Меню Рубрики

О проблемах алкоголизма и наркомании в молодежной среде

Проблема алкоголизма, наркомании и в XXI веке является одной из актуальных проблем в молодёжной среде. Она обусловлена многими факторами и наиболее ярко проявляется в условиях финансово-экономического кризиса, который переживает ныне весь мир, в том числе и Россия. Тревогу вызывает дальнейшая алкоголизация населения Российской Федерации, что естественно ведёт к деградации определённой его части и прежде всего молодёжи. По оценке ряда экспертов, годовой показатель потребления алкогольных напитков в пересчёте на содержание чистого алкоголя в настоящее время в России на душу населения в год превысил 14 литров. По заключению Всемирной организации здравоохранения, при достижении уровня среднедушевого потребления в размере 8 литров алкоголя в год начинается процесс необратимого изменения генофонда нации.

Употребление наркотических и алкогольных веществ началось еще с древних времен, однако за последние десятилетия эта напасть приобрела по-настоящему мировые масштабы.

Формирование отношения к алкоголю происходит в первую очередь в семье, что неоднократно подтверждается статистикой: у пьющих родителей дети тоже начинают выпивать не потому, что им передался какой-то ген, а по той причине, что родители являются примером для подражания. Пусть и бессознательно, но ребенок рано или поздно воспроизводит модель поведения матери или отца. Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц» продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства у потомства закладываются еще задолго до его рождения, т. е. свои пороки родители передают детям по наследству. Лишь немногим удается вырваться из порочного круга, осмыслить ошибки родителей и построить собственную жизнь совершенно иначе.

Первое знакомство ребенка с алкоголем зачастую происходить в присутствии взрослых — когда они сами предлагают своему ребенку на каком-либо празднике попробовать немного шампанского, наливают вина, считая, что не стоит ограждать подростка от алкоголя — рано или поздно, ему предложат в компании выпить, и он из интереса попробует.

Подростки постарше подтверждают, что употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий». Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем.

Несовершеннолетние 14-15 лет называют следующие причины употребления алкогольных напитков: «все пьют, и я пью», «уговорили», «для смелости» и прочие. Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.

Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, не безопасны. После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно. Большой популярностью среди современной молодёжи пользуются различные алкогольные и энергетические коктейли. Благодаря многочисленным добавкам эти напитки обладают необычным вкусом и очень нравятся юношам и девушкам. Энергетические и алкогольные коктейли модно пить, они относятся к клубным напиткам.

Когда молодёжи задают вопрос: «зачем вы пьёте?» — то они отвечают: «Все пьют, и я пью». А когда им предлагают: «А давай бросим пить?», — то они воспринимают это как «отличный тост».

Мы решили провести анкетирование среди студентов первого курса специальности Право и организация социального обеспечения на факт употребления алкоголя. Проанкетировано было 43 человека (средний возраст 16 лет) из них девушки 31, юноши 13.

Результаты анкетирования среди девушек показали, что они употребляют: слабоалкогольные напитки (пиво) — 26%, среднеалкогольные напитки (вино, шампанское) — 42%, сильноалкогольные напитки (водка, коньяк) — 0% и не употребляют вовсе — 10%.

Среди юношей употребляют слабоалкогольные напитки — 17%, среднеалкогольные напитки — 41%, сильноалкогольные напитки — 0% и не употребляют вовсе — 42%.

Мы также задавали вопрос, как часто употребляют спиртные напитки девушки и юноши. Результаты показали: что 3-4 раза в неделю употребляют — 2%, 1 раз в неделю — 5%, по праздникам — 59% и не употребляют вовсе — 34%.

Это чрезвычайно высокие показатели!

Справедливо возникает вопрос, как бороться с этим злом?

Представляется показательным следующий пример, в США наложен запрет на продажу так называемого алко-попса — популярных среди молодежи «энергетических» напитков, содержащих алкоголь и кофеин. Управление по санитарному надзору США, учитывая возросшее число случаев потери сознания теми, кто употреблял такие напитки (по большей части студентами), пришло к выводу, что «слабоалкоголка» в сочетании с кофеином опасна для здоровья. Кстати, американские эксперты обнаружили в 130 из 577 исследованных напитков превышение максимальной дозы кофеина, введенной для безалкогольных напитков. Помимо кофеина, такие напитки содержат и другие стимуляторы — гуарану, таурин, производные сахара. К тому же содержание алкоголя в «энергетиках» в два раза больше, чем в пиве, а кофеина — как в большой чашке крепкого кофе.

Если говорить непосредственно о нашем городе Димитровград то по данным сведениям, заведующим наркологической службой клинической больницы № 172 ФМБА России Виктора Владимировича Лобосова и подросткового психиатра-нарколога Юлии Александровны Прохоровой еще несколько лет назад, в 2008-2009 годах, наблюдалась массивная алкоголизация несовершеннолетних. Цифры злоупотребляющих подростков и детей, доставленных на процедуру освидетельствования в алкогольном опьянении, были очень высокими.

К нашему удовлетворению, с 2010 года эти показатели снижаются. К концу минувшего года количество несовершеннолетних, стоявших на учете за злоупотребление алкоголем, уменьшилось вдвое, а с диагнозом «алкоголизм» — в пять раз. Сократилось и число доставляемых в нетрезвом виде на освидетельствование юных граждан.

Думается, что снижение уровня алкоголизации удалось добиться за счет проведение комплексных профилактических мероприятий, проводимых в Ульяновской области, в том числе введению ограничительных мер по продаже алкоголя таких как: запрет на продажу алкоголя в будние дни после 20:00, по выходным дням, а также по праздникам более 15 градусов, и введение «комендантского часа» — запрета на пребывание на улице несовершеннолетних до 16-летнего возраста без сопровождения родителей после 22 часов.

Проблема «наркотики и наркомания» во всем мире воспринимается, прежде всего, как молодежная. Главным фактором увеличения масштабов наркомании становится возрастной вектор. Наркомания стремительно «молодеет», сегодня можно констатировать не только подростковую, но и детскую наркоманию. Это общемировая тенденция. По данным Международного комитета ООН по контролю над наркотиками, в некоторых странах число несовершеннолетних, хотя бы однократно пробовавших марихуану, превышает 37 процентов.

В настоящее время в России отмечается снижение возраста лиц — потребителей наркотиков, при этом размываются гендерные отличия и отличия социального статуса (рост наркомании среди школьников и студентов за последние 4 года составляет, по различным оценкам, от 600 до 800 процентов).

По данным Министерства внутренних дел России подростки и молодежь составляют 70 процентов от всех потребителей наркотиков в стране. Социологические исследования показывают, что наркотические и психотропные вещества в России употребляли (хотя бы однократно) 56 процентов мальчиков и 20 — девочек, продолжают употреблять 45 процентов мальчиков и 18 -девочек.

Возраст приобщения к наркотическим и психотропным веществам, согласно данным ВНИИ МВД России, снизился до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек. Регистрируются случаи наркомании у детей 11 — 13 лет. Анализ медицинской статистики показывает, что с конца девяностых годов наблюдается следующая тенденция: уровень заболеваемости наркоманией среди подростков примерно в 2 раза выше, токсикоманией примерно в 8 раз выше, чем среди населения в целом. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами — в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Приведенные данные показывают, что школьники нашего города «не отстают» по показателям от средних показателей школьников всей страны. Пока не зафиксировано ни одного случая смертельного исхода, однако это не говорит о том, что проблемы не существует. Поэтому для раннего выявления употребляющих наркотики в 2012 году в школах города Димитровград проводилось добровольное тестирование учащихся на употребление наркотических веществ. Отношение к нему в обществе сложилось неоднозначное: некоторые родители и определенный процент школьников, отнеслись к этому мероприятию настороженно.

Нам же представляется, что любые профилактические меры в сфере борьбы с алкоголизацией и наркоманией лучше, чем позиция «моя хата с краю, я ничего не знаю».

источник

Настоящая заметка представляет собой изложение опыта, накопившегося у меня за время работы в центрах социальной адаптации прп. Серафима Вырицкого в д. Пошетни Псковской области и свт. Василия Великого в Санкт-Петербурге на 16-й линии В.О. Центр прп. Серафима Вырицкого работает с молодыми людьми от 18 лет и старше, имеющими тяжелые формы химической зависимости — наркомании, токсикомании, алкоголизма. Центр свт. Василия Великого занимается с подростками от 14 до 18 лет, совершившими преступления той или иной степени тяжести, направляемыми в центр по решению суда, и играет роль промежуточного звена между свободной жизнью и жизнью в колонии или спецшколе закрытого типа.

Анализ накопленных наблюдений не привел к открытию чего-либо абсолютно нового. В основе указанных проблем лежит не какой-нибудь новый вирус или неизвестный науке ген. Суть явления — в тяжелой форме поражения ума и — как следствие — и тела. Истоки этой поврежденности ума в отсутствии нравственных границ для познающей мир души. «Все познай», «ничего не принимай на веру» — таковы, прямо или косвенно, девизы современной молодежи. И девизы эти не сами по себе зародились в молодежной среде. Осознанно или бессознательно они внушаются юному неокрепшему уму всем окружающим его миром и постепенно становятся его собственным убеждением. Но действительно ли все надо познать?

Здоровому духом и телом человеку свойственна активность, свойственна деятельная жизнь. Это естественное свойство человека проявляется в нем с первых шагов его жизни. Именно деятельное начало заставляет появившегося на свет ребенка активно познавать окружающий его мир Божий. Потрогать, взять в рот, рассмотреть, послушать. Через органы чувств и активные члены тела развивающаяся душа воспринимает мир и деятельно осваивает его. Стремление к познанию — естественное свойство человека, оно было вложено Богом уже в первого Адама и само по себе не является грехом (Быт. 2,19–20). Грех входит в человеческую жизнь тогда, когда это естественное свойство ничем не ограничивается, когда познанию подлежит все, когда нет нравственных запретов, ограничивающих естественное стремление и заключающих его в определенные рамки. Для первого человека таким ограничителем был запретный плод. В нем и только в нем было заключено все не подлежащее познанию как гибельное для человека. Мы знаем, какую цену заплатил Адам и все его потомки за свое любопытство. Не думаю, что есть необходимость подробно объяснять, что между «вкусить» и «познать» в данном случае стоит знак равенства. Так, уже самый первый безнравственный поступок в истории человечества стал причиной по сути вселенской катастрофы. С этого момента в истории человека нравственная оценка всякого поступка неотменимо становится определяющей его истинную цену. Этические нормы выстраивают для человека тот коридор, двигаясь по которому только и возможно угодить Творцу. Процесс познания мира, началом которого является само появление человека на свет Божий, не составляет исключения. Каким образом? Очень просто. Любое добровольное ограничение свободы действий человека есть результат работы этой самой нравственной оценки поступка — того внутреннего механизма, который присущ каждому человеку от рождения. При этом совсем не обязательно сначала совершить поступок, познать его неприемлемость для себя, а потом отказаться от его повторного совершения. Для нравственно здорового человека достаточно того, что существует запрет на его совершение. И независимо от того, кто является источником запрета — Господь Бог, родители, государство или кто-либо еще, такой человек не нарушает его, когда же возникает противоречие между заповедями Божьими и человеческими, тогда вступает в силу закон иерархии нравственных ценностей, среди которых наиважнейшими являются заповеди Божьи. Присутствие этой иерархии в человеке есть не что иное, как наличие истинного правоосознания.

Но что означает безнравственный поступок, совершенный впервые? Его можно назвать актом познания, результат которого суть личное грехопадение, а оно, конечно, далеко не всегда осознается. Хотя несомненно, что совесть и сердце человека, если только он не задушил в себе к этому моменту совесть, и сердце его не окаменело, — оба эти свидетеля не замедлят явить свое неприятие этого факта. Совесть возопиет, и сердце заплачет по утраченному раю, раю внутреннего мира души, не знающей нарушения заповедей. Почему? Да потому, что Дух Жизни, Дух Божий отступит от человека, и невозможно не почувствовать этого и не затрепетать. Если мы вспомним свои первые детские грехи, то живо ощутим это чувство своей греховности. Таким образом, понятно, что девиз «Все надо попробовать» не приемлем, и процесс познания для человека благоразумного вполне естественно ограничивается пониманием того, что есть вещи, которые пробовать, т.е. познавать, поистине смертельно опасно. И совсем не обязательно хоть раз наступить на грабли, чтобы понять, что последствия мало приятны.

Но если с этим согласиться, то встает новый вопрос. Почему homo sapiens — человек разумный — так на самом деле слеп разумом и от отца к сыну, из рода в род повторяет этот путь негативного, губительного познания «запретных плодов»? Церковь отвечает просто и понятно: наша слепота — результат грехопадения Адама, последствием которого стала удобопреклонность человека ко греху. Это свойство человека начинает проявляться в нем уже в раннем детстве, зачастую еще в младенческом возрасте. Солгать, взять чужое, не послушать родителей, позавидовать — все эти нарушения нравственных запретов практически с неизбежностью совершаются детьми, чуть ли не тогда же, когда они научаются говорить и самостоятельно передвигаться. Даже блудные игры, вплоть до непосредственного блуда, не такая уж невероятная редкость среди детей дошкольного возраста. Еще более дикими являются случаи убийств, совершенных детьми, но они также засвидетельствованы. Но тогда что же — все предопределено, и нет никакой возможности у человека удержаться от греха? Да! Потому что «нет человека, иже поживет и не согрешит». Да! Потому что «все согрешили, и нет ни единого праведного». И нет! Потому что Господь говорит: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4,7).

Читайте также:  Направление профилактики алкоголизма у детей и подростков

Да, есть промысел Божий о каждом человеке, хотя воспитание в благочестивой семье не является гарантией от дальнейшего падения. И так уже от Адама и Евы. Но это не значит, что мы не должны активно противостать греху. Не опускать руки ввиду бесполезности воспитания перед лицом неумолимо надвигающегося на человека падшего мира, но противостать греху и также неотступно делать свое дело, сеять истинно разумное и доброе — не к этому ли призывает нас Евангелие. Синергия — соработничество человека с Богом — то, без чего невозможно спасение человека. И это один из главных моментов евангельской проповеди.

Вернемся к исходному моменту наших рассуждений. К необходимости ограничения процесса познания мира. Где и когда человек начинает уклоняться за черту приемлемого? Уже в раннем детстве в этот процесс начинает привноситься новый элемент — тяга к развлечениям, т.е. к различным влечениям ума. Напрашивается вопрос — кто и куда влечет детский ум? Понятно кто — тот же, кто ввел в соблазн Адама, ввергает в этот соблазн и всякого человека, родившегося в мир. Но во младенчестве Господь не попускает ему действовать непосредственно. Его действие на младенца опосредованно, оно происходит через родителей и тех детей и взрослых, с которыми ребенок входит в контакт.

Известно, что характер ребенка формируется в первые три года жизни. А к 6-ти–8-ми годам основные жизненные установки в человеке уже складываются в достаточно твердую жизненную платформу. Позиция «все для меня», «жизнь — череда сплошных удовольствий», «надо попробовать все, что обещает тебе быть приятным», «делай все, что хочешь, нарушай любые запреты, только не попадайся» — эта позиция складывается уже в этом возрасте. Дальше она только укрепляется и находит себе обоснование в рассуждениях развивающегося в том же направлении ума. Совершенно естественным и логичным следствием этой позиции являются все те проблемы молодежи, о которых заявлено в самом начале: это и наркомания, и алкоголизм, и токсикомания, и компьютерная зависимость, и половая распущенность, и юношеская преступность.

Стремление потакать детям во всем, отсутствие ограничений, как для тела, так и для души ребенка (для тела — любая еда, любые игрушки и одежда, для души — любое общение, любые формы игр и развлечений); исполнение любых детских капризов, безумное оберегание детей от каких-либо — даже самых примитивных — форм труда, необходимых уже в самом раннем детстве, отсутствие религиозного воспитания, — вот те корни, которые потом питают дерево полного эгоизма и, как следствие, падения во все возможные пороки.

Одно из ведущих мест в этом процессе занимает массовая культура — прежде всего, телевидение и кино, а в настоящее время все больше компьютер и интернет. Отсутствие фильтра в их зачастую и в основном негативном влиянии на воспитание — прямая вина родителей и всего общества в целом. Правильно выстроить и умело направить процесс воспитания — насколько это в наших силах — такова задача воспитателей, в этом, собственно, и состоит профилактика указанных проблем. Если же этого нет, то возникает духовная болезнь, приводящая к постепенной деградации личности, потери интереса к жизни во всей ее полноте. Лень, неумение и нежелание трудиться, нежелание думать и, тем более, размышлять на серьезные темы — таков итог подобного воспитания. Единственным раздражителем, тотчас вызывающим бурную активность, является возможность вновь и вновь погрузиться в омут тех страстей и пороков, в плену у которых пребывает данный конкретный человек. В итоге девиз «Познай все!» приводит к сужению сознания до самых примитивных форм — человек и его страсть, требующая постоянного удовлетворения, — вот в чем состоит вся жизнь.

Что касается методов излечения уже недугующих, это то, чем, собственно, занимается Церковь от своего основания. Но без активного участия всего общества в целом эта задача решается только для одиночных, исключительных случаев. А именно — только для тех, кто волею Промысла Божия знакомится с работой центров, занимающихся этой проблемой, кто, наконец, так или иначе вводится в церковное лоно и постепенно исцеляется благодатию Божией. Путь отрезвления не нов. Прежде всего, это личная «метанойя» — перемена ума и осознание греховности всей предыдущей жизни, желание побороть пленившую тебя страсть. Следующим необходимым шагом является полная изоляция от тех видов раздражителей, которые, так или иначе, вызывают воспоминание и тягу к прежнему греху. Это, во-первых, перемена обстановки и абсолютная невозможность общаться с теми, с кем доселе пускался во все тяжкие. Затем, полный запрет на употребление любых средств изменения сознания. Отсутствие телевизора, мобильного телефона, плеера или магнитофона, компьютера, отсутствие праздного времяпровождения, когда мысль начинает вновь и вновь возвращаться к воспоминаниям о прежней жизни. Кроме того, строгий режим дня, занятия с воспитателями, консультантами, психологами и социологами — все это, вместе с посещением храма, молитвенным правилом, беседами катехизического характера, постепенно приводит воспитанника в состояние ума, способного мыслить и анализировать. Тогда, не ранее третьей недели пребывания в центре, начинаются некоторые заметные подвижки в личности поступившего в центр человека. Нередко они приводят его к постепенному осознанному воцерковлению. И хотя доля таких воспитанников не высока, в лучшем случае, одна треть, но и такой скромный результат стоит затраченного труда.

Однако масштаб проблемы таков, что только с помощью Церкви и тех немногочисленных центров, которые пытаются что-то сделать, она не может быть решена сколько-нибудь успешно. Составление программ воспитания и образования на всех уровнях, внедрение этих программ — задача высшей власти. Без участия государства невозможно поставить барьер и на пути потока безнравственной продукции массовой культуры. Введение цензуры — насущная задача для власть предержащих. Совершенно необходим православный видеоканал. Да! Существует православное радиовещание. Например, «Град Петров» — официальная радиостанция Санкт-Петербургской митрополии. Но число его слушателей не так велико, как хотелось бы. Телевидение поможет выйти на качественно новый уровень в деле просвещения и воспитания. И не только детей и юношества, но и человека зрелого возраста. В этом деле уже есть некоторый накопленный опыт. Он показывает, что телевидение может и должно быть не узко конфессиональным каналом, интересным только для людей глубоко церковных, но и той трибуной, с которой прозвучит голос Церкви, по возможности понятный и доступный каждому. Показ фильмов с обсуждением и комментарием, фильмов самых разных, в том числе и нашумевших блокбастеров, беседы и диспуты с учеными, деятелями культуры, священниками и богословами — все это может быть и интересно, и поучительно, и нравственно выверено, хотя и в рамках телевизионного жанра. Такое телевидение, с одной стороны, должно быть высокопрофессиональным, с другой оставаться в рамках дозволенного. Трудная задача, но тем более требующая решения.

Насущным остается и введение религиозного образования, начиная с детского сада и кончая высшей школой. Основы православной культуры должны быть преподаваемы, в соответствии с уровнем понимания аудитории, на всех этапах воспитания и образования человека. Это сложная и ответственная задача, причем и государственная тоже. Пока она решается лишь на уровне приходских общин, отдельных школ и отдельных вузов, невозможна серьезная перемена в нравственном облике общества.

Ссылки на то, что Церковь не готова к такому масштабному делу, что невозможно выполнить его хорошо, что мало способных катехизаторов, что много нетрезвомыслия и инакомыслия даже в самой Церкви, — несостоятельны. Никогда не будет ситуации выложенной на блюдечке готовности. Утопично как ждать ее, так и стремиться к ней. Никакое человеческое дело не может быть выстроено идеальным образом, но это не означает, что надо сидеть сложа руки. Апостолы не испугались своей малочисленности, но смело вышли на проповедь, а для того, чтобы решать неизбежные проблемы, встающие на пути, существует испытанный Церковью метод. Всякое возникающее недоумение должно обсуждаться совместно и находить соборное решение. Так было, и так должно быть всегда. Важно склонить власти к принятию решения о введении такого предмета, установить конкретные и жесткие сроки для подготовки к этому шагу и начать планомерную и вполне определенную работу. А именно: поиск финансовой базы, подготовку методических учебных пособий, подготовку и аттестацию кадров и, наконец, введение самого предмета с последующим отслеживанием и коррекцией результатов, с инспекцией на местах и т.д. Но первое, что необходимо сделать, — это начать серьезный диалог с властями. Без их поддержки — и это объективный факт — никакое дело не может получить статус общегосударственного. А именно такой статус должно иметь это дело. Только в этом случае можно ожидать значительного изменения ситуации.

В заключение, несколько слов хочется сказать о трезвомыслии. Не надо думать, что нам когда-нибудь удастся здесь на земле построить сколько-нибудь нравственно здоровое общество. Все мыслимые пороки в той или иной степени будут иметь место, и поэтому необходимость в борьбе с ними будет в обществе всегда. В разные периоды истории общество и Церковь решали эту проблему по-разному. В наше время возникла новая форма этой работы — центры реабилитации и центры социальной адаптации для избавления от разных форм зависимости и духовного плена.

Усилия по работе с трудными подростками, по работе с различными формами пагубной зависимости, предпринимаемые в подобных центрах, — дело, серьезность которого надо справедливо оценить. Тот опыт, который постепенно в них накапливается, важен не только для них самих, он может помочь в деле установки заслонов на пути распространения пагубных недугов. И потому работа их должна получить подобающую оценку и поддержку. Труд этот, хотя и неизбывен, хотя необходимость в нем была и есть и будет всегда, но это труд, исполнение которого суть одна из характеристик жизнеспособности общества. Подводя итог и осознавая невозможность сколько-нибудь полно исчерпать все особенности перечисленных проблем и наметить безошибочные пути их решения, хочется подчеркнуть следующее. Ясно со всей очевидностью, что решаемы они могут быть только на пути взаимодействия Церкви, общества и государства. И подай нам, Господи, дерзновения встать на этот путь и сил и терпения идти по нему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Проблема молодежной наркомании (казахстанский и международный опыт)

13 июля 2007 :: Р. М. Гирфанов, Аппарат Министра обороны Республики Казахстан

Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ представляет собой серьезную проблему современного общества. Косвенно или напрямую она затрагивает практически каждого пятого жителя страны. Ухудшение здоровья, распространение курения, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание этих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Наркомания [1] и алкоголизм имеют острые социальные последствия: совершаются преступления и аморальные поступки, происходит деградация личности и населения в целом, увеличивается смертность особенно среди молодежи, развиваются и передаются заболевания, увеличивается рождаемость больных и неполноценных детей, распадаются семьи. Именно несовершеннолетние, дети и подростки, быстрее и чаще подвержены вышеперечисленным негативным социальным явлениям современного общества.

Первые исследования наркомании осуществлялись в 20-е гг. XX в. Такие авторы, как А. М. Раппорт, М. Н. Гернет, А. С. Шоломович, Ю. П. Лисицын, А. А. Герцензон и др. разрабатывали методики обследования потребителей наркотиков, устанавливали тесную связь наркотизации с социально-бытовыми условиями, а также искали пути профилактики этого вида социальной патологии. Однако занимались данной проблематикой в основном не социологи, а психиатры, наркологи, юристы (В. В. Бориневич, И. В. Стрельчук, Я. Г. Готланд, А. П. Николаева, М. Ф. Орлов, Э. А. Бабаян, М. Х. Гонопольский, В. С. Битенский, А. Е. Личко и др.). При этом важной особенностью исследований проблемы на данном этапе являлось то, что помимо анализа наркологических, психологических аспектов проблемы, рассматривались социальные факторы употребления наркотиков. Например, проблемами подростковой наркомании посвящены работы В. С. Битенского, А. Е. Личко, Г. Я. Лукачер, Т. В. Ивановой, где, помимо изучения влияния различных наркотических веществ на организм и психику подростков, имел место анализ микросоциальных процессов в подростковой среде (употребление наркотиков в асоциальных подростковых группах), связи наркомании с проблемами семьи и т.п., а также вопросов профилактики.

В 1977 г. в исследовании А. А. Габиани путем анкетирования, интервьюирования, экспертных оценок были детально проанализированы социально-демографические характеристики потребителей наркотиков, бытовые условия их жизни, различные обстоятельства потребления наркотических веществ; разрабатывались также направления антинаркотической работы. С начала 90-х гг. исследование проблемы связано со значительным ростом беспризорности несовершеннолетних в России. В это время появляются локальные исследования, не всегда подкрепленные глубоким методологическим анализом данного социального феномена [2].

Указанные исследования наркомании 90-х гг. осуществлялись в рамках развития в России социологии девиантного поведения. Например, Б. М. Левин еще в начале 90-х гг. указывал, что переход к рыночной экономике приведет к большому числу лиц, неспособных адаптироваться к новым, конкурентным условиям жизни, которые поэтому могут пополнять ряды алкоголиков, наркоманов. Многие исследователи, анализируя основные теории девиации применительно к современной России, в качестве фактического материала приводят данные об увеличении преступности, росте употребления алкоголя и наркотиков и т.п. Другие авторы (Г. Г. Силласте, М. Е. Позднякова, В. А. Попов, Л. А. Журавлева и др.) проводят достаточно глубокое, детальное исследование количественных тенденций распространения наркомании среди подростков и молодежи, много внимания уделяя негативным процессам в их макросоциальном окружении («проблемные» семьи, асоциальные подростковые группы и т.п.). Существуют лишь отдельные разработки различных организационно-содержательных аспектов превентивной деятельности, представленные в работе ряда наркологов (В. В. Гульдан, О. Л. Романова, Ю. В. Валентик, Н. Н. Иванец и др.), психологов (С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Д. В. Колесов и др.).

Причин и условий, способствующих приобщению подростка к наркотикам, довольно много и знание основных из них должно помочь в целенаправленной профилактической работе. Ученые выделяют следующие причины и факторы, способствующие развитию наркозависимости у детей и подростков:

неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);

широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;

Читайте также:  Название препарата для вшивания при алкоголизме

активная пропаганда в средствах массовой информации направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов, завуалированная пропаганда легализации наркотиков;

неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;

проживание в районах с низким имущественным цензом (районы «городского дна»).

Конституционально-биологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.

Традиционные: культуральное потребление психоактивных веществ в данной местности.

подражание более старшим или авторитетным сверстникам;

попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;

аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комфортность, неустойчивость характера);

протестные реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);

подчинение давлению и угрозам.

У преобладающего большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к психоактивным веществам. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, оказывается в сложной социально-психологической ситуации – с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания, с другой – безучастность или некомпетентность сверстников, педагогов, родителей. На наркоманию – как форму девиантного поведения – влияет наложение множества факторов: макро – и микросоциологических, объективных и субъективных, социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных [4].

Под руководством доктора педагогических наук профессора Карпова Г. Ф. специалисты провели мониторинг наркомании и выделили модели, варианты, мотивы, цели аддиктивного поведения или пристрастия к наркотикам. Подробное описание можно найти в сборнике [5].

Распространение и потребление наркотических средств имеет явную и скрытую формы. Явная выражена в официально зарегистрированной части подростков и молодежи. Это находящиеся на учете в учреждениях здравоохранения в связи с прохождением лечения, а также уличенные в наркопреступлениях соответствующими подразделениями ОВД. Анализ ситуации, связанной с потреблением подростками и молодежью наркотических средств, свидетельствует, что их явная часть – количество состоящих под диспансерным наблюдением – составляет в лучшем случае четверть от общего числа злоупотребляющих. Истинное число приобщающихся к потреблению наркотических средств или больных наркоманией известно лишь в самых общих чертах и с определенной степенью вероятности, поскольку сюда входят как те, кто лечится неофициально или самостоятельно, так и те, кто вообще не выявлен.

Рост массового приобщения молодежи к потреблению психоактивных веществ произошел в 1997-2001 годы, когда в жизнь вступило новое «рыночное» поколение, не обремененное ценностным «барьером» прошлого и обладающее более индивидуализированным сознанием, чем их родители. За этот период средний возраст начала потребления табачных изделий снизился на 3,5 лет, алкогольных напитков – на 2,5 лет, наркотических средств – на 3,5 лет. С 2001 года показатель среднего возраста начала потребления психоактивных веществ стабилизировался и сегодня составляет: табачных изделий – 11,5 лет, алкогольных напитков – 13 лет (в основном пива), наркотических средств – 14 лет.

В последние годы в России наблюдается интенсивное приобщение детей и молодежи, в особенности девушек, к курению, в то время как количество курящих подростков в странах мира (в процентах, по данным Всемирной организации здравоохранения): Греция – 13,8; Польша – 21,5; Италия – 23,5; Англия – 24,1; Франция – 26,3; Испания – 28,2; Финляндия – 30,2; Украина – 33,8 [6].

В возрастной группе 11-24 года в России курят не менее 50%. Приобщение к курению начинается в детском возрасте: в 13 лет курила уже одна треть, а в 17 лет – до 60% всех курящих в обследованной возрастной группе [7]. Среди детей и молодежи курят 49,5%, то есть почти 16 миллионов человек. Курят среди юношей 58,3%, среди девушек – 40,5%. На долю девушек приходится 40% общего объема выкуриваемых подростками и молодежью сигарет [8].

Несмотря на это в молодежной среде стало массовым потребление спиртных напитков, включая пиво. Их пьют 80% молодежи, причем как юношей, так и девушек. Огромных масштабов достигло потребление пива, при этом согласно официальной классификации пиво не считается алкогольным напитком. Две трети детей и молодежи потребляют в основном пиво, пить которое в массовом порядке начинают в среднем в 12 лет; водку – в 16 лет. По данным академика Ю. Лисицына, в России в настоящее время употребляют спиртные напитки уже более 75% старшеклассников, при этом уровень алкоголизации девочек в среднем выше и составляет 80-92% в Москве и Центральном регионе [9].

Если провести сравнение скажем, с Республикой Казахстан, то увидим, что в год казахстанец выпивает 33 литра чистого спирта, а россиянин – 40 литров, и это абсолютный рекорд в мире[10].

Выявлена также связь между потребляющими алкогольные напитки и начальной стадией приобщения к потреблению наркотических средств. Пьют алкогольные напитки среди не потребляющих наркотические средства – 74%, потребляющих наркотические средства – 98%. Частота потребления наркотических средств в большой степени варьирует в зависимости от того, курят дети и молодежь или нет (среди курящих пробовали или потребляют наркотические средства 48%, среди некурящих – 12%) [11].

Сегодня точный учет наркотизации подростков и молодежи ведется в диспансерах на стадии, когда за помощью обращаются преимущественно больные наркоманией. В этом случае под учет подпадают только те, кто обратился в государственное учреждение, в то время как многие прибегают к помощи частных врачей либо лечатся сами. Что касается правоохранительных органов, то они учитывают преступников, организующих и реализующих незаконный оборот наркотических средств, психотропных препаратов.

Так, в Соединенных штатах Америки, по признаниям официальных лиц, сегодня свыше 50% старших школьников употребляют наркотики. Столь же безрадостна картина и в странах Западной Европы.

Согласно данным Госкомстата России, наиболее интенсивный рост наркотизации населения отмечался в 1995-1999 годах. Количество больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением, на конец 2001 года составило 317,2 тысячи человек, что почти в 5 раз больше, чем в 1995 году (64,9 тыс. человек) [12]. В настоящее время в России около 3 миллионов наркоманов и эта цифра растет с каждым днем [13]. Хотя среди потребителей основную группу по-прежнему составляют лица в возрасте 18-39 лет, к потреблению наркотических средств активно привлекаются дети и подростки. Уровень учтенной заболеваемости наркоманией у подростков с 1991 по 2000 год увеличился в 11 раз и достиг своего максимального значения – 124 больных на 100 тысяч подросткового населения. По состоянию на декабрь 2002 года на учете в наркологической службе состояли 9 тысяч подростков в возрасте до 14 лет с диагнозом наркозависимость и еще 16 тысяч – на профилактическом учете [14].

В больших и малых городах России, согласно анонимному опросу, почти 95% молодежи пробовали наркотик хотя бы один раз [15].

Прогрессирующее ухудшение наркоситуации в России сопровождается «омоложением» наркомании. Подростки злоупотребляют психоактивными веществами в 11,4 раза чаще, чем взрослые. За 10 лет число злоупотребляющих наркотическими средствами подростков, впервые диагностированных, увеличилось в 6 раз. К окончанию школы 19,5 % мальчиков и 13% девочек пробовали наркотики, а регулярно употребляют 9% мальчиков и 5% девочек.

У потребляющих наркотические средства ежедневно доминирует другой источник – «профессиональные» продавцы в розницу. Это еще одно свидетельство того, что на начальной стадии наркомафия приобщает детей и подростков к наркотическим средствам через знакомых и друзей. После достижения цели – наркозависимости подростка – он становится клиентом «профессионального» розничного наркоторговца. По месту учебы или работы наркотические средства или психоактивные вещества потребляют немногие.

Друзья и знакомые в качестве источника наркотических средств и психоактивных веществ чаще всего доминируют на начальной стадии потребления – у пробующих впервые и потребляющих наркотические средства относительно редко.

О темпах наркотизации свидетельствуют, в частности, данные о молодежи допризывного возраста. С 1995 по 2000 год число лиц, освобожденных от призыва на военную службу в связи с заболеванием наркоманией, выросло – с 4,7 тысяч до 20,9 тысяч человек. Количество злоупотребляющих наркотическими средствами, за период от постановки на воинский учет до призыва на военную службу, увеличилось в 6,5 раза [16] .

Специфические черты молодежной сексуальной культуры в России – высокая распространенность случайных связей, неверная стратегия использования контрацепции, неуверенные знания о ВИЧ-инфицировании и пристрастие к наркотикам – создают почву для распространения СПИДа и венерических болезней в молодежной среде [17]. Внутренне употребление наркотиков способствует быстрому распространению такого инфекционного заболевания, как гепатит и других опасных заболеваний. По состоянию на июнь 2002 года выявлено более 111 тысяч случаев заражения ВИЧ-инфекций среди больных наркоманией [18]. Возросла в 7-11 раз смертность, увеличилось в десятки раз число суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50% наркоманов), инфекционных гепатитов (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза и в 65% случаев причиной смерти была передозировка. Медики прогнозируют, что наркотизация «масляным пятном» будет распространяться по России [19].

Как решают эту проблему в других странах? Обращаясь к международному опыту, полезным будет введение дисциплины в школе «Обучение здоровому образу жизни» как в Великобритании, антинаркотического обучения в школе как в ФРГ, терапии фокусирования на решение проблем молодежи как в США, а также занятий по обсуждению проблем данной группы (ретиминга) как в других европейских странах [20].

В 1995 году, когда в США общественность узнала, что в большинстве штатов школьники могут без труда приобрести наркотики в стране, было проведено сначала обследование во всех штатах, позволившее выявить реальную картину, а затем начата работа по защите детей от наркотиков. Возглавил эту деятельность министр здравоохранения, образования и социальные службы [21].

Рассмотрим подробней опыт по профилактике наркомании в Республике Казахстан (далее в контексте – РК) и Федеративной Республики Германии.

По данным агентства РК по статистике [22], в 2005 году в Казахстане проживало 15 миллионов 75 тысяч человек, из которых 48,1% составляют мужчины и 51,9% – женщины. 7,8% населения страны – дети до 4-х лет, 16,8% – от 5 до 14 лет, молодежь от 15 до 29 лет составляет 27,6 %. Число наркоманов в стране растет с каждым годом, особенно в столице – городе Астана. В частности, если в 2004 году в Астане на учете состояли 2 439 человек, то в 2005 году – более 2900.

Президент страны, Нурсултан Назарбаев сказал, что «сегодня Казахстан это не просто страна с огромными возможностями, это страна, которая реализует эти возможности. Будущее нельзя остановить, но его можно планировать. Мой план прост и достижим – забота и благополучие нашим старикам, работу и перспективы молодым, здоровье и образование всем, мир и счастье в каждом доме. Казахстан никогда больше не будет страной кризисов, а будет страной, где реализуются мечты»[23].

Исходя из этого, в Республике Казахстан проводятся мероприятия, направленные на борьбу с наркоманией «Улица, квартал, микрорайон без наркотиков», программа «Здоровый город» В рамках программы организуются профилактические осмотры в общеобразовательных и высших учебных учреждениях, создаются наркологические посты и кабинеты ЗОЖ, в которых участвуют врачи-наркологи, сами дети и студенты. Кроме того, введены уроки валеологии, проводятся круглые столы и разъяснительные работы, проводятся рейды по ночным клубам города и всевозможные проверки. Основными методами борьбы с употреблением наркотических веществ является информационная пропаганда и демонстрация наглядных материалов [24].

В Германии действует закон (Betauubungsmittelgesetz, BtMG), который регулирует порядок обращения наркотиков. Разрешение на ввоз, вывоз и распространение без ведения торговли, а также изготовление и ведение торговли наркотическими средствами выдает Федеральный институт лекарств и медицинских продуктов. Врачам и аптекарям на ввоз, вывоз и использование наркотических средств в своей врачебной деятельности специального разрешения не требуется.

В вышеупомянутом законе в §6 прописано о нарушениях и преступлениях, связанных с наркотиками. Наказание в виде лишения свободы до пяти лет, а также денежного штрафа предусмотрено: за выращивание и распространение наркотиками без специального разрешения; организацию запрещенной подготовки; обладание наркотическими средствами без соответствующего разрешения; предоставление ложных сведений с целью добиться от врача рецепта в личных целях или в интересах третьих лиц, а также для животных; склонение кого-либо к принятию наркотиков; предложение кому-либо материальных ценностей за подстрекательство.

Наказание в виде лишения свободы сроком не менее одного года полагается лицу старше 21 года, незаконно склоняющего другое лицо, младше 18 лет, к принятию наркотиков [25].

Таким образом, было бы целесообразно повысить эффективность деятельности органов власти всех уровней по профилактической работе. Представляется, что необходимо совершенствовать законодательную и нормативную базу в данном направлении, подготовить более строгие предложения по внесению изменений и дополнений в законы по вопросам профилактики наркомании в стране. Кроме того, отработать и внедрить современные технологии выявления, реабилитации и социального сопровождения неблагополучных семей и детей, подготовить, переподготовить и повысить квалификацию кадров, информационное сопровождение учреждений и служб, осуществляющих данную профилактику. В данном направлении было бы разумней также применить зарубежный опыт организации мероприятий по общественно-воспитательной работе с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В частности, организацию их досуга и полезной занятости, профориентацию и трудоустройство, физкультурно-спортивные мероприятия, патриотическое воспитание, поддержку социально-значимых общественных проектов и программ, направленных на профилактику наркомании.

1. Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, неопределимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению.

2. Гришко А. Я. О наркомании среди подростков // Социологические исследования,1989. №2; Дунаевский В. В. Наркомания и токсикомания. Л. 1&90; Кириллов И. Н., Шиленко Ю. В. Отношение учащихся к употреблению спиртных напитков и токсических веществ /Социологичесике исследования. 1992. №4 и др.

3. Деструктивным называется такое поведение личности или группы, которое своим результатом имеет разрушение социальных отношений. Реализация в деструктивном поведении приведет к нарушению внутри и/или межличностных отношений, социальной адаптации, появлению невротических болезней, и, как крайняя степень проявления деструктивного поведения – суициду.

4. Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л. А. Журавлева // Социс. – 2000. – № 6. – С. 43-48.

5. Методические рекомендации для организаторов педагогической профилактики наркомании в школе. – Ростов на Дону: Минобразования Ростовской области, 2001.

Читайте также:  Будет ли алкоголизм если пить раз в неделю

6. Агранович М. Давай закурим, сыночек, по одной?: Что делать родителям, впервые застукавшим свое чадо с сигаретой / М. Агранович // Российская газета – 2004. – № 38, 27 февр. – С. 17.

7. Информационно-публицистический ресурс НАРКОТИКИ.РУ – 2005. // URL:www.narkotiki.ru .

8. Результаты общероссийского мониторинга «Наркоситуация в среде детей и молодежи» в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.»

9. Решетников М. Алкогольная мифология в российском государстве // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – № 6. – С. 52 – 54.

10. Пить вредно. Если вы этого еще не знали // Е. Гурина, Т. Кельмагамбетов// Караван. № 45 (809). 11 ноября 2005. С. 20.

11. Результаты общероссийского мониторинга «Наркоситуация в среде детей и молодежи» в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.»

12. Статистический бюллетень № 7 (81). Госкомстат, М., 2002. – С. 9. См. также доклад «О состоянии и мерах противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту». Госсовет РФ, Рабочая группа по вопросам борьбы с наркоманией и алкоголизмом и мерам по её усилению. М. 2002, С. 5.

13. Страна на игле // Деловая жизнь. – 2004. – № 3-4. – С.13.

14. Тенденции распространения наркологических заболеваний в Российской Федерации в 2002 г. НИИ наркологии Министерства здравоохранения России. М. 2003. – С. 2.

15. Шакиров М. Ш. Наркобизнес в России. – М.: ЗАО Центрполиграф, 1998.

16. Материал парламентских слушаний от 14 октября 2002 г. на тему: «О проблеме противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных препаратов в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, где законодательством предусмотрена военная служба». М. Октябрь 2002 . – С. 1-2.

17. Денисенко М. Б. Сексуальное поведение российской молодежи / М.Б. Денисенко, Ж.-П. Далла-Зуанна // Социс. – 2001. – № 2. – С. 83-87.

18. Данные Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Минздрава России. // Информационный бюллетень «ВИЧ-инфекция». – М., 2002. №24. – С. 18.

19. Арефьев А. Л. Поколение, которое теряет Россия /А. Л. Арефьев // Социс. – 2002. – № 8. – С. 97-105.

20. Гарашкина Н. В. Технология социальной работы: Учебно-методическое пособие: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. – 157 с., Тамбов.

21. Бреева Е. Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – С.122.

22. В Казахстане женщин больше, чем мужчин /Караван. № 45 (809). 11 ноября 2005. С. 22.

23. Лозунг предвыборной кампании Н. А. Назарбаева «Только вперед!»

24. Не силой, но словом. //М. Биккинина// Караван. № 45 (809). 11 ноября 2005. С. 74.

25. Оплата «нирваны». Наказания, предусмотренные немецким законодательством за распространение и употребление наркотиков. // О. Горев, Ю. Овчинская // Форум. № 9 (37), сентябрь 2005. С. 8.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

«Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы — от праздного образа жизни. «

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада.

Как сходит с ума Россия: конопля, «спайс», «веселящий газ».

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина.

Аналитические технологии против «дизайнерских наркотиков»

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования «веселящего газа»

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или «веселящего газа».

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2013 год

Годовой доклад МККН за 2013 год является важной вехой – это 45-й годовой доклад Комитета с момента его учреждения в 1968 году в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Государственная программа РФ «Противодействие незаконному обороту наркотиков»

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Информационно-публицистический сайт «Нет — наркотикам» © 2001-2017 ООО «Независимость» [email protected]

Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано

Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

  • Валеология
  • Выбор программы упражнений и ее реализация

Как утверждают специалисты, в настоящее время во многих странах, включая Россию, проблема наркомании и токсикомании является приоритетной. Поданным центральной прессы и компетентных органов, с каждым годом число наркозависимых увеличивается, в первую очередь число наркозависимых детей и молодых людей. Этот процесс не поддается статистике. Основной его особенностью считается то, что наркотические средства употребляют дети и подростки, принадлежащие, как правило, к привилегированным группам общества, а не только к социально-экономическим низам, к так называемым группам риска, куда входят неполные семьи, семьи алкоголиков, наркоманов.

По наблюдениям крупного ученого-нарколога А.В. Ларионова, в России людей, употребляющих наркотики, можно достаточно четко сгруппировать по возрастным характеристикам, что во многом отражает проблемы, связанные с ситуацией, реально сложившейся в стране в настоящее время.

Первую группу составляют люди отроческого, юношеского и начала взрослого возраста, т.е. 14-24 лет. В эту группу на основании психологических особенностей включены школьники, студенты и молодые люди, отслужившие в армии. Для них употребление наркотиков связано с «изначальной9raquo; неспособностью функционально адаптироваться к изменившимся условиям внешнего мира по окончании периода детства (незавершенность разрыва отношений мать — дитя и несостоявшаяся индивидуализация).

Во вторую группу входят молодые люди 25-30-летнего возраста. Их объединяет достаточно успешная начальная адаптация к требованиям социума, семьи или системы в подростково-юношеском возрасте. Но этого «запаса прочности» оказывается недостаточно для дальнейшей интеграции и реализации себя в жизни. Для этих людей характерен сниженный объем восприятия, приводящий к относительной пригодности к жизни (психологи обозначают это «концептуальный кретинизм»).

В третью группу входят люди зрелого, 30-50-летнего возраста, которые начачи употреблять наркотики вследствие острого жизненного кризиса, неудовлетворенности жизнью, своей «раздавленности9raquo;, «проданности9raquo; целям, которые им чужды; заметим, что внешне они могут быть очень успешны. Основанием для включения в эту группу является не возраст наркоманов, не их профессиональный статус и социальное положение, а наличие характерной для этой группы психологической проблемы.

Подавляющее число наркоманов принадлежат к первой группе. По данным Ларионова, более половины молодых людей в возрасте 12-25 лет, живущих в крупных городах, имеют опыт употребления наркотических препаратов, а около 10% употребляют наркотики регулярно. В отдельных учебных заведениях число употребляющих психоактивные вещества достигает 100% у юношей и не менее 50% у девушек.

Если «восточный9raquo; вариант потребления наркотиков в России характеризуется рядом строгих ограничений, а «западный9raquo; вариант является в какой-то мере цивилизованным, то российские наркоманы отличаются применением очень мощных, концентрированных и/или синтетических наркотиков, использованием инъекционного пути введения, мотивами употребления, крайностями, употреблением кустарно изготовленных наркотиков.

Специалисты считают, что в возникновении наркомании существенную роль играют факторы биологические, психологические, культурные и социальные.

Психологические факторы. Считается, что ранее употребление наркотиков чаще всего было связано с поиском путей освободиться от состояния эмоционального и физического неблагополучия: боли (физической или эмоциональной), скуки, разочарования, одиночества, тревоги, депрессии и других неприятных ощущений. Сейчас мотивы употребления наркотиков значительно изменились: вместо ритуальных, лечебных, пищевых и других практических причин основным мотивом, по мнению Ларионова, стал мотив эйфории, как бы он ни был замаскирован модой, духовными исканиями или социальным протестом.

Одним из факторов, побуждающих человека принимать наркотики, является отсутствие чувства собственного достоинства. Люди относятся к себе без должного уважения; например, стыдясь себя, пытаются подавить это чувство с помощью алкоголя или наркотиков. Они меньше озабочены вредными последствиями всякого рода злоупотреблений. Их поведение направлено на саморазрушение. Такие люди нуждаются в помощи специалистов, в поддержке друзей и родных. Если родители хотят уберечь своих детей от наркомании, они должны воспитать в них чувство собственного достоинства. Дети должны быть уверены в том, что они любимы и дороги, что их уважают и ценят. Многое в этом направлении должна делать и школа.

В свое время предпринимались попытки связать личностные характеристики со склонностью к алкоголизму и наркомании. Полагали, что неуверенность в себе, неумение преодолевать жизненные трудности, проблемы во взаимоотношениях с другими людьми, импульсивность подталкивают человека к наркотикам. Однако в действительности оказалось, что у множества людей, страдающих разного рода химической зависимостью, эти черты отсутствуют, в то же время люди, обладающие набором всех этих недостатков, вовсе необязательно становятся алкоголиками и наркоманами.

Социальные факторы. Анализируя феномен употребления наркотиков, ученые пришли к выводу, что он не зависит от экономической и политической систем: наркомания распространена как в экономически отсталых, так и в передовых странах с различными политическими системами.

На распространение наркомании в обществе влияют его традиции, культура, внимание средств массовой информации к этой проблеме.

Отношение общества к приему наркотиков играет весьма заметную роль в развитии пристрастия к наркотикам. Общественное мнение может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на поведение человека. Мнение окружающих особенно важно для подростков. Движение против применения наркотических средств, набирающее силу в российском обществе, следует расценивать как благоприятную тенденцию, но нельзя забывать, что алкоголь и наркотики по-прежнему служат «пропуском9raquo; в некоторые слои общества, неким ритуальным актом, сопоставимым по значению с обрядом посвящения.

Применение наркотиков противоречит закону, осуждается обществом и, следовательно, сопряжено с риском, но именно последнее и делает его привлекательным для определенных общественных и возрастных групп, особенно подростков. Возбуждение, обусловленное риском, поначалу может служить даже большим вознаграждением, чем эффекты от применяемых средств самих по себе.

Ощущение вместе пережитой опасности сплачивает членов группы наркоманов, и люди, участвующие в реализации программ борьбы с наркоманией, должны учитывать это важное обстоятельство.

На распространение наркомании немалое влияние оказывают кино, средства массовой информации и реклама. В течение многих лет на теле- и киноэкранах зритель видит пьющих и курящих героев; они окружены ореолом мужества и романтики, вызывают, с одной стороны, восхищение и желание подражать им во всем, особенно у молодежи, с другой — протест российской общественности против рекламы алкоголя и табака.

Биологические факторы. В последнее время появляется все больше данных, подтверждающих биологическую природу химической зависимости. Многие случаи алкоголизма и наркомании теперь с уверенностью связывают с врожденными нарушениями определенных мозговых процессов.

Специалисты пришли к выводу, что дискомфорт, который почти постоянно испытывают некоторые люди, обусловлен врожденно низким уровнем эндорфинов. Такие люди чаще впадают в депрессию, менее терпеливы к боли, тяжелее переносят горести и разочарования. Вполне вероятно, что алкоголь и другие психоактивные средства приносят этим людям приятные ощущения, но когда вещество перестает действовать, они чувствуют себя ужасно. Это создает потребность в повторном применении данного средства и приводит к развитию химической зависимости.

Однако вряд ли наследственные факторы могут кого-нибудь заставить впервые взять в руки рюмку или принять наркотик. Но люди с определенными врожденными свойствами с большей вероятностью, чем другие, найдут в этом занятии удовольствие. Безусловно, независимо от того, какие факторы играют решающую роль в развитии химической зависимости от наркотических веществ, ответственность за ее предотвращение или избавление от нее целиком лежит на самом человеке.

Специалисты, отмечая, что человек индивидуален в своем отношении к наркотикам, говорят о существовании общих ситуаций и побуждающих мотивов употребления наркотиков, и это прежде всего касается молодежи. Назовем основные мотивы:

Из любопытства, которое является важнейшей чертой человеческой натуры, и иногда именно оно побуждает подростка выпить первую рюмку, выкурить первую сигарету или принять таблетку. Если приятель в восторге от какого-то средства, может возникнуть соблазн попробовать его просто для того, чтобы узнать, что оно собой представляет. Большинство молодых людей этим и ограничивается, но для некоторых такой случай может стать роковым. Поскольку никто из нас не знает свою реакцию на наркотик, любые эксперименты с ним следует признать весьма опасными;

За компанию: в этом случае эффекты, вызываемые наркотиком или любым другим психоактивным средством, рассматриваются как второстепенные по отношению к главной цели — быть таким, как все, и поддержать компанию. Наиболее часто для этого используют алкоголь, марихуану и кокаин. Многие люди оправдывают употребление наркотических средств именно социальными целями, хотя на самом деле мотивы у них другие;

Ради достижения эффекта: психоактивные вещества могут расслабить и возбудить, заставить забыться и изменить восприятие, и т.д. Однако если случаи употребления наркотика ради достижения желаемого состояния учащаются или необходимая доза возрастает, надо остановиться, чтобы не допустить развития химической зависимости;

Химическая зависимость может быть чисто психологической, но может включать и физиологический компонент. В любом случае человек испытывает настоятельную необходимость выпить спиртное или принять наркотик, даже зная отрицательные последствия этого поступка. Химическая зависимость неизбежно приводит к потере здоровья, ухудшению взаимоотношений с окружающими, краху карьеры и в конечном итоге к деградации личности.

Курение и его влияние на организм человека

Вред курения. Последствия отказа от курения

Курение среди молодежи. Мотивы куренияКурение и женщины Проблема наркомании: факторы и причины наркомании

Наркотики и общество. Борьба с наркоманией: предупреждение и избавление от наркотической зависимости

Наркомания и токсикомания: последствия употребления наркотиков

Алкоголизм: вред и последствия от употребления алкоголя

Профилактика алкоголизма и методы борьбы с алкоголизмом

Влияние алкоголя на организм человека

Пьянство и алкоголизм

Всасывание алкоголя и его расщепление в организме

источник