Меню Рубрики

Курсовые работы на тему алкоголизм у подростков

Анализ проблем подросткового алкоголизма

  1. Причины подросткового алкоголизма
    1. Изменение стиля жизни под влиянием алкоголя
    2. Статистика подросткового алкоголизма
    3. Последствия
  2. Алкогольная политика
  3. Технологии социального лоббирования

Надо ли говорить, что Россия в смысле употребления спиртного страна более чем особая. Тут свои, увы, печальные традиции, свои стандарты. Превалирует у нас употребление в виде “ударных доз”: большое количество выпитого в сжатые сроки. Чаще днем. Иначе говоря, в России доминирует самый неблагоприятный, так называемый “северный” тип пития. И пьем мы исторически все больше и больше. Если в1913 году продавалось 3,4 литра на человека в год, то в 1927 — 3,7. К концу 1940 года госпродажа, правда снизилась до 2,3 литра, а к 1950 упала до 1,9 литра. Но зато потом только стремительный рост, и каждый всплеск рекордный.

Четырнадцатого июня 1985 года ЦК КПСС объявил войну пьянству, которая потрясла все основы общества. Бюджет потерял 50 миллиардов не нынешних, а тех еще полновесных рублей, в два раза возросло потребление самогона. Тем не менее, именно к 1987 году возросла средняя продолжительность жизни. Это произошло без уменьшения смертности от отравлений и несчастных случаев. В результате, как бы мы не ругали кампанию, она сберегла жизнь приблизительно 700 тысячам россиян, да и заболеваемость снизилась.

По данным Госторгинспекции, в 1992 году каждая десятая бутылка была фальсификацией горячительного напитка, в 1993 — каждая четвертая.

На сегодня потребление спиртных напитков на земном шаре характеризуется колоссальными цифрами. Одна из самых острых проблем употребление спиртных напитков подростками.[7 1 ]

Актуальность темы. Проблема употребления алкоголя подростками очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Во всём мире отмечается рост употребления алкогольных напитков молодежью. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем.[7 2 ]

Итак, целью данной курсовой работы является изучение проблемы подросткового алкоголизма и выявление наиболее адекватных путей ее решения.

Объектом исследования выступают подростки как особая социальная категория населения.

Предметом исследования является алкоголизм как социальная проблема молодого поколения.

Среди задач, поставленных при проведении исследования, можно выделить следующие:

· проанализировать научную литературу;

· выявить основные проблемы современных подростков;

· определить особенности и причины алкоголизма в подростковой среде;

· обобщить опыт субъектов РФ по борьбе с подростковым алкоголизмом;

  1. Причины подросткового алкоголизма

Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса. В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и прочие. Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий». Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни. Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно. На фоне пропаганды образа жизни во имя получения удовольствия сегодня жизнь подростка развивается по схеме «удовольствие – деньги – удовольствие». Все это приводит к духовному и демографическому кризису и в конечном итоге к алкоголизму. Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц» все еще продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства у потомства закладываются еще задолго до его рождения, т. е. свои пороки родители передают детям по наследству. Еще одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считать взаимоотношения в семье ребенка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут: негативные межличностные отношения внутри семьи; чрезмерная опека со стороны родителей; насилие; поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д. И в добавление к вышесказанному, в нашей стране практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.[8 3 ,11 4 ,15 5 ]

    1. Изменение стиля жизни под влиянием алкоголя

У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями. Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в «алкогольной» компании. Статистика показывает, что подростки тратят свое свободное время на примитивные, бесцельные занятия: игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки по улицам, просиживание в барах или кино. Прием алкогольных напитков принимает регулярный характер и становится непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие. В результате этого употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.[7 6 ,9 7 ,12 8 ]

Результаты опросов, проводившихся в школах города Свободный, показали, что большая часть учащихся 6-го,7-го классов уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактом является то, что детей «угощал» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников. К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно. Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя. Приведу примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками: Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте. Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет). 76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня. Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая. В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще. 53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей. В 54,1% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование. По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки. В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процент неполных семей или повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь. 91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.[10 9 ]

О том, что в алкоголизм втягиваются дети, уже открыто говорит и Главный государственный санитарный врач РФ: «По данным социологических исследований пик массового вовлечения в потребление алкоголя сместился с возрастной группы 16 — 18 лет на возраст 13 — 15 лет и может способствовать возникновению серьезных последствий для физического и интеллектуального развития подрастающего поколения». Не «может способствовать», а способствует «однозначно». И если «пик массового вовлечения в потребление алкоголя» приходится на 13 — 15 лет, то начало вовлечения — на 10 — 12 лет?

На рис. 3.112, 3.113 приведены результаты опроса российской молодежи. Более 80% молодежи старше 15 лет употребляют пиво.[6 10 ]

Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам. Отмечю лишь некоторые из этих последствий: Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций. Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство. Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям. Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией. Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта. Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени. Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит). Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.). Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит). Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких). Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка. Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета. Изменение состава крови, анемия и т.д. Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.[1 11 ]

источник

В реферате изложен материал о истории появления алкогольных напитков,пьянство среди подростков, влияния алкоголя на организм подростка и на потомство, исследования в школе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Солигаличская средняя общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района Костромской области

Работа ученицы 9 Б класса

Юсова Светлана Леонидовна,

История появления алкогольных напитков………………………………….3

Вот это да! Неужели люди столько много пьют. 3-4

Подростки, что вы пьёте. 4-5

Влияние алкоголя на потомство……………………………………………6

Список использованных источников и литературы………………………..10

В последнее время всё чаще можно увидеть подростков в состоянии алкогольного опьянения, всё чаще можно увидеть девушек, открыто распивающих спиртные напитки. Эта проблема коснулась и нашего города. Уже с малых лет родители разрешают пробовать спиртные напитки своим детям. Затем подростки начинают употреблять алкоголь за компанию, затем пьют просто так, без причин. Частое употребление алкоголя становится вредной привычкой и может привести к алкоголизму. Из-за злоупотребления алкоголем в человеке развиваются грубость, эгоизм, моральная распущенность. Пьяницы теряют человеческий облик, становятся нарушителями общественного порядка. Спирт разрушает здоровье, расслабляет волю, лишает человека профессии, уродует потомство, ведёт к деградации личности. Мы считаем, что проблема алкоголизма – одна из самых важных проблем, стоящих перед человечеством.

Тема реферата: «Влияние алкоголя на организм подростка». Данная тема была выбрана не случайно. Так как детский и подростковый возраст – это особый период в жизни человека, в это время закладываются основы физического и душевного здоровья. Развивающийся мозг повышенно чувствителен к действию токсических, ядовитых веществ. А алкоголь, в чём всё больше убеждаются учёные, — это клеточный яд, действие которого тем более опасно, что наступает не сразу, создавая вначале обманчивое впечатление безвредности.

Читайте также:  Какой знак зодиака склонные к алкоголизму

Основная цель, которую я поставила при работе над рефератом– показать отрицательное воздействие алкоголя на организм подростка.

Все исследования проводились среди учащихся нашей школы и их родителей.

История появления алкогольных напитков

Пьянство есть упражнение в безумии

История изготовления спиртных напитков уходит вглубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа.

Чистый спирт начали получать в VI-VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году.

Вот это да! Неужели люди столько много пьют?

Население земного шара выпивает за год около 30 миллиардов литров вина. Если это количество вина разлить в бутылки и расположить в ряд, то его протяженность будет равна десятикратному расстоянию от Земли до Луны. Так что производство вина на Земле уже как бы достигло «космического развития», только потребление его, к сожалению, переживает период «неконтролируемого детства». В среднем на каждого жителя планеты приходится почти 10 литров выпитого вина в год. В некоторых ведущих винодельческих странах потребление вина на душу населения превышает эту цифру в 10-15 раз.

Наконец, особую категорию алкогольных напитков составляет пиво. О пиве иногда говорят, что это ценный продукт, и даже называют его «жидким хлебом». Ранее в самом крепком из отечественных светлых сортов пива – «Санкт-Петербургском» содержалось 6%, а в наиболее распространенном «Жигулевском» — 2,8 % спирта. Теперь же в некоторых сотах пива содержится более 6% спирта. Но в пиве присутствуют различные вещества, повышающие чувствительность организма к алкоголю, усиливающие его всасывание. Поэтому смешивание пива и водки, как правило, приводит к быстрому и сильному опьянению.

В мире микроскопических организмов, пожалуй, самые вездесущие – дрожжевые грибки. Оставьте на некоторое время в теплом месте виноградный или ягодный сок. Он забродит. Это произойдет потому, что находящиеся в соке грибки начали усиленно размножаться. В процессе своей жизнедеятельности они превращают сахар (а также крахмал), содержащийся, например, в картофеле, свекле, злаках, фруктах и ягодах в винный или этиловый спирт (этанол). Есть группа алкогольных напитков, для приготовления которых берётся виноград.

В последние годы на прилавках магазина часто можно встретить бутылки с зарубежными этикетками. Это либо вино, либо более крепкие спиртные напитки. Особой популярностью пользуется ром, получаемый из отходов производства тростникового сахара, и виски, готовящееся из осахаренных зерновых продуктов.

Всё чаще можно услышать в средствах массовой информации о том, что на первом месте по количеству подделок находятся именно спиртные напитки. Чем только не разбавляют подпольные производители алкогольные напитки, для того чтобы извлечь для себя как можно больше выгоды (в денежном эквиваленте). Наиболее опасной добавкой является метиловый спирт. Метиловый спирт является нервно-сосудистым ядом, и сто граммов его смертельны для человека.

Как писал С.Я.Маршак, «Для пьянства есть такие поводы: поминки, праздник, встреча, проводы, крестины, свадьбы и развод, мороз, охота, Новый год, выздоровление, новоселье, печаль, раскаянье, веселье, успех, награда, новый чин и просто пьянство без причин».

Наверное, вы неоднократно слышали выражение: «Выпьем, согреемся». В обиходе считается, что спирт является якобы хорошим средством для согревания организма. Рассуждение о пользе алкоголя – это просто довольно распространенное заблуждение. Л.Н.Толстой писал: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство». И еще древнейший ученый Плутарх говорил: «Пьяница не родит ничего родного».

Чем же вызвано широкое распространение спиртных напитков в современном мире? Говорят, что мало баров, ресторанов, кафе и дискотек «внедряют» пьянство среди молодежи. Согласно данным по России алкогольные напитки в этой стране ежедневно употребляют 8% — 12-14- летние, 20% — 15-17- летние, 31% — 18-20- летние, 41% — 21-24-летние.

При обследовании группы людей, страдающих алкоголизмом, установлено, что около 95% из них, впервые приобщились к алкоголю в 15 лет. В семьях, где подростки часто употребляют алкогольные напитки, 68% отцов и 64% матерей имели лишь начальное образование или неполное среднее. Подавляющее большинство таких подростков (75%) имели низкую успеваемость, для них характерно было бессодержательное проведение свободного времени: праздное гуляние по улицам в компании друзей, азартные игры, посещение баров, дискотек и т.д. Приведенные факты, указывают на необходимость формирования трезвеннических установок у подрастающего поколения.

Влияние алкоголя на потомство.

Детский организм особо чувствителен к действию алкоголя и других токсических веществ. В детском и подростковом организме:

  1. повышенная проницаемость в сосудистые стенки;
  2. неустойчивость и легкая нарушаемость обменных процессов;
  3. снижение активности ферментных систем, ответственных за обмен веществ, включая и попадающие извне, особенно у детей раннего возраста;
  4. незрелость печеночных механизмов, ответственных за детоксикацию вредных веществ, в частности их окисление, ацетилирование.

Алкоголизм родителей оказывает влияние на здоровье потомства 3 путями:

  1. Токсическим воздействие на половые клетки;
  2. Воздействием на развивающийся плод;
  3. Алкогольная интоксикация ребенка в ранний период после рождения.

Особенно грубые нарушения развития плода на ступает в случае алкоголизма матери: при этом часто происходят выкидыши или рождение мертвых детей. Ребенок из семьи алкоголика находится в ловушке, из которой выбраться невозможно: если у него нет тяжелой степени поражения, то при средней и легкой он крайне подвержен психотравмам. Во многих случаях, к сожалению, помещение ребенка из алкогольной семьи в интернат оказывается наилучшим решением.

Анкетирование. Выявление процента школьников, пробовавших алкоголь.

Обучающимся 7-11-х классов нашей школы была предложена анкета, которая содержала несколько вопросов:

  1. В каком классе ты учишься?
  2. Знаешь ли ты как влияет алкоголь на подрастающий организм?
  3. Пробовал ли ты когда-либо алкогольные напитки ?
  4. Каковы были причины твоего первого употребления алкоголя?
  5. В каком возрасте ты употребил алкоголь впервые?
  6. Разрешают ли тебе родители употреблять алкоголь?
  7. Что нужно сделать, чтобы подростки перестали употреблять алкоголь?

В ходе исследования установлено, что практически все подростки знают о пагубном влиянии алкоголя на организм и последствиях его употребления, о правилах его продажи, но больше половины все же употребляют или употребляли его, несмотря на запрет родителей. И еще один немаловажный факт: среднестатистический подросток впервые употребляет спиртное в возрасте 12-14 лет, что позволяет сделать неутешительные выводы и прогнозы. В чем причина?

Возможно, недостаточно эффективна государственная политика в сфере здравоохранения, касающаяся разрешения и предотвращения проблемы подросткового алкоголизма. Может быть, общество не достаточно уделяет внимания данному вопросу, считая его не столь уж и важным, даже не представляя, какие ужасающие последствия вызовет дальнейшее омоложение алкоголизма. Но все же данная проблема существует, и она, вопреки желанию многих, касается каждого человека.

После анкетирования с обучающимися нашей школы была проведена профилактическая работа: беседы на классных часах, на уроках биологии о пагубном влиянии алкоголя на организм подростка. После был снова проведен опрос.

  1. Знаете ли вы о вредном влиянии алкоголя на организм?
  2. Употребляете ли вы алкогольные напитки (постоянно)?
  3. Если вы употребляете алкоголь, то как часто?
  4. Если вы употребляете алкоголь то по какой причине?
  5. Что можно сделать, чтобы подростки престали употреблять алкоголь?
  1. Подростки знают о вреде алкоголя
  2. Процент выпивающих подростков сократился
  3. Подростки четко осознают альтернативу употреблению алкоголя

Проведя исследования , я пришла к выводу: что уже с раннего возраста дети начинают пробовать алкогольные напитки, причем чаще всего это происходит именно в семье. Таким образом, родители сами провоцируют начало употребления алкоголя детьми, дальнейшее употребление алкоголя происходит уже не в семье, по другим причинам, чаще всего «за компанию». Подростки не осознают полностью пагубное воздействие алкоголя на их организм. В связи с этим необходимо срочно принимать меры по антиалкогольной пропаганде и антиалкогольному воспитанию.

Профилактика алкоголизма требует осуществления разнообразных мер, препятствующих употреблению алкоголя. В основе профилактики алкоголизма лежит здоровый образ жизни, воспитательная работа с населением, противоалкогольная пропаганда, противоалкогольная работа с родителями. Большое количество подростков употребляет спиртные напитки. Это глобальная проблема нашей страны. Нужно сделать все, чтобы спасти человечество от хронического заболевания «алкоголизм». Нельзя мириться с прогрессирующем распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей, а особенно детей.

Проблема алкоголизма нуждается в коллективном решении и требует осуществления широких социальных, педагогических, медицинских, правовых мер.

Центральное место в антиалкогольном воспитании занимает семья. Школа, медицинские, правоохранительные органы не достигнут цели, если в семье сохраняются антиалкогольные обычаи. Один из главных путей оздоровления – раннее антиалкогольное воспитание на современном научном уровне.

источник

На тему: Распространение употребления алкоголя среди подростков.

Введение……………………………………………………………………….…..3Глава 1.Теоретическое изучение проблемы алкоголизации подростков……. 4

1.1. История основных направлений изучения ранней алкоголизации…..4

1.1.1. Влияние алкоголя на организм подростка………………………8

1.1.2. Причины, способствующие алкоголизации детей…………….13

Глава 2. Исследовательская часть………………………………………………15

2.1. Организация исследования……………………………………………15

Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни.

Актуальность её заключается в том, что сейчас потребление спиртных напитков в России характеризуется огромными цифрами. От этого страдает всё общество, но в первую очередь под угрозу ставиться подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

Вред алкоголя очевиден. Доказано что при попадании алкоголя внутрь организма, он разноситься по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения.

При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь — алкоголизм. Алкоголизм опасен для здоровья человека, но он излечим, как и многие другие болезни.

Объектом исследования : Явились подростки старшего школьного возраста.

Предмет исследования : Распространенность употребления алкоголя среди подростков.

Цель исследования: Оценка распространенности употребления алкоголя среди подростков.

1. Теоретический анализ литературы по данной теме.

2. Дать общее понятие о влиянии алкоголя на подростков.

3. Провести анкетирование среди учащихся 9-11 классов.

4. Передать результаты анкетирования педагогам школы для дальнейшей воспитательной работы с подростками.

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы алкоголизации подростков.

1.1. История основных направлений изучения ранней алкоголизации.

Изучение употребления алкоголя среди молодежи в России во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX -начале XX в. широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях:

1. изучались распространенность и характер употребления алкоголя учащимися;

2. исследовалось влияние алкоголя на детский и подростковый организм;

3. определялась взаимосвязь между успеваемостью и употреблением алкоголя;

4. разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения;

Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда детям давали спиртные напитки для:

4. «облегчения прорезывания зубов,

7. «успокоения» (Якубович. 1894, 1900; Горячкин, 1896).

Бытовавшая в XIX и на рубеже XX столетия твердая уверенность вукрепляющем действии алкоголя часто имела последствием прямую алкоголизацию ребенка.

В России в то время были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с раннего детства. По заявлению В.Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения «низшего сословия» было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало поверье, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда взрослыми.

По наблюдениям ГЛ. Горячкина (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для «укрепления организма», «улучшения» сна и аппетита. Портвейн служит средством повышения аппетита, малиновая настойка — при простудных заболеваниях, кагор и черемуховую наливку применяют при жидком стуле, «рябиновку» — при глистных инвазиях и т.д. В бедных слоях населения универсальным лечебным средством считается водка.

Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма» (1902). В ней содержатся многочисленные, порой уникальные опыты и наблюдения о влиянии алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и особенности растущего человека.

3. неправильное воспитание,

5. стремление подражать старшим,

6. анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма

Все это являлось условиями, способствующими развитию алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению, что алкоголь является «успокаивающим», «укрепляющим», «питательным» средством.

Анализ отечественной литературы по проблеме детской и юношеской алкоголизации, позволяет выделить следующие основные направления:

1. изучение факторов, способствующих развитию алкоголизации среди учащихся (Григорьев, 1898, 1900; Дембо, 1900; Коровин, 1908; и др.);

2. исследование влияния алкоголя на детский и юношеский организм (Горячкин, 1896; Эрисман, 1897; Сажин, 1902; Щербаков, 1907-; к др.);

3. изучение возможностей школы в борьбе с алкоголизмом (Португалов, 1895: Вирениус, 1900; Невзоров, 1900; Плотников, 1900; Канель, 1909, 1914; Гордон, 1910; и др.).

В большинстве работ этого периода использовались методы опроса и интервью либо анкетирования.

Одна из ранних попыток изучить масштабы алкоголизации среди детей принадлежит редактору первого русского антиалкогольного журнала «Вестник трезвости» (1894-1898) Н. И. Григорьеву. Он разослал заведующим сельскими училищами запрос о степени распространенности употребления алкоголя среди крестьянских детей. Были получены ответы из различных уголков России, свидетельствовавшие о почти сплошном употреблении спиртных напитков среди сельских детей, которые в большинстве приобщались, а иногда и принуждались к употреблению алкоголя родителями.

В 1900 г. Н. И. Григорьев провел также исследование среди городских школьников. С помощью учителей в четырех городских школах были опрошены учащиеся 8-13 лет. Оказалось, что из 182 учеников 164 были знакомы с алкогольными напитками и 150 — пили водку. Многие из них на момент обследования находились в состоянии опьянения и говорили, что любят выпивать, так как после этого улучшается настроение и «в голове шумит». По социальному происхождению опрошенные были дети мелких лавочников, артельщиков, швейцаров, дворников. Н. И. Григорьев отмечал также тот факт, что большинству детей первую рюмку преподнесли родители во время праздника или в гостях.

Путем сопоставления групп пьющих и непьющих школьников И. И. Григорьев показал отрицательное влияние алкоголя на физическое и умственное развитие детей, на их поведение. Автор приходит к следующим выводам:

1. главными пропагандистами употребления спиртных напитков среди детей являются их родители;

2. сельские школьники пьют в тех же случаях, что и взрослое население в праздники, торжества и т. п.;

3. мальчики предпочитают крепкие спиртные напитки, девочки — более слабые;

4. у «пьющих» школьников чаще, чем у «трезвых», отмечаются слабое телосложение, отставание в умственном развитии и дурное поведение.

Ряд исследований 20-30-х гг. иллюстрирует противоречия между декларируемыми алкогольными установками членов семьи и сложившимися алкогольными обычаями, которых они придерживаются. Так, по материалам Михайлова (1930) в семьях

1. поощряют выпивку детей 0,5% родителей,

Но вместе со столь явными антиалкогольными декларациями в семье могут уживаться и такие формы активного приобщения детей к алкогольным обычаям, как посылка их за покупкой спиртных напитков. По данным Э.И. Дейчмана (1927), посылают детей-школьников

А.И. Исхакова (1929) приводит данные о частоте употребления спиртных напитков родителями и детьми в различных ситуациях:

1.Пьют ежедневно 4,5% родителей — 0,7% детей

Таким образом, в исследованиях 20-30-х гг. дана в основном картина существовавшей в то время алкоголизации детей и подростков с особым акцентом на влияние семьи, родителей в приобщении детей к спиртному.

Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками.

Сравнивая влияние сверстников, алкогольных обычаев, семьи и пола подростков на потребление ими спиртных напитков исследователи выяснили, что алкогольное поведение матери оказывает существенное воздействие на алкоголизацию, прежде всего дочерей. Алкогольное поведение отца обусловливает таковое его дочери и имеет наибольшее влияние на алкоголизацию сыновей. Влияние сверстников было взаимосвязано с тем, будет или не будет пить подросток в отсутствие родительского контроля. Они выделяют несколько типов соотношения между алкогольной культурой микросоциальной среды и установками индивида в отношении алкоголизации:

1. «абстинентной культуре» соответствует установка на полное воздержание;

2. «амбивалентной культуре» — двусмысленная и противоречивая алкогольная установка;

3. «либеральной культуре» соответствует «допускающая» установка, однако запрещающая откровенное пьянство;

4. «патологической культуре» — алкогольная установка, допускающая любые проявления пьянства.

Исследователи видят причины пьянства в особенностях процесса социализации, деформировавших культурные нормы поведения, в том числе и потребления алкоголя.

1.2.1. Влияние алкоголя на организм подростка

Организм ребенка в шесть-восемь раз быстрее привыкает к спиртному, чем организм взрослого человека. У детей, приобщающихся к алкоголю, быстро развивается хронический алкоголизм. Ребенок, начавший употреблять спиртное с 13-15 лет, может стать алкоголиком всего за один год. Алкоголизация мальчиков протекает иначе, чем у девочек. Для нее характерны быстрые темпы развития, интенсивность. Мальчики в среднем на два года раньше, чем их сверстницы, знакомятся с алкоголем. К 16 годам резко уменьшается число подростков, не употребляющих или редко употребляющих алкогольные напитки. Большинство из них выпивают по праздникам и семейным торжествам, а некоторые «с друзьями за компанию», «от нечего делать», «чтобы не отставать от товарищей» и т.д.

Алкоголизм среди молодежи обычно связан и с другими видами рискованного поведения: опасным сексом, что повышает риск заболеваний, пе­редаваемых половым путем (ЗППП), беременностью в подростковом возрасте, уходом из школы, насилием и преступностью.

Злоупотребление алкоголем является одной из причин широкого распространения самоубийств среди подростков.

Подростковый (пубертатный) возраст — это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма. По биологическим критериям, в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), он охватывает годы жизни от 10 до 20 лет. Этот воз­растной период характеризуется бурным ростом, как отдельных органов, так и всего организма в целом, началом и завершением полового созревания, совершенствованием функций органов и систем организма. В этот период интенсивно перестраиваются нервно-регуляторные механизмы, наиболее активно формируются некоторые отделы головного мозга, возникают новые связи между нервной и эндокринной системами. Усиливается также деятельность щитовидной железы. Ее гормоны обеспечивают ускорение окислительных процессов, необходимых для роста и дифференцировки тканей, особенно для развития мозга. Повышается активность надпочечников, гормоны которых играют важную роль в адаптационных и пластических процессах.

В подростковом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в 2 раза, возрастает объем крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение. Сердце достигает максимума работоспособности у девушек к 15—16 годам, у юношей — к 17—18 годам. Бурно растет и совершенствуется легочная система. Изменения в структуре легких проявляются в увеличении показателей внешнего дыхания, уряжается частота дыхания — к концу пубертатного периода она составляет 16—18 экскурсий в минуту.

В самом начале периода отрочества завершаются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения. К 12—13 годам завершается замена молочных зубов, заканчивается развитие пищевода, слюнных желез и желудка. Однако неустойчивость вегетативной нервной системы накладывает отпечаток на секреторную и моторную функции желудка. К 14—15 годам у девушек и к 15—16 годам у юношей окончательно формируется печень и желчный пузырь, процессы фильтрации в почках не отличаются уже от аналогичных процессов у взрослых.

Особого внимания заслуживает развитие психики в подростковом возрасте. В этот период происходит дальнейшее совершенствование функциональной деятельности центральной нервной системы. Завершается структурное и морфологическое созревание нервных клеток. Развитие психики в этот период знаменует собой переход индивидуального сознания в общественное.

Формируется перспективное мышление, которое, в частности, проявляется в типичном для подростков философствовании о смысле жизни, бесконечности, месте человека в мире и т. д.

В период отрочества начинают формироваться высшие этические и нравственные категории, эстетические понятия. Сложная переоценка явлений окружающей действительности совершается подростком непоследовательно, разрозненно; первое впечатление для него неоспоримо; эмоции отличаются чрезвычайной неустойчивостью. Для этого периода характерны и специфические психологические черты и реакции, такие, как реакция эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби) с их частой сменой и т. д. [ЛичкоА.Е., 1973].

В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей к многим факторам внешней среды, особенно к вредным. Не случайно, поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя. Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Объясняется это прежде всего тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей скоростью кровотока и большим просветом сосудов, относительно большей массой крови. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая ее у тканей организма.

Таким образом, не надо обладать большим воображением, чтобы представить себе весь урон, который способно вызвать у подростка хотя, бы однократное употребление вина и даже пива. Попав в организм, алкоголь достаточно медленно расщепляется в печени со скоростью О,1 г/кг массы тела в час. И только 10% его выводится из организма в неизмененном виде. Остальной алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. У подростка, учитывая высокую проницаемость тканей в этом возрасте, их насыщенность водой, алкоголь быстро распространяется по всему организму.

Токсическое воздействие алкоголя, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге — 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Малые дозы алкоголя патологически ускоряют процесс передачи возбуждения, умеренные — затрудняют его. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.

Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Второй мишенью алкоголя в организме является печень. Именно в ней под действием ферментов происходит расщепление алкоголя. При скорости поступления алкоголя в клетки печени выше скорости его распада (0,1 г/кг в час) происходит накопление алкоголя, ведущее к токсическому поражению клеток печени. В этом случае алкоголь выступает как растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения в них. Дистрофические процессы с накоплением жира. При систематическом употреблении спиртных напитков жировые изменения в клетках печени осложняются их некрозом с последующей заменой клеток печени соединительной тканью. Развивается цирроз печени, весьма грозное заболевание, почти всегда сопровождающее хронический алкоголизм Действие алкоголя на печень в подростковом возрасте еще более разрушительно, так как этот орган находится в стадии структурного и функционального формирования. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов.

Алкоголь обладает выраженным токсическим действием на эпителий, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секрецию и состав желудочного сока, что в свою очередь ведет к нарушению переваривающей способности желудка и различным диспепсическим явлениям. Нарушение усвояемости пищи неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка.

Небезучастны к употреблению алкоголя и быстрорастущие в пубертатном возрасте легкие. Около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через легкие. При этом алкоголь и продукты его распада оказывают непосредственное токсическое воздействие на нежный эпителий бронхов подростка и формирующиеся стенки альвеол легкого, одновременно нарушая как проницаемость, так и тонус его сосудов. Поражение эпителия, открывающего «ворота» для вторичной инфекции, и застойные явления в легком обусловленные дисфункцией сосудов, могут привести к заболеваниям органов дыхания.

Очень чутко реагирует на присутствие алкоголя и сердце растущего человека. Неблагоприятно изменяются как ритм, так и частота сердечных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. В настоящее время доказано прямое токсическое воздействие алкоголя на миокард путем глубокого нарушения обмена веществ в мышечных клетках сердца. Алкоголь заставляет мышцу сердца перейти на невыгодный для нее энергетический баланс. Естественно, что в таких условиях не может быть правильного и полноценного формирования как мышечного, так и нервного аппарата сердца подростка, а это может болезненным эхом отозваться впоследствии.

Наконец, токсическое воздействие алкоголя сказывается и на самой крови Активность лейкоцитов, играющих важную роль в защите организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих кислород к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имеющих большое значение для свертывания крови.

Таким образом, алкоголь оказывает чрезвычайно пагубное воздействие на растущий и развивающийся организм человека в период отрочества. Он ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях (при злоупотреблении) и вовсе гасит развитие некоторых функций (развитие высших форм самосознания, абстракции, эстетических понятий и этических категорий и т. д.).

Доказано, что чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкоголя. Это обусловлено анатомо-физиологическими и социально-психологическими особенностями детского и подросткового возраста. В частности, бурно протекающие изменения в центральной нервной системе, внутренних органах, эндокринной системе, связанные с ростом и созреванием организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с чем многие дополнительные вредности (внутренние и внешние), в том числе и алкоголь, могут привести к быстрому развитию того или иного патологического процесса. Установлено, что у подростков употребление алкогольных напитков значительно быстрее, чем у взрослых, вызывает заболевание алкоголизмом, а его развитие отличается злокачественным течением.

Из всего вышесказанного видно, что употребление алкоголя подрастающим поколением не только не желательно, но и недопустимо.

1.2.3. Причины, способствующие алкоголизации детей.

Медицинские работники и психологи выделяют следующие из них:

Негативная социальная микросреда:

3. отрицательный психологический климат,

4. низкий образовательный уровень родителей и неправильное семейное воспитание,

5.асоциальная компания.
Индивидуально-биологические особенности личности:

1. наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний и алкоголизма,

2. тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве,

3.органическая церебральная недостаточность,

4.умственное недоразвитие и психический инфантилизм.

Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности:

2. выраженные акцентуации характера, преимущественно конформного, гипертимного, эпилептоидного, неустойчивого типов.

Нравственная незрелость личности:

1.отрицательное отношение к обучению и низкий образовательный уровень,

2. отсутствие общественно-политической активности и социально значимых установок,

3. узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов,

4. дефицит мотивации поведения, уход от ответственных ситуаций и решений,

5. утрата перспектив и путей развития своей личности.

Установлено, что подростка влечет не вкус алкоголя, а его действие -состояние опьянения. Степень достигаемого опьянения у 90% легкая, с ощущением прилива сил, чувства довольства, комфорта. У некоторых опьянение протекает с элементами дурашливости. При таком опьянении не бывает выраженной алкогольной интоксикации, потери самоконтроля, за небольшие отклонения в поведении никто не ругает, в таком состоянии подростки не попадают в милицию, медицинский вытрезвитель. У них формируется убеждение, что это вполне естественное и закономерное явление в жизни, и они продолжают принимать алкоголь. И лишь в тех случаях, когда формируется алкогольная установка, родители, общественность начинают обращать на это внимание и прибегать к помощи наркологов.

Существует мнение, что раннее, систематическое употребление спиртных напитков почти всегда сопряжено с более быстрым формированием и зло­качественностью алкоголизма, поэтому в условиях акселерации вопросы комплексной противо алкогольной работы с подростками приобретают особую актуальность. Систематическое употребление алкоголя следует относить к наиболее вредным привычкам подростков, так как оно ведет не только к различным нарушениям, но и развитию алкоголизма, болезненного состояния. Основным симптомом алкоголизма на самых ранних стадиях является патологическое влечение подростков к алкоголю.

Глава 2. Исследовательская часть

2.1. Организация исследования.

Исследование проводилось в 2008- 2009 учебном году. Основной задачей нашего исследования было сравнение. В исследовании участвовали учащиеся 9,10 и 11 классов Сарыг-Сепской средней (полной) общеобразовательной школы №1 Каа — Хемского района Республики Тува. Возрастной состав испытуемых от 14 до 17 лет. Общее количество выборки составило 105 детей школьного возраста. Из них 35 учащихся 9 классов, 38 учащихся 10 классов и 32 учащихся 11 классов. Всего мальчиков 49, девочек 56.

Исследование проводилось следующим образом:

Для проведения исследования мы воспользовались анкетой которую разработал Айзман Р.И., и апробировали её на учащихся (приложение 1). Учащиеся отвечали анонимно, лишь испытуемым было предложено указать класс, дату заполнения, возраст и пол. Далее ответить на ряд вопросов, в которых были предложены варианты ответов.

В результате тестирования оказалось, что учащиеся пробовали спиртные напитки в разные возраста (в %):

Название: Распространение употребления алкоголя среди подростков
Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности
Тип: курсовая работа Добавлен 23:23:18 21 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 3301 Комментариев: 9 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать
Возраст класс 11 класс 10 класс 9 класс Всего
17 лет 1,91 1,91
16 лет 1,91 4,76 6,67
15 лет 7,62 10,48 9,52 27,62
14 лет 5,71 11,43 7,62 24,76
13 лет 4,76 5,71 6.67 17,14
До 13 лет 1,5 5,72 6,66 14,28
Не пробовали совсем 3,81 2,86 0,95 7,62

В основном школьники пробовали спиртные напитки в возрасте 14-15 лет. Это свидетельствует о том, что чем старше возраст, тем больше подростков употребляют спиртные напитки. И лишь единицы, из числа исследуемых подростков, еще не пробовали алкогольную продукцию.

На следующих диаграммах №1, №2 и №3 показаны причины употребления спиртных напитков школьниками по классам. Среди подростков девятых классов основными причинами употребления спиртного являются: доступность, рекламирование, конфликтные ситуации в школе и дома, отсутствие мест отдыха для молодежи, влияние друзей, не умение отказаться. У школьников десятых классов также: доступность, рекламирование, отсутствие мест отдыха для молодежи, влияние друзей. У подростков одиннадцатых классов опять же: доступность, рекламирование, конфликтные ситуации в школе и дома, отсутствие мест отдыха для молодежи, влияние друзей, не умение найти себя.

Причины употребления спиртных напитков (в %):

Таким образом, самыми распространенными причинами употребления спиртных напитков являются: доступность спиртных напитков, отсутствие мест отдыха для молодежи, а также рекламирование.

А следующая диаграмма №4 показывает, как часто школьники употребляют спиртные напитки. Большее количество школьников, то есть 32,58% употребляют спиртное в среднем не чаще 1-2 раз в месяц; а 28,76% употребляют один раз в неделю; один или двенадцать раз в год употребляют 19,61%; по праздникам 11,43%; есть подростки, которые не употребляю спиртные напитки 7, 62% .

Как часто употребляют спиртное(%)?

Диаграмма №4

Большинство подростков употребляют алкоголь от одного до двух раз в месяц.

А вот эта таблица №2 показывает, какие спиртные напитки предпочитают школьники. Чаше всего школьники употребляют слабоалкогольные напитки 47,5%; на втором месте пиво 34,5%; далее вино15%; ну и конечно же есть такие подростки которые употребляют водку 3%.

Класс

Слабоалкогольные напитки 41,4% 49,8% 39,9 47,5% Пиво 39,6% 31,7% 41,6% 34,5% Вино 15% 14,8% 16,5% 15% водка 4% 3,7% 2% 3%
Читайте также:  Кодировка от алкоголизма гипнозом в нижневартовске

А вот следующие диаграммы №5,№6 и №7 показывают основные мотивы употребления спиртных напитков подростками, по классам.

Диаграмма №6

Таким образом, самыми распространенными мотивами употребления спиртных напитков среди подростков являются: встреча с друзьями, праздники, выпивают за компанию, а также когда хочется быть взрослым, либо когда плохое настроение.

После употребления спиртного у каждого должны быть свои ощущения и подростки не являются исключением. Следующие диаграммы №8, №9 и №10 показывают ощущения школьников после употребления спиртных напитков.

Диаграмма №8

Следовательно, после употребления спиртного подростки в основном ощущают головную боль, тошноту и сильную жажду.

В результате исследования 92 ,38% подростков уже употребили спиртные напитки и всего 7 ,62% имеют отрицательное отношение к алкоголю. И чем младше возраст, тем больше школьников употребляют алкоголь.

Сегодня мы видим, что алкоголь был и остается трагедией в России. А также является одной из актуальных проблем современности.

Алкоголизм это огромное социальное зло, которое изнутри «разъедает» личность, нанося огромный урон обществу.

Алкогольный образ жизни это как антипод здорового образа жизни — ведет к преждевременной смерти. Школьники должны знать об этом. В последнее десятилетие на основе увеличивающейся доступности спиртного, алкогольных традиций и психологических настроенности на потребление алкоголя начала развиваться алкоголизация учащихся в школе.

В результате данного исследования мы увидели и подтвердили ещё раз то, что рост употребления алкоголя увеличивается. Из 105 исследуемых подростков 92,38%школьников уже употребили спиртные напитки и всего 7,62% имеют отрицательное отношение к алкоголю. По полученным данным учителями Сарыг – Сепской средней (полной) общеобразовательной школы №1 были проведены классные часы по темам: «Влияние алкоголя на организм подростка» и «Вредные привычки». Поэтому «легче предупредить болезнь, нежели её лечить».

Читайте также:  Кто занимает первое место по алкоголизму 2016

Анкетный опрос по алкоголизму (по Р.И.Айзману).

Дата заполнения анкеты________ . Класс__ .

Пол: мужской; женский (подчеркнуть нужное).

Ваш возраст:_____ (укажите полное число лет на день опроса).

1.Пробовали ли вы алкоголь?

2. В каком возрасте вы впервые попробовали алкоголь?__ (указать)

3. С кем вы впервые попробовали алкоголь?

4.Что чаще приходиться выпивать?

Н. слабоалкогольные напитки (коктейли и т.п.).

Каковы ваши ощущения после употребления спиртного?
А. Головная боль;

F.Желание опохмелиться;
G.Чувство разбитости;

К. Последствий никаких нет;

6.Как часто вы употребляете алкоголь?

B.один раз в неделю или чаще;

D.в среднем не чаще 1-2 раз в месяц;

7.Каковы, как правило, мотивы выпивки, по какому поводу?

D.нравиться состояние опьянения;

Н. когда плохое настроение;

I. когда хорошее настроение;

М. при встречах с друзьями;

8.Возникали ли у вас неприятности дома из-за употребления спиртного?

9.Ваше отношение к людям, употребляющим алкоголь?
А. отвращение;

G. другое_____________________ (указать).

10. Постарайтесь вспомнить, от кого вы впервые узнали о вреде алкогольных
напитков?

G.от работников суда;
Н. Из статей в журналах;

J. другое_________________________________________ (указать)

11 .Что вы думаете об употреблении спиртного?

D. уверены в безвредности регулярных выпивок;

12.В чем вы видите причину пьянства среди молодежи

A.доступность спиртных напитков;

B.отсутствие знаний о вреде алкоголя;

C.пример взрослых; отсутствие интересов;

D.неумение найти себя; безнаказанность;

E.отсутствие мест отдыха для молодежи;

F.устойчивость традиций и обычаев;

G.рекламирование спиртных напитков;
Н. конфликтные ситуации дома в школе;
I. считают, что спиртное помогает жить;
J. потому что продают спиртное;

М. не умение отказаться т выпивки;

N. другое________________________________________ (указать).

13. Если вы имели неприятности связанные с выпивкой то, какие?

C.нарушение общественного порядка ;

D.неприятности с родителями;

14.Какие меры борьбы с пьяницами и любителями выпить вы считаете наиболее действенными?

A.Обсуждение на собрании коллектива;

E.широкая критика в печати;

15.Проводятся ли у вас в школе мероприятия по профилактике алкоголизма?

16.Знаете ли вы о том, что за распитие спиртных напитков предусмотрена административная ответственность?

1. Айзман Р. И. Физиологические основы здоровья. Изд. Компания Лада. -Н.: 2003.

2. Алипов В.И., Корхов В.В. Алкоголизм и материнство- Ленинград. 1986.

3. Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. -М.1984

4. Волокитина Т.В., Баральнина Г.Г., Никитинская Н.И.: «Основы медицинских знаний» Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: издательский центр «Академия» .2008.

5. Дроздов Е.С., Зенченко Е.И.Алкоголизм: 100 вопросов и ответов. 2-е издание, дополненное — М.: «Советская Россия», 1988.

6. Кельин Л.Л., Мучник Ю.Л., Прусс М.С. Как самостоятельно избавиться от алкогольной зависимости. 2-е издание, Санкт- Петербург.: Издательский дом «Нева»,2002.

7. Кирпичев В.И. «Физиология и гигиена подростков». Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия» .2008.

8. Коробкина З.В. Попов В.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у детей и молодежи. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия» .2004.

9. Колесов М.В. Беседы об антиалкогольном воспитании.- М.: просвещение 1987.

10.Копыт П.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. — М.: Медицина 1984. 11.Краснова М.Н., Куценко Г.И. Осторожно: алкоголь! М.: Высш. Шк..1984. 12.Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней. Учебное пособие

для студентов высших учебных заведений. — М.: издательский центр

1 З.Муратова И.Д., Сидоров П.И. Антиалкогольное воспитание в школе. Архангельск, 1977

14.Орловский Л.В. 0-66. Скрытая опасность.(о вреде алкоголя). М.,«Знание». 1977.

15.Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье — любовь — Красота. В 5

томах. Т. 3. «Физиологическое и психологическое здоровье». Санкт-Петербург: Издательство «Петроградский и К » 1996

16.Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота. В 5 томах. Т. 2. «Экология валеологии и Питание». Санкт- Петербург: Издательство «Петроградский и К » 1996

17.Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота. В 5 томах. Т. 1. «Валеология и мудрость здоровья». Санкт- Петербург: Издательство «Петроградский и К » 1996

18.Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота. В 5 томах. Т. 5. «Красота и валеология любви». Санкт- Петербург: Издательство «Петроградский и К °» 1996

19.Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота. В 5 томах. Т. 4. «Гармония чувств и образа жизни». Санкт- Петербург: Издательство»Петроградский и К»1996.

20.Петренко Л.Ф, «Коварный враг». — М.: издательский центр «Знание» 1981.

21.Энтин Г.М. «Когда человек себе враг». — М.: издательский центр «Знание». 1973.

источник