Меню Рубрики

Помощь от алкоголизма с помощью церкви

Алкоголизм и другие виды зависимостей: наркомания, игромания, табакокурение, вдыхание курительных смесей — к сожалению, стали приметой современного общества. Как ни надеялось человечество, что научный прогресс приведет к прогрессу нравственному, убьет социальные пороки, напротив, ХХ век, шагнувший вперед в техническом отношении, дал обществу самые страшные войны и болезни.

Духовная работа над собой — залог излечения от зависимостей. Они могут быть разными: от алкоголя, наркотиков, курения, компьютерных игр. В любой беде Господь и Его святые приходят человеку на помощь. Также помогают справиться с этим недугами при помощи церковных средств в Отдела епархий Церкви, в монастырях, при храмах.

Увы, в нашей стране зависимостями от алкоголя, наркотиков, табака и курительных смесей страдают многие люди. Они находят оправдание своим вредным привычкам: веселье или горе, скука или чрезмерная загруженность в работе. Непоправимый вред зависимость родителей наносит и детям: физический ли, если родители курят, психический ли, если ребенок постоянно наблюдает распитие алкоголя и последствия пьянства.

Если вы или ваши близкие начали употреблять наркотические средства или курительные смеси («легкие наркотики»), курите, употребляете алкоголь достаточно часто и вас тянет к нему вновь — обратитесь к лучшему средству избавления от зависимости.

Народное средство, духовное лекарство — это молитвы и молебны перед иконами
Божией Матери «Неупиваемая Чаша» от пьянства. Эта икона есть почти в каждом православном храме. Образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — одна из многих Ее икон. Но именно перед ней молятся о зависимых людях. Перед этим образом стали молиться страдающие недугом пьянства, возможно, поскольку на ней изображена Чаша — только вместо алкоголя, причины пьянства, в ней находится Божественный Младенец, исцеляющий людей от грехов и болезней. Эта икона была найдена чудесным образом два века назад и ученые по сей день не смогли установить ни ее происхождение, ни автора. На иконе пишется Божья Матерь с Младенцем Иисусом Христом. Особенность образа — Младенец Христос стоит в Причастной Чаше (потире) с воздетыми руками. Богородица, стоящая за Богомладенцем, также изображается в позе Оранты — Заступницы, то есть с поднятыми в молитве руками. Икона «Неупиваемая Чаша» символизирует Таинство Евхаристии — Причастия. Младенец в Чаше показывает, что причащающиеся во время Литургии православные христиане обретают благодать Божию.

Святой Матроны Московской. Матронушка, блаженная Матрона — святая, ушедшая к Богу недавно, в 1952 году. С рождения она была слепой, в 17 лет у нее отнялись ноги, но она не роптала на Бога за свои болезни, много молилась и с детства хотела помогать людям: вот почему еще ребенком она явила людям дар чудотворения. Еще живы видевшие ее люди, свидетели чудес этой, казалось бы, немощной женщины, обладавшей огромной духовной силой, дарованной ей Богом по ее молитвам и терпеливому перенесению скорбей. Молиться Матронушке могут сами страдающие от зависимости, а также их родные и близкие. Ведь зачастую человек не осознает или отрицает свой алкоголизм.

Святой Иоанн Кронштадтский, известный священник, служивший в начале века в Кронштадте — добрый пастырь и помощник в избавлении от пьянства. Помощь святого Иоанна еще при его жизни получали самые отчаявшиеся люди. Святого Иоанна Кронштадтского называли еще пасхальным батюшкой — он всегда радовался любым обстоятельствам жизни, даже свое горе поверял Богу и не роптал, но молился. Еще при жизни он творил дивные чудеса, будучи прославлен Богом за свою добродетельную жизнь, наполненную молитвами о нуждающихся, заботами о бедняках и алкоголиках, которых в портовом Кронштадте было много, проповедью и миссионерством. И сегодня свидетельствами о его помощи люди не перестают делиться устно, в печати и интернете. Молва об исцелениях от пьянства — тогда еще не было игромании и наркомании, — и помощи отца Иоанна шла по всей стране.

Известно, что по просьбам пьяниц, ради слез их жен и детей, отец Иоанн Кронштадтский молился к Богу и алкоголизм у человека исчезал навсегда. Но он не оставлял людей без внимания и совета. Для всех алкоголиков он создал правила, как бросить пить.

Главное в этом — молитва, говорил батюшка. Он сам составил молитву для алкоголиков, которую нужно говорить с крепкой уверенностью в Боге и решимостью не пить: «Отрекаюсь от тебя – пойло сатаны! Сочетаюсь с Тобою, Господи Иисусе Христе! Спаси меня, изнемогаю. Одолевает коварный и хитрый враг меня. Придай крепости, твердости и постоянства в моем чистосердечном решении освободиться от пьянства. Да будет воля Твоя!» Отец Иоанн советовал и дополнять эту молитву своими словами, от сердца, говорить с Богом, умолять его избавиться — или избавить вашего близкого — от пагубной зависимости.

Дальнейшие советы Иоанна Кронштадтского по лечению алкоголизма:

Не откладывать на потом, начать отказ и борьбу сразу.

Не надеяться только на себя, лечиться у врачей.

Контролировать себя, не давать послаблений даже в праздники, дни зарплат.
Если произошел рецидив — покаяться, вновь продолжить лечение и воздерживаться от алкоголя,
Разорвать связи с пьющими друзьями и компаниями,
Найти полезную для себя и других работу (или увлечение, помогать людям волонтерством) ,
Посещать богослужения в храме, причащаться Святых Христовых Тайн,
Искоренять в себе гордость и эгоизм, больше молиться и в искушениях всегда мысленно просить помощи у Бога.

Если вы сами пытаетесь выбраться из сетей зависимости, тоже подкрепляйте свои силы молитвой. Этот недуг коварен.

В трудных случаях можно посоветовать больным и их близким обращаться в группы помощи и реабилитационные центры, которые есть в каждой епархии Русской Православной Церкви при Отделах противодействия алкоголизму и наркомании.

Наиболее известными центрами реабилитации Церкви является сеть противодействия алкоголизму и наркомании «Обитель исцеления», которую возглавляет протоиерей Сергий Бельков. Эти центры расположены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на территории Выборгской и Петербургской епархии. Центры находятся у Коневского Рождество-Богородичного монастыря и в Александро-Невской лавре. При желании воспитанники могут жить или бывать в монастырях.

Воспитанники центров регулярно участвуют в церковных богослужениях и трудотерапии, живут на свежем воздухе, общаются со священнослужителями и психологами. Многие обретают новые профессии. Существуют отдельные центры для алкоголиков и наркоманов, а также для женщин, имеющих зависимости.

По завершении терапии излечившихся будут поддерживать встречи групп реабилитантов; кроме того, при центрах существуют группы встреч анонимных алкоголиков.

Молиться о больных недугом алкоголизма и находящихся в других зависимостях могут они сами, их близкие или знакомые.

Известно, что при пьянстве и употреблении наркотиков присутствует нежелание признать зависимость, самооправдание и даже агрессия. Тогда о человеке обязательно должны молиться близкие: ведь даже если вы силой, шантажом, угрозами приведете его к наркологу, он скорее всего откажется выполнять предписание и лечиться или после лечения в больнице вновь вернется к своему образу жизни. Призовите Божию благодать на больного: молитесь о нем сами, подавайте записки в церкви о его здравии, помечая в записке «болящего (имя в родительном падеже)»

В некоторых сферах деятельности лечение у нарколога означает увольнение. А больной отказывается избавляться от зависимости сам, отказывается и идти к врачу, не понимания или сознательно подвергая опасности себя и других людей. Здесь тоже поможет только молитва.

При недостатке финансов молитесь — часто хорошее лечение стоит дорого, духовное же лекарство можно применять бесплатно всегда и везде.

Известно, что врачи не дают точных прогнозов лечения от зависимости. Молитва поможет, поддержит духовно вас и вашего родного человека.

Молитвами святых Иоанна Кронштадтского, Матроны Московской и Пресвятой Богородицы да поможет вам Господь!

источник

Алкоголизм – один из самых страшных пороков современности. Некоторые отцы Церкви отождествляли «зелёного змия» со «змием древним», сыгравшим роковую роль в судьбе Адама и Евы. Спиртное – тот же самый искуситель, который приносит горе и разлад в семьи, погружает душу в пучину пагубных страстей, разрушает личность.

Самое страшное в алкоголизме то, что человек зачастую не осознаёт своей зависимости, а, значит, и не желает лечиться. Об этом ещё в IV веке писал святитель Иоанн Златоуст: «особенно тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной». И действительно, несколько «стаканчиков» спиртного по вечерам для многих людей стали нормой. А ведь без осознания проблемы и личного стремления к её искоренению избавиться от этого недуга очень сложно!

Тем не менее, спасительная ниточка есть – глубокая вера. Ибо именно по ней воздаётся в нашей жизни. Господь Бог всемилостив, и Он никогда не оставит в сложную минуту людей, нуждающихся в Нём. И даже если ваш близкий человек, запутавшийся в сетях пьянства, не захочет помолиться о своём спасении, это за него можете сделать вы. Сердечная молитва родственников также будет услышана – история знает немало исцелений от алкоголизма, случившихся по искренним просьбам к Господу родственников и близких людей больного. Общая молитва об избавлении от пьянства обращена к Всевышнему:

«Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имя) словесами Божественного Евангелия Твоего, читаемыми о спасении рабов Твоих сих (имя). Попали, Господи, терние всех согрешений их, вольных и невольных, и да вселится в них благодать Твоя, просвещающая, опаляющая, очищающая всего человека. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Бог готов принять и простить любого, кто искреннее раскается в своих грехах. И даже не смотря на то, что страсть к спиртным напиткам – это тяжкий порок, у православного человека всегда есть возможность исправиться и поменять свою жизнь. А чтобы ему было легче преодолеть пагубную привычку, Божественным провидением были явлены чудотворные иконы, молитва перед которыми помогает избавиться от пьянства. Самой известной из них считается образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша».

Икона Богоматери «Неупиваемая чаша» признана чудотворной. Она была явлена в 1878 году, при этом история происхождения образа и его автор до сих пор неизвестны. Удалось лишь установить, что икона является представителем византийской иконописи, а молитва перед ней помогает исцелиться от недуга пьянства, наркотической и никотиновой зависимостей. Чудотворений было так много, что рассказать о них обо всех невозможно. Вот лишь пара случаев из современной истории.

Исцеление молодого человека от алкоголизма

Летом 2002 года две сестры – Татьяна и Марина – отправились в паломничество во Владычный женский монастырь в г. Серпухов. Женщины хотели помолиться перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» за Алексея – сына Татьяны и племянника Марины. Юношу они взяли в поездку с собой. В тот период времени Алексей злоупотреблял алкоголем – пил каждый день. Кроме того, за превышение служебных обязанностей на молодого человека завели дело. Во время литургии несчастные женщины со слезами молились Божией Матери перед Её иконой «Неупиваемая Чаша» — просили избавить непутёвого юношу от пристрастия к алкоголю и судебной тяжбы. Следствие длилось более 2 лет, и на протяжении всего этого времени Марина и Татьяна продолжали молиться Пречистой Деве. Их скорбный призыв был услышан: Алексея оправдали, он бросил пить. Женщины уверены, что через эти страдания они стали ближе к Богу и укрепились в вере.

Исцеление от пьянства и табачной зависимости

Николай, житель г. Салехард, на протяжении долгого времени испытывал тягу к алкоголю, много курил. Мужчина осознавал пагубность этих привычек, но был не в силах преодолеть их. В 2000 году ему случайно попалась заметка в одном из журналов о чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» из Владычного женского монастыря в Серпухове. Николай, не раздумывая, отправился в паломничество, где усердно молился Богородице об исцелении от алкоголизма. Вернувшись в родной город, мужчина понял, что к спиртному его больше не тянет. Он не пил ровно год.

Однако, как сейчас признаёт мужчина, пьянство и табачная зависимость не были единственными его грехами. У Николая была любовница, которая при встрече предлагала мужчине выпить. И однажды он не устоял: сначала чуть-чуть, по рюмочке вина, затем всё больше и больше. В один день Николай понял, что все его прегрешения связаны между собой. И чтобы очиститься, надо раскаяться не только в пьянстве и страсти к никотину, но и в прелюбодеянии. Мужчина разорвал отношения с любовницей, принял пост и в 2002 году повторно отправился в паломничество к иконе «Неупиваемая чаша». С тех пор минуло уже больше 10 лет: Николай не пьёт и не курит (хотя был зависим от табака более 20 лет!), чувствует себя намного лучше, смог восстановить гармонию в семье.

  • Владычний Введенский женский монастырь (Серпухов);
  • Серпуховской Высоцкий мужской монастырь (Серпухов);
  • Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове (Москва),
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Архангельское-Тюриково (Москва);
  • Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе (Москва);
  • Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь (Саранск);
  • Церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в Старо-Знаменском (Краснодар).

«О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в несконча-емые веки веков. Аминь».

Православные Святые являются нашими помощниками при общении с Господом. Обращенные к ним молитвы они доносят до Всевышнего и являются заступниками человека в «небесной канцелярии». Среди сонма Божиих угодников есть и такие Святые, которые помогают в борьбе с алкоголизмом.

Блаженная Матрона Московская – излюбленная русским народом Святая, великая чудотворица и скорая помощница в любой беде. От рождения слепая, она не ожесточилась на превратности судьбы, но напротив посвятила себя служению Господу и людям. Перед её иконами можно молиться обо всём, что тревожит душу и тело, в том числе и об исцелении от недуга пьянства. Свидетельств о полученной по таким молитвам помощи тысячи! Вот лишь некоторые из них.

Читайте также:  Что лучше кодировка или таблетки от алкоголизма

Исцеление от алкоголизма и спасение от суицида

Женщина, пожелавшая остаться неизвестной, поведала удивительную историю о страшной болезни, вере и чудесном выздоровлении. Её муж был алкоголиком, и супруга 5 раз кодировала его от этого страшного пристрастия. Но мужчина держался 2-3 года, а затем всё начиналось заново – пьянки, ссоры, скандалы. В 2007 году он перешёл «чёрту»: напившись до полностью невменяемого состояния, мужчина попытался повеситься. К счастью, его удалось поймать уже с петлёй в руках, отвезти в клинику и снова закодировать. Но спустя некоторое время весь ужас повторился снова: бутылка, разговоры и смерти, попытка суицида.

Несчастная жена алкоголика поняла, что помощи ждать больше неоткуда – в её случае медицина бессильна. Тогда женщина обратилась к Господу. Она слезно молилась Ему и Матроне Московской. Ходила в храм, много часов проводила подле иконы Святой, писала записочки, постоянно вела с ней внутренний диалог. Женщине даже удалось привести мужа в храм. В тот момент он, пребывая в редкой минуте ясного сознания, приложился к мощам блаженной старицы и искренне попросил её об исцелении от пьянства. Но продолжал пить.

Однажды он вернулся домой в ужасном состоянии и снова начал готовить себе петлю. Супруга зажгла свечу и надела мужу на шею небольшой образок с ликом Матушки Матроны – она купила его в храмовой лавке. Внезапно ещё минуту назад буйный алкоголик успокоился, пришёл в себя и лёг спать. Утром он встал другим человеком! Никаких разговоров о суициде, никакой бутылки. Позже мужчина ещё 3 раза пытался пробовать алкоголь – но каждый раз ему становилось дурно: «Хочу выпить, и не могу. Противно!». С тех пор он не пьёт совсем.

Матушка Матрона помогла мужчине избавиться от тяги к алкоголю

Сальникова Людмила из Москвы засвидетельствовала помощь в борьбе с пьянством, полученную по молитвам перед иконой Матроны Московской. Её муж злоупотреблял алкоголем, причём так, что иной раз возвращался домой и не помнил, где был до этого и что делал. Периодический он переставал пить, но потом срывался и уходил в запой. Мужчина не ходил не работу, не отвечал на звонки, не появлялся дома. В один из таких периодов Людмила пришла к Матроне Московской и несколько часов провела в слёзной молитве. Уходила она от Святой успокоенная.

Чудо случилось очень быстро – дома Людмила нашла своего супруга. Его избили, обокрали, но мужчина смог добраться до квартиры. С утра женщине показалось, что её мужа подменили – с тех пор он не выпил ни капли спиртного, стал ходить в храм и читать благодарственные молитвы Матроне.

Исцеление от пьянства молодого парня (свидетельство о помощи, присланное в газету «Аргументы и факты»)

Татьяна Ивановна рассказала о сыне своей соседки. Молодой парень, красивый, не глупый попался на «крючок» алкогольной зависимости. Однажды он напился так сильно, что едва не погиб. Родители пытались лечить сына: кодировали, отдавали в реабилитационные центры, ходили к психологам. Всё было без толку. И тогда Татьяна посоветовала своей соседке сходить к Матроне. Женщина отправилась в храм и долго молилась перед иконой Святой. С тех пор минуло 7 лет, в течение которых юноша не выпил ни одной капли алкоголя.

  • Образ из Покровского женского монастыря на Абельмановской заставе (там же покоятся и мощи Святой);
  • Икона Матроны из часовни на Даниловском кладбище в Москве, где была погребена Святая;
  • Образ из церкви Святого Григория Неокесарийского в Дербицах;
  • Икона, частица мощей и рубашка Святой из храма Святителя Мартина Исповедника.

Также можно обращаться к Святой Матроне с молитвой об избавлении от пьянства перед ее иконой в храме Казанской иконы Божией Матери в Балезине (Удмуртия) – образ этот начал мироточить в 2013 году и был признан чудотворным.

«О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь».

« Святая праведница матушка Матрона! Всем людям ты помощница, помоги и мне в беде моей (…..). Не оставь меня помощью и заступничеством своим, моли Господа о рабе Божьем (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

«Блаженная старица Матрона, заступница наша и просительница перед Господом! Смотришь ты своим взором духовным и в прошлое и в будущее, все открыто тебе. Вразуми раба Божьего (имя), дай совет, покажи путь к решению проблемы (….) Благодарю тебя за помощь твою святую. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Святого праведного Иоанна Кронштадтского почитают как великого чудотворца не только в России, но и в Европе, Америке и даже Индии. В годы своей земной жизни он проводил проповеди, которые нередко длились по 12 часов и собирали по 6 тысяч слушателей. За праведную жизнь Иоанн был вознагражден божественным даром исцелять людей. При жизни на глазах тысяч очевидцев он словом и верой избавлял страждущих от пьянства и других пагубных зависимостей. Сам Святой говорил о грехе алкоголизма так: «С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека… Чем же изгнать беса пьянства? Молитвою и постом. ». Сегодня праведный Иоанн Кронштадтский охотно откликается на призывы несчастных о помощи в борьбе с тягой к «зелёному змию».

Одно из самых трогательных свидетельств о чудотворной силе Святого было опубликовано на официальном сайте Храма Иоанна Предтечи в Сокольниках (патриаршее подворье). Оно было получено от старика, который встречался с Иоанном Кронштадтским ещё в его земные годы. Мужчина вспоминает: «Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз батюшку». На тот момент у молодого человека была семья и двое детей. Но он не ценил этого: много пил, мало работал. В доме постоянно царил голод, супруга и детишки перебивались с хлеба на воду. Жена даже была вынуждена ходить по миру и просить милостыню. Жили они в небольшой деревянной избе. И вот однажды автор этого рассказа пришёл домой одурманенный алкоголем и увидел, что в его скромном жилище некий молодой священник сидит. На руках у батюшки — его сынишка слушает ласковые речи гостя. Священником тем был Иоанн Кронштадтский.

Старик вспоминает, что тогда его поразил облик Святого. Умиротворенный, светлый. Глаза его добрые и серьёзные, точно в самое сердце смотрели и всё насквозь видели. Ремесленнику вдруг стало очень стыдно за себя: «Опустил я глаза, а он смотрит прямо в душу. Начал говорить…. О том, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий…». Мужчина вспоминает, что Иоанн ни в чём его не винил, не поучал, даже наоборот – оправдывал. Да только ему не до оправданий в тот момент было – ком к горлу подошёл, глаза защипало. Святой ушёл, а автор рассказа провёл несколько часов в тяжёлых мыслях. С той дивной встречи он больше не пил: «И вот с тех пор я человеком стал».

  • Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (Санкт-Петербург);
  • Мемориальная квартира святого Иоанна Кронштадтского (Санкт-Петербург);
  • Храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского (Санкт-Петербург);
  • Храм Преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе (Москва);
  • Храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине (Москва);
  • Храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского на Варшавке (Москва);
  • Церковь Иоанна Кронштадтского (Брянск);
  • Храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского, п. Березник (Архангельская обл.).

«Господи, призри милостиво на раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь.»

«О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведне, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует.О святче Божий, помози нам веру православную непорочно соблюсти и заповеди Божий благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя.Ещё молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, отечеству же нашему мир и процветание в Правде Божией испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Немже живем, и движемся, и есмы, и пребудем во веки. Аминь».

До принятия христианства и мученической смерти за веру в Единого Бога Вонифатий был рабом у богатой и знатной жительницы Рима Аглаиды. Этот период жизни Святого отмечен множественными пороками: с Аглаидой они состояли в греховной связи и ежедневно злоупотребляли вином. При этом и доброе начало в Вонифатии и его незаконной сожительнице было сильно: они всегда милостиво помогали нищим, откликались ко всем, кого постигало горе.

И однажды молодые люди поняли, что им необходимо поменять свою жизнь. Очиститься от греха, начать всё заново, стать праведниками. Аглаида узнала о том, что если поместить в доме мощи христианских мучеников, усердно молиться подле них, то можно снискать прощение Всевышнего и спасение своей души. И тогда Вонифатий оправился на Восток. В это время там шли ожесточенные гонения на христиан, и мужчина хотел с благоговением принять мощи одного из мучеников, чтобы потом чтить его как небесного покровителя.

Святой приехал в Тарс (Киликия) и отправился на главную городскую площадь, где язычники измывались над последователями Христа. Вонифатий был потрясен зрелищем, которое открылось его глазам: людей били, терзали крюками, растягивали на дыбе, унижали. Он вглядывался в лица мучеников и видел в них спасительный свет – непоколебимую веру в Господа. Тогда Святой кинулся к ногам терзаемых людей, начал лобзать их и во всеуслышание прославлять Бога и христианскую веру. За это язычники схватили Вонифатия и начали мучить: били со страшной силой, отдирали плоть от кости, под ногти вонзали острые игры, а в довершение залили в горло кипящее олово. Но уверовав во Христа, Святой оставался невредим. Тогда ему отрубили голову.

Когда Аглаида узнала о трагической смерти своего возлюбленного и его мучениях, она приказала найти его останки и принести к ней. Ночью к девушке явился Ангел и велел с почестями втретить мощи Святого Вонифатия – они прибыли на следующий день. Аглаида исполнила указ, раздала своё имущество бедным, погребла мощи возлюбленного и на этом месте возвела храм.

Позже люди стали замечать, что охотнее всего Вонифатий откликается на просьбы о спасении души от пьянства и прелюбодеяния. Это были прижизненные пороки Святого, которые он искупил своей мученической смертью. А сегодня каждый из нас может искупить их усердной молитвой перед его иконами.

  • Храм свт. Николая на Преображенском кладбище б. Никольского единоверческого монастыря (Москва);
  • Храме Живоначальной Троицы на Грязях (Москва);
  • Церковь Мученика Вонифатия при областной психиатрической больнице (Москва);
  • Строящийся храм во имя святого мученика Вонифатия (Новосибирск).

«О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие! Ко твоему заступлению ныне прибегаем, молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостиво услыши нас. Виждь братию и сестры наша, тяжким недугом пианства одержимыя, виждь того ради от матере своея, Церкве Христовой и вечнаго спасения отпадающия. О святый мучениче Вонифатие, коснися сердцу их данной ти от Бога благодатию, скоро возстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Его же ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвение и целомудрие, да поможет Своею десницею трезвящимся спасительный обет свой до конца сохранити во дни и нощи, о нем бодрствующе и о нем добрый ответ на Страшнем Судилище дати. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, от пианиц оставленных, всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царстве Небесное. сПокрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушные мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам к Отечеству нашему любовь нелицемерную и непоколебимую, пред врагами Церкве святыя видимыми и невидимыми силу непобедимую, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь».

Николай Угодник – один из самых прославленных чудотворцев, молитва которому помогает при любых бедах, в том числе и в борьбе с недугом пьянства. Почти в каждом православном храме мире есть икона Святого, а о его помощи существует множество свидетельств. Вот лишь немногие из них.

Читайте также:  Укол в печень от алкоголизма последствия

Мужчина навсегда бросил пить

Екатерина Дмитриева из Москвы рассказала о том, как молитва Николаю Угоднику спасла её мужа от алкоголизма. Случилось это в 1996 году на Пасху. Тогда супруг Екатерины часто выпивал и пришёл чудовищно пьяным в храм прямо в светлый день Воскресения Христова. Женщине было стыдно за себя и за мужа. Она подошла к иконе Святого Николая Чудотворца и стала слёзно просить: «Святитель Николай, ты творишь чудеса, ты для меня уже сотворил чудо, отведи мужа моего от пьянства! Сделай чудо! Спаси его душу грешную! Помоги мне!». С тех пор минуло почти 20 лет. В семье Дмитриевых царит согласие и любовь, супруг Екатерины не притрагивается к бутылке.

Исцеление женщины от алкоголизма

Тамара живёт в Анталии, недалеко от Мир Ликийских. Раньше она злоупотребляла алкоголем, но сегодня признаётся в этом без стыда – победить порок ей помогла вера и усердная молитва Николаю Угоднику. Но несколько лет назад всё было иначе: женщина скрывала свою пагубную зависимость даже от подруг, ненавидела себя за то, что каждый день просыпается с головной болью, постоянно боялась, что кто-то увидит, как ночью она бежит за 15 бутылкой пива, а потом не может попасть ключом в замочную скважину… Однажды Тамара поняла, что прожигает свою жизнь. И тогда женщина обратилась к Богу. Она усердно молилась каждый день. И Господь услышал её молитвы – Тамара отправилась на экскурсию и очутилась в храме Николая Угодника в Демре. Женщина плакала у гробницы Святого, снова и снова молилась перед его иконами: «Если Боженьке угодно, просто хочу быть счастливой!». И чудотворец откликнулся на призыв несчастной – сначала она смогла усмирить страсть к «зелёному змию», потом встретила хорошего мужчину, вышла замуж и родила сына. Теперь Тамара не пьёт алкоголь – она счастлива.

Духовное перерождение, случившееся по молитвам Святому Николаю

Автор этого свидетельства пожелал остаться неизвестным – ему до сих пор стыдно за свою прошлую жизнь. У него была сильная страсть к алкоголю. Мужчина напивался каждый день и постепенно разрушал свою жизнь. Сначала от него ушла супруга, уволили с работы, а затем отказались родители. Мужчине некуда было идти, так как не осталось ни одного друга. Подавленный, измученный постоянными пьянками, в итоге он оказался в клинике для душевнобольных. Однажды на подоконнике в своей палате страдалец увидел молитвослов. Он открыл его, начал читать и уже не мог остановиться. В своих мысленных призывах отчего-то мужчина обращался именно к Николаю Угоднику – просил прощения, помощи в преодолении тяги к алкоголю, силы для продолжения жизни.

И чудо случилось – спустя несколько дней в клинику за автором этого рассказа приехали его родители. Он начал потихоньку «выкарабкиваться» из ямы, нашёл работу. Сегодня это успешный человек – глава семьи и руководитель отдела в крупной компании. Он уверен, что без помощи Николая Угодника никогда не смог бы вырваться из того ада, в который его загнал алкоголь.

  • Кафедральный собор храм Христа Спасителя;
  • Кафедральный собор Богоявления в Елохове;
  • Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне;
  • Храм Вознесения Господня на Гороховом поле;
  • Храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе;
  • Храм Святителя Николая в Бирюлеве;
  • Храм Святителя Николая в Ваганькове;
  • Храмы Святителя Николая, Успения Богородицы и Святителя Тихона, Патриарха Московского в Косине;
  • Храм Святителя Николая на Преображенском кладбище Б. Никольского единоверческого монастыря.

«О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Помощью в борьбе с недугом пьянства также прославились и другие православные Святые. Один из них – Моисей Мурин. Он проделал долгий и сложный путь от предводителя разбойничьей группы до обретения веры и принятия монашества. Жизнь Святого является образцом сильного духом человека, который смог преодолеть пагубные страсти (в том числе тягу к «зелёному змию») и стать праведником.

Нередко молитвы об исцеления от пьянства обращают и к Сергию Радонежскому. Известны даже случаи, когда заступничеством Святого исцелялись от этой пагубной привычки не только мирские люди, но и священнослужители, например диакон Иоасаф (1870-ые гг).

источник

Это заболевание доставляет страдания не только пьющему человеку, но и всем близким людям. Справиться алкогольной зависимостью можно в лечебницах, реабилитационных центрах, нередко практикуется лечение алкоголизма в монастырях и церквях. С применением каких методик происходит возвращение к нормальной жизни, насколько эффективна православная помощь – с этими вопросами предстоит разобраться.

Когда человек злоупотребляет спиртными напитками, у него развивается алкоголизм. Это заболевание, характеризующееся деградацией личности, разрушением здоровья, отличается психологической зависимостью в необходимости быть пьяным. Различают виды алкоголизма:

  • хронический – ежедневное употребление до полного опьянения;
  • запойный – алкоголик пьет без остановки несколько дней;
  • пивной – развивается при постоянном употреблении пива;
  • женский – трудноизлечимая форма болезни;
  • детский – приводит к серьезным проблемам развития.

Лечение алкоголизма – задача сложная, напрямую зависящая от человека. Алкоголезависимые люди часто не признают своей болезни, не желают менять жизнь. Запои вызывают:

  • развитие заболеваний сердца, печени, рака;
  • снижение работоспособности;
  • похмелье;
  • пренебрежение нравственными ценностями;
  • перемены во внешности – алкоголики выглядят старше своих лет;
  • нечистоплотность;
  • изменение поведения – агрессию, злость;
  • ухудшение материального достатка;
  • проблемы в семье;
  • нервные расстройства у близких людей.

Проблема алкогольной зависимости настолько серьезна, что ее занимаются государственные, общественные организации, частные клиники и приюты. Лечение алкоголизма практикуют в монастырях и церквях. К современным методам реабилитации относятся:

  • терапия медикаментозными препаратами, вызывающими неприятные симптомы при совместном употреблении с алкоголем;
  • детоксикация – очищение организма от продуктов распада спиртного.

Важный фактор эффективности лечения – желание человека измениться. Реабилитация пациентов, зависимых от алкоголя, выполняется при помощи:

  • метода Шичко;
  • психотерапии – групповой семейной, индивидуальной;
  • методики «12 шагов»;
  • коррекции образа жизни;
  • методов гипноза;
  • духовных бесед в церкви со священником;
  • трудовых послушаний в монастыре;
  • молитв;
  • таинств церкви;
  • поклонения иконам.

Алкоголезависимые люди могут получить помощь в специальных бесплатных центрах. В них можно восстановиться, избавиться от психологических, физических расстройств. Православный реабилитационный центр для алкоголиков может действовать при монастырях, церквях, общественных организациях. Основная особенность:

  • отсутствие медикаментозных методов лечения;
  • индивидуальный подход к человеку;
  • проведение реабилитации алкоголиков под контролем специалистов;
  • добровольное желание исцелиться.

Длительность восстановительного периода зависит от запущенности, тяжести заболевания. Зачастую такие центры располагаются в церквях, монастырях вдалеке от города, чтобы человек избегал нежелательных соблазнов. При этом важно, чтобы к нему для поддержки могли приезжать близкие люди – с ними тоже проводится работа. Программы курса реабилитации решают задачи:

  • психологической коррекции личности;
  • социальной адаптации алкоголезависимого;
  • восстановления трудовых навыков.

Лечение алкоголизма в монастырях и церквях проходит на добровольной основе. В процессе исцеления важную роль играет желание человека измениться. К сожалению, многие алкоголики не осознают необходимости возвращения к нормальной жизни. Родственникам приходится заниматься их принудительным лечением в частных клиниках, бесплатных государственных лечебницах. Помощь предполагает два этапа:

  • выведение из запоя – очистка организма от токсинов капельницами;
  • терапия, обеспечивающая отсутствие рецидивов, длительное воздержание от алкоголя.

В стационарах или амбулаторных условиях применяются такие способы лечения:

  • использование гипноза;
  • кодирование с помощью лекарств, которые при употреблении алкоголя вызывают неприятные симптомы;
  • психотерапия, когда больной не переносит медикаментозные препараты;
  • применение средств, действующих на участок мозга, ответственный за тягу к спиртному;
  • употребление препаратов, формирующих отвращение к алкоголю.

Совсем недавно существовала государственная практика принудительной помощи алкоголикам. Были медицинские вытрезвители, куда пьяного привозили с улицы и в течение суток приводили в чувство. Лечебно-трудовые профилактории по решению суда принимали людей на срок до трех лет. Там пациенты лечились под контролем врачей и при этом работали. Сейчас происходит медленное восстановление этих традиций:

  • создаются частные приюты для алкоголиков;
  • появляются государственные центры – аналоги вытрезвителей, где можно получить первую помощь, привести себя в порядок, выспаться.

Православная помощь алкоголикам имеет давние традиции. Служители церкви с Божьей помощью, молитвами, обращениями к иконам святых, духовными беседами, помогают справиться с пьянством. Чтобы попасть в реабилитационный центр для алкоголиков при монастыре, нужно обратиться в ближайшую епархию. Важно, чтобы место находилось недалеко от дома – для поддержки родственниками. Лечение должно быть добровольным, человек – верующим. Помощь алкоголикам при монастыре продолжается от полугода, включает:

  • изоляцию от мира, соблазнов;
  • тяжелый труд;
  • бытовые ограничения;
  • молитвы.

Важная особенность церковной помощи при алкоголизме – анонимность, ощущение дружелюбной атмосферы. Существуют две формы организации лечения. Одна из них – амбулаторная, которую используют православные общины и монастыри. Такая программа включает:

  • участие в богослужениях;
  • беседы со священником;
  • обет на отказ от алкоголя;
  • паломничество;
  • методику «12 шагов»;
  • цветотерапию;
  • консультации психологов, наркологов.

Лечение от алкоголизма в монастыре с проживанием отличается полным отрывом человека от пьющих друзей, привычной среды обитания. Главное, чтобы он не был атеистом и добровольно решил вылечиться. Алкоголику приходится привыкать к резкому изменению обстановки, новому распорядку. Размеренная монашеская жизнь включает:

  • работу на свежем воздухе;
  • духовные практики;
  • постоянные молитвы;
  • общение с людьми, имеющими такую же проблему;
  • наличие времени для размышлений о своей жизни;
  • правильное питание;
  • психологическую помощь священников.

Для лечения алкоголизма в монастырях и церквях медицинские препараты не используются. Этим занимаются только клиники и лечебницы, имеющие лицензирование. При хроническом алкоголизме назначается медикаментозное лечение, используют:

  • Кавинтон, расширяющий сосуды головного мозга;
  • Пирацетам, восстанавливающий память, внимание;
  • Никотиновую кислоту, улучшающую мозговое кровообращение;
  • Глицин, уменьшающий тягу к алкоголю;
  • витаминные комплексы, облегчающие общее состояние.

Реабилитация алкоголиков в монастыре помогает человеку избавиться от страха перед возвращением к привычному порядку. Этому способствует труд, здоровый образ жизни, общение с людьми, избавившимися от пагубной привычки. Социальной реабилитации в условиях монастыря, церкви помогают:

  • обретение состояние покоя;
  • преодоление страха перед будущей жизнью;
  • формирование нравственных ценностей;
  • изменение отношения к жизни;
  • обретение уверенности;
  • постановка новых целей;
  • понимание необходимости здорового образа жизни.

Эффективное лечение алкоголизма включает оказание психологической помощи. Реабилитация алкоголиков в монастыре происходит с использованием таинств и обрядов, бесед со священниками. Церковь лечит при помощи:

  • молитвы;
  • Таинства Покаяния;
  • постов;
  • Таинства Причастия;
  • акафиста Богородице;
  • молебнов великомученику Вонифатию от пьянства;
  • чтения Псалтыря о здравии;
  • таинства Соборования.

Многие люди, пристрастившиеся к алкоголю, бросают работу, их не интересуют материальные блага, содержание семьи, – остается необходимость добыть спиртное. Программе реабилитации монастырей важную роль играет трудовая деятельность, помогающая вернуться к привычной жизни, оставить мысли о пьянстве, восстановить утраченные навыки. Начинается существование по распорядку монахов, который включает:

  • ранний подъем;
  • четкий режим дня;
  • тяжелый физический труд на свежем воздухе;
  • приобретение профессии;
  • возможность видеть результаты своей работы.

Поскольку, кроме лечения алкоголиков, в монастырях практикуется работа с членами их семей, важный момент – месторасположение недалеко от дома. Религиозную общину удобно выбрать, обратившись в храм поблизости. Можно пройти реабилитацию в монастырях Ленинградской области, недалеко от Москвы, небольших городов. Важные моменты:

  • существование программы восстановления;
  • наличие гостиницы для приема пациентов.

Лечение алкоголизма при монастырях помогает тем, кто из-за пьянства лишился дома и семьи. Отшельническая жизнь в обществе людей с похожими судьбами способствует возвращению к нормальному существованию. Помощь оказывают монастыри:

Православное братство трезвости при храме Флора и Лавра

работа в мастерских, на огороде, молитвы

Православная община «Ерино»

проживание до трех лет, монастырский режим

Высоцкий мужской монастырь

беседы со священником, совместные молитвы, трудотерапия

К сожалению, встречаются случаи женского алкоголизма. Чтобы справиться с проблемой, необходимо иметь желание. Помощь можно получить при женских монастырях:

Маклаково, Московская область

участие в монашеской жизни

Рождества Пресвятой Богородицы

помощь на работах прихода, церковные службы

При храмах Москвы и других городов, при православных приходах, организуются центры помощи больным алкоголизмом. Реабилитация зависимых проходит на анонимных условиях. Главное – желание человека изменить свою жизнь. Известные центры при церквях и монастырях:

Свято-Данилов монастырь, Москва

Волгоградская область, село Саушки

изоляция от общества, трудотерапия

работа в больнице, церковная служба

источник

Этот вопрос неизбежно встает перед каждым человеком, который попадает в алкогольную зависимость, и кто-то раньше, кто-то позже начинает задумываться о том, что так дальше жить нельзя, что нужно что-то делать. Почти каждый алкоголик представляет страшные последствия алкоголизма или, по крайней мере, догадывается о них: кто-то уже ощутил их на себе, другие видели, что стало с их друзьями и знакомыми. Но, к сожалению, не все знают, как начать бороться с этой страстью.

Священнику часто задают вопрос люди, страждущие недугом пьянства: «Батюшка, как бросить пить?» И мне хочется не просто указать на рекомендации общего плана, вроде: молись, постись и поезжай в Серпухов, к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», но и рассказать немного о механизме воздействия страсти винопития на душу человека, о духовной борьбе с ней, а также дать несколько практических советов, проверенных опытом многих людей.

Алкоголизм – не просто болезнь, не просто вредная привычка. Это сильнейшая духовно-телесная зависимость, одна из восьми человеческих страстей. Коренится это заболевание вовсе не в теле человека – неприятные последствия алкогольной «ломки» проходят довольно быстро, – а в его душе. Алкоголик становится зависимым от тех ощущений, которые алкоголь производит в его душе, ему уже очень тяжело обходиться без них. Скажем больше: если человек не научится бороться со страстью в земной жизни, алкогольная зависимость будет мучить его вечно, а удовлетворить свою страсть в той, иной жизни он уже никак не сможет. Значит, побороть ее нужно здесь и сейчас.

Страсть винопития – это хроническая, укоренившаяся болезнь. Но даже запущенную болезнь можно вылечить. И лечится она не таблетками и уколами, а личной внутренней работой, подвигом самого больного. И главное, что для этого нужно, следующее:

Читайте также:  Алкоголизм как социальная проблема современного общества

1. Осознание того, что вы больны страстью пьянства, зависимы от нее.

Нужно осознать, что вы не можете себя контролировать, что уже не вы властвуете над страстью, а она над вами. Почти все пьющие люди до поры до времени находятся в опасной эйфории, убеждая себя: «Я в любой момент могу остановиться и перестать пить, у меня все под контролем. Страшные истории про спившихся, потерявших человеческий облик людей – не про меня, уж я-то никогда не попаду в такое рабство». На самом деле алкоголь никого так просто не отпускает; получив зависимость, человек избавляется от нее с очень большим трудом. Известный питерский художник, основатель движения «митьков» Дмитрий Шагин, сам страдавший алкоголизмом и излечившийся, говорит: «Первый шаг – признать свое бессилие, признать, что ты потерял контроль над своей жизнью и ею правит алкоголь».

Также, осознав свою немощь, нужно понять, что с пьянством, как и со всякой страстью, можно справиться не нашими немощными силами, а только с помощью Божией. Если человек и добьется чего-то собственными усилиями, свяжет страсть на время, эффект будет непродолжительным, и вскоре страсть опять вернется. Почему? Потому что понадеялись только на свои силы, проявили гордыню, и диавол опять посмеялся над нами.

2. Решимость вести постоянную борьбу с пьянством.

Победить застарелую страсть очень непросто, но – с помощью Божией – можно. Только для этого нужно не озираться назад, нужно верить в успех задуманного дела.

Любая страсть не только мучает человека, но доставляет и массу приятных ощущений, иначе никто бы не попал в ее плен. Это очень мешает в борьбе с зависимостью. Человеку весьма тяжело бывает отказаться от приятности греха. Он сродняется с ним, и ему гораздо легче жить со страстью, чем встать на беспощадную борьбу с ней. Большинство алкоголиков прекрасно понимают, что алкоголь губит их, но твердой решимости встать на путь борьбы со своей страстью не имеют. Получается, что «и хочется (бросить пить), и колется». Человек думает: ну как же я буду жить без милых мне, привычных «радостей жизни»? И бесы начинают внушать помыслы: все равно ничего не получится, лучше даже не пробовать, а жить, как и прежде, «не шатко не валко». Вот для чего нужна решимость – чтобы преодолеть плен страсти, лень и прочие искушения. Очень многие люди, бросившие пить, рассказывали, что настоящая, полноценная и счастливая жизнь у них начиналась как раз после избавления от недуга, а до этого они не жили, а просто кое-как существовали, прозябали.

3. Замена «радостей» винопития на подлинные радости.

И алкоголь, и наркотики – это очень простой способ мгновенного получения радости, эйфории. Они помогают человеку уйти от проблем, отгородиться от них. И пока алкоголь или наркотик действуют в организме, человек имеет некий эрзац счастья. То, что он, может быть, не смог получить в жизни, к чему нужно прилагать много усилий, дается мгновенно. А чтобы получить настоящее, подлинное счастье, нужно немало потрудиться. Особенно часто человек становится алкоголиком или наркоманом, когда у него неблагополучно в семейной, личной жизни. Люди теряют смысл своего существования и заполняют внутреннюю пустоту алкоголем или наркотиками. Знаменитый австрийский психиатр В. Франкл говорил, что около 80% алкоголиков и 100% наркоманов – это люди, не нашедшие смысла в жизни или утратившие его, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, ощущающие бессмысленность существования. И правда, нет смысла лечить алкоголика, если после выхода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше употреблять алкоголь. Тем же Франклом был разработан метод логотерапии, который помогает человеку найти и реализовать смысл своей жизни. Кстати, сам Франкл разработал этот метод не умозрительно, а руководствуясь личным, очень печальным опытом. Он перенес ужасные испытания: прошел во время войны концлагеря, потерял всю семью, но после этого нашел в себе силы жить и помогать другим людям.

Когда в Американском центре излечения наркоманов в Калифорнии применили метод логотерапии (с помощью которого пациенты обретали смысл жизни), удалось добиться 40-процентного излечения, в то время как традиционными методами излечивалось только 11% больных. Вот почему так высок процент устойчивой ремиссии в центрах лечения алкогольной и наркотической зависимости при храмах и монастырях. Ведь страждущим указывается подлинный смысл жизни – в Боге, в вере, в труде на благо Церкви и людей. Они каются в грехах (а без покаяния невозможно победить страсть), участвуют в таинствах, вместе молятся об исцелении.

Люди почти всегда пьют не от радости, не от хорошей жизни, а из-за больших, часто – внутренних, проблем: нет мира в душе и с близкими, плохо с работой, временно не трудоустроены, депрессия, часто вызванная каким-то горем. Все эти проблемы человек пытается решить с помощью выпивки и, конечно, не решает, а только усугубляет их, загоняет себя в тупик. Отсюда вывод: над проблемами, трудностями нужно работать, их нужно решать. Для верующего человека нет безвыходных ситуаций.

Решим проблемы, обретем новый смысл жизни – гораздо легче будет отказаться от алкоголя. Если человек твердо хочет бросить пить и работает над обретением настоящей радости – в вере, в молитвенном общении с Богом, в семье, в любви, в общении с близкими, помощи людям, в труде на пользу ближних, в любимом занятии, у него начинается совершенно новая жизнь, наполненная радостью и смыслом, и ему уже не захочется возвращаться к тем сомнительным утешениям, что давал ему алкоголь.

«Свято место пусто не бывает»

С чего начать борьбу? С молитвы. Людей обычно очень пугает объем задуманной работы, они не верят, что смогут всю жизнь справляться с пьянством. Поэтому не строим далеких планов, а просто настраиваемся на ежедневную борьбу с грехом. День прошел без алкоголя – и слава Богу. Проснувшись утром, прочтя утреннее правило, будем от всей души молиться Богу (можно своими словами) об избавлении от винопития: «Господи, помоги этот день не пить, помоги справляться с мыслями о выпивке, укрепи мои немощные силы». Молясь так, мы, во-первых, просим у Бога помощи на грядущий день, а во-вторых, настраиваемся на жизнь без алкоголя. Так проходит день. На следующее утро опять молимся, опять готовимся прожить день без выпивки. Потом второй, третий, неделю, а дальше уже легче: приобретается навык борьбы с этим грехом. Самое главное – не забывать каждое утро начинать с этой молитвы, и Господь обязательно поможет.

Не нужно ставить себе каких-то временных рамок: не буду пить три месяца, год и т.д. Так человек не борется по-настоящему с зависимостью, а просто загоняет себя во временную психологическую тюрьму. Ждет, терпит определенный срок, свернув себя в «бараний рог», а потом снова срывается. Тут нужно понимать, что мы не просто «подшились» на годик или два, а вышли на тропу духовной войны со страстью, и эта брань будет длиться всю жизнь, но тяжелы только первые шаги, потом будет легче, появится навык, откроется новое, трезвое качество жизни. Человек может получить вредную привычку винопития, но точно так же может привыкнуть, если захочет, к нормальному, трезвому образу жизни. Главное помнить: свято место пусто не бывает. Если из души изгнан демон пьянства, значит душа должна быть заполнена чем-то другим. Для этого и необходима духовная жизнь: молитва, исповедь и причастие. Также начните регулярно читать акафист Богородице перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша».

Один мой знакомый очень сильно пил в течение многих лет – почти всю свою сознательную жизнь. Пил запойно, с пьяными дебошами. Никто уже не верил, что он способен «завязать». В конце концов его выгнали с работы за пьянку, и это тяжелое обстоятельство заставило его о многом задуматься. Он бросил пить, начал исповедоваться и причащаться каждое воскресение, стал часто ходить в церковь в будние дни, стал искать другой смысл жизни. Начал помогать людям, стал больше общаться со своими уже взрослыми детьми, помогать им в воспитании внуков. Углубился в чтение книг и сам стал записывать свои размышления. Вот уже очень долгое время не пьет.

Тут я хотел бы несколько слов сказать о методе кодирования. Люди нередко интересуются у священника, насколько этот метод допустим с духовной точки зрения.

В чем суть кодирования? Во время довольно продолжительного сеанса гипноза больному внушается, что у него в мозгу сформирован некий код, который мгновенно сработает и приведет к смерти, если пациент примет алкоголь. Иногда для усиления действия кодирования в организм больного еще и вводится определенный препарат, который при взаимодействии с алкоголем вызывает очень болезненную реакцию: тошноту, рвоту, повышенное сердцебиение и проч.

Почему кодирование ни в коем случае нельзя рекомендовать как метод лечения? Во-первых, кодирование – это вмешательство, вторжение в психику, в мозг человека, что всегда чревато всевозможными психическими расстройствами. Во-вторых, лечением кодирование вообще не является. Просто человека под страхом смерти на определенный срок программируют на невозможность употребления алкоголя; он не сам борется с болезнью, а отдает свою волю во власть нарколога-кодировщика.

Еще одна опасность кодирования в том, что алкоголик, не имея возможности удовлетворить свою страсть, часто просто заменяет ее на какую-нибудь другую. Вот пример. Мужчина после долгих уговоров жены закодировался, а потом сама же супруга стала роптать: «Уж лучше бы он пил; после этого “лечения” ходит все время мрачный, злой как собака, на всех срывает злобу, ругается, орет. Совсем от него житья нет. Когда пил, был гораздо спокойнее и добрее». Человек вместо беса пьянства завел в душе демонов гнева и уныния. Слышал я и про такие случаи: человек закодировался, перестал пить, но зато ударился в тяжкий блуд: то, что раньше ему давал алкоголь, теперь дает секс. Происходит это потому, что нет усилия личной борьбы с грехом, а фрустрацию, неудовлетворенность от невозможности утолить старую страсть зависимый пытается преодолеть с помощью иных «утех». Практика показывает, что, к сожалению, после окончания действия «кода» больные начинают пить даже больше, чем до кодирования.

Иногда в особо тяжких случаях я разрешаю людям, обращающимся ко мне за советом, «зашиться» без кодирования. Я имею в виду метод так называемой «ампулы»: всевозможные «торпеды» и «эсперали». Иногда алкоголик в своем недуге доходит уже до края пропасти, его организм настолько изношен, а воля настолько ослаблена, что ему практически нет другого выхода остановиться, кроме как «зашиться». Порой только страх смерти или тяжких мучений может образумить больного. Конечно, это не метод исцеления, это лишь некий тормоз, позволяющий сделать передышку, остановку и затем заняться настоящим лечением. Это можно сравнить с тем случаем, когда болящий испытывает нестерпимую боль и ее нужно срочно снять, чтобы дальше можно было начать лечение болезни.

Было у меня несколько знакомых «зашитых алкоголиков», я причащал их сухими святыми дарами (ими приобщают больных на дому) после литургии. Некоторые из них смогли справиться со страстью, некоторые нет. Повторяю: «ампулы» и уколы не лечат. Если нет внутренней борьбы с недугом, личной работы больного и твердой решимости бросить пить, после окончания срока «зашивки» человек будет пить по-прежнему, если не больше.

Несколько советов в помощь исцеляющимся

В одиночку справляться с пьянством трудно. Очень хорошо, приняв решение бросить пить, обратиться за помощью к грамотному, желательно православному, специалисту. Весьма эффективны всевозможные общины и группы, где собираются люди, объединенные общей бедой: там можно найти друзей, поддержку и совет.

Еще несколько рекомендаций:

1) удалите из дома все бутылки с алкоголем, и даже пустые, чтобы не было напоминания о пьянке. Доступность алкоголя – первый фактор, провоцирующий пьянство;

2) избегайте компаний, где пьют; на несколько месяцев прекратите походы в гости и сами не устраивайте застолий. Расскажите друзьям и родным, что бросили пить;

3) если вас тянет к алкоголю, проанализируйте, когда и почему (снять стресс, тоскливо на душе, проблемы на работе и дома). Запишите, как преодолели тягу, как решили проблемы без алкоголя; если был срыв – также проанализируйте ошибки, подумайте, как не повторить их, как избежать ситуаций, провоцирующих пьянство;

4) не сидите без дела, но и не переутомляйтесь; старайтесь, чтобы все свободное время было чем-то заполнено: молитесь, читайте, найдите интересное хобби;

5) больше общайтесь с близкими, гуляйте, займитесь физкультурой и спортом;

6) займитесь самообразованием в антиалкогольной области, побольше узнавайте о вреде алкоголя и о том, как справиться с зависимостью.

Работать над собой зависимый должен всю жизнь, все время быть начеку, но специалисты утверждают, что при правильном подходе после шести месяцев внутренней работы происходит перестройка сознания и появляется устойчивый навык борьбы с зависимостью.

Вопреки силе страсти пьянства, надежда всегда остается. Если человек искренне хочет избавиться от зависимости и горячо просит Бога об исцелении, Господь обязательно поможет. Беда в том, что многие не имеют решимости сделать это или просто не хотят. Уже было сказано, что страсть при всей своей мучительности имеет великую сладость для одержимого ею. И вот этого-то человек терять не хочет. И часто начинает хоть о чем-то задумываться только тогда, когда уже доходит до края, до предела: либо Господь посещает тяжелой болезнью, либо рушится семья, либо еще что-нибудь приключается… А ведь тогда может быть уже слишком поздно.

Человеку, который встал на путь излечения, который хочет порвать со страстью винопития, нужно запомнить раз и навсегда: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным, поэтому даже прикасаться к водке и вину ему категорически запрещено. То, что позволено обычному здоровому человеку, то есть, соблюдая меру, получать веселье от вина, ему уже не дано. Недаром люди, входящие в группу «Анонимных алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками.

Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить, также говорит сам про себя: «Я непьющий алкоголик».

От пьянства нельзя освободиться, полностью не «завязав» с алкоголем. Компромисс здесь невозможен. Сей демон изгоняется только «молитвой и постом» (то есть полным воздержанием от спиртного).

источник