Меню Рубрики

Как алкоголизм отца влияет на детей

В развитии каждого ребенка главную роль играют его родители, а именно их психологическое и эмоциональное состояние. Соответственно, на здоровье и психике малыша сказываются такие факторы алкоголизма в семье. Такой недуг может повлечь за собой большие проблемы для маленького человечка. И если в семье сложилась такая ситуация, нужно срочно обратиться за психологической помощью. На практике встречаются различные ситуации. Злоупотреблять алкоголем может мать или, наоборот, отец. Относительно того, кто из членов семьи страдает зависимостью, меняется влияние на ребенка.

На плечи матери ложится тяжелая ноша. Мало того, что она старается компенсировать все своей кровинке, что он не получает от папы, так она еще и старается сгладить его грубое отношение, невнимательность, пытаться оградить ребенка от такой действительности. Вследствие этого, отношение к ребенку может отличаться. Мама относится к нему с большой любовью и опекой, а отец, наоборот. В таких ситуациях дети в алкогольной семье становятся не устойчивыми, их настроение постоянно меняется. Малыш может использовать отношение, матери в эгоистичных целях.

Ситуация складывается намного сложнее, когда алкогольной зависимостью страдает мать. Зависимость в семьях матери, очень сильно влияет на психику ребенка, на его развитие. Это может привести к различным психическим нарушениям, нервным расстройствам. Зачастую дети страдают задержкой развития в такой ситуации, особенно подвержено влиянию личностное развитие.

Зависимость от алкоголя оказывает колоссальное влияние, которое распространяется на такие сферы жизнедеятельности:

  • дети растут с пониманием, что алкоголь это не есть плохо. Родители, как бы наглядным примером, показывают ребенку, что ничего плохого в алкоголе нет. Детям свойственно считать, что их родители всегда правы. Это может привести к раннему алкоголизму ребенка. Он видит веселье родителей за принятием спиртного. И когда малыш видит это, но не может получить, то стремиться, как можно раньше попробовать алкоголь. Считая, что так быстрее достигнет зрелости;
  • естественно алкоголизм в семье приводит к ссорам и даже рукоприкладству. При чем, последствия таких побоищ могут быть катастрофическими. Увидев хотя бы одну сцену насилия, психика ребенка мгновенно подрывается. Малыш не только сильно пугается, в такой ситуации. Также он может получить психологическую травму, на всю оставшуюся жизнь;
  • частые посиделки за столом, могут привести к нарушению внутренней дисциплины маленького человечка. Это может привести к низкой успеваемости, плохому поведению в школе иди саду;
  • если говорить о рукоприкладстве, то часто возникают ситуации, когда кто-то из родителей не контролирует себя. Маленькому человечку наносится не только моральный вред, но и физический;
  • стоит сказать и о том, что зависимые от алкоголя люди, тратят все доступные средства на спиртное. Нередко, это является причиной разорения семей. Дети не только не получают должного внимания, но и должного обеспечения. В такой ситуации у них может развиться комплекс не полноценности. Естественно, не получая даже должного питания, страдает здоровье малыша.

Внимание! Для полного понимания ситуации, стоит быть осведомленным в стадиях алкоголизма.

Начнем с алкоголизма в начальной стадии. Эта стадия выглядит, как обычная попойка, за исключением того, что количество алкоголя растет с частотой его употребления. Человек уже не контролирует дозировку принятого спиртного. На данной стадии проявляется постоянное увеличение потребности в алкоголе. Зависимость растет. В случаях непринятия спиртного увеличивается раздражительность, проявляется плохое самочувствие.

В средней стадии алкоголизма можно наблюдать, слабость, галлюцинации, разбитое состояние во время неприема спиртного. Зависимый человек постоянно пытается получить новую дозу алкоголя, дабы облегчить свое самочувствие. Если данная стадия алкоголя наблюдается у человека в течение нескольких лет, то наступление последней стадии алкоголизма неизбежно!

На последней стадии начинают снижаться функции внутренних органов. Чаще всего это печень и поджелудочная железа. Человек уже не способен употреблять алкоголь в больших количествах. На последней стадии алкоголизма, человек может прожить от двух до четырех лет. Рассмотрев стадии алкоголизма, теперь стоит поговорить о его влиянии на маленького члена семьи в разные периоды жизни. Итак, если мать пьет во время беременности:

  • недоразвитие плода;
  • рождение слабого или недоношенного ребенка;
  • смерть плода внутри утробы;
  • рождение детей с уродствами;
  • рождение детей с плохо развитыми внутренними органами.

Принятие алкоголя во время грудного вскармливания может привести:

  • к расстройству нервной системы ребенка;
  • нарушению психики;
  • заболеванию внутренних органов;
  • заторможенности умственного развития.

Важно! Если мать употребляет спиртное во время грудного вскармливания, алкоголь может попасть в организм малыша. Такая ситуация может привести к множеству последствий. Например: беспокойство ребенка, судороги, припадки эпилепсии.

Принятие алкоголя родителями при детях раннего воспитания тоже несет за собой неприятные последствия. В таких ситуациях у деток наблюдаются плохое интеллектуальное развитие. Изменения личности. Ранний интерес к алкоголю. Обычно в таких случаях родители безразлично относятся к воспитанию своего ребенка.

Алкогольная зависимость у родителей подростков вызывает раннее привыкание детей к алкоголю. Впоследствии это может развить алкоголизм и у ребенка. Генетически, шансы стать зависимыми у таких детей выше. Такие дети теряют интерес к своей жизни, у них возникают проблемы с построением собственного быта. Также существует и проблема принятия важных решений, в том числе, избавиться от алкогольной зависимости.

Разобравшись подробнее в этом вопросе, мы должны понимать, что трудности из детства впоследствии проявятся во взрослой жизни. Поэтому, если вы заметили такую проблему у ваших знакомых или родственников, нужно срочно прийти им на помощь. Ведь выросшей личности в семье с алкогольной зависимостью, очень сложно восстановиться без оказания психологической помощи. Скорее всего, он будет обречен на повтор судьбы родителей.

источник

Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов.

Кроме того, следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится другим неблагоприятным предпосылка развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.

Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов.

Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития.

40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально -волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко. как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все лети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства

Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) — качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, кота они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, нo все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о своих чувствах. Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И. Захарова повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка. блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей алкоголиков. Прежде всего это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, ^напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возник но нению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.

Читайте также:  Красный сулин ростовская область лечение алкоголизма

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительные нарушений до грубых пороков развития и уродства. А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, т.к. воспитывается он в условиях постоянного страха. скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают нервными. эмоционально неустойчивым и. с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие детей связано, прежде всего, с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать.

Исследование личности людей, склонных к употреблению алкоголя, обнаружило их слабоволие и безответственность, неумение и нежелание преодолевать трудности, стремление к получению удовольствия легким путем. Такие люди часто отрицают «всё и вся». В отношениях с людьми они обычно не способны учитывать точку зрения собеседника, сочувствовать и сопереживать другим людям, и поэтому им, как правило, трудно поддерживать стабильные нормальные взаимоотношения с окружающими. Именно злоупотребление алкоголем становится первопричиной неблагополучия многих семей.

Главный диагностический признак алкоголизма (хронического алкоголизма) – непреодолимое психологическое влечение к алкоголю.

Стадии потребления алкоголя:

  • начало употребления – «проба пера» – чаще всего приходится на подростковый, реже детский возраст. Реакция на первые приемы алкоголя в значительной степени влияет на дальнейшее поведение в этой сфере
  • экспериментальное употребление – приходится на подростковый и юношеский возраст, когда подросток экспериментирует с различными алкогольными напитками с целью достижения наиболее приятного эффекта
  • социальное потребление – употребление происходит в определенных группах и по определенным, принятым в данной культуре, социальным поводам. Сформированы предпочтения и формы употребления, вполне осознаются его негативные и позитивные последствия. На этом этапе останавливается большинство людей, но возможен переход на следующий этап
  • привычное употребление – шаг по направлению к зависимости. Выпивки из эпизодических становятся систематическими, подыскивается компания со сходными интересами. Увеличиваются дозы выпиваемых спиртных напитков, снижается контроль за количеством выпиваемого. С ростом доз спиртного повышается переносимость организмом алкоголя, появляются признаки психологической зависимости. Нарушается работа внутренних органов, а также появляются различные отклонения со стороны нервной системы: снижается умственная работоспособность, ухудшается память и внимание, расстраивается сон, возникают головные боли и раздражительность.
  • чрезмерное потребление (злоупотребление) – появляется похмельный синдром, проявляющийся в болезненном, тягостном состоянии организма в связи с недостатком привычного для него алкоголя, который уже включен в общий обменный процесс. В связи с этим алкоголь все чаще принимается с целью снятия «похмелья». Дозы принимаемого спиртного увеличиваются до максимальных. Полностью исчезает контроль за количеством выпитого. Часто наблюдается немотивированное повышение настроения, сочетающееся с раздражительностью и гневливостью. Нередко возникают алкогольные психозы.
  • зависимость от алкоголя (хронический алкоголизм) – влечение к алкоголю принимает неодолимый характер. Усиливаются и становятся стойкими все ранее возникшие психические нарушения. Кроме того, начинает проявляться интеллектуальная и усиливаться личностная деградация, утрачиваются этические нормы. Более частыми становятся алкогольные психозы. Человек не способен видеть связь между своими многочисленными проблемами и приемом алкоголя.

Алкоголики с легкостью принимают жизненно важные решения.

Психологические особенности ребенка из алкогольной семьи

Семейный алкоголизм крайне неблагоприятно влияет на физическое и психическое (познавательное и личностное) развитие ребенка. Для детей алкоголиков характерны невротические и неврозоподобные расстройства, психопатическое развитие личности, трудности социальной адаптации. Эти дети не только имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами: с трудом засыпают, перед сном длительно раскачиваются, часто просыпаются, вскрикивают во сне, появляются беспокойство в ночное время и сонливость днем. Их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему.

С первых дней рождения у ребёнка нередко возникает дефицит общения с матерью – первым и главным представителем социальной среды, тем, кто призван обеспечить его безопасность и защиту. Этот дефицит включает недостаточность сенсорных, эмоциональных, речевых и других воздействий. Как алкогольные семьи, так и дети, воспитывающиеся в них, отличаются друг от друга. Отличия обусловлены рядом причин: кто из родителей пьёт (отец, мать или оба); есть ли в семье другие дети; отношениями с родственниками, бабушками и дедушками; пьют ли родители с раннего детства ребёнка (или один из них); работают пьющие родители (родитель) или они (он, она) оставили работу; как ведёт себя мама, если пьёт отец и т.д. и т.п.

В зависимости от развития семейной ситуации, а лучше – семейного сценария, составленного двумя или одним родителями(ем ), выделяют следующие особенности поведения детей: они берут на себя роль родителей, поэтому быстро взрослеют; повышенный уровень конфликтности детей по причине частых семейных ссор; так называемые «забияки» и «драчуны»; поведение детей (ребёнка) непредсказуемо, что вызвано соответствующими действиями родителей. Дети из алкогольных семей, как правило, не умеют общаться, взаимодействовать с другими, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, их отношения нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Им трудно понимать людей, они не умеют регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и со взрослыми. Нередко испытывают недоверие, руководствуются негативными мотивами, сближение с другими им порой кажется угрожающим, как преддверие катастрофы. Их не покидает предчувствие, что их предадут, сделают больно, обидят. Зачастую кажется, что в отношениях с другими им уготованы одни обязанности. Возможно, это одна из причин своеобразного избегания конфликтов, поиска средств самозащиты. Исключительное влияние на развитие отношений детей алкогольных родителей с другими оказывает эмоциональная окраска поведения. Работая с детьми данной группы, взрослые наиболее часто встречаются с такими эмоциональными реакциями: не желают разговаривать с окружающими, избегают общения, пытаются сохранить семейные тайны, скрыть всё, что касается семейной жизни; проявляют недоверие и отстранённость; скрывают чувства, эмоции. Социальная ситуация развития детей данной группы обусловливает и роли, которые играют её представители. Поведение ребёнка определяется тем, какой сценарий выживания он себе выстроил. Это может быть сценарий бунтаря, который вызывающим поведением заставил обращать на себя внимание. Некоторые дети часто берутся за функции экстра-родителей, несущих значительную долю ответственности за семью, несоизмеримую с возрастом.

Другой сценарий преодоления трудностей для детей этой группы – приспособиться к действительности путём высмеивания и оскорбления всех окружающих, чтобы таким путём снять стрессовые нагрузки. Некоторые дети выбирают сценарий ухода с поля зрения, стараясь не привлекать к себе внимания. Наиболее часто дети играют такие роли: «очень ответственные» — берут многое на себя, решают и действуют самостоятельно; «приспособленцы» — хорошо приспособились (адаптировались) к существующему положению и стараются его использовать максимально в своих интересах, извлекают пользу даже в такой критической ситуации; «все устраивающие» — пытаются действовать так, чтобы всем было хорошо, примирить всех и все в сложившейся ситуации. Позволим себе называть их «миротворцы»; «негативисты» — ведут себя в основном агрессивно, стараясь таким образом отвлечь внимание от своей семьи, привлекая его к себе, берут удар на себя.

Взаимоотношения в алкогольной семье складываются в зависимости от того, кто злоупотребляет алкоголем. Если отец, то мать стремится сгладить чёрствость, грубость и невнимательность отца. Она проявляет к ребёнку нежность, повышенную опеку, но не всегда эти проявления носят стабильный характер. Таким образом, в семье могут складываться резко противоположные отношения к ребёнку. Чаще всего это ведёт к неустойчивости его поведения, настроения. Ребёнок может использовать противоречивость родительского отношения в эгоистических целях. Достаточно серьёзно отражается на психике ребёнка морально-психологический климат семьи, где спивается мать.Алкоголизм матери, как известно, тяжело сказывается на психике, приводит к различным нарушениям, которые требуют специальной коррекции – невротические расстройства, отчуждение, девиантное поведение, задержки психического развития. Особенно страдает психологическое здоровье, т.е. душевное, личностное развитие. Дети матерей-алкоголичек обнаруживают более низкие, чем у нормально развивающихся сверстников, успехи в обучении, явные отклонения в познавательной и, как следствие, личностной сфере. Формирование нервно-психического состояния в семьях, где отец и мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжёлыми отклонениями.Дети родителей, страдающих алкоголизмом, попадают в сферу неблагоприятных микросоциальных влияний и в то же время они, как правило, имеют отклонения на биологическом уровне. Уже внутриутробное развитие ненормально из-за грубых нарушений матерью режима сна и бодрствования, питания, из-за употребления в период беременности алкоголя и т.п. Кроме того, у детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. Поэтому в школе они отличаются пассивностью, безразличием к окружающей среде. Исследования показывают, что дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой, имеют проблемы с учёбой и поведением в школе, могут вести себя неадекватно, подвержены депрессиям, нарушениям сна, ночным кошмарам. Родительское предпочтение спиртному отражается на ребёнке хуже, чем сами эпизоды пьянства или количество выпитого: у детей вырабатывается своё отношение к обстановке в семье, ребёнок так или иначе приспосабливается, находит способы преодоления возникающих трудностей в учёбе, в отношениях с другими детьми. Взаимоотношения с окружающими, как правило, неадекватны. Переживая поверхностны, неустойчивы и существенно не влияют на мотивационную, аффективную и интеллектуальную сферы, а, следовательно, и на поведение в аналогичных ситуациях в будущем. Переживания не являются достоянием опыта и регулятором поведения, так как недостаточно осознаются детьми. Не попадая в фокус сознания, они быстро забываются, поэтому дети не помнят о последствиях своих действий и поступков, не планируют и не прогнозируют их заранее. Обычно у таких детей в школе часто бывают конфликты, которые заканчиваются прогулами занятий, побегами из дома и т.п. Такой своеобразный протест неадекватных требований среды к ребёнку, не способному их выполнить в силу незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, к подростковому возрасту приобретает активный характер. При получении доступных удовольствий асоциальным путём в асоциальных компаниях у них происходит псевдокомпенсация осознаваемых отрицательных переживаний теми положительными, которые они там получают.

Отношения с родителями-алкоголиками лишены стабильности и безопасности. Пьющий родитель может за один и тот же поступок в одном случае избить ребенка, в другом – проигнорировать, в третьем – спровоцировать ребенка на тот же поступок. В ответ на двойственность и внутреннюю конфликтность поведения родителя у ребенка формируетсясложное амбивалентное отношение к матери (отцу): он ее (его) любит, боится, ненавидит, не понимает; привязан – и хочет уйти, заботится – и готов ударить… Одновременно складывается подобное отношение к окружающему миру в целом.

Влияние алкоголя на нервно- психологическое развитие ребенка

Несомненно, огромным является влияние алкоголя на нервно- психологическое развитие ребенка. Как бы ни проявлялся алкоголизм в семье, и каким бы путем он не пробирался, он все равно оставит свой значимый след. Проблема алкоголизма не только родителей, но и всего населения вызывает особую тревогу. Меньше людей умирают от болезней и эпидемии, чем от алкоголя! Почему? Наверное, это именно потому, что мы так к нему привыкли, что не умеем распознать алкоголизм, считаем, что принимать алкоголь – это норма, выводим собственные понятия слов «много» и «мало». Употребление алкоголя матерью приводит к разнообразным дефектам развития органов и систем ребенка. Наиболее часто встречается разрушение центральной нервной системы, поскольку именно она в наибольшей степени страдает от алкоголя во всех аспектах. При семейном алкоголизме у детей наблюдается не только умственная отсталость, мозговая деградация, нарушения центральной нервной системы, но и эмотивные нарушения, психологические отклонения, нарушения внимания и памяти, а также социальная нестабильность, дезориентация. Дети алкоголиков не приспособлены к жизни и значительно отличаются от других детей.

Последствия постоянного влияния алкоголя на нервно-психологическое развитие детей поистине ужасающе. С психологической точки зрения у детей формируются психопатические состояния, асоциальные формы поведения. Вероятность, что такой ребенок в будущем станет преступником или психически больным человеком намного выше, чем у других детей. Вот к чему ведет алкоголизм родителей, отчего страдают не только они, но и их дети и внуки. Не стоит забывать также о том, что алкоголизм передается по наследству и вероятность того, что склонность к употреблению алкоголя у детей будет намного выше – несомненна. Что же представляет собой само понятие алкоголизма? Это болезненное пристрастие к алкоголю, которое влечет за собой негативные последствия, как для самого индивида, так и для окружающих его людей. Алкоголизм признан семейной болезнью, поскольку от него страдает не только сам алкоголик, но и другие члены семьи, иногда даже больше, чем он сам. В любом случае алкоголизм не проходит ни для кого безнаказанно. Влияние алкоголя на ребенка имеет некоторые формы, он может вредить биологически, в том случае если родители принимали алкоголь до рождения ребенка. Так же несомненный вред ребенку наносится психологический, нанося ему психотические и моральные травмы, приводя его к стрессам и невротическим срывам.Наверное, многим кажутся далекими такие последствия, да и сами они не считают себя алкоголиками. Это не так, даже самый «последний алкоголик», как мы их называем, не признает себя им. Нет даже такого понятия, как злоупотребление алкоголем, потому что если вы имеете в виду «злое употребление», то есть то, что несет за собой негативные последствия, то в случае употребление алкоголя мы не сможем найти другое значение, которое значило бы «доброе употребление». Алкоголь наносит вред в любых его количествах, и нет такого понятия как норма его употребления, есть социальный стереотип, что по праздникам употреблять алкоголь можно, и можно даже напиваться. Употребляя алкоголь даже в самых малых количествах, вы уже наносите вред своему ребенку. Если один из членов семьи страдает алкоголизмом, обстановка в семье становится просто невозможной, ведь алкоголизм меняет и самого человека, делает скверным его характер. Возникают постоянные ссоры, конфликты, скандалы, грубость и насилие со стороны родителей. Это приведет не только к психологическому, но и к физическому недоразвитию детей. Ребенок не может нормально развиваться и действовать, любить и познавать себя в окружении, где оба или один из родителей страдают алкоголизмом и так меняются под его воздействием.

Читайте также:  Медикаментозное кодирование от алкоголизма как происходит

Есть случаи, что у людей, страдающих ранней стадией алкоголизма, появляются «вполне нормальные дети». Поэтому другие алкоголики, несомненно, верят в свою удачу и в то, что у них, конечно, родятся нормальные дети, и, конечно же, алкоголизм на них никак не влияет. «Почему бы мне не пить, если я знаю, что у таких же моих знакомых или друзей рождаются вполне нормальные дети, ничего такого устрашающего с ними не случится»,- думают другие. Но это совсем не доказательство безвредности алкоголизма, нужно также учитывать то, что он проявляется в совокупности с другими факторами. Кроме того, у этих «нормальных детей»во время взросления рано или поздно проявятся нарушения и довольно серьезные проблемы в эмоционально-волевой и личностной сферах.

Алкоголизм родителей ведет также к соматическим проблемам, разным патологиям. В нашей стране статистика доказывает, что дети с каждым поколением рождаются все более и более неспособными к труду, умственной работе, учебе, они хуже мыслят, чем предыдущее их поколение, да и аномалии и случаи патологий возникают намного чаще. И все это объясняется тем, что алкоголь с каждым поколением становится все более популярным, а его употребление – нормой. Мы утопаем в море социальных стереотипов на счет алкоголя, и сами убиваем не только свою жизнь, но и здоровье наших будущих детей. За постоянным весельем и шутками скрываются черное будущее наших поколений, деградация человека. Народ убивает изнутри себя и своих детей, и самое страшное здесь – это их эгоизм и психологически-социальная недоразвитость. Из этого и имеем, что 40-60 процентов детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Дети плохо оценивают ситуацию, неспособны к качественному ее анализу. Эмоции поверхностные, действия социально неадаптированные. Подобные аномалии могут объясняться также медленным развитием центральной нервной системы. Если говорить о эмотивно-психологических последствиях – дети алкоголиков очень впечатлительны, долго держат в себе обиду, склонны накапливать негативные чувства.

Нервно-психологическое развитие и здоровье малыша напрямую зависят от того, есть ли у него в семье человек, злоупотребляющий спиртными напитками. Употребляя алкоголь, задумайтесь не только о себе, но и о своих будущих детях.

Подумайте о том, что вы и никто другой будете виновны в их бедах, сможете ли вы нести эту ношу всю жизнь? Ведь иногда нужно просто задуматься и остановиться, собрать свои силы ради себя, страны, родных и будущих детей.

источник

Алкоголизм — самоубийство в рассрочку.
NN

Самое печальное, что от пьянства отца страдают ни в чем не повинные дети. Давайте рассмотрим, что ожидает ребенка, если пьет отец.

На детей оказывает отрицательное влияние не только наличие сформированного алкоголизма у отца, но даже потребление алкоголя в рамках бытового пьянства. Дети тех, кто злоупотребляет спиртным, обычно тоже рано начинают выпивать, и многие из них потом становятся алкоголиками.

Когда я беседовала с больными алкоголизмом мужчинами и женщинами, обычно выяснялось, что отец тоже пил. С детства они росли, постоянно наблюдая поведение пьющего отца. Видя пример отца, дети не могут выработать собственную нравственную позицию по отношению к пьянству. Они полагают, что раз взрослые пьют, то это дозволенное явление, даже если в школе или от других людей они слышат слова, осуждающие пьянство.

Некоторые дети жалеют отца, считают его слабохарактерным, но добрым человеком. У многих больных алкоголизмом бывают «всплески» утрированной сентиментальности. Отец может принести безделушку своему ребенку, расчувствоваться, прослезиться, пожалеть его, пообещать, что заработает и купит хороший подарок и вообще жизнь изменится к лучшему.

Как может выжить человеческий род, если стоимость жизни дошла до десяти долларов за бутылку?
Уильям Клод Филдс

Как рассказывали мне мои пациенты, мать мало уделяла им внимания. Или потому, что сама выпивала, а если нет, то целиком была занята проблемами пьющего мужа и больше была озабочена не воспитанием детей, а тем, как найти денег или утаить их от мужа, чтобы прокормить детей.

Даже если мать и не была пьющей женщиной, но как у любой жены алкоголика, у неё неизбежно возникали личностные отклонения, негативно влияющие на развитие ребенка.

Обделенные лаской обоих родителей, дети трогательно хранили в памяти именно эти редкие минуты внимания отца, а не негативные проявления его пьянства, вытесняя плохое и лелея положительные воспоминания, и жили надеждой на будущее.

Дети алкоголиков рассказывали мне, что они не только не осуждали пьющего отца, но даже принимали его сторону (если тот не проявлял агрессии), потому что мать постоянно угрюмая, подавленная, ссорится с отцом из-за его пьянства, а отец старается «задобрить» ребенка и привлечь его на свою сторону.

Подавляющее большинство детей воспитывается на примере родителей, причем именно их поведения, а не слов, которые им говорят, и стремятся подражать такому поведению.

Жены пьющих мужчин редко бывают абсолютными трезвенницами, при случае они могут выпить тоже, даже с мужем-алкоголиком. И дети с детства наблюдают то скандалы и драки родителей, то их совместные выпивки. Если мать сама выпивает, даже не будучи алкоголичкой, то в этом случае у ребенка не может сложиться нравственная позиция с осуждением пьянства, что бы об этом ни говорили другие люди.

Женщины пьют меньше мужчин, потому что у них в крови есть несколько промилле белены.
В. Шойхер

Авторитет родителей, какими бы они не были, в детстве имеет огромное влияние на ребенка, и он полностью копирует стереотип их поведения. Лишь в подростковом возрасте у ребенка появляются другие авторитеты и кумиры (их сверстники, кто-либо из взрослых или герой популярного кинофильма), и тем не менее, подсознательно подростки по-прежнему подражают поведению родителей. К самой возможности выпивать такие дети относятся терпимо, как к нормальному, дозволенному явлению. Они осуждают только крайние формы нарушения поведения пьющего отца, например, когда тот их бьет или бьет мать или выгоняет их вместе с матерью из дома.

Заложенный в детстве стереотип поведения может сохраниться на всю жизнь. В пьющих семьях редко бывают психически здоровые дети. Как правило, они сами начинают рано выпивать. В развитии алкоголизма играют свою роль и неправильное воспитание, и наследственность, и психическая неполноценность ребенка, рожденного от пьющего отца.

Алкоголик: человек, который пьет четыре раза в год, каждый раз по три месяца
NN

Соне 16 лет. Поступила в психиатрическую больницу в связи с попыткой самоубийства. Она живет с матерью и четвертым по счету отчимом. Мать закончила техникум, работает в универсаме заведующей отделом, выпивает, но не алкоголичка. Отец Сони — алкоголик, в настоящее время сведений о нем у матери нет, разошлись давно.

Как-то раз мать «в сердцах» сказала Соне, что если бы вовремя сделала аборт, то ей не пришлось бы с ней возиться. Сама мать не скрывает, что долго не могла решить, сохранить беременность или прервать её, так как с отцом девочки были конфликтные отношения, он был женат и не хотел разводиться с женой. Но когда все сроки для прерывания беременности прошли, все же решился и оформил брак с матерью девочки, но он оказался недолговечным.

После развода мать отправила Соню в деревню к своим родителям. Мотивирует это тем, что не было квартиры и ребенка не с кем было оставить, и после этого устроилась на работу. Но и после того, как она купила кооперативную квартиру, она не спешила забирать девочку от родителей, поскольку за это время дважды выходила замуж и от третьего брака у неё был ребенок. Забрала дочь только когда той нужно было идти в школу.

Девочка росла без какого-либо контроля со стороны взрослых. Вместе с бабушкой и дедушкой проживали с семьями две её тети, тоже имеющие детей, и не раз в детстве она слышала попреки, что мать «навязала» им её, как «сорока в чужое гнездо», им «лишний рот ни к чему», и в редкие приезды матери она была свидетельницей их ссор и требований забрать ребенка. Материально мать им не помогала, хотя по мнению её сестер, была «богачкой».

С детства Соня ощущала себя одинокой и никому не нужной. При этом сохраняла теплые отношения к матери и жила надеждой, что та скоро приедет за ней и будет любить её, придумывая в своих мечтах, как все это будет. С самого начала проживания с матерью Соня поняла, что ей она тоже мешает и даже жалела, что та её не оставила в деревне, так как любила бабушку, но та была уже очень старой, лежала в постели и права голоса в семье не имела.

В школе Соня училась плохо, учителя ругали её за неподчинение и жаловались матери, за что та частенько наказывала её, попрекала и обзывала. По характеру девочка скрытная, малообщительная, замкнутая, молчаливая.

В 12-летнем возрасте она познакомилась с Сашей и влюбилась в него, как она говорит, «с первого взгляда». Тот был старше её на 5 лет, учился в 9-ом классе той же школы. Соня уже в те годы был высокой, не по годам развитой, с привлекательной внешностью. Отношения их вначале были романтическими, он встречал её около подъезда и вместе они шли в школу, забегал к ней на переменах, и потом провожал после школы. Если у неё раньше заканчивались занятия, она ждала его в школьном дворе, и наоборот. По её словам, это был самый счастливый период её жизни. У неё появился близкий человек, которому она могла доверить все.

Мать не одобряла их отношений, ругала её и предупреждала, что если Соня «в подоле принесет», она выгонит её из дома.

Сексуальная жизнь началась после какой-то вечеринки, и они оба выпили. Соня ничуть не жалела об этом, и оба использовали любую возможность. Его отношение к ней не изменилось, даже наоборот. С этого времени они стали выпивать, иногда вдвоем, иногда в компании его приятелей. Соня пила столько же, сколько и Саша, в основном, вино. Сам он выпивает с 13 лет, раньше пил со сверстниками, теперь чаще с Соней.

Через два месяца она забеременела, но скрывала ото всех, пока мать не заметила, что дочь пополнела. Мать сразу отвела её к гинекологу и тот установил беременность 18 недель. Делать аборт было уже поздно, о браке речи быть не могло, и мать, получив справку о необходимости прерывания беременности по медицинским показаниям, через два месяца положила Соню в роддом, где ей сделали искусственный выкидыш.

Все это время мать ругала и била её, запирала дома и не позволяла видеться с Сашей. В отчаянии девочка совершила первую попытку самоубийства, выпив 10 таблеток тазепама из аптечки матери. Ее доставили в больницу, а после выписки мать снова избила её.

Выкидыш Соня перенесла очень тяжело — и физически, и морально. Ребенок, с её слов, родился живой и «пищал», пока его не унесли. После этого девочка долго болела, была подавленной, все время вспоминала о живом ребенке и думала, что с ним стало.

Потом она поправилась и вернулась в школу, вновь встретила своего друга, который был напуган этой ситуацией, но они продолжали встречаться. В то время её мать разошлась с очередным мужем, вскоре снова вышла замуж, родила ещё одного ребенка. Опять ей было не до дочери, и она махнула на неё рукой, обозвав обидными словами и больше в её жизнь «не лезла».

Ни с одним отчимом отношения у Сони не складывались. Все все выпивали, да и Сонина мать частенько приходила домой навеселе. Девочка старалась не разговаривать с отчимами, а если те обращались к ней, молча смотрела в угол или отвечала «Отстань!». Один из них попытался «приставать» к ней, но она замахнулась на него утюгом, пообещала «разбить ему башку». Тот обозвал её «психованной», но больше не приставал.

Все это время Соня регулярно выпивала с Сашей, и уже могла за вечер выпить от 400.0 до 500.0 вина. Ей стало нравиться и само опьянение, и то, что она пьет вместе с другом. Он уже закончил школу, работал и имел собственные деньги. Школу она регулярно прогуливала, если её друг работал в вечернюю смену и был свободен днем. Встречались они на квартире его родителей, когда те были на работе.

Через год Соня забеременела снова, и снова ситуация повторилась, сроки были упущены. В это время они с матерью почти не разговаривали, каждая жила своей жизнью. Мать постоянно ссорилась с отчимом, если тот являлся домой пьяным, хотя сама нередко выпивала вместе с ним.

Соня мечтала сохранить беременность, выйти замуж за Сашу и жить отдельно от матери. Но мать, узнав о её беременности, явилась к Сашиным родителям и устроила там скандал, обзывая и их, и их сына, что он воспользовался её дочерью, а те, дескать, потакали, грозилась возбудить уголовное дело за совращение несовершеннолетней. И действительно подала заявление. Родители Саши и он сам были напуганы. Соня рассказала в правоохранительных органах, как было на самом деле, и дело в отношении её друга прекратили, когда он пообещал жениться на ней. Но их отношения разладились. Его родители были категорически против брака с несовершеннолетней, да и он сам сказал ей, что пообещал жениться только «чтобы отвязаться» и стал избегать встреч с ней. Тем не менее, Соня хотела сохранить беременность, надеясь, что потом он передумает.

Однако мать с помощью отчима опять отвезла её роддом, и снова беременность прервали, хотя Соня плакала и просила этого не делать. Даже врачи жалели её, но уговаривали, объясняя, что вряд ли в её возрасте родится полноценный ребенок, тем более, что Саша не намерен жениться, а средств на содержание ребенка у неё нет. В конце концов они её уговорили.

После выписки Соня стала пить, с её слов, «по-черному». Саша бросил её и уехал в другой город. Она пила «чтобы забыться», с кем попало, «кто угощал», занималась проституцией, эпизодически принимала и наркотически действующие средства. Как-то один из собутыльников дал ей упаковку седуксена, но она её сразу не выпила, а проснувшись утром в состоянии похмелья, решила, что жизнь её «кончена» и дальше жить не стоит, и выпила всю упаковку. К счастью, мать была дома, вызвала «Скорую помощь» и девочку удалось спасти.

Читайте также:  Как вылечить человека от алкоголизма навсегда

Потом её перевели в психиатрическую больницу. Она была в состоянии депрессии, все время плакала, говорила, что все равно покончит жизнь самоубийством. Лечилась в течение трех с половиной месяцев, постепенно её состояние улучшилось, настроение постепенно выровнялось.

Мать навещала её редко, говорила, что она с нею уже намучилась, от неё одни неприятности и хлопоты, долго не хотела забирать её из больницы, потом решила снова отправить её к родственникам в деревню. Соню выписали, хотя у всех нас было тяжелое чувство. О дальнейшей судьбе несчастной, одинокой девочки я ничего не знаю.

Сколько было сказано и написано, что у алкоголиков рождаются неполноценные дети! Но наших женщин это не останавливает, и они рожают неполноценных детей от пьющих мужчин.

У большинства детей из пьющих семей выявляются психические заболевания — невротическое развитие, неврозы, психопатии, задержка психического развития и умственная отсталость, органические заболевания центральной нервной системы и многие другие.

Парадоксально, что в интеллигентных непьющих семьях и семьях с хорошим материальным достатком обычно меньше детей, чем суммарно в семьях алкоголиков, многие из которых являются многодетными. Причем, пьющий может быть женат дважды, трижды, и в каждом браке у него есть ребенок, и не один. Это почва для вырастания нового поколения алкоголиков — чем более выражены у ребенка психические отклонения, тем больше шансов за раннее начало злоупотребления алкоголем и формирование алкоголизма, во многих случаях приобретающего злокачественное течение.

Умный пьет до тех пор, пока ему не станет хорошо, а дурак — до тех пор, пока ему не станет плохо.
Константин Мелихан

Мало того, что алкоголик калечит жизнь собственных детей, но опосредованно он влияет и на судьбу других детей — его неполноценный ребенок не сидит дома, а общается со сверстниками и их тоже вовлекает в пьянство.

Во взрослых наркологических отделениях есть пациенты в возрасте 18-22 лет. Эта группа больных с ранним началом злоупотребления алкоголем — в подростковом и даже детском возрасте. А в подростковых отделениях много мальчиков и девочек, у которых налицо все признаки алкоголизма.

Раннее начало злоупотребления — всегда прогностически неблагоприятный признак, и алкоголизм в этих случаях, как правило, имеет ускоренное течение.

Мише 15 лет, единственный ребенок. Родители в разводе, по профессии театральные актеры. Отец — алкоголик, мать выпивает, но не алкоголичка. Оба были в повторных браках, мать замужем в третий раз, отец в очередном разводе.

С детства Миша рос безнадзорным, родители по вечерам были заняты на спектаклях, днем на репетициях, оставляли его то на попечение соседей, то со случайными людьми, иногда оставляли 3-4 — летнего ребенка дома одного или брали с собой в театр, и он засыпал в гримерной или где придется. Бабушки и дедушки жили в других городах, и иногда его родители отправляли сына то к одним, то к другим, но те тоже работали и долго держать у себя внука не могли.

Миша научился готовить себе простую пищу, ел что придется. Родители жили типичной актерской жизнью, часто уезжали на гастроли, а если не были заняты в спектакле, то дома собирались шумные компании с непременной выпивкой. Когда мальчику было 7 лет , родители разошлись.

Он рос тихим, незаметным, играл в детские игры или сидел где-то молча. Родителей любил, скучал, когда они были в отъезде, тяжело переживал их развод, потом часто прибегал к отцу в театр и просил его вернуться домой. Но потом навещать его перестал, так как отец сильно пил и выгонял его. Мужей матери ненавидел, и со временем возненавидел и её тоже, виня в том, что она прогнала отца и он из-за неё «спился».

Впервые Миша попробовал спиртное в 10 лет, когда один из гостей матери налил ему бокал шампанского. Выпил не весь бокал, но опьянел, лез в разговоры взрослых, не хотел ложиться спать. Опьянение ему очень понравилось и впоследствии украдкой стал допивать оставшееся после гостей спиртное, но старался пить немного, чтобы мать не заметила. То, что не выпил, прятал, чтобы выпить потом. После школы он бежал домой, потихоньку выпивал из «своих запасов» и шел на улицу. Хвастался перед сверстниками, что он «умеет пить», иногда угощал и их. Мать была занята в театре днем и вечером, приходила поздно, часто навеселе и ничего не замечала.

Учился Миша плохо, занятия его тяготили, с нетерпением ждал окончания уроков, чтобы бежать домой и скорее выпить. Когда не удавалось стащить у матери спиртное, воровал из её сумочки деньги и отдавал старшим приятелям, которые покупали спиртное и они вместе пили. С 12 лет школу регулярно прогуливал, но учителям говорил, что ездил с матерью на гастроли, и они ей не сообщали. Подделывал её подпись в дневнике, когда ему записывали замечания с просьбой к матери прийти в школу, и говорил учителям, что мать в отъезде. Мать ни разу не заглядывала в его дневник , не ходила на родительские собрания в школе и не контролировала, делает ли он школьные уроки. В школе старался вести себя примерно, и учителя, знавшие о профессии его матери, смирились с пропусками занятий и плохой успеваемостью.

Когда денег на спиртное не было, Миша собирал пустые бутылки или просил у прохожих денег «на метро», и так собирал необходимую сумму. Чаще всего пил в компании ребят из своего двора значительно старше себя по возрасту, но если денег было мало, и на всех спиртного не хватало, пил один.

Похмельный синдром с 13 лет, проявлялся вялостью, разбитостью, общим недомоганием, потливостью, жаждой, головной болью, невозможностью сосредоточиться, головокружением, пошатыванием при ходьбе, мрачным настроением, чувством страха, кошмарными сновидениями. После приема спиртного все симптомы исчезали. Дважды в состоянии похмелья у него были судорожные припадки.

С этого времени Миша бросил школу, а учителям сказал, что переезжает в другой район к отцу. Они пытались связаться с матерью, но она в это время была на очередных гастролях, к телефону никто не подходил, и длительное время мать ни о чем не знала.

В компании приятелей, будучи пьяными, они как-то сорвали с прохожего дорогую шапку, продали её торговцу на рынке и на эти деньги пили. Потом они стали проделывать это регулярно и нашли человека, который скупал у них вещи. Они внезапно окружали прохожего, чаще всего женщину, и требовали отдать ценные вещи и деньги. Несколько раз они избивали прохожих-мужчин, которые отказывались отдать им требуемое, а затем обзавелись ножами и угрожали своим жертвам. Поймали их, когда они разбили витрину магазина и пытались похитить деньги из кассы и спиртное. Арестовали не всю группу, а лишь троих человек, в том числе и нашего пациента, остальные разбежались. В милиции он не называл ни своего адреса, ни имени, ни других соучастников, но со временем обо всем рассказали его подельщики, и об этом сообщили матери. В камере предварительного заключения на следующий день после ареста у Миши развился похмельный синдром, он кричал, что сейчас умрет, бился головой о стену, падал на пол. Ночью у него был судорожный припадок , и его привезли в психиатрическую больницу. У него наблюдался выраженный похмельный синдром. После проведенного лечения состояние его нормализовалось, он подробно рассказал обо всем, надеясь, что его признают невменяемым и не осудят.

Мать пришла в больницу через неделю после его поступления, объяснив это тем, что она не знала, где он, и узнала только когда сотрудники правоохранительных органов разыскали её. Сама она его не разыскивала, мотивируя тем, что он с детства «самостоятельный» и мог поехать к отцу.

Она производила странное впечатление — не по возрасту крикливо одетая, с обильной косметикой, она разыгрывала перед врачами спектакль, заламывая руки и патетически восклицая: «О боже! За что ты так караешь меня! В чем я согрешила!», — подносила платочек к глазам, рыдала, требовала сердечных и успокаивающих средств: «О, как я страдаю! Это разобьет мое бедное сердце!» — и так далее, все виде банальных реплик из дешевой мелодрамы. Она ничего не могла рассказать о сыне, называла его «прелестным мальчиком», которого «оклеветали», и говорила только о себе, какая она талантливая актриса на ведущих ролях и как это отразится на её карьере (на самом деле она заурядная актриса, играющая эпизодические роли), наотрез отказывалась верить сведениям о мальчике, записанном в протоколе милиции и тому, что он алкоголик.

Через две недели Мишу перевели в институт судебной психиатрической экспертизы имени Сербского.

Помимо возраста, негативную роль играют все вышеперечисленные факторы. Некоторым подросткам впервые наливают спиртное их пьющие родители. Другие начинают выпивать в компании сверстников. Не имея дома возможности для спокойных занятий, они проводят время на улице, в компании таких же обездоленных подростков из неблагополучных семей.

Подавляющее большинство детей, которые имеют пьющего отца, имеют низкий образовательный уровень и низкую профессиональную квалификацию. Это связано и с малым материальным достатком родителей, и с психическими заболеваниями у детей алкоголиков, и с нарушениями поведения, и нежеланием самих подростков продолжить образования, и с отсутствием у них способностей даже для того, чтобы закончить среднюю школу, не говоря уже о высшем образовании.

В семье с низкой культурой подчас даже не обсуждается вопрос о возможности продолжения образования, а тем более, поступления ребенка в институт. Некоторые матери с нетерпением ждут, когда дети смогут самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, настаивают на переходе из школы в ПТУ. Да и сами подростки, плохо успевая в школе, не возражают, поскольку в училище у них большая степень свободы, и никто не будет требовать от них выдающихся успехов. Получив малоквалифицированную специальность, они рано начинают работать, и имея собственные деньги, уже могут распоряжаться ими по своему усмотрению. Многие именно поэтому бросают школу или переходят в училище, где есть возможность получать стипендию.

А что творится в наших ПТУ — это знают все. И пьянство, и наркотики, и сексуальная распущенность. Там подростки одного социального уровня, большинство из неблагополучных семей, с психическими отклонениями и заболеваниями. Там свои «законы», и свои группировки. Все это сказывается на поведении любого подростка, в том числе и на поведении девочек. Даже если они до этого не выпивали и были «тихонями», здесь они перенимают все негативные проявления поведения своих сверстников и сверстниц.

Пример пьющего отца отрицательно влияет не только на сына, но и на дочь. Дочери алкоголиков тоже начинают рано выпивать, все свое свободное время проводят в пьющих компаниях, рано начинают половую жизнь, беременеют и рано выходят замуж. Поскольку они общаются, в основном, с пьющими ребятами, то их мужем тоже становится пьющий человек. Она и сама продолжает выпивать вместе с мужем, а потом оба могут стать алкоголиками.

Дата добавления: 2015-02-19 ; просмотров: 1940 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Зависимость объясняется эпигенетикой — наукой, изучающей изменения активности генов, при которых структура ДНК остается прежней. Половые клетки обоих родителей могут содержать нормальный геном, но нести эпигенетические изменения, которые не всегда бывают полезны. Так, ребенок может родиться с нарушениями href=»https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC»>фетального алкогольного спектра, даже если мать никогда не употребляла алкоголь — «благодаря» отцовским наклонностям.

Удивительно, что некоторые факторы зависят от условий жизни мужчины в то время, когда он вряд ли задумывался об отцовстве — до полового созревания, в детстве. К тому же эпигенетические факторы наследуются в течение не одного, а нескольких поколений. И это не всегда плохо: например, если отец или дед недоедал в детстве, у потомков наблюдается меньшая предрасположенность к заболеваниям сердечно-сосудистой системы и диабету

Исследователи медицинского центра Университета Джорджтауна, США, сосредоточились на таких факторах, как употребление отцом ребенка алкоголя, влияние окружающей среды и психологическое состояние. Выбор разумен: при получении впечатляющих результатов их можно будет обнародовать и внедрить в практику — так же, как после открытия вреда никотина и алкоголя на плод будущим матерям начали рекомендовать воздержаться от этих привычек хотя бы на период беременности и грудного вскармливания.

Употребление алкоголя отцом отражается на ребенке на уровне экспрессии ДНК

Удалось установить, что употребление отцом алкоголя пагубно сказывается на когнитивной функции и несет угрозу развития некоторых патологических состояний. По поводу влияния на моторную активность заключений пока нет: потомство мышей-алкоголиков менее подвижно, чем нормальные мышата, а с крысами результаты прямо противоположные. Ученые полагают, что дело в видовых различиях — но подобные опыты, разумеется, невозможно проводить с людьми, поэтому остается ждать, когда появится соответствующая статистика.

Трогательное видео: первые шаги кота на четырех протезах

Одна маленькая победа в войне с самым страшным врагом человечества

К другим отцовским особенностям, которые сильно влияют на потомство, относятся:

• возраст отца (чем старше, тем выше риски развития у детей шизофрении, проявлений аутического спектра и врожденных дефектов); • ожирение у отца (связано с увеличенным размером жировых клеток ребенка); • психологический стресс, перенесенный отцом (ученые связывают его с поведенческими расстройствами у детей).

Эпигенетические изменения реализуются главным образом через три механизма: 1) метилирование ДНК, модификацию белков клеточного ядра — гистонов и экспрессию микроРНК. Про метилирование ДНК мы уже писали подробно в статье об эпигенетике. Модификация гистонов происходит на этапе формирования сперматозоида; третий механизм — экспрессия микроРНК — работает сам по себе и в комплексе с двумя предыдущими, меняя механизмы экспрессии генов.

Пока исследователи очень осторожно формулируют выводы: необходимо изучить механизмы переноса эпигенетических изменений более подробно и получить больше статистических результатов. Понятно одно: когда человек заводит детей, то он передает им не только свои гены, но и свои привычки и свой опыт, память своих клеток. Выбор, который мы делаем каждый день, и обстоятельства, которые влияют на нас, формируют не только каждого отдельного человека, но и несколько последующих поколений — и для будущих отцов это работает так же, как и для матерей.

источник