Меню Рубрики

Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и здоровых

Исследование группы мужчин в возрасте от 25 до 60 лет с диагнозом алкоголизма на предмет определения преморбитных черт личности, способствующих формированию зависимого поведения. Выявление мотивов потребления алкоголя с помощью методики В. Ю. Завьялова.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Институт дополнительного профессионального образования

Кафедра психиатрии и неврологии

Мотивация потребления алкоголя у алкозависимых мужчин

Л.С. Немых, доцент, кандидат медицинских наук

Л.А. Ковалевская, психолог ОКПНД отделение №5

Исследована группа мужчин в возрасте от 25 до 60 лет с диагнозом алкоголизма на предмет определения преморбитных черт личности, способствующих формированию зависимого поведения.

Ключевые слова: преморбитные черты, социальная среда, семья, алкоголизм, зависимое поведение.

Актуальность. Проблема алкоголизма в России на сегодняшний день является одной из самых актуальных медико-социальных проблем современного общества. Выявление причин, приводящих к формированию алкогольного стиля жизни является важной социально- психологической задачей. [6]

Актуальными становятся методы превентивной наркологии, методики преморбитных личностей.

Оценка преморбитного типа крайне необходима для благоприятного прогноза и выбора методики, с помощью которой открывается мотив злоупотребления алкоголем, выявление которого сможет помочь человеку не стать зависимым. [2]

Методика В. Ю. Завьялова «Мотивация потребления алкоголя» у больных алкоголизмом и у здоровых может дать полную картину факторов, провоцирующих человека к формированию зависимого поведения.[7]

Проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации, т.к. затрагивает наиболее активные, молодые слои населения, влияя на экономические и демографические показатели [2]. Социальное здоровье мужчин от 25 лет до 60 лет является важной частью современного общества. Зависимое поведение мужчин среднего возраста является печальной реальностью современности.

Почему одни люди употребляя алкоголь становятся зависимыми, а другие нет? [1]

С целью прояснения данного вопроса обратимся к исследованию.

Цель работы: Изучить личностные особенности, как основные аспекты алкогольной мотивации у мужчин среднего возраста.

1. Выявление мотивов потребления алкоголя с помощью методики В. Ю. Завьялова «Мотивация потребления алкоголя».

2. Оценить преморбитные черты личности мужчин, злоупотребляющих алкоголем.

3. Сформировать психологический портрет алкозависимого мужчины.

Объект исследования: мужчины в возрасте от 25 до 60 лет, проходившие лечение в наркологическом отделении психиатрической больницы.

Предмет исследования. Изучение мотивации потребления алкоголя среди мужчин трудоспособного возраста.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в городе Воронеже в 2016г. Базой психологического исследования явилась областная психиатрическая больница (наркологическое отделение № 5).

В исследование были включены 30 пациентов (мужчин) в возрасте от 25 до 60 лет (средний возраст 40 +/- 5 лет) находящиеся на стационарном лечении с диагнозом хронический алкоголизм.

Для подтверждения исследования была взята контрольная группа мужчин, в количестве 30 человек в возрасте от 25 до 60 лет (средний возраст 40 +/- 5 лет), не имеющая алкогольной зависимости.

Для данного исследования была применена методика: «Мотивации потребления алкоголя», предложенная В. Ю. Завьяловым.

Результат исследования: По результатам проведенного исследования, направленного на исследование общего мотивационного потребления алкоголя мужчинами, было отмечено: данный метод, естественно, не охватывает всех аспектов мотивации потребления алкоголя, не вскрывает «глубоких мотивов» личности, а позволяет получить только приближенное, модельное описание изучаемого явления.[4]

В данной методике обследовано 60 мужчин, 30 — это страдающие алкоголизмом в разной степени, а 30 — это здоровые, не имеющие диагноза алкогольной зависимости.

Сравнение «мотивационных профилей» (кривые усредненных значений по шкалам теста) между изучаемыми группами показывает, что больные алкоголизмом значительно отличаются от группы здоровых по всем шкалам.[5]

Рис. 1 Сравнение «мотивационных профилей» между здоровой группой и больной алкоголизмом

Наиболее высокие средние значения имеются на шкалах 1, 4, 5; кривая «заваливается» на шкалах 2 и 3, отражающих зависимость от внешних «алкогольных влияний». Самая низкая шкала — шкала 9, но это в среднем по всей группе. В ряде случаев мотивы самопожертвования были ведущей шкалой в профиле либо выше многих других. В целом данные о больных алкоголизмом отражают высокий уровень мотивации приема спиртных напитков за счет личностных потребностей, реализующихся при «посредничестве» алкоголя, ожиданий личностно значимых психологических эффектов опьянения (шкалы 4-7). Широко представленные личностные потребности, ассоциирующиеся с алкоголем, маскируются традициями и «питейными обычаями» (шкала 1), давлением группы (шкала 2).[4]

Влияние возраста больных алкоголизмом на вариабельность шкал методики изучалось методом корреляционного анализа. Статистически значимая, хотя и слабая, отрицательная связь имеется между возрастом обследованных и значениями по шкале 5 (r = — 0,23), т. е. с возрастом атарактическая мотивация к алкоголю уменьшается. С возрастом также уменьшается и значение по шкале 6, т. е. мотивы активации поведения, потребность в возбуждении алкоголем (r=-0,16 на уровне статистической значимости). [5]

Выявлены слабые корреляционные связи между сроками формирования симптомов алкоголизма и атарактической мотивации: чем быстрее идет формирование психической зависимости от алкоголя, появление симптома утраты контроля, похмельного синдрома, тем выше показатели по шкале 5.

Рис. 2 Социально-психологические мотивы приема алкоголя, в баллах

Наблюдения выявили, что группы различаются: — в первую триаду шкал входит группа социально- психологических мотивов приема алкоголя, где, результат исследования представлен цифровым выражением (от 0 до 11 баллов) по каждой шкале. Этот интервал свидетельствует о высоком уровне напряжения мотивации потребления алкоголя — «критическом напряжении», за пределами которого находятся больные с выраженными формами алкоголизма и «непреодолимым» влечением к спиртному.[5]

— вторая триада состоит из группы личностных, персонально значимых мотивов.

Рис. 3 Личностые, персонально значимые мотивы приема алкоголя, в баллах

Исследование по данной шкале позволило понять признаки по которым здоровые мужчины отличаются от алкозависимых. Стремление получить психологическое удовольствие, желание нейтрализовать эмоциональное напряжение, с помощью выпивки стремиться выйти из состояния психологической пустоты, это и есть персонально значимые мотивы для больных алкоголизмом.[3]

— в третью триаду входят собственно патологические мотивы, которые проявляются на клиническом уровне в форме болезненного влечения к алкоголю.

Рис 4. Собственно патологические мотивы приема алкоголя, в баллах

Делая вывод по третьему фактору отмечу, что «похмельные», аддиктивные мотивы встречаются только в группе больных алкоголизмом, в группе здоровых представлены не были.

Вывод. Следует отметить, что изучение причин возникновения алкогольной зависимости выявило, что важное значение в их появлении имеет психология человека, его характер и когнитивные способности, умение приспосабливаться к жизненным неурядицам. Личности со слабой волей и склонностью к депрессии могут страдать от алкогольной зависимости чаще.[1]

Исследования подтвердили, что одной из важных психологических причин алкогольной зависимости является неспособность человека к самореализации как в социуме (найти хорошую работу), так и в микросоциуме (построить отношения и семью). Такие люди страдают из-за того, что не могут найти свое истинное место в обществе.[9]

Чаще остальных могут злоупотреблять алкоголем и неуверенные в себе мужчины. Такой человек полон страхов, неуверенности в завтрашнем дне, не умеет заводить новые знакомства и ладить с другими людьми. Чтобы набраться храбрости перед важным событием или свиданием, он принимает алкоголь и становится более раскрепощенным и уверенным в себе. Личности полные комплексов, мнительности, сомнениям выпивают для расслабления и подавления своих страхов. Психоаналитическая теория считает, что человек, которого родители подавляли в детстве, наиболее подвержен риску алкоголизма.[8]

преморбитный личность алкоголь поведение

1. Лев Кругляк. Алкоголизм радость или тяжелая болезнь? — ИГ «Весь», 2015г.

2. Ерышев, О.Ф. Алкогольная зависимость: Формирование, течение, терапия/ Ерышев О.Ф., Рыбакова Т.Г. и др., — СПб.: Элби-СПб., 2002. — 193 с.

3. Айвазов. Психологические аспекты зависимости. — С.-Петербург, 2003г.

4. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. — Новосибирск: Наука, 1988г.

5. Мельников А.В. Алкоголизм. — Изд. Практическая медицина, 20013г.

6. Лысенко С.А. Современная психотерапия алкоголизма. — Изд. «Миклоси», 2009г.

7. Завьялов В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и у здоровых // Психологический журнал. — 1986. — № 5. — C.102-111.)

8. Копытов А.В. Причины употребления алкоголя лицами мужского пола, страдающими алкогольной зависимостью / А.В. Копытов // Медицинский журнал : научно-практический рецензируемый журнал. — 2010. — № 2. — С. 71-76.

9. Разводовский Ю.Е. Медико-социальные аспекты алкоголизма. — Гродно, 2005.- 128 с.

Основные фазы развития алкоголизма. Влияние алкоголя на живой организм. Белая горячка как одно из характерных осложнений во время запоя. Понятие хронического алкоголизма. Основные факторы, влияющих на развитие полового бессилия у мужчин-алкоголиков.

реферат [21,5 K], добавлен 01.04.2009

Изучение влияния алкоголя на нервную, репродуктивную и сердечно-сосудистую системы, пищеварительный тракт и печень. Воздействие алкоголя на психическую и мыслительную мозговую деятельность. Влияние крепких спиртных напитков на прогресс алкоголизма.

реферат [14,8 K], добавлен 20.04.2015

Воздействие алкоголя на организм человека при употреблении напитков. Метаболизм алкоголя. Признаки алкоголизма. Алкоголь — угроза нации и генное оружие. Государственное регулирование распространения алкоголя. Избавление от зависимости и профилактика.

реферат [736,5 K], добавлен 11.04.2016

Понятие и главные предпосылки развития алкоголизма как хронического психического заболевания аддиктивного круга, проявляющегося симптомами: влечением к алкоголю, его злоупотреблением и алкогольной зависимостью. Эффекты умеренного потребления алкоголя.

презентация [82,6 K], добавлен 10.12.2014

Причины злоупотребления наркотиками. Механизм наркотической толерантности. Спирт как химическое вещество и напиток. Похмелье как физический дискомфорт после потребления избыточного количества алкоголя. Стадии алкоголизма и его физиологические эффекты.

реферат [27,7 K], добавлен 03.06.2009

Особенности реакций организма на спиртные напитки и скорость разрушения алкоголя в крови. Развитие экзогенных психозов и алкоголизма при хронической интоксикации. Возникновение склероза сосудов и повышение кровяного давления под влиянием алкоголя.

реферат [29,5 K], добавлен 09.11.2010

Беременность и алкоголь как несовместимые понятия. Нанесение вреда нервной системе малыша посредством алкоголизма матери. Отклонения внутриутробного развития. Алкогольный синдром плода, характеристика аномалий. Замена расслабляющего эффекта алкоголя.

презентация [239,1 K], добавлен 15.12.2014

Изучение проблемы частого употребления алкоголя и сопутствующего ему туберкулеза легких. Описание механизмов влияния алкоголя на развитие туберкулеза через токсическое поражение печени, нарушение обмена веществ, депрессии, угнетение реакций иммунитета.

презентация [1,7 M], добавлен 14.10.2015

Актуальность проблемы употребления алкоголя в современном обществе. Обзор влияния алкогольной продукции на системы органов и живые существа в целом. Основные эффекты действия алкоголя, его содержание в крови в зависимости от принятой дозы и веса тела.

презентация [1,9 M], добавлен 30.05.2012

Анализ поводов приобщения к алкогольным напиткам. Характеристика влияния алкоголя на нервную систему (ухудшение условно-рефлекторной деятельности, изменение соотношения процессов возбуждения и торможения ЦНС). Влияние алкоголя на желудочно-кишечный тракт.

презентация [154,6 K], добавлен 09.06.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Формирование зависимости от ПАВ обусловлено взаимодействием генетических, физиологических, психологических и социальных факторов [3].

Генетический фактор состоит в той роли, которая принадлежит наследственности в формирования зависимости от ПАВ: «у больных с отяго­щённой наследственностью непреодолимое влечение к ал­коголю возникает значительно раньше и темпы развития алкоголизма носят ускоренный характер по сравнению с больными с неотягощённой наследственностью. Следует, однако, подчеркнуть, что с годами эти различия постепен­но стираются, и в отдалённых стадиях отмечается прибли­зительно одинаковая картина болезни у всех больных» [3, с.184].

Физиологические факторы, способствующие формированию зависимости, определяются, с одной стороны, влиянием алкоголя и наркотиков на состояние организма (например, согревающим воздействием алкоголя), с другой стороны, особенностями организма человека. Так, например, большое значение в происхождении алкоголизма отводят нарушениям обмена веществ и индивидуальным характеристикам иммунитета [5].

Социальные факторы играют наиболее важную роль на начальных стадиях развития зависимости формирования зависимости дифференцируются на две группы [5]:

  1. Макросоциальные – обусловленные социально-экономической и политической структурой общества. В настоящее время макросоциальная среда характеризуется непрерывным увеличением объема информации, кризисом институтов брака и семьи, нарастанием относительной социальной изоляции и отчужденности людей при повышении уровня занятости, ответственности, дефицита времени – все это порождает эмоциональную депривацию людей и способствует формированию нарушений поведения. Применительно к употреблению алкоголя, кроме того, следует отметить доступность алкогольных напитков и, самое главное, тысячелетние традиции употребления спиртного в самых разнообразных ситуациях, что так же благоприятствует формированию алкогольной аддикции членов общества.
  2. Микросоциальные – связанные с непосредственным социальным окружением человека, в первую очередь, с его семьей: «Среди лиц, страдающих алкоголизмом, большинство составляют холостые, одинокие, разведенные. … Отмечают значение многих факторов: неблагоприятные взаимоотношения между родителями, раннее приобщение к спиртному, обычаи ближайшего социального окружения, ориентированные на потребление спиртного, общепринятые алкогольные традиции, установка на привычное потребление спиртного, хронические конфликты в собственной семье, низкий культурный уровень, нецеленаправленное использование свободного времени, воздействие профессионально-производственной группы» [5].

Психологические факторы связаны со способностью ПАВ вызывать состояние эйфории. Употребление алкоголя и наркотиков приводит к повышению настроения, снятию тревоги, напряже­ния, страха, «с их помощью снимается или ослабляет­ся физическая боль (анестезирующее действие), преодоле­ваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги (седативный эффект), усталость (психостимуляторы) и др. … Кол­лективный, совместный прием наркотических средств по­могает сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности» [4, с.75].

Читайте также:  Социальные последствия алкоголизма проявления и последствия

Именно порождаемое приемом ПАВ состояние эйфории лежит в основе формирования психологической зависимости: такой эффект опьяняющего вещества приводит к субъективному восприятию ПАВ в позитивном, психологически привлекательном свете.

Короленко [5] выделяет следующие виды мотивации употребления ПАВ по критерию преобладания того или иного фактора, побуждающего человека к приему наркотиков или алкоголя:

  1. Атарактическая мотивация – стремление к употреблению ПАВ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта. Вещество, вызывающее опьянение, используется как лекарственный препарат, снимающий негативные феномены и симптомы душевного неблагополучия (тревогу, депрессивные переживания). Употребление вещества может быть направлено также на купирование внутриличностного конфликта при психогенных расстройствах.
  2. Гедонистическая мотивация – если атарактическая мотивация приводит эмоциональное состояние в норму из сниженного, то гедонистическая способствует повышению нормального (не сниженного) настроения. Гедонистическая направленность проявляется в получении удовлетворения, чувства радости, эйфории от приема веществ на фоне обычного настроения.
  3. Мотивация с гиперактивациейповедения основывается на активирующем эффекте ПАВ. В качестве мотивации при этом выступает стремление вывести себя из состояния пассивности, безразличия, апатии и бездействия. С этой целью используют вещества, провоцирующие необычную, запредельную живость реакции и активность.
  4. Субмиссивная мотивация применения веществ отражает неумение противостоять давлению окружающих, неспособность отказаться от предлагаемого окружающими приема алкоголя, наркотических лекарственных или ненаркотических лекарственных веществ, которая является следствием специфических личностных особенностей субъекта с чертами робости, застенчивости, конформности, тревожности.
  5. Псевдокультурная мотивация основывается на мировоззренческих установках и эстетических пристрастиях. Поведение индивида при этом носит характер причастности к традиции, культуре, избранному кругу лиц. При псевдокультурной мотивации важным является не столько само употребление веществ, сколько демонстрация этого процесса окружающим.

Переход от непатологических стадий аддиктивного поведения к алкоголизму или наркомании связан с формированием условного рефлекса: «Любая аддикция формируется на последовательном чередовании специ­фических психологических состояний, когда переживание напряжения, эмоциональной боли, чувства одиночества сменяется сильным положитель­ным ощущением и запоминается путь приобретения этого опыта устране­ния неприятностей. Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаиваю­щим. Мучительные события жизни у лица, не имеющего ни сил, ни умения преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их устранения или немедленного счастья (Короленко, 1994). Если удается осуществить желаемое каким-то искусственным способом, то формируется связь между этим состоянием и действием, приведшим к нему. Каждое последующее подобное отрицательное переживание будет ус­корять появление указанного действия. В результате человек попадает в ловушку, стремясь достичь сиюминутного удовольствия, даже зная об отдален­ных негативных последствиях. По этому механизму наркоман тянется к игле, курильщик – к сигарете, алкоголик – к стакану. Каждое очередное действие аддикта усиливает вероятность своего повторения че­рез все более короткие промежутки времени» [9, с.423-424].

Таким образом, процесс формирования психической зависимости связан с естественным стремлением человека к психологическому комфорту и осуществляется на эмоциональном уровне: происходит фиксация на одном конкретном способе достижения комфорта, все другие исключаются или отодвигаются на второй план и используются все реже.

Однако постоянный прием алкоголя или наркотиков вызывает адаптацию организма к данному ПАВ, вследствие которой для достижения эйфорического эффекта от случая к случаю необходимо увеличение дозы приема алкоголя или наркотиков. Увеличение доз, в свою очередь, приводит к необходимости усиления адаптации организма, и в результате организм приспосабливается к ПАВ путем включения алкоголя или наркотика в обмен веществ – возникает физическая зависимость. Включение ПАВ в обмен веществ сопровождается возникновением абстинентного синдрома в ответ на прекращение употребления алкоголя или наркотиков («похмелье» алкоголика, «ломка» наркомана). При этом «даже при отсутствии эйфории приём наркотика стано­вится необходимым для прекращения мучительных, тягос­тных ощущений, возникающих в период абстиненции» [3, с.195].

Таким образом, мотивация употребления алкоголя и наркотиков различается на разных стадиях приема ПАВ. Если на начальных стадиях употребления ПАВ прием алкоголя и наркотиков происходит под воздействием преимущественно социальных факторов, то дальнейшее употребление ПАВ приводит к формированию условного рефлекса и возникновению на этой основе психической зависимости, а затем осуществляется адаптация организма к алкоголю или наркотикам, и тем самым формируется физическая зависимость.

источник

  • Книги по психологии (472)
  • Клиническая психология (115)
  • Возрастная и педагогическая психология (108)
  • Геронтология (1)
  • Психотерапия, коррекция, тренинг (92)
  • Статьи (67)
  • Психодиагностика (тесты) (63)
  • Семейная психология (63)
  • Психодиагностика (книги) (48)
  • Психиатрия (47)
  • Социальная психология (39)
  • Общая психология (33)
  • Психические состояния (31)
  • Консультирование (30)
  • Психология личности (28)
  • Специальная психология и дефектология (28)
  • Юридическая и судебная психология (27)
  • Духовные практики,эзотерика, парафилософия (27)
  • Логопедия (25)
  • Экстремальная психология (20)
  • Наркология (19)
  • Психология управления. Менеджмент (19)
  • Журналистика (16)
  • Дипломные, курсовые, рефераты, КР (16)
  • Студентам (16)
  • Педагогика (16)
  • Социальная педагогика (1)
  • Конфликтология (14)
  • Медицина (12)
  • Сексология (11)
  • Практикумы (11)
  • Социология и соц.работа (11)
  • Девиантология (10)
  • Военная психология (9)
  • Психология общения (8)
  • 111 (8)
  • Психоанализ (7)
  • Авторефераты, Диссертации (6)
  • Танатопсихология (6)
  • Здоровье (5)
  • Психология труда и профессиональной деятельности (4)
  • Психолингвистика (4)
  • Экспериментальная психология (4)
  • Антропология (3)
  • Разное (3)
  • Маркетинг, предприниматеская деятельность (2)
  • Физиология (2)
  • Методички (2)
  • Психофизиология (2)
  • Антропология (2)
  • Разное (2)
  • Психология насилия (1)
  • МЕТОДОЛОГИЯ (1)
  • Полезное (1)
  • Психогенетика (1)
  • Справочники (1)
  • Этническая психология (1)
  • История психологии (1)
  • Картинки (1)
  • Политическая психология (1)
  • Психология духовности (0)
  • Когнитивная психология (0)
  • Гендерная психология (0)
  • Политология и политическая психология (0)

Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя предложен В.Ю.Завьяловым (Завьялов В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и у здоровых // Психологический журнал. — 1986. — № 5.- C.102-111.) для мужчин.

Определенным преимуществом методики является направленность на мотивацию потребления — менее скрываемый фактор, чем количество и частота приема спиртных напитков. Опросник включает 9 шкал по 5 утверждений в каждой; ответ а дает 3 балла, б — 2 балла, в — 1, г — 0 баллов. Шкалы (максимально возможное количество баллов по каждой из шкал — 15, минимальное — 0; чем больше баллов набрано по какой-либо шкале, чем более значимы для обследуемого данные мотивы):

I . Первая триада шкал образует группу «социально-психологических» мотивов приема алкоголя:

1. Традиционные, социально-обусловленные, культурально — распространенные мотивы (утверждения 1,10,19,28,37).

2. Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы в плане приема алкоголя (2,11,20, 29,38).

3. Псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособить свой личный опыт к «алкогольным ценностям» социальной микросреды, в которой он функционирует (3,12,21,30,39).

II. Вторая триада образует группу личностных, персональных мотивов потребления алкоголя:

4. Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовлетворение от действия алкоголя, а также опыт переживания алкогольной эйфории (4,13,22,31,40).

5. Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания — напряжение, тревогу, страх с помощью алкоголя (5,14, 23,32,41).

6. Мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий, растормаживающий эффект) и насыщения сенсориума с помощью выпивки, отражающие стремление выйти из состояния скуки, психологической «пустоты», душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения (6,15,24, 33,42).

III. Третья триада образует собственно патологическую мотивацию потребления алкоголя, фактор болезненного влечения:

7. «Похмельная» мотивация — стремление с помощью алкоголя снять абстинентные явления, дискомфорт, связанный с отсутствием алкоголя, улучшить самочувствие (7,16,25,34,43).

8. Аддитивные мотивы, отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к алкоголю, «жажду» алкоголя (8,17,26,35,44).

9. Мотивы самоповреждений — стремление пить назло себе и другим в качестве протеста, из-за потери, якобы, перспективы в будущем для себя, утраты смысла жизни (9,18,27,36,45).

До 35 баллов — злоупотребления алкоголем нет, 35-50 баллов — проявления злоупотребления алкоголем, свыше 50 баллов — болезненное пристрастие, злоупотребление (В.Ю.Завьялов, 1986).

Инструкция : на каждое предлагаемое утверждение дайте один из наиболее подходящих для Вас ответов: а) весьма часто возникает причина или условие приема алкоголя; б) редко, но не менее, чем 2 раза в жизни; в) сомневаюсь; г) совершенно не подходит ко мне.

Ф.И.О.________________________________ Возраст _____________ Дата ______________

весьма часто возникает причина или условие приема алкоголя; (да)

редко, но не менее, чем 2 раза в жизни;

совершенно не подходит ко мне (нет)

1. Выпиваю потому, что неудобно отказаться от выпивки.

2. Считаю, что пить хорошее вино за едой полезно.

3. Пью, чтобы получить удовольствие.

4. Выпиваю, чтобы избавиться от внутреннего напряжения и страха.

5. Пью от скуки, не получается развлекаться без выпивки.

6. Когда выпью, чувствую себя здоровым.

7. Пью потому, что неотступно преследуют мысли о выпивке.

8. Выпиваю назло всем, кто воспитывает и ругает меня за пьянство: жена, начальство, родственники.

9. Выпиваю в день получки и по выходным.

10. Выпиваю с сослуживцами, чтобы не испортить отношения отказом.

11. Считаю, что культурный человек должен разбираться в марках вин, знать виды спиртных напитков.

12. Пью потому, что нравятся приятные ощущения в состоянии опьянения : тепло, расслабление и др.

13. Выпиваю потому, что алкоголь уменьшает боязливость, делает меня смелее.

14. Выпиваю, чтобы изменить свое состояние, обострить чувства и интерес к жизни.

15. Выпиваю, чтобы снять похмелье, не болеть после предыдущей выпивки.

16. Выпиваю помимо собственной воли из-за сильного желания напиться.

17. Напиваюсь потому, что презираю свою жизнь, давно не уважаю себя.

18. Выпиваю по случаю встреч с друзьями, родственниками, приятелями.

19. Не отказываюсь от выпивки, чтобы надо мной не подсмеивались.

20. За оказанные мне услуги расплачиваюсь спиртными напитками и сам принимаю алкоголь в качестве подарка, как это принято.

21. Выпиваю для того, чтобы испытать чувство благополучия и счастья.

22. Пью, чтобы забыть неприятные события, горе, разочарование.

23. Когда выпиваю, время летит быстрее, интересней, а без выпивок тянется долго и нудно.

24. Пока не выпью, чувствую себя скверно, ничего не хочется делать.

25. Выпиваю из-за того, что не могу побороть в себе тяги к алкоголю, желания напиться.

26. Выпиваю из-за духа противоречия, не хочу быть примерным, трезвенником.

27. Выпиваю, чтобы завязать знакомства — деловые и личные.

источник


^ ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МОТИВАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ (МПА)

Инструкция: на каждое предлагаемое утверждение дайте один из наиболее подходящих для Вас ответов: а) весьма часто возникает причина или условие приема алкоголя; б) редко, но не менее, чем 2 раза в жизни; в) сомневаюсь; г) совершенно не подходит ко мне.

  1. Выпиваю по праздникам для усиления чувства радости.
  2. Выпиваю потому, что неудобно отказаться от выпивки.
  3. Считаю, что пить хорошее вино за едой полезно.
  4. Пью, чтобы получить удовольствие.
  5. Выпиваю, чтобы избавиться от внутреннего напряжения и страха.
  6. Пью от скуки, не получается развлекаться без выпивки.
  7. Когда выпью, чувствую себя здоровым.
  8. Пью потому, что неотступно преследуют мысли о выпивке.
  9. Выпиваю назло всем, кто воспитывает и ругает меня за пьянство: жена, начальство, родственники.
  10. Выпиваю в день получки и по выходным.
  11. Выпиваю с сослуживцами, чтобы не испортить отношения отказом.
  12. Считаю, что культурный человек должен разбираться в марках вин, знать виды спиртных напитков.
  13. Пью потому, что нравятся приятные ощущения в состоянии опьянения : тепло, расслабление и др.
  14. Выпиваю потому, что алкоголь уменьшает боязливость, делает меня смелее.
  15. Выпиваю, чтобы изменить свое состояние, обострить чувства и интерес к жизни.
  16. Выпиваю, чтобы снять похмелье, не болеть после предыдущей выпивки.
  17. Выпиваю помимо собственной воли из-за сильного желания напиться.
  18. Напиваюсь потому, что презираю свою жизнь, давно не уважаю себя.
  19. Выпиваю по случаю встреч с друзьями, родственниками, приятелями.
  20. Не отказываюсь от выпивки, чтобы надо мной не подсмеивались.
  21. За оказанные мне услуги расплачиваюсь спиртными напитками и сам принимаю алкоголь в качестве подарка, как это принято.
  22. Выпиваю для того, чтобы испытать чувство благополучия и счастья.
  23. Пью, чтобы забыть неприятные события, горе, разочарование.
  24. Когда выпиваю, время летит быстрее, интересней, а без выпивок тянется долго и нудно.
  25. Пока не выпью, чувствую себя скверно, ничего не хочется делать.
  26. Выпиваю из-за того, что не могу побороть в себе тяги к алкоголю, желания напиться.
  27. Выпиваю из-за духа противоречия, не хочу быть примерным, трезвенником.
  28. Выпиваю, чтобы завязать знакомства — деловые и личные.
  29. Меня вынуждает выпить компания или группа знакомых, общение с которыми мне приятно.
  30. Выпиваю потому, что употребление хороших вин и высококачественного алкоголя — признак материального благополучия и культуры.
  31. Выпиваю потому, что выпивка способствует приятному время провождению, общению, развлечениям.
  32. Выпиваю, чтобы избавиться от чувства вины и плохого настроения.
  33. Пью потому, что выпивка прибавляет сил и энергии, возбуждает меня.
  34. Выпиваю с утра для бодрости, чтобы восстановить работоспособность.
  35. Выпиваю без всяких поводов и причин, когда есть что выпить.
  36. Пью потому, что меня считают «пропащим человеком», неудачником или алкоголиком.
  37. Выпиваю потому, что так принято: «обмыть» покупку, сделку, законченную работу, важные события в жизни.
  38. Если бы не пьющие друзья, я бы столько не пил, сколько пью.
  39. Стремлюсь выпить культурно : умеренно, в «эстетической обстановке», за хорошим столом.
  40. Выпиваю потому, что хорошая закуска вызывает радостное чувство и желание выпить.
  41. Выпивка избавляет меня от тревоги и беспокойства.
  42. Когда выпью, становлюсь смелее, могу пойти на риск, чувствую себя настоящим мужчиной.
  43. Выпиваю, чтобы уменьшить дрожь в руках и улучшить самочувствие.
  44. Выпиваю автоматически, как только увижу спиртное.
  45. Пью потому, что совсем не дорожу своей жизнью.
Читайте также:  Преодоление алкоголизма настрой от алкоголизма слушать

Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя предложен В.Ю.Завьяловым (Завьялов В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и у здоровых // Психологический журнал. — 1986. — № 5.- C.102-111.) для мужчин. Определенным преимуществом методики является направленность на мотивацию потребления — менее скрываемый фактор, чем количество и частота приема спиртных напитков. Опросник включает 9 шкал по 5 утверждений в каждой; ответ а дает 3 балла, б — 2 балла, в — 1, г — 0 баллов. Шкалы (максимально возможное количество баллов по каждой из шкал — 15, минимальное — 0; чем больше баллов набрано по какой-либо шкале, чем более значимы для обследуемого данные мотивы):

1. Первая триада шкал образует группу «социально-психологических» мотивов приема алкоголя:

1. Традиционные, социально-обусловленные, культурально — распространенные мотивы (утверждения 1,10,19,28,37).

2. Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы в плане приема алкоголя (2,11,20, 29,38).

3. Псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособить свой личный опыт к «алкогольным ценностям» социальной микросреды, в которой он функционирует (3,12,21,30,39).

П. Вторая триада образует группу личностных, персональных мотивов потребления алкоголя:

4. Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовлетворение от действия алкоголя, а также опыт переживания алкогольной эйфории (4,13,22,31,40).

5. Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания — напряжение, тревогу, страх с помощью алкоголя (5,14, 23,32,41).

6. Мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий, растормаживающий эффект) и насыщения сенсориума с помощью выпивки, отражающие стремление выйти из состояния скуки, психологической «пустоты», душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения (6,15,24, 33,42).

Ш. Третья триада образует собственно патологическую мотивацию потребления алкоголя, фактор болезненного влечения:

7. «Похмельная» мотивация — стремление с помощью алкоголя снять абстинентные явления, дискомфорт, связанный с отсутствием алкоголя, улучшить самочувствие (7,16,25,34,43).

8. Аддитивные мотивы, отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к алкоголю, «жажду» алкоголя (8,17,26,35,44).

9. Мотивы самоповреждений — стремление пить назло себе и другим в качестве протеста, из-за потери, якобы, перспективы в будущем для себя, утраты смысла жизни (9,18,27,36,45).

До 35 баллов — злоупотребления алкоголем нет, 35-50 баллов — проявления злоупотребления алкоголем, свыше 50 баллов — болезненное пристрастие, злоупотребление (В.Ю.Завьялов, 1986).

Переработанный для подростков вариант этого опросника предложен К.В. Москети с соавт. (Москети К.В., Моховиков А.Н., Годлевский А.Г. Психологическая характеристика мотивации потребления алкоголя у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. — 1990. Т.90, № 2. — C.51-55.).

^ ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ

Инструкция: ответьте «да» или «нет» на предлагаемые утверждения.

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  1. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
  2. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  3. Если мне не нравится установленное правило, хочется нарушить его.
  4. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
  5. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
  6. Я часто бываю не согласен с людьми.
  7. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  8. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
  9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
  10. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
  11. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
  12. Меня немного огорчает моя судьба.
  13. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  14. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  15. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
  16. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
  17. Я не способен на грубые шутки.
  18. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  19. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
  20. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
  21. Довольно многие люди завидуют мне.
  22. Я требую, чтобы люди уважали меня.
  23. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
  24. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их щелкнуть по носу.
  25. Я никогда не бываю мрачен от злости.
  26. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
  27. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
  28. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
  29. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  30. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
  31. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  32. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  33. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
  34. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
  35. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  36. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  37. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
  38. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  39. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
  40. С детства я не проявлял вспышек гнева.
  41. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
  42. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  43. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  44. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
  45. Неудачи огорчают меня.
  46. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
  47. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  48. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
  49. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
  50. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
  51. Я ругаюсь только со злости.
  52. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  53. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я применяю ее.
  54. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
  55. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  56. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  57. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
  58. Я часто думаю, что жил неправильно.
  59. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  60. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
  61. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  62. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
  63. В последнее время я стал занудой.
  64. В споре я часто повышаю голос.
  65. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
  66. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Опросник Басса-Дарки включает 8 шкал (видов реакций):

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица (да=1 баллу при ответах на вопросы 1,25,31,41,48,55,62,68; нет=1 баллу при ответах на вопросы 7,9).

2. Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная (да=1 баллу: вопросы 2,10,18,34,42,56,63; нет = 1 баллу: 26,49).

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость; да = 1 баллу: 3,19,27,43,50,57,64,72; нет = 1 баллу: 11,35,69).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (да = 1 баллу: 4,12,20,28; нет = 1 баллу: 36).

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия (да=1 баллу: 5,13,21,29,37,44,51,58).

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред (да = 1 баллу: 6,14,22,30,38,45,52,59; нет=1 баллу: 33,66,74,75).

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы; да=1 баллу: 7,15,23,31,46,53,60,71,73; нет=1 баллу: 33,66,74,75).

8. ^ Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести (да=1 баллу: 5,8,16,24,32,40,47, 54,61,67).

Числовые показатели физической и вербальной агрессии отражают склонность обследуемого к активным прямым формам агрессивности, а показатели косвенной агрессии, раздражения — к опосредованным, непрямым формам (В.В.Знаков, 1989). Сумма числовых показателей раздражения, физической и вербальной агрессией образует индекс агрессивности (ИА); сумма показателей обиды и подозрительности — индекс враждебности (ИВ). Согласно Е.И.Рогову (1993) норма ИА 21+4 балла; ИВ — 6,5+3 балла. Проведенное в 1996г. обследование студентами ВМА 430 подростков 13-14-ти лет Волгограда выявило у девочек ИВ=12,4+0,2 балла, ИА=19,9+0,3 балла; у мальчиков ИВ=11,9+0,2 балла, ИА=20,8+0,3 балла; границы нормы (М+1 ) у девочек ИВ- 10-15 баллов, ИА — 16-24 балла; у мальчиков 9-14 и 17-25 баллов соответственно.

Кроме приведенного варианта (Е.И.Рогов с соавт., 1993), сообщается об использовании модификации Ю.М.Плюснева — 40 вопросов и 5 шкал (физической агрессии, вербальной агрессии, непрямой агрессии, подозрительности-враждебности, подавления враждебности; Е.И.Николаева с соавт., 1996).

Опросник Басса-Дарки в течение 4-х десятилетий используется психологами и считается одной из самых валидных и надежных вербальных методик исследования агрессивности, в первую очередь, у молодых лиц.

В тоже время в последние годы для исследования агрессивности всё чаще используется тест руки (Hand Test) — проективная методика, стимульный материал которой — стандартные 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать её воображаемые действия, а оценка полученных данных осуществляется по 11 категориям (агрессия, указания, страх, привязанность, коммуникация, зависимость, эксгибиционизм, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание).

^ ПРИЛОЖЕНИЕ 6. «АРГО» НАРКОМАНОВ

Барыга — мелкий торговец наркотиком, который контактирует непосредственно с наркоманом.

Бульбик, бальбулятор — курение через бутылку, подобие кальяна.

Вес — вощеная бумажка с 1 граммом героина (0,05 грамма доза).

Винт — первитин (активизирует психическую деятельность).

Гараж — колпачок для иглы шприца.

Головки — верхние побеги марихуаны.

Голова — корабль с качественной марихуаной.

^ Гашевый пирог (гаш или гашек) — смола конопли, которую жуют или добавляют в мучные изделия.

Гильза, штакет — пустая папироса.

Гепок — вирусный гепатит или больной этим заболеванием.

Героин (жаргонные названия): гавно, белый, убойный, большая дурь, черный, коричневый, черняшка, перец, медленный, скучный, грустный, лекарство, слон, гера, герыч, косой, хлеб, наше молоко и другие названия. Жаргонные названия внутривенного введения героина: колоться, вмазываться, кайфануть, двинуться, ширнуться, обдолбаться, поправляться, задвинуться, заправить трубу и другие названия.

Героин — уличный (в Америке), «коричневый мексиканский» (концентрация 3,5%), «китайский белый» и «персидский фарфор» (концентрация до 15 — 20%).

Давамеск (уст.) — пирожок с гашишем, покрытый большим количеством жженого сахара.

^ Дерьмо, вонючка — (в Америке) косяк с плохой коноплей.

Депресняк — состояние плохого настроения и отсутствие энергии в период отмены наркотиков.

Догоняться — принять повторную дозу наркотика после того, как первая оказалась неэффективной для получения кайфа.

Дорожка — 1) отчетливо видная под кожей багрово-красная вена, склерозированная из-за постоянных внутривенных уколов; 2) насыпанный на стекло или бумагу героин или кокаин, приготовленный для вдыхания носом.

^ Дурь — дурашливое опьянение.

Дырка , яма — 1) место где продают наркотики; 2) закрытое место, где чаще всего дают уколоться (например, квартира), охраняется.

Зарастать — (о вене) состояние вены после частых уколов, нарушение ее проходимости.

Кайф — состояние опьянения.

Кассета, чек — название вощеной бумажки с любой дозой героина.

Косуха — редкое название дозы героина.

Кокнар (кукнар, кухнар) — измельченная маковая соломка (см. химка; в Москве антидридовка).

Корабль (куча, горка) — бумажный пакет сушенных листьев марихуаны со стеблями и семенами, корабль с таким содержанием называется шала.

Косяк, курево — самокрутка с марихуаной, т.е. набитая травой (курить — раскуриваться, раскурка).

^ Кокаин — (др. название — «зеленая мама», т.е. листья), белая леди , снежок.

Кузьмич — вываренная анаша (отвар) либо обжаренная на подсолнечном масле.

Куколка, змея — героин, смешанный с ядовитым веществом (в Америке — хотшоп).

^ Кумар, раскумаривает — первое ощущение приближающихся «ломок», в другом значении предвестник кайфа или расслабленности.

Купец (дилер) — более крупный продавец наркотика, как правило, общающийся не с наркоманами, а с барыгами.

Марафет — название кокаина в трущобах.

Читайте также:  Товарищ помни только систематическое пьянство и алкоголизм

Манага — см. кузьмич, название говорит о том, что добавляется манка.

Мул , ишак — наркодилеры, перевозящие наркотик мелкими партиями.

Мусор — стебли и семена марихуаны.

Мутить, замутить — длительный и захватывающий процесс от решения выйти на поиск до момента его употребления.

Наварить (приварить) кайф — принять непривычно большую дозу.

Новобранец — впервые уколовшийся героином.

Омоложение — специально продуманное пребывание в больнице (диспансере) с «промыванием» (дезинтоксикацией), чтобы уменьшить принимаемую дозу.

^ Отломаться в сухую — пройти через «ломки» без лекарств, как правило, в заточении (добровольно или нет).

Паук в паутине — наколка наркомана со стажем.

Перстень — (чек) одна доза героина.

Пионерка — трава с табаком.

Путешествие — возникает при приеме психомиметиков.

^ Пирог, жвачка — прессованные листья с марихуаной.

Проводник — опытный наркоман.

Психостимуляторы, амфетаминычердаки, скорость, вершки, мулька.

Передоз — слишком большой прием наркотика за один раз, часто со смертельным исходом.

Подсадить — уговорить кого-либо в первый раз принять наркотик.

^ Понюшка — доза наркотика, используемая для вдыхания носом.

Приход — первый, самый сильный и острый момент действия наркотика; кайф наступает тогда, когда приход заканчивается.

^ Пробить на измену — 1) испытать галлюцинации; 2) испытать страх.

Продавать весом — продавать героин не менее чем по одному грамму.

Препараты индийской конопли — (т.е. разновидности, разные названия гашиша — анаши — марихуаны): план, банг, паль, харас, бханг, ганж, мадхак, драп, шмаль, дурь, киф, чар и др.

Разбодяжить — разбавить наркотик для перепродажи.

Ракета — чистая трава в папиросе типа «Беломорканал».

^ Рецедив — возобновление приема наркотиков после лечения.

Солома — нижние побеги марихуаны не содержащие психоактивных веществ.

Сквоты — брошенные дома, квартиры.

Сесть в систему — испытать физическую зависимость от наркотика, требующую постоянной увеличении дозы.

^ Сесть на иглу — начать колоться.

Стрелка — в широком смысле — место встречи (стрелкануться — назначить встречу).

Торчать — постоянно принимать наркотик.

Торкнуло, зацепило, потащило — наркотик начал действовать.

Урда — выжимки из семян конопли и мака.

Ханка — млечный сок из масличного мака (черная — высыхая молоко становится темно-коричневым).

^ Химка — размоченная в ацетоне анаша, которую подсушивают и курят.

Центр — вена на внутренней поверхности локтевого сустава.

^ Черный — отвар маковой соломки (используют уксус и ацетон).

Шприц (его названия)- баян , боинг, скрипка, машинка, шар (а).

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Программа и сценарий индивидуальной психологической работы с детьми младшего школьного и подросткового возраста, пережившими сексуальное насилие. Вариант разработан американскими специалистами М.Селано, Э.Хэззард, М.Симонс, К.Вебб (цит. по Н.Д.Ярославцевой, 1998). Программа состоит из 8-ми занятий.

Цели 1-2-го занятий:

  • создать атмосферу доверия подростка к психологу и предстоящим занятиям;
  • помочь ребенку раскрыть свои мысли и чувства, связанные с насилием;
  • снизить тревожность подростка, ослабить его самопорицание, повысить самооценку.

1-е занятие. На 1-ом занятии психолог стремится расположить ребенка к себе, снять у него напряжение, вызванное ожиданием неизвестного. Для этого используется любой прием, любая отвлеченная деятельность, позволяющая ребенку проявить себя, а терапевту поддержать, похвалить его. Можно предложить нарисовать ему то, что он любит, сложить из бумаги какую-нибудь фигуру, можно поработать с тестом Люшера. При этом психолог подчеркивает, что он покажет сделанное ребенком только с его разрешения. Последнее утверждение очень важно в терапии изнасилованных детей. Когда какой-либо человек физической силой или угрозами овладел его телом, ребенку становится трудно оказывать сопротивление и в других жизненных ситуациях. Он как бы утрачивает способность к самозащите своей личностной суверенности. Ему нужно помогать восстановить эту способность. Иначе он потом может снова попасть в ситуацию, когда объективно мог бы сопротивляться насилию, но у него не хватает внутренней силы для этого. Надо помогать ему осознавать свое право на личностный суверенитет.

На этом этапе полезно задавать подростку вопросы, позволяющие психологу лучше его узнать: Любишь ли ты рисовать ? Делать какие-то вещи? Кто тебя этому научил ? и т.д.

Важно дать ребенку представление о его уникальности, личностной ценности, а также общности его со сверстниками. Напр., сказать, что у ребенка очень интересное имя, фамилия, или что он замечательно рисует. У всех детей, переживших сексуальное насилие, возникает чувство непохожести на своих сверстников, с которыми таких вещей не происходило. Чтобы вернуть им чувство уверенности в общении со сверстниками, им надо постоянно подчеркивать их сходство с детьми этого возраста. Например, сказать: «О, ты любишь фиолетовый цвет. Большинство девочек и мальчиков твоего возраста тоже любят этот цвет».

Второй этап занятия посвящается обсуждению истории, связанной с насилием (20-30 минут). На этом этапе решаются следующие задачи:

  • помочь ребенку актуализировать чувства, связанные с насилием, и вынести их наружу;
  • способствовать преодолению болезненного чувства непохожести на других детей и восстановить уверенность в обратном.

К этому занятию психолог готовит описание двух историй о насилии над девочкой или мальчиком. Одна история касается ребенка, который неоднократно подвергался сексуальным домогательствам со стороны знакомых людей (отца, отчима, родственников, знакомых). Другая история связана с ребенком (девочкой, мальчиком), который однажды был изнасилован незнакомым или малознакомым человеком с использованием физической силы. Зачитывать следует ту историю, которая больше подходит к реальной ситуации. В тексте рассказа будут неоднократно появляться вопросы, на которые, желательно, чтобы ребенок дал ответ. Этот прием используется потому, что иногда затруднительно начинать терапевтическую работу с разбора собственной истории изнасилованного ребенка, особенно если это касается детей младшего школьного возраста. Прикасаясь к истории сверстника, ребенок опосредованно выносит наружу те переживания, которые терзают его самого.

«Меня зовут Света. Мне 12 лет. У меня есть брат и сестра. Я самая старшая, поэтому много домашней работы ложится на меня. Мой отчим — это тот человек, который совершил «это» со мной.

Я не люблю говорить об этом, но могу написать об этом. Когда я пишу об этом, я чувствую после этого себя лучше.

Возможно, ты тоже перенесла нечто подобное. Я оставлю тебе вопросы, чтобы ты могла закончить их. Таким образом, это может быть и твоя история тоже. В первый раз это произошло так. Я наводила порядок в кухне: вымыла посуду, подмела пол, а потом пошла принять душ. Он вошел в ванную, когда я уже разделась, и сказал, что хочет меня помыть. А потом он засунул палец в то, что находится между ногами. Я стала вырываться, но он удержал меня. А потом пригрозил, что изобьет, если я попытаюсь кому-нибудь рассказать об этом.

Я ушла в свою комнату и закрыла дверь. Я думала: ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ СО МНОЙ? Почему он сделал это со мной? Может быть он сделал это, потому что я.

Может быть он сделал это, потому что я была. ……….

Или, может быть он сделал это, потому что я в тот день плохо убрала кухню.

Я чувствовала себя очень смущенно, потому, что отчим стал проявлять большое внимание и заботу обо мне. Он стал брать меня гулять в парк, на речку, дома играть со мной в карты и все говорил мне, какая я симпатичная. Я не могла понять, почему он это делает. Ты думаешь, это он делал потому, что он . ……………………..

Это случилось снова в субботу, после того, как я вернулась со дня рождения моей подружки.

Отчим стал делать это все чаще и чаще. Однажды он пришел в мою комнату ночью, и в этот раз уже не использовал, как раньше, палец.

Самое странное было то. …. …………., что хотя я ненавидела моего отчима, боялась его, мне нравилось то, что он делает со мной. Иногда, когда он прикасался ко мне, мне было приятно. Это странно . …. ………………….

Когда я играла с подругами, я думала о том, что вряд ли их отцы делали с ними то, что совершал мой отчим. Я думала, что если бы они узнали, что он делал, они перестали бы со мной дружить. Иногда мне казалось, что они могут догадаться, что он со мной делает. И я боялась этого. Но мне хотелось узнать, а что бы они сделали, если бы узнали, и я рассказала одной подружке, что знаю одну девочку и что ее отец совершает с ней такие действия. Я со страхом ждала, что же Маша скажет. Она сказала, что этой девочке следует рассказать все это своей маме или кому-нибудь из взрослых. Когда она все это сказала, я почувствовала. …………………..

После этого я рассказала все маме, и это было очень тяжело делать. Она заплакала и спросила, почему я ей не рассказала это все сразу же, после первого случая. Затем она попросила, чтобы я пошла в свою комнату и не выходила, пока она не поговорит с отцом.

Когда пришел мой отчим, я услышала, как они с мамой долго скандалили, кричали друг на друга, обвиняли. Затем я услышала хлопанье дверью. Когда я вошла в мамину комнату, она плакала.

Потом мама сказала, что отчим решил пожить какое-то время у своих родителей. Она выглядела очень печальной. Она не улыбалась целую неделю. Я хотела, чтобы она была счастлива. Я хотела, чтобы он вернулся, если не будет больше так со мной делать.»

После прочтения истории психолог беседует с девочкой. Можно задать такие вопросы: Чем, ты думаешь, ты похожа на Свету? У тебя были такие же чувства, как у Светы? Или другие? В чем то, что случилось с тобой, похоже на ситуацию Светы? Чем ее ситуация отличается от твоей?

2-е занятие. Во время второй встречи можно попросить ребенка нарисовать картину насилия. это не обязательно должна быть копия события. Пусть ребенок представит насилие так, как он захочет и сможет. Если насилие совершалось неоднократно, лучше изобразить последнее событие или наиболее неприятное для него. А потом поговорить на тему рисунка, пытаясь выяснить : Как воздействовал насильник? Подкупал? Угрожал? Что он говорил? Пыталась ли жертва сопротивляться? Что для ребенка было самым неприятным? Почему ребенку тяжело об этом рассказывать?

Некоторым детям очень трудно рассказывать о насилии, поэтому не обязательно строго придерживаться предлагаемого плана занятий. Это ориентир, который в соответствии с ситуацией может быть подвергнут корректировке.

Еще одна методика: «Деление круга на части» (15-20 минут). Ребенку предлагается раскрасить круг, чтобы показать, что он думает о том, что с ним случилось. Задание дается так: «Раздели круг на части — одну часть ты можешь оставить для себя, другую — для человека, который совершил насилие, остальные части можешь отдать тем людям, которые, как ты думаешь, отвечают за то, что с тобой произошло. Делай эти части большими или маленькими, какими ты захочешь: чем больше человек виноват в случившемся, тем больше ему достается часть. Каждую часть круга раскрась цветом, каким захочешь».

Большинство детей считают, что они сами виноваты в случившимся. Они могут сами объяснить, в чем они виноваты. Как правило, много причин для объяснения находится у подростков, а детям младшего школьного возраста лучше предложить список возможных причин для самообвинения и попросить их выбрать из этого списка 3 наиболее подходящие для них ситуации. (Это могут быть такие утверждения: «Потому, что я не сопротивлялась», «Потому, что мне хотелось, чтобы этот человек любил меня» и т.п.). После того, как ребенок выбрал 3 основных аргумента для самобичевания, можно осторожно обсудить эти аргументы и предложить другие варианты объяснения для ребенка ситуации насилия.

3-4-е занятие. Цели:

  • Дать возможность ребенку говорить об отношении к насильнику.
  • Обсудить с ребенком проблему нарушения доверия к другим людям.
  • Помочь понять, каким людям можно доверять, а каким нет.

Для решения этих задач можно использовать метод обсуждения «Обсуждение спорных вопросов» (15-20 минут).

5-6-е занятие. Цели:

  • Дать ребенку общую информацию о сексуальных отношениях, о любви.
  • Помочь ребенку понять разницу между сексуальными отношениями по взаимному согласию и сексуальному насилию.
  • Помочь ребенку понять, почему нек-рые люди совершают насилие по отношению к детям

7-8-е занятие. Цели:

  • Помочь ребенку понять, то какие-то определенные вещи могут напоминать ему о насилии и вызвать страх, и научить его преодолевать негативные чувства, вызванные этими воспоминаниями.
  • Показать ребенку, как он может противостоять насилию.
  • Помочь детям меньше чувствовать себя одинокими в их беде.
  • Показать детям, что в их личностном развитии есть прогресс.

При психологической реабилитации детей, пострадавших от сексуального насилия возможны определенные отступления от этой схемы, использование других психотерапевтических приемов, однако во всех случаях главное суметь правильно определить реальное психическое состояние ребенка, выделить главные факторы, определяющие его характеристики в каждом конкретном случае, и помнить, что ему можно и нужно помочь.

источник