Меню Рубрики

Комплексные меры по противодействию распространению алкоголизма

Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.

Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

  • Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
  • Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
  • Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
  • Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
  • Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.

Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
  • формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
  • совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
  • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
  • формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

– Центр медицинской профилактики;
– Центр по проблемам семьи – Кордея;
– Центр «Анти-СПИД»;
– Центральная библиотека;
– Городские поликлиники;
– Центр Детского Творчества;
– Образовательные учреждения города.

Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.
Это:

– семинары;
– конференции;
– лектории;
– беседы;
– диспуты;
– просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
– игровые ролики;
– тренинги.
– экскурсии.
– встречи:
а) с медицинскими работниками учреждений города;
б) с работниками правоохранительных органов;
в) с духовными наставникам;
г) с социальными педагогами;
д) с психологами;
е) с родителями учащихся школы;
– статьи в школьной прессе;
– уроки здоровья;
– волонтёрские площадки;
– элективные курсы;
– классные часы.

Направление деятельности

1 Психологи – индивидуальное консультирование;
– оказание методической и практической помощи
в подготовке и проведении классных часов,
индивидуальных бесед;
– освещение результатов мероприятий и
работы психолога в целом
по профилактике алкоголизма,
наркомании, табакокурения в школе. 2. Социальные педагоги – исследование социально-педагогических условии в школе;
– оценка эффективности взаимодействия образовательных учреждений и подразделений милиции города по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних;
– изучение опыта работы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– анализ поступающей информации из комиссии по делам несовершеннолетних;
– формирование единой информационно-статистической базы по школе;
– проведение социальных исследований;
– индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
– организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п. 3 Учителя биологии, химии, классные руководители – организация профилактической работы по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу, венерическим заболеваниям через:
а) классно-урочную систему;
б) внеклассные мероприятия;
в) экскурсии.
– выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни);
– показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений;
– индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
– проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей;
– организация воспитательной работы в классе;
– пропаганда здорового образа жизни;
–организация поездок на турбазы. 4 Медицинские работники,
учителя физического воспитания. – оказание первой помощи при отравлении алкоголем, токсическими веществами, табаком;
– выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни;
– проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями;
– проведение дней здоровья;
– организация работы секций волейбола, баскетбола и др.
– организация циклов лекций по борьбе с вредными привычками;
– проведение Дня борьбы с курением – 7 мая,
1 декабря– международный день борьбы со СПИДом. 5 Библиотекарь – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам. 6 Совет старшеклассников – создание электронного банка и литературы по тематике:
а) охрана здоровья
б) профилактика наркомании
в) профилактика табакокурения
г) «Алкоголь и его последствия»
д) «Чума века – СПИД»
е) «Венерические заболевания, их профилактика»
ж) пропаганда здорового образа жизни
з) оформление выставки к тематическим месячникам.

Первый этап – организационный.

На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета, который входит в состав НОУ. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану.

Второй этапвнедренческий

Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.

Третий этап

Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромании, СПИДа).

Составление программы Совещание административной группы в школе Проведение педагогического совета Проведение классных часов
Проведение общественного родительского собрания Проведение родительских собраний в школе Создание координационного совета по реализации программы
Связь школы с учреждениями города Работа пресс-центра Научно-исследовательская работа учащихся

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа жизни.
2. Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании, курению, алкоголизму.
3. Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.
4. Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя, игромании.
5. Совершенствование системы профилактики потребления наркотиков, табака, алкоголя.
6. Создание необходимых условий в школе для организации занятости учащихся во внеурочное время.

Формы профилактической работы с классом.

Вывод: Основные значимые для класса формы профилактической работы принимаются:

– планом работы школы и класса;
– собранием учащихся класса;
– главным советом корпорации класса «пятерка»;
– родительским собранием, родительским комитетом.

источник

Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г.

Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р

1. Одобрить прилагаемую Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция).

2. Федеральным органам исполнительной власти в своей деятельности учитывать положения Концепции.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции при разработке региональных программ, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику алкоголизма среди населения.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Концепция
реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р)

Настоящая Концепция определяет цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

Реализация государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее — алкогольная продукция), улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N Пр-2426, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права в области охраны здоровья населения и с учетом российского и международного опыта.

II. Современная ситуация в Российской Федерации, связанная со злоупотреблением алкогольной продукцией

История производства и потребления алкогольной продукции, охватывающая период от дореволюционной России до настоящего времени, свидетельствует о том, что увеличение потребления алкогольной продукции и изменение структуры ее потребления в сторону более крепкой алкогольной продукции происходили из-за отсутствия единых подходов государства к регулированию производства и оборота алкогольной продукции, смещению приоритетов в сферу экономических интересов в ущерб охране здоровья населения.

В России в 1914 — 1917 годах по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции — 0,83 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения, но с середины 1970-х годов началось существенное увеличение ее потребления. К началу 1990-х годов потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то есть в 1,8 раза.

Однако с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 литров в год.

По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 литров абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации и потребление сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Согласно мировой статистике потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2 миллионов человек и возникновения 4 процентов болезней во всем мире ежегодно.

В настоящее время в Российской Федерации от случайного отравления алкогольной продукцией умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, — более 75 тысяч человек в год.

В структуре потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь (безводный спирт) на душу населения в год) более половины приходится на водку и ликероводочные изделия.

В Российской Федерации с 1998 года наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво.

Слабоалкогольные напитки производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о наличии в таких напитках содержания этилового спирта зачастую представлены не явно, что создает у потребителя ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции.

Потребление такой алкогольной продукции приводит к физиологической потребности ежедневного ее потребления.

В России с 1992 года в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией происходят снижение продолжительности жизни и рост преждевременной смерти, которые являются существенными факторами ухудшения демографической ситуации в стране.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.

Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией.

Злоупотребление алкогольной продукцией стало основной причиной стремительного накопления демографических и социальных проблем в России с середины 1960-х годов.

В современной России злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида.

Причины смерти от злоупотребления алкогольной продукцией заключаются не только в случайных алкогольных отравлениях. В большинстве случаев смертельный исход происходит от несчастных случаев и насилия, в меньшей части — от сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, которые развились в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления — убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта.

Алкоголизм является одной из самых распространенных причин отказа родителей от детей и лишения родительских прав. У воспитанников детских домов достаточно часто наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.

Высокий уровень алкоголизации ведет к тенденции роста количества разводов в семьях и «омоложения» алкоголизма.

Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.

Исследования показывают, что потребление алкогольной продукции подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди вредят не только своему образованию, но и своей карьере, профессиональному будущему, в целом национальной экономике.

Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию страны. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Читайте также:  Алкоголизм и неврозы 100 исцеляющих установок

Злоупотребление алкогольной продукцией вызывает особенно высокий уровень смертности среди мужчин 40 — 60 лет, которые в этом возрасте обладают наиболее ценными профессиональными навыками. Их преждевременный уход из жизни наносит ущерб трудовым ресурсам, обладающим профессиональным опытом, снижает объем инвестиций в человеческий капитал.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения.

Таким образом, алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.

III. Цели и задачи реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

Целями реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются:

значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;

повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией;

повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.

Достижение указанных целей базируется на следующих принципах:

обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка;

взаимодействие органов государственной власти, общественных организаций и религиозных объединений, представителей бизнеса и граждан, не связанных с алкогольной индустрией;

информационная открытость результатов проведения мер, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией.

Приоритетными задачами в реализации поставленных целей являются:

создание системы мониторинга и анализа динамики показателей уровня злоупотребления алкогольной продукцией;

изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции;

переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни;

формирование нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления алкогольной продукцией;

разработка и внедрение программ:

профилактики злоупотребления алкогольной продукцией и возникновения алкогольной зависимости;

информирования населения о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией;

создания стимулов для проявления общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством;

совершенствование организации оказания наркологической медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией, и больным алкоголизмом;

привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;

организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции;

повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности, обеспечение культурного досуга населения, проживающего в малых городах и сельской местности;

противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, в том числе путем повышения эффективности регулирования алкогольного рынка;

применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи;

создание механизмов применения мер социальной ответственности к производителям алкогольной продукции.

IV. Информационное обеспечение реализации Концепции

Информационное обеспечение реализации определенных настоящей Концепцией целей и задач предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения, данных социологических и медицинских исследований, а также информации правоохранительных органов о состоянии преступности, возникающей на почве злоупотребления алкогольной продукцией.

Для получения достоверных сведений из указанных источников предусматривается создание единой системы государственного статистического наблюдения за потреблением алкогольной продукции населением страны, в том числе молодежью, на основе современных информационных технологий и с учетом международного опыта.

Также необходимо обеспечить информационную поддержку проведения реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, увеличить выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, наладить разработку и осуществлять популяризацию учебных программ, проводить широкое информирование населения о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией, о мерах, позволяющих предупредить вредное воздействие алкогольной продукции на здоровье человека.

Кроме того, необходимо разработать нормативную правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на пропаганду ценностей здорового образа жизни, включая разработку и реализацию специальных медиапроектов для различных групп населения (молодежь, работники сферы образования, женщины, политики и руководящие работники) с использованием средств коммуникации (почта, пресса, телевидение, радио, транзитная антиреклама, сеть Интернет, открытая консультативная телефонная линия и т. п.).

V. Меры по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

Мерами по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются:

организация в средствах массовой информации кампаний, направленных на укрепление общественной поддержки существующих или новых стратегий борьбы со злоупотреблением алкогольной продукцией;

разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ и проведение кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных слоев населения и возрастных групп;

пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи;

укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции;

включение в основные и дополнительные общеобразовательные программы тематических вопросов по профилактике употребления алкогольной продукции среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

обеспечение широкой доступности лечебно-профилактических программ, нацеленных на семью;

совершенствование и развитие организации оказания медицинской наркологической помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией и больным алкоголизмом;

создание реабилитационных и психологических центров по профилактике алкоголизма для работы с населением, особенно с молодежью, в том числе центров по подготовке специалистов-психологов;

разработка и реализация мер антиалкогольной политики в местах работы граждан, основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной зависимости;

осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней этилового спирта;

разработка и принятие технических регламентов о требованиях к безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции;

снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени;

ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи;

запрещение использования информации о наличии биологически активных веществ, в том числе витаминов, в алкогольной продукции в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными оздоравливающими свойствами;

ограничение проведения нацеленных на содействие потреблению алкогольной продукции мероприятий, в том числе винных, пивных фестивалей и конкурсов;

в целях формирования культуры потребления алкогольной продукции создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских качественных вин;

усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе установленных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний;

разработка и осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции;

принятие мер по поддержке общественных и религиозных организаций в пропаганде и осуществлении инициатив, направленных на противодействие злоупотреблению алкогольной продукцией;

совершенствование системы мониторинга потребления алкогольной продукции и оценки эффективности реализации мер государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией;

разработка и осуществление субъектами Российской Федерации региональных программ (пилотных проектов) в целях реализации настоящей Концепции.

VI. Механизм реализации Концепции

Механизм реализации настоящей Концепции предусматривает применение программно-целевого метода.

На федеральном уровне реализацию целей и задач настоящей Концепции предусматривается обеспечивать путем осуществления разработки ведомственных программ в сферах регулирования производства и оборота алкогольной продукции, здравоохранения и социального развития, развития физической культуры и спорта.

Наряду с этим в рамках нормативного правового регулирования алкогольного рынка предусматривается обеспечение качества, безопасности алкогольной продукции и противодействия реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, а также усиление правоохранительной деятельности в части выявления правонарушений и преступлений.

Осуществление межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению эффективности государственного регулирования алкогольного рынка возложено на Правительственную комиссию по регулированию алкогольного рынка, образованную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 856.

Мониторинг хода реализации задач, определенных настоящей Концепцией, предусматривается осуществлять путем анализа данных сводной межведомственной отчетности.

Также предусматривается обеспечить широкую поддержку общественным и религиозным организациям в проведении ими мероприятий по пропаганде и реализации инициатив, направленных на борьбу со злоупотреблением алкогольной продукции.

На уровне субъектов Российской Федерации предусматривается осуществить разработку и реализацию региональных программ (пилотных проектов) с учетом специфики традиций употребления алкогольной продукции и масштабности алкоголизации различных слоев населения.

В социальной сфере на основе инициатив общественных и религиозных организаций предусматривается создание общественных движений, обществ, клубов, специализированных общественных фондов, в том числе ассоциированных с международными организациями.

VII. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

Реализацию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации предусматривается проводить в два этапа.

На первом этапе (2010 — 2012 годы) предполагается создать условия для уменьшения остроты сложившейся негативной ситуации, сформировать правовую, организационную и финансовую базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций.

Созданные условия позволят реализовать меры по преодолению сложившихся негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления алкогольной продукции, в том числе осуществить основную часть мероприятий по внесению в законодательство Российской Федерации изменений в части:

ужесточения требований к розничной продаже алкогольной продукции (в том числе слабоалкогольной);

усиления ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая продажу алкогольной продукции несовершеннолетним;

увеличения акциза на этиловый спирт и алкогольную продукцию в целях снижения их ценовой доступности;

установления минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.

Кроме того, на первом этапе предусматривается разработка специальных мер по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, а также внедрение программ и проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни.

В субъектах Российской Федерации предусматривается разработать региональные программы, направленные на снижение объемов потребления алкогольной продукции, профилактику злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций) и в соответствии с мероприятиями, реализуемыми в сфере образования и здравоохранения.

Реализация региональных программ должна обеспечить сокращение уровня распространенности распития алкогольной продукции в общественных местах, особенно в местах проведения досуга и осуществления спортивных мероприятий, а также в семьях.

Важным результатом выполнения мероприятий первого этапа реализации настоящей Концепции будет снижение уровня смертности населения в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

На втором этапе (2013 — 2020 годы) предусматривается продолжение выполнения мероприятий по сокращению уровня потребления алкогольной продукции. Основными мероприятиями данного этапа будут реализация программ по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры, осуществление специальных мер по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, обеспечение эффективной профилактики возникновения алкогольной зависимости в отношении лиц (их семей), которые употребляют алкогольную продукцию в объемах, опасных возникновением такой зависимости.

В результате осуществления комплекса мер по повышению эффективности регулирования алкогольного рынка и противодействию нелегальному производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции доля нелегально произведенной алкогольной продукции должна быть значительно снижена.

К 2020 году предусматривается значительно сократить потребление алкогольной продукции населением, особенно детьми и молодежью, а также снизить уровень смертности в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

Реализация второго этапа позволит обеспечить устойчивую тенденцию к закреплению достигнутых результатов и дальнейшее развитие программ, направленных на снижение уровня потребления алкогольной продукции на основе научно обоснованных критериев.

В рамках реализации Концепции предусматривается продолжить реализацию на федеральном уровне общего образования в части основных и дополнительных образовательных программ, касающихся формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе профилактики употребления алкогольной продукцией учащимися и воспитанниками образовательных учреждений.

Индикаторами достижения результатов реализации настоящей Концепции являются:

на первом этапе (2010 — 2012 годы):

снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15 процентов;

снижение уровня потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольной продукции при общем существенном снижении уровня потребления алкогольной продукции;

повышение уровня вовлечения детей и молодежи в занятия спортом;

на втором этапе (2013 — 2020 годы):

ликвидация нелегального алкогольного рынка;

снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55 процентов, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции;

снижение первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, включая алкогольные психозы;

снижение уровня смертности, связанной с острым отравлением алкогольной продукцией.

Определены цели, задачи и механизмы реализации госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России на период до 2020 г.

Концепция будет реализована в 2 этапа.

На первом (2010-2012 гг.) планируется ужесточить требования к розничной продаже алкоголя, усилить ответственность за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Необходимо увеличить акцизы и установить минимальные розничные цены на алкоголь.

На втором этапе (2013 — 2020 гг.) реализуются программы по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физкультуры. Необходимо обеспечить эффективную профилактику возникновения алкогольной зависимости. Запланированы меры по своевременному выявлению сопутствующих заболеваний.

Одним из индикаторов достижения результатов реализации концепции является уровень потребления алкоголя на душу населения. На первом этапе он должен снизиться на 15%, на втором — на 55%. На первом этапе также ожидается, что сократится уровень потребления крепких спиртных напитков. На втором планируется ликвидировать нелегальный алкогольный рынок, снизить уровень первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, а также смертности, связанной с острым отравлением алкоголем.

Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р

Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 января 2010 г. N 2 ст. 264

источник

Интернет-портал Brositpitlegko.ru предлагает узнать, как решить проблему пьянства и предотвратить эту беду. Рассмотрим методы профилактики употребления алкоголя.

Читайте также:  Названия препаратов которыми кодируют от алкоголизма

Профилактика употребления алкоголя имеет чрезвычайную важность для общества. Ежегодно в России из-за злоупотребления спиртным преждевременно покидают жизнь около полумиллиона человек. Четверть всех смертей, так или иначе, связана с алкоголем. Пьянство — причина 30 % летальных исходов среди мужчин и 15 % — среди женщин.

Почему необходимо уделять достаточно внимания профилактике употребления алкоголя? Продолжительность жизни мужчин в нашей стране меньше аналогичных показателей таких малоразвитых стран, как Гондурас, Бангладеш, Мавритания, Йемен и др. При текущем уровне смертности, согласно прогнозам, лишь 42 % юношей в возрасте 20 лет имеют шанс дожить до 60 лет.

Главная проблема состоит в том, что большинство пьющих не относят себя к алкоголикам. Они полагают, что употребляют горячительные напитки в меру и в любой момент могут это прекратить.

Профилактика приема алкоголя должна учитывать, что большинство алкозависимых считают себя полноценными здоровыми людьми. Длительное пьянство приводит к потере критического взгляда на вещи, человек начинает думать, что окружающие слишком требовательны к нему.

Проблема алкоголизма и пьянства состоит в том, что человек теряет способность признаться даже самому себе, что он алкоголик и нуждается в помощи. Поэтому профилактика должна «пробивать» все эти уровни защиты, достигая своей цели. По этой причине превентивные меры делятся на несколько уровней.

Вы много раз слышали, что заболевание проще предупредить, чем потом лечить, верно? В отношении алкоголизма это утверждении тоже верно. Меры профилактики алкозависимости направлены на следующее:

  • формирование в сознании людей негативного отношения к алкоголю. Это касается всех слоев населения и разных возрастных групп;
  • пропаганду здорового образа жизни, который исключает распитие спиртного;
  • выявление лиц группы риска по отношению к алкоголизму и ведение активной профилактики пьянства среди них (дети родителей-алкоголиков, конфликтные семьи с низким уровнем дохода);
  • увеличение защиты от алкогольной зависимости (забота о моральном и материальном благополучии семей, а также физическом, интеллектуальном и психическом развитии).

Профилактика употребления алкоголя имеет два уровня:

  1. Общегосударственный. Проводится в масштабах государства. Такие меры профилактики алкоголизма включают в себя законодательные, медико-социальные и административные мероприятия.
  2. Личностный. Этот уровень включает меры профилактики алкоголизма для отдельно взятого человека. Они предполагают проведение специальных лекций, бесед, выпуск антиалкогольных телепередач, программ на радио и печатной продукции.

Профилактика приема алкоголя также классифицируется:

Этот комплекс мероприятий направлен на то, чтобы оградить от риска тех, кто еще не столкнулся с проблемой алкозависимости. Меры первичной профилактики служат для того, чтобы предотвратить на раннем этапе причины, способствующие развитию алкоголизма. Лучшим возрастом для такой тактики является младший и средний.

Главная цель первичной профилактики — предупредить развитие зависимости от алкоголя и ее губительных последствий. Для этого используются следующие пути:

  • формирование и усиление мотивации человека на позитивные изменения в собственной жизни и среде, с которой он взаимодействует;
  • поддержка процесса осознания индивидом самого себя, познания поведенческих и эмоциональных проявлений своей личности;
  • усиление адаптационных возможностей человека для противодействия факторам, вызывающим алкозавсимость;
  • уменьшение факторов риска алкоголизации, как мера профилактики алкоголизма;
  • развитие у человека навыков управления всеми аспектами своей жизни (поведением, самосознанием);
  • развитие социально-поддерживающего процесса.

Контингент воздействия для первичной профилактики зависимости от алкоголя — дети и подростки (школьники), учащаяся молодежь, родители, учителя, участники подростковых и молодежных коллективов и групп. Также в состав целевой группы превентивных мероприятий входят дети, не посещающие школу, не имеющие родителей и постоянного места жительства и т. п.

Социальные и педагогические мероприятия включают:

  • работу средств массовой информации;
  • антиалкогольное обучение;
  • организацию детско-подростковой и молодежной активности, как альтернативы употреблению спиртного;
  • учреждение социально-поддерживающих систем (соцслужбы, клубы для молодежи и пр.);
  • организация антиалкогольных акций;
  • работа сектора ювенальной юстиции.

К психологическим технологиям профилактики употребления алкоголя относятся:

  • развитие личностных ресурсов человека;
  • формирование персональной и социальной компетентности;
  • развитие адаптивных форм поведения;
  • содействие формированию семьи.

Медицинские меры профилактики алкоголизма касаются поиска генетических и биологических маркеров группы риска и их коррекция на медицинском уровне.

Этот уровень предполагает работу с людьми, которые уже употребляют спиртное. Вторичная профилактика злоупотребления алкоголем включает в себя мероприятия по раскрытию неблагополучия личности, которое связано с ее алкоголизацией. Также она предусматривает оказание комплексной поддержки в форме клинической беседы, кабинетов анонимной социально-психологической помощи, работы с семьей и окружением алкоголика и др.

Цель вторичной профилактики пристрастия к алкоголю — коррекция дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения человека для формирования модели здорового поведения. Контингент воздействия — дети, подростки, молодежь, взрослые (в том числе организованные и неорганизованные группы), семьи.

Социальные и педагогические меры вторичной профилактики алкоголизма подразумевают:

  • создание мотивации на полный отказ от употребления спиртного;
  • формирование стремления изменить свое поведение.

Психологические методы профилактики тяги к алкоголю:

  • помощь в осознании человеком собственного эмоционального состояния;
  • помощь в понимании формирующейся алкогольной зависимости как проблемы личности;
  • осознание, анализ и развитие личностных ресурсов для преодоления алкозависимости.

Медицинские мероприятия в рамках вторичной профилактики пьянства и алкоголизма включают работу по нормализации физического и психического развития. Также предусматривается установление физиологического и биохимического равновесия в организме человека.

На этом этапе работа педагогов, медиков и психологов направлена на помощь людям, выздоравливающим от алкозависмости. Контингент воздействия комплекса мероприятий по профилактике зависимости — лица, зависимые от алкоголя. Им необходимо помочь обрести мотивацию на отказ от спиртного и для следования здоровому образу жизни. Профилактика пристрастия к алкоголю включает работу с семьями больных, а также создание групп самопомощи и взаимопомощи. Другими словами, развитие социально-поддерживающей сети.

На этом этапе профилактики влечения к алкоголю используются психологические и педагогические стратегии:

  • создание социально-поддерживающей и развивающей среды;
  • формирование мотивации для отказа от спиртного и изменения поведения.

Среди мер третичной профилактики алкоголизма выделяются психологические технологии, которые помогают:

  • осознать личные цели и пути их достижения;
  • признать наличие факта патологического влечения к спиртному и зависимости;
  • изменить жизненный стиль на здоровый;
  • улучшить коммуникативную и социальную компетентность человека;
  • развить личностные ресурсы для борьбы с зависимостью.

Медицинская профилактика алкоголизма включает медикаментозную поддержку на соответствующих этапах преодоления алкозависимости. Также она направлена на нормализацию психофизического состояния, физиологического и биохимического равновесия в организме человека.

Аллен Карр предложил методику, которая используется людьми вне зависимости от того, насколько их коснулась проблема злоупотребления спиртного. «Легкий способ бросить пить» полезен родителям школьников и молодежи, он применим на этапе первичной профилактики тяги к алкоголю.

Книга является мощным мотивирующим фактором для пьющих, и помогает им отказаться от пагубной привычки. Это пособие можно и нужно применять на этапе вторичной профилактики зависимости от алкоголя.

Уже ведя здоровый и трезвый образ жизни и перечитывая книгу, вы укрепляете свою стойкость и уверенность в правильно сделанном выборе. Так что методика А. Карра работает и на третичном этапе профилактики влечения к алкоголю.

Секрет книги кроется в простом и доступном языке изложения, помогающем составить в голове реальную картину вещей и понять, что алкоголь ничего не дает человеку, отнимая возможность прожить долгую и счастливую жизнь.

Хотите знать о признаках абстинентного синдрома? Мы расскажем!

Информация о признаках белой горячки — на сайте.

источник

1. О мерах по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Омского муниципального района

1 ПРОТОКОЛ межведомственной комиссии по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции на территории Омского муниципального района Омской области 28 августа 2013 года 3 Председательствующий: Ю.А. Тетянников, первый заместитель Главы Омского муниципального района, председатель межведомственной комиссии по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании и предупреждению распространения ВИЧинфекции на территории Омского муниципального района Омской области Присутствовали: Макушина В.М., Бебинова Е.Б., Васильева М.В., Колотова Л.М., Джангунаков Е.М., Панова Н.Б., Соколовский В.В., Ергакова Л.А., Зюзина О.В., Колотилин С.Д., Максименко Н.А., Рудских Р.В., Садовская Е.В., Шапран А.А., Белебеха М.А. 1. О мерах по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Омского муниципального района Бебинова Е.Б., Колотова Л.М., Белебеха М.А. РЕШИЛИ: 1.1. Принять к сведению информацию Бебиновой Е.Б., начальника Управления по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации Омского муниципального района Омской области, Колотовой Л.М., начальника сектора воспитательной работы Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, Белебеха М.А., начальника ОУУП и ПДН полиции ОМВД России по Омскому району, о мерах по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Омского муниципального района Отметить, что Администрацией Омского муниципального района Омской области продолжена системная комплексная деятельность по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Омского муниципального района Омской области (далее район), в том числе по проведению информационно-образовательных акций и мероприятий, направленных на первичную профилактику.

2 Основными задачами мероприятий первичной профилактики являются: содействие здоровому образу жизни, помощь в преодолении личностной и психической дезадаптации, привлечение молодежи к участию в разработке и реализации профилактических программ, добровольческих движениях, организация досуга детей, подростков и молодежи. На территории района силами специалистов Муниципального казенного учреждения «Центр по работе с детьми и молодежью Омского муниципального района Омской области» (далее Центр) организована деятельность 27 спортивных секций. Количество молодежи, занимающейся в секциях 537 человек, 48 из них находящиеся в трудной жизненной ситуации. На основании данных территориального банка несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (197 семей), специалисты Центра регулярно проводят социальный патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Регулярно проводятся целевые профилактические мероприятия в рамках комплексной межведомственной операции «Подросток». Проведены совместные рейды с инспекторами по делам несовершеннолетних ОМВД России по Омскому району по предупреждению фактов незаконной продажи несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции в торговых точках поселений. Образовательными учреждениями района систематически проводятся мероприятия, направленные на профилактику асоциальных явлений (профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании). Деятельность ОМВД России по Омскому району (далее ОМВД) по проведению индивидуально-профилактической работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, со стороны участковых уполномоченных полиции (далее УУП) регламентирует Приказ 1166 от , который обуславливает постановку и проведение индивидуально-профилактической работы с лицами больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинских организациях и представляющими опасность для окружающих. За данный промежуток времени у жителей района изъято 25,5 литров спиртосодержащей жидкости, 21 человек привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 56 КоАП Омской области (в аналогичном периоде прошлого года (далее АППГ) 25 человек), выявлено 25 преступлений предусмотренных ст. 238 УК РФ (АППГ — 28). Кроме этого, в рамках КоАП РФ привлечено к административной ответственности по статьям: — ст КоАП РФ 1342 человека (АППГ 1414 человек). — ст КоАП РФ 16 человек (АППГ-11 человек). 42% привлеченных к административной ответственности имеют возраст моложе 25 лет, 47 % от 25 до 45 лет, 11 % старше 45 лет. 2

3 В лидирующие позиции выходят слабоалкогольные напитки, ввелось понятие «пивной бум». За систематическое употребление спиртных напитков на учете в ОМВД состоит 2 несовершеннолетних, по различным основаниям на учете состоят 36 подростков, которые также употребляют спиртные напитки. Сотрудниками ОМВД проводится работа по выявлению нарушений правил розничной продажи алкогольной продукции. За текущий период сотрудниками ОМВД выявлено 10 правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст КоАП РФ, 20 правонарушений за реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним, предусмотренных п.1 ч.2 ст КоАП РФ. В настоящее время действенной мерой по профилактике алкоголизма остается помещение лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, на лечение в наркологический диспансер. За 7 месяцев 2013 года на лечение направлено 45 человек, из них 26 амбулаторно, 19 стационарно. С целью активизации работы в данном направлении ОМВД налажено взаимодействие с бюджетным учреждением здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница» (далее БУЗОО «Омская ЦРБ»). В настоящее время организуются выезды по графику врача нарколога для осуществления приема лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками и допускающими немедицинское употребление наркотических веществ. Весомый вклад в охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности вносит население. Наиболее оптимальными формами такового участия являются: — оказание содействия правоохранительным органам и органам местного самоуправления в их деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, в частности взаимодействие по охране общественного порядка с членами казачьих обществ; — воспитание граждан в духе уважения к закону, создание в обществе атмосферы нетерпимости к антиобщественным проявлениям. Выполняя указанные задачи, в каждом поселении района при участковых пунктах полиции созданы советы профилактики, которые реализуют следующие функции: — участие в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений в общественных местах; — поддержание порядка во время проведения массовых мероприятий (за текущий период на территории района проведено 51 массовое мероприятие, в которых было задействовано 638 сотрудников ОМВД и 12 человек приданных сил); — выявление лиц, склонных к совершению правонарушений, проведение с ними профилактической и воспитательной работы, предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. 3

4 Анализируя состояние «пьяной» преступности на территории района необходимо отметить, что по итогам 7 месяцев 2013 года наметилось снижение преступлений данной категории, что говорит об адекватных мерах профилактического характера принимаемых сотрудниками ОМВД к данной категории лиц. За 7 месяцев 2013 года лицами в состоянии алкогольного опьянения совершено 114 преступлений (в 2012 году 165), удельный вес уменьшился с 38,9 % до 25,7%, при среднеобластном 27,4 %, при среднесельском 31,9 %. На профилактическом учете в ОМВД состоит 310 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, 37 мест распития спиртных напитков. В отчетном периоде 2013 года на профилактические учеты поставлено: — 77 лиц, злоупотребляющих спиртным; — 7 мест распития спиртных напитков Рекомендовать ОМВД: Активизировать работу участковых уполномоченных полиции по установлению доверительных отношений с населением, с целью получения информации о неблагополучных семьях, лицах злоупотребляющих спиртными напитками, допускающих правонарушения в быту, проведения с ними профилактической работы Продолжить проведение целевых оперативно — профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня алкогольной преступности Продолжить рассмотрение лиц, злоупотребляющих алкоголем на советах профилактики Рекомендовать Комитету по образованию Администрации района, Управлению по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района: Продолжить работу по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений среди подростков и молодежи При организации и проведении мероприятий особое внимание уделять несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, состоящим на учете в ОМВД. 2. О мерах по профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди работающей молодежи района и учащихся средних общеобразовательных школ района Бебинова Е.Б., Колотова Л.М. РЕШИЛИ: 2.1. Принять к сведению информацию Бебиновой Е.Б., начальника Управления по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района, Колотовой Л.М., начальника сектора 4

Читайте также:  Лечение алкоголизма на дому в зеленограде

5 воспитательной работы Комитета по образованию Администрации района, о мерах по профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди работающей молодежи района и учащихся средних общеобразовательных школ района Отметить, что в районе с целью профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди работающей молодежи района и учащихся средних общеобразовательных школ района реализуется комплекс мероприятий. В марте и апреле 2013 года проведено 6 информационнообразовательных встреч «Узнай о ВИЧ на рабочем месте», в ходе которых участники (работники ЗАО «Иртышская птицефабрика») получили достоверную информацию о путях распространения ВИЧ-инфекции, первичной профилактике, консультативной и лечебной помощи. Состоялись просмотры видеофильма «Азбука СПИД», оформлены цеховые «Уголки профилактики», распространено более 600 шт. листовок и буклетов. С целью привлечения внимания жителей района к участию в противодействии незаконному обороту наркотиков, профилактике их немедицинского потребления, а также информирования о доступности получения консультативной помощи в вопросах лечения и реабилитации наркозависимых в марте 2013 года на территории городского и сельских поселений района прошла Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью» (выпущено и распространено 240 экз. тематических листовок, информация об акции размещена на сайте). В марте 2013 года для 202 студентов 1-3 курсов Омского сельскохозяйственного техникума Управлением совместно со специалистами учреждений системы профилактики организована и проведена акция, включающая в себя информационно-образовательные мероприятия «Профилактика нежелательной беременности», «Азбука СПИДА», «Профилактика распространения наркомании в студенческой среде», просмотр тематической выставки, мастер-класс по изготовлению информационных буклетов. Среди участников мероприятий были распространены тематические листовки и буклеты (240 шт.). В апреле 2013 года специалистами организованы и проведены мероприятия, приуроченные к Международному дню здоровья. В 26 проведенных мероприятиях приняло участие 1925 подростков и молодежи, оформлено 12 информационных стендов, распространено 325 листовок и буклетов. В мае 2013 года проведены профилактические акции, посвященные Всемирному дню отказа от курения (18 мероприятий организованы силами 52 добровольцев для 620 участников, распространено 160 экземпляров раздаточного материала), Дню памяти умерших от СПИДа (8 мероприятий организованы силами 20 добровольцев для 296 участников, распространено 214 экземпляров раздаточного материала). В июне 2013 года в рамках областной антинаркотической акции, приуроченной к Международному дню борьбы с наркоманией, специалисты 5

6 по работе с молодежью совместно с наркологами, психологами, социальными педагогами, членами волонтерских отрядов, медицинскими работниками, инспекторами по делам несовершеннолетних провели 11 мероприятий для 572 подростков и молодежи городского и сельских поселений. На территории поселений были оформлены тематические информационные стенды, размещены плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни. В июне 2013 года 10 активистов старшеклассников МКОУ «Первомайская СОШ», приняв участие в работе областной профильной смены «Альтернатива», стали сертифицированными волонтерами в сфере профилактики. В июле августе 2013 года 10 членов волонтерских команд МКОУ «Первомайская СОШ» и МКОУ «Сибирская СОШ 1» принимали участие в работе областной профильной смены «Команда 21 века» на базе ДОЛ «Березка» Москаленского района Омской области. В образовательных учреждениях для обучающихся проведена серия мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа: — информационные классные часы, лекции, часы общения и беседы, интернет-уроки и круглые столы с оформлением выставок рисунков, проведением конкурсов рисунков и плакатов «Мы — за здоровый образ жизни!», подборок тематической литературы на заявленную тематику «Осторожно: СПИД!», «Это СПИД»; — профилактические мероприятия с бюджетным учреждением «Омский областной Центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи» с проведением анонимного анкетирования, направленного на выявление ВИЧ-инфицированных лиц и лиц, употребляющих наркотики; — обучающие семинары для участников клубов общения «Вопросы профилактики», «Здоровый образ жизни», «Мир подростка», «ВИЧ инфекция», «Что такое общение?»; — диспуты для старшеклассников «СПИД: как, почему, возможно ли А зачем?», всем школьникам раздаются информационные буклеты «СПИД, ВИЧ», «ВИЧ узнай больше», «Твой выбор»; — конференции на антинаркотическую тематику «Жизнь без наркотиков», «Жизнь на грани», «Сохрани себя и свое здоровье». Во многих образовательных учреждениях оформлены информационные стенды «Жить, любить, верить», «1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом», вышеуказанные мероприятия сопровождались показами антинаркотических видео-, кинофильмов «Территория безопасности», «СПИД узнай больше», «Каждый рассвет он единственный». Анализ существующего опыта работы по первичной профилактике злоупотребления психоактивных веществ показывает, что одной из форм эффективных технологий первичной профилактики является добровольческое движение. В образовательных учреждениях района 6

7 действуют 11 волонтерских отрядов, которые нацелены на мотивацию формирования здорового образа жизни всех обучающихся школ района. Работая по программе «Равный обучает равного», подростки говорят о сложных, но важных вещах. Волонтерами проводятся акции «Молодежь против СПИДа», «Счастье в наших руках», «Мы выбираем жизнь», «Это нужно знать!», «Молодежь выбирает». Всего за три последних года в образовательных учреждениях зарегистрированы 353 мероприятия и 3777 благополучателей. Мероприятия в образовательных учреждениях проведены совместно со всеми заинтересованными структурами, родителями, общественностью, имеют целенаправленный профилактический характер, интересны и познавательны детям и родителям Рекомендовать Управлению по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района: Организовать обучение членов волонтерских отрядов по программе «Альтернатива» (основы первичной профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции в молодежной среде) Совместно с Комитетом по образованию Администрации района организовать участие волонтеров, кураторов волонтерских отрядов муниципального района в областных конкурсах «Волонтер года», «Куратор года», «Лучший волонтерский отряд» Рекомендовать Комитету по образованию Администрации района: Создавать условия в образовательных учреждениях для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних с проблемами в развитии и обучении Усилить взаимодействие образовательных учреждений с комиссией по делам несовершеннолетних и защиты их прав района и ОМВД в целях своевременного выявления и принятия мер по привлечению родителей к административной ответственности за невыполнение родительских обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей. 3. О состоянии профилактики правонарушений в молодежной среде на территории Омского муниципального района Белебеха М.А., Бебинова Е.Б. РЕШИЛИ: 3.1. Принять к сведению информацию Белебеха М.А., начальника ОУУП и ПДН полиции ОМВД, Бебиновой Е.Б., начальника Управления по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района, о состоянии профилактики правонарушений в молодежной среде на территории района. 7

8 3.2. Отметить, что за 7 месяцев 2013 года на территории района окончено расследованием 54 преступления, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, что на 23 преступления больше аналогичного периода прошлого года (далее АППГ). Удельный вес подростковой преступности составляет 12,2%, средний показатель по области 5,3 %. В группе подростками совершено 31 преступление, что на 16 преступлений больше АППГ (+106%), в смешанной группе совершено 22 преступления, что на 11 преступлений больше АППГ, рост составил 100%, участниками преступлений стало 35 подростков (АППГ-31), из них 5 подростков не являются жителями района. Наибольшее число преступлений произошло на территории следующих поселений района: — Троицкое сельское поселение 14 преступлений (Криницин Р. 14 преступлений); — Лузинское сельское поселение 6 преступлений (Дюдин И. 3 преступления (ранее совершавший преступления); Ашуха В. 2 преступления, прож. Марьяновский район; Трофимов И. Шинкарев В. 1 преступление); — Андреевское сельское поселение 3 преступления (Трифонов А. 2 преступления, Логинов -1 преступление. Данные преступления были совершены лицами, ранее совершавшими преступления); — Ростовкинское сельское поселение 5 преступлений (лицами, состоящими на учете: Фролов А. 2 преступления, Угланов -3 преступления. Данные преступления совершены лицами, ранее совершавшими преступления). Лицами, ранее совершавшими преступления, было совершено 16 преступлений, из них по поселениям района: — Ростовкинское сельское поселение 5 преступлений (Фролов А. 2 преступления, Угланов -3 преступления) -Лузинское сельское поселение 2 преступления (Дюдин И. 2 преступления); — Андреевское сельское поселение 3 преступления (Трифонов А. 1 преступления; Логинов 2 преступления. На момент совершения преступления несовершеннолетний Логинов А. являлся несовершеннолетним. Данные преступления подростком совершены осенью 2012 года. На момент расследования гр. Логинов А. являлся лицом достигшим 18-летия). — Дружинское сельское поселение 1 преступление (Овсянникова Е.); — Троицкое сельское поселение 1 преступление (Фогель; Флек). На территории района лицами, ранее совершавшими преступления, 12 преступлений совершено жителями района и 4 преступления жителями города Омска. Проведенный анализ преступлений показывает, что основными причинами совершенных преступлений является: 8

9 — чувство безнаказанности у подростков за совершенные преступления, т.к. по приговорам суда подросткам в основном назначают наказание в виде исправительных работ или уголовное дело прекращается в суде по ст. 25 УПК РФ; — недостаточный уровень профилактической работы, проводимой инспекторами ОМВД, в т.ч. с лицами, состоящими на учете (несовершеннолетним Кринициным в группе с взрослым совершено 14 преступлений). Активную помощь в системе профилактики подростковой преступности на территории района оказывает Общественный совет и ветеранская организации ОМВД. Немаловажную роль в организации профилактической работы с учащимися отводится Советам по профилактике образовательных учреждений, основной задачей которых является организация работы в школах по предупреждению безнадзорности, наркомании, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. За отчетный период 2013 года в целях профилактики подростковой преступности несовершеннолетних сотрудниками ОМВД 3 несовершеннолетних помещены в ЦВСНП УМВД России по г. Омску за различные правонарушения (в 2012 году в ЦВСНП помещено 2 несовершеннолетних). Учитывая, что 21 преступление совершенно несовершеннолетними в вечернее время, в настоящее время сконцентрировано внимание на выявлении подростков, нарушающих требование Закона Омской области от ОЗ. По состоянию на сотрудниками ОМВД составлено 48 административных протоколов о совершении правонарушений, предусмотренных ст КоАП Омской области (средний показатель по селу составляет 12 административных протоколов, по городу 50). Кроме этого, за 7 месяцев 2013 года сотрудниками ОМВД выявлено 259 административных правонарушений (АППГ 253), из них по статьям КоАП РФ: (АППГ-6) распитие спиртных напитков в общественных местах (АППГ-34) появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах (АППГ- 18) распитие и употребление подростками алкогольных напитков в возрасте до 16 лет (АППГ- 185) неисполнение родителями обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних детей; (АППГ-0) вовлечение несовершеннолетних в распитие и употребления спиртных напитков; (АППГ-10), средний показатель по селу 4 административных протокола продажа несовершеннолетним спиртных 9

10 и алкогольных напитков; (АППГ-0) продажа несовершеннолетним табачных изделий. По итогам работы за 7 месяцев 2013 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав района (далее КДН и ЗП) проведено 22 заседания (АППГ-24), в том числе 8 выездных (АППГ-10). На заседаниях КДН и ЗП рассмотрено 236 дел об административных правонарушениях. В текущем году вынесено 69 определений о приводе лиц на КДН и ЗП (АППГ-60), исполнено 45 (АППГ-16), или 65,2 % (АППГ-26,7%). По состоянию на 20 августа 2013 года на учете в ОМВД состоит 198 неблагополучных родителей. За отчетный период изъято из семей и помещено в медицинские учреждения 17 детей (АППГ-22). В соответствии с долгосрочной целевой программой района «Новое поколение ( годы)» Управление по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района реализует комплекс мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений, оказанию помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении. Проводится социальный патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Он включает в себя проведение разъяснительной (в виде индивидуальных бесед, консультаций), воспитательной и информационно-обучающей работы с родителями по улучшению условий проживания и воспитания детей, проживающих в этих семьях. Специалистами Лузинского отдела Центра по работе с детьми и молодежью Омского муниципального района Омской области (далее — Центр) на территории Лузинского поселения организованы и проведены информационные кампании по распространению тематических буклетов о правах детей, пропаганде ответственного родительства, профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми. С целью пропаганды семейных ценностей и традиций, укреплению института семьи в поселениях района специалистами Центра организуются и проводятся спортивные и культурно-развлекательные акции и мероприятия, приуроченные к общественным датам. С целью профилактики правонарушений среди подростков и молодежи муниципального района специалистами Центра совместно с заинтересованными службами прошли тематические мероприятия в рамках областной акции «Милосердие» по профилактике бродяжничества, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Для повышения эффективности данной работы, привлечения внимания общественности к проблеме социального сиротства специалистами Центра используются разработанные и распространенные Управлением плакаты «Счастье беспризорным не бывает». Для повышения уровня информированности несовершеннолетних района о доступности консультативно-справочной информации по защите их прав на молодежных информационных стендах городского и сельских 10

11 поселений регулярно освещается информация о деятельности телефонов экстренной психологической помощи несовершеннолетним и молодежи. В летний период текущего года организована работа палаточного лагеря «Лесной дозор» на базе муниципального учреждения «Оздоровительный центр «Солнечная поляна» района. Три смены лагеря прошли в период со 2 по 27 июля для 160 подростков в возрасте от 10 до 17 лет, в том числе 77 (по плану 50 чел.) человек, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них 21 чел., состоящих на учете в ОМВД. Впервые в летний период 2013 года Центром реализован проект для подростков в возрасте от 11 до 14 лет — передвижной палаточный туристскокраеведческий поход «Тропою Ермака». Передвижной лагерь предполагал работу двух смен: с 17 по 28 июля 2013 года для 76 человек (по плану 70 чел.), в том числе 32 чел., находящихся в трудной жизненной ситуации (далее ТЖС), из них 12 чел., состоящих на учете в ОМВД. В период с 3 июня по 30 августа 2013 года текущего года на территории 23 сельских и городского поселений было трудоустроено 245 несовершеннолетних, из них 86 чел., находящихся в ТСЖ, в том числе 12 чел., состоящих на учете в ОМВД Рекомендовать Управлению по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района, Комитету по образованию Администрации района: Продолжить работу по организации и проведению мероприятий, направленных на пропаганду семейных ценностей и традиций, укрепление института семьи В период проведения летней оздоровительной кампании, временного трудоустройства несовершеннолетних на территории района особое внимание уделять несовершеннолетним, состоящим на учете в ОМВД. 11 Председательствующий Ю.А. Тетянников Секретарь Т.Г. Коновалова

источник