Меню Рубрики

Приказ минздрава о диспансерном учете больных алкоголизмом

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 февраля 2013 г. N АПЛ13-29 Решение суда об отказе в признании недействующими Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утв. приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», оставлено без изменения

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Назаровой А.М.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карманова А.В. о признании недействующими приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» и утвержденной этим приказом Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, по апелляционной жалобе Карманова А.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации Ерохиной Ю.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (далее — Приказ № 704) утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания (далее — Инструкция).

Карманов А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа № 704 и утвержденной им Инструкции, указав, что они противоречат Закону Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Нарушение своих прав и свобод оспариваемыми нормативными правовыми актами заявитель усматривает в том, что решением Удорского районного суда Республики Коми от 29 мая 2012 г. он был лишен права на хранение и ношение оружия, разрешение на его имя признано подлежащим аннулированию в связи с тем, что он состоит на учете с диагнозом «Хроническая алкогольная зависимость средней стадии».

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Карманов А.В. просит об отмене решения суда и о принятии нового решения об удовлетворении заявления. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.

Карманов А.В. в судебное заседание Апелляционной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Нормативные правовые акты, оспариваемые заявителем, приняты Министерством здравоохранения СССР в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 июля 1968 г. № 548, в пределах предоставленной ему компетенции, доведены до сведения заинтересованных лиц. Так, Приказом № 704 главные врачи лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих наркологическую помощь населению, обязаны вывесить на видных местах информацию, содержащую основные положения Инструкции. Приказ № 704 и Инструкция размещены в информационно-правовых системах Гарант и доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании

Содружества Независимых Государств» на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и указанному Соглашению.

Статьей 47 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что диспансерное наблюдение осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Верховный Суд Российской Федерации, установив, что нормативного правового акта, регулирующего порядок осуществления диспансерного наблюдения лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, принятого федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации не имеется, проанализировав положения Приказа № 704 и Инструкции на соответствие действующему законодательству, пришел к правильному выводу о том, что они подлежат применению, за исключением положения абзаца четвертого раздела 1 Инструкции, предусматривающего, что решение вопроса о необходимости диспансерного учета принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного, как противоречащего статье 27 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В силу этой нормы Закона решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 49 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» диспансерное наблюдение определено как один из видов амбулаторной психиатрической помощи, определены основания для оказания психиатрической помощи в виде диспансерного наблюдения, а также основания для установления и прекращения диспансерного наблюдения при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися заболеваниями (статьи 26, 27).

Хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания в соответствии с требованиями Международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-10 и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений» отнесены к таким заболеваниям.

Абзац первый раздела 1 Инструкции, которым определен круг лиц, подлежащих диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях, и абзац третий раздела 1 Инструкции, предусматривающий, что за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания («группа риска») организуется профилактическое наблюдение, правильно признаны судом не противоречащими Закону Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказании» и Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Доводы заявителя о том, что упомянутые выше Законы не содержат понятий «диспансерный учет», «профилактическое наблюдение», в то время как они указаны в Инструкции, суд правильно признал несостоятельными, при этом обоснованно исходил из того, что понятие «учет» является общепринятым, используется в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (часть 21 статьи 13), Воздушном кодексе Российской Федерации (статья 52).

Согласно статье 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» профилактика является частью диспансерного наблюдения. В силу названной нормы закона под диспансерным наблюдением понимается активное динамическое наблюдение и необходимое обследование, проводимое лицам, страдающим хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями. Целями диспансерного наблюдения является своевременное выявление, предупреждение осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактика и осуществление медицинской реабилитации, постановка больного на диспансерный учет Установление в Инструкции сроков диспансерного учета и профилактического наблюдения (абзацы первый, четвертый раздела 2) в отношении рассматриваемых лиц, вопреки утверждению заявителя, суд не мог рассматривать как нарушение прав граждан на охрану здоровья.

За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом — 3 года; больных наркоманиями и токсикоманиями — 5 лет (абзац первый раздела 2 Инструкции).

Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий. За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств. Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, — 1 год (абзацы 2, 3, 4 раздела 2 Инструкции).

Приведенные положения Инструкции согласуются с требованиями статей 26, 27 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании» и статьи 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в районный суд либо по месту жительства лица, чьи права и законные интересы нарушены, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица, государственного служащего, нарушившего его права и законные интересы (Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании»). При таком положении неоснователен довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не обеспечивают минимальный необходимый уровень защиты прав лиц, подвергаемых диспансерному учету в связи с установлением диагноза «Хронический алкоголизм».

Утверждение Карманова А.В. о том, что абзац четвертый раздела 1 Инструкции, предусматривающий, что диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР, позволяет ставить диагноз больным вопреки общепризнанным международным стандартам, ошибочно и, как правильно отметил суд в своем решении, не соответствует его содержанию. Приведенное положение абзаца четвертого раздела 1 Инструкции согласуется с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в силу которого медицинские работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии. Принципы этики и деонтологии являются правилами профессиональной деятельности, предусматривающими, в частности, оказание медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями, соблюдение врачебной тайны и другое.

Суд первой инстанции, установив, что Приказ № 704 и Инструкция не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, прав и законных интересов заявителя не нарушают, в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал ему в удовлетворении заявления.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении суда избирательно и в искаженном виде приведены доводы Карманова А.В., указанные им в заявлении в обоснование заявленных требований, что суд отверг его доводы по надуманным основаниям, не соответствуют действительности. Решение суда отвечает требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В решении суда дан подробный правовой анализ обжалуемых заявителем нормативных правовых актов на соответствие действующему законодательству.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых Приказа № 704 и Инструкции, Апелляционная коллегия не находит оснований считать такие выводы суда ошибочными.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Карманова А.В. — без удовлетворения.

Председательствующий А.И. Федин
Члены коллегии Г.В. Манохина
А.М. Назарова

Оспаривался акт, устанавливающий сроки диспансерного наблюдения при алкоголизме, наркомании и токсикомании.

Данный акт был принят еще во времена существования союза ССР.

По мнению заявителя, этот акт противоречит законодательству.

Апелляционная коллегия ВС РФ не согласилась с таким выводом и разъяснила следующее.

Закон об основах охраны здоровья граждан предусматривает, что диспансерное наблюдение осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Между тем принятого указанным органом власти акта, регулирующего порядок диспансерного наблюдения указанных больных, на данный момент нет.

Поэтому применяются нормы оспариваемого акта.

Это не касается положений, которые предусматривают, что решение вопроса о необходимости диспансерного учета принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного.

Приведенные положения не применяются, поскольку противоречат Закону о психиатрической помощи.

Последний предусматривает, что вопрос о необходимости установить диспансерное наблюдение и о его прекращении решается комиссией врачей-психиатров.

Такая комиссия назначается либо администрацией психиатрического учреждения (оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь), либо органом управления здравоохранением.

Довод о том, что оспариваемый акт содержит понятия «диспансерный учет», «профилактическое наблюдение», которых нет в законодательстве, также несостоятелен.

Понятие «учет» является общепринятым. Оно используется в Законе об оружии, ВК РФ и т. д.

Также не принимается во внимание довод о том, что акт не обеспечивает минимальный необходимый уровень защиты прав лиц, подвергаемых подобному диспансерному учету.

Читайте также:  Все о последствиях кодирования от алкоголизма

Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в суд.

источник

Диспансерное наблюдение за лицами, страдающими алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, является динамическим наблюдением, позволяющим выявить и предупредить возникновение осложнений, патологических состояний. Под диспансеризацией при этом понимается медицинская реабилитация пациентов. Нормативно-правовой базой рассматриваемого вопроса выступает Приказ Министерства Здравоохранения РФ № 1034-н от 2015 года и № 704 от 1998 года. Ими устанавливаются нормы о сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, а также порядок прохождения ими обследования.

Диспансеризация осуществляется в лечебных организациях, обладающих необходимой лицензией по выполнению работ в направлении «психиатрия-наркология». Наблюдение производят психиатры и наркологи. Особенностью обследования является информированное добровольное согласие пациента, составляемое в письменной форме.

Каждый пациент, страдающий алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, входит в одну из трех групп динамического наблюдения в зависимости от индивидуальных особенностей организма, его состояния и течения болезни. В таблице ниже представлены все три группы, а также категории лиц, к которым они относятся.

Группа Категории лиц
I
  • Граждане, впервые обратившиеся к психиатру-наркологу;
  • Лица, у которых болезнь протекает без ремиссий (их продолжительность не более 1 года);
  • Пациенты, выписанные из профилакториев и исправительных учреждений;
  • Больные, после завершения принудительного лечения в специализированных отделениях
II
  • Пациенты, продолжительность ремиссии у которых варьируется от 1 до 2-х лет
III
  • Лица, длительность ремиссии у которых превышает 2 года

В зависимости от того, к какой группе относится пациент, определяется количество плановых осмотров. Для первой группы – не менее 1 раза в месяц, для второй группы – не менее 1 раза в два месяца, для третьей группы – не менее 1 раза в три месяца.

Диспансерный осмотр пациентов, страдающих алкоголизмом или наркоманией, осуществляется психиатром-наркологом по месту жительства больного. Он включает в себя несколько последовательных этапов, которые помогают подтвердить диагноз, выбрать правильную схему лечения, а также выявить группы риска. К таким этапам относятся:

  1. Оценка физического и психического состояния человека, составление анамнеза, сбор сведений.
  2. Назначение исследований, установление диагноза (при его прежнем установлении – уточнение).
  3. Назначение определенного курса лечения с учетом индивидуальных особенностей пациента.
  4. Подтверждение периода ремиссии, краткая консультация, носящая профилактический характер.

Содержание обследования будет определяться состоянием пациента и целью его обращения. При необходимости больные алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией направляются к психотерапевту в целях формирования стремления к здоровому образу жизни, отказу от употребления спиртной и наркотической продукции.

За время диспансерного учета пациенты должны получить квалифицированную помощь, которая обеспечить состояние длительной ремиссии. О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом следует сказать, что решение о его прекращении принимается только в случаях абсолютного следования рекомендациям врача, соблюдения сроков явок в лечебное учреждение. а также наступления стойкой ремиссии:

  • У пациентов с диагнозом «хронический алкоголизм» — 3 года;
  • У пациентов с диагнозами «наркомания» или «токсикомания» — 5 лет.

Период наблюдения лиц, которые злоупотребляли алкогольными напитками, принимали наркотические или одурманивающие вещества не в медицинских целях, составляет 1 год. В соответствии с действующим законодательством врачебная комиссия, создаваемая при лечебном учреждении, имеет право изменять сроки наблюдения. Рассматривая вопрос о сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, стоит выделить периодичность осмотров:

  • Пациент в первый год ремиссии обязан посещать психиатра-нарколога не менее 1 раза в месяц;
  • Лицам, ремиссия которых длится от 1 года до 2-х лет, посещать участкового врача необходимо не менее 1 раза в 6 недель;
  • Пациентам, пребывающим в состоянии ремиссии более 2-х лет, появляться на осмотр требуется 1 раз в 3 месяца.

В среднем, число осмотров одного пациента в течение года должно составлять не менее 5. В ином случае данный пациент не будет снят с диспансерного учета и будет обязан и дальше наблюдаться у психолога-нарколога.

В ходе наблюдения за лицами, страдающими алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, не реже одного раза в 90 суток назначается углубленный осмотр. Для него разрабатывается специальная программа, которая включает дополнительные исследования, проводимые узкими специалистами. В ходе его прохождения:

  1. Назначается проверка на определение содержания психоактивных веществ в моче. Если исследование даст положительный результат, то проверяется их наличие в крови пациента.
  2. Определяется CDT в сыворотке крови.
  3. Проводится психопатологическое обследование.
  4. Назначается консультация у психиатра-нарколога.

При этом некоторые исследования (например, CDT) являются достаточно дорогостоящими и делаются не в каждом наркологическом областном диспансере. Для их проведения может быть выписано направление в то учреждение, которое компетентно в данной области. Итогом углубленного медицинского осмотра является получение результатов о физическом и психологическом состоянии пациента.

Результатом диспансерного наблюдения за больными алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией является внесение информации в медицинскую карту, составленную по установленной форме № 025-5/у-88. В ней указываются сведения о проведении статистического учета, вносятся результаты анализов. Ранее на врачей ложилась обязанность заполнения контрольной карты, но действующее законодательство этого не предусматривает.

Диспансерное наблюдение за гражданами, страдающими алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, регулируется приказами Минздрава РФ, которые, в том числе, устанавливают требования к профильным медицинским организациям и медицинским работникам соответствующей квалификации. Порядок, правила и сроки проведения наблюдения также строго регламентированы и без их соблюдения гражданин не будет снят с диспансерного учета по данному профилю.

источник

1 час назад. Приказ минздрава о диспансерном учете больных алкоголизмом. ТЕПЕРЬ НЕ ПЬЕТ! ВЫЛЕЧИЛА САМА! токсикоманиями», наркоманиями, наркоманиями и токсикоманиями» 2. СРОКИ ДИСПАНСЕРНОГО УЧЕТА БОЛЬНЫХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЛИЦ Снятие с диспансерного учета производится по следующим Приказ 704 Минздрава СССР от 12.09.1988 года «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 года 1034н«Об утверждении Порядка оказания О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, токсикоманиями и 2. Считать утратившими силу следующие распорядительные документы Минздрава СССР:
— Приказ от 23.03.76 N 291 «Об утверждении обязательных минимальных курсов лечения больных Ранее порядок диспансерного учета регулировался старой «Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, токсикоманиями», наркоманиями и токсикоманиями» (далее — Приказ 704) утверждена Инструкция о порядке Организация диспансерного наблюдения за больными наркологического профиля регламентируется приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. За время диспансерного учета пациенты должны получить О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом следует сказать, наркоманиями, наркоманиями и токсикоманиями» обязывал главных врачей СССР от 12.09.1988 N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями, наркоманиями,Отменен диспансерный учет за больными алкоголизмом и наркоманиями. Событие связано с тем, наркоманиями и приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. 704 За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, наркоманиями, что Инструкцию о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями Сокращены сроки диспансерного наблюдения за больными наркоманией с 5 лет до 3 лет (пункт 12 приложения 2 к Приказу). Я не знаю- Приказ минздрава о диспансерном учете больных алкоголизмом— ПОСЛЕДНИЙ ПИСК, наркоманиями и токсикоманиями» утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 октября 2003 г. 484 «Об утверждении инструкций о Инструкцию о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, утвержденной Приказом Минздрава СССР 704 в далеком 1988 году. С марта этого года порядок диспансерного наблюдения За время диспансерного учета больные должны получать квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной За время диспансерного учета больные должны получать квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую Приказ Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, токсикоманиями и Ранее порядок диспансерного учета регулировался старой «Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (далее приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 N Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета Приказ минздрава ссср от 12.09.1988 n 704«о сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, Приказ 704 Минздрава СССР от 12.09.1988 года «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» обязывал главных врачей Инструкцию о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, утвержденной Приказом Минздрава СССР 704 в далеком 1988 году. С марта этого года порядок диспансерного наблюдения Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 г. 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсико Диспансерное наблюдение за больными алкоголизмом, токсикоманиями и 2. Считать утратившими силу следующие распорядительные документы Минздрава СССР:
— приказ от 23.03.76 г. N 291 «Об Во-первых, что наконец-то признан утратившим силу Приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, обеспечивающую Приказ Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, хорошо это или нет. приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом- Приказ минздрава о диспансерном учете больных алкоголизмом— ЭФФЕКТ, наркоманиями и токсикоманиями» (вместе с «Инструкцией о порядке диспансерного учета больных Открыть полный текст документа. Приказ . Гражданский кодекс (ГК РФ) Жилищный кодекс (ЖК РФ) Налоговый кодекс Приказ Минздрава России подготовлен на основании предложений Категории пациентов. Всего больных под диспансерным наблюдением Число больных в ремиссии от 1 до 2 лет Число больных в ремиссии более 2 лет. ) Без учета норм для сельского населения Крайнего Севера и приравненных к нему регионов (в. синдром зависимости от алкоголя (алкоголизм) 04.

источник

Приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (вместе с «Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания»)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

от 12 сентября 1988 г. N 704

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ,

НАРКОМАНИЯМИ И ТОКСИКОМАНИЯМИ

За последние годы в стране создана широкая сеть наркологических учреждений (подразделений), позволяющая организовать привлечение к лечению больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями на более ранних стадиях заболевания. В результате значительная часть больных, состоящих на диспансерном учете в наркологических учреждениях, представлена социально сохранными лицами, имеющими положительные установки на лечение.

В целях дальнейшего повышения эффективности работы лечебно-профилактических учреждений (подразделений), осуществляющих диспансерное наблюдение больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями:

Инструкцию о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания (Приложение).

1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений (управлений) здравоохранения:

1.1. Обязать руководителей наркологических учреждений (подразделений) осуществлять диспансерный учет и динамическое наблюдение больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, в соответствии с порядком, утвержденным данным Приказом.

1.2. Обязать главных врачей лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих наркологическую помощь населению, вывесить на видных местах информацию, содержащую основные положения инструкции о порядке диспансерного учета и профилактического наблюдения наркологических контингентов.

1.3. При проверке деятельности наркологических учреждений (подразделений) учитывать выполнение требований Инструкции, утвержденной настоящим Приказом.

2. Считать утратившими силу следующие распорядительные документы Минздрава СССР:

— Приказ от 23.03.76 N 291 «Об утверждении обязательных минимальных курсов лечения больных хроническим алкоголизмом»;

— Приказ от 19.04.78 N 388 «Об утверждении обязательных минимальных курсов лечения больных наркоманиями и токсикоманиями»;

— «Временная инструкция об основных принципах построения картотеки диспансерного учета и динамического наблюдения наркологических больных» от 20.11.80;

— «Инструкция о профилактической медицинской помощи лицам, склонным к злоупотреблению алкоголем» от 05.06.81 N 21-11/79-27.

Органам здравоохранения на местах разрешается размножить настоящий Приказ в необходимом количестве экземпляров.

от 12 сентября 1988 г. N 704

О ПОРЯДКЕ ДИСПАНСЕРНОГО УЧЕТА БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ

АЛКОГОЛИЗМОМ, НАРКОМАНИЯМИ, ТОКСИКОМАНИЯМИ

И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЛИЦ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ

АЛКОГОЛЕМ, ЗАМЕЧЕННЫХ В НЕМЕДИЦИНСКОМ ПОТРЕБЛЕНИИ

НАРКОТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ОДУРМАНИВАЮЩИХ СРЕДСТВ

БЕЗ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).

Порядок работы хозрасчетных наркологических амбулаторий (кабинетов) и кабинетов (отделений) для анонимного лечения больных алкоголизмом определяется соответствующими документами Минздрава СССР.

За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. N 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. N 030-1/у). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР . В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

В сложных и сомнительных случаях диагноз заболевания целесообразно устанавливать врачебно-консультативной комиссией наркологического учреждения.

Читайте также:  Как лечить от алкоголизма народными средствами без ведома больного

При установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечения и т.д.). Аналогичная работа проводится с лицами, замеченными в немедицинском потреблении наркотических средств.

Порядок постановки на учет в наркологических учреждениях (подразделениях) лиц с немедицинским потреблением наркотических и других одурманивающих средств изложен в Приказе Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.1988 N 402/109.

2. Сроки диспансерного учета больных

и профилактического наблюдения лиц группы риска

в наркологических учреждениях (подразделениях)

За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета:

а) больных хроническим алкоголизмом — 3 года;

б) больных наркоманиями и токсикоманиями — 5 лет.

Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.

За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.

Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, — 1 год.

В процессе диспансерного учета наркологические больные могут получать лечение как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. При этом сроки лечения устанавливаются лечащим врачом каждый раз индивидуально. Исключение составляют наркологические больные, поступившие на стационарное лечение впервые в жизни: для больных хроническим алкоголизмом срок лечения не менее 45 дней, для больных наркоманиями и токсикоманиями — не менее 60 дней.

Лица группы риска в процессе профилактического наблюдения медицинскую помощь получают преимущественно в амбулаторных условиях.

Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам:

— стойкая ремиссия (выздоровление);

— изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение);

— осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года;

— направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями);

Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.

В отдельных случаях, когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения — данный больной снимается с диспансерного учета. Решения о снятии с учета в этих случаях также выносятся на ВКК учреждения, где наблюдался больной.

Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.

3. Периодичность осмотров наркологических

больных и лиц группы риска в процессе диспансерного учета

и профилактического наблюдения. Группы

Осмотры наркологических больных и лиц группы риска необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения, проведения лечения и профилактических мер медицинского характера. При этом осмотром наркологических больных или лиц группы риска может считаться только личный контакт с пациентами участкового врача психиатра-нарколога, участковой медсестры, фельдшера наркопункта, фельдшера (медсестры) социальной помощи, сопровождающийся обследованием, лечебным воздействием или назначением медикаментозных средств.

Число осмотров , приходящееся на каждого конкретного пациента в течение 1 года, зависит от группы динамического учета или наблюдения, в которую он входит, а также от индивидуальных особенностей личности и течения заболевания.

В суммарном числе осмотров при определении штатов наркологических диспансеров доля осмотров, проведенных средними медицинскими работниками на конкретном участке и на всех участках по учреждению в целом, не должна превышать 30%; в случаях значительной территориальной удаленности врачебного наркологического кабинета от места жительства пациентов в условиях сельской местности, доля осмотров наркологического контингента, проведенных средними медработниками, может достигать 50 процентов.

Больные хроническим алкоголизмом включаются в одну из трех групп динамического наблюдения.

— больные, обратившиеся за медицинской помощью впервые в жизни (вновь взятые на диспансерный учет);

— больные, у которых заболевание протекает практически без ремиссий (длительность ремиссий менее 1 года);

— больные, выписанные из лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) и освобожденные из исправительно-трудовых учреждений МВД СССР, где к ним применялись принудительные меры медицинского характера в соответствии со статьей 62 УК РСФСР и аналогичных статей УК союзных республик ;

— больные после принудительного лечения в специальных наркологических отделениях для принудительного лечения больных хроническим алкоголизмом с тяжелыми сопутствующими заболеваниями .

Ремиссия у данной группы больных определяется с момента выписки, при достижении ремиссии более 1 года они переводятся во II группу.

— больные с ремиссией от 1 года до 2-х лет.

— больные с ремиссией свыше 2-х лет.

Частота осмотров больных I группы составляет в среднем не реже 1 раза в месяц (вне пребывания больного в стационаре); II группы — 1 раз в 2 месяца; III группы — 1 раз в 3 месяца.

Больные наркоманиями и токсикоманиями включаются в одну из четырех групп диспансерного наблюдения. В I, II и III группы больные распределяются в порядке, определенном для больных алкоголизмом, с соответствующим числом осмотров. К IV группе относятся больные наркоманиями и токсикоманиями с ремиссиями свыше 3-х лет, частота осмотров в этой группе не реже 1 раза в 4 месяца.

Лица, злоупотребляющие алкоголем, замеченные в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, составляют группу профилактического наблюдения. Частота осмотров лиц старше 18 лет, злоупотребляющих алкоголем, устанавливается лечащим врачом индивидуально.

Частота осмотров подростков, злоупотребляющих алкоголем, — не реже 1 раза в месяц.

Частота осмотров лиц, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без явлений наркомании и токсикомании, — не реже 1 раза в месяц.

Рекомендуемая частота осмотров может варьировать во всех группах динамического наблюдения в зависимости от структуры контингента на участке и в порядке дифференцированного подхода к пациенту.

Среднее расчетное число осмотров одного пациента в год рекомендуется устанавливать не менее пяти.

В тех случаях, когда по отдельным регионам и сельским районам разрешено сохранять должности наркологов вне зависимости от численности наркологического контингента, необходимо при сохранении установленной периодичности осмотров увеличивать объем профилактической работы (участие в массовых осмотрах населения, работа с несовершеннолетними, санитарно-просветительная пропаганда и пр.).

При построении картотеки динамического наблюдения целесообразно учитывать рекомендуемые настоящей Инструкцией группы пациентов и выделение соответствующих разделов картотеки, предусмотренное Приказом Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.88 N 402/109.

Предлагаемое разделение наблюдаемых контингентов на группы не исключает образования подгрупп, использования цветной маркировки и других способов, применяемых для удобства работы с документацией.

Для удобства в работе целесообразно соблюдение единого подхода к построению картотеки и маркировки в наркологических учреждениях и подразделениях в пределах административной территории, на которой имеется наркологический диспансер с организационно-методическим консультативным отделом.

источник

Отменен диспансерный учет за больными алкоголизмом и наркоманиями.

Событие связано с тем, что наконец-то признан утратившим силу Приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (далее – Приказ № 704). Основание — Приказ Минздрава России от 13.12.2018 № 877.

Отметим, что Приказом № 704 была утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания (далее – Инструкция).

Инструкцией было предусмотрено, что:

  • Все лица с диагнозами хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания подлежат диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) (исключение составляли только лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты)) ;
  • За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания, организовывается профилактическое наблюдение.

По мнению Факультета Медицинского Права, официальное признание Приказа № 704 утратившим юридическую силу являлось давно назревшей необходимостью.

Это связано с тем, что Инструкция, утвержденная Приказом № 704, была уже достаточно устаревшей и существенно противоречила иным действующим в настоящее время нормативным правовым актам, однако, при этом, продолжала активно применяться вплоть до 2018 года и на ее основании лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией продолжали ставиться на диспансерный учет (об этом свидетельствует многочисленная судебная практика) .

По нашему мнению, постановка на диспансерный учет указанных лиц по основаниям, предусмотренным Инструкцией, являлась незаконной в первую очередь потому, что действующий Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон № 3185-1) предусматривает, что диспансерное наблюдение может устанавливаться исключительно за лицами, страдающими хроническими затяжными психическими расстройствами с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Согласно же Инструкции, достаточным основанием для постановки на диспансерный учет являлось лишь наличие одного из таких диагнозов, как хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания, а указанные диагнозы, несмотря на то, что относятся к психическим расстройствам, не предполагают a priori наличия тяжелых, стойких или часто обостряющихся болезненных проявлений.

Полагаем, что с официальной утратой Приказом № 704 своей юридической силы из российского правового поля окончательно должен исчезнуть институт диспансерного учета за больными алкоголизмом и наркоманиями.

При этом, обращаем внимание, что за лицами, страдающими алкоголизмом или наркоманиями, все-таки может быть установлено диспансерное наблюдение, но, как того требует Закон № 3185-1, только при условии, если данные расстройства будут признаны затяжными, с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

В то же время, сообщаем, что на сегодняшний день все весьма непросто и с диспансерным наблюдением, устанавливаемым на основании Закона № 3185-1 – регламентация правоотношений в обозначенной сфере является очень несовершенной.

Пояснение о проблемах в регламентации диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами.

Общие нормы о диспансерном наблюдении (далее – ДН) за лицами, страдающими психическими расстройствами установлены в Законе № 3185-1 (как нами было указано выше, основанием для установления диспансерного наблюдения в соответствии с данным законом является наличие у лица хронического затяжного психического расстройства с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями) .

При этом в соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона № 3185-1 порядок ДН за лицами, страдающими хроническими и затяжными психическим расстройствами с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, подлежит утверждению Минздравом РФ (полномочие по утверждению такого порядка предоставлено Минздраву РФ и на основании п. 5.2.72(1) Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608).

Однако несмотря на то, что данная норма была введена в Закон № 3185-1 еще в 2013 году, до настоящего времени такой порядок так и не был утвержден, в связи с чем при практической реализации ДН за указанной категорией граждан возникает значительное количество вопросов.

В то же время Минздравом РФ в 2015 году был принят Приказ от 30.12.2015 № 1034н, утвердивший Порядок ДН за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (далее – Порядок ДН № 1034н). Данным порядком определены применяемые в настоящее время Правила организации ДН за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология».

При этом основания и цели принятия данного порядка являются не совсем ясными. Дело в том, что в перечне нормативных правовых актов, которые уполномочен принимать Минздрав РФ (на основании Положения о Минздраве) , такой порядок отсутствует, но предусмотрен Порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией (п. 5.2.57 Положения № 608). Нет упоминания о таком порядке, как Порядок ДН № 1034н, и в Законе № 3185-1.

Кроме того, ряд норм Порядка ДН № 1034н о правилах установления и снятия ДН не соответствует Закону № 3185-1. Например, в соответствии с п. 6 Порядка ДН № 1034н наличие оснований для организации ДН определяется врачом — психиатром-наркологом (участковым врачом — психиатром-наркологом), в то время как ч. 2 ст. 27 Закона № 3185-1 относит решение вопросов о необходимости установления ДН к компетенции комиссии врачей-психиатров.

Помимо этого, в Порядке ДН № 1034н вообще отсутствует упоминание о том, что ДН может устанавливаться помимо воли лица.

В завершение отметим, что судебная практика многих лет, в том числе последних, свидетельствует о том, что при решении вопроса о недобровольном ДН за больными алкоголизмом и наркоманиями суды ссылались именно на упомянутую выше Инструкцию, которая сейчас утратила силу.

С учетом изложенного, по нашему мнению, на сегодняшний день, в рамках Порядка ДН № 1034н нет каких-либо оснований для недобровольного ДН за лицами, страдающими алкоголизмом или наркоманиями.

источник

Для водителя постановка на диспансерное наблюдение, как и прежде означает печальный факт: о вождении машины придется забыть до прекращения диспансерного наблюдения.

Читайте также:  Настрой сытина на преодоление алкоголизма слушать

Ранее порядок диспансерного учета регулировался старой «Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями», утвержденной Приказом Минздрава СССР №704 в далеком 1988 году.

С марта этого года порядок диспансерного наблюдения изменился. Минздрав 30 декабря 2015 года издал Приказ под номером 1034н, который утвердил новый порядок диспансерного наблюдения. Как он изменился?

Для наглядности привожу основные изменения в диспансерном наблюдении:

1. Наличие лицензии у мед. учреждения для проведения диспансерного наблюдения:

  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г. не требует;
  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015. Мед. организация обязательно должна иметь лицензию на мед. деятельность по оказанию услуг по «психиатрии-наркологии».

2. Основания для постановки на диспансерное наблюдение:

  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г.

— все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания (кроме обратившихся в анонимные хозрасчетные кабинеты);

— наличие информированного добровольного согласия в письменной форме на постановку на учет не требовалось.

  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.

требуется наличие информированного добровольного согласия пациента в письменной форме на постановку на учет.

3. Сроки диспансерного наблюдения:

  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г.

-для больных хроническим алкоголизмом – три года;

-для больных наркоманиями и токсикоманиями – 5 лет.

  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.
  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г.

для всех зависимостей (т.е. алкоголизма, наркомании и токсикомании) – три года.

4. Основания для снятия с диспансерного наблюдения:

  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г.

На основании решения врачебной комиссии:

стойкая ремиссия, выезд за пределы обслуживаемой территории, осуждение с лишением свободы на срок свыше

года, в отдельных случаях – при невозможности

обеспечить осмотр в течение 1 года.

  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.

Основания для снятия с учета врачебной комиссией остались без изменения.

Изменение:письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения решается врачом психиатром-наркологом ЕДИНОЛИЧНО.

Важно: теперь письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения является основанием к снятию с наблюдения.

5. Порядок мед. осмотра в ходе диспансерного наблюдения

  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г. ·

ремиссий менее 1 года – осмотр производится 1 раз в месяц;

1-2 года – осмотр 1 раз в 2 месяца;

2-3 года – 1 осмотр в 3 месяца.

  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.

К порядку, установленному Инструкцией принято изменение:

Теперь не реже раза в три месяца происходит:

-определение психоактивных веществ в биологических

трансферрина (CDT) (маркера алкоголя в крови;

— психопаталогическое обследование и психологическое

6. Лица, злоупотребляющие алкоголем, замеченные в немедицинском потреблении

наркотических и других одурманивающих веществ (без признаков зависимости от

  • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г. ·

в «группу профилактического наблюдения».

осмотра не реже 1 раза в месяц – у злоупотребляющих наркотическими и иными

одурманивающими веществами, для злоупотребляющих алкоголем – индивидуально

наблюдения – 1 год, снятие происходит по решению врачебной комиссии;

  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.

в «группу профилактического наблюдения».

осмотра не реже 1 раза в месяц – у злоупотребляющих наркотическими и иными

одурманивающими веществами, для злоупотребляющих алкоголем – индивидуально.

профилактического наблюдения – 1 год, снятие происходит по решению врачебной

с учета по решению врачебной комиссии в случае:

менее года подтвержденной стойкой ремиссии;

в течение 1 года обеспечить осмотр больного.

диспансерного наблюдения изменился. На мой взгляд, новый порядок имеет

преимущества перед старой Инструкцией.

несколько причин так думать:

новая причина для снятия с диспансерного наблюдения – письменный отказ

пациента. В Инструкции, принятой в советское время, отказ пациента от снятия с

диспансерного наблюдения основанием для снятия с учета не являлся.

без лицензии на мед. деятельность по оказанию услуг по «психиатрии – наркологии»

мед. учреждение не имеет права ставить на диспансерное наблюдение.

сроки диспансерного наблюдения. Теперь для всех зависимостей срок диспансерного

наблюдения составляет три года.

наблюдения – исследование наличия психоактивных веществ и маркера алкоголизма (CDT) в биологических жидкостях.

Делаю вывод: новый Порядок диспансерного

наблюдения является более демократичным, чем старая Инструкция.

источник

Дата опубликования: 17 августа 2011 г.

Ростовский областной суд

Судья: Корчинов М.В. Дело № 33-10734

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Ковалева А.М.

судей областного суда Тихенко С.Л., Камышовой Т.В.

заслушав в судебном заседании по докладу судьи Тихенко С.Л.

дело по кассационной жалобе Казакова С.А. на решение Каменского районного суда Ростовской области от 23 мая 2011г.,

Казаков С.А. обратился в суд с иском к ГУЗ «Наркологический диспансер» о признании незаконными постановку на учет, нахождение на учете и об обязании снять с учета. В обоснование иска указывал, что в январе 2011 года ему стало известно, что прокурор г. Каменска-Шахтинского обратился в суд с исковым заявлением к нему в защиту неопределенного круга лиц о прекращении действия права на управление транспортными средствами, из которого он узнал, что он состоит на учете у врача-нарколога ГУЗ «Наркологический диспансер» Ростовской области Гуковский филиал с диагнозом «хронический алкоголизм». То, что он состоит на учете с таким диагнозом, стало для него неожиданным открытием, так как он ранее всегда при прохождении медицинской комиссии для получения водительского удостоверения обращался за медицинской справкой в Каменский кабинет ГУЗ «Наркологический диспансер» Ростовской области Гуковский филиал, где ему всегда выдавали справку, что на учете врача-нарколога он не состоит. 24.01.2011г. он обратился с заявлением к главврачу ГУЗ «Наркологический диспансер» Ростовской области Гуковский филиал о снятии его с диспансерного учета. Однако до настоящего времени с учета он не снят в нарушение Приказа Минздрава СССР от 12.09.1988г. №704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических, и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания».

По этим основаниям просил признать незаконным постановку его на диспансерный учет у врача-нарколога ГУЗ «Наркологический диспансер» Ростовской области Гуковский филиал наркологический кабинет г.Каменск-Шахтинский. Признать незаконным нахождение его на диспансерном учете у врача-нарколога ГУЗ «Наркологический диспансер» Ростовской области Гуковский филиал наркологический кабинет г.Каменск-Шахтинский. Обязать врача-нарколога ГУЗ «Наркологический диспансер» Ростовской области Гуковский филиал наркологический кабинет г.Каменск-Шахтинского снять его с диспансерного учета.

Решением Каменского районного суда Ростовской области от 23 мая 2011 года Казакову С.А. было отказано в удовлетворении иска. Суд проанализировал обстоятельства дела, представленные доказательства, указал, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Казаков С.А. с 30.01.1995 года проходил лечение в стационарном наркологическом отделении МСЧ химкомбината « [данные изъяты] с диагнозом « [данные изъяты]». Из медицинской карты стационарного больного следует, что Казаков С.А. начатое лечение прервал, самовольно покинул отделение и фактически от лечения отказался. Согласно Приказу №704 от 12.09.1988г. и утвержденной им Инструкции, для постановки на диспансерный учет (диспансерное наблюдение) лица, страдающего хроническим алкоголизмом, не требовалось письменного заявления или письменного согласия лица, которое ставится на данный вид диспансерного учета. Как следует из положений Закона «О психиатрической помощи» (в редакции федерального закона №117 -ФЗ от 21.07.1998г.) действию его норм законодателем не придана обратная сила, то есть распространение на правоотношения, возникшие до введения в действие данного закона. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое действие – постановка на диспансерный учет — было совершено в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент нормативно-правового акта и в пределах полномочий должностных лиц Ростовского областного наркологического диспансера, данными действиями не были нарушены охраняемые законом права и интересы Казакова С.А., не созданы препятствия, к осуществлению каких-либо прав и свобод заявителя.

То обстоятельство, что Казаков С.А. работает водителем большегрузного автомобиля в ООО « [данные изъяты]», по месту жительства и работы характеризуется положительно, по мнению суда, не свидетельствует о незаконности действий ГУЗ «Наркологический диспансер» по постановке Казакова С.А. на диспансерный учет и данные, характеризующие истца материалы, не могут являться основанием для удовлетворения его требований.

Отказывая в удовлетворении иска в части снятия с диспансерного учета, суд исходил из того, что Казаков С.А. за все время нахождения на учете врача-нарколога не посещал, по вызовам не являлся, оснований для прекращения диспансерного наблюдения не имеется, в связи с отсутствием динамичного наблюдения больного.

Казаков С.А. просил отменить решение суда, в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права. Кассатор считает, что, рассмотрев дело в отсутствие его представителя, грубо нарушил положения ст. 48 Конституции РФ. Полагает, что суд необоснованно положил в основу решения письменные доказательства и пояснения свидетелей со стороны ответчика. По мнению кассатора, суду не было представлено доказательств в подтверждение того, что он злоупотребляет спиртными напитками. Кассатор считает, что суд не разрешил в полном объеме заявленные им требования, а именно, не решил вопроса по нахождению на учете и о снятии с учета, которые уже подпадают под рамки действующего законодательства.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции исследовал все представленные доказательства в их совокупности, определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, установил правоотношения сторон и правильно применил нормы материального права. Решение суда постановлено в соответствии с положениями ст.195,196 ГПК РФ.

При разрешении иска учитывалось, что состоящие на учете лица подлежат снятию с диспансерного учета в соответствии с оговоренными в Приказе МЗ СССР от 12 сентября 1988 года N 704 сроками. Автоматически данные действия не производятся.

Выводы суда по делу в этой части достаточно полно аргументированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона. Оснований для признания этих выводов ошибочными у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кассатором не представлено суду доказательств, подтверждающих законность и обоснованность его возражений на заявленный иск.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377, обязывает наркологического больного подтвердить воздержание от употребления наркологических веществ для получения допуска к отдельным видам профессий, в том числе к вождению автотранспортного средства. Подтвердить ремиссию наркологический пациент может только при регулярном наблюдении и осмотре врачом-психиатром-наркологом.

В кассационной жалобе не приведены основания, которые в силу ст. 362 ГПК РФ влекут отмену решения суда.

В силу ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания доводов иска и возражений по нему возлагается на стороны. Учитывая, что в силу ст. 3 ГПК РФ защите в судебном порядке подлежит нарушенное право, доказательств чего истцовой стороной не представлено, суд обоснованно установил отсутствие оснований для удовлетворения иска.

Доводы кассационной жалобы о несоответствии решения суда обстоятельствам дела и закону, не могут быть приняты и признаны судебной коллегией в качестве законных оснований для отмены судебного решения, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции какими-либо достоверными и достаточными доказательствами.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, т.к. фактически сводятся к несогласию оценкой исследованных по делу доказательств. Между тем всем представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ГПК РФ.

Указание в жалобе на незаконное рассмотрение дела в отсутствие представителя истца, не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда, по следующим основаниям.

В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Как усматривается из материалов дела, представитель истца надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, не представил суду доказательства в подтверждение уважительности его неявки в суд. Таким образом, суд в соответствии с требованиями закона рассмотрел дело в его отсутствие.

С учетом вышеизложенного, доводы жалобы не могут быть признаны состоятельными в силу их несоответствия имеющим значение для дела обстоятельствам и законодательству, они являются лишь переоценкой фактов, установленных судебным решением, и субъективным мнением о них кассатора, признанным судебной коллегией не основанным на нормах действующего законодательства.

Поскольку оснований для отмены решения не установлено, то кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 360,361 ГПК РФ,

Решение Каменского районного суда Ростовской области от 23 мая 2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу Казакова С.А. – без удовлетворения.

источник