, педагог — психолог Белоногова Елена Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе
Срок реализации 2010-2013 гг.(три года)
Участники программы Учащиеся МБОУ Марининской СОШ № 16, педколлектив МБОУ Марининская СОШ № 16, педагоги дополнительного образования, родители учащихся
Кадры Педколлектив МБОУ Марининской СОШ № 16, педагоги дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей
Методическое обеспечение “Методическая копилка классного руководителя” за 5 лет, журналы “Классный руководитель”, “Справочник классного руководителя”, “Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе”, “Классные часы” (1-11 кл.), ресурсы школьной библиотеки, Интернета

Программапрофилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних “Мы выбираем жизнь!” разработана на основании информационного письма Агентства образования администрации Красноярского края в рамках краевой целевой программы “Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае”, информационно-методического материала “Организация профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних в Красноярском крае” (утвержденном на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защитеих прав при Правительстве Красноярского края 04.12.2009 года).

Правовую основу Программы профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма несовершеннолетних составляют:

— Конституция Российской Федерации;

— Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1;

— Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

— Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

— законы и другие нормативные правовые акты края.

Проблема употребления наркотических, токсических веществ и алкоголя весьма актуальна для жителей Красноярского края: уровни заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в крае достаточно высокие. Курагинский район также является территорией повышенного риска: сказывается влияние федеральной железной дороги, автомагистрали, приближенность к краевому центру, к центру республики Хакасия, высокий уровень безработицы среди молодежи. Муниципальное общеобразовательное учреждение Марининская средняя школа № 16 расположена на территории администрации Марининского сельсовета и обучает детей из трёх деревень: Маринино, Байдово, Прудный – 168 человек. Градообразующие организациина территории администрации Марининского сельсовета – ЗАО “Курагинское” (с/х предприятие, предоставляющее примерно 200 рабочих мест), школа (46 рабочих мест), Марининский “Теплоэнергоресурс” (32 рабочих места), детский сад (19 рабочих мест).В наших селах проживает 1437 человек, из них детей школьного возраста – 190, работающего населения – 331 человек, неработающего населения – 449 человек, пенсионеров – 284. Из 190 детей школьного возраста 174 – из малообеспеченных семей. В селе Маринино нет клуба. Школа является единственным местом, способным организовать досуг и летнюю занятость детей. По данным анонимного анкетирования в нашей школе 23 человека пробовали наркотики. Из 82 старшеклассников, участвовавших в анкетировании, 64 человека проявили отрицательное отношение к ПАВ, 14 – нейтральное, 4 – положительное только из интереса.

При составлении Программы мы опирались на диссертацию Орловой Ирины Анатольевны “Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков в образовательной школе”, изучали часть литературы, использованной ею для своей работы, познакомились с методологией и методикой исследования в педагогических науках (JI.C.Зорилова, Т.Г. Киселёва, М.И. Рожков, B.C. Садовская); с педагогическим осмыслением проблем личности (А.А. Аронов, А.И. Арнольдов, М.И. Буянов, JI.C. Выготский, Н.Н. Ярошенко); с методологическими принципами превентивной педагогики (Т.И. Бакланова, Д.В. Колесов, Б.М. Левин, А.С. Каргин); с научными концепциями: теорией «доступности-склонности» (Р. Смарт), экзистенциальной теорией наркотической зависимости (Г.Гревис), теорией наркотических субкультур (Б. Джонсон), теорией формирования жизненных навыков (Г.Ботвин), этиологией зависимости (О.Л.Романова).

В процессе работы над Программой мы использовалиследующие методы исследования:

— анализ психолого-педагогической, культурологической, социологической, медицинской литературы;

— изучение аддитивного поведения подростков группы риска, исследование их личностной структуры с использованием психодиагностических методов (наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование);

— педагогическое моделирование профилактической работы в школе.

Цель программы: создание социальной и культурно-досуговой защиты учащихся от распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма, повышение эффективности деятельности ученического самоуправления и организации дополнительного образования детей в школе.

— формировать у учащихся навыкиздорового образа жизни, отрицательное отношение к потреблению ПАВ;

— распространять знания об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья;

— организоватьдосуговую занятость учащихся через совместное взаимодействиес районными учреждениями дополнительного образования детей;

— оказать психолого-педагогическую помощь родителям, лицам, их заменяющим, имеющим трудности в воспитании детей, консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические, токсические средства, алкоголь;

— организовать летний отдых и оздоровление детей;

— выявлять и учитывать несовершеннолетних, относящихся к группе риска.

Программа состоит из 6 блоков:

— “Работа с учащимися группы риска”,

— “Летнийотдых и оздоровление учащихся”.

Основные направления Программы соответствуют направлениям Программы воспитания школьников МОУ Марининская средняя общеобразовательная школа №16 “Я — гражданин России” на 2008-2013 годы.

  1. “Самоуправление”.
  2. “Патриот”.
  3. “Интеллект”.
  4. “Наш путь к здоровью”.
  5. “Досуг”.
  6. “Семья”.

Информационный блок направлен на распространение знаний среди учащихся и их родителей об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья детей.

Мероприятия Сроки Участники Ответственные
1 Система классных и внеклассных мероприятий по профилактике наркомании По планам воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, родители Зам. директора по ВР
2 Оформление и обновление информационных стендов “Наркопост”, “Права ребенка”, “Информация для родителей”, “Информдесерт” По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги Зам. директора по ВР, уполно- моченный по правам ребенка в школе
3 Выпуск школьной газеты “Школа.ru” По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги Педагог-координатор
4 Организация видеолектория По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов Педагог-психолог
5 Организация совместной работы со специалистами ОВД, УСЗН, КДН и ЗП, ЦРБ По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, родители, узкие специалисты Зам. директора по ВР

Дополнительное образование направлено на организацию досуговой занятости учащихся через совместное взаимодействие с районными учреждениями дополнительного образования детей, на формирование функционально грамотной личности, на развитие интеллектуального, творческого, нравственного и физического потенциала ребенка.Учитывая интересы и потребности учащихся, школа осуществляет взаимодействие со следующими районными и местными организациями:

Благодаря сотрудничеству с районным ресурсным центром, районным Домом детского творчества, Центром ЗОЖ, районной Детско-юношеской спортивной школой ЗОЖ, домами культуры сёл Байдово и Прудный мы будем иметь выход на районные, краевые, российские конкурсы, повышать профессиональное мастерство педагогов, более эффективно осуществлять дополнительное образование детей.

Работа с родителями направлена на распространение знаний об опасности наркомании, токсикомании и алкоголизма для жизни и здоровья детей; наоказание психолого-педагогической помощи родителям, лицам, их заменяющим, имеющим трудности в воспитании детей, на консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические, токсические средства, алкоголь.

Совместно со специалистами Курагинского ОВД, КДН и ЗП, Курагинской ЦРБ, УСЗН и администрацией Марининского сельсовета в школе организуется профилактическая работа с учащимися, находящимися в СОП, состоящими на учете в ОПДН, их родителями:

1. Разработан план совместных действий школы с ОПДН (рейды, профилактические беседы);

2. Организована работа службы психолого-социальной поддержки учащихся, создан банк данных на учащихся, находящихся в социально-опасном положении;

3. Действует программа профилактики правонарушений.

Работа с учащимися группы риска направлена на выявление и учет учащихся, относящихся к группе риска, на организацию их занятости в классных и внеклассных мероприятиях, занятости во внеурочное время, на контроль посещения учебных занятий и занятий дополнительным образованием.

Мероприятия Сроки Участники Ответст-е
1 Анкетирование. Общее анкетирование По планам педагога-психолога, классных руководителей Учащиеся 1-11 классов, родители Педагог-психолог, зам.директора по ВР
2 Характерологический диагностический опросник для подростков По плану педагога-психолога Учащиеся 1-11 классов, родители Педагог-психолог
3 Определение тревожности детей по тест-опросникам Спилбергера ,Филлипса, самооценки психических состояний ребёнка по Айзенку По плану педагога-психолога Учащиеся 1-11 классов Педагог-психолог
4 Составление базы данных. Контроль посещения учебных занятий и занятий дополнительным образованием. По плану работы соц. педагога, воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, классные руководители Соц. педагог, зам. директора по ВР
5 Оформление документации на учащихся, состоящих на учете в СОП и в ОПДН По мере выявления Учащиеся 1-11 кл, соц. педагог, психолог, кл. руководители, зам. директора по ВР Соц. педагог

Блок направлен на формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, отрицательного отношения к потреблению ПАВ.

Мероприятия Сроки Участники Ответственные
1 Система классных и внеклассных мероприятий по профилактике ПАВ По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, узкие специалисты Зам. директора по ВР
2 Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования По плану работы спорт клуба “Старт” Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, учителя физвоспитания Руководитель спортклуба “Старт”
3 Конкурсы рисунков, плакатов, слоганов, буклетов, творческих работ по теме “Мы за здоровый образ жизни!” По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, родители, педагоги-предметники Старший вожатый
4 Акции, подготовка и выступление агитбригад на тему здорового образа жизни По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, кл. руководители, родители, педагоги-предметники Старший вожатый
5 Работа волонтерского отряда “Позитив” По плану воспитательной работы школы Учащиеся 6-11 классов, кл. руководители, ст. вожатый Старший вожатый
6 Работа спортивных секций По плану воспитательной работы школы Учащиеся 1-11 классов, тренеры-преподаватели Зам. директора по ВР

Блок направлен на организацию летнего отдыха и оздоровления детей. Организованный отдых – это, прежде всего, возможность формирования у детей разносторонних интересов и увлечений в сфере досуговой деятельности для творческого развития и роста детей, обогащения их духовного мира и интеллекта. Организованный отдых является одной из форм социальной защиты и воспитания социально полезной личности.

Сочетание видов досуга с различными формами образовательной и трудовой деятельности позволяет решить проблемы занятости детей в свободное время и уменьшить степень возникновения и проявления девиантного поведения детей.

1 Лагерь дневного пребывания детей на базе школы
2 Летний трудовой отряд старшеклассников
3 Трудовой отряд старшеклассников
4 Районные военно-полевые сборы “Орлёнок” для юношей 10-х классов
5 Районный летний образовательный модуль СТЭК (спортивный, туристический, экологический, краеведческий)
6 Районный летний реабилитационный лагерь “Фортуна”
7 Районная летняя экологическая школа “Подрост”
8 Пришкольный участок
9 Экскурсии в г. Абакан, п. Курагино
10 Оздоровление учащихся в загородных лагерях и санаториях
11 Выпускные вечера, мероприятия в Дни защиты детей

— Увеличится количество учащихся, занятых в дополнительном образовании.

— Снизится количество учащихся, состоящих на учете в ОПДН.

-Увеличится количество учащихся, осознающих преимущества здорового образа жизни, заботящихся о своём психофизическом здоровье.

— Учащиеся получат определенные положительные навыки и приобретут опытв социально- значимой и полезной деятельности.

источник

Цель программы: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Директор МБОУ СОШ №1 г. Шарыпово

Номинация: «Программа первичной профилактической работы по формированию ценности здорового образа жизни посредством детско-взрослых объединений (сотрудничество с внешкольными общественными объединениями)»

по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Зайцева Светлана Геннадьевна — социальный педагог.

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Зайцева Светлана Геннадьевна — социальный педагог.

Основание для разработки программы

1. Постановление Правительства Российской Федерации №89 от 14.02 2006г. «О государственной поддержке школ и вузов, внедряющих инновационные программы»;

Сроки реализации программы:

Читайте также:  Кодирование от алкоголизма на какой день

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово

профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

Наказывать – по-русски значит поучать.

Поучать нужно только примером.

Воздаяние же злом за зло, не поучает,

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Данная проблема знакома и жителям нашего небольшого города Шарыпово. Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель.

Образование в школе, включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе есть возможность привлечения специалистов по профилактике наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной работы с семьёй учащегося.

С учетом актуальности данной проблемы социально – психологической службой школы №1 г. Шарыпово разработана программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни, которая была опробирована в 2011-2012 учебном году.

Цель: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

— открытости и информированности;

— добровольности и сотрудничества;

— системности и преемственности межпоколенческих связей.

Главными направлениями работы являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.

Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.

Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение театрального спектакля «Белый ангел — черные крылья», акции: «Мы выбираем здоровое будущее», «Не переступи черту» — по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков, «Я выбираю жизнь», конкурс плакатов, рисунков выполненных в программе Power Paint по данной теме. Викторина «Полезные привычки», летняя площадка «Айсберг безопасности», выступление театральной студии в акции «Остановись, подумай», и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.

Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, дни открытых дверей, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.

Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.

Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.

Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Проект состоит из следующих разделов.

1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2. Система профилактических мероприятий:

семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма;

просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания;

тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 1–11-х классов.

3. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).

4. Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.

8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

Участники и партнеры проекта:

  • педагог — психолог;
  • социальный педагог;
  • родители;
  • учащиеся начальной школы;
  • учащиеся средней школы;
  • учащиеся старшей школы;
  • классные руководители;
  • фельдшер школы;
  • библиотекарь школы;
  • инспектор ПДН;
  • врач-нарколог.

источник

Программа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних «МОЙ ВЫБОР»

для обучающихся 1-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике наркомании, алкогодизма и табакурения среди несовершеннолетних»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68 города Челябинска имени Е.Н. Родионова

Директор МБОУ 68 _____________/

Зам. директора по ВР __________/

« » сентября 2015г.

Руководитель МО ________________.

по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних

для обучающихся 1-11 класса

Составитель: социальный педагог

3. План работы по реализации комплексной программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних

4. Этапы реализации программы……………………………………………………..11

5. Методы реализации программы…………………………………………………. 13

6. Источники информации для учащихся…………………………………………. 17

7. Источники информации для педагогов и родителей……………………………18

Комплексная программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних «Мой выбор»

Заместитель директора школы по воспитательной работе Фаттахова Е.С., социальный педагог Земцова Е.Г.

Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

Основание для разработки программы

Федеральные законы и нормативно-правовые акты:

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» .

Федеральный закон N 120-ФЗ от «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» .

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

Постановления Правительства РФ:

Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002год» от 13.03.2002г. №154.

Нормативно-правовые акты Челябинской области

Закон Челябинской области № 115-ЗО от 29 августа 2013 г. «Об образовании в Челябинской области»

Государственная программа Челябинской области «Реализация государственной национальной политики и сохранение духовных традиций народов Челябинской области на 2014 — 2016 годы»

Государственная программа Челябинской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области» на 2014 — 2016 годы.

Государственная программа Челябинской области «Дети Южного Урала» на 2014 — 2015 годы.

Областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013–2015 годы.

Распоряжение Администрации города Челябинска «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика наркомании в городе Челябинске в 2013–2016 годах» от 26.12.2013 № 8085.

1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

— Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

4. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

5. Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения; пропаганду здорового образа жизни.

Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

Читайте также:  Отзывы о препарате колме при алкоголизме
  • Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.
  • Участники реализации программы

    Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги школы, мед.работник, инспектор ОДН, библиотекарь, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, родители.

    Формы и методы реализации программы

    Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.

    Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

    Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

    Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы сталаорганизация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

    Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

    Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

    Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

    Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности.Программа направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов, формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

    Разработка и применение эффективных, комплексных мер, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, а также формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни.

    Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

    Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

    1. Проведение целенаправленной работы по осуществлению комплексных мер по профилактике распространения наркомании, в том числеработы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

    2. Формирование у подрастающего поколения и молодежи позитивного отношения к жизни, психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку, установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

    3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе, самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

    4. Предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

    5. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

    Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

    3. План работы по реализации комплексной программы

    по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних«Мой выбор»

    источник

    Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних «ПРАВИЛА ЖИЗНИ»

    Основная идея программы — формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

    Профилактика зависимостей, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах.

    ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

    на педагогическом совете № 2

    по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

    и правонарушений среди несовершеннолетних

    Цель и задачи программы………………………………………………. 6

    Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних «Правила жизни»

    Дата утверждения программы

    Решение педагогического совета ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

    Социальный педагог Жукова Е.Н.

    – создание в Центре «Гармония» системы работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде

    — развитие у воспитанников позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

    — предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

    — обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

    — привлечение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

    — профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде

    Сроки реализации программы

    Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

    Разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

    2. Формирование негативного отношения к вредным привычкам у обучающихся.

    3. Повышение уровня развития умений и навыков:

    а) активная жизненная позиция обучающихся в вопросах ЗОЖ;

    б) конструктивное общение обучающихся между собой и с взрослыми;

    в) отстаивание и защита своей точки зрения;

    г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

    4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

    5. Создание приоритетного родительского воспитания, построение демократической системы отношений детей и взрослых.

    Участники реализации программы

    Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, воспитатели, мед.работник, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь, родители.

    Формы и методы реализации программы

    Групповые и индивидуальные занятия, беседы, тренинги, элементы индивидуальной работы

    В процессе воспитания происходит не только передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, но и закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация.

    Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно дети находятся в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодое поколение зачастую не имеет определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий, что способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний, например, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы Центра выявил, что в «группу риска» попадают обучающиеся из-за дисгармоничных отношений в семьях, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, низкой средовой адаптации обучающихся.

    Основная идея программы — формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

    Профилактика зависимостей, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах.

    Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в Центре системы работы по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде.

    Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к табаку, алкоголю, ПАВ. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных, и способствуя влиянию положительных.

    Профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

    – создание в Центре «Гармония» системы работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде

    Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

    — развитие у воспитанников позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

    — предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

    — обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

    — привлечение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

    — профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

    I Подготовительный этап (январь 2017г. — июнь 2017 г.)

    — планирование реализации основных направлений программы;

    — создание условий реализации программы;

    — начало реализации программы.

    II. Основной этап (сентябрь 2017г. – декабрь 2018г.)

    — поэтапная реализация Программы в соответствии с целями и задачами;

    — промежуточный мониторинг результатов;

    — корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.

    III. Аналитический этап (январь 2019г. – май 2019г.)

    — завершение реализации программы;

    — анализ результатов и обобщение опыта.

    Механизм реализации программы осуществляется через:

    мониторинговые исследования и определение перспектив.

    взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ПДН.

    внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

    привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних

    повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.

    1. Разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

    2. Формирование негативного отношения к вредным привычкам у обучающихся.

    3. Повышение уровня развития умений и навыков:

    а) активная жизненная позиция обучающихся в вопросах ЗОЖ;

    б) конструктивное общение обучающихся между собой и с взрослыми;

    в) отстаивание и защита своей точки зрения;

    г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

    4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

    Читайте также:  Беседа о вреде алкоголизма с учащимися

    5. Создание приоритетного родительского воспитания, построение демократической системы отношений детей и взрослых.

    Примерный диагностический инструментарий:

    Тест Дж. Морено – социометрия (диагностика межличностных и межгрупповых отношений)

    Тест К. Томаса «Конфликтный ли вы человек»

    Тест М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении»

    Тест В.В. Бойко на «помехи» в установлении эмоциональных контактов

    Тест «Какова ваша самооценка» в модификации Л.П. Пономаренко

    Проективные методики: Дж. Бук «Дом. Дерево. Человек», А.Л. Венгер «Несуществующее животное»

    Критерии оценки результативности программы по целевым группам

    Целевая группа – обучающиеся:

    увеличение числа обучающихся отрицательно относящихся к наркомании, алкоголизму, табакокурению;

    снижение степени вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ (выявление группы риска наркотизации);

    уменьшение числа обучающихся, стоящих на всех видах учета;

    динамика роста посещаемости обучающимися кружков, секций и клубов по интересам;

    разнообразие внеурочной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении.

    Целевая группа – педагоги образовательного учреждения:

    повышение уровня развития педагогического коллектива;

    положительная мотивация работников образовательного учреждения к антинаркотической профилактической деятельности.

    сотрудничество образовательного учреждения с социальными институтами поддержки семьи;

    поддержка родителями антинаркотической деятельности образовательного учреждения.

    Управление, контроль, мониторинг

    Управление и контроль над реализацией программы осуществляет администрация центра в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь.

    источник

    Профилактика алкоголизмаэто система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических, мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

    Для успешного проведения антиалкогольной и антинаркотической профилактики алкоголизма необходимо выделить основные компоненты характеристики образа жизни больных алкоголизмом или наркоманией.

    В качестве основных причин потребления алкоголя и наркотиков выделяют следующие группы факторов:

    Социально-психологические:

    неблагополучная семья (криминализованная обстановка, алкоголизм родителей, отсутствие должного внимания и ухода за детьми, а также; эмоционального контакта);

    неудовлетворительная ситуация развития ребенка (проблемы взаимоотношений в микросоциуме, социальная дезадаптированность);

    психологические особенности личности (волевые, моральные проблемы, погони за развлечениями, авантюризм избыточный конформизм возбудимость неустойчивость поведения).

    Конституционально-психологические:

    наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.

    Эпидемиологические и культурные:

    Распространенность алкоголизма, наркоманий и токсикоманий в обществе, традиции употребления алкоголя в семье, местности, регионе, стране.

    Возможные мотивы потребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств.

    Социальные мотивы:

    · желание занять место в группе сверстников и соответствовать принятым в ней нормам;

    · подчинение угрозам, давлению со стороны наркодилеров;

    · стремление поддержать субкультурную «традицию».

    Индивидуальные мотивы:

    · стремление получить удовольствие (физическое, психологическое);

    · нейтрализация отрицательных эмоций;

    · стремление выйти из состояния скуки, бездействия иди усилить эффективность своей деятельности.

    Патологические (болезненные) мотивы:

    · мотивы ухода (назло себе, взрослым);

    · протест, ощущение себя лишим в жизни;

    · поведение, обусловленное психическими расстройствами;
    биологическая потребность на стадии физической зависимости от алкоголя или наркотика.

    Алкоголизм, наркомания и токсикомания – тяжелые психические заболевания, лечение которых эффективно лишь в рамках длительных комплексных программ.

    Излечиваются от алкоголизма и наркомании не более 10 % пациентов.

    Важно не допустить развитие алкогольной или наркотической зависимости у молодых людей. Главной профилактической мерой должно стать знание правды о последствиях употребления алкоголя и наркотически действующих веществ.

    К сожалению, профилактика любых форм алкогольной или наркотической зависимости весьма слабо представлена в плане гигиенического просвещения и воспитания детей, и молодежи, несмотря на то, что мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотв­ращение этого разрушительного явления, нежели в устранение его последствий.

    В зависимости от контингента, с которым проводится профи­лактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

    Первичная профилактика алкоголизма (и наркомании) — это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления алкоголя. Эта форма профилактики предусматривает ра­боту с контингентом, не знакомым с действием алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ).

    Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков (профилактика подросткового алкоголизма, подростковой наркомании).

    Программы первичной профилактики алкоголизма включают антиалкогольную пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

    Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению алкоголя и наркотиков.

    Поэтому занятия по профилактике алкоголизма должны проводить специально подготовленные педагоги.

    В США и некоторых европейских странах преподаватели, ведущие занятия по антиалкогольной и антинаркотической профилактике, предва­рительно проходят 4-5 месячную подготовку на специальных курсах.

    Задачи первичной профилактики:

    1. Создание школ, свободных от алкоголя и других психоактивных веществ изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркоти­кам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание, создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).

    2. Выявление группы риска алкоголизма (по специально разработанным методическим рекомендациям).

    3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблемам алкоголизма способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить роди­телей нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; сформировать группы лидеров-родителей).

    4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике алкоголизма в школах и по выявлению группы риска).

    Вторичная профилактика алкоголизма (и наркомании) ориентирована на группу риска: Объектом этой формы профилактики алкоголизма являются молодые люди подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ (подростки с явлениями социально-педагогической запущенно­сти, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных семей и т.д.). Цель вторичной профилактики алкоголизма – раннее выявление начавших употреблять алкоголь и другие психоактивные вещества и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психоло­гов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ре­сурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих алкоголем. Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер, т.е. предупредить формирование устойчивой зависимости от алкоголя или другого психоактивного вещества.

    Задачи вторичной профилактики:

    1. Работа с детьми групп риска по алкоголизму (выявление патологии, лечение
    и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).

    2. Создание центра реабилитации для злоупотребляющих алкоголем или другими ПАВ, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).

    3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практи­ческие занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; созданием групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

    Третичная профилактика алкоголизма (и наркомании) — это оказание помощи больным алкоголизмом или наркоманией. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, Ее цель — предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного алкоголизмом побороть свой недуг.

    Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления алкоголя или наркотических средств и помощь малоэффективна.

    Задачи третичной профилактики:

    1. Формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).

    2. Создание групп взаимопомощи.

    3. Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы».

    Структура программы профилактики алкоголизма (наркомании, токсикомании)

    3. Развитие личностных ресурсов.

    4. Развитие стратегий высокофункционального поведения.

    Методы работы

    Групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, «круглые столы», совещания.

    Из представленной схемы профилактики ясно, что объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропаган­дистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней алкоголизации детей и подростков вполне реально. Третичная профилактика — прерогатива медиков и близких больному людей. В большинстве случаев у сформировавшихся больных алкоголизмом и наркоманиями не хватает сил и мужества само­стоятельно преодолеть зависимость, бороться со своим падением. Чтобы вернуться к жизни, от которой они хотели убежать с помо­щью наркотиков, им необходима помощь друзей и родных, сознающих, что силой эту болезнь не одолеть. Нужны такт, доверие, благорасположение, создание у больного ощущения безопасности и самостоятельности, а также уверенности в том, что его любят.

    Поэтому наиболее эффективные программы преодоления алкогольной или наркозависимости включают помощь близких в качестве обязательной составляющей. Однако все труды могут оказаться напрасными, если у самого больного не будет страстного, осознанного непреодолимого желания избавиться раз и навсегда от поработившего его страшного недуга. Вот почему, по мнению психологов, наи­более надежным барьером на пути распространения алкоголя и других ПАВ являются первичные меры — своевременное предупреждение по­тенциальных потребителей алкоголя, табачных изделий, наркотических и токсикоманических средств.

    Многоаспектность и сложность причин и условий, способствующих алкоголизации детей, подростков и молодежи, обусловливают необходимость комплексного характера мер профилактики этого социального зла. В приведенной ниже таблице (табл. 1) представлены основные направления и специфические особенности профилактической работы по каждому из этих направлений.

    Примерная схема профилактических мероприятий по профилактике подросткого алкоголизма, подростковой наркомании

    Задачи и пути их реализации

    Коррекция неправильного воспита­ния и ранних аномалий развития лич­ности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, алкоголизации и наркотизации.

    Последовательное антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотиче­ское воспитание в школе с I по XI класс.

    Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

    Повышение санитарной грамотности и культуры населения.
    Антиалкогольная, антиникотиновая и
    антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения.
    Искоренение; вредных для здоровья привычек.

    Комплексная работа с группой рис­ка — лицами, злоупотребляющими алкоголем, табачными изделиями, наркотическими и токсикоманическими средствами.

    Санирование биологической почвы.
    Работа по индивидуальным планам медико-педагогических мёроприятий;

    Развитие и совершенствование наркологической службы.

    Осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, и алкоголизма, никотиномании, наркомании, токсикомании и их последствий. Широкая антиалкогольная и антинаркотическая работа всей общемедицинской сети.

    Правовое регулирование с целью преодоления пьянства и алкоголизма, минимизации курения, повышения ответственности за потребление наркотиков; строгое соблюдение законодательства об уголовной ответственности за приобщение к потреблению наркотиков (особенно детей и подростков).

    Государственные мероприятия по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи любых алкогольных изделий (включая пиво), а также табачных изделий, что позволит реализовать наступательные меры против пьянства, алкоголизма, отравления табачным дымом (не только курящих, но и пассивных курильщиков).

    Финансирование программ борьбы с любыми формами наркотизма и с наркобизнесом.

    Реализация комплекса изложенных в таблице мероприятий — это минимум, необходимый для борьбы употреблением алкоголя и наркотизмом — реальной угрозой интеллектуальному, нравственному потенциалу и физическому здоровью нации. Из такого видения проблемы следует исходить при организации профилактики всех форм алкогольной и наркотической зависимости.

    Статью подготовил профессор Никифоров Игорь Анатольевич. Клиника при кафедре наркологии и психотерапии занимается профилактикой алкоголизма и наркомании, комплексным и анонимным лечением алкоголизма, выводом из запоя, лечением наркотической зависимости.

    Литература:
    Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2004 – 192 с.

    источник