Анализ проблем подросткового алкоголизма
- Причины подросткового алкоголизма
- Изменение стиля жизни под влиянием алкоголя
- Статистика подросткового алкоголизма
- Последствия
- Алкогольная политика
- Технологии социального лоббирования
Надо ли говорить, что Россия в смысле употребления спиртного страна более чем особая. Тут свои, увы, печальные традиции, свои стандарты. Превалирует у нас употребление в виде “ударных доз”: большое количество выпитого в сжатые сроки. Чаще днем. Иначе говоря, в России доминирует самый неблагоприятный, так называемый “северный” тип пития. И пьем мы исторически все больше и больше. Если в1913 году продавалось 3,4 литра на человека в год, то в 1927 — 3,7. К концу 1940 года госпродажа, правда снизилась до 2,3 литра, а к 1950 упала до 1,9 литра. Но зато потом только стремительный рост, и каждый всплеск рекордный.
Четырнадцатого июня 1985 года ЦК КПСС объявил войну пьянству, которая потрясла все основы общества. Бюджет потерял 50 миллиардов не нынешних, а тех еще полновесных рублей, в два раза возросло потребление самогона. Тем не менее, именно к 1987 году возросла средняя продолжительность жизни. Это произошло без уменьшения смертности от отравлений и несчастных случаев. В результате, как бы мы не ругали кампанию, она сберегла жизнь приблизительно 700 тысячам россиян, да и заболеваемость снизилась.
По данным Госторгинспекции, в 1992 году каждая десятая бутылка была фальсификацией горячительного напитка, в 1993 — каждая четвертая.
На сегодня потребление спиртных напитков на земном шаре характеризуется колоссальными цифрами. Одна из самых острых проблем употребление спиртных напитков подростками.[7 1 ]
Актуальность темы. Проблема употребления алкоголя подростками очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Во всём мире отмечается рост употребления алкогольных напитков молодежью. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем.[7 2 ]
Итак, целью данной курсовой работы является изучение проблемы подросткового алкоголизма и выявление наиболее адекватных путей ее решения.
Объектом исследования выступают подростки как особая социальная категория населения.
Предметом исследования является алкоголизм как социальная проблема молодого поколения.
Среди задач, поставленных при проведении исследования, можно выделить следующие:
· проанализировать научную литературу;
· выявить основные проблемы современных подростков;
· определить особенности и причины алкоголизма в подростковой среде;
· обобщить опыт субъектов РФ по борьбе с подростковым алкоголизмом;
- Причины подросткового алкоголизма
Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса. В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и прочие. Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий». Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни. Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно. На фоне пропаганды образа жизни во имя получения удовольствия сегодня жизнь подростка развивается по схеме «удовольствие – деньги – удовольствие». Все это приводит к духовному и демографическому кризису и в конечном итоге к алкоголизму. Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц» все еще продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства у потомства закладываются еще задолго до его рождения, т. е. свои пороки родители передают детям по наследству. Еще одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считать взаимоотношения в семье ребенка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут: негативные межличностные отношения внутри семьи; чрезмерная опека со стороны родителей; насилие; поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д. И в добавление к вышесказанному, в нашей стране практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.[8 3 ,11 4 ,15 5 ]
- Изменение стиля жизни под влиянием алкоголя
У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями. Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в «алкогольной» компании. Статистика показывает, что подростки тратят свое свободное время на примитивные, бесцельные занятия: игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки по улицам, просиживание в барах или кино. Прием алкогольных напитков принимает регулярный характер и становится непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие. В результате этого употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.[7 6 ,9 7 ,12 8 ]
Результаты опросов, проводившихся в школах города Свободный, показали, что большая часть учащихся 6-го,7-го классов уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактом является то, что детей «угощал» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников. К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно. Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя. Приведу примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками: Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте. Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет). 76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня. Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая. В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще. 53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей. В 54,1% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование. По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки. В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процент неполных семей или повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь. 91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.[10 9 ]
О том, что в алкоголизм втягиваются дети, уже открыто говорит и Главный государственный санитарный врач РФ: «По данным социологических исследований пик массового вовлечения в потребление алкоголя сместился с возрастной группы 16 — 18 лет на возраст 13 — 15 лет и может способствовать возникновению серьезных последствий для физического и интеллектуального развития подрастающего поколения». Не «может способствовать», а способствует «однозначно». И если «пик массового вовлечения в потребление алкоголя» приходится на 13 — 15 лет, то начало вовлечения — на 10 — 12 лет?
На рис. 3.112, 3.113 приведены результаты опроса российской молодежи. Более 80% молодежи старше 15 лет употребляют пиво.[6 10 ]
Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам. Отмечю лишь некоторые из этих последствий: Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций. Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство. Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям. Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией. Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта. Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени. Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит). Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.). Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит). Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких). Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка. Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета. Изменение состава крови, анемия и т.д. Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.[1 11 ]
источник
В реферате изложен материал о истории появления алкогольных напитков,пьянство среди подростков, влияния алкоголя на организм подростка и на потомство, исследования в школе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Солигаличская средняя общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района Костромской области
Работа ученицы 9 Б класса
Юсова Светлана Леонидовна,
История появления алкогольных напитков………………………………….3
Вот это да! Неужели люди столько много пьют. 3-4
Подростки, что вы пьёте. 4-5
Влияние алкоголя на потомство……………………………………………6
Список использованных источников и литературы………………………..10
В последнее время всё чаще можно увидеть подростков в состоянии алкогольного опьянения, всё чаще можно увидеть девушек, открыто распивающих спиртные напитки. Эта проблема коснулась и нашего города. Уже с малых лет родители разрешают пробовать спиртные напитки своим детям. Затем подростки начинают употреблять алкоголь за компанию, затем пьют просто так, без причин. Частое употребление алкоголя становится вредной привычкой и может привести к алкоголизму. Из-за злоупотребления алкоголем в человеке развиваются грубость, эгоизм, моральная распущенность. Пьяницы теряют человеческий облик, становятся нарушителями общественного порядка. Спирт разрушает здоровье, расслабляет волю, лишает человека профессии, уродует потомство, ведёт к деградации личности. Мы считаем, что проблема алкоголизма – одна из самых важных проблем, стоящих перед человечеством.
Тема реферата: «Влияние алкоголя на организм подростка». Данная тема была выбрана не случайно. Так как детский и подростковый возраст – это особый период в жизни человека, в это время закладываются основы физического и душевного здоровья. Развивающийся мозг повышенно чувствителен к действию токсических, ядовитых веществ. А алкоголь, в чём всё больше убеждаются учёные, — это клеточный яд, действие которого тем более опасно, что наступает не сразу, создавая вначале обманчивое впечатление безвредности.
Основная цель, которую я поставила при работе над рефератом– показать отрицательное воздействие алкоголя на организм подростка.
Все исследования проводились среди учащихся нашей школы и их родителей.
История появления алкогольных напитков
Пьянство есть упражнение в безумии
История изготовления спиртных напитков уходит вглубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.
Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа.
Чистый спирт начали получать в VI-VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году.
Вот это да! Неужели люди столько много пьют?
Население земного шара выпивает за год около 30 миллиардов литров вина. Если это количество вина разлить в бутылки и расположить в ряд, то его протяженность будет равна десятикратному расстоянию от Земли до Луны. Так что производство вина на Земле уже как бы достигло «космического развития», только потребление его, к сожалению, переживает период «неконтролируемого детства». В среднем на каждого жителя планеты приходится почти 10 литров выпитого вина в год. В некоторых ведущих винодельческих странах потребление вина на душу населения превышает эту цифру в 10-15 раз.
Наконец, особую категорию алкогольных напитков составляет пиво. О пиве иногда говорят, что это ценный продукт, и даже называют его «жидким хлебом». Ранее в самом крепком из отечественных светлых сортов пива – «Санкт-Петербургском» содержалось 6%, а в наиболее распространенном «Жигулевском» — 2,8 % спирта. Теперь же в некоторых сотах пива содержится более 6% спирта. Но в пиве присутствуют различные вещества, повышающие чувствительность организма к алкоголю, усиливающие его всасывание. Поэтому смешивание пива и водки, как правило, приводит к быстрому и сильному опьянению.
В мире микроскопических организмов, пожалуй, самые вездесущие – дрожжевые грибки. Оставьте на некоторое время в теплом месте виноградный или ягодный сок. Он забродит. Это произойдет потому, что находящиеся в соке грибки начали усиленно размножаться. В процессе своей жизнедеятельности они превращают сахар (а также крахмал), содержащийся, например, в картофеле, свекле, злаках, фруктах и ягодах в винный или этиловый спирт (этанол). Есть группа алкогольных напитков, для приготовления которых берётся виноград.
В последние годы на прилавках магазина часто можно встретить бутылки с зарубежными этикетками. Это либо вино, либо более крепкие спиртные напитки. Особой популярностью пользуется ром, получаемый из отходов производства тростникового сахара, и виски, готовящееся из осахаренных зерновых продуктов.
Всё чаще можно услышать в средствах массовой информации о том, что на первом месте по количеству подделок находятся именно спиртные напитки. Чем только не разбавляют подпольные производители алкогольные напитки, для того чтобы извлечь для себя как можно больше выгоды (в денежном эквиваленте). Наиболее опасной добавкой является метиловый спирт. Метиловый спирт является нервно-сосудистым ядом, и сто граммов его смертельны для человека.
Как писал С.Я.Маршак, «Для пьянства есть такие поводы: поминки, праздник, встреча, проводы, крестины, свадьбы и развод, мороз, охота, Новый год, выздоровление, новоселье, печаль, раскаянье, веселье, успех, награда, новый чин и просто пьянство без причин».
Наверное, вы неоднократно слышали выражение: «Выпьем, согреемся». В обиходе считается, что спирт является якобы хорошим средством для согревания организма. Рассуждение о пользе алкоголя – это просто довольно распространенное заблуждение. Л.Н.Толстой писал: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство». И еще древнейший ученый Плутарх говорил: «Пьяница не родит ничего родного».
Чем же вызвано широкое распространение спиртных напитков в современном мире? Говорят, что мало баров, ресторанов, кафе и дискотек «внедряют» пьянство среди молодежи. Согласно данным по России алкогольные напитки в этой стране ежедневно употребляют 8% — 12-14- летние, 20% — 15-17- летние, 31% — 18-20- летние, 41% — 21-24-летние.
При обследовании группы людей, страдающих алкоголизмом, установлено, что около 95% из них, впервые приобщились к алкоголю в 15 лет. В семьях, где подростки часто употребляют алкогольные напитки, 68% отцов и 64% матерей имели лишь начальное образование или неполное среднее. Подавляющее большинство таких подростков (75%) имели низкую успеваемость, для них характерно было бессодержательное проведение свободного времени: праздное гуляние по улицам в компании друзей, азартные игры, посещение баров, дискотек и т.д. Приведенные факты, указывают на необходимость формирования трезвеннических установок у подрастающего поколения.
Влияние алкоголя на потомство.
Детский организм особо чувствителен к действию алкоголя и других токсических веществ. В детском и подростковом организме:
- повышенная проницаемость в сосудистые стенки;
- неустойчивость и легкая нарушаемость обменных процессов;
- снижение активности ферментных систем, ответственных за обмен веществ, включая и попадающие извне, особенно у детей раннего возраста;
- незрелость печеночных механизмов, ответственных за детоксикацию вредных веществ, в частности их окисление, ацетилирование.
Алкоголизм родителей оказывает влияние на здоровье потомства 3 путями:
- Токсическим воздействие на половые клетки;
- Воздействием на развивающийся плод;
- Алкогольная интоксикация ребенка в ранний период после рождения.
Особенно грубые нарушения развития плода на ступает в случае алкоголизма матери: при этом часто происходят выкидыши или рождение мертвых детей. Ребенок из семьи алкоголика находится в ловушке, из которой выбраться невозможно: если у него нет тяжелой степени поражения, то при средней и легкой он крайне подвержен психотравмам. Во многих случаях, к сожалению, помещение ребенка из алкогольной семьи в интернат оказывается наилучшим решением.
Анкетирование. Выявление процента школьников, пробовавших алкоголь.
Обучающимся 7-11-х классов нашей школы была предложена анкета, которая содержала несколько вопросов:
- В каком классе ты учишься?
- Знаешь ли ты как влияет алкоголь на подрастающий организм?
- Пробовал ли ты когда-либо алкогольные напитки ?
- Каковы были причины твоего первого употребления алкоголя?
- В каком возрасте ты употребил алкоголь впервые?
- Разрешают ли тебе родители употреблять алкоголь?
- Что нужно сделать, чтобы подростки перестали употреблять алкоголь?
В ходе исследования установлено, что практически все подростки знают о пагубном влиянии алкоголя на организм и последствиях его употребления, о правилах его продажи, но больше половины все же употребляют или употребляли его, несмотря на запрет родителей. И еще один немаловажный факт: среднестатистический подросток впервые употребляет спиртное в возрасте 12-14 лет, что позволяет сделать неутешительные выводы и прогнозы. В чем причина?
Возможно, недостаточно эффективна государственная политика в сфере здравоохранения, касающаяся разрешения и предотвращения проблемы подросткового алкоголизма. Может быть, общество не достаточно уделяет внимания данному вопросу, считая его не столь уж и важным, даже не представляя, какие ужасающие последствия вызовет дальнейшее омоложение алкоголизма. Но все же данная проблема существует, и она, вопреки желанию многих, касается каждого человека.
После анкетирования с обучающимися нашей школы была проведена профилактическая работа: беседы на классных часах, на уроках биологии о пагубном влиянии алкоголя на организм подростка. После был снова проведен опрос.
- Знаете ли вы о вредном влиянии алкоголя на организм?
- Употребляете ли вы алкогольные напитки (постоянно)?
- Если вы употребляете алкоголь, то как часто?
- Если вы употребляете алкоголь то по какой причине?
- Что можно сделать, чтобы подростки престали употреблять алкоголь?
- Подростки знают о вреде алкоголя
- Процент выпивающих подростков сократился
- Подростки четко осознают альтернативу употреблению алкоголя
Проведя исследования , я пришла к выводу: что уже с раннего возраста дети начинают пробовать алкогольные напитки, причем чаще всего это происходит именно в семье. Таким образом, родители сами провоцируют начало употребления алкоголя детьми, дальнейшее употребление алкоголя происходит уже не в семье, по другим причинам, чаще всего «за компанию». Подростки не осознают полностью пагубное воздействие алкоголя на их организм. В связи с этим необходимо срочно принимать меры по антиалкогольной пропаганде и антиалкогольному воспитанию.
Профилактика алкоголизма требует осуществления разнообразных мер, препятствующих употреблению алкоголя. В основе профилактики алкоголизма лежит здоровый образ жизни, воспитательная работа с населением, противоалкогольная пропаганда, противоалкогольная работа с родителями. Большое количество подростков употребляет спиртные напитки. Это глобальная проблема нашей страны. Нужно сделать все, чтобы спасти человечество от хронического заболевания «алкоголизм». Нельзя мириться с прогрессирующем распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей, а особенно детей.
Проблема алкоголизма нуждается в коллективном решении и требует осуществления широких социальных, педагогических, медицинских, правовых мер.
Центральное место в антиалкогольном воспитании занимает семья. Школа, медицинские, правоохранительные органы не достигнут цели, если в семье сохраняются антиалкогольные обычаи. Один из главных путей оздоровления – раннее антиалкогольное воспитание на современном научном уровне.
источник
Название: Распространение употребления алкоголя среди подростков Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности Тип: курсовая работа Добавлен 23:23:18 21 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 3301 Комментариев: 9 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возраст класс | 11 класс | 10 класс | 9 класс | Всего |
17 лет | 1,91 | 1,91 | ||
16 лет | 1,91 | 4,76 | 6,67 | |
15 лет | 7,62 | 10,48 | 9,52 | 27,62 |
14 лет | 5,71 | 11,43 | 7,62 | 24,76 |
13 лет | 4,76 | 5,71 | 6.67 | 17,14 |
До 13 лет | 1,5 | 5,72 | 6,66 | 14,28 |
Не пробовали совсем | 3,81 | 2,86 | 0,95 | 7,62 |
В основном школьники пробовали спиртные напитки в возрасте 14-15 лет. Это свидетельствует о том, что чем старше возраст, тем больше подростков употребляют спиртные напитки. И лишь единицы, из числа исследуемых подростков, еще не пробовали алкогольную продукцию.
На следующих диаграммах №1, №2 и №3 показаны причины употребления спиртных напитков школьниками по классам. Среди подростков девятых классов основными причинами употребления спиртного являются: доступность, рекламирование, конфликтные ситуации в школе и дома, отсутствие мест отдыха для молодежи, влияние друзей, не умение отказаться. У школьников десятых классов также: доступность, рекламирование, отсутствие мест отдыха для молодежи, влияние друзей. У подростков одиннадцатых классов опять же: доступность, рекламирование, конфликтные ситуации в школе и дома, отсутствие мест отдыха для молодежи, влияние друзей, не умение найти себя.
Причины употребления спиртных напитков (в %):
Таким образом, самыми распространенными причинами употребления спиртных напитков являются: доступность спиртных напитков, отсутствие мест отдыха для молодежи, а также рекламирование.
А следующая диаграмма №4 показывает, как часто школьники употребляют спиртные напитки. Большее количество школьников, то есть 32,58% употребляют спиртное в среднем не чаще 1-2 раз в месяц; а 28,76% употребляют один раз в неделю; один или двенадцать раз в год употребляют 19,61%; по праздникам 11,43%; есть подростки, которые не употребляю спиртные напитки 7, 62% .
Как часто употребляют спиртное(%)?
Диаграмма №4
Большинство подростков употребляют алкоголь от одного до двух раз в месяц.
А вот эта таблица №2 показывает, какие спиртные напитки предпочитают школьники. Чаше всего школьники употребляют слабоалкогольные напитки 47,5%; на втором месте пиво 34,5%; далее вино15%; ну и конечно же есть такие подростки которые употребляют водку 3%.
Класс
А вот следующие диаграммы №5,№6 и №7 показывают основные мотивы употребления спиртных напитков подростками, по классам.
Диаграмма №6
Таким образом, самыми распространенными мотивами употребления спиртных напитков среди подростков являются: встреча с друзьями, праздники, выпивают за компанию, а также когда хочется быть взрослым, либо когда плохое настроение.
После употребления спиртного у каждого должны быть свои ощущения и подростки не являются исключением. Следующие диаграммы №8, №9 и №10 показывают ощущения школьников после употребления спиртных напитков.
Диаграмма №8
Следовательно, после употребления спиртного подростки в основном ощущают головную боль, тошноту и сильную жажду.
В результате исследования 92 ,38% подростков уже употребили спиртные напитки и всего 7 ,62% имеют отрицательное отношение к алкоголю. И чем младше возраст, тем больше школьников употребляют алкоголь.
Сегодня мы видим, что алкоголь был и остается трагедией в России. А также является одной из актуальных проблем современности.
Алкоголизм это огромное социальное зло, которое изнутри «разъедает» личность, нанося огромный урон обществу.
Алкогольный образ жизни это как антипод здорового образа жизни — ведет к преждевременной смерти. Школьники должны знать об этом. В последнее десятилетие на основе увеличивающейся доступности спиртного, алкогольных традиций и психологических настроенности на потребление алкоголя начала развиваться алкоголизация учащихся в школе.
В результате данного исследования мы увидели и подтвердили ещё раз то, что рост употребления алкоголя увеличивается. Из 105 исследуемых подростков 92,38%школьников уже употребили спиртные напитки и всего 7,62% имеют отрицательное отношение к алкоголю. По полученным данным учителями Сарыг – Сепской средней (полной) общеобразовательной школы №1 были проведены классные часы по темам: «Влияние алкоголя на организм подростка» и «Вредные привычки». Поэтому «легче предупредить болезнь, нежели её лечить».
Анкетный опрос по алкоголизму (по Р.И.Айзману).
Дата заполнения анкеты________ . Класс__ .
Пол: мужской; женский (подчеркнуть нужное).
Ваш возраст:_____ (укажите полное число лет на день опроса).
1.Пробовали ли вы алкоголь?
2. В каком возрасте вы впервые попробовали алкоголь?__ (указать)
3. С кем вы впервые попробовали алкоголь?
4.Что чаще приходиться выпивать?
Н. слабоалкогольные напитки (коктейли и т.п.).
Каковы ваши ощущения после употребления спиртного?
А. Головная боль;
F.Желание опохмелиться;
G.Чувство разбитости;
К. Последствий никаких нет;
6.Как часто вы употребляете алкоголь?
B.один раз в неделю или чаще;
D.в среднем не чаще 1-2 раз в месяц;
7.Каковы, как правило, мотивы выпивки, по какому поводу?
D.нравиться состояние опьянения;
Н. когда плохое настроение;
I. когда хорошее настроение;
М. при встречах с друзьями;
8.Возникали ли у вас неприятности дома из-за употребления спиртного?
9.Ваше отношение к людям, употребляющим алкоголь?
А. отвращение;
G. другое_____________________ (указать).
10. Постарайтесь вспомнить, от кого вы впервые узнали о вреде алкогольных
напитков?
G.от работников суда;
Н. Из статей в журналах;
J. другое_________________________________________ (указать)
11 .Что вы думаете об употреблении спиртного?
D. уверены в безвредности регулярных выпивок;
12.В чем вы видите причину пьянства среди молодежи
A.доступность спиртных напитков;
B.отсутствие знаний о вреде алкоголя;
C.пример взрослых; отсутствие интересов;
D.неумение найти себя; безнаказанность;
E.отсутствие мест отдыха для молодежи;
F.устойчивость традиций и обычаев;
G.рекламирование спиртных напитков;
Н. конфликтные ситуации дома в школе;
I. считают, что спиртное помогает жить;
J. потому что продают спиртное;
М. не умение отказаться т выпивки;
N. другое________________________________________ (указать).
13. Если вы имели неприятности связанные с выпивкой то, какие?
C.нарушение общественного порядка ;
D.неприятности с родителями;
14.Какие меры борьбы с пьяницами и любителями выпить вы считаете наиболее действенными?
A.Обсуждение на собрании коллектива;
E.широкая критика в печати;
15.Проводятся ли у вас в школе мероприятия по профилактике алкоголизма?
16.Знаете ли вы о том, что за распитие спиртных напитков предусмотрена административная ответственность?
1. Айзман Р. И. Физиологические основы здоровья. Изд. Компания Лада. -Н.: 2003.
2. Алипов В.И., Корхов В.В. Алкоголизм и материнство- Ленинград. 1986.
3. Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. -М.1984
4. Волокитина Т.В., Баральнина Г.Г., Никитинская Н.И.: «Основы медицинских знаний» Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: издательский центр «Академия» .2008.
5. Дроздов Е.С., Зенченко Е.И.Алкоголизм: 100 вопросов и ответов. 2-е издание, дополненное — М.: «Советская Россия», 1988.
6. Кельин Л.Л., Мучник Ю.Л., Прусс М.С. Как самостоятельно избавиться от алкогольной зависимости. 2-е издание, Санкт- Петербург.: Издательский дом «Нева»,2002.
7. Кирпичев В.И. «Физиология и гигиена подростков». Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия» .2008.
8. Коробкина З.В. Попов В.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у детей и молодежи. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия» .2004.
9. Колесов М.В. Беседы об антиалкогольном воспитании.- М.: просвещение 1987.
10.Копыт П.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. — М.: Медицина 1984. 11.Краснова М.Н., Куценко Г.И. Осторожно: алкоголь! М.: Высш. Шк..1984. 12.Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней. Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений. — М.: издательский центр
1 З.Муратова И.Д., Сидоров П.И. Антиалкогольное воспитание в школе. Архангельск, 1977
14.Орловский Л.В. 0-66. Скрытая опасность.(о вреде алкоголя). М.,«Знание». 1977.
15.Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье — любовь — Красота. В 5
томах. Т. 3. «Физиологическое и психологическое здоровье». Санкт-Петербург: Издательство «Петроградский и К » 1996
16.Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота. В 5 томах. Т. 2. «Экология валеологии и Питание». Санкт- Петербург: Издательство «Петроградский и К » 1996
17.Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота. В 5 томах. Т. 1. «Валеология и мудрость здоровья». Санкт- Петербург: Издательство «Петроградский и К » 1996
18.Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота. В 5 томах. Т. 5. «Красота и валеология любви». Санкт- Петербург: Издательство «Петроградский и К °» 1996
19.Петленко В.Н. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота. В 5 томах. Т. 4. «Гармония чувств и образа жизни». Санкт- Петербург: Издательство»Петроградский и К»1996.
20.Петренко Л.Ф, «Коварный враг». — М.: издательский центр «Знание» 1981.
21.Энтин Г.М. «Когда человек себе враг». — М.: издательский центр «Знание». 1973.
источник