Меню Рубрики

Комплексные меры профилактики наркомании и алкоголизма

Профилактика алкоголизмаэто система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических, мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Для успешного проведения антиалкогольной и антинаркотической профилактики алкоголизма необходимо выделить основные компоненты характеристики образа жизни больных алкоголизмом или наркоманией.

В качестве основных причин потребления алкоголя и наркотиков выделяют следующие группы факторов:

Социально-психологические:

неблагополучная семья (криминализованная обстановка, алкоголизм родителей, отсутствие должного внимания и ухода за детьми, а также; эмоционального контакта);

неудовлетворительная ситуация развития ребенка (проблемы взаимоотношений в микросоциуме, социальная дезадаптированность);

психологические особенности личности (волевые, моральные проблемы, погони за развлечениями, авантюризм избыточный конформизм возбудимость неустойчивость поведения).

Конституционально-психологические:

наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.

Эпидемиологические и культурные:

Распространенность алкоголизма, наркоманий и токсикоманий в обществе, традиции употребления алкоголя в семье, местности, регионе, стране.

Возможные мотивы потребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств.

Социальные мотивы:

· желание занять место в группе сверстников и соответствовать принятым в ней нормам;

· подчинение угрозам, давлению со стороны наркодилеров;

· стремление поддержать субкультурную «традицию».

Индивидуальные мотивы:

· стремление получить удовольствие (физическое, психологическое);

· нейтрализация отрицательных эмоций;

· стремление выйти из состояния скуки, бездействия иди усилить эффективность своей деятельности.

Патологические (болезненные) мотивы:

· мотивы ухода (назло себе, взрослым);

· протест, ощущение себя лишим в жизни;

· поведение, обусловленное психическими расстройствами;
биологическая потребность на стадии физической зависимости от алкоголя или наркотика.

Алкоголизм, наркомания и токсикомания – тяжелые психические заболевания, лечение которых эффективно лишь в рамках длительных комплексных программ.

Излечиваются от алкоголизма и наркомании не более 10 % пациентов.

Важно не допустить развитие алкогольной или наркотической зависимости у молодых людей. Главной профилактической мерой должно стать знание правды о последствиях употребления алкоголя и наркотически действующих веществ.

К сожалению, профилактика любых форм алкогольной или наркотической зависимости весьма слабо представлена в плане гигиенического просвещения и воспитания детей, и молодежи, несмотря на то, что мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотв­ращение этого разрушительного явления, нежели в устранение его последствий.

В зависимости от контингента, с которым проводится профи­лактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика алкоголизма (и наркомании) — это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления алкоголя. Эта форма профилактики предусматривает ра­боту с контингентом, не знакомым с действием алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ).

Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков (профилактика подросткового алкоголизма, подростковой наркомании).

Программы первичной профилактики алкоголизма включают антиалкогольную пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению алкоголя и наркотиков.

Поэтому занятия по профилактике алкоголизма должны проводить специально подготовленные педагоги.

В США и некоторых европейских странах преподаватели, ведущие занятия по антиалкогольной и антинаркотической профилактике, предва­рительно проходят 4-5 месячную подготовку на специальных курсах.

Задачи первичной профилактики:

1. Создание школ, свободных от алкоголя и других психоактивных веществ изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркоти­кам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание, создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).

2. Выявление группы риска алкоголизма (по специально разработанным методическим рекомендациям).

3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблемам алкоголизма способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить роди­телей нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; сформировать группы лидеров-родителей).

4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике алкоголизма в школах и по выявлению группы риска).

Вторичная профилактика алкоголизма (и наркомании) ориентирована на группу риска: Объектом этой формы профилактики алкоголизма являются молодые люди подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ (подростки с явлениями социально-педагогической запущенно­сти, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных семей и т.д.). Цель вторичной профилактики алкоголизма – раннее выявление начавших употреблять алкоголь и другие психоактивные вещества и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психоло­гов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ре­сурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих алкоголем. Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер, т.е. предупредить формирование устойчивой зависимости от алкоголя или другого психоактивного вещества.

Задачи вторичной профилактики:

1. Работа с детьми групп риска по алкоголизму (выявление патологии, лечение
и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).

2. Создание центра реабилитации для злоупотребляющих алкоголем или другими ПАВ, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).

3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практи­ческие занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; созданием групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма (и наркомании) — это оказание помощи больным алкоголизмом или наркоманией. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, Ее цель — предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного алкоголизмом побороть свой недуг.

Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления алкоголя или наркотических средств и помощь малоэффективна.

Задачи третичной профилактики:

1. Формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).

2. Создание групп взаимопомощи.

3. Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы».

Структура программы профилактики алкоголизма (наркомании, токсикомании)

3. Развитие личностных ресурсов.

4. Развитие стратегий высокофункционального поведения.

Методы работы

Групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, «круглые столы», совещания.

Из представленной схемы профилактики ясно, что объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропаган­дистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней алкоголизации детей и подростков вполне реально. Третичная профилактика — прерогатива медиков и близких больному людей. В большинстве случаев у сформировавшихся больных алкоголизмом и наркоманиями не хватает сил и мужества само­стоятельно преодолеть зависимость, бороться со своим падением. Чтобы вернуться к жизни, от которой они хотели убежать с помо­щью наркотиков, им необходима помощь друзей и родных, сознающих, что силой эту болезнь не одолеть. Нужны такт, доверие, благорасположение, создание у больного ощущения безопасности и самостоятельности, а также уверенности в том, что его любят.

Поэтому наиболее эффективные программы преодоления алкогольной или наркозависимости включают помощь близких в качестве обязательной составляющей. Однако все труды могут оказаться напрасными, если у самого больного не будет страстного, осознанного непреодолимого желания избавиться раз и навсегда от поработившего его страшного недуга. Вот почему, по мнению психологов, наи­более надежным барьером на пути распространения алкоголя и других ПАВ являются первичные меры — своевременное предупреждение по­тенциальных потребителей алкоголя, табачных изделий, наркотических и токсикоманических средств.

Многоаспектность и сложность причин и условий, способствующих алкоголизации детей, подростков и молодежи, обусловливают необходимость комплексного характера мер профилактики этого социального зла. В приведенной ниже таблице (табл. 1) представлены основные направления и специфические особенности профилактической работы по каждому из этих направлений.

Примерная схема профилактических мероприятий по профилактике подросткого алкоголизма, подростковой наркомании

Задачи и пути их реализации

Коррекция неправильного воспита­ния и ранних аномалий развития лич­ности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, алкоголизации и наркотизации.

Последовательное антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотиче­ское воспитание в школе с I по XI класс.

Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Повышение санитарной грамотности и культуры населения.
Антиалкогольная, антиникотиновая и
антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения.
Искоренение; вредных для здоровья привычек.

Комплексная работа с группой рис­ка — лицами, злоупотребляющими алкоголем, табачными изделиями, наркотическими и токсикоманическими средствами.

Санирование биологической почвы.
Работа по индивидуальным планам медико-педагогических мёроприятий;

Развитие и совершенствование наркологической службы.

Осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, и алкоголизма, никотиномании, наркомании, токсикомании и их последствий. Широкая антиалкогольная и антинаркотическая работа всей общемедицинской сети.

Правовое регулирование с целью преодоления пьянства и алкоголизма, минимизации курения, повышения ответственности за потребление наркотиков; строгое соблюдение законодательства об уголовной ответственности за приобщение к потреблению наркотиков (особенно детей и подростков).

Государственные мероприятия по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи любых алкогольных изделий (включая пиво), а также табачных изделий, что позволит реализовать наступательные меры против пьянства, алкоголизма, отравления табачным дымом (не только курящих, но и пассивных курильщиков).

Финансирование программ борьбы с любыми формами наркотизма и с наркобизнесом.

Реализация комплекса изложенных в таблице мероприятий — это минимум, необходимый для борьбы употреблением алкоголя и наркотизмом — реальной угрозой интеллектуальному, нравственному потенциалу и физическому здоровью нации. Из такого видения проблемы следует исходить при организации профилактики всех форм алкогольной и наркотической зависимости.

Статью подготовил профессор Никифоров Игорь Анатольевич. Клиника при кафедре наркологии и психотерапии занимается профилактикой алкоголизма и наркомании, комплексным и анонимным лечением алкоголизма, выводом из запоя, лечением наркотической зависимости.

Литература:
Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2004 – 192 с.

источник

Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.

Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

  • Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
  • Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
  • Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
  • Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
  • Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.

Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
  • формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
  • совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
  • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
  • формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

– Центр медицинской профилактики;
– Центр по проблемам семьи – Кордея;
– Центр «Анти-СПИД»;
– Центральная библиотека;
– Городские поликлиники;
– Центр Детского Творчества;
– Образовательные учреждения города.

Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.
Это:

– семинары;
– конференции;
– лектории;
– беседы;
– диспуты;
– просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
– игровые ролики;
– тренинги.
– экскурсии.
– встречи:
а) с медицинскими работниками учреждений города;
б) с работниками правоохранительных органов;
в) с духовными наставникам;
г) с социальными педагогами;
д) с психологами;
е) с родителями учащихся школы;
– статьи в школьной прессе;
– уроки здоровья;
– волонтёрские площадки;
– элективные курсы;
– классные часы.

Направление деятельности

1 Психологи – индивидуальное консультирование;
– оказание методической и практической помощи
в подготовке и проведении классных часов,
индивидуальных бесед;
– освещение результатов мероприятий и
работы психолога в целом
по профилактике алкоголизма,
наркомании, табакокурения в школе. 2. Социальные педагоги – исследование социально-педагогических условии в школе;
– оценка эффективности взаимодействия образовательных учреждений и подразделений милиции города по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних;
– изучение опыта работы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– анализ поступающей информации из комиссии по делам несовершеннолетних;
– формирование единой информационно-статистической базы по школе;
– проведение социальных исследований;
– индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
– организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п. 3 Учителя биологии, химии, классные руководители – организация профилактической работы по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу, венерическим заболеваниям через:
а) классно-урочную систему;
б) внеклассные мероприятия;
в) экскурсии.
– выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни);
– показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений;
– индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
– проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей;
– организация воспитательной работы в классе;
– пропаганда здорового образа жизни;
–организация поездок на турбазы. 4 Медицинские работники,
учителя физического воспитания. – оказание первой помощи при отравлении алкоголем, токсическими веществами, табаком;
– выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни;
– проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями;
– проведение дней здоровья;
– организация работы секций волейбола, баскетбола и др.
– организация циклов лекций по борьбе с вредными привычками;
– проведение Дня борьбы с курением – 7 мая,
1 декабря– международный день борьбы со СПИДом. 5 Библиотекарь – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам. 6 Совет старшеклассников – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам.

Первый этап – организационный.

Читайте также:  Любовь доводит до чс алкоголизма глубоких порезов

На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета, который входит в состав НОУ. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану.

Второй этапвнедренческий

Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.

Третий этап

Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромании, СПИДа).

Составление программы Совещание административной группы в школе Проведение педагогического совета Проведение классных часов
Проведение общественного родительского собрания Проведение родительских собраний в школе Создание координационного совета по реализации программы
Связь школы с учреждениями города Работа пресс-центра Научно-исследовательская работа учащихся

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа жизни.
2. Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании, курению, алкоголизму.
3. Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.
4. Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя, игромании.
5. Совершенствование системы профилактики потребления наркотиков, табака, алкоголя.
6. Создание необходимых условий в школе для организации занятости учащихся во внеурочное время.

Формы профилактической работы с классом.

Вывод: Основные значимые для класса формы профилактической работы принимаются:

– планом работы школы и класса;
– собранием учащихся класса;
– главным советом корпорации класса «пятерка»;
– родительским собранием, родительским комитетом.

источник

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 4 ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ«БОЛАШАК», ГОРОД СТЕПНОГОРСК»

Директор КГУ ОСШИОД № 4 «Болашак»

Составил: Мец Оксана Викентьевна, заместитель директора по ВР

Содержание проблемы и обоснование необходимости создания программы

Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, области и, в целом в Республике Казахстан, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в Республике Казахстан.

Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

Рост преступности в подростковой и молодежной среде.

Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.

Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.

Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;

формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;

совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;

предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;

формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

Положительный результат нашей работы зависит от союза учителей, учащихся, родителей, психолога, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

– Центр медицинской профилактики;
– Городская библиотека;
– Городская поликлиника;
– Дом Детского Творчества;
– Образовательные учреждения города.

Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.

– семинары;
– конференции;
– лектории;
– беседы;
– диспуты;
– просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
– игровые ролики;
– тренинги.
– экскурсии.
– встречи:
а) с медицинскими работниками учреждений города;
б) с работниками правоохранительных органов;
д) с психологом;
е) с родителями учащихся школы;
– статьи в школьной прессе;
– уроки здоровья;
– классные часы.

– индивидуальное консультирование;
– оказание методической и практической помощи
в подготовке и проведении классных часов,
индивидуальных бесед;
– освещение результатов мероприятий и
работы психолога в целом
по профилактике алкоголизма,
наркомании, табакокурения в школе.

– исследование социально-педагогических условии в школе;
– формирование единой информационно-статистической базы по школе;
– проведение социальных исследований;
– индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
– организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п.

Учителя биологии, химии, классные руководители

– организация профилактической работы по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу, венерическим заболеваниям через:
а) классно-урочную систему;
б) внеклассные мероприятия;

– выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни);
– показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений;
– индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
– проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей;
– организация воспитательной работы в классе;
– пропаганда здорового образа жизни;

Медицинский работник,
учитель физического воспитания.

– выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни;
– проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями;
– проведение дней здоровья;
1 декабря– международный день борьбы со СПИДом.

– создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам.

Первый этап – организационный.(сентябрь-октябрь)

На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание творческой группы – воспитателей, которые входят в состав МО. Творческая группа планирует свои действия и работает по особому плану.

Второй этап – внедренческий (ноябрь-март)

Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.

Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, СПИДа).

Совещание творческой группы в школе

Проведение заседания МО классных руководителей

Проведение классных часов

Проведение общественного родительского собрания

Создание творческой группы по реализации программы

Связь школы с учреждениями города

1.Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа жизни.
2.Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании, курению, алкоголизму.

3.Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.
4.Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя.

5.Совершенствование системы профилактики употребления наркотиков, табака, алкоголя.
6.Создание необходимых условий в школе для организации занятости учащихся во внеурочное время.

План по профилактике СПИДа

Изучение нормативных документов по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИД

Воспитатели, классные руководители 8-11 классов

Формирование творческой группы для реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции/ СПИД.

Проведение специалистами лекции на тему «Профилактика ВИЧ-инфекций в молодежной среде».

Просмотр и дискуссия по проблемам фильма «Дневник Насти».

Оформление информационных стендов по профилактике ВИЧ-инфекции/ СПИД.

Организация и проведение месячника по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИД

Проведение конкурса интерактивных плакатов «Я выбираю жизнь!»

Цикл бесед по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИД.

Организация и проведение спортивных соревнований среди учащихся 8-9 классов

Проведение анкетирования среди учащихся 8-11 классов по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции/СПИД

Анализ результатов анкетирования, выпуск буклетов.

работы по профилактике алкоголизма, табакокурения

наркомании, токсикомании и употребления ПАВ.

Изучение нормативных документов по профилактике наркомании, токсикомании и употребления ПАВ

Мец О.В классные руководители 8-11 классов

Организация взаимодействия администрации школы с

Работа с учащимися 8-9 классов.

Цикл бесед и классных часов:

наркотиков.Наркотики и здоровье»8 кл.,

«Уголовный кодекс о наркотиках» 9кл.,

Классные руководители 8-9 классов

Работа с учащимися 10-11 классов.

«Подросток и наркотики. Взаимосвязь наркомании и других вредных привычек»10 кл.

«Признаки наркотического опьянения. Можно ли избавиться от наркомании» 11 кл.

Классные руководители 10-11 классов

— с врачами наркологического диспансера,

— с врачами кожно-венерологического диспансера,

Конкурс интерактивных плакатов «Я выбираю жизнь!»

Проведение анкетирования среди учащихся 8-11 классов по вопросам профилактики алкоголизма, табакокурения

наркомании, токсикомании и употребления ПАВ

Анализ результатов анкетирования, выпуск буклетов.

источник

Информация о мерах, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни

к постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края

о мерах, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании
среди несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни

На территории Красноярского края органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – система профилактики) реализуется комплекс мер по основным направлениями межведомственной деятельности в сфере профилактики наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних:

формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни
(далее – ЗОЖ), негативного отношения к пагубным привычкам, употреблению алкоголя;

раннее выявление несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ, склонных к пьянству, и оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи;

предупреждение совершения правонарушений несовершеннолетних,
в том числе в состоянии опьянения, совершенствование методов индивидуальной профилактической работы.

Эффективность профилактической работы в сфере противодействия пьянству, алкоголизму, наркомании и токсикомании в подростковой среде
во многом зависит от уровня межведомственной координации всех органов
и учреждений системы профилактики.

Межведомственное взаимодействие основывается на реализации:

Примерного порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и учету несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные вещества без назначения врача, и проведению с ними профилактической работы;

Примерного порядка межведомственного взаимодействия
по вопросам обеспечения занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

рекомендаций по организации профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних в Красноярском крае;

регламента о порядке действий должностных лиц краевых государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, при выявлении среди воспитанников фактов незаконного оборота наркотиков (далее – НОН).

По решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края (далее – Комиссия при Правительстве края), начиная с 2009 года, координатором деятельности
по первичной профилактике употребления психоактивных веществ
(далее – ПАВ) несовершеннолетними является министерство науки
и образования Красноярского края, по вторичной и третичной профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними – министерство здравоохранения Красноярского края.

В целях реагирования на изменения ситуации и выработки превентивных мер, усиления межведомственной координации актуальные проблемы в сфере профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними рассматриваются на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав в муниципальных образованиях (далее – комиссии
в муниципальных образованиях), муниципальных антинаркотических комиссий и иных координационных совещаниях.

Взаимодействие органов и учреждений системы профилактики
с УФСКН России по Красноярскому краю, органами местного самоуправления осуществляется через совместные мероприятия по антинаркотической пропаганде, проводимые в рамках:

широкомасштабных антинаркотических акций;

месячника, приуроченного к Международному дню борьбы
с наркоманией.

Базовым звеном в осуществлении профилактической работы с несовершеннолетними являются образовательные организации, выполняющие задачи по:

формированию нетерпимости участников образовательных отношений к проявлению злоупотребления алкогольной продукцией, употреблению психоактивных веществ;

разработке и внедрению программ профилактики пагубных привычек, алкогольной и наркотической зависимостей;

привлечению детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей ЗОЖ.

В рамках выполнения долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на годы реализованы мероприятия, направленные на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику алкоголизма среди населения, в том числе:

Читайте также:  Как лечат в наркодиспансере от алкоголизма

краевая антинаркотическая акция «Родительский урок» (с 15 октября по 15 декабря 2012 года), в ходе которой 8 288 родителей получили адресную помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций.
Для проведения акции изготовлено полиграфической продукции антинаркотической направленности в количестве 32 тыс. штук, в том числе 28 тыс. плакатов и 4 тыс. листовок ежегодно;

краевая антинаркотическая акция «Здоровье молодежи – богатство края», участниками которой сталиродителей, 242 583 обучающихся
ипедагогов. Акция состоялась при активном участии более 100 школьных и муниципальных организаций, входящих в состав Красноярского регионального детско-юношеского общественного движения «Краевой Школьный парламент», совместно с учащимися учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

конкурс на лучшую организацию профилактической антинаркотической работы среди образовательных организаций края.
В 2012 году участие в конкурсе приняли 94 образовательных организации
из 31 территории края, представивших программы организации профилактической антинаркотической работы.

Всего за три года реализации долгосрочной целевой программы разработано и внедрено 238 проектов по организации профилактической антиалкогольной и антинаркотической работы среди учащихся. Лучшие профилактические антинаркотические проекты размещены на сайте министерства образования и науки края (www. *****).

Положительным опытом стала проведенная в крае в период с 13 по 26 февраля 2013 года по поручению Президента Российской Федерации широкомасштабная межведомственная профилактическая операция
по оздоровлению наркоситуации. В 2190 мероприятиях антинаркотической направленности приняли участие 76 956 обучающихся. Ход операции освещался в СМИ, что является дополнительным средством профилактики употребления подростками и молодежью наркотических средств.

Одним из направлений профилактической работы среди несовершеннолетних и молодёжи является развитие волонтерского антинаркотического движения, организованного по инициативе УФСКН России по Красноярскому краю. В 2013 году подготовлено 45 волонтеров, которыми проведены крупномасштабные акции в территориях края.

В целях снижения рисков наркозависимости среди учащихся учреждений профессионального образования сотрудниками ФСКН России
по Красноярскому краю совместно с педагогами проведено
18 профилактических рейдов в общежитиях, с участием кинолога
и добровольных помощников из числа казачьих обществ. В ходе мероприятий выявлены 4 факта потребления несовершеннолетними наркотических средств, из незаконного оборота изъято 0,78 г гашиша и 102 г марихуаны.

Сотрудниками полиции в текущем году в педагогических коллективах, с учащимися и их родителями проведено более 11 тысяч профилактических лекций и бесед на правовые темы, в том числе и по предупреждению употребления несовершеннолетними ПАВ.

Подростковыми врачами психиатрами-наркологами г. Красноярска проведена профилактическая работа среди родителей на родительских собраниях в 27 образовательных учреждениях, среди учащихся проведено 250 групповых бесед, 270 лекций, 5 круглых столов, проведено 12 рейдов совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних. Разработаны и реализуются профилактические проекты «Студенческая молодежь и здоровый образ жизни», «Родительский ликбез», направленные на профилактику наркологических расстройств.

Кроме того, работа по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, по формированию здорового образа жизни осуществляется министерством социальной политики Красноярского края через сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей (далее – центры).

Работа центров направлена на: формирование негативного отношения
к немедицинскому потреблению наркотиков; мотивация к ведению здорового образа жизни; раннее выявление семейного неблагополучия и экстренное реагирование на кризисную ситуацию в семье; оказание социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, в том числе семьям, имеющим в своем составе наркозависимых, лиц, отказавшихся от немедицинского употребления наркотиков, а также созависимых граждан; реализация мероприятий краевой государственной программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на годы».

В целях формирования негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков специалистами центров в течение 2012 – 2013 гг. разработаны и распространены более 500 видов печатной продукции (брошюр, буклетов, листовок) общим тиражом 76,4 тыс. экземпляров; оформлены
53 информационных стенда, 7 баннеров; проведены 770 тематических конкурсов (плакатов, рисунков, социальной рекламы и т. д.).

В рамках формирования мотивации подростков к ведению ЗОЖ специалистами центров постоянно организовываются и проводятся спортивные мероприятия (эстафеты, весёлые старты, велопробеги), туристические походы, сплавы по реке, летние оздоровительные площадки, в которых приняли участие более 20,0 тыс. подростков и их родителей.

Для развития духовного и нравственного потенциала, формирования в обществе личной ответственности у несовершеннолетних за свое поведение центрами разработаны и реализуются программы антинаркотического содержания. Так, краевым государственным казенным учреждением социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зеленогорский» разработано 9 программ по профилактике наркомании для разных целевых категорий несовершеннолетних. В реализации программ приняли участие около 300 человек, которыми в течение годов правонарушения не совершались.

В территориях края специалистами центров, комиссий в муниципальных образованиях, центральных районных больниц, отделов молодежной политики, физкультуры и спорта, общеобразовательных школ, отделов внутренних дел и волонтерами проводились круглые столы, семинары, уроки здоровья, тренинги, беседы, в которых в 2012 году участвовали 12,5 тыс. человек, в I полугодии 2013 года – 8,5 тыс. человек, из них в профилактических занятиях с родителями – 6,5 тыс. человек.

Альтернативной формой приобщения несовершеннолетних к ЗОЖ являются организация физкультурно-массовой и спортивной работы
во внеурочное время.

инфраструктура для занятий физической культурой и спортом, спортивно-техническими видами спорта, туризмом, техническим творчеством;

многоуровневая система предъявления результатов образовательной деятельности детей (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы, спартакиады и т. д.).

Увеличена сеть физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных организаций, осуществляется практика реализации круглогодичных интенсивных школ, дистанционных программ и проектов.

В системе образования края функционируют 144 учреждения дополнительного образования, в которых занимается 129 599 обучающихся (31,6% от общего числа детей и молодежи в возрасте 5-18 лет).

Количество занимающихся в объединениях и клубах по интересам
на базе общеобразовательных организаций возросло за последние 3 года
на 5 150 обучающихся и составляет человек (61,2% от числа школьников 7-17 лет).

В целях создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом в муниципальных образованиях Красноярского края продолжает развиваться практика создания физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных организаций. В 2013 году в крае действует 582 физкультурно-спортивных клуба, в которых занимается свыше 71 тыс. школьников (в 2012 году – 577 физкультурно-спортивных клубов), финансово обеспечено 555 ставок инструкторов по физической культуре
и спорту для организации физкультурно-спортивной работы
в общеобразовательных школах (в 2012 году – 410 ставок).

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края, органы и учреждения по работе с молодежью в муниципальных образованиях в пределах своей компетенции организует работу по профилактике негативных проявлений в молодежной среде, которая направлена на организацию занятости и вовлечение подростков и молодежи
в позитивные формы деятельности, т. е. предоставление альтернатив асоциальному поведению.

Организация занятости подростков осуществляется посредством деятельности трудовых отрядов старшеклассников. Отряды имеют различные профили: отряды по благоустройству, экологические отряды, агитбригады, отряды скорой социальной помощи, медиа-отряды, педагогические отряды.

Приоритетным правом при трудоустройстве традиционно пользуются несовершеннолетние граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также лиц их заменяющих; из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, семей безработных граждан; состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД; освобожденные
из воспитательно-трудовых колоний.

За июнь – август 2013 года организовано 7029 рабочих мест для подростков.

Также с целью организации занятости и оздоровления подростков
и молодежи в возрасте от 14 до 18 лет проводятся краевые летние профильные палаточные лагеря. Ежегодно в рамках летней оздоровительной кампании по отрасли «молодежная политика» приобретается 1500 путевок.

Одной из основных задач в сфере летнего отдыха является повышение уровня содержательной деятельности, создание в летних лагерях условий
не только для активного отдыха, но и для саморазвития личности подростка. Воспитательная работа в лагерях носит комплексный характер, и наряду
с учебными и спортивными занятиями подростки имеют возможность реализовать свои творческие способности, участвуя в общелагерных
и отрядных мероприятиях. Организация летних лагерей позволяет также решить задачи социальной адаптации подростков, находящихся в социально-опасном положении, профилактики негативных явлений в молодежной среде, способствует вовлечению подростков данной категории в позитивные формы деятельности и к дальнейшим занятиям в объединениях, клубах, секциях различной направленности (военные, спортивные, творческие, добровольческие и другие).

В 2013 году в 7 палаточных лагерях («Юг», Шушенский район; «ШИМ «Куртак», Новоселовский район; «Легион», Железногорск; «Крепкий орешек», Манский район; «Юный спасатель», Красноярское море; «Мастерская природы» Минусинский район; «Енисейский меридиан», п. Кедровый)

В летний период 2012 года были организованы 9 профильных палаточных лагерей, в которых приняли участие 1500 человек, из них: 232 человека – подростки, находящиеся в социально-опасном положении, 108 человек – из малообеспеченных семей, 47человек – из многодетных семей, 82 человека – из неполных семей, 29 человек – находящиеся под опекой, 54 человека – сироты. Всего в летней кампании приняли участие 58 муниципальных образований края.

Ключевой инфраструктурной единицей работы с молодежью являются муниципальные молодежные центры, которые действуют как площадки организации полезного досуга и различных массовых мероприятий для детей и молодежи, а также обеспечивают их включение в деятельность объединений и клубов различной направленности. По состоянию на 01.08.2013 действует 72 молодежных центра в 53 муниципальных образованиях края. По итогам первого полугодия 2013 года количество молодежи, систематически посещающей муниципальные молодежные центры, составилочеловек, из них 3,8% – подростки, находящиеся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации; количество молодежи, вовлеченной в мероприятия молодежной политики, – 132 280 человек, из них 2,12% – подростки, находящиеся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Одним из приоритетных направлений молодежной политики является поддержка молодежных инициатив, что позволяет вовлекать молодых людей в решение социально-экономических вопросов региона. В первом полугодии 2013 года в рамках грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» состоялся конкурс «Красноярский молодежный форум», направленный на поддержку инициативы молодёжных и детских объединений. Всего для участия в конкурсе были поданы 58 заявок, 25 проектов получили финансовую поддержку, из которых
9 проектов направлены на формирование здорового образа жизни, организацию культурных форм досуга среди молодежи
и проведение социально-значимых акций.

Формирование у детей и подростков потребности в ведении здорового образа жизни осуществляется посредством развития массовой физической культуры и спорта. Ключевым звеном реализации задачи по успешному вовлечению населения края в физкультурно-спортивное движение посредством предоставления возможности для занятий физической культурой и спортом в местах шаговой доступности призван стать спортивный клуб по месту жительства граждан.

В крае на начало 2013 года насчитывается 353 клуба, из которых 212 созданы в гг. при государственной поддержке в рамках реализации долгосрочной целевой программы «От массовости к мастерству». На 01 января 2013 года в спортивных клубах по месту жительства в Красноярском крае занимается 40 308 человек, что составляет 6,6 % от числа систематически занимающихся физической культурой и спортом жителей края (на 01.01.2 049 человек, 5 %). Из общего числа клубов выделяют детские подростковые – их количество насчитывается 33 единицы – занимающихся 2961 человек.

В 2013 году запланировано открытие еще 60 спортивных клубов по месту жительства, поддержка 9 действующих клубов. На эти цели из бюджета края выделено 24,5 млн. рублей.

В целях обеспечения доступности информации о клубах по месту жительства в крае, их количестве, развиваемых в них видах спорта, контингенте занимающихся в сентябре 2012 года начал работу сайт «Спортивные клубы по месту жительства» http://*****/, который содержит полный каталог клубов, контактные данные, перечень реализуемых программ по видам спорта, количество занимающихся, наличие спортивных сооружений, достижения воспитанников, а также новостные события из жизни спортивных клубов, статистические данные, результаты соревнований, фотоотчеты с мероприятий, методические материалы.

Количество детей в возрасте до 17 лет, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, составило по итогам 2012 года 360 647 человек (59% от общей численности занимающихся).

В таблице № 1 (данные министерства спорта, туризма и молодежной политики края) указаны муниципальные районы и городские округа как с положительным опытом работы, так и с низкими результатами работы в данном направлении.

Кол-во детей 5-18 лет, находящихся в СОП, всего чел.

Кол-во детей в СОП, систематически занимающихся ФКиС, чел.

Доля детей в СОП систематически занимающихся физической культурой и спортом, %

Территории с положительным опытом работы

источник

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.
Читайте также:  Справка о прохождении кодирования алкоголизма бланк

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

Наркомания в наше время достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этим страшным явлением. Поэтому немаловажное значение в современном обществе приобретает профилактика наркомании. Она подразумевает комплекс мер, предупреждающих появления наркомании.

Наркотическая зависимость – это состояние человека, когда он постоянно думает о наркотиках, стремится получить их для определенных приятных ощущений или избавления от психического дискомфорта. Ради того, чтобы получить ощущение эйфории, наркоман идет на все. Он легко переступает границы морали, разрушает свою семью, становится преступником и даже убийцей. Личность больного наркотической зависимостью становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего наркоман с невероятной скоростью «катится» к своей гибели.

Так как интересы наркомана сосредотачиваются только на добыче и употреблении наркотиков, в кругу его общения находятся, в основном, антисоциальные личности. Наркоман с опытом не имеет работы, друзей, семьи. Для общества он совершенно бесполезен и только доставляет проблемы. Поэтому общество не только ради своего комфорта, но и в гуманных целях стремится уменьшить рост наркомании и вернуть к полноценной жизни людей, зависимых от наркотиков.

И самым доступным и современным способом для этого является профилактика наркомании и токсикомании в школах. Ведь именно подростки чаще всего становятся жертвами этих пагубных пристрастий. Дети при нужном подходе и доступной информации способны сформировать собственное мнение о таком явлении, как наркомания. Они в состоянии четко понимать, что такое наркотики, как они действуют на организм, и каковы последствия их употребления.

От качества профилактической работы зависит жизнь потенциальных наркоманов, членов их семей и общества вообще. Поэтому профилактика наркомании у подростков не должна проводится халатно и «ради галочки».

В России в начале прошлого века наркомания имела широкое распространение. В употреблении были и кокаин, и опиаты. К концу 30-х годов Советский Союз практически полностью искоренил это явление, хотя никакие профилактические меры не проводились.

Причиной невероятного успеха стал «железный занавес», изолировавший СССР от других стран, а также жесткий контроль над гражданами, массовые репрессии и невысокая степень коррумпированности чиновников. В 60-е годы процент наркоманов среди населения Советского Союза был мизерным. И в него входили, в основном, морфинисты, получившие зависимость во время лечения от тяжелых заболеваний, и пациенты психиатрических клиник, получавшие наркотики по рецептам врачей. Члены их семей и знакомые также входили в этот небольшой процент.

В то время профилактика наркомании сводилась только к предупреждению людей об опасности употребления морфия в качестве медикамента. К немногим в те времена наркоманам тогда было сострадательное отношение, как к ущербным людям.

Даже в уголовном кодексе Советского союза не было статьи об изготовлении и распространении наркотиков. Все преподносилось так, что наркомания в стране отсутствует. Но в южных районах государства традиция выращивания мака и конопли процветала. Эти культуры использовались как лекарства при некоторых заболеваниях и седативные препараты. Но к концу 70-х игнорировать резкое увеличение наркозависимых власти уже не могли.

Тогда профилактика наркомании в молодежной среде смогла бы значительно снизить количество наркоманов, но проблему замалчивали. 80-е годы стали периодом формирования нового образа наркомана. Молодежь употребляла внутривенно опий, эфедрин, первитин. Иметь следы от укола шприцем или томно почесывать место укола даже стало модно. Быстро налаживалась сеть распространения наркотиков. В свободной продаже за сущие копейки можно было купить сильнодействующие наркотические препараты.

Наркоманы стали предметом интереса общества, они выделялись из общей массы. В 90-х годах страну охватила настоящая эпидемия наркотической заразы среди подростков. По сравнению с тем временем, в наши дни количество наркоманов уменьшилось, но это только за счет высокой смертности. Но общая тенденция к наркотизации общества растет. В России служба наркоконтроля утверждает, что 5,5% населения страны – наркоманы. В Украине количество только тех, кто состоит на учете в наркодиспансерах, равняется 300 тыс. человек. А реальное количество наркозависимых больше раз в десять.

Профилактика наркомании должна стать неотъемлемой частью просвещения. Для этого в школах проводятся лекции и занятия по профилактике наркомании, демонстрируются документальные и художественные фильмы. Хорошая профилактическая работа среди подростков дает ощутимые результаты, и она должна вестись постоянно и в широких масштабах. Правильно проведенные профилактические мероприятия среди подростков обязательно станут сдерживающим фактором и уменьшат количество молодых людей, «присевших» на наркотики.

Педагоги, психологи и социальные работники в своей работе по профилактике наркомании среди подростков и детей могут пользоваться методами, разработанными в России. Основной принцип этой методики основан на заполнении информационного вакуума и предполагает создание действующего и постоянно финансируемого потока рекламы и публикаций в СМИ о мерах профилактики наркомании и алкоголизма.

Информация по профилактике наркомании должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть позитивной и не иметь оттенка безысходности;
  • негативная информация должна освещать трагические последствия употребления алкоголя и наркотиков;
  • в СМИ не должны демонстрироваться сцены употребления наркотиков и алкоголя;
  • любая публикация должна иметь вывод в виде понятной информации и рекомендациям по профилактике употребления алкоголя и наркотиков;
  • каждая публикация должна иметь мотивационное воздействие на адресную аудиторию;
  • подготовку материалов должны осуществлять только специалисты – наркологи, психологи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники;
  • любую информацию по профилактике наркомании и алкоголизма должен одобрить специальный экспертный совет.

Также в комплексе мер по профилактике наркомании должно быть организовано телефонное консультирование.

Три телефонные службы, работающие в одной системе, смогут стать своеобразным информационным мостом для населения и помогут отслеживать координаты наркопунктов. Это следующие службы:

  1. «Горячая линия». Ее цель – информировать население по вопросам алкоголизма и наркомании, а также давать сведения о лечебных и реабилитационных учреждениях.
  2. Круглосуточный телефон поддержки для наркозависимых. На телефоне работают специалисты по химической зависимости.
  3. «Телефон доверия». От телефона поддержки отличается тем, что на вопросы отвечают и дают рекомендации профессиональные психологи.

Наркомания, как и алкоголизм – это не личное дело отдельно взятого человека. Из-за наркотизации у зависимых очень высокий риск заболевания СПИДом, венерическими болезнями, гепатитами, и не меньшая возможность их распространения.

Сочетать наркотики и учебу невозможно, поэтому молодежь, втянутая в наркоманию, быстро дезадаптируется в обществе, втягивается в криминал, теряет семью и становится потенциально опасной для окружающих.

Для обеспечения активной работы по профилактике алкоголизма и наркомании, остановки эпидемии и оказания посильной лечебно-реабилитационной помощи больным требуется соответствующая законодательная база. Ведь, в первую очередь, необходима административная ответственность за употребление наркотиков и возможность обследования подозреваемых в наркомании лиц. Первичная профилактика наркомании и реабилитация несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, должны иметь широкую основу.

В терминологии ВОЗ различают первичную, вторичную и третичную профилактику. В задачу первичной профилактики ставят предупреждение употребления наркотиков. В методике этой профилактики существует четыре основных направления:

  1. активная воспитательная работа среди молодежи и подростков;
  2. санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  3. общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков;
  4. административно-законодательные меры.

Вторичная профилактика наркомании – это раннее выявление лиц, употребляющих психоактивные вещества, и их лечение, а также предупреждение рецидивов и проведение поддерживающей терапии.

В задачу третичной профилактики входит социально-трудовая и медицинская реабилитация больных наркоманией.

Предрасположенность к наркотизму определяется определенными патохарактерологическими особенностями личности. Склонность к употреблению наркотиков имеют подростки с неустойчивым, истерическим характером, терпимые к любым отклонениям от социальных и психических норм, склонные к депрессии, негативно настроенные к основным социальным требованиям.

Профилактика наркомании предполагает и активное выявление пунктов наркотизации. У молодежи сильно развито чувство солидарности, поэтому они употребляют наркотики в группе. Так что от обследуемого подростка вряд ли удастся получить сведения об его «товарищах» по наркотикам. Для этого следует использовать метод фронтального обследования ближайшего окружения нововыявленного потребителя наркотических препаратов.

Немаловажной в профилактике наркомании является санитарно-просветительная работа среди детей и подростков. Но по этому вопросу на сегодня нет единого мнения. Одни специалисты рекомендуют проводить медицинскую пропаганду в школе на протяжении всего учебного года. Другие считают необходимым ввести в учебную программу курс по профилактике наркозависимости.

Представителями наркологической службы в школах и вузах должны проводиться семинары по обучению преподавателей простейшим приемам выявления различных видов опьянения, формированию у подростков настороженности к этой проблеме. Необходимы рассказы о реальных случаях тяжких последствий наркотизма – медицинских и социальных.

Особенно убедительны сообщения о тяжелых отравлениях, ранах, смертельных исходах от передозировок наркотиков и т.п. Необходимо также акцентировать внимание подростков на пагубном влиянии наркотиков на физическое развитие, интеллект и потомство.

Очень важным в профилактических мерах является взаимодействие подростковой наркологической службы и соответствующих подразделений МВД, а также комиссий по делам несовершеннолетних. Сотрудники милиции должны способствовать привлечению молодежи к обследованию и лечению от наркомании. Если подросток уклоняется от посещения наркологического диспансера, не поддается психотерапевтическому воздействию и является лидером группы наркоманов, то здесь необходимо принимать административные меры.

В настоящий момент, к сожалению, медицинская психология, наркология и социология не имеют достаточных знаний для выработки рациональной и эффективной системы профилактики наркомании и алкоголизма среди подростков. До сих пор нет научных данных о биохимических механизмах формирования наркотической зависимости. Эта проблема требует всестороннего изучения, только тогда будет возможна выработка эффективной стратегии профилактики наркомании.

В феврале 2000 г. в Красноярске было создано муниципальное учреждение «Молодежный центр профилактики наркомании», стратегией которого является воспитание психически здоровой личности, способной самостоятельно решать жизненные задачи без приема психоактивных средств. Этот центр ежегодно проводит городские акции, посвященные Всемирному дню борьбы с наркоманией, Всемирному дню борьбы с курением и флеш-моб, посвященный Всемирному дню Здоровья.

источник