Меню Рубрики

Из опыта работы по профилактике алкоголизма

Профилактика алкоголизма остается одной из актуальных проблем в России. Рост алкоголизации населения России свидетельствует о необходимости разработки новых концепций в профилактике алкоголизма.
Профилактика алкоголизма складывается из двух стратегий:

  1. Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму;
  2. Усиление факторов, которые понижают восприимчивость к алкоголизму.

Ни для кого не секрет, что определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо препятствовать началу употребления алкоголя. Обстоятельства способствующие употреблению алкоголя – называются факторами риска. А обстоятельства снижающие употребление алкоголя – называются факторами защиты.

Факторы риска:

  • Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида;
  • Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками;
  • Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
  • Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);
  • Раннее начало половой жизни;
  • Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье;
  • Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;
  • Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты:

  • Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;
  • Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;
  • Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем;
  • Регулярное медицинское наблюдение;
  • Низкий уровень криминализации в населенном пункте;
  • Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;
  • Соблюдение общественных норм.

Из приведенного выше становится понятно, что профилактика алкоголизма имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности убрать факторы риска.
В процессе своей жизни на человека воздействуют как факторы риска, так и факторы защиты и чем больше факторов риска, тем больше шанс стать алкоголиком. Нет единственного фактора, который бы способствовал развитию алкоголизма.

  1. Первичная профилактика алкоголизма;
  2. Вторичная профилактика алкоголизма;
  3. Третичная профилактика алкоголизма.

Первичная профилактика алкоголизма имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя лицами, ранее его не употреблявшими. Первичная профилактика алкоголизма нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь. Первичная профилактика алкоголизма способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья.

Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской. Третичная профилактика алкоголизма имеет два направления:
1. направлено на предупреждение дальнейшего злоупотребления алкоголем либо на уменьшение будущего вреда от его употребления, на оказание помощи в преодолении алкогольной зависимости;
2. направлено на предупреждение рецидива у людей прекративших употреблять алкоголь.

Разработанные подходы учитывают психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу алкоголизации.

1. Подход, основанный на распространении информации об алкоголе. Данный подход является наиболее распространенным, суть его сводится в предоставлении информации об алкоголе, его вреде для организма и последствиях употребления. Существует три варианта данного подхода:
a. Предоставление информации о фактах влияния алкоголя на организм человека, поведение, а также статистических данных о распространённости алкоголизма;
b. Стратегия запугивания цель, которой – это предоставление информации устрашающего характера (описываются опасные стороны употребления алкоголя);
c. Предоставление информации о том, как изменяется личность пьющего человека.
2. Подход, основанный на эмоциональном обучении. В рамках этого подхода повышается самооценка, определяются значимые личностные цели, развиваются навыки выражения своих чувств и эмоций, развиваются навыки принятия решений, развиваются навыки успешной борьбы со стрессами.
3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Профилактические программы, нацеленные на социальные факторы, способствующие употреблению алкоголя. Данный подход основывается на признании того, что влияние друзей и членов семьи играет не последнюю роль в формировании алкогольной зависимости. Поведение человека постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения, и воздействия примеров (положительных или отрицательных) поведения окружающих. В этом подходе так же проводятся упражнения по устойчивости к социальному давлению, средствам массовой информации и рекламе.
4. Подход, в основе которого лежит формирование жизненных навыков. Жизненные навыки – это навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими людьми и вносить позитивные изменения в окружающий мир. Проблемное поведение – такое, как употребление алкоголя рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь молодым людям в достижении личных целей. Начальная фаза употребления алкоголя наблюдается преимущественно в молодом возрасте и может быть: демонстрацией взрослого поведения, формой протеста родительскому воспитанию, выражением социального протеста, стремлением получить новые ощущения, желанием влиться в группу взрослых, актом отчаяния, ответом на определенные нарушения в психологическом развитии. Цель заключается в повышении у подростков невосприимчивости к различным социальным явлениям, в том числе и к употреблению алкоголя, в повышении индивидуальной компетентности.
5. Подход, основанный на альтернативной потреблению алкоголя деятельности. Предполагалось исходить из психологической модели употребления алкоголя. Употребление алкоголя является попыткой избежать негативных моментов различных фаз развития в жизни подростка. Формируется специфическая позитивная активность (путешествие с приключениями), которая вызывает сильные эмоции, так и обучает преодолевать различные трудности. Участие в таких видах активности поощряется, и привлекаются другие молодые люди для поддержки.
6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Подростков обучают методам укрепления и поддержания собственного здоровья, приобщают к здоровому образу жизни, учат избегать факторов негативно влияющих на здоровье.
7. Комбинированный подход. В профилактике алкоголизма обычно используются все выше перечисленные подходы.

1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления алкоголя.
2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги) легче справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи.
3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости.
4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя у школьников, студентов, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни.
5. Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей. Для того чтобы настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.
6. Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить. Формирование стремления на прекращение употребления алкоголя.
7. Разработка альтернативных программ досуга людей.

источник

Стойкая зависимость от алкоголя – опасное заболевание, связанное с физической и психической деградацией. Одной из самых актуальных проблем в России была и остается профилактика алкоголизма, особенно среди подростков, ведь пьянство молодого поколения наносит вред будущему страны. Программа защиты населения складывается из нескольких стратегий, которые ведут к усилению факторов, понижающих восприимчивость к алкоголю и к снижению причин, приводящих к пагубной привычке.

Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение каких-либо заболеваний, называют профилактикой. Алкоголизм – тяжелое заболевание, от которого ежегодно гибнет больше людей, чем во времена эпидемий чумы, холеры, тифа. Задача современного общества – оградить от опасности, убедить в пагубности употребления спиртных напитков. С этой целью среди людей проводится профилактика алкоголизма, включающая различные направления и формы. Благодаря мерам, направленным на выработку отрицания алкоголя, минимизируется его употребление среди взрослых и подростков.

Быстрого лечения от алкогольной зависимости не существует. На протяжении многих веков эффективного рецепта избавления от хронического алкоголизма никто не изобрел, а терапия до сих пор остается сложным и длительным процессом. Лучше всего поддаются искоренению алкогольные привычки на самой ранней стадии формирования, поэтому профилактика пьянства необходима для всех возрастных категорий, особенно для подростков и детей.

Как и любое другое заболевание, алкоголизм проще предотвратить, чем лечить. С тяжелой зависимостью расстаются не все, а результаты – высокая алкогольная смертность. Кратковременный отказ от спиртных напитков для многих людей часто сменяется вновь возникшей и намного усилившейся тягой. Чтобы предупредить злоупотребление алкоголем, искоренить негативные последствия патологии, следует проводить несколько этапов профилактики.

Формирование антиалкогольных настроений начинается с бесед. Первичная профилактика алкогольной зависимости – это предупреждение о вреде алкоголя в виде просмотра видеороликов, прослушиваний интервью с бывшими алкоголиками. Для такой тактики лучшей аудиторией являются дети и подростки. Специалисты, ведущие борьбу с заболеванием, приходят в школы и другие учебные заведения и пропагандируют здоровый образ жизни. Беседы сводятся к рассказам о болезнях, которые вызывает прием алкоголя:

  • нарушается сердечная деятельность;
  • разрушается печень;
  • страдают почки и желудочно-кишечный тракт;
  • происходит деградация личности на фоне психологических патологий.

В состав целевой группы первичных мероприятий также входят родители, учителя, участники молодежных коллективов. Психологическое воздействие проводится и на детей, не посещающих образовательные учреждения, не имеющих родителей и постоянного места проживания. Первичная профилактика включает:

  • антиалкогольное обучение;
  • работу средств массовой информации;
  • организацию детской и молодежной активности;
  • развитие личностных ресурсов;
  • развитие адаптивных форм поведения;
  • формирование социальной компетентности.

Алкоголизм коварен тем, что воздействие его на человека индивидуально, поскольку привычка складывается под воздействием комплекса факторов: наследственная предрасположенность, психическая неуравновешенность, влияние социальных факторов. Вторичная профилактика алкогольной зависимости направлена на тех людей, кто нуждается в лечении алкоголизма. В эту программу входит встреча алкоголика с бывшими заложниками пагубной привычки, работа с его семьей, широкая социально-психологическая помощь.

Обязательный этап вторичной профилактики – групповая терапия с близкими людьми. Она включает в себя собеседования с психологом, разные тренинги. Цель этой помощи – осознание проблемы в семье, поддержка больного и совместное принятие решения для дальнейших кардинальных действий. Важным моментом выступает нацеленность самого человека на излечение от алкоголизма. Суть вторичной профилактики – остановка алкоголика до момента, когда организм подвергнется патологическим изменениям, которые лишат возможности полноценно жить.

Это общество анонимных алкоголиков. Третичная профилактика употребления алкоголя представляет комплекс мероприятий, которые проводятся с людьми, прошедшими терапию против алкоголизма, находящимися на реабилитации. Это очень сложный период, поэтому важно любыми способами удержать человека от срыва, помочь противостоять возврату к пагубной привычке. Организм на физическом и психологическом уровне еще помнит действие спиртного, поэтому бывшему пьянице хватит одного глотка алкоголя, чтобы опять впасть в тяжелейшую зависимость.

Третичная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни во время посещения групп анонимных алкоголиков. Людям необходимо проговаривать свои проблемы вслух, но нелегко найти собеседника, который выслушает, поймет, не осудит, поможет справиться с зависимостью. С этой целью создаются общества людей с одинаковыми трудностями, где они беседуют, делятся переживаниями, работают с профессиональными психологами.

Вводить профилактические программы по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма нужно еще в начальной школе. Детский алкоголизм – это особо опасное заболевание, ведь у ребенка еще полностью не сформированы системы и органы, поэтому спиртное наносит непоправимый вред здоровью. Помимо этого, прием горячительных напитков малолетними детьми вызывает необратимые нарушения психики, что приводит к личностной деградации.

Средний возраст, в котором дети начинают пробовать спиртосодержащие напитки – 10 лет. Как правило, им наливают спиртное по праздникам взрослые, не задумываясь о последствиях. Формирование личности начинается с раннего детства, поэтому профилактика должна стартовать как можно раньше. Меры пресечения детского алкоголизма:

  • здоровое питание;
  • излечение от спиртного родителей;
  • антиалкогольное воспитание;
  • полноценный сон;
  • приобщение к спорту.

Раннее предупреждение ребенка о том, насколько опасен алкоголизм, должны делать родители. Если подростки наблюдают в семье бытовое пьянство и принимают участие в совместных застольях, то у них формируется неправильное отношение к алкоголю. Дети подросткового возраста должны видеть, как интересно жить без горячительных напитков. Большую роль в этом играет разъяснительная работа в школе, техникуме, институте.

Дети в учебных заведениях должны получать информацию о вреде для здоровья и о социальных последствиях алкоголизма. Бигборды, плакаты, брошюры – неэффективны в борьбе с болезнью, так как они несут запретный характер, а для молодежи нужен более тонкий подход. Эффективная профилактическая мера – это предупреждение причин и получение информации о счастливой жизни без допинга. Особенно успешно действуют примеры окружающих людей.

Должна проводиться активная работа среди женщин, ведь они редко могут избавиться от зависимости навсегда, даже после успешного поначалу лечения. Учеными доказан факт, что женский алкоголизм неизлечим. Болезнь характеризуется отдельными законами, которые влияют на ее развитие, течение и исходы. К ним относятся:

  1. Психо-эмоциональная лабильность. Высшая нервная деятельность женщин устроена в сторону преобладания интуиции над логикой, в связи с чем женский организм более подвержен влиянию стрессов.
  2. Высокая чувствительность печени к токсическому воздействию алкоголя. Это приводит к воздействию даже небольших доз алкоголя к быстрому разрушению органа с трансформацией в цирроз.
  3. Хрупкая структура межнейронных связей и нервных клеток. Уже на начальных стадиях алкоголизма это приводит к нарушению нервных импульсов (нервным расстройствам).

К профилактическим мерам женского алкоголизма относится формирование негативного отношения к потреблению спиртных напитков. Чтобы попасть в стойкую и безвозвратную алкогольную зависимость, женщине необходимо выпивать 1-2 раза в неделю. Выбраться из этого болота удается лишь единицам, поэтому прежде чем искать истину в вине, нужно думать о собственном здоровье и будущем своего потомства.

По статистике, мужской алкоголизм встречается в два раза чаще, чем женский. С годами он стремительно молодеет. В некоторых случаях пагубная привычка начинается в детском возрасте и достигает своего развития уже к 14 годам. Прежде чем сформировать стойкую зависимость, мужчине нужно пройти три стадии пьянства: выпивка по праздникам с друзьями, употребление спиртного в одиночку по выходным и непреодолимое желание принять алкоголь, независимо от места и времени.

Спиртное постепенно приводит мужчину к развитию многих заболеваний, нарушая физическое и психическое состояние. Сильно страдает сердце, поэтому алкоголики часто погибают от аритмии. Последствия алкоголя проявляются в поражении мышечной и костной ткани, развитии остеопороза, переломами костей. У каждого третьего больного наблюдается потеря веса, дряблость мышц, нарушение репродуктивной системы. Главное последствие алкоголизма – нарушение психики, деградация личности.

Для профилактики мужской алкогольной зависимости используют групповые беседы, которые психологи считают более эффективными, чем индивидуальные разговоры. В мужских коллективах необходимо культивировать здоровый образ жизни, пропагандировать спорт. Работодателям нужно устраивать регулярные матчи, например, по футболу, волейболу и другим видам спорта между цехами, рабочими бригадами, офисными работниками.

Среди молодежи пиво стало символом общения с друзьями, просмотра футбола и других мероприятий веселого времяпрепровождения. К сожалению, редко кто задумывается, что это тоже алкогольный напиток, который приводит к алкоголизму. Пиво разрушает тело и мозг человека не меньше, чем напитки с высоким содержанием спирта. Пивной алкоголизм – это болезнь такая же, как и другие наркологические заболевания.

Читайте также:  Курс лечения от алкоголизма в стационаре

На ранних этапах человек не осознает зависимости, выпивая по 1 литру хмельного напитка в день. Даже когда уже наметился «пивной» живот, любители пива не бьют тревогу. Нередко человек начинает осознавать проблему на третьей стадии заболевания, когда обычные методы лечения не помогают и спасти больного уже нельзя (отек головного мозга, онкология и прочие болезни). Основная мера профилактики пивной зависимости – ограничение пропагандирования напитка по телевидению, в магазинах, барах.

источник

Мокейчик Галина Густавовна

1-й пер.Менделеева, 50-2, к.210

I. Общественное объединение Центр доверия

II. Алкогольная зависимость

III. Семья при наличии в ней химической зависимости

Міністр адукаццыі Ігар Карпенка наведаў Маладзечанскі політэхнічны каледж

Министерство образования и МТС подвели итоги IT-каникул для школьников

Завершился I Чемпионат мира по самбо среди школьников

Факсимильное издание первого «Букваря» презентовали в Национальной библиотеке в преддверии Дня знаний и Дня белорусской письменности

Информация об организации временной трудовой занятости молодежи в сентябре-ноябре 2018 года

Гостевой урок «Моя малая родина»

Поздравление председателя комитета по образованию Мингорисполкома Марии Станиславовны Киндиренко с началом нового 2018/2019 учебного года

Кому положены льготы по оплате пользования учебниками

В сентябре, октябре и ноябре 2018 года состоятся семинары-практикумы для педагогических работников учреждений общего среднего образования «Методы решения олимпиадных задач по учебным предметам естественно-математического направления» на платной основе обучения

29 августа 2018 на базе ГУО «Гимназия № 5 г. Минска» (ул. Менделеева, 14) была организована встреча с молодыми специалистами «Молодой учитель. Начало пути. »

28 августа 2018 года управлением координации стажировок и международного сотрудничества проведена методическая секция для педагогических работников, ответственных за работу по международному сотрудничеству в учреждениях общего среднего образования г. Минска

Поздравление ректора Минского городского института развития образования Татьяны Ивановны Мороз с началом нового 2018/2019 учебного года

Видеопоздравление ректора Минского городского института развития образования Мороз Т.И. с началом нового учебного года

24 августа 2018 года состоялось открытие августовского форума педагогических работников города Минска

Состоялось заседание Несвижского районного исполнительного комитета, где был рассмотрен вопрос «Об эффективности принимаемых мер по профилактике пьянства и алкоголизма». С информацией выступила главный врач УЗ «Несвижская центральная районная больница» Людмила Кветень. Она напомнила, что решением Несвижского районного Совета депутатов от 29.12.2016 г. утверждена Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016—2020 годы по Несвижскому району, в которую входит подпрограмма 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма». Ее задачами являются снижение уровня негативных социальных и экономических последствий пьянства и алкоголизма и снижение объемов потребления населением алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива. Определены исполнители мероприятий, координатором программы является Несвижская ЦРБ.

Межведомственная работа ведется в тесном взаимодействии с РОВД, управлением по труду, занятости и социальной защите Несвижского райисполкома на основании Инструкции о порядке межведомственного взаимодействия государственных органов и подчиненных им организаций в целях обеспечения социальной (добровольной и принудительной) реабилитации (адаптации) лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и зависимостью от других психоактивных веществ с обязательным привлечением их к труду.

Диспансеризация наркологических больных осуществляется в соответствии с нормативными документами. Динамическое наблюдение за состоящими на учете ведется согласно имеющихся 4-х групп наблюдения. Им оказывается диагностическая, консультативная, лечебная и профилактическая помощь. Врач-психиатр-нарколог осуществляет обследование лиц, два и более раза привлекавшихся к административной ответственности за нарушения, совершенные в пьяном виде.

За 2016 год 73 пациентам выданы медицинские заключения на принудительную изоляцию в ЛТП. 44 пациентам проведено медицинское освидетельствование для применения принудительного лечения по ст. 107 УК Республики Беларусь.

Далее главный врач подчеркнула, что медицинские работники Несвижской ЦРБ проводят активную работу по профилактике пьянства и алкоголизма. При обращении граждан за медицинской помощью врачами первичного звена организован скрининг по проблемам, связанным с употреблением алкоголя, по результатам которого пациенты направляются к врачу-психиатру-наркологу. Внедрен опросник для выявления алкогольных проблем у пациентов. Важным направлением профилактической работы является раннее выявление семейного неблагополучия, в т.ч. где один или оба родителя злоупотребляют спиртными напитками. На 01.04.2017 г. на учете у врача-психиатра-нарколога состояли 19 семей по причине злоупотребления родителями алкоголем, в которых проживают 30 детей. Медицинские работники обследуют лиц асоциального поведения и злоупотребляющих алкоголем на основании информации сельских и Городейского поселкового исполнительных комитетов. За 1 квартал 2017 года осмотрены 123 человека (100 %).

В 2017 году по направлению отдела занятости управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома 458 человек прошли профилактический осмотр по трудоустройству.

Информация о возможности получения наркологической помощи, в т.ч. анонимной, о перечне оказания услуг пациентам, а также оказания медико-психологической помощи родственникам размещена во всех амбулаторно-поликлинических подразделениях, освещается в средствах массовой информации, на сайте Несвижской ЦРБ. За 2016 г. анонимно пролечены 226 человек.

Для достижения ремиссии пациентам, имеющим проблемы с употреблением спиртных напитков, проводится введение специальных лекарственных препаратов. За 2016 год пролечены 122 человека (3 мес. 2017 г. — 40 человек).

Большое внимание уделяется раннему выявлению несовершеннолетних, употребляющих алкоголь и психоактивные вещества, и проведению индивидуальной профилактической работы с ними. За 2016 год выявлены и поставлены на профилактический наркологический учет 44 несовершеннолетних, за 3 мес. 2017 г. — 11 чел. Врач-психиатр-нарколог консультирует учащихся старших классов при проведении ежегодных медицинских осмотров. За 2016 год проконсультированы 1193 подростка, за 3 мес. 2017 г. — 282 подростка.

На 1,7 % увеличилось число лиц, взятых на профилактическое наблюдение. (2015 г. — 178 человек, 2016 г. — 181 человек, 3 мес. 2017 г. — 48 чел.), из них женщин — на 3,4 % (2015 г. — 59 чел., 2016 г. — 61 чел., 3 мес. 2017 г. —16 чел.).

За 2016 год в УЗ «Несвижская ЦРБ» пролечен стационарно 261 человек, из них по поводу употребления алкоголя — 152 человека, по поводу других заболеваний, осложненных употреблением алкоголя — 109 человек.

В отделении дневного пребывания поликлиники ЦРБ выделено 3 койки для лечения наркологических пациентов. За 2016 год пролечены 94 человека, за 3 мес. 2017 г. — 24 человека.

Наркологическая экспертиза на предмет употребления психоактивных веществ, либо определения алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения проводится в Несвижской ЦРБ круглосуточно. За 2016 год проведено 108 освидетельствований для определения алкогольного опьянения, за 3 мес. 2017 г. — 8.

Медики проводят психотерапевтическую работу с алкогользависимыми пациентами, которая формирует у них критическое отношение к потреблению спиртного. Одним из основных факторов лечения алкогольной зависимости является мотивация больных на ведение здорового образа жизни. Врач-психиатр-нарколог проводит активную работу с родственниками пьяниц и алкоголиков с целью изменения стереотипа поведения в семьях, где есть алкогользависимые люди.

В результате проводимых мероприятий за 2016 г. по сравнению с 2015 годом снизилось число умерших от отравлений алкоголем на 22,2 % (2015 г. — 9 чел., 2016 г. — 7 чел.), в т.ч. в трудоспособном возрасте — на 28,6 % (2015 г. — 7 чел., 2016 г. — 6 чел.). За 3 мес. 2017 г. от отравления алкоголем умер 1 чел. (3 мес. 2016 г. — 4 чел., снижение — на 75 %).

В 2016 году по сравнению с 2015-м количество пациентов, состоящих на учете у нарколога, снизилось на 1,5 % (с 1421 до 1407 чел.).

За 2016 г. сняты с диспансерного учета в связи с выздоровлением (или значительным улучшением) 105 человек, эффективность диспансеризации больных с синдромом зависимости от алкоголя составила 14,1% (при годовом нормативе — 8 %).

Самой эффективной стратегией борьбы с алкоголизмом в наше время является пропаганда здорового образа жизни, причем не только государственными организациями, но и общественными. Во всем мире 3 октября считается Днем трезвости. Он призывает мировую общественность хотя бы один день в году обойтись без спиртного. Л.В. Кветень предложила в нашем районе в этот день проводить общественные акции, лекции, другие информационные мероприятия, распространяя сведения о необратимом вреде алкоголя для человека.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на пятом Всебелорусском народном собрании сказал: «Нельзя недооценивать такую острую для нашего общества проблему, как алкоголизм и наркомания. Эта беда наносит удар как по конкретным людям и семьям, так и по генетическому коду всей нации и имиджу народа… Меры по созданию условий, благоприятных для рождения детей, снижению смертности должны реализовываться комплексно».

В преодолении пьянства и алкоголизма усилий только медицинских работников недостаточно. Для этого необходимо активизировать усилия и инициативу заинтересованных государственных структур, нанимателей, трудовых коллективов и общественности.

Заслушав и обсудив информацию главного врача Несвижской центральной районной больницы Л.В. Кветень об эффективности принимаемых мер по профилактике пьянства и алкоголизма, райисполком отметил, что медицинские работники Несвижской ЦРБ проводят целенаправленную работу по профилактике пьянства и алкоголизма. Осуществляется межведомственное взаимодействие со всеми заинтересованными службами района по раннему выявлению лиц, злоупотребляющих спиртными напитками.

Несвижской ЦРБ поручено продолжать координацию работы по выполнению регионального комплекса мероприятий подпрограммы 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016—2020 годы.

Руководителям предприятий и организаций района рекомендовано: проводить работу по повышению мотивации тружеников на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни; внедрять принципы коллективной ответственности за выполнение требований охраны труда и трудовой дисциплины с целью стимулирования трудящихся к самоконтролю.

Когда у школьника проблемы общения со сверстниками, с родителями, низкая самооценка, много свободного времени, он старается самовыразиться, употребляя спиртные напитки. Многие подростки пробуют спиртное из солидарности, чтобы показать себя перед ровесниками взрослыми и независимыми. Если взрослый человек может противостоять факторам риска возникновения алкоголизма, то ребенку, попавшему в зависимость от спиртного, практически нет шансов справиться самостоятельно. Поэтому важным моментом в предупреждение пьянства у детей, является профилактика алкоголизма в школе.

Работа по профилактике алкоголизма в школе в первую очередь должна помочь подростку сформировать отрицательное отношение к алкоголю,помочь ему справляться с временными трудности без спиртного, показать, какой вред наносит алкоголь организму.

Многие школьники и их родители не догадываются, к каким проблемам может привести употребление даже слабоалкогольных напитков. Поэтому профилактические мероприятия условно делатся на четыре задачи:

  1. Воспитательная работа.
  2. Санитарно-гигиеническая профилактика.
  3. Формирование трезвеннических установок.
  4. Профилактическая работа с родителями.

Начинать работы по антиалкогольному воспитанию нужно с начальной школы. С ребятами необходимо проводить беседы о вреде алкоголя, показывать на опытах, как спиртное действует на растения и животных.
В средних классах в мероприятиях по профилактике алкоголизма в школе должны, кроме учителей, принимать участия врачи и социологи. Подросткам должны показываться видеоматериалы о вреде алкоголя.
В старших классах к беседам со школьниками привлекаются уже юристы, полицейские. Во время предметных занятий в рамках школьной программы предусматриваются различные противоалкогольные темы.

Алкоголь в детском возрасте приносит огромный вред несформировавшемуся организму. Мало кто из начавших употреблять алкоголь думает о тех болезнях, которые сопутствуют даже умеренному употреблению. А это:

  • гепатит;
  • панкреатит;
  • цирроз печени;
  • болезни сердца;
  • эндокринные заболевания;
  • нарушение работы репродуктивных функций.

Поэтому при проведении профилактических мероприятий особое место стоит уделить темам о пагубном влиянии спиртного на физическое и психическое здоровье.

В школе необходимо создать условия, чтобы школьник мог видеть альтернативу употреблению алкоголю. Подросток должен иметь возможность проявить себя, найти интересное занятие, избавляться от стресса без помощи спиртного.
Для этого в школах должны быть организованы спортивные секции, кружки по интересам, театральные и художественные студии. В школе желательно разработать систему поощрения за достижения в спорте и культуре.

Без помощи родителей все усилия школы, направленные на борьбу с подростковым алкоголизмом, будут иметь незначительный эффект. Ведь в школе он получает теоретические знания, а модель поведения копирует в семье.
Профилактическую работу с родителями надо вести во время проведения родительских собраний, привлекать их на внеклассные совместные мероприятия.


Мамы и папы должны понимать, что привитие культуры трезвости без их деятельного участия невозможна.
Реализация всех мероприятий по профилактики алкоголизма среди подростков поможет им:

  • сказать «нет» в любой ситуации;
  • преодолевать жизненные неурядицы без алкоголя;
  • решать конфликты без спиртного;
  • сформировать собственное негативное мнение к алкоголю.

Личность человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться как можно раньше. Важно уделить внимание формированию здоровой и высоконравственной личности. С раннего детства показать человеку верные ориентиры в жизни.

На данный момент профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних крайне не эффективна. Очень низкое внимание уделяется профилактическим программам. Средства массовой информации почти не задействованы в профилактической и просветительной работе. Общественные и государственные программы, которые направлены на борьбу с алкоголизмом, а также на профилактику алкоголизма, слабо работают.

Для того чтобы профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних возымела свои действия, нужно проводить её на различных уровнях.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне семьи

В семье должны быть созданы условия для ведения здорового образа жизни. Родители обязаны быть примером для своих детей. В связи с этим родители, не употребляющие алкоголь, являются отличным примером для них. Воспитание детей направленное на формирование отрицательного мнения об алкоголе, должно иметь важное место.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне школы

Несовершеннолетние проводят значительное количество времени в школе. Именно там закладывается мнение об окружающих людях: сверстниках, взрослых. В школе нужно создавать условия поощряющие занятия спортом, физическими упражнениями. Учителя должны обладать нужными качествами и быть примером для несовершеннолетних. Должны проводиться профилактические мероприятия, указывающие на пагубное воздействие алкоголя.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних со стороны государства

Государство должно применять разные профилактические меры, которые способствуют выработке у граждан, такого образа жизни, при котором употребление алкоголя исключалось бы вообще, либо значительно ограничивалось. Для этого нужно применять:

  • Контроль за качеством алкогольной продукции выпускаемой в государстве;
  • Запрещение и ограничение употребления алкоголя несовершеннолетними;
  • Запрещение продажи спиртных напитков лицам моложе 18 лет;
  • Предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в распитие алкоголя, а также за доведение до алкогольного опьянения;
  • Создание условий, при которых употребление алкоголя в производственном коллективе, было бы невозможным;
  • Уголовное и административное наказание лиц, появляющихся в нетрезвом виде в общественных местах;
  • Поощрение и стимулирование рекламы, рассказывающей о вреде алкоголя.

Запрет брать на работу несовершеннолетних, связанную с производством, торговлей, хранением алкогольных напитков.

Советы родителям по профилактике алкоголизма.

В последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается.

Причины подросткового алкоголизма

Одна из основных причин подросткового алкоголизма — взаимоотношения в семье. Подросток может начать употреблять алкоголь, если в семье негативные межличностные отношения, насилие, непонимание, чрезмерная опека со стороны родителей. Часто подростки пробуют алкоголь в семьях, где принято со спиртным отмечать «семейные праздники», «приход гостей» расслабляться по выходным.

Для подростков очень важными являются отношения с друзьями. Поэтому они могут употреблять алкоголь:
• чтобы не отставать от своих выпивающих друзей, быть более коммуникабельным, много говорить, не бояться сторонней оценки своих суждений;
• чтобы чувствовать себя сексуально привлекательным, нравиться противоположному полу;
• быть смелее и увереннее в себе;
• чтобы отвлечься от сложной действительности.

Читайте также:  Беседа на тему профилактика алкоголизма у подростков

Последствия употребления алкоголя подростками

Регулярное употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем органов и функций человека. Алкоголь затрагивает все системы органов человека:
• происходят сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
• повреждается печень, развивается гепатит, цирроз печени;
• нарушается работа поджелудочной железы;
• деятельность сердечно-сосудистой системы;
• развиваются воспалительные заболевания почек.
• появляются различные воспалительные заболевания в легких, бронхах, гортани, носоглотке;
• снижается иммунная защита организма.

У подростка появляются эмоциональные нарушения: огрубение, взрывчатость, беспечность, внушаемость. Отсутствует контроль за своим поведением. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, во время отдыха с друзьями. Выпивка принимает регулярный характер. В результате этого, употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Как распознать что подросток начал употреблять алкоголь

Необходимо обратить внимание на резкое изменение в поведении ребенка.
• Если появились такие черты как грубость, агрессия, раздражительность.
• Ребенок стал замкнутым, скрытным.
• В доме пропадают деньги, вещи.
• У ребенка резко снизилась успеваемость.
• Приходит поздно домой с запахом алкоголя.

Что делать если подросток пришел домой пьяным

С подростком необходимо поговорить. Но разговор лучше отложить до утра, в состоянии алкогольного опьянения подросток не станет слушать никакие доводы.

В разговоре с подростком необходимо выяснить причины, по которым он решил попробовать алкоголь и найти способ достигнуть тех же целей, но без спиртного. Научить подростка отстаивать свое мнение, говорить «Нет». Это поможет подростку завоевать авторитет среди сверстников, без выпивки.

Если ребенок всерьез интересуется спиртным, необходимо обратиться за помощью к врачу или психологу, специалисты дадут соответствующие рекомендации и при необходимости проведут анонимное лечение алкоголизма.

Подростки из благополучных семей и алкоголизм

Многие люди думают, что детский алкоголизм распространен только в неблагополучных семьях, где родители часто сами страдают от алкогольной зависимости. Часто алкоголиками становятся дети из благополучных семей, где родители не страдают алкоголизмом и в материальном плане полностью обеспечивают своих детей.

В таких семьях родители часто заняты, и не всегда следят за развитием своего ребенка.

Часто родители не знают, с кем общается их ребенок, чем он занимается в свободное время, как, где и с кем он проводит свое время. Родители часто считают, что главное в воспитании ребенка, это обеспечить его здоровым питание, хорошей одеждой и карманными деньгами.

Когда подросток начинает вести себя странно, часто вызывающе и дерзко, они оправдывают его поведение переходным возрастом или еще чем-нибудь, и решают все трудности и споры подарками и карманными деньгами, даже не подозревая, что эти деньги продолжают спонсировать детский алкоголизм.

Как уберечь детей и подростков от алкоголизма

Подросток должен чувствовать себя комфортно в своей семье, чувствовать, что его понимают. Воспринимать своих родителей в качестве самых умных наставников в жизненных вопросах.

• Проявляйте уважение к подростку. Не манипулируйте своим опытом и возрастом. Не показывайте свое превосходство.
• Найдите общее увлечение. Оно позволит с большим удовольствием проводить совместно свободное время.
• Помогите подростку стать личностью, достойным взрослым человеком.
• Будьте всегда авторитетны, а для этого всегда ведите себе достойно в любых ситуациях.

Профилактика алкоголизма в школе

Что такое профилактика алкоголизма? Это система мер направленных на усиление факторов защиты среди населения от алкоголизма. Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления алкоголя. Те обстоятельства, что способствуют употреблению алкоголя, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению – факторы защиты. В течение жизни на человека воздействует как те, так и другие факторы, профилактика алкоголизма же направлена на усиление факторов защиты. К числу последних можно отнести: благополучие в семье, физическое и психическое здоровье, регулярное медицинское наблюдение, устойчивость к стрессам, хороший уровень достатка, соблюдение общественных норм и другие.

В Республике Беларусь профилактика алкоголизма остается одной из самых актуальных проблем. Рост алкоголизации населения показывает, что работа в этом направлении необходима. И особое место, конечно, здесь занимает профилактика алкоголизма среди подрастающего поколения, среди детей и подростков.

Первичная профилактика алкоголизма.

Специалисты разделяют профилактику алкоголизма на три стадии: первичная, вторичная и третичная. Нас же будет интересовать главным образом первичная профилактика алкоголизма.

Цели. Эта стадия имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя среди тех, кто еще не употреблял алкоголь. Поэтому она нацелена, прежде всего, на детей, подростков и молодежь. Главная цель этого этапа состоит в том, чтобы сформировать негативное отношение к злоупотреблению алкоголем, способствовать уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм. Более того, в общем, можно сказать, что этот этап профилактики предполагает даже не столько предупреждение алкоголизма, сколько сохранение и укрепление здоровья человека, формирование здорового образа жизни среди населения.

Задачи. Для первичной профилактики алкоголизма в школе характерны три главных задачи. Во-первых, проведение широкой воспитательной работы среди учащихся. Во-вторых, санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание. И последнее, формирование трезвеннических установок.

Принципы. Основу профилактики алкоголизма в школе составляют следующие принципы:

1. Противоалкогольное просвещение должно быть представлено в виде целостной системы противоалкогольного воспитания, проводится на протяжении всех лет обучения и направлено на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

2. Программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

3. Противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных специалистов;

4. Противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

источник

Профилактика подросткового алкоголизма. Причины и последствия подросткового алкоголизма. Формирование антиалкогольной установки подростков в условиях общеобразовательной школы. Профилактика подросткового алкоголизма в работе социального педагога.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    ВВЕДЕНИЕ 2
  • ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА В ШКОЛЕ 4
  • 1.1.Причины и последствия подросткового алкоголизма 4
  • 1.2.Формирование антиалкогольной установки подростков в условиях общеобразовательной школы 9
  • 1.3. Профилактика подросткового алкоголизма в работе 17
  • социального педагога 17
  • ГЛАВА 2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО АЛКРГОЛИЗМА(на примере Юкаменской средней общеобразовательной школы) 24
  • 2.1. Социальный паспорт Юкаменской школы и характеристика 24
  • подростков группы риска алкоголизации 24
  • 2.2. Исследование отношения учащихся 8-9 классов 24
  • к употреблению алкоголя 27
  • 2.3.Разработка программы антиалкогольного воспитания сельских школьников. 32
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

В наши дни резко снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических служб 12 % начинают пить в 8-12 лет, а к 14-15 уже наблюдается систематическое употребление алкоголя. Начало злоупотребления алкоголя теснейшим образом связано с психологическими особенностями подросткового кризиса, c отклоняющимся поведением. При анализе алкоголизации несовершеннолетних употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения.


· определение основных направлений работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков;


Гипотеза: целенаправленная, систематическая профилактическая работа социального педагога о вреде алкоголизма направит их на путь здорового образа жизни.


Теоретической основой исследования послужили труды теоретиков и практиков, посвященных проблеме предупреждения вредных привычек подростков, в том числе алкоголизма: Братусь В.С., Еникеева Д.Д., Змановской Е.В., Колесова Д.В., Сироты Н.Я., Уракова И.Г., Толстых Н.Н., Копыт Н.Я., Сидорова П.И. и др.


Изучение употребления алкоголя среди подростков в России во многом опирается на опыт аналогичных исследований за границей, которые проводились в конце XIX — начале XX в.в. и велись в следующих направлениях:


В России были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с детства. По заявлению В. Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения «низшего сословия» было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. По наблюдениям Г. П. Горячкина (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для «укрепления организма», «улучшения» аппетита и сна.


Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма» (1902). В ней содержатся многочисленные опыты влияния алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что даже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и общую физиологию ребенка.


Таким образом, экономические условия, питейные обычаи, неправильное воспитание, стремление подражать старшим, дурные примеры, анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма все это являлось условиями, определяющими развитие алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению об «успокаивающем», «питательном» воздействии спиртсодержащих продуктов.


Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть и понять причины злоупотребления спиртными напитками. М.А. Галагузова и другие авторы отмечают, что причинами приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте являются:


С другой стороны, психиатры и психологи пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной личности). В защиту своих взглядов выдвигаются многочисленные теории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека («потребность саморазрушения», оральная фиксация, латентный гомосексуализм). Важным звеном в развитии алкоголизации школьников является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников.


Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАО, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить семь уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.


1. Нулевой уровень характеризует подростков, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, поведение.


2. Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Мотивы: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Стадия длится 1-2 месяца.


3. Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Мотивы: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Длительность периода 3-4 месяца.


4. Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок. Мотивы: повысить свой тонус, весело провести время в компании. Период 4-12 месяцев.


5. Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние. Мотивы: временно уйти от реальности, повысить уверенность в себе. Формируется в течение 1, 5 лет.


6. Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, повысить жизненный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления алкоголя.


7. Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, психическая зависимость от алкоголя, которая перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние [18].


В исследованиях Б.С. Братусь, П.И. Сидорова отмечены следующие виды мотивации в развитии алкогольного поведения подростков:


· Атарактическая мотивация — стремление к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения;


· Субмиссивная мотивация — нежелание обидеть людей, предлагающих алкоголь, что отражает выраженную тенденцию к подчинению и зависимости от мнения окружающих;


· Псевдокультурная мотивация — стремление произвести впечатление на окружающих редкими и дорогими алкогольными напитками, продемонстрировать «изысканный вкус» [2].


Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, отчуждение, неустроенную жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, мода или конфликт с общественными нормами — таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди подростков.


Рассмотрим физиологический характер влияния алкоголя на организм человека, который давно и подробно изучен физиологами и медиками. В целом клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так: кратковременное возбуждение сменяется затем общим угнетением, нарастающей сонливостью, вялостью, замедленной бессвязной речью, потерей ориентации.


По данным В. Ф. Матвеева с соавторами (1979), при первых употреблениях алкоголя 53% подростков испытывали отвращение. Со временем, с увеличением «стажа» употребления алкоголя, объективная картина, однако, разительно меняется. Более 90% опрошенных подростков с двухгодичным и большим «стажем» считали мотивами употребления алкоголя является: ощущение прилива сил, чувство довольства, комфорта, повышение настроения, появляются те атрибуты психического состояния, которые обыденное сознание часто приписывает действию.


В клинической литературе перечисляются различные черты молодых алкоголиков. И. Л. Злотников и другие авторы отмечают рано появляющиеся у подростков изменения личности, к которым они относят: возбудимость, взрывчатость, заострение характерологических черт, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, узкий круг интересов, эмоциональное огрубение, конфликты с родителями. М. А. Чалисов и В. В. Веселовский находят у юношей, страдающих алкоголизмом, изменения характера в виде грубости, эмоциональной холодности, циничности, утраты привязанности к родителям и членам семьи, у некоторых — агрессивности.


Итак, подростки становятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно они чувствуют себя только в «своем кругу». Что касается внешних манер поведения, то несовершеннолетним больным свойственны — бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые, однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью [4].


Подведем итог анализу нарушений деятельности и смысловой сферы подростков при алкоголизме: установка на быстрое удовлетворение потребностей при малых затратах усилий; установка на избежание ответственности за совершаемые поступки; установка на пассивные способы защиты при встречах с трудностями; установка довольствоваться временным, не вполне адекватным потребности результатом деятельности.


Итак, в ходе употребления алкоголя перед нами уже фактически новая личность с качественно новыми мотивами и потребностями, с новой их внутренней организацией.


Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Задачей дальнейших социально-психологических исследований будет разработка системы методов вероятностного прогнозирования алкоголизации для тех или иных типов подростков группы риска.


1. Образовательная модель профилактики — основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.


2. Медицинская модель профилактики — основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании — заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.


3. Психосоциальная модель профилактики — основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами, совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ [15].


В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.


«Первичная профилактика — это комплекс первичных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Программы первичной профилактики включают антиалкогольную пропаганду, приобщение к посильному труду, вовлечение подростков в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, туризмом, искусством и т.д.» [13].


Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому занятия по профилактике всех форм аддиктивности должны проводить специально подготовленные педагоги и социальные педагоги.


1. Создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).


3. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школе).


Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, начинающие употреблять алкоголь, наркотические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики — раннее выявление подростков, начавших употреблять психоактивные вещества и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер.


· Работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов, создание программ для работы с ними);


· Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию;


· Работа с родителями данной группы (создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).


Третичная профилактика — это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом. Ее цель — предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления алкоголя и помощь малоэффективна.


Специфический — дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.


Неспецифический — помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.


2. Психологический компонент — коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению алкоголя, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.


Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.


3. Социальный компонент — помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни.


Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности [10].


3. Своевременное определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;


· Рациональная организация учебной деятельности и режима дня школьников, учитывающая состояние здоровья детей, индивидуальные и возрастные психофизиологические особенности, динамику работоспособности.


· Проведение оздоровительных мероприятий на всех уроках: физкультминуток, тренингов для снятия напряжения и активизации резервных возможностей детей и т.д.


· Максимальная индивидуализация образования в соответствии с возможностями, способностями, уровнем развития и состоянием здоровья каждого ребенка.


· Внедрение научно-обоснованных принципов организации образовательного процесса: положительное эмоциональное подкрепление в ситуации успеха, личностно-ориентированное взаимодействие, межпредметная интеграция, наглядность, групповые, проблемные, игровые, диалоговые и др. прогрессивные формы работы.


· Формирование восприятия ценности своей жизни, защищенности и свободы самовыражения. Развитие способности рефлексии собственных состояний и действий.


· Обучение навыкам поддержания хороших межличностных отношений — навыки эмпатии, понимание других людей, независимо от социального происхождения.


· Способствовать возрождению семьи, как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала.


· Становление гражданских качеств личности, воссоздание структур детского самоуправления, развитие педагогически организованной деятельности учащихся (трудовой, спортивной, досуговой, культурной и др.).


· Сформировать умения предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия своих поступков в отношении собственного здоровья.


· Воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения среди детей и подростков.


· Разработка и реализация комплексных программ взаимодействия с семьей: консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям.


В общеобразовательных школах необходимо целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с алкоголизмом, распространённой среди подростков. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения, сформировать здоровый образ жизни. В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент новые информационные технологии. Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.


Итак, в общеобразовательных школах необходимо создавать антиалкогольные профилактические программы для подростков группы риска, вести целенаправленную работу среди родителей и педагогов по обучению их разным формам и методам антиалкогольной пропаганды и здорового образа жизни.

Для этого прежде всего необходимо индивидуальное изучение подростков:

Читайте также:  Картинки о вреде алкоголизма для подростков

1. Выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей.

2. Выявление недостатков его личности и организма.

3. Оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.

На первом этапе работы (первое полугодие) социальный педагог должен составить самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условиями его жизни и воспитания в семье, беседуют с ним, его родителями, наблюдают за его поведением.

На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.

Третий этап изучения — определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, также комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия [9].

Первое условие комплексного подхода — оценка его развития в условиях общения, познания и труда.

Второе условие — сравнительная оценка развития учащегося и условий его микросреды.

Третье условие — сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения (деятельности) учащегося.

Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся можно осуществлять по программе — схеме. Программа изучения личности и составление характеристики учащегося позволяет понять его достаточно полно и разносторонне, не упуская наиболее значимых достоинств и недостатков.

Желательно, чтобы уже при первом знакомстве с учащимся беседа была активно воздействующей на него. Пять главных условий определяют успех беседы:

2. Правильный выбор места и времени беседы.

3. Искренне уважение и благожелательное отношение к учащемуся.

4. Умение не только говорить, но и слушать.

5.Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей учащегося.

Многое можно узнать, систематически наблюдая за учащимся в различных условиях его деятельности и поведения. Основные условия эффективности наблюдения как метода изучения учащегося:

1. Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет ли наблюдение сплошным, когда фиксируются все проявления учащегося, все его действия, поступки, или выборочным, с целью изучения каких — то отдельных сторон личности.

2. Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся находится в обычной для него обстановке. Никакое вмешательство в его поведение недопустимо.

3. Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка, размышление над фактами, сравнение и сопоставление их [1].

В этом отношении большое значение имеет ведение педагогического дневника. Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их деятельности: официальных письменных и графических работ (диктантов, сочинений, чертежей и т.п.), изделий, изготовленных в учебных мастерских, продуктов технического творчества, разных поделок, результатов художественного творчества — рисунков, картин, стихов и др.

Итак, основными задачами профилактики в данном возрасте являются:

1. Овладение достоверной информацией о влиянии вредных привычек (алкоголя) на организм человека;

2. Умение противостоять давлению сверстников;

3. Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек.

Основной акцент работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков осуществляется по следующим направлениям:

1. Профилактика причин и последствий алкоголизма с помощью групповых дискуссий на темы алкоголизма; проведение ролевых игр, которые помогают противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе. Основные социальные умения, которые сможет сформировать педагог, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, деловая игра, экскурсия, беседа.

2. Организация свободного времени подростков, так как бессодержательный досуг является фактором риска в употреблении алкоголя. Для этого социальный педагог должен знать интересы, увлечения склонности подростка. Важно организовывать групповые формы досуга, занятия спортом.

3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом должно быть направлено на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений. Важно обращать внимание не только на вред употребления алкоголя на здоровье, сколько на вред его в социальном плане — взаимоотношении ребенка с окружающим миром.

4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы. На основе знакомства с образовательной программой учащихся социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла.

5. Посредническая деятельность социального педагога — подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности.

6. Преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной освоенности многих учебных навыков.

В своей профилактической работе с подростками социальный педагог использует различные формы.

Анкетирование — широко используемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод. Чаще всего он применяется, когда надо получить большое число нужных сведений. Однако для максимальной эффективности анкетирования необходимо соблюдение ряда условий, из которых укажем наиболее важные.

Должна быть четко определена цель анкетирования. Необходимо ясно представить, что должно быть получено в результате такого опроса, кого надо опросить, сколько должно быть анкетируемых. Вопросы должны формулироваться предельно понятно; недопустимо их разное толкование.

Текст анкеты должен содержать четкую инструкцию, раскрывающую цели данной анкеты, и то, как отвечать на ее вопросы.

Один из самых распространенных методов изучения учащихся — беседа. Если ее цель — лишь получение каких- то сведений — это интервью. Один спрашивает, другой отвечает и только. Но такого рода беседам в педагогической практике надо относиться очень осторожно. Никто, и особенно подросток, не хочет чувствовать себя объектом изучения и воздействия. Подлинная беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга.

Беседой как методом изучения учащихся и индивидуального воздействия на них, подразумевается специально подготовленный, а иногда и случайно возникший, но целесообразно построенный разговор между социальным педагогом и подростком.

При изучении коллектива учащихся, позиция каждого из них полезные сведения может дать так называемый метод социометрии. Существуют экспериментальные методики изучения учащихся. Социометрия — один из них. Это констатирующий или диагностический метод. Такие методы лишь выявляют какую — то особенность отдельного учащегося или коллектива, но не играют активной педагогической роли.

Глубокое и разностороннее изучение учащихся, использование различных методов, сопоставление полученных с их помощью результатов позволит наиболее правильно понять подростка и выбрать в отношении него наиболее действенные формы и методы индивидуального подхода.

В профилактической работе с подростками у социального педагога множество других форм, кроме перечисленных выше, — это лекции, семинары, конференции, акции, тренинги и т.д.

Акции. Они ценны для подростков только тем, что вход на дискотеки и концерты по случаю акций бывает бесплатным или оплачивается чисто символически. Ни один подросток после акций или дискотек еще не принял решение о том, будет ли он употреблять или нет. Хотя организация времени и досуга подростков — тоже важный момент профилактики.

Тренинги бывают разными: хорошими и плохими, эффективными и неэффективными, глупыми и «прикольными». Есть другие группы, на которых подростки разыгрывают сценки, ролевые игры, за сюжет которых берут собственные ситуации жизни. Здесь все зависит от психолога, который ведет тренинг: как он поведет себя, на что обратит внимание подростков и т.д. во многом определяет его эффективность.

Суть этих информационных мероприятий состоит в повышении информационной грамотности по следующим вопросам: причины алкоголизма; признаки алкоголизма; места обращения за помощью, как вести себя с родителями, если ребенок-алкоголик и как не стать алкоголиком.

Важными здесь являются два момента: не запугать подростка и его родителей и не пробудить интерес к алкоголю [4].

Итак, убедить — нельзя. Заставить — нельзя. Запугать — нельзя. Можно лишь делать так, чтобы подросток понял, что быть не алкоголиком для него лучше, чем быть наркоманом. Глупо убеждать и запугивать. Можно лишь предложить или посоветовать. Дети, принимающие алкоголь, нередко демонстрируют самостоятельность суждений, так что взрослые испытывают иллюзию возможности договориться с подростком, забывая, однако, о том, что сферой конфликта является не мышление, а чувства [8].

Во-первых, подростки формируют ожидания и строят планы по поводу собственного будущего, и эти ожидания в какой — то степени зависят от социальной обстановки, в которой они живут. Взрослым достаточно делиться своими переживаниями, выслушивая мнения подростка, показывая, таким образом, готовность сотрудничать и уважение к их мнению.

Во-вторых, внимание на подростка надо обращать не только тогда, когда он что-то натворил или заболел. Это провокация. Это приглашение к вечной болезни и вечному хулиганству, что успешно совмещает в себе наркомания. Подростки, несмотря на внешнее отчуждение от взрослых, все еще прислушиваются к их мнению, а иногда общение с ними становится для них жизненно важным [5].

Итак, для проведения антиалкогольной профилактики стоит помнить следующее:

Работа социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков — это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей. Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе — это анкеты, опросы, беседы, лекции, тренинги, игры и т. д. И, конечно, взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, что сделает эту работу намного эффективной.

ГЛАВА 2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО АЛКРГОЛИЗМА (на примере Юкаменской средней общеобразовательной школы)

источник