Меню Рубрики

Наркомания и алкоголизм в школьном возрасте

В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они охватывают все периоды жизни человека. В своей работе мы бы хотели остановиться всего лишь на одной возрастной группе – учащихся (от 12 до 18 лет). Вопрос в данной группе стоит особенно остро, поэтому и проблема очень актуальна в наше время.

Социализация — очень сложный процесс, на него влияют как физиологические, так и психологические изменения личности.

Проблема употребления учащимися никотина, алкоголя и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление табака, спиртных напитков и наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами.
Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде — поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь все эти вещества особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные болезни – алкоголизм и наркомания. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы.

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №9 г.о. Чапаевск

Курение, алкоголизм и наркомания, как главная проблема социализации подростков.

Негативное влияние курения, алкоголизма и наркомании на социализацию личности

Анализ деятельности МЦ «Выбор» по борьбе с курением,

алкоголизмом и наркоманией. 21-22

В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они охватывают все периоды жизни человека. В своей работе мы бы хотели остановиться всего лишь на одной возрастной группе – учащихся (от 12 до 18 лет). Вопрос в данной группе стоит особенно остро, поэтому и проблема очень актуальна в наше время.

Социализация — очень сложный процесс, на него влияют как физиологические, так и психологические изменения личности.

Проблема употребления учащимися никотина, алкоголя и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление табака, спиртных напитков и наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами.
Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде — поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь все эти вещества особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные болезни – алкоголизм и наркомания. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы.

Цель работы – раскрыть проблемы социализации учащихся: курение, алкоголизм и наркоманию. Теоретически разработать эффективные методы профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.

  • Изучить теоретический материал и результаты различных исследований по данной проблеме;
  • Доказать необходимость применения различных профилактических мер для остановки развития данных проблем;
  • Разработать комплекс профилактических мероприятий по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков.
  1. Найти нужную для нас информацию.
  2. Составить статистику зависимых людей.
  3. Провести практические мероприятия так, чтобы люди заинтересовались данной темой и поняли всю актуальность проблемы.

Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 9 — 15 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных по причинам алкоголизма, курения и наркомании резко возросло.

Теоретический: анализ литературы, обобщение, систематизация данных.

Практический: тестирование, проведение мероприятий, посвященных проблемам алкоголизма, табакокурению и наркозависимости.

Что же такое алкоголизм? Каковы его последствия? И какова его роль в жизни и социализации подростка? В этом мы хотим разобраться в данном разделе нашей работы.

Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления) . В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами.

Всего выделяется три типа алкоголизма и один этап предалкоголизма.

  1. Продромальная (нулевая) стадия алкоголизма – признаков алкоголизма нет, человек периодически употребляет спиртные напитки в компаниях друзей, при этом он редко напивается до потери памяти или других тяжелых последствий. На этом этапе легко отказываться от приема спиртного, не ощущая психологического дискомфорта. Именно такую ситуацию можно считать нормальной для любого здорового человека, но следует помнить, что при каждодневном употреблении алкоголя, продромальный период переходит в первую стадию алкоголизма.
  2. Первая стадия алкоголизма – характеризуется появлением психической зависимости от спиртных напитков. У человека практически каждый день возникают мысли о выпивке, настроение поднимается в предвкушении приема алкоголя, в трезвом виде появляется чувство неудовлетворенности собой.

3) Вторая стадия алкоголизма – патологическое влечение к спиртным

напиткам возникает спонтанно, способность к самоконтролю резко

падает. В пьяном состоянии человек начинает вести себя

непредсказуемо и даже агрессивно. В некоторых случаях могут

наблюдаться алкогольные психозы и галлюцинации.

4)Третья стадия алкоголизма – на этом этапе наблюдаются необратимые

изменения в психике, работе внутренних органов(цирроз печени,

гепатиты), нервной системе. Полностью утрачивается ситуационный

контроль – человеку неважно место, обстоятельства приема спиртного

Для того чтобы разобраться в данной проблеме, мы прочитали информацию о том, как алкоголизм зародился на территории России.

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются «царевы кабаки», приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так в 1652 вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку». Запрещалось выдавать вино «питухам» (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: «чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство.

Постепенно с того времени начало расти количество людей, потребляемых алкогольные напитки. И уже на сегодняшний день эти данные характеризуются колоссальными цифрами.

Проблема алкоголизма существует в России не первый год и даже не первый век. Согласно данным истории, меры по борьбе с пьянством принимаются уже несколько веков: от ограничения продажи алкоголя на человека до увольнения с работы. Однако императивные методы контроля и наказания не возымели успеха на длительное время.

Так, статистика алкоголизма в России показывает, что ежегодно в нашей стране от этой страшной болезни погибает около семи сотен тысяч граждан. (Война в Афганистане унесла жизни 14тыс. солдат). Следовательно, в год мы теряем в 5 раз больше человек от алкоголизма. Причем, данная проблема большинством населения не воспринимается, как явная угроза жизни. Так, «соображая на троих» и полагая, что это не алкоголизм, и бросить можно всегда, внезапно прощаются с жизнью наши отцы, материя, дети и внуки, бабушки и дедушки.

Статистика алкоголизма в России свидетельствует, что ежегодно умирает в три раза больше граждан, чем погибают в дорожно-транспортных происшествиях, в семь раз больше, чем от сигарет. Практически все заключенные, осужденные за хулиганство, совершили преступление в нетрезвом виде. 90 процентов младенцев с умственными отклонениями рождены от родителей, употреблявших алкоголь или имеющих алкоголиков по кровной линии.

Статистика алкоголизма в мире показывает, насколько количество потребляемого алкоголя на человека в России, наглядно иллюстрирует проблему прогрессирования алкоголизма в нашей стране. (Приложение№1) По данным исследований, подростковый алкоголизм статистика Украины иллюстрирует как прогрессирующий и в бывшем государстве-союзнике составляет 40 процентов от всего населения в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Уже в таком юном возрасте подростки регулярно принимают алкоголь. Кроме того, каждый 10-ый житель Украины становится хроническим алкоголиком.

В России же статистика детского алкоголизма иллюстрируется далеко не радостными фактами: сто шестьдесят один ребенок в стране по данным исследований 2009г. в возрасте от десяти до четырнадцати лет уже имеет диагноз «алкоголизм».

Первое знакомство молодежи с алкоголем в последнее время происходит в подростковом возрасте. Все чаще подростки оценивают его как «новый стиль жизни», отсюда и «культивирование» состояния опьянения. Подростковый алкоголизм формируется в возрасте от 13 до 18 лет, именно в этот период у многих подростков развивается первая стадия заболевания. Постоянные масштабные проверки по стране выявляют огромное число молодых алкоголиков. Правоохранительные органы активно включаются в борьбу за здоровье подрастающего и молодого поколения. Однако, для того чтобы их усилия приносили пользу, требуется изменить законодательство. В России до сих пор нет закона о принудительном лечении детского алкоголизма. Кроме того, считается, что главное в борьбе с проблемой алкоголизма в молодежной среде – это создание и изменение общественного мнения и взгляда на проблему. Только в совокупности данные меры могут сократить число алкоголиков среди молодежи в нашей стране. Однако, нужно заметить, что в комплексе данные меры в стране либо практически не используются, либо единично, либо неэффективно.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее частенько в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления. Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков максимально интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Первый период — раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период — дошкольный и младший школьный возраст. В этот период максимально существенными причинами являются две — педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Третий период — подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрые развитие болезни. Просто огромное значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя.

При наличии алкоголя в крови у автомобилистов и мотоциклистов наблюдаются расстройства зрительных и слуховых реакций. У каждого пятого эта реакция запаздывает, а у каждого шестого нарушается глубинное зрение, то есть страдает способность различать отдаленные предметы, определять, на каком расстоянии находится тот или иной предмет. При этом ухудшается светоощущение, способность различать цвета (особенно красный).

источник

Одной из самых острых проблем в подростковом возрасте является проблема алкоголизма и наркомании. Что же толкает подростка на путь этих опасных удовольствий? Почему подростки начинают выпивать и употреблять наркотики?

Причины могут быть различными. В общей сложности их можно разделить на две основные группы.

Как показали наблюдения, алкоголизм и наркомания развиваются с большей вероятностью у детей, имеющих органические поражения головного мозга, причиной которых может стать родовая травма, полученная в результате асфиксии при появлении ребенка на свет; кроме того, неблагоприятные психофизические воздействия оказывают и различные заболевания центральной нервной системы, которые ребенок переносит в возрасте около трех лет; тяжелые отравления; черепно-мозговые травмы и инфекции мозга (менингит, вирусные заболевания).

Если ребенок в детстве перенес те или иные заболевания мозга или нервной системы, родителям с особенной тщательность нужно контролировать его, так как риск развития алкоголизма и наркомании в этом случае существенно возрастает.

Подростковый период сам по себе наиболее уязвим: характер и психика ребенка в этот период крайне неустойчивы, способность противостоять отрицательному внешнему влиянию выражена слабо. Именно неустойчивость психики в этом возрасте становится причиной не только развития алкогольной и наркотической зависимости, но и других нарушений, к примеру, социального характера — подростковой преступности. Особенности подросткового возраста, создающие благоприятную почву для развития пагубных привычек:

  • незрелость психики;
  • крайняя подверженность различным внешним влияниям;
  • стремление к самоутверждению;
  • желание доказать всем, что он уже взрослый человек;
  • отсутствие развитого чувства ответственности за собственные поступки и их последствия;
  • легкомыслие.

Как правило, подростки начинают принимать спиртное или наркотики, находясь в группе сверстников или более старших подростков. Желание выделиться или не «отстать» от других, склонность к подражанию, стремление следовать групповым нормам поведения, желание что-то «доказать» родителям, как правило, действуют в комплексе.

Ни один подросток, впервые принявший спиртное или затянувшийся сигаретой с наркотическим «дурманом», никогда не допускает мысли о том, что когда-то может приобрести болезненную зависимость от спиртного и наркотиков. Он воспринимает все это как «баловство», не отдавая себе отчета в том, что развитие зависимости начинается уже с самого первого момента употребления спиртного или наркотика. Естественно, в том, что подросток попадает под негативное влияние группировки, есть и вина взрослых.

Отсутствие со стороны родителей интереса к жизни полростка, безнадзорность, поглощенность собственными проблемами, мнимое бессилие, конфликтная обстановка в семье — все это в той или иной степени способствует постепенному «отторжению» подростка, ищущего возможности самореализации, понимания, дружеского участия, признания.

Стремление объединяться в группы — нормальное, здоровое стремление ребенка, находящегося в подростковом периоде. Ограничить его общение стенами дома и школы невозможно, да и не нужно. Однако родителям следует обязательно быть в курсе того, чем занимаются подростки в свободное время, какие люди составляют окружение ребенка.

Очень часто подростки в компании начинают выпивать просто от «безделья». К сожалению, это правда. Отсутствие интереса к учебе, спорту, отсутствие возможности провести время приятно и полезно — эта духовная пустота окружающего мира и толкает подростков на то, чтобы как-то «разнообразить» свою жизнь. Инициатором, как правило, становится кто-то один; однако в силу особенностей возраста, о которых уже неоднократно говорилось выше, члены подростковой группировки начинают тянуться за «лидером». Кто-то стремится к подражанию, хочет «не отстать» от других; кто-то, в глубине души понимая, что поступает неправильно, просто боится быть осмеянным приятелями за то, что оказался таким «положительным».

При совместном принятии алкоголя общий фон настроения в компании повышается, становится «веселее». В дальнейшем срабатывает стереотип: нечем заняться, скучно — надо просто выпить, и все будет замечательно.

Безусловно, подросток, воспитывающийся в неблагополучной семье, гораздо легче поддается негативному влиянию сверстников:

Во-первых, потому что зачастую с раннего детства имеет перед глазами «пример для подражания» в лице собственных родителей.

Во-вторых, потому что не имеет должного контроля со стороны взрослых, четких положительных ориентиров. Однако членами подобных подростковых группировок, в которых происходит развитие алкоголизма и наркомании, становятся дети и из благополучных семей, в которых родители вообще не употребляют спиртного.

Подростки очень сильно подвержены влиянию. Переоценка жизненных ценностей, смешение позиций и приоритетов может произойти с любым из них, включая и тех, кто до поры до времени относился к категории «благополучных». Родители не должны забывать об этом.

Читайте также:  Сыропятов о г патогенез и биологическое лечение алкоголизма

Стремление к подражанию — достаточно стабильно встречающееся у большинства подростков явление, которое не во всех случаях может оказать отрицательное влияние. Иногда это стремление оказывается для подростка полезным, так как в качестве объекта для подражания выбирается герой положительный. Подростки в своем стремлении подражать доходят до имитации, иначе говоря, создают себе кумира. Они стремятся быть похожими на него абсолютно во всем: одеваются так же, как он, стараются подражать его походке, речи, манере разговора.

Задача родителей подростка — не допустить, что бы он выбрал в качестве примера для подражания отрицательного героя — будь то персонаж фильма, книги, телепередачи или же (что особенно важно!) реально существующий человек.

Формирование положительного идеала, позитивного образца для подражания в какой- то степени уже само по себе способно оградить подростка от дурного влияния.

Известно, что собственная нравственная позиция у подростка отсутствует, его эстетические понятия формируются под влиянием окружающих людей. Если по тем или иным причинам подросток не получает позитивного влияния от родителей, он легко попадает под воздействие любого человека, который внушает ему чувство уважения.

Еще одной причиной смешения идеалов в подростковом периоде является так называемая реакция протеста. В данном случае речь идет, опять же, о благополучных детях и благополучных семьях, о ситуации, когда, казалось бы, ничто не предвещает беды. Реакция протеста в подростковом возрасте проявляется наиболее часто. Как правило, она возникает у подростка в ответ на непонимание или нанесенную взрослыми обиду, повышенные требования, которым он не в состоянии соответствовать, ущемление самолюбия близкими людьми, родителями или педагогами.

В состоянии обиды на родителей подросток способен совершить все, что угодно, просто «назло» матери или отцу; к тому же, именно употребление алкоголя способно на какое-то время притупить обиду, заглушить ее, поднять настроение, повысить свою самооценку.

Реакция протеста возникает у подростка и в том случае, когда он становится свидетелем конфликтов между родителями.

Конфликты между родителями подросток на уровне подсознания часто воспринимает направленными против себя самого. В этом случае возникает все та же реакция протеста, желание заглушить обиду, что и провоцирует в дальнейшем возникновение патологического пристрастия к наркотикам или алкоголю.

Статья предоставлена сайтом «Детская психология»

источник

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

В настоящее время проблема аддиктивного поведения детей и подростков является высоко актуальной: «в последние два десятилетия все специалисты, связанные с проблемами молодежи подростков, отмечают рост химической зависимости в этой возрастной группе. Особое беспокойство в последнее десятилетие XX в. вызвал бурный рост наркомании, преимущественно героиновой. Кроме того, существенно расширился ассортимент потребляемых ПАВ; появились новые для нашей страны синтетические наркотики – галлюциногены, психостимуляторы. Параллельно с этим на рубеже веков Россия столкнулась с еще одной новой пробле­мой – проблемой пивного подросткового алкоголизма. Резко увеличилось число лиц, сочетанно потребляющих два и более ПАВ. … Поскольку эти явления распространяются преимущественно на подростково-молодежные слои населения, проблема зависимости от ПАВ стала об­щенациональной и привлекает внимание специалистов самых разных областей знания: от врачей и психологов до социологов и юристов» [11, с.616].

В детском и подростковом возрасте алкоголизм и наркомания как сформировавшиеся заболевания встречаются редко, наиболее актуальной проблемой является ранняя алкоголизация и наркотизация. Наиболее распространенные мотивы употребления ПАВ детьми и подростками – нежелание отстать от товарищей, любопытство, представление, что употребление спиртного – символ взрослости и зрелости [5; 8]. Однако при повторном приеме алкоголя и наркотиков может развиться новый мотив – желание испытать веселое настроение, чувство расторможенности, комфорта, и тогда дальнейшее развитие зависимости у подростков осуществляется тем же путем, что и у взрослых людей.

При этом физиологическая, психическая и социальная незрелость подростка приводят к большей подверженности его организма и психики к неблагоприятным последствиям употребления ПАВ. Поэтому чем в более раннем возрасте сформирована зависимость, тем выше скорость развития алкоголизма и наркомании и тяжесть их течения [11].

Рост числа детей и подростков, употребляющих ПАВ, вероятно, обусловлен изменениями, произошедшими в современном обществе, которые способствуют ранней алкоголизации и наркотизации:

  1. Неблагоприятные экономические условия. Формированию зависимости способствует недостаток материального обеспечения и низкий уровень образования. Экономический кризис в России 90-х гг. ХХ века обусловил значительное увеличение числа семей с низким уровнем дохода; в связи с этим многим молодым людям приходилось в ущерб получению образования заниматься работой, чтобы обеспечить свое существование. Поэтому повышение алкоголизации и наркотизации в стране за последнее время отчасти обусловлено экономическими причинами.
  2. Идеологические особенности общества. Одновременно с экономическим кризисом произошло изменение идеологии общества в направлении индивидуализации ценностей. В связи с этим у большинства населения сформировалась потребительская позиция по отношению к жизни, проявляющаяся в доминировании таких принципов, как «взять от жизни все». Употребление алкоголя и наркотических веществ зачастую рассматривается как возможность «получить удовольствие», которая является приоритетным стремлением в современном обществе.
  3. Отсутствие альтернативных способов проведения досуга. Распад СССР повлек за собой разрушение существовавшей системы организации развлечений молодежи; при этом новая система развлекательных заведений возникала спонтанно. Это привело к тому, что в настоящее время существует множество заведений, способствующих развитию алкоголизации и распространению наркотических веществ (бары, ночные клубы, дискотеки и т.п., подразумевающие как официальную продажу алкогольных напитков, так и зачастую неофициальное распространение наркотиков) при отсутствии развлекательных заведений, не связанных с употреблением ПАВ.
  4. Недостаток информации. Каждый современный подросток имеет представление о вреде алкоголизма и наркомании, однако в большинстве случаев это представление является расплывчатым и неубедительным, особенно в условиях постоянного наблюдения того, как окружающие продолжают употреблять ПАВ несмотря на «предупреждения Минздрава».

Выделяют следующие основные факторы, обусловливающие формирование расстройств поведения у детей и подростков [5]:

  1. Болезненное усиление влечений в результате органических заболеваний головного мозга или конституционально обусловленной неполноценности, что ведет к изменениям влечений;
  2. Отсутствие авторитета воспитателей в условиях противоречивых морально-этических и общественных норм поведения родителей;
  3. Реакции протеста, возникающие в результате несправедливого отношения со стороны родителей или других воспитателей;
  4. Неразрешимые личностные конфликты, приводящие к импульсивным действиям, направленным на попытку их разрешения.

Для подросткового возраста характерен ряд ситуационно-личностных психологических реакций на неблагоприятные условия среды (прежде всего, социальной) – преходящих, ситуационно обусловленных отклонений в пове­дении ребенка или подростка. Наиболее распространенными из них являются реакция эмансипации и реакция группирования со сверстниками [6].

В основе реакции эмансипации лежит характерная для подростков потребность в освобождении от контроля и опеки со стороны взрослых, стремление к независимости, самостоятельности и самоутверждению, порождающие протест против установленных правил и порядков. Наиболее часто реакция эмансипации выражается в открытом, демонстративном проявлении поведения, полностью противоречащего тем требованиям, которые предъявляются взрослыми. Такое поведение сопровождается непослушанием, грубостью, негативизмом, упрямством, игнорированием мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций. Зачастую реакция эмансипации проявляется именно в употреблении алкоголя и наркотических веществ, воспринимаемом многими подростками как атрибут «взрослости».

Стремление подростков к объединению в неформальные малые группы имеет филогенетические корни и носит инстинктивный характер. Однако реакция группирования со сверстниками может одновременно являться и формой протеста подростка против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Значимость подростковой группы для личностей ее членов усиливается тем, что в группе удовлетворяются основные социально-психологические потребности подростков: познавательная потребность, потребность в эмоциональных контактах и т.д. Как правило, подобные группы являются референтными для большинства своих членов, и подростки полностью интериоризуют особенности поведения и ценности группы. Многие неформальные подростковые группировки проявляют положительное отношение к алкоголю и наркотическим веществам, и именно здесь зачастую зарождается зависимость.

Нередко ситуационно-личностные реакции подростков служат основанием для формиро­вания более устойчивых по своей природе девиантных форм поведения.

Кроме ситуационно-личностных реакций аддиктивное поведение детей и подростков может быть связано с патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, психогенными патологическими формированиями личности, ранними проявлениями формирующихся психопатий, а также с психопатоподобными состояниями [5].

Таким образом, подростковый возраст по своим психосоциальным особенностям является уязвимым и податливым для формирования зависимости. В современном обществе к тому же существует ряд значимых факторов, способствующих употреблению ПАВ подростками, при отсутствии достаточно весомых препятствий на пути развития зависимости. Поэтому в настоящее время происходит рост числа алкоголиков и наркоманов в подростковой среде.

источник

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Читайте также:  Кто вылечил алкоголизм и каким препаратом

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

источник

Проблема пьянства в подростковом возрасте имеет очень важное значение, поскольку само по себе регулярное потребление спиртного в столь уязвимом возрасте уже экстраординально. При столь раннем начале употребления спиртного очень высок риск, что сформируется алкоголизм; болезнь сопровождается выраженными психическими расстройствами и чаще всего приобретает ускоренное, а иногда и злокачественное течение.

Сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте — уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Приём доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. У взрослых вначале бывает этап умеренного потребления алкоголя, а затем наступает злоупотребление. Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.

Стремясь избежать насмешек других членов группы, подросток начинает «тренировать» себя спиртным. При появлении тошноты и позыва к рвоте, они убегают подальше, чтобы их не увидели, и после прекращения рвоты снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить. Некоторые ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь возможность пить дальше. Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.

Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения, как состояние веселья, интересных приключений. Подростки и в трезвом состоянии не всегда способны контролировать свое поведение, а уж в состоянии опьянения — тем более. И здесь можно ожидать любых чрезвычайных происшествий. Драки, беспорядочные половые связи, изнасилования, кражи, грабежи и другие криминальные действия в состоянии опьянения несовершеннолетние совершают ничуть не реже, чем взрослые.

Более доступными для подростков стали и наркотики. На любой дискотеке можно купить марихуану и другие наркотически действующие вещества. В школу, училище приходят торговцы наркотиками и предлагают учащимся свой товар. Приторговывают наркотиками и сами учащиеся.

Многие современные подростки имеют опыт приема наркотиков. Сейчас наркомания среди подростков и молодежи распространяется с катастрофической быстротой. Причины увеличения числа больных наркоманией и токсикоманией следующие:

1. Появились новые формы наркомании и токсикомании вследствие того, что наркотики изготавливаются кустарным способом из лекарств и веществ, которые не считаются наркотиками, поэтому легкодоступны.

2. Возросло количество наркотиков, поступающих контрабандными путями из других стран.

3. Увеличился ассортимент наркотиков за счет контрабанды.

4. В последние десятилетия среди детей и подростков стало популярным злоупотреблением многими средствами бытовой химии, вдыхание паров растворителей, лаков, красок, пятновыводителей, бензина, некоторых сортов клея, которые объединены в группу ингалянтов. Эти вещества свободно продаются повсюду, стоят недорого — одного флакона аэрозоля хватает надолго, что значительно дешевле спиртного, а такое опьянение для подростков стало гораздо привлекательнее, чем алкогольное. Поэтому злоупотребление ими приобрело в подростковых группах характер эпидемии.

У подростков наиболее популярны кустарно изготовленные стимуляторы — эфедрон и концентрированный эфедрин, далее ингалянты (летучие органические растворители), марихуана, снотворные средства и транквилизаторы. «Тяжелые» наркотики, такие, как препараты опийной группы, в частности героин, морфин и прочие, подросткам пока не по карману, однако единичные случаи употребления «тяжелых» наркотиков есть и среди подростков. Для того чтобы готовить кустарный наркотик и постоянно вводить его, подросткам нужно определенное место. Приготовить раствор они могут дома, когда нет родителей, но принимают или вводят его обычно в группе. Значит, им нужно помещение. Иногда они наркотизируются у кого-то дома, если родители допоздна на работе, но тут есть опасность, что кто-либо из опьяневших подростков или все они не смогут вовремя покинуть квартиру. Поэтому они предпочитают подвалы, чердаки, заброшенные дома.

Наркоманы неряшливы, грязны, неделями не моются и не меняют бельё. Все они выглядят старше своих лет, лицо невыразительное, безжизненное. Кожа бледная, сухая и дряблая, волосы и ногти ломкие. Любые ранки и повреждения не заживают. Руки и ноги синюсшие, холодные. Точечные следы по ходу вен, подобны сыпи. Вены утолщены, кожа над ними покрасневшая.

При наркомании стимуляторами в значительной степени страдает сердечно — сосудистая система. У подростков обнаруживается выраженные нарушения на электродиаграмме. При внутривенном введении наркотика может наступить внезапная смерть от нарушения сердечного ритма или острой сердечно — сосудистой недостаточности.

Нарушение аппетита и длительное голодание во время периодов наркотизации, вызывают расстройства органов пищеварения. При приёме наркотиков, боли в желудке достигают такой интенсивности, что из-за этого, наркоман бывает вынужден прервать наркотизацию. [7]

Таким образом, несовершеннолетние обычно начинают выпивают или принимать наркотики в группе сверстников. Независимо от того, есть ли у подростка психические отклонения или нет, групповые нормы поведения и склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал спиртное или наркотики, то начинает выпивать или принимать наркотики вся группа.

В том, что подросток попадает под влияние такой группы, большую роль играет безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как он проводит своё свободное время, конфликтная обстановка в семье.

источник

Психическое здоровье подрастающего поколения. Проблема отклоняющего поведения у подростков. Проблема употребления подростками различных наркотических и одурманивающих средств. Тенденция роста преступности несовершеннолетних. Различные типы воспитания.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В условиях стремительного роста преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного и наркотического опьянения подростками в России, особую боль вызывает стремительная тенденция употребления наркотических и одурманивающих средств среди молодёжи. Это остаётся актуальной проблемой вот уже более 20 лет.

В чём же кроются причины такого поведения подростков, а нередко и младших школьников?

Существует множество факторов, влияющих на формирование «отклоняющегося» поведения, причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

ДЕТСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ

Современные социальные условия и ритм жизни оказывают неблагоприятные воздействия на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Особенно незащищенными от неблагоприятных условий оказываются дети, поскольку они полностью, психологически, физически и материально, зависят от взрослых людей — родителей, учителей и др.

Предрасположенность детей к тем или иным отклонениям в поведении зависит от физиологических, психологических, неврологических факторов. Чаще всего можно встретить не отдельного подростка или юношу, употребляющего наркотики или спиртные напитки, а группу таких же подростков, включённых в некое социальное пространство. В подростковом возрасте наиболее существенна мотивация поведения, определяемая причастностью к группе.

Около половины несовершеннолетних совершают преступление в группе. Показатели групповой преступности несовершеннолетних резко возрастут, если учитывать участие в группе и взрослых лиц (до 66%). Доля групповой преступности по отдельным видам гораздо выше. Например, до 90% разбойных нападений совершаются несовершеннолетними в группах, в том числе совместно с взрослыми.

Все большее количество подростков вовлекается в среду организованной преступности, причем серьезную проблему представляет безнаказанность подростков-правонарушителей и тех, кто привлекает их к преступной деятельности.

В современных условиях в связи с рядом негативных явлений в нашем обществе наблюдается резкий скачок числа общественно опасных действий, совершаемых детьми и подростками. На территории Сибирского федерального округа несовершеннолетними совершено 2605 особо тяжких преступлений, 18772 тяжких преступления, 5008 преступлений средней тяжести, 2743 преступления небольшой тяжести (статистические данные, предоставленные филиалом ВНИИ МВД России по СФО). Особую тревогу вызывает рост числа подростков с отклоняющимся поведением, проявляющимся в таких асоциальных действиях, как алкоголизм, токсикомания, вандализм, мелкое хулиганство, половой аморализм, нарушение общественного порядка. Показатели преступности несовершеннолетних в округе превышают в 0,9 раз средний показатель по России.

Чаще всего криминальной активностью отличаются несовершеннолетние старшей возрастной группы (16-17 лет), на долю которых приходится около 73,6% всех преступлений.

Исследования психологов, работающих с этой проблемой, позволяют судить о том, что количество детей, употребляющих наркотики, спиртные напитки и одурманивающие вещества, с каждым годом нарастает. По их мнению, тяга к такого рода «замене» чаще проявляется у детей из неблагополучных семей и очень обеспеченных.

Период перехода от подросткового возраста к взрослому является особо критическим. Этот период часто связан с экспериментированием со специфическими видами поведения, порой выходящими за рамки общепринятых норм и правил поведения человека в обществе.

Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. В наркоманию убегают не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни.

Нельзя не учитывать, что большинство подростков и юношей с криминальным поведением становится потенциальным «резервом» взрослой преступности. По мнению Г.М.Миньковского, личность правонарушителя является «кристаллизационным центром» проблемы преступности вообще, а ее изучение и коррекция — одним из узловых вопросов борьбы с этим пороком.

Практика свидетельствует о серьёзном обострении криминальной ситуации в молодёжной среде, низкой эффективности прежних средств профилактики в изменившихся социальных и экономических условиях развития государства. Сегодня вне сферы образования в стране оказалось около 1,5 млн детей школьного возраста.

Читайте также:  Признаки алкоголизма у мужчин первые признаки фото

На фоне роста подростковой преступности отмечается повышение криминализации детей младшего возраста. Количество общественно опасных деяний, совершаемых лицами до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, увеличилось до 100 тыс. в год. На учёте в органах внутренних дел состоит 424,3 тыс. подростков, в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ежемесячно доставляется около 2 тыс. детей в возрасте от 11 до 14 лет. Причем лица молодёжного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера либо под воздействием наркотического или алкогольного опьянения.

Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиков рассматривает вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушения моторных функций, мышления, поведения, восприятия, появления галлюцинаций или изменения настроения. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения.

Точное количество лиц, злоупотребляющих наркотиками в нашей стране, определить вряд ли возможно из-за несовершенства системы социального контроля, но, по некоторым оценкам, в 2010 г. их число могло составить от 1,5 до 6 млн человек, т. е. от 1 до 3% всего населения России. Подавляющее большинство наркоманов (до 70%) — это молодые люди в возрасте до 30 лет. Соотношение мужчин и женщин составляет примерно 10:1 (на Западе — 2:1). Более 60% наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом, наркомания — это прежде всего молодежная проблема, тем более что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые «радикальные» наркотики (производные опийного мака), до зрелого возраста не доживает.

Поведение человека, употребляющего наркотические средства, выражается в стремлении к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определённых предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Находясь в состоянии наркотической зависимости, подросток не имеет иных целей, кроме как, где раздобыть очередную дозу, и поэтому нередко такой подросток совершает противоправные действия как по отношению к родным людям, так и по отношению к посторонним. Зачастую расстояние от простого, наивного (по мнению молодого человека) пристрастия к наркотикам или алкоголю до совершения первого противоправного действия значительно сокращается под влиянием группы таких же «свободолюбивых» подростков, выражающих протест всему обществу посредствам неодобряемого поведения. И, хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и даже биологические факторы (тип нервной системы, психические аномалии и др.), однако, в конечном счете, уход в наркотики — результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни — «экзистенциального вакуума», по В.Франклу.

Наблюдаемая тенденция роста преступности несовершеннолетних (практически на 10-14% каждый год) должна заставить задуматься все общественные организации, которые работают с подростками, а также родителей о мерах профилактики преступности среди несовершеннолетних и выявлении факторов, влияющих на совершение противоправных действий подростками.

Проблема отклоняющего поведения у подростков

За последние годы наблюдается процесс «омоложения» преступности несовершеннолетних: криминальная активность 14 — 15-летних растёт более быстрыми темпами, чем 16-17-летних. Подростками всё чаще осваиваются сравнительно новые разновидности преступлений, такие как захват заложников, вымогательство, торговля оружием и наркотиками, валютное мошенничество, компьютерные преступления и некоторые другие.

Проблема отклоняющего поведения у подростков постоянно находится в центре внимания не только психиатров, но и педагогов, психологов, а также представителей социальных служб. Это делает необходимым комплексный подход к изучению формирования такого поведения с учётом биологических, социальных и психологических уровней.

Особый интерес к проблеме употребления подростками различных наркотических и одурманивающих средств обусловлен резким ростом потребления наркотиков в Российской Федерации, распространением наркотиков в обществе и низкой эффективностью существующих коррекционных и профилактических мероприятий.

Исследования, проведённые филиалом ВНИИ МВД России за 2004-2005гг. по Сибирскому федеральному округу в восьми регионах: Красноярский край, Алтайский край, Республика Тыва, Республика Алтай, Таймырский Автономный Округ, Новосибирская область, Кемеровская область, Республика Хакасия, показывают, что из общего числа подростков в возрасте 14-17 лет 13,8% совершили различные правонарушения. Очень важно обратить внимание на количество подростков, употребляющих наркотические вещества, оно составляет 3,8% от общего числа, кроме того, 4,2% подростков употребляет одурманивающие вещества. Как показало исследование, 15,3% составили подростки, ранее совершавшие опасные деяния, и 15% — ранее судимые.

Одной из форм отклоняющегося поведения и одновременно причиной его проявления является употребление наркотических веществ, которое рассматривается как функция невротических защитных механизмов. Такое поведение выступает как средство преодоления эмоционального напряжения и давления внешнего социального окружения в целях достижения адаптации при расстройствах «Я».

В основе его может лежать явление «поиска ощущений» (вешайоп веектд) — психологическая черта, которая выражается в потребности экспериментировать с различными сложными ощущениями, а также в желании сравнивать как физические, так и социальные виды риска.

Американские исследователи, изучавшие поведение, связанное с употреблением наркотиков, выделили следующие социально-психологические факторы риска его возникновения.

Слабая успеваемость. Подростки, не выполняющие домашние задания и недостаточно связанные со школой, с большей вероятностью могут быть вовлечены в наркоманию.

Исключение из школы. Данный контингент во много раз чаще потребляет нелегальные наркотики по сравнению с теми, кто остаётся в школе. Эти подростки в полтора раза чаще принимают алкоголь ив 5 раз чаще -«тяжёлые» наркотики типа кокаина или героина.

Склонность к правонарушениям и антисоциальному поведению. Правонарушители, замеченные в совершении хулиганских поступков, мелком воровстве, мелком вымогательстве или драках, в четыре раза чаще потребляют наркотики, чем те, кто не имел вышеуказанных проблем, 60% подростков, употребляющих наркотики, имели проблемы с законом.

Преждевременное половое созревание ассоциировано в молодом возрасте с началом курения сигарет, приёмом алкоголя и переходом к нелегальным наркотикам. Данный фактор более актуален для девушек, чем для мальчиков.

Ранняя сексуальная активность. Другая группа поведенческих характеристик, ассоциированных с наркоманией, связана с ранней половой активностью, опасным сексом и подростковой беременностью.

Одним из наиболее достоверных показателей подростковой наркотизации является использование наркотиков сверстниками.

Допущение семьёй приёма алкоголя, увеличение риска подростковой наркомании.

Нарушения психического развития. Некоторые нарушения, например синдром дефицита внимания, сопутствуют токсикомании у подростков.

Анорексия и булимия часто сопутствуют алкогольным проблемам у девушек. Некоторые подростки с пищевыми нарушениями используют героин или амфепрамон, чтобы подавить аппетит.

Бедность и непостоянный доход. Подростки, живущие в бедности, намного чаще принимают наркотики.

Недостаточные связи между соседями. Разъединение общности любого социально-экономического уровня может увеличивать риск наркотизации.

Неправильные типы воспитания. К ним относятся отсутствие родительского внимания, тепла, эмоциональной привязанности к детям (33%), асоциальные проявления в семье (18%), ориентация на престиж и материальный достаток (42%).

поведение подросток наркотический преступность

Различные типы воспитания

На наш взгляд необходимо подробней остановится на различных типах воспитания и их влиянии на становление проблемной личности.

Гиперопека. Одна из важных особенностей воспитания по типу гиперопеки заключается в том, что детям не предоставляется возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия. Способность детей к самовыражению при таком типе воспитания оказывается резко ограниченной, у них подавляются любознательность, интерес к новому. Встречаясь с трудностями реальной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, они терпят неудачи, поражения.

Предъявление непомерных требований. От детей чрезмерно требуют порядка, дисциплины, чёткого выполнения своих обязанностей. Ребёнок ставится в позицию взрослого, и с него спрашивают, как со взрослого, без учета возрастных возможностей. Достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие, формирование гуманистических ценностей.

В.Леви, описывая данную ситуацию в своей книге «Нестандартный ребёнок», пишет: «Разбираясь в наиболее печальных историях, видишь одну и ту же схему событий. С раннего детства от него добиваются всего, кроме внутренней независимости. Им управляют — он поддаётся; чем более управляют, тем более поддаётся; чем более поддаётся, тем более управляют. Обе стороны, втянутые в этот круг, не замечают опасной односторонности: непрерывного упражнения внушаемости».

«Ребёнку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний и прочая; ему нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений, нужны периоды пребывания в психологическом вакууме, возможность время от времени распоряжаться собой полностью -нужна, короче, своя доля свободы. Без неё — задохнётся дух».

Воспитание в семьях с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями. В данном случае речь идёт о родителях, склонных к неожиданным изменениям настроения по отношению к детям. Изменение отношения непосредственно не связано с поведением детей, а обусловлено внутренним состоянием родителей, особенностями их личности Гипоопека. Недостаточная опека в выраженной форме задерживает развитие личности: не формируется духовная сфера, интересы оказываются крайне ограниченными. Уже в подростковом возрасте появляется чувство внутренней пустоты, слабо развита воля. На этом фоне поведение, связанное с употреблением наркотиков или спиртных напитков, воспринимается как привлекательное, манящее необычными возможностями, оно бывает связано с новыми знакомыми, которые воспринимаются как сильные, самодостаточные.

Дефицит эмоционального отношения к детям. Недостаток любви и сердечности, гипопротекция связаны с увеличением уровня потребления алкоголя и психоактивных веществ в 13,3 раза.

Нарушения детско-родительских отношений проявляются также в недостаточном контроле за поведением детей, неблагоприятной семейной обстановке.

Практически все обозначенные факторы, ведущие детей к употреблению алкоголя и наркотиков, так или иначе связаны с проблемами в эмоциональной сфере, истоки которых лежат в детстве.

Ещё в дошкольном возрасте под влиянием социальной среды, семейных взаимоотношений, условий развития индивидуальных особенностей личности ребёнка формируется его отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе.

На наш взгляд, немаловажным фактором, влияющим на развитие «отклоняющего» поведения, является несформированность эмоциональной отзывчивости в дошкольном детстве, что приводит как к конфликтам подростков в обществе, так и к внутриличностным конфликтам. Эмоциональная отзывчивость способствует становлению смыслообразующей и оценочной функции сознания. У ребенка в результате проживания различного рода чувственно окрашенных переживаний появляется обновленный взгляд на ситуацию, события, это ведет его к пониманию их нового образа. Эти переживания несут в себе оценку и побуждение к действию, актуализации в сознании личностного смысла, который ребенок находит в том или ином содержании объекта или явлении окружающей действительности. Способность к эмоциональной отзывчивости способствует развитию интересов как особой направленности личности, что побуждает ребенка к активному отношению к действительности, умению преодолевать жизненные трудности, радоваться жизни. Развивая способность к эмоциональной отзывчивости, мы способствуем развитию у ребенка любознательности как движущей силы познания мира, которая будет вести ребенка по жизни, побуждать его задумываться о происходящем вокруг него, познавать мир и, по возможности, преобразовывать его.

По нашему мнению, в период от младенчества до старшего дошкольного возраста формируется эмоциональная жизнь человека, и зачастую взрослые являются «экскурсоводами» в этот удивительный мир человеческих эмоций, собственных, внутренних состояний. В этот период развивается эмоциональная отзывчивость ребёнка на окружающий мир, на переживания других людей, развивается способность участия в жизни других людей. У ребёнка формируется чёткая позиция по отношению ко многим жизненным ситуациям. Ребёнок со сформированным позитивным отношением к окружающему миру, способный правильно реагировать в той или иной ситуации, умеющий не только сопереживать но и сорадоваться другим людям, способен адекватно воспринимать действительность. Наиболее успешное формирование эмоциональной отзывчивости происходит в дошкольный период развития ребёнка (3-5 лет), если для этого созданы наиболее благоприятные условия как внешние, так и внутренние. Несформированность эмоциональной отзывчивости сказывается на проявлении различных форм отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

Дошкольный и младший школьный возраст является наиболее эффективным периодом для психопрофилактиктической и психокоррекционной работы.

Поэтому имеется необходимость в создании программ психолого-педагогической коррекции по развитию эмоциональной отзывчивости у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Нами была разработана и апробирована такая программа, которая представляет собой попытку теоретически и практически обосновать систему работы по развитию у ребенка способности к эмоциональной отзывчивости и тем самым сделать шаг к созданию целостной системы развития особого отношения к миру, основанного на чувственном опыте и эмоциональных переживаниях ребенка.

Опыт апробации данной программы в условиях дошкольного учреждения показывает хорошие результаты становления эмоциональной отзывчивости у детей.

1. Алексеев, А.И. Криминология: курс лекций. / А.И.Алексеев; изд. 4-е, испр. и доп. -М: Щит-М, 2011.

2. Галимов, О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве / О.Х.Галимов. -СПб: Питер, 2010.

3. Горлова, М.Ф. Восприятие форм девиантного поведения подростков с высокой степенью индивидуального риска / М.Ф.Горлова //Сборник материалов международной конференции. — Новосибирск, 2007.

4. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А.Клейберг. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Леви, В.Л. Нестандартный ребёнок. Искусство быть другим. Кн. 2-я / В.Л.Леви. -М.: Знание, 2009.

6. Дмитриева, Н.В. Психология аддиктивного поведения: монография / Н.В.Дмитриева, Д.В. Четвериков. — Новосибирск, НГПУ, 2009.

7. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А.Донских. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 2011.

8. Смирнова, Е.Ю. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ю.Смирнова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

9. Состояние преступности в Сибирском федеральном округе за 1997-2004 гг.: аналитический обзор / под ред. С.М.Малькова — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2008.

10. Уварова, Г.В. Психологические особенности личности юношей с криминальным поведением: автореф. дисс. . канд. психол. наук / Г.В.Уварова. — Ставрополь 2009.

Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность. Психологическая характеристика основных показателей преступности несовершеннолетних. Закономерности динамики ее роста и условий совершения нарушений. Криминальные группы и склонности.

реферат [31,9 K], добавлен 01.07.2008

Проблема преступности подростков в современной России. Психологическое содержание подросткового периода. Основные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями. Меры и методы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 15.02.2011

Сведения о количестве потребителей наркотических и одурманивающих средств в молодежной среде. Наркология как область психиатрии. Виды наркотических веществ. Формирование абстинентного синдрома, психической и физической зависимости от наркотиков.

реферат [44,8 K], добавлен 27.04.2010

Исследование причин и негативных последствий раннего алкоголизма. Характеристика уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Анализ методики проведений занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма.

курсовая работа [47,9 K], добавлен 24.06.2011

Теоретические подходы к стилю семейного воспитания и его влияние на психическое здоровье ребенка. Выявление основной проблемы семейного воспитания. Разработка путей решения выявленных проблем и направления реализации их решения в семейном воспитании.

курсовая работа [52,2 K], добавлен 12.07.2011

Алкоголизм, наркомания, сектантство как формы девиаций в подростковом и раннем юношеском возрасте. Анализ результатов диагностики стратегий поведения в конфликте у подростков, склонных и несклонных к аддиктивному поведению. Профилактика и коррекция.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 01.06.2014

Анализ состояния проблемы алкоголизма несовершеннолетних, его причины у детей и подростков. Поведенческие особенности несовершеннолетних потребителей спиртного. Направления профилактической социальной педагогики по предупреждению алкоголизма у детей.

курсовая работа [49,7 K], добавлен 27.12.2016

Последствия употребления наркотиков. Современные методы организации профилактических мероприятий. Влияние наркотиков на девиантное поведение подростков. Социально-педагогическая деятельность по устранению негативных факторов девиантного поведения.

курсовая работа [180,1 K], добавлен 17.12.2014

Общее представление о девиантном поведении, его причины и формы: алкоголизм, наркомания, курение, проституция. Утрата веры в высокие идеалы, цинизм потребительства, падение социальных нравов. Формирование деформированных и аномальных потребностей.

контрольная работа [33,0 K], добавлен 27.12.2010

Причины девиантного поведения подростков. Условия преступности несовершеннолетних. Вербальное и невербальное общение. Польза и вред эмоций. Анализ агрессивного поведения и способов его выражения. Профилактика девиантного поведения в молодежной среде.

дипломная работа [502,3 K], добавлен 09.03.2015

источник