Меню Рубрики

Лекция для подростков по профилактике наркомании и алкоголизма

Занятие для подростков по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании.
классный час (7, 8, 9 класс) на тему

Заняти проводится в форме тренинга. Цель занятия: сформировать у подростков негативное отношение к никотину, алкоголю, наркотикам.Расчитано на учащихся 7-9 классов.

МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

Учитель биологии: Попова М.Б.

Занятие для подростков по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании.

Цель: сформировать у подростков негативное отношение к табаку, алкоголю и наркотикам.

  1. Вступительная часть
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

Место проведения: классная комната, дети сидят в кругу

Оборудование: коробка, листы бумаги, ручки

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас поприветствуем друг друга

Все участники разбиваются на 3 группы и приветствуют друг друга по-японски (кланяются), по-английски (пожимают руки) и по-африкански (трутся носами).

И так давайте начнем наше занятие — тренинг.

  1. Упражнение «Запретный плод»

Цель: осознать свое поведение в ситуации запрета.

В центре круга лежит коробка. Детям говорится следующее: « Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?»

Затем ребята по очереди выполняют упражнение. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражать свое отношение мимикой и жестами: они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь — каждый поступает так, как считает нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений , поэтому, если кто-то будет, пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Далее идет обсуждение того, как вели себя участники, что было трудно, а что легко .

Ребята, представьте, что в этой коробочке находятся вещества, которые вызывают расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. д. Стали бы вы пробовать это вещество?

Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение? Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие решились заглянуть в запретное место. Но когда я предложила вам вещество неизвестного происхождения и рассказала об ее опасном влиянии на организм человека, вы отказались пробовать.

Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Правильно, о никотине, алкоголе и наркотиках.

  1. Для начала как вы относитесь к себе и своим близким: Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Я сейчас начну говорить вам «Поменяйтесь местами, те кто…» и если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место.

Итак, начнем: «Поменяйтесь местами те кто, заботится о своем здоровье. Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди. Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья и сестры. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком. Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым?

  1. Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих слов к слову «независимый».

— В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.

— Каковы преимущества есть у людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных?

— Ребята, а что или кто делает человека зависимым? (вредные привычки, плохая компания)

Сейчас мы с вами попробуем понять, что чувствует зависимый человек.

Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1.5 – 3 метра.

Цель кукловодов перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек».

Во время обсуждения участники высказываются по очереди. Вопросы:

1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы?

2. Понравилось ли быть куклой в чужих руках?

3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

4. Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

— Мы с вами смогли увидеть, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно.

Подберите несколько ассоциаций к слову «зависимый». Ребята, а какие чувства у вас вызывает понятие «зависимость»?

6. Сообщение информации: доказано, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость и агрессивное поведение. Ставя специальный эксперимент, ученые наблюдали за поведением приматов, которым давалось спиртное. Было отмечено нарушение правил общежития, имевших место в обычной обстановке, кривляние, безобразное поведение, нежелание ухаживать за своими детенышами, а то и явно агрессивное поведение. В литературе был описан случай, когда стадо диких животных забрело в небольшую непальскую деревушку, где наткнулось на погреб с домашним вином. После употребления спиртного слоны, разгорячившись, пошли по улице, сметая все на своем пути. Сначала они разнесли полтора десятка домов, потом, выйдя к реке Каджара, разрушили мост, соединявший ее берега. Насмерть перепуганным жителям ничего не оставалось делать, как ждать, когда окончится этот погром и, подсчитав убытки, заняться восстановлением поврежденных сооружений. Ведь предъявлять-то претензии было не к кому. Известно, что, попробовав однажды алкоголь, слоны не забудут его вкуса никогда. И работники зоопарков отмечают, что умное животное может даже прикинуться больными для того, чтобы получить знакомую настойку на спирту.

5. Конверт «ЗАВИСИМОСТЬ» а сейчас я предлагаю высказать свою точку зрения
Цель: выявление типичных точек зрения по вопросам.
Предложите свой вариант предложения, начало которого:
— когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя.
— в общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает.
— свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через.
— когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю.
— ситуация, в которой я мог бы стать зависимым.
— когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого или чего-либо, я.
— быть независимым для меня означает.
— я понимаю, что зависимость — это.

Участникам предлагается: вспомните ситуацию, когда приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали. общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем роли меняются. После этого участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытали, когда рассказывали и слушали.

источник

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Читайте также:  Какая трава выводит токсины при алкоголизме

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

источник

Анна Цыбанёва
Психологический тренинг для подростков «Мы выбираем жизнь! А вы?» по профилактике наркозависимости

Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.

— выяснить уровень информированности подростков по проблеме;

— дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления наркотиков, возможных стратегиях поведения;

— обучить способам сопротивления негативному давлению со стороны сверстников.

Форма проведения: психологический тренинг.

Оборудование: бланк регистрации, ручки, планшеты, непрозрачная коробочка, игрушка, карточки двух цветов по 15-20 шт., доска, 2 плаката в виде человеческих фигур.

1. Введение. Знакомство. Ожидания участников. (10 мин.)

2. Принятие правил работы. (5 мин)

3. Актуальность проблемы. (10 мин.)

Употребление психоактивных веществ (ПАВ, включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ — подростки.

Несколько лет назад появилось повальное увлечение молодежи спайсами – курительными смесями, которые, как утверждали продавцы, абсолютно безвредны для здоровья. Якобы они не являются наркотическими веществами и не дают того эффекта, который люди ждут от приема наркотиков.

Спайс – это химия, а химию можно отнести уже к тяжелым наркотикам и вред наносимый курением спайса в разы больше. Не занимайтесь самообманом. На сегодняшний день вред от курения спайса можно даже не ставить под сомнение.

4. Оценка уровня информированности. Дискуссия. (20 мин.)

Ведущий просить ответить группу на вопросы:

1. Существует и проблема наркомании в нашем обществе?

2. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?

3. Насколько это явление опасно для подростков и молодёжи?

4. Если эта проблема не решится в ближайшее время, как она повлияет на наше общество в целом?

Вывод: Эта проблема важна как для самого подростка так и людей, которых он знает.

Цель: выяснить и обсудить мотивы начала потребления наркотиков.

Материалы: непрозрачная коробочка, морковка.

Психолог кладет в непрозрачную коробочку или мешочек игрушку. Участникам говорят, что то, что там лежит – «нельзя», «плохо», «запрещено», не объясняя причин. Коробочку кладет посередине круга. При этом психолог говорит о том, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет.

Обычно больше половины участников выражают своё любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке это «плохо», «нельзя», но, несмотря на это, многие не захотели принять это во внимание.

После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показали бы реальные причины употребления наркотиков.

Вывод: практически во всех случаях человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет.

Сейчас, на примере одного «опыта», мы рассмотрим жизнь двух людей и то, как они повели себя в схожих сложных ситуациях.

Для «опыта» вам понадобится:

• Два пластиковых прозрачных стакана

• Палочка, чтобы всё перемешать

К началу урока должны быть приготовлены два стакана, наполовину наполненные обычной водой, в один из которых добавляется хлорка (желательно в таблетках – это самый сильный концентрат, и она наиболее сильно даёт нужный результат, а в другой – меньше одной капли зелёнки, для того, чтобы вода окрасилась в светло-зелёный цвет. Перед началом занятия на столе также должны лежать наполненные йодом шприц и палочка.

Психолог берёт в руки стаканчики, показывает их учащимся и говорит: представим, что это – два человека, например два парня (или две девочки, назовём их Саша и Лёша (во всех играх и предметных уроках желательно употреблять редко встречающиеся имена, которые вероятнее всего не носят учащиеся в данной группе, им по 16 лет (желательно говорить примерный возраст учащихся, чтобы они понимали, что это их ровесники, такие же ребята, как и они). Они живут в одном районе, учатся в одной школе, их семьи имеют одинаковый достаток. НО) между ними есть одно различие: этот (показываете на стаканчик с прозрачной водой) имеет свои жизненные принципы, знает свою цель и идёт к ней, а этот (показываете на другого) – не имеет твёрдых жизненных принципов, взглядов, убеждений. Он делает так, как все, плывёт по течению.

Поскольку они живут в одном районе, то встречаются с одинаковыми трудностями. Так, вот этому (показываете на стакан с зеленоватой водой, а в другую берёте шприц с йодом) «толпа» с района предлагает: «Слушай! Давай с нами курнёшь травы (ситуации можно придумывать свои, в зависимости от специфики слушающей вас аудитории). Бесплатно, Витёк всех угощает!» (прыскаете из шприца в стакан некоторое количество йода, вода становится мутной, темнеет – т. е. йод символизирует негативное давление сверстников). Он соглашается: «А почему бы и нет… Ведь все это делают и, всё равно, заняться нечем». (Размешивайте помутневшую воду палочкой). Видите? Что с ним происходит? (обычно ребята здесь дают приблизительно правильный ответ). Да, он портится. Его личность ломается, он начинает деградировать. Всё те же парни предлагают ему: «Слушай, Лёх, пойдём на дискотеку в «Плазму» (хорошо упоминать название диско-клубов, которые известны, популярны в вашем городе – для большей актуальности). Там сегодня все! Такие девчонки! Ты ещё ТАКОГО) не пробовал, и он соглашается: «Конечно, ведь в жизни надо всё попробовать, зачем терять удовольствие? (добавляете ещё йода в стакан). Что происходит? – Поскольку он не имеет своих твёрдых убеждений и правильных жизненных целей, он ещё больше портится».

Читайте также:  Какой препарат вводят при кодировании от алкоголизма внутривенно

Ставите на стол первый стакан и берёте стакан с хлоркой: Что происходит с этим человеком? Всё та же компания предлагает ему: «Давай ширнёмся!», он говорит: «Простите, но у меня свои планы. Тем более что мне нравятся мои мозги такими, как они есть. Я не хочу быть тормозом или умереть в 30 лет». Слушай, Сань, пошли с нами: сегодня классная тусня, и девчонки. такого ты ещё не пробовал!». – «Спасибо, но у меня спортивная секция» и т. д. При каждом поводе (для первого и второго юноши это должны быть одни и те же ситуации, чтобы показать, как по-разному можно реагировать на одни и те же предложения) добавляете в стакан с хлоркой йод, но он каждый раз уничтожается раствором. Вот! Видите? Тот парень имеет твёрдые жизненные принципы, поэтому никакой встречный ветер не может сломить его. Такие ситуации будут его гнуть, но никогда не сломят – в нём есть крепкий внутренний стержень.

Вывод: каждому из вас решать, человеком с какими жизненными принципами быть: будут ли вас подстраивать под себя обстоятельства, все «прелести» и соблазны мира, или же вы будите использовать любые трудности для своей пользы и пользы своих близких.

…И такой человек (с твёрдыми жизненными принципами – показываете на стакан с хлоркой, общаясь с таким (берёте в другую руку стакан с тёмной водой, может повлиять на него (добавляете немного хлорированной воды в воду с йодом, и она становится светлой – «человек очищается»). То есть человек без твёрдых жизненных принципов становится лучше, начинает их приобретать. В свою очередь, человек бесхребетный в этом плане, на человека с правильными убеждениями повлиять не может (выливаете грязную воду в хлорированную и становится очевидным, что грязная вода снова очищается).

7. Приобретение практических навыков. (30 мин.)

Участники делятся на 2 команды.

1 Команда. Выстроить модель поведения и характеристики человека с твёрдыми жизненными принципами, который знает и идёт к своей цели. Какие перспективы в жизни перед ним открываются.

2 Команда. Выстроить модель поведения и характеристики человека не имеющего твёрдых жизненных принципов, он делает как все, плывёт по течению. Какие перспективы в жизни перед ним открываются.

Презентация командами моделей поведения и жизненных перспектив человека с твёрдыми жизненными принципами и человека, не имеющего твёрдых жизненных принципов.

8. Завершение работы. (5 мин.)

На этом этапе подводятся итоги (выводы по выбору модели поведения человека с твёрдыми жизненными принципами). Высказывания участников в кругу.

Я думаю, что наш сегодняшний разговор не оставил никого из вас равнодушным к рассматриваемой проблеме, что он послужит толчком для размышлений.

1. Лепешова Е. М. Развитие личности школьника. Работа со словарём психологических качеств. – М.: Генезис, 2007. – 120 с.

2. Программа профилактики негативных явлений в молодёжной среде «Жизненные ориентиры». Авторы-составители: Кушнирук С. Н., Батищева Л. А., Пертятько В. В., Журавлёва О. В., Мазаев В. Э., Сочи, 2007г. -85с.

3. Сборник методических, информационных материалов для проведения информационно-пропагандистской работы антинаркотической направленности. Учебно-методичекие материалы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами для образовательных учреждений, работников образования. Часть 2.

4. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путём. Стереотипное издание ГУП «Медицина для вас», Москва 2003г.

Психологический тренинг «Как сохранить душевное здоровье педагогов» 1 Игра «СКАЖИ ДРУГОМУ КОМПЛИМЕНТ» (объединение) Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут.

Фототерапия. Психологический тренинг «Прошлое — настоящее — будущее» Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии,.

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Подготовила: старший воспитатель Панюкова А. И. Цель: Создание благоприятных.

Психологический тренинг для педагогов «Вместе мы — сила!» В рамках Недели психологии предполагалось проведение локальных мероприятий на уровне образовательного учреждения. Среди мероприятий, реализуемых.

Психологический тренинг для воспитателей «Дружный коллектив» Тренинг «Дружный коллектив» Баландина Наталья Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №271» г. Перми Задачи: • Создание положительного.

Психологический тренинг на сплочение коллектива инвалидов старше 18 лет Тренинг на сплочение в коллектив инвалидов старше 18 лет. Цель: формировать навык сплочения и группового взаимодействия. Задачи: развитие.

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!» Чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению с воспитанниками, педагогу важно.

Социально — психологический тренинг «Вместе весело шагать» СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «Вместе весело шагать». Цель: Способствовать психическому и личностному росту детей, их самопознанию.

Эколого-психологический тренинг Эколого-психологический тренинг В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий.

Эколого-психологический тренинг Что такое эколого-психологический тренинг? Эколого-психологический тренинг помогает решить следующие задачи: Формирование,.

источник

Вредные привычки и их последствия — это проблема, которая волнует и тревожит наше обшество. Наши подростки представляют группу повышенного риска.В семье родители должны учить ребенка критически относиться к пагубным привычкам.

Просмотр содержимого документа
«Лекция к родительскому собранию «Профилактика зависимостей: курения, алкоголизма и наркомании. «»

«Профилактика зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания)»

(Для родителей старшеклассников)

Пояснительная записка: Вредные привычки и их последствия – это тема, которая всё больше волнует и тревожит наше общество. Подростки и юношество представляют собой группу повышенного риска. Как бы мы ни ограждали своего ребёнка от данной проблемы, к сожалению, в его жизни сложится такая ситуация, когда ему предложат попробовать первую сигарету, алкоголь, наркотическое средство. И мы не знаем, как ребёнок поведёт себя в данной ситуации, сможет ли он противостоять уговорам. Роль семьи в профилактике вредных привычек очень велика. Родители должны учить ребёнка критически относиться к пагубным привычкам, расширять круг полезных потребностей и интересов детей. В первую очередь они должны своим образом жизни показывать пример своим детям. Родителям необходимо помнить, что их ребёнок, состоявшийся как нравственная и успешная личность, есть самая высокая мера оценки их жизненного пути. Данное родительское собрание должно помочь родителям выявлять вредные привычки и правильно проводить их профилактику.

Цель: отработка с родителями педагогически обоснованных подходов к профилактике зависимостей.

Задачи: 1. Выявление источников приобщения подростков к вредным привычкам.

2.Освоение навыков продуктивного взаимодействия родителей с детьми по профилактике зависимостей.

Форма проведения: дискуссия, работа в группах.

Участники: классный руководитель, родители.

Подготовительный этап: анонимное анкетирование учащихся (Приложение 1); приглашение родителей на собрание; подбор материала, оформление кабинета.

Оформление: плакаты с высказываниями по данной проблеме: «Сигара даёт возможность ограниченному человеку возместить недостаток в нём мыслей и идей» (Шопенгауэр); «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит их потомство» (Л.Н. Толстой)

1.Мотивация (постановка проблемы).

3.Изучение и обсуждение проблемы.

4.Рефлексия (подведение итогов).

Актуальность выбранной темы: Необходимо родителям вести профилактическую работу с детьми, призывать их к здоровому образу жизни.

Слово классного руководителя:

Сегодня мы с вами поговорим о вредных привычках, о том, как можно уберечь своего ребёнка от курения, алкоголя, наркотиков. В настоящее время эта проблема очень актуальна, она не может нас не волновать, так как наши дети могут приобщиться к этим вредным привычкам. Наша задача – попытаться разобраться в данной проблеме, выявить источники приобщения к вредным привычкам, проводить профилактику зависимостей. Конечно, влияние сверстников, телевидения, рекламы играет большую роль, но всё-таки родители могут повлиять на формирование мировоззрения своего ребёнка, чтобы он смог избежать пагубного воздействия вредных привычек.

Информация о влиянии никотина на организм человека.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире в среднем каждые шесть секунд умирает один человек от заболеваний, связанных с курением табака, а ежегодно по этой причине умирают пять миллионов человек. Если тенденции нарастания распространённости курения не будут снижаться, то, по прогнозам, к 2020 году ежегодно будут преждевременно умирать 10 млн. человек, а к 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти.

Ущерб, вызванный использованием табака, включает заболевания, поражающие сердце и легкие: курение является одним из основных факторов риска развития сердечных приступов, инфарктов, болезни лёгких, рака (в частности, рак легких, гортани, полости рта и поджелудочной железы).

Но факт остаётся фактом: в Европе и Америке количество курильщиков снижается, люди начинают заботиться о сохранении здоровья, а в нашей стране складывается иная ситуация. Противостоять трудно, особенно подростку, особенно если взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в минуты стресса и утверждают, что помогает. Легко ли отучить ребят от этой дурной привычки? Нет, нелегко. Но в любом случае надо начинать лечить: здесь любой метод хорош (иглотерапия, специальными препаратами или с помощью кропотливой работы над самим собой).

Сегодня мы не случайно затронули одну из главных тем безопасности жизни человека – проблему курения. Я думаю, что многие из вас считают, что проблему курения детей необходимо изучать, необходимо обсуждать и совместно искать пути решения проблемы.

Работа родителей в группах.

Классный руководитель: я предлагаю вам жизненную ситуацию, а вы должны найти правильное решение.

Ситуация: Вы увидели, что ваш ребёнок курит. Вы в панике, но он нисколько не смутился, сделал вид, что ничего не произошло. Как вы поступите?

Ситуация: Вы увидели, что ваш ребёнок курит. Он в панике, что вы его застали с сигаретой, не может произнести и слова. Как вы поступите?

Ситуация: Ваш ребёнок задаёт вам вопрос: «Если курить так вредно, почему так много людей курят?» Что вы ответите?

Советы педагога: «Как помочь бросить курить?»

Родители должны первыми освободиться от курения.

Родители должны помочь ребёнку отвлечься от привычки курить. Игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы – всё это способствует отказу от курения.

Надо поддерживать своих детей, утверждать, что всё получится, если человек чего-то хочет добиться. Не бояться компании своего ребёнка, а помогать и им бороться с соблазном курения.

Миф: курят все. Факт: курит меньшая часть населения.

Миф: курение опасно для того, кто курит. Факт: курение опасно для тех, кто находится рядом с курящим и вдыхает чужой дым.

Информация о влиянии алкоголизма на организм человека.

В наши дни ни один праздник не обходится без застолья и вина. Радостно, что во многих семьях вино — только праздничный атрибут, им не злоупотребляют. В таких семьях детям рассказывают, почему алкогольные напитки им употреблять нельзя. И хотя рано или поздно спиртное попробует каждый, но лучше, если это произойдёт как можно позже и с полным осознанием того, насколько это вредно для организма человека.

Алкоголь — этиловый, или винный, спирт — это наркотический яд. Принятый внутрь алкоголь всасывается в кровь уже через 5—10 минут. Кровеносные сосуды расширяются, насыщенная алкоголем кровь приливает к мозгу и вызывает резкое возбуждение нервных центров. В это время у человека меняется настроение, появляется болтливость и нарушается координация движений.

Это происходит потому, что алкоголь, проникая в живые клетки организма, отравляет их и расстраивает работу тканей головного мозга и других органов. Сгорает алкоголь в организме человека быстро, но при этом он отнимает у живых клеток кислород и воду, вследствие чего их жизнедеятельность затрудняется. А если принимать алкоголь часто, то клетки различных органов в конце концов погибают или перерождаются.

Алкоголизм — это очень тяжёлая болезнь, которая поддаётся лечению с большим трудом. Алкоголь — это наркотик, и организм, привыкая, попадает в зависимость от него. Человеку требуется ежедневное употребление алкоголя, а это постепенно наносит непоправимый вред его здоровью.

Особенно опасен алкоголь для детей. У ребёнка, выпившего даже очень небольшое количество вина, наступает сильное отравление. Известен не один случай, когда из-за подобных отравлений организма дети умирали. Для десятилетнего ребёнка достаточно всего лишь 100 граммов вина, чтобы его организм получил острое отравление. Конечно же, совсем не случайно наши предки считали единственными пригодными напитками для детей только воду, соки и молоко. Если начать употреблять алкоголь уже в подростковом возрасте, неокрепший организм будет отставать в своём росте и развитии. Алкоголь плохо влияет на кожу лица, на рост и состояние волос, вызывает перхоть и появление угрей. Мы видим наших детей, гуляющих вечерами или в выходные дни с баночкой пива, и не одной, просиживающих с алкогольными напитками в подъездах. А задаём ли мы себе вопросы, что делаю я, чтобы мой ребёнок смог отказаться от принятия дозы алкоголя? Поэтому внимание мы акцентируем на том, что и как можно сказать ребёнку, чтобы в нём формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков.

У меня вопрос к Вам: «Ваш ребёнок вернулся домой «навеселе». Что Вы будете делать сразу и спустя время?»

— Деньги открыто лежать не должны: подросток думает, что раз они так лежат, значит их можно брать.

— Обратите внимание: ваш ребёнок излишне активен. Это очень ценное качество в человеке. Используйте его в мирных целях. Если есть упорство в желании что-то совершить, значит, надо просто найти поле деятельности для такого активного ребёнка.

Читайте также:  Боли в конечностях ног при алкоголизме

— Проводите наблюдение за досугом своих детей.

— Сделайте всё возможное, чтобы у подростков было меньше свободного времени.

— Заполняйте его хорошим, интересным для вашего ребёнка содержанием.

3) Мифы и факты об алкоголе.

Миф: алкоголь стимулирует, придаёт силы. Факт: Алкоголь угнетает нервную систему.

Миф: пиво не вызывает зависимости. Факт: пивной алкоголизм более коварен, он развивается незаметно, вызывая сильное навязчивое влечение.

Миф: от наркотиков люди умирают чаще, чем от алкоголя.

Факт: смерть людей от алкоголя в несколько раз больше.

4)Тестирование родителей «Искусство жить с детьми»

1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?

2.Говорят ли ваши дети с вами «по душам», советуются ли с вами по «личным вопросам»?

3.Интересуются ли они вашей работой?

4.Знаете ли вы друзей ваших детей?

5.Бывают ли они у вас дома?

6.Участвуют ли дети с вами в хозяйственных делах?

7. Есть ли у вас с ними общее занятие, увлечение?

8.Проверяете ли вы, как они выполняют домашнее задание?

9.Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. А детские праздники предпочитают ваши дети проводить вместе?

11.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? А телепередачи и фильмы?

12.Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13Участвуете ли с детьми в прогулках, туристических походах?

14.Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?

Ответы «да» — оцениваются 2 балла

Результаты: Более 20 баллов — отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов – отношения с детьми удовлетворительные, но их нужно улучшить. Менее 10 баллов – контакт явно недостаточен, видимо, нужно принимать срочные меры к улучшению отношений.

3. Информация о влиянии наркотиков на организм человека.

В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют наркотики, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу.

Наркотиком принято называть вещество естественного или искусственного происхождения, который может изменить психические функции организма, а при многократном употреблении приводит к психической и физической зависимости, т.е. к наркомании.

Кто же те люди, которые становятся наркоманами?

У людей, не сталкивающихся с этой проблемой непосредственно, складывается мнение о наркоманах на основе информации из СМИ, как о жестоких бандитах, садистах, безжалостных убийц и коварных грабителях, которые готовы за очередную дозу задушить собственную мать. Или возникает образ совершенно опустившихся, безвольных, потерявших всё в своей жизни людей, которые уже и на людей не похожи и которые живут в мрачных наркоманских притонах. Или другой образ наркомана: вам видятся весьма решительные и уверенные в себе бритоголовые накаченные парни, для которых регулярная доза наркотика — частичка их образа «сладкой жизни».

И действительно, все эти варианты «наркоманских типажей» имеют место быть в реальности. Но если вам приходится постоянно общаться с наркоманами в повседневной жизни, вам станет хорошо известно, что наркоманы могут быть и совсем другими.

Очень многие из них – молодые люди, выглядят вполне благополучно, они не потеряли ни семью, ни работу, ни интеллект, часто симпатичны в общении, производят впечатление вполне «нормальных», иногда кажутся особенно одаренными. При взгляде со стороны на таких наркоманов вряд ли можно отличить от других людей. Их «изнанка» личности раскрывается лишь в близком общении – прежде всего в семье, откуда наркоман тайком или явно крадет деньги, вещи, когда ему нужны средства на очередную порцию наркотиков, и куда он приносит горе, страдание, даже смерть.

Очень важно понять: наркомания – это болезнь. Специалистам, работающим в наркологии, это известно давно, и они признают этот факт безоговорочно. Болезнь под названием «наркомания» включена в медицинские справочники и каталоги болезней наряду с любыми другими заболеваниями. Такое понимание наркомании существует с 19 века, хотя в обыденном сознании все еще прочно сидит стереотип, что если человек употребляет наркотики, то единственная причина этому – его «непутевость», безответственность, порочность и склонность к преступному образу жизни. О том, что такое поведение зачастую может быть проявлением болезни, нередко забывают.

Поскольку зависимость у наркомана проявляется от химических веществ — наркотиков, то наркоманию еще называют химической зависимостью, которая специалистами подразделяется на зависимость физическую и психическую.

Стать наркоманом, т.е. попасть в зависимость, можно даже попробовав наркотик только один раз. Тому есть тысячи примеров. Кто из пациентов наркологических клиник собирался стать наркоманом? Наверное, никто. Все хотели «только попробовать». А попробовав однажды, захотели попробовать еще…..

Наркоманами становятся не только слабые и безвольные, не только социально запущенные, не только дети неблагополучных семей. Наркоманом может стать любой, кто решит попробовать.

Врачи наркологи считают, что наркоманом человек становится не тогда, когда он взял в руки шприц, а тогда, когда он разрешил себе это сделать. Если начать более подробно интересоваться психологическими причинами возникновения наркомании, то в специальной литературе можно найти много подтверждений тому, что наркоманами люди становятся еще до того, как они первый раз попробовали наркотик.

Кто же предрасположен к химической зависимости?

Статистика считает, что во все времена какой-то % от людской популяции является алкоголиками или наркоманами. К алкоголизму изначально, т.е. с момента своего рождения, предрасположено примерно 20-30% населения Земли. Из них 15% становятся алкоголиками, наркоманом может стать каждый, но становятся 8-10% населения.

Во — первых у 30% современных подростков имеют место быть неврологические заболевания, и в этом случае химическая зависимость формируется на заранее подготовленной почве.

Во — вторых, так называемая отягощенная наследственность (потомки алкоголика или наркомана).

В — третьих, среди причин наркомании часто называют индивидуальные особенности характера. Например, слабохарактерные, безвольные, мягкие дети с «патологической» добротой так же становятся наркозависимыми.

Работа родителей в группах.

Ситуация: Представьте, что вы подросток. Вам предложили наркотик. Как вы себя поведёте?

Ситуация: Приятели, наркоманы по стажу, говорят о приятном состоянии наркотика, утверждают, что это безвредно. Что вы им ответите на это?

Ситуация: Вы узнали, что приятели вашего ребёнка употребляют наркотики, хотя за своим ребёнком этой привязанности не наблюдали. Что вы будете делать в этой ситуации?

Вы должны бить тревогу, если ваш ребёнок:

Стал исчезать из дома, не может внятно объяснить, где он бывает.

За короткий промежуток времени у него поменялся круг друзей. Новых друзей вы никогда не видите.

Перестал интересоваться семейными проблемами.

Резко меняется настроение ребёнка.

Потерял свои прежние интересы, не читает книг, не смотрит фильмы, не делает уроки.

Как сказать «нет», если предлагают друзья закурить, выпить или попробовать наркотическое средство.

2.Когда мне понадобится, я дам тебе знать.

3.Я и без этого прекрасно себя чувствую.

4.Я не хочу конфликтов с родителями.

5. Мне ещё предстоит заниматься.

Признаки и симптомы употребления наркотиков

Покрасневшие или мутные глаза.

Нарушение координации движения.

Состояние опьянения без запаха алкоголя.

Следы от уколов, сладковатый запах от одежды.

Педагог сообщает результаты анкетирования учащихся.

Классный руководитель: Причины приобщения подростков к вредным привычкам могут быть разные. Это и конфликты с родителями, и неблагополучие в семье, и стремление себя утвердить, выделиться, и неразделённая любовь. Рассказывайте своим детям убедительно и спокойно о воздействии вредных привычек на организм, о механизме привыкания. Расскажите о сломанных судьбах, разрушенных семьях. Обязательно научите ребёнка отказываться от предложения покурить или выпить. Если вам удастся убедить ребёнка в том, что именно отказ от наркотиков – признак взросления, то ваш ребёнок будет защищён от страшной беды.

Рефлексия. На доске родители прикрепляют разноцветные листочки (в форме сердца).

Красное — бессмысленный разговор.

Жёлтое — полезная информация, но не очень интересно.

Зелёное — полезная информация, очень интересно.

Анкета « Предрасположенность к вредным привычкам»

1.Скоро экзамен. Все нервничают. Кто-то из друзей предлагает успокоительное средство. Как вы поступите?

Б) Нет, потому что не буду знать, где его взять, если оно мне снова понадобится

В) Я не нуждаюсь в искусственном успокоении.

2. Вы пришли на вечеринку в разгар веселья. Будете ли вы навёрстывать упущенное?

А) Выпью несколько рюмочек.

В) Выпью, но нагонять упущенное не буду.

3. Каково ваше отношение к сигаретам и курильщикам?

В) Каждый сам решает, что делать

4. Ваш друг попросил деньги, и вы знаете, что он их потратит на выпивку,

наркотики. Вы одолжите ему эту сумму?

В) Конечно, ведь ему плохо без «дозы»

5. Согласны ли вы с утверждением, что наркотики вовсе не опасны, если их

6. На вечеринке все курят «травку», дошла и до вас очередь. Как вы поступите?

7. Крутую музыку и наркотики нельзя разделить. Как вы считаете?

А) Все рок – музыканты принимают наркотики.

Б) Приняв наркотики, невозможно воспринимать музыку.

0-10 баллов. Проблема наркотиков в вашем обществе вообще не существует. А вот алкоголь и никотин вы пока что вредными не считаете. Пристраститься к выпивке или курению вполне можете, если пойдёте на поводу у обстоятельств. Выбор за вами, только не следует забывать, что всякая дрянь может навредить вашим врождённым достоинствам и способностям, а это вряд ли пойдёт на пользу.

10-15 баллов. Вы можете отнести себя к «группе риска». У вас уже возникал соблазн попробовать наркотики. Пока что сия чаша вас миновала, но не пытайтесь отпить из неё, поскольку есть опасение, что затем придётся выпить до дна.

15- 50 баллов. Вы, по всей вероятности, попробовали какие- то наркотические средства Трезвость – на ваш образ жизни. Хуже того: вы считаете, что у вас всё в полном порядке и вам это не навредит. Кроме того, вы слишком зависимы от мнения компании. Вам необходимо иметь свою точку зрения на различные ситуации.

50-60 баллов. Вас можно поздравить: наркотики, алкоголь, курение – это не ваш стиль жизни. Остаётся верить, что вас большинство.

Тест для родителей «Искусство жить с детьми»

Ответы: да, нет, иногда, отчасти.

1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?

2.Говорят ли ваши дети с вами «по душам», советуются ли с вами по «личным вопросам»?

3.Интересуются ли они вашей работой?

4.Знаете ли вы друзей ваших друзей?

5.Бывают ли они у вас дома?

6.Участвуют ли дети с вами в хозяйственных заботах?

7. Есть ли у вас с ними общее занятие, увлечение?

8.Проверяете ли вы, как они выполняют домашнее задание:

9.Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. А в «детских праздника» -предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними или хотят их проводить без взрослых?

11.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? А телепередачи и фильму?

12.Бываете ли вместе в театрах, музеях на выставках и концертах?

13Участвуете ли с детьми в прогулках, туристических походах?

14.Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?

Ответы «да» — оцениваются 2 балла

Более 20 баллов — отношение с детьми можно считать благополучным.

От 10 до 20 баллов – отношение с детьми удовлетворительное, но его нужно улучшить.

Менее 10 баллов – контакт явно недостаточен, видимо, нужно принимать срочные меры к улучшению.

Самоанализ родительского собрания.

На родительском собрании ставился очень актуальный вопрос- профилактика вредных привычек у подростков. Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только узнать информацию по данной теме, но и определить проблему взаимоотношений со своим ребенком, разработать стратегию поведения по отношению к своему сыну или дочери при проведении профилактики вредных привычек. Собрание включает в себя несколько информационных блоков, каждый из которых содержит сообщение об одном из видов вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), групповую работу, советы психолога, тестирование родителей, анализ анкетирования детей.

Данное родительское собрание прошло на должном методическом и организационном уровне. В ходе собрания была создана хорошая рабочая обстановка, взаимопонимание, вызван интерес родителей к поставленной проблеме, что подкреплялось высокой организованностью, чётким выполнением всех видов деятельности. Психологическая атмосфера была доброжелательной. Собрание я провела в форме дискуссии, работы в группах, так как считаю нетрадиционные формы более интересными для родителей. Большой интерес у родителей вызвала групповая форма работы, когда они должны были по предложенным ситуациям высказать свою точку зрения. Некоторые группы затруднялись сразу ответить, так как не знали, как нужно правильно повести себя в сложной ситуации, чтобы не навредить своему ребёнку. В подобной ситуации вопрос выносился на всеобщее обсуждение, все вместе решали, как поступить. Было много споров, размышлений, что подтверждает, что данная проблема является очень сложной и её необходимо обсуждать. На собрании рассматривались жизненные ситуации, произошедшие с родителями в подростковом возрасте. Анализ анкетирования учащихся, а также тестирование родителей заставили многих задуматься над тем, что нравственному воспитанию ребёнка, работе по профилактике вредных привычек необходимо уделять больше внимания. В конце родительского собрания была проведена рефлексия, которая показала, что тема родительского собрания была интересна и полезна. Мероприятие прошло успешно. Все поставленные задачи удалось реализовать. Цель данного мероприятия была достигнута в полном объёме. Я рекомендую это родительское собрание моим коллегам, так как они, работая над этой проблемой, могут воспользоваться необходимым материалом, который вызвал у них наибольший интерес (групповая работа, информационный блок, анкеты для учащихся, тестирование родителей) при проведении своего родительского собрания.

источник