Меню Рубрики

Одной из проблем современного общества является подростковый алкоголизм

Глобальной проблемой современного общества является подростковый алкоголизм. Известно, что безопасных и полезных спиртных напитков нет и никогда не будет, так почему же многие взрослые продолжают приобщать своих детей и внуков к употреблению алкоголя? Не секрет, что чаще всего ребенок впервые пробует алкоголь именно в семье, оправданий тому родители находят достаточно, а главным аргументом неизменно является то, что пусть уж лучше чадо вкусит сей запретный плод дома, нежели на улице в компании сомнительных сотоварищей.

Возможно, доля истины в этом и есть, однако, практика показывает, что чаще всего подобными «добрыми» намерениями родителей выстлана дорога сами знаете куда. Алкоголизм в подростковом возрасте чаще всего начинается именно с домашнего опыта. Более 60 % детей приобщались к выпивке в семейном кругу, в их семьях непременно пьет один из родителей, а межличностные отношения в таких семьях чаще всего весьма напряженные.

Параллельно на молодого человека действуют факторы окружающей информационной среды. Почти в каждом сериале или фильме герои активно употребляют алкоголь, реклама в СМИ пропагандирует отдых в компании со слабоалкогольными (и крепкими) напитками, все вокруг словно говорит еще нестойкому духом подростку, что алкоголь — неотъемлемый элемент современной жизни, алкоголь — это здорово, алкоголь — это безопасно. И нигде вы не встретите в таком же (да хотя бы в минимальном) количестве информационных блоков, которые бы сообщали о том, что такое алкоголизм у подростков, чем он грозит подрастающему организму.

Известно, что в этом возрасте социальная среда, в которой находятся подростки, крайне агрессивна. Если в компании употребляют алкоголь (а иной ситуации, пожалуй, сегодня и не бывает), то употребляют его все. Тот, кто пытается плыть против течения, подвергается жестокой обструкции со стороны товарищей (кстати, для взрослых подобное поведение не менее типично — на трезвенника смотрят, как на больного). В итоге — пьют все. Чаще всего пьют, конечно же, пиво, которое и стоит недорого, и пить его можно долго, да и СМИ активно формируют положительный имидж напитка. Как следствие, мы получаем пивной алкоголизм среди подростков.

Привыкание к алкоголю у подростков развивается значительно быстрее, чем у взрослых. Тот факт, что дети чаще останавливают свой выбор на пиве и слабоалкогольных напитков никак не уменьшает опасность ситуации.

Известно, что зависимость и патологическая тяга к пиву развивается значительно быстрее, чем к крепким напиткам, что же до слабоалкогольных напитков, то, по мнению наркологов, двух лет их систематического употребления достаточно, чтобы выработалась жесткое и стойкое пристрастие к алкоголю.

Давайте подкрепим рассуждения цифрам статистики, которая, как известно, знает все. 54 % восьмиклассников хотя бы раз в месяц принимают спиртные напитки, а 7 % — не менее двух раз за тот же период. В группе учащихся 11 классов около 29 % детей пьют еженедельно, еще 45 % — раз в месяц, 20 % — пару раз в месяц. 77 % детей, склонных к употреблению этанола плохо учатся, 50 % — практически ничего не читают. Не пробовали алкоголь никогда лишь 4 школьника из сотни.

Может быть, все не так и страшно? Если исходить из соображения, что и Мона Лиза постепенно разрушается, то да, все идет своим чередом, просто процессы разрушения в еще детском организме запущены на полную катушку. Сначала страдает интеллектуальное развитие ребенка — меняется круг интересов, доминирует праздное времяпровождение с бутылкой в руке, книг, как правило, молодые люди не читают, учатся плохо.

Постепенно присоединяются соматические заболевания — поражается печень, появляются симптомы гепатита, своей очереди ждет панкреатит. Разрушается эндокринная система, страдает сердечно-сосудистая, изменяется морфологический состав крови, значительно возрастает риск развития сахарного диабета. Страдает и головной мозг, но заметить эти изменения родителям не под силу, ибо они, как правило, тоже пьют, и их когнитивные процессы давно утратили былую остроту.

Чем еще чреват алкоголизм среди подростков? Как правило, в компании с алкоголем молодые люди раньше начинают половую жизнь. Не обладая должными знаниями, они сталкиваются в итоге с огромным количеством проблем — нежелательная беременность, аборты, ВИЧ, венерические заболевания, нарушения репродуктивной функции, бесплодие.

В состоянии ли современное общество остановить эпидемию подросткового алкоголизма? Безусловно! Заинтересовано ли оно в этом? И снова ответ утвердительный, так как даже с прагматичной точки зрения алкоголизация населения негативно сказывается на росте ВВП государства, требует повышения социальных расходов бюджета, и это в конечном итоге отражается на благосостоянии общества в целом.

Какие меры можно предпринять? На государственном уровне необходимо ввести запрет на рекламу алкогольных напитков в СМИ или же разрешить оную только в вечернее время. Далее следует ввести уголовную ответственность за приобщение подростков к алкоголю и доведение их до состояния опьянения. Наконец, пусть это звучит слишком банально, но все-таки стоит пропагандировать здоровый образ жизни.

На уровне семьи и школы профилактика подросткового алкоголизма тоже необходима. Родителям не помешает ввести табу на употребление алкогольных напитков в семье, исключить их даже «по праздникам», ибо последних, как правило, слишком много. В школе должны проводится регулярные семинары, посвященные этой проблеме, детям необходимо предоставить выбор вариантов досуга, которые бы не предполагали прием алкогольных напитков.

источник

Одной из наиболее актуальных проблем в современной подростковой среде является раннее употребление подростком алкоголя, которая приводит к последующему развитию алкоголизма. У подростков зачастую алкоголизм, во многом отличается от взрослых, так как имеет многочисленные особенности, характеризующиеся в быстром привыкании к спиртным напиткам. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни. Пьют для того, «чтобы отключиться», «забыть неприятности» и т.д. Для молодежи употребление алкоголя попытка проявить себя «крутым» среди сверстников или друзей, состояние алкогольного опьянения в этот момент они принимают как за попытку показать себя, выделится из толпы. Для несовершеннолетних пьющих характерны наигранность, бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивной подчиняемостью. Первая проба алкоголя и начало его регулярного употребления происходят в среднем в возрасте 10 – 13 лет. А между тем, именно последствия детского алкоголизма наиболее ярко выражены и опасны. В раннем возрасте все органы еще растут и развиваются. Одним из первых под удар алкоголя попадает печень. В период ее структурного и функционального формирования этиловый спирт вызывает гибель клеток, и как следствие, нарушение белкового и углеродного обмена, синтеза витаминов и ферментов. Наиболее сильно последствия алкоголизма у подростков проявляются в разрушении нервной системы. Не только регулярное, но даже однократное употребление алкоголя воздействует на психику ребенка опустошающее. Появляется ярко выраженная задержка в развитии высших форм мышления, этических и нравственных понятий. Однако остановкой в психологическом развитии последствия подросткового алкоголизма не ограничиваются. Происходит деградация личности, утрата уже развившихся качеств и способностей. В последнее время в молодежной среде все большее распространение получает пивной алкоголизм последствия которого не менее опасны, чем любого другого вида зависимости. Наиболее разрушительное воздействие пиво оказывает на сердце. Кобальт, который используется в качестве стабилизатора пивной пены, вызывает некроз тканей, раздувает полости сердца, заставляя увеличиваться в размере, и утолщает его стенки.

Существует несколько этапов развития алкоголизма среди несовершеннолетних. С каждым последующим этапом зависимость к алкоголю повышается, а также появляются различные отклонения в развитии, заболевания.

Первый этап. На начальном первом этапе происходит привыкание организма несовершеннолетнего к алкоголю. В это время большое значение имеет влияние, которое оказывается со стороны семьи, школы и сверстников. Длительность данного периода около 3-6 месяцев.

Второй этап. Продолжительность этого этапа, не более 1 года. Данный период характеризуется систематическим приёмом алкогольных напитков. Растёт количество употребляемого алкоголя, увеличивается кратность приёма. Если прекратить употреблять алкогольные напитки на этом этапе, то это окажет положительный и стойкий терапевтический результат.

Третий этап. На третьем этапе формируется начальная стадия алкоголизма. Появляется психологическая зависимость к алкоголю. Тяга к спиртному может сохраняться несколько месяцев и даже лет. Несовершеннолетний теряет ситуационный и количественный контроль. Он начинает потреблять алкоголь в любое время суток, в любом количестве.

Четвёртый этап. Абстинентный синдром на данном этапе уже сформирован, реже он может проявляться в форме вегетативно-соматических расстройств. Полное воздержание от приёма алкогольных напитков снижается и чаще всего возникает только после употребления больших доз алкоголя. Четвёртый этап – это уже хроническая стадия алкоголизма.

Пятый этап. На этом этапе происходит дальнейшее развитие и усугубление болезни.

Есть основное отличие алкоголизма несовершеннолетних от взрослого алкоголизма – алкоголизм среди несовершеннолетних приводит к быстрому формированию слабоумия.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне семьи

В семье должны быть созданы условия для ведения здорового образа жизни. Родители обязаны быть примером для своих детей. В связи с этим родители, не употребляющие алкоголь, являются отличным примером для них. Воспитание детей направленное на формирование отрицательного мнения об алкоголе, должно иметь важное место.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне школы

Несовершеннолетние проводят значительное количество времени в школе. Именно там закладывается мнение об окружающих людях: сверстниках, взрослых. В школе нужно создавать условия поощряющие занятия спортом, физическими упражнениями. Учителя должны обладать нужными качествами и быть примером для несовершеннолетних. Должны проводиться профилактические мероприятия, указывающие на пагубное воздействие алкоголя.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних со стороны государства

Государство должно применять разные профилактические меры, которые способствуют выработке у граждан, такого образа жизни, при котором употребление алкоголя исключалось бы вообще, либо значительно ограничивалось. Для этого нужно применять:

  • Контроль за качеством алкогольной продукции выпускаемой в государстве;
  • Запрещение и ограничение употребления алкоголя несовершеннолетними;
  • Запрещение продажи спиртных напитков лицам моложе 18 лет;
  • Предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в распитие алкоголя, а также за доведение до алкогольного опьянения;
  • Создание условий, при которых употребление алкоголя в производственном коллективе, было бы невозможным;
  • Уголовное и административное наказание лиц, появляющихся в нетрезвом виде в общественных местах;
  • Поощрение и стимулирование рекламы, рассказывающей о вреде алкоголя.
  • Запрет брать на работу несовершеннолетних, связанную с производством, торговлей, хранением алкогольных напитков.

Употребление спиртного часто происходит «заодно» со сверстниками. Объясните подростку, что есть предложения, на которые не только можно, но и просто необходимо отвечать твердым отказом. Вежливость и покладистость — это качества не для ситуаций, опасных для здоровья или жизни. Развивайте в ребенке индивидуальность. Не стоит поддаваться чувству стадности и быть «как все». Объясните, что каждый имеет право придерживаться собственного мнения. Особенно в ситуации, когда сверстники или старшие оказывают давление и заставляют принимать алкоголь. Объясните подростку значение слова «дружба» — это поддержка, помощь в сложных ситуациях, а не распитие вместе пива или водки или совершение других действий негативного характера.

Статью подготовила: Врач-психиатр-нарколог Подтележникова Ольга Владимировна

ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Одной из наиболее актуальных проблем в современной подростковой среде является раннее употребление подростком алкоголя, которая приводит к последующему развитию алкоголизма. У подростков зачастую алкоголизм, во многом отличается от взрослых, так как имеет многочисленные особенности, характеризующиеся в быстром привыкании к спиртным напиткам. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни. Пьют для того, «чтобы отключиться», «забыть неприятности» и т.д. Для молодежи употребление алкоголя попытка проявить себя «крутым» среди сверстников или друзей, состояние алкогольного опьянения в этот момент они принимают как за попытку показать себя, выделится из толпы. Для несовершеннолетних пьющих характерны наигранность, бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивной подчиняемостью. Первая проба алкоголя и начало его регулярного употребления происходят в среднем в возрасте 10 – 13 лет. А между тем, именно последствия детского алкоголизма наиболее ярко выражены и опасны. В раннем возрасте все органы еще растут и развиваются. Одним из первых под удар алкоголя попадает печень. В период ее структурного и функционального формирования этиловый спирт вызывает гибель клеток, и как следствие, нарушение белкового и углеродного обмена, синтеза витаминов и ферментов. Наиболее сильно последствия алкоголизма у подростков проявляются в разрушении нервной системы. Не только регулярное, но даже однократное употребление алкоголя воздействует на психику ребенка опустошающее. Появляется ярко выраженная задержка в развитии высших форм мышления, этических и нравственных понятий. Однако остановкой в психологическом развитии последствия подросткового алкоголизма не ограничиваются. Происходит деградация личности, утрата уже развившихся качеств и способностей. В последнее время в молодежной среде все большее распространение получает пивной алкоголизм последствия которого не менее опасны, чем любого другого вида зависимости. Наиболее разрушительное воздействие пиво оказывает на сердце. Кобальт, который используется в качестве стабилизатора пивной пены, вызывает некроз тканей, раздувает полости сердца, заставляя увеличиваться в размере, и утолщает его стенки.

Существует несколько этапов развития алкоголизма среди несовершеннолетних. С каждым последующим этапом зависимость к алкоголю повышается, а также появляются различные отклонения в развитии, заболевания.

Первый этап. На начальном первом этапе происходит привыкание организма несовершеннолетнего к алкоголю. В это время большое значение имеет влияние, которое оказывается со стороны семьи, школы и сверстников. Длительность данного периода около 3-6 месяцев.

Второй этап. Продолжительность этого этапа, не более 1 года. Данный период характеризуется систематическим приёмом алкогольных напитков. Растёт количество употребляемого алкоголя, увеличивается кратность приёма. Если прекратить употреблять алкогольные напитки на этом этапе, то это окажет положительный и стойкий терапевтический результат.

Третий этап. На третьем этапе формируется начальная стадия алкоголизма. Появляется психологическая зависимость к алкоголю. Тяга к спиртному может сохраняться несколько месяцев и даже лет. Несовершеннолетний теряет ситуационный и количественный контроль. Он начинает потреблять алкоголь в любое время суток, в любом количестве.

Четвёртый этап. Абстинентный синдром на данном этапе уже сформирован, реже он может проявляться в форме вегетативно-соматических расстройств. Полное воздержание от приёма алкогольных напитков снижается и чаще всего возникает только после употребления больших доз алкоголя. Четвёртый этап – это уже хроническая стадия алкоголизма.

Пятый этап. На этом этапе происходит дальнейшее развитие и усугубление болезни.

Есть основное отличие алкоголизма несовершеннолетних от взрослого алкоголизма – алкоголизм среди несовершеннолетних приводит к быстрому формированию слабоумия.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне семьи

В семье должны быть созданы условия для ведения здорового образа жизни. Родители обязаны быть примером для своих детей. В связи с этим родители, не употребляющие алкоголь, являются отличным примером для них. Воспитание детей направленное на формирование отрицательного мнения об алкоголе, должно иметь важное место.

Читайте также:  Каким препаратом можно закодировать от алкоголизма на 3 года

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне школы

Несовершеннолетние проводят значительное количество времени в школе. Именно там закладывается мнение об окружающих людях: сверстниках, взрослых. В школе нужно создавать условия поощряющие занятия спортом, физическими упражнениями. Учителя должны обладать нужными качествами и быть примером для несовершеннолетних. Должны проводиться профилактические мероприятия, указывающие на пагубное воздействие алкоголя.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних со стороны государства

Государство должно применять разные профилактические меры, которые способствуют выработке у граждан, такого образа жизни, при котором употребление алкоголя исключалось бы вообще, либо значительно ограничивалось. Для этого нужно применять:

  • Контроль за качеством алкогольной продукции выпускаемой в государстве;
  • Запрещение и ограничение употребления алкоголя несовершеннолетними;
  • Запрещение продажи спиртных напитков лицам моложе 18 лет;
  • Предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в распитие алкоголя, а также за доведение до алкогольного опьянения;
  • Создание условий, при которых употребление алкоголя в производственном коллективе, было бы невозможным;
  • Уголовное и административное наказание лиц, появляющихся в нетрезвом виде в общественных местах;
  • Поощрение и стимулирование рекламы, рассказывающей о вреде алкоголя.
  • Запрет брать на работу несовершеннолетних, связанную с производством, торговлей, хранением алкогольных напитков.

Употребление спиртного часто происходит «заодно» со сверстниками. Объясните подростку, что есть предложения, на которые не только можно, но и просто необходимо отвечать твердым отказом. Вежливость и покладистость — это качества не для ситуаций, опасных для здоровья или жизни. Развивайте в ребенке индивидуальность. Не стоит поддаваться чувству стадности и быть «как все». Объясните, что каждый имеет право придерживаться собственного мнения. Особенно в ситуации, когда сверстники или старшие оказывают давление и заставляют принимать алкоголь. Объясните подростку значение слова «дружба» — это поддержка, помощь в сложных ситуациях, а не распитие вместе пива или водки или совершение других действий негативного характера.

Статью подготовила: Врач-психиатр-нарколог Подтележникова Ольга Владимировна

источник

Феоктистова К.А.

студентка магистратуры 2 курса ППО

студент магистратуры 2 курса СР

научный руководитель: к.п.н., профессорГ.Н. Тюрикова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орёл

На современном этапе проблема алкоголизма перестала быть только медицинской и моральной, она затрагивает здоровье, благополучие и безопасность всего человечества и непосредственно влияет на всех членов общества.

Сегодня наряду с экономическим кризисом наблюдается и кризис социальный, к которому наиболее восприимчивы подростки. Место старых установок занимают новые ценности и подростки в силу специфики своего возраста не успевают перерабатывать новую информацию самостоятельно и тогда на помощь им приходит улица со своими законами. Именно на улице подросток впервые знакомится с алкоголем, никотином, наркотиками. Алкоголизм — это несчастье не только семьи, но и общества в целом, и решать ее необходимо совместными усилиями.

В контексте этой проблемы следует отметить и роль наследственности в формировании нового поколения. Увеличение количества семей больных алкоголизмом приводит к тому, что дети родителей, страдающих алкогольной зависимостью, попадают в категорию потенциальных алкоголиков. [4,c.11]

Все это приводит к тому, что значительно уменьшается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических служб 12% подростков начинает пить в 8-12 лет, а к 14-15 годам уже наблюдается систематическое употребление алкоголя. Начало злоупотребления алкоголем тесным образом связано с психологическими особенностями подросткового кризиса. При анализе процесса алкоголизации несовершеннолетних употребление ими спиртных напитков необходимо рассматривать как девиацию, т.е. одну из форм нарушения поведения.

Чтобы избежать отрицательных последствий подросткового алкоголизма, необходимо вовремя обратить внимание на молодого человека в подростковом периоде. Будущее и подрастающее поколение можно уберечь от алкоголизма, сформировав у него самостоятельное и разумное отношение к употреблению спиртного. С этой точки зрения, очевидно, что подросток может и должен быть вовлечён в профилактическую работу, инициатором которой должен стать социальный педагог, в полной мере осознающий всю сложность рассматриваемой проблемы.

В медицинском понимании алкоголизм — это хроническое заболевание, основанное на непреодолимой тяге к спиртным напиткам. С социальной точки зрения алкоголизм – это форма отклоняющегося поведения, основанная на постоянном влечении к алкоголю с последующей социальной деградацией личности. Ранняя стадия развития алкоголизма, характеризующаяся болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и постоянного употребления спиртосодержащих напитков, называется пьянством. [1,с.56] Характерность пьянства и алкоголизма, как форм отклоняющегося поведения, состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие общественные отклонения: преступность, правонарушения, безнравственное поведение, склонность к суициду.

Поведение, вызванное употреблением психоактивных веществ без сформированной зависимости, называют аддиктивным поведением. Оно отличается широким индивидуальным разнообразием, но в целом можно выделить три основных этапа его формирования.

Первый этап – это первоначальное употребление алкоголя, которое совершается обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют интерес, групповая позиция и мотивы группового самоутверждения.

Второй этап — поисковое аддиктивное поведение. Оно характеризуется применением различных видов психоактивных веществ и обычно наблюдается в младшем подростковом возрасте. На этом этапе индивидуальной психической зависимости еще нет, но может образовываться групповая психическая зависимость.

Третий этап –это период, в течение которого осуществляется переход аддиктивного поведения в болезнь. Оно присходит под влиянием многих факторов, среди которых можно выделить социальные, социально-психологические, психологические и биологические.[2,с.43]

Таким образом, становится понятным, что у подростков, в отличие от взрослых, алкоголизм имеет ряд характерных особенностей, к которым относится, например, быстрое привыкание к алкогольным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у подростка развитие хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическими особенностями юного организма. Мозговая ткань молодого человека, в отличие от взрослого, насыщена водой, но бедна белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и хорошо усваивается организмом, при этом лишь только 7% алкоголя выводится лёгкими и почками, а остальные 93% действуют как яд, оказывая сокрушительное влияние на все органы и системы, что приводит к опасному течению болезни.

Помимо этого для подростков характерно употребление больших доз алкоголя; это связано с тем, что принятие алкоголя подростками не одобряется обществом, поэтому они, как правило, пьют втайне от всех, чаще всего без закуски, принимая всю дозу сразу.

Не менее опасно и быстрое развитие у подростков запойного пьянства. Для них становится нормальным пить по любому поводу и без него, при этом в состоянии лёгкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них необычным состоянием; для них характерна склонность к полному опьянению — только в этом случае выпивка расценивается как удачная и полноценная.[5,с.38]

Очень важно отметить, что употребление алкогольных напитков в подростковом возрасте способствует появлению или заострению таких черт характера, как нервозность, враждебность, замкнутость, отчуждённость. При неустойчивой нервной системеи ещё несформировавшихся жизненных взглядах подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчив к воздействию отрицательной информации.

К проблеме подросткового алкоголизма обращались разные учёные: врачи, педагоги, психологи, которые рассматривали причины алкоголизма у детей, а также последствия его воздействия на организм подростка. Например, психологи пытались объяснить развитие алкоголизма в таком возрасте преимущественно внутренними причинами. В защиту этих взглядов выдвигались всевозможные теории происхождения алкоголизма: аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма видят в различных биологических сдвигах в организме или в подсознательном стремлении человека к алкоголю. Однако все сходятся на том, что главным звеном в развитии алкоголизма у школьников является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе ровесников.[6,с.14]

Таким образом, нами проанализированы основные причины алкоголизма в подростковом возрасте, к которым можно отнести неблагополучные семьи; динамично-позитивную рекламу в средствах массовой информации; избыток свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; желание уйти от проблем; психологические особенности личности подростка; его стремление к самоутверждению. В связи с этим с большой долей вероятности происходит формирование у подростка влечения к алкоголю, которое затем перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости.

Очевидно, что подростковый алкоголизм развивается не на пустом месте. Молодой человек, который имеет какие-либо увлечения, цель в жизни, чувствует поддержку родных ему людей, не станет убивать свою жизнь алкоголем. Совсем иначе складывается ситуация, при которой и времени свободного много, и планов на будущее нет, и компания подвернулась не самая благоприятная. Такое стечение обстоятельств, как правило, и приводит к появлению проблемных пристрастий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взрослым необходимо уделять должное внимание увлечениям и способностям подростков, их самореализации и занятости, а также личностному развитию детей. И здесь хорошими помощниками станут всевозможные кружки, школы, клубы различной направленности.[3,с.24]

Главное помнить, что подростковый возраст — это кризис во взаимоотношениях между родителями и детьми. И в это время нужно не столько «закручивать гайки» в воспитании ребенка, сколько следить за своим поведением и за тем, какой пример, мы ему подаем.

1. Кондратенко В.Т., Скугаревский А.Ф. Алкоголизм. — Минск, 2003

2. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. — М., 2006

3. Корченов В.И. Пьянство, алкоголизм, наркомания: причины и следствие / Медико-биологические и социальные аспекты наркологии / Сб. науч. трудов. — М., 2007

4. Психология и клиника алкогольной зависимости. Современные подходы в психотерапии алкоголизма и взгляды на реабилитацию больных и членов их семей [Электронный ресурс]: http: // hot-line.chart.ru /

5. Татаринова Н.М. Педагогическая диагностика социальной адаптации учащихся с отклоняющимся поведением. – М.,2009

6. Шпейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.,2005

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

Активный алкоголизм среди подростков – масштабная, социальная проблема, в кругу других социальных проблем. Вокруг данной проблемы в стране складывается неблагоприятная морально – психологическая атмосфера, которая проявляется в ослаблении процессов общественного противодействия этому явлению. Практика антиалкогольной борьбы показывает, что решение конкретных вопросов по предупреждению и вытеснению негативных явлений невозможны без глубокого изучения причин, вызывающих потребление спиртных напитков и способствующих распространению алкоголизма среди молодёжи. Иногда уже первое знакомство с алкоголем подростки оценивают как «новый стиль жизни»[5].

По исследованиям Коровина А.М., более половины самоубийств совершаются в состоянии алкогольного опьянения, причем за последние 5 лет в регионах этот показатель имеет отчетливую тенденцию к увеличению, особенно у сельского контингента, составив у городских жителей 58%, у сельских — 62%. При этом установлена весьма неблагоприятная тенденция роста самоубийств мужчин в сельской местности: если соотношение М:Ж в городе составляет 4,5: 1, то на селе оно возрастает до 8,25:1, т.е. суицидентов-мужчин на селе в 8 раз больше, чем женщин. Таким образом, между пьянством, алкоголизмом и самоубийством существуют самые тесные связи: риск самоубийства у злоупотребляющих алкоголем, т.е. пьяниц возрастает в 5 раз, у больных хроническим алкоголизмом в 10 раз [3, c.66].

Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни. Пьют для того, «чтобы отключиться», «забыть неприятности» и т.д. Для молодежи употребление алкоголя попытка проявить себя «крутым» среди сверстников или друзей, состояние алкогольного опьянения в этот момент они принимают как за попытку показать себя, выделится из толпы. Для несовершеннолетних пьющих характерны наигранность, бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивной подчиняемостью.

В работах Сирота Н.А., Ялтонского Л.М., Максимовой Н.Н. рассмотрены педагогические и социальные аспекты подросткового алкоголизма.Этими специалистами выявлено, что главные факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении алкоголя — возрастные особенности, неблагоприятная макросоциальная 1ситуация развития, отклонение в функционировании высшей нервной деятельности [6, с. 176].

Подростковый алкоголизм – это одна из разновидностей интоксикации. Её характеризует пристрастие к алкогольным напиткам. Она может развиться у пациентов разных возрастных категорий, независимо от пола и социального положения. Это заболевание обладает способностью вызывать зависимость у людей с не устоявшейся психикой – например, у подростков.

О болезни свидетельствует реакция на факт отказа от алкоголя. Если такое происходит, в подростковой среде у больного с развившимся пристрастием проявляются: раздражительность, недовольство, злоба.

К сожалению, в последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается, статистика употребления алкоголя детьми неутешительна. Более заразителен пример тех, кто пьет «умеренно», «культурно», кто пьет, «соблюдая ритуал».

Наиболее актуальной проблемой в подростковой среде является ранняя алкоголизация молодежи, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет, а также последующей социальной деградацией личности. Борьба с алкоголизмом – это борьба за здоровье и счастье детей. Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности. Алкоголизм является одним из самых распространенных заболеваний последних десятилетия. В стране до сих пор сохраняется высокий уровень потребления фальсифицированной алкогольной продукции, особенно произведенной из непищевых спиртов (гидролизного, синтетического).

Личко А.Е. выделяет несколько причин алкоголизма.

Физиологические причины алкоголизма. Эти факторы развития заболевания связаны с особенностями строения и развития организма. В группу входят совершенно разные причины, кроющиеся в формировании ребенка в детстве или даже особенностях развития на эмбриональном уровне, от перенесенных ранее заболеваний.

Психологические причины алкоголизма. Об этих причинах говорят, когда речь заходит о характере человека, насколько гибкий ум он имеет и как приспосабливается к окружающей действительности.

Причины подросткового алкоголизма. Когда дети постоянно наблюдают во время праздников, как взрослые веселятся, попивая спиртное. Иногда сами родители предлагают ребенку попробовать алкоголь первый раз, в итоге напитки, содержащие этиловый спирт, перестают быть для детей чем-то запретным. Второй фактор развития алкоголизма уже в подростковом возрасте – это реклама. К тому же, алкоголь не просто красиво рекламируют, он еще и доступен. Алкоголь становится для подростков важным атрибутом отдыха и развлечения. Потребление алкоголя прежде всего влияет на здоровье подростков [4, с.278] .

Последствия подросткового алкоголизма связаны с тем, что в этом возрасте организм находится в стадии развития. В этом возрасте наступают стадии роста и развития важнейших систем органов и функций. Воздействие спиртным на них оканчивается тяжелыми болезнями и неизлечимыми патологиями. Особую опасность его последствия имеют для психики. В обычных случаях подросток не в состоянии вернуться к нормальному состоянию. Для формирования такового требуется время, которое к этому возрасту еще не складывается. Это наступает только во взрослом периоде.

Читайте также:  Возможно ли отправить на принудительное лечение от алкоголизма

Часто у подростков проявляются осложнения: умственная деградация, снижается умственная активность, невозможно нормально трудиться, постоянно меняется настроение, нормальный сон нарушается, постоянно ощущается усталость, после дневной нагрузки не восстанавливаются силы.

По мнению, Коровина А.М. алкоголизм среди несовершеннолетних связан с их антиморальным поведением. В основе данной проблемы лежит главная опасность для подростков, потеря самоконтроля в состоянии алкогольного опьянения. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях: большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев). Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления [3, с.54].

Подросткам кажется, что спиртное – это отличное средство раскрыться, своеобразный возбудитель, от которого не может быть большого вреда. При первом же опыте выясняется, что из-за алкоголя: появляется горечь, жжение во рту, голова тяжелеет, начинаются боли, вырабатывается вредная привычка. Спорт – хорошее время препровождения, но на него нужны силы, требуется очень сильный стимул, определенное состояние здоровья. К тому же, на первый взгляд кажется, что алкоголь дешевле, чем занятия в хорошей организации. Явно негативное воздействие оказывают средства массовой информации, а также – те же книги и фильмы, где спиртное обосновывают как нормальное явление в модной гламурной жизни.

Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения: многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5% подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков); пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений; пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением; пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые [5].

Что касается внешних манер поведения, то несовершеннолетним больным свойственны — часто наигранные и компенсаторные — бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые, однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивным подчинением.

Булыгина И.Е. отмечает, что острой сохраняется проблема социальных сирот, которых в России уже более 1 млн. и государство не успевает открывать интернатные учреждения и социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Среди этого контингента более 75% имеют психические расстройства, а это наше будущее и наши трудовые ресурсы. У подростков, страдающих алкоголизмом, изменения характера в виде грубости, эмоциональной холодности, циничности, утраты привязанности к родителям и членам семьи, у некоторых — агрессивность. Социальное поведение подростков, подверженных влиянию алкоголя, принципиально меняется [1, с.68].

Таким образом, алкоголь является социальной проблемой общества, как для его пьющей, так и для непьющей части. Для первой — проблемой является бросить пить, для второй — избежать влияния пьющего общества и не «заразиться» их привычкой, а также сохранить своё здоровье, поскольку вещества, попадающие вместе с алкоголем, очень опасны.

Список литературы

1. Булыгина, И.Е. Потребление психоактивных веществ учащейся молодежью / И.Е.

Булыгина, В.Н. Захаров / Под ред. И.Е. Булыгина. — М.: Медицина, 2012. — 69с.

2. Гринёва, Е.А. Технологии социальной работы с девиантной молодежью / Е.А Гринёва //

Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспектив: материалы III

международной научно-практической конференции/ под ред. И.А. Плоховой.- Ульяновск: УлГПУ, 2014.

3. Коровин, А.М. Последствия алкоголизма и общественная борьба с ним / А.М. Коровин.

4. Личко, А.Е. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / А.Е. Личко.

5. Левин, Б.М. Алкоголизм как социальное явление / Б.М. Левин [ Интернет-ресурсы ] –

Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/ siteconst/userfiles/file/PDF/1706 ( дата обращения 25.11.2015)

6. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, Н.Н. Максимова. – М.: Академия, 2003 – 187с.

источник

Глобальной проблемой современного общества является подростковый алкоголизм. Известно, что безопасных и полезных спиртных напитков нет и никогда не будет, так почему же многие взрослые продолжают приобщать своих детей и внуков к употреблению алкоголя?

«Моральная испорченность», которую ассоциируют с алкоголем, служит одним из мощных факторов привлекательности алкоголя в глазах молодежи. Можно сказать, что они пьют вопреки существующему риску для здоровья, и даже ради этого риска. Алкоголь становится для молодежи одним из видов активности, позволяющих заявить о себе, сконструировать свою личностную и социальную идентичность [39;41].

Для изучения отношения подростка к алкоголю, нами было проведено анкетирование «Твоё отношение к алкоголю». В анкетировании участвовало 30 респондентов. Анкета была предложена для учащихся 7-9 классов «Средней школы № 6 г. Минска».

Анализ информации, полученной после проведения анкетирования, позволил выявить следующие результаты.

На рис. 2.1. представлены ответы на вопрос «Как ты считаешь: употреблять алкоголь — это вредно?»

Рисунок 2.1. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Как ты считаешь: употреблять алкоголь — это вредно?»

93,3% опрошенных считают, что употреблять алкоголь — это вредно. Ребята понимают, что алкоголь приносит большой вред здоровью.

Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам [43;45].

Алкоголь вызывает дискомфорт, внутреннюю неудовлетворённость, расстройства центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности, но, не смотря на всё это, подросток всё равно употребляет алкоголь. Когда ему указывают на болезненные расстройства, он объясняет их воздействием других причин, не связанных с алкоголем.

На вопрос «В Вашей семье употребляют алкоголь?» мы получили следующие ответы. Они представлены в (рис. 2.2).

Рисунок 2.2. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «В Вашей семье употребляют алкоголь?»

Из полученных результатов мы видим, что 53,3% респондентов ответили, что в семье пьёт отец, 13,4% — пьёт мать, 10% — пьёт брат (сестра), 6,7% — дедушка, 1,3% — бабушка и 30% — никто не пьёт в семье. Можно сделать вывод, что практически в каждой семье есть человек употребляющий алкоголь. Но взрослые не понимают, что одна из причин распространения алкоголизма среди подростков заключается в примере взрослых, которым они подражают.

Родители, употребляющие алкоголь считают, что их дети не будут пить, в то время как статистика говорит об обратном — большинство алкоголиков выросли в семьях, где пил один или оба родителя.

На самый интересующий нас вопрос «А Вы пробовали алкоголь?», последовали следующие ответы (рис. 2.3)

Рисунок 2.3 Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «А Вы пробовал алкоголь?»

При ответе на данный вопрос, из предлагаемых вариантов ответов большинство респондентов, а это — 60%, пробовали алкоголь.

К нему они приобщаются из-за стремления считать себя взрослым. Сначала подростки употребляют алкоголь тайком от родителей в компании сверстников. Но по мере закрепления привычки подростки не скрываются от родителей, выпивают в их присутствии, не смотря на запрет. В этом проявляется их стремление освободиться от опеки и контроля со стороны старших. Задавая вопрос «Когда Вы впервые попробовали алкоголь?» мы получили следующие ответы (рис. 2.4.)

Рисунок 2.4 Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Когда Вы впервые попробовали алкоголь?»

Результаты ответов нас удивили. 23,3% учащихся впервые попробовали алкоголь, когда им ещё не было 10 лет. Это свидетельствует о том, что с ними плохо была проведена профилактическая работа в младшем школьном возрасте.

Предупреждение алкоголизма среди детей младшего школьного возраста, основано на разъяснении вредных последствий алкоголя для организма, затрудняется отсутствием у детей того возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии человека.

Но иногда учащиеся задают «провокационный» вопрос: «Почему взрослые пьют, если это вредно, и почему продают алкоголь, если все знают об его вредном воздействии?» Нужно сообщить детям, что употребление алкоголя входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться.

При ответе на вопрос «Когда Вы впервые попробовали алкоголь, что при этом испытывали?» мы получили следующие ответы (рис. 2.5)

Рисунок 2.5. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Когда Вы впервые попробовали алкоголь, что при этом испытывали?»

Из полученных ответов мы видим, что 40% респондентов ответили, что при первом употреблении алкоголя они испытали резкое улучшение настроения. Это свидетельствует о том, что даже на начальном этапе, употребления алкоголя, он вызывает улучшение настроения, подросток чувствует приток сил, ему хочется радоваться и веселиться. Эмоциональный фон, попутные беседы на запретные темы способствуют закреплению употребления алкоголя у подростков.

Нас интересовал вопрос «Почему Вы начали пить?». На него последовали следующие результаты (рис. 2.6)

Рисунок 2.6. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Почему Вы начали пить?»

Ответы были различными, но большинство респондентов ответило, что они начали пить из любопытства — 30%. Но причин употребления алкоголя множество. Вот некоторые из них: подражание другим школьникам; чувство новизны, интереса; желание казаться взрослыми, самостоятельными. Школьники в силу того, что мало заботятся о своем здоровье, не могут в силу незрелости оценить всю тяжесть последствий от алкоголя.

Нас интересовал вопрос «Ухудшается ли Ваше самочувствие от алкоголя?». На данный вопрос мы получили следующие ответы (рис. 2.7)

Рисунок 2.7. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Ухудшается ли Ваше самочувствие от алкоголя?»

Результаты ответов нас удивили. 46,5% респондентов затрудняются ответить, ухудшается ли его самочувствие от алкоголя. Это говорит о том, что они не совсем понимают, что даже если ты выпиваешь редко, то всё ровно здоровье ухудшается.

При употреблении алкоголя у подростка очень сильно страдает память. Также замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила.

Наиболее сильно последствия алкоголизма у подростков проявляются в разрушении нервной системы. Не только регулярное, но даже однократное употребление алкоголя воздействует на психику ребенка опустошающее. Появляется ярко выраженная задержка в развитии высших форм мышления, этических и нравственных понятий. Однако остановкой в психологическом развитии последствия подросткового алкоголизма не ограничиваются. Происходит деградация личности, утрата уже развившихся качеств и способностей.

На вопрос «Знают ли родители, что Вы употребляете алкоголь?», мы получили следующие результаты (рис. 2.8)

Рисунок 2.8. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Знают ли родители, что ты употребляешь алкоголь?»

50% опрошенных ответило, что родители не знают, что они пьют или пробовали алкоголь. Это говорит о невнимательности родителей к своему ребёнку. Родителям надо больше времени проводить со своими детьми, разговаривать с ними, а не заниматься карьерой или личной жизнью.

Ответы на вопрос «Откуда Вы берете деньги на алкоголь?» были различными (табл. 2.1.)

Таблица 2.1 Результаты ответов на вопрос «Откуда ты берешь деньги на алкоголь?»

источник

Подростковый алкоголизм — алкогольная зависимость, возникающая в подростковом возрасте. Имеет определенные отличия от алкоголизма у взрослых. Наблюдается быстрое развитие компульсивного влечения и формирование физической зависимости. Из-за недостаточной психической и физической зрелости пациентов подростковый алкоголизм сопровождается быстрым возникновением и прогрессированием тяжелых соматических, психопатологических и интеллектуальных расстройств. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, осмотра, беседы с подростком и его родителями. Тактика лечения определяется индивидуально, ведущая роль отводится психокоррекционным мероприятиям.

Подростковый алкоголизм – серьезная проблема современного общества. Точные данные о распространенности алкогольной зависимости в пубертатном возрасте отсутствуют, однако, согласно статистике, более 10% всех госпитализаций подростков в психоневрологические стационары осуществляются в связи с постановкой диагноза «подростковый алкоголизм». По результатам опросов, в 90-е годы средний возраст юношей на момент первого употребления спиртного составлял 16-18 лет. Спустя десятилетие этот возраст снизился до 10-12 лет. При этом, если раньше подростковый алкоголизм чаще диагностировался у подростков мужского пола, то с начала XXI века половые различия практически стерлись и спиртное начали активно принимать не только юноши, но и девушки.

Алкоголизм у взрослых возникает через 5-10 и более лет регулярного употребления спиртного. Для развития подросткового алкоголизма требуется всего 2-3 года регулярного приема этанолсодержащих напитков. Отличительными особенностями алкоголизма у подростков являются более явные и более грубые изменения со стороны всех органов и систем. Подростковый алкоголизм влечет за собой быстрое ухудшение физического здоровья, психическую и интеллектуальную деградацию. У больных часто выявляются необратимые изменения репродуктивной системы, обуславливающие бесплодие и рождение детей с врожденными аномалиями. Лечение подросткового алкоголизма осуществляют специалисты в области наркологии.

Подростковый алкоголизм формируется под влиянием целого ряда биологических и психосоциальных факторов. Отмечается наследственная предрасположенность – у детей алкоголиков зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания) возникают в 3-4 раза чаще по сравнению со сверстниками — детьми непьющих родителей. При этом у сыновей алкоголиков подростковый алкоголизм диагностируется гораздо чаще, чем у дочерей. Исследователи предполагают, что эта особенность – результат наследственности, связанной с полом ребенка.

Повышенное влечение к алкоголю и другим психоактивным веществам у подростков нередко возникает после черепно-мозговых травм. Вероятность развития подросткового алкоголизма также повышается при наследуемых акцентуациях характера и психопатиях. При каждой акцентуации выявляются свои типичные причины употребления алкоголя. Подростки эпилептоидного типа принимают спиртное «чтобы отключиться», дети шизоидного типа – чтобы упростить общение со сверстниками и заглушить постоянные внутренние противоречия. Толчком для развития подросткового алкоголизма у истероидов и гипертимов становится желание привлечь внимание и повысить собственный статус в глазах группы. Астеники используют спиртное, как способ ухода от конфликтов, депрессивные подростки – как «лекарство» для нормализации настроения.

К числу психосоциальных факторов, увеличивающих вероятность развития подросткового алкоголизма, относят искажения системы воспитания в родительской семье, влияние ближайшего окружения, социальных установок и стереотипов. Искажения системы воспитания могут проявляться в виде гиперопеки, чрезмерного контроля, противоречивых или завышенных требований, двойных стандартов или недостаточного внимания к эмоциональным, интеллектуальным и физическим нуждам ребенка. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, в детстве нередко выявляются эпизоды физического насилия со стороны родителей.

Дефекты воспитания усугубляются влиянием сверстников. Подросток испытывает потребность «завоевать» место в группе, повысить свой социальный статус. При попадании в асоциальные компании это оборачивается выпивкой, приемом наркотиков, кражами и другими подобными действиями. Определенное влияние на развитие подросткового алкоголизма оказывают обусловленные переходным возрастом неустойчивость самооценки, повышенная чувствительность к стрессам, тревожность и импульсивность. Факторами, непосредственно влияющими на развитие подросткового алкоголизма, являются потребность детей получить удовольствие, уменьшить тревогу и страх, облегчить общение со сверстниками, испытать необычные ощущения и не быть «белой вороной».

Читайте также:  Лечение алкоголизма на дому в зеленограде

Впервые подростки обычно употребляют алкоголь в компании сверстников. В последующем прием спиртного становится своеобразной групповой потребностью. Пока подросток не в своей компании – желание выпить отсутствует. Как только он попадает в привычную среду – активируются соответствующие стереотипы поведения. Развитию подросткового алкоголизма способствует возникновение своеобразных представлений о «хорошем времяпрепровождении». Наряду с беседами, спорами, прогулками, прослушиванием музыки и посещением ночных клубов выпивка начинает восприниматься, как неотъемлемый элемент нормального общения. Многие специалисты рассматривают этот этап, как период формирования групповой психической зависимости, предваряющий развитие подросткового алкоголизма.

Этап формирования личной психической зависимости сглажен и практически не отслеживается из-за преобладания яркой эйфории, отсутствия внутренних противоречий и однозначной положительной мотивации к употреблению спиртного. Особенно быстро подростковый алкоголизм развивается у больных психопатией. Уже после нескольких приемов алкоголя возникает компульсивное влечение, однако, в отличие от компульсивного влечения у взрослых, оно также проявляется только при контакте с группой. Появление компульсивного влечения соответствует началу алкоголизации. Эпизодическое употребление алкоголя быстро сменяется регулярным, подростковый алкоголизм прогрессирует, развивается физическая зависимость.

У подростков быстрее, чем у взрослых, возникает анозогнозия (отрицание алкоголизма), исчезает способность контролировать количество выпитого. При подростковом алкоголизме в короткие сроки формируется алкогольное мировоззрение: «без спиртного – не жизнь», «возможность выпить – свидетельство благополучия» и т. д. Уже на этапе возникновения компульсивного влечения появляются психопатологические расстройства. Больной подростковым алкоголизмом становится злобным и агрессивным или безвольным, вялым, безынициативным.

При этом изначально существующие акцентуации и особенности личности «смешиваются» с проявлениями подросткового алкоголизма, образуя сложную специфичную картину, что иногда приводит к переоценке тяжести психической деградации. При изменении условий жизни (прекращении контакта с группой, смене обстановки и т. д.) и адекватной психологической коррекции на ранних стадиях подросткового алкоголизма большинство психических нарушений становятся менее выраженными или исчезают.

После формирования физической зависимости психопатологические проявления становятся более стойкими. При воздержании у больных подростковым алкоголизмом развивается абстинентный синдром, который также отличается от аналогичного состояния у взрослых алкоголиков. У взрослых первыми признаками абстиненции являются дисфория и расстройства психики, у подростков – вегетативные нарушения. Выявляется брадикардия, снижение АД, бледность кожи и слизистых, отсутствие потливости. При усугублении подросткового алкоголизма в период абстиненции на первый план выходят психические изменения – дисфория, истерические реакции или депрессивные расстройства. В отличие от взрослых, у подростков не бывает истинных запоев. Долго сохраняется тошнота и рвота при употреблении большой дозы алкоголя. Алкогольные психозы при подростковом алкоголизме развиваются крайне редко.

Алкоголь крайне негативно влияет на интеллект, психику и тело подростка. Этанол нарушает образование новых нейронных связей, которые в норме должны активно формироваться в детстве и в юности. При подростковом алкоголизме снижается способность к обучению, ухудшаются процессы усвоения новой информации и переработки ранее полученных данных. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, возникает соответствующее представление о социальных нормах, формируется установка, допускающая неумеренное употребление спиртных напитков, асоциальное поведение и т. д.

Пациенты, страдающие подростковым алкоголизмом, попадают в неблагоприятную социальную среду. Одни подростки отказываются от дальнейшего обучения и выбирают низкооплачиваемый неквалифицированный труд, другие начинают воровать и попадают в колонии для несовершеннолетних. Даже при раннем лечении подросткового алкоголизма это обстоятельство нередко оказывает влияние на всю их дальнейшую жизнь. Пациенты, ставшие членами асоциальных компаний и преступных группировок, часто возобновляют употребление спиртного после лечения, снова вступая в контакт с привычным окружением.

При подростковом алкоголизме страдают все органы и системы. Нарушается деятельность внутренних органов; повышается вероятность развития заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, дыхательной и мочевыводящей систем. У зависимых подростков чаще повышается артериальное давление, развивается тахикардия и аритмия, возникает гастрит, гепатит, панкреатит, пиелонефрит, цистит и уретрит. Переохлаждения в пьяном виде и снижение иммунитета приводят к учащению инфекционных заболеваний легких и верхних дыхательных путей. Пациенты, страдающие подростковым алкоголизмом, часто ведут беспорядочную половую жизнь, что влечет за собой нежелательные беременности, распространение гонореи, сифилиса и других половых инфекций.

Диагноз выставляется на основании анамнеза, беседы с больным и его родителями. При тяжелом подростковом алкоголизме, сопровождающемся выраженными психическими, интеллектуальными и соматическими нарушениями, постановка диагноза обычно не представляет затруднений. При отсутствии выраженных изменений возможна гипердиагностика подросткового алкоголизма. Специалисты полагают, что в 30-50% случаев диагноз выставляется ошибочно, поскольку наркологи принимают характерные для подростков имитационные формы поведения (нарочито демонстративное пьянство, достижение глубокого опьянения «как у взрослых», опохмеление при отсутствии абстиненции) за симптомы подросткового алкоголизма.

Однако такую гипердиагностику нельзя считать необоснованной или вредной, поскольку алкоголизм у подростков развивается стремительно. Ранняя постановка диагноза предотвращает дальнейшую алкоголизацию и защищает пациентов, уже начавших регулярно употреблять алкоголь, от развития тяжелой зависимости. Больных изолируют от привычной компании собутыльников. Смена условий жизни и режима дня, а также изменение привычной активности способствуют разрушению характерных для подросткового алкоголизма патологических установок и паттернов поведения.

Лечение тяжелых стадий алкоголизма у подростков часто оказывается неэффективным из-за упорной анозогнозии, отсутствия критики к собственному поведению и интенсивной патологической тяги к спиртному. Использование имплантов, аверсивных препаратов и других подобных методик обычно не приносит желаемого результата. Наилучший эффект лечения подросткового алкоголизма наблюдается при проведении психологической коррекции в условиях специализированного реабилитационного центра и длительной изоляции от привычного круга общения. Психотерапию сочетают с учебой, трудотерапией и занятиями спортом.

источник

Творческое задание по предмету Обществознание по разделу «Социальные отношения»

Составитель: преподаватель гуманитарных дисциплин, преподаватель высшей категории И.В. Фролова

Понятие о социальных общностях и группах.

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.

Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе .

Социальный статус и престиж.

Престижность профессиональной деятельности.

Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления.

Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.

Пути разрешения социальных конфликтов.

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа.

Методические рекомендации по выполнению творческого задания.

1.1. Творческое задание рассчитано на усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении учебного материала.

1.2. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор обучающихся. Весь комплекс заданий поможет усвоить учебный материал по каждой теме и позволит лучше ориентироваться в сфере обществознания.

2. Требования к содержанию ответов.

2.1. Ответы на проблемные вопросы должны быть развернутыми, автор должен высказать свою точку зрения.

2.2. Пиктогра́мма (от лат. pictus — рисовать) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. В настоящее время пиктограммы имеют узкоспециальную и второстепенную роль (например, дорожные знаки , значки-элементы графического интерфейса пользователя ЭВМ и др.), в отличие от привычного нам алфавитного письма, способного отображать многоуровневый характер естественного языка. Пиктограмма параграфа автор должен защитить в устной форме.

3. Требования к оформлению индивидуальных заданий.

3.1. Ответы на индивидуальные задания должны быть представлены в напечатанном виде на белой бумаге формата А4. Размещение текста на листе должно осуществляться с отступом 2,5 см по каждой стороне листа. Размер шрифта не менее 12 и не более 14. Межстрочный интервал – 1,5. При наборе на персональном компьютере рекомендуемый тип шрифта «Times New Roman». Если нет возможности напечатать ответы на индивидуальные задания, то можно сдать их в письменном виде, при этом учитывая размер шрифта и объем ответов.

3.2. Ответы на индивидуальные задания должны быть четко пронумерованы. Также должны быть пронумерованы страницы. Счет страниц должен вестись от титульного листа, которому присваивается номер 1 (печатать номер страницы на титульном листе не требуется).

Задание 1 . Используя публицистическую литературу (книги, газеты, журналы, интернет и т.д.) проанализируйте этническую обстановку в г. Москве.

Задание 2. Прочитайте параграф «Этнические общности» в учебнике А.Г. Важенина «Обществознание». Составьте пиктограмму текста этого параграфа.

Задание 3. Прочитайте высказывание. Какие способы познания выделяет автор? В чем автор видит противоречивость познания? В чем заключается конечная цель знания?

Прочитайте текст. В чем, по мнению автора, проявляется кризис семьи? В чем состоят причины этого кризиса? Согласны ли вы с такой пессимистической точкой зрения на семью? Аргументируйте спой ответ.

Е. Вроно: «Суждение о том, что семья как общественный институт переживает кризис, давно уже стало общим местом. Во всем мире традиционную, с родителями и детьми, живущими под одной крышей, семью извне теснят другие общности, а изнутри разъедают непонимание, конфликты, война поколений, взаимная враждебность.

Особенно это заметно в России, что не странно: все устоявшееся сильнее шатается в период пере мен.

Приземистый, основательно сбитый сруб патриархальной русской семьи обветшал и рассохся; в щели задувает ветер с запада, по углам гуляют сквозняки и выметают наружу мусор неприятия, унижений, жестокости. Вопреки традиции сор выносится из избы, раскрываются домашние секреты, разрушаются хранившиеся поколениями семейные мифы, развенчиваются авторитеты, разваливаются иерархии, нарушаются заповеди.

Оказывается, сын совсем не всегда готов почитать отца своего только потому, что он отец. Дом мало походит на крепость, а семья на тихую гавань. Более того, зачастую семья, как пишет известный английский психиатр и психолог Рональд Лэнг, это « . скорее база штурмовиков, которые, оставаясь под одной крышей, шпионят за мыслями, чувствами друг друга и отчаянно защищают существующий порядок вещей». Семья живет по законам военного времени, во вражду вовлечены все: и стар, и млад, и братья наши меньшие. Агрессоры — все; жертва — каждый; оборона сменяется наступлением, трофеи переходят из рук в руки, роли членов семьи меняются, сущность происходящего остается прежней: они – враги».

Задание 4. Одной из проблем современного общества является подростковый алкоголизм. Прочитайте высказывания. Докажите пагубность этой вредной привычки. Приведите примеры негативного влияния пьянства на человека.

Василий Македонянин : «От вина утомленный ум становится подобен плохому конюху, который не может повернуть колесницу: сам дергается, коня туда и сюда задергал и видящих то забавляет; так у страдающего от вина всегда есть потребность в нем, и душа его пребывает в грехе».

Авиценна: «Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть».

У. Аль-Маали: «Друзей чарки за друзей не считай, ибо они друзья твоей чарки, а не твои друзья».

Абу-ль-Фарадж: «Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи».

Д. Чосер: «Кто пьет, тот стал на путь разврата».

Леонардо да Винчи: «Вино мстит пьянице».

Б.Джонсон: «В вине тоска ищет облегчения, малодушие – храбрости, нерешительность – уверенности, печаль – радости и находят лишь гибель».

Ф. Честерфилд: «Если кто уверяет, что выпил шесть или восемь бутылок вина за один присест, то из одного только милосердия я буду считать его лжецом, не то мне придется думать, что он – скотина».

Ж.Ж. Руссо: «Пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное».

Г. С. Сковорода: «В пьянстве нет ни ума, ни добродетели».

И. Т. Посошков: «Безмерное питие ничего доброго не приносит, но токмо приносит ума нарушение и здоровья повреждение, пожитков лишение и безвременную смерть ».

Задание 5. Прочитайте отрывок из книги современного социолога П. Бергера:

« Начиная с самого раннего детства повседневная жизнь содержит множество восприятий нами людей, которые тем или иным образом отличаются друг от друга. В классе белых детей есть один черный ребенок; есть девушка, подпирающая стену на вечеринке; есть физически увечные и психически неуравновешенные. Однако имеется и другой тип различий. Есть мальчик, который выражает свое возмущение, когда остальные в группе смеются над грязной шуткой; есть голубь в офисе, наполненном ястребами, или, коли уж на то пошло, — ястреб на вечеринке с коктейлями, устроенной голубями. Эти различия непохожи на упомянутые прежде (или кажутся таковыми), поскольку являют собою преднамеренное отрицание ценностей или норм группы. Быть черным, или застенчивым, или калекой — это условие, налагаемое на индивида. С другой стороны, быть жеманным или политическим нонконформистом — это акт выбора.

Термин, который обычно используют сегодня социологи для такого типа различий, именуется девиация. Как мы увидим далее, девиацию определяли и объясняли по-разному. Однако среди социологов существует широко распространенное согласие по поводу этого базового понятия: девиация всегда относится к такому поведению, которое является нарушением правил, выработанных данным сообществом или группой. Другими словами, понятие девиация подразумевает прежде всего моральное отличие. Оно относится к отказу или, может быть, неспособности индивида или группы придерживаться тех моральных норм, которые превалируют в том социальном контексте, о котором идет речь.

Типичное — это то, о чем думают как о нормальном. Отклонение от типичности всегда вызывает тревогу, потому что ставит под вопрос то, в чем люди убеждены как в нормальности. — Представления людей о нормальности упорядочивают их опыт».

Ответьте на вопросы и выполните задания к тексту:

Какие из приведенных автором примеров относятся к девиантному поведению?

В чем различие между девиантным поведением и другими поведенческими актами?

Сформулируйте определение понятия «девиантное поведение».

Какое поведение, по мнению автора, является девиантным?

Приведите примеры (из жизни или литературы), когда индивид отказывался от моральных норм, преобладающих в какой-то социальной группе.

Приведите примеры (из жизни или литературы), когда индивид был неспособен выполнять моральные нормы, преобладающие в какой-то социальной группе.

Как по-вашему, в чем причина отторжения социальной группой людей с девиантным поведением?

Какую причину отторжения социумом людей с девиантным поведением называет автор?

Чем автор объясняет, что данная причина приводит к отторжению социумом людей с девиантным поведением?

Опираясь на свой жизненный опыт, приведите примеры, иллюстрирующие утверждение автора.

источник