Меню Рубрики

Игры с детьми по профилактике алкоголизма

Сценарий игры по профилактике алкоголизма у школьников

Для профилактической работы с детьми младшего школьного возраста целесообразней всего, по нашему мнению, использовать ролевые игры. Именно они позволяют осваивать и отрабатывать эффективные поведенческие схемы в ситуациях приводящих к принятию алкоголя.

Игровое занятие по профилактике алкоголизма у младших школьников

Цель:
-Сформировать у учащихся начальной школы устойчивое негативное отношение к алкоголю;

Задачи:
-Пропаганда здорового образа жизни
– Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе личной безопасности, общей культуры.

Действующие лица: Музыкальное сопровождение:
КОЛОБОК; спортивные танцы;
БАБКА; брейк-данс;
ДЕД; вокал.
ЗАЙЦЫ (МАТЬ, ОТЕЦ, СЫН)
ВОЛК
ЛИСА

Плакаты:
1) То хорошо, что хорошо кончается.
2) Первый шаг может стать шагом в пропасть.
3) Водка яд для души и тела.
4) Посеешь поступок- пожнёшь привычку, посеешь привычку- пожнёшь судьбу!

Костюмы:
КОЛОБОК; БАБКА; ДЕД, ЛИСА; ВОЛК; 3 ЗАЙЦА;

Реквизит:
ДЕКОРАЦИИ ЛЕСА; ЭКРАНА КОМПЪЮТЕРА; 2 ПЕНЬКА; ТЁМНЫЙ ПЛАЩ; таблички БОЛЕЗНЬ, УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ; ПОХМЕЛЬЕ; ПРЕЗРЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ.

Сценарий профилактики алкоголизма у школьников:

Ведущий (В): Жили- были в одной деревне, что совсем рядом с городом ДЕД, БАБКА, да внук их КОЛОБОК.
Был КОЛОБОК маленький, да удаленький. Считал он себя совсем взрослым и самостоятельным, а на замечания взрослых не реагировал или огрызался.

Баба (Б): Колобок! Сходи в магазин!

Б: Колобок нельзя ходить грязным и неумытым!

К: Моё лицо – хочу мою, хочу- нет!

Д: Плохие товарищи до добра не доведут!

К: Мои друзья, с кем захочу с тем и дружить буду, что захочу, то и делать буду!

Подумайте, дети, кого вам напоминает этот мальчик? Всегда ли вы слушаетесь своих родителей? не отвечаете ли им как этот Колобок?

Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хотим вам рассказать.
Как Колобок из дома,
От бабки и от деда,
А может и на улицу
Вдруг вздумал убежать.
И что – же с ним случилось?
А может, не случилось,
Быть может, приключилось,
Иль вдруг произошло?
Об этом вам поведаем,
А может, и расскажем,
А может, и покажем,
Что тоже хорошо!

В: Сегодня мы вам покажем сказку, которую вы напишете вместе с нами сами. И конец этой сказки вы тоже придумаете сами.

Но помните: ПЛАКАТ 1: ТО ХОРОШО, ЧТО ХОРОШО КОНЧАЕТСЯ!

В: Вы дети современные! Любите играть в компьютерные игры?
Значит, и в нашу сказку вы сможете сыграть?

Перед вами экран компьютера. Вы видите колобка и 2 лестницы: одна ведёт вверх, другая- вниз.
По какой лестнице пойдёт Колобок, выбирайте сами! Управлять Колобком можно с помощью клавиш: ДА_НЕТ, ВПЕРЁД_НАЗАД.

Уровень 1. Колобок и зайцы.
Пришёл Колобок со школы, устал, и так ему тоскливо стало. А тут ещё дед с бабкой по хозяйству помочь просят. Совсем загрустил Колобок!

Зайка. Дедушка , бабушка, мама просила, чтобы вместе с Колобком сегодня в баньку пришли!

Общий шум за ширмой, звуки парной.

Выходят из баньки Заяц, Зайчиха, Зайка, Дед, бабка, Колобок.

Заяц: Ну и жара! Пить хочется!

Зайчиха: Да вот же в бидоне пиво стоит! Пейте гости дорогие!
( предлагает гостям)

Зайчик и Колобок: Мы тоже пить хотим! Пить!

Заяц: А ребятишкам-то ничего не взяли!

Зайчиха: Да пусть пива попьют! Пиво оно даже полезно после бани!

Наливает детям пиво, Колобок протягивает руку за кружкой!

СТОП! В: Брать Колобку кружку или не брать? Пить пиво или не пить? У вас есть маленькие сигнальные карточки. Покажите зеленую сторону, если вы считаете, что Колобку можно взять кружку и попить пива; красную- если кружку нельзя брать ни в коем случае!

Помощники ведущего помогают определить по какой лестнице двигаться Колобку. Ведущий передвигает Колобка по экрану компьютера.

Уровень 2. Колобок и Волк.

Пришёл долгожданный праздник Новый год.

К: Бабка! Я на праздник к Волку пойду! Там все наши ребята собираются! Мы там Новый год встречать будем!

Б: Иди Колобок! Только ведите себя у Волка хорошо!

Молодёжная тусовка: играет музыка, на сцене Колобок, Зайцы, Волк, танцоры, Лиса. Все танцуют, веселятся.

Волк: Разливайте быстрее шампанское, сейчас Новый год наступит!

Все подставляют бокалы, начинают бить куранты, Колобок подносит бокал ко рту.

СТОП! Пить или не пить – вот в чём вопрос?
Голосование, движение по экрану компьютера.

Уровень 3. Колобок и Лиса.
Дед: Колобок, покажи дневник!

Д: Так, «2» по русскому, ушёл с урока физкультуры, опоздал на математику! Будешь наказан!

К: Как вы мне все надоели! (Убегает)

Лиса:(Л) О, Колобок пришёл! Слабачёк наш!

Л:
Братец любимый!
Ты самый красивый!
Послушай Лису.
У нас в лесу говорят,
Что ты слабак-
Пиво не пьёшь,
С водкой бутылки бьёшь!
А знаешь ли ты , родной,
Что алкоголиком не станешь
С рюмки одной.
Да и с двух, и с трёх.
Так, что пей не бойся,
О здоровье не беспокойся

В: Ох, и хитра лиса! Слабаком назвала Колобка. Как вы думаете, если Лиса предложит Колобку сейчас выпить спиртного, согласится Колобок?

Голосование, движение по экрану.

В: Вот и сказки конец, а молодцы вы или нет,- сейчас посмотрим!

ЛЕСТНИЦА ВВЕРХ. Выступление танцевальных пар.

ЛЕСТНИЦА ВНИЗ. Брейк-данс. 4 мальчика во всём чёрном, 2 танцуют, 2 Держат Колобка. Колобок пытается вырваться и убежать, но ему это не удаётся. На груди у мальчиков таблички: ПОХМЕЛЬЕ, БОЛЕЗНЬ, УГРЫЗЕНЬЯ СОВЕСТИ, ПРЕЗРЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ.

Музыка заканчивается, мальчики накидывают на Колобка чёрный плащ, вешают на него свои таблички, демонстративно от него отворачиваются. Колобок плачет, но никто не приходит ему на помощь.
Артисты выходят на поклон.

Колобок: Ребята, сейчас я буду читать предложения. Если вы считаете, что в предложении говорится о чём-то полезном для вас, нужном для вашего здоровья, то вы поднимаете большой палец вверх и говорите «ВО!», если это что-то плохое, то вы опускаете большой палец вниз и говорите «ЗЛО!».

Артисты мешают, путают детей.
Слушать старших? – ВО!
Огрызаться? – ЗЛО!
Учиться на «пятёрки»?- ВО!
Заниматься спортом? – ВО!
Не иметь своего мнения? – ЗЛО!
Пить пиво? – ВО!
А лимонад? – ВО!
Молоко? – ВО!
Самогон? – ЗЛО!
А умываться по утрам? –ВО!
Девчонок бить – ЗЛО!
НЕ пить и не курить? – ВО!
А водкой организм травить? – ЗЛО!

Танцоры: Повторяем хором: водка- яд для души и тела!

Артисты: Принимать алкоголь- последнее дело!

Хором: На приглашение выпить водки, самогона, пива у нас должен быть один ответ – НЕТ! НЕТ! НЕТ!
Вручение дипломов, заданий от Колобка каждому классу.

Сегодня вместе с вами мы показали отличную сказку, но какая сказка без иллюстраций. Нарисуйте, пожалуйста, то, что вам больше всего запомнилось в нашей сказке, то, что вам показалось самым важным, интересным.

Место выставки рисунков – весь первый этаж!

ВПЕРЁД! ПОКАЖЕМ ВСЕМ, ЧТО ВОДКА- ЯД ДЛЯ ДУШИ И ТЕЛА

источник

«А ты против». Деловая игра по профилактике наркомании в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Евгения Водопьянова
«А ты против». Деловая игра по профилактике наркомании в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу.

Вывод, к которому пришло абсолютное большинство специалистов, исследующих данную проблему, заключается в том, что главным направлением борьбы с этим социальным злом должно стать не только лечение тех, кто успел приобщиться к наркомании, но и профилактика этого заболевания. И чем раньше начнется процесс профилактических мероприятий, тем эффективнее будет результат усилий, направленных на предупреждение наркомании.

В решении комплексной задачи профилактики наркомании среди подростков значительную роль играют социально-психологические средства, включающие в себя формирование соответствующих ценностных ориентаций здорового образа жизни, психотехнологий воспитательных воздействий, формирование личностной устойчивости и саморегуляции подростков.

В связи с этим актуализируется проблема научной разработки системы мер по предупреждению подростковой наркомании, а именно первичной социально-психологической профилактики наркомании среди молодежи.

Повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с наркотиками. Информирование молодых людей о последствиях потребления наркотиков и формирование у каждого участника собственной позиции по отношению к наркопотреблению.

Познакомить воспитанников с психоактивными веществами и последствиями их действия на организм человека и жизнь; Изучить пути распространения ВИЧ-инфекции, её развития в организме человека; Закрепить полученные знания; Закрепить потребность в ведении здорового образа жизни.

Оборудование: презентация для игры, карточки для всех участников игры, жетоны.

Добрый день! Я рада вас приветствовать на деловой игре «А ты — против, которая посвященная Международному дню борьбы против наркотиков.

Игра состоит из 3 основных туров, в которых вы будете зарабатывать себе жетоны. В финале побеждает тот, у кого большее количество звезд.

А начать нашу игру я хочу с игры «АССОЦИАЦИИ»

Для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик участникам игры, со словами «наркомания», «наркотики», «зависимость». А дети отвечают быстро, не раздумывая, что первое приходит на ум.

Большое спасибо за ваше внимание и участие. Теперь приступим к игре.

Правила: Играющим предлагается вопрос и варианты ответов. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. За правильный ответ участник получает жетон.

1 тур «Психоактивные веществ».

Психоактивные вещества — это вещество, которое при введении в организм человека может изменять поведение, двигательные функции, настроение. Могут быть «легальные», «нелегальные» .

Какие вещества в списке не относятся к нелегальным психоактивным веществам?

1. Набор веществ: сигареты, гашиш, кофе, ЛСД, бензин. (1,2)

2. Набор веществ: чай, героин, клей, крепкие спиртные напитки, экстази. (1,4)

Лишние в списке (легальные наркотики): крепкие спиртные напитки, сигареты, кофе, чай.

Мы с вами выяснили что к «легальным» психоактивным веществам относятся крепкие спиртные напитки, сигареты, кофе, чай.

А к «нелегальным» — гашиш, ЛСД, героин, клей, экстази

Найдите соответствие между психоактивными веществами и типами.

Например: Крепкие спиртные напитки – это алкоголь.

Конопля Опиоиды Никотин Галлюциногены Летучие ингалянты

1. К какому типу веществ относятся сигареты (3)

2. К какому типу веществ относится клей (5)

3. К какому типу веществ относится героин (2)

4. К какому типу веществ относится гашиш (1)

5. К какому типу веществ относится ЛСД (4)

2 тур «Последствия употребления психоактивных веществ».

Выделяют следующие последствия употребления психоактивных веществ (наркотиков): социальные, психические, физические, юридические.

Задание: Распределите предложенные вам различные примеры последствий в определенные группы.

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в игру которая называется «НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я…» Всем, начиная со взрослых, ведущий кидает мячик со словами «Никто не знает, что я …», участник, к которому попал мячик продолжает фразу, к примеру «…очень люблю петь», «… пеку очень вкусные пироги…» и т. п.

Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно. Продолжаем нашу игру.

Известно, что наркомания может привести к заражению ВИЧ, который является трудно переносимым вирусом. При каких же условиях это происходит? Когда пользуются люди общими шприцами. Что такое ВИЧ? — вирус иммунодефицита человека. Существуют три основных пути передачи ВИЧ — кровяной, половой, от матери к ребенку

Задание: Перед вами на экране три уровня риска заражения при контакте с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом.

риск большой риск небольшой риск отсутствует

Вам называются различные жизненные ситуации. Вы должны правильно оценить уровень риска в каждой ситуации.

1. Пользование общественным туалетом. (3)

2. Прикосновение или уход за больным СПИДом. (3)

3. Разрез кожи ножом, которым пользуются другие. (1)

5. Использование общих игл для прокалывания ушей и нанесения татуировок. (1)

6. Использование общих игл для введения лекарственных веществ. (1)

7. Прием пищи, приготовленной ВИЧ-инфицированным лиц (1)

8. Посещение школы с ВИЧ-инфицированным лицом. (3)

Итог: Ваша жизнь и здоровье во многом зависят от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках. И каждый из вас может сказать «А Я – ПРОТИВ»

Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни!

А сейчас мы с вами подсчитаем сколько жетонов у вас и определим победителя нашей игры. Награждение победителя.

1. Какие психоактивные вещества вы знали?

2. Какие последствия употребления (наркотиков) вы знаете?

3. Что вы знали о ВИЧ и СПИДе?

Адаптация ребёнка в социальном центре для несовершеннолетних Муниципальное казенное учреждение «Социально – Реабилитационный Центр для Несовершеннолетних» Программа «Адаптация ребёнка» Младший.

Сценарий мероприятия в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «День памяти погибших в Чернобыле» Ведущий: Добрый день, уважаемые друзья! 26 апреля — день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. Сегодня, 26 апреля, исполнилось.

Очерк о неделе «Этот загадочный космос» в реабилитационном центре Цель: Знакомство детей с космическим миром и людьми,побывавшими там. Способствовать развитию познавательных интересов у детей. Пополнить.

Праздник в реабилитационном центре «День Смеха» Ведущая : Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Какой чудесный день сегодня! Как здорово, что вы пришли на замечательный праздник смеха,шуток.

Родительское собрание-деловая игра «Мы против коррупции!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Методические материалы по проблемам.

Сценарий выпускного в реабилитационном центре для детей и подростков с ОВЗ «Прощай любимый детский сад» Сценарий выпускного бала в Реабилитационном Центре 0 Эрик «Прощай любимый детский сад» 1 Фанфары. ВОТ НАСТАЛ.

Фотоотчет о деловой игре в форме судебного заседания «Оружием знания — против наркомании!» 9 февраля 2018 года с воспитанниками творческого объединения «Правовая азбука» ДДТ г. Мариинска Кемеровской обл. прошла деловая игра в форме.

Энергетическое фрактальное рисование как метод арт-терапии в работе с подростками в социально-реабилитационном центре ГКУ СО КК «Ейский СРЦРН» педагог-психолог Величко Т. Г. Тема: «Энергетическое фрактальное рисование как метод арт-терапии в работе с подростками».

Занятие-игра с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Дерево достижений» Цель: развитие рефлексивного самосознания учащихся в период адаптации к новым жизненным условиям; формирование умения сотрудничать. Материалы:.

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с алкоголем; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление алкоголя.

Задачи:

  • выяснить уровень информированности подростков по проблеме;
  • дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления алкоголя, возможных стратегиях поведения;
  • выработать и развить навыки, предотвращающие употребление ПАВ;
  • сформировать негативное отношение к злоупотреблению алкоголя и отвращение к никотину;
  • способствовать уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм и наркомания;
  • проверить уровень усвоения информации.

Этап Продолжительность

  1. Введение (обозначить тему) 5 мин.
  2. Игра «Что такое зависимость» (1 тур) 10 мин.
  3. Оценка уровня информированности. Игра «Миф или правда» 10 мин.
  4. Игра «Словарь» 10 мин.
  5. Просмотр видео 30 мин.
  6. «Провокационные тезисы» (3 тур) 10 мин.
  7. Приобретение практических навыков (игра «Отказ») 20 мин.
  8. Подведение итогов, вручение грамот 10 мин.

Формы и методы работы:

1. Игра, упражнения
2. Дискуссия
3. Просмотр фильма
4. Проективное моделирование
5. Ролевой тренинг
6. Рефлексия

План-конспект

Здравствуйте, участники игры – викторины “Мифы и реальность”! Наша игра будет посвящена профилактике алкоголизма в молодежной среде. И это не случайно!
Алкоголизм – это страшное зло, результаты которого сравниваются с эпидемией или войной. Слишком большое количество людей погибает от алкоголя, слишком много погубленных и искалеченных судеб. А самое страшное в этой проблеме, если эта проблема начинает затрагивать молодое поколение. Тех, кому через несколько лет продолжать на земле дело своих родителей: жить, работать, растить детей, укреплять и защищать свою родину.
Если многие члены общества будут поражены такой болезнью, как алкоголизм, то общество не сможет быть сильным и независимым. Какую независимость можно отстоять, если человек уже зависим от алкоголя? Какой из него труженик, какой защитник? Ведь ум занят в основном проблемой добычи спиртного или денег на его приобретение. Им не до работы, и не до воспитания детей. Алкоголики смогут только дать обществу неполноценное в умственном и физическом отношении поколение. Думаю вы согласны со мной!

Перед тем как начать игру давайте:

1. Представим Вашему вниманию наши команды …
2. Нашу игру будет оценивать компетентное жюри …

Первый раунд «Что такое зависимость».

Читайте также:  Как влияет алкоголизм на организм женщины

Краткое описание: Участникам предлагается по очереди называть ассоциации которые возникают, когда вы слышите слово «зависимость». Выигрывает та команда, которая назвала больше всего ассоциаций.
А теперь с помощью следующей игры мы выясним степень вашей информированности о вреде алкоголя.

Второй раунд «Миф или правда» (Презентация 1)

От каждой команды выходит один участник. Садится на стул и закрывает глаза. Наибольшее количество правильных ответов в команде приносит ей наибольшее количество баллов. Ни одной ошибки – 4 балла, 1 ошибка – 3 балла, 2 ошибки – 2 балла, 3 ошибки – 1 балл, и если ошибок больше, то 0 баллов.
1. Правда ли, что быть пьяным весело? Нет
Алкоголь производит временный эффект. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение: оно сменяется депрессией, усталостью и тревогой.
2. Правда ли, что, если выпить, будешь лучше спать? Нет
Алкоголь не погружает человека в спокойный сон, приносящий отдых. Выпивший обычно встает усталый и нервный.
3. Правда ли, что пиво не приносит большого вреда? Нет
Нет, пиво содержит алкоголь. Фактически в банке пива столько же алкоголя, сколько его в стопке водки, виски или джина.
4. Правда ли, что, если вы не будете пить, ваши друзья будут думать, что вы слабак и трус? Нет
Ваши друзья будут уважать вас, если вы будете выражать себя честно и открыто, а также обнаружат, что вы умеете сказать «Нет», когда сочтете нужным.
5. Правда ли, что человек всегда пьянеет от много выпитого? Нет
Как и в случае с наркотиками, чем больше времени человек употребляет алкоголь, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это результат привыкания к алкоголю. Организм постепенно становится толерантным к алкоголю.
Вывод: все это были мифы об алкоголе, общераспространенные предрассудки.

Третий раунд «Словарь» (карточки с зашифрованными словами)

– Командам предлагается 4 зашифрованных слова. Задача восстановить их, прокомментировать одно из последствий пьянства и алкоголизма.

1. Зависимость (визамостьси) – состояние хронической или периодической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества: желание и влечение продолжать употребление данного вещества и тенденция увеличивать дозу. Есть психическая и физическая зависимость. Психическая – влечение к наркотику без серьезных нарушений в работе организма, и физическая – влечение к наркотику, поскольку наркотик встроился в обменные процессы организма.

2. Депрессия (ядесипрес) – состояние угнетенности или тоскливого настроения: человек не может найти себе место, может испытывать чувство вины и самоуничтожения, у него может возникнуть мысль о самоубийстве.

3. Конфликтность (фликотнконсьт) – человек, употребляющий алкоголь вынужден постоянно скрывать свое пристрастие от родителей и других людей, все более и более отдаляясь от них и находя всевозможные оправдания своему поведению. Атмосфера подозрения и недоверия неизбежно приводит к конфликтам

4. Преступление (туппресниеле) – это правонарушение, отклонение от нормы поведения, наказуемое законом. Под действием наркотических веществ, алкоголя, человек все в большей степени склонен к совершению преступлений.

– Какими еще словами можно характеризовать последствия употребления алкоголя? (запись на доске)

4 раунд «Провокационные тезисы» (Презентация 2)

Сейчас мы проверим как внимательно вы смотрели фильм.
Я задаю вопросы по просмотренному видео фильму, каждой команде, вам необходимо ответить на вопросы. Жюри засчитывает правильные ответы. У кого ответов больше тому начисляется балл.

5 раунд «Отказ»

Каждой группе предлагается одна из ситуаций:

1. Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения выпить у тебя дома
2. Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает выпить в честь дня рождения
3. Одноклассник (сосед, лидер компании) предлагает выпить на дискотеке

1. В течение 7 мин. придумать аргументы для отказа в этой ситуации в 3 стилях: уверенный, неуверенный, агрессивный.

2. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Каждый стиль демонстрирует только один участник.

3. Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияния тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.

Рефлексия и завершение работы

Материал: листы бумаги и ручки.
Краткое описание: участникам предлагается дописать незаконченные предложения:

«Я понял…»
«Меня удивило…»
«Я почувствовал…»
«Меня раздражало…
«Мне понравилось…»

источник

«Жизнь прекрасна, не трать ее напрасно» Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике курения, наркомании и алкоголизма

«Жизнь прекрасна, не трать ее напрасно»

Сценарий внеклассного мероприятия

по профилактике курения, наркомании и алкоголизма.

    Пропаганда здорового образа жизни

формирование мотивации к здоровому образу жизни, сознательному отказу от вредных привычек и зависимостей, способствующих развитию различных соматических и психических заболеваний;

систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни;

формирование активной жизненной позиции.

Оформление: крупно: название и эпиграф мероприятия, плакаты, наглядные информационные вывески.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я вам говорю «Здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда – нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Здоровье для человека – одна из главных ценностей.

И моя цель сегодня, пропагандировать здоровый образ жизни, пробудить в вас устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, чтобы вы после этого мероприятия сознательно отказались от вредных привычек, если они у вас есть.

Сегодня мы попробуем вместе ответить на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни. Чтобы было интереснее, проведём нашу встречу в форме квеста. Благодаря правильным ответам на заданные вопросы, мы узнаем много полезной информации. Это командная игра. Каждая команда получает маршрутный лист, получает задание и двигается по станциям. Станции:

Робин гуд ЗОЖ Буклет «Вопросы из шляпы» Вредные привычки Медосмотр О, спорт О, счастливчик

1. Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, надо в два раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. Что это за действие? (Утренняя зарядка).

2. Наука о чистоте тела (Гигиена).

3. Тренировка организма холодом (Закаливание).

4. Что даёт человеку энергию? (Пища).

5. Эти «отважные воины» в организме человека смело бросаются в «бой» с болезнетворными бактериями (Антитела).

6. Какой великий русский писатель, доживший до 82 лет, всю жизнь придерживался очень строго режима дня? ().

7. Это занятие представляет собой естественный массаж, повышает тонус мышц, улучшает работу сердца (Плавание).

8. Его не купишь ни за какие деньги (Здоровье).

9. Какие фрукты, овощи, и растения используют для лечения простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа, ромашка, шалфей).

10. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы? (Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибковыми заболеваниями).

11. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Бактерия).

12. Что выращивали на «аптекарских огородах» в России в 18 веке? (Лекарственные растения).

13. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. В Древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. Что это за состояние? (Сон).

14. Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека только под воздействием солнечных лучей. (Витамин Д).

15. Для того, чтобы стать по – настоящему выдающимся специалистом в своей профессии, нужны любознательность, трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость, вера в себя и … Что ещё? (Хорошее здоровье).

Ведущий: 1 этап игры завершён. Из ваших ответов, ребята, можно сделать вывод, что хорошее здоровье достигается с помощью двигательной активности, рационального питания, закаливания организма, общей гигиены, рационального сочетания умственного и физического труда.

Я прошу жюри сверить количество жетонов, заработанных ребятами за правильные ответы. (По очереди встают участники игры, сообщают свои фамилии и количество имеющихся у них жетонов).

— Ребята, вы, конечно, не раз бывали в медицинском кабинете нашей школы. Быть здоровыми и не поддаваться всяким недугам вам помогает школьный врач. Вы регулярно проходите медосмотр в этом кабинете.

А вот какой смешной случай произошёл в одной школе. Составьте и обыграйте небольшую юмористическую сценку из школьной жизни. Называется сценка «Медосмотр».

Школьный врач спросил у Гриши:

Свитер надевать с начёсом.

Школьный врач спросил у Димы:

Школьный врач спросил у Миши: —

— Нет ли трудностей со слухом?

— Знали б вы, как плохо слышу

Школьный врач спросил у Феди:

Меньше списывай с соседей

— Нет ли трудностей со слухом?-

Школьный врач спросил у Лёвы.

Школьный врач спросил у Пети:

— Как ты, мальчик, спишь ночами?

Школьный врач спросил у Лёши:

Ведущий: На столе разложены билеты с вопросами. Игроки выбирают билет и отвечают на вопрос без подготовки

1. Эта смесь состоит из 200 вредных веществ, среди которых угарный газ, сажа, муравьиная кислота, синильная кислота, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы и другие. Назовите смесь. (Табачный дым.)

2. Как влияет алкоголь на организм подростка? (Задерживает его умственное, психическое и физическое развитие.)

3. Какое заболевание чаще всего связывают с курением? (Рак лёгких.)

4. При этом заболевании на почве алкоголизма возникает обман зрения, слуха, галлюцинации. Какое это заболевание? (Острый алкогольный психоз – белая горячка.)

5. Сколько в среднем живет человек после того, как стал наркоманом?

6. Почему медики утверждают, что наркоман обрекает себя на медленное удушение? (Снижается, а затем угнетается активность дыхательного центра.)

7. Торговцы наркотиками рассуждают так: «наркоманскому быдлу и так сойдёт», — и добавляют в наркотики для увеличения прибыли …

8. Какое влияние оказывает употребление наркотиков на потомство? (У родителей — наркоманов дети рождаются умственно и физически неполноценными.)

9. При какой концентрации алкоголя в крови может наступить смерть? ( 0,6 – 0,7 %)

10. Какие ядовитые вещества, разрушающие организм, содержит табачный дым? (Синильную кислоту, сероводород, никотин, угарный газ, бензпирен, мышьяк, и др.)

1. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 килограмма этого вещества. Что за вещество находится в шляпе? (Вода).

2. В шляпе – вещества, которые необходимы человеку в количестве лишь нескольких миллиграммов в день. Но без них человек болеет и быстро устаёт. Не зря же и название их образовано от латинского слова «жизнь». (Витамины, vita — жизнь).

3. Назовите предмет личной гигиены, который находится в шляпе. Им надо пользоваться не реже 2х раз в день. (Зубная щётка.)

4. Такая вода по своему составу представляет собой сложный комплекс солей, макро – и микроэлементов, не зря её называют «живой водой». Что находится в шляпе? (Минеральная вода).

5. В шляпе находится овощ, который полезен при профилактике такого заболевания как грипп. (Чеснок).

6. В шляпе находится овощ, который замедляет процесс старения организма человека. (Морковь).

1 задание «О, Счастливчик!» предполагает ряд вопросов, связанных с табакокурением, на которые команда должна ответить.

В какой стране табак в 16 веке был объявлен «забавой дьявола?

Екатерина Медичи использовала нюхательный табак, как лекарственное средство от:

Насморка Мигрени Простуды

Большие дозы никотина действуют подобно яду:

Мышьяку Кураре Синильной кислоте

Назовите самый популярный способ употребления табака в США до 19 века

Кого называют «курильщиками поневоле»?

тех, кто находится в обществе курящих тех, кого заставляют курить принудительно тех, кто курит в тюрьме

тех, кто находится в обществе курящих

В 1934 году во Франции, городок Ницца компания молодёжи устроили соревнования: кто выкурит больше папирос. Двое «победителей» не смогли получить приз, т. к. скончались на месте, выкурив по :

40 папирос 60 папирос 80 папирос

Книга, написанная английским королем Яковым Первым в 1604 году называлась

«О вреде табака» «О пользе курения» «Об истории трубки»

Какое вещество арабские алхимики назвали “величайшим обманщиком из-за того, что сначала, после его принятия, поднимается настроение, а затем наступает тяжелое отравление?

Что может купить на деньги, которые прокуривает курильщик в год?

Если выкуривать в день пачку сигарет, которая стоит, в среднем, 20 рублей, то за год на 7300 рублей можно купить сотовый телефон, телевизор и т. п

Известный хирург Федор Углов утверждал, что после приема спиртного в коре головного мозга остается именно это. Что он имел в виду?

Кто из русских царей первым начал курить?

Капля никотина убивает лошадь. Чьим именем назвали вещество “никотин”?

Именем посола Франции в Испании

“После первой рюмки пьяница похож на павлина, после второй на обезьяну, а потом превращается в свинью”.

“Целовать курящую женщину все равно, что целовать урну”.

“Вино входит – разум выходит”.

“Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит”.

“Пьяному море по колено, а лужа по уши”.

“С пьяным водиться, что в крапиву садиться”.

источник

Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек «Слабое звено»

Цели игры: пропаганда здорового образа жизни; профилактика курения, пьянства, наркомании; создание предпосылки для курящих учеников задуматься о последствиях; развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность.

Оформление: плакаты о вреде пьянства, курения, наркотиков; бумага, фломастеры; жетоны, коробка; призы для награждения.

Игра проводиться по правилам телевизионной игры “Слабое звено”

пропаганда здорового образа жизни; профилактика курения, пьянства,

наркомании; создание предпосылки для курящих учеников задуматься о

последствиях; развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам

как способов воздействия на свою личность.

плакаты о вреде пьянства, курения, наркотиков;

Игра проводиться по правилам телевизионной игры “Слабое звено”

Капля никотина убивает. (лошадь или муху)

Кто из русских правителей запретил курение? (Иван Грозный или царь Михаил Фёдорович)

Что варили Балбес, Бывалый и Трус в лесу? (компот или самогон)

Продолжите “Человек — это венец. (короля или природы)

Часто при курении повышается. (артериальное давление или атмосферное давление)

Продолжите “Много вина — мало. (ума или денег)

Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? (Васко да Гамма или Христофор Колумб)

На сколько минут укорачивается жизнь курильщика после каждой выкуренной сигареты? (на 15 минут или на 1О минут)

Что разрушает вирус иммунодефицита? (иммунную систему или выделительную систему)

Продолжи “Курильщик — сам себе . (могильщик или доброжелатель)

По какой причине в России было запрещено курение? (из-за частых пожаров или из-за одурманивания народа)

Известный хирург Фёдор Углов утверждал, что после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся . (кладбище нервных клеток или заряд бодрости и веселья)

Существует ли вакцина против СПИДа и ВИЧ-инфекции? (нет или да)

Продолжи “Муж пьёт — полдома горит, жена пьёт — весь . (дом горит)

Что поражается у курильщика, прежде всего? (сосуды или легкие)

Продолжи “Пьяный человек — не человек, ибо он потерял . (разум или кошелек)

По какой причине в России Пётр I разрешил курение табака? (с целью оздоровления людей или развития экономики)

В каком фильме Леонида Гайдая герой учит молодёжь танцевать твист, туша окурки то одной, то другой ногой? (“Брильянтовая рука” или “Кавказская пленница”)

Сколько литров табачного дёгтя проходит за 1О лет через дыхательные пути курильщика (8 литров или 5 литров)

Никотин — это яд, который особенно влияет на… (рост или зрение)

— Пришла пора определить самое слабое звено.

(первый игрок покидает команду)

Что делали по закону, который издал китайский император Ву Вонг в 1220 году, уличенным в пьянстве? (подвергали смертной казни или изгоняли из страны)

В каком слове увековечил свое имя Жак Нико? (никотин)

Продолжите “Хлеб на ноги ставит, а вино… (валит)

Писатель Василий Белов назвал курящих женщин… (гусынями или курицами)

Образование раковых опухолей у курильщика вызывают содержащийся в сигарете… (никотин или радиоактивный полоний)

Болезнь, которую называют “чумой XX века”? (рак или СПИД)

Наркотики – это химические вещества, оказывающие воздействие на… (нервную систему или органы пищеварения)

Кто из известных русских писателей сказал такую фразу: “Редкий вор, убийца совершает свое дело трезвым”. (Л.Н. Толстой или А.П. Чехов)

Сколько вредных веществ попадает в организм человека при курении? (около 10 или около 30)

Кто из поэтов зовет на борьбу такими строчками:
“Чтоб хозяйство твое не скрутил самогон,
Чтоб отрава в гроб не свела, —
Самогонщиков из деревни вон!
Вон из хутора! вон из села!” (В.В. Маяковский или С.А. Есенин)

Какое количество наркоманов насчитывается в России? (более 10 млн. человек или более 5 млн. человек)

Смола, образующаяся при сгорании табака, вызывает… (отравление или опухоли)

Сколько человек в год один наркоман может вовлечь в наркозависимость? (15 человек или 9 человек)

Какую проблему обостряет рост наркомании? (гриппа или СПИДа)

Какое количество россиян ежегодно уносит “эпидемия” моды курения? (около 100 тысяч человек или 400 тысяч человек)

Какое воздействие оказывает алкоголь на центральную нервную систему? (положительное или отрицательное)

— Определите, кто “самое слабое звено?”

(идет голосование, дети дают характеристику игроку, который покинул зал)

Рак легкого у курящих встречается чаще, чем у некурящего… (в 30 раз или 15 раз)

Кому из русских поэтов принадлежат слова: “Человек пьющий ни на что не годен”? (М.Ю. Лермонтову или А.С. Пушкину)

Читайте также:  Признаки женского алкоголизма и его последствия

“Наркотик” — греческое слово. Что оно означает? (одурманивающий или привлекающий)

Какому народу принадлежит такая поговорка: “Внешность человека отражается в зеркале, а душа – в водке”? (корейскому или русскому)

Кто из мировых знаменитостей стал жертвой пагубной страсти к наркотикам? (Элвис Пресли или Арнольд Шварценеггер)

Назовите болезнь заядлых курильщиков? (кашель или бронхит)

Во сколько раз смертность детей в пьющих семьях выше, чем в непьющих? (в 2 раза или в 3 раза)

Что помогает сохранить и укрепить здоровье людей? (спорт, ЗОЖ)

Во сколько раз увеличилась смертность детей от передозировки наркотиками?(в 42 раза или в 17 раз)

Какое количество лабораторий было выявлено за последние 4 года, производящих наркотики, и в которых шла работа над созданием новых?(более 100 или более 300)

Какое количество табачного дегтя содержится в 1 кг табака, который человек выкуривает за месяц? (70 мл. или 90 мл.)

Почему подростки пробуют наркотики? (из-за любопытства или из-за сладкого вкуса)

— Кто на сей раз оказался хуже всех?

— Кому предстоит покинуть игру?

(Идет голосование. Участники называют причину, по которой тот или иной игрок покидает команду)

4 этап (заключительный)

Каждый из оставшихся игроков должен набрать наибольшее количество правильных ответов.

1. — Продолжите: “Пить вино так же вредно, как принимать…

— Курение – это частые болезни и преждевременная…

2. — Выпил водки на копейку, а дури прибавилось на…

— Не бывает свадьбы без гостей, похорон без слез, а пьянства без…

3. — Кто такой “пассивный курильщик”?

(человек, вдыхающий сигаретный дым)

— Как расшифровать слово “СПИД”?

(синдром приобретенного иммунодефицита)

(человек, вдыхающий отравляющие вещества)

— Почему после употребления алкогольных напитков сохнут губы, пересыхает во рту, появляется чувство жажды?

(спирт отнимает воду у организма)

(способность организма противостоять возбудителям различных инфекций и убивать опухолевые клетки)

— Какие главные угрозы здоровью людей ты бы выделил?

(плохая экология, пьянство, курение, наркомания)

Участник, набравший больше всех очков, получает приз.

— кто не курит и не пьет, тот здоровеньким…

— поскорей бросай курить, чтобы рост…

— сначала человек пьет вино, а потом вино пьет…

источник

«Чувства» (25-30 мин).

Участникам предлагается следующее: вспомните ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых, или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком.

Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, другой внимательно слушает, затем роли меняются. Участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали.

• Чувства говорящего — раздражение, возмущение, жалость, обида, презрение, недоверие, вина, ответственность и т. д.

• Чувства слушающего — сочувствие, интерес, возмущение, отвращение, понимание, сожаление, уважение и т. д.

Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся в ситуацию при столкновении с проблемой наркотической зависимости другого человека.

«Марионетка» (15 мин).

Участники разбиваются на «тройки». В каждой подгруппе выбираются «марионетка» и два «кукловода». Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионетки». Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.

После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если при обсуждении будет сделан акцент как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловодов», управляющих ее движением.

Цель этого упражнения — дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта, важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией «наркоман — наркотик», так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.

«Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?» (30 мин.).

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: «Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему: снимать барьеры в общении, удовлетворять свое любопытство, снимать напряжение и тревожность, стимулировать активность, следовать принятой традиции, приобретать новый опыт».

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта.

«Незаконченный рассказ» (60 мин).

Каждому участнику группы дается карточка с описанием ситуации, в которой подростку кто-либо предлагает попробовать наркотическое вещество. Окончание ситуации отсутствует — его необходимо дописать самому учащемуся.

Задание. Внимательно прочитайте начало рассказа и попытайтесь самостоятельно закончить его так, как если бы вы были на месте героя.

«У нас была своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили время. Все ребята, и я в том числе, курили сигареты. Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое-то особое вещество, которое называл «наркотой», и предлагал нам тоже попробовать. Он так здорово рассказывал, как после дозы «наркоты» «ловит кайф» и что эти ощущения ни с чем не сравнить по приятности. Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он пытался убедить меня, что ничего не случится, если я разок попробую. »

Обсуждение. Необходимо оценить характер окончания рассказа, а также отношение к происходящему — отказ или проба наркотика, используемую терминологию.

«Тосты» (20 мин).

Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке. Далее группа делится на пары, им дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказать, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

1. Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

2. Что внутри вас помогало вам отказаться?

Это упражнение помогает в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в упражнении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

В дискуссии может участвовать каждый подросток независимо от развития его вербальных способностей и от его положения в группе.

Провокационное утверждение пишется в центре большого листа бумаги и предлагается группе. Каждый член группы должен сначала, не обсуждая с остальными, записать на бумаге свое мнение или замечания по данному высказыванию. Затем каждый может письменно высказать свою точку зрения на замечания, записанные остальными участниками. В завершение тихой дискуссии можно обсудить впечатления участников.

• Проблему наркомании решить нельзя, так как нет общества, свободного от наркотиков.

• Только у людей, живущих вне общества, возникают проблемы с наркотиками.

• Наркоманам и тем, кто подвержен опасности стать наркоманом, нельзя помочь.

• Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.

• Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.

• Тому, кто стал наркоманом, не повезло.

«Упражнения с карточками, на которых написаны высказывания» (60 мин).

Это упражнение развивает способность аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии. Участников группы побуждают высказывать собственное мнение. Кроме того, у подростков пробуждается потребность в информации.

Участники группы получают по листу с подготовленными высказываниями (утверждениями).

Разнообразие тематики высказываний дает ученикам приблизительное представление об аспектах наркомании и ее профилактики. Другие темы: «Курение», «Алкоголизм». Дается примерно 10-15 минут, чтобы подумать над отдельными утверждениями. Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть помечены. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия жизни участников группы, чтобы они могли идентифицировать себя с этими высказываниями. Настоящая дискуссия состоится лишь в том случае, если высказывания будут содержать провоцирующие тезисы и если можно будет обсуждать спорные моменты.

При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым ученики затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказыванием или опровергнуть его.

• Ученики, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других.

• Наркотики — это повседневность для нас, подростков.

• Алкоголь — это средство, от которого можно стать зависимым.

• Подростки принимают лекарство, чтобы успокоиться перед контрольной работой, экзаменом.

• Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать наркоманом.

• Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости.

• Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать наркоманом.

• Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах неубедительно.

• Иметь возможность достичь состояния опьянения — одна из радостей жизни.

• Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании со стороны своих друзей и взрослых.

«Дерево радостей и печалей» (60 мин).

«Дерево радостей и печалей» используется для того, чтобы побудить участников обратиться к таким чувствам, как радость и печаль. Кроме того, необходимо учиться рассказывать о своих чувствах другим.

Группа делится на несколько маленьких групп (максимально по 3 подростка). Каждая группа получает большой лист бумаги, на котором нарисовано большое дерево с голыми ветвями. Каждый член группы наклеивает на голые ветки «плоды» из цветной бумаги, на которых надо записать переживание или событие, вызвавшее либо радость, либо печаль. Светлая бумага предназначена для радостей, темная — для печалей. Затем результат работы группы вывешивается так, чтобы всем было хорошо видно, и представляется. Теперь «Дерево радостей и печалей» служит основой для дискуссии. При этом можно подумать над следующими вопросами:

• Как я могу выразить свои чувства?

• Как я переживаю эти чувства?

• Как я веду себя в ситуациях, которые вызывают радость или печаль?

• Могу ли я рассказать кому-либо о своих чувствах?

«Мешок наркомана» (60 мин).

Участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов (солнечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, презерватив, коробка конфет, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа и др.). В больших группах можно образовывать пары. При этом один из партнеров выбирает несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны ощупать предметы. В конце они должны рассказать о своих ассоциациях, какое отношение этот предмет может иметь к наркомании. При этом глаза также остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться.

«Шприц» (15 мин).

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену и ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо.

Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение» — сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражняются по кругу. Инструкция: тот, у кого в руке находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком. Задача первого — отказаться. Делаются три попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце упражнения проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранилось настойчивое желание продолжать уговоры.

«Обсуждение истории» (25 мин).

Володя и Катя дружат уже больше года. Последнее время Катя стала замечать, что Володя сильно изменился, он стал часто пропускать уроки, у него появились «подозрительные» друзья. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что уже несколько месяцев «балуется» «ханкой»; ему это нравится, но он не считает себя наркоманом. Потом он ей предложил попробовать уколоться вместе. Катя была сильно встревожена, от предложения отказалась и в тот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане. Та ее внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблема. После бессонной ночи Катя наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице — Свете. Она знала, что в прошлом году у Светы от наркотиков погиб родной брат. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Катю, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педагогический совет и поставлены в известность родители Володи. В результате от юноши отвернулось большинство сверстников, только Дима, его друг с третьего класса, оставался рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя больше наркотиков не употребляет, но отношения с Катей испортились.

Этот рассказ зачитывается один раз, затем участникам необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям:

1. Кто вызывает наибольшую симпатию?

2. Чьи действия были наиболее правильными?

Группа делится на подгруппы по 4-5 человек, в которых осуществляется обмен мнениями. Желательно прийти к общей точке зрения. Затем проводится общее обсуждение в результате дискуссии. Ключевыми понятиями при этом должны быть «ответственность» и «дискриминация».

«Ценности» (20 мин).

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:

источник

1 Игры по профилактике наркомании и алкоголизма для школьников «Чувства» (25-30 мин). Участникам предлагается следующее: вспомните ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых, или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, другой внимательно слушает, затем роли меняются. Участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали. Возможный вариант: Чувства говорящего — раздражение, возмущение, жалость, обида, презрение, недоверие, вина, ответственность и т. д. Чувства слушающего — сочувствие, интерес, возмущение, отвращение, понимание, сожаление, уважение и т. д. Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся в ситуацию при столкновении с проблемой наркотической зависимости другого человека. «Марионетка» (15 мин). Участники разбиваются на «тройки». В каждой подгруппе выбираются «марионетка» и два «кукловода». Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионетки». Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения. После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если при обсуждении будет сделан акцент как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловодов», управляющих ее движением. Цель этого упражнения — дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта, важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией «наркоман — наркотик», так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников. «Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?» (30 мин.). Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: «Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему: снимать барьеры в общении, удовлетворять свое любопытство, снимать напряжение и тревожность, стимулировать активность, следовать принятой традиции, приобретать новый опыт». В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие

2 человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. «Незаконченный рассказ» (60 мин). Каждому участнику группы дается карточка с описанием ситуации, в которой подростку кто-либо предлагает попробовать наркотическое вещество. Окончание ситуации отсутствует — его необходимо дописать самому учащемуся. Задание. Внимательно прочитайте начало рассказа и попытайтесь самостоятельно закончить его так, как если бы вы были на месте героя. «У нас была своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили время. Все ребята, и я в том числе, курили сигареты. Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое-то особое вещество, которое называл «наркотой», и предлагал нам тоже попробовать. Он так здорово рассказывал, как после дозы «наркоты» «ловит кайф» и что эти ощущения ни с чем не сравнить по приятности. Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он пытался убедить меня, что ничего не случится, если я разок попробую. » Обсуждение. Необходимо оценить характер окончания рассказа, а также отношение к происходящему — отказ или проба наркотика, используемую терминологию. «Тосты» (20 мин). Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке. Далее группа делится на пары, им дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказать, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса: 1. Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными? 2. Что внутри вас помогало вам отказаться? Это упражнение помогает в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в упражнении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. В дискуссии может участвовать каждый подросток независимо от развития его вербальных способностей и от его положения в группе. Провокационное утверждение пишется в центре большого листа бумаги и предлагается группе. Каждый член группы должен сначала, не обсуждая с остальными, записать на бумаге свое мнение или замечания по данному высказыванию. Затем каждый может письменно высказать свою точку зрения на замечания, записанные остальными участниками. В завершение тихой дискуссии можно обсудить впечатления участников. Провокационные тезисы: Проблему наркомании решить нельзя, так как нет общества, свободного от наркотиков. Только у людей, живущих вне общества, возникают проблемы с наркотиками. Наркоманам и тем, кто подвержен опасности стать наркоманом, нельзя помочь. Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов. Молодежь слишком мало информируют о наркотиках. Тому, кто стал наркоманом, не повезло. «Упражнения с карточками, на которых написаны высказывания» (60 мин). Это упражнение развивает способность аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии. Участников группы побуждают высказывать собственное мнение. Кроме того, у подростков пробуждается потребность в информации. Участники группы получают по листу с подготовленными высказываниями (утверждениями).

Читайте также:  Трава которая помогает при лечении алкоголизма

3 Разнообразие тематики высказываний дает ученикам приблизительное представление об аспектах наркомании и ее профилактики. Другие темы: «Курение», «Алкоголизм». Дается примерно минут, чтобы подумать над отдельными утверждениями. Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть помечены. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия жизни участников группы, чтобы они могли идентифицировать себя с этими высказываниями. Настоящая дискуссия состоится лишь в том случае, если высказывания будут содержать провоцирующие тезисы и если можно будет обсуждать спорные моменты. При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым ученики затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказыванием или опровергнуть его. Возможные высказывания: Ученики, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других. Наркотики — это повседневность для нас, подростков. Алкоголь хуже, чем гашиш. Алкоголь — это средство, от которого можно стать зависимым. Подростки принимают лекарство, чтобы успокоиться перед контрольной работой, экзаменом. Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать наркоманом. Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости. Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать наркоманом. Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах неубедительно. Иметь возможность достичь состояния опьянения — одна из радостей жизни. Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании со стороны своих друзей и взрослых. «Дерево радостей и печалей» (60 мин). «Дерево радостей и печалей» используется для того, чтобы побудить участников обратиться к таким чувствам, как радость и печаль. Кроме того, необходимо учиться рассказывать о своих чувствах другим. Группа делится на несколько маленьких групп (максимально по 3 подростка). Каждая группа получает большой лист бумаги, на котором нарисовано большое дерево с голыми ветвями. Каждый член группы наклеивает на голые ветки «плоды» из цветной бумаги, на которых надо записать переживание или событие, вызвавшее либо радость, либо печаль. Светлая бумага предназначена для радостей, темная — для печалей. Затем результат работы группы вывешивается так, чтобы всем было хорошо видно, и представляется. Теперь «Дерево радостей и печалей» служит основой для дискуссии. При этом можно подумать над следующими вопросами: Как я могу выразить свои чувства? Как я переживаю эти чувства? Как я веду себя в ситуациях, которые вызывают радость или печаль? Могу ли я рассказать кому-либо о своих чувствах? «Мешок наркомана» (60 мин). Участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов (солнечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, презерватив, коробка конфет, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа и др.). В больших группах можно образовывать пары. При этом один из партнеров выбирает несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны ощупать предметы. В конце они должны рассказать о своих ассоциациях,

4 какое отношение этот предмет может иметь к наркомании. При этом глаза также остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться. «Шприц» (15 мин). У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену и ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение» — сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты. Упражняются по кругу. Инструкция: тот, у кого в руке находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком. Задача первого — отказаться. Делаются три попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце упражнения проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранилось настойчивое желание продолжать уговоры. «Обсуждение истории» (25 мин). Володя и Катя дружат уже больше года. Последнее время Катя стала замечать, что Володя сильно изменился, он стал часто пропускать уроки, у него появились «подозрительные» друзья. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что уже несколько месяцев «балуется» «ханкой»; ему это нравится, но он не считает себя наркоманом. Потом он ей предложил попробовать уколоться вместе. Катя была сильно встревожена, от предложения отказалась и в тот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане. Та ее внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблема. После бессонной ночи Катя наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице — Свете. Она знала, что в прошлом году у Светы от наркотиков погиб родной брат. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Катю, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педагогический совет и поставлены в известность родители Володи. В результате от юноши отвернулось большинство сверстников, только Дима, его друг с третьего класса, оставался рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя больше наркотиков не употребляет, но отношения с Катей испортились. Этот рассказ зачитывается один раз, затем участникам необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям: 1. Кто вызывает наибольшую симпатию? 2. Чьи действия были наиболее правильными? Группа делится на подгруппы по 4-5 человек, в которых осуществляется обмен мнениями. Желательно прийти к общей точке зрения. Затем проводится общее обсуждение в результате дискуссии. Ключевыми понятиями при этом должны быть «ответственность» и «дискриминация». «Ценности» (20 мин). Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей: интересная работа; хорошая обстановка в стране; общественное признание; материальный достаток; любовь; семья; удовольствия, развлечения; самосовершенствование; свобода; справедливость; доброта;

5 честность; искренность; вера; целеустремленность. Потом каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 2-3 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит межгрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями. «Телевизионный ролик» (25 мин). Группа разбивается на подгруппы по 4-6 человек, затем ведущий объясняет задание: «Представьте, что вы работаете на телевидении. Ваша задача на ближайшие 20 минут — придумать и поставить телевизионный ролик о вреде наркотиков. Вы можете работать в любых жанрах: социальная реклама, постановка, мультипликация. Вы можете использовать музыкальное сопровождение, танцы, переодевание — все, что подскажет вам воображение». После обдумывания и репетиций каждая подгруппа представляет свой ролик. Затем участники делятся впечатлениями. Упражнение обычно проходит живо и интересно. Если участникам удается войти в роль, они с увлечением разыгрывают сценки, демонстрируя незаурядные творческие способности. В конце упражнения очень важно обсудить, какой из роликов показался участникам наиболее удачным и почему. Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными. «Письмо в редакцию» (25 мин). Участникам предлагается разделиться на две подгруппы, каждая из которых будет временно исполнять функции редакции молодежной газеты. «Представьте, что к вам в редакцию пришло письмо, — объясняет ведущий. — Постарайтесь за минут совместными усилиями написать ответ молодому человеку». Затем ведущий раздает письма. Примерные варианты письма могут выглядеть так: Дорогая редакция! Я была в компании, и меня уговорили попробовать уколоться. Мне стало интересно. А теперь я все время думаю, вдруг я уже наркоманка. Что мне теперь делать? К врачу идти я боюсь. Ответьте мне, пожалуйста. Маша П., 14 лет. Дорогая «Сорока»! У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими парнями. Они курят и пьют водку. Теперь он все больше времени проводит с ними. Мне он нравится, и я очень хочу ему помочь, чтобы он не стал алкоголиком. Посоветуйте, как 1 Марина, 16 лет. После того как ответы написаны, подгруппы меняются письмами и своими вариантами ответов. Теперь каждой из подгрупп предлагается оценить качество ответа их коллег по следующим критериям: 1. Доступна ли форма ответа на письмо? 2. Понятен ли смысл ответа? 3. Не вызвал ли у вас чувство смущения или неприязни этот ответ? 4. Насколько интересен для вас этот ответ? 5. Достаточно ли он информативен? По каждому критерию выставляется от одного до десяти баллов, затем подсчитывается общий результат. В заключение проводится общегрупповое обсуждение, в процессе которого участники обмениваются впечатлениями и эмоциями. Смысл этого упражнения заключается в том, что подростки формируют навык аргументированного отстаивания своей позиции в ситуации оказания помощи сверстнику.

6 «Альтернативная реклама» (25 мин). Ведущий. Обратите внимание на рекламу спиртных напитков, сигарет, лекарств. Вы осознаете, что в каждой рекламе можно узнать потрясающую новость. Например, алкоголь не только вредит организму, но даже оказывает определенное благотворное влияние. На уроках вам говорят, что алкоголь обладает угнетающим действием, а на самом деле он ведет себя, судя по рекламной информации, как стимулирующее средство. Он даже придает красоту коже, волосам и ногтям благодаря сильным компонентам, которые убивают микробов и бактерий. Это такая приятная новость! В каждой рекламе можно обнаружить настоящее открытие в медицине! А теперь хотелось бы, чтобы Вы придумали рекламу одного из алкогольных напитков, табачных изделий или лекарств, которая сообщала бы правду о продукте. Примеры: алкоголь может вызвать у вас рвоту; алкоголь может вызвать у вас потерю сознания; алкоголь может привести вас к смерти на дороге; курение хорошо способствует развитию рака легких; если вы выпьете две таблетки, голова будет светлая и ясная 10 минут, тупая и свинцовая 4 часа 30 минут; напьешься и «усохнешь», вот в чем парадокс. Вариант. Нарисовать такую этикетку на бутылке, пачке сигарет, коробке лекарств, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое. «Модели ролевых ситуаций» (45 мин). Ведущий. Вы находитесь во дворе или дома у одноклассника, которого вы уважаете. Он предлагает вам попробовать покурить «травку». Вас никто не видит, как поступите? Очень важно, перед тем как разыграть ситуацию, предупредить остальных участников, чтобы они отметили в своих записях то, что мешает ученику решить эту ситуацию. Оптимальным в этом случае будет такой отказ, который позволил бы сохранить отношения с одноклассником, но не поддаться соблазну. Выбор модели поведения делается исходя из взвешивания положительных и отрицательных последствий каждого из возможных вариантов. Выбирается тот вариант, который имеет наименьшее количество отрицательных и наибольшее количество положительных сторон. Например: первый вариант — соглашусь и выкурю «косяк». Что положительного, что отрицательного? Второй вариант — скажу «нет» и уйду. Третий вариант — отчитаю одноклассника и расскажу его родителям. Что положительного, что отрицательного? Примеры ситуаций: 1. Володя — новичок в этой школе. Чувствует себя одиноко, еще не нашел новых друзей. По дороге в школу встретил двух неформальных лидеров класса — Петра и Сашу. Они пригласили Володю к Саше домой выпить водки и убеждают его, что об этом никто не узнает, туда еще придут девчонки, и они хорошо повеселятся. Как поступить в этом случае Володе? 2. Вы — юноша, вместе со своей подругой находитесь на дне рождения своего приятеля. Выпили шампанского. Все разговаривают, веселятся. Один из приятелей говорит, что вина было явно недостаточно и достает две литровые бутылки водки. Он активно начинает предлагать всем выпить. Ваша девушка водку не пьет. Вы выпили рюмку. Всем налили еще. Подруга просит вас не пить, а все вокруг уговаривают: «Ты, что, не мужчина. » и т. п. Ваши действия? 3. Вы собираетесь на дискотеку. Раньше на дискотеках вы всегда чувствовали неловкость и смущение, когда приглашали девушку потанцевать. В этот раз друзья предлагают вам самый «сильный» рецепт от нерешительности — выпить 100 граммов «для храбрости». Вы не знаете, какие последствия повлекут за собой эти 100 граммов. Как вы себя поведете? 4. Однажды в школьном туалете старший по возрасту ученик протянул сигарету с предложением попробовать. Вы отказались. Тогда он начал высмеивать вас, говоря

7 при этом, что вы еще малы, не доросли, что вы «маменькин сынок». Вам очень обидно еще и потому, что там стояли авторитетные для вас ребята. Что вы будете делать в этой ситуации? 5. Вы приехали к своим родственникам на отдых. Однажды вас взяли на рыбалку с ночевкой. Вечером за ухой ваш дядя открыл бутылку водки, выпил вместе с другом по стопке. Через некоторое время опять налил себе, другу, а третий стакан протянул вам. Он сказал: «Бери, не бойся. Никто не узнает. Я твой дядя, разрешаю тебе немного попробовать, чтобы теплее стало. » Игра «Вредные советы». Чтение и обсуждение. ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ Если спецразведка папы донесла ему внезапно, что ты пробовал курить, И в родительском генштабе принимается решенье — Меры строгие к ребенку не колеблясь применить, — Ты решительно и твердо протестуй и возмущайся, Ведь сейчас диктат не в моде — демократии почет. Пусть родители считают, что курение опасно, — У тебя другое мненье может быть на этот счет. Разве это так опасно, что у тех, кто курит, Часто легкие похожи на прокопченный мешок. Ну подумаешь, что вместе с кровью к клеткам для дыханья Поступает непрерывно неприятный, едкий дым. Пусть при этом очень сложно сердцу — органу-мотору Свои важные задачи, не сбиваясь, выполнять. И совсем не важно то, что у курящих очень быстро Разрушаются порою зубы белые во рту, Человеку много ль надо? Пусть же выпадет десяток, Остальных надолго хватит — что печалиться, грустить? Ты запомнил? А теперь все это четко, смело, не сбиваясь, маме с папой растолкуй. Автор: Григорий Остер

источник