Меню Рубрики

Кому помог священник избавиться от алкоголизма

Непотребный алкоголизм глубоко укоренился в современном обществе. Часто человек даже не задумывается о несчастьях, которые он приносит.

Пьянство в православии строго осуждается, его критикуют в Священном Писании и в книгах Отцов Церкви. Оно незаметно развивает зависимость и влечет за собою целую череду других пороков. Пьянство часто является прямой причиной разлада в семье и приносит страдания родным и близким.

Святые отцы напоминают, что в каждом человеке заложен потенциал ко всем порокам. И если мы не впали в какой-то определенный грех, это заслуга Всевышнего Господа, а не наша сила воли. Всегда следует быть смиренным, беречься от неприятностей, избегать их и не рассчитывать на индивидуальные силы, которые ничтожны.

О других грехах в православии:

Иоанн Златоуст утверждал: вино дано нам Господом для увеселения, укрепления тела, а не дебоширства и разрушения духа.

  • Пьянство возникает не от алкоголя, но от злоупотребления им. Трезвый человек находится под покровительством собственной совести, которая уберегает и препятствует от совершения непотребных деяний. Опьянение притупляет разум и открывает широкий простор для греховных желаний и колоссальной похоти.
  • Причина зависимости заключается в деятельности человека, сердце которого опустошено безверием, отсутствием страха перед Божьим промыслом, невоздержанием, распущенным нравом и истинной слабостью души.
  • Церковь не считает саму субстанцию вина грехом, но она крайне опасна, потому что является проводником во множество греховных деяний. Алкоголь — средство, позволяющее проникнуть опасной страсти вглубь неокрепшей духовности человека.
  • Святая Церковь утверждает: пьянство есть родитель всякого постыдного дела, оно является сестрою похотливого блуда, а также разрушением искреннего целомудрия. Алкоголизм, омрачающий религиозное знание, — это начало атеистического безбожия, которое угнетает и запутывает душу в дьявольских сетях.
  • Пьянство, по выражению Златоуста, есть полнейшее несчастье, болезнь, произвольное заражение бесовскими помыслами, что хуже потери рассудка. Василий Великий говорил: алкоголизм — это дьявол, вторгшийся в душу через похотливое сластолюбие.
  • Священное Писание дает определение трезвости и называет её религиозной умеренностью в пище и еде, а также неустанной бдительностью над собственным эго и сохранением от всяческих порочных помыслов.

Важно! Священное писание не запрещает употребление алкоголя. Для христианина недопустимо именно зависимость от спиртных напитков. Каждый верующий должен остерегаться того, чтобы какой-либо объект властвовал над телом и разумом.

В сегодняшнем мире алкоголизм является причиной высокого уровня преступности, болезней и травматизма. Он снижает общий уровень нравственности, культурного наследия и любви к труду.

  • Пьянство порождает ссоры и кровопролитные драки, а также убийства.
  • Алкоголики позволяют себе непомерное сквернословие, кощунственное поведение и богохульство.
  • Злоупотребление спиртными напитками приучает ко лжи, лести, грабежам.
  • Люди, ведомые бесом пьянства, пытаются достичь собственных прихотей любым способом. Они часто не реагируют на замечания трезвых людей и быстро впадают в ярость.
  • Алкоголики часто валяются в грязи, так как спиртные напитки делают из человека животное. Они изменяет не только внутреннее, но и внешнее состояние. Дьявол в первую очередь обращает внимание на тех, кто предался винной страсти.

Православная традиция утверждает: причиною пьянства становится непомерная гордость, которая проявляется через порочное своеволие. Люди, страдающие алкогольной зависимостью, совершают беспечные и беззаконные поступки. Они не способны рассмотреть собственное поведение со стороны.

В душе пьяница не переносит контроля, указаний и божественной воли. Для него алкоголь становится тем аргументом, который заставляет его думать о своеволии. Такой ум закрыт от рациональных утверждений и полезных знаний.

Алкоголизм является не только суровой болезнью, но и привычным образом жизнедеятельности. Человек должен собраться с силами и попытаться самостоятельно изгнать этого демона из потайных углов собственного разума.

Интересно! В середине XIX века Магнусом Гуссом был введен термин «Хронический алкоголизм». Ученый отмечал, что заболевание прогрессировала в странах, где отошли от религиозных традиций. Народы с примитивными и языческими культами практически полностью подвержены греху пьянства. Это говорит о некой закономерности между отрицанием Бога и появлением алкоголизма.

Пьянство поражает человека одновременно в нескольких абстрактных плоскостях:

  • Образуется психологическая зависимость, которая требует получения удовольствия и подпитки самого порока.
  • Если рассматривать заболевание с медицинской точки зрения, встает вопрос о внедрении в обменные процессы атомов алкоголя.
  • Пьянство — это греховная страсть, поэтому оно рассматривается церковью в духовной плоскости.
  • Алкоголизм имеет и социальную проблематику, потому что люди, постоянно ищущие удовлетворения демона опьянения, становятся закоренелыми эгоистами. Их совершенно не заботит обстановка и состояние других людей.

Постоянное употребление спиртных напитков провоцирует зависимость, в основе которой стоит тяжелое отравление организма. От последнего формируются физические и душевные боли, нарушение работы внутренних органов, центральной и периферической нервной системы. Алкоголизм провоцирует психологическую деградацию и отторжение всякой религиозности.

В православии различают три стадии пьянства:

  1. Психическая зависимость формируется, когда человек прикладывается к бутылке, чтобы забыть о повседневных неприятностях, расслабиться и наладить контакт с окружением. Со временем понижается порог необходимой дозы, и человек начинает употреблять значительно больше спиртного. Совершенно пропадает рвотный рефлекс, который защищает организм от поступления чрезмерного количества алкоголя.
  2. Вторая стадия — физическая зависимость. Здесь происходят биохимические изменения в процессах. Алкоголь становится необходимым веществом для нормального функционирования тела. При его отсутствии возникают психические расстройства и физические боли.
  3. На последней стадии возникает деградация личности. Человек теряет интерес к окружению, забывает о родных и близких, отторгает элементарные нормы морали и равнодушно относится к индивидуальному поведению. У алкоголиков резко ухудшается память, а также сильно снижаются интеллектуальные способности.

Церковь утверждает, что Сам Господь не сделает человека трезвенником, потому что тот изначально наделен свободой воли. Прекращение пьянства достигается собственными усилиями. Тот, кто желает победить демона пьянства, должен исключить мысль о спиртном.

Церковь всегда заботится о духовном здоровье народа и содействует справедливому утверждению трезвости, а также профилактики алкогольной зависимости. Однако страсть винопития есть хронический недуг, и лечится она работой над собою, героическими усилиями воли.

  • Сначала следует осознать собственную проблему и принять её. От алкоголя легко не отделаться, человек побеждает зависимость с большим трудом и верою во Всевышнего.
  • Человек обязан проявить чрезвычайную решительность в борьбе против своего врага. Необходимо поверить в успех и постоянно спрашивать милости у Господа. Каждому тяжело расстаться со старым грехом, который приносил удовольствие. В разуме алкоголиков возникают неверные помыслы о том, что борьба напрасна, и вылечиться не получится. Такая позиция губительна.
  • Спиртные напитки позволяют человеку легко обрести состояние эйфории и уйти от внешних проблем. Истинное счастье требует вложения больших усилий. Проблемы необходимо решать трезвыми и честными путями, не прячась за мнимую заслонку алкогольной эйфории. Для терапии хорошо подходят дружественные беседы, разговоры о любви и Боге, молитвы и нахождение новых интересов.
  • Человек не должен строить долгосрочных планов по борьбе с демоном пьянства. Необходимо сконцентрироваться на настоящем дне, собрав силы в кулак. Утром читается молитва, где просится исцеление. Ставить временные ограничения — существенная ошибка, психологически давящая на человека. Нужно помнить, что полное истребление страстного порока должно стать первостепенным делом. Вместо него в душе устанавливается противоположная добродетель.

В одиночку человек практически не способен исцелиться от этого страшного недуга. Рекомендуется обратиться к хорошему специалисту, практикующему православные традиции. Добротных результатов добиваются в общинах, где собраны люди с похожими проблемами.

  • Из дома следует удалить все бутылки, чтобы ум постепенно забывал о пристрастии. Если алкоголь доступен, получается быстрый срыв.
  • Нужно отстраниться от пьющих компаний и перестать наведываться в гости. Чрезвычайно поможет оповещение родных о желании бросить пить.
  • Если возникает тяга к спиртному, рекомендуется выявить причину (стресс, тоска, различные проблемы). Удачи и поражения в борьбе с желанием записываются в блокнот.
  • Необходимо найти занятие, которое заполнит пустое время. Лучшее здесь — молитвы и полезная деятельность во благо других.
  • Следует отдаться физической культуре, а также заняться самообразованием, которое раскроет вред злоупотребления.

Специалисты утверждают, что перестройка сознания алкоголика происходит после полугода внутренней борьбы и правильного подхода. Вскоре появляется навык устойчивого противодействия этому пагубному демону. Надежда всегда есть, несмотря на колоссальную силу зависимости. Горячие молитвы обязательно находят отклик.

На заметку! С 2014 года православная церковь приняла особую концепцию по утверждению трезвости в Российской Федерации. Священнослужители взаимодействуют с общественными организациями, выступающими против алкоголизма. Сотрудничество происходит только с объединениями, которые поддерживают православное вероучение.

Злоупотребление алкоголем является прямой причиной потери здоровья и духовной защиты. Православная церковь рекомендует воздерживаться от распития спиртных напитков в больших дозах. Если же человек попал в опасную ловушку алкогольного демона, выход необходимо искать при помощи искренних молитв, обращенных к милостивому Господу.

источник

Здравствуйте! У меня вопрос на семейную тему. Если папа в семье алкоголик, хам, курильщик, лентяй, то стоит ли женщине с ним «спасаться», особенно, если в семье растет сын? Если муж угрожает кулаком, ножом, устраивает глупые, унизительные сцены ревности, где гарантия, что ребенок не станет таким же? Разве таким страхом спасешься?
Несколько лет назад, когда я пришла в Церковь, мне посоветовали именно такое молчаливо-тягостное «спасение». Тогда я решила делать мужу только добро. Конечно, об этом решении я не сожалею, но что из этого вышло?
Отвернулся от Церкви уже взрослый ребенок. Пьющий, хамящий, угрожающий жизни папа стал всячески настраивать дочь против меня, церкви, нравственности. Теперь мне нет места в доме от них двоих.
В муже развился невероятный эгоизм. Он — «господин», а я — «тряпка». Я служила ему бескорыстно, понадеявшись, что если буду делать ему только добро, то и он ответит тем же. Должны же пробудиться стыд и совесть?! Но слышу каждый день: «Вон из моего дома, ничего твоего здесь нет, ты пользуешься всем моим (я была долгое время безработной), ты…» и множество нецензурных слов.
Так можно ли спастись, живя под постоянным страхом, терпя унижения, с невысыхающими слезами? Кто гарантирует, что ты этим крестом спасешься?
Мария.
___________________________________________________

Комментарий священника:
Иерей Александр ВЕРЕМЕЙЧИК, настоятель прихода в честь Собора Белорусских Святых (Минск). В минском Свято-Петро-Павловском соборе проводит еженедельные беседы в молодежью. Среди тех, кто посещал эти беседы, образовалось много (более 10) супружеских пар.

Ожесточаться нельзя. Наверное, самое страшное, когда человек начинает все вокруг себя ненавидеть, видеть все в черном цвете. И здесь возникает вопрос: стоит ли так дальше жить? Если жизнь женщины складывается невыносимо, она вправе попытаться устроить ее иначе.



И в данном случае очень важный фактор — дети. Если, в самом деле, дети начинают гибнуть, надо бежать от алкоголика, избавляться от него. Освобождение через развод от такого мужа не является грехом (об этом, кстати, сказано и в «Основах социальной концепции РПЦ»).


Грехом могут явиться последствия этого освобождения. И я убежден, что любой худой брак лучше, чем развод в деле спасения человека. Я понимаю, конечно, что жизнь с негодяем, подонком может ожесточить сердце. Но часто именно борьба с этим негативным человеком приводит ко спасению души человека. Почему? Человек начинает искать себя в Церкви, стремиться к Господу.


Поэтому надо и другой вопрос себе задать: смогу ли я вне брака прожить так благочестиво, чтобы спастись? Что даст мне эта свобода, не стану ли я искать нового брака, ведь он, вполне возможно, может оказаться таким же или намного хуже? Ведь Создателем вложено в женщину стремление держаться за мужчину. И даже утопая, она хватается за него, как за соломинку…


Ответив на эти вопросы, уже можно на что-либо решаться.
Порой болезнь для человека бывает спасительной. Порой неудавшийся брак бывает спасительным. И бывает так, что алкоголики приходят к Богу и до конца жизни ублажают своих терпеливых жен.


Я знаю такой пример. В поселке, где я живу, есть просто сумасшедший пьяница, каждая пьянка кончается какими-то разборками, битьем стекол. И вот что он говорит о своей жене: моя Люда — верующая, и она меня никогда не бросит, потому что ходит в церковь. Даже такой опустившийся человек понимает, что его жена находится на высокой духовной позиции. И вполне возможно, такое осознание приведет его к Богу.


Мария пишет, что долгое время терпит унижения от мужа. Возможно, именно этим поведением она его и погубила, не остановив его, когда он впервые поднял руку или оскорбил. Вообще, хорошо было бы послушать, как они общаются с мужем. Ведь с мужчинами часто бывает, что не понятые в семье, они пытаются утешиться в рыбалке, в гараже, в каких-то других увлечениях, часто — в алкоголизме.
________________________________________________________________



Комментарий священника:


Протоиерей Андрей ЛЕМЕШОНОК, духовник Свято-Елисаветинского женского монастыря и сестричества. Более 10 лет служит в Свято-Петро-Павловском соборе акафист за пьющих у иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Эта женщина пишет, что священники ее не услышали. К сожалению, это бывает. Есть грех священника, есть грех человека, который трудится в храме, его усталость, например.


Но мы приходим-то не к священнику, а Бога искать! Когда слепому говорили: «Замолчи!», он все равно кричал, и Бог его услышал (см. Мк10, 46-52). И мы видим, что вопреки всему Бог действует. Просто Мария сейчас Бога не видит. У нее есть обида, непонимание, отчаяние… И в таком состоянии человек может или вообще потерять веру, сказав, что Церковь ему не помогла, или пойти в секту, где его услышат, или еще что-нибудь.


В данном случае, что можно посоветовать этой женщине?
Прежде всего — разобраться в себе: каково ее отношение к Церкви, какое ее, вообще, отношение к мужу. Видит ли она в этом муже что-то хорошее? Если она ничего не видит, и у нее только озлобленность, если она в отчаянии, в унынии, — она ему ничем не поможет.


Надо бы попытаться полюбить этого человека. В каждом из нас есть образ Божий. Конечно, он грехом так замурован, что трудно и щелочку найти. Но нужно искать. Это трудно, это выше человеческих сил, но если она будет просить у Бога, если будет смотреть только на Христа, а не по сторонам, то, я думаю, ее бывший супруг изменится.


Ей надо бы трезво посмотреть вперед, посмотреть на себя и решить: сможет ли она терпеть до конца, не ради того, чтобы в доме было тихо, а ради того, чтобы помочь спастись душе человека, находящегося рядом. То есть нужно чувствовать свою ответственность за этого человека. В общем, нужно оценить свои силы, а то можно и надорваться, отчаяться, все потерять.


Брак — это подвиг. Мы можем смотреть, как венчается человек, и умиляться. А я смотрю и думаю: мужественные люди, мученики, которые не боятся бросить вызов и греху в себе, и этому миру. Потому что жить для другого, жить для того, чтобы было единство, отказаться от своего «я» — это значит взять свой крест и следовать за Христом.


Интересно было бы, чтобы муж тоже написал письмо в редакцию. Потому что очень часто люди видят всю ситуацию по-своему. Порой такие вещи говорят… И думаешь: тиран! Приходит муж, послушаешь его: а у него тоже своя правда. И не меньшая, чем правда жены, которая считает себя церковной.


Люди не видят своей вины. А видение своего греха, наверное, очень многое меняет. В Церкви за Богом можно идти только через покаяние. И пока человек не видит своей вины, не видит своей части в грехе ближнего своего, то очень трудно что-то изменять к лучшему.

Во-первых, никто эту женщину не заставлял выбирать такого жениха. Но она его выбрала, родился ребенок. Она уже виновата перед Богом и перед ребенком в том, что она просмотрела, что было допущено какое-то ослепление, увлечение. А в настоящий момент должна наступить какая-то оценка тех ошибок, что были сделаны, и оценка: что я могу сделать дальше, куда дальше идти?


Если женщина увидит, что такой образ жизни ей непосилен, что от этого страдает психика ребенка, и он начинает подражать плохому, тогда… Церковь, конечно, не может сказать: разводитесь. Но она предупреждает: смотрите, по силам ли вам этот крест? Не будет ли больших потерь, если жена останется вот с таким мужем?


Но есть и другие примеры, когда женщина говорит: я буду молиться и верю, что Господь исцелит этого человека.


Я уверен, что молитва и этой женщины будет услышана. Надо обязательно читать акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но бывает, что один человек читает акафист сорок дней, другой — двадцать лет, а результата нет, а враг всегда пытается внушить человеку: все — ничего не получится. … А, может, нужно читать всю жизнь, и результат будет уже в вечности.

Читайте также:  Помогите найти бабку которая лечит алкоголизм

источник

ЛЕКАРСТВО ОТ АЛКОГОЛИЗМА — КЛУБ ТРЕЗВОСТИ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ

В «Древнем патерике» есть такая притча. Некоему египетскому пустынножителю бес пообещал, что не будет беспокоить его никогда, если он совершит один из трех грехов: убийство, блуд или пьянство. Пустынник подумал и выбрал пьянство. «Упиться один раз, кажется, не большой грех. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот вошел он в корчму и упился. После чего случилось ему беседовать с некой бесстыдной женщиной. Будучи прельщен, он совершил с ней грех. А когда пришел муж той женщины, то он начал драться с ним и убил его. Таким образом он совершил все три греха сразу и погубил многолетние свои труды.

Мораль сей притчи очевидна: алкоголизм, или, выражаясь языком церковным, страсть винопития, — источник многих зол и бедствий. И тем не менее люди пьют. Почему? Что так неудержимо, вопреки логике и здравому смыслу, влечет человека к бутылке? Что же такое алкоголизм: болезнь, страсть, образ жизни? И главное — можно ли избавить человека от алкогольной зависимости?

С этими вопросами я обратилась к о. Алексию Бабурину, настоятелю храма Св. Николая в подмосковном селе Ромашково, где с 1992 года действует первый в России клуб трезвости при православном приходе. О. Алексий — врач-психиатр по образованию, долгое время занимался проблемами алкоголизма, наркомании, табакокурения во Всесоюзном кардиологическом научном центре. Работал над диссертацией, которую закончить не успел — ушел служить в Церковь. Но, как он говорит, не для того, чтобы расставаться с врачеванием, а, напротив, чтобы заняться подлинным исцелением — духовным. Сейчас, в сане православного священника, о. Алексий участвует в международных съездах наркологов, пишет научные труды, работает над программой помощи людям с алкогольной зависимостью и их семьям.

О. Алексий, алкоголь — это зло. Почему же Православная Церковь разрешает употребление спиртных напитков, более того, использует вино в богослужебных целях?

— Прежде всего, зло не в вине, а в неправильном, точнее, неумеренном его употреблении. В небольших дозах вино не вредно, даже оказывает некоторый терапевтический эффект. В одном из посланий апостола Павла Тимофею содержится совет последнему употреблять вино с водой ради больного желудка (1 Тим. 5, 23). К тому же вино — продукт созидательной творческой деятельности человека и поэтому используется в качестве богоугодной жертвы в таинстве Евхаристии. В таинстве брака испиваемая супругами общая чаша символизирует особое единение — в любви и согласии переносить все испытания будущей совместной жизни, и радости, и горе.

Как же получается, что чаша эта из символа любви превращается иной раз в источник страдания для всей семьи? Другими словами, в чем корни пьянства?

— Причины кроются в гедонистической философии. Человек ищет наслаждений, сиюминутных удовольствий. Не случайно грех винопития по святоотеческой классификации грехов входит в страсть чревоугодия.

Батюшка, существует ли предрасположенность к алкоголизму? Пьют-то ведь многие, но не все становятся алкоголиками.

— Действительно, по данным науки, из десяти регулярно употребляющих спиртное людей лишь шесть приобретают алкогольную зависимость. Дело в том, что в жизни человека большое значение имеет его родословная: грехи родителей часто сказываются на детях. Так что если в роду у человека были, скажем, бабушки, злоупотреблявшие спиртным, то уже есть основания для беспокойства.

Раз уж мы заговорили о женском пьянстве… Почему на женщин алкоголь оказывает особенно сильное воздействие?

— В самом деле, женский организм более раним по отношению к алкоголю. И это естественно. Сравните, что легче повредить: хрупкий цветок или грубое растение?

Батюшка, существует такое выражение онапиться до чертиковп. Не следует ли понимать его буквально?

— Напиваясь, человек открывает в свою душу доступ силам зла, становится седалищем темных сил. Он может даже общаться с ними в состоянии алкогольной горячки, видеть их.

Как это — видеть?

— Так, обычно… С рогами и прочими атрибутами. Впрочем, мне не хотелось бы об этом распространяться.

— Расскажите, пожалуйста, о том, как победить зеленого змия. Как излечиться от алкоголизма?

— Алкоголизм практически неизлечим. Зависимость, если уж она сформировалась, останется у человека навсегда. — Как же так? Ведь существует столько способов, методов. Неужели все они безрезультатны?

— Я объясню. Дело в том, что в организме человека, постоянно отравляющего себя алкоголем, возникают необратимые изменения на биохимическом уровне. В частности, перестает в нужном количестве вырабатываться специальный фермент, расщепляющий спирт — алкогольредуктаза. И это — на всю жизнь. Человек может месяцами, годами не прикасаться к бутылке и считать себя вполне здоровым, но стоит ему вновь потянуться к спиртному, как тут же, после первой рюмки, он впадает в состояние тяжелейшего запоя. Но выход есть. И очень простой. Нужно научиться жить без алкоголя. Ведь алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия и начать новую жизнь. В этом ему могут и должны помочь близкие люди, семья. Своей любовью, вниманием, терпением. К сожалению, так бывает редко. Знаете, как развиваются отношения в семье, где есть пьющий человек? Вначале ищутся всевозможные способы излечения, затем накапливается усталость, раздражение и, в конце концов, возникает желание избавиться от этого человека любой ценой. Редко кто несет свой крест до конца.

— Нести свой крест — это значит терпеть все выходки пьяного человека?

— Нет. Я говорил о любви, но о любви деятельной. Той, которая помогает человеку преодолеть страсть. Прежде всего нужно избавиться от традиции так называемого культурного пития, вообще не держать в доме спиртного. В начале нашей беседы я говорил, что в ограниченных количествах спиртное не вредно. Но это высказывание справедливо только в отношении здоровых людей, тех, у кого не сформировалась алкогольная зависимость.

— Отец Алексий, сегодня, чтобы помочь человеку бросить пить, существуют такие методы, как гипноз, кодирование…

— Пользы они не принесут, а навредить могут. Неприемлем и такой способ, когда человеку говорят, что найдено уникальное лекарство от его болезни, а вводят ему в кровяное русло, ну, скажем, хлористый кальций. Это самый настоящий обман. Подлинного исцеления он не принесет. Бог ждет от нас деятельного, активного участия в собственном спасении. Ждет покаяния. Бывает, человек приходит за помощью в храм Божий, покупает икону, свечу. Но все это без веры, без молитвы, без покаяния. Он ждет мгновенного исцеления без всяких усилий со своей стороны. И его ожидания не всегда оправдываются.

— Батюшка, при вашем приходе существует клуб трезвости. Расскажите, пожалуйста, о нем подробней.

— Основоположник таких клубов — хорватский психиатр Владимир Худолин. Клуб — это сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем, связанных с пьянством и алкоголизмом. Люди, решившие вести трезвый образ жизни, и их семьи собираются вместе и обсуждают волнующие их вопросы, делятся своим опытом. Основные лекарства здесь — любовь, дружба, взаимопонимание. Руководят клубами добровольцы, прошедшие специальную подготовку. Итальянский профессор Ренцо де Стефани, взяв за основу методику В. Худолина, развил и дополнил ее. И стал успешно внедрять ее в Италии, Испании, Польше. По благословению патриарха и мы стали сотрудничать с итальянскими специалистами, создавать подобные клубы здесь, в России. Организовали курсы подготовки руководителей клубов. Вначале все шло хорошо. Затем возникли серьезные проблемы. Дело в том, что программа Ренцо де Стефани никакого отношения к Православию не имеет. Сам он человек неверующий, гуманист. Присутствуя на заседании одного из московских клубов, он услышал, что люди за исцеление благодарят Бога. И был весьма удивлен: йА при чем тут Бог?к Ему не понравилось, что люди, пришедшие в клуб, стали приходить к вере. Не все, конечно, но многие. И он потребовал, чтобы в его методику не вносилось никаких изменений. Но, скажите, как же быть в этом случае людям верующим? Получается, что если они не откажутся от веры, то им доступ в клуб закрыт. Конечно, этого мы допустить не могли.

— Значит, с клубами трезвости покончено?

— Нет. Ведь по сути это дело хорошее. И, между прочим, заимствованное из практики первых христианских общин. Вспомните завет апостола Павла: оДруг друга тяготы носите и так исполните закон Христовп. Так что создавать клубы мы будем. Но при православных приходах. Мне бы хотелось, чтобы при Православной Церкви возникла особая группа людей: архипастырей, пастырей, мирян, которая всерьез бы занялась проблемами алкоголизма и наркомании. Архиепископ Сергий Солнечногорский, я и мой сослужитель по приходу о. Валентин Жохов, врач-хирург по образованию, думаем над этим.

Беседу вела Галина Семенова
Журнал «Мир Божий»

источник

Вырваться из объятий зеленого змия иногда возможно только с помощью чуда. О нем и молят этих святых родные и близкие алкоголиков.

Храм Святителя Николая (г. Москва)

В храме на Преображенском кладбище находится икона святого мученика Вонифатия, которому молятся об исцелении от пьянства и курения. Это были прижизненные пороки святого, которые он искупил своей мученической смертью. Подобная икона есть и в храме Живоначальной Троицы на Грязях (м. «Курская»).

Как добраться до храма Святителя Николая. До ст.метро «Преображенская площадь», далее пешком. Адрес: ул. Преображенский Вал, 17а

Храм Св. Мученицы Царицы Александры и Св. Великомученика Георгия Победоносца (г. Санкт-Петербург).

Домовый храм находится в Императорском Александровском лицее (3 этаж). Сюда приходят помолиться за пьющих близких и за психологической помощью: здесь проводятся бесплатные семинары для родственников людей с алкозависимостью. Считается, что молитва перед местной иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» — одна из самых сильных. По пятницам в 18 часов служится акафист перед иконой Божьей Матери, именуемой «Невская Скоропослушница», которая обладает целительной и чудотворной силой.

Как добраться. До ст. метро «Петроградская», далее 7 минут пешком. Адрес: Каменноостровский пр., 21.

Высоцкий монастырь (г. Серпухов, Московская обл.).

Единственное место в России, где хранится оригинал иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся об исцелении от пьянства. Открыли образ в 1878 году случайно: одному пьянице явился во сне старец и приказал идти в Серпухов молиться перед этой иконой. Однако никто в монастыре о такой и не слышал. Начали искать, нашли в темном углу загадочную икону с чашей. Сколько она провисела так, неизвестно, но вот уже более двух веков по молитве перед ней исцеляются алкоголики.

Как добраться. Электричкой с Курского вокзала Москвы до Серпухова. Далее на автобусе №3, 8, 20. Адрес: ул. Калужская, д. 5/3.

Храм во имя мучеников Флора и Лавра (г. Кашира, Московская обл.).

Еще при их жизни молитва этим братьям избавляла людей от страсти пьянства. Они назывались в народе лошадниками и считаются покровителями этих животных, которые, как известно, пьяных не любят. Этот храм не закрывался даже в советские годы.

Как добраться. Электричкой с Павелецкого вокзала Москвы до Каширы. Адрес: Кашира-1, Ямской пр., 2.

Покровский монастырь (г. Москва).

Молитва Матроне Московской о защите и исцелении помогает пьяницам и наркоманам обрести трезвость. Лучше, конечно, если больной лично помолится у образа святой. Но Матрона известна как заступница семьи. Поэтому и молитва жены также бывает услышана. Известны случаи, что чудо исцеления происходило по фото, которое приносили к мощам святой.

Как добраться. До ст. метро «Марксистская», далее 15 минут пешком. Адрес: ул. Таганская, 58.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (с. Дивеево, Нижегородская обл.).

Вместо водки пить воду из святых источников Дивеева и молиться святому великомученику и целителю Пантелеймону – проверенный многими рецепт от пьянства. Среди пяти дивеевских источников один носит имя этого святого. Родник оборудован колодцем и современной купальней, в которой можно совершить омовение, — эффект будет сильнее.

Как добраться. Автобусом от ж/д вокзала Нижнего Новгорода или от ТЦ «Небо».

Иверский монастырь (г. Самара).

Здесь с 2000 года находятся мощи праведника, святого старца Александра Чагринского, который жил в конце XIX века. Паломники утверждают, что молитвы, вознесенные ему, помогают избавиться от алкогольной и наркотической зависимости. Ранее за исцелением приезжали в Покровский Чагринский монастырь на юге Самарской губернии, где святой был похоронен. Находится в монастыре и Иверская икона Божьей Матери, помогающая врачевать душевные хвори.

Как добраться. Автобусом или маршруткой №247, 61, 261. Можно на трамвае №3, 5, 20. Адрес: Волжский пр-т, д. 1.

Храмы, где опекают алкоголиков и наркоманов

  • В православном братстве трезвости при храме Флора и Лавра (Московская обл., Домодедовский р-н, с. Ям) занимаются реабилитацией мужчин с алкозависимостью по принципу православного монастыря: совместная молитва, трудовые послушания и т.п.
  • В Высоцком мужском монастыре (г. Серпухов) ведутся беседы со священниками, практикуются совместная молитва и труд. Работают только с мужчинами.
  • В Свято – Введенской обители (г. Иваново, ул. Базисная, 23) пьющих женщин приобщают к совместной молитве и труду.
  • В Александро – Невском женском монастыре в Маклакове (Московская обл., Талдомский р-н, Маклаково) так же с помощью монашеского распорядка пытаются отучить от алкоголя женщин.
  • В Рождество-Богородицком женском монастыре (Приморский край, Уссурийский р-н, с. Линевичи, ул. Монастырская, 7) зависимых от алкоголя и наркотиков лечат трудом и верой, привлекая к работе в приходах и молитвам на монастырских богослужениях.

источник

Этот вопрос неизбежно встает перед каждым человеком, который попадает в алкогольную зависимость, и кто-то раньше, кто-то позже начинает задумываться о том, что так дальше жить нельзя, что нужно что-то делать. Почти каждый алкоголик представляет страшные последствия алкоголизма или, по крайней мере, догадывается о них: кто-то уже ощутил их на себе, другие видели, что стало с их друзьями и знакомыми. Но, к сожалению, не все знают, как начать бороться с этой страстью.

Священнику часто задают вопрос люди, страждущие недугом пьянства: «Батюшка, как бросить пить?» И мне хочется не просто указать на рекомендации общего плана, вроде: молись, постись и поезжай в Серпухов, к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», но и рассказать немного о механизме воздействия страсти винопития на душу человека, о духовной борьбе с ней, а также дать несколько практических советов, проверенных опытом многих людей.

Алкоголизм – не просто болезнь, не просто вредная привычка. Это сильнейшая духовно-телесная зависимость, одна из восьми человеческих страстей. Коренится это заболевание вовсе не в теле человека – неприятные последствия алкогольной «ломки» проходят довольно быстро, – а в его душе. Алкоголик становится зависимым от тех ощущений, которые алкоголь производит в его душе, ему уже очень тяжело обходиться без них. Скажем больше: если человек не научится бороться со страстью в земной жизни, алкогольная зависимость будет мучить его вечно, а удовлетворить свою страсть в той, иной жизни он уже никак не сможет. Значит, побороть ее нужно здесь и сейчас.

Страсть винопития – это хроническая, укоренившаяся болезнь. Но даже запущенную болезнь можно вылечить. И лечится она не таблетками и уколами, а личной внутренней работой, подвигом самого больного. И главное, что для этого нужно, следующее:

1. Осознание того, что вы больны страстью пьянства, зависимы от нее.

Нужно осознать, что вы не можете себя контролировать, что уже не вы властвуете над страстью, а она над вами. Почти все пьющие люди до поры до времени находятся в опасной эйфории, убеждая себя: «Я в любой момент могу остановиться и перестать пить, у меня все под контролем. Страшные истории про спившихся, потерявших человеческий облик людей – не про меня, уж я-то никогда не попаду в такое рабство». На самом деле алкоголь никого так просто не отпускает; получив зависимость, человек избавляется от нее с очень большим трудом. Известный питерский художник, основатель движения «митьков» Дмитрий Шагин, сам страдавший алкоголизмом и излечившийся, говорит: «Первый шаг – признать свое бессилие, признать, что ты потерял контроль над своей жизнью и ею правит алкоголь».

Также, осознав свою немощь, нужно понять, что с пьянством, как и со всякой страстью, можно справиться не нашими немощными силами, а только с помощью Божией. Если человек и добьется чего-то собственными усилиями, свяжет страсть на время, эффект будет непродолжительным, и вскоре страсть опять вернется. Почему? Потому что понадеялись только на свои силы, проявили гордыню, и диавол опять посмеялся над нами.

2. Решимость вести постоянную борьбу с пьянством.

Победить застарелую страсть очень непросто, но – с помощью Божией – можно. Только для этого нужно не озираться назад, нужно верить в успех задуманного дела.

Читайте также:  Как избавить своего мужа от алкоголизма

Любая страсть не только мучает человека, но доставляет и массу приятных ощущений, иначе никто бы не попал в ее плен. Это очень мешает в борьбе с зависимостью. Человеку весьма тяжело бывает отказаться от приятности греха. Он сродняется с ним, и ему гораздо легче жить со страстью, чем встать на беспощадную борьбу с ней. Большинство алкоголиков прекрасно понимают, что алкоголь губит их, но твердой решимости встать на путь борьбы со своей страстью не имеют. Получается, что «и хочется (бросить пить), и колется». Человек думает: ну как же я буду жить без милых мне, привычных «радостей жизни»? И бесы начинают внушать помыслы: все равно ничего не получится, лучше даже не пробовать, а жить, как и прежде, «не шатко не валко». Вот для чего нужна решимость – чтобы преодолеть плен страсти, лень и прочие искушения. Очень многие люди, бросившие пить, рассказывали, что настоящая, полноценная и счастливая жизнь у них начиналась как раз после избавления от недуга, а до этого они не жили, а просто кое-как существовали, прозябали.

3. Замена «радостей» винопития на подлинные радости.

И алкоголь, и наркотики – это очень простой способ мгновенного получения радости, эйфории. Они помогают человеку уйти от проблем, отгородиться от них. И пока алкоголь или наркотик действуют в организме, человек имеет некий эрзац счастья. То, что он, может быть, не смог получить в жизни, к чему нужно прилагать много усилий, дается мгновенно. А чтобы получить настоящее, подлинное счастье, нужно немало потрудиться. Особенно часто человек становится алкоголиком или наркоманом, когда у него неблагополучно в семейной, личной жизни. Люди теряют смысл своего существования и заполняют внутреннюю пустоту алкоголем или наркотиками. Знаменитый австрийский психиатр В. Франкл говорил, что около 80% алкоголиков и 100% наркоманов – это люди, не нашедшие смысла в жизни или утратившие его, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, ощущающие бессмысленность существования. И правда, нет смысла лечить алкоголика, если после выхода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше употреблять алкоголь. Тем же Франклом был разработан метод логотерапии, который помогает человеку найти и реализовать смысл своей жизни. Кстати, сам Франкл разработал этот метод не умозрительно, а руководствуясь личным, очень печальным опытом. Он перенес ужасные испытания: прошел во время войны концлагеря, потерял всю семью, но после этого нашел в себе силы жить и помогать другим людям.

Когда в Американском центре излечения наркоманов в Калифорнии применили метод логотерапии (с помощью которого пациенты обретали смысл жизни), удалось добиться 40-процентного излечения, в то время как традиционными методами излечивалось только 11% больных. Вот почему так высок процент устойчивой ремиссии в центрах лечения алкогольной и наркотической зависимости при храмах и монастырях. Ведь страждущим указывается подлинный смысл жизни – в Боге, в вере, в труде на благо Церкви и людей. Они каются в грехах (а без покаяния невозможно победить страсть), участвуют в таинствах, вместе молятся об исцелении.

Люди почти всегда пьют не от радости, не от хорошей жизни, а из-за больших, часто – внутренних, проблем: нет мира в душе и с близкими, плохо с работой, временно не трудоустроены, депрессия, часто вызванная каким-то горем. Все эти проблемы человек пытается решить с помощью выпивки и, конечно, не решает, а только усугубляет их, загоняет себя в тупик. Отсюда вывод: над проблемами, трудностями нужно работать, их нужно решать. Для верующего человека нет безвыходных ситуаций.

Решим проблемы, обретем новый смысл жизни – гораздо легче будет отказаться от алкоголя. Если человек твердо хочет бросить пить и работает над обретением настоящей радости – в вере, в молитвенном общении с Богом, в семье, в любви, в общении с близкими, помощи людям, в труде на пользу ближних, в любимом занятии, у него начинается совершенно новая жизнь, наполненная радостью и смыслом, и ему уже не захочется возвращаться к тем сомнительным утешениям, что давал ему алкоголь.

«Свято место пусто не бывает»

С чего начать борьбу? С молитвы. Людей обычно очень пугает объем задуманной работы, они не верят, что смогут всю жизнь справляться с пьянством. Поэтому не строим далеких планов, а просто настраиваемся на ежедневную борьбу с грехом. День прошел без алкоголя – и слава Богу. Проснувшись утром, прочтя утреннее правило, будем от всей души молиться Богу (можно своими словами) об избавлении от винопития: «Господи, помоги этот день не пить, помоги справляться с мыслями о выпивке, укрепи мои немощные силы». Молясь так, мы, во-первых, просим у Бога помощи на грядущий день, а во-вторых, настраиваемся на жизнь без алкоголя. Так проходит день. На следующее утро опять молимся, опять готовимся прожить день без выпивки. Потом второй, третий, неделю, а дальше уже легче: приобретается навык борьбы с этим грехом. Самое главное – не забывать каждое утро начинать с этой молитвы, и Господь обязательно поможет.

Не нужно ставить себе каких-то временных рамок: не буду пить три месяца, год и т.д. Так человек не борется по-настоящему с зависимостью, а просто загоняет себя во временную психологическую тюрьму. Ждет, терпит определенный срок, свернув себя в «бараний рог», а потом снова срывается. Тут нужно понимать, что мы не просто «подшились» на годик или два, а вышли на тропу духовной войны со страстью, и эта брань будет длиться всю жизнь, но тяжелы только первые шаги, потом будет легче, появится навык, откроется новое, трезвое качество жизни. Человек может получить вредную привычку винопития, но точно так же может привыкнуть, если захочет, к нормальному, трезвому образу жизни. Главное помнить: свято место пусто не бывает. Если из души изгнан демон пьянства, значит душа должна быть заполнена чем-то другим. Для этого и необходима духовная жизнь: молитва, исповедь и причастие. Также начните регулярно читать акафист Богородице перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша».

Один мой знакомый очень сильно пил в течение многих лет – почти всю свою сознательную жизнь. Пил запойно, с пьяными дебошами. Никто уже не верил, что он способен «завязать». В конце концов его выгнали с работы за пьянку, и это тяжелое обстоятельство заставило его о многом задуматься. Он бросил пить, начал исповедоваться и причащаться каждое воскресение, стал часто ходить в церковь в будние дни, стал искать другой смысл жизни. Начал помогать людям, стал больше общаться со своими уже взрослыми детьми, помогать им в воспитании внуков. Углубился в чтение книг и сам стал записывать свои размышления. Вот уже очень долгое время не пьет.

Тут я хотел бы несколько слов сказать о методе кодирования. Люди нередко интересуются у священника, насколько этот метод допустим с духовной точки зрения.

В чем суть кодирования? Во время довольно продолжительного сеанса гипноза больному внушается, что у него в мозгу сформирован некий код, который мгновенно сработает и приведет к смерти, если пациент примет алкоголь. Иногда для усиления действия кодирования в организм больного еще и вводится определенный препарат, который при взаимодействии с алкоголем вызывает очень болезненную реакцию: тошноту, рвоту, повышенное сердцебиение и проч.

Почему кодирование ни в коем случае нельзя рекомендовать как метод лечения? Во-первых, кодирование – это вмешательство, вторжение в психику, в мозг человека, что всегда чревато всевозможными психическими расстройствами. Во-вторых, лечением кодирование вообще не является. Просто человека под страхом смерти на определенный срок программируют на невозможность употребления алкоголя; он не сам борется с болезнью, а отдает свою волю во власть нарколога-кодировщика.

Еще одна опасность кодирования в том, что алкоголик, не имея возможности удовлетворить свою страсть, часто просто заменяет ее на какую-нибудь другую. Вот пример. Мужчина после долгих уговоров жены закодировался, а потом сама же супруга стала роптать: «Уж лучше бы он пил; после этого “лечения” ходит все время мрачный, злой как собака, на всех срывает злобу, ругается, орет. Совсем от него житья нет. Когда пил, был гораздо спокойнее и добрее». Человек вместо беса пьянства завел в душе демонов гнева и уныния. Слышал я и про такие случаи: человек закодировался, перестал пить, но зато ударился в тяжкий блуд: то, что раньше ему давал алкоголь, теперь дает секс. Происходит это потому, что нет усилия личной борьбы с грехом, а фрустрацию, неудовлетворенность от невозможности утолить старую страсть зависимый пытается преодолеть с помощью иных «утех». Практика показывает, что, к сожалению, после окончания действия «кода» больные начинают пить даже больше, чем до кодирования.

Иногда в особо тяжких случаях я разрешаю людям, обращающимся ко мне за советом, «зашиться» без кодирования. Я имею в виду метод так называемой «ампулы»: всевозможные «торпеды» и «эсперали». Иногда алкоголик в своем недуге доходит уже до края пропасти, его организм настолько изношен, а воля настолько ослаблена, что ему практически нет другого выхода остановиться, кроме как «зашиться». Порой только страх смерти или тяжких мучений может образумить больного. Конечно, это не метод исцеления, это лишь некий тормоз, позволяющий сделать передышку, остановку и затем заняться настоящим лечением. Это можно сравнить с тем случаем, когда болящий испытывает нестерпимую боль и ее нужно срочно снять, чтобы дальше можно было начать лечение болезни.

Было у меня несколько знакомых «зашитых алкоголиков», я причащал их сухими святыми дарами (ими приобщают больных на дому) после литургии. Некоторые из них смогли справиться со страстью, некоторые нет. Повторяю: «ампулы» и уколы не лечат. Если нет внутренней борьбы с недугом, личной работы больного и твердой решимости бросить пить, после окончания срока «зашивки» человек будет пить по-прежнему, если не больше.

Несколько советов в помощь исцеляющимся

В одиночку справляться с пьянством трудно. Очень хорошо, приняв решение бросить пить, обратиться за помощью к грамотному, желательно православному, специалисту. Весьма эффективны всевозможные общины и группы, где собираются люди, объединенные общей бедой: там можно найти друзей, поддержку и совет.

Еще несколько рекомендаций:

1) удалите из дома все бутылки с алкоголем, и даже пустые, чтобы не было напоминания о пьянке. Доступность алкоголя – первый фактор, провоцирующий пьянство;

2) избегайте компаний, где пьют; на несколько месяцев прекратите походы в гости и сами не устраивайте застолий. Расскажите друзьям и родным, что бросили пить;

3) если вас тянет к алкоголю, проанализируйте, когда и почему (снять стресс, тоскливо на душе, проблемы на работе и дома). Запишите, как преодолели тягу, как решили проблемы без алкоголя; если был срыв – также проанализируйте ошибки, подумайте, как не повторить их, как избежать ситуаций, провоцирующих пьянство;

4) не сидите без дела, но и не переутомляйтесь; старайтесь, чтобы все свободное время было чем-то заполнено: молитесь, читайте, найдите интересное хобби;

5) больше общайтесь с близкими, гуляйте, займитесь физкультурой и спортом;

6) займитесь самообразованием в антиалкогольной области, побольше узнавайте о вреде алкоголя и о том, как справиться с зависимостью.

Работать над собой зависимый должен всю жизнь, все время быть начеку, но специалисты утверждают, что при правильном подходе после шести месяцев внутренней работы происходит перестройка сознания и появляется устойчивый навык борьбы с зависимостью.

Вопреки силе страсти пьянства, надежда всегда остается. Если человек искренне хочет избавиться от зависимости и горячо просит Бога об исцелении, Господь обязательно поможет. Беда в том, что многие не имеют решимости сделать это или просто не хотят. Уже было сказано, что страсть при всей своей мучительности имеет великую сладость для одержимого ею. И вот этого-то человек терять не хочет. И часто начинает хоть о чем-то задумываться только тогда, когда уже доходит до края, до предела: либо Господь посещает тяжелой болезнью, либо рушится семья, либо еще что-нибудь приключается… А ведь тогда может быть уже слишком поздно.

Человеку, который встал на путь излечения, который хочет порвать со страстью винопития, нужно запомнить раз и навсегда: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным, поэтому даже прикасаться к водке и вину ему категорически запрещено. То, что позволено обычному здоровому человеку, то есть, соблюдая меру, получать веселье от вина, ему уже не дано. Недаром люди, входящие в группу «Анонимных алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками.

Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить, также говорит сам про себя: «Я непьющий алкоголик».

От пьянства нельзя освободиться, полностью не «завязав» с алкоголем. Компромисс здесь невозможен. Сей демон изгоняется только «молитвой и постом» (то есть полным воздержанием от спиртного).

источник

К сожалению, редкую семью в России не затронула проблема алкоголизма. Поэтому и вопрос, который прислала нам одна из читательниц, волнует очень многих

Отвечает священник Владимир НОВИЦКИЙ, клирик храма святых бессребреников Космы и Дамиана в с. Космодемьянское (г. Химки Московской области), духовник сестричества при храме, руководитель службы «Благое дело» для помощи страдающим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, врач-психиатр

— Церковь, безусловно, может помочь алкоголику, если будет его духовно окормлять и если в конце концов он придет ко Христу. Покаяние – самый действенный шаг в преодолении алкоголизма. Но мы не можем привести человека в храм насильно. Святитель Филарет (Дроздов) говорил: если дверь открыта, в эту дверь можно входить советом, а если закрыта, в нее можно стучаться молитвой. (Цитирую по памяти). Не признает человек своего недуга, не желает менять жизнь – нужно за него молиться. И это очень сильная помощь. По нашей вере, по нашей молитве Господь может изменить сердце любого грешника.
Из опыта церковной жизни мы знаем, что некоторые святые имеют особую благодать помогать в исцелении конкретных болезней. Так, с просьбой об исцелении от страсти винопития многие традиционно обращаются к мученику Вонифатию или ездят в Серпухов к иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Помочь же может молитва любому святому, если молиться с верой, смирением, болью за человека, которому хотим помочь. Молитва – не магия, а сердечное обращение к Господу и Его угодникам.
В церковной практике сложился такой способ помощи алкоголикам, как обет трезвости. Но для этого необходимо хотя бы минимальное воцерковление страдающих алкоголизмом. По крайней мере, они должны начать исповедоваться и причащаться. Тогда можно дать Богу обет не пить хмельного в течение какого-то срока (обычно – от одного до трех лет). Служится молебен, во время которого болящий испрашивает помощи Божией, чтобы сохранить обет. Для человека верующего или сознательно обретающего веру это очень сильное средство. Он обещает Богу верность и трезвость, а за его ответственность Господь дает Свою благодатную помощь, укрепляет его силы.
И священнику, и врачу очень трудно давать абстрактные советы. Чтобы помочь человеку преодолеть алкогольную зависимость, нужна индивидуальная беседа. В идеале, конечно, человек должен добровольно прийти в храм. И даже если он придет только по просьбе жены, уже хорошо, это пусть маленькая, но победа. А дальше – работа священника и помощь Божия.
По данным Всемирной организации здравоохранения алкоголизм – заболевание, медицинскими средствами практически неизлечимое. Но это не значит, что нужно эти средства отвергать. Ни в коем случае нельзя прибегать к кодированию и другим гипнотическим методам. Это окончательно расслабляет и без того расслабленную волю, а часто сопровождается и оккультным воздействием на человека, потому что такие «психотерапевтические» приемы очень популярны как раз у разного рода оккультистов. Но введение медицинских препаратов, после которых человек боится выпить из страха смерти, в тяжелых случаях (например, при длительных запоях), на мой взгляд, допустимо. Это не панацея, но часто по-другому невозможно вывести из запоя.
Часто родственники страдающих алкоголизмом хотят обязательно найти священника-психиатра, а, узнав, что поблизости такого нет, в ближайший к дому храм не идут: дескать, чем нам поможет этот батюшка, он же не врач. Это неверный подход. Конечно, мне моя светская специальность помогает в работе с такими людьми. Но, несмотря на то, что я продолжаю практиковать как врач, в храме я только священник. И я никогда не назначаю лекарства людям, которых принимаю при храме, а стараюсь оказывать им духовную, психологическую помощь, помогать их воцерковлению.
Есть много опытных, чутких священников, прекрасно понимающих проблемы алкоголизма. Также много замечательных врачей. Хороший священник всегда поймет и подскажет, когда стоит, не прерывая воцерковление, обратиться и за врачебной помощью. А дело священника – помочь уврачевать душу.

Читайте также:  Побочные действия после кодирования от алкоголизма

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

Записаться на прием в «Благое дело» можно по телефону: 452-93-36. Секретарь: Светлана Германовна

источник

Как избавиться от недуга пьянства?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Приверженность к пьянству действительно является недугом. Причем важно знать, что болезнью этой страдает одновременно душа и тело. Духовный недуг (зависимость от демонов) доминирует над физическим. Именно поэтому чисто медицинские средства оказываются недостаточными. В Предмсертном дневнике св. праведного Иоанна Кронштадтского (28 октября 1908 г.) есть краткое молитвенное воздыхание: «Помяни создание Твое, Алексия (Полднева), — пьяницу, и избавь его от когтей врагов бесплотных, молю Тебя и о жене его чрез меня. Аминь» (М.-СПб., 2003, с. 84). Несколькими годами ранее св. Иоанн писал: «С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека — это каждый внимательный может ощутить. Вот причина, почему с возрастающим пьянством усиливается так страшно наклонность к пьянству (оттого что возрастает сила врага над человеком), отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти или внутреннего стремления к вину, — у этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? Молитвой и постом» (Моя жизнь во Христе, М,2002, с. 191). Слова «молитвой и постом» взяты из святого Евангелия (Мф.17:21). В них кратко указаны самые главные орудия защиты против бесовской напасти. Прежде всего, необходимо усиленное взывание к Богу о помощи (молитва), без чего мы не в состоянии одолеть опытнейшего и коварнейшего врага. Пост в широком смысле означает воздержанную жизнь, когда человек духовно свободен и не прилепляется к миру (пище, наслаждениям, славе и проч.). Именно через эту прилепленность человека ко всему мирскому (она легко может развиться в страсть) бесовские силы пленяют его. Он попадает в незримую, но реальную и трудно расторжимую зависимость от скрытых губителей. Одна из причин их успеха заключается в том, что человек прибывает в слепоте и не понимает, что происходит. Он находится в благодушном состоянии, сводя все к привычке, которую он (как ему наивно кажется) однажды усилием воли преодолеет. Когда возникают первые жизненные неприятности (ссоры в семье, дисциплинарные меры на работе), он делает первые слабые попытки сойти с опасной тропинки. Но безуспешно. Причина одна: демоны умело скрывают от него ту пропасть, которая его ожидает. Прием их достаточно примитивен. Они усыпляют его, внушают, что ничего бедственного не происходит. Хотя история человечества полна бесчисленных примеров разрушенных жизней, пьющий человек охотно принимает их внушения, потому что хочет этого. Чем больше проходит времени, тем легче бесовским силам совершать свое разрушительное дело. Враг окончательно овладевает человеком и губит его только тогда, когда приводит его к мысли, что положение безнадежно и что надежды нет. Но это не больше, как бесовская ложь: пока человек жив, в нем остается воля, хотя и слабая, плененная, искаженная греховной страстью. И если человек, увидев себя на краю бездны, несмотря на всю свою немощь, искренне будет просить у Бога помощи, Господь ее подаст: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27).

Дорогой Александр! Чтобы пришла к вам помощь от Бога для преодоления недуга, необходима вера, что Господь Вам поможет. Нужно покаяться во всех своих грехах и впредь делать это регулярно в две — три недели раз. Так же часто причащаться. Приступая ко святой Чаше с верой и благоговением пред величайшей святыней, Вы будете получать врачевание души и тела. Нужно иметь мирный дух. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Как можно чаще (хотя бы кратко, но горячо) обращайтесь с молитвой к Царице Небесной.

Молитвенное обращение за помощью к Богу и к Пресвятой Богородице должно обязательно соединяться с решимостью оставить навсегда эту пагубную страсть. Всю свою волю надо направить на то, чтобы вернуться к нормальной жизни.

Надо строжайше себе запретить до конца жизни даже самое малое количество алкоголя. В противном случае коварный враг легко воспользуется этим и ввергнет Вас в еще худшее состояние, чем прежде. Вообще надо иметь очень сильный страх: боязнь погибнуть как телесно, так и духовно. Тогда и проявиться воля. Надо постоянно возгревать в себе любовь к жизни. Увидеть ее высокий смысл и назначение.

Нужно постараться найти себе какое-нибудь интересное и увлекательное занятие. Ни в коем случае не будь праздным.

Многое зависит от того тепла, которым будут согревать Вас близкие. Однако решающим является ваше желание и твердая воля.

источник

Мой друг — священник, который спился. Помочь ему было нельзя. Боль, срам, любовь и ненависть, убитые время, силы и нервы — всё это перенесли и его семья и друзья, и он сам.

Он, назовём его, о.Н., говорил, что пьет наравне со всеми, но все потом живут как жили, а у него — начинался запой, который нельзя было ничем остановить: были наркология, капельницы, таблетки, дорогие препараты, беседы с архиереем (и запреты), врачами, настоятелем, собратьями, друзьями, родными, проживание в монастыре, поиск ответа у старцев (сказали оба, независимо друг от друга, что всё это — Рука Божия, необходимое условие спасения а потому — терпение, надежда, вера и молитва и мужество — вот крест, мол, твой).

Ни один метод не сработал.

О.Н. долго ждал, молился так, как никогда до этого, все за него тоже молились — и Бог дал ему свою помощь, указал мостик ко спасению.

Мы все искренне за о.Н. рады и удивлены: был сломлен полностью и Бог его вывел за руку из ада.

———
Знаете ли вы священнослужителей в печальном положении, и можете ли их разыскать (если они в заперете, прозябают и пьют, никому уже не нужны или же у них большие проблемы от пьянства)?

Опыт о.Н. кому-то может помочь.

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 12:49
Сообщения: 476

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу

Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:57
Сообщения: 37

Проблема общеизвестна: пьют.
Пишите, — у кого проблемы или у Ваших близких.

Я сам — алкоголик, настоящий, т.е. — с запоями, потерей человеческого облика, потерей семьи, работы.

Перепробовал всё — не работает. Один православный человек ( алкоголик) поделился своим опытом — рассказал про сообщество анонимных алкоголиков (аа) и привел меня к ним на собрание.

Моим подозрениям не было конца — что доброго может быть из США?; не секта ли?; странно — нет врачей, лекарств; в чём ересь?

Познакомившись со священниками, нашими и теми, кто в Штатах служит, у кого есть алкоголизм (да -да тот самый, с запоями и полным мраком) и кому помогли аа, успокоился.

Читал также положительное мнение патриарха Алексия II, иерархов, священников о аа — еще более успокоился.

Ну чтож, не могу молчать, т.к. аа помогли мне — и я несколько лет трезв.

Я рассказал о своём пути о.Н., вам.

В семье — порядок, на работе — примирился, попросив прощения у начальста и сослуживцев за свои выходки. В вере укрепился, понимаю, что пил из-за чувства наслажения, которое давал мне алкоголь, т.к. только в пьяном виде мне было хорошо. Пьянка моя — проявление гордыны и чтоб её сломить, Господь ждал, видимо, когда я созрею — не смогу ни уже пить, ни уже завязать.

Если это поможет спивающимся священнослужителям, буду очень рад.

Да, у о.Н. — с бахусом дружбы нет, в жизни всё стабильно.

Отредактировал Greg. Дата редактирования: 22 мар 2011, 18:21.

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу

Зарегистрирован: 11 фев 2007, 22:59
Сообщения: 418
Откуда: Воркута

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу

Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:57
Сообщения: 37

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу
Администратор

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7829
Откуда: MOW-CFU-JFK

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу

Зарегистрирован: 07 окт 2009, 11:57
Сообщения: 406
Откуда: Хальмер-Ю

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу

Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:57
Сообщения: 37

Кто был в запое — длительном, кошмарном, тот знает, что мысли о чём-либо кроме опохмела — не существенны, тем более с сильнейшим тремором, рвотой и когда всё плывет так перед глазами, что стоять невозможно, мысль пойти на Литургию — исключается.

Свидетельствую личным опытом.

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу

Зарегистрирован: 03 янв 2011, 06:21
Сообщения: 104
Откуда: сибирь-матушка

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу

Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:57
Сообщения: 37

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу
Администратор

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7829
Откуда: MOW-CFU-JFK

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу

Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:57
Сообщения: 37

Есть много полезного в Программе Анонимных Алкоголиков (АА), т.к., когда стоит вопрос жизни и смерти, а времени на раздумие не осталось, тогда реально готов сделать всё, чтоб остаться живым.
Правда, потом оказывается, что не трезвость — главная цель, а опыт общения с Богом, и при наличии гордыни — это невозможно. Господь много что дарит и трезвость — не самый главный подарок, как оказалось.

Вот и получается, что покаяние (метания, по-греч.) — и есть полная перемена ума, жизни и ценностей.

Алкоголики — счастливые люди, т.к. у них раздумий на темы — «авось», «да потом», «неохота», «успею ещё» и т.п. — нет, а, значит, есть только два путь — к Богу за помощью, причём немедленно или умереть — страшно, позорно, в муках, в грязи, в злобе на всех

Т.к. жить охота, не — жить — глупо, хочешь-не хочешь, как блудный сын , идешь к Богу с раскаянием и смирением.

Кого Бог любит — того и наказует, т.к. алкоголизм- болезнь (конечно, вводящая в безумие и совершение массы грехов) врожденная и неизлечимая, но — таков крест.

Всё сказанное выше — мой духовный опыт и не более.

6 сентября 2010 г. священноначалие РПЦ благословило сотрудничество священников с АА, где есть необходимость помощи алкоголикам:

Проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых.

«. »Программа 12 шагов» не является церковной программой в православном понимании уже хотя бы потому, что в ней нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Программу можно несколько адаптировать к православию, но сделать ее в полном смысле церковной невозможно. Допуская и даже приветствуя участие своих страдающих от зависимости прихожан в группах, работающих по «Программе 12 шагов», Церковь должна сделать приоритетом развитие своей, в собственном смысле церковной системы реабилитации, успешные опыты которой уже имеются. Функционирование при приходах и монастырях групп самопомощи или реабилитационных центров, работающих по «Программе 12 шагов», не является препятствием для становления церковной реабилитации и может поощряться.»

Подробнее — http://www.patriarchia.ru/db/text/1266458.html

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу

Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:57
Сообщения: 37

Есть еще интересные сайты:

В Бруклине — русскоязычные анонимные алкоголики —

Личный сайт одного из ветеранов Содружества Анонимных Алкоголиков —

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу

Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:57
Сообщения: 37

В 1953 году Всемирная организация здравоохранения определила алкоголизм (так же как и наркоманию) как прогрессирующее неизлечимое заболевание, характеризующееся зависимостью от всех видов препаратов, изменяющих сознание.

Согласно ГОСТам 5964-72, 5964-82 и 18300-72 действующий компонент алкогольных напитков этано́л (эти́ловый спирт, метилкарбинол, винный спирт, гидроксид пентагидродикарбония, часто в просторечии просто «спирт» или алкого́ль — C2H5OH или CH3-CH2-OH, второй представитель гомологического ряда одноатомных спиртов) — это легковоспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом — «…относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы».

С духовной точки зрения проблема алкогольной зависимости заключена в том, что человек утрачивает связь с Богом,и ,как результат, разрушается нравственно и теряет моральные ориентиры в своем стремлении к ощущению мнимого блаженства через употребление веществ, изменяющих сознание – алкоголя или других наркотиков из-за неспособностьи адекватно реагировать на реальность.

Алкоголик не может прекратить постоянного поступления в организм этанола и потому, с точки зрения биологии его химическая зависимость – это болезнь, в отличие, например, от пьянства, которое есть только грех, т.к. пьяница может и не пить, но пьет лишь из-за желания ощущения измененного сознания.

Обычный человек после чрезмерного употребления алкогольного напитка чувствует себя, как при пищевом отравлении. У алкоголика возникает синдром похмелья — жажда вновь принять алкоголь, т.е. выпить тот яд, которым он отравился, несмотря на то, что он сознает все последствия: потерю контроля над собой и запуск тех алкогольных механизмов, которые сам он остановить не в силах.

Оценили +1 (всего ): >>
Не оценили -1 (всего ): >>
Вернуться к началу

Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:57
Сообщения: 37

По статистике, только 5-6% алкоголиков имеют «опущенный» внешний вид, теряют работу и семью. У большинства же есть и то, и другое, некоторые занимают высокое общественное положение и не попадают в вытрезвитель. Однако и в семье, и на работе они имеют проблемы, связанные с употреблением алкоголя.
Всемирная организация здравоохранения еще в 1960-х годах сочла сообщество «Анонимные алкоголики» самым перспективным методом в излечении от алкоголизма.
Архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Егорьевский Марк, а также наместник московского Даниловского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), лично посещавшие собрания АА, положительно отзывались о программе «12 шагов».
Баушева Инна Леонтьевна, заместитель главного врача детского наркологического диспансера № 12 г. Москвы так выразила свое профессиональное мнение о программе анонимных алкоголиков: «Группы самопомощи, иначе их называют двенадцатишаговые группы, входят в движение анонимных алкоголиков. В общем, это некий инструмент, который помогает человеку в отчаянных ситуациях как по мостику пройти к состоянию выздоровления. Смысл этих групп очень глубок. Я видела и знаю очень много людей, которые выздоравливают в этих группах».
Как должна действовать Церковь при появлении метода, реально помогающего страдающим от алкоголизма? Очевидно, руководствуясь словами апостола Павла: «всё испытывайте, хорошего держитесь».
Приведем ниже примеры отношения Церкви к двенадцатишаговой программе анонимных алкоголиков.
В июле 2004 года было получено благословение Святейшего Патриарха на создание при Даниловом монастыре программы реабилитации для алкоголе — и наркозависимых людей «Метанойя», в том числе и для церковно- и священнослужителей. Руководителем программы назначен иеромонах Иона (Займовский). Цель программы «Метанойя» — создание, развитие и обеспечение деятельности комплексной многофакторной системы профилактики по преодолению различных видов зависимости на основе духовного развития личности. В рамках этой работы используется как православный подход, так и профессиональная медицинская психотерапевтическая помощь, а так же элементы двенадцатишаговой программы.
В 1997 году создан Межрегиональный фонд «Центр реабилитации “Дом надежды на Горе” для помощи российским алкоголикам, стремящимся освободиться от своей зависимости. Учредитель организации – Международный институт антиалкогольного образования и обучения (Гринвич, США), созданный Луисом Бэнтлом, возглавлявшим компанию U.S. Tobacco. Кроме него, инициаторами создания Центра были: врач Евгений Зубков, настоятель Феодоровского Государева Собора в г. Пушкине архимандрит Маркелл (ныне – епископ Петергофский), художник Дмитрий Шагин. В решении многих задач центру помогает действующий на общественных началах Совет директоров, куда входят врачи, священнослужители, бизнесмены, художники и артисты.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет недавно выразил свое отношение к программе «12 шагов» : «Следует установить официальные контакты с Сообществом анонимных алкоголиков. Начинать такую деятельность надо с небольших шагов: пригласить специалистов для обмена информацией, провести совместные мероприятия, организовать семинары».

Так, 27 июня 2009 года в Свято-Успенском Жировицком монастыре состоялась рабочая встреча («Круглый стол») представителей групп «Анонимные Алкоголики» («АА») Западного региона (Гродненская обл.) и православных священнослужителей — клириков монастыря и двух православных епархий: Гродненской и Новогрудской. В рамках «Круглого стола» с двух сторон были сделаны сообщения о взаимном сотрудничестве. Затем состоялась дискуссия.

источник