Меню Рубрики

Информация по профилактике алкоголизма токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних

Профилактика употребления наркотиков и правонарушений среди учащихся МБОУ СОШ №16 является приоритетным направлением в деятельности работы ШВР. Целью профилактической работы в школе является вытеснение из сферы интересов детей и подростков форм активности, связанных с употреблением наркотических веществ.

В школе разработана и утверждена программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике употребления ПАВ «Линия жизни». Целью данной программы является осуществление профилактики наркотической зависимости, формирование здорового образа жизни, профилактика правонарушений.

Работа, проводимая в школе, направлена на формирование ЗОЖ. Основными направлениями работы школы являются:

1. Профилактическая работа, направленная на привитие навыков здорового образа жизни:

— ежемесячно в каждом классе проводились тематические классные часы, беседы о здоровом образе жизни;

-просмотр и обсуждение фильмов о вреде курения (8 класс), наркотиков(9 класс);

-проведены встречи учащихся 6-7 классов со школьной медсестрой Е.Н.Лысун, учащихся 8-11 классов с врачом-наркологом В.Н.Косарецким;

-организованы и проведены классные часы об олимпийских видах спорта;

-проведены беседы о приоритетах закона КК №1539-КЗ;

-распространены памятки «Приоритеты закона КК №1539-КЗ;

-информационные классные часы об участии в добровольном анонимном тестировании;

— изготовлена и распространена информационно-разъяснительная печатная продукция по тематике экспресс-тестирования (листовки для учащихся, стикеры для учащихся и родителей);

-размещена информация на стенде «Профилактическая работа» (телефон горячей линии «Сообщи, где торгуют смертью!», «Анонимное добровольное информированное тестирование»);

— сбор согласий на тестирование обучающихся в 8-11 классах;

-проведено анкетирование учащихся и родителей 8-11 классов по тематике «Анонимное тестирование», анкетирование учащихся — «Отношение к ПАВ»;

-учащиеся 5-11 классов приняли участие в спортивно — массовых мероприятиях (мини-футбол (3), гандбол (3), волейбол (3), легкая атлетика (1), баскетбол (3));

-учащиеся 9-11 классов участвовали в туристическом слете «Мы едины»;

-утвержден приказ о запрете курения на территории школы, осуществлялся мониторинг по выявлению детей, склонных к курению;

2. Внеурочная занятость учащихся в спортивных кружках, секциях, военно-спортивном клубе «Витязь», ДШИ, кружках Новопавловского ДК, дополнительные занятия по предметам. Занятость учащихся составляет 97%, 7 учащихся (3%) не заняты во внеурочное время по причине удаленности от школы (более 2,5 км).

3. Организация выявления и учета несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении:

-Организован учет всех подлежащих обучению граждан, проживающих на территории микрорайона школы и имеющих право на получение образования во время проведения подворовых обходов.

-Посещены уч-ся социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и уч-ся (29 посещений).

-Проведено заседаний Совета профилактики – 2.

4. Просветительская работа с родителями:

-классные и общешкольное собрания с участием представителей системы профилактики: школьного инспектора Коник В.Н., специалиста службы наркоконтроля Холодкова П.А., врача общей практики Шмоткина А.В., ст. инспектора ОПДН Черкашина Ю.А, заместителя председателя КДНиЗП Иванниковой Л.В.

В дальнейшем необходимо продолжить систематическую просветительскую работу среди учащихся и родителей с привлечением служб системы профилактики через такие формы деятельности как классный час, лекторий, собрание, диспут, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование и т.д., усилить работу среди учащихся и родителей по привлечению детей к занятиям в учреждениях дополнительного образования, к разнообразным формам организованного досуга во внеурочное время.

источник

Профилактика пьянства и алкоголизма представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, педагогических, психологических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на превентивное выявление склонности военнослужащих к чрезмерному употреблению спиртных напитков, диагностику причин и стадии их алкоголизации, организацию психотерапии и лечения алкоголиков, создание психолого-педагогических, социальных и организационных условий, препятствующих развитию подобных явлений в частях и подразделениях. Профилактика пьянства и алкоголизма в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации «О мерах по предупреждению пьянства и алкоголизма в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1997 г. № 440.

Военнослужащий попадает в поле зрения социального работника как потенциальный клиент в случаях поступления заказа на работу с ним со стороны командиров, сослуживцев, членов семьи или самого военнослужащего, а также при условии формирования социономом самозаказа по результатам обследования воинских подразделений или отдельных военнослужащих.

Начальным моментом работы является социальная диагностика негативного явления. Целями диагностического этапа работы являются: выявление наличия и степени алкогольной зависимости, причин употребления спиртного, желания и самостоятельных попыток прекращения пьянства, характера влияния на клиента различных социальных групп и отдельных лиц, условий, провоцирующих тягу к алкоголю и др. Результатом такого изучения личности и социального окружения военнослужащего является диагноз, на основе которого осуществляется выбор целей, средств и методов социальной работы.

Для постановки точного диагноза соционому важно различать виды алкоголизма: первичный, вторичный, реактивный. Первичный алкоголизм — генетически обусловленное заболевание. Им страдает подавляющее число алкоголиков. Симптомы такого заболевания проявляются без каких-либо видимых причин и характеризуются неожиданным появлением у человека патологической, необоримой тяги к спиртному. Вторичный алкоголизм проявляется как следствие психических расстройств. Реактивный алкоголизм представляет собой своеобразный ответ организма и психики человека на жизненные кризисы.

На основе поставленного диагноза организуется лечение алкоголиков. Так, для излечения первичного алкоголизма порой оказываются достаточными мероприятия по детоксикации организма с последующим амбулаторным консультированием. Для излечения вторичного алкоголизма необходимо в первую очередь избавить больного от соответствующего психического расстройства. В случае реактивного алкоголизма осуществляется комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на купирование отрицательных переживаний человека.

Лечение не должно ограничиваться устранением фактов употребления алкоголя, для полного выздоровления необходима перестройка ценностно-ориентационных компонентов личности военнослужащего, формирование у него прочных установок на трезвость. В противном случае возможны рецидивы.

В последнее время в интересах лечения алкоголиков широко применяются методы выработки у пациентов рефлекторной тошнотно-рвотной реакции, сенсибилизации (повышение нетерпимости, непереносимости алкоголя) с помощью специальных препаратов: антабус (тетурам), эспераль (радотер), Т-21 и др. В случае употребления спиртных напитков при лечении названными препаратами наступает отравление организма: падает кровяное давление, наступает тахикардия, вызывается тошнота, рвота, возникают ощущение жара и чувство страха. Высокий эффект, как показывает практика, дает лечение по методу А.Р. Довженко, при котором подобно вшиванию в тело названных выше препаратов в психику человека «вшивается» страх. Этот страх выступает в виде психологического барьера на пути к употреблению алкоголя.

Тошнотно-рвотный рефлекс на спиртное формируется и с помощью суггестивной психотерапии. Социальному работнику важно знать практикующиеся методы лечения алкоголизма для того, чтобы иметь возможность рекомендовать клиентам наиболее приемлемые для них.

Лечение алкоголизма должно обязательно сопровождаться психотерапевтическим воздействием на больного. В этих целях применяются методы индивидуальной, групповой и семейной психотерапии. При этом эффективными могут быть различные методы воздействия: психоаналитическое, нейролингвистическое, средствами гештальттерапии, гуманистической психологии, гипнотерапии, а также аутотерапии (аутогенная тренировка, самогипноз, настрой, медитация).

Не менее важными в плане профилактики пьянства и алкоголизма являются мероприятия социальной терапии, предполагающие решение таких задач, как формирование в воинских коллективах антиалкогольного общественного мнения, нетерпимости к пьяницам, коррекция социальной структуры воинских подразделений (включение пьяниц в коллективы трезвенников, выдвижение и поддержка лидеров с трезвеннической ориентацией, изменение социального статуса пьяниц и др.); привлечение лиц из «группы риска» к активной общественной деятельности, к участию в культурно-массовых и иных мероприятиях; участие семьи в социальной реабилитации алкоголика.

Организационные формы работы по профилактике пьянства заключаются в осуществлении строгого контроля за военнослужащими, склонными к употреблению спиртных напитков, со стороны командиров, ограничение им доступа к спиртным напиткам, создание пространственно-временных барьеров на пути к выпивке, прежде всего в рабочее время, применение различного рода санкций к пьяницам и т. п.

При работе с пьяницами и алкоголиками социальный работник должен соблюдать ряд правил. Во-первых, не проводить консультаций, мероприятий педагогического и психологического характера с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Во-вторых, осуществлять психокоррекционные действия только с военнослужащими, изъявляющими желание измениться. В других случаях более эффективными окажутся организационные и социальные меры. В-третьих, помнить, что ни один человек не признает себя алкоголиком добровольно, поэтому следует ожидать сопротивления со стороны последнего при проведении с ним психодиагностических и психокоррекционных мероприятий. В-четвертых, для излечения алкоголика недостаточно вызвать у него отвращение к спиртному, необходимо создать вокруг него такую микросреду, которая всячески поощряла бы его трезвость, поддерживала его усилия в борьбе с алкогольной зависимостью, выставляла барьеры на пути к рецидиву. В-пятых, понимать и разъяснять должностным лицам, что алкоголизм — это стойкое заболевание всего организма, нервной системы, психики человека, что невозможно излечиться по приказу командира или посредством применения исключительно мер принуждения и наказания.

Таким образом, профилактика алкоголизма в воинских частях состоит из комплекса организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий. Она заключается в своевременном выявлении и оценке фактов злоупотребления военнослужащими спиртными напитками, создании социальных и организационных барьеров на путях развития этого негативного явления, оказании медицинской и психологической помощи больным, квалифицированном разъяснении военнослужащим и членам их семей физических, психологических и социальных последствий пьянства и алкоголизма.

Таким образом, профилактика наркомании — это важнейшая практическая задача военных руководителей и специалистов всех уровней, и в первую очередь социальных работников.

Для успешной борьбы с наркоманией в войсках необходимо, чтобы командиры, социономы, медицинские работники владели большими знаниями этой проблемы, чем сами злоупотребляющие, что даст возможность предупреждать и своевременно разрешать социальные проблемы военнослужащих, выявлять и перекрывать пути поступления наркосодержащих веществ в подразделения, своевременно обнаруживать лиц, склонных к употреблению дурманящих веществ и употребляющих их, вести профилактическую и коррекционную работу с ними. Поэтому весьма важным является знание социальным работником основных наркосодержащих веществ.

Важнейшим моментом профилактической работы является выявление военнослужащих, отличающихся высоким риском наркоманизации. Специалисты считают, что в «группу риска» целесообразно включать: выходцев из регионов с повышенным уровнем употребления наркотиков; лиц с наркоотягощенной наследственностью, имеющих опыт общения с наркоманами, алкоголиками, асоциальными и криминальными элементами, допускающих лояльные высказывания по отношению к наркоманам; военнослужащих, проявляющих страсть к азартным играм; воинов с симптомами пониженной адаптации к воинской службе; лиц, перенесших ранее тяжелые и продолжительные заболевания; военнослужащих, у которых были обнаружены различные снадобья, таблетки, смеси, медицинская техника.

По отношению к перечисленным категориям военнослужащих проводятся следующие мероприятия:

— индивидуальные диагностические беседы на предмет выявления отношения к наркотикам;

— поддерживание тесных связей с их родственниками в интересах получения соответствующей информации;

— посылка запросов в военкоматы и отделения милиции по месту жительства военнослужащего до армии;

— усиление контроля за их поведением.

Однако профилактическая работа не ограничивается исключительно первичной диагностикой молодого пополнения. Соционом, командиры подразделений осуществляют систематические действия по выявлению военнослужащих, употребляющих наркотики, и фактов их употребления: медосмотры, осмотры личного состава при помывке в бане, утренние осмотры, диагностические беседы, наблюдение, регулярные опросы военнослужащих.

В процессе осуществления названных мероприятий особое внимание уделяется выявлению следующих признаков употребления наркотиков и других психоактивных веществ:

— заметное покраснение или бледность кожного покрова лица;

— постоянное облизывание губ;

— тремор конечностей, мышечные подрагивания;

— краснота, блеск глаз, чрезмерное расширение или сужение зрачков;

— наличие в выдыхаемом воздухе устойчивого запаха химических веществ; испарение аналогичного запаха от одежды;

— наличие на руках и ногах вдоль вен следов уколов и кровяных капель на нижнем белье.

Особое диагностическое значение имеют татуировки. Они могут «рассказать» соционому о степени приобщения человека к наркотикам, о его роли в вовлечении других лиц в процесс наркоманизации, о статусе наркомана в среде себе подобных, о наличии в его биографии фактов нарушения закона.

О факте употребления наркосодержащих веществ могут свидетельствовать и симптомы, проявляющиеся в поведении военнослужащих. Специалисты обращают особое внимание на такие симптомы, как:

— неадекватная ситуации жестикуляция; сонливость в дневное время;

— неуверенная походка, нарушенная координация движений;

— признаки простуды (озноб, насморк);

— громкая речь, утрированная мимика и пантомимика;

— немотивированное почесывание тела;

— резкие колебания аппетита;

— широкая амплитуда и интенсивность изменения настроения;

— характерное курение в группах (длинные затяжки, держание папиросы между ладонями — «цыганочка»).

Важнейшим сигналом о возможном употреблении военнослужащим наркотических веществ является употребление им жаргонных выражений из языка наркоманов. Как показывает практика, наиболее часто наркоманами употребляются слова: винт, айс (первитин); гера (героин); глюки, мультики (видения в состоянии наркотического транса); джеф, марцефаль, мулька, мурцовка (эфедрон); дима (димедрол); дунуть (покурить анашу); дурь (гашиш); волокуша; кайф, таска, тащить, торчать (эйфория); кинуться (ввести наркотик внутривенно); кода (кодеин); кокнар (препарат из мака); колеса (препараты в виде таблеток); костыль (пластинка гашиша); косяк (сигарета с гашишем); ломка (наркотическое похмелье); кролик (втягиваемый в процесс наркоманизации); Мария, Марьянка, ханка (опий); марафет, кока, кокс (кокаин); Марфа (морфин); машина (шприц); париться (вдыхать пары ингалянтов); опилки, зимник, план, пластилин, чернушка (гашиш); пяточка (окурок папиросы с наркотиком); сенцо (маковая соломка); сонники (транквилизаторы); стекло (препараты в ампулах); травка, план, клевер, божья травка, Мэри Джейн, нот, грас, хей (марихуана); учитель (опытный наркоман); химия (препараты из мака, нашатырного спирта и ацетона); чифир (крепко заваренный чай); чухаться (чесаться вследствие сильного зуда, появляющегося после внутривенного введения наркотика); ширево (вводимые внутривенно опиаты); яма (источник получения наркотиков).

При условии внимательного и целенаправленного наблюдения социальный работник может обнаружить признаки кустарного производства наркотиков в воинской части. Это наличие: в подразделении — книг и библиотечных заказов на медицинскую литературу; кофемолок, мясорубок, дуршлагов, другой посуды, белья, бинтов, тампонов, пропитанных бурым веществом, с характерным запахом, растительными частицами; устойчивых специфических растительных и химических запахов от людей; темных налетов растительного происхождения у них под ногтями; в расположениях личного состава, в подвалах, на чердаках, в котельных и других местах — медицинских инструментов и препаратов, полиэтиленовых пакетов, бутылок, сохраняющих специфический запах, упаковок от средств бытовой и промышленной химии.

Предупреждение наркомании включает комплекс воспитательно-разъяснительных, социально-коррекционных, организационных и медико-санитарных мероприятий.

Опыт показывает, что как бы ни совершенствовались технологические схемы социальной работы, важнейшим их компонентом всегда будет разъяснение. В профилактике наркомании в воинских частях большое значение имеет деятельность социальных работников, командиров, воспитательных структур по разъяснению военнослужащим и членам их семей механизма действия наркотических средств, наличия фактора привыкания, психологических, социальных и медицинских последствий наркомании. Целью разъяснительной работы является формирование в воинских коллективах и семьях военнослужащих активного отрицательного отношения к наркотикам и наркоманам. Для этого практикуются лекции, доклады, беседы медицинских работников, психологов, социономов, лиц, имевших негативный опыт употребления психоактивных препаратов, демонстрация кино- и видеофильмов по антинаркоманической тематике и т. п. При проведении разъяснительных мероприятий социальный работник должен помнить о следующем: ни в коем случае нельзя вести речь обо всем многообразии доступных дурманящих средств, способах их добычи и производства.

Не меньшее значение в профилактике наркомании среди военнослужащих имеется планомерное и целенаправленное осуществление специальных организационных предупредительных мер. К ним относятся: постоянный контроль за имеющимися в воинской части наркосодержащими и дурманящими веществами; тщательный подбор лиц для работы на медицинских складах, складах ГСМ, в химчистках; проведение систематических проверок мест возможного кустарного производства и хранения наркосодержащих средств (подвалы, чердаки, котельные, столовые, подсобные хозяйства); осуществление в приемлемых формах плановых и внезапных проверок личного состава, особенно в выходные и праздничные дни; тщательное проведение утренних осмотров личного состава и осмотров при помывке военнослужащих; налаживание надежной системы информации о негативных явлениях в подразделениях; своевременное применение мер принуждения к лицам с симптомами наркоманического поведения, установление контроля за почтовыми отправлениями, приходящими в их адрес.

Нередко существенный результат в профилактике наркомании дают такие социально-коррекционные меры, как перевод военнослужащих, испытывающих тягу к дурманящим веществам, в разные воинские подразделения; выдвижение и поддержка лидеров коллективов, негативно относящихся к наркомании; искусственное снижение статуса негативных лидеров коллективов, способствующих наркоманизации военнослужащих. Роль социального работника как специалиста в области социальной коррекции особенно велика. Она проявляется в социально-диагностической, социально-профилактической и социально-коррекционной деятельности.

Медико-санитарные мероприятия по профилактике и преодолению наркомании среди военнослужащих должны быть направлены на раннее выявление, постановку точного медицинского диагноза, лечение, медицинскую реабилитацию и осуществление непрерывного медицинского контроля лиц с симптомами наркомании.

Читайте также:  Принудительные лечения от алкоголизма мы поможем вам

Таким образом, технология профилактики и пресечения наркомании в войсках включает комплекс разъяснительно-воспитательных, психологических, организационных и медико-санитарных мероприятий, направленных на выявление группы риска, каналов снабжения, фактов производства и употребления наркосодержащих препаратов, психолого-педагогическую, лечебно-реабилитационную работу с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами. Важнейшая роль в практической реализации этой технологии принадлежит социальному работнику воинской части, понимающему причины наркоманизации личности, владеющему методами выявления ее симптомов и эффективного социального воздействия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Аналитическая записка о работе по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.
материал на тему

В аналитической записке представлен материал о работе в образовательном учреждении по профилактике асоциальных явлений среди учащихся

МКОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа».

Аналитическая записка о работе по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.

В ОУ составлен план работы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и распространения ВИЧ-инфекции на 2012-2013 учебный год. В соответствии с этим планом ведётся работа по следующим направлениям:

1.Работа по формированию здорового образа жизни . Ежегодно в сентябре проводится День здоровья с выходом на природу. Ежегодно в школе разрабатывается и реализуется план спортивных мероприятий. Учащиеся школы — постоянные участники районных спортивных состязаний. 10 сентября состоялся общешкольный День бега, а с 4 по 8 февраля прошла Неделя лыжного спорта. 21февраля юноши состязались в конкурсе «А, ну-ка, парни», а 22 февраля прошла игра «Зарница». Учащиеся школы приняли участие в Кроссе наций и легкоатлетической эстафете, посвящённой 9 мая. В течение года проводились дружеские встречи с учащимися МКОУ «Усть — Салдинская СОШ» по футболу (сентябрь, май), волейболу (февраль), спортивному многоборью (февраль). Работает спортивный кружок «Волейбол». Учителя начальных классов проводят подвижные игры на свежем воздухе.

Формированию ЗОЖ способствовали классные часы: «Что такое режим дня» -1 класс (Бочкарёва Н.В.), «Режим дня – основа жизни»- 2 класс (Немчанинова О.М.), «Здоровье – залог успеха» — 7 класс (Захарова С.В.) и др.

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение мы уделяем развитию сети дополнительного образования. Занятость учащихся школы дополнительным образованием составляет 100%. Для учащихся при школе работают кружки: «Юные инспектора движения», «Хоровой», «Компьютерный», «Художественный», «Разноцветные краски», «В мире сказок».

Учащиеся школы занимаются в кружках Красногорского филиала ЦДТ и в военно- патриотическом клубе «За други своя» (д. Костылева ).

2. Мероприятия общей специализированной направленности по профилактике вредных привычек. Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя находят убедительные факты, показывающие учащимся пагубное влияние вредных привычек на здоровье и быт человека.

В сентябре отмечен День трезвости, выпущен информационный стенд. Библиотекарь сельской библиотеки Торопова О.А. подготовила для старшеклассников беседу «Алкоголь – расхититель рассудка».

Классные руководители провели тематические классные часы «Алкоголь — угроза здоровью» — 8 класс (Махнева Н.А.), «Вредные привычки и здоровье человека» — 11 класс (Переверзева Г.В.), «Я выбираю жизнь»- 9-10 классы (Багаева В.П.), «Курить — здоровью вредить» — 4 класс (Путимцева Ю.А.) и др.

Всемирному Дню здоровья был посвящён конкурс рисунков «Мы выбираем жизнь» (Меньшенина М.В.).

3. Общественные меры борьбы — привлечение общественности к работе.

ОУ работает в тесном контакте с участковым Комиссаровым В.М. и фельдшером ОВП Куликовой Н.М., которые проводят с детьми беседы.

При территориальном управлении создан Совет по профилактике. Возглавляет его специалист Т/У Баженова В.В. В марте был проведён рейд на дискотеку и по соблюдению комендантского часа.

В октябре отец Петр (Свято-Косьминская пустынь д.Костылева) провел в школе беседу с учащимися старших классов о суициде и профилактике вредных привычек. 27 ноября в нашей школе с участием 7-11 классов прошел районный семинар по теме « Профилактика суицида, наркомании, алкоголизма и курения», подготовленный Екатеринбургской епархией и волонтерским отрядом г. Челябинска.

4.Диагностическая работа дает возможность иметь представление о предпочтениях наших детей, их интересах и направленностях.

В ноябре было проведено анкетирование учащихся. Анкетирование старшеклассников по выявлению отношения к употреблению спиртных напитков и курению показало, что приоритет отдается общению со сверстниками, одним из ведущих увлечений является занятие спортом. Но, тем не менее, при опросе было выявлено, что 40 % подростков хотя бы один раз в жизни употребляли алкоголь, либо курили сигареты. Это еще раз подтверждает актуальность проблемы среди подростковой среды и важность профилактического направления по отношению к употреблению алкоголя и никотина. Но в то же время прослеживается высокий уровень нежелания иметь вредные привычки.

В ноябре прошло тестирование учащихся 7 -11 классов на выявление употребления психоактивных веществ. Учащихся, употребляющих наркотические вещества – нет.

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организовывала тесное сотрудничество с родителями обучающихся, жителями микрорайона. Сформирован банк данных о семьях и родителях обучающихся. К категории неблагополучных относится 5 семей. Причины неблагополучия в том, что родители злоупотребляют спиртными напитками, нет надлежащего контроля со стороны родителей за воспитанием детей. С вышеуказанными категориями учащихся и их родителями проводится систематическая работа. За каждой такой семьей закреплен педагог (как правило, классный руководитель), осуществляется контроль внеурочной деятельности и занятости детей в каникулярное время. Семьи неоднократно посещаются в течение года, составляются акты обследования.

Проводятся общешкольные родительские собрания по пропаганде ЗОЖ с участием медицинских работников. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

6.Работа по профилактике ВИЧ — инфекции. В ОУ был составлен план-график работы по реализации программы профилактики ВИЧ- инфекции. В него включены родительские всеобучи, анкетирование родителей и учащихся, уроки и внеклассные мероприятия.

20 сентября на общешкольном родительском собрании родители были ознакомлены с ситуацией по ВИЧ-инфекции в России, Свердловской области и Верхотурском районе. 10 октября родители учащихся 9-11классов были ознакомлены с программой по профилактике ВИЧ-инфекции в ОУ, её целью, задачами и основными мероприятиями. Родители учащихся 9-11 классов приняли участие в анкетировании «Оценка уровня информированности населения по проблеме ВИЧ/СПИД». Процент правильных ответов составил 33%.

В октябре – ноябре были проведены внеклассные мероприятия: информационный блок с показом слайдов в 9-11 классах и практическая часть (упражнения, тренинг и т.д.) с целью закрепления знаний. С целью оценки информированности было проведено анкетирование учащихся до начала занятий и после занятий. Процент правильных ответов до начала занятий составил 45%, после занятий — 77%. В течение года были проведены уроки биологии, географии, КБЖ и ОБЖ с использованием рекомендаций ГБУЗ ОС «Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. В начале ноября было проведено анонимное анкетирование «Отношение к людям, живущим с ВИЧ/СПИД» среди учащихся 8-11 классов, сотрудников ОУ и родителей.

21 ноября команда нашей школы «Позитив» в составе 7 человек приняла участие в муниципальном конкурсе «Знать, чтобы жить — 2012» и заняла III место.

23 ноября в нашей школе прошло общешкольное мероприятие, посвящённое Дню матери. В конце праздника к присутствующим мамам обратились учащиеся 11 класса с пожеланием здоровья. Они заострили внимание на том, что здоровье детей зависит от здоровья мамы, что от ВИЧ- инфицированной мамы может родиться и ВИЧ- инфицированный ребёнок и провели акцию «Красная ленточка».

29 ноября в преддверии Всемирного Дня борьбы со СПИДом учащиеся 8-10 классов посетили сельскую библиотеку. Библиотекарь Торопова О.А. подготовила для них беседу по профилактике ВИЧ/СПИД и оформила уголок о последствиях ВИЧ-инфекции. В сельском доме культуры Пермякова А.С. также оформила уголок, а в муниципальном конкурсе по защите этого уголка принимали учащиеся нашей школы – Скачкова Екатерина и Бочкарёва Анастасия и заняли 2 место.

В кабинете биологии был оформлен профилактический уголок, посвящённый Всемирному Дню борьбы со СПИДом.

В ноябре – декабре школа участвовала в ПНП «Здоровье». В рамках этого проекта мы предлагаем родителям Семейную гостиную, материалы которой размещены на школьном сайте. Кроме вопросов воспитания и отношения в семье, рассматриваются вопросы, которые позволяют в процессе беседы, дискуссии развенчать семейные мифы, мифы о наркотиках, ВИЧ/СПИДе, показать реальность ситуации, не зависимо есть сейчас проблема или нет ее, предупредить проблему.

31 января прошло общешкольное родительское собрание «Профилактика наркомании и ВИЧ-инфекции», показан фильм по проблемам наркомании и СПИДа.

7.Вопросы по профилактике асоциального поведения рассматриваются на педагогических советах и административных совещаниях. В феврале месяце на совещании при директоре был рассмотрен вопрос о проведении акции «За здоровье и безопасность наших детей».

1.Работе по профилактике асоциального поведения в школе уделяется достойное внимание.

2. Разработан и реализуется комплексный план по повышению правовой культуры учащихся, по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и распространения ВИЧ-инфекции среди учащихся.

3.Хотелось бы, чтобы данную проблему осветили специалисты (врач-нарколог, врач-инфекционист).

4.Сложно проверить детей на дискотеке, т.к. часть учащихся посещает дискотеку в с. Усть- Салда .

источник

Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает возбуждение, а в больших — угнетает и процессы возбуждения. У человека в результате длительного курения нарушается нормальное соотношение между процессами возбуждения и торможения и значительно снижается работоспособность корковых клеток.

Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет много общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов, в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуется повышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности. Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.

У детей привыкание к наркотикам и алкоголю обычно не наблюдается. У подростков же оно наступает очень быстро. Из всех наркоманий особенно широко у подростков встречается алкоголизм, который приводит к быстрой деградации личности. Подросток становится злобным, агрессивным и грубым (Г. К. Ушаков, 1973). Переход от бытового пьянства к алкоголизму у подростков происходит примерно за два года. Опьянение у подростков характеризуется всегда более выраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении со взрослыми; у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов. В результате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинают резко проявляться инстинкты, что часто приводит подростков на скамью подсудимых. Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбы против алкоголизма среди подростков необходимо вести пропаганду гигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как, по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70 % «познакомились» с алкоголем в 10— 11 лет и в большинстве случаев это была вина родителей.

Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервые напитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12—14 лет — в 40 %, в возрасте 15—16 лет — в 32 %.

Болезненные пристрастия — особая группа вредных привычек. Они подрывают сначала психическое, а затем и физическое здоровье человека. Это — употребление алкоголя и других наркотических веществ, включая и никотин, содержащийся в табаке. Наркотические вещества (от греч. наркотикос — приводящий в оцепенение, одурманивающий) — вещества, вызывающие вначале своеобразное возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы. Помимо этилового спирта и никотина к ним относятся вещества, содержащиеся в опийном маке, индийской конопле, южноамериканском растении кока и некоторых других растениях. Подобными же наркотическими свойствами, выраженными в различной степени, обладают эфир, хлороформ, органические растворители, используемые в химчистке, а также бензин.

В результате приема наркотических веществ возникает особое состояние психики —эйфория, для которого характерны приподнятое настроение, отрешенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей; может наблюдаться также «приятная расслабленность», «умиротворенность», сонливость. Опасность эйфории заключается в том, что у человека, несколько раз испытавшего это состояние, постепенно развивается стремление испытывать его вновь и вновь, сначала при каждом подходящем случае, а затем не считаясь ни с чем,—это состояние становится для него дороже всего остального в жизни. Когда стремление к состоянию эйфории, к доставанию и приему вызывающего ее вещества полностью подчинит себе мысли и поступки человека, он уже тяжело психически болен, и болезнь эта называется наркоманией. Таким образом, алкоголизм — это разновидность наркомании.

Алкоголизм, как и любая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и систем органов), делает человека социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, так как при этом заболевании полностью изменяется отношение человека к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобросовестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям.

Особенностью наркомании является прогрессирование заболевания с усилением зависимости больного от приема наркотического вещества. По характеру взаимодействия организма и психики с наркотическими веществами различают несколько стадий.

Наркотические вещества оказывают на организм токсическое действие, поэтому первоначально прием алкоголя и других наркотических веществ вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, рвота, головокружение, головная боль и т. д. Никаких приятных ощущений при этом, как правило, не бывает. При повторных приемах защитная реакция ослабевает и на смену ей приходит уже описанная выше эйфория. Постепенно развивается навязчивое влечение человека к алкоголю, которое заключается в том, что человек (теперь уже больной) постоянно думает о выпивке и вызываемом ею эффекте. Уже при мысли о предстоящем приеме наркотического вещества у него повышается настроение.

Представление о наркотике и его эффекте становится постоянным элементом сознания и содержанием мыслей. О чем бы человек ни думал, чем бы ни занимался, он уже не забывает об алкоголе. Как благоприятные он начинает расценивать ситуации, способствующие добыванию спиртных напитков, как неблагоприятные— препятствующие этому. (Все это — проявления психической зависимости от наркотического вещества.) Вместе с тем на этой стадии заболевания окружающие, как правило, ничего особенного в его поведении еще не замечают.

Постепенно зависимость человека от алкоголя усиливается. В отсутствие его наркотического эффекта человек не только ощущает, что ему чего-то не хватает, но и начинает испытывать болезненное и трудно переносимое состояние, называемое абстиненцией. Она проявляется общим недомоганием, снижением работоспособности, дрожанием конечностей, ознобом, болями в различных частях тела и т. д. Это —проявления физической зависимости от наркотического вещества. При этом многие болезненные симптомы хорошо уже различимы для окружающих. Наиболее известное и хорошо изученное состояние абстиненции — алкогольное похмелье.

Постепенно влечение больного к наркотику приобретает неудержимый характер, со стремлением немедленно, как можно скорее, во что бы то ни стало, вопреки любым преградам достать и принять наркотическое вещество. Это стремление подавляет все другие потребности и полностью подчиняет себе поведение человека. Он готов снять с себя и продать последнюю одежду, все унести из дома и т. д. Именно в таком состоянии больные идут на любые антисоциальные действия, в том числе и преступные.

На этой стадии развития болезни человеку требуются значительно более высокие дозы наркотического вещества, чем в начале заболевания, потому что при систематическом употреблении его нарастает устойчивость организма к яду (т. е. развивается толерантность). В результате для достижения желательного наркотического эффекта больному приходится употреблять все большее количество алкоголя (соответственно другого наркотика).

Под влиянием систематического приема наркотических веществ происходит выраженная в той или иной степени (в зависимости от особенностей употребляемого вещества) психо-социальная деградация личности. Она включает эмоциональную, волевую, интеллектуальную деградацию. Эмоциональная деградация заключается в ослаблении, а затем полном исчезновении наиболее тонких и сложных эмоций, в эмоциональной неустойчивости, проявляющейся в резких и беспричинных колебаниях настроения, а одновременно с этим и в нарастании дисфории — устойчивых нарушений настроения (к ним относятся постоянная озлобленность, подавленность, угнетенность). Интеллектуальная деградация проявляется в снижении сообразительности, неспособности сосредоточиться, в забывчивости, в неумении выделить главное и существенное в разговоре, в повторении одних и тех же банальных или глупых мыслей. Волевая деградация проявляется в неспособности сделать над собой усилие, начатое дело довести до конца, в быстрой истощаемости намерений и побуждений. Наркоман способен проявить настойчивость только в стремлении раздобыть наркотическое вещество.

Читайте также:  Народные средства и заговоры для лечения от алкоголизма

У учащихся, склонных к употреблению наркотических веществ, в значительном числе случаев имели место: остаточные явления родовой травмы, длительная задержка дыхания при родах, нейро-инфекции, черепно-мозговые травмы и т. д. Уже в начальных классах у них отмечаются такие особенности поведения, как чрезмерная возбудимость, расторможенность, немотивированные колебания настроения и т. д. Однако в настоящее время отчетливо выражена тенденция к приему тех или иных наркотических веществ и среди вполне здоровых подростков, которые начинают использовать их под влиянием более старших по возрасту товарищей из своей группы, компании. При этом наименее устойчивы к такому влиянию учащиеся социально незрелые, повышенно внушаемые, неспособные к направленным волевым усилиям и не имеющие твердых моральных устоев; с завышенным уровнем притязаний, с претензиями на исключительность; не имеющие развитых интересов и ориентированные главным образом на потребление и развлечения.

Мотивами начала употребления наркотических средств являются подражание более «опытным», любопытство; у девочек этому способствует наличие истероидных черт характера в условиях стрессорных или психотравмирующих ситуаций. Подростки, употребляющие наркотические вещества, оказывают интенсивное давление на неупотребляющих: этому способствуют свойственные подростковым группам и компаниям установки типа «делай как все», и противостоять этому давлению может лишь какой-либо иной вид активной деятельности, общий для группы и привлекательный для нее, а не просто бездействие.

Поскольку наркомания полностью подчиняет себе деятельность человека и сводит тем самым на нет результаты любого раздела воспитания, будь то идейно-политическое, трудовое, нравственное, ее профилактика и активная борьба с нею должны рассматриваться работниками народного образования как неотъемлемая часть всех этих разделов воспитания, как их гражданский и профессиональный долг, а не узкое дело гигиенистов и медиков. Вместе с тем особая роль в профилактике наркомании среди учащихся принадлежит классному руководителю, поскольку он лучше других учителей знает (или должен знать) круг общения учащихся своего класса, а следовательно, и характер референтной группы подростка, юноши. Это позволяет оценить характер, который оказывает данная группа на учащегося. Кроме того, классный руководитель знает (или должен знать) семейное положение учащихся. Известно, что если родители курят, употребляют алкоголь, принимают психотропные препараты, их дети оказываются более других предрасположенными к наркомании. Способствуют этому и неблагоприятные семейные условия (конфликты, развод). Знание всех этих микросоциальных, экзогенных факторов позволяет выявить группу риска по наркомании, алкоголизму. В качестве эндогенных факторов риска наркомании выступают отмеченные выше неблагоприятные особенности — предболезнекный фон (остаточные явления родовой травмы и т. д.), отклонения в психическом развитии. О них учитель может судить по данным медицинских карт, а также на основании анализа некоторых особенностей поведения учащихся (расторможенность, неуравновешенность и т. д.).

Учителю необходимо уметь распознавать особенности поведения учащегося, подозрительные в плане употребления им наркотических веществ. Это колебания активности и настроения на протяжении короткого времени (несколько часов), охлаждение к прежним занятиям, смена круга общений, отчужденность, необычные возбуждение или заторможенность.

Задачей школы в профилактике наркомании является своевременное выявление учащихся, склонных к употреблению или употребляющих те или иные наркотические вещества, и направление их в соответствующие подразделения создаваемой в стране наркологической службы — для окончательной диагностики, выявления референтной группы, выяснения, где было сформировано заинтересованное отношение к наркотическому веществу, установления источников получения наркотика. Учащийся, употребляющий наркотическое вещество, должен быть взят на учет и направлен на лечение; в обычной школе он оставаться не должен: наркотическая склонность требует лечения.

В работе по профилактике вредных привычек учитель должен действовать совместно с родителями. Учащимся же следует разъяснить лишь сущность пьянства и алкоголизма, наркомании как особого явления, ее безнравственность, несовместимость с осуществлением жизненных планов человека, разрушительность для психики и здоровья, но не раскрывать свойств конкретных наркотических веществ (кроме всем известных алкоголя и табака), так как это может лишь послужить расширению наркотического «кругозора» учащихся. По этой же причине, с учетом региональных условий, следует проводить занятия и беседы с учащимися лишь об известных в данной местности веществах, не упоминая те из них, которые там не известны. Необходимо активное сотрудничество школы с педагогами-организаторами при ЖЭКах и ДЭЗах микрорайонов, примыкающих к школе, при выявлении отдельных подростков и подростковых компаний, употребляющих наркотические вещества.

Поскольку к употреблению наркотических веществ учащихся толкает в ряде случаев не только любопытство, раздражение или давление группы, но также и неудовлетворительное по тем или иным причинам их психологическое состояние, необходимо вести в школе работу по психогигиене, с помощью медицинских работников, психологов обучать школьников снятию психического напряжения путем переключения на новые виды деятельности, способствующие психической разрядке, вовлекать их в активные занятия физической культурой, в художественную самодеятельность и т. д. Главное при этом — подобрать индивидуально учащемуся такой вид активной деятельности, который, во-первых, был бы посилен для него и, во-вторых, результаты которого способствовали бы достижению положительных эмоций.

источник

Отчет о профилактике наркомании и алкоголизма, токсикомании и табакокурения среди несовершеннолетних в районе Чертаново Северное ЮАО г. Москвы

На учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Чертаново Северное за употребление наркотических и токсических веществ несовершеннолетние не состоят.

С целью профилактики употребления наркотических веществ и курительных смесей, алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетними, сотрудниками ОДН отдела МВД России по району Чертаново Северное, специалистами отделения медико-социальной помощи детям и подросткам филиала № 6 ГК УЗ «МНПЦН ДЗМ», районной КДН и ЗП в общеобразовательных учреждениях района проводятся лекции и беседы о последствиях влияния наркотических веществ и алкоголя на детский организм (проведено 49 профилактических мероприятий).

За 8 месяцев 2016 года медицинским психологом ГБУЗ «МНПЦ наркологии», филиала №6 проводилась профилактическая работа с несовершеннолетними из образовательных учреждений района Чертаново Северное и лицами, состоящими на наблюдении в МНПЦ наркологии филиал № 6 и КДН и ЗП района Чертаново Северное.

Было проведено 37 лекций-бесед, в которых приняло участие 44 несовершеннолетних. Цикл лекций (в т.ч. лекций-бесед) включал следующие темы:

1. «Берегите здоровье смолоду». Причины, признаки, социальные и медицинские последствия употребления ПАВ (НС и ПВ). Психологические аспекты зависимости. Законы РФ, предусматривающие ответственность в отношении НС и ПВ.

2. «Пить или жить? Горькая правда о пиве и алкогольных коктейлях». Признаки, стадии развития и последствия употребления алкогольных спиртосодержащих напитков. Мифы об алкоголе.

3. «Смерть с дымком». Стадии развития и последствия табакокурения. Насвай. Вся правда об электронных сигаретах.

4. «Смерть с дымком. Смертельные уроки спайсов».

5. «Психостимуляторы – быстрое движение в никуда»

6. «Компьютерная и Интернет-зависимость». Нехимические виды зависимости.

7. «Имидж успешного человека в наше время. Здоровый образ жизни». Положительные жизненные альтернативы употреблению ПАВ. Целеполагание, планирование, развитие мотивации достижения.

8. «Защита личных границ. Дистанция в общении. Противостояние психологическому давлению и манипулированию».

9. «Здоровая семья – всему начало»

10. «ВИЧ-инфекция. Простые правила против СПИДа»

Были прочитаны 4 лекции в ГБОУ Лицей №1158 – охвачен 131 учащийся.

08.04.2016 в целях пропаганды здорового образа жизни специалистами ГБУ г. Москвы Центра поддержки семьи и детства «Планета Семьи» для учащихся ГБОУ Лицея № 1158 был организован и проведен классный час «Город здоровья», посвященный Всемирному дню здоровья. В мероприятии приняло участие 80 подростков.

11 апреля 2016 года специалистами ГБУ г. Москвы Центра поддержки семьи и детства «Планета Семьи» было организовано мероприятие в ГБОУ Школа №1179, направленное на профилактику употребления психоактивных веществ среди учащихся 8-го «Б» и 5-го «В» классов (всего 44 человека).

Целью данного мероприятия было знакомство подростков с приёмами гармонизации своих эмоций посредством образов природы и сказочно-мифологических образов.

31 мая является Всемирным днем отказа от табака. Участники Молодежной палаты района Чертаново Северное совместно со специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Чертаново Северное в этот день провели ежегодную акцию «Обменяй сигарету на конфету», ставшую уже традиционной в городе. Целью данного мероприятия является донести до людей, какую опасность и вред может нанести курение себе и обществу.

Так курильщикам на улице предлагалось отказаться от сигареты и заменить это сомнительное удовольствие карамелькой. Люди реагировали по-разному, но большинство курильщиков охотно расставались с сигаретой, получали взамен сладкую конфетку, пожелания быть здоровым и находиться в хорошем настроении.

24 июня 2016 года медицинским психологом МНПЦ наркологии филиала № 6 проведен семинар на тему «Берегите здоровье смолоду», приуроченный к «Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом» — участвовало 22 несовершеннолетних.

За отчетный период 2016 года сотрудниками ОМВД России по району Чертаново Северное совместно со специалистами КДН и ЗП и учреждений системы профилактики района проведено 6 специализированных мероприятий «Подросток» В ходе проведения мероприятий были проверены места массового досуга молодежи; фактов незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, курительных смесей среди несовершеннолетних не выявлено.

Также в ходе проведения мероприятий выявлено 6 фактов продажи несовершеннолетним спиртосодержащей продукции. Виновные лица привлечены к административной ответственности по ст. 14.16 КРФоАП.

Также за отчетный период 2016 года в ходе работы на территории района, специалистами КДН и ЗП были обнаружены 5 надписей «Mix» и «Mix-соль» с указанием номеров мобильных телефонов. Предполагая, что данные надписи могут являться рекламой курительных смесей, были даны указания ГБУ «Жилищник» о незамедлительном устранении надписей. Данные надписи были устранены.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

источник

План мероприятий ГБОУ СОШ №43 по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся на 2016-2017 учебный год

Цель: создание условий для формирования положительного отношения к трезвому и здоровому образу жизни.

— создать условия для недопущения употребления обучающими спиртного;

— вовлечь обучающихся в профилактические мероприятия организация системы правовой пропаганды среди учащихся и педагогических работников с учетом возрастных и иных особенностей;

-регулярное информирование об изменениях в законодательстве;

— изучение и анализ воспитательной работы с учащимися по профилактике пьянства и противоправных действий;

-усилить общественную инициативу,

— привлечение государственных и общественных организаций к участию в профилактических мероприятиях.

Информационно-аналитическая работа:

  1. Организация занятий по интересам «Будь здоров».
  2. Организация правового всеобуча для родителей.
  3. Разработка методических рекомендаций по правовому воспитанию учащихся
  4. Организация изучения интересов и мотивов поведения подростков, не охваченных достаточным родительским вниманием для обеспечения их полезной занятости
  5. Систематические пополнение библиотечных фондов литературой по правовому воспитанию, профилактике наркомании, алкоголизма

Профилактическая работа:

  1. Организация профилактических посещений семей подростков, состоящих на учете (регулярно, по плану)
  2. Проведение Недель правовых знаний (ноябрь, апрель)
  3. Проведение конкурсов плакатов по проблемам борьбы с правонарушениями и преступностью, выставки рисунков на антиалкогольную и антинаркотическую тематику «Грустный вернисаж», викторины «Закон и ты» (1 раз в четверть)
  4. Проведение правовых семинаров для педагогов (1 раз в полугодие)
  5. Организация работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ежемесячно)
  6. Организация совместной работы с ПДН

Организация социально-полезной деятельности учащихся:

  1. Сохранение и развитие сети занятий по интересам и спортивных секций (сентябрь)
  2. Организация досуговых молодежных мероприятий (по плану воспитательной работы на 2016/2017 уч.г.)
  3. Участие в акции «Займись полезными делами, сделай себя сам» (1раз в четверть)
  4. Содействие в трудоустройстве и занятости в каникулярное (июнь)

Наименование мероприятий

Ответственный

Организационные меры противодействия употреблению алкоголя, табака, наркотиков

Проведение регулярного мониторинга употребления алкоголя, наркотических средств и курения среди учащихся

Социальный педагог Лис В.М.

Регулярное проведение мероприятий по выявлению неблагополучных семей, учащихся «группы риска» с целью установления контроля за ними, организация индивидуальной работы

Социальный педагог Лис В.М.

*выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи,

*изучение ценностных ориентаций учащихся,

*изучение внутрисемейных взаимоотношений

По плану педагога-психолога

Проведение заседаний Совета по профилактике правонарушений.

Встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних: «Административная и уголовная ответственность».

Захарова Т.П., инспектор ИДН

Лекции специалистов здравоохранения по вопросам пагубного воздействия наркомании, алкоголя и табакокурения

Размещение информации о действующих «горячих линиях», «телефонов доверия» с целью обеспечения правовой защищенности учащихся

Организация комплекса мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения среди несовершеннолетних

Привлечение учащихся в объединения по интересам, секции

образования, классные руководители

Проведение классных часов и родительских собраний с привлечением узких специалистов по проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма, токсикомании

Контроль летней занятости учащихся из неблагополучных семей, группы «риска» и состоящих на профилактических учетах

Проведение цикла бесед по ЗОЖ, профилактике вредных привычек

Классные руководители, заведующая библиотекой Боярко И.В.

Оформление выставок методической и научно-популярной литературы по ЗОЖ, профилактике зависимостей

Заведующая библиотекой Боярко И.В.

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий «Спорт — против наркотиков!»

Формирование через предметы приоритетности ценностей ЗОЖ, негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, табака: ОБЖ, биология, физкультура, химия, литература, история, английский язык

Организация профилактических и просветительских акций:

— Всемирный день борьбы с наркоманией.

— «Новое поколение выбирает ЗОЖ».

— Всемирный День борьбы со СПИДом «Красные тюльпаны надежды».

— «Трезвость и здоровье детям и обществу».

— Всемирный день отказа от курения.

Захарова Т.П., Социальный педагог

Акция «Уроки для детей и их родителей»

Заместитель директора Захарова Т.П.

Участие в XXII городском Валеологическом конгрессе школьников «Осторожно: ВИЧ- инфекция»

Заместитель директора Захарова Т.П.

Организация тематических конкурсов, рисунков, презентаций, сочинений по профилактике ЗОЖ

Заместитель директора Захарова Т.П.

Подготовка информационных стендов по антиалкогольной и антинаркотической тематике, а также раздаточного материала

Заместитель директора Захарова Т.П.

Конкурс социальной рекламы, направленной на профилактику наркомании и алкоголизма

Заместитель директора Захарова Т.П.

Организация и проведение «Недели здоровья», посвященной Всемирному Дню здоровья и трезвости

Заместитель директора Захарова Т.П.

«Анализ состояния профилактической работы по предупреждению вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотических веществ», вопрос на педсовете

Заместитель директора Захарова Т.П.

Лекционно-просветительная работа с учащимися

Работа правового лектория «Подросток и закон»

Работа консультационного пункта «Юный правовед».

Учитель обществознания Махмудова А.А.

Беседы:
«Правонарушения и ответственность», (5-7 классы),
«Уголовная ответственность несовершеннолетних» (8-11 классы).

Заместитель директора Захарова Т.П.

Беседы с юношами и девушками по формированию гендерной культуры

Просмотр видеофильмов «За здоровый образ жизни», (5-11 кл.).

Беседы о профилактике ВИЧ -инфекции.

Выпуск газеты, посвященной Дню борьбы с курением.

Педагог-организатор Захарова И.Ю.

Беседа «Правда и ложь об алкоголе»

Беседы о вреде наркотиков «Ты попал в беду».

Классные часы для 10-11 классов:

— «О вреде слабоалкогольных напитков»;

— Классный час «Вредные привычки: пути преодоления»;

— Мини тренинг « «Словесное дзюдо» или как противостоять давлению»;

— Лекция «Любовь в эпоху СПИДа»;

— Дискуссия «Мифы и правда о табаке»;

— видеолекторий для девочек «Убийство в законе. О вреде абортов»;

— Лекция «Путь в никуда. Об опасности употребления ПАВ».

Спортивно- оздоровительные мероприятия

Спортивный турнир «Я выбираю жизнь».

Учителя физической культуры

Соревнование – конкурс «Адреналин».

Учителя физической культуры

Дни здоровья, спорта и туризма

Учителя физической культуры

Спортивные соревнования в рамках школьной спартакиады

Учителя физической культуры

Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» (1-4 кл.)

Учителя физической культуры

Работа с родителями

Классные родительские собрания:
— «Подросток и наркотики»;
— «Курить или не курить?»

Проведение родительских всеобучей на тему:
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»;

— «Здоровье и вредные привычки»;

— «Пассивное курение – это опасно?»;

— «Вы можете помочь своему ребенку»;

— «Шаг от сигареты к наркотикам»;

— «Законодательство о запрете курения»;

— «Имидж, стиль жизни и … СИГАРЕТА»

Согласно плану проведения классных родительских собраний

Читайте также:  Какие лекарства можно добавлять в пищу при алкоголизме

Разработка рекомендаций «Что делать, если в дом пришла беда», «Как защитить детей от наркомании».

Анкетирование родителей по темам общешкольных родительских собраний

в течение года (по необходимости)

Работа с классными руководителями

Заседание МО классных руководителей на тему «Комплексный подход в формировании ЗОЖ учащихся».

Заместитель директора Захарова Т.П.

Разработка методических рекомендаций по проведению классных часов по правовому воспитанию старшеклассников

Заместитель директора Захарова Т.П.

Семинары-тренинги по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

источник

Информация о мерах, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни

к постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края

о мерах, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании
среди несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни

На территории Красноярского края органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – система профилактики) реализуется комплекс мер по основным направлениями межведомственной деятельности в сфере профилактики наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних:

формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни
(далее – ЗОЖ), негативного отношения к пагубным привычкам, употреблению алкоголя;

раннее выявление несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ, склонных к пьянству, и оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи;

предупреждение совершения правонарушений несовершеннолетних,
в том числе в состоянии опьянения, совершенствование методов индивидуальной профилактической работы.

Эффективность профилактической работы в сфере противодействия пьянству, алкоголизму, наркомании и токсикомании в подростковой среде
во многом зависит от уровня межведомственной координации всех органов
и учреждений системы профилактики.

Межведомственное взаимодействие основывается на реализации:

Примерного порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и учету несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные вещества без назначения врача, и проведению с ними профилактической работы;

Примерного порядка межведомственного взаимодействия
по вопросам обеспечения занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

рекомендаций по организации профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних в Красноярском крае;

регламента о порядке действий должностных лиц краевых государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, при выявлении среди воспитанников фактов незаконного оборота наркотиков (далее – НОН).

По решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края (далее – Комиссия при Правительстве края), начиная с 2009 года, координатором деятельности
по первичной профилактике употребления психоактивных веществ
(далее – ПАВ) несовершеннолетними является министерство науки
и образования Красноярского края, по вторичной и третичной профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними – министерство здравоохранения Красноярского края.

В целях реагирования на изменения ситуации и выработки превентивных мер, усиления межведомственной координации актуальные проблемы в сфере профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними рассматриваются на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав в муниципальных образованиях (далее – комиссии
в муниципальных образованиях), муниципальных антинаркотических комиссий и иных координационных совещаниях.

Взаимодействие органов и учреждений системы профилактики
с УФСКН России по Красноярскому краю, органами местного самоуправления осуществляется через совместные мероприятия по антинаркотической пропаганде, проводимые в рамках:

широкомасштабных антинаркотических акций;

месячника, приуроченного к Международному дню борьбы
с наркоманией.

Базовым звеном в осуществлении профилактической работы с несовершеннолетними являются образовательные организации, выполняющие задачи по:

формированию нетерпимости участников образовательных отношений к проявлению злоупотребления алкогольной продукцией, употреблению психоактивных веществ;

разработке и внедрению программ профилактики пагубных привычек, алкогольной и наркотической зависимостей;

привлечению детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей ЗОЖ.

В рамках выполнения долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на годы реализованы мероприятия, направленные на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику алкоголизма среди населения, в том числе:

краевая антинаркотическая акция «Родительский урок» (с 15 октября по 15 декабря 2012 года), в ходе которой 8 288 родителей получили адресную помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций.
Для проведения акции изготовлено полиграфической продукции антинаркотической направленности в количестве 32 тыс. штук, в том числе 28 тыс. плакатов и 4 тыс. листовок ежегодно;

краевая антинаркотическая акция «Здоровье молодежи – богатство края», участниками которой сталиродителей, 242 583 обучающихся
ипедагогов. Акция состоялась при активном участии более 100 школьных и муниципальных организаций, входящих в состав Красноярского регионального детско-юношеского общественного движения «Краевой Школьный парламент», совместно с учащимися учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

конкурс на лучшую организацию профилактической антинаркотической работы среди образовательных организаций края.
В 2012 году участие в конкурсе приняли 94 образовательных организации
из 31 территории края, представивших программы организации профилактической антинаркотической работы.

Всего за три года реализации долгосрочной целевой программы разработано и внедрено 238 проектов по организации профилактической антиалкогольной и антинаркотической работы среди учащихся. Лучшие профилактические антинаркотические проекты размещены на сайте министерства образования и науки края (www. *****).

Положительным опытом стала проведенная в крае в период с 13 по 26 февраля 2013 года по поручению Президента Российской Федерации широкомасштабная межведомственная профилактическая операция
по оздоровлению наркоситуации. В 2190 мероприятиях антинаркотической направленности приняли участие 76 956 обучающихся. Ход операции освещался в СМИ, что является дополнительным средством профилактики употребления подростками и молодежью наркотических средств.

Одним из направлений профилактической работы среди несовершеннолетних и молодёжи является развитие волонтерского антинаркотического движения, организованного по инициативе УФСКН России по Красноярскому краю. В 2013 году подготовлено 45 волонтеров, которыми проведены крупномасштабные акции в территориях края.

В целях снижения рисков наркозависимости среди учащихся учреждений профессионального образования сотрудниками ФСКН России
по Красноярскому краю совместно с педагогами проведено
18 профилактических рейдов в общежитиях, с участием кинолога
и добровольных помощников из числа казачьих обществ. В ходе мероприятий выявлены 4 факта потребления несовершеннолетними наркотических средств, из незаконного оборота изъято 0,78 г гашиша и 102 г марихуаны.

Сотрудниками полиции в текущем году в педагогических коллективах, с учащимися и их родителями проведено более 11 тысяч профилактических лекций и бесед на правовые темы, в том числе и по предупреждению употребления несовершеннолетними ПАВ.

Подростковыми врачами психиатрами-наркологами г. Красноярска проведена профилактическая работа среди родителей на родительских собраниях в 27 образовательных учреждениях, среди учащихся проведено 250 групповых бесед, 270 лекций, 5 круглых столов, проведено 12 рейдов совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних. Разработаны и реализуются профилактические проекты «Студенческая молодежь и здоровый образ жизни», «Родительский ликбез», направленные на профилактику наркологических расстройств.

Кроме того, работа по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, по формированию здорового образа жизни осуществляется министерством социальной политики Красноярского края через сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей (далее – центры).

Работа центров направлена на: формирование негативного отношения
к немедицинскому потреблению наркотиков; мотивация к ведению здорового образа жизни; раннее выявление семейного неблагополучия и экстренное реагирование на кризисную ситуацию в семье; оказание социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, в том числе семьям, имеющим в своем составе наркозависимых, лиц, отказавшихся от немедицинского употребления наркотиков, а также созависимых граждан; реализация мероприятий краевой государственной программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на годы».

В целях формирования негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков специалистами центров в течение 2012 – 2013 гг. разработаны и распространены более 500 видов печатной продукции (брошюр, буклетов, листовок) общим тиражом 76,4 тыс. экземпляров; оформлены
53 информационных стенда, 7 баннеров; проведены 770 тематических конкурсов (плакатов, рисунков, социальной рекламы и т. д.).

В рамках формирования мотивации подростков к ведению ЗОЖ специалистами центров постоянно организовываются и проводятся спортивные мероприятия (эстафеты, весёлые старты, велопробеги), туристические походы, сплавы по реке, летние оздоровительные площадки, в которых приняли участие более 20,0 тыс. подростков и их родителей.

Для развития духовного и нравственного потенциала, формирования в обществе личной ответственности у несовершеннолетних за свое поведение центрами разработаны и реализуются программы антинаркотического содержания. Так, краевым государственным казенным учреждением социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зеленогорский» разработано 9 программ по профилактике наркомании для разных целевых категорий несовершеннолетних. В реализации программ приняли участие около 300 человек, которыми в течение годов правонарушения не совершались.

В территориях края специалистами центров, комиссий в муниципальных образованиях, центральных районных больниц, отделов молодежной политики, физкультуры и спорта, общеобразовательных школ, отделов внутренних дел и волонтерами проводились круглые столы, семинары, уроки здоровья, тренинги, беседы, в которых в 2012 году участвовали 12,5 тыс. человек, в I полугодии 2013 года – 8,5 тыс. человек, из них в профилактических занятиях с родителями – 6,5 тыс. человек.

Альтернативной формой приобщения несовершеннолетних к ЗОЖ являются организация физкультурно-массовой и спортивной работы
во внеурочное время.

инфраструктура для занятий физической культурой и спортом, спортивно-техническими видами спорта, туризмом, техническим творчеством;

многоуровневая система предъявления результатов образовательной деятельности детей (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы, спартакиады и т. д.).

Увеличена сеть физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных организаций, осуществляется практика реализации круглогодичных интенсивных школ, дистанционных программ и проектов.

В системе образования края функционируют 144 учреждения дополнительного образования, в которых занимается 129 599 обучающихся (31,6% от общего числа детей и молодежи в возрасте 5-18 лет).

Количество занимающихся в объединениях и клубах по интересам
на базе общеобразовательных организаций возросло за последние 3 года
на 5 150 обучающихся и составляет человек (61,2% от числа школьников 7-17 лет).

В целях создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом в муниципальных образованиях Красноярского края продолжает развиваться практика создания физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных организаций. В 2013 году в крае действует 582 физкультурно-спортивных клуба, в которых занимается свыше 71 тыс. школьников (в 2012 году – 577 физкультурно-спортивных клубов), финансово обеспечено 555 ставок инструкторов по физической культуре
и спорту для организации физкультурно-спортивной работы
в общеобразовательных школах (в 2012 году – 410 ставок).

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края, органы и учреждения по работе с молодежью в муниципальных образованиях в пределах своей компетенции организует работу по профилактике негативных проявлений в молодежной среде, которая направлена на организацию занятости и вовлечение подростков и молодежи
в позитивные формы деятельности, т. е. предоставление альтернатив асоциальному поведению.

Организация занятости подростков осуществляется посредством деятельности трудовых отрядов старшеклассников. Отряды имеют различные профили: отряды по благоустройству, экологические отряды, агитбригады, отряды скорой социальной помощи, медиа-отряды, педагогические отряды.

Приоритетным правом при трудоустройстве традиционно пользуются несовершеннолетние граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также лиц их заменяющих; из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, семей безработных граждан; состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД; освобожденные
из воспитательно-трудовых колоний.

За июнь – август 2013 года организовано 7029 рабочих мест для подростков.

Также с целью организации занятости и оздоровления подростков
и молодежи в возрасте от 14 до 18 лет проводятся краевые летние профильные палаточные лагеря. Ежегодно в рамках летней оздоровительной кампании по отрасли «молодежная политика» приобретается 1500 путевок.

Одной из основных задач в сфере летнего отдыха является повышение уровня содержательной деятельности, создание в летних лагерях условий
не только для активного отдыха, но и для саморазвития личности подростка. Воспитательная работа в лагерях носит комплексный характер, и наряду
с учебными и спортивными занятиями подростки имеют возможность реализовать свои творческие способности, участвуя в общелагерных
и отрядных мероприятиях. Организация летних лагерей позволяет также решить задачи социальной адаптации подростков, находящихся в социально-опасном положении, профилактики негативных явлений в молодежной среде, способствует вовлечению подростков данной категории в позитивные формы деятельности и к дальнейшим занятиям в объединениях, клубах, секциях различной направленности (военные, спортивные, творческие, добровольческие и другие).

В 2013 году в 7 палаточных лагерях («Юг», Шушенский район; «ШИМ «Куртак», Новоселовский район; «Легион», Железногорск; «Крепкий орешек», Манский район; «Юный спасатель», Красноярское море; «Мастерская природы» Минусинский район; «Енисейский меридиан», п. Кедровый)

В летний период 2012 года были организованы 9 профильных палаточных лагерей, в которых приняли участие 1500 человек, из них: 232 человека – подростки, находящиеся в социально-опасном положении, 108 человек – из малообеспеченных семей, 47человек – из многодетных семей, 82 человека – из неполных семей, 29 человек – находящиеся под опекой, 54 человека – сироты. Всего в летней кампании приняли участие 58 муниципальных образований края.

Ключевой инфраструктурной единицей работы с молодежью являются муниципальные молодежные центры, которые действуют как площадки организации полезного досуга и различных массовых мероприятий для детей и молодежи, а также обеспечивают их включение в деятельность объединений и клубов различной направленности. По состоянию на 01.08.2013 действует 72 молодежных центра в 53 муниципальных образованиях края. По итогам первого полугодия 2013 года количество молодежи, систематически посещающей муниципальные молодежные центры, составилочеловек, из них 3,8% – подростки, находящиеся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации; количество молодежи, вовлеченной в мероприятия молодежной политики, – 132 280 человек, из них 2,12% – подростки, находящиеся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Одним из приоритетных направлений молодежной политики является поддержка молодежных инициатив, что позволяет вовлекать молодых людей в решение социально-экономических вопросов региона. В первом полугодии 2013 года в рамках грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» состоялся конкурс «Красноярский молодежный форум», направленный на поддержку инициативы молодёжных и детских объединений. Всего для участия в конкурсе были поданы 58 заявок, 25 проектов получили финансовую поддержку, из которых
9 проектов направлены на формирование здорового образа жизни, организацию культурных форм досуга среди молодежи
и проведение социально-значимых акций.

Формирование у детей и подростков потребности в ведении здорового образа жизни осуществляется посредством развития массовой физической культуры и спорта. Ключевым звеном реализации задачи по успешному вовлечению населения края в физкультурно-спортивное движение посредством предоставления возможности для занятий физической культурой и спортом в местах шаговой доступности призван стать спортивный клуб по месту жительства граждан.

В крае на начало 2013 года насчитывается 353 клуба, из которых 212 созданы в гг. при государственной поддержке в рамках реализации долгосрочной целевой программы «От массовости к мастерству». На 01 января 2013 года в спортивных клубах по месту жительства в Красноярском крае занимается 40 308 человек, что составляет 6,6 % от числа систематически занимающихся физической культурой и спортом жителей края (на 01.01.2 049 человек, 5 %). Из общего числа клубов выделяют детские подростковые – их количество насчитывается 33 единицы – занимающихся 2961 человек.

В 2013 году запланировано открытие еще 60 спортивных клубов по месту жительства, поддержка 9 действующих клубов. На эти цели из бюджета края выделено 24,5 млн. рублей.

В целях обеспечения доступности информации о клубах по месту жительства в крае, их количестве, развиваемых в них видах спорта, контингенте занимающихся в сентябре 2012 года начал работу сайт «Спортивные клубы по месту жительства» http://*****/, который содержит полный каталог клубов, контактные данные, перечень реализуемых программ по видам спорта, количество занимающихся, наличие спортивных сооружений, достижения воспитанников, а также новостные события из жизни спортивных клубов, статистические данные, результаты соревнований, фотоотчеты с мероприятий, методические материалы.

Количество детей в возрасте до 17 лет, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, составило по итогам 2012 года 360 647 человек (59% от общей численности занимающихся).

В таблице № 1 (данные министерства спорта, туризма и молодежной политики края) указаны муниципальные районы и городские округа как с положительным опытом работы, так и с низкими результатами работы в данном направлении.

Кол-во детей 5-18 лет, находящихся в СОП, всего чел.

Кол-во детей в СОП, систематически занимающихся ФКиС, чел.

Доля детей в СОП систематически занимающихся физической культурой и спортом, %

Территории с положительным опытом работы

источник