Меню Рубрики

Меры по противодействию распространения алкоголизма и наркомании

Профилактика алкоголизмаэто система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических, мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Для успешного проведения антиалкогольной и антинаркотической профилактики алкоголизма необходимо выделить основные компоненты характеристики образа жизни больных алкоголизмом или наркоманией.

В качестве основных причин потребления алкоголя и наркотиков выделяют следующие группы факторов:

Социально-психологические:

неблагополучная семья (криминализованная обстановка, алкоголизм родителей, отсутствие должного внимания и ухода за детьми, а также; эмоционального контакта);

неудовлетворительная ситуация развития ребенка (проблемы взаимоотношений в микросоциуме, социальная дезадаптированность);

психологические особенности личности (волевые, моральные проблемы, погони за развлечениями, авантюризм избыточный конформизм возбудимость неустойчивость поведения).

Конституционально-психологические:

наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.

Эпидемиологические и культурные:

Распространенность алкоголизма, наркоманий и токсикоманий в обществе, традиции употребления алкоголя в семье, местности, регионе, стране.

Возможные мотивы потребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств.

Социальные мотивы:

· желание занять место в группе сверстников и соответствовать принятым в ней нормам;

· подчинение угрозам, давлению со стороны наркодилеров;

· стремление поддержать субкультурную «традицию».

Индивидуальные мотивы:

· стремление получить удовольствие (физическое, психологическое);

· нейтрализация отрицательных эмоций;

· стремление выйти из состояния скуки, бездействия иди усилить эффективность своей деятельности.

Патологические (болезненные) мотивы:

· мотивы ухода (назло себе, взрослым);

· протест, ощущение себя лишим в жизни;

· поведение, обусловленное психическими расстройствами;
биологическая потребность на стадии физической зависимости от алкоголя или наркотика.

Алкоголизм, наркомания и токсикомания – тяжелые психические заболевания, лечение которых эффективно лишь в рамках длительных комплексных программ.

Излечиваются от алкоголизма и наркомании не более 10 % пациентов.

Важно не допустить развитие алкогольной или наркотической зависимости у молодых людей. Главной профилактической мерой должно стать знание правды о последствиях употребления алкоголя и наркотически действующих веществ.

К сожалению, профилактика любых форм алкогольной или наркотической зависимости весьма слабо представлена в плане гигиенического просвещения и воспитания детей, и молодежи, несмотря на то, что мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотв­ращение этого разрушительного явления, нежели в устранение его последствий.

В зависимости от контингента, с которым проводится профи­лактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика алкоголизма (и наркомании) — это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления алкоголя. Эта форма профилактики предусматривает ра­боту с контингентом, не знакомым с действием алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ).

Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков (профилактика подросткового алкоголизма, подростковой наркомании).

Программы первичной профилактики алкоголизма включают антиалкогольную пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению алкоголя и наркотиков.

Поэтому занятия по профилактике алкоголизма должны проводить специально подготовленные педагоги.

В США и некоторых европейских странах преподаватели, ведущие занятия по антиалкогольной и антинаркотической профилактике, предва­рительно проходят 4-5 месячную подготовку на специальных курсах.

Задачи первичной профилактики:

1. Создание школ, свободных от алкоголя и других психоактивных веществ изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркоти­кам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание, создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).

2. Выявление группы риска алкоголизма (по специально разработанным методическим рекомендациям).

3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблемам алкоголизма способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить роди­телей нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; сформировать группы лидеров-родителей).

4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике алкоголизма в школах и по выявлению группы риска).

Вторичная профилактика алкоголизма (и наркомании) ориентирована на группу риска: Объектом этой формы профилактики алкоголизма являются молодые люди подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ (подростки с явлениями социально-педагогической запущенно­сти, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных семей и т.д.). Цель вторичной профилактики алкоголизма – раннее выявление начавших употреблять алкоголь и другие психоактивные вещества и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психоло­гов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ре­сурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих алкоголем. Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер, т.е. предупредить формирование устойчивой зависимости от алкоголя или другого психоактивного вещества.

Задачи вторичной профилактики:

1. Работа с детьми групп риска по алкоголизму (выявление патологии, лечение
и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).

2. Создание центра реабилитации для злоупотребляющих алкоголем или другими ПАВ, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).

3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практи­ческие занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; созданием групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма (и наркомании) — это оказание помощи больным алкоголизмом или наркоманией. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, Ее цель — предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного алкоголизмом побороть свой недуг.

Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления алкоголя или наркотических средств и помощь малоэффективна.

Задачи третичной профилактики:

1. Формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).

2. Создание групп взаимопомощи.

3. Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы».

Структура программы профилактики алкоголизма (наркомании, токсикомании)

3. Развитие личностных ресурсов.

4. Развитие стратегий высокофункционального поведения.

Методы работы

Групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, «круглые столы», совещания.

Из представленной схемы профилактики ясно, что объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропаган­дистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней алкоголизации детей и подростков вполне реально. Третичная профилактика — прерогатива медиков и близких больному людей. В большинстве случаев у сформировавшихся больных алкоголизмом и наркоманиями не хватает сил и мужества само­стоятельно преодолеть зависимость, бороться со своим падением. Чтобы вернуться к жизни, от которой они хотели убежать с помо­щью наркотиков, им необходима помощь друзей и родных, сознающих, что силой эту болезнь не одолеть. Нужны такт, доверие, благорасположение, создание у больного ощущения безопасности и самостоятельности, а также уверенности в том, что его любят.

Поэтому наиболее эффективные программы преодоления алкогольной или наркозависимости включают помощь близких в качестве обязательной составляющей. Однако все труды могут оказаться напрасными, если у самого больного не будет страстного, осознанного непреодолимого желания избавиться раз и навсегда от поработившего его страшного недуга. Вот почему, по мнению психологов, наи­более надежным барьером на пути распространения алкоголя и других ПАВ являются первичные меры — своевременное предупреждение по­тенциальных потребителей алкоголя, табачных изделий, наркотических и токсикоманических средств.

Многоаспектность и сложность причин и условий, способствующих алкоголизации детей, подростков и молодежи, обусловливают необходимость комплексного характера мер профилактики этого социального зла. В приведенной ниже таблице (табл. 1) представлены основные направления и специфические особенности профилактической работы по каждому из этих направлений.

Примерная схема профилактических мероприятий по профилактике подросткого алкоголизма, подростковой наркомании

Задачи и пути их реализации

Коррекция неправильного воспита­ния и ранних аномалий развития лич­ности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, алкоголизации и наркотизации.

Последовательное антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотиче­ское воспитание в школе с I по XI класс.

Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Повышение санитарной грамотности и культуры населения.
Антиалкогольная, антиникотиновая и
антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения.
Искоренение; вредных для здоровья привычек.

Комплексная работа с группой рис­ка — лицами, злоупотребляющими алкоголем, табачными изделиями, наркотическими и токсикоманическими средствами.

Санирование биологической почвы.
Работа по индивидуальным планам медико-педагогических мёроприятий;

Развитие и совершенствование наркологической службы.

Осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, и алкоголизма, никотиномании, наркомании, токсикомании и их последствий. Широкая антиалкогольная и антинаркотическая работа всей общемедицинской сети.

Правовое регулирование с целью преодоления пьянства и алкоголизма, минимизации курения, повышения ответственности за потребление наркотиков; строгое соблюдение законодательства об уголовной ответственности за приобщение к потреблению наркотиков (особенно детей и подростков).

Государственные мероприятия по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи любых алкогольных изделий (включая пиво), а также табачных изделий, что позволит реализовать наступательные меры против пьянства, алкоголизма, отравления табачным дымом (не только курящих, но и пассивных курильщиков).

Финансирование программ борьбы с любыми формами наркотизма и с наркобизнесом.

Реализация комплекса изложенных в таблице мероприятий — это минимум, необходимый для борьбы употреблением алкоголя и наркотизмом — реальной угрозой интеллектуальному, нравственному потенциалу и физическому здоровью нации. Из такого видения проблемы следует исходить при организации профилактики всех форм алкогольной и наркотической зависимости.

Статью подготовил профессор Никифоров Игорь Анатольевич. Клиника при кафедре наркологии и психотерапии занимается профилактикой алкоголизма и наркомании, комплексным и анонимным лечением алкоголизма, выводом из запоя, лечением наркотической зависимости.

Литература:
Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2004 – 192 с.

источник

Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.

Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

  • Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
  • Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
  • Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
  • Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
  • Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.

Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
  • формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
  • совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
  • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
  • формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.
Читайте также:  Все о монастырском чае от алкоголизма

Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

– Центр медицинской профилактики;
– Центр по проблемам семьи – Кордея;
– Центр «Анти-СПИД»;
– Центральная библиотека;
– Городские поликлиники;
– Центр Детского Творчества;
– Образовательные учреждения города.

Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.
Это:

– семинары;
– конференции;
– лектории;
– беседы;
– диспуты;
– просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
– игровые ролики;
– тренинги.
– экскурсии.
– встречи:
а) с медицинскими работниками учреждений города;
б) с работниками правоохранительных органов;
в) с духовными наставникам;
г) с социальными педагогами;
д) с психологами;
е) с родителями учащихся школы;
– статьи в школьной прессе;
– уроки здоровья;
– волонтёрские площадки;
– элективные курсы;
– классные часы.

Направление деятельности

1 Психологи – индивидуальное консультирование;
– оказание методической и практической помощи
в подготовке и проведении классных часов,
индивидуальных бесед;
– освещение результатов мероприятий и
работы психолога в целом
по профилактике алкоголизма,
наркомании, табакокурения в школе. 2. Социальные педагоги – исследование социально-педагогических условии в школе;
– оценка эффективности взаимодействия образовательных учреждений и подразделений милиции города по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних;
– изучение опыта работы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– анализ поступающей информации из комиссии по делам несовершеннолетних;
– формирование единой информационно-статистической базы по школе;
– проведение социальных исследований;
– индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
– организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п. 3 Учителя биологии, химии, классные руководители – организация профилактической работы по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу, венерическим заболеваниям через:
а) классно-урочную систему;
б) внеклассные мероприятия;
в) экскурсии.
– выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни);
– показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений;
– индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
– проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей;
– организация воспитательной работы в классе;
– пропаганда здорового образа жизни;
–организация поездок на турбазы. 4 Медицинские работники,
учителя физического воспитания. – оказание первой помощи при отравлении алкоголем, токсическими веществами, табаком;
– выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни;
– проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями;
– проведение дней здоровья;
– организация работы секций волейбола, баскетбола и др.
– организация циклов лекций по борьбе с вредными привычками;
– проведение Дня борьбы с курением – 7 мая,
1 декабря– международный день борьбы со СПИДом. 5 Библиотекарь – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам. 6 Совет старшеклассников – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам.

Первый этап – организационный.

На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета, который входит в состав НОУ. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану.

Второй этапвнедренческий

Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.

Третий этап

Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромании, СПИДа).

Составление программы Совещание административной группы в школе Проведение педагогического совета Проведение классных часов
Проведение общественного родительского собрания Проведение родительских собраний в школе Создание координационного совета по реализации программы
Связь школы с учреждениями города Работа пресс-центра Научно-исследовательская работа учащихся

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа жизни.
2. Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании, курению, алкоголизму.
3. Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.
4. Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя, игромании.
5. Совершенствование системы профилактики потребления наркотиков, табака, алкоголя.
6. Создание необходимых условий в школе для организации занятости учащихся во внеурочное время.

Формы профилактической работы с классом.

Вывод: Основные значимые для класса формы профилактической работы принимаются:

– планом работы школы и класса;
– собранием учащихся класса;
– главным советом корпорации класса «пятерка»;
– родительским собранием, родительским комитетом.

источник

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Читайте также:  Капли для лечения алкоголизма без ведома больного колме

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

источник

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

Наркомания в наше время достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этим страшным явлением. Поэтому немаловажное значение в современном обществе приобретает профилактика наркомании. Она подразумевает комплекс мер, предупреждающих появления наркомании.

Наркотическая зависимость – это состояние человека, когда он постоянно думает о наркотиках, стремится получить их для определенных приятных ощущений или избавления от психического дискомфорта. Ради того, чтобы получить ощущение эйфории, наркоман идет на все. Он легко переступает границы морали, разрушает свою семью, становится преступником и даже убийцей. Личность больного наркотической зависимостью становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего наркоман с невероятной скоростью «катится» к своей гибели.

Так как интересы наркомана сосредотачиваются только на добыче и употреблении наркотиков, в кругу его общения находятся, в основном, антисоциальные личности. Наркоман с опытом не имеет работы, друзей, семьи. Для общества он совершенно бесполезен и только доставляет проблемы. Поэтому общество не только ради своего комфорта, но и в гуманных целях стремится уменьшить рост наркомании и вернуть к полноценной жизни людей, зависимых от наркотиков.

И самым доступным и современным способом для этого является профилактика наркомании и токсикомании в школах. Ведь именно подростки чаще всего становятся жертвами этих пагубных пристрастий. Дети при нужном подходе и доступной информации способны сформировать собственное мнение о таком явлении, как наркомания. Они в состоянии четко понимать, что такое наркотики, как они действуют на организм, и каковы последствия их употребления.

От качества профилактической работы зависит жизнь потенциальных наркоманов, членов их семей и общества вообще. Поэтому профилактика наркомании у подростков не должна проводится халатно и «ради галочки».

В России в начале прошлого века наркомания имела широкое распространение. В употреблении были и кокаин, и опиаты. К концу 30-х годов Советский Союз практически полностью искоренил это явление, хотя никакие профилактические меры не проводились.

Причиной невероятного успеха стал «железный занавес», изолировавший СССР от других стран, а также жесткий контроль над гражданами, массовые репрессии и невысокая степень коррумпированности чиновников. В 60-е годы процент наркоманов среди населения Советского Союза был мизерным. И в него входили, в основном, морфинисты, получившие зависимость во время лечения от тяжелых заболеваний, и пациенты психиатрических клиник, получавшие наркотики по рецептам врачей. Члены их семей и знакомые также входили в этот небольшой процент.

В то время профилактика наркомании сводилась только к предупреждению людей об опасности употребления морфия в качестве медикамента. К немногим в те времена наркоманам тогда было сострадательное отношение, как к ущербным людям.

Даже в уголовном кодексе Советского союза не было статьи об изготовлении и распространении наркотиков. Все преподносилось так, что наркомания в стране отсутствует. Но в южных районах государства традиция выращивания мака и конопли процветала. Эти культуры использовались как лекарства при некоторых заболеваниях и седативные препараты. Но к концу 70-х игнорировать резкое увеличение наркозависимых власти уже не могли.

Тогда профилактика наркомании в молодежной среде смогла бы значительно снизить количество наркоманов, но проблему замалчивали. 80-е годы стали периодом формирования нового образа наркомана. Молодежь употребляла внутривенно опий, эфедрин, первитин. Иметь следы от укола шприцем или томно почесывать место укола даже стало модно. Быстро налаживалась сеть распространения наркотиков. В свободной продаже за сущие копейки можно было купить сильнодействующие наркотические препараты.

Наркоманы стали предметом интереса общества, они выделялись из общей массы. В 90-х годах страну охватила настоящая эпидемия наркотической заразы среди подростков. По сравнению с тем временем, в наши дни количество наркоманов уменьшилось, но это только за счет высокой смертности. Но общая тенденция к наркотизации общества растет. В России служба наркоконтроля утверждает, что 5,5% населения страны – наркоманы. В Украине количество только тех, кто состоит на учете в наркодиспансерах, равняется 300 тыс. человек. А реальное количество наркозависимых больше раз в десять.

Профилактика наркомании должна стать неотъемлемой частью просвещения. Для этого в школах проводятся лекции и занятия по профилактике наркомании, демонстрируются документальные и художественные фильмы. Хорошая профилактическая работа среди подростков дает ощутимые результаты, и она должна вестись постоянно и в широких масштабах. Правильно проведенные профилактические мероприятия среди подростков обязательно станут сдерживающим фактором и уменьшат количество молодых людей, «присевших» на наркотики.

Педагоги, психологи и социальные работники в своей работе по профилактике наркомании среди подростков и детей могут пользоваться методами, разработанными в России. Основной принцип этой методики основан на заполнении информационного вакуума и предполагает создание действующего и постоянно финансируемого потока рекламы и публикаций в СМИ о мерах профилактики наркомании и алкоголизма.

Информация по профилактике наркомании должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть позитивной и не иметь оттенка безысходности;
  • негативная информация должна освещать трагические последствия употребления алкоголя и наркотиков;
  • в СМИ не должны демонстрироваться сцены употребления наркотиков и алкоголя;
  • любая публикация должна иметь вывод в виде понятной информации и рекомендациям по профилактике употребления алкоголя и наркотиков;
  • каждая публикация должна иметь мотивационное воздействие на адресную аудиторию;
  • подготовку материалов должны осуществлять только специалисты – наркологи, психологи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники;
  • любую информацию по профилактике наркомании и алкоголизма должен одобрить специальный экспертный совет.

Также в комплексе мер по профилактике наркомании должно быть организовано телефонное консультирование.

Три телефонные службы, работающие в одной системе, смогут стать своеобразным информационным мостом для населения и помогут отслеживать координаты наркопунктов. Это следующие службы:

  1. «Горячая линия». Ее цель – информировать население по вопросам алкоголизма и наркомании, а также давать сведения о лечебных и реабилитационных учреждениях.
  2. Круглосуточный телефон поддержки для наркозависимых. На телефоне работают специалисты по химической зависимости.
  3. «Телефон доверия». От телефона поддержки отличается тем, что на вопросы отвечают и дают рекомендации профессиональные психологи.
Читайте также:  Какой вид кодирования от алкоголизма эффективнее

Наркомания, как и алкоголизм – это не личное дело отдельно взятого человека. Из-за наркотизации у зависимых очень высокий риск заболевания СПИДом, венерическими болезнями, гепатитами, и не меньшая возможность их распространения.

Сочетать наркотики и учебу невозможно, поэтому молодежь, втянутая в наркоманию, быстро дезадаптируется в обществе, втягивается в криминал, теряет семью и становится потенциально опасной для окружающих.

Для обеспечения активной работы по профилактике алкоголизма и наркомании, остановки эпидемии и оказания посильной лечебно-реабилитационной помощи больным требуется соответствующая законодательная база. Ведь, в первую очередь, необходима административная ответственность за употребление наркотиков и возможность обследования подозреваемых в наркомании лиц. Первичная профилактика наркомании и реабилитация несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, должны иметь широкую основу.

В терминологии ВОЗ различают первичную, вторичную и третичную профилактику. В задачу первичной профилактики ставят предупреждение употребления наркотиков. В методике этой профилактики существует четыре основных направления:

  1. активная воспитательная работа среди молодежи и подростков;
  2. санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  3. общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков;
  4. административно-законодательные меры.

Вторичная профилактика наркомании – это раннее выявление лиц, употребляющих психоактивные вещества, и их лечение, а также предупреждение рецидивов и проведение поддерживающей терапии.

В задачу третичной профилактики входит социально-трудовая и медицинская реабилитация больных наркоманией.

Предрасположенность к наркотизму определяется определенными патохарактерологическими особенностями личности. Склонность к употреблению наркотиков имеют подростки с неустойчивым, истерическим характером, терпимые к любым отклонениям от социальных и психических норм, склонные к депрессии, негативно настроенные к основным социальным требованиям.

Профилактика наркомании предполагает и активное выявление пунктов наркотизации. У молодежи сильно развито чувство солидарности, поэтому они употребляют наркотики в группе. Так что от обследуемого подростка вряд ли удастся получить сведения об его «товарищах» по наркотикам. Для этого следует использовать метод фронтального обследования ближайшего окружения нововыявленного потребителя наркотических препаратов.

Немаловажной в профилактике наркомании является санитарно-просветительная работа среди детей и подростков. Но по этому вопросу на сегодня нет единого мнения. Одни специалисты рекомендуют проводить медицинскую пропаганду в школе на протяжении всего учебного года. Другие считают необходимым ввести в учебную программу курс по профилактике наркозависимости.

Представителями наркологической службы в школах и вузах должны проводиться семинары по обучению преподавателей простейшим приемам выявления различных видов опьянения, формированию у подростков настороженности к этой проблеме. Необходимы рассказы о реальных случаях тяжких последствий наркотизма – медицинских и социальных.

Особенно убедительны сообщения о тяжелых отравлениях, ранах, смертельных исходах от передозировок наркотиков и т.п. Необходимо также акцентировать внимание подростков на пагубном влиянии наркотиков на физическое развитие, интеллект и потомство.

Очень важным в профилактических мерах является взаимодействие подростковой наркологической службы и соответствующих подразделений МВД, а также комиссий по делам несовершеннолетних. Сотрудники милиции должны способствовать привлечению молодежи к обследованию и лечению от наркомании. Если подросток уклоняется от посещения наркологического диспансера, не поддается психотерапевтическому воздействию и является лидером группы наркоманов, то здесь необходимо принимать административные меры.

В настоящий момент, к сожалению, медицинская психология, наркология и социология не имеют достаточных знаний для выработки рациональной и эффективной системы профилактики наркомании и алкоголизма среди подростков. До сих пор нет научных данных о биохимических механизмах формирования наркотической зависимости. Эта проблема требует всестороннего изучения, только тогда будет возможна выработка эффективной стратегии профилактики наркомании.

В феврале 2000 г. в Красноярске было создано муниципальное учреждение «Молодежный центр профилактики наркомании», стратегией которого является воспитание психически здоровой личности, способной самостоятельно решать жизненные задачи без приема психоактивных средств. Этот центр ежегодно проводит городские акции, посвященные Всемирному дню борьбы с наркоманией, Всемирному дню борьбы с курением и флеш-моб, посвященный Всемирному дню Здоровья.

источник

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет

На тему: Педагогические меры профилактики алкоголизма и наркомании

Факультета коррекционной педагогики

кафедры технического образования

технология и предпринимательство

Цель работы – изучить профилактику при борьбе с алкоголизмом и наркоманией.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

— дать понятие наркомании и алкоголизма;

— рассмотреть профилактику в борьбе с алкоголизмом и наркотической зависимостью;

— изучить педагогические меры профилактики.

-обработка, анализ научных источников;

-анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – алкоголизм и наркомания

Предмет исследования – профилактика алкоголизма и наркомании.

АЛКОГОЛИЗМ (alcoholism) – биопсихосоциальное заболевание, в основе которого лежит зависимость человека от алкоголя («алкоголь» по-арабски «одурманивающий»). Является одной из форм отклоняющегося (девиантного) поведения.

Алкоголизм как заболевание впервые подробно описал в середине 19 в. шведский врач Магнус Гусе, хотя само оно известно с древности. Согласно «Международной классификации болезней» Всемирной Организации Здравоохранения, алкоголизм – это состояние (психическое и обычно также физическое), возникающее в результате потребления алкоголя и характеризующееся постоянной или периодической потребностью в нем. Алкоголиком в полном смысле слова считается человек, для которого алкоголь стал столь же необходимым компонентом жизнедеятельности, как вода и пища. Больной алкоголизмом готов на все ради получения алкоголя, несмотря на отрицательные последствия его потребления для себя и окружающих.

Распространение алкоголизма в обществе является одним из симптомов социального неблагополучия. С одной стороны, люди ищут «отдушину в бутылке», когда не находят места в жизни, чувствуют разлад между собой и окружающим миром. С другой стороны, чрезмерное потребление алкоголя само по себе ведет к маргинализации индивида, его выключению из нормальной жизни. Поэтому алкоголизм есть и следствие, и причина социального неблагополучия. Само по себе потребление алкогольных напитков, как правило, не относится к девиантному поведению (за исключением мусульманских стран). Таким образом, термин «алкоголизм» имеет два основных смысла: это и болезнь индивида, связанная с его личными особенностями, и социальная патология, связанная с развитием общества в целом.

Исследованием алкоголизма занимаются представители многих наук – медицины, психологии, социологии, экономики, криминологии.

1.1 Исторические закономерности развития алкоголизма

Опьяняющие напитки известны человечеству со времен первобытности. Их потребление чаще всего было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Однако уже в древности появилось как чисто бытовое потребление алкоголя, так и злоупотребление им.

Бытовое изготовление вина впервые получило широкое распространение, видимо, в древнем Египте. В 7–3 вв. до н.э. виноделие распространилось во всех странах, где вызревал виноград.

Уже в античных обществах известны как болезненное пристрастие к вину, так и государственные меры по ограничению потребления вина, вплоть до введения полного запрета. Например, Ликург, законодатель Спарты, приказал уничтожить все виноградные лозы; некоторые правители древности и средневековья вводили сметную казнь за пьянство. В Афинах разрешалось пить только вино, разбавленное тремя частями воды. Порицалось употребление вина, разбавленного водой лишь наполовину, и уж тем более неразбавленного. Пристрастие к неразбавленному вину считалось одним из главных признаков, отличающих цивилизованного человека от «дикого» варвара. Гиппократ называл пьянство добровольным сумасшествием.

Впрочем, до открытия технологии изготовления спирта (это сделали арабы в 9 в., в Европе она получила распространение лишь с 13–15 вв.) сами спиртные напитки были относительно слабыми, что сильно сдерживало распространение алкоголизма. Поэтому в древнем мире и в средние века алкоголизм существовал только как индивидуальное заболевание, но не как социальная патология.

Социальной патологией алкоголизм в Западной Европе стал лишь в эпоху нового времени. Известно, например, что в 18 в. среди английских бедняков самое широкое распространение получил дешевый джин. Чтобы остановить распространение пьянства, государства Западной Европы начали ужесточать контроль за качеством спиртного и повышать его цену за счет специальной наценки (акциза).

В средневековой России широко употребляли пиво и вино («Веселие на Руси есть пити»). Поскольку эти пьянящие напитки были слабыми, то они долгое время не порождали особых проблем. Лишь в 15 в. появляется технология выгонки хлебной водки, быстро вытеснившей все другие алкогольные напитки. С 1474 производство и продажа всех алкогольных продуктов в России ставится под жесткий контроль: государство либо отдавало производство алкоголя на откуп (чтобы торговать спиртным, надо было в счет будущей прибыли сначала внести в казну большую сумму), либо облагало производителей высокими налогами, либо само выступало как монопольный производитель и продавец спиртного. Принадлежащие государству кабаки стали обогащать казну, в народе получило широкое распространение подпольное самогоноварение. В результате к 19 в. пьянство стало «национальной традицией».

Спаивание россиян в новое время усугублялось преобладанием на российском рынке малокачественных сортов водки. Систематический экспорт русской ржаной водки в Германию привел к преобладанию на внутреннем российском рынке дешевой картофельной водки из украинских губерний, что способствовало распространению в России самых худших форм пьянства. Правительство отказывалось бороться с ним, поскольку в начале 20 в. более 1/3 доходов ежегодного госбюджета составляла именно выручка от торговли водкой. Единственное, на что оно пошло, – это переход к стандарту 40-градусной водке, менее разрушительной в сравнении с напитками любой другой крепости.

Фискальный интерес к продаже алкоголя сохранился и в советскую эпоху. Поэтому в СССР осталась «традиция» чрезмерного винопития, алкоголизм по-прежнему являлся острой национальной проблемой. Тяга к «зеленому змию» получила широкое распространение не только у «простых» людей, но и среди творческой интеллигенции (можно вспомнить, например, С.Есенина, А.Фадеева, А.Твардовского, В.Высоцкого). Статистика среднедушевого потребления спирто-водочных напитков показывает, что в СССР последних десятилетий оно оказалось выше, чем в царской России. В 1980-е, в период обострения дефицита потребительских товаров, водка даже играла роль своего рода второй валюты.

В 1990-е на российском рынке появилось большое количество низкопробных, часто фальсифицированных (нестандартных и низкокачественных) крепких алкогольных напитков. Российский рынок захлестнул поток отечественных и иностранных псевдоводок, широко распространилось самогоноварение. По некоторым данным, в 1993 каждая четвертая бутылка была подделкой. В результате проблема алкоголизма стала еще более острой: на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояло более 2,5 млн. человек (Табл. 2), но реальное число больных алкоголизмом было заметно выше – порядка 10 млн. (примерно 7% всего населения). От алкогольного отравления в 1990-е ежегодно умирало примерно 30 тыс. человек (большинство из них – жертвы суррогатов).

Потребление алкоголя в России является одним из самых высоких в мире. Согласно официальной статистике, ежегодное потребления алкоголя на душу населения в постсоветской России сначала взлетело с 5 л в 1992 до 9,3 л. в 1995, но затем стабилизировалось примерно на уровне 7–7,5 л. Однако с учетом суррогатного алкоголя (самогон, медицинский спирт и т.д.) общее количество потребления на душу населения оценивается примерно в 15 л.

На распространение алкоголизма в России сильно влияет не только и не столько количество потребляемых напитков, сколько манера их употребления. Типичный для европейцев способ потребления алкогольных напитков – часто, но малыми дозами (скажем, по рюмке красного вина каждый вечер). В России же чаще встречается употребление алкоголя в виде «ударных доз» – большое количество выпитого в сжатые сроки (например, запои по праздникам, когда выпивка измеряется бутылками).

В современных развитых странах Запада алкоголизм распространен гораздо слабее, чем в России – это находит отражение прежде всего в количестве среднедушевого потребления спирто-водочных напитков (Табл. 3). Однако негативные последствия алкоголизма на Западе все же много тяжелее, чем последствия наркомании. В результате возникает парадоксальная ситуация: менее опасная наркомания постоянно находится в центре внимания, в то время как более вредоносный алкоголизм не считается также опасной проблемой. Хотя еще в 1975 18-я сессия Всемирной Организации здравоохранения официально признала алкоголь наркотическим ядом, разрушающим человеческое здоровье, однако отношение к нему куда более снисходительное, чем к другим наркотическим препаратам.

Несмотря на очевидную связь алкоголизма и острых социальных проблем, за последние 20 лет потребление алкоголя в мире удвоилось. Более 80% этого объема приходится на более развитые в промышленном отношении страны Западной Европы, США, постсоветские государства. Наименее затронуты «зеленым змием» страны ислама, где религия строго запрещает употребление спиртного.

источник