Меню Рубрики

Методические материалы по профилактике алкоголизма и наркомании

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

Методическая разработка по теме: «Профилактика алкоголизма ,наркомании и курения.» для учащихся 9-11 -х классов

Проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной. Главное «оружие» в борьбе с ними – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы каждый человек, особенно подрастающее поколение, знало о действии данных негативных для здоровья факторах и вреде, приносимом ими организму человека.

О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании – вредных для здоровья факторах или привычках – говорилось и говорится очень много. Алкоголь и никотин нарекли «культурными» ядами, но именно они, эти «культурные» яды приносят множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества. Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Профилактика алкоголизма ,наркомании и курения.» для учащихся 9-11 -х классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 56 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

Методическая разработка по теме:

«Профилактика алкоголизма ,наркомании и курения.» для учащихся 9-11 -х классов

Макаркина Татьяна Александровна

400079 г.Волгоград, ул.Кирова 128б

Методическая разработка по теме: «Профилактика алкоголизма ,наркомании и курения.»

Цель: Профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников посредством расширения информационного поля о данных веществах и последствиях, оказываемых ими на организм человека.

Формирование активного негативного отношения старшеклассников к табакокурению, алкоголизму и наркомании;

Раскрытие негативных последствий употребления никотина, алкоголя и наркотиков;

Формирование здорового образа жизни у старшеклассников;

уменьшение факторов риска употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения ; вовлечение обучащихся в общественно-значимую деятельность; установление социальных связей с органами системы профилактики наркомании. Формирование здорового жизненного стиля.

Время: 1 час. Возраст учащихся (14-17 лет).

Необходимые материалы: листы с тестами на каждого учащегося, ручки, доска, проектор ;

Вводное слово учителя( классного руководителя):

Проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной. Главное «оружие» в борьбе с ними – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы каждый человек, особенно подрастающее поколение, знало о действии данных негативных для здоровья факторах и вреде, приносимом ими организму человека.

О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании – вредных для здоровья факторах или привычках – говорилось и говорится очень много. Алкоголь и никотин нарекли «культурными» ядами, но именно они, эти «культурные» яды приносят множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества. Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.

Слово учителя: Алкоголь – это психоактивное вещество, которое всасывается через стенки желудка и кишечник непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, алкоголь оказывает подавляющее действие на активность головного мозга, т.к. является депрессантом.

Классная дискуссия по вопросам: Какое влияние алкоголь оказывает на организм человека?

Если алкоголь замедляет деятельность мозга, как вы думаете, каковы некоторые физиологические и поведенческие эффекты воздействия алкоголя на организм?

Мозговой штурм физиологических и поведенческих эффектов влияния алкоголя на организм.

( На слайде 1) Небольшие дозы алкоголя будут…

— снижать способность ясно мыслить и принимать решения;

— заставят почувствовать небольшое расслабление;

— заставят почувствовать себя немного более свободным и смелым, чем обычно.

( На слайде 2) Большие дозы алкоголя будут…

— замедлять деятельность отдельных областей мозга;

— приведут к затруднениям речи, ходьбы, стояния;

— приведут к эмоциональной взрывчатости или подавленному настроению;

( На слайде 3) Некоторые люди могут…

— временно отключиться или потерять память вследствие влияния алкоголя на их мозг.

( На слайде 4) Поведенческие эффекты воздействия алкоголя включает…

Выводы: Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие различных причин. Все психоактивные вещества производят эффекты, часть которых может быть вредной.

Слово учителя ( Социального педагога): Наркотики — это химические вещества, действующие на мозг чело­века, изменяющие состояние сознания и вызывающие привыкание.

Наркотические вещества бывают: ( на слайде 5)

лекарства – алкоголь – табак наркотики

отпускаю- человек за их за операции с ними чело-

тся по употребление не век несёт уголовную от-

рецепту преследуется по ветственность

Наркотики бывают синтетического и природного происхождения; разрешены или запрещены законом в разных странах; дорогие и дешевые.

Издревле человек открыл, что некоторые растения, выделения животных способны вызвать у человека некоторые ощущения, чувства, эмоции. Гормон радости, вырабатываемый человеческим организмом — эндорфин, по своему воздействию искусственный препарат морфин, вызывает примерно такие же ощущения. Но при применении ПАВ, вызывающих состояние радости, счастья, удовольствия, организм перестает самостоятельно вырабатывать вещества, вызывающие эти эмоции и чувства, и он становится рабом этого искусственного вещества, которое содержится в сигарете, пакете, шприце и т.д.

Употребление наркотиков затрагивает самые разные социальные слои населения; используется как один из способов получения удовольствия; вызывает привыкание и зависимость; связано с риском для жизни.

Употребление любого из наркотических веществ может искалечить человеческую жизнь и даже убить.

( На слайде 6) ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

отравление: передозировка или тяжелый суррогат;

затруднение продуктивного контакта;

потеря работы и места учёбы;

Слово учителя: (уполномоченный по правам ребенка в школе) Сегодня вы получите важную фактическую информацию о курении, вы будете знать, сколько людей курит, каковы причины курения, каковы немедленные и долговре­менные последствия курения и в чем состоит процесс превращения в курильщика. Будут также затронуты проблемы прав некурящих и снижение социальной приемлемости курения в мире

Жизнь — самое ценное, что у нас есть. Здоровый человек может прожить долгую жизнь, добиться исполнения своей мечты.

Викторина «Вы рискуете своими легкими».
Вопрос. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?
Ответ. Угарный газ. Это ядовитый газ, который соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.
Вопрос. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?
Ответ. Сердце. Курение является одной из причин заболеваний сердца.
Вопрос. Верно или нет, что физические упражнения нейтрализуют пагубное воздействие курения?
Ответ. Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненного курением организму.
Вопрос. Какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей-электроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или сигареты?
Ответ. Сигареты.
Вопрос. Верно или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание?
Ответ. Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость. Это одна из причин, почему так трудно бросить курить.
Вопрос. Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин?
Ответ. Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, гибели плода и смерти младенца.
Вопрос. Что означает «пассивное курение»?
Ответ. Пассивное курение состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания.
Вопрос. Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить.
Ответ. Это дурной запах, некурящие друзья и некурящие родители.
Вопрос. Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких?
Ответ. Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.

Слово учителя: (уполномоченный по правам ребенка в школе) Итак, ребята, я надеюсь, что полученная информация будет для вас очень полезна.

Рефлексия -Какие выводы вы сделаете для себя после нашей беседы?

Если вам взрослые мальчишки предложат покурить, сможете вы отказаться? Что вы им ответите? (ответы детей)

Памятка для детей «Почему я никогда не буду курить?»

Будет неприятный запах изо рта

В легких будут накапливаться ядовитые вещества, и я буду кашлять и болеть

Я не смогу заниматься спортом

У меня будет плохая память, и я буду плохо учиться

Учитель ( Классный руководитель) Упражнение «Стоимость курения»

Подсчитайте стоимость курения на протяжении одного года.

пачки в неделю х 45 руб. = 135 руб. х 52 недели = 7020 руб.).

(Учитель классный руководитель) По мнению медиков:

1 сигарета сокращает жизнь на 15 минут;

1 пачка сигарет – на 5 часов;

тот, кто курит 1 год, теряет 3 месяца жизни;

кто курит 4 года – теряет 1 год жизни;

Слово учителя: (уполномоченный по правам ребенка в школе) :Существуют ли какие – нибудь правовые меры, по отношению к употреблению вредных привычек? С этим я тоже хочу вас познакомить.

Федеральным закон №87 – который действует с 1января 2003 года « Об ограничении табака», который определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.

Статья №4 Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет;

Статья № Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти.

Учитель ( классный руководитель) предлагает следующее задание: « Проверь свои знания » . (Каждому раздает тесты ).

Тест 1. Профилактика алкоголя. (Инструкция. Обведи «да» или «нет» для каждого утверждения. )

1. Алкоголь возбуждает тебя? (да нет)

2. Алкоголь расслабляет тебя и снимает нервозность? (да нет)

3. Если двое людей выпьют одно и то же количество пива, будут ли они в одной стадии опьянения? (да нет)

Читайте также:  На каком основании ставится диагноз алкоголизм

4. Является ли признаком силы и мужества употребление большого количества алкоголя и отсутствие опьянения? (да нет)

5. Чем легче напиться: крепкими напитками (водкой, джином, виски) или вином и пивом? (да нет)

6. Может ли употребление алкоголя помочь уснуть? (да нет)

7. Может ли черный крепкий кофе (кофеин) или холодный душ устранить эффект опьянения (протрезвить человека)? (да нет)

8. Быть в состоянии опьянения и быть алкоголиком одно и то же? (да нет)

9. Должны ли подростки опасаться стать алкоголиками? (да нет)

10. Делает ли употребление алкоголя человека лучше или старше? (да нет)

Тест 2. «Мои знания о курении»

(Инструкция: при ответе на вопрос напишите сбоку «верно» или «неверно».)

Подростки курят, чтобы «быть как все».

Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает

В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.

1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно

6. Неверно 7. Неверно 8. Верно 9. Неверно 10.Неверно

Тест 3. Тест по проблеме наркомании

Инструкция: выберите правильный ответ или несколько и пометьте галочкой.

1. Что Вам известно о наркотиках?

а) личный опыт б) опыт друзей, знакомых в) информация в СМИ

2. Есть ли у Вас друзья или знакомые, пробовавшие или употребляющие наркотические и токсические вещества? а) да б) нет

3. Предлагали ли Вам друзья или знакомые попробовать наркотические или токсические вещества? а) да б) нет

4. Пробовали ли Вы сами наркотические или токсические вещества?

5. Если пробовали, то какие?___________________________________________________

6. Что на Ваш взгляд толкает людей на потребление наркотиков?

а) одиночество б) любопытство

7. О каких видах наркотиков, распространяемых на территории Липецкой области Вам известно?_________________________________________________________________

а) преступление б) вредная привычка в) болезнь

9. Специалисты утверждают, что наркомания неизлечима. Ваша точка зрения?

а) да, это диагноз на всю жизнь б) да, практически неизлечима

г) нет, излечение зависит от человека

10. Какая зависимость труднее всего поддается лечению?

а) психическая б) физическая

11. Российским законодательством в уголовном порядке наказывается:

а) употребление наркотиков б) изготовление наркотиков

в) хищение или вымогательство наркотических веществ

12. Считаете ли Вы, что употребление наркотиков (марихуана) вызывает привыкание, зависимость?

а) да б) нет в) не знаю г) нет ответа

13) Какое чувство вызывают у Вас наркоманы?

а) сострадание б) нетерпимость в) толерантность

14. Что, на Ваш взгляд, может изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков?

а) изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков

б) введение обязательного принудительного лечения от наркомании

в) усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи

г) увеличение числа досуговых учреждений (доступность кружков, секций)

15. Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молодежи на предмет раннего выявления наркоманов?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

16. Какие формы профилактики наркомании Вы считаете наиболее интересными? Укажите их.

Учитель (классный руководитель) предлагает сделать общие выводы по теме:

Подростки переоценивают количество курящих людей. Некурящих большинство.

— Наркомания — это поражение личности, которое затрагивает все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существова­ния, сопровождается осложнениями со стороны физического здоровья. Это зна­чит, что человек, идущий по пути наркомана, постепенно уничтожает свои луч­шие нравственные качества; становится психически не вполне нормальным; теряет друзей, потом семью; не может приобрести профессию или забывает ту, которой раньше владел; остаётся без работы; вовлекается в преступную среду; приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно и верно разрушает своё тело.

— Употребление алкоголя не является эффективным способом разрешения проблем. Фактически он их усугубляет. Только небольшая часть взрослых является пьяницами и алкоголиками.

Учитель (Кл. руководитель): Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что вы много нового и полезного узнали сегодня. Верю, что вы сделаете для себя правильные выводы, и вредные привычки не станут для вас привычными!

Если вы всё учли, всё уяснили, то сделайте ещё одно усилие и решитесь не прикасаться к вредным привычкам. Помните: здоровье, радость жизни в ваших руках.

Анализ эффективности профилактического мероприятия

Классный руководитель 9а класса – Макаркина Т.А., уполномоченный по правам ребенка в школе Фоминичева И.Ю.

В системе борьбы с таким социальным злом, как наркомания ,алкоголь и табакокурение важное место принадлежит подготовке к проведению профилактической работы среди обучающихся.

Приступая к профилактической работе в школе, в классе нужно поставить перед собой задачу — сформировать у обучающихся отрицательное отношение к наркотикам, готовность противостоять наркотическому соблазну. Нередки случаи, когда употребление этих средств несовершеннолетними обусловлено их протестом против давления взрослых (родителей, учителей). Но как правило, приобщение подростков к наркотикам происходит под действием комплекса факторов. Такими факторами могут быть неблагоприятные семейные обстоятельства, психофизиологические и биологические особенности обучающихся, неразвитость их духовных потребностей, неумение разумно использовать свободное время и т.д.

При проведении работы в классе по предупреждению наркомании и токсикомании, алкоголя и табакокурения, прежде всего, разрабатываю план мероприятий ЗОЖ воспитания учащихся.

План должен предусматривать лекции для учащихся ( лекции читают врачи, психологи, работники правоохранительных органов, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка в школе ); беседы , лекции для родителей ; анкетирование (проводят классные руководители, школьные психологи).

При организации профилактической работы среди обучающихся, я стараюсь придерживаться принципа — как можно больше информировать подростков о наркотиках, алкоголе и табакокурении , приводя негативные примеры из жизни других людей, социальных роликов, этим вызвать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Сегодня , я привожу одно из мероприятий «Профилактика алкоголизма ,наркомании и курения» в результате тестирования , проведенного среди обучающихся 9а класса , наблюдается негативная социальная установка по отношению к курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ. Тем не менее, 37% опрошенных пробовали курить, но не курят, а 8% — продолжают курить; 100% считают употребление наркотиков абсолютно неприемлемым и никогда не пробовали, 50% — пробовали алкоголь, но негативно относятся к алкоголю. Информацию дети получают в школе от педагогов, из СМИ, а также сети интернет.

Я надеюсь и верю, что кропотливая целенаправленная работа в данном направлении будет способствовать сознательному выбору обучающихся правильной жизненной позиции.

Профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников в общеобразовательном учреждении Постельникова Наталья Федоровна социальный педагог( http://festival.1september.ru/articles/583955/)

источник

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Читайте также:  Эпштейн илья цаликович лечение алкоголизма в нижневартовске

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

источник

Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.

Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

  • Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
  • Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
  • Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
  • Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
  • Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.

Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
  • формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
  • совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
  • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
  • формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

– Центр медицинской профилактики;
– Центр по проблемам семьи – Кордея;
– Центр «Анти-СПИД»;
– Центральная библиотека;
– Городские поликлиники;
– Центр Детского Творчества;
– Образовательные учреждения города.

Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.
Это:

– семинары;
– конференции;
– лектории;
– беседы;
– диспуты;
– просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
– игровые ролики;
– тренинги.
– экскурсии.
– встречи:
а) с медицинскими работниками учреждений города;
б) с работниками правоохранительных органов;
в) с духовными наставникам;
г) с социальными педагогами;
д) с психологами;
е) с родителями учащихся школы;
– статьи в школьной прессе;
– уроки здоровья;
– волонтёрские площадки;
– элективные курсы;
– классные часы.

Направление деятельности

1 Психологи – индивидуальное консультирование;
– оказание методической и практической помощи
в подготовке и проведении классных часов,
индивидуальных бесед;
– освещение результатов мероприятий и
работы психолога в целом
по профилактике алкоголизма,
наркомании, табакокурения в школе. 2. Социальные педагоги – исследование социально-педагогических условии в школе;
– оценка эффективности взаимодействия образовательных учреждений и подразделений милиции города по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних;
– изучение опыта работы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– анализ поступающей информации из комиссии по делам несовершеннолетних;
– формирование единой информационно-статистической базы по школе;
– проведение социальных исследований;
– индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
– организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п. 3 Учителя биологии, химии, классные руководители – организация профилактической работы по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу, венерическим заболеваниям через:
а) классно-урочную систему;
б) внеклассные мероприятия;
в) экскурсии.
– выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни);
– показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений;
– индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
– проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей;
– организация воспитательной работы в классе;
– пропаганда здорового образа жизни;
–организация поездок на турбазы. 4 Медицинские работники,
учителя физического воспитания. – оказание первой помощи при отравлении алкоголем, токсическими веществами, табаком;
– выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни;
– проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями;
– проведение дней здоровья;
– организация работы секций волейбола, баскетбола и др.
– организация циклов лекций по борьбе с вредными привычками;
– проведение Дня борьбы с курением – 7 мая,
1 декабря– международный день борьбы со СПИДом. 5 Библиотекарь – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам. 6 Совет старшеклассников – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам.

Первый этап – организационный.

На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета, который входит в состав НОУ. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану.

Второй этапвнедренческий

Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.

Третий этап

Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромании, СПИДа).

Составление программы Совещание административной группы в школе Проведение педагогического совета Проведение классных часов
Проведение общественного родительского собрания Проведение родительских собраний в школе Создание координационного совета по реализации программы
Связь школы с учреждениями города Работа пресс-центра Научно-исследовательская работа учащихся

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа жизни.
2. Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании, курению, алкоголизму.
3. Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.
4. Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя, игромании.
5. Совершенствование системы профилактики потребления наркотиков, табака, алкоголя.
6. Создание необходимых условий в школе для организации занятости учащихся во внеурочное время.

Формы профилактической работы с классом.

Вывод: Основные значимые для класса формы профилактической работы принимаются:

– планом работы школы и класса;
– собранием учащихся класса;
– главным советом корпорации класса «пятерка»;
– родительским собранием, родительским комитетом.

источник

«Организация наркологической службы по профилактике алкоголизма и наркоманий в современных условиях. Методические рекомендации N 97/19»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
21 января 1997 года

Согласовано
И.о. Начальника
Управления научных
учреждений
Н.Н.САМКО
21 января 1997 года

Методические рекомендации составлены по материалам исследований в рамках Республиканской целевой программы (договор N 113/055/002 от 07.02.94) в Государственном научном центре наркологии Минздрава России.

Методические рекомендации посвящены описанию новых концептуальных подходов и принципов организации профилактической работы, осуществляемой структурами и специалистами наркологической службы на региональном и локальном уровнях.

Основной методологической линией, сформулированной в Рекомендациях, является «системный подход», позволяющий все этапы и уровни профилактических действий объединить в целостную систему профилактики, выделить группы риска в качестве приоритетных целей и разработать адресные программы с учетом социальных, половозрастных и культурных особенностей контингента.

Организационные аспекты профилактической работы представлены не только на основе анализа эмпирического опыта, но они логически вытекают из методологических предпосылок.

Важной стороной содержания данных Рекомендаций является установка на тесное взаимодействие структур наркологической службы с первичным звеном общесоматической сети здравоохранения, учреждениями и специалистами народного образования, правоохранительными органами, общественными и самодеятельными организациями.

Рекомендации предназначены для врачей психиатров-наркологов, психологов, педагогов и других специалистов, участвующих в оказании наркологической помощи населению.

Основными методами, обосновывающими содержание Рекомендаций, являются: системный анализ, монографический метод, метод экспертных заключений.

Методологические предпосылки профилактической работы сформулированы с учетом изменений, происходящих за последний период в здравоохранении в целом и в системе наркологической службы, в частности: децентрализация управленческой модели здравоохранения, делегирование организационной и финансовой компетенции по вертикали сверху вниз, приоритет первичного звена в общей системе охраны здоровья населения.

Новизна исследования заключается в новой стратегии профилактики на основе системного подхода с учетом изменившихся социально-экономических условий, правовых норм и структурной перестройки здравоохранения, а главное, в отказе от морализаторской концепции проблем наркологии, в переходе от «медикоцентрических» на «человекоцентрические» позиции.

Впервые профилактическая деятельность описывается и структурируется как подсистема общей системы здравоохранения с адресным разведением конкретных методов и средств в отношении различных слоев населения, лиц из группы риска, наркологических пациентов, членов семей. Вводится понятие созависимой семьи, описываются дифференцированные подходы и способы профилактики в рамках семейной и детско-подростковой наркологии. В документе по-новому раскрываются возможные механизмы взаимодействия структур наркологической службы и общесоматической сети в системе профилактики заболеваний, связанных с зависимостью.

Высокая напряженность наркологической ситуации в России и связанные с ней огромные людские и экономические потери требуют самых активных действий в плане приспособления специализированной службы к создавшимся условиям.

Эти действия должны быть организованы на основе положений формирующейся концепции здравоохранения, согласно которой в структуре национальных приоритетов медицины и здравоохранения ведущее место занимает профилактическое направление, обеспечивающее достойное качество жизни отдельного человека и различных социальных слоев общества. В то же время изменившиеся условия требуют новых подходов к концептуальным построениям и вытекающим из них профилактическим действиям. Утверждение профилактического направления на данном этапе не может являться «повторением пройденного»; это новый виток спирали, влекущий за собой необходимость структурной и функциональной перестройки системы профилактики.

В указанную систему входят три блока (подсистемы): первичная, вторичная, третичная профилактика. Первичная профилактика (превенция) осуществляет собственно предупреждение болезней, существование человека в физическом и духовном состоянии, обеспечивающим достойное качество жизни. Цели первичной профилактики реализуются путем оптимизации экологической и социальной среды, в которую включен человек, а также обеспечением ему образа жизни, способствующего сохранению здоровья и долголетия.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение хронизации заболеваний, обострений и рецидивов, осложнений и малигнизации болезненного процесса.

Третичная профилактика (реабилитация больных) направлена на предупреждение инвалидизации, снижение личностного и социального статуса пациентов.

Апроксимируя приведенные нами определения, можно говорить о том, что первичная профилактика — это предупреждение возникновения болезней; вторичная профилактика — предупреждение утяжеления и рецидивирования болезненного процесса, стабилизация ремиссий; третичная профилактика — предупреждение инвалидизации и других негативных последствий болезни.

Поскольку вторичная и третичная профилактика в своих действиях опираются на собственный инструментально-методический аппарат, отличающийся от такового в первичной профилактике, содержание их деятельности описывается, в основном, в работах клинического и медико-социального направления и является преимущественно прерогативой лечебных и реабилитационных учреждений. В то же время между этими тремя блоками профилактики нельзя проводить непреодолимую границу. Напротив, между их функционированием имеет место взаимопроникновение и взаимопересечение, а также индескретность на последовательных этапах каждого вида деятельности. Именно на основе такого целостного подхода можно описать и структурировать систему профилактики наркологических заболеваний и сформулировать те или иные профилактические программы.

Первичная профилактика обеспечивается мерами, подавляющее большинство которых реализуется вне круга собственно медицинских проблем. В основном и главном успешность первичной профилактики зависит от состояния экологической и социальной среды, степени материального благополучия населения, его общей и социальной культуры, тем, насколько состояние здоровья отдельного человека и общества в целом приобрело значимость приоритетной ценности. Одним словом, главным условием для предупреждения заболеваний и обеспечения достойного качества жизни является создание комфортной психологической, социальной, экономической, экологической среды обитания. В отношении психического и наркологического здоровья это правило имеет важнейшее значение. Но, несмотря на превалирующую значимость немедицинских факторов в осуществлении первичной профилактики, участие в этом процессе врачей, в том числе и наркологов, не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве важного раздела в работе по первичной профилактике.

Дело в том, что преобладание немедицинских средств организации профилактической работы соотносится в первую очередь с макроэкономическим и макросоциальным уровнями, с социальной политикой государства. Что касается уровня микросоциального (малых групп, семьи, учебных заведений, производственных коллективов и т.д.), то никакие просветительские, информационные, оздоровительные и т.п. программы не могут осуществляться вне сферы медицинской, медико-педагогической, психосоциальной компетенции. Это справедливо, тем более что в условиях Российской социокультурной среды медицинские работники являются едва ли не самыми осведомленными специалистами не только в сфере клинической наркологии, но и в медико-социальной, медико-психологической области, в общей системе деятельности по формированию трезвого образа жизни.

Данные Методические рекомендации посвящены медицинским, а также сопряженным с медицинскими аспектами профилактики и предназначены в качестве методического ориентира врачам психиатрам-наркологам в их собственной работе, а также в работе по взаимодействию с врачами общесоматической сети, общественными и государственными структурами.

Основу проведения информационной, воспитательной, просветительской работы в области профилактики заболеваний, связанных с зависимостью, должно оставлять в первую очередь утверждение четкой позиции общества и государства в отношении потребления алкогольных напитков. При этом важно разграничивать возможность уменьшения употребления алкоголя в рамках традиционных ритуалов и установку на абсолютную трезвость лицам из групп риска с формирующейся и сформировавшейся зависимостью. В сфере профилактики наркоманий должна пропагандироваться установка на исключение даже «пробных» приемов наркотических веществ.

Подобный подход влечет за собой необходимость последовательной кропотливой просветительской работы в плане научно-популярного объяснения сущности заболеваний, связанных с зависимостью, их эволюции от поведенческих девиаций в сторону формирования болезни, имеющей в своей основе биологические и психические механизмы и проявляющейся специфической клинической картиной, характерным стереотипом развития.

Проведение профилактической просветительской работы должно опираться на дифференцированные методы, ориентированные на различные половозрастные, социальные и профессиональные группы населения. В этой работе необходимо использовать созданные и разрабатываемые программы антиалкогольного, антинаркотического и антиникотинового воспитания детей и подростков с широким использованием в этих целях дошкольного и школьного воспитания. Ограждение подрастающего поколения от всех видов наркотизма — основа основ алкогольной и антинаркотической политики государства.

Важным моментом является усиление социального контроля за лицами, чье поведение на почве злоупотребления спиртными напитками и наркотиками связано с нарушениями норм морали и права. В аспекте профилактики необходимость этого определяется тем, что каждый алкоголик, в особенности наркоман, является источником экспансии наркотизма.

Читайте также:  Алкоголизм чего не хватает в организме

Реализация приведенной выше установки должна обеспечиваться комплексом социально-правовых мер, ставящих заслон приобщению несовершеннолетних к пьянству и наркотизации, мер по пресечению пьянства на рабочих местах, неукоснительным соблюдением санкций к лицам, управляющим транспортными средствами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

При проведении профилактической работы в современных условиях с учетом предшествующего опыта следует отказаться от опоры лишь на социальный прессинг и авторитарно-репрессивные меры. В соответствии с новой стратегией целесообразно использовать принцип комплементарности, постепенной конвергенции позиций: алкогольные традиции — строгое трезвенничество.

Профилактическая работа постоянно должна опираться на анализ наркологической ситуации в регионе и ее движущих механизмов. Инструментом такого анализа могут явиться континуальные медико-социальные, эпидемиологические обследования населения, скрининг наркологического пространства, анализ показателей санитарной статистики.

Профилактические мероприятия должны осуществляться при постоянном соблюдении конституционных и деонтологических норм. Упор здесь делается на то, что здоровье человека, в том числе в наркологическом плане, является важнейшей социально-экономической ценностью.

Профилактическая работа должна иметь конкретную адресную направленность и это связано с необходимостью учета и анализа факторов, значимых для формирования аддиктивного поведения, и заболеваний, связанных с зависимостью.

В комплексе факторов риска, которые должны учитываться при проведении профилактической работы, важное значение имеет семейная обстановка. Болезнь одного из членов семьи нарушает всю структуру отношений между ее членами и способствует возникновению «синдрома созависимости». Искажение психологической атмосферы созависимой семьи имеет свои закономерности, достаточно изученные и потому предсказуемые. С учетом этих закономерностей разрабатываются программы специфических форм помощи больному и его семье, меры профилактики. И поскольку страдают все члены семьи больного, то в плане вторичной профилактики следует лечить и реадаптировать не только больного, а всю семью.

Созависимость существенно редуцируется при систематическом лечении, для проведения которого можно рекомендовать программы групповой психотерапии созависимости, разработанной в ГНЦ наркологии, а также программы Ал-Анон.

Наличие алкоголизма или другого вида химической зависимости у одного родителя и созависимости у другого формирует дисфункциональную семью, в которой страдают дети. Жизнь в дисфункциональной семье приводит к тому, что дети неизбежно берут на себя так называемые «роли выживания»: герой семьи, козел отпущения, потерянный ребенок, талисман. В соответствии с этим профилактическая, психологическая помощь детям должна быть дифференцированной, учитывающей характер сформировавшейся роли.

В плане развития аналогичного заболевания группу высокого риска представляют дети больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями. По нашим данным, 70% сыновей и не менее 15% дочерей больных алкоголизмом отцов по достижении зрелого возраста сами заболевают алкоголизмом и наркоманиями. Изучение семей больных наркоманиями показало частое, неслучайное внутрисемейное и интраиндивидуальное сочетание алкоголизма и наркоманий. Единство предрасположенности к любым формам химической зависимости подтверждается и биологическими исследованиями.

Одним из затрудняющих моментов в организации «алкогольной» помощи семье является низкая мотивация или полное отсутствие таковой у самих нуждающихся в этой помощи. Для преодоления этих трудностей необходимы усилия в плане изменения общественного мнения, принятия концепции алкоголизма и других форм химической зависимости как семейной болезни с обязательным лечением наряду с самим больным всей его семьи. Вплотную к проблеме семейного алкоголизма, а часто и внутри нее примыкает феномен женского алкоголизма. Определение распространенности алкоголизма среди женщин затруднено вследствие психологической закрытости пациенток по сравнению с мужчинами. Однако объективно установлена тенденция постоянного роста числа заболеваний, связанных с зависимостью среди женского населения за последние десятилетия и в настоящее время; по данным разных источников, соотношение женского и мужского алкоголизма в среднем по Федерации равняется 1:6.

Как отмечалось, алкоголизм женщин отрицательно сказывается на детях, приводя к заметным нарушениям их психики: невротическим расстройствам, отчуждению, девиантному поведению, задержке психического развития, проблем — в семейном и, в частности, материнском алкоголизме.

Кроме того, с материнским алкоголизмом связана проблема алкогольного синдрома плода, также имеющая важное значение как направление профилактической работы и проявляющаяся в конечном результате в физическом недоразвитии ребенка, в разного рода уродствах, патологии внутренних органов, задержках психического развития и умственной отсталости. Несомненно, что все эти сведения должны быть включены в содержание просветительской профилактической работы.

Прямым следствием семейной отягощенности алкоголизмом в сочетании с влиянием референтной среды является алкоголизм подростков.

Проблема эта также трудно измерима, как и распространенность алкоголизма у женщин. Подростки, злоупотребляющие алкоголем, и больные «ранним алкоголизмом» чаще всего попадают к наркологу через инспекцию по делам несовершеннолетних. Система выявления таких подростков в школах, профтехучилищах, техникумах, в общемедицинской сети в завершенном виде пока не сложилась. Несмотря на разные показатели распространенности подросткового алкоголизма, основывающиеся на различных методиках выявления, за последние годы объективно установлена четкая тенденция роста пораженности подростковой среды заболеваниями, связанными с зависимостью, что должно актуализировать профилактическую работу в данной возрастной группе населения.

Главное направление наркологического просвещения среди подростков — заблаговременное, опережающее формирование достаточного объема объективной информации о психоактивных веществах, адекватного образовательному и культурному уровню объектов профилактики в конкретной локальной ситуации. Следует решительно отказаться от обеднения содержательной стороны антиалкогольной и антинаркотической пропаганды путем сведения ее лишь к лобовому запугиванию, изъять из арсенала пропагандистских материалов плакаты, где нетрезвый человек изображается в облике свиньи. Подобный подход, приводящий подчас лишь к оживлению поисковой активности молодежи и не подкрепленный конструктивной медико-психологической работой, себя исчерпал. Условия эффективности наркологического просвещения — его облигатное сочетание с обучением технике поведения в ситуациях повышенного риска приобщения, технике отказа, сохраняющего необходимое общение, технике психофизиологической регуляции, особенно в стрессовых ситуациях. В этой работе не обойтись без использования приемов современных психокоррекционных и психотерапевтических техник: групповой личностно-ориентировочной психотерапии, поведенческой терапии, континуальной психотерапии, ролевых игр, психокоррекционных тренингов и др.

Установлено, что в крупных городах и иных территориальных образованиях с компактным расселением жителей 20 — 25% подросткового населения являются потребителями наркотиков. Это объясняется как особенностями пубертатного периода, ростом в последние годы числа детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением, а также нестабильностью социально-политической ситуации и проблемами экономического характера. При проведении первичной профилактики допустим определенный социальный прессинг (психосоциальная интервенция), чтобы больные и лица из группы риска (под влиянием негативного стимулирования в том числе) неизбежным образом обращались за помощью и включались в лечебные программы. Однако медицинские учреждения безусловно не должны брать на себя административно-репрессивные функции, т.к. в противном случае наркологические структуры начинают отождествляться молодежью и родителями с правоохранительными органами, что отталкивает потенциальных пациентов. В то же время задачи органов здравоохранения в плане первичной профилактики велики. Они касаются общего оздоровления детей и подростков, предупреждения патологии при беременности и в родах. У подавляющего большинства лиц из групп риска по наркоманиям и токсикоманиям выявляются минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга, аффективная неустойчивость, личностные аномалии, прослеживающиеся с раннего периода онтогенеза. В данном случае профилактика различного рода дизонтогений и связанных с ними различных вариантов девиантного поведения у детей и подростков есть необходимая точка приложения для первичной медицинской профилактики наркотизма.

Кроме того, в осуществлении первичной профилактики заболеваний, связанных с зависимостью, компетенция специалистов психиатров-наркологов необходима для обеспечения подготовки педагогов, воспитателей и родителей в их деятельности по воспитанию и просвещению несовершеннолетних в плане предупреждения потребления наркотических веществ.

Тактика вторичной профилактики в отношении лиц, страдающих наркоманиями и токсикоманиями, имеет свою специфику, отличающуюся от соответствующих подходов в отношении общесоматических и даже психических заболеваний. В данной сфере неприемлема группировка контингентов по нозологической и синдромальной принадлежности, а также внутренняя группировка по тяжести состояния. Практика показывает, что объединение в одном отделении больных с противоположными установками (желанием лечиться и уклонением от лечения) приводит к тому, что имеющаяся у части пациентов позитивная установка разрушается и эти больные возвращаются в круг привычной наркотизации.

Более рациональным представляется подход, в соответствии с которым контингенты дифференцируются на макроуровне по степени необходимого социального прессинга для привлечения больных в лечебные программы.

Для группы больных, у которых установка на лечение хорошо сформирована, предусматриваются такие организационные формы лечебных программ, которые опираются на конфиденциальность, добровольность, нестеснение и другие щадящие социальный статус принципы. Очевидно, что ряд больных не сможет удержаться в лечебной программе, организованной таким образом, и будет продолжать наркотизацию. Для этой группы пациентов должны быть предусмотрены иные, более жестко регламентированные формы организации лечебного процесса: закрытые учреждения, специализированные учебно-профессиональные учреждения, функционирующие по типу коммун.

Вместе с тем режим содержания, оказание лечебно-профилактической помощи должны быть дифференцированными по этапам, по мере продвижения пациента к состоянию интеграции в здоровую среду.

Формирование групп риска среди взрослых осуществляется путем наркологического скрининга, прежде всего в общей лечебно-профилактической сети.

Другим полем для проведения скрининга и ранней диагностики являются организованные коллективы. Базовой структурой этого раздела работы должна явиться система социально-психологической помощи на предприятиях и учреждениях.

Эта служба организуется в виде специальной структуры на крупных предприятиях или на кооперативных началах для нескольких предприятий или учреждений малого и среднего бизнеса. Возглавляет группу освобожденный дипломированный психолог. Остальные члены группы — сотрудники данного же учреждения, которые работают в группе за дополнительное вознаграждение. Работу группы консультируют специалисты со стороны. В наших условиях консультативная поддержка наиболее реальна со стороны учреждений и специалистов наркологической службы и психотерапевтов. Основной тактикой работы этих групп является сбалансированное воздействие в форме позитивного и негативного стимулирования, движение от очень мягкого до достаточно жесткого психологического прессинга.

Более трудным, но не менее важным делом являются профилактические действия по месту жительства.

Эти действия могут осуществляться также организованной группой добровольцев, которые действуют в качестве развивающейся сети в поселке, городе или регионе, побуждая местные власти претворять в жизнь принципы профилактики. Группа должна состоять не больше чем из 15 человек; внутри этой группы, как правило, имеется одна инфрагруппа, которая специально занимается поиском новых добровольцев до тех пор, пока каждый из ее членов не станет организатором новой группы и так до полного охвата территории. Такие группы могут действовать в любой организации — государственной, муниципальной, религиозной, общественной и т.д. Высшая цель подобного рода групп — побуждать людей отказаться от любых наркотиков в своей жизни и всеми возможными средствами предупреждать их потребление.

Члены указанных групп проводят работу с населением с помощью разработанной для нее наркологами и психологами специальной памятки, содержащей инструкцию о видах и характерах рекомендуемой их деятельности. В отношении этих групп со стороны работников наркологической службы требуется методическая помощь, консультирование и тактичная координационная работа.

Следующее ответственное направление профилактической работы — создание системы «наркологической бдительности», нацеленной на возможно раннее выявление всех случаев злоупотребления алкоголем и приобщения к наркотикам. Необходимо организовать обучение преподавателей, воспитателей, врачей, работников правоохранительных органов, всех работающих с детьми и взрослым населением, особенно с родителями, в целях формирования у них навыков распознавания прямых и косвенных признаков «особых отношений» с психоактивными веществами, а также представлений о модусе поведения при их обнаружении.

VI. Организационные аспекты профилактической работы, осуществляемой структурами наркологической службы

В предыдущих разделах сформулированы методолого-методические ориентиры профилактической работы. Они позволяют проводить ее на основе поливариантности и многообразия форм и методов профилактики с учетом конкретных условий: напряженности наркологической ситуации в регионе, половозрастного и социального состава населения, а также с опорой на сложившийся позитивный опыт и оправдавшие себя формы работы.

Впредь до введения новых нормативных актов, регламентирующих оптимизацию структур наркологической службы, целесообразно перераспределить некоторые функции существующей инфраструктуры наркологических учреждений с утверждением приоритетов добровольности и конфиденциальности при обращении за помощью, работы с группами риска, ранней диагностики, выхода во внеклиническую среду, установление на основе новых подходов взаимодействия с учреждениями общесоматической сети, учреждениями дошкольного воспитания и образования, правоохранительными и административными органами, общественными организациями, администрацией предприятий и учреждений.

Очевидно, что при переходе на добровольность обращения объем участковой работы будет сокращаться, за счет чего могут быть усилены звенья, обеспечивающие первичную, вторичную и третичную профилактику. Задача специалистов профилактического звена сводится к реализации усилий на трех уровнях — на уровне первичной профилактики просветительская деятельность среди населения, в организованных коллективах, учреждениях общесоматической сети, учебных заведениях. При этом адресация санитарно-просветительских действий должна быть дифференцирована по двум направлениям: непосредственно к населению, а также к специалистам ненаркологам, работающим с населением. В указанном втором направлении важным аспектом является обеспечение ранней диагностики и формирование групп повышенного риска с последующим вовлечением этих групп в профилактические программы.

Оргметодотделы головных территориальных наркологических учреждений должны разработать типовые планы совместной работы наркологов, врачей общесоматической сети, педиатров, специалистов медико-генетических консультаций, врачей медико-санитарных частей. В этих планах важно предусмотреть создание системы обучения основам наркологии участковых врачей поликлиник, а в дальнейшем по мере их институирования — врачей общей практики, семейных врачей.

В штате наркологических учреждений целесообразно выделить специалистов, ответственных за работу во внемедицинской сфере.

В частности, как показывает опыт, воспитательная работа в школах и дошкольных учреждениях по предупреждению аддиктивного поведения детей и подростков не может осуществляться педагогами без их предварительной подготовки по медицинским аспектам данной проблемы.

Важным каналом профилактики, связанным с зависимостью, являются средства массовой информации, но при этом важно, чтобы профилактическая публицистика была представлена в них не от случая к случаю, а систематически, в виде постоянной колонки в областной и районной газете и постоянной тематической передаче по радио и телевидению.

Не останавливаясь в данных Рекомендациях на работе стационарных наркологических структур, осуществляющих вторичную профилактику, здесь лишь следует подчеркнуть важность таких внебольничных структур, как хорошо оснащенные кабинеты детоксикации, которые должны быть развернуты на всех уровнях наркологической помощи, вплоть до кабинетов районных наркологов. В этом плане специалисты ФАП также должны быть обучены методикам купирования алкогольной абстиненции и по возможности в ранние сроки. Не менее важным звеном, обеспечивающим вторичную профилактику, является работа психотерапевтов, психологов, социальных работников, направленная на предупреждение рецидивов и закрепление ремиссий. Подробное содержание этой работы отражено в уже имеющихся директивных и инструктивных документах.

Третичная профилактика больных с заболеваниями, связанными с зависимостью, также не должна быть исключена из сферы деятельности наркологических учреждений. Организационные аспекты третичной профилактики сформулированы в «Положении о государственном реабилитационном центре».

В предлагаемом методическом документе рекомендации представлены не в прескрептивной, а в дискрептивной форме, представляющей возможность создания многообразных структур и поливариантных форм деятельности. Отказ от консервативных унитарных моделей объясняется многообразием региональных и локальных условий, а самое главное — положениями формирующейся концепции здравоохранения, которая включает в себя принцип делегирования компетенции с вышестоящих уровней на нижестоящие и новые подходы к планированию и финансированию ЛПУ.

источник