Меню Рубрики

Кафедра алкоголизма и наркомании в медицинском университете

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. Профилактика алкоголизма и наркомании как неотъемлемая часть работы по формированию доминант здорового образа жизни у россиян // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65743 (дата обращения: 25.03.2019).

Приоритетной задачей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной 31.12.2015 года, является «увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения» [1, с. 26]. Среди угроз национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан отмечены наркомания и алкоголизм, занимающие лидирующие позиции в рейтинге самых распространенных и опасных аддикций XX–XXI веков.

С.К. Бондырева и Д.В. Колесов определяют наркотизм как «общественно значимое явление, объединяющее в себе различные конкретные проявления: химический наркотизм (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение); информационный наркотизм (телезависимость, Интернет-зависимость, компьютерная игромания); наркотизм риска (азартные игры); наркотизм власти» [2, с. 3]. Исследователи отмечают в них общую гедоническую основу, состоящую в стремлении индивида к удовольствию как главному содержанию действий, независимо от их жизненного, прагматического результата. Наркотизм в любых проявлениях представляет угрозу и опасность как для здоровья, жизни и социального положения конкретного человека, так и для благополучия родных и близких ему людей. Современные ученые называют аддиктивным поведением такую форму «отклоняющегося» от нормы поведения, которое своим содержанием и результатом наносит вред благополучию индивида.

Соответствие индивида понятиям поведенческой нормы предполагает отсутствие у него зависимости и соблюдение им правовых, нравственных и эстетических норм. Именно отсутствие зависимости указывает на то, что человек контролирует свое поведение, несет ответственность за свои поступки и свободен от вредных привычек. Профилактика аддикций должна быть центрирована на формирование устойчивости к неопределенным ситуациям в комплексе с установкой на ведение здорового образа жизни.

Для нашего исследования представляет наибольший интерес междисциплинарный подход в изучении человека. В.М. Бехтерев разработал научную концепцию, согласно которой человека необходимо рассматривать как «целостное онтологическое бытие, биосоциальное образование в нерасчлененном единстве всех его сторон, во взаимодействии с миром (природным, космическим, социальным)» [3, с. 8]. Человек в концепции В.М. Бехтерева предстает в органическом единстве всех сторон и граней своего биосоциального существа: 1) представитель биологического вида, 2) носитель нервно-психической организации, 3) продукт внешней среды.

В качестве системообразующего кирпичика целостности учения о человеке В.М. Бехтерев выделял нервно-мозговую сферу. Неврологический подход при разработке направлений и областей человекознания заключался в признании основополагающей роли мозга и нервной системы в жизнедеятельности человека и возможной регуляции его взаимоотношений с внешней социальной средой. Бехтерев утверждал: «Индивидуальный опыт человека, богатство знаний и переживаний, накопленных им в процессе жизнедеятельности, являются той внутренней средой, которой опосредуются все внешние воздействия» [3, с. 19].

Развитие и совершенствование личности не завершается после получения высшего образования, окончательное завершение развитие личности создается специальными условиями окружающей среды. Все это актуализирует вопрос о взаимоотношении личности и социальной среды, в которой проявляет себя личность. В этой связи хотелось бы определить два понятия – личность и индивид, одновременно отрицая их тождество и указывая на их единство. А.Н. Леонтьев по этому поводу писал: «Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается, сущность личности в «эфире» этих отношений . Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» [4, с. 385].

Многие ученые, исследующие отличительные признаки личности, рассматривали ее как выражение гармонии и единства психических отправлений. В.М. Бехтерев считал это верным, но добавлял: «кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека» [3, с. 99]. И далее: «кроме внутреннего объединения и координации личность, как понятие, содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий» [3, с. 99]. Таким образом, в определении личности В.М. Бехтерев отметил как субъективную, так и объективную сторону личности.

Ученый отметил ряд физических условий, от которых зависит полноценное развитие личности: 1) природа организма и его антропологические особенности, 2) биологический фактор, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма, 3) неблагоприятные экономические условия, приводящие к физическому ослаблению организма, 4) негигиенические условия труда, переутомление, отсутствие отдыха пагубно отражается на развитии личности, 5) «интеллектуальные яды» (алкоголь, опий, морфий, эфир и др.) – хронические отравления, в первую очередь алкоголизм, поражающий мозг человека (притупленное восприятие, пониженная нравственность, ослабленная воля – эти особенности характеризуют упадок личности), 6) воспитание и образование личности: загромождение головы ненужными знаниями, отсутствие их критического осмысления, подавление всякого проблеска инициативы и самостоятельности в учениках, – все это убивает в учениках и учителях любовь к знаниям и уменье самостоятельно мыслить, 7) отсутствие общественной деятельности приводит к недостаточному развитию личности, 8) отсутствие правильно организованной общественной деятельности в форме самоуправления, проявляющееся в праздности и бездеятельности [3, с. 112–121].

Эффективность социализации подрастающего поколения россиян и всестороннее развитие личности каждого индивида во многом зависят от своевременности принятия мер профилактики алкоголизма и наркомании. «Личность – это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности. Другими словами, для становления и проявления личностных качеств существенное значение имеет социум» [5, с. 21]. Развитие гармоничной личности в процессе социализации индивида состоит в формировании человека, осознающего ответственность за свою судьбу и судьбу Родины; занимающегося созидательной деятельностью и совершающего поступки, нацеленные на благо других; обладающего самостоятельностью и автономностью в принятии решений, основанных на рациональных мотивах и этико-правовых нормах, бытующих в обществе. В процессе профилактической работы у индивида следует формировать необходимые для ведения здорового образа жизни личностные качества: степень волевой регуляции поведения, использование правовых и нравственных оснований, этических норм, мировоззренческих установок, доминант мышления и социальных интересов при выборе вектора деятельности и системы поступков.

Приоритет гедонических ценностей является основой искаженного поведения большинства индивидов в современном мире и обладает разрушительной силой воздействия на организм отдельного человека, угрожает жизнеспособности нации и консолидации общества. Гедонический эффект наркотиков многократно превосходит любое приятное ощущение, которое человек способен получить естественным путем. Установка индивида «в жизни все нужно испробовать» таит в себе скрытую угрозу, поскольку связана с любопытством индивида, которое, в большинстве случаев, является следствием его невежества или глупой «отваги» и может привести к трагическим последствиям. Наркоманию следует рассматривать с точки зрения девиантного поведения индивида, учитывая при этом процессы, происходящие в его головном мозге и центральной нервной системе, где прослеживается определенная последовательность событий: 1) первая проба вещества, 2) первый гедонический эффект, 3) первая мысль «хотелось бы еще раз», 4) систематический прием, 5) первая «ломка», 6) постепенно формирующаяся убежденность в невозможности жизни без наркотиков. Таким образом, со временем некое вещество становится для индивида «дороже жизни», что в целом не служит укреплению его здоровья и сохранению жизни, не приводит его к успешному выполнению своих биологических и социальных функций.

У человека, употребляющего наркотики, нарушается привычная большинству людей иерархия потребностей. Доминанта – как функциональный орган центральной нервной системы – выполняет две главные функции: выстраивает иерархию потребностей индивида и мобилизует все ресурсы психики и организма человека для обеспечения удовлетворения каждой потребности, когда наступит ее очередь. У сложных потребностей доминанта может существовать от череды месяцев до нескольких лет. Доминанта наркомана сопряжена с получением удовлетворения от поиска дозы и приема наркогенного вещества, что не требует продолжительных усилий для реализации этой потребности, здесь не нужно «накапливать» энергию, достаточно одномоментного «выброса».

Доминанта в диапазоне своего действия представляет комплекс определенных симптомов во всем организме – в мышцах, секреторной работе и сосудистой деятельности. В процессе возобновления прежде пережитой доминанты кора детально восстанавливает в организме весь комплекс центральных, мышечных, выделительных и сосудистых явлений. Доминантный очаг возбуждения появляется в разнообразных этажах головного и спинного мозга человека, реализующего свою потребность в получении удовольствия от интоксикации организма, что может способствовать обострению имеющихся у индивида заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др. Актуальные вопросы профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний изложены в ряде опубликованных работ [6-16].

В записях дневника А.А. Ухтомского можно найти рецепты по выработке миросозерцания: «…надо понять, что разделение “души” и “тела” имеет лишь исторические основания, что дело “души” – выработка миросозерцания – не может обойтись без знания “тела” и что физиологию надлежит положить в руководящие основания при изучении законов жизни (в обширном смысле)». Эта мысль указывает на необходимость разработки междисциплинарных исследований человека, тем более, когда речь идет о профилактике алкоголизма и наркомании посредством формирования у детей и молодежи стремления вести здоровый образ жизни.

На современном этапе развития системы образования актуализируется вопрос необходимости применения доминантного подхода при рассмотрении нравственных вопросов, «оправдания добра» физиологией. Проблему духовно-нравственного кризиса личности и общества можно решить, проработав пути выхода из него. Поможет в этом комплексное изучение наследия А.А. Ухтомского и воплощение его в жизнь на уровне гуманизации системы образования через комплекс мер воздействия на организм человека и общества путем «воспитания доминант» (упражнения в правильном поступке) или сознательного создания новых доминант (социокультурные образцы). Проблема гуманитаризации науки также представляет актуальность, поэтому государство должно всячески стимулировать процессы интеграции знаний и создавать условия для развития комплексных междисциплинарных исследований человека [17, 18]. Принцип доминанты, открытый А.А. Ухтомским, указывает на возможность механического характера рецидива алкоголизма, наркомании и курения. Ученый подчеркивал: «След однажды пережитой доминанты, а то и вся доминанта могут быть частично вызваны вновь в поле внимания, как только возобновится, хотя бы частично, раздражитель, ставший для нее адекватным» [19, с. 32]. Этот факт необходимо учитывать при разработке комплексных программ, ориентированных на профилактику и лечение алкоголизма и наркомании.

Снижения медико-демографических и социально-экономических потерь – как последствий злоупотребления алкоголем и наркотическими средствами – можно достичь посредством разработки комплекса мер для популяризации здорового образа жизни и формирования доминанты «на лицо другого человека». На федеральном и региональных уровнях необходимо: 1) создать организационно-технологические механизмы по оптимизации уже имеющегося положительного опыта профилактической работы в рамках антиалкогольной и антинаркотической пропаганды среди подростков и молодежи; 2) разработать методологические и этико-правовые основы эффективности оказания наркологической медицинской помощи; 3) применить комплексный и междисциплинарный подходы к созданию единого информационно-коммуникативного реально-виртуального пространства для просветительской деятельности субъектов и мотивирования объектов всех уровней профилактики.

В этом контексте Ш.И. Спектор пишет: «На основе межведомственного подхода, при ведущей роли служб здравоохранения, разрабатывая областные и муниципальные целевые программы, и комплекс мероприятий информационного, воспитательного и образовательного характера для населения и развивая службы социально-психологической помощи населению, вторичную профилактику в группах повышенного риска наркологических заболеваний, можно добиться не только стабилизации показателей, но и снижения количества лиц, страдающих наркоманиями» [20, с. 44].

Ростовские ученые (Бухановский А.О., Мадорский В.В., Солдаткин В.А., Бухановская О.А., Стрюков А.Н.) разработали интересный способ лечения алкоголизма и наркомании. Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии-наркологии, и может быть использовано в комплексном лечении алкоголизма и/или наркомании. Применяют клинический, экспериментально-психологический, нейровизуализационный и электрофизиологический методы. В зависимости от результатов обследования назначают психофармакотерапию: применяют нормотимики, антидепрессанты, атипичные нейролептики, комплексную терапию по Г.Н. Крыжановскому; психотерапию, которая начинается после этапа детоксикации и включает методику похорон смерти, предусматривающую необходимость выкапывания могилы полного профиля: 2 м в длину, 2 м в глубину и 70 см в ширину. Выкопав могилу, пациент должен 15 минут побыть в могиле сам, чтобы представить, как плохо и одиноко будет здесь смерти, как на нее будет давить масса земли сверху, как будет мучить ее невозможность выбраться. Затем пациент должен взять дозу употребляемого наркотика, написать на ней: Моя смерть, и с соблюдением всех похоронных ритуалов закопать. В дальнейшем обязательным является длительное, не менее 3 лет, динамическое наблюдение за наличием следов наркотиков в анализах мочи при наркомании. После каждого срыва больной выкапывает очередную могилу, на полметра глубже предыдущей. Все процедуры проходят под контролем членов семьи, каждый из них ответственен и контролирует выполнение больным взятых на себя обязательств. Способ позволяет увеличить эффективность лечебно-профилактических мероприятий, существенно снизить риск криминогенности и виктимности и позволяет успешно осуществить индивидуализированную патогенетически ориентированную терапию зависимости [21]. Человеку нужно научиться говорить твердое «нет» всем своим пагубным привычкам и подтверждать свои слова делом, чтобы не пришлось доходить до таких крайностей, как применение клинического, экспериментально-психологического, нейровизуализационного и электрофизиологического методов лечения алкоголизма и/или наркомании.

Читайте также:  Чемеричная вода из аптеки от алкоголизма

Проблема стремительной алкоголизации и наркотизации общества интересует исследователей из разных областей научного знания, но все они единодушны в том, что профилактика является самым действенным средством борьбы с этим злом. В этом контексте Н.А. Сартаева главную роль отводит формированию у населения наркотического иммунитета – способности человека противостоять любым незаконным действиям с наркотиками (потребление, распространение и т.д.), основанной на социальном контроле (механизме поддержания общественного порядка) и самоконтроле (внутреннем контроле, согласованном с общепринятыми нормами). По мнению автора, признаками выработки наркотического иммунитета у человека являются: отсутствие у него опыта потребления наркотиков; наличие юридической информированности, соответствующей действующему законодательству, и общих знаний о наркотиках, последствиях их немедицинского потребления; присутствие внутреннего регулятора юридически значимого поведения; ярко выраженное негативное отношение к наркотикам [22, с. 124]. Таким образом, высокий уровень правосознания народа можно считать залогом эффективной профилактической работы по борьбе с проявлениями алкоголизма и наркомании в российском обществе.

А.А. Новгородский считает, что комплексная система наркобезопасности Российской Федерации должна включать: 1). Правовое регулирование оборота наркотических средств, участие в деятельности международных организаций, совершенствование антинаркотического законодательства; 2). Профилактическую и информационно-пропагандистскую работу, следствием которой должно стать формирование у населения наркотического иммунитета; 3). Лечение, медицинскую и социальную реабилитацию наркомана; 4). Проведение научных исследований в области наркобезопасности и наркологии, подготовку специальных кадров [23, с. 104-106].

В деле профилактики наркомании социологи отмечают основные подходы, основанные на: 1) распространении информации о наркотиках, 2) аффективном (эмоциональном) обучении, 3) роли социальных факторов, 4) формировании жизненных навыков, 5) альтернативной деятельности, 6) укреплении здоровья [24, с. 147-149]. В широком смысле профилактика наркомании имеет отношение к избежанию или облегчению проблем, связанных с употреблением наркотических веществ, и разделяется на три этапа:

1). Первичная профилактика, направленная на выработку наркотического иммунитета;

2). Вторичная профилактика, направленная на раннее выявление злоупотребления наркотиками;

3). Третичная профилактика, направленная на лечение людей, в полной мере зависимых от наркотиков, и дальнейшую их реабилитацию.

В контексте данной статье хотелось бы остановиться на первичной профилактике, поскольку она менее всего проработана с точки зрения междисциплинарных исследований. В процессе разработки единых критериев мониторинга эффективности мероприятий противоалкогольной и противонаркотической направленности необходимо применить междисциплинарный подход. Профилактические акции в образовательных учреждениях страны должны носить системный характер и быть не декларативными, а деятельными. В ходе внедрения федеральной и региональных программ по формированию у подростков и молодежи доминант здорового образа жизни синтез естественнонаучного, гуманитарного и технического знания позволит преодолеть дуализм социального и биологического, психического и физического, психического и физиологического.

М.И. Нажева убеждена, что фундамент развития страны на долгосрочную перспективу заложен в здоровьесберегающем факторе человеческого ресурса: «Педагогический мониторинг является важным инструментом определения качества физического и патриотического воспитания студентов-медиков. В современном обществе весьма актуально моделирование проблемных ситуаций, направленных на всестороннее развитие личности обучающихся и достижение ими высокого уровня психоэмоциональной устойчивости» [25].

Большой потенциал для формирования у подростков и молодежи доминант здорового образа жизни заложен в образовательной среде медицинского вуза, где созданы условия для разработки и внедрения междисциплинарных исследований и комплексных программ. Одной из задач Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО является формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни. Это подразумевает: 1) модернизацию системы физического воспитания и систем развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов; 2) наличие строгого медицинского контроля в процессе подготовки к выполнению и непосредственному выполнению установленных нормативов ГТО, а также создание личностно-развивающей среды для эффективности духовно-нравственной, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы [26].

Внедрение физкультурно-спортивного комплекса ГТО, гуманизация и индивидуализация учебного процесса медицинского вуза оправданы востребованностью развития творческих и интеллектуальных способностей студентов, необходимых в деятельности инновационного характера. По мнению М.И. Нажевой, в педпроцессе медицинского вуза важно задействовать механизмы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний: интенсивно-подвижный и здоровый образ жизни, соблюдение баланса между физическими и нервно-психическими нагрузками [9].

В ходе реализации федеральных и региональных моделей профилактики алкоголизма и наркомании необходимо выработать единые подходы к профессиональной доподготовке специалистов систем здравоохранения и образования. Это возможно при условии соблюдения принципа преемственности между всеми уровнями профилактики и осуществления межведомственного взаимодействия на основе информационно-аналитического обеспечения контроля качества и эффективности внедрения комплексных программ.

На данный момент педагогическими работниками РостГМУ разработан богатый научно-методический материал по созданию условий для полноценного развития личности обучающихся – до поступления в медицинский вуз, во время учебы в нем и после окончания. В своих исследованиях авторы делают акцент на едином развивающем пространстве медицинского вуза, формирующем потребность введения здорового образа жизни у российских и иностранных студентов [27-39].

Факультет довузовского образования РостГМУ осуществляет комплексную систему обучения и воспитания обучающихся, ориентированную на разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, отвечающего запросам современной медицинской науки и здравоохранения, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота [40]. Ю.А. Сидоренко, Л.А. Якименко и З.Е. Аветисян отмечают: «В широком плане развитие довузовского образо­вания должно основываться не только на представ­лении о нем как о производителе образовательных и иных услуг, его необходимо рассматривать как творческую среду, социокультурная функция которой заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, технологий. В учебно-образовательном процессе должны реализоваться не столько отношения «производитель – потребитель услуги», сколько отношения профессионального сотрудничества, результатом которого являются новый уровень профессиональной компе­тентности участников как активных членов общества, а также широкий спектр общественно-значимых интеллектуальных про­дуктов и воздействий» [41].

В.Н. Власова и А.С. Сорокина, изучая проблемы образовательной среды высшего и постдипломного образования, пришли к выводу: «…ни наука, ни общество, которому она служит, до сих пор не выработали единого консолидированного представления о ценностном отношении к образу жизни как важнейшему фактору и национального, и личного здоровья. Здесь усилиями отдельных ученых не обойтись. Требуется государственная воля, выражаемая программой в виде национального проекта, и встречное движение общества с его огромным гражданским потенциалом» [42, с. 138].

На данный момент лидерами в антинаркотической (профилактической, лечебной, реабилитационной) работе являются представители правоохранительных органов и медицинского сообщества, волонтеры и духовенство РПЦ. Система российского образования и СМИ полноценно в работу еще не включились. К сожалению, антинаркотическая работа в образовательных учреждениях страны ведется по большей части на интуитивном уровне и держится исключительно на энтузиастах. Единой межведомственной программы антинаркотического воспитания в стране нет, четких критериев и подходов к профессиональной доподготовке специалистов систем здравоохранения и образования пока не разработано.

Безусловно, основы правосознания народа и доминанты здорового образа жизни закладываются в семье, но в эпоху кризиса семейных ценностей большая часть воспитательных функций ложится на систему образования, которая посредством СМИ имеет возможность формировать у населения страны социально востребованные образцы поведения, охватывая как можно большее количество россиян. Профилактика наркотизма будет эффективной благодаря разработке программ предупреждения и преодоления наркотизации подростков и молодежи с учетом особенностей разных возрастных групп; гендерных, этнокультурных и профессиональных различий. Успеха в этом деле можно достичь при условии соблюдения принципа преемственности между всеми уровнями профилактики и осуществления межведомственного взаимодействия на основе информационно-аналитического обеспечения контроля качества и эффективности внедрения комплексных программ.

источник

Л.П. Великанова А.П. Меснянкин О.В. Каверина Р.В. Бисалиев М.А. Чернова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АСТРАХАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РФ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

УПРАВЛЕНИЕ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.П. Великанова, А.П. Меснянкин, О.В. Каверина, Р.В. Бисалиев, М.А. Чернова

Избранные вопросы наркологии

Рекомендуется объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

Под редакцией кандидата медицинских наук, доцента Л.П. Великановой

Л.П. Великанова, А.П. Меснянкин, О.В. Каверина, Р.В. Бисалиев,

М.А. Чернова. Избранные вопросы наркологии: Учебное пособие /

Под редакцией Л.П. Великановой. – Астрахань, 2005. – 365 с.

Учебное пособие подготовлено на кафедре наркологии и психотерапии ГОУ ВПО АГМА Росздрава. Освещены современные представления об этиологии, патогенезе, клинике и лечение болезней патологической зависимости. Большое внимание уделено факторам, способствующим формированию алкоголизма, наркоманий и токсикоманий, вопросам организации наркологической помощи, правовым аспектам наркологии. Подробно рассматриваются методы ранней диагностики, профилактики и реабилитации больных с болезнями патологической зависимости.

Зав. кафедрой психиатрии и наркологии Волгоградского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Я.С. Оруджев

Зав. кафедрой психиатрии Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, доктор медицинских наук, профессор Д.И. Шустов

Печатается по решению совета ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия Росздрава».

© Л.П. Великанова, А.П. Меснянкин, О.В. Каверина, Р.В. Бисалиев, М.А. Чернова

© Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков Управление по Астраханской области

Психоактивные вещества использовались человечеством на протяжении многих веков. Несмотря на это, наркология, как специальная область знаний, изучающая причины, механизмы формирования, клинику и медицинские последствия болезненного пристрастия, сформировалась сравнительно недавно.

Исторически наркология связана с клинической психиатрией и является субспециальностью.

Выделению наркологии в отдельную область медицины способствовало накопление новых научных и клинических данных, а также рост распространѐнности злоупотребления наркотическими и токсикоманическими веществами.

В настоящее время потребление психоактивных веществ представляет высокозначимую социальную проблему. Количество лиц, допускающих немедицинское употребление психоактивных веществ, в Российской Федерации составляет около трѐх миллионов человек или 2% всего населения. Опасность алкоголизма и наркомании общепризнана, а эффективность современных методов лечения невысока. Поэтому особую значимость и актуальность приобретают проблемы профилактики распространения болезней патологической зависимости. Особенно, если учитывать, что наиболее уязвимыми в плане формирования химической зависимости являются молодые люди.

Вопросы наркологии требуют привлечения не только специалистов в области медицины – психиатров, но и психологов, социологов, педагогов, работников правоохранительных органов. В медицинских вузах страны сформировано более 30 самостоятельных кафедр, где ведѐтся преподавание наркологии. Введена профессиональная подготовка в интернатуре и ординатуре по специальностиВ институтах усовершенствования врачей и на факультетах последипломного образования проводится обучение по наркологии.

Несмотря на большое количество научных периодических изданий, монографической литературы, ощущается явный дефицит пособий для студентов.

«Избранные вопросы наркологии» коллектива кафедры наркологии и психотерапии Астраханской государственной медицинской академии в обобщѐнном виде представляют современную систему знаний по вопросам этиологии, патогенеза, клиники, лечения, профилактики болезней патологической зависимости, организации наркологической службы и еѐ правовому обеспечению.

Издание «Избранных вопросов наркологии» рекомендовано объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. Данное пособие может быть использовано также широким кругом медицинских работников: психиатрами, психиатрами — наркологами, психотерапевтами, психологами и врачами общей практики.

ТЕМА 1: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НАРКОЛОГИИ

Содержание : Предмет и задачи наркологии. Основные понятия. Классификация психоактивных веществ (ПАВ). Классификация болезней патологической зависимости (БПЗ). Эпидемиология болзней патологической зависимости. Структура наркологической службы. Правовые вопросы наркологии.

Цель : Освоение студентами целей и задач наркологии, основных понятий наркологической науки. Ознакомление с распространѐнностью болезней патологической зависимости в современном обществе, причинами их роста, структурой наркологической помощи и правовыми аспектами еѐ оказания.

Наркология — отрасль медицинской науки, изучающая клинические проявления, этиологию, патогенез алкоголизма, наркоманий, токсикоманий и состояний им предшествующих; медицинские, психологические, социальные и правовые аспекты болезней патологической зависимости и разрабатывающая меры их профилактики и лечения.

Читайте также:  Такое лечение алкоголизма без ведома больного народное

Наркология — новейшая медицинская дисциплина, являющаяся ветвью психиатрии, так как употребление психоактивных веществ сопровождается психопатологическими расстройствами во всех психических сферах и приводит к разрушению личности.

Процессы формирования побуждений к употреблению психоактивных веществ, патологической зависимости и влечения, клинические проявления болезней патологической зависимости являются психопатологическими феноменами. Выделение наркологии в самостоятельную клиническую дисциплину вызвано не только социальной значимостью предмета еѐ исследования, но и потребностью в более глубоком понимании причин и механизмов развития зависимостей. Помимо психиатрических знаний это требует привлечения психологических, социологических, нейрофизиологических, биохимических, токсикологических, фармакологических методов изучения.

Этапы развития клинической наркологии

Основные вещества, служащие предметом злоупотреблений, известны на протяжении тысячелетий. По мере развития цивилизации, совершенствования техники обработки лекарственных растений и получения более «чистых» активных начал, связи между действием наркотика и сопутствующей инвалидизацией становились всѐ более очевидными. Однако положительные свойства веществ, вызывающих привыкание, мешали вынесению окончательного суждения. Вред алкоголя был известен уже в начале нашей эры, вред опия — около четырѐх столетий. Алкоголизм признан болезнью с начала XIX века, а меры по ограничению употребления и злоупотребления появились только в конце XIX столетия и только по отношению к алкоголю, хотя морфинизм также был известен. Только появление кокаинизма вгодах поставило вопрос о существовании класса наркотиков.

Созданная после второй мировой войны Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), определила класс наркотических веществ и ввела международный контроль за их распространением. По рекомендации ВОЗ была признана необходимость оценки каждого медикамента для исключения его свойства вызывать патологическое привыкание.

Вспышки героинизма в начале XX века в США, кодеинизма в годах в Канаде, амфетаминизма в Японии и барбитуратизма в Скандинавии после второй мировой войны заставили определить наркомании как класс заболеваний. Первые определения этих заболеваний по существу касались развернутых стадий алкоголизма и морфинизма. Ранние признаки болезни, еѐ начальные стадии не учитывались. Многообразие форм болезни в первых определениях ВОЗ ограничивалось двумя: привыканием (habitation) и пристрастием (addiction). Первая сближалась с привычкой и рассматривалась как дурной навык, вторая — как собственно наркомания. При этом взаимосвязь эти двух состояний не только не предусматривалась, но и отрицалась. Принцип динамической оценки наркоманий отсутствовал вплоть догодов XX столетия.

Исследования Н.В. Канторовича и И.В. Стрельчука, зарубежных клиницистов установили отягощѐнность наркоманов неврозами и психопатиями и возможность развития заболевания при необходимом сроке злоупотребления практически у любого здорового человека.

Один из крупнейших специалистов по наркоманиям А. Wikler уже в 1953 году выделил и поставил на первый план признаком болезни состояние необходимости приѐма наркотика. В 30 — годы работами отечественных психиатров были расширены диагностические признаки алкоголизма. Н.В. Канторович описал симптом утраты количественного контроля. И.В. Стрельчук указал на диагностическую значимость алкогольных амнезий, описал ремиссии при морфинизме как вид особого состояния организма наркомана. В 1959 году А.А. Портнов ввѐл критерий динамической оценки наркоманий (на примере алкоголизма). Им и его учениками была проведена работа по выявлению ранних признаков болезни ещѐ до того, как разовьѐтся абстинентный синдром. Исследования И.Н. Пятницкой показали, что токсикоманию следует оценивать как особое состояние организма, выражающееся в особых «взаимоотношениях» индивидуума с наркотиком.

В качестве основных вех борьбы с болезнями патологической зависимости в России можно выделить следующие. В 1919 году программой VIII съезда В.К.П.б. была установлена первоочередность борьбы с социальными болезнями: туберкулѐзом, венерическими заболеваниями, алкоголизмом и др. В 1923 году организовались первые наркологические пункты и началось специализированное лечение больных алкоголизмом. В 1932 году были объединены наркологическая и психиатрическая службы. Наркологическая помощь начала оказываться в психоневрологических диспансерах и психиатрических стационарах, в этом же году была основана первая колония для длительного лечения больных в посѐлке Медный Московской области. В 1964 году был организован первый профилакторий; в 1966 году — наркологическая служба на предприятиях; в

1975 году по решению коллегии МЗ СССР наркологическая служба становится самостоятельной.

1) изучение биологических, психологических и социальных факторов, являющихся наряду с этанолом, наркотическими

и токсикоманическими веществами, ведущими в этиологии и развитии болезней патологической зависимости;

2) исследование генетических, биохимических, нейрофизиологических и других механизмов, участвующих в патогенезе этих заболеваний;

3) изучение эпидемиологии, клинических особенностей и патоморфоза болезней патологической зависимости;

4) поиск наиболее рациональных методик профилактики, лечения болезней патологической зависимости, построение прогноза ремиссий, анализ причин смертности и рецидивов;

5) планирование и организация наркологической помощи населению;

6) разработка и решение правовых вопросов наркологии.

Основные понятия наркологии

Наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, оказывающие оцепеняющее воздействие на психику и вызывающие чувство эйфории, включѐнные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Для определения вещества как наркотического средства используется три критерия:

1) медицинский — он определяет специфическое воздействие на центральную нервную систему (стимулирующее, седативное, галлюциногенное), ведущее к их повторному немедицинскому применению;

2) социальный — определяет потребление вещества в размерах, принимающих масштаб, вовлечение больших масс населения, криминогенность;

3) юридический — он вытекает из первых двух и является основным в определении принадлежности вещества к наркотическим средствам и включении в Список наркотических веществ соответствующими нормативными актами уполномоченных учреждений. В нашей стране таким учреждением является постоянный комитет по контролю наркотиков. Признание вещества как наркотического средства утверждается Правительством Российской Федерации.

Вещества, признанные наркотическими, подлежат экспорту и импорту только в рамках Единой Конвенции 1961 года по системе единой информации сторон и единого контролирующего органа Организации Объединенных Наций (ООН).

Психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, оказывающие влияние на психические функции человека, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ — вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Аналоги наркотических средств и психотропных ве-

ществ — запрещѐнные для оборота в Российской Федерации ве-

источник

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Иностранный язык — по выбору вуза

Экзамен включает в себя практическую и теоретическую часть по основному предмету.

Психиатр-нарколог занимается выявлением и лечением наркозависимости. Существуют различные варианты этого заболевания, и на самом деле случаи его выявления не редки среди лиц различных социальных слоев. Понимание того, что наркоман является больным человеком, который нуждается в специализированной помощи, наверное, одно из главных качеств этого специалиста. Вы обладаете таковым? Тогда предлагаем вам пройти обучение по специальности 31.08.21 «Психиатрия-наркология» в ординатуре.

Какие предметы сдавать для поступления, следует узнать на кафедре психиатрии в выбранном вузе. Обычно, экзамен включает в себя практическую и теоретическую часть по основному предмету (психиатрия-наркология), а также иностранный язык.

Отметим, что поступать на обучение могут лица, окончившие медицинский университет по специальностям лечебное дело или педиатрия.

Профессия психиатра-нарколога включает в себя помощь людям с такими проблемами:

  • пристрастие к спиртным напиткам, наркотическим веществам;
  • избыточное употребление еды;
  • различные депрессивные расстройства;
  • невротические расстройства, психозы, неврастения;
  • другие неврологические расстройства, имеющие под собой психологическую основу;
  • ночное недержание мочи (энурез);
  • стресс и его последствия.

Область лечения психиатра-нарколога – головной мозг человека, а именно расстройства, имеющие неорганическую природу. То есть психиатр-нарколог занимается не только лечением различного рода зависимостей, но и помогает пациенту восстановить душевное равновесие.

Здесь же стоит отметить, что профессия психиатра-нарколога подразумевает не лечение «словами», а полноценную терапию лекарственными препаратами, фитопрепаратами, физиопроцедурами и другими медицинскими средствами. Конечно, общение с пациентом важно в любой медицинской специальности, но психиатр-нарколог должен в большей степени обладать хорошей коммуникацией и пониманием психологии, для того, чтобы правильно оценить состояние пациента и подобрать ему эффективную терапию.

Обучение на психиатра-нарколога возможно после окончания медицинских вузов Москвы и других городов. Сертификат психиатра-нарколога могут выдавать многие вузы, а именно:

  • Первый Московский Государственный медицинский университет;
  • Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет;
  • Российский Национальный исследовательский медицинский университет в Москве;
  • Сибирский Государственный медицинский университет;
  • Казанский Государственный медицинский университет.

После шестилетнего обучения бакалавр, выбравший себе эту специальность, поступает в ординатуру или интернатуру в выше обозначенных медицинских учреждениях, или других, имеющих сертификаты для проведения подобного обучения.

Обучение проводится в очной форме. Длительность – два года. Не менее 60% учебного времени отводится на практическую часть обучения. Сюда включена практика в стационаре и наркологическом диспансере.

Естественно, основное направление обучения по данной специальности – это наркология. Какие же предметы особенно важны?

  • общие вопросы наркологии;
  • общая психопатология;
  • методы исследования наркологических больных;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • профилактика наркологических заболеваний;
  • лечение алкоголизма и наркомании;
  • психотерапия, психокоррекция и другие немедикаментозные методы лечения;
  • экспертиза в наркологии.

Что должен уметь психиатр-нарколог:

  • получить от пациента все необходимые данные, касающиеся его состояния, при необходимости привлечь к расспросу родственников;
  • анализировать полученную информацию, выделять профильные симптомы и синдромы;
  • диагностировать конкретное наркологическое заболевание;
  • назначать и трактовать дополнительные методы обследований;
  • подбирать должное лечение в соответствии с действующими протоколами и индивидуальными характеристиками каждого пациента;
  • распознавать неотложные состояния в наркологии, своевременно оказывать помощь;
  • назначать реабилитационные мероприятия;
  • работать с медицинской документацией.

Конечно, кроме навыков важна и теоретическая составляющая обучения. По завершении ординатуры психиатр-нарколог должен знать все симптомы и синдромы заболеваний в своей области, уметь выделить состояния, лечением которых занимаются другие специалисты (кардиолог, невролог и тому подобное), знать протоколы, по которым проводится обследование и лечение больных.

Кем работать по окончании обучения? Конечно же, наркологом.

Специалист, получивший диплом может устроиться как в государственные, так и в частные медицинские учреждения, вести прием в поликлиниках или наблюдать пациентов в стационаре. Также при получении соответствующего разрешения психиатр-нарколог может открыть свою частную практику и вести прием пациентов.

После завершения обучения, все ординаторы могут поступить в аспирантуру. Это дает возможность развиваться свой потенциал и заниматься научными исследованиями. Конечной целью является защита кандидатской диссертации.

Кроме того, специалист продолжает обучение на клинической кафедре, где часто встречаются интересные и сложные случаи, а старшие коллеги, имеющие высокую квалификацию, могут делиться своим опытом еще некоторое время.

источник

Адрес нахождения: 119021, Москва, ул. Россолимо, д. 11, стр. 9, УКБ№3, Клиника психиатрии им. С.С.Корсакова.

Зав. кафедрой: член-корр. РАН, доктор медицинских наук,заслуженный деятель науки РФ профессор Николай Николаевич Иванец .

Телефон +7(499) 246-6951 Факс +7(499) 246-6951.

Старейшая кафедра психиатрии в Москве, развивалась под руководством великих психиатров России: С.С. Корсакова, В.П. Сербского, П.Б. Ганнушкина. Благодаря их усилиям в Клинике психиатрии Московского Императорского университета была сформирована крупная научная и педагогическая школа. Её воспитанники — известные психиатры, которые в дальнейшем возглавили все московские и многие Санкт-Петербургские кафедры, институты, больницы (О.В. Кербиков, М.О. Гуревич, В.А. Гиляровский, М.Я. Серейский, Е.К. Краснушкин, Д.С. Озерецковский, Т.П. Симсон, С.Г. Жислин и многие другие). С 1998 года кафедрой психиатрии руководит член-корр. РАМН, Заслуженный деятель науки РФ, профессор Н.Н.Иванец.

Приказом Ректора Первого МГМУ им. И.М.Сеченова № 052 от 31.01.2013 «О реорганизации кафедр университета…» к кафедре психиатрии и медицинской психологии лечебного факультета была присоединена кафедра наркологии ФППОВ. Кафедра получила новое название – Кафедра психиатрии и наркологии лечебного факультета.

Medical Faculty
DEPARTMENT OF PSYCHIATRY AND SUBSTANCE ADDICTION

Address: Rossolimo str., 11, bld. 9, UKB number 3, Clinic of Psychiatry. S. S. Korsakow’s, 119021, Moscow.

Читайте также:  Основные проблемы в современном обществе алкоголизм

Head. Chair: Corresponding member. RAS, Doctor of Medical Sciences, Honored Scientist of Russia Professor Nikolai Nikolayevich Ivanets.

Phone +7(499) 246-6951
Fax +7(499) 246-6951.
E-mail address: mma-ps@yandex.ru.

DEPARTMENT OF PSYCHIATRY AND SUBSTANCE ADDICTION of Sechenov University is the oldest educational institution of Moscow providing training in full range of specialties related to psychiatry and substance addiction. Higher education programs of all existing levels are implemented from undergraduate, specialist and master programs to clinical residency programs and CME. More than 90% of lecturers have postgraduate degrees. Department has all up-to-date training facilities, including teaching hospital for 180 patients. The teaching programs are based on humanistic traditions of Korsakow school and “no restraint” principle.

На кафедре проводится обучение по дисциплинам:

  • «психиатрия, медицинская психология»,
  • «психиатрия и наркология»,
  • «патопсихология»,
  • «методы патопсихологической диагностики»,
  • «психиатрия»,
  • «психофармакология»,
  • «расстройства личности»,
  • «патопсихология – практикум»,
  • «детская психиатрия»,
  • «психофармакотерапия» (дисциплина по выбору),
  • «дитфференциальная диагностика шизофрении» (дисциплина по выбору).

За счет средств федерального бюджета и по договорам с оплатой стоимости проходят обучение студенты следующих факультетов:

  • лечебного,
  • ЦИОП «Медицина будущего»,
  • медико-профилактического,
  • стоматологического,
  • высшего сестринского образования и психолого-социальной работы.

Для иностранных граждан обучение проводится на английском языке.

  1. по специальности психиатрия: клиническая ординатура, очная и заочная аспирантура, — за счет средств федерального бюджета и по договорам с оплатой стоимости обучения;
  2. по специальности психиатрия-наркология: клиническая ординатура и аспирантура, — за счет средств федерального бюджета и по договорам с оплатой стоимости обучения.
  3. по специальности психиатрия-наркология проводится на базе: ФГБУ «Федеральный Медицинский Исследовательский Центр Психиатрии и Наркологии» им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения РФ Адрес: 109559 г. Москва, ул. Ставропольская, д. 27, корп. 7. Телефон для справок: 8 (495) 358-02-65

Программы повышения квалификации (от 16 до 500 часов с выдачей удостоверения)

С последующей сертификацией (С)

Число бюджетных мест (для специалистов, работающих в подчинении МЗ или ДЗ)

Стоимость обучения для граждан РФ (для специалистов, не работающих в подчинении МЗ или ДЗ) и иностранных граждан

Программы профессиональной переподготовки (свыше 250 часов с выдачей диплома)

С последующей сертификацией (С)

Число бюджетных мест (для специалистов, работающих в подчинении МЗ или ДЗ)

Стоимость обучения для граждан РФ (для специалистов, не работающих в подчинении МЗ или ДЗ) и иностранных граждан

специалисты имеющие подготовку в интернатуре/ординатуре по специальности Психиатрия

специалисты имеющие подготовку в интернатуре/ординатуре по специальности Психиатрия

На кафедре работает 34 преподавателя: 3 члена — корреспондента РАН, 10 докторов медицинских наук, 19 кандидатов медицинских наук. Сотрудники кафедры владеют самыми современными лечебными и педагогическими технологиями.

Додипломная подготовка и послевузовское профессиональное образование по специальности психиатрия проводится в Клинике психиатрии им. С.С.Корсакова УКБ № 3 (189 коек, 5 профильных отделений и ПИТ) — директор клиники чл.-корр. РАМН, проф. Н.Н.Иванец.

Для проведения занятий имеется лекционная аудитория, малый лекционный зал, библиотека, 12 учебных комнат. В процессе преподавания используется 6 компьютеров, 2 мультимедийных проектора, телевизоры в комплексе с видеомагнитофоном и DVD-плеером.

Послевузовское профессиональное образование по специальности психиатрия-наркология ведется на клинической базе кафедры в клинике НИИ наркологии-филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава РФ

Преподавание на кафедре ведется по новейшим учебникам и учебно-методическим пособиям, написанным сотрудниками кафедры:

  1. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. «Психиатрия и медицинская психология»: Учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  2. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Чирко В.В., Кинкулькина М.А. «Психиатрия и наркология»: Учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
  3. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. «Психиатрия»: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: OOO «Медицинское информационное агентство», 2009.
  4. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. «Наркология: Учебное пособие». — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 240 с.
  5. Тюльпин Ю.Г. «Психические болезни с курсом наркологии: учебник». — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 488 с.
  6. Тюльпин Ю.Г. «Медицинская психология»: Учебник для студентов мед. вузов — М., «Медицина», 2004.
  7. Тюльпин Ю.Г., Жуков А.О., Балабанова В.В. и др. Psychiatry: Practical manual: Учебно-методическое пособие / Под ред. члена-корр. РАМН, проф. Н.Н.Иванца — М.: ММА им. И.М.Сеченова, 2005
  8. Тюльпин Ю.Г. “Психические расстройства”: учебник для медицинских училищ и колледжей. – М., «Медицина», 2002.
  9. Тестовые задания для письменного контроля текущей успеваемости студентов по курсу психиатрии и наркологии. — М.: Просветитель, 2001.

Послевузовское профессиональное образование по специальности психиатрия-наркология ведется по следующим руководствам, учебно-методическим пособиям и монографиям:

  1. Алкоголизм. Руководство для врачей под редакцией Г.В.Морозова, В.Е.Рожнова, Э.А.Бабаяна. — М., Медицина, 1983 — 432 с.
  2. Алкоголизм. Руководство для врачей. Под редакцией Н.Н.Иванца, М.А.Винниковой. – Издательство «Медицинское информационное агентство», 2011, 856 с.
  3. Альтшулер В.Б. Патологическое влечение к алкоголю: вопросы клиники и терапии. — М., Имидж, 1994 — 217 с.
  4. Альтшулер В.Б. Алкоголизм — М., Гэотар-Медиа, 2010 – 260 с.
  5. Альтшулер В.Б. Иванец Н.Н., Кравченко С.Л. Женский алкоголизм: клинические аспекты – М., Гениус, 2006 – 216 с.
  6. Анохина И.П. Биологические основы лечения алкоголизма антидепрессантами. — В кн.: Антидепрессанты в терапии патологического влечения к психотропным веществам. — М. 2000 — с. 17-21.
  7. Буров Ю.В., Ведерникова Н.Н. Нейрохимия и фармакология алкоголизма.. — М., Медицина, 1985 — 239 с.
  8. Даренский И.Д. Психотерапевтический процесс в наркологической клинике. — М., Компания Спутник+, 2006 — 351 с.
  9. Дёмина М.В.Внутренняя картина наркологической болезни.-М.,2004-59 с.
  10. Кошкина Е.А. и соавторы. Современные эпидемиологические методы мониторинга распространенности употребления наркотиков. — М., Национальный научный центр наркологии, 2005 — 246 с.
  11. Лекции по наркологии под редакцией профессора Н.Н.Иванца. — М. Нолидж, 2000 — 210 с.
  12. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркологияю. — Л., Медицина, 1991 — 302 с.
  13. Пятницкая И.Н. Наркомании. — М., Медицина, 1994 — 544 с.
  14. Рохлина М.Л., Козлов А.А., Наркомании. Медицинские и социальные последствия, лечение. — М., Анахарсис, 2001 — 208 с.
  15. Руководство по наркологии в 2-х томах под ред. чл.-корр. РАМН профессора Н.Н.Иванца. — М., Медпрактика-М, 2002 — Т.1 — 443 с., Т.2 — 504 с.
  16. Чирко В.В. Алкогольная и наркотическая зависимость у больных эндогенными психозами. — М., Медпрактика-М, 2002 — 167 с.
  17. Чирко В.В., Дёмина М.В. Очерки клинической наркологии. — М., Медпрактика-М, 2002 — 240 с.
  18. Чирко В.В., Дёмина М.В. Руководство по клинической наркологии. – М., Медпрактика-М, 2010 – 323 с.

Сотрудники кафедры психиатрии и наркологии ведут большую консультативно-диагностическую работу. Они участвуют в диагностике и лечении широкого круга психических и наркологических расстройств: шизофрения, депрессия, психические расстройства вследствие эпилепсии, травм, опухолей, интоксикаций, неврозы, расстройства личности, психосоматические расстройства, болезни зависимости (алкоголизм, наркомании, гемблинг), бессонница, возрастные изменения психики, расстройства памяти.

Ежегодно сотрудники кафедры проводят свыше 3500 лечебно-диагностических консультаций в клинике психиатрии им.С.С.Корсакова и свыше 1000 – в клинике НИИ наркологии-филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава РФ

Научные исследования посвящены изучению клиники психических и наркологических расстройств для совершенствования существующих и разработки новых современных методов их терапии.

По направлению «психиатрия» кафедра разрабатывает научную тему «Совершенствование существующих и разработка новых технологий лечения основных психических заболеваний».

Основными направлениями научной деятельности сотрудников кафедры по направлению «наркология» являются следующие:

  1. Разработка дифференцированных терапевтических программ, направленных на профилактику ранних рецидивов и достижение стойких ремиссий при наркоманиях и алкоголизме.
  2. Изучение особенностей формирования, клиники и течения наркоманий и токсикоманий и их терапия.
  3. Изучение клинических особенностей, закономерностей течения алкоголизма и наркоманий с учетом гендерных и возрастных особенностей, разработка дифференцированных методов терапии.
  4. Разработка психотерапевтических программ лечения наркологических пациентов.
  5. Изучение клинических особенностей, структуры, патогенеза и патоморфоза тяжелых состояний у наркологических больных, требующих немедленной медицинской помощи, а также разработка новых и совершенствование существующих методов медикаментозной и немедикаментозной терапии неотложных состояний в наркологии.

На кафедре созданы крупный банк обучающих видеоматериалов и десятки учебных фильмов, разработаны и широко используются оригинальные компьютерные тестовые обучающие и контролирующие программы.

Заседания в течение семестров еженедельно по средам с 16.30 до 19.00. Результаты научной работы представляются в виде реферативных сообщений, самостоятельных научных исследований. Ежегодно работы студентов участвуют в конкурсах и публикуются в научных изданиях, в том числе в журналах из перечня ВАК. Руководитель кружка — профессор, д.м.н. Тювина Нина Аркадьевна.

+7 499 246 47 61 – зав.учебной частью, доцент, к.м.н.
Тюльпин Юрий Геннадьевич

8-495-358-42-56, 8-495-358-02-65 – доцент кафедры Ненастьева Анна Юрьевна

Клиника психиатрии им. С.С. Корсакова УКБ № 3

119021, г. Москва, ул. Россолимо, д. 11 стр.9.

Клиника НИИ наркологии-филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава РФ

г. Москва, ул. Ставропольская, 27, корпус 7.

источник

  • Лечение наркомании — широкая база врачей
  • 9 отзывов о врачах на PROFI.RU
  • Лечение наркомании в Москве от 1499 рублей/усл.

Цены: от 1499 до 20 000 / усл.

Цены: от 10 до 10 792 / усл.

Цены: от 24 до 32 000 / усл.

Цены: от 1499 до 15 000 / усл.

Цены: от 300 до 480 000 / усл.

Цены: от 1199 до 2000 / усл.

Цены от 1500 до 6000 ₽ / усл.

Образование: Смоленский государственный медицинский институт (1980 г.).
Курсы повышения квалификации: Трансфузиология. Экстракорпоральные методы лечения, НМХЦ им. Н.И. Пирогова (2015 г.); Психопатология, клиника, терапия и профилактика алкоголизма, наркомании и токсикоманий, МГМСУ им. А.И. Евдокимова (2013 г.); Трансфузиология, ГИУВ Министерства обороны РФ (2009 г.); Клиника, диагностика, лечение и профилактика наркоманий, токсикоманий, алкоголизма, РГМУ (2008 г.); Реанимация и интенсивная терапия острых отравлений, РМАПО (2006 г.); Актуальные вопросы наркологии, ММА им. И.М. Сеченова (2004 г.); Актуальные вопросы анестезиологии и реанимации, НИИ общей реанимации РАМН (1999 г.); Избранные вопросы анестезиологии и реанимации, РГМУ (1996 г.); Анестезиология и реанимация, МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского (1991 г.).
Медицинский опыт – 37 лет.

Психиатр высшей квалификационной категории.
Образование: клиническая ординатура по психиатрии на кафедре психиатрии и наркологии (1994 г.); интернатура по психиатрии-наркологии (1987 г.); Витебский государственный медицинский институт, специальность – лечебное дело (1986 г.).
Сертификаты: Психиатрия-наркология, РУДН (2012 г.); Психиатрия, РУДН (2012 г.).
Повышение квалификации: Психотерапия, Ленинградский НИИ им. В.М. Бехтерева (1991 г.); Психиатрия, психотерапия, Белорусская МАПО; Гештальт-терапия, Московский гештальт институт; Телесноориентированная психотерапия, Белорусское республиканское общественное объединение личностно-ориентированных психотерапевтов.
Специализация по лечению зависимостей и зависимых отношений в гештальт-подходе, Московский гештальт институт.
Медицинский опыт – более 25 лет.

Являюсь заведующим острого наркологического отделения №1 в клинике психиатрии и наркологии им. Корсакова. В прошлом заведующий учебной частью кафедры ЭСПТ ФМБА России, заведующий клиники. Специализируется на лекарственном и психотерапевтическом лечении алкоголизма, наркомании, табакокурения, агорафобий, тревожных расстройств, депрессий,неврозов, панических атак. Специализация: 1.Диагностика и лечение следующих проблем: — психотерапия невротических расстройств (в том числе во время беременности, предродовая подготовка); — оригинальное лечение энуреза, заикания; — лекарственное и психотерапевтическое лечение панических атак, тревожных расстройств. депрессий, неврозов,социофобий, агорафобий и др.; — лечение алкогольной зависимости (кодирование и авторская программа психотерапевтического лечения методом блокирования алкогольной доминанты); — лечение никотиновой зависимости (табакокурения); — лечение пищевых расстройств (переедание, отсутствие аппетита психического генеза). Первичный приём. Разработка плана обследования больного. Применение современных методов диагностики и лечения пациентов с целью получения в минимально короткие сроки полной и достоверной диагностической информации и положительного результата лечения.
Образование: Тихоокеанский государственный медицинский университет, лечебный факультет, специальность – лечебное дело. интернатура по психиатрии, ДПБ №6 (2003 г.). интернатура по психиатрии на базе Краевой КПБ №1 г. Владивостока (2009 г.). ординатура по психиатрии, МНИИП (2011 г.). Профессиональная переподготовка по наркологии, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (2012 г.).
Сертификаты: Сертификат по наркологии (2012 г.).
Общая практика: Медицинский опыт – 7 лет.
Членство в организациях: Член Национального наркологического общества (с 2011 г.).

источник