Меню Рубрики

Как победить алкоголизм ислам буддизм иудаизм

Уделяя основное внимание вопросам истории, развития и влияния алкоголя на людей, нельзя обойти стороной вопрос, как относятся различные религии к употреблению алкоголя своей паствой. Вопрос этот сложный и достаточно запутанный и решается он на протяжении многих веков. Можно сказать с уверенностью, что ни одна из основных мировых религий не поощряет употребление алкогольных напитков. Однако и здесь можно увидеть целую гамму комментариев великих религиозных иерархов об употреблении алкоголя их паствой: от полного запрета употребления алкогольных напитков, до разумного, ограниченного их пития.
Рассмотрим отношение к алкоголю основных мировых религий: христианства, ислама и буддизма.

Религия ХРИСТИАНСТВО. Численность последователей христианского учения приближается к 2500 миллионов человек. Мы не будем разделять христиан на различные ветви христианского учения. Основной священной книгой всех христиан является Библия, именно в свете библейских записей попробуем рассмотреть вопрос о возможности употребления алкогольных напитков в Христианстве. Однозначного ответа получить наверное не удастся, так как одни и те же библейские записи различные известные богословы толкуют по- разному. Поэтому будем руководствоваться Священным Писанием и обычным человеческим здравым смыслом.
Об алкоголе впервые упоминается в Книге Бытие и первооткрывателем пагубного воздействия алкоголя на человека стал Ной, который после потопа сделал перебродивший виноградный сок. Ной после употребления приготовленного им вина, получил наглядный урок для себя и своих сыновей. Следующим антигероем, после неумеренного потребления вина, стал Лот. Это были примеры неумеренного потребления вина, и поступки совершенные под воздействием алкоголя заслуживали сурового осуждения.

Рассказывается об употреблении вина и во время тайной вечери, где Иисус употреблял вместе с учениками вино. Однако противники употребления алкоголя объясняют, что слово «вино» может упоминаться в Библии применительно к новому не перебродившему виноградному соку. Иисус отверг вино разведенное миррой, когда был распят, хотя его плоть мучилась от нестерпимой жажды. В Библии употребление алкоголя часто увязывают со словом «горе». «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином».
В Священном Писании многие упоминания о вине можно трактовать как разрешение его умеренного потребления, так и в качестве полного запрета. И здесь здравый смысл подсказывает, что употреблять алкоголь в умеренном количестве можно, но совсем не обязательно. Можно предположить, что Бог дает человеку право самому выбрать свой путь.

Религия ИСЛАМ. Это одна из трех мировых религий, число последователей Ислама составляет более 1200 миллионов мусульман. Основные принципы Ислама изложены в Коране, главной книге мусульман. Строгого единодушия в вопросе употребления алкоголя у мусульманских богословов тоже нет. Однако большинство религиозных авторитетов считают, что Коран категорически запрещает употребление алкоголя.

Очень интересно и поучительно, как велась борьба против употребления алкоголя у мусульман Пророком Мухаммедом. Это была планомерная работа по постепенному отказу от употребления алкоголя среди мусульман, и состояла из трех последовательных этапов. В итоге общество, где раньше чрезмерное пьянство считалось правилом хорошего тона и поощрялось, с принятием Ислама практически полностью отказалось от употребления алкоголя или свело его потребление к минимуму. Хочется привести цитату из Корана:
Но Аллах сказал «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете».

Религия БУДДИЗМ. Это самая древняя из трех мировых религий мира. Появление Буддизма датируется концом пятого-началом шестого веков до нашей эры, Количество последователей этой религии составляет около 400 миллионов человек. Страны, где основная часть населения проповедует Буддизм, расположены в Центральной и Юго-Восточной части Азии, в незначительной степени в Средней Азии и в Сибири: Монголия, Корея, Мьянме, Япония, Вьетнам, Лаос. В России Бурятия, Калмыкия, Тува. Главная священная книга буддистов-Тритака.

Очень интересно характеризуется водка в учении Будды. Первоначально водка была приготовлена царем демонов из следующих компонентов: мозг свирепого белого льва, пена из пасти разъяренного слона, жало ядовитой змеи, мед злой пчелы, слюна бешеной собаки, костный мозг девяти демонических плясунов, зрачок волка, пожиравшего мертвецов, мясо трупа и утробная кровь женщины-ракшаса /демоница/. И в последствии человек, который выпьет водку приобретает качества соответствующие каждому ее составляющему компоненту. Чтобы получить разрешение на употребление алкоголя, Будда предлагает зелье из таких компонентов, что мне не хочется их даже перечислять, чтобы на долго не испортить вам аппетит.
Поэтому одно из изречений Будды: «Воздерживайтесь вовсе от употребления водки, влекущей ко множеству пороков».

Религия ИУДАИЗМ. Численность адептов этой религии составляет более 20 миллионов человек. Священные Книги иудеев Тора и Талмуд в которых содержится много наставлений и практических советов по ведению правильного и здорового образа жизни, позволяющих избегать многих опасных жизненных ситуаций. В иудаизме нет запрета на употребление алкоголя. Евреи употребляют вино при исполнении ряда религиозных церемоний. Но Иудаизм очень строго осуждает употребление любых алкогольных напитков в больших количествах. «Входит вино- уходит рассудок; входит вино-выходит секрет», об этом предостерегает Мидраш.
Теперь, после знакомства с отношением религий к алкоголю, можно наглядно сравнить потребление алкоголя в разных странах, где население исповедует христианство,ислам, буддизм.

Алкоголь – одно из ключевых открытий человечества: состояние измененного сознания, достигаемое с помощью алкогольного опьянения, в разных народах в свое время воспринималось как акт божественного откровения, способ общения с «тонким» миром, путь познания скрытого. Именно под воздействием спиртного нередко создаются произведения искусства, решаются научные парадоксы и находятся ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.

Религиозные доктрины мира не могли не включить в свою концепцию такой значимый фактор человеческого психоэмоционального состояния, тем более что даже сегодня, в век научного знания и материализма, нет единого мнения, что же именно собой представляет состояние измененного сознания, и нет ли в нем сакральной (священной) подоплеки.

Эта религия относится к алкоголю положительно и даже с некоторым уважением: красное вино, в частности, считается Кровью Христовой и входит в таинство Причастия. Немало упоминаний перебродившего виноградного сока встречается и в Новом Завете: достаточно вспомнить известный сюжет о превращении воды в вино на свадьбе. В Ветхом Завете, в Песни Песней, влюбленный юноша (сам царь Соломон) сравнивается с виноградарем, и его возлюбленная Суламифь – сестра владельцев виноградника.

Вино — кровь Христова, хлеб — его плоть.

Не попадают под запрет и другие напитки. Например, жена известного немецкого богослова, реформатора и переводчика Библии Мартина Лютера была пивоваром, а семейство Гиннес создало свой знаменитый сорт пива в честь поклонения Иисусу Христу.

С другой стороны, в христианстве порицается чрезмерное опьянение, когда человек не может контролировать себя и теряет достойный облик (сюжет о дочерях Лота, сюжет о сыновьях Ноя – Хаме, Симе и Иафете). Не находят сочувствия и запойные пьяницы, так как Священное Писание учит своих последователей всегда быть хозяевами своего тела, чтобы не совершить случайно предосудительный поступок и не нанести вред другим людям.

При желании в Библии можно найти цитаты как за, так и против алкоголя, одно можно сказать совершенно точно: спиртные напитки в христианстве не запрещены, а в определенных ритуальных ситуациях даже прямо показаны к употреблению.

В этой религии алкоголь полностью запрещен – по легенде именно табу на спиртное в свое время стало причиной, почему князь Владимир решил крестить Русь, а не обратить ее в мусульманство. Коран считает: что запрещено в большом количестве, не разрешено и в малом, поэтому христианский подход, прославляющий умеренность, здесь неприменим: спиртное считается корнем зла и греха, нечистым и скверным порождением Иблиса – джинна, сбивающего верующих с истинного пути.

По одной из версий из-за запрета алкоголя в исламе князь Владимир принял христианство

Разумеется, этот запрет распространяется и на другие дурманящие вещества, однако доподлинно известно, что некоторые мусульмане все-таки не отказывают себе в простых радостях: например, большим любителем вина был великий иранский поэт и ученый Омар Хайям, многие современным исламские исследователи также находят в Коране подтверждения тому, что алкоголь не так страшен, как принято считать. Например, Аллах сказал, что «первая капля вина губит человека» – получается, если ее стряхнуть, то оставшийся в стакане напиток совершенно безвреден! Достаточно лояльное отношение к алкоголю в демократичной и светской Турции, в то время как в ОАЭ или Саудовской Аравии за появление на улице в нетрезвом виде можно угодить в тюрьму.

Официальная позиция ислама остается такой же, как и тысячу лет назад: алкоголь строжайше запрещен.

Концепция жесткого запрета чего-либо плохо соотносится с самой философской и гуманной из всех мировых религий, однако в буддизме отношение к алкоголю скорее негативное, чем позитивное. Например, «Восьмеричный путь» включает в себя следование канонам правильного поведения, которое подразумевает отказ от пьянства. Значит ли это, что буддисту нельзя даже пригубить полбокальчика легкого вина? Нет, только если монаху – ведь замутненное сознание отдаляется от просветления.

К мирянам же в буддизме требования минимальны, и бытовые «прегрешения» им прощаются. Состояние постоянной осознанности – обязанность того, кто идет по пути духовного совершенствования, а алкоголь, равно как и наркотики, затуманивает разум.

Буддизм неоднороден: в нем есть и Махаяна, и Хинаяна, и Тантризм, и Дзен, и другие направления, каждое из которых по-своему относится к алкоголю. В сухом остатке можно сказать следующее: буддизм не считает вино скверной и богомерзким напитком, но и не поощряет его употребление, особенно сверх меры.

Алкоголь и религия. Уделяя основное внимание вопросам истории, развития и влияния алкоголя на людей, нельзя обойти стороной вопрос, как относятся различные религии к употреблению алкоголя своей паствой. Вопрос этот сложный и достаточно запутанный и решается он на протяжении многих веков. Можно сказать с уверенностью, что ни одна из основных мировых религий не поощряет употребление алкогольных напитков.

Однако и здесь можно увидеть целую гамму комментариев великих религиозных иерархов об употреблении алкоголя их паствой: от полного запрета употребления алкогольных напитков, до разумного, ограниченного их пития.

Рассмотрим отношение к алкоголю основных мировых религий: христианства, ислама и буддизма.

Численность последователей христианского учения приближается к 2500 миллионов человек. Мы не будем разделять христиан на различные ветви христианского учения. Основной священной книгой всех христиан является Библия, именно в свете библейских записей попробуем рассмотреть вопрос о возможности употребления алкогольных напитков в Христианстве.

Однозначного ответа получить наверное не удастся, так как одни и те же библейские записи различные известные богословы толкуют по- разному. Поэтому будем руководствоваться Священным Писанием и обычным человеческим здравым смыслом.

Об алкоголе впервые упоминается в Книге Бытие и первооткрывателем пагубного воздействия алкоголя на человека стал Ной, который после потопа сделал перебродивший виноградный сок. Ной после употребления приготовленного им вина, получил наглядный урок для себя и своих сыновей.

Следующим антигероем, после неумеренного потребления вина, стал Лот. Это были примеры неумеренного потребления вина, и поступки совершенные под воздействием алкоголя заслуживали сурового осуждения.

Рассказывается об употреблении вина и во время тайной вечери, где Иисус употреблял вместе с учениками вино. Однако противники употребления алкоголя объясняют, что слово «вино» может упоминаться в Библии применительно к новому не перебродившему виноградному соку.

Иисус отверг вино разведенное миррой, когда был распят, хотя его плоть мучилась от нестерпимой жажды. В Библии употребление алкоголя часто увязывают со словом «горе».

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином».

В Священном Писании многие упоминания о вине можно трактовать как разрешение его умеренного потребления, так и в качестве полного запрета. И здесь здравый смысл подсказывает, что употреблять алкоголь в умеренном количестве можно, но совсем не обязательно. Можно предположить, что Бог дает человеку право самому выбрать свой путь.

Это одна из трех мировых религий, число последователей Ислама составляет более 1200 миллионов мусульман. Основные принципы Ислама изложены в Коране, главной книге мусульман. Строгого единодушия в вопросе употребления алкоголя у мусульманских богословов тоже нет.

Однако большинство религиозных авторитетов считают, что Коран категорически запрещает употребление алкоголя.

Очень интересно и поучительно, как велась борьба против употребления алкоголя у мусульман Пророком Мухаммедом. Это была планомерная работа по постепенному отказу от употребления алкоголя среди мусульман, и состояла из трех последовательных этапов.

В итоге общество, где раньше чрезмерное пьянство считалось правилом хорошего тона и поощрялось, с принятием Ислама практически полностью отказалось от употребления алкоголя или свело его потребление к минимуму. Хочется привести цитату из Корана:

Но Аллах сказал «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны.

Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете».

Это самая древняя из трех мировых религий мира. Появление Буддизма датируется концом пятого-началом шестого веков до нашей эры. Количество последователей этой религии составляет около 400 миллионов человек.

Страны, где основная часть населения проповедует Буддизм, расположены в Центральной и Юго-Восточной части Азии, в незначительной степени в Средней Азии и в Сибири: Монголия, Корея, Мьянме, Япония, Вьетнам, Лаос. В России Бурятия, Калмыкия, Тува. Главная священная книга буддистов-Тритака.

Очень интересно характеризуется водка в учении Будды.

Первоначально водка была приготовлена царем демонов из следующих компонентов: мозг свирепого белого льва, пена из пасти разъяренного слона, жало ядовитой змеи, мед злой пчелы, слюна бешеной собаки, костный мозг девяти демонических плясунов, зрачок волка, пожиравшего мертвецов, мясо трупа и утробная кровь женщины-ракшаса /демоница.

И в последствии человек, который выпьет водку приобретает качества соответствующие каждому ее составляющему компоненту. Чтобы получить разрешение на употребление алкоголя, Будда предлагает зелье из таких компонентов, что мне не хочется их даже перечислять, чтобы на долго не испортить вам аппетит.

Поэтому одно из изречений Будды:

«Воздерживайтесь вовсе от употребления водки, влекущей ко множеству пороков».

Употребление вина на праздник Пурим

Численность адептов этой религии составляет более 20 миллионов человек. Священные Книги иудеев Тора и Талмуд в которых содержится много наставлений и практических советов по ведению правильного и здорового образа жизни, позволяющих избегать многих опасных жизненных ситуаций. В иудаизме нет запрета на употребление алкоголя.

Евреи употребляют вино при исполнении ряда религиозных церемоний. Но Иудаизм очень строго осуждает употребление любых алкогольных напитков в больших количествах.

«Входит вино- уходит рассудок; входит вино-выходит секрет», об этом предостерегает Мидраш.

Теперь, после знакомства с отношением религий к алкоголю, можно наглядно сравнить потребление алкоголя в разных странах, где население исповедует христианство,ислам, буддизм.

источник

Падмасамбхава (История) происхождения алкоголя и наставление, разъясняющее (его) пользу и вред,изложенные наставником

(Однажды), когда царевич Гунгаджал попросил Падмасамбхаву: «Соизволь рассказать, откуда и почему в древности появился алкоголь», наставник Падмасамбхава поведал следующее:

Давным — давно, 4386 кальп (периодов времени, равных периодам с момента зарождения по момент разрушения Вселенной) тому назад, Татхагата Будда по имени Лунный Свет, явился в мир, чтобы проповедать святое учение. В то время как слушавшие учение у этого Будды живые существа-владыки восьми областей (мира) со своей свитой, как-то: восемь царей тенгриев, восемь царей асуров, цари людей, киннаров, гандхарвов, махорагов, нагов 1 и прочие, собравшись вместе, внимали словам будды, греховный царь демонов, чинивший зло живым существам, не сдержавшись, подумал со злостью: «Что же это ко мне никто не пожалует, тогда как у Будды Пришедшего подобным образом собралось такое множество живых существ?» — и с досады заревел.

Читайте также:  Методы или способы кодирования от алкоголизма

(Однажды), когда тот греховный царь демонов 2 спал, его гений — хранитель 3 по имени Великий Грозный Черный (Тенгри) ниспослал ему сновидение с таким советом: «Ты, царь, не печалься. Я и тебе дам религию. Если достанешь мозг свирепого белого льва, пену из пасти разъяренного слона, жало ядовитой змеи, мед злой пчелы, слюну бешеной собаки, костный мозг девяти демонических плясунов, зрачок волка, пожиравшего мертвецов, мясо трупа и утробную кровь женщины — ракшаса 4 и затем, прочитав мантры — проклятия, смешаешь эти девять веществ, то образуется большая река отравы, именуемая алкоголем». Тот греховный царь демонов, пробудившись ото сна, очень обрадовался. Собрал все необходимое и, соорудив на вершине скалистой горы каменный котел, приготовил в нем смесь согласно тому, что услышал во сне. (И с тех пор) постоянно стали течь десять больших алкогольных рек. Все живые существа, слушавшие в то время учение Будды, выпили того алкоголя, приняв ее за воду, и сильно опьянели. Оттого, что алкогольный яд впитался в землю, появилось хлебное и фруктовое вино. Греховный царь демонов, обрадовавшись, принялся подсчитывать, сколько живых существ собралось у Будды и сколько у него. Получилось, что три четверти и большинство четвертой части (существ) собралось у Будды, у него же — меньшинство. Сокрушенный этим, царь демонов сидел, печалясь и страдая. (Но опять явился) его гений — хранитель Великий грозный Черный (Тенгри) и сказал: «Ты не горюй! Живые существа этой калпы живут сто тысяч лет и очень добродетельны. Именно поэтому у тебя собралась меньшая часть четверти их. В будущем, когда умножатся калпы короткой жизни, твоя религия получит гораздо большее распространение, нежели учение Будды». Услышав эти слова, греховный царь демонов выразил такое злое пожелание: «Пусть в последующих калпах короткой жизни моя религия распространится более, чем учение Будды! Пусть живые существа будут наделены участью трех дурных перерождений 5 , и особенно участью низвержения в Вечный ад 6 !»

Едва он произнес это злое пожелание, как Будда благодаря своей проницательности узнал об этом и высказал благопожелание: «Пусть я своим благословением сообщу твоему алкоголю, приготовленному из девяти ядов, свойства (пяти видов мяса 7 ) и пяти нектаров и, примешав к ней яд пяти пороков 8 , выпью все и тем избавлю живые существа от несчастий и возведу их в степень всецело cовершенных будд!»

Если простолюдин выпьет алкоголя, то из-за того, что в его состав входит яд из мозга свирепого белого льва, он вообразит, что нет никого превыше его, и станет презирать три драгоценности 9 и тем заслужит неизбежную учась низвержения в ад и прочие области трех дурных перерождений. Он станет также оскорблять высоких ханов и князей и за то подвергнется наказанию ханской властью. Он рассорится и подерется с равными себе товарищами и потому разлучится с ними. Вот что происходит от действия первого яда.

Из-за того что в состав (алкоголя) входит пена из пасти разъяренного слона, (испивший алкоголя) будет недоволен, когда непьющие начнут осуждать алкоголь. Он станет вопрошать: «Почему порицают алкоголь, которую подносят в жертву буддам и которую пьют высокие правители?» Начнет также всячески браниться и сквернословить, повторяя свое желание: «Пусть у меня (всегда) будет алкоголь и я буду снова и снова пить ее». Вот какие пагубные и низменные желания порождает второй яд.

Из-за того что в состав (алкоголя) входит яд из жала ядовитой змеи, (испивший ее) будет выводить людей из терпения, оскорбляя их и копаясь в чужих грехах. Вот что происходит от действия третьего яда.

Из-за того что в состав (алкоголя) входит мед злой пчелы и потому она даже вкуснее меда, (испивший ее) уже не может отказаться от алкоголя. Вот что происходит от действия четвертого яда.

Из-за того что в состав (алкоголя) входит слюна из пасти бешеной собаки, (испивший алкоголя) ввязывается в ссоры и драки с другими людьми, а это приводит к ушибам и увечьям. Вот что происходит от действия пятого яда.

Из-за того что в состав (алкоголя) входит яд из костного мозга девяти демонических плясунов, у опьяненного алкоголем человека костный мозг рук и ног раскаляется и вскипает, и тогда человеку трудно спокойно сидеть и лежать. Он вдруг вскакивает и поднимает шум и гам. Если же сядет на коня, то помчится, не обращая внимания на овраги и ущелья, на реки и скалы, и в результате упадет и разобьется. Вот что происходит от действия шестого яда.

Из-за того что в состав (алкоголя) входит зрачок глаза волка, пожиравшего мертвецов, у сильно опьяненного человека глаза гаснут и тускнеют и он не может (даже) моргать. Он ничего ясно не различает, и ум его омрачается. Вот что происходит от действия седьмого яда.

Из-за того что в состав (алкоголя) входит мясо трупа, лицо у постоянно пьющего алкоголь становится безобразным и совершенно серым, как пепел. Вот что происходит от действия восьмого яда.

Из-за того что в состав (алкоголя) входит утробная кровь женщины — ракшасы, от человека, постоянно пьющего алкоголь, уйдет родившееся с ним вместе божество и его место прочно займет царь демонов. И (тогда) от поступков того человека 84 тысячи его пороков воспылают как огонь, взбурлят как река, затрепещут на ветру, воздымутся как пыль, и, совершив десять черных 10 и пять неискупных грехов 11 нарушит он обет и клятву, отчего и низвергнется в область дурных перерождений, в Вечный и прочие ады, где подвергнется всяческим адским мукам». Так предсказали все будды трех времен 12 .

И еще (они) изрекли: «Хотя будды и бодхисаттвы 13 ведают причины и следствия хорошего и дурного в настоящем и будущих перерождениях, однако (и простому смертному)(по поведению людей), опьяненных алкоголем, сотворенной из девяти ядов демона, нетрудно определить, кто из какой области перерождения появился на свет. Дело вот в чем. Когда алкоголем опьянены люди, возродившиеся из областей тенгриев и людей, то их тела, речи и души не ослабевают. Рассудок становится тверже и спокойнее. Говорят они справедливые слова и ведут себя кротко.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области асуров, то они сквернословят, ссорятся и дерутся. Ведут себя весьма недостойно — завистливы и скупы.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области адов, то они беспричинно рыдают.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области претов 14 , то они еле-еле держатся на ногах, качаются и падают.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области животных, то они не могут вымолвить ни слова и (только) бормочут, став тупыми и немыми, как скот».

Наш учитель Будда Шакьямуни повелел так: «Воздерживайтесь вовсе от употребления алкоголя, влекущей ко множеству пороков».

И еще он сказал: «Послушайте и вы, мои ученики — монахи. Если (кто из вас) выпьет алкоголя хотя бы даже с росинку, удерживающуюся на кончике травинки, то он не будет более моим учеником. Те из монахов, кто будет пить алкоголь, как бы впадут в безумие и станут невоздержанны в делах тела, речи и мысли. Будут болтать пустые, непристойные и грубые слова. В душе своей возлелеют все пороки, в том числе похоть, гнев, невежество, гордыню, скупость и зависть. Когда, (напившись алкоголем), потеряют сознание и упадут замертво, то осрамятся они, дав собакам облизать свой испачканный рвотой рот и позволив посторонним людям созерцать свои обнаженные срамные места и прочее. Из-за того что рожденные вместе с ними божества покинут их, а грозные хранители святого учения разгневаются, у них ни с того ни с сего пойдет носом кровь и они погибнут какой — нибудь ужасной смертью — упав со скалы или с лошади, застигнутые наводнением или пожаром. И тогда они падут в восемнадцать адов, такие, как восемь горячих и восемь холодных, и будут невыносимо долго терпеть муки Вечного ада».

(Вы) спросите: «Какова продолжительность пребывания в Вечном аду?» А вот какова. Если выкопать квадратную яму глубиной в 80 маховых саженей и длиной — шириной (тоже) по 80 саженей и, наполнив ее зернами кунжута, вынимать по одному зернышку каждую кальпу, то пребывание в Вечном аду окончится только тогда, когда (в яме) иссякнет весь кунжут. Надо ли еще тут говорить о страданиях трех дурных перерождений!

Слушайте же мои ученики — монахи и послушники. Если пристраститесь к пьянству, то не обретете покоя, а будете испытывать все те (перечисленные) страдания. Зачем вы говорите: «Буддам-то подносят алкоголь, а нам ее пить запрещают?» Но ведь вы — то, не достигшие степени будд, не можете пользоваться их дарами. Посмотрите, например, притчи о том, как погибла лиса, сломав себе хребет, пытаясь прыгнуть так же далеко, как лев, или о том, как погибла пташка, обломив себе крылья, пытаясь взлететь столь же высоко, как и Гаруда 15 . Если можете употреблять напиток будд, то почему не желаете соблюдать правила поведения, изложенные Буддой в Винае 16 , и законы, установленные в Ваджраяне 17 ?

Когда подносят алкоголь хранителям святого учения, благословляя ее с пожеланием, чтобы она обратилась в пять видов мяса и пять видов нектара, те (хранители), примешивая к ней яд пяти пороков всех живых существ, выпивают все, избавляя этим существ от их грехов.

В число пяти видов мяса входят человечье, лошадиное и собачье мясо. Вы должны будете съесть их. В число пяти видов нектара входят «вонючая» и «очень вонючая» жидкости. Это человеческие моча и кал. Вы, невзирая на отталкивающий вид, должны будете многократно испить их, как будто это нектар. Если сможете сделать это — вам будет дозволено пить алкоголь. Если не сможете — будет запрещено.

Что вы ответите, если спросят, в каком разделе Тантры описан ритуал таинственного благословения алкоголя, превращающий ее в пять видов нектара? Ведь вы ответите то, чего и не говорил Ваджрадхара. Получится вроде того, что на голове у зайца выросли рога, а бесплодная женщина родила ребенка.

Закон Владыки Учения, различающего добродетели и грехи, одинаков для всех. Поэтому необходимо упорно воздерживаться от (пьянства).

И еще выслушайте-ка внимательно цари, князья, сановники и прочие знатные люди, следующие святому учению (Будды). Алкоголь имеет такие названия: «Алкоголь, порождающий безумие», «Алкоголь, дающий (иллюзию) мужества», «Алкоголь, делающий высокомерным», «Алкоголь, заставляющий похваляться богатством», «Алкоголь, ведущий к расточительству», «Алкоголь, побуждающий к неосмотрительности».

«Алкоголь, порождающий безумие». Если цари и знатные правители станут пить алкоголь, то будут поступать как безумные, не ведая, что прилично и что неприлично, не отличая добродетели от порока, правды от лжи, истины от заблуждения. Не будучи в состоянии разобраться в клевете, прослывут в этой жизни плохими людьми, а в последующих перерождениях из-за того, что не знали (основ) приятия и отвержения добра и зла, претерпят все муки дурной участи, о которых уже упоминалось прежде.

«Алкоголь, дающий (иллюзию) мужества». (Пьяный мнит себя) героем потому, что не боится порочить три драгоценности; не ведает, что будет наказан за оскорбление царя и сановников; не знает, что в результате ссор и драк потеряет родных и друзей.

«Алкоголь, делающий высокомерным». (Выпив)алкоголя, низкорожденный начинает изображать из себя высокородного, простолюдин — вельможу, бедняк — богача, глупец — мудреца, невежда — ученого.

«Алкоголь, заставляющий похваляться богатством». Кто, (выпив алкоголя), похваляется: «У меня много золота и серебра. У меня много имущества и скота», но, когда другие просят, не дает ничего — тот презренный богатей. Кто, (выпив алкоголя), похваляется: «У меня много еды», но когда у него собирается много людей, то еды не хватает, — тот презренный богатей.

«Алкоголь, ведущий к расточительству». От алкоголя становятся такими щедрыми, что, отдавая коня, сами остаются пешими, отдавая одежду, сами остаются нагими, отдавая пищу, сами голодают.

«Алкоголь, побуждающий к неосмотрительности». От алкоголя становятся настолько неосмотрительными, что преждевременно отдают то, что следовало бы отдать попозже; преждевременно говорят то, что следовало бы сказать попозже; обещают то, для чего не настало время.

И вообще, если будете пьянствовать, то:

Во-первых, физическая сила пойдет на убыль.

Во-вторых, лицо станет некрасивым, покроется морщинами, исхудает и огрубеет.

В-третьих, язык закоснеет и будет нести вздор.

В-пятых, умрете, не ведая, какие плоды принесут вам добрые и дурные деяния в этом и последующих перерождениях.

В-шестых, в этом перерождении все будут презирать и унижать вас, говоря: «Вот, явился этот назойливый пьяница!»

В-седьмых, алкоголь порождает болезни без помощи других ядов, поскольку сама подобна сильнодействующему яду и обладает большим отравляющим действием. (От потребления)алкоголя возникают четыре заболевания: бешенство, обморок, помрачение рассудка и скопление излишнего воздуха и желчи, вызываемое закупоркой сосудов, по которым текут кровь и животворная сила. Хотя все они могут появиться и по другим причинам, но в большинстве своем (симптомы отравления алкоголем) таковы: от избытка воздуха болит голова, учащается дыхание, бросает в дрожь, во сне мерещатся покойники и прочие кошмары. От (избытка) желчи поднимается температура, пропадает голос, слабит, кружится голова, моча приобретает зеленоватый цвет, краснеют глаза. От (избытка) слизи болит голова, тянет в сон, знобит, отнимаются конечности. В общем, проявляются симптомы всяческих болезней. Подробнее об этом смотрите в медицинских трактатах.

В-восьмых, в последующих перерождениях будете испытывать муки трех видов дурной участи, о которых речь уже шла выше. Если же возродитесь в мире людей, то будете слабоумны и скверного нрава». Так поведал (Падмасамбхава).

Полностью откажитесь от вредоносной водки — причины всех пороков!

источник

Алкоголь и религия. Уделяя основное внимание вопросам истории, развития и влияния алкоголя на людей, нельзя обойти стороной вопрос, как относятся различные религии к употреблению алкоголя своей паствой. Вопрос этот сложный и достаточно запутанный и решается он на протяжении многих веков. Можно сказать с уверенностью, что ни одна из основных мировых религий не поощряет употребление алкогольных напитков.

Однако и здесь можно увидеть целую гамму комментариев великих религиозных иерархов об употреблении алкоголя их паствой: от полного запрета употребления алкогольных напитков, до разумного, ограниченного их пития.

Читайте также:  Эссе алкоголизм дает больше опустошения чем три исторических бича вместе взятых голод чума война

Рассмотрим отношение к алкоголю основных мировых религий: христианства, ислама и буддизма.

Численность последователей христианского учения приближается к 2500 миллионов человек. Мы не будем разделять христиан на различные ветви христианского учения. Основной священной книгой всех христиан является Библия, именно в свете библейских записей попробуем рассмотреть вопрос о возможности употребления алкогольных напитков в Христианстве.

Однозначного ответа получить наверное не удастся, так как одни и те же библейские записи различные известные богословы толкуют по- разному. Поэтому будем руководствоваться Священным Писанием и обычным человеческим здравым смыслом.

Об алкоголе впервые упоминается в Книге Бытие и первооткрывателем пагубного воздействия алкоголя на человека стал Ной, который после потопа сделал перебродивший виноградный сок. Ной после употребления приготовленного им вина, получил наглядный урок для себя и своих сыновей.

Следующим антигероем, после неумеренного потребления вина, стал Лот. Это были примеры неумеренного потребления вина, и поступки совершенные под воздействием алкоголя заслуживали сурового осуждения.

Рассказывается об употреблении вина и во время тайной вечери, где Иисус употреблял вместе с учениками вино. Однако противники употребления алкоголя объясняют, что слово «вино» может упоминаться в Библии применительно к новому не перебродившему виноградному соку.

Иисус отверг вино разведенное миррой, когда был распят, хотя его плоть мучилась от нестерпимой жажды. В Библии употребление алкоголя часто увязывают со словом «горе».

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином».

В Священном Писании многие упоминания о вине можно трактовать как разрешение его умеренного потребления, так и в качестве полного запрета. И здесь здравый смысл подсказывает, что употреблять алкоголь в умеренном количестве можно, но совсем не обязательно. Можно предположить, что Бог дает человеку право самому выбрать свой путь.

Это одна из трех мировых религий, число последователей Ислама составляет более 1200 миллионов мусульман. Основные принципы Ислама изложены в Коране, главной книге мусульман. Строгого единодушия в вопросе употребления алкоголя у мусульманских богословов тоже нет.

Однако большинство религиозных авторитетов считают, что Коран категорически запрещает употребление алкоголя.

Очень интересно и поучительно, как велась борьба против употребления алкоголя у мусульман Пророком Мухаммедом. Это была планомерная работа по постепенному отказу от употребления алкоголя среди мусульман, и состояла из трех последовательных этапов.

В итоге общество, где раньше чрезмерное пьянство считалось правилом хорошего тона и поощрялось, с принятием Ислама практически полностью отказалось от употребления алкоголя или свело его потребление к минимуму. Хочется привести цитату из Корана:

Но Аллах сказал «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны.

Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете».

Это самая древняя из трех мировых религий мира. Появление Буддизма датируется концом пятого-началом шестого веков до нашей эры. Количество последователей этой религии составляет около 400 миллионов человек.

Страны, где основная часть населения проповедует Буддизм, расположены в Центральной и Юго-Восточной части Азии, в незначительной степени в Средней Азии и в Сибири: Монголия, Корея, Мьянме, Япония, Вьетнам, Лаос. В России Бурятия, Калмыкия, Тува. Главная священная книга буддистов-Тритака.

Очень интересно характеризуется водка в учении Будды.

Первоначально водка была приготовлена царем демонов из следующих компонентов: мозг свирепого белого льва, пена из пасти разъяренного слона, жало ядовитой змеи, мед злой пчелы, слюна бешеной собаки, костный мозг девяти демонических плясунов, зрачок волка, пожиравшего мертвецов, мясо трупа и утробная кровь женщины-ракшаса /демоница.

И в последствии человек, который выпьет водку приобретает качества соответствующие каждому ее составляющему компоненту. Чтобы получить разрешение на употребление алкоголя, Будда предлагает зелье из таких компонентов, что мне не хочется их даже перечислять, чтобы на долго не испортить вам аппетит.

Поэтому одно из изречений Будды:

«Воздерживайтесь вовсе от употребления водки, влекущей ко множеству пороков».

Употребление вина на праздник Пурим

Численность адептов этой религии составляет более 20 миллионов человек. Священные Книги иудеев Тора и Талмуд в которых содержится много наставлений и практических советов по ведению правильного и здорового образа жизни, позволяющих избегать многих опасных жизненных ситуаций. В иудаизме нет запрета на употребление алкоголя.

Евреи употребляют вино при исполнении ряда религиозных церемоний. Но Иудаизм очень строго осуждает употребление любых алкогольных напитков в больших количествах.

«Входит вино- уходит рассудок; входит вино-выходит секрет», об этом предостерегает Мидраш.

Теперь, после знакомства с отношением религий к алкоголю, можно наглядно сравнить потребление алкоголя в разных странах, где население исповедует христианство,ислам, буддизм.

источник

Во все времена, вопрос употребления алкогольных напитков представителями определенной религии, рассматривался живо и строго. Некоторые верующие люди до сих пор занимают категоричную позицию, относительно употребления спиртных напитков, считая что для истинно верующих, это неприемлемо. Другие представители мировых религий лояльно относятся к употребления спиртного, считая, что если делать это умеренно, то в этом нет никакого греха или нарушения.

Совместима ли вера в Бога и употребление алкоголя? Как на этот вопрос смотрят представители самых известных и крупных конфессий?

Номинальное христианство насчитывает более 2500 млн своих последователей. Если не разделять его на отдельные религии или конфессии, то все равно для христиан эталоном учений является Библия. Все же богословы и религиозные руководители по-разному истолковывают одни и те же библейские учения, что также вносит путаницу и в вопрос употребления спиртного.

Впервые об алкоголе упоминается в самом начале Библии, когда рассказывается о Ное, злоупотребившим вином. Впоследствии такую же ошибку допустил и Лот, который также описывается в Библии, как праведный человек. Во время последней Пасхи, Иисус Христос также употреблял вино вместе с апостолами, согласно иудейским традициям.

Хотя многие сторонники воздержания от спиртного утверждают, что это было не вино, а обычный виноградный сок, Священное Писание однозначно указывает на то, что речь шла о вине, приготовленном из винограда. В Библии нет строгого запрета на употребление алкоголя, хотя злоупотребление и пьянство на ее страницах осуждаются неоднократно. Пить или не пить, в христианстве каждый решает для себя сам.

Количество мусульман, которое насчитывается во всем мире, составляет порядка 1200 млн человек. Главной священной книгой представителей этой религии, является Коран. В отношении употребления спиртного мусульманские богословы также имеют разные мнения, хотя некоторые уверены, что в Коране категорически запрещается употребление алкогольных напитков.

Пророк Мухаммед, известный в исламе, как самое главное лицо и посредник между Аллахом и людьми, вел активную борьбу с алкоголем. В результате такой борьбы, в исламе употребление спиртного свелось практически к минимуму, а согласно Корану, пьянство, наряду с азартными играми, является скверной от самого сатаны.

Ода из самых древних мировых религий, это буддизм, который сегодня насчитывает приблизительно 400 млн человек. Основными территориями, где сегодня исповедуют буддизм, являются Центральная и Юго-Восточная Азия, Средняя Азия, Сибирь, Корея, Мьянма, Япония, Лаос, Вьетнам. Главной священной книгой для буддистов является Тритака, в которой говорится, что впервые водка была изготовлена царем демонов, а в качестве ингредиентов были использованы мозг свирепого белого льва, пена из пасти разъяренного слона, мед злой пчелы, слюна бешеного пса, жало ядовитой кобры, зрачок волка, мясо трупа и утробная кровь женщины-демоницы.

Люди, согласно учениям буддизма, которые злоупотребляют спиртным, приобретают одно или несколько качеств, присущих тем, от кого были заимствованы компоненты. Будда учил своих последователей воздерживаться полностью от употребления водки, которая влечет ко множеству пороков, оскверняющих душу.

Число представителей этой религии во всем мире, насчитывает около 20 млн человек. Священными книгами иудаизма считаются Талмуд и Тора, которые изобилуют наставлениями и рекомендациями относительно не только алкоголя, но и всего образа жизни верующего человека в целом. Иудаизм не содержит категоричного или строго запрета на алкоголь. Во время некоторых обрядов, церемоний или ритуалов, иудеи употребляют небольшое количество вина, но что касается пьянства и алкоголизма, иудаизм строго осуждает эти пороки. Священные книги иудеев содержат самые разные предостережения и формы осуждения тех, кто становится зависимым от алкоголя.

Как видно, независимо от того, какую религию исповедует сегодня человек, он может свободно употреблять алкогольные напитки, поднимая себе настроение, расслабляясь в компании друзей или принимая спиртное в качестве лечебного средства. Большинство религий склоняются к тому, что любой спиртной напиток изготовлен из даров Творца, поэтому может считаться безопасным и приятным только в небольших дозах. Как показывает практика, истинно верующие люди развивают близкие отношения с Создателем и осознанно контролируют свои пристрастия или влечения. Что касается алкоголя, то им не нужен постоянный или строгий контроль, потому что они сами могут решать, когда, где, с кем и сколько выпивать спиртного.

источник

Алкоголь – одно из ключевых открытий человечества: состояние измененного сознания, достигаемое с помощью алкогольного опьянения, в разных народах в свое время воспринималось как акт божественного откровения, способ общения с «тонким» миром, путь познания скрытого. Именно под воздействием спиртного нередко создаются произведения искусства, решаются научные парадоксы и находятся ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.

Религиозные доктрины мира не могли не включить в свою концепцию такой значимый фактор человеческого психоэмоционального состояния, тем более что даже сегодня, в век научного знания и материализма, нет единого мнения, что же именно собой представляет состояние измененного сознания, и нет ли в нем сакральной (священной) подоплеки.

Эта религия относится к алкоголю положительно и даже с некоторым уважением: красное вино, в частности, считается Кровью Христовой и входит в таинство Причастия. Немало упоминаний перебродившего виноградного сока встречается и в Новом Завете: достаточно вспомнить известный сюжет о превращении воды в вино на свадьбе. В Ветхом Завете, в Песни Песней, влюбленный юноша (сам царь Соломон) сравнивается с виноградарем, и его возлюбленная Суламифь – сестра владельцев виноградника.

Вино — кровь Христова, хлеб — его плоть.

Не попадают под запрет и другие напитки. Например, жена известного немецкого богослова, реформатора и переводчика Библии Мартина Лютера была пивоваром, а семейство Гиннес создало свой знаменитый сорт пива в честь поклонения Иисусу Христу.

С другой стороны, в христианстве порицается чрезмерное опьянение, когда человек не может контролировать себя и теряет достойный облик (сюжет о дочерях Лота, сюжет о сыновьях Ноя – Хаме, Симе и Иафете). Не находят сочувствия и запойные пьяницы, так как Священное Писание учит своих последователей всегда быть хозяевами своего тела, чтобы не совершить случайно предосудительный поступок и не нанести вред другим людям.

При желании в Библии можно найти цитаты как за, так и против алкоголя, одно можно сказать совершенно точно: спиртные напитки в христианстве не запрещены, а в определенных ритуальных ситуациях даже прямо показаны к употреблению.

В этой религии алкоголь полностью запрещен – по легенде именно табу на спиртное в свое время стало причиной, почему князь Владимир решил крестить Русь, а не обратить ее в мусульманство. Коран считает: что запрещено в большом количестве, не разрешено и в малом, поэтому христианский подход, прославляющий умеренность, здесь неприменим: спиртное считается корнем зла и греха, нечистым и скверным порождением Иблиса – джинна, сбивающего верующих с истинного пути.

По одной из версий из-за запрета алкоголя в исламе князь Владимир принял христианство

Разумеется, этот запрет распространяется и на другие дурманящие вещества, однако доподлинно известно, что некоторые мусульмане все-таки не отказывают себе в простых радостях: например, большим любителем вина был великий иранский поэт и ученый Омар Хайям, многие современным исламские исследователи также находят в Коране подтверждения тому, что алкоголь не так страшен, как принято считать. Например, Аллах сказал, что «первая капля вина губит человека» – получается, если ее стряхнуть, то оставшийся в стакане напиток совершенно безвреден! Достаточно лояльное отношение к алкоголю в демократичной и светской Турции, в то время как в ОАЭ или Саудовской Аравии за появление на улице в нетрезвом виде можно угодить в тюрьму.

Официальная позиция ислама остается такой же, как и тысячу лет назад: алкоголь строжайше запрещен.

Концепция жесткого запрета чего-либо плохо соотносится с самой философской и гуманной из всех мировых религий, однако в буддизме отношение к алкоголю скорее негативное, чем позитивное. Например, «Восьмеричный путь» включает в себя следование канонам правильного поведения, которое подразумевает отказ от пьянства. Значит ли это, что буддисту нельзя даже пригубить полбокальчика легкого вина? Нет, только если монаху – ведь замутненное сознание отдаляется от просветления.

К мирянам же в буддизме требования минимальны, и бытовые «прегрешения» им прощаются. Состояние постоянной осознанности – обязанность того, кто идет по пути духовного совершенствования, а алкоголь, равно как и наркотики, затуманивает разум.

Буддизм неоднороден: в нем есть и Махаяна, и Хинаяна, и Тантризм, и Дзен, и другие направления, каждое из которых по-своему относится к алкоголю. В сухом остатке можно сказать следующее: буддизм не считает вино скверной и богомерзким напитком, но и не поощряет его употребление, особенно сверх меры.

источник

(Однажды), когда царевич Гунгаджал попросил Падма-Самбхаву: «Соизволь рассказать, откуда и почему в древности появилась водка», наставник Падма-Самбхава поведал следующее:

«Давным — давно, 4386 кальп (периодов времени, равных периодам с момента зарождения по момент разрушения Вселенной) тому назад, Татхагата Будда по имени Лунный Свет, явился в мир, чтобы проповедать святое учение. В то время как слушавшие учение у этого Будды живые существа-владыки восьми областей (мира) со своей свитой, как-то: восемь царей тенгриев, восемь царей асуров, цари людей, киннаров, гандхарвов, махорагов, нагов1 и прочие, собравшись вместе, внимали словам будды, греховный царь демонов, чинивший зло живым существам, не сдержавшись, подумал со злостью: «Что же это ко мне никто не пожалует, тогда как у Будды Пришедшего подобным образом собралось такое множество живых существ?» — и с досады заревел.

(Однажды), кода тот греховный царь демонов2 спал, его гений — хранитель3 по имени Великий Грозный Черный (Тенгри) ниспослал ему сновидение с таким советом: «Ты, царь, не печалься. Я и тебе дам религию. Если достанешь мозг свирепого белого льва, пену из пасти разъяренного слона, жало ядовитой змеи, мед злой пчелы, слюну бешеной собаки, костный мозг девяти демонических плясунов, зрачок волка, пожиравшего мертвецов, мясо трупа и утробную кровь женщины — ракшаса4 и затем, прочитав мантры — проклятия, смешаешь эти девять веществ, то образуется большая река отравы, именуемой водкой».

Тот греховный царь демонов, пробудившись ото сна, очень обрадовался. Собрал все необходимое и, соорудив на вершине скалистой горы каменный котел, приготовил в нем смесь согласно тому, что услышал во сне. (И с тех пор) постоянно стали течь десять больших водочных рек. Все живые существа, слушавшие в то время учение Будды, выпили той водки, приняв ее за воду, и сильно опьянели. Оттого, что яд водки впитался в землю, появилось хлебное и фруктовое вино.

Читайте также:  В чем проблема детской преступности алкоголизма

Греховный царь демонов, обрадовавшись, принялся подсчитывать, сколько живых существ собралось у Будды и сколько у него. Получилось, что три четверти и большинство четвертой части (существ) собралось у Будды, у него же — меньшинство. Сокрушенный этим, царь демонов сидел, печалясь и страдая. (Но опять явился) его гений — хранитель Великий грозный Черный (Тенгри) и сказал: «Ты не горюй! Живые существа этой калпы живут сто тысяч лет и очень добродетельны. Именно поэтому у тебя собралась меньшая часть четверти их. В будущем, когда умножатся калпы короткой жизни, твоя религия получит гораздо большее распространение, нежели учение Будды».

Услышав эти слова, греховный царь демонов выразил такое злое пожелание: «Пусть в последующих калпах короткой жизни моя религия распространится более, чем учение Будды! Пусть живые существа будут наделены участью трех дурных перерождений5, и особенно участью низвержения в Вечный ад6!»

Едва он произнес это злое пожелание, как Будда благодаря своей проницательности узнал об этом и высказал благопожелание: «Пусть я своим благословением сообщу твоей водке, приготовленной из девяти ядов, свойства (пяти видов мяса7) и пяти нектаров и, примешав к ней яд пяти пороков8, выпью все и тем избавлю живые существа от несчастий и возведу их в степень всецело cовершенных будд!»

Если простолюдин выпьет водки, то из-за того, что в состав водки входит яд из мозга свирепого белого льва, он вообразит, что нет никого превыше его, и станет презирать три драгоценности9 и тем заслужит неизбежную учась низвержения в ад и прочие области трех дурных перерождений. Он станет также оскорблять высоких ханов и князей и за то подвергнется наказанию ханской властью. Он рассорится и подерется с равными себе товарищами и потому разлучится с ними. Вот что происходит от действия первого яда.

Из-за того что в состав (водки) входит пена из пасти разъяренного слона, (испивший водки) будет недоволен, когда непьющие начнут осуждать водку. Он станет вопрошать: «Почему порицают водку, которую подносят в жертву буддам и которую пьют высокие правители?» Начнет также всячески браниться и сквернословить, повторяя свое желание: «Пусть у меня (всегда) будет водка и я буду снова и снова пить ее». Вот какие пагубные и низменные желания порождает второй яд.

Из-за того что в состав (водки) входит яд из жала ядовитой змеи, (испивший ее) будет выводить людей из терпения, оскорбляя их и копаясь в чужих грехах. Вот что происходит от действия третьего яда.

Из-за того что в состав (водки) входит мед злой пчелы и потому она даже вкуснее меда, (испивший ее) уже не может отказаться от водки. Вот что происходит от действия четвертого яда.

Из-за того что в состав (водки) входит слюна из пасти бешеной собаки, (испивший водки) ввязывается в ссоры и драки с другими людьми, а это приводит к ушибам и увечьям. Вот что происходит от действия пятого яда.

Из-за того что в состав (водки) входит яд из костного мозга девяти демонических плясунов, у опьяненного водкой человека костный мозг рук и ног раскаляется и вскипает, и тогда человеку трудно спокойно сидеть и лежать. Он вдруг вскакивает и поднимает шум и гам. Если же сядет на коня, то помчится, не обращая внимания на овраги и ущелья, на реки и скалы, и в результате упадет и разобьется. Вот что происходит от действия шестого яда.

Из-за того что в состав (водки) входит зрачок глаза волка, пожиравшего мертвецов, у сильно опьяненного человека глаза гаснут и тускнеют и он не может (даже) моргать. Он ничего ясно не различает, и ум его омрачается. Вот что происходит от действия седьмого яда.

Из-за того что в состав (водки) входит мясо трупа, лицо у постоянно пьющего водку становится безобразным и совершенно серым, как пепел. Вот что происходит от действия восьмого яда.

Из-за того что в состав (водки) входит утробная кровь женщины — ракшасы, от человека, постоянно пьющего водку, уйдет родившееся с ним вместе божество и его место прочно займет царь демонов. И (тогда) от поступков того человека 84 тысячи его пороков воспылают как огонь, взбурлят как река, затрепещут на ветру, воздымутся как пыль, и, совершив десять черных10 и пять неискупных грехов11 нарушит он обет и клятву, отчего и низвергнется в область дурных перерождений, в Вечный и прочие ады, где подвергнется всяческим адским мукам». Так предсказали все будды трех времен12.

И еще (они) изрекли: «Хотя будды и бодхисаттвы13 ведают причины и следствия хорошего и дурного в настоящем и будущих перерождениях, однако (и простому смертному)(по поведению людей), опьяненных водкой, сотворенной из девяти ядов демона, нетрудно определить, кто из какой области перерождения появился на свет. Дело вот в чем. Когда водкой опьянены люди, возродившиеся из областей тенгриев и людей, то их тела, речи и души не ослабевают. Рассудок становится тверже и спокойнее. Говорят они справедливые слова и ведут себя кротко.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области асуров, то они сквернословят, ссорятся и дерутся. Ведут себя весьма недостойно — завистливы и скупы.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области адов, то они беспричинно рыдают.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области претов16, то они еле-еле держатся на ногах, качаются и падают.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области животных, то они не могут вымолвить ни слова и (только) бормочут, став тупыми и немыми, как скот».

Наш учитель Будда Шакьямуни повелел так: «Воздерживайтесь вовсе от употребления водки, влекущей ко множеству пороков».

И еще он сказал: «Послушайте и вы, мои ученики — монахи. Если (кто из вас) выпьет водки хотя бы даже с росинку, удерживающуюся на кончике травинки, то он не будет более моим учеником. Те из монахов, кто будет пить водку, как бы впадут в безумие и станут невоздержанны в делах тела, речи и мысли. Будут болтать пустые, непристойные и грубые слова. В душе своей возлелеют все пороки, в том числе похоть, гнев, невежество, гордыню, скупость и зависть. Когда, (напившись водки), потеряют сознание и упадут замертво, то осрамятся они, дав собакам облизать свой испачканный рвотой рот и позволив посторонним людям созерцать свои обнаженные срамные места и прочее. Из-за того что рожденные вместе с ними божества покинут их, а грозные хранители святого учения разгневаются, у них ни с того ни с сего пойдет носом кровь и они погибнут какой — нибудь ужасной смертью — упав со скалы или с лошади, застигнутые наводнением или пожаром. И тогда они падут в восемнадцать адов, такие, как восемь горячих и восемь холодных, и будут невыносимо долго терпеть муки Вечного ада».

(Вы) спросите: «Какова продолжительность пребывания в Вечном аду?» А вот какова. Если выкопать квадратную яму глубиной в 80 маховых саженей и длиной — шириной (тоже) по 80 саженей и, наполнив ее зернами кунжута, вынимать по одному зернышку каждую калпу, то пребывание в Вечном аду окончится только тогда, когда (в яме) иссякнет весь кунжут. Надо ли еще тут говорить о страданиях трех дурных перерождений!

Слушайте же мои ученики — монахи и послушники. Если пристраститесь к пьянству, то не обретете покоя, а будете испытывать все те (перечисленные) страдания. Зачем вы говорите: «Буддам-то подносят водку, а нам ее пить запрещают?» Но ведь вы — то, не достигшие степени будд, не можете пользоваться их дарами. Посмотрите, например, притчи о том, как погибла лиса, сломав себе хребет, пытаясь прыгнуть так же далеко, как лев, или о том, как погибла пташка, обломив себе крылья, пытаясь взлететь столь же высоко, как и Гаруда 15. Если можете употреблять напиток будд, то почему не желаете соблюдать правила поведения, изложенные Буддой в Винае 16, и законы, установленные в Ваджраяне17?

Когда подносят водку хранителям святого учения, благословляя ее с пожеланием, чтобы она обратилась в пять видов мяса и пять видов нектара, те (хранители), примешивая к ней яд пяти пороков всех живых существ, выпивают все, избавляя этим существ от их грехов.

В число пяти видов мяса входят человечье, лошадиное и собачье мясо. Вы должны будете съесть их. В число пяти видов нектара входят «вонючая» и «очень вонючая» жидкости. Это человеческие моча и кал. Вы, невзирая на отталкивающий вид, должны будете многократно испить их, как будто это нектар. Если сможете сделать это — вам будет дозволено пить водку. Если не сможете — будет запрещено.

Что вы ответите, если спросят, в каком разделе Тантры описан ритуал таинственного благословения водки, превращающий ее в пять видов нектара? Ведь вы ответите то, чего и не говорил Ваджрадхара18. Получится вроде того, что на голове у зайца выросли рога, а бесплодная женщина родила ребенка.

Закон Владыки Учения21, различающего добродетели и грехи, одинаков для всех. Поэтому необходимо упорно воздерживаться от (пьянства).

И еще выслушайте-ка внимательно цари, князья, сановники и прочие знатные люди, следующие святому учению (Будды). Водка имеет такие названия: «Водка, порождающая безумие», «Водка, дающая (иллюзию) мужества», «Водка, делающая высокомерным», «Водка, заставляющая похваляться богатством», «Водка, ведущая к расточительству», «Водка, побуждающая к неосмотрительности».

«Водка, порождающая безумие». Если цари и знатные правители станут пить водку, то будут поступать как безумные, не ведая, что прилично и что неприлично, не отличая добродетели от порока, правды от лжи, истины от заблуждения. Не будучи в состоянии разобраться в клевете, прослывут в этой жизни плохими людьми, а в последующих перерождениях из-за того, что не знали (основ) приятия и отвержения добра и зла, претерпят все муки дурной участи, о которых уже упоминалось прежде.

«Водка, дающая (иллюзию) мужества». (Пьяный мнит себя) героем потому, что не боится порочить три драгоценности; не ведает, что будет наказан за оскорбление царя и сановников; не знает, что в результате ссор и драк потеряет родных и друзей.

«Водка, делающая высокомерным». (Выпив) водки, низкорожденный начинает изображать из себя высокородного, простолюдин — вельможу, бедняк — богача, глупец — мудреца, невежда — ученого.

«Водка, заставляющая похваляться богатством». Кто, (выпив водки), похваляется: «У меня много золота и серебра. У меня много имущества и скота», но, когда другие просят, не дает ничего — тот презренный богатей. Кто, (выпив водки), похваляется: «У меня много еды», но когда у него собирается много людей, то еды не хватает, — тот презренный богатей.

«Водка, ведущая к расточительству». От водки становятся такими щедрыми, что, отдавая коня, сами остаются пешими, отдавая одежду, сами остаются нагими, отдавая пищу, сами голодают.

«Водка, побуждающая к неосмотрительности». От водки становятся настолько неосмотрительными, что преждевременно отдают то, что следовало бы отдать попозже; преждевременно говорят то, что следовало бы сказать попозже; обещают то, для чего не настало время.

И вообще, если будете пьянствовать, то:

Во-первых, физическая сила пойдет на убыль.

Во-вторых, лицо станет некрасивым, покроется морщинами, исхудает и огрубеет.

В-третьих, язык закоснеет и будет нести вздор.

В-пятых, умрете, не ведая, какие плоды принесут вам добрые и дурные деяния в этом и последующих перерождениях.

В-шестых, в этом перерождении все будут презирать и унижать вас, говоря: «Вот, явился этот назойливый пьяница!»

В-седьмых, водка порождает болезни без помощи других ядов, поскольку сама подобна сильнодействующему яду и обладает большим отравляющим действием. (От потребления) водки возникают четыре заболевания: бешенство, обморок, помрачение рассудка и скопление излишнего воздуха и желчи, вызываемое закупоркой сосудов, по которым текут кровь и животворная сила. Хотя все они могут появиться и по другим причинам, но в большинстве своем (симптомы отравления водкой) таковы: от избытка воздуха болит голова, учащается дыхание, бросает в дрожь, во сне мерещатся покойники и прочие кошмары. От (избытка) желчи поднимается температура, пропадает голос, слабит, кружится голова, моча приобретает зеленоватый цвет, краснеют глаза. От (избытка) слизи болит голова, тянет в сон, знобит, отнимаются конечности. В общем, проявляются симптомы всяческих болезней. Подробнее об этом смотрите в медицинских трактатах.

В-восьмых, в последующих перерождениях будете испытывать муки трех видов дурной участи, о которых речь уже шла выше. Если же возродитесь в мире людей, то будете слабоумны и скверного нрава». Так поведал (Падма-Самбхава).

Полностью откажитесь от вредоносной водки — причины всех пороков!

1 Махораги, наги — мифичесике гигантские змеи, обитающие в морях и в подземном мире.

2 Греховный царь демонов — глава демонов — искусителей, постоянно стремящихся отвратить людей от учения Будды.

3 Гений — хранитель — при рождении каждого существа вместе с ним появляется якобы и его гений — хранитель, сопутствующий и покровительствующий на всем жизненном пути.

4 Ракшасы — в древнеиндийской мифологии один из основных классов демонов, выступающих в роли врагов людей.

5 Участь трех дурных перерождений — т.е.перерождений в виде животных, претов (биритов) и адских существ.

6 Вечный ад — по описаниям буддийских сочинений, самое нижнее и самое ужасное восьмое отделение горячего ада.

7 (Пяти видов мяса) — дополнено по тибетской рукописи Slob dpon padma — — byung — gnas- kyis mdzad-pa- i chang-gi — byung khung dang bzang ngan rnam-par phye-ba- i rnam `b ad z es-bya-ba bz ugs-so ( из личной коллекции Д.ндона).

8 Пять пороков — убийство, воровство, разврат, ложь и злословие.

9 Три драгоценности — Будда, его Учение и буддийская Община.

10 Десять черных грехов — убийство, воровство, разврат, ложь, злословие, грубость, клевета, жадность, злоба, превратные воззрения.

11 Пять неискупных грехов — см. примеч.10.

12 Будды трех времен — т.е. будды прошедшего, настоящего и будущего.

13 Бодхисаттва — существо, достьигшее степени Будды, но отказавшееся выйти из круговорота жизни и оставшееся в мире людей ради спасения их. В сочинениях северных буддистов наиболее часто упоминаются восемь бодхисаттв, в Тибете же и Монголии особенно популярны были три из них — Авалокитешвара, Ваджрапани и Маньджушри.

14 Преты — обитатели одной из областей перерождений дурной учаксти. Страдания претов заключались главным образом в постоянном голоде и жажде.

15 Гаруда — в буддийской мифологии — огромная птица, вечный враг нагов (см.примеч.3).

16 Виная — старейший по времени составления раздел буддийского канона ?Ганджура¦, содержащий правила монашеской дисциплины.

17Тантрическая Ваджраяна — напрвление буддизма, пользовавшегося большой популярностью в Тибете и Монголии.

Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

источник