Меню Рубрики

Презентация на тему отклоняющееся поведение алкоголизм

Для лечения алкоголизма наши читатели успешно используют АлкоПрост. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

С древних времен человеку знакомы различные опьяняющие напитки. Они активно использовались во многих странах Европы. Примерно в XVIII веке началось массовое распитие спиртных напитков и в России. А уже в ХХ столетии ситуация усугубилась и превратилась в глобальную проблему человечества – алкоголизм.

Алкоголь быстро проник в жизнь и быт человека, стал неотъемлемой частью важных различных событий, например похоронных ритуалов, праздников, а после и средством ухода от личных проблем.

Сейчас такое положение обходится обществу недешево. По статистике, более половины всех преступлений связанных с отягчающими обстоятельствами, связаны тем, что их совершили люди, находящиеся в состоянии сильного алкогольного опьянения. Около 50% распадающихся, когда-то благополучных, семей тоже связано с пьянством одного из супругов, а нередко и обоих. Сейчас алкоголизм рассматривается как сложное девиантное поведение.

Девиантное – это такое поведение человека, которое нарушает различные социальные нормы.

Чаще всего причинами алкоголизма являются:

  • разного рода развлечения,
  • негативное влияние сослуживцев и друзей,
  • обязательное празднование каких-либо дат, календарных праздников,
  • супружеские, семейные проблемы,
  • неприятности на службе, работе.

Мониторинг разных аспектов распития спиртного и его негативных последствий очень непрост. Обычно рассматриваются несколько групп социологических критериев остро стоящей проблемы пьянства и большого ее распространения в государстве:

  1. прежде всего, это динамика использования спиртного на душу населения, а также структура его потребления;
  2. поведение масс, к которому приводит распитие алкоголя;
  3. ущерб, нанесенный обществу страны.

Стоит брать в расчет и еще несколько характеристик – это частота потребления, его продолжительность, связь с употреблением пищи.

Также немаловажны и такие критерии:

  1. количество и состав пьющих по полу и по возрасту, непьющих людей или пьющих в редких случаях;
  2. распределение потребляемого спиртного между полами, по возрасту.

Все перечисленные критерии и характеристики относятся к термину “модель алкогольного потребления”.

Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он не намного моложе самого человечества.

В истории “войны” с распространением алкоголизма можно выявить такие направления:

  1. уменьшение продажи и производства алкогольных напитков любой крепости, повышение их стоимости, введение наказаний за несоблюдение любых ограничений.
  2. меры, направленные на отказ от употребления алкоголя, повышение нормальных условий жизни населения, введение понятия «окультуривание», уважение духовных ценностей, профилактика вреда алкоголя, широкое распространение такого понятия, как здоровый образ жизни.

В истории борьбы с пьянством известны случаи, когда правительство вводило «сухой закон». Такой закон существовал не только в России, но и в Англии, США, Финляндии. Но нигде не удалось добиться желаемого результата, так как наличие крепких напитков — это не главная причина процветания алкоголизма.

Алкоголизм у человека развивается со временем и характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в истощающемся организме алкоголика.

Пристрастие человека к бутылке хорошо видно, его выдает суетливое поведение, например, тщательная подготовка к “обильному” застолью, неспокойное ожидание первой рюмки, веселое настроение, полнота положительных эмоций. Но чем больше становится стаж алкоголика, тем меньше ожидаемой эйфории от спиртного он получает.

На формирование и процветание алкоголизма оказывает ряд факторов:

  • наследственный;
  • личный характер;
  • индивидуальные особенности алкоголика;
  • окружающее общество и среда;
  • скудное материальное положение;
  • отсутствие должного образования.

Когда алкоголик имеет диагноз какой-либо формы олигофрении, физическое либо психическое заболевание, имеющееся с рождения, то алкоголь действует как нечто компенсирующее эти дефекты. Поведение таких людей скоро проявляется как девиантное, его тянет на совершение различных «подвигов».

Для подростков алкоголь является средством для освобождения от комплексов.

Алкоголизм – это серьезное заболевание, которое начинается с «бытовухи», а заканчивается на больничной кровати. В организме алкоголика происходят сложные процессы, он уже не представляет свою жизнь без этого зелья. Это становится неотъемлемой частью его жизни. Поэтому алкоголизм уже давно рассматривается как девиантное поведение.

Исправительная система в нашей стране не помогает человеку исправиться, наоборот, в какой-то степени вредит ему. В местах лишения свободы формирование девиантного поведения усиливается и ускоряется.

Более половины подростков начинают пробовать алкоголь очень рано. Что ими движет в этом случае? А то, что они хотят быть принятыми в компании, большое желание срочно повзрослеть. Поэтому выпивают для настроения и чтобы сбросить комплексы. Отсюда и берет свое начало девиантное поведение.

К факторам риска раннего распития алкоголя относятся такие, как:

  1. конфликты с родителями;
  2. психические отклонения характера;
  3. алкоголизм в семье;
  4. ранние толчки к развитию девиантного поведения;
  5. инфантильность подростка;
  6. недостаточный интеллектуальный уровень;
  7. низкая успеваемость в школе;
  8. отсутствие семейных ценностей, традиций;
  9. неимение возможности на получение достойного образования.

Мониторинг, проведённый среди школьников, показал, что главный толчок к приобщению к спиртному и началу формирования девиантного поведения дали имеющиеся в семье традиции и обычаи.

Почти 60% юношей и 73% девушек первый раз попробовали спиртное дома во время семейных праздников. К тому же даже те семьи, которые употребляют алкоголь умеренно, расплачиваются умственной или физической ограниченностью своих детей, а далее и внуков.

Если вы заметили неладное, никогда не ругайте за это ребенка и не давите на него, потому как вы только усилите стресс и нарушите детскую психику

Работа по предотвращению социальной девиации должна состоять из следующих направлений:

  1. мероприятия, направленные на мотивацию здорового образа жизни;
  2. создание благоприятных условий для нормального развития детей;
  3. ознакомление с показателями психического и физиологического здоровья детей употребляющих спиртное;
  4. своевременное выявление и устранение факторов риска;
  5. совместные беседы с детьми и родителями, желательно с привлечением врачей наркологов;
  6. формирование этики, нравственности подростков, важности своего здоровья;
  7. приобщение к чтению различной литературы о вреде алкоголя;
  8. повышение самооценки;

и многие другие важные и необходимые меры.

В школе такую профилактику необходимо вводить с начальных классов, потому как именно в этом возрасте начинают вырабатываться установки в отношении спиртного.

источник

Давайте вспомним: Дайте понятие социальной нормы? Перечислите виды социальных норм Каковы функции социальной нормы? Существует ли социальный контроль и каковы функции социального контроля? Что такое санкции и каковы их виды?

Отклоняющееся поведение – поведение , которое не согласуется с социальными нормами.

Примеры: Отрицательные(приносит вред обществу): 1. Перешел улицу на красный свет. 2. Припарковал машину на стоянке общественного транспорта. 3. Развел костер в неположенном месте. 4. Публично оскорбил пожилого человека. Положительные (не приносит вреда обществу): 1.Затворничество, отшельничество 2.Зацикленность на спорте, науке и т.д.

На уровне личности На уровне малых социальных групп На уровне государства Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны. Их общая черта – вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения. Проявления отклоняющегося поведения

Отклоняющееся поведение=девиантное поведение Д евиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Алкоголизм и наркомания – типичные виды девиантного поведения.

АЛКОГОЛИЗМ – хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, ведущее к физической, психической, социальной деградации личности.

Несколько фактов об алкоголе: У подростков риск развития алкогольной зависимости в 1,5 раза выше, чем у людей в возрасте 30-35 лет У девушек и женщин зависимость от алкоголя формируется быстрее, чем у юношей и мужчин В последнее время широкое распространение получил «ПИВНОЙ» алкоголизм у школьников 12-14 лет алкоголь сохраняется в организме человека 2 недели. Из крови спирт исчезает через 5-12 часов. Дольше всего он остается в коре головного мозга. алкоголь в крови нарушает доступ кислорода к клеткам головного мозга, постепенно начинает развиваться алкогольное слабоумие. от алкоголизма нельзя вылечиться, можно только перестать пить. у большинства алкоголиков больны печень и почки. жизнь алкоголика короче средней человеческой на 15-20 лет. частой причиной смерти алкоголиков является сердечная или мозговая катастрофа (остановка сердца, отек мозга ). подростку требуется не более 2-3 лет регулярных выпивок, чтобы стать алкоголиком 90 % хронических алкоголиков – это люди, которые привыкли к систематическому употреблению алкоголя до 18 лет . « Алкогольный синдром плода» — нарушения, с которыми рождаются дети у матерей-алкоголичек. Это врожденные уродства, недоразвитие различных отделов мозга, умственная отсталость

НАРКОМАНИЯ – болезненное, часто непреодолимое влечение к наркотическим средствам, приводящее к глубокому истощению психических и физических сил человека, к разрушению его личности.

Эффективность лечения наркомании всего 1-2 человека из 10 от начала употребления наркотических средств наркоман живет лишь 7-8 лет (иногда 10-12 ). каждые 10-12 часов наркоман испытывает непреодолимое желание употребить наркотик. под влиянием наркотиков люди могут не спать 5-6 суток при кокаиновой наркомании – возникает ощущение инородных и одушевленных предметов под кожей. у наркоманов развиваются заболевания сердечно-сосудистой системы, желудка, почек, печени, легких; на коже развиваются гнойные раны, язык покрывается трещинами. наркоманы – становятся носителями и переносчиками гепатита, ВИЧ, СПИДа . человек , находясь в наркотическом угаре, совершает преступления. дети у родителей наркоманов страдают врожденными уродствами. передозировка наркотиков – приводит к смерти . Несколько фактов о наркомании:

И общество, и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно ужесточая ответственность за это. Рассмотрим и обсудим статьи 228, 228.1, 230 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие наказания в отношении людей, совершивших преступления. (стр. 137-138)

Несколько фактов о курении: каждая выкуренная сигарета стоит курящему 15 минут жизни. злостные курильщики заболевают раком легких в 30 раз чаще, чем некурящие. средний возраст умерших от сердечных приступов – 67 лет, а у курильщиков – 47. в семье, где курили родители, курят 67% мальчиков и 78% девочек. пассивное курение (вдыхание дыма) опасно. Американские ученые установили, что среди всех, кто погиб от пассивного курения, половину составили дети до 15 лет и не родившиеся дети. за год в мире выкуривается примерно 100 млрд. сигарет. по темпам прироста употребления табака Россия вышла на первое место в мире.

Алкоголизм и наркомания самым пагубным образом влияют на человека, разрушая его личность, причиняя огромные страдания его близким. Не позволяй другим манипулировать собой. Делай свой выбор сам!

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

  • Познавательные:
  • раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», рассмотреть его отдельные формы.
  • описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения.
  • Развивающие: развивать умения выступать с докладами, работать с текстом в учебнике, выбирать главное.
  • Воспитательные: воспитывать здоровый образ жизни.

Оборудование: сообщения и рисунки учащихся, презентации. Средства ИКТ

Тип урока: комбинированный.

Понятия для запоминания: отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркомания, курение, здоровье.

1. Отклоняющееся поведение.
2. Алкоголизм, наркомания, курение.
3. Причины отклоняющегося поведения.

Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. (Презентация 1).

– Что такое социальные нормы? (Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь)
Какие формы норм существуют? (Дозволения, предписания, запрета)
Какие виды социальных норм вы знаете? (Правовые, моральные, этические, эстетические, религиозные, корпоративные, политические)

Работа в группах

– Определите к какому виду социальных норм относится?

  • Каждый мусульманин должен в праздник Курбан-байрам подать бедным деньги или пищу.
  • Гражданин имеет право участвовать в голосовании с 18 лет.
  • Почетное место за столом предоставляется главе семьи.
  • Назначение премьер-министром лидера партии, победившей на выборах.

– Как они регулируются? (Социальные нормы регулируют поведение людей тремя способами:

  • Дозволение
  • Предписание
  • Запрет)

– Как осуществляется социальный контроль?
– Какую роль в нем играют санкции?

Слово учителя. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).
Есть ли ситуации, когда приходится отступить от существующих норм?
Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?
Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих поведение в соответствии с ситуацией. Например, движение по дороге невозможно, если не соблюдают правила дорожного движения. Нормы, которым мы следуем, в наших действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать. В социологии существует понятие отклоняющегося или девиантного поведения. Отклоняющимся поведением называют поведение, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.
Ни в одном обществе невозможно провести линию и разделить людей на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им следует. Большинству людей случалось нарушать общепринятые правила. Например: припаркованный на пешеходной дорожке автомобиль, пешеход, идущий на красный свет светофора и т.д.

Читайте также:  Какие лекарства можно добавлять в пищу при алкоголизме

2 человека составляют кластер – отклоняющееся поведение

Слово учителя: Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы. Во-первых, можно рассматривать такое поведение на уровне отдельной личности (подросток злоупотребляет алкоголем или курением), в рамках межличностных отношений в малых социальных группах (родители алкоголики или наркоманы перестали воспитывать своих несовершеннолетних детей), на уровне государства (за предоставление необходимого документа чиновник требует взятку). Во-вторых, среди форм отклоняющегося поведения нередко выделяются те, которые нарушают правовые нормы, влекут за собой правовую ответственность.
Есть такие формы отклоняющегося поведения, которые не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность общества. Например, люди, которые открыли приют для бездомных животных и содержат животных за свой счет. Такое поведение мы назовем чудачеством.
Но во многих случаях отклоняющееся поведение ведет к нежелательным как для личности, так и для общества последствиям. Среди наиболее опасных форм – алкоголизм, курение и наркомания.
Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям.

Совокупность преступлений в социологии имеет особое название — делинквентное поведение. (Рисунок №1).

Лудомания – патологическая зависимость от азартных игр

Статистика: около 30% людей, увлекающихся компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности, а 10% – находятся в стадии психологической зависимости. (Рисунок №2).

Пока группы работают над заданием, 2 человека выводят на экран кластер

Задание. На оси социализации распределите негативные и позитивные формы девиантного поведения.

«Тело всегда первый ученик души», – считал американский философ Торо. Культура тела – это стремление и умение поддерживать его в здоровом состоянии физическими упражнениями и избеганием излишеств.
К сожалению, люди часто портят себе здоровье и сокращают продолжительность жизни из-за вредных привычек. Что такое здоровье? Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Алкоголизм, наркомания и табакокурение – самые массовые враги здоровья человека.

Работа в группах

1 группа – наркомания (Презентация 2)

Карточка № 1

Тема – Влияние употребления наркотиков на общество и личность

План

  1. Влияние употребления наркотиков на личность.
  2. Какой ущерб наносит обществу употребление наркотиков?

Болезнью не менее страшной, чем алкоголизм, является наркомания. Особенно тревожно то, что это беде в основном молодых: 65% наркоманов – люди в возрасте до 35 лет. Наркомания – это непреодолимое болезненное пристрастие к употреблению одурманивающих веществ (наркотиков), приводящая к тяжелым нарушениям функций организма. Прием наркотиков порождает психическую зависимость, которая может сформироваться от нескольких приемов наркотиков. Вслед за психической приходит и физическая зависимость: в случае прекращения приема препарата человек начинает испытывать страшные физические страдания (ломку). Это заставляет снова и снова искать наркотик. Наркотики оказывают токсическое воздействие практически на все внутренние органы и системы организма, которое является причиной различных заболеваний и ранней смерти. Наркоман идет на все, совершает любое преступление, чтобы добыть наркотик. Кроме того, употребление наркотиков оказывает влияние и на потомство. Медико-генетические исследования говорят о том, что у детей, родители которых страдают наркоманией, существенно повышен риск различных заболеваний. Наркомания заняла первое место среди причин преждевременной смерти людей, опередив сердечно-сосудистые и раковые заболевания. Если раньше продолжительность жизни наркомана была 10 лет от начала употребления наркотиков, то на сегодняшний день она составляет 3-4 года. Проблема усугубляется еще и риском заражения различными инфекциями, включая ВИЧ.

Задание – просмотр мультика

2 группа – влияние алкоголя (Презентация 3)

Карточка № 2

Тема – влияние употребления алкоголя на общество и личность

План

  1. Поводы для употребления спиртного
  2. Влияние на личность употребления спиртного
  3. Какой ущерб наносит обществу употребление алкоголя

Алкоголизм – это серьезное психическое и телесное заболевание. От вина гибнет не только тело, но и душа. Все, что было ценно: семья, друзья, работа, увлечения уходят на последний план. В погоне за стаканом отравленного зелья человек часто совершает правонарушения и даже преступления . В последнее время в России участились случаи, когда пьяные водители калечат или убивают пешеходов. Среди пострадавших есть маленькие дети. Или же родители, страдающие алкоголизмом, перестают выполнять свои обязанности по отношению к несовершеннолетним детям, что зачастую приводит к печальным последствиям. Например, мать забыла новорожденного сына на балконе. Мальчик умер от переохлаждения.
Напасть, губящая человека, начинается с «выпивок по случаю», затем наступает период пьянства, которое в конце концов и приводит к алкоголизму – тяжелому хроническому заболеванию, вызываемому постоянным употреблением спиртных напитков и характеризующееся зависимостью человека от алкоголя. Привыкание – самое коварное последствие злоупотребления алкоголем. При этом человек уже не может лишь по личному желанию отказаться от «пьяного» образа жизни. Необходимо лечение, и даже если оно пройдено успешно, «все в порядке» уже не будет никогда.
Ни единого органа, который бы не поражался в результате частого употребления спиртных напитков. Алкоголизм разрушающим образом действует на личность пьющего. В организме человека нет напитков. Прежде всего алкоголь поражает нервную систему человека, разрушает клетки головного мозга, изменяет психику (утрачивается способность к анализу, нарушается речь, возникают провалы в памяти). После длительной хронической интоксикации человек приходит к абсолютной бездеятельности. Он слабо воспринимает окружающую действительность и начинает вести «растительный» образ жизни.
У людей, попавших в стойкую алкогольную зависимость, под влиянием спиртного снимаются многие моральные запреты, высвобождаются низшие инстинкты, появляется ощущение вседозволенности, многие превращаются для своих близких в деспотов. Человек уже не заботится о качестве проделанной работы, не думает о семейных проблемах. Неудивительно, что распадаются семьи, утрачивается работа, уходят друзья, остается только компания собутыльников. Нередко такое состояние называют социальной смертью. Но самое страшное, что в алкогольном опьянении люди совершают преступления. Например, отец убил новорожденного ребенка только за то, что тот заплакал от голода. По данным института рака США, алкоголь повышает риск возникновения рака полости, гортани, пищевода, печени и груди. Два бокала вина в день (300г) увеличивают риск развития рака молочной железы у женщин на 25%. Крепкие напитки могут повысить риск развития рака толстой кишки и яичников. Эти риски возрастают после примерно одного бокала вина в день для женщин и двух – для мужчин.

Ребята, и этой вредной привычке мы говорим: “Нет!”.

Задание: Четверо друзей из одного двора решили встреться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей, Михаил что-то долго копался в своей комнате, наконец вышли на улицу. «А я что-то для вас припас», – гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» – восхитился Андрюха. Сережа смутился, а Сашка решительно заявил «…» Напишите, какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного.

Карточка № 3

Тема: Причины употребления алкоголя и наркотиков

План

  1. Статистические данные по Ростовской области
  2. Причины употребления алкоголя и наркотиков
  3. В каких статьях уголовного кодекса РФ рассматривается данный вопрос и какие меры наказания существуют.

Каковы причины отклоняющегося поведения? Во-первых, человек живет сегодняшним днем, в состоянии беззаботности, легкости, которое ему приносят алкоголь, наркотики или табак. Во-вторых, это наследственная предрасположенность. До 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать алкоголиками. В-третьих, это социальные факторы. Одни из них связаны с семьей, другие – с состоянием общества в целом. Исследования показали, что большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях, где отсутствовали сплоченность (скандалы, склоки были частым явлением), взаимная привязанность либо проявлялась сверхсуровостью родителей.
Если говорить об общества в целом, то в нем бывают особые периоды глубоких перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает. Реальность так меняется, что перестает соответствовать сложившимся ранее ценностям и правилам. Многие прежние ценности теряют свое значение, а вновь нарождающиеся предпочтения нередко конфликтуют с традиционными представлениями. В этих условиях чаще проявляется отклоняющееся поведение в негативных формах: преступности, пьянстве, наркомании, проституции . И общество, и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно ужесточая ответственность за это. Но человек должен сам сделать свой выбор: совершать преступление или нет, употреблять алкоголь или наркотики.

КСТАТИ…

  • В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
  • Борьба с алкоголизмом имеет почти такую же древнюю историю, как и спми спиртные напитки. В Афинах правитель Солон ввел закон, согласно которому должностные лица наказывались за пьянство: первый раз – крупный штраф, а при повторении – смертной казнью.
  • Одно время и в России пьянство преследовалось государством. При Петре1 пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль с надписью «За пьянство».

4 группаКарточка № 4

Тема: Sswot-анализ здорового образа жизни

Альтернативой отклоняющемуся поведению может стать здоровый образ жизни. (Рисунок № 3).

Выступление атамана (Презентация 4)

Закрепление – тестовая работа в группах (Приложение 3)

Вывод урока:

– Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам.

Девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное – терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. (Различные виды девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в другой.)

Однако, криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм, табакокурение и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.

Оценки за урок.

Домашнее задание – 1 уровень параграф – 26, 2 уровень – составить антирекламу, индивидуальное задание – подготовить презентацию по теме «Здоровый образ жизни».

– Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался избавиться от негативных отклоняющихся привычек и изменил мир. Вспомним слова Е. Евтушенко:

Пусть нам не дано
Изменить все немедля,
как хочется, –
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир.

источник

Социальная сфера ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ. ОПАСНОСТЬ НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

1. Поведение индивида: А) отклоняющееся: абсолютное, относительное Б) девиантное: негативное, позитивное В) делинквентное (алкоголизм, наркомания, преступность) 2. Причины отклоняющегося поведения: А) биологические Б) психологические В) социологические: Концепция аномии Теория стигматизации 3. Типы девиантного поведения: А) конформисты Б) Инноваторы В) Ритуалисты Г) Ретриатисты Д) бунтари 4. ОПАСНОСТЬ НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Для человека функциональные нарушения отдельных органов и организма в целом, стойкие неврологические и психические расстройства (резкая смена настроения, ухудшение памяти, страх, безответственное поведение) деградация личности отрицательное влияние на репродуктивную систему обоих полов. Разрушение семьи негативное влияние на потомство. Рождение умственно отсталых детей, учащение выкидышей, мёртворождений Для общества семейные и трудовые конфликты распад семей сокращение продолжительности жизни- рост смертности рост преступности (кражи, насилие) снижение интеллектуального уровня общества увеличение несчастных случаев 5. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: А) понятие б) составляющие ЗОЖ: питание, двигательная активность, режим дня и отдыха, прогулки на свежем воздухе, психоэмоциональное и социальное самочувствие

Читайте также:  Какой метод лучше для лечения алкоголизма

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ Поведение индивида отклоняющееся девиантное поведение, кото­рое не согласующееся с социальными нормами, не соответствующее ожиданиям, мо­ральным и правовым требованиям общества поведение, нарушающее писаные и неписанные социальные нормы негативное позитивное поведение, связанное с нарушением общепринятых норм, противоречие с социально одобряемыми образцами девиация в сторону максимально одобряемого поведения, поведения, не соответствует среднему, массовому уровню, значительно превосходит его (героизм, новаторство, трудовой энтузиазм и пр.) О Т К Л О Н Е Н И е абсолютное относительное нарушение норм, справедливых для всех без исключения членов общества (воровство). действия, не соответствующие ожиданиям лишь некоторых индивидов или некоторых социальных групп (субкультуры). делинквентное нарушение особо значимых для общества норм, которые закреплены законодательством наркомания алкоголизм преступность Аддиктивное поведение (Зависимость)

Причины отклоняющегося поведения биологические психологические социологические Концепция аномии Теория стигматизации Наследование умственной недостаточности, Наследование аномальных черт характера, Наследственность, обусловленная алкоголизмом родителей. Неправильного воспитания в семье: безнадзорность; эмоциональное отвержение; воспитание по типу «Золушки»; воспитание в условиях жестких взаимоотношений; воспитание по типу «кумира семьи» и т.п. Негативный жизненный опыт: насилие, стрессовые события и прочее. Попадание в неблагоприятную среду, окружение: распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих Жизнедеятельность людей Девиация определяется не поведением или конкретным проступком, а групповой оценкой, применением другими Людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установ- Ленных норм

Типы девиантного поведения конформисты Инноваторы Ритуалисты бунтари Ретриатисты Отношение к ценностям и нормам, выбор средств примеры Придерживаются общепринятых ценностей и установленных средств Придерживаются социально принятых ценностей, но используют незаконные средства для их достижения Придерживаются общепринятых ценностей и установленных средств. нет ощущения смысла ценностей, направлявших их действия не принимают ни доминирующих ценностей, ни санкционированных средств их достижения Отвергают существующие ценности и нормативные средства, но активно желают утвердить новые ценности и преобразовать социальную систему наркоманы, самоубийцы революционеры изобретатели индивид Индивид в группе Формы приспособления Социально одобряемые цели Институционализированные средства конформность + + инновация + _ ритуализм _ + ретритизм _ _ мятеж +_ + _ Тип девиантного поведения

ОПАСНОСТЬ НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Линии сравнения Алкоголизм (от араб. alkohl — тонкий порошок) Наркомания (от гр. narkotikos — одурманивающий, mania- безумие, страсть) определение заболевание, обусловленное систематическим злоупотреблением спиртными напитками, результат которого- отрицательное воздействие на здоровье и поведение заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, подлежащих контролю РФ опасность для человека функциональные нарушения отдельных органов и организма в целом, стойкие неврологические и психические расстройства (резкая смена настроения, ухудшение памяти, страх, безответственное поведение) деградация личности отрицательное влияние на репродуктивную систему обоих полов. Разрушение семьи негативное влияние на потомство. Рождение умственно отсталых детей, учащение выкидышей, мёртворождений опасность для общества семейные и трудовые конфликты распад семей сокращение продолжительности жизни- рост смертности рост преступности (кражи, насилие) снижение интеллектуального уровня общества увеличение несчастных случаев негативное влияние на качество генофонда нации

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья и профилактику болезней Составляющие ЗОЖ

источник

Девиантное поведение Следствие девиации Сле д стсви я девиации Особенности отдельных форм девиантного поведения Преступность Алкоголизм Наркомания Суицид. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемТарас Манихин

Презентация на тему: » Девиантное поведение Следствие девиации Сле д стсви я девиации Особенности отдельных форм девиантного поведения Преступность Алкоголизм Наркомания Суицид.» — Транскрипт:

3 Девиантное поведение Следствие девиации

4 Сле д стсви я девиации Особенности отдельных форм девиантного поведения Преступность Алкоголизм Наркомания Суицид

5 Термин отклонение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Под девиантным (лат. Deviatio — уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

6 ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры.

7 Алкоголизм. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50 % всех разводов также связано с пьянством.Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50 % всех разводов также связано с пьянством.

8 По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 90% наркоманов приобретают эту болезнь в возрасте до 20 лет. Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков — жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием.

9 Суицид — намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцируемом суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже летние дети.

10 Девиантное поведение подростков.. Намеки или упреки окружающих но поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными.

11 Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в лет у мальчиков ив лет у девочек.

источник

Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.

Тема «Отклоняющееся поведение» (1 урок)

Тип урока: урок изучения нового.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о понятиях «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение».

Задачи урока:

  • образовательная: раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», рассмотреть его отдельные формы, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения;
  • развивающая: развивать умения работать с текстом в учебнике, выбирать главное, делать несложные выводы;
  • воспитательная: воспитывать интерес к здоровому образу жизни;
  • коррекционная: коррекция логического мышления на основе установления причинно-следственных связей.

Оборудование : учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013., презентация, карточки с заданиями.

Основные понятия: социальные нормы, отклоняющееся поведение, наркомания, алкоголизм.

I. Орг. Момент.

  • Будем думать, анализировать.
  • Будем работать с учебником.
  • Будем строить кластер.
  • Будем выполнять задания.
  • Будем делать записи в тетради.

Речевая разминка.

II. Актуализация знаний

Организует беседа с учащимися по вопросам:

– Что такое социальные нормы? (Ответ. Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения.) (Слайд 1)

– Скажите, какими способами общество может регулировать поведение людей?

(Ответ: способы регулирования поведения:

  1. дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  2. предписание – указание на требуемое действие.
  3. запрет – указание на действия, которые не следует совершать. (Слайд 2)

Задание. Определите, к какому виду социальных норм относится?

  1. Ставить елку на Новый год.
  2. Платить налоги государству.
  3. Недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или в качестве полотенца для сильно испачканных рук.
  4. Президент РФ избирается всенародным прямым голосованием.
  5. Правоверный мусульманин обязан 5 раз в день совершать намаз.
  6. Отмечать 7 января Рождество, а на Пасху красить яйца и печь кулич.
  7. Переходить улицу нужно сначала посмотрев налево, а потом направо.
  8. Не ввозить наркотики в другие страны.
  9. Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
  10. Нельзя играть со спичками и зажигалками.
  11. Гражданин имеет право участвовать в голосовании с 18 лет.

– Как осуществляется социальный контроль?

– Какую роль в нем играют санкции?

— Соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

– А, ЭТО поведение можно назвать социальной нормой? (Слайд 3)

— Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, называется ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ. (Слайд 4)

— Тема сегодняшнего урока «Отклоняющееся поведение». (Слайд 5)

  1. Отклоняющееся поведение.
  2. Алкоголизм, наркомания.
  3. Причины отклоняющегося поведения.

III. Изучение нового.

Работа с учебником. Учащиеся на протяжении урока составляют кластер.

  1. Отклоняющееся поведение

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – это поведение, которое не согласуется с социальными нормами.

— Учёные изучали отклоняющееся поведение школьников. Они задавали пятиклассникам и десятиклассникам вопрос: Какие формы отклоняющегося поведения наиболее распространены среди ваших сверстников? Ответы учащихся приведены в графическом виде.

— Сделайте выводы о результатах опроса.

— Как бы вы сами ответили на этот вопрос? Свой ответ обоснуйте.

— Приведите свои различные при­меры отклоняющегося поведения.

  1. Перешел улицу на красный свет.
  2. Развел костер в неположенном месте.
  3. Публично оскорбил пожилого человека.
  4. Нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д.

Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы, характеризуя….

Про­явления отклоняющегося поведения:

  • на уровне личности (подросток стал заядлым курильщиком)
  • малых группах (пьющие родители перестали заботиться о детях)
  • на уровне государства (чиновник вымогает взятку)

Каковы последствия отклоняющегося поведения?

  • не причиняет вреда обществу
  • причиняет вред обществу
  • причиняет вред и человеку и обществу
  • Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм и наркомания.

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 208-210 и ответьте на вопросы.

  1. Как возникает алкоголизм?
  2. Какое влияние оказывает алкоголь на организм?
Читайте также:  Название препаратов для кодирования от алкоголизма список

(Материал на стр. 209 «Мнения»)

  1. Каковы социальные последствия алкоголизма?

(Материал на стр. 210 «Факты»)

  1. Чем наркомания отличается от алкоголизма?
  • У подростков, молодых людей риск развития алкогольной за­висимости оказывается в 1,5 раза выше, чем у людей в возрасте 30—35 лет.
  • У девушек и женщин зависимость от алкоголя формируется быстрее, чем у юношей и мужчин.
  • В последнее время врачи и педагоги с тревогой говорят о распространении пивного алкоголизма у школьников 12—14 лет.

Любителям пива

Помните, что пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Во-первых, общее количество алкоголя после огромных порций пива достаточно велико: 0,5 литра пива соответствует 60—80 граммам водки. Во-вторых, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют, стенки желудка от пива растягиваются. И в-третьих, обратите внимание на наблюдение немецкого психотерапевта Э. Крепелина: 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно и много пили пиво.

  • У 25—30-летних родителей, пробовавших в 15—16-летнем воз­расте наркотики, риск рождения ребёнка с физическими или психи­ческими отклонениями повышается в 2—3 раза.
  • Эффективность лечения наркомании, даже с использовани­ем самых современных методик, очень невелика — всего 15—20% (т. е. удаётся вылечить одного-двух человек из десяти).

3. Причины отклоняющегося поведения.

  • Человек не думает о негативных последствиях и своём будущем.
  • Молодые люди переоценивают свою силу воли
  • Склонность к риску у молодёжи.
  • Нежелание отставать от других.
  • Неблагополучные семьи
  • Переоценка жизненных ценностей
  • Стремление любыми (асоциальными) способами достичь цели.

III. Закрепление.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Социальные нормы, отклоняющееся поведение.

  • Правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения – это ….
  • Поведение, которое не согласуется с социальными нормами – это ….
  • Как может проявляться отклоняющееся поведение?
  • Каковы последствия отклоняющегося поведения?
  • Отклоняющееся поведение, которое причиняет вред и человеку и обществу – это ….
  • Почему люди так делают?

Задание 2. ПРОЧТИТЕ И ПОДУМАЙТЕ.

Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

2. Русский психиатр Павел Иванович Ковалевский (1847—1923) говорил: «Пьянство есть величайшее зло для человека, общества и государства». Постарайтесь объяснить, в чем заключается это зло: а) для человека; б) для общества; в) для государства.

3. Бенджамин Франклин писал: «Трезвость кладет дрова в печку, мясо — в кастрюлю, хлеб — на стол, деньги — в кошелек, силу — в тело, одежду — на спину, ум — в голову, довольство — в семью». Как Вы это понимаете?

Задание 3. ПОПЫТАЙСЯ ПОСПОРИТЬ.

• Не обязательно становиться наркоманом, можно только попробовать и прекратить.

• Многие потребляют наркотики и ничего — живы.

• Пить да гулять, добра наживать (старинный тост).

• Нужно принять закон, запрещающий пьянство.

Задание 4. РЕШИТЕ ПРОБЛЕМУ.

Четверо друзей из одного двора решили встреться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей, Михаил что-то долго копался в своей комнате, наконец вышли на улицу. «А я что-то для вас припас», — гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» — восхитился Андрюха. Сережа смутился, а Сашка решительно заявил «……………………..» Напишите, какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного.

IV. Обобщение. Итог урока.

  1. Рефлексия. У каждого ученика лист с двумя шкалами.

— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

— А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.

Скачать презентацию можно здесь.

Скачать конспект урока можно здесь.

источник

В презентации представлены причины и мотивы девиантного поведения подростков и методы их коррекции.

Девиантное поведение подростков.

Классный руководитель: Писарова Е.М.

Интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения «нормативного» поведения школьников приняла устойчивый характер в большей степени благодаря тому, что была прекращена деятельность общественных организаций.

поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали.

Девиантное поведение подростков.

Девиантное поведение подростков– следствие неудачного процесса социализации личности.

Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется

у них уже за пределами 18-летия.

Причины подростковой девиантности.

  • причины, связанные с психическими расстройствами;
  • причины социального и психологического характера;
  • причины, связанные с возрастным кризисом.

Причины девиантного поведения:

  • нарушения в становлении, формировании и развитии личности;
  • влияние социокультурных особенностей;
  • влияние образа жизни семьи и семейных отношений
  • изменения, обусловленные взаимодействием с окружением;
  • подростковый кризис;
  • членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм;
  • влияние средств массовой информации, пропаганды сексуальной распущенности;
  • влияние мира компьютерных игр;
  • размывание понятия благородства.

Классификация девиантного поведения.

противоречащее правовым нормам

уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм

отклоняющееся от медицинской и психологической нормы

  • Хулиганство
  • Кражи
  • Грабежи
  • Вандализм
  • Физическое насилие

  • Бродяжничество
  • Агрессивное поведение
  • Субкультуры.

  • Наркозависимость.
  • Компьютерная зависимость.
  • Анорексия.
  • Суициды.

  • Удовлетворение любопытства
  • Выражение независимости
  • Уход от чего-то гнетущего
  • Достижение полного расслабления
  • Достижение «ясности мышления»
  • Поиск новых ощущений.

  • Для молодёжи алкоголь средство раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.
  • На формирование алкоголизма влияет несколько фактора:
  • 1.Наследственные факторы
  • 2. Характер
  • 3.Индивидуальные свойства личности
  • 4. Особенности окружающей среды

Причины суицидного поведения:

  • Потеря любимого человека.
  • Переутомление.
  • Уязвлённое чувство собственного достоинства.
  • Употребление психотропных средств.
  • Состояние аффекта в форме агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над самим собой.
  • Проблемы в отношениях с родителями.
  • Трудности, связанные со школой.
  • Проблемы взаимоотношений с друзьями.

Характерологические черты несовершеннолетних преступников:

  • Эмоциональная неуравновешенность
  • Тщеславие
  • Нечувствительность к страданиям других
  • Упрямство
  • Агрессивность.
  • Насильственные правонарушения совершаются потребностями самоутверждения, недостатками воспитания.

Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении подростка с девиантным поведением теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.

Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.

Основные методы коррекции девиантного поведения:

  • Коррекция эмоционального состояния.
  • Наказание.
  • Контроль за потоком информации, содержащей сцены насилия, жестокости.
  • Контроль за пребыванием несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей.
  • Формирования позитивного

источник

Девиантное
поведение:
причины, сущность,
профилактика
Анисимова М.В. Педагог­психолог
«Старооскольский агротехнологический техникум»
ОГАПОУ

Детство, как почва, в которую падают
семена.
Они крохотные, их не видно, но они есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и
яркими цветами, некоторые –
хлебными колосьями,
некоторые ­ злым чертополохом.

В. Солоухин «Камешки на ладони»

Девиантное поведение – отклонение от
норм, правил. Совершение поступков,
которые противоречат социальным
нормам.
Это поведение, которое не согласуется с
общественными нормами.
Социальные нормы – это определенные
правила, образцы поведения приписывающие
то, что человек должен делать в конкретных
ситуациях.

Отклоняющееся поведение ­ это чаще всего
попытка уйти из общества, убежать от
повседневных жизненных проблем и невзгод,
преодолеть состояние неуверенности и
напряжения
определенные
через
компенсаторные формы.

Классификация девиаций по В.Д. Менделевичу
(по видам взаимодействия с реальностью)
•Приспособление (норма)
•Противодействие реальности
•Противостояние реальности
•Уход от реальности
•Игнорирование реальности

 причины, связанные с психическими и
психофизиологическими
расстройствами
 причины социального и психологического
характера
 причины, связанные с возрастными
кризисами

Причины
Причины
девиантного поведения
девиантного поведения
•низкая устойчивость к психическим перегрузкам и
стрессам;
•неуверенность в себе, низкая самооценка,
завышенные требования к себе;
•трудности в общении со сверстниками в школе и на
улице;
•чрезмерная зависимость от друзей, стремление к
подражанию приятелям;
•навязчивые формы поведения; азартная и
компьютерная игромания;
•отклонения в поведении в связи с травмами,
заболеваниями, мозговая патология;
•принадлежность к неформальным объединениям;

Причины
Причины
девиантного поведения
девиантного поведения
•наследственность (алкоголизм, наркомания), явное
неблагополучие в семье;
•способ самоутверждения;
•защита от беспомощности, тревоги;
•стереотипы поведения, ориентация на «лидеров»;
•устойчивый комплекс ценностных норм;
•неудовлетворённость своим положением в семье и в
учебном заведении;
•неосознанного переживания своей несостоятельности;
•внутренний конфликт между уровнем притязаний и
неуверенностью в себе;

Причины
Причины
девиантного поведения
девиантного поведения
•неудовлетворенность процессом обучения;
•сомнения в правильности выбора учебного заведения;
•трудности адаптации в новом коллективе (низкая
приспособленность, гибкость);
•высокий уровень тревожности;
•многочисленные личные проблемы;
•проблемы взаимоотношения с педагогами;
•проблемы взаимоотношения с товарищами по группе;
•конфликты в семьях, непонимание, неприятие старшими
ценностей подростков;
•невозможность, неумение организовать полноценный досуг;
•проблемы со здоровьем, низкая сопротивляемость организма,
высокая утомляемость, нервные перенапряжения;

Причины
Причины
девиантного поведения
девиантного поведения
•недостаток знаний родителей о том, как справляться
с трудными ситуациями;
•отставание в учебе;
•примеры насилия, жестокости, безнаказанности,
получаемые из СМИ;
•чрезмерная занятость родителей;
•обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
•повышенная коммуникативность детей;
•низкий уровень эмоционально­волевого контроля у
детей;
•неспособность детей сопротивляться вредным
влияниям;
•генетическая предрасположенность;

Причины
Причины
девиантного поведения
девиантного поведения
•неравномерность психофизического и полового
созревания;
•отсутствие навыков социального поведения;
•снижение культуры, интеллектуального уровня;
•масса свободного времени;
•влияние улицы;
•материальные трудности в семье (плохая
обеспеченность, безработица родителей);
•стремление получить сильные впечатления;
•повышенная возбудимость, неумение контролировать
свои эмоции и поведение.

Факторы риска:
деградация
и
1. Семья
•интеллектуальная
невоспитанность взрослых,
•эгоизм и низкий уровень нравственности семьи,
•тунеядство и пьянство,
•неправильное
семейного воспитания,
•снижение интереса к воспитанию,
•удручающий образ жизни,
•насилие над ребенком,
•раздоры, конфликты в семье.
родителями
понимание
роли

Характеристики семей, вызывающих
Характеристики семей, вызывающих
девиантное поведение детей:
девиантное поведение детей:
 семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые
заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное
поведение.
 семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями
непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние
одного из родителей, проявление насилия
семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к
ребенку;
 семьи с авторитарным воспитательным воздействием направленным
на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка;
 семьи с чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе
неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.

Факторы риска:
2. Наследственность ­ нарушения в физическом и
психологическом здоровье вследствие
конституционной предрасположенности:
•Поражение нервной системы при родах;
•Проблемы с психическим и физическим
здоровьем – разного рода психопатии;
•Физические дефекты;
•Наследственность – рождение от наркомана
или алкоголика

Факторы риска:
3. Проблемы в подростковом
возрасте
•Конфликтное отвержение со стороны сверстников;
•Вымогательства денег, давление, шантаж;
•Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы,
запугивания, унижения;
•Принуждение
совершать поступки
против воли

Факторы риска:
4. Отсутствие прочных социальных связей
•Негативное отношение учителя к ребенку высокой
степени выраженности;
•Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку
негативных характеристик;
•Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с
другими детьми;
•В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех
проблемах и трудностях;
•Чувство брошенности и ненужности

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
АНТИСОЦИАЛЬНОЕ
АСОЦИАЛЬНОЕ
АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ
противоречащее
правовым нормам
уклоняющееся от
выполнения
морально­
нравственных норм
отклоняющееся от
медицинской и
психологической нормы
противоречащее правовым нормамуклоняющееся от выполнения морально­нравственных нормотклоняющееся от медицинской и психологической нормы

источник