Меню Рубрики

Особенности алкоголизма и наркомании у детей

Эта статья является последней в цикле о химических аддикциях и посвящена она особенностям протекания зависимостей у детей и подростков.
Безусловно, эта проблема достаточно остро ощущается в последние несколько лет, когда СМИ изобилуют информацией о «спайсовых» смертях, наркотическом насилии среди подростков – и не только из неблагополучных семей.

К сожалению, многие, особенно молодые родители, теряются в ситуации, когда понимают, что с их чадом происходит нечто «странное», затем они бояться признать пагубное пристрастие к наркотическим средствам.

Материал, представленный здесь, призван показать родителям необходимость быстрых, вероятно, несколько жёстких действий по предотвращению развития наркоманий. Основой для статьи послужили статистические данные EAP, APA и НЦПЗ РАМН.

Содержание статьи:

В детском возрасте (от 3 до 7 лет) говорить о патологическом пристрастии к наркотикам нельзя, да и наркомании (за исключением алкоголизации) в этом возрасте не встречаются. Однако не редки случаи, когда дети, в особенности 3-4 лет сталкиваются с алкоголем по воле случая или из-за исследовательского интереса. Это очевидно, что ребёнку интересно, почему взрослые иногда пьют странную «жидкость», а потом так странно себя ведут. Это первый путь проявления интереса к алкоголю (нормального интереса).

Второй путь – это случайное употребление алкоголя (чаще – водки) во время семейного застолья или каких-либо празднеств, когда ребёнок банально перепутывает воду с водкой или, например, коньяк с яблочным соком. И, зачастую, такая неосторожность приводит детей к состоянию острой алкогольной интоксикации.

Это состояние схоже с подобным нарушением у взрослого, однако стоит заметить, что в детском возрасте вся симптоматика отравления алкоголем выражена в разы сильнее. При внешне тех же проявлениях алкогольного отравления (см. статью, посвященную хроническому алкоголизму), все периоды протекают быстрее, чрезмерная возбужденность быстро переходит в апатичное состояние, которое заканчивается тяжелым алкогольным сном.

При сильных отравлениях, во время такого интоксикационного сна могут проявляться судороги, которые в большинстве случаев заканчиваются смертью ребёнка. В тоже время стоит отметить, что частота алкогольных судорог у детей выше 50% от всех описанных случаев. Если детям удается пережить этот роковой период, то в дальнейшем, в следствии химического поражения головного мозга у них может развиваться интоксикационная эпилептическая болезнь.

Однако, в практике описаны случаи, когда даже при сильных интоксикациях (примерно 500мл. коньяка) трёхлетние дети выживали и шли на поправку. Один из таких примеров – отравление трёхлетнего мальчика, найденного в состоянии комы, который, однако, выжил и сохранил свой интеллектуальный уровень. Но стоит заметить, что такие дети в последующим более склонны к проявлению различных наркоманий, нежели дети условной нормы.

Описаны и случаи, когда после алкогольной интоксикации у детей ярко проявлялись признаки слабоумия, скорректировать которые уже не удавалось.

В тоже время, отметим снова, хронический алкоголизм у детей встречается очень и очень редко.

Здесь говорить о случайности уже не приходится: если у детей аддикции встречаются крайне редко, то у подростков они обнаруживаются в разы чаще и заслуживают специального обсуждения.

Картина развития привыкания у подростков схожа с таковой у взрослых, но стоит особо отметить, что ввиду несформированности центральной нервной системы, деградация высших психических функций, интеллекта и личности наступает гораздо быстрее.

У привыкающих к наркотикам (в том числе – алкоголю) подростков отчётливо начинают проявляться психопатические черты, сопровождающие тенденцией к макиавеллизму (манипулированию), агрессивностью и злобливостью. Подросток становится груб: даже спокойные подростки при злоупотреблении наркотиками достаточно быстро обретают в кругу своего общения статус «грозы двора» и тому подобные эпитеты – они могут становится банально опасными, в особенности в состоянии наркотического опьянения.

Быстрее у подростков оформляется и привыкание ко всем типам веществ, в особенности – синтезированных химически «грязным» способом (спайс), а также к наркотикам натурального происхождения. Последние опасны тем, что они подменяют собой в организме выработку различных веществ (многие вещества в микроколичествах вырабатываются организмом), что приводит к остановке их производства и требуется постоянное пополнение извне.

Опасность подростковой наркомании состоит и в том, что им реально труднее доставать необходимые препараты, поэтому многие подростки прибегают к различным ухищрениям, лишь бы достигнуть хоть какого-то эффекта. В частности, к токсикоманиям или же крепкому алкоголю с различными медицинскими препаратами.

Такому асоциальному типу развития подростков способствует безнадзорность (ровно, как и попытки установить тотальный контроль), а также влияние случайных знакомых-наркоманов, которые разделяют пристрастие ребёнка. К тому же очень быстро находятся «покровители» среди старших поколений, которые полностью поддерживают подростка в его «увлечении». Отметим, что около 70% малолетних преступников знакомятся с крепким алкоголем или наркотиками в 8-9 лет.

По данным EAP, из 1000 малолетних преступников 120 из них знакомились с алкоголем в период с 6-12 лет, 420 – в 10-14 лет, и лишь 200 – в возрасте от 15 до 16 лет (в общем с наркоманиями связано 740 из 1000, то есть, 74%).

В тоже время у 220 из той же выборки были уже «пропитыми» алкоголиками – то есть они обнаруживали симптоматику алкоголизма, 500 из проверенных показали «бытовой» уровень алкоголизма и лишь 260 не имели пристрастия к спиртным напиткам в принципе. 310 нарушителей совершили свое первое правонарушение в состоянии наркотического опьянения.

Однако обратим внимание на то, что многие из этих детей уже с раннего детства обнаруживали аномалии развития. Эти дети:

  • • медленно развивались;
  • • стабильно плохо учились (вне зависимости от критерия IQ);
  • • были непослушными, плаксивыми или упрямыми;
  • • проявляли социальную незаинтересованность.

Некоторые изначально обнаруживали черты психопатий, однако такая генетически обусловленная готовность, разумеется, ярче всего проявлялась в неблагоприятной для ребёнка среде.

источник

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Институт медицинского образования

Тема: «Особенности течения алкоголизма и наркомании у детей и подростков».

Алкоголизм и наркомания – это одни из наиболее серьезных проблем нашего времени. Каждый третий россиянин (32%) выделяет алкоголизм и наркоманию как проблемы, которые беспокоят и мешают жить.

И совершенно новым для России явлением сегодня являются данные проблемы в подростковом возрасте. Детский алкоголизм и наркомания продолжают существовать и как это не печально начинают прогрессировать и развиваться как хронические болезни. Неосведомлённость взрослых и медицинских специалистов недостаточность их знаний из этой области подготавливают благоприятную почву для развития этой проблемы.

Возраст несовершеннолетних, пьющих спиртные напитки, в России стремительно снижается.

Нередко несовершеннолетние находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — становятся исполнителями самых тяжких преступлений; либо вообще оказываются на больничной койке в крайне тяжелом состоянии.

Особенности подростковой алкоголизации.

Алкоголизм у подростков встречается не очень часто, поскольку алкоголизм как заболевание развивается в течение определенного промежутка времени и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию. Наиболее актуальной проблемой в этом возрасте является ранняя алкоголизация, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет. Ранняя алкоголизация — это знакомство со спиртным до 16 лет и регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте (Личко, Битенский, 1991). Ранняя алкоголизация рядом авторов рассматривается как нарушение поведения (Личко, 1985; Личко, Битенский, 1991, Сидоров, Митюхляев, 1999), требующее скорее психолого-педагогической, а не медицинской коррекции.

На этапе ранней алкоголизации при ее переходе в алкоголизм у подростков отмечается феномен групповой психической зависимости, когда тяга к спиртному возникает исключительно в «своей» компании (Строганов, Капанадзе, 1978). За пределами «своей» группы тяготения к алкоголю нет: с чужими и малознакомыми не пьют. Отрыв от группы прекращает алкоголизацию. Наличие групповой психической зависимости не свидетельствует о наличии хронического алкоголизма, а лишь угрожающим предвестником его. С точки зрения А.Е. Личко (1985) групповая зависимость является проявлением аддиктивного поведения подростков.

Алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называют ранним. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, доза, концентрация алкоголя, реакция организма на его приём.

В организме человека алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. Незрелая центральная нервная система наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является нарушение дифференцирования и созревания нейронов, вследствие чего страдает личность подростка, нарушается логическое и абстрактное мышление, память, эмоциональное реагирование, снижается интеллект в целом.

Второй мишенью алкоголя является печень. Именно в ней под действием ферментов происходит расщепление алкоголя, накопления этанола, что ведёт к токсическому поражению клеток печени. В этом случае алкоголь выступает как растворитель биологических мембран, вызывая структурные изменения в них, дистрофические процессы с накоплением жира. При систематическом употреблении алкоголя жировые изменения в клетках печени осложняются их некрозом с последующей заменой паренхимы печени соединительной тканью. Развивается цирроз. Действие алкоголя на печень в подростковом возрасте еще более разрушительно, так как этот орган находится в стадии структурного и функционального формирования. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов.

Алкоголь обладает выраженным токсическим действием на эпителий, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секрецию и состав желудочного сока, что в свою очередь ведет к нарушению переваривающей способности желудка и различным диспептическим явлениям. Нарушение усвояемости пищи неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка.

Около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через лёгкие. При этом алкоголь и продукты распада оказывают непосредственное токсическое воздействие на нежный эпителий бронхов подростка, формирующиеся стенки альвеол, одновременно нарушая как проницаемость, так и тонус его сосудов. Поражение эпителия, открывающее «ворота» для вторичной инфекции, и застойные явления в лёгких, обусловленные дисфункцией сосудов, могут привести к заболеваниям органов дыхания. Неблагоприятно изменяются ритм и частота сердечно-сосудистых сокращений, обменные процессы в мышце сердца. Следовательно, нарушается формирование как мышечного, так и нервного аппарата сердца подростка.

Токсическое действие алкоголя сказывается на самой крови: активность лейкоцитов снижается, замедляется движение эритроцитов, изменятся функция тромбоцитов.

Таким образом, алкоголь ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание всех систем и органов, подавляет развитие некоторых функций, в основном психических (развитие высших форм самосознания, абстракции, эстетических понятий). Бурно протекающие изменения в ЦНС, внутренних органах эндокринной системы, связанные с ростом и созреванием организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с чем многие дополнительные вредности, в том числе и алкоголь, могут привести к быстрому развитию того или иного патологического процесса.

Согласно статистике, 5-7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться оглушённостью и даже комой. Кратковременное возбуждение, вызванное приёмом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируются психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

Если у взрослых переход от простого пьянства к алкоголизму, в зависимости от интенсивности злоупотребления, занимает от 5 до 10 лет, то формирование алкоголизма у подростков идет в среднем в течение 3-4 лет.

Отличительная особенность раннего алкоголизма – его большая зависимость от особенностей характера подростков. Алкоголизм чаще развивается у подростков после травмы мозга, органического поражения ЦНС, нейроинфекций, вызывающих изменения личности. В этих случаях алкоголизм формируется интенсивнее, протекает злокачественнее, быстро приводит к потере количественного контроля, появлению патологического влечения к алкоголю, выработке абстинентного синдрома. Утяжеляются патологические черты характера подростка.

Французские ученые Шардон, Баутин и Богар, проведя целый ряд опытов над добровольцами, убедительно показали, что при легком опьянении с концентрацией алкоголя в крови 0,15—0,25 граммов на 1 килограмм массы тела наблюдаются расстройства зрительных и слуховых реакций. У каждого пятого из испытуемых эта реакция запаздывала, а у каждого шесто-го нарушалось глубинное зрение, то есть страдала способность различать отдаленные предметы, определять, на каком расстоянии находится тот или иной предмет. При этом ухудшалось светоощущение, способность различать цвета (особенно красный).

Крупный немецкий психиатр Э. Крепелин (1856— 1926) установил, что умственная работоспособность от малых доз способна вызывать заметные нарушения тонких психических функций: под его воздействием снижается четкость мышления, критическая оценка своей деятельности.

Современные психиатры выявили, что алкоголя, содержащегося в одной рюмке водки, бывает достаточно, чтобы снизить способности основных функциональных систем организма, обеспечивающих точную ориентировку в пространстве, выполнение точных движений, рабочих операций.

На фоне психопатий возможно развитие раннего алкоголизма, чему способствуют дополнительные психотравмирующие факторы, такие как ранняя утрата матери или отца, алкоголизм родителей, безнадзорность, конфликты в семье, педагогическая и социальная запущенность.

Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этой возрастной группе (Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х., 1987):

На 1 этапе происходит адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа и сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3-6 месяцев.

2 этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года.

На 3 этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема спиртных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Толерантность к этанолу возрастает в 3-4 раза. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков. Это начальная, 1 стадия хронического алкоголизма.

Читайте также:  Алкоголизм от пива и его последствия

4 этап определяется как 2 стадия алкоголизма. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно- соматических нарушений. Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема больших доз алкоголя.

Далее на 5 этапе развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом, быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, дисфоричными, интеллектуально деградировавшими, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.

Алкоголизм, сформировавшийся в подростковом возрасте, может протекать безремиссионно, отличаясь прогредиентностью и злокачественностью. Однако встречаются и весьма благоприятные течения с возникновением длительных ремиссий.

Лечение подростков, страдающих алкоголизмом, обычно оказывается недостаточно эффективным из-за полного отсутствия критики к злоупотреблению алкоголем, интенсивности патологического влечения. Применение сенсибилизирующих к алкоголю препаратов малоэффективно.

Лучшие результаты достигаются при использовании психокоррекционных методов. Необходимым условием эффективности терапии является длительная изоляция от компании собутыльников в сочетании с трудом, учебой и психотерапией.

Особенности подростковой наркомании.

Наркомания всегда была присуща людям преимущественно молодого и среднего возраста. За последние годы наблюдается тенденция «омолаживания» болезни. Снижение нижней возрастной границы наркотизации до 12-13 лет составляет главную особенность современной эпидемии наркомании, особенно в больших городах.

Недоступность дорогостоящих чистых наркотиков определяет выбор тяжелодействующих, злокачественных дешёвых одурманивающих средств, что отражается на течении наркомании и на характере последствий хронической интоксикации.

Преимущество отдается препаратам с психодизлептическим (галлюциногенным) эффектом: гашишу, летучим ароматическим веществам (клей, бензин, нитрокраски и т.п.), циклодолу.

Центральное место в этиологии наркоманий занимают личностно-психологические особенности подросткового возраста, среди которых наиболее значимы: незавершенное формирование структуры мотивационно-установочной и нравственно-ценностной сфер личности подростков и их особая чувствительность к неблагоприятным средовым воздействиям. Из микросоциальных факторов важную роль играют нарушения функции семьи, неблагоприятное окружение.

источник

Детская наркомания: признаки, причины и что делать

Детская наркомания: особенности возникновения зависимости, первые признаки заболевания, медикаментозное лечение состояния.

Наркомания среди молодежи является острой социальной проблемой нынешнего времени. Каждый родитель считает, что эта проблема никогда не будет ассоциирована с его детьми. Специфика подростковой наркомании различных возрастных групп заключается в протесте против окружающих и попытке «решить» свои проблемы по-взрослому.

Причины наркомании у подростков.

Не каждый ребенок или подросток может попасть под дурное влияние сверстников и ради интереса может употребить наркотик. Наркомания среди молодежи – удел возрастной группы от 12 до 27 лет. Это связанно с тем, что подростковый период является переломным и становительным в психо-физическом и соматическом развитии детей.
Существует условная иерархия причин развития наркозависимости: социально-культурные аспекты, психофизиологические особенности, личностные факторы. Первая группа включает изменение статуса в социуме для подростка. Причина социально-культурных факторов включает в себя отрицание наркомании: « я не наркоман», «могу легко бросить», «мне не нужна помощь», «это не вредно», «травкой даже лечат врачи» и т.д., по такой же принципу дети относятся и к алкоголю. Психофизические аспекты включают в себя отсутствие или недостаточный уровень самоконтроля, чувство стремления ко всему новому. В таких условиях дети становятся наркоманами без осознания своей ответственности в выборе жизни и морали поведения. Личностные факторы заключаются во взаимоотношении между родителями, другими членами семьи, преподавателями, соучениками, соседями, друзьями и детьми наркоманами. Так подростки наркоманы пытаются притупить душевную боль и переживания.

Особенности подростковой наркомании. Детский алкоголизм и наркомания.
Наркомания подростков связанна с максимализмом в отношении окружающего мира в данной возрастной группе. Почему дети становятся наркоманами? Проблема заключается в массовости или «стадном инстинкте» молодежи, ежегодное омоложение наркомании. Наркомания среди подростков характеризуется быстрым переходом от легких психотропных средств (барбитураты, синтетические транквилизаторы, конопля и производные, марихуана) к более тяжелым группам наркотических средств, в том числе медицинским препаратам (героин, экстази, морфий, кокаин). Подросток может приобрести дорогой наркотик и вынуждены прибегать к кустарным методам производства психотропных средств. Такие псевдо наркотики дегенеративно влияют на кору больших полушарий и на организм в целом за короткий промежуток времени, быстро приводят к летальному исходу. Ребенок вынужден тайком от взрослых получать необходимые дозы наркотических средств, поэтому принимает большие дозы одномоментно.
Наркомания среди молодежи асоциальных групп населения никогда не встречается изолированно от алкоголя.
Детский организм очень быстро привыкает к наркотикам. Этому способствуют особенности строения организма ребенка. Наркомания в подростковом возрасте не знает ограничения в количестве выпитого алкоголя и принятого наркотического вещества. Для подростков является нормальным «уходить» в запой, неконтролируемо принимать наркотики, а трезвость для них является непонятным состояние, где существует ответственность, дол и обязанности. Полное опьянение обеспечивает молодёжи ложную легкость и уверенность в себе. Наркомания в молодежной среде носит злокачественный характер течения. Снижена реакция сопротивления организма на действие наркотических средств в пубертатном периоде, поскольку в этот период происходит окончательное становление нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем.

Признаки наркомании у подростков.

Наркомания среди молодежи имеет такие клинико-психологические симптомы:
— немотивированные перепады настроения;
— нарушение режима дня;
— родители отмечают, что ребенок стал скрытным;
— снижение аппетита, которое сменяется приступами неукротимого объедения;
— шаткость походки, дискоординация движений, невнятная и нечленораздельная речь;
— сужение или расширение зрачков, не связанные со световой реакцией;

К поведенческим симптомам отнесят снижение успеваемость, новый круг общения, короткие телефонные звонки с непонятным разговорным смыслом, безразличие к своему внешнему виду, личной гигиене, воровство, исчезновение ценных вещей дома, места инъекций на коже, характерный запах марихуаны или других наркотических растений, частое посещение аптек, наличие лекарственных препаратов.
Сыну наркоману присущи приступы агрессии, которые в меньшей степени проявляются у девочек. Такие эмоциональные всплески характеризуются применением физической силы к родителям (чаще представительниц женского пола), громко кричать, протестовать.

Наркомания среди молодежи.

Наш сын наркоман что делать? Родители и общество должны решить, как помочь подростку реабилитироваться. Не всегда ребенок кричит «помогите!» имея наркотическую зависимость, чувство страха признать и принять свою болезнь его сильно пугают.
Лечение такой зависимости начинается с семьи. Родители должны проявить сочувствие и понимание по отношению к своему чаду, показать ему все свою любовь и тепло. Нельзя забывать об уважении ребенка как личности, папа и мама должны сделать все возможное, чтобы круг семьи был максимально положительно настроен на выздоровление подростка. Необходимы постоянные беседы и элементами психоэмоциональной поддержки.
Так как помочь ребенку могут групповые занятия, посещение и работа с психологами, не стоит недооценивать психотерапевтические методы терапии.

Как помочь подростку? Медикаментозное лечение наркомании.

Этот вид терапии применяется в тяжелых случаях зависимости или при принудительном лечении по медицинским и социальным показаниям. Необходима резкая отмена поступления в организм наркотиков, исключением является прием длительный прием барбитуратов. В наркологическом диспансере сначала необходимо купировать острые психомоторные расстройства. С этой целью необходимо вводит блокаторы опиоидных рецепторов (метадон, лево-альфа-ацетилметадон), селективные антагонисты- агонисты опиатных рецепторов (бупроенорфин, налоксон – наиболее эффективный).
Хороший эффект достигается от приема клофелина или его аналогов с анальгетиками, седативными, анксиолитиками, снотворными, аналептиками и нейролептиками. Такое сочетание препаратов в минимальной степени влияет на психологическое здоровье пациента.
Холецистокинин, декапептид, такус, церулетид, дельторан уменьшают длительность острого состояния отмены и связанные с ними неврологические нарушения. Эти препараты способны вызывать длительный дель-сон, нормализуют уровень дофамина и катехоламинов.
Антидепрессант миансерин нехаменим при длительном морфинизме. Препарат усиливает синтез норадреналина, обладает блокирующим действием на рецепторы серотонина.
Налоксон относится к самым давним антагонистам опиатных рецепторов, но имеет большой перечень побочных действий.

Существует симптоматическая терапия при лечении наркологической зависимости. Основная линия терапии направлена на дезинтоксикацию и выведению токсинов из организма. Для этой цели используют глюкозо-солевые растворы из расчета 1:1 с добавление лазикса или фуросемида (режим дегидратации) с одномоментным введением витамина Е, аскорбиновой кислоты, токоферола. Инфузионная терапия длится более 7-10 дней. Атропин угнетает болевые и сенсорные нарушения абстинентного синдрома. Блокаторы кальциевых каналов вызывают нарушения нейронной передачи в специфических структурах нервной ткани, показаны при опийной передозировке.
По жизненным показаниям проводят внутривенное введение альбуминов или плазмы.
На фоне такого состояния развивается судорожный синдром, который необходимо купировать финлепсином или конвулексом. Специфика подростковой наркомании требует назначения нейролептиков, которые показаны для улучшения мозговой активности и устранения анергии (аминазин, галоперидол, эглонил, зипрекса, оланзапин). Для борьбы с гиподинамией и гипотензией вводят кордиамин. Ноотропные средства необходимы для длительного постоянного приема. Препаратами выбора могут быть фенибута, пантогама, пикамилона, пироцетама. Для повышения рефлекторных и психомоторных реакций вводят высоки дозы нейромедиаторов дофамина: бромкриптин или парлодел.

Наркомания среди подростков имеет хорошие истории после завершения курса терапии. Возможность помочь ребенку с наркологической зависимостью может каждый. Необходимо выяснить причину употребления наркотиков, помочь устранить эти факторы и создать благоприятные эмоциональные и психологические условия жизни для подростков. Подростковый алкоголизм и наркомания идут рука об руку в современном мире.

источник

В настоящее время проблема аддиктивного поведения детей и подростков является высоко актуальной: «в последние два десятилетия все специалисты, связанные с проблемами молодежи подростков, отмечают рост химической зависимости в этой возрастной группе. Особое беспокойство в последнее десятилетие XX в. вызвал бурный рост наркомании, преимущественно героиновой. Кроме того, существенно расширился ассортимент потребляемых ПАВ; появились новые для нашей страны синтетические наркотики – галлюциногены, психостимуляторы. Параллельно с этим на рубеже веков Россия столкнулась с еще одной новой пробле­мой – проблемой пивного подросткового алкоголизма. Резко увеличилось число лиц, сочетанно потребляющих два и более ПАВ. … Поскольку эти явления распространяются преимущественно на подростково-молодежные слои населения, проблема зависимости от ПАВ стала об­щенациональной и привлекает внимание специалистов самых разных областей знания: от врачей и психологов до социологов и юристов» [11, с.616].

В детском и подростковом возрасте алкоголизм и наркомания как сформировавшиеся заболевания встречаются редко, наиболее актуальной проблемой является ранняя алкоголизация и наркотизация. Наиболее распространенные мотивы употребления ПАВ детьми и подростками – нежелание отстать от товарищей, любопытство, представление, что употребление спиртного – символ взрослости и зрелости [5; 8]. Однако при повторном приеме алкоголя и наркотиков может развиться новый мотив – желание испытать веселое настроение, чувство расторможенности, комфорта, и тогда дальнейшее развитие зависимости у подростков осуществляется тем же путем, что и у взрослых людей.

При этом физиологическая, психическая и социальная незрелость подростка приводят к большей подверженности его организма и психики к неблагоприятным последствиям употребления ПАВ. Поэтому чем в более раннем возрасте сформирована зависимость, тем выше скорость развития алкоголизма и наркомании и тяжесть их течения [11].

Рост числа детей и подростков, употребляющих ПАВ, вероятно, обусловлен изменениями, произошедшими в современном обществе, которые способствуют ранней алкоголизации и наркотизации:

  1. Неблагоприятные экономические условия. Формированию зависимости способствует недостаток материального обеспечения и низкий уровень образования. Экономический кризис в России 90-х гг. ХХ века обусловил значительное увеличение числа семей с низким уровнем дохода; в связи с этим многим молодым людям приходилось в ущерб получению образования заниматься работой, чтобы обеспечить свое существование. Поэтому повышение алкоголизации и наркотизации в стране за последнее время отчасти обусловлено экономическими причинами.
  2. Идеологические особенности общества. Одновременно с экономическим кризисом произошло изменение идеологии общества в направлении индивидуализации ценностей. В связи с этим у большинства населения сформировалась потребительская позиция по отношению к жизни, проявляющаяся в доминировании таких принципов, как «взять от жизни все». Употребление алкоголя и наркотических веществ зачастую рассматривается как возможность «получить удовольствие», которая является приоритетным стремлением в современном обществе.
  3. Отсутствие альтернативных способов проведения досуга. Распад СССР повлек за собой разрушение существовавшей системы организации развлечений молодежи; при этом новая система развлекательных заведений возникала спонтанно. Это привело к тому, что в настоящее время существует множество заведений, способствующих развитию алкоголизации и распространению наркотических веществ (бары, ночные клубы, дискотеки и т.п., подразумевающие как официальную продажу алкогольных напитков, так и зачастую неофициальное распространение наркотиков) при отсутствии развлекательных заведений, не связанных с употреблением ПАВ.
  4. Недостаток информации. Каждый современный подросток имеет представление о вреде алкоголизма и наркомании, однако в большинстве случаев это представление является расплывчатым и неубедительным, особенно в условиях постоянного наблюдения того, как окружающие продолжают употреблять ПАВ несмотря на «предупреждения Минздрава».

Выделяют следующие основные факторы, обусловливающие формирование расстройств поведения у детей и подростков [5]:

  1. Болезненное усиление влечений в результате органических заболеваний головного мозга или конституционально обусловленной неполноценности, что ведет к изменениям влечений;
  2. Отсутствие авторитета воспитателей в условиях противоречивых морально-этических и общественных норм поведения родителей;
  3. Реакции протеста, возникающие в результате несправедливого отношения со стороны родителей или других воспитателей;
  4. Неразрешимые личностные конфликты, приводящие к импульсивным действиям, направленным на попытку их разрешения.

Для подросткового возраста характерен ряд ситуационно-личностных психологических реакций на неблагоприятные условия среды (прежде всего, социальной) – преходящих, ситуационно обусловленных отклонений в пове­дении ребенка или подростка. Наиболее распространенными из них являются реакция эмансипации и реакция группирования со сверстниками [6].

Читайте также:  Как начинается алкоголизм и как лечить его

В основе реакции эмансипации лежит характерная для подростков потребность в освобождении от контроля и опеки со стороны взрослых, стремление к независимости, самостоятельности и самоутверждению, порождающие протест против установленных правил и порядков. Наиболее часто реакция эмансипации выражается в открытом, демонстративном проявлении поведения, полностью противоречащего тем требованиям, которые предъявляются взрослыми. Такое поведение сопровождается непослушанием, грубостью, негативизмом, упрямством, игнорированием мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций. Зачастую реакция эмансипации проявляется именно в употреблении алкоголя и наркотических веществ, воспринимаемом многими подростками как атрибут «взрослости».

Стремление подростков к объединению в неформальные малые группы имеет филогенетические корни и носит инстинктивный характер. Однако реакция группирования со сверстниками может одновременно являться и формой протеста подростка против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Значимость подростковой группы для личностей ее членов усиливается тем, что в группе удовлетворяются основные социально-психологические потребности подростков: познавательная потребность, потребность в эмоциональных контактах и т.д. Как правило, подобные группы являются референтными для большинства своих членов, и подростки полностью интериоризуют особенности поведения и ценности группы. Многие неформальные подростковые группировки проявляют положительное отношение к алкоголю и наркотическим веществам, и именно здесь зачастую зарождается зависимость.

Нередко ситуационно-личностные реакции подростков служат основанием для формиро­вания более устойчивых по своей природе девиантных форм поведения.

Кроме ситуационно-личностных реакций аддиктивное поведение детей и подростков может быть связано с патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, психогенными патологическими формированиями личности, ранними проявлениями формирующихся психопатий, а также с психопатоподобными состояниями [5].

Таким образом, подростковый возраст по своим психосоциальным особенностям является уязвимым и податливым для формирования зависимости. В современном обществе к тому же существует ряд значимых факторов, способствующих употреблению ПАВ подростками, при отсутствии достаточно весомых препятствий на пути развития зависимости. Поэтому в настоящее время происходит рост числа алкоголиков и наркоманов в подростковой среде.

источник

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма; злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения; принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно;

быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению — только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная; низкая эффективность лечения. Причины детского алкоголизма: Раннее детство 0-3 года: 1. пьяное зачатие. 2. потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности. 3. потребление алкоголя в период кормления грудью. Дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет: 1. педагогическая неграмотность родителей. 2. семейные алкогольные традиции. Подростковый и юношеский возраст 9-18 лет: 1. неблагополучие семьи. 2. самоутверждение. 3. позитивная реклама в средствах массовой информации. 4. незанятость свободного времени. 5. отсутствие знаний о последствиях алкоголизма. 6. психологические особенности личности. 7. уход от проблем. Видно, что приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется: массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим; «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические вещества, до возраста 13 — 14 лет; переходом от «легко доступных» психоактивных веществ (транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли), к дорогостоящим и престижным наркотикам (кокаин, героин, «экстази»), наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики; распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку; удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения»; — изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще недавно это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком; следованием молодежной моде; — распространением мифов о наркомании: миф первый — «я только попробую, это не страшно и не опасно» (детям свойственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными); миф второй — «я в любое время могу отказаться, я не наркоман»; миф третий — «алкоголь и табак — это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков». Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все компоненты здоровья — физические, генетические, социальные, психические, и этот процесс стремительного падения не останавливается. В докладе Всемирной организации здравоохранения о причинах наркомании говорится, что основные причины наркомании связываются прежде всего с: 1) особенностями характера наркоманов; 2) психическими и физическими расстройствами его организма; 3) социально-культурным влиянием на его личность.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

источник

Психическое здоровье подрастающего поколения. Проблема отклоняющего поведения у подростков. Проблема употребления подростками различных наркотических и одурманивающих средств. Тенденция роста преступности несовершеннолетних. Различные типы воспитания.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В условиях стремительного роста преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного и наркотического опьянения подростками в России, особую боль вызывает стремительная тенденция употребления наркотических и одурманивающих средств среди молодёжи. Это остаётся актуальной проблемой вот уже более 20 лет.

В чём же кроются причины такого поведения подростков, а нередко и младших школьников?

Существует множество факторов, влияющих на формирование «отклоняющегося» поведения, причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

ДЕТСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ

Современные социальные условия и ритм жизни оказывают неблагоприятные воздействия на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Особенно незащищенными от неблагоприятных условий оказываются дети, поскольку они полностью, психологически, физически и материально, зависят от взрослых людей — родителей, учителей и др.

Предрасположенность детей к тем или иным отклонениям в поведении зависит от физиологических, психологических, неврологических факторов. Чаще всего можно встретить не отдельного подростка или юношу, употребляющего наркотики или спиртные напитки, а группу таких же подростков, включённых в некое социальное пространство. В подростковом возрасте наиболее существенна мотивация поведения, определяемая причастностью к группе.

Около половины несовершеннолетних совершают преступление в группе. Показатели групповой преступности несовершеннолетних резко возрастут, если учитывать участие в группе и взрослых лиц (до 66%). Доля групповой преступности по отдельным видам гораздо выше. Например, до 90% разбойных нападений совершаются несовершеннолетними в группах, в том числе совместно с взрослыми.

Все большее количество подростков вовлекается в среду организованной преступности, причем серьезную проблему представляет безнаказанность подростков-правонарушителей и тех, кто привлекает их к преступной деятельности.

В современных условиях в связи с рядом негативных явлений в нашем обществе наблюдается резкий скачок числа общественно опасных действий, совершаемых детьми и подростками. На территории Сибирского федерального округа несовершеннолетними совершено 2605 особо тяжких преступлений, 18772 тяжких преступления, 5008 преступлений средней тяжести, 2743 преступления небольшой тяжести (статистические данные, предоставленные филиалом ВНИИ МВД России по СФО). Особую тревогу вызывает рост числа подростков с отклоняющимся поведением, проявляющимся в таких асоциальных действиях, как алкоголизм, токсикомания, вандализм, мелкое хулиганство, половой аморализм, нарушение общественного порядка. Показатели преступности несовершеннолетних в округе превышают в 0,9 раз средний показатель по России.

Чаще всего криминальной активностью отличаются несовершеннолетние старшей возрастной группы (16-17 лет), на долю которых приходится около 73,6% всех преступлений.

Исследования психологов, работающих с этой проблемой, позволяют судить о том, что количество детей, употребляющих наркотики, спиртные напитки и одурманивающие вещества, с каждым годом нарастает. По их мнению, тяга к такого рода «замене» чаще проявляется у детей из неблагополучных семей и очень обеспеченных.

Период перехода от подросткового возраста к взрослому является особо критическим. Этот период часто связан с экспериментированием со специфическими видами поведения, порой выходящими за рамки общепринятых норм и правил поведения человека в обществе.

Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. В наркоманию убегают не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни.

Нельзя не учитывать, что большинство подростков и юношей с криминальным поведением становится потенциальным «резервом» взрослой преступности. По мнению Г.М.Миньковского, личность правонарушителя является «кристаллизационным центром» проблемы преступности вообще, а ее изучение и коррекция — одним из узловых вопросов борьбы с этим пороком.

Практика свидетельствует о серьёзном обострении криминальной ситуации в молодёжной среде, низкой эффективности прежних средств профилактики в изменившихся социальных и экономических условиях развития государства. Сегодня вне сферы образования в стране оказалось около 1,5 млн детей школьного возраста.

На фоне роста подростковой преступности отмечается повышение криминализации детей младшего возраста. Количество общественно опасных деяний, совершаемых лицами до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, увеличилось до 100 тыс. в год. На учёте в органах внутренних дел состоит 424,3 тыс. подростков, в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ежемесячно доставляется около 2 тыс. детей в возрасте от 11 до 14 лет. Причем лица молодёжного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера либо под воздействием наркотического или алкогольного опьянения.

Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиков рассматривает вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушения моторных функций, мышления, поведения, восприятия, появления галлюцинаций или изменения настроения. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения.

Точное количество лиц, злоупотребляющих наркотиками в нашей стране, определить вряд ли возможно из-за несовершенства системы социального контроля, но, по некоторым оценкам, в 2010 г. их число могло составить от 1,5 до 6 млн человек, т. е. от 1 до 3% всего населения России. Подавляющее большинство наркоманов (до 70%) — это молодые люди в возрасте до 30 лет. Соотношение мужчин и женщин составляет примерно 10:1 (на Западе — 2:1). Более 60% наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом, наркомания — это прежде всего молодежная проблема, тем более что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые «радикальные» наркотики (производные опийного мака), до зрелого возраста не доживает.

Поведение человека, употребляющего наркотические средства, выражается в стремлении к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определённых предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Находясь в состоянии наркотической зависимости, подросток не имеет иных целей, кроме как, где раздобыть очередную дозу, и поэтому нередко такой подросток совершает противоправные действия как по отношению к родным людям, так и по отношению к посторонним. Зачастую расстояние от простого, наивного (по мнению молодого человека) пристрастия к наркотикам или алкоголю до совершения первого противоправного действия значительно сокращается под влиянием группы таких же «свободолюбивых» подростков, выражающих протест всему обществу посредствам неодобряемого поведения. И, хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и даже биологические факторы (тип нервной системы, психические аномалии и др.), однако, в конечном счете, уход в наркотики — результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни — «экзистенциального вакуума», по В.Франклу.

Читайте также:  Торпедо укол от алкоголизма если выпить

Наблюдаемая тенденция роста преступности несовершеннолетних (практически на 10-14% каждый год) должна заставить задуматься все общественные организации, которые работают с подростками, а также родителей о мерах профилактики преступности среди несовершеннолетних и выявлении факторов, влияющих на совершение противоправных действий подростками.

Проблема отклоняющего поведения у подростков

За последние годы наблюдается процесс «омоложения» преступности несовершеннолетних: криминальная активность 14 — 15-летних растёт более быстрыми темпами, чем 16-17-летних. Подростками всё чаще осваиваются сравнительно новые разновидности преступлений, такие как захват заложников, вымогательство, торговля оружием и наркотиками, валютное мошенничество, компьютерные преступления и некоторые другие.

Проблема отклоняющего поведения у подростков постоянно находится в центре внимания не только психиатров, но и педагогов, психологов, а также представителей социальных служб. Это делает необходимым комплексный подход к изучению формирования такого поведения с учётом биологических, социальных и психологических уровней.

Особый интерес к проблеме употребления подростками различных наркотических и одурманивающих средств обусловлен резким ростом потребления наркотиков в Российской Федерации, распространением наркотиков в обществе и низкой эффективностью существующих коррекционных и профилактических мероприятий.

Исследования, проведённые филиалом ВНИИ МВД России за 2004-2005гг. по Сибирскому федеральному округу в восьми регионах: Красноярский край, Алтайский край, Республика Тыва, Республика Алтай, Таймырский Автономный Округ, Новосибирская область, Кемеровская область, Республика Хакасия, показывают, что из общего числа подростков в возрасте 14-17 лет 13,8% совершили различные правонарушения. Очень важно обратить внимание на количество подростков, употребляющих наркотические вещества, оно составляет 3,8% от общего числа, кроме того, 4,2% подростков употребляет одурманивающие вещества. Как показало исследование, 15,3% составили подростки, ранее совершавшие опасные деяния, и 15% — ранее судимые.

Одной из форм отклоняющегося поведения и одновременно причиной его проявления является употребление наркотических веществ, которое рассматривается как функция невротических защитных механизмов. Такое поведение выступает как средство преодоления эмоционального напряжения и давления внешнего социального окружения в целях достижения адаптации при расстройствах «Я».

В основе его может лежать явление «поиска ощущений» (вешайоп веектд) — психологическая черта, которая выражается в потребности экспериментировать с различными сложными ощущениями, а также в желании сравнивать как физические, так и социальные виды риска.

Американские исследователи, изучавшие поведение, связанное с употреблением наркотиков, выделили следующие социально-психологические факторы риска его возникновения.

Слабая успеваемость. Подростки, не выполняющие домашние задания и недостаточно связанные со школой, с большей вероятностью могут быть вовлечены в наркоманию.

Исключение из школы. Данный контингент во много раз чаще потребляет нелегальные наркотики по сравнению с теми, кто остаётся в школе. Эти подростки в полтора раза чаще принимают алкоголь ив 5 раз чаще -«тяжёлые» наркотики типа кокаина или героина.

Склонность к правонарушениям и антисоциальному поведению. Правонарушители, замеченные в совершении хулиганских поступков, мелком воровстве, мелком вымогательстве или драках, в четыре раза чаще потребляют наркотики, чем те, кто не имел вышеуказанных проблем, 60% подростков, употребляющих наркотики, имели проблемы с законом.

Преждевременное половое созревание ассоциировано в молодом возрасте с началом курения сигарет, приёмом алкоголя и переходом к нелегальным наркотикам. Данный фактор более актуален для девушек, чем для мальчиков.

Ранняя сексуальная активность. Другая группа поведенческих характеристик, ассоциированных с наркоманией, связана с ранней половой активностью, опасным сексом и подростковой беременностью.

Одним из наиболее достоверных показателей подростковой наркотизации является использование наркотиков сверстниками.

Допущение семьёй приёма алкоголя, увеличение риска подростковой наркомании.

Нарушения психического развития. Некоторые нарушения, например синдром дефицита внимания, сопутствуют токсикомании у подростков.

Анорексия и булимия часто сопутствуют алкогольным проблемам у девушек. Некоторые подростки с пищевыми нарушениями используют героин или амфепрамон, чтобы подавить аппетит.

Бедность и непостоянный доход. Подростки, живущие в бедности, намного чаще принимают наркотики.

Недостаточные связи между соседями. Разъединение общности любого социально-экономического уровня может увеличивать риск наркотизации.

Неправильные типы воспитания. К ним относятся отсутствие родительского внимания, тепла, эмоциональной привязанности к детям (33%), асоциальные проявления в семье (18%), ориентация на престиж и материальный достаток (42%).

поведение подросток наркотический преступность

Различные типы воспитания

На наш взгляд необходимо подробней остановится на различных типах воспитания и их влиянии на становление проблемной личности.

Гиперопека. Одна из важных особенностей воспитания по типу гиперопеки заключается в том, что детям не предоставляется возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия. Способность детей к самовыражению при таком типе воспитания оказывается резко ограниченной, у них подавляются любознательность, интерес к новому. Встречаясь с трудностями реальной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, они терпят неудачи, поражения.

Предъявление непомерных требований. От детей чрезмерно требуют порядка, дисциплины, чёткого выполнения своих обязанностей. Ребёнок ставится в позицию взрослого, и с него спрашивают, как со взрослого, без учета возрастных возможностей. Достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие, формирование гуманистических ценностей.

В.Леви, описывая данную ситуацию в своей книге «Нестандартный ребёнок», пишет: «Разбираясь в наиболее печальных историях, видишь одну и ту же схему событий. С раннего детства от него добиваются всего, кроме внутренней независимости. Им управляют — он поддаётся; чем более управляют, тем более поддаётся; чем более поддаётся, тем более управляют. Обе стороны, втянутые в этот круг, не замечают опасной односторонности: непрерывного упражнения внушаемости».

«Ребёнку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний и прочая; ему нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений, нужны периоды пребывания в психологическом вакууме, возможность время от времени распоряжаться собой полностью -нужна, короче, своя доля свободы. Без неё — задохнётся дух».

Воспитание в семьях с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями. В данном случае речь идёт о родителях, склонных к неожиданным изменениям настроения по отношению к детям. Изменение отношения непосредственно не связано с поведением детей, а обусловлено внутренним состоянием родителей, особенностями их личности Гипоопека. Недостаточная опека в выраженной форме задерживает развитие личности: не формируется духовная сфера, интересы оказываются крайне ограниченными. Уже в подростковом возрасте появляется чувство внутренней пустоты, слабо развита воля. На этом фоне поведение, связанное с употреблением наркотиков или спиртных напитков, воспринимается как привлекательное, манящее необычными возможностями, оно бывает связано с новыми знакомыми, которые воспринимаются как сильные, самодостаточные.

Дефицит эмоционального отношения к детям. Недостаток любви и сердечности, гипопротекция связаны с увеличением уровня потребления алкоголя и психоактивных веществ в 13,3 раза.

Нарушения детско-родительских отношений проявляются также в недостаточном контроле за поведением детей, неблагоприятной семейной обстановке.

Практически все обозначенные факторы, ведущие детей к употреблению алкоголя и наркотиков, так или иначе связаны с проблемами в эмоциональной сфере, истоки которых лежат в детстве.

Ещё в дошкольном возрасте под влиянием социальной среды, семейных взаимоотношений, условий развития индивидуальных особенностей личности ребёнка формируется его отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе.

На наш взгляд, немаловажным фактором, влияющим на развитие «отклоняющего» поведения, является несформированность эмоциональной отзывчивости в дошкольном детстве, что приводит как к конфликтам подростков в обществе, так и к внутриличностным конфликтам. Эмоциональная отзывчивость способствует становлению смыслообразующей и оценочной функции сознания. У ребенка в результате проживания различного рода чувственно окрашенных переживаний появляется обновленный взгляд на ситуацию, события, это ведет его к пониманию их нового образа. Эти переживания несут в себе оценку и побуждение к действию, актуализации в сознании личностного смысла, который ребенок находит в том или ином содержании объекта или явлении окружающей действительности. Способность к эмоциональной отзывчивости способствует развитию интересов как особой направленности личности, что побуждает ребенка к активному отношению к действительности, умению преодолевать жизненные трудности, радоваться жизни. Развивая способность к эмоциональной отзывчивости, мы способствуем развитию у ребенка любознательности как движущей силы познания мира, которая будет вести ребенка по жизни, побуждать его задумываться о происходящем вокруг него, познавать мир и, по возможности, преобразовывать его.

По нашему мнению, в период от младенчества до старшего дошкольного возраста формируется эмоциональная жизнь человека, и зачастую взрослые являются «экскурсоводами» в этот удивительный мир человеческих эмоций, собственных, внутренних состояний. В этот период развивается эмоциональная отзывчивость ребёнка на окружающий мир, на переживания других людей, развивается способность участия в жизни других людей. У ребёнка формируется чёткая позиция по отношению ко многим жизненным ситуациям. Ребёнок со сформированным позитивным отношением к окружающему миру, способный правильно реагировать в той или иной ситуации, умеющий не только сопереживать но и сорадоваться другим людям, способен адекватно воспринимать действительность. Наиболее успешное формирование эмоциональной отзывчивости происходит в дошкольный период развития ребёнка (3-5 лет), если для этого созданы наиболее благоприятные условия как внешние, так и внутренние. Несформированность эмоциональной отзывчивости сказывается на проявлении различных форм отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

Дошкольный и младший школьный возраст является наиболее эффективным периодом для психопрофилактиктической и психокоррекционной работы.

Поэтому имеется необходимость в создании программ психолого-педагогической коррекции по развитию эмоциональной отзывчивости у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Нами была разработана и апробирована такая программа, которая представляет собой попытку теоретически и практически обосновать систему работы по развитию у ребенка способности к эмоциональной отзывчивости и тем самым сделать шаг к созданию целостной системы развития особого отношения к миру, основанного на чувственном опыте и эмоциональных переживаниях ребенка.

Опыт апробации данной программы в условиях дошкольного учреждения показывает хорошие результаты становления эмоциональной отзывчивости у детей.

1. Алексеев, А.И. Криминология: курс лекций. / А.И.Алексеев; изд. 4-е, испр. и доп. -М: Щит-М, 2011.

2. Галимов, О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве / О.Х.Галимов. -СПб: Питер, 2010.

3. Горлова, М.Ф. Восприятие форм девиантного поведения подростков с высокой степенью индивидуального риска / М.Ф.Горлова //Сборник материалов международной конференции. — Новосибирск, 2007.

4. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А.Клейберг. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Леви, В.Л. Нестандартный ребёнок. Искусство быть другим. Кн. 2-я / В.Л.Леви. -М.: Знание, 2009.

6. Дмитриева, Н.В. Психология аддиктивного поведения: монография / Н.В.Дмитриева, Д.В. Четвериков. — Новосибирск, НГПУ, 2009.

7. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А.Донских. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 2011.

8. Смирнова, Е.Ю. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ю.Смирнова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

9. Состояние преступности в Сибирском федеральном округе за 1997-2004 гг.: аналитический обзор / под ред. С.М.Малькова — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2008.

10. Уварова, Г.В. Психологические особенности личности юношей с криминальным поведением: автореф. дисс. . канд. психол. наук / Г.В.Уварова. — Ставрополь 2009.

Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность. Психологическая характеристика основных показателей преступности несовершеннолетних. Закономерности динамики ее роста и условий совершения нарушений. Криминальные группы и склонности.

реферат [31,9 K], добавлен 01.07.2008

Проблема преступности подростков в современной России. Психологическое содержание подросткового периода. Основные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями. Меры и методы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 15.02.2011

Сведения о количестве потребителей наркотических и одурманивающих средств в молодежной среде. Наркология как область психиатрии. Виды наркотических веществ. Формирование абстинентного синдрома, психической и физической зависимости от наркотиков.

реферат [44,8 K], добавлен 27.04.2010

Исследование причин и негативных последствий раннего алкоголизма. Характеристика уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Анализ методики проведений занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма.

курсовая работа [47,9 K], добавлен 24.06.2011

Теоретические подходы к стилю семейного воспитания и его влияние на психическое здоровье ребенка. Выявление основной проблемы семейного воспитания. Разработка путей решения выявленных проблем и направления реализации их решения в семейном воспитании.

курсовая работа [52,2 K], добавлен 12.07.2011

Алкоголизм, наркомания, сектантство как формы девиаций в подростковом и раннем юношеском возрасте. Анализ результатов диагностики стратегий поведения в конфликте у подростков, склонных и несклонных к аддиктивному поведению. Профилактика и коррекция.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 01.06.2014

Анализ состояния проблемы алкоголизма несовершеннолетних, его причины у детей и подростков. Поведенческие особенности несовершеннолетних потребителей спиртного. Направления профилактической социальной педагогики по предупреждению алкоголизма у детей.

курсовая работа [49,7 K], добавлен 27.12.2016

Последствия употребления наркотиков. Современные методы организации профилактических мероприятий. Влияние наркотиков на девиантное поведение подростков. Социально-педагогическая деятельность по устранению негативных факторов девиантного поведения.

курсовая работа [180,1 K], добавлен 17.12.2014

Общее представление о девиантном поведении, его причины и формы: алкоголизм, наркомания, курение, проституция. Утрата веры в высокие идеалы, цинизм потребительства, падение социальных нравов. Формирование деформированных и аномальных потребностей.

контрольная работа [33,0 K], добавлен 27.12.2010

Причины девиантного поведения подростков. Условия преступности несовершеннолетних. Вербальное и невербальное общение. Польза и вред эмоций. Анализ агрессивного поведения и способов его выражения. Профилактика девиантного поведения в молодежной среде.

дипломная работа [502,3 K], добавлен 09.03.2015

источник