Меню Рубрики

Проблема детского алкоголизма его особенности причины и последствия

Из приведенной таблицы видно, что приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, подросткового и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период– раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Об отрицательном влиянии пьянства родителей на потомство знали еще в глубокой древности. Греческая мифология повествует, что богиня Гера родила от опьяневшего Зевса хромого бога Гефеста.

Определенный интерес представляют произведения философов и врачей древности. Так, например, основоположник античной медицины Гиппократ виновниками идиотизма, эпилепсии и других нервно‑психических заболеваний считал родителей, употребляющих алкоголь в день зачатия. В Швейцарии в начале XIX в. были обследованы более 8 тыс. детей‑идиотов, содержащихся в специальных домах‑приютах. Оказалось, что все они зачаты родителями в период свадеб, карнавалов и других празднеств, сопровождающихся потреблением алкоголя.

Накопленные наукой данные показывают, насколько тяжелы последствия потребления спиртного беременной женщиной, так как при этом происходит непосредственный контакт развивающегося плода с алкоголем. Снабжение плода всем необходимым, как известно, идет через плаценту, которая обладает к тому же и защитной функцией; однако способностью задерживать яды, в том числе и этиловый спирт, плацента не обладает. Алкогольное отравление плода, особенно в первые три месяца, когда идет интенсивный процесс закладки внутренних органов и систем, приводит к различным аномалиям развития, иначе говоря, к уродствам: недоразвитию или полному отсутствию рук и ног, сращению пальцев, незаращению твердого неба, дефектам развития половых органов, уменьшению размера головы, уплощению середины лица, короткому разрезу глазной щели и т. д.

Так как плод беззащитен перед алкоголем, он не может предотвратить проникновение алкоголя в головной мозг, в результате чего наблюдается его недоразвитие, водянка или мозговые грыжи. Такие дети если и не погибают в раннем возрасте, то на всю жизнь остаются умственно отсталыми.

Второй период– дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание детей в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства.

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до появления потребности в алкоголе. Обследование детей старшей группы детских садов показало, что они в игре с достаточной точностью копируют внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. У младших школьников неосознанно начинает формироваться представление об алкоголе, как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период– подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно‑эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях:

1) конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких‑либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным. Реакция протеста может быть направлена и на зло, и на добро. Протест бывает активным или пассивным. При пассивном протесте, вследствие несправедливого отношения к ребенку со стороны родителей, он замыкается в себе. В случае активного протеста дети могут убегать из дома, воровать вещи, драться;

2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. Такая семья активно формирует у детей агрессивно‑оборонительное отношение к внешнему миру, так как все время находится в постоянном конфликте с окружающим ее социумом. В таких семьях отсутствует контроль за ребенком.

У ребенка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными. Ребенок чувствует себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным. Ребенок видит несоответствие между тем, что говорят, и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется чувство вины и пониженная самооценка. Дети в алкогольных семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или насилия, испытывая долгое время чувство стыда, ненависть, подавленность.

У детей и подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки имеют реальные возможности для самоутверждения и, прежде всего, через приобщение к алкогольным традициям компании.

Алкоголь как средство самоутверждения . Одна из причин пьянства подростков – усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

Алкоголь как реклама . Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи США утверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, примеры пьющих кино– и телегероев – наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Ими подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в Америке с 20.00. до 23.00 за каждый час показывают в среднем 7 случаев употребления алкогольных напитков. При этом положительные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще, чем отрицательные[1]. Такая статистика у нас не проводилась. Однако, когда смотришь некоторые сериалы по телевидению, например про «Ментов», то можно удивляться, как работают эти специалисты, если у них выпивка на работе происходит систематически.

«Польза» алкогольных напитков косвенно поддерживается некоторыми зарубежными и отечественными произведениями литературы и кино, где поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья – дело обыденное и непредосудительное.

Алкоголь как времяпрепровождение . В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т.д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами алкогольной компании, в которой иногда можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения, а заканчивающейся нередко и серьезными правонарушениями.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы . Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т. д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки. Алкоголь в таких случаях является компенсирующим фактором, позволяющим сгладить имеющуюся дезадаптацию личности ребенка, обеспечить его безболезненное вхождение в группу сверстников, преодолеть скованность и робость, повысить речевую активность, проявить скрытые возможности.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию:

1) дети с завышенной самооценкой, перенявшие у родителей убеждение в своей непогрешимости, находящиеся вне критики;

2) дети с повышенным чувством жестокости и агрессивности;

3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны родителей;

4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

Алкоголь как иллюзорная реальность . Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением в семье или школьном коллективе. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного.

В наиболее общем виде последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:

социально‑экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.);

социально‑психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально‑положительных связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно‑психологического климата микросреды и т. д.);

криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и виктимизации, т.е. становление человека жертвой в результате неблагоприятных социальных условий, и т. д.);

физические (наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений).

Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Опираясь на исследования ученых Научно‑исследовательского института физиологии детей и подростков Российской академии образования, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить уровни вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации.

Таких уровней может быть выделено семь. Они приведены в таблице:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Детский алкоголизм как психологическая и физиологическая сложная зависимость, пагубно сказывается на здоровье растущего организма, и опасности деградации. Злокачественное течение болезни. Совершение насильственных преступлений в состоянии опьянения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие “Детский алкоголизм”

2. Симптомы. Влияние алкоголя на организм ребёнка

4. Уровни развития алкогольной зависимости у детей

5. Лечение детского алкоголизма

5. Профилактика детского алкоголизма

Список используемых источников

Алкоголизм — это одна из наиболее серьезных проблем нашего времени. Алкоголизм входит в тройку главных проблем страны. Опережает этот показатель только высокие тарифы на ЖКХ и рост цен. Алкоголизм- это проблема, которая беспокоит и мешает жить.

И совершенно новым для страны явлением сегодня является детский алкоголизм. Детский алкоголизм, весьма относительное понятие. Его объяснения нет в медицинских справочниках изданных до 1991 года; чего там говорить — даже в новых медицинских справочниках практически нет информации на тему детского алкоголизма. Однако не смотря на это проблема продолжает существовать и как это не печально начинает прогрессировать и развиваться как хроническая болезнь. Неосведомлённость взрослых и медицинских специалистов, недостаточность их знаний из этой области подготавливают благоприятную почву для развития этой проблемы.

Особенно остро проблема детского алкоголизма обстоит в неблагополучных семьях.

Как только подросток научился держать в руках игрушки, научился держать ложку, кружку, и тут же его учат держать и бутылку. Как правило, родители в таких семьях страдают алкоголизмом. Дети быстро зарабатывают алкоголизм. алкоголизм насильственный преступление

Для отравления ребенку достаточно выпить банку пива или джина. Если вовремя не оказать необходимую помощь, то возможен летальный исход.

Нередко несовершеннолетние находящиеся в состоянии алкогольного опьянения — становятся исполнителями самых тяжких преступлений; либо вообще оказываются на больничной койке в кране тяжелом состоянии.

Разумеется всю ответственность за своих детей должны нести родители, однако в тех случаях, когда эти самые дети оказываются в больнице или в милиции, то родителей очень сложно туда дозваться, потому что они находятся в запое.

Другая категория родителей — люди более благополучные. Они просто в шоке от того, что произошло с их ребенком. Они никогда не думали, что такое может произойти. Они говорили: «Ну, пошел с компанией погулять. Вроде все ребята хорошие, а вот взяли и напились».

В своей работе я попытаюсь ответить на такие вопросы: что такое детский алкоголизм, как с ним бороться, каковы причины и последствии детского алкоголизма.

1. Понятие “Детский алкоголизм”

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Читайте также:  Медицинские социальные социально экономические последствия алкоголизма

— быстрое привыкание к спиртным напиткам;

— злокачественное течение болезни;

— принятие ребенком больших доз алкоголя;

— быстрое развитие запойного пьянства;

— низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления. Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Первый период — раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период — дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две — педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному. Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период — подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

2. Симптомы. Влияние алкоголя на организм ребёнка

Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозге. Даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом же поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение.

Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции и т. д.

Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении у детей. Оно представляет большую опасность для детей, организм которых высокочувствителен к токсическим веществам. Особенно ранимы у них нервная система, головной мозг. Опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребенка. Он может погибнуть от одной лишь рюмки водки. Доза 250 граммов водки бывает смертельна и для подростка.

Алкоголь, находящийся в крови, вместе с ней омывает все органы и ткани организма и проникает в них. Концентрация алкоголя в органах и тканях во многом определяется содержанием в них жидкости: чем богаче водой ткань или орган, тем больше содержится в них алкоголя. Большое количество алкоголя, в частности, удерживается в тканях человеческого мозга.

Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге — 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов.

При поступлении в печень алкоголь выступает как растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения с накоплением жира и с последующей заменой клеток печени соединительной тканью. В подростковом возрасте алкоголь действует на печень особенно разрушительно, так как этот орган у подростка находится в стадии формирования.

Небезучастны к употреблению алкоголя и быстрорастущие в пубертатном возрасте- легкие. Ведь около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через легкие, и, проходя через них, он оставляет после себя патологически измененные клетки.

Чутко реагирует на присутствие алкоголя и сердце растущего человека. Изменяются ритм, частота сердечных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. Естественно, что в таких условиях не может быть правильного и полноценного формирования как мышечного, так и нервного аппарата сердца подростка.

Наконец, токсическое воздействие алкоголя сказывается и на крови. Активность лейкоцитов, играющих важную роль в защите организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих кислород к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имеющих большое значение для свертывания крови.

Таким образом, алкоголь оказывает глубокое пагубное воздействие на растущий организм в период отрочества. Он ослабляет, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание всех буквально органов и систем.

Одна из причин пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей.

Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. «Польза» алкогольных напитков косвенно поддерживается некоторыми зарубежными и отечественными произведениями литературы и кино, где поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья — дело обыденное и непредосудительное.

Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т. д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т. д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами алкогольной компании, в которой иногда можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения, а заканчивающейся нередко и серьезными правонарушениями.

4. Уровни развития алкогольной зависимости у детей

Уровни вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации:

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа от употребления спиртных напитков: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употребления алкоголя следующие: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Эта стадия длится, как правило, 1-2 месяца.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы употребления алкоголя: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время в компании. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев. Подростки обучаются скрывать состояние опьянения от взрослых. На данном этапе выявляется склонность, но еще не зависимость от алкоголя.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения. Мотивы: временно уйти от реальности, повысить уверенность в себе. Психическая зависимость формируется в течение 1,5 лет. Наряду с педагогическими и воспитательными воздействиями здесь необходимы медицинские меры — обращение и лечение у нарколога.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, отключиться от реальности, повысить жизненный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления спиртных напитковДети часто пропускают занятия, плохо учатся, иногда уходят из дома и бродяжничают. На данном этапе необходимо срочное стационарное лечение.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3-4 лет.

5. Лечение детского алкоголизма

Существуют разнообразные технологические методы лечения больных от алкоголя (алкоголизма) среди подростков. Это кодирование, гипноз, психотерапия, медикаментозное лечение, народная медицина.

Лечение детского алкоголизма является достаточно большой проблемой, поскольку не предполагается принудительное лечение детей вплоть до достижения ими совершеннолетия. При этом ситуацию могут частично контролировать родители, учебные заведения, различные общественные организации, созданные для оказания психологической помощи детям и подросткам. Однако и здесь много «подводных камней»: родители зачастую сами являются примером для подражания, школы просто не заинтересованы в оказании помощи своим подопечным, а специализированных организаций крайне мало.

К сожалению, действенных методик, направленных на полнейшее излечение подростков от алкогольной зависимости на сегодняшний день практически не существует. Проблема заключается в невозможности применения многих программ, помогающих взрослым пациентам. Ребенок, с неустойчивой психикой, в период пубертатного становления является неконтролируемым, а зачастую и неадекватным. Любые попытки родственников элементарно поговорить воспринимаются «в штыки», такой же негативизм встречают и врачи наркологи.

Проведение условно-рефлекторной терапии, равно как и сенсибилизирующая терапия представляются опасными по причине незрелости детского организма. Если юный алкоголик имеет немалый «стаж» приёма спиртосодержащих напитков, употребляет их постоянно, то возможно проведение дезинтоксикационной терапии, которая обеспечит выведение токсинов, лишней жидкости, восстановит нормальное функционирование почек и печени. Введение витаминов группы B (B1, B6), витамина C, различных ноотропных препаратов восстановят жизненные силы и снимут чрезмерное эмоциональное возбуждение.

Одним из наиболее действенных и популярных методов лечения детского алкоголизма считается психотерапевтический подход, то есть, кодирование. Однако для адекватного лечения все же необходимы специализированные стационары, а также соглашение родителей или опекунов и их активное участие, которое заключается в обеспечении ребенку оптимальных условий для развития в положительном направлении.

Эффективными признаны различные методы группового лечения детей с пребыванием их в стационарах закрытого типа, но с атмосферой максимально приближенной к домашней. В условиях установленного распорядка дня дети осваивают разнообразные интересные им и полезные в жизни навыки, учатся по особой школьной программе, занимаются спортом и закаливаются. Разумеется, данная методика предусматривает письменное согласие родителей или опекунов на проведение полного курса терапии. Но еще более действенным является участие различных церковных объединений, которые берут под свою опеку малолетних алкоголиков, проводя реабилитацию и подготавливая их к нормальной жизни.

Также стоит отметить, что лечение детского алкоголизма имеет и свои отличительные особенности, одной из которых по праву считается ранее диагностирование проблемы. Более того, осложнение несет и невозможность использования для лечения тех или иных лекарственных препаратов, которые применяются для взрослых. А потому для терапии обычно врачи советуют проходить лечение в стационаре под тщательным присмотром медперсонала за больным, лечение в домашних условиях здесь неприемлемо. Натуральные отвары из трав, настойки и сборы трав также не помешают, так как они помогут укрепить иммунную систему ребенка и послабить его нервное напряжение. Также в этом деле помогут занятия спортом, физкультура, активный отдых, танцы, увлечения различными хобби, в общем, всё, что отвлекает от пристрастия к алкоголю.

В любом случае, какой бы направленности не были методы избавления от алкогольной зависимости детей и подростков, самым действенным будет предупреждение этого заболевания, которое должны обеспечить и семья и общество.

6. Профилактика детского алкоголизма

Цель профилактики детского алкоголизма, в первую очередь, заключается в том, чтобы не допустить употребление алкоголя ребенком. Это значит, что важным является решение проблемы и алкоголизма взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка.

Не менее действенным профилактическим методом борьбы с детским алкоголизмом считается и запрет рекламных кампаний, которые активно пропагандируют употребление алкоголя. Основная роль в профилактике такой проблемы ложится и на плечи родителей, которые должны уделять своему ребенку внимание и принимать активное участие в его развитии.

И конечно, следует четко понимать, что детский алкоголизм — это серьезное и достаточно быстро развивающееся заболевание. И не стоит с весельем пытаться напоить ребенка пивом или другими слабоалкогольными напитками, утверждая, что это не нанесет вреда. Любой алкоголь для малыша противопоказан.

Сегодня в стране проблема детского алкоголизма заметно обострилась, причиной этому стало: появление коммерческих торговых точек , продающие спиртные напитки даже не совершеннолетним, стремление подражать взрослым и пытаться выглядеть как они, а конце концов подражание своим сверстникам, которые уже и так употребляют алкоголь, чтобы не казаться среди них “белой вороной”. Ещё немаловажным фактором является СМИ и средства массовой западной культуры (музыка, кинематограф).

Задача всестороннего и гармонического развития подрастающего поколения неразрывно связана с формированием отрицательного отношения к проявлениям пьянства.

Необходимость усиления противоалкогольной работы с подростками обусловлена прежде всего распространенностью употребления алкоголя среди населения. Известно, что пьянство родителей создает крайне неблагоприятные условия для нравственного воспитания и интеллектуального развития детей и способствует их раннему приобщению к алкогольным напиткам.

Особенно чревато последствиями употребление спиртных напитков в переходном возрасте у десяти-шестнадцатилетних, когда в развивающемся организме происходит дифференциация и совершенствование функций и систем, идет половое созревание. Употребление алкоголя в этом возрасте способно задержать или вовсе остановить физическое и умственное развитие, формирование этических и нравственных категорий, высших форм мышления, эстетических понятий.

Сравнительная новизна проблемы создаёт определённые трудности в путях её решения. Основными путями решения данной проблемы является: профилактические методы: антиалкогольная агитация, тренинги, проведение классных часов, посвящённых проблеме алкоголизма; экстренные методы: психотерапия, химиотерапия (лекарственная), шокотерапия.

Читайте также:  Как вывести из организма препараты от алкоголизма

Список используемых источников

источник

Одной из важнейших проблем современности является детский алкоголизм. В нашей стране это ужасное явление получило свое развитие в постсоветский период, сразу после распада СССР. В Союзе употребление спиртного порицалось и считалось позорным. Когда государство распалось, алкоголь начал продаваться в свободном доступе, и количество пьющих людей выросло в разы. Спиртные напитки вызывают сильную зависимость, и лишь немногие могут потом пересилить себя и отказаться от их употребления. Согласно статистике по детскому алкоголизму, в настоящее время большинство сталкиваются с этой проблемой уже в 10-12 лет. Недуг стремительно развивается, и это вскоре приведет к необратимым последствиям, если ничего не предпринимать.

Люди, находящиеся в алкогольном опьянении, неадекватны. Основным врагом для подростков является ослабление самоконтроля. Организм от этого сильно страдает, рано или поздно такая ситуация приведет к серьезным последствиям. Стоит отметить ужасную вещь: большинство насильственных правонарушений совершаются под алкогольным воздействием.

Подростки зачастую совершают преступления для приобретения спиртных напитков. Статистика утверждает, что около половины всех правонарушений, сделанных детьми, были направлены на получение денег для покупки спиртного. Из-за влияния алкоголя общий уровень преступности в стране растет. Подростки вливаются в нехорошие компании, и становятся легкой добычей для маньяков и убийц. Что касается причин детского алкоголизма, то их достаточно много. Мы выделим основные и подробнее рассмотрим каждую.

Каждому из нас знакома ситуация, когда взрослые сидят за столом, отмечают праздник и, соответственно, выпивают. Даже такие незначительные моменты влияют на детскую психику, поэтому нужно быть осторожнее. Лучше не подпускать малышей к общему застолью, можно накрыть отдельный маленький стол. Некоторые семьи наливают несколько грамм вина или водки, предлагая ребенку попробовать. Это также может повлиять на сознание, ребенок будет думать, что если есть выпивка – значит праздник.

Конечно, далеко не все семьи поощряют такое поведение, они наливают детям сок или лимонад. Однако сознание устроено таким образом, что ребенок чувствует противопоставление миру взрослых. Далее дети будут стремиться подражать своим родителям, так появляются посиделки со спиртным в компании друзей. Проблема детского алкоголизма появляется в результате того, что родители не могут объяснить, почему алкоголь вреден. При этом они сами выпивают, а ребенок все замечает.

Как известно, на улице всегда в авторитете ребята, которые не похожи на других и делают то, что хотят. Каждый подросток стремится подражать независимому лидеру, поэтому не откажется от предложения выпить пива или вина в компании. Детский алкоголизм – явление страшное. Посиделки не закончатся одним разом, они будут проходить постоянно. Дети чувствуют себя значимыми и крутыми, раз они могут пить, ни у кого не спрашивая разрешения.

Улица формирует мировоззрение подростков. Детский алкоголизм, наркомания рождаются здесь. Подростки ищут, чем можно себя занять, а запретный плод сладок. Родителям нужно тщательно следить за жизнью ребенка, оградить его от влияния плохих компаний.

В настоящее время беременная женщина, пьющая пиво, не редкость. Потом рождаются дети с врожденными патологиями или хроническими проблемами. Если ребенок был зачат родителями в состоянии алкогольного опьянения или девушка во время вынашивания плода злоупотребляла алкогольными напитками, то у него будет склонность к спиртному.

Педиатры обнаруживают патологию еще в детском возрасте, и чаще всего ребенок рано начинает пить. Детский алкоголизм – страшная вещь, родители должны все силы потратить на защиту своего чада от этого явления.

Употребление алкоголя взрослым и ребенком – две разные вещи. Ребенок не может контролировать количество выпитого спиртного. Наоборот, среди друзей будет подвигом, если он напьется до состояния беспамятства. Такие ситуации зачастую завершаются госпитализацией в реанимацию. Если будет сильная интоксикация, возможен летальный исход. Наиболее распространен среди детей пивной алкоголизм. Это связано с дешевизной напитка по сравнению с настоящим коньяком или водкой.

Ребенок ежедневно потребляет пиво. В какой-то момент этого становится мало, и доза выпитого увеличивается. Рано или поздно у детей обнаруживаются проблемы с печенью и другими внутренними органами. Специалисты также выделяют врожденный вид детского алкоголизма. Это очень страшно, потому что буквально с рождения ребенок высказывает пристрастие к алкоголю. Малыш капризничает и плачет до тех пор, пока ему не дадут желаемое.

Алкоголь вреден для употребления взрослыми людьми, что тогда говорить о ребенке. Рассмотрим факторы, на которые оказывает влияние спиртное:

  • внутренние системы организма перестают нормально взаимодействовать;
  • появляются проблемы с пищеварением, пищеварительным трактом;
  • происходит постепенное разрушение клеток головного мозга;
  • прекращают развитие интеллектуальные способности, значительно ухудшается память, заторможено развитие логики;
  • снижается уровень глюкозы, повышается артериальное давление, увеличивается температура тела.

Бред и судороги – наиболее распространенные симптомы. Чаще всего они нападают во время сна, опасность состоит в том, что человек может впасть в кому.

Стоит отметить, что специалисты в области медицины выделяют несколько возрастных периодов. Рассмотрим каждый из них подробнее:

  1. Раннее детство. Это неосознанное влечение, ребенок еще в утробе матери начинает привыкать к алкоголю, и развивается проблема во время кормления грудью. При появлении на свет малыша возможно обнаружение физических и психических аномалий.
  2. Дошкольное время. Здесь уже к зависимости приводят внешние факторы, такие как семья или друзья. Безответственное отношение родителей к ребенку, добровольное принятие того факта, что малыш пьет, все это приводит к алкоголизму. Некоторые семьи считают, что немножко спиртного даже полезно, в результате чего увеличивается число отравлений горячительными напитками и летальных исходов.
  3. Подросток. Этот возраст считается наиболее опасным, ведь в такое время человек подвержен влиянию мнения и поведения окружающих людей. Неудачна первая любовь, ссора с лучшим другом могут отрицательно повлиять на психику, и подросток приложиться к бутылке. Задачей взрослых в этот период – внимательно следить за ребенком, не позволять общаться с нехорошими людьми, взять ситуацию под свой контроль. По истечении переходного возраста, подросток все осознает сам.

Развитие пристрастия к спиртному появляется, в том числе, за счет доступности горячительных напитков. Ребенок может купить алкогольный напиток в любом магазинчике. Есть закон, который запрещает розничную продажу лицам, не достигшим 18 лет. Однако многие предприниматели продолжают нарушать закон ради получения прибыли. Многим знакома ситуация, когда несколько подростков стоят возле ларька, покупают чипсы, сухарики и баночку пива или энергетика, в составе которого есть этиловый спирт. У ребенка нет чувства самоконтроля, и это самое страшное. Детей толпами увозят в реанимацию из-за сильной интоксикации.

Популярность алкоголя основана также на повсеместной рекламе. По телевизору можно увидеть множество роликов, где напитки представляются в лучшем свете. Особенно распространено пиво, с него и начинается подростковая зависимость к спиртному.

Организм ребенка довольно слаб, и поэтому даже нечастое регулярное потребление спиртных напитков приводит к серьезным проблемам. У детей наблюдаются нарушения психики, изменяется поведение, появляются конфликты и ссоры с родителями. Мозг начинает хуже работать, развивается психопатия. Особенностью детского алкоголизма является проявление апатии ко всему. Ребенок закрывается в себе, не проявляет инициативу, у него ухудшаются интеллектуальные способности, что приводит к проблемам с успеваемостью.

Опасность представляет и скорость развития зависимости. У ребенка она возникает моментально, атакуя еще не сформировавшиеся внутренние органы и системы. Алкоголь мешает развитию организма, что приводит к разрушающему воздействию этилового спирта. Ребенок страдает сильными головными болями, утихающими только во время опьянения, поэтому он чаще напивается. Последствия детского подросткового алкоголизма ужасают. Эту проблему нельзя оставлять без внимания, так как она может поглотить весь мир.

Специалисты в области медицины и психологии отмечают, что вероятность излечения существует, только если родители признают проблему, и хотят с ней бороться. Во всех остальных случаях любая терапия будет бессильна. Понимающим мамам и папам нужно начать с малого: просто общаться с ребенком, постепенно вникая в суть проблем. Разговоры и общение помогут наладить контакт с чадом, и тогда можно постараться подтолкнуть его к пониманию того, что алкоголизм нужно лечить. Сделать это очень сложно, поэтому необходима помощь наркологов и психологов.

Лечение детского алкоголизма предполагает, прежде всего, изменения в сознании и мышлении ребенка. Очень важно занять чадо новым делом, не обязательно школьными предметами. Родителям нужно понять, что хочет малыш, и дать ему это. Если он увлечется фотографией, лучше один раз потратиться на хорошую технику, чем потом всю жизнь лечиться от алкоголизма. Ребенку постоянно потребуется поддержка, поэтому мама и папа должны больше времени проводить с ним. Для малыша это чрезвычайно важно, а родителям не стоит пренебрегать такими советами.

Ранняя диагностика является первым шагом к путям выхода от детского алкоголизма. Чем скорее родители поймут, что проблема существует, тем успешнее пройдет восстановительная терапия. Нельзя недооценивать стационарное лечение. Во многих ситуациях помимо психологических нарушений, у детей наблюдаются патологии внутренних органов. Комплексная терапия в данной ситуации – самый лучший вариант

Ребенок иногда панически боится, что его сверстники узнают о его болезни и перестанут с ним общаться. Родителям со своей стороны необходимо пообещать, что малыш перейдет в другую школу, а при необходимости сменит город.

В этом контексте задача взрослых сводится к одному – всеми силами не допустить появления алкогольной зависимости. Этому способствуют частые профилактические беседы, направленные на разъяснение негативных последствий алкоголя. Причем родители не должны перекладывать ответственность такого рода на педагогов.

Следует больше времени проводить с ребенком, общаться с ним, поощрять занятия спортом, увлечение искусством, чтением и т. д. Тем самым у ребенка формируется цель, желание чего-то достичь. В идеале общество тоже должно прилагать усилия для устранения проблемы алкогольной зависимости. Начать можно с самого очевидного – запрета на рекламу спиртных напитков. Яркие ролики, представляющие алкоголь как доступное благо, только деформирует психику ребенка, который сразу захочет попробовать запретную жидкость.

Определенных результатов можно достичь только совместными усилиями. Непрерывная работа в этом направлении позволит уменьшить количество детей, страдающих от алкогольной зависимости.

источник

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия. Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно их возрасту. приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков – усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения.

Алкоголь как реклама. Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах.

Алкоголь как времяпрепровождение. В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т.д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т.д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки. Алкоголь в таких случаях является компенсирующим фактором, позволяющим сгладить имеющуюся дезадаптацию личности ребенка, обеспечить его безболезненное вхождение в группу сверстников, преодолеть скованность и робость, повысить речевую активность, проявить скрытые возможности.

45.Уровни развития алкогольной зависимости у детей..

Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков Российской академии образования, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить уровни вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации. Таких уровней может быть выделено семь.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа от употребления спиртных напитков: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение. Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употребления алкоголя следующие: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Эта стадия длится, как правило, 1-2 месяца.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы употребления алкоголя: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца.

Читайте также:  Как самого себя заговорить от алкоголизма

Уровень высокого рискаотличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время в компании. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев.

На этом уровне проявляется активное стремление к употреблению алкоголя, осознается его возбуждающее действие. Под действием алкоголя у подростков не только появляется повышенное настроение, но и возрастает подростками, как правило, старше на несколько лет. Подростки обучаются скрывать состояние опьянения от взрослых. Принятие спиртного провоцируется компанией, доступностью спиртного в семье, наличием свободных денег, избытком незанятого времени. На данном этапе выявляется склонность, но еще не зависимость от алкоголя.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения. Мотивы: временно уйти от реальности, повысить уверенность в себе. Психическая зависимость формируется в течение 1,5 лет. На этом уровне формируется психическая зависимость от алкоголя. Изменяется суточный ритм приема спиртного. Влечение к алкоголю происходит теперь не только в вечерние часы, но и в течение всего дня, при этом суточная доля приема возрастает. При воздержании от приема спиртного подростки становятся раздражительными, возбудимыми, у них часто меняется настроение в сторону понижения, нередко проявляется конфликтность и агрессивность. Они превращаются в активных инициаторов выпивок, вовлекая в это младших детей. Наряду с педагогическими и воспитательными воздействиями здесь необходимы медицинские меры – обращение и лечение у нарколога.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, отключаться от реальности, повысить жизненный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 35 лет употребления спиртных напитков.

На данном уровне происходит одновременно усиление психической зависимости наряду с физической и изменение ее содержания. На этом этапе четко выражен похмельный синдром. В период похмелья отмечается тревожно-подавленное настроение, обидчивость, плаксивость, нарушение физиологических функций организма: повышенная потливость, мелкая дрожь в руках, учащенное сердцебиение. На данном уровне очень быстро формируются патологические черты личности, такие как раздражительность, вспыльчивость, злобность, агрессивность, грубость. Замедляется интеллектуальное развитие. Дети часто пропускают занятия, плохо учатся, иногда уходят из дома и бродяжничают. На данном этапе необходимо срочное стационарное лечение.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

источник

Хроническим алкоголизмом страдают тысячи людей, но особенно опасно это заболевание в детском возрасте. У ребенка сформированы еще не все системы, поэтому спиртное может нанести непоправимый урон его организму. Кроме того, прием горячительных напитков в детском возрасте вызывает серьезные нарушения психики и быстро приводит к личностной деградации.

Детский алкоголизм — это одно из самых опасных заболеваний современности. В России и других странах СНГ оно начало развиваться после распада Советского Союза.

Спиртное сейчас доступно, а его употребление не вызывает общественного порицания и сопровождает все вечеринки. Это приводит к тому, что алкогольные напитки начинают пить дети — из интереса, желания почувствовать себя взрослым или под влиянием старших ребят. Однако их психика еще не сформирована, поэтому быстро развивается привыкание и наступает зависимость.

Средний возраст, в котором современные дети пробуют алкоголь, составляет 10 лет. Обычно спиртное ребенку наливают взрослые на семейном застолье, не задумываясь, к каким последствиям это может привести. Более раннее знакомство детей с алкоголем обычно происходит случайно или опять же с подачи родителей, которые проводят лечение спиртовыми настойками.

  • быстрое привыкание к спиртному;
  • злокачественное течение заболевания;
  • употребление больших объемов алкоголя залпом;
  • быстрое наступление запоев;
  • низкая эффективность лечения.

У взрослых хронический алкоголизм формируется за 5-10 лет, а у детей — до 4 раз быстрее, что обуславливается анатомо-физиологическими особенностями организма. У ребенка в мозговой ткани меньше белка и больше воды, в которой хорошо растворяется этанол, что улучшает его усвояемость.

7% спирта выводится из детского организма почками и легкими, а остальная его часть действует как токсин и отравляет все органы. В результате организм быстро адаптируется к яду, наступает привыкание.

Злокачественное течение алкоголизма у ребенка объясняется тем, что его организм еще не сформирован. ЦНС не может долго противостоять разрушительному воздействию спиртного, поэтому быстро развиваются необратимые последствия.

Поскольку ребенок боится критики взрослых, он употребляет алкоголь тайно от них. В таких случаях вся доза выпивается залпом, обычно без закуски.

Дети быстро привыкают распивать спиртное по любому поводу. При легком опьянении они начинают чувствовать неуверенность, а трезвое состояние становится для них странным. В стремлении поддерживать полное опьянение ребенок уходит в запой.

Детское пьянство с трудом поддается лечению, поскольку психика в юном возрасте еще не до конца сформирована, и быстро развивается тяжелая зависимость. Ребенку нравится состояние опьянения, в нем он чувствует себя комфортно. Уговорить его на лечение очень сложно, но без осознания проблемы и желания с ней справиться борьба с алкоголизмом становится бесполезной.

Большинство малолетних алкоголиков становятся таковыми по вине родителей. Во время семейных торжеств и застолий дети находятся за общим столом и видят, что их родители пьют спиртное, после чего им становится весело.

Кроме того, многие взрослые наливают ребенку чуть-чуть алкоголя, чтобы он выпил вместе со всеми. В детском возрасте этого может быть достаточно, чтобы развилась зависимость. Ребенок начинает думать, что в алкоголе нет ничего страшного, он лишь дарит хорошее настроение и расслабление.

Полный список причин детского алкоголизма несколько шире, но все они связаны с недостаточным вниманием взрослых к своим чадам:

  • подражание старшим товарищам;
  • алкоголизм родителей;
  • желание избавиться от проблем (в школе или дома);
  • наличие у ребенка свободных денег.

Дети обычно пьют только со своими сверстниками, а на семейных торжествах они часто отказываются от рюмки. Неуклонно растет количество школьников, которые регулярно пьют слабоалкогольные коктейли. Детям кажется, что так они выглядят старше и вызывают уважение со стороны одноклассников.

Поскольку самоконтроль у ребенка отсутствует, он часто перебарщивает с дозой спиртного и доводит себя до тяжелой стадии опьянения. В таком состоянии дети совершают хулиганские действия, воруют, в итоге их ставят на учет в детские комнаты милиции.

Если ребенок получал этанол в утробе матери, он часто плачет, потому что ему нужна привычная доза. Такому младенцу достаточно смочить губы водкой — и он сразу успокоится.

Часто алкоголизм развивается у детей, перенесших заболевания, которые приводят к изменениям личности:

  • Мозговые травмы.
  • Органические поражения ЦНС.
  • Нейроинфекции.

В этих случаях наблюдается более интенсивное и злокачественное течение алкоголизма. Ребенок быстро теряет контроль над количеством выпитого и начинает испытывать непреодолимую тягу к спиртному. Вскоре развивается абстиненция.

Также к алкоголизму в детском возрасте нередко приводят психологические травмы:

  • ранняя потеря матери;
  • семейные конфликты;
  • отсутствие надзора со стороны взрослых;
  • социальная запущенность.

На видео причины детского алкоголизма:

Алкогольная зависимость у ребенка развивается постепенно. Однако этот процесс в детском возрасте протекает гораздо быстрее, чем во взрослом.

Выделяют 5 основных этапов формирования этой болезни:

  • Привыкание к алкоголю.
  • Регулярное употребление.
  • Психическая зависимость.
  • Абстинентный синдром.
  • Деменция.

Вначале ребенок пьет время от времени, в результате чего происходит адаптация к алкоголю. Поскольку детский организм не сформирован, он не может сопротивляться вредному воздействию этанола.

Родители и учителя должны внимательно относиться к ребенку и следить за изменениями в его поведении и новыми друзьями. Процесс привыкания к спиртному длится в среднем 3-6 месяцев.

На втором этапе поведение детей меняется, поэтому задача взрослых — вовремя отреагировать и объяснить ребенку, к чему может привести злоупотребление алкоголем. В этот период еще можно побороть болезнь, прекратив распитие спиртных напитков.

Спустя 1 год после начала употребления алкоголя у ребенка формируется психическая зависимость. Он готов выпивать в любое время, причем ему не важно, какой именно это будет алкоголь.

Переносимость этанола увеличивается в 3-4 раза, одновременно ребенок полностью утрачивает контроль за количеством выпитого и своим поведением. Дети начинают пить много дней подряд или постоянно. Это свидетельствует о том, что началось развитие хронического алкоголизма.

Когда наступает абстинентный синдром, диагностируется переход заболевания в хроническую стадию. Синдром отмены у детей сопровождается вегетативно-соматическими нарушениями. По времени он длится меньше, чем у взрослых, а возникает он после употребления значительных доз спиртного.

Существует множество признаков, по которым внимательные родители могут заподозрить алкоголизм у своих детей.

Так, отравляющее воздействие спиртного на головной мозг и ЦНС вызывает поведенческие отклонения:

  • резкое ухудшение оценок;
  • прогулы;
  • изменение круга общения;
  • отказ знакомить родителей с новыми друзьями;
  • потеря интереса к прошлым увлечениям;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • пассивность;
  • агрессивность;
  • нервозность;
  • скрытность;
  • воровство;
  • хулиганство.

Одновременно у детей проявляются физические признаки алкоголизма, которые должны насторожить любого взрослого. Они могут быть связаны как с пагубным воздействием спиртного на несформированный организм, так и непосредственно с похмельем.

Следующие признаки выдают малолетнего алкоголика:

  • запах алкоголя от одежды;
  • перегар;
  • боли в голове;
  • частая тошнота;
  • красные щеки и лицо;
  • невнятная речь;
  • резкое похудение или набор веса;
  • ухудшение координации;
  • замедленные рефлексы.

Параллельно проявляются когнитивные симптомы. У ребенка ухудшается концентрация внимания, краткосрочная память. Он становится забывчивым, не может запомнить школьный материал, из-за чего существенно снижается его успеваемость.

Детский алкоголизм с трудом поддается лечению. Это связано в первую очередь с сильнейшей психологической зависимостью, которая требует длительной работы специалистов.

Ряд медиков утверждает, что детский алкоголизм неизлечим. Они выдвигают мнение, что оградить ребенка от спиртного можно только с применением крайних мер. При этом вылечить личностные и соматические изменения, которые спровоцировал алкоголь, невозможно.

На ранней стадии, когда ребенок пьет еще не регулярно, достаточно профилактических бесед. Отказ от алкоголя не будет сопровождаться неприятными физическими симптомами и пройдет относительно безболезненно.

Если алкоголизм уже сформирован, ребенку требуется стационарное лечение. Оно возможно только с разрешения родителей либо опекунов.

Для избавления от физических симптомов ребенку проводят детоксикацию организма и восстанавливают жизненно важные функции.

Многие препараты, которые используются для лечения взрослых, детям давать нельзя. Поэтому врачи назначают:

  • иммуномодулирующие фитосборы;
  • витамины;
  • общеукрепляющие средства.

Однако основное лечение заключается в преодолении психологической зависимости от спиртного. Для этого с ребенком должен работать психотерапевт. Не менее важно, чтобы в лечении участвовали родители.

Специалист поможет взрослым наладить отношения со своим ребенком, устранить разногласия и вернуть утраченную гармонию в отношения. Большинство случаев детского алкоголизма провоцирует нездоровая обстановка в семье. Чувствуя себя ненужным, брошенным, испытывая постоянные стрессы, ребенок находит утешение в спиртном.

Важно понимать, что дети не могут прийти в клинику самостоятельно и попросить помощи. За него и его здоровье полностью отвечают взрослые, которые находятся рядом.

Родители, бабушки, дедушки должны с большим вниманием относиться к подрастающему поколению, узнавать, с кем общается ребенок, как проводит время, чем интересуется. Это позволит не пропустить тревожные симптомы и вовремя начать лечение.

В детском возрасте даже эпизодическое выпивание небольших доз спиртного — сильнейший стресс для организма. Всемирная организация здравоохранения признала алкоголь ядом для ребенка, потому что он оказывает разрушительное действие на все органы и системы, препятствуя их нормальному развитию.
Регулярный прием алкоголя приводит к нарушениям эндокринной, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Последствиями становятся:

  • неправильное развитие сердца и сосудов;
  • нарушение синтеза гормонов;
  • нарушение нервной проводимости;
  • психические расстройства.

Основной удар приходится по нервной системе, потому что у детей она находится на стадии формирования. Очень быстро у ребенка развиваются психозы, неврозы, гиперактивность.

В результате разрушительного воздействия на ЦНС ребенок становится апатичным и ленивым либо, наоборот, слишком вспыльчивым, злым и агрессивным, он начинает часто прогуливать школу. Затем следуют ухудшения памяти, логического и абстрактного мышления, затруднение концентрации внимания. В определенный момент все это может привести к полной личностной деградации.

Детский организм вырабатывает меньше алкогольдегидрогеназы — фермента, разлагающего спирт. Поскольку действие этанола усиливается и становится более длительным по времени, происходит отравление печени, желудочно-кишечного тракта, почек, головного мозга и других органов.

Под действием алкоголя у ребенка может развиться заболевание, угрожающее жизни:

  • цирроз;
  • почечная или печеночная недостаточность;
  • энцефалопатия;
  • онкозаболевания.

На видео последствия детского алкоголизма:

Поскольку детский алкоголизм приводит к необратимым нарушениям здоровья и очень сложно поддается лечению, особенно важна профилактика заболевания. Она ведется одновременно в нескольких направлениях: семья, школа, государственное регулирование.

Меры профилактики детского алкоголизма на уровне семьи включают:

  • Излечение родителей от зависимости.
  • Антиалкогольное воспитание.
  • Здоровое питание.
  • Нормирование режима дня.
  • Полноценный сон.

В школе для недопущения алкоголизма среди учеников также должен предприниматься ряд действий, среди которых:

  • Санитарно-просветительская работа.
  • Установление контакта педагога с учениками.
  • Приобщение детей к физкультуре.
  • Педагогический такт.
  • Профилактическая работа школьного врача.

Формирование личности человека начинается еще в детстве, поэтому профилактика алкоголизма должна стартовать как можно раньше.

Большая роль в этой сфере отводится государству, которое на данный момент предприняло ряд важных мер:

  • Запрет продажи алкоголя несовершеннолетним.
  • Запрет рекламы пива по телевизору до 21:00.
  • Уголовная ответственность за вовлечение детей в пьянство.
  • Запрет принимать детей на работу, связанную со спиртным.

Чтобы ребенок перестал думать об алкоголе, его необходимо чем-то отвлечь, занять его свободное время. Стоит подобрать какое-то хобби — например, поход в спортивную секцию. Кроме того, сами взрослые должны полностью отказаться от алкоголя, чтобы дети могли брать с них пример.

Документальный фильм о детском алкоголизме:

источник