Меню Рубрики

Классный час профилактика алкоголизма и токсикомании

Презентация к классному часу по теме «Вред курения, наркомании и алкоголя» занимает примерно 30 минут. После организационного момента прекрасно вписывается в урок. В одном месте собраны не очень приятные фотограффии воздействия отравляющих факторов.

Классный час по теме: Наркомания, алкоголизм, табакокурение-враги человечества. Дата: 03.02.2016

Цели: формировать у учащихся здоровый образ жизни.

Задачи: помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщения к здоровому образу жизни;

развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;

воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

Тема нашего классного часа – «Наркомания, алкоголизм, табакокурение-враги человечества!» (слайд 1)

По своей природе человек — натура сознательная и целеустремленная.

Привыкание к вредному происходит незаметно, постепенно, раз от разу. При этом формируется тяга к привычному необдуманному действию. (Слайд 2)

Слайд 3: Известно, что условной датой рождения табака считается 1492 год. Когда Колумб открыл Америку. После высадки на острова он заметил аборигенов которые курят нечто похожее на современные сигареты. Колумб привёз сигары в Европу.

Слайд 4: При царе Михаиле Федоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному запрету, контрабандный товар сжигают, его потребители и торговцы подвергаются штрафам и телесным наказаниям.

Еще жестче стали относиться к табаку после Московского пожара 1634 году, одной из вероятных причин которого посчитали курение. Вышедший вскоре царский указ гласил: «чтоб нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали и не пили и табаком не торговали». За ослушание полагалась смертная казнь, на практике заменявшаяся «урезанием» носа.

В 1646 году правительство Алексея Михайловича пыталось изменить прежний порядок и взяло продажу табака в монополию. Однако под влиянием могущественного патриарха Никона, вскоре восстанавливаются жестокие меры против «богомерзкого зелья». В Соборном Уложении (1649) существовала 30-я глава, предусматривавшая для любого курившего тяжелое наказание: «… а которые стрельцы и гулящие всякие люди с табаком будут в приводе дважды и трижды, и тех людей пытать и не одинова бить кнутом на козле или по торгам (т.е. в застенке или публично на площади) … Кто русские люди или иноземцы табак учнут держать или табаком учнут торговать, и тем… чинить наказание без пощады, под смертною казнею…».

Слайд 5: В феврале-апреле 1697 г серией указов царь Петр Алексеевич (Петр I), государь-реформатор, для которого нарушение веками устоявшегося устоявшегося устоя жизни было непременным условием правления, легализовал продажу табака и установил правила его распространения. Примечательно, что по петровскому указу 1697 года табачный дым сначала разрешалось вдыхать и выдыхать только через курительные трубки.

Петр I велел россиянам курить табак и пить кофе Россияне приняли к сведению, и с тех пор не останавливаются.

Слайд 6: Табак стал неотъемлемой частью культуры человечества, сделав его своими рабами.

Употребление табака – это не столько вредная привычка, сколько серьезная физиологическая и психологическая зависимость.

Зависимость вызывает никотин – один из компонентов табачного дыма. Он попадает в мозг примерно через 10–15 секунд после первой затяжки, что по скорости сопоставимо с вводимыми внутривенно наркотиками.

Слайд 7: Поэтому табачные компании тайно увеличивают содержание никотина в сигаретах. Проведены исследования популярных у молодежи США сигарет. Были изучены 116 марок. Выяснилось, что в 92 из них превышено содержание никотина.

Слайд 8-9: Курение ежегодно уносит жизни около 5 миллионов человек, что составляет 12 процентов всех смертей на планете. Об этом свидетельствуют выводы масштабного исследования, которые публикует сегодня японское агентство Kyodo. Легкие курящего и не курящего человека.

Слайд 10: Что же касается России, то наша страна является сегодня одной из самых курящих стран мира. Она занимает четвертое место после Китая, Японии и Америки. Частично вследствие повышенного потребления табачных изделий средняя продолжительности жизни российских мужчин упала с 64 лет в 1989 году до 59 лет в 2008 году – то есть, многие не доживают даже до пенсионного возраста.

Слайд 11: 8 мифов о курении. Миф первый: «Сигарета помогает расслабиться»

О влиянии никотина на стресс говорят уже давно. В основном, говорят курящие люди, которые «успокаиваются», закурив. На самом деле, сигареты не помогают расслабиться, а курильщиков успокаивает ритуал – достал сигарету, прикурил, затянулся, выдохнул. Никотин – самое вредное вещество из 4000 веществ, содержащихся в дыме. Он не обладает успокаивающим действием, иначе он бы давно применялся в медицине как дешевое средство от стресса. Зато курильщики в среднем живут на 10–16 лет меньше некурящих.

Слайд 12: Миф второй: «Бросишь курить – растолстеешь»

Иногда люди жалуются, что начали набирать вес, отказавшись от сигарет. Отсюда и неверный вывод о связи табакокурения и похудения.

Дело вовсе не в сигаретах, а в том, что люди начинают «заедать» стресс, возникающий при отказе от курения, и едят от нечего делать в ситуациях, когда раньше закуривали. В том, что отказаться от табака сложно, нет ничего удивительного – табачная зависимость по силе не уступает героиновой.

Слайд 13: Миф третий: «Дети курильщиков привыкают к табаку еще до рождения»

Доказано, что курение будущей матери приводит к преждевременным родам, выкидышам, рождению детей с недостаточным весом и различными пороками развития, увеличивает риск внезапной младенческой смерти у детей первого года жизни. По разным данным, курение будущей матери оказывает влияние на ребенка вплоть до шестилетнего возраста – такие дети чаще болеют и хуже учатся. Также доказано, что вдыхание табачного дыма приводит к выраженной гипоксии плода. По сути, младенец в утробе курящей женщины испытывает недостаток кислорода, постоянно «задыхается».

Слайд 14: Миф четвертый: «Отказ от сигарет после многих лет курения – слишком большой стресс»

Мнение о том, что заядлым курильщикам нельзя полностью бросать курить, даже если они заболели из-за этой привычки, ошибочно.

Избавление от табачной зависимости всегда оказывает благотворное влияние на организм и существенно снижает нагрузку на сердце и легкие. Известно, что никотин начинает выводиться из организма уже через два часа после отказа от табака, через 12 часов уровень окиси углерода в крови нормализуется, и человек перестает ощущать нехватку воздуха. Уже через два дня вкус и обоняние станут острее, а через 12 недель человеку будет заметно легче ходить и бегать из-за улучшений в системе кровообращения. До 9 месяцев нужно на то, чтобы исчезли проблемы с дыханием: кашель и одышка. В течение 5 лет риск инфаркта миокарда снизится примерно вдвое. Именно поэтому стоит отказаться от сигарет, даже если человек уже пострадал от связанных с курением заболеваний. «Организм уже привык к никотину и должен его получать» – самоубийственная тактика.

Слайд 15: Миф пятый: «Легкие сигареты менее вредные»

«Легкие», ментоловые и с «пониженным содержанием смол» сигареты также вредны для здоровья, как и обычные.

К тому же, перейдя на «легкие» сорта, курильщики склонны увеличивать количество выкуриваемых сигарет, сильнее и чаще затягиваться, увеличивая дозу полученного никотина и смол.

Слайд 16: Миф шестой: «Существуют безопасные способы курения»

Набирающий популярность кальян многие считают безобидной альтернативой сигаретам, считая прошедший «очистку» жидкостью дым безвредным.

Это неправда. Кальян не менее опасен, чем традиционные способы употребления табака. А если учесть длительность одного сеанса курения кальяна, разовая доза вредных веществ, полученных каждым курильщиком, весьма велика. К тому же, став завсегдатаем общественных кальянных, можно в нагрузку к обычным проблемам, связанным с курением, получить еще и туберкулез.

Слайд 17: Миф седьмой: «Курение – личный выбор»

Табачные компании часто представляют курение как свободный выбор взрослых людей.

Это лукавый аргумент – в России не курят две трети населения, в том числе дети и беременные женщины. И право курильщика на сигаретный дым заканчивается там, где начинается право остальных на чистый воздух.

Также по данным исследований, большинство курильщиков начинают употреблять табак в возрасте 13–14 лет, когда не может быть и речи о свободном ВЗРОСЛОМ выборе.

Слайд 18: Миф восьмой: «Вред пассивного курения не доказан»

Производители табака часто подвергают сомнению вред от вторичного дыма.

Не существует безопасного уровня воздействия табачного дыма. Вторичный табачный дым содержит около 4000 химических веществ, в том числе около 70 канцерогенов. Доказано, что именно пассивное курение – причина большинства случаев рака легких и заболеваний сердечнососудистой системы у некурящих.

Практически половина всех детей в мире – вынужденные пассивные курильщики. Около 50 миллионов беременных женщин по всему миру ежегодно становятся пассивными курильщицами, подвергая воздействию табачного дыма своих будущих детей.

Больше всех, по традиции, достается нашим некурящим соотечественникам. Не менее 80 процентов населения России пассивно курит каждый день. Несмотря на то, что курение давно запрещено в государственных учреждениях, общественном транспорте, некоторых кафе и ресторанах, ничто не мешает курильщикам дымить на улицах, собственных машинах, в подъездах и квартирах. Ничуть не стесняясь присутствия даже грудных младенцев.

Аргументы против курения Курение разрушает организм. Курение приводит к неизлечимым болезням. Курение снижает физическую активность. Курение портит цвет кожи. Никотин забирает свободу, человек становится его рабом.

Слайд 19: Алкоголизм — наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков и алкогольным поражением внутренних органов.

При алкоголизме происходит деградация человека как личности.

В повседневной жизни алкоголизмом также может называться простое влечение к употреблению алкогольных напитков, при котором притупляется способность распознавать негативные последствия употребления алкоголя.

Слайд 20: В 1994 году потребление абсолютного этанола на душу населения равнялось 14 литров. В 1995 году этот показатель возрос до 20 литров и более.

В России только официально зарегистрировано свыше 4.580.000 алкоголиков (2011 год). По данным независимых медэкспертов алкоголиков 20 миллионов. В 2007 году около 89 тысяч человек умерли в России от чрезмерного потребления алкоголя.

Ежегодно на дорогах России гибнет 30 тысяч человек. Примерно 5 тысяч гибнет по вине пьяных военных водителей. От отравления некачественной водкой в России за первых 9 месяцев в 2006 году умерло 21 тысяча 900 человек.

Слайд 21, 22: Фотографии алкоголиков, фото мозга пьющего и не пьющего человека.

Слайд 23: Наркомания — хроническое заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, характеризующееся фазным течением и наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов.

Слайд 24: Причины наркомании:

1. Главная причина наркомании среди подростков — недостаток любви и душевного тепла.

2. Эксперимент над сознанием, попытка расширить его за границы рационального.

4. Нажим со стороны ровесников.

6. Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности.

8. Серьезные внутренние конфликты.

10. Проблемы неуверенности в себе.

Слайд 25-27: Фото наркоманов, лицо спайса.

Слайд 28-30: Отвечая на вопрос, почему люди не употребляют наркотики и не становятся наркоманами, можно ответить так: потому что они отдают себе отчёт в опасности употребления наркотиков, потому что они умеют ответственно относится к своей личности и безопасности, потому что они умеют управлять своими чувствами и намерениями, потому что они умеют справляться с проблемами.

1. Каковы основные свойства наркотика?

2. проанализируйте понятие “наркотик” из прослушанной информации

3. Что вы можете сказать о двух значениях понятия “наркотик”?

4. Почему люди употребляют наркотики с немедицинскими целями? Расставьте причины в порядке их значимости.

5. Почему люди не употребляют наркотики? Что может повлиять на отказ от наркотиков?

6. Каковы основные идеи и положения прослушанной вами информации? С чем вы согласны, а с чем могли бы поспорить?

В общем, вести здоровый образ жизни!

источник

Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оформление: Презентация «Алкоголь и алкогольная зависимость», рисунки по теме «Здоровый образ жизни»; карточки с таблицей и листы для тестирования.

« Пьянство есть упражнение в безумии»
Пифагор.

Форма: устный журнал с элементами тренинга.

Слайд 1, 2. Учитель: Тема нашего классного часа «Алкоголь и алкогольная зависимость». Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют актуальность в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
(Перевод С. Я. Маршака)

Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка? Обратимся к истории.

1 ученик. История изготовления спиртных напитков уходит в глубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э.— с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. В Греции вино считалось даром богов. Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь» ,что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. На протяжении 13 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники Корана жестоко карались.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей.

На Руси простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.

Учитель: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?

Тест «Сможете ли вы устоять»

Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

  1. Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.
  2. Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.
  3. Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.
  4. Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.
  5. Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.
  6. Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.
  7. Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.
  8. Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.
  9. Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
  10. Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.
Читайте также:  Как помочь в лечении алкоголизма у мужчин

Теперь подсчитайте баллы с учетом таблицы.

Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии ронять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями. У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия.

Пожалуйста, просуммируйте полученные баллы и задумайтесь над своими результатами.

Так что же такое алкоголизм? Чем он опасен?

2 ученик. Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. Как правило, происходит концентрация внимания на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке. Невозможность избавиться от мыслей о бутылке спиртного, внять голосу разума и отличает личность алкоголика от просто выпивающих людей.

3 ученик. Слайд 5. В народе говорится: « Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит». Для алкоголика характерно огрубление личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, психофизические изменения. В начале пропадают те тонкие движения души, которые скрашивают отношения в семье. Пьяница уже не скажет никому ласкового слова. В последующем очерствение характера сопровождается грубостью и даже жестокостью. Пытаясь скрыть факт покупки вина, пьяница начинает лгать. Это ведет к потере уважения к пьянице как дома, так и на работе. Будучи раздраженными постоянными конфликтами с пьяницами, члены его семьи и коллектива сами становятся невыдержанными. Пьяница же снова ищет утешения от возникающих скандалов в вине. Образуется как бы порочный круг.

4 ученик. Слайд 6. Итак, алкоголизм развивается по такой схеме:

  1. Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.
  2. Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к вину и водке.
  3. Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

1 ученик. Слайд 7. «Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты»,— писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Белая горячка — наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Её симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинации несколько затухают, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте.

2 ученик. Слайд 8. У здорового ребенка не может влечения к спиртному. Напротив, вкус и запах алкоголя вызывают у него отвращение. К употреблению хмельных напитков детей толкает любопытство. Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции и т. д. Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении. Такое отравление представляет большую опасность для подростков, организм которых высоко чувствителен к токсическим веществам. Особенно ранима нервная система, головной мозг. А опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребенка.

3 ученик. Слайд 9. Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений. Каждое третье дорожно – транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения. Чем же объясняется повышение риска аварий, у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения? Пьяный человек хуже различает цвета, плохо реагирует на изменения красного и зеленого цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух, поэтому за рулем автомобиля, за пультом управления станком или прибором не может быть] места людям, склонным к употреблению вина. По нашему законодательству, уже сам факт пьянства водителя автотранспорта влечет уголовное наказание. Ведь в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления. Но разве не источник повышенной опасности пьяный пешеход, неожиданно появляющийся перед быстро идущим транспортом, который уже невозможно остановить, не вызвав катастрофы. Водитель, как правило, старается спасти лезущего под колеса нарушителя уличного движения. Но водитель зачастую губит других прохожих, заезжая, например, на тротуар или врезаясь в другую машину с людьми. В любом случае пьяный на дороге — помеха движению и источник аварий!

Слайд 10. «Хмельное толкает людей на преступление,— писал Джек Лондон.— Мне сотни раз приходилось наблюдать, что люди делают во хмелю то, чего они никогда не сделали бы в трезвом состоянии. Затем преступление влекло за собой обычные последствия, и человек окончательно погибал. Мне иногда случалось посещать товарищей в тюрьме до их отправления на каторгу, и я не раз слышал обычную для них фразу: «Если бы я не был пьян, я бы этого никогда не сделал». А делались под влиянием хмельного подчас такие ужасные вещи, что при всей моей толстокожести даже мне приходилось содрогаться».

Установлено, что пьяными совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем также результат пьянства. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде.

Человек должен отвечать за свои поступки, даже если он сильно пьян. Конечно, в состоянии опьянения он теряет самоконтроль, но это не снимает с него ответственности за содеянное. Российское законодательство определяет, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения не освобождается от уголовной ответственности.

4 ученик. Слайд 11. «Алкоголь, — писал И. П. Павлов,- гораздо больше горя причиняет, чем радости, всему человечеству, хотя его и употребляют ради радости. Сколько талантливых людей погибло из-за него!» Систематическое злоупотребление спиртным приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Это умственное оскудение очень ярко описал Сергей Есенин в поэме «Черный человек»:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль , как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Слайд 12. Как любому химическому яду, наркотику, алкоголю свойствен собственный тип отравления, специфическое воздействие на личность. При этом у многих людей, страдающих алкоголизмом, появляются сходные черты, подобно тому, как это бывает при психических заболеваниях, имеющих характерные симптомы. Для алкоголиков типично ограничение круга, их интересов, концентрация внимания на удовлетворении желания выпить. В этом отношении алкоголики похожи друг на друга, как родные братья и сестры.

Слайд 13. Средняя продолжительность жизни алкоголика не превышает обычно 55 лет. Из 100 самоубийц – половина алкоголики.

1 ученик. Слайд 14. Алкоголь парализует волю, так необходимую спортсмену в процессе подготовки и проведения соревнований. Известен случай, когда сильнейшая восьмерка гребцов английского клуба намного опередила своих соперников, выйдя в финал. В честь этого спортсмены позволили себе выпить по бокалу шампанского на приеме у мэра. Ио на следующий день они неожиданно резко сдали свои позиции и едва удержались на третьем месте, хотя по всем показателям могли претендовать на лидерство. Известный футболист А. Старостин пишет в своих воспоминаниях: «Кружка пива — ведро пота. Так принято говорить среди футболистов. Это значит: чтобы устранить вред от выпитой кружки пива, надо на тренировках пролить ведро пота. Потерять форму можно в один день. Чтобы приобрести форму, нужно затратить месяц».

2 ученик. Слайд 15. Пьянство породило целую систему диких питейных обычаев. Вот как сказано об этом в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну, и пей другую,
И седьмую, и восьмую,—
Просят, давят, жмут «Друзья»!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!
А ты сможешь сказать «нет» ?

Учитель. Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.

Запомните: Кукловоды — манипуляторы одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком.

Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто — отвечать: «Да, мне это слабо!». Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя не
добьется. Иногда могут сказать: «Ты что — дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?» В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?»

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода». Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

  • Не бойся выглядеть недостаточно умным!
  • Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

3 ученик. Давайте проверим :Что вы знаете и что вы не знаете об алкоголе.

Проставьте на листе по вертикали числа от 1 до 9. Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения. Если ты считаешь утверждение истинным, то рядом с его порядковым номером пиши слово «верно», если ложным – «неверно».

  1. Алкоголь является нарковеществом.
  2. Большинство алкоголиков — пропащие люди и лентяи.
  3. Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.
  4. Черный кофе и холодный душ очень хорошо отрезвляют человека.
  5. На равное количество алкоголя все люди реагируют одинаково.
  6. Алкоголики пьют ежедневно.
  7. Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить.
  8. Алкоголь не повышает температуру тела.
  9. Алкоголь — это стимулирующее, возбуждающее средство.

А теперь сравните ваши ответы с правильными:

  1. верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.
  2. неверно. Около 95-98% алкоголиков — обычные люди, которые работают, имеют семьи.
  3. верно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином или водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.
  4. неверно. Единственное, что может отрезвить человека, -это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.
  5. неверно. Реакция на алкоголь очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость) и др..
  6. неверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.
  7. неверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.
  8. верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.
  9. неверно. Алкоголь — это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.
Читайте также:  Алкоголизм и его профилактика физической культурой

4 ученик. Слайд 16. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей» Джек Лондон.

Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди!

  1. М.А. Алоева. Классные часы в 5-7 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2003
  2. И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками 7-11 кл. Занятия, игры, тесты. М.: «Первое сентября», 2005.
  3. В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1986.

источник

Предварительная работа.

1) Дайте ученикам заполнить анкету «Что вам известно о курении, употреблении алкоголя и наркотиков?». Обсудите ее.

Вопросы для обсуждения:

— Считаете ли вы, что использование наркотиков или алкоголя связано с отрицательным давлением среды? Почему да? Почему нет?

— Как вы думаете, почему многие люди начинают курить, употреблять наркотики и алкоголь?

— Как вы думаете, стали бы люди меньше курить, если бы они четко представляли себе все пагубные последствия курения?

— Как вы думаете, почему подростки курят, пьют, употребляют наркотики?

2) Всем классом перейдите к теме «Опасность употребления наркотиков». Попросите учеников развить эту тему дальше. Составьте список других опасностей употребления наркотиков.

3) Обсудите всем классом ситуацию: «Искушение любопытством: наркотики и алкоголь».

— Как вы думаете, атмосфера вечеринок («тусовок») влияет на увлечение вредными привычками?

— Как вы думаете, существуют ли реальные способы уйти от давления среды?

Игра, направленная на формирование навыков ответственного поведения «Обсуждение историй»

Цель: определить, какими стратегиями выхода из сложных ситуаций владеют участники группы; найти наиболее эффективные.

Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника.

Предложите участникам написать мини-сочинение (примерно из 5-7 предложений) на одну из тем:

«Что будет, если меня попросят пронести наркотик»;

«Что будет, если мне будет очень плохо»;

«Что будет, если я буду очень одинок»;

«Что будет, если я серьезно заболею»;

«Что будет, если класс отвернется от меня»;

«Что будет, если я не смогу отказаться от наркотика».

Вся группа пишет сочинение на одну тему. Это даст возможность более подробно обсудить каждое сочинение.

Чем заканчивались истории? Какие выходы были предложены? Сколько было позитивных, сколько негативных окончаний историй (в %)? Есть ли наиболее эффективный выход из ситуации? Какой? Какие возможные стратегии могут быть наиболее эффективными?

Прочтите, пожалуйста, эти утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.

1. Здоровый человек может выпить три кружки пива за один час без последующей потери самоконтроля или замедления реакции.

2. Употребление алкоголя в смеси с определенными наркотиками может привести к смертельному исходу. (Да.)

3. Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т. д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т. д.). (Нет.)

5. По меньшей мере половина дорожных происшествий являются результатом вождения в нетрезвом виде. (Да.)

6. Алкоголь препятствует быстрой реакции. (Да.)

7. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвение тканей (после чего они не восстанавливаются). (Да.)

8. Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку и иногда даже может вызвать у него умственную отсталость. (Да.)

9. Большинство алкоголиков — деградировавшие люди с низким уровнем образования. (Нет.)

10. Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку становится жарко при опасно холодной погоде. (Нет.)

11. Подросток может стать алкоголиком от пива. (Да.)

12. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста. (Да)

1. 25% всех смертей от рака обусловлены курением табака. (Да.)

2. Выкуривание хотя бы 1-4 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца. (Да.)

3. Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин. (Да.)

4. Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яды. (Нет.)

5. Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы. (Да.)

6. Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими в присутствии курящих) не опасно. (Нет.)

7. Одна треть мест в больницах занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака. (Да.)

8. 50 % смертей от заболеваний сердца среди женщин являются результатом курения. (Да.)

9. Одна сигарета в день не опасна для здорового человека. (Нет.)

10. Среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает смертность от рака груди. (Да.)

1. Большинство наркотиков не представляют собой серьезной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах. (Нет.)

2. Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят. (Да.)

3. Марихуана вызывает у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была интересна. (Да.)

4. Даже одноразовое применение кокаина может вызвать смерть. (Да.)

5. В каждой дозе марихуаны содержатся неизвестные ядовитые вещества. (Да.)

6. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются. (Да.)

7. После принятия определенных наркотиков принявший их нуждается в еще большем их количестве для получения того же эффекта. (Да.)

8. От инфицированной иглы невозможно заразиться СПИДом. (Нет.)

9. Алкоголь — это наркотик, стимулирующий центральную нервную систему, позволяющий ощутить свободу и прилив энергии. (Нет.)

10. Наркотические лекарства, которые выписывают врачи, могут быть опасны и вызывать серьезные осложнения здоровья, если их принимать долго и в неправильных дозах. (Да.)

Опасности, связанные с употреблением наркотиков

— Передозировка ведет к потере сознания и даже к смерти.

— Аварии в состоянии наркотического (или алкогольного) опьянения происходят чаще.

— Привыкание, физическая и психическая зависимость.

— Повышенные эмоции и нерациональное поведение.

— Головокружение и тошнота после принятия.

— Мгновенная смерть (чистый кокаин).

— СПИД и другие заболевания в результате пользования зараженной иглой.

— Потеря стремлений, лень (от марихуаны).

— Врожденные дефекты у детей.

— «Рецидивы» (внезапная тяга к наркотикам в любое время по еле прекращения их принятия, характерная для ЛСД или «Ангельской пыли»),

— Эмоциональные и физические нарушения.

— Другие серьезные нарушения здоровья.

Классификация и действие некоторых широко применяемых лекарств

Стимуляторы (имеют возбуждающее действие, вызывают говорливость, суетливость, сверхвозбудимость).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

— галлюцинации, непонимание обстановки.

Депрессанты (используются для вызывания сна у больных). Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

— неспособность к адекватному восприятию обстановки и четкому мышлению;

— непроизвольное движение глаз;

— агрессивность; передозировка барбитуратов (даже случайная) может привести к смертельному исходу (вероятность этого гораздо выше, чем при применении других лекарств).

Галлюциногены (лекарства, вызывающие изменения в ощущениях, мышлении, реакции на окружающее и чувствах).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

— неадекватность психических переживаний;

— может вызвать психическое заболевание;

— может развиться нарушение хромосом;

— психический срыв может наступить через несколько недель после последнего приема лекарств;

— нарушение восприятия времени и пространства;

— появление галлюцинаций и видений.

Марихуана (обычно свертывается в сигареты. При курении вначале вызывает возбуждение. Однако длительное употребление вызывает вялость и потерю сознания).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

— зрачки глаз расширены, а сами глаза наливаются кровью;

— потеря восприятия времени и пространства;

— судорожное подергивание мускулов;

— учащенный пульс и сердцебиение;

— потеря осмысления обстановки;

— психическая зависимость при длительном употреблении.

Наркотики-лекарства, в состав которых входит героин (болеутоляющие и имеющие снотворное действие).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

— героин воздействует на головной, спинной мозг, дыхательные органы;

— первоначальная реакция — чувство покоя и блаженства. Это чувство быстро проходит, требуется большее количество лекарства при следующем приеме;

— сразу после инъекции героина наступает сонливость;

Предупреждающие симптомы при употреблении наркотиков:

1. Покраснение век и носа. Зрачки увеличиваются или уменьшаются в зависимости от типа лекарства.

2. Нарушение адекватности поведения. Поведение — замедленное, неровное, отрешенное, или, напротив, истеричное, конвульсивное.

3. Нарушение аппетита, иногда — потеря веса.

4. Изменение психики: невнимательность, раздражительность, чувство подавленности, агрессивность, подозрительность.

5. Нарушение пищеварительной системы. Появление головных болей, раздвоение изображения. Изменение цвета кожи и осанки корпуса.

6. При внутривенном использовании появляются отметки от игл (особенно на руках).

7. Моральная деградация, замена прежних идей и ценностей.

Обсудить результаты анкетирования.

Дискуссия (сформулировать правила поведения для противостояния негативным влияниям окружающей действительности).

источник

пропаганда здорового образа жизни школьников;

профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании.

помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни.

проанализировать данные по предварительному анкетированию,

— формировать у учащихся потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье;

— вырабатывать устойчивое негативное отношение к вредным привычкам;

— составить итоговую схему по здоровому образу жизни.

Ход классного часа.

Учебная мотивация.

Учебная мотивация происходит за счет предоставления данных по результатам анкетирования самих учеников. Результаты опроса дают явное представление о состоянии класса в здоровьесберегающем аспекте.

1. Соблюдаете ли вы режим дня?

2. Делаете ли вы утреннюю зарядку?

3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?

4. Занимаетесь ли вы физическим трудом?

5. Можете ли подтянуться на перекладине (отжаться от пола) ?

6. Вызывает ли у вас отвращение табачный дым?

8. Считаете ли вы алкоголь вредным веществом?

9. Приходилось ли вам употреблять спиртные напитки (пиво)?

10. Являются ли наркотики ядом для человеческой жизни?

11. Любите ли вы свежий воздух?

Вопрос: почему же некоторые из вас избегают употребления алкоголя, некоторые курят, а другие предпочитают заниматься спортом, закаливаться и помогать родителям по дому?

Постановка проблемы: Большой вред здоровью человека наносят курение, употребление наркотиков и алкоголя, малоподвижный образ жизни.

именно этим проблемам – курить или не курить, употреблять алкоголь или нет, заниматься физкультурой или нет – и будет посвящен наш классный час.

Обсуждение ситуаций:

1. В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.

«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым неприятен на вкус, и их немного тошнило… несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

1. Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?

2. Какая польза от курения? Может вред не настолько велик и удовольствие или польза стоит некоторых неудобств?

3. Легко ли бросить курить?

4. Курение табака это привычка или болезнь?

2. Четверо друзей из одного двора решили встретиться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей. Михаил что – то очень долго копался в своей комнате, наконец, вышли на улицу. «А я что –то для вас припас», — гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» — восхитился Андрюха. Сережа смутился, а Саша решительно заявил:

1. Какие аргументы может привести Саша, чтобы отказаться от спиртного?

2. Как вы думаете, почему некоторые подростки начинают пить алкоголь (пиво)?

3. Каковы последствия употребления алкоголя?

3. «После школы я пошла к своей подружке, чтобы вместе пойти погулять. Во дворе ее дома веселилась шумная компания друзей. Эти ребята очень шумно себя вели, выкрикивали непонятные фразы или переходили на пение. Иногда из этой кампании слышался плач. На прохожих никак не реагировали».

источник

Занятие для подростков по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании.
классный час (7, 8, 9 класс) на тему

Заняти проводится в форме тренинга. Цель занятия: сформировать у подростков негативное отношение к никотину, алкоголю, наркотикам.Расчитано на учащихся 7-9 классов.

МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

Учитель биологии: Попова М.Б.

Занятие для подростков по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании.

Цель: сформировать у подростков негативное отношение к табаку, алкоголю и наркотикам.

  1. Вступительная часть
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

Место проведения: классная комната, дети сидят в кругу

Оборудование: коробка, листы бумаги, ручки

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас поприветствуем друг друга

Все участники разбиваются на 3 группы и приветствуют друг друга по-японски (кланяются), по-английски (пожимают руки) и по-африкански (трутся носами).

И так давайте начнем наше занятие — тренинг.

  1. Упражнение «Запретный плод»

Цель: осознать свое поведение в ситуации запрета.

В центре круга лежит коробка. Детям говорится следующее: « Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?»

Затем ребята по очереди выполняют упражнение. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражать свое отношение мимикой и жестами: они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь — каждый поступает так, как считает нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений , поэтому, если кто-то будет, пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Читайте также:  Женский алкоголизм если бросить пить что будет

Далее идет обсуждение того, как вели себя участники, что было трудно, а что легко .

Ребята, представьте, что в этой коробочке находятся вещества, которые вызывают расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. д. Стали бы вы пробовать это вещество?

Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение? Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие решились заглянуть в запретное место. Но когда я предложила вам вещество неизвестного происхождения и рассказала об ее опасном влиянии на организм человека, вы отказались пробовать.

Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Правильно, о никотине, алкоголе и наркотиках.

  1. Для начала как вы относитесь к себе и своим близким: Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Я сейчас начну говорить вам «Поменяйтесь местами, те кто…» и если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место.

Итак, начнем: «Поменяйтесь местами те кто, заботится о своем здоровье. Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди. Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья и сестры. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком. Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым?

  1. Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих слов к слову «независимый».

— В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.

— Каковы преимущества есть у людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных?

— Ребята, а что или кто делает человека зависимым? (вредные привычки, плохая компания)

Сейчас мы с вами попробуем понять, что чувствует зависимый человек.

Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1.5 – 3 метра.

Цель кукловодов перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек».

Во время обсуждения участники высказываются по очереди. Вопросы:

1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы?

2. Понравилось ли быть куклой в чужих руках?

3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

4. Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

— Мы с вами смогли увидеть, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно.

Подберите несколько ассоциаций к слову «зависимый». Ребята, а какие чувства у вас вызывает понятие «зависимость»?

6. Сообщение информации: доказано, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость и агрессивное поведение. Ставя специальный эксперимент, ученые наблюдали за поведением приматов, которым давалось спиртное. Было отмечено нарушение правил общежития, имевших место в обычной обстановке, кривляние, безобразное поведение, нежелание ухаживать за своими детенышами, а то и явно агрессивное поведение. В литературе был описан случай, когда стадо диких животных забрело в небольшую непальскую деревушку, где наткнулось на погреб с домашним вином. После употребления спиртного слоны, разгорячившись, пошли по улице, сметая все на своем пути. Сначала они разнесли полтора десятка домов, потом, выйдя к реке Каджара, разрушили мост, соединявший ее берега. Насмерть перепуганным жителям ничего не оставалось делать, как ждать, когда окончится этот погром и, подсчитав убытки, заняться восстановлением поврежденных сооружений. Ведь предъявлять-то претензии было не к кому. Известно, что, попробовав однажды алкоголь, слоны не забудут его вкуса никогда. И работники зоопарков отмечают, что умное животное может даже прикинуться больными для того, чтобы получить знакомую настойку на спирту.

5. Конверт «ЗАВИСИМОСТЬ» а сейчас я предлагаю высказать свою точку зрения
Цель: выявление типичных точек зрения по вопросам.
Предложите свой вариант предложения, начало которого:
— когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя.
— в общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает.
— свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через.
— когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю.
— ситуация, в которой я мог бы стать зависимым.
— когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого или чего-либо, я.
— быть независимым для меня означает.
— я понимаю, что зависимость — это.

Участникам предлагается: вспомните ситуацию, когда приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали. общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем роли меняются. После этого участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытали, когда рассказывали и слушали.

источник

Цель: расширить знания учеников о вредном влиянии курения, алкоголя и наркотиков на здоровье школьников.

  1. сплочение классного коллектива.
  2. расширение кругозора во внеурочное время.
  3. помощь в обретении культуры общения, культуры поведения в общественном месте.

«Курение, наркотики, алкоголизм и

Цель: расширить знания учеников о вредном влиянии курения, алкоголя и наркотиков на здоровье школьников.

сплочение классного коллектива.

расширение кругозора во внеурочное время.

помощь в обретении культуры общения, культуры поведения в общественном месте.

Курение табака – это одна из наиболее

серьезных проблем современного

здравоохранения и основная причина

преждевременной смерти, которую

Курение в последние десятилетия получило очень широкое распространение. Вероятно, не найдутся сегодня люди, которые скажут, что ничего не слышали о вреде курения, или будут утверждать, что курение полезно. Знают о вреде курения и курильщики. Получив подтверждение сведениям о вреде курения в собственных ощущениях, многие из них начинают осознавать, что надо бросать курить. Но на деле вырваться из никотиновой зависимости оказывается не так легко. Без сомнения, бросить курить нелегко. Однако, за редким исключением это каждому под силу, если достаточно серьезно настроиться, не допускать в борьбе с собственной слабостью ни компромиссов, ни грубых ошибок.

Табак (лат. Nikotiana tabacum)- многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых, выращиваемое обычно как однолетнее. Родина табака – тропическая Америка. В Европе табак стал известен после возвращения из Америки участников второй экспедиции Колумба (1496г.) которые привезли его семена. Первоначально табак выращивали в Испании в качестве декоративного растения, он относительно медленно распространился в других странах. Однако процесс распространения табака резко ускорился после того, как табак повторно попал в Европу из Бразилии. Он был завезен во Францию. Тогда же началось все более широкое употребление.

В течение года через легкие курильщика проходит до 800 г. табачных смол. Если человек выкуривает в среднем по пачке сигарет в день, то за 30 лет он прогоняет через свои легкие дым примерно от 160 кг табака. Курение наносит вред многим органам и системам, но в первую очередь сердечно – сосудистой системе и органам дыхания. Под давлением никотина происходит спазм сосудов, а так же перерождение их внутренней оболочке, что приведет к развитию атеросклероза, к уменьшению просвета сосудов и ухудшению кровотока в различных частях тела с ухудшением снабжения их кислородом и питательными веществами, с затруднением отведения от них ненужных и вредных продуктов обмена веществ.

Подростки курят обычно тайком, торопливо, а при этом больше никотина переходит в дым; они обычно докуривают сигарету до конца, а именно здесь и собираются наиболее ядовитые вещества; порою они докуривают чужие окурки; нередко подростки куря одну сигарету, передавая ее друг другу изо рта в рот, что может способствовать передаче инфекционных заболеваний.

Антиникотиновое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. Необходимо внушать ребенку отрицательное отношение к курению, к табачному дыму основанное на непосредственном восприятии, отрицательной реакции на все это окружающих его людей, и в первую очередь родителей.

Все это не следует прекращать и в дальнейшем, но в дополнение к этому в общении со школьником нужно подчеркивать некоторые отрицательные качества курящих людей, разъясняя, что курящие- это не только взрослые, самостоятельные, мужественные люди, сколько «рабы» очень вредной привычки, от которой они сами бы с радостью избавились, если бы имели достаточно для этого силы воли и самообладания.

Следует внимательно контролировать контакты, общение школьника; нередко мальчики тянутся к более старшим, к подросткам и юношам, и поэтому к последним следует внимательнее присмотреться, если есть подозрения, что те курят, следует пресечь все возможности общения. Девушкам следует разъяснить, что курение среди девушек не редкость в наше время, все же курящую женщину, а тем более девушку смотрят с подозрением: ведь чаще курить они начинают в подозрительных, нередко в сомнительных компаниях. Кроме того, если с курящими девушками некоторые юноши общаются охотно, то замуж берут их далеко не столь охотно.

Для предупреждения курения у подростков следует учитывать, что порою проходит некоторое время от испробованной первой сигареты до того, как они начинают по-настоящему курить, и очень важно никогда не упускать из поля зрения необходимость введения антиникотиновой борьбы.

Наркомания — хроническое заболевание, развивающееся в результате употребления наркотических средств.

В некоторых районах нашей страны до настоящего времени распространены дикорастущие сорта конопли, мака. Недостаточно эффективный контроль на местах за посевами этих растений и за их уничтожением дает возможность получить из них наркотические вещества с последующим их распространением.

В настоящее время среди определенной части молодежи подростков встречаются случаи вдыхания паров летучих растворителей, которые достаточно быстро приводят к психологическому изменению личности и слабоумию. Для развития наркомании необходимы соответствующие отрицательные условия, в которых и происходит приобщение этой психически незрелой или психопатической личности к наркотическим или одурманивающим веществам. Речь идет об отрицательном влиянии микросферы. К отрицательной микросфере следует отнести и дисгармонические семьи. Пьянство, напряженные конфликтные отношения между членами семьи всегда отрицательно сказываются на формирование личности ребенка. в подобных семьях дети уже с раннего возраста перенимают патологический стереотип поведения взрослых, не имеют близкого, душевного контакта с родителями, не любят свой дом. Они плохо включаются в школьный процесс, не участвуют в общественной жизни, большую часть времени вне дома и школы, на улице, чаще всего в асоциальной компании, где начинают приобщаться к наркотикам, алкоголю, совершают противоправные действия и т.д.

Три стадии заболевания наркоманией:

Наличие только психической зависимости от наркотиков и других одурманивающих веществ (сравнительно короткая)

Наличие не только психической, но и физической.

Болезнь протекает на фоне истощения всех систем и функций организма – нервной, психической, физической.

Алкоголь… Пьянство. Почему эта проблема с каждым годом волнует все большее число людей в разных странах мира.

Большинство спиртных напитков (за исключением виноградных вин, пива) получаются путем смешивания этилового спирта, воды и различных добавок, обеспечивающих тот или иной армат и вкусовые качества спиртных напитков.

В первую очередь на поступление в организм алкоголя реагирует нервная система. Сначала нарушается деятельность коры полушарий большого мозга, а затем действие алкоголя распространяется на клетки спинного мозга. Влиянию алкоголизации на здоровье детей посвящено много исследований и эта проблема интенсивно изучается уже с прошлого века. Русский врач В.Я.Канель еще в 1914 году провел сопоставление показателей здоровья детей в семьях непьющих и больных алкоголизмом. Он установил, что смерть детей в первые месяцы после рождения отмечена в 8,2% и 43,9% из них отставание в психофизическом развитии и различные заболевания – в 9,8% и 38,6% соответственно.

Таким образом, менее 1/5 детей, родившихся в семьях больных алкоголизмом, развивались нормально в психофизическом и физическом отношении. Алкоголизация родителей способствует возникновению психических заболеваний, отклоняющегося поведения. У большинства подростков с таким поведением отмечается алкоголизм родителей, а у подростков с разными формами психической патологии алкоголизм родителей констатирован в 2/3 наблюдений. Мать вызвали в школу из – за низкой успеваемости сына, что мальчик на уроках невнимателен, часто отвлекается, не может сосредоточиться на длительное время. Домашние задания выполняет вяло. Если в решении задач он допускает ошибки, то вместо того, чтобы проанализировать свою работу и найти правильное решение, раздражается и вообще перестает заниматься. На переменах во время игр легко возбуждается, теряет чувство меры. Игры, в которых он участвует, нередко перерастают в ссору или драку. В обращении со сверстниками груб, пытается установить свой авторитет с помощью физической силы. С учителями дерзок. Из беседы с матерью выясняется, что в последние годы отец ребенка систематически пьет, домой приходит поздно вечером и всегда пьяным. Каждое его такое поведение дома сопровождается скандалом с женой, угрозами в адрес ребенка. Скандалы нередко продолжаются за полночь, и все это время ребенок не спит. Мать отмечает, что сын стал крайне несдержанным, грубым, стремится скрыться от отца. Никого из сверстников домой не приглашает, так как стыдится отца и не хочет, чтобы о его пьянстве знали товарищи. Ребенок не имеет возможности регулярно заниматься, полноценно отдыхать. Он живет в атмосфере постоянного страха, оскорблений, стыда перед окружающими за поведение пьяного отца, боязни за мать и за себя. Все это привело к тому, что мальчик стал нервным, плохо лает своими эмоциональными реакциями, не может выбрать правильный тон общения с окружающими. Обычая школьная нагрузка на фоне развивающегося невроза оказывается для него чрезмерной, успеваемость снижается.

источник