Меню Рубрики

Классный час в начальной школе о вреде алкоголизма

Цель: сформировать у детей представление о том, что алкоголизм — это болезнь; вызвать у них сочувствие, жалость к алкоголику, стремление не быть похожим на него.

Оборудование: портрет алкоголика; черно-белые листы с портретом алкоголика на каждого ребенка; иллюстративный материал.

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

— Вспомните, что такое болезни, какие мы знаем болезни. (Подвести детей к выводу, что алкоголизм — это тоже болезнь; есть даже специальные врачи, которые ее лечат.)

Обсуждение вопросов:

— отношение к человеку, больному алкоголизмом;

— как алкоголизм отражается на внешнем виде человека;

— может ли человек, больной алкоголизмом, быть президентом, спортсменом, космонавтом, кинозвездой, фотомоделью;

— может ли человек, больной алкоголизмом, водить машину, плавать, кататься на лодке и т. д.

Раздать детям черно-белые листы с портретом алкоголика и предложить их раскрасить.

Внешние признаки человека в состоянии алкогольного опьянения

В первую очередь обращает на себя внимание одежда. Пуговицы могут быть расстегнуты, шарф или галстук торчит наружу. Легко можно обнаружить чем-то испачканные участки одежды. Походка неуверенная, пошатывающаяся. Движения руками размашистые, в особенности при оживлении разговора. Очень характерен цвет кожных покровов лица. С одной стороны (при алкогольном или гашишном опьянении), лицо становится ярко-красным, багровым. Выражен блеск глаз, расширены зрачки. При иных видах опьянения цвет лица может быть бледным, с землистым оттенком, глаза тусклые, запавшие. Опьяневшему человеку одному всегда бывает скучно. Характерны попытки заговорить о чем-либо, пообщаться. Речь несвязная, «заплетающаяся», часто опьяневший человек перебивает других, старается навязать собственные суждения. Критику практически не воспринимает, на замечания реагирует негативно, любит вовлекать в спорные темы, часто пристает к людям в транспорте, в очередях. Даже с виду «тихий», опьяневший человек опасен, так как при случайном противодействии может возникнуть бурная агрессивная реакция со значительным и опасным применением физической силы. Самые распространенные виды правонарушений на фоне пьянства — домашние конфликты, пожары, возникающие от непогашенных окурков.

Рекомендации ребенку, который оказался в одном помещении с опьяневшим человеком:

— не отвечать на предложенные разговоры, споры, не участвовать в играх с опьяневшим, при этом, чтобы не обидеть его отказом, отойти, ничего не объясняя, уйти, и даже, если чувствуется опасность, убежать;

— в общественном транспорте нельзя садиться с ним рядом;

— ни в коем случае нельзя садиться в машину, если есть подозрение, что водитель от чего-то не в себе (даже если это ваш знакомый).

— У людей не существует дурных привычек курить, пить водку, принимать наркотики, все это — болезнь.

— В жизни чаще бывает гак: выкурив одну-единственную сигарету или даже сделав «затяжку» табачного дыма, люди незаметно для себя втягиваются в курение. Это табакизм.

— Аналогично с первой рюмки водки можно стать больным алкоголизмом на всю жизнь, конечно, не сразу, а «от рюмки к рюмке».

— Одному, чтобы стать алкоголиком, надо 20 лет, другому — 5 лет, а некоторым достаточно и 2 месяца. Поэтому лучше не рисковать и не пробовать.

IV. Итог занятия.

— Хотите ли вы болеть (в том числе алкоголизмом)?

Нарисуйте плакат на тему «Как ты относишься к человеку, постоянно употребляющему алкоголь».

источник

Цели и задачи классного часа

— Выяснить вместе с учащимися, какие мифы сложились в обществе о «пользе» алкоголя. Подвергнуть эти заблуждения научному анализу и критике;

— научить учащихся обоснованно опровергать мифы о «пользе» алкоголя.

Обсуждение ситуации: «Почему употребляют алкоголь»

Эта проблема обсуждается вместе с учащимися, которым задаются вопросы:

— Как вы считаете, почему люди пьют?

— Какую пользу приносит алкоголь?

Ответы учащихся в столбик записываются учителем на доске. Доводы в пользу употребления алкоголя, как правило, выглядят следующим образом:

— алкоголь помогает общению;

— алкоголь употребляют для веселья и т. д.

Здесь уместно привести строки шотландского поэта Роберта Бернса, который с убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы.

Крестины, свадьбы и развод,

И просто пьянство без причин.

Затем учитель проводит беседу по указанным учащимися доводам в пользу употребления алкоголя.

Учитель: Посмотрите, сколько «пользы» приносит алкоголь! Может быть, его все-таки стоит употреблять ради такого «благотворного» действия? Получается, что алкоголь — это чуть ли не панацея от всех бед, он решает и проблемы со здоровьем, и многие социальные проблемы.

Не обольщайтесь, все это — мифы об алкоголе, сложившиеся в человеческом обществе и оправдывающие его употребление.

Попробуем посмотреть на все это с научной точки зрения.

Далее учитель должен опровергнуть записанные на доске доводы в «пользу» алкоголя, при этом можно вначале апеллировать к учащимся, которые тоже могут с помощью имеющихся у них сведений опровергнуть некоторые из них.

Разоблачение мифов о «пользе» алкоголя

Теоретический материал для классного руководителя

а) Алкоголь согревает.

С детства мы слышим, что спиртное согревает тело, но согревание с помощью водки или спирта — это всего лишь самообман. Кто из вас не слышал об обморожениях людей, находившихся на морозе в состоянии опьянения? Таких примеров множество. Ф.Г. Углов описывает случай, который произошел с ним в детстве. Возвращаясь зимой поздно вечером от товарища, он увидел знакомого мужчину, спящего на лавочке, рядом с ним сидела собака, она никого не подпускала, и разбудить мужчину было невозможно. Когда все-таки спящего разбудили, у него оказались сильно обморожены ноги, докторам пришлось повозиться, чтобы избежать ампутации. Оказывается, перед тем как пойти погулять с собакой и зная, что на улице большой мороз, этот человек решил себя «подогреть» и выпил добрую порцию водки. Его разморило, он решил отдохнуть и тут же уснул.

В чем же дело? Почему выпитая водка не согрела человека? Оказывается, выпивший человек не способен оценивать температуру собственного тела.

Под влиянием алкоголя периферические сосуды расширяются и к поверхности тела притекает больше крови. Человеку кажется, что он согрелся, но это чувство общей теплоты — обман. Нагревается только кожа, которая в то же время быстро отдает тепло, т. е. теплоотдача увеличивается. Температура тела понижается. Организм же под влиянием алкоголя утрачивает свою нормальную чувствительность к холоду, кожа не отвечает на его действия сжатием своих кровеносных сосудов.

Несмотря на быстрое охлаждение тела человек этого не ощущает, и поэтому легко может наступить обморожение и даже замерзание. Некоторые могут возразить, что для отогревания замерзшему человеку дают выпить водки. В данном случае алкоголь употребляют как противоболевое средство, поскольку он действует оглушающе, как наркоз. Обмороженному нужна теплая ванна, а если ее нет, то лучше алкоголь не давать внутрь, а растереть тело водкой или спиртом, но такое растирание можно делать только взрослому человеку. А напоить замерзшего лучше горячим чаем с травами и медом.

б) Алкоголь помогает общению.

Учитель задает вопрос учащимся:

— Вы знаете, как алкоголь действует на нервную систему?

Учитель: Алкоголь парализует процесс торможения в нервной системе, человек становится говорливым, беззаботным, легко заводит новые знакомства. Снижается контроль за поведением. Часто застенчивые люди попадают в эту ловушку. В нормальном состоянии они необщительны, не уверены в себе. Выпив спиртного, они вдруг обнаруживают, что начинают легко заводить знакомства и могут быть даже душой компании. Им еще и еще раз хочется испытать это новое и приятное состояние, и они выпивают снова и снова.

— Что лучше: быть общительным алкоголиком или не слишком общительным человеком, но не зависимым от алкоголя?

Учащиеся отвечают на эти вопросы и предлагают свой путь решения проблемы. Этому человеку нужно решать свою проблему не с помощью алкоголя, а обратившись к специалистам, есть специальные тренинги, которые помогут отработать навыки общения, преодолеть застенчивость.

в) Алкоголь придает храбрости.

Пьяный человек действительно становится храбрым, но не оттого, что меняются качества его личности. Просто в состоянии опьянения человек не может реально оценить опасность и последствия своих действий. У пьяного притупляется инстинкт самосохранения, который обычно предотвращает многие беды. К чему это может привести? К травмам, а иногда даже к смерти. Какая же это храбрость? Недаром в народе говорят: «Пьяному море по колено». Есть и еще один аспект этой «храбрости» пьяного. Трезвому человеку стыдно причинять неприятности, надоедать другим людям, стыдно вести себя непристойно. Но вот человек выпил, и ему ничего не стыдно. Он «храбро» хулиганит, хамит, лезет в драку, «не боится» выражаться нецензурно, чего, будучи трезвым, он себе никогда бы не позволил. Так что такое «храбрость» пьяного? Что она несет ему самому и окружающим?

г) Алкоголь снимает стрессы.

Многие утверждают, что алкоголь помогает расслабиться, снимает стрессы.

Учитель задает вопрос учащимся:

— Как алкоголь действует на нервную систему?

Учитель: Мы знаем, что при воздействии алкоголя на нервную систему сначала проявляется стимулирующий эффект, так как алкоголь парализует тормозящие нервные волокна. Где же здесь расслабление и снятие стресса? Чтобы спиртное подействовало угнетающе, нужны достаточно большие его дозы.

Профессор Старцев из Сухуми в опытах на обезьянах доказал, что если у животного вызвать стресс, а потом дать ему алкоголь, то, во-первых, стресс будет намного сильнее, и во- вторых, под воздействием алкоголя животное очень трудно вывести из стрессового состояния, и оно часто погибает от таких причин, которые не привели бы к смерти, если бы не влияние алкоголя.

Поэтому-то человек, принимающий в состоянии стресса водку или вино для расслабления, на самом деле резко утяжеляет свое состояние. (Углов Ф.Г. Что стало с людьми, и почему их не «трогает» голос разума? //Мелиоратор Дона, 1991. № 9-10.)

д) Алкоголь лечит.

В 1915 году съезд русских врачей вынес решение, что алкоголь должен быть исключен из числа лечебных средств.

Бытует убеждение, что если человек простудился или подхватил грипп, то лучшим народным средством для лечения является алкоголь: нужно выпить, лечь спать, и все болезни как рукой снимет. Алкоголь якобы все продезинфицирует и убьет микробы. Несколько лет назад в Академии наук Франции решили проверить это средство и поставили опыт, касающийся влияния алкоголя на вирусные инфекции. Опыты показали, что алкоголь не оказывает никакого противовирусного и дезинфицирующего воздействия внутри организма. Напротив, люди, употребляющие спиртное, более уязвимы для вирусных инфекций, так как под влиянием алкоголя клеточная мембрана становится более проницаемой, и любая инфекция проникает в клетку намного легче. Чтобы продезинфицировать наш организм изнутри, нужно выпить дозу алкоголя, которая превышает смертельную в 17 раз.

Где же здесь лечебный эффект?

Это заблуждение основано на наркотическом действии алкоголя. Действительно, выпив, человек не так ощущает боль, чисто субъективно он себя чувствует лучше, но это действие кратковременное, болезни алкоголь не лечит. В медицине алкоголь употребляют для дезинфекции, приготовления лекарств, но не для лечения болезней.

е) Алкоголь употребляют для веселья.

Пожалуй, самым распространенным в обществе является убеждение, что алкоголь употребляют для веселья.

Это мнение опроверг еще Л.H. Толстой, который в статье «Что делает вино с человеком» писал: «Пьяное веселье всегда кончается ругательствами, драками, всякого рода преступлениями и унижениями человеческого достоинства. Вино не придает ни здоровья, ни сил, ни веселья, а приносит людям только большой вред».

Не веселость, а дурашливость — начальная степень опьянения, именно она появляется в случае принятия небольшой дозы спиртного, если же пьющий добавит, то наступит буйность.

Употребляя алкоголь в разных обстоятельствах, люди ведут себя по-разному: на свадьбе, празднике — радуются и веселятся, на поминках — плачут, горюют. Ученые задались целью выяснить, какое действие оказывает алкоголь на самом деле.

Следующие опыты описаны врачом С. Гориным в статье «Алкогольная эйфория — миф!» в журнале «Трезвость и культура» (1987. № 10).

Опыт 1. Взрослым мужчинам-добровольцам внутривенно вводили раствор этилового спирта в количестве, вызывающем легкое опьянение. При этом никто из них не знал, какое вещество введено. Подопытные должны были анализировать свое состояние. У них возникали следующие чувства: сонливость, тревога, тошнота, некоторые говорили, что было «не по себе». Никому не было весело.

Параллельно тот же опыт проводили с контрольной группой, члены которой были предупреждены, что будет введен раствор спирта. Получив дозу, члены этой группы дурачились, рассказывали анекдоты, т. е. вели себя как подвыпившая компания.

Опыт 2. Группу подростков от 14 до 18 лет попросили вспомнить и описать свое состояние после первого приема алкоголя. Они отмечали: жжение в желудке, тошноту, неприятные ощущения в области головы («как будто ударили чем- то мягким, не больно, но неприятно»).

Опыт 3. Взрослых мужчин без признаков алкоголизма попросили описать ощущение от приема спиртного в условиях, исключающих общение (сурдокамера). Пить можно было сколько хочешь и записывать свои ощущения. Никто не отмечал веселья, только выражали недоумение, почему в компании весело, а здесь — нет.

Опыт 4. Употребление алкоголя в сурдокамере предложили алкоголикам. У части из них наблюдалось повышение настроения, это были люди с какой-то патологией мозга (травма, менингит и т. п.). Все остальные никакого веселья не отмечали. Они дружно обвинили экспериментаторов в том, что в водку что-то подмешали.

Опыт 5. Алкогольно-зависимым людям внутривенно вводили физиологический раствор, а говорили, что вводят спирт. Подопытные начинали вести себя так, как будто были пьяны.

Из всего этого ученые сделали вывод о том, что алкоголь не вызывает веселья. Состояние веселья является внушенным индивиду обществом. Алкоголь сам по себе не обладает веселящим действием.

Каким же образом у людей возникло ошибочное убеждение, что алкоголь вызывает веселье?

Вспомним историю. Обряд братания после примирения племен предполагал совместное употребление вина (чаша по кругу). Затем по обряду полагалось веселиться, ведь заключен мир, не будет больше смерти и горя. В сознании человека связь веселья и пития установилась с тех древних времен. Неприятные ощущения, вызываемые алкоголем, люди стали воспринимать как сигнал к началу веселья, дружеского общения.

ж) Алкоголь употребляют для аппетита.

Научно доказано, что под влиянием алкоголя изменяется очень важный регулятор нашего организма — чувство голода, аппетит. Небольшое количество алкоголя, повышая вначале выделение желудочного сока, может увеличивать аппетит. Но это часто наносит ущерб организму, так как естественное чувство голода преувеличивается, происходит перегрузка желудочно-кишечного тракта, особенно, если спиртное принимают натощак, сопровождая его острыми, раздражающими закусками. Последствиями этого могут быть нездоровая полнота, расстройство пищеварительного тракта. Многие пьющие страдают заболеваниями печени, желудка, поджелудочной железы, при этом они продолжают пить, утверждая, что боли становятся меньше. Возможно, так оно и есть, под воздействием алкоголя боль на какое-то время притупляется. Но после того как действие спиртного прекращается, болезнь снова вступает в свои права. При повторных приемах алкоголя пищеварительные железы начинают работать ненормально, происходит уменьшение сокоотделения.

Читайте также:  Кодирование от алкоголизма последствия для ребенка

Человек должен знать, что действие алкоголя на его организм таит в себе много самых коварных и опасных неожиданностей. В то время как для одних даже самое сильное опьянение может пройти без видимых вредных последствий, у других одноразовое употребление алкоголя вызывает глубокие и продолжительные психические и нервные расстройства.

Подведение итогов классного часа

В ходе краткой беседы в качестве закрепления полученных знаний учащимся предлагается привести доводы, опровергающие мифы о «пользе» алкоголя, перечисленные на доске. Учитель делает вывод о вреде алкоголя.

источник

Алкоголизм — болезнь, о которой надо говорить, чтобы предупредить ее появление у молодого поколения.

Основная цель этого классного часа – это пропаганда здорового образа жизни.

1. Донести до учащихся информацию о вреде алкоголя.

2. Разобраться с причинами, приводящими к употреблению алкоголя.

3. Призвать учащихся к отказу от употребления алкоголя.

1. Материал для сообщений, который дается двум ученикам.

2. Видеопроектор и рекламные ролики.

Классный руководитель показывает видеоролики с любой рекламой.

■ Как вы думаете, что такое реклама и для чего она предназначена?

После обсуждения подвести к ответу: реклама представляет собой одну из форм передачи покупателю информации о товаре, его качествах, цене, возможностях использования и т. п. Цель рекламы — продать товар.

■ Всегда ли информация о товаре, передаваемая в рекламе, оказывается достоверной? (По возможности привести примеры).

■ Что испытывает человек, обнаружив, что качество товара не соответствует тому, которое было обещано рекламой? (Разочарование).

■ Любая реклама стремится красочно описать товар, показывая его только с лучшей стороны. Как можно узнать, правдива реклама или нет? Подвести к ответу: чтобы узнать, правдива реклама или нет, надо найти достоверную информацию о товаре.

■ Знаете ли вы рекламу, которая представляет товар, который не только разочаровывает, но может причинить непоправимый вред его потребителю? Ответ: реклама пива. После этого показывается рекламный ролик с пивом.

Посмотрите, какая завлекательная реклама. Она не обещает ничего, кроме удовольствия. Но как можно противостоять этому заманчивому предложению? Ответ: узнать достоверную информацию о пиве и основном его составляющем — алкоголе.

Сегодня на классном часе мы будем рассматривать всем хорошо знакомую тему — алкоголь.

Основная часть классного часа

1. Что такое алкоголь и каково его влияние на человека.

Алкоголь приносит много бед людям. Многие из вас сталкивались с этой проблемой в жизни. Многие семьи страдают от пьянства одного или нескольких их членов. Видели ли вы пьяных людей? Видели ли вы кого-либо из своих близких или друзей в пьяном состоянии? На самом деле в наше время очень трудно найти молодых людей, которые не попробовали на себе влияние алкоголя. Но знаем ли мы правду об алкоголе и его влиянии на нас? Что вы знаете?

Ответы учеников. После этого следует выступление одного из школьников.

Сообщение 1. Что такое алкоголь, его влияние на человека.

Употребление алкоголя известно с глубокой древности. Фруктовые соки, мед и даже молоко, постояв на солнце, приобретали свойства, которые люди, выпив такие напитки, не могли не подметить: они вызывали веселость, легкость, возбуждение и т. п. Из литературных источников известно, что пьянство широко процветало в Древнем мире. О нем упоминается также во всех мифах и легендах. Даже боги, по представлениям людей, предавались разгулу под воздействием вина и других алкогольных напитков. Из тех же источников мы узнаем, что пьяному разгулу всегда сопутствовали разврат и преступность, а также болезни.

Так что же представляет собой алкоголь, предлагающий одновременно радость и беду?

Основу любого алкогольного напитка составляет этиловый спирт.

Физиологическое влияние. Попадая в желудок и кишечник, алкоголь впитывается в кровь уже в течение 5-10 мин после принятия. По кровеносным сосудам спирт разносится по всему организму человека. Если — рассмотреть под микроскопом клетки, в которые он попадает, то можно увидеть, как они сморщиваются, перестают нормально функционировать. Если алкоголь попадает в клетку неоднократно, вскоре она погибает. Так начинают разрушаться органы: печень, сердце, почки. Перерождается ткань кровеносных сосудов, нарушается функционирование всего организма в целом. Таким образом, опьянение, по сути, представляет собой отравление организма алкоголем.

Клетки мозга страдают от алкоголя в первую очередь. А вред, нанесенный им, является непоправимым. Мощным потоком крови алкоголь доставляется к головному мозгу, его высшим отделам, затрагивая нервные клетки. В результате разрушается связь между различными отделами головного мозга.

Алкоголь, попавший в организм человека, выводится оттуда в течение нескольких дней. Особенно вредным является воздействие алкоголя на юный организм, который в период роста и развития очень восприимчив ко всем наркотическим веществам. Юноши и девушки, употребляющие алкоголь, подвергают опасности разрушения все свои органы, особенно центральную нервную систему. В результате сильно снижается память, возникают психические проблемы, резко ухудшается поведение.

В алкогольных напитках выявлено наличие канцерогенных веществ, которые приводят к возникновению злокачественных опухолей. Особенно велик риск заболевания раком у юношей и девушек, злоупотребляющих спиртным. Так, согласно статистике, риск возникновения рака полости рта у молодых людей возрастает в 10 раз. А если они при этом не только употребляют алкоголь, но и курят, риск возрастает в 15 раз по сравнению с непьющей молодежью.

Влияние на потомство. Алкоголь производит разрушительное действие в клетках, в том числе и на генетическом уровне. Это негативно сказывается на потомстве. Дети рождаются неполноценными, с врожденными заболеваниями.

У юношей, злоупотребляющих алкоголем, ослабляется половая потенция. У девушек нарушается процесс выработки половых гормонов и созревания яйцеклетки. Злоупотребляющие алкоголем люди могут остаться бездетными.

Влияние на поведение. Кровеносные сосуды расширяются под воздействием алкоголя, что увеличивает поток крови, поступающий в головной мозг. Бурный поток насыщенной алкоголем крови приводит к увеличению возбуждения нервных центров. Это и вызывает легкую эйфорию и веселость. Однако после этого в работе мозга происходят изменения. Высшие отделы ослабляют контроль над низшими отделами. В результате человек в состоянии опьянения перестает контролировать свое поведение, речь. Его действия становятся развязными. Человек начинает говорить то, что ни за что не сказал бы в трезвом состоянии.

Чем больше человек пьянеет, тем больше парализуются его нервные центры, контролирующие работу возбужденных отделов головного мозга. Человек перестает думать о последствиях своих поступков и слов. Тайные страсти и порочные наклонности, которые человек прячет в глубине души, выходят наружу, что приводит к дурным действиям. Воспитанность и скромность отходят в сторону, уступая место легкомыслию и нахальности. Человек становится невнимательным, неосторожным, может рассказать все секреты.

Женщины под влиянием алкоголя становятся развязными в своем поведении, теряют стыд, не следят за нормами поведения. Пьяные женщины теряют свое достоинство, становятся распущенными, склоняются к случайным половым связям. Следствием часто становятся нежелательные беременности и венерические заболевания.

Влияние на волю. Под действием алкоголя воля человека ослабевает, и большую свободу получают инстинкты. В результате человек не может себя контролировать и совершает поступки, которые он не хотел бы совершать, следуя разуму. Но человек начинает следовать внутренним побуждениям, не в силах им противиться. Это приводит к чувству сожаления и раскаяния в содеянных проступках и ошибках. Эти чувства мучают человека, но не изменяют его.

Развитие зависимости. Алкоголь создает эффект приподнятого настроения. Это чувство радостного возбуждения приятно человеку и побуждает его снова и снова употреблять алкоголь. При постоянном употреблении алкоголя происходят общее отравление организма и перерождение тканей. Клетки начинают черпать энергию не столько из веществ, получаемых с пищей, сколько из алкоголя. Развивается химическая зависимость. Это серьезная трагическая болезнь, от которой почти невозможно вылечиться.

Если воздействию алкоголя подвергаются юноши и девушки, у них развитие зависимости происходит в 4 раза быстрее, чем у взрослых людей. В этом возрасте еще не закончено формирование личности, поэтому она тоже испытывает разрушительное воздействие алкоголя.

Мы старшеклассники. Мы почти взрослые. В нашей власти выбирать друзей. Только мы сами принимаем решение, употреблять алкогольные напитки или отказаться от них. Мы не дети и уже достаточно сильны, чтобы найти в себе мужество противостоять всяким попыткам склонить нас к употреблению алкоголя, даже если это наши близкие друзья. Давайте избегать вечеринок, на которые собираются молодые люди, совсем не умеющие веселиться и радоваться жизни без выпивки. Мы — молодежь. В наших руках будущее. Давайте будем иметь трезвый взгляд на жизнь.

Первый вопрос для обсуждения

Что происходит с людьми, когда они напиваются?

Возможные ответы: радостная эйфория, головная боль, депрессия, слабость, непристойное поведение, болтливость, неприятный запах, тянет на откровенные разговоры, страх, мания преследования и т. д.

Второй вопрос для обсуждения

А каковы, на ваш взгляд, причины, заставляющие молодых людей употреблять алкогольные напитки?

Возможные ответы: чтобы улучшить настроение, «поймать кайф», чтобы угодить друзьям, для храбрости перед каким-нибудь делом (особенно если оно касается девушек), заглушить чувство одиночества, отчаяния, разочарования, вины, снизить чувство отвержения, для борьбы с депрессией и т. д.

После этого следует выступление ученика, который читает стихотворение.

Английский поэт Роберт Бёрнс написал такие строки:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

И просто пьянство — без причин.

Сообщение 2. Причины и следствия злоупотребления алкоголем.

Причины. Они могут быть разными. Вот, например, причины, которые могут побуждать взрослых тянуться к бутылке. Так, например, некоторые пытаются таким способом справиться со стрессовыми ситуациями, возникающими в их жизни. Они думают, что выпивка сделает их проблемы легче, даст силы перенести тяжелые обстоятельства, противостоять давлению, прессу.

Другие прибегают к выпивке по социальным мотивам. Например, если человек вырос в неблагополучной семье. Или жизнь не складывается, не хватает денег на нормальное существование, сломался. Возможно, на работе каждую неделю попойка, от которой трудно отказаться — окажешься чужаком. Или соседи постоянно выпивают и угощают.

Есть ритуальные причины, когда к выпивке относятся как к обязательному действию: на празднике, вечеринке, встрече, общении с друзьями. Это становится ритуалом, от которого нельзя отказаться, иначе придется уйти, иногда даже порвать отношения.

Молодежь в основном начинает пить из-за конформизма, т. е. за компанию. Многие не могут отказаться от предложения, потому что все в их группе это делают. Боятся прослыть «белой вороной».

Другой распространенной причиной алкоголизма среди молодежи является дурной пример близких родственников. Когда в семье пьют, дети очень рано вовлекаются в эту зависимость. У них есть соблазн и возможность попробовать, чтобы выяснить, действительно ли так приятно употребление алкоголя, что их родители готовы на все ради этого удовольствия. Жизнь в неблагополучной семье сама по себе является трагедией, ко­торую хочется как-нибудь облегчить. Испытав радостное забытье от первых рюмок, юношу начинает тянуть к этому способу решения проблем. Потом он уже не может остановиться.

Некоторые молодые парни и девушки начинают пить из любопытства. Им интересно узнать, что представляет собой состояние опьянения, как он или она будут себя вести в этом состоянии.

Некоторые парни прибегают к выпивке, чтобы стать более свободными и смелыми в общении с девушками, впечатлить их, понравиться. Девушки не отказываются от предложенного понравившимся парнем пива или вина, чтобы не оттолкнуть его от себя.

Часто молодые люди прибегают к алкоголю из-за несчастной любви, одиночества, отвержения. Таким образом они борются с негативными душевными чувствами, пытаясь искусственно поднять себе настроение.

Последствия. Следствием употребления алкоголя являются внутренняя опустошенность, потеря ориентации в жизни, потеря жизненного интереса, отсутствие силы воли, разрушение личности, психические нарушения, отказ от нравственных принципов.

Некоторых употребление спиртного приводит к нарушению закона, совершению преступления. Многие несовершеннолетние преступники становятся таковыми в результате употребления алкоголя. Преступления, совершенные пьяными людьми, являются очень жестокими и строго наказываются по закону. Много убийств, краж и хулиганских нападений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Множество аварий на дорогах с трагическими последствиями произошло по вине пьяных водителей.

Употребление алкоголя провоцирует насилие в семьях. Алкоголизм ведет к спуску по социальной лестнице на самое дно — пьяницы часто остаются без жилья, работы, семьи, друзей, становятся бомжами, живут на улице, в подвалах. Они становятся отверженными обществом людьми и не могут уже вернуться к нормальной жизни из-за непоправимых психических изменений.

Если ты решился попробовать облегчить свое душевное состояние с помощью спиртного, то подумай: действительно ли это поможет тебе? На самом ли деле выпивка облегчает давление и решает проблемы или только маскирует их, затушевывает? Поможет ли тебе Употребление алкогольных напитков изменить реальность вокруг тебя или, наоборот, уведет тебя от реальности? Так стоит ли тебе окружать себя искусственной Реальностью или стоит подумать и принять жизнь такой, какая она есть?

Затем классный руководитель читает отрывок из произведения Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц», гл. XII:

«На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок — пустых и полных.

— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.

— Пью, — мрачно ответил пьяница.

— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.

Читайте также:  Отзывы о зверобое как от лечения алкоголизма

— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.

— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.

— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.

«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», — думал он, продолжая путь».

Что в этом отрывке можно узнать о пьяницах?

1. В этом отрывке описывается порочный круг, в который попадают зависимые люди и из которого не могут выбраться.

2. Хорошо описана психологическая зависимость: любой пьяница верит, что может бросить, если захочет, вся проблема в том, что он никогда этого не захочет, даже если его мучает совесть — влечение к спиртному сильнее.

Третий вопрос для обсуждения

■ Действительно ли алкоголь помогает в решении проблем?

В форме дискуссии обсудить с классом вопрос, помогает ли употребление алкоголя справиться со стрессом, расслабиться, решить трудные вопросы или все совсем наоборот.

Четвертый вопрос для обсуждения

■ Правильно ли я поступаю, употребляя алкоголь?

Отработка навыков отказа. Как же я могу уберечь себя от пагубного влияния алкоголя? Как отказать тем, кто предлагает попробовать? А если это мои близкие друзья?

Выходит ученик и читает стихотворение:

Средь традиций самых разных

Если встреча, если праздник,

Завтра утром в форме быть,

Пить спиртное иль не пить?

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что делать юноше в подобной ситуации? Отказаться? Но как? Сейчас мы посмотрим, как вы умеете говорить «нет».

Учитель делит класс на группы. Каждой группе раздает листки, на которых описаны ситуации, в которых молодому человеку предлагают употребить алкогольный напиток. Ученики должны обсудить ситуацию, а затем обыграть ее по ролям, при этом показать, как можно отказаться от предложения.

Задание для первой группы. Парень влюбился в девчонку из соседнего двора. Друзья посоветовали подойти и признаться ей в своих чувствах, но перед этим выпить для храбрости.

Задание для второй группы. Две подруги гуляют в парке. К ним подходят парни, чтобы познакомиться. Чтобы завязать разговор, они предлагают девушкам угостить их пивом.

Задание для третьей группы. На дискотеку кто-то из ребят принес бутылку водки и предлагает своей компании выпить для поднятия настроения.

Задание для четвертой группы. Девушке нравится молодой парень. Он приглашает ее на свидание и ведет в кафе. Здесь он предлагает ей заказать алкогольный напиток.

Трудно найти молодежную группу, которая не испытала бы на себе влияние алкоголя. Если провести анонимный опрос в школе по вопросу употребления алкогольных напитков, то многие бы ответили, что употребляют их в большем или меньшем количестве. Наверняка, попробовав спиртное впервые, подросток не стал искать информацию о пользе или вреде этого напитка, не стал советоваться со знающими людьми, а стоит ли продолжать этим заниматься, не начал искать статьи в интернете о проблеме пьянства и алкоголизма. Многие подростки даже не задумываются о влиянии и последствиях употребления алкоголя на их здоровье, личность, жизнь. Они просто выпивают. «Бутылка пива — что в этом плохого? Все вокруг так делают!» И не замечают, как увлекаются. Не будь легкомысленным. Помни о последствиях.

Курение — одна из вреднейших привычек. Исследованиями доказано, в чем вред курения. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: Никотин, Углекислый газ Окись углерода, Синильная кислота, Аммиа.

Проблема курения и алкоголизма среди подростков и детей. Последствия курения и алкоголизма, некоторые статистические данные по данной проблеме.

Цель: профилактика и предупреждение курения. Форма проведения: обмен мнениями. Вопросы для обсуждения: статистика и факты проблемы курения; болезни, связанные с курением; пути помощи тем, кто ку.

На данной страничке размещён материал для классных часов.

Классный час по теме «О вреде курения»Пропаганда здорового образа жизни Формирование отрицательного отношения к курению и употреблению алкоголя и наркотиков.

Цели классного часа1. Донести до учащихся информацию о вреде алкоголя.2. Разобраться с причинами, приводящими к употреблению алкоголя.3. Призвать студенты к отказу от употребления алкоголя.Предварител.

Методическая разработка в помощь классному руководителю.

источник

ЗАДАЧИ: уточнение и расширение представлений о здоровом образе жизни; коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей; воспитание мотивации к здоровому образу жизни.

Оборудование: презентация с видеороликами; рисунки учащихся на тему: «У нас в доме праздник!»; плакаты, фишки-награды.

Понятийный аппарат: алкоголь.

в). Проверка готовности к уроку.

-Ребята, сегодня мы проводим очередной урок здоровья. (Сл.№2)

-Как вы считаете, для чего необходимы уроки здоровья?

-Как сохранить здоровье? (сл.№4)

— О какой вредной привычке мы говорили на прошлом уроке?

— Чем опасно для здоровья курение? (сл.№5)

— Почему дети начинают курить?

— Что нужно сделать, если рядом с вами курящие люди?

Тема урока: «Злой волшебник- алкоголь».

Тип урока: урок изучение нового материала, с использованием мультимедийного оборудования.

Цель урока: познакомить с вредом алкоголя.

ЗАДАЧИ: уточнение и расширение представлений о здоровом образе жизни; коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей; воспитание мотивации к здоровому образу жизни.

Оборудование: презентация с видеороликами; рисунки учащихся на тему: «У нас в доме праздник!»; плакаты, фишки-награды.

Понятийный аппарат: алкоголь.

в). Проверка готовности к уроку.

-Ребята, сегодня мы проводим очередной урок здоровья. (Сл.№2)

-Как вы считаете, для чего необходимы уроки здоровья?

-Как сохранить здоровье? (сл.№4)

— О какой вредной привычке мы говорили на прошлом уроке?

— Чем опасно для здоровья курение? (сл.№5)

— Почему дети начинают курить?

— Что нужно сделать, если рядом с вами курящие люди?

КУРЕНИЕ — ЭТО МЕДЛЕННОЕ САМОУБИЙСТВО!

Давайте вспомним, какое решение мы приняли на прошлом уроке?

МЫ ГОВОРИМ КУРЕНИЮ — НЕТ! (сл.№6)

Девиз уроков здоровья: « Я УМЕЮ ДУМАТЬ, Я УМЕЮ РАССУЖДАТЬ, ЧТО ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, ТО И БУДУ ВЫБИРАТЬ!» (сл.№7)

-Сегодня мы поговорим с вами об одной из самых страшных зависимостей — алкогольной зависимости.

— Тема нашего урока: «Злой волшебник- алкоголь» (сл.№8)

Словарь: АЛКОГОЛЬ – ВЕЩЕСТВО, КОТОРОЕ СОДЕРЖИТСЯ В СПИРТНЫХ НАПИТКАХ», (сл.№9)

— Давайте посмотрим ваши рисунки на тему: « У нас дома праздник».

-На этом цветы, вот подарки, а здесь прекрасно накрытый стол.

-Как вы думаете, какие напитки пьют гости?

— А, как у вас дома проходят праздники?

— Зачем люди пьют алкогольные напитки?

-Приходилось ли вам общаться с людьми, которые находились в нетрезвом состоянии?

Просмотр видео (человек в алкогольном опьянении). ( Сл.№10)

— Какие чувства у вас вызывает пьяный человек?

-Часто мы слышим такое выражение: « Напился, как свинья».

— Объясните, почему так говорят?

( сл. № 11) Показ фотографий пьющих людей.

— В чём отличие пьющего от трезвого человека?

АЛКОГОЛЬ — ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК, ПОТОМУ, ЧТО ОН РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА ПРЕВРАЩАЕТ В БЕЗРАССУДНОЕ СУЩЕСТВО!» (сл. 12)

— Можно ли отмечать праздники без алкогольных напитков.

Когда-то на Руси был такой хороший обычай — посиделки у самовара. ( Сл. № 13)

Так, что давай поддерживать традиции нашего народа.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ:

Просмотр мультфильма по мотивам басни Михалкова « Непьющий воробей». (Сл. №14)

-Почему воробей не сумел сказать нет?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте Воробья?

Давайте научимся говорить НЕТ, когда вам предлагают дурное.

Сегодня к нам на урок пришла мед. сестра, которая расскажет о влиянии алкоголя на организм человека.

Просмотр видео « Влияние алкоголя на организм человека». ( Сл. № 15)

— Какой вывод можно сделать, после просмотра фильма?

Алкоголь опасен для нашего здоровья, он разрушает организм человека!

— Помимо этого алкоголь приносит несчастья в семью того человека, который пьёт — детям, родителям.

-Можно ли вылечиться от этой зависимости?

— Да, но это очень трудный путь и не всем он под силу.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ:

— ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЕГО ЗДОРОВЬЕ?

Здоровье человека это его богатство, потому, что здоровый человек может всё: учиться, играть, веселиться, зарабатывать деньги. Больной же человек не может ничего.

— КАКОЙ ВРЕД ПРИНОСИТ АЛКОГЛЬ?

-ЧТО ЖЕ МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ, ДЛЯ ТОГО, ЧТО БЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ?

Просмотр видео о разных образах жизни двух людей. ( сл. №16)

На примере этих двух человечков, мы убедились, как влияет образ жизни на состояние организма человека.

Каждый человек хозяин своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь не проживёт никто. Как каждый из вас решит, так и будет.

Я верю, что вы к своей жизни будете относиться серьёзно! Старайтесь быть хорошими, добрыми, полезными людьми для общества. Не далёк тот день, когда вы вступите во взрослую жизнь. И встретить вы её должны во всеоружии, хорошо подготовленными и физически ,и морально.

Так, что не позволяйте алкоголю испортить вашу будущую жизнь.

И сейчас мы с вами примем решение: « МЫ ГОВОРИМ АЛКОГОЛЮ – НЕТ. »

Отметить лучших отвечающих, подвести итог.

На этом наш урок окончен, спасибо всем, за активное участие!!

источник

Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оформление: Презентация «Алкоголь и алкогольная зависимость», рисунки по теме «Здоровый образ жизни»; карточки с таблицей и листы для тестирования.

« Пьянство есть упражнение в безумии»
Пифагор.

Форма: устный журнал с элементами тренинга.

Слайд 1, 2. Учитель: Тема нашего классного часа «Алкоголь и алкогольная зависимость». Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют актуальность в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
(Перевод С. Я. Маршака)

Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка? Обратимся к истории.

1 ученик. История изготовления спиртных напитков уходит в глубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э.— с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. В Греции вино считалось даром богов. Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь» ,что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. На протяжении 13 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники Корана жестоко карались.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей.

На Руси простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.

Учитель: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?

Тест «Сможете ли вы устоять»

Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

  1. Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.
  2. Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.
  3. Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.
  4. Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.
  5. Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.
  6. Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.
  7. Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.
  8. Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.
  9. Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
  10. Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.

Теперь подсчитайте баллы с учетом таблицы.

Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии ронять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями. У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия.

Пожалуйста, просуммируйте полученные баллы и задумайтесь над своими результатами.

Так что же такое алкоголизм? Чем он опасен?

2 ученик. Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Читайте также:  Обратиться за принудительным лечением от алкоголизма

Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. Как правило, происходит концентрация внимания на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке. Невозможность избавиться от мыслей о бутылке спиртного, внять голосу разума и отличает личность алкоголика от просто выпивающих людей.

3 ученик. Слайд 5. В народе говорится: « Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит». Для алкоголика характерно огрубление личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, психофизические изменения. В начале пропадают те тонкие движения души, которые скрашивают отношения в семье. Пьяница уже не скажет никому ласкового слова. В последующем очерствение характера сопровождается грубостью и даже жестокостью. Пытаясь скрыть факт покупки вина, пьяница начинает лгать. Это ведет к потере уважения к пьянице как дома, так и на работе. Будучи раздраженными постоянными конфликтами с пьяницами, члены его семьи и коллектива сами становятся невыдержанными. Пьяница же снова ищет утешения от возникающих скандалов в вине. Образуется как бы порочный круг.

4 ученик. Слайд 6. Итак, алкоголизм развивается по такой схеме:

  1. Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.
  2. Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к вину и водке.
  3. Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

1 ученик. Слайд 7. «Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты»,— писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Белая горячка — наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Её симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинации несколько затухают, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте.

2 ученик. Слайд 8. У здорового ребенка не может влечения к спиртному. Напротив, вкус и запах алкоголя вызывают у него отвращение. К употреблению хмельных напитков детей толкает любопытство. Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции и т. д. Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении. Такое отравление представляет большую опасность для подростков, организм которых высоко чувствителен к токсическим веществам. Особенно ранима нервная система, головной мозг. А опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребенка.

3 ученик. Слайд 9. Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений. Каждое третье дорожно – транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения. Чем же объясняется повышение риска аварий, у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения? Пьяный человек хуже различает цвета, плохо реагирует на изменения красного и зеленого цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух, поэтому за рулем автомобиля, за пультом управления станком или прибором не может быть] места людям, склонным к употреблению вина. По нашему законодательству, уже сам факт пьянства водителя автотранспорта влечет уголовное наказание. Ведь в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления. Но разве не источник повышенной опасности пьяный пешеход, неожиданно появляющийся перед быстро идущим транспортом, который уже невозможно остановить, не вызвав катастрофы. Водитель, как правило, старается спасти лезущего под колеса нарушителя уличного движения. Но водитель зачастую губит других прохожих, заезжая, например, на тротуар или врезаясь в другую машину с людьми. В любом случае пьяный на дороге — помеха движению и источник аварий!

Слайд 10. «Хмельное толкает людей на преступление,— писал Джек Лондон.— Мне сотни раз приходилось наблюдать, что люди делают во хмелю то, чего они никогда не сделали бы в трезвом состоянии. Затем преступление влекло за собой обычные последствия, и человек окончательно погибал. Мне иногда случалось посещать товарищей в тюрьме до их отправления на каторгу, и я не раз слышал обычную для них фразу: «Если бы я не был пьян, я бы этого никогда не сделал». А делались под влиянием хмельного подчас такие ужасные вещи, что при всей моей толстокожести даже мне приходилось содрогаться».

Установлено, что пьяными совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем также результат пьянства. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде.

Человек должен отвечать за свои поступки, даже если он сильно пьян. Конечно, в состоянии опьянения он теряет самоконтроль, но это не снимает с него ответственности за содеянное. Российское законодательство определяет, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения не освобождается от уголовной ответственности.

4 ученик. Слайд 11. «Алкоголь, — писал И. П. Павлов,- гораздо больше горя причиняет, чем радости, всему человечеству, хотя его и употребляют ради радости. Сколько талантливых людей погибло из-за него!» Систематическое злоупотребление спиртным приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Это умственное оскудение очень ярко описал Сергей Есенин в поэме «Черный человек»:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль , как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Слайд 12. Как любому химическому яду, наркотику, алкоголю свойствен собственный тип отравления, специфическое воздействие на личность. При этом у многих людей, страдающих алкоголизмом, появляются сходные черты, подобно тому, как это бывает при психических заболеваниях, имеющих характерные симптомы. Для алкоголиков типично ограничение круга, их интересов, концентрация внимания на удовлетворении желания выпить. В этом отношении алкоголики похожи друг на друга, как родные братья и сестры.

Слайд 13. Средняя продолжительность жизни алкоголика не превышает обычно 55 лет. Из 100 самоубийц – половина алкоголики.

1 ученик. Слайд 14. Алкоголь парализует волю, так необходимую спортсмену в процессе подготовки и проведения соревнований. Известен случай, когда сильнейшая восьмерка гребцов английского клуба намного опередила своих соперников, выйдя в финал. В честь этого спортсмены позволили себе выпить по бокалу шампанского на приеме у мэра. Ио на следующий день они неожиданно резко сдали свои позиции и едва удержались на третьем месте, хотя по всем показателям могли претендовать на лидерство. Известный футболист А. Старостин пишет в своих воспоминаниях: «Кружка пива — ведро пота. Так принято говорить среди футболистов. Это значит: чтобы устранить вред от выпитой кружки пива, надо на тренировках пролить ведро пота. Потерять форму можно в один день. Чтобы приобрести форму, нужно затратить месяц».

2 ученик. Слайд 15. Пьянство породило целую систему диких питейных обычаев. Вот как сказано об этом в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну, и пей другую,
И седьмую, и восьмую,—
Просят, давят, жмут «Друзья»!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!
А ты сможешь сказать «нет» ?

Учитель. Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.

Запомните: Кукловоды — манипуляторы одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком.

Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто — отвечать: «Да, мне это слабо!». Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя не
добьется. Иногда могут сказать: «Ты что — дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?» В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?»

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода». Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

  • Не бойся выглядеть недостаточно умным!
  • Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

3 ученик. Давайте проверим :Что вы знаете и что вы не знаете об алкоголе.

Проставьте на листе по вертикали числа от 1 до 9. Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения. Если ты считаешь утверждение истинным, то рядом с его порядковым номером пиши слово «верно», если ложным – «неверно».

  1. Алкоголь является нарковеществом.
  2. Большинство алкоголиков — пропащие люди и лентяи.
  3. Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.
  4. Черный кофе и холодный душ очень хорошо отрезвляют человека.
  5. На равное количество алкоголя все люди реагируют одинаково.
  6. Алкоголики пьют ежедневно.
  7. Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить.
  8. Алкоголь не повышает температуру тела.
  9. Алкоголь — это стимулирующее, возбуждающее средство.

А теперь сравните ваши ответы с правильными:

  1. верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.
  2. неверно. Около 95-98% алкоголиков — обычные люди, которые работают, имеют семьи.
  3. верно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином или водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.
  4. неверно. Единственное, что может отрезвить человека, -это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.
  5. неверно. Реакция на алкоголь очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость) и др..
  6. неверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.
  7. неверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.
  8. верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.
  9. неверно. Алкоголь — это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.

4 ученик. Слайд 16. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей» Джек Лондон.

Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди!

  1. М.А. Алоева. Классные часы в 5-7 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2003
  2. И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками 7-11 кл. Занятия, игры, тесты. М.: «Первое сентября», 2005.
  3. В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1986.

источник