Меню Рубрики

Опыт работы школы по профилактике алкоголизма и наркомании

Наркомания – одна из острейших проблем современности. За ней – пагубное и массовое воздействие на здоровье людей, особенно молодежи, рост преступности, теневой экономики, насилия, истощение людских, природных и финансовых ресурсов страны.

Наша страна и наш регион, к несчастью, в силу различных причин, не избежали этой участи.

По официальным данным Управления Госнаркоконтроля РФ по Астраханской области на сегодня в области официально зарегистрировано более 7 тысяч наркоманов. Однако, по оценкам специалистов число потребителей наркотиков в Астраханской области намного больше. Особенно эта проблема проявляется в подростковой и молодежной среде. Только за 5 последних лет, по официальным данным, количество молодых людей, зависимых от наркотических средств, выросло в 3,5 раз. Среди подростков и молодежи каждый десятый пробовал или систематически употребляет наркотические вещества. Порог обращения к наркотикам опустился до 9 – 10 лет, встречаются случаи приема наркотиков с 6–летнего возраста. Распространение наркомании неизбежно ведет к росту преступности. По сравнению с 2002 годом наблюдается значительное увеличение количества преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, в том числе совершаемых несовершеннолетними.

Центр медицинской профилактики провел социологическое исследование для изучения распространенности в области вредных привычек, в частности, употребление наркотических и токсических веществ среди молодежи. По полученным данным, около 80 процентов опрошенных считают наркоманию болезнью, но 19 % не видят в наркотической зависимости угрозы здоровью, потому что считают это явление модным или просто увлечением. 52 % признались, что в окружении есть лица, употребляющие наркотики. (File:\\F:\НАРКОТИКИ РУ НОВОСТИ.htm)

Реалии современного общества подводят образовательные учреждения к необходимости организации работы по профилактике наркомании. С опорой на достижения психолого-педагогической науки (труды основателей гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Мия, а так же на работы психологов и педагогов начала XX в. В.А. Сухомлинского, А.с. Макаренко, С. Т. Шацкого и современных исследователей отклоняющегося поведения детей и подростков В.С. Битенского, И.С. Кон, И.Е.Личко, М.И. Мосягина), нормативно-правовую базу (Конвенцию ООН о правах ребенка от20.11.89 г., Конституцию РФ, ряд Федеральных законов России, в том числе: Федеральный Закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “О наркотических средствах и психотропных веществах”) и Федеральную целевую программу “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы”.

Наша школа №71 расположена в поселке Янго-Аул. Это поселок пригородного типа, который находится на острове и значительно удален от центра. В настоящее время в нем отсутствуют культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, промышленные предприятия.

Обобщенные сведения о семьях учащихся показывают, что растет число неполных семей ( 20,6%) и социально – неблагополучных семей (19,3%). Во многих семьях прослеживается плохая наследственность (9% учащихся школы имеют диагноз задержка психического развития. Таким образом, основной целью работы по профилактике наркомании руководство школы и педагогический коллектив видит в создании единой школьной политики, направленной на распространение знаний о пагубности, опасности и незаконности употребления наркотических средств, приобретению учащимися устойчивых установок на их неприятие и формирование основ здорового образа жизни.

Исходя из опыта работы нашей школы, хочется остановиться на следующих направлениях:

Методическая и психолого-педагогическая подготовка учителей (классных руководителей) к ведению профилактической работы:

    Поэтапное обучение педагогов школы в рамках областной программы “Профилактика аддиктивного поведения у детей и подростков” специалистами детского подростково-поликлинического отделения ОГУЗ “Наркологический диспансер”.
  • Практический двухдневный семинар с классными руководителями классов VII вида коррекции “ Основные положения работы по профилактике наркомании”, проводимый специалистами ОГУЗ “Наркологический диспансер” во главе с заведующий ДПО ОГУЗ “Наркологический диспансер”.
  • Цикл практических занятий, организованные педагогами-психологами школы на МО классных руководителей:
    • “Психолого-педагогическая диагностика и ее роль в предупреждении наркомании”;
    • “Причины начала употребления наркотиков и алкоголя в среде подростков”;
    • “Наркотики и семья”;
    • “Оказание психолого-педагогической поддержки детям группы риска” и т. д.
  • Педагогический совет: “Пути сохранения физического, психологического и социального здоровья подрастающего поколения”.

Воспитательная работа с учащимися через школьный модуль “Мы хотим жить в здоровом мире”:

    Цикл классных часов под рубрикой “Здоровье” (беседы, викторины, брейн-ринг). С учетом возрастных и психологических особенностей учащимся рассказывают об опасности вредных привычек, в том числе употребления алкоголя, наркотических средств и последствиях как медицинских, так и социальных
  • КТД “Я выбираю жизнь” (1–11-е кл.)
  • Акция “Спорт вместо наркотиков”. В программе:
    • Спортивный праздник “Мама, папа, я – спортивная семья (1–2-е кл.);
    • Спортивный праздник “Пять олимпийских колец” (3–4-е кл.);
    • Спортивный калейдоскоп” (5–7-е кл.);
    • Деловая игра “Наркотики. За и против” (8–9-е кл.);
    • Тренинг “Твой выбор?!” (10–11-е кл.);
    • Конкурс сочинений “Мир без наркотиков” (9–11-е кл.)
  • Традиционный ежегодный круглый стол для старшеклассников “Мы хотим жить в здоровом мире”, с приглашением специалистов ОГУЗ “Наркологический диспансер”, сотрудников КДК ЗП ИДИ.
  • Конкурс рисунков, аппликаций и плакатов “Я за здоровый образ жизни”.
  • Подготовка волонтерских групп учащихся 8–10-х классов специалистами ДПООГУЗ “наркологический диспансер” в рамках областной программы “Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков”.

В развитии профилактической работы с учащимися имеет большое значение укрепление материально-технической базы школы и конкретно развитие спортивной базы. Благодаря усилиям администрации Ленинского района в 2001 г. построен на территории школьного двора спортивный стадион, который включает баскетбольную и волейбольную площадки, футбольное поле, беговые дорожки, трибуны для зрителей, что расширяет возможности для проведения спортивно-массовых мероприятий и формированию основ здорового образа жизни:

  • Сложилась положительная практика проведения общешкольных спортивных праздников. Состязаний, посвященных знаменательным событиям школы, района и города (ко Дню города, Дню Победы и т.д.);
  • Традиционный “День Здоровья” (сентябрь, апрель) с привлечением родителей, учащихся и жителей микрорайона;
  • Несколько лет проводится районная Спартакиада “Остров Надежды” по 5 видам искусств;
  • В летний период в рамках городской программы “Астраханские дворы” проходят мероприятия спортивно-развлекательной направленности для учащихся и населения пос. Янго-Аул;
  • Два раза в неделю организуются спортивные игры для населения микрорайона по волейболу, футболу на спортивном стадионе.

Коррекционно-развивающая работа с учащимися девиантного поведения:

    Индивидуальная работа (индивидуальные консультации и коррекционные занятия, беседы)
  • Групповая работа:
    • Социально-психологический тренинг “Вместе мы выбираем жизнь” (10-й кл.)
    • Игровое моделирование реальных ситуаций наркозависимости подростков в имитации телешоу “Пусть говорят” (11-й кл.)
    • Мозговой штурм “Что такое наркотики?” (7–8-е кл.)
    • Групповая дискуссия “Наркомания – это болезнь?”

Задача работы психолога заключается в создании у подростков личностных ресурсов, позволяющих находить выход из трудных жизненных ситуаций, обучение навыкам уверенного поведения, установки на самостоятельный выбор, обсуждение и демонстрация преимуществ здорового образа жизни.

Таким образом, именно школьная среда, по нашему мнению, должна стать основной “ареной” профилактики наркозависимости. К этому обязывает не только то, что большую часть времени дети и подростки проводят именно в стенах школы, но и то, что отсутствие знаний, навыков, стратегий поведения взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие. Появилась потребность развития концептуально обоснованного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи, разработки и внедрения комплекса воспитательных и образовательных мер, программ для школьников.

  • Методические рекомендации по профилактике наркозависимости у детей и подростков. АОИУУ, 2001 г.
  • Наркоситуация в молодежной среде. Структура, тенденции, профилактика. Ф.Э.Шереги, А.А. Арефьев.
  • Региональные модели социально – педагогической профилактики пав-зависимостей в молодежной среде. ООО фирма “Вариант” Москва, 2005 г.
  • Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Из-во Института психотерапии, 2000 г.
  • Школа без наркотиков. Л.М. Шипицина, Е.И. Казакова, Образование – культура, Санкт-Петербург, 1999 г.
  • источник

    На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

    Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

    При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

    Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

    С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

    Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

    Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

    Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

    Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

    В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

    Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

    В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

    Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

    Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

    Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

    Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

    Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

    Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

    Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

    Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

    Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

    Читайте также:  Месячник по профилактике алкоголизма среди подростков

    В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

    В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

    Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

    Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

    Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

    Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

    Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

    источник

    Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

    Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

    Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

    В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

    Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

    Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

    • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
    • риску развития различных заболеваний;
    • потере трудоспособности;
    • конфликты в семье;
    • риск правонарушений и преступлений.

    Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

    К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

    Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

    Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

    • позитивное настроение;
    • информация о трагических последствиях наркомании;
    • отсутствие сцен употребления наркотиков;
    • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
    • понятный и доступный вывод.

    Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

    • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
    • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
    • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

    Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

    Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

    Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

    Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

    Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

    Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

    Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

    источник

    данная статья поможет в работе с учениками старшего класса

    по профилактике наркомании в школе

    Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.

    Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг.

    Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.

    Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

    Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

    Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании.

    Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от 5 февраля 2002 г. № 330, «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников».

    Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

    Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

    1. подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
    1. поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
    2. осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
    3. в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

    Для достижения поставленной цели в МОУ СОШ №6 п. Гончарка решаются следующие задачи :

    1) определяется специфика наркомании как особого социально-психологического феномена;

    2) выявляется социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;

    3) обосновывается система педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;

    4) разрабатывается система педагогических средств, направленная на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;

    5) определяется круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

    Комплексность или согласованное взаимодействие

    органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;

    специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);

    органов управления образования ( региональном, муниципальном уровне).

    Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о с т ь: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

    степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

    А к с и о л о г и ч н о с т ь: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

    М н о г о а с п е к т н о с т ь: сочетание различных направлений профилактической работы:

    социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

    психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

    образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

    Л е г и т и м н о с т ь: профилактическая работа осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

    П р е е м с т в е н н о с т ь. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

    согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;

    анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

    Читайте также:  Какой препарат используют при кодировании от алкоголизма

    Н е п р е р ы в н о с т ь: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования

    С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике ведётся систематически, а для этого все принимаемые меры сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

    В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных на-

    правления работы школы по профилактике наркомании:

    общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

    работа с детьми «группы риска»;

    работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;

    работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

    2) Работа с педагогическим составом:

    подготовка учителей к ведению профилактической работы;

    организационно-методическая антинаркотическая работа.

    информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

    работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);

    психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;

    поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

    4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на региональном и муниципальном уровнях).

    Первый этап: диагностирующий.

    Время проведения: сентябрь (начало месяца).

    Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

    1. определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
    1. выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
    2. сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

    1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;

    2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

    Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

    подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;

    подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;

    подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

    Второй этап: организационно-практический.

    Время проведения: сентябрь – май.

    Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

    1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

    2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;

    3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

    4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, на-

    учить их принимать ответственные решения;

    5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

    2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);

    3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

    6) психотерапевтические занятия;

    12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);

    14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

    1. Спортивное ток-шоу «Наркомания – эпидемия века».

    2. Соревнования по массовым видам спорта:

    «Я выбираю жизнь без наркотиков!»

    «Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании»

    «Умей сказать нет наркотикам»

    «Волшебная страна здоровья»

    «Опасность «пассивного курения»

    «Эффективные методы отказа от курения»

    «Препараты, применяемые против курения»

    «Здоровый образ жизни – школа выживания»

    «Профилактика вредных привычек»

    5. Общешкольные мероприятия:

    «День без вредных привычек»

    «Молодежь против наркотиков»

    6. Научно-исследовательские работы:

    «Конфликт. Пути выхода из конфликта»

    «Стресс и способы борьбы с ним»

    «Исправь свое настроение сам»

    «Как стать сильным и привлекательным»

    «Как стать красивой и привлекательной»

    8. Тематическая дискотека «Я взрослый!».

    1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

    2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

    3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;

    4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

    Третий этап: заключительный.

    Время проведения: май (конец месяца).

    Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

    1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

    2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;

    3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.

    1) анализ отчетной документации;

    3) анонимное анкетирование.

    Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

    1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;

    2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;

    3) определить динамику целевых групп.

    1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;

    2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;

    3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.

    Основные составляющие системы

    профилактики наркомании в школе и их взаимосвязь

    Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.

    Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).

    Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).

    Школьный врач обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений – одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).

    Школьный психолог обеспечивает:

    организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;

    психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

    психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);

    выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;

    организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

    Социальный педагог несет ответственность:

    за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

    организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;

    систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).

    Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях, организуют постоянную работу внутришкольного наркопоста.

    Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

    Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для «ничегонеделания».

    Районная и городская наркологическая служба организует:

    информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;

    лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления наркотических веществ;

    консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.

    работают с детьми по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ;

    осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;

    проводят педагогические семинары на тему правового обеспечения профилактической работы в школе;

    обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних для разъединения в районе школы групп наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков;

    организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотических веществ.

    СМИ и Интернет: оказывают существенное влияние на характер молодежной моды и состояние молодежной культуры в целом. В связи с этим сегодня необходимо:

    увеличить в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных телерадиоканалах) объем регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи;

    обеспечить распространение антинаркотических материалов в сети «Интернет» путем создания тематических сайтов;

    подключить к работе службу анонимного консультирования «Телефон доверия».

    Наркомания сегодня – сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена социальными, семейными и личностными факторами. Это болезнь, от которой нужно лечить не только наркомана, но и всю его семью. Именно поэтому одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями, которая включает в себя:

    проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;

    родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка;

    организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и антинаркотической профилактической работы;

    организацию родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание групп родительской поддержки для «трудных» семей данной школы;

    работа с конфликтными семьями, включая данные о случаях социального вмешательства со стороны службы социальной помощи;

    семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком, который находится на стадии реабилитации;

    психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога;

    оказание помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико-наркотического опьянения;

    консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение и находится на стадии реабилитации.

    Значение системы работы школы по профилактике наркомании:

    1) воспитание подрастающего поколения в духе неприятия наркотических веществ;

    2) включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;

    3) развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;

    4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;

    5) развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.

    источник

    Школьная комплексная программа

    по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

    Комплексная Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения «Мой выбор»

    Основные разработчики Программы

    Заместитель директора школы по воспитательной работе

    Комплексное решение проблем профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании

    Срок реализации Программы

    Исполнители мероприятий Программы

    Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, Совет ученического коллектива школы, социальный педагог

    Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

    — увеличение количества детей, отрицательно относящихся к наркомании, алкоголю, курению

    — уменьшение количества учеников, пробовавших курить, употреблять спиртное

    Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

    Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

    Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

    Есть такая притча. «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. То стал помогать тем, кто еще удерживался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь. Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

    «Разве тебе безразлична судьба детей» — спросили спасатели.

    Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

    Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы табакокурения, алкоголизма и наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы.

    Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

    Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему необходима и воспитательная и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

    Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

    Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.

    Тем более что в Октябрьской школе стоит острая проблема «трудных» детей. Именно они более других склонны к курению, к употреблению алкоголя, наркотиков. Детей, которые обучаются в Октябрьской школе можно называть «педагогически запущенные», дети «группы риска», чаще же мы называем их «трудными». В психологической литературе выделяют три существенных признака понятия «трудные» дети.

    в книге «Психология трудных школьников» характеризует следующим образом «трудных» детей:

    во-первых, «трудные» дети — это дети с отклоняющимся поведением от общепринятой нормы, для их характеристики можно использовать термины:

    «деликвентность» — цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от серьёзных криминальных преступлений,

    Читайте также:  Какие препараты принимают при лечении алкоголизма

    «девиантность» — отклонения от принятых в обществе норм. Примерами девиантного поведения служат нарушения режима и дисциплины в школе, создание конфликтов между учениками или педагогами, учинение драк, прогулы занятий, отказ от учебы, неповиновение старшим, курение, употребление наркотических веществ, а также употребление алкоголя;

    во-вторых, «трудные» дети и подростки, поведение которых нелегко исправляется и корригируется, хотя среди этой группы детей есть и те, которые относительно легко поддаются перевоспитанию;

    в-третьих, «трудные» дети, которые особенно нуждаются в индивидуальном подходе, внимании родителей, воспитателей, педагогов, участии всех окружающих.

    Сложность контингента обучающихся в школе детей подтверждает «Социальный паспорт школы»:

    — Ежегодно сменяемость контингента школьников составляет от 30% до 50%. Большинство обучающихся переходят в Октябрьскую школу из-за сложностей в общении с учителями или одноклассниками. Каждые два года контингент обучающихся обновляется полностью. В школе обучаются от 3 до 15 % школьников из многодетных семей, сироты, до 30% обучающихся из неполных семей, до 14% обучающихся из неблагополучных семей. На учете в ИДН состоят от 7 до 15% обучающихся, на внутришкольном учете состоят от10 до 16,6% обучающихся. Количество преступлений, совершаемых обучающихся, составляет от 3 до 8 за календарный год. Отдельные обучающиеся, совершившие правонарушения и преступления, поступают в школу по решению КДН при администрации района.

    В целом же детей, обучающихся в Октябрьской школе можно характеризовать, как детей, особо нуждающихся в индивидуальном подходе, внимании родителей, воспитателей, педагогов, участии всех окружающих.

    Для того чтобы активизировать работу школы в области профилактики, обобщить имеющийся положительный опыт работы социального педагога, классных руководителей, школы в целом было решено создать комплексную Программу по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения.

    Правовая основа Программы

    Правовую основу комплексной Программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения составляют:

    ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

    Федеральная целевая программа по профилактике наркомании

    Областная целевая Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на гг.»

    Целью Программы является комплексное решение проблем профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения.

    Программа предусматривает решение следующих задач:

    ü формирование у обучающихся психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку;

    ü формирование у школьников установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;

    ü повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе;

    ü активизация разъяснительной работы среди родителей по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения;

    ü внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни;

    ü проведение работы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

    ü повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

    ü предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

    ü обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.

    Основные направления реализации Программы

    Комплексная Программа предусматривает систему работы всех участников образовательного процесса с привлечением специалистов КДН, ПДН, больницы, социальных педагогов и других учреждений социума по следующим направлениям:

    v Нет наркотикам! (профилактика наркомании)

    v Жизнь без табака (профилактика табакокурения)

    v Трезвость – норма жизни (профилактика алкоголизма)

    Механизм реализации Программы

    Организационное сопровождение осуществляет МО классных руководителей, заместитель директора по воспитательной работе.

    Главными исполнителями Программы являются классные руководители, Совет ученического коллектива, обучающиеся школы, родители обучающихся.

    Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании форм и методов работы школы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

    Реализация содержания программы воспитания предполагает использование следующих педагогических технологий:

    — технология адаптивной школы,

    — технология дифференцированного обучения и воспитания,

    — технология обучения и воспитания без насилия,

    — технология педагогической поддержки,

    — технология психолого-педагогического сопровождения.

    Ø Просветительские беседы

    Ø Встречи с медработниками

    Ø Вечера вопросов и ответов

    Ø Изучение положения ребенка в семье

    Ø Педагогическое наблюдение

    Ø Конкурсы рисунков, плакатов, буклетов

    Критерии отслеживания эффективности Программы

    Предлагается два способа отслеживания эффективности:

    1 способ: Отслеживание эффективности всей программы в целом.

    — изменение количества подростков, пробовавших спиртное;

    — изменение количества учеников, курящих сигареты;

    — увеличение количества детей, негативно относящихся к наркомании, алкоголизму, табакокурению;

    — результаты проведения мониторинга здоровья учащихся;

    — активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.

    2 способ: Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия Программы.

    После проведения мероприятия проводится анкетирование, опросы участников (детей, родителей) с целью отслеживания эффективности мероприятия, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлеченности родителей, обучающихся в мероприятиях.

    ü Адекватная оценка учащимися своего поведения;

    ü Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни;

    ü Формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ, алкоголя, табака;

    ü Отказ от курения, употребления алкоголя.

    Организационные мероприятия по выполнению Программы

    — Координация деятельности участников Программы

    — Осуществление контроля профилактической работы в рамках Программы

    Практические занятия и семинары для классных руководителей по вопросам организации профилактической работы

    Проведение консультаций для классных руководителей по вопросам организации профилактической работы

    Организация выставок методической литературы по вопросам профилактики

    Разработать и внедрить в практику работы школы Методические рекомендации по организации профилактической работы среди обучающихся и родителей

    Создание методической копилки мероприятий, памяток по профилактике

    Создание банка форм работы и мероприятий по профилактике

    Обобщение опыта работы школы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

    Организация тематических встреч педагогов с работниками правоохранительных органов и органов здравоохранения по вопросам профилактики

    Совещания классных руководителей:

    — «Проблема вредных привычек у обучающихся»

    МО классных руководителей:

    — «Профилактика наркомании – главная задача воспитательного процесса с «трудными» обучающимися;

    — «Роль педагога в формировании у учащихся ценностного отношения к здоровью»

    — Педагогический совет по итогам реализации программы «Порог восприимчивости»

    Изучение нормативных документов по профилактике

    Планирование работы с классными руководителями

    Планирование работы классных руководителей с обучающимися по направлениям Программы

    Планирование работы со специалистами ПДН, ОЦРБ, ОВД и других социальных учреждений

    Оформление уголка по профилактике здорового образа жизни (разработки, методические материалы, памятки)

    Оформление стендов в фойе школы:

    — «Профилактика употребления ПАВ»

    — «В здоровом теле — здоровый дух»

    — «Хочешь быть здоровым – будь им»

    Распространение справочно-информационных бюллетеней, буклетов, памяток

    источник

    Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

    Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

    После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.

    Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

    • Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
    • Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
    • Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
    • Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
    • Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.

    Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

    Задачи программы:

    • создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
    • формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
    • совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
    • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
    • формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

    Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

    Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

    – Центр медицинской профилактики;
    – Центр по проблемам семьи – Кордея;
    – Центр «Анти-СПИД»;
    – Центральная библиотека;
    – Городские поликлиники;
    – Центр Детского Творчества;
    – Образовательные учреждения города.

    Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.
    Это:

    – семинары;
    – конференции;
    – лектории;
    – беседы;
    – диспуты;
    – просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
    – игровые ролики;
    – тренинги.
    – экскурсии.
    – встречи:
    а) с медицинскими работниками учреждений города;
    б) с работниками правоохранительных органов;
    в) с духовными наставникам;
    г) с социальными педагогами;
    д) с психологами;
    е) с родителями учащихся школы;
    – статьи в школьной прессе;
    – уроки здоровья;
    – волонтёрские площадки;
    – элективные курсы;
    – классные часы.

    Направление деятельности

    1 Психологи – индивидуальное консультирование;
    – оказание методической и практической помощи
    в подготовке и проведении классных часов,
    индивидуальных бесед;
    – освещение результатов мероприятий и
    работы психолога в целом
    по профилактике алкоголизма,
    наркомании, табакокурения в школе. 2. Социальные педагоги – исследование социально-педагогических условии в школе;
    – оценка эффективности взаимодействия образовательных учреждений и подразделений милиции города по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних;
    – изучение опыта работы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    – анализ поступающей информации из комиссии по делам несовершеннолетних;
    – формирование единой информационно-статистической базы по школе;
    – проведение социальных исследований;
    – индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
    – организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п. 3 Учителя биологии, химии, классные руководители – организация профилактической работы по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу, венерическим заболеваниям через:
    а) классно-урочную систему;
    б) внеклассные мероприятия;
    в) экскурсии.
    – выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни);
    – показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений;
    – индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
    – проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей;
    – организация воспитательной работы в классе;
    – пропаганда здорового образа жизни;
    –организация поездок на турбазы. 4 Медицинские работники,
    учителя физического воспитания. – оказание первой помощи при отравлении алкоголем, токсическими веществами, табаком;
    – выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни;
    – проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями;
    – проведение дней здоровья;
    – организация работы секций волейбола, баскетбола и др.
    – организация циклов лекций по борьбе с вредными привычками;
    – проведение Дня борьбы с курением – 7 мая,
    1 декабря– международный день борьбы со СПИДом. 5 Библиотекарь – создание электронного банка и литературы по тематике:
    а) охрана здоровья
    б) профилактика наркомании
    в) профилактика табакокурения
    г) «Алкоголь и его последствия»
    д) «Чума века – СПИД»
    е) «Венерические заболевания, их профилактика»
    ж) пропаганда здорового образа жизни
    з) оформление выставки к тематическим месячникам. 6 Совет старшеклассников – создание электронного банка и литературы по тематике:
    а) охрана здоровья
    б) профилактика наркомании
    в) профилактика табакокурения
    г) «Алкоголь и его последствия»
    д) «Чума века – СПИД»
    е) «Венерические заболевания, их профилактика»
    ж) пропаганда здорового образа жизни
    з) оформление выставки к тематическим месячникам.

    Первый этап – организационный.

    На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета, который входит в состав НОУ. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану.

    Второй этапвнедренческий

    Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.

    Третий этап

    Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромании, СПИДа).

    Составление программы Совещание административной группы в школе Проведение педагогического совета Проведение классных часов
    Проведение общественного родительского собрания Проведение родительских собраний в школе Создание координационного совета по реализации программы
    Связь школы с учреждениями города Работа пресс-центра Научно-исследовательская работа учащихся

    Ожидаемые результаты:

    1. Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа жизни.
    2. Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании, курению, алкоголизму.
    3. Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.
    4. Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя, игромании.
    5. Совершенствование системы профилактики потребления наркотиков, табака, алкоголя.
    6. Создание необходимых условий в школе для организации занятости учащихся во внеурочное время.

    Формы профилактической работы с классом.

    Вывод: Основные значимые для класса формы профилактической работы принимаются:

    – планом работы школы и класса;
    – собранием учащихся класса;
    – главным советом корпорации класса «пятерка»;
    – родительским собранием, родительским комитетом.

    источник