Меню Рубрики

Формирование зож как профилактика алкоголизма и наркомании

Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подрастающего поколения

Профилактическая работа в школе.

2. «Здоровое поколение – здоровье нации»

Профилактика курения.
Профилактика алкоголизма и наркомании.
Профилактика СПИДа.
Основные направления профилактики в школе:
Анализ анкетирования на тему: «Курение»
Анализ ситуации по табакокурению
Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив употребления наркотиков подростками.
Анализ анкетирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Закон «О предотвращении распространения на территории РФ заболевания, вызываемого ВИЧ

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей—задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст — это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман — это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя — из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» расположена в Ступинском районе Московской области. Школа сельская, поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как родители большей частью работают вне пределов села, возвращаются домой уже поздно и заняты, прежде всего, проблемой зарабатывания денег. Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.

Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.

В школе обучается 123 чел, неполные семьи – 31, многодетные семьи -8 – 15 чел, опекаемые – 1, малообеспеченные семьи – 37, стоят на ВШУ – 9 чел, неблагополучные семьи, стоящие на учёте КДН и ЗП – 3..

В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,— здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей — подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу («Оптималист Подмосковья», кризисный центр «Надежда»). Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

  • снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
  • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
  • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.

Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,— явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

  1. воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
  2. недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог—переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел — учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:

  • «Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
  • «Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
  • «Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.
  • привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
  • профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях;
  • формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
  • формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
  • проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
  • организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
  • профессиональная ориентация учащихся

Краткое обоснование

Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в с. Ивановское. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Ивановской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

Ожидаемые результаты

  1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
  2. Создание действующей системы работы с социумом села и другими организациями по формированию здорового образа жизни.
  3. Формирование здорового образа жизни в семье.
  4. Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
  5. Улучшение организации питания учащихся.
  6. Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

Деятельность по реализации.

  • улучшение материально-технического обеспечения школы
  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика, коррекция и развитие учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
  • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
  • контроль за инфекционными заболеваниями;

В начальной школе «Правильное питание» проводится в клубный час в группе продлённого дня.

источник

Одной из основных задач, стоящих сегодня перед обществом, является решение проблемы формирования принципов здорового образа жизни. Положение нашей страны в современном мире во многом зависит от морального, духовного, физического и социального здоровья будущих поколений россиян. Молодежь, являясь самой прогрессивной и перспективной частью населения, в то же время оказывается самой незащищенной перед реальными угрозами современности, главной из которых является наркомания.

Главное для сегодняшней молодежи — научиться быть независимыми, понимающими свою собственную ценность, выработать стойкий иммунитет к порочным зависимостям современного мира.

В последние годы отмечается тенденция возрастания численности состоящих на учете наркопотребителей (включая больных). В то же время, важными показателями является наблюдаемое вопреки общему росту снижение наркопораженности населения в молодежной возрастной группе.

На сегодняшний день одна из проблем связана с потреблением (в том числе в групповых формах) очень опасного для жизни синтетического наркотика «дезоморфин». Его изготавливают из лекарственных кодеиносодержащих препаратов и других доступных компонентов. Потребление дезоморфина имеет тенденцию к быстрому росту (а это связано, в основном, с его низкой ценой по сравнению с другими наркотиками) – за последние 5 лет более чем в 50 раз увеличилось число наркоманов, «подсевших» на дезоморфин, их численность достигла 2,7 тыс. человек. К сожалению, сегодня из-за добровольного характера постановки, на наркологическом учёте состоит не более четверти выявленных правоохранительными органами потребителей дезоморфина.

Следует отметить, что в официальную статистику также не попадают молодые люди, пострадавшие от последствий потребления новых видов психоактивных веществ, получивших широкое распространение в среде подростков и молодежи. Последние два года в медицинские учреждения все чаще поступают молодые люди в состоянии крайне тяжелого отравления, вызванного потреблением курительных смесей (спайсов) и порошкообразного препарата, содержащего мефедрон. Вышедшие в 2010 году постановления Правительства Российской Федерации запретили оборот 26 видов курительных миксов и мефедрона, вызывающих сильнейший психоз, нарушение деятельности головного мозга и даже формирование слабоумия.

Однако на наркорынок выводятся новые виды психоактивных веществ, еще не вошедших в списки запрещенных, с теми же характеристиками, но с несколько другой формулой. Они активно рекламируются и реализуются через Интернет в качестве легальных заменителей курительных смесей, а также предлагаются под видом солей для ванн, минеральный удобрений, средств для уничтожения насекомых.

Читайте также:  Как вылечить алкоголизм женщин без их согласия

Более достоверной картина распространенности наркомании может стать при проведении добровольного тестирования школьников и студентов.

По результатам социологических исследований причин аддиктивного поведения, в том числе, такого как наркопотребление среди первых трех всегда отмечается не занятость личного времени человека, другими словами не организованность досуга. Избыток свободы зачастую становится причиной появления асоциальных интересов, особенно когда речь идет о молодежи и подростках. С учетом этого эффективная профилактическая антинаркотическая работа включает в себя наряду с различными формами информационно-просветительской работы, также вовлечение молодежной аудитории в различные виды социально-полезной деятельности и здорового досуга.

Альтернативой наркомании должны стать насыщенный полезными мероприятиями досуг, твердая убежденность в приоритетах выбора в пользу здоровья. Во многом это зависит от грамотной постановки профилактической работы, настойчивого формирования мотивационных установок и выработки навыков здорового образа жизни. Первостепенной задачей антинаркотического воспитания детей и подростков является работа по оздоровлению микросоциальной среды – ближайшего и постоянного окружения, с которыми дети и подростки непосредственно контактируют.

Привлечение к современным, здоровым формам активного отдыха, развитие новых интересов и увлечений, способствующих личностному развитию и росту молодежи, является, наряду с информационной антинаркотической пропагандой, обязательной составляющей эффективной профилактики наркотизма. Недостаточная благоустроенность спортивных и культурно-досуговых мест массового пользования, низкая осведомленность подростков о формах и способах организации свободного от учебы времени, на фоне остающегося на высоком уровне злоупотребления наркотиками является одним из немаловажных препятствий при проведении мероприятий по реализации государственной антинаркотической политики.

Профилактическая работа, проводимая включает различные способы активной пропаганды здорового образа жизни и развития социальных интересов у молодежи.

Важное место занимает такое направление антинаркотической работы, как организация в период школьных каникул досуга подростков, в первую очередь группы социального риска, развитие у них интересов здорового образа жизни, а также формирование навыков и качеств здоровой социально ответственной гармоничной личности. Профилактическая ценность профильных лагерей заключается в проведении мероприятий антинаркотического характера системными методами на основе военно-патриотического воспитания и занятий по физической подготовке, включающих систему занятий, лекций и бесед, игр и состязаний, идей формирования высокого нравственного сознания, готовности подростков к службе в рядах вооруженных сил, что позволяет сформировать качества гражданина-патриота, любящего свою Родину, уважающего традиции и историю, способного брать на себя ответственность и подчинять личные интересы общественным.

Привлечение подростков и молодежи к социально-значимой деятельности через участие в добровольческих проектах является одним из действенных механизмов решения задачи развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности.

Опыт проведения профилактических мероприятий показывает, что одной из наиболее оптимальных и эффективных форм профилактического воздействия являются мероприятия не только актуальные для молодых людей по содержанию, но и те, в которых предусмотрено непосредственное активное участие самих подростков.

Важным направлением профилактики наркомании является вовлечение родителей в процесс противодействия наркотизации молодого поколения, оказание помощи в вопросах профилактики наркозависимости, информирование родителей о необходимости раннего выявления фактов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ детьми, подростками и молодежью.

Задача средств массовой информации — формирование имиджа непопулярности наркомании и наркомана.

источник

Выступление на родительском собрании «Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании»
материал на тему

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.

Фундамент здоровья и становления личности закладывается в раннем возрасте. Заболеваемость детей, подростков часто связана с недостаточной их информированностью о риске возникновения некоторых заболеваний и навыков первой помощи, наличием вредных привычек и в целом низким уровнем культуры самосохранения.

Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических средств. Провозглашенный еще врачами древности постулат о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится буквальным по отношению к наркотической, алкогольной и табачной зависимостям.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГБОУ СПО МО

«ШАТУРСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения .

1. Важность профилактических мероприятий в детском возрасте. 4

2. Рекомендации для взрослых по работе с подростками . 5

4. Употребление алкоголя. 9

5. Употребление алкоголя. 12

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.

Фундамент здоровья и становления личности закладывается в раннем возрасте. Заболеваемость детей, подростков часто связана с недостаточной их информированностью о риске возникновения некоторых заболеваний и навыков первой помощи, наличием вредных привычек и в целом низким уровнем культуры самосохранения.

Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических средств. Провозглашенный еще врачами древности постулат о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится буквальным по отношению к наркотической, алкогольной и табачной зависимостям.

Важность профилактических мероприятий в детском возрасте

Дети и подростки склонны игнорировать и недооценивать долговременные последствия своего поведения. Их способность оценить опасность, которую несут табак, алкоголь, наркотики, понять, что такое зависимость, как легко она появляется и насколько

трудно с пей бороться, просто недостаточно развита.

Период юности — это период быстрого физического, эмоционального и социального развития, часто сопровождаемый сильными стрессами, неуверенностью в себе, перепадами настроения и проявлениями недисциплинированности. Неотъемлемыми чертами юности являются эксперименты и рискованные действия, и злоупотребление психоактивными веществами является идеальной предпосылкой для такого поведения. Весьма значительно в этот период влияние сверстников, особенно молодежи старшего возраста. Часто сверстники оказывают давление на молодых людей, принуждая их употреблять табак, алкоголь, наркотики.

Поп-культура и средства массовой информации склонны придавать употреблению алкоголя, табака определенную привлекательность.

Принятие свободного и сознательного решения не употреблять алкоголь, табак и наркотики и следование этому решению, особенно в условиях давления со стороны сверстников и других факторов, способствующих наличию вредных привычек, является весьма сложным процессом.

Школа представляет собой уникальную и весьма важную «площадку» для принятия мер по профилактике зависимостей. Это связано с тем, что комплексный подход на долговременной основе, сочетающий политику, экологические аспекты, просвещение и

услуги в области здравоохранения, самым эффективным образом обеспечивает борьбу с этими предрасполагающими факторами, формируя у молодежи знания, установки и навыки, необходимые для сохранения здорового образа жизни.

Основная цель профилактической работы с детьми и подростками — отказ от употребления химических веществ, изменяющих состояние сознания.

В профилактической работе учителям и родителям необходимо поставить следующие задачи:

  • дать детям объективную информацию о действии химических и растительных веществ на организм;
  • ориентировать детей на сохранение здорового образа жизни;
  • дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, способствующими делать свой собственный выбор.

Рекомендации для взрослых по работе с подростками

1. Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть.

2. Осознайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере роста детей авторитарная власть и дисциплинирование должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости на определенной дистанции.

3. Научитесь доверять молодежи и их способности выжить и мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними, как с хрупкими, несмышлеными существами, способными навредить себе своими действиями. В своем желании защитить молодежь, они воздвигают ограничения, которые приносят больше вреда, чем пользы.

4. Объясняйте, что именно Вы ждете от подростка. Ваши объяснения должны быть понятны ему, так же как и Ваши побудительные мотивы.

Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила.

Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они решат не соблюдать эти правила.

Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.

Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений.

Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они

Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.

Монополистическое производство табака и табачных изделий, широкая торговля ими и реклама этих изделий, огромные доходы от торговли и рекламы, а также напряженный ритм современной жизни — именно это ведет к увеличению количества курящих людей.

Установлено также, что нижняя возрастная граница появления пристрастия к курению все время снижается. Средний возраст начала курения в России резко снизился до 10—11 лет.

Возраст первой пробы (начала) потребления табака различается у разных детей. Первая проба происходит в возрасте от 6 до 16 лет включительно.

Почему крайне вредно употребление табака для растущего организма?

Курение замедляет физическое и психическое развитие, организму в эти годы нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками: как физическими, так и умственными. Действие никотина, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно- сосудистой системе.

Курение отрицательно влияет на скорость мыслительных процессов, а значит, на качество обучения. Число неуспевающих возрастает в тех группах, где больше курящих.

У курящих ребят хуже память, понижен слух, они отличаются нервозностью и раздражительностью.

Как известно, навыки, привычки, усвоенные в раннем возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше ребенок приобщается к курению, тем быстрее наступает привыкание к нему, и в дальнейшем труднее отказаться от курения.

Причины, по которым начинают курить подростки

У мальчиков причинами начала курения являются стремление подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности.

У девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться мужчине.

Практически каждый ребенок имеет комплекс неполноценности, который доставляет ему переживания и не дает покоя даже во время досуга и развлечений, а родители слишком заняты, чтобы с этим разобраться или же сами являются источником такого комплекса, часто не догадываясь об этом. Сигарета, таким образом, является самым доступным и дешевым средством для того, чтобы справиться с потоком негативных эмоций, вызванных и комплексом, и другими упомянутыми причинами, отвлечься, а также снижает барьеры для завязывания новых знакомств в надежде найти поддержку.

Некурящие дети ошибочно считают, что если они начнут курить, они расширят свой круг общения, добьются уважения и признания со стороны окружающих, компании. Они думают, что курение поможет справиться с жизненными трудностями, учебным стрессом. Но в течение 2—3 недель экспериментирования с курением, у детей развивается дорогостоящая табачная зависимость, подрывающая их силы, освободиться от которой очень трудно.

Большинство детей вынуждены скрывать свое курение от родных и близких людей, вести двойную жизнь. Поэтому наше отношение к курению должно быть как к болезни.

Как предотвратить детское курение

Лучше всего начинать профилактику курения у детей с того возраста, когда маленький человек начинает что-то понимать и задавать вопросы. В это время он доверяет родителям, и постоянные ненавязчивые разговоры о взрослой жизни, о том, что ребенок будет делать, а чего не будет, когда вырастет, прочно запишутся у него в подсознании. По мере взросления и накопления информации, нужно продолжать приводить новые и новые аргументы в пользу здорового образа жизни, усложняя их постепенно. Поверьте, никого, кроме родителей, не заботит будущее ребенка. Всем остальным, как это не грустно, его курение даже выгодно. В доме, где родители или другие взрослые сами курят, удержать от курения ребенка сложно вдвойне. Но, все же попытайтесь нарочито театрально сваливать вину за все недомогания на курение, никогда не оставляйте сигареты в доступных местах, окурки в пепельнице, по возможности избавьте ребенка от пассивного курения.

Широко известно, что лучшим средством против курения является спорт. Если ребенок регулярно, в идеале каждый день, имеет индивидуально дозированную, не до изнеможения, физическую нагрузку, у него идет постоянная подпитка эндорфином, так называемым «гормоном счастья». Это тоже в каком-то роде наркотическое вещество, но только выработанное организмом от естественной стимуляции и потому органичное и полезное для здоровья. Того же можно достичь с помощью медитации, серьезных занятий искусством, но это уже для более взрослых. Сигарета вызывает выработку эндорфина в организме как реакцию на никотин и другие алкалоиды табачного дыма.

При выборе вида спорта обязательно необходимо учитывать интересы ребенка. Если ребенок бросает спорт в подростковом возрасте, вероятность начала курения возрастает. Кроме того, спорт повышает самооценку и ускоряет физическое развитие, так что возникает меньше необходимости в дополнительных атрибутах взрослости.

Что делать, если ребенок закурил?

Если ребенок уличен в курении, то можно быть уверенным — это далеко не первая его сигарета, что бы он ни говорил.

Запретить подростку курить, наказаниями и скандалами не получится, вся надежда на его собственный здравый смысл и генетическую устойчивость к наркотическим веществам. Но, к сожалению, оба эти фактора начинают действовать в полной мере только во взрослом состоянии, а вред ребенок наносит себе с первой же сигаретой и совершенно неосознанно. Важно понимать, что дети начинают курить не родителям назло, а потому, что сами не справились со своими проблемами, и грамотно помочь им было некому. Что случилось — то случилось, но, возможно, еще не упущено время, чтобы оградить его от алкоголя и наркотиков, т.е. самое важное грубыми окриками не оттолкнуть ребенка от себя. Стоит попытаться понять, какие проблемы мучают ребенка, а не кричать на него, лишать карманных денег и запрещать встречаться с друзьями. Может быть, даже лучше поинтересоваться, какие сигареты он курит, сколько штук в день, как давно, хочет ли бросить, и чем вы можете ему помочь.

При уличении в курении ребенка необходимо родителям и педагогам постараться сдерживать свои эмоции, не ругать ребенка, но и не скрывать, что расстроены, и вам это далеко небезразлично. Если в семье есть человек, отношения с которым у ребенка в данный момент лучше, чем с родителями, и который имеет авторитет, можно попросить его прояснить ситуацию, по-дружески пообщавшись с ребенком. Убедитесь, что ребенок действительно знает реальные причины, почему курение наносит вред организму, какой именно вред. Если не знает, спокойно объясните ему, но не пугайте, укажите лишний раз на индивидуальность реакции каждого организма, напомните, что «яд — не вещество, а доза» (это сказал еще Парацельс). Т.е. любым способом давайте понять, что исправить такую ситуацию можно, но под силу это только ему самому, нужно лишь понять, что для него более важно (имидж сейчас или здоровье потом). Так или иначе, эта неприятность — не повод воспитывать в ребенке комплекс вины, делать его пребывание дома невыносимым из-за постоянных нотаций и поучений. Не забывайте, что подростку особенно необходим дом со спокойной обстановкой, уважительным и доверительным отношением к нему родителей.

Читайте также:  Симптомы пивного алкоголизма у мужчин на лице

Помощь в борьбе с табакокурением у детей можно получить у врачей, занимающихся лечением табачной зависимости.

источник

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

источник

Информация о мерах, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни

к постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края

о мерах, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании
среди несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни

На территории Красноярского края органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – система профилактики) реализуется комплекс мер по основным направлениями межведомственной деятельности в сфере профилактики наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних:

формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни
(далее – ЗОЖ), негативного отношения к пагубным привычкам, употреблению алкоголя;

Читайте также:  Что капают при кодировке от алкоголизма

раннее выявление несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ, склонных к пьянству, и оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи;

предупреждение совершения правонарушений несовершеннолетних,
в том числе в состоянии опьянения, совершенствование методов индивидуальной профилактической работы.

Эффективность профилактической работы в сфере противодействия пьянству, алкоголизму, наркомании и токсикомании в подростковой среде
во многом зависит от уровня межведомственной координации всех органов
и учреждений системы профилактики.

Межведомственное взаимодействие основывается на реализации:

Примерного порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и учету несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные вещества без назначения врача, и проведению с ними профилактической работы;

Примерного порядка межведомственного взаимодействия
по вопросам обеспечения занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

рекомендаций по организации профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних в Красноярском крае;

регламента о порядке действий должностных лиц краевых государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, при выявлении среди воспитанников фактов незаконного оборота наркотиков (далее – НОН).

По решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края (далее – Комиссия при Правительстве края), начиная с 2009 года, координатором деятельности
по первичной профилактике употребления психоактивных веществ
(далее – ПАВ) несовершеннолетними является министерство науки
и образования Красноярского края, по вторичной и третичной профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними – министерство здравоохранения Красноярского края.

В целях реагирования на изменения ситуации и выработки превентивных мер, усиления межведомственной координации актуальные проблемы в сфере профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними рассматриваются на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав в муниципальных образованиях (далее – комиссии
в муниципальных образованиях), муниципальных антинаркотических комиссий и иных координационных совещаниях.

Взаимодействие органов и учреждений системы профилактики
с УФСКН России по Красноярскому краю, органами местного самоуправления осуществляется через совместные мероприятия по антинаркотической пропаганде, проводимые в рамках:

широкомасштабных антинаркотических акций;

месячника, приуроченного к Международному дню борьбы
с наркоманией.

Базовым звеном в осуществлении профилактической работы с несовершеннолетними являются образовательные организации, выполняющие задачи по:

формированию нетерпимости участников образовательных отношений к проявлению злоупотребления алкогольной продукцией, употреблению психоактивных веществ;

разработке и внедрению программ профилактики пагубных привычек, алкогольной и наркотической зависимостей;

привлечению детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей ЗОЖ.

В рамках выполнения долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на годы реализованы мероприятия, направленные на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику алкоголизма среди населения, в том числе:

краевая антинаркотическая акция «Родительский урок» (с 15 октября по 15 декабря 2012 года), в ходе которой 8 288 родителей получили адресную помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций.
Для проведения акции изготовлено полиграфической продукции антинаркотической направленности в количестве 32 тыс. штук, в том числе 28 тыс. плакатов и 4 тыс. листовок ежегодно;

краевая антинаркотическая акция «Здоровье молодежи – богатство края», участниками которой сталиродителей, 242 583 обучающихся
ипедагогов. Акция состоялась при активном участии более 100 школьных и муниципальных организаций, входящих в состав Красноярского регионального детско-юношеского общественного движения «Краевой Школьный парламент», совместно с учащимися учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

конкурс на лучшую организацию профилактической антинаркотической работы среди образовательных организаций края.
В 2012 году участие в конкурсе приняли 94 образовательных организации
из 31 территории края, представивших программы организации профилактической антинаркотической работы.

Всего за три года реализации долгосрочной целевой программы разработано и внедрено 238 проектов по организации профилактической антиалкогольной и антинаркотической работы среди учащихся. Лучшие профилактические антинаркотические проекты размещены на сайте министерства образования и науки края (www. *****).

Положительным опытом стала проведенная в крае в период с 13 по 26 февраля 2013 года по поручению Президента Российской Федерации широкомасштабная межведомственная профилактическая операция
по оздоровлению наркоситуации. В 2190 мероприятиях антинаркотической направленности приняли участие 76 956 обучающихся. Ход операции освещался в СМИ, что является дополнительным средством профилактики употребления подростками и молодежью наркотических средств.

Одним из направлений профилактической работы среди несовершеннолетних и молодёжи является развитие волонтерского антинаркотического движения, организованного по инициативе УФСКН России по Красноярскому краю. В 2013 году подготовлено 45 волонтеров, которыми проведены крупномасштабные акции в территориях края.

В целях снижения рисков наркозависимости среди учащихся учреждений профессионального образования сотрудниками ФСКН России
по Красноярскому краю совместно с педагогами проведено
18 профилактических рейдов в общежитиях, с участием кинолога
и добровольных помощников из числа казачьих обществ. В ходе мероприятий выявлены 4 факта потребления несовершеннолетними наркотических средств, из незаконного оборота изъято 0,78 г гашиша и 102 г марихуаны.

Сотрудниками полиции в текущем году в педагогических коллективах, с учащимися и их родителями проведено более 11 тысяч профилактических лекций и бесед на правовые темы, в том числе и по предупреждению употребления несовершеннолетними ПАВ.

Подростковыми врачами психиатрами-наркологами г. Красноярска проведена профилактическая работа среди родителей на родительских собраниях в 27 образовательных учреждениях, среди учащихся проведено 250 групповых бесед, 270 лекций, 5 круглых столов, проведено 12 рейдов совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних. Разработаны и реализуются профилактические проекты «Студенческая молодежь и здоровый образ жизни», «Родительский ликбез», направленные на профилактику наркологических расстройств.

Кроме того, работа по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, по формированию здорового образа жизни осуществляется министерством социальной политики Красноярского края через сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей (далее – центры).

Работа центров направлена на: формирование негативного отношения
к немедицинскому потреблению наркотиков; мотивация к ведению здорового образа жизни; раннее выявление семейного неблагополучия и экстренное реагирование на кризисную ситуацию в семье; оказание социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, в том числе семьям, имеющим в своем составе наркозависимых, лиц, отказавшихся от немедицинского употребления наркотиков, а также созависимых граждан; реализация мероприятий краевой государственной программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на годы».

В целях формирования негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков специалистами центров в течение 2012 – 2013 гг. разработаны и распространены более 500 видов печатной продукции (брошюр, буклетов, листовок) общим тиражом 76,4 тыс. экземпляров; оформлены
53 информационных стенда, 7 баннеров; проведены 770 тематических конкурсов (плакатов, рисунков, социальной рекламы и т. д.).

В рамках формирования мотивации подростков к ведению ЗОЖ специалистами центров постоянно организовываются и проводятся спортивные мероприятия (эстафеты, весёлые старты, велопробеги), туристические походы, сплавы по реке, летние оздоровительные площадки, в которых приняли участие более 20,0 тыс. подростков и их родителей.

Для развития духовного и нравственного потенциала, формирования в обществе личной ответственности у несовершеннолетних за свое поведение центрами разработаны и реализуются программы антинаркотического содержания. Так, краевым государственным казенным учреждением социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зеленогорский» разработано 9 программ по профилактике наркомании для разных целевых категорий несовершеннолетних. В реализации программ приняли участие около 300 человек, которыми в течение годов правонарушения не совершались.

В территориях края специалистами центров, комиссий в муниципальных образованиях, центральных районных больниц, отделов молодежной политики, физкультуры и спорта, общеобразовательных школ, отделов внутренних дел и волонтерами проводились круглые столы, семинары, уроки здоровья, тренинги, беседы, в которых в 2012 году участвовали 12,5 тыс. человек, в I полугодии 2013 года – 8,5 тыс. человек, из них в профилактических занятиях с родителями – 6,5 тыс. человек.

Альтернативной формой приобщения несовершеннолетних к ЗОЖ являются организация физкультурно-массовой и спортивной работы
во внеурочное время.

инфраструктура для занятий физической культурой и спортом, спортивно-техническими видами спорта, туризмом, техническим творчеством;

многоуровневая система предъявления результатов образовательной деятельности детей (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы, спартакиады и т. д.).

Увеличена сеть физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных организаций, осуществляется практика реализации круглогодичных интенсивных школ, дистанционных программ и проектов.

В системе образования края функционируют 144 учреждения дополнительного образования, в которых занимается 129 599 обучающихся (31,6% от общего числа детей и молодежи в возрасте 5-18 лет).

Количество занимающихся в объединениях и клубах по интересам
на базе общеобразовательных организаций возросло за последние 3 года
на 5 150 обучающихся и составляет человек (61,2% от числа школьников 7-17 лет).

В целях создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом в муниципальных образованиях Красноярского края продолжает развиваться практика создания физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных организаций. В 2013 году в крае действует 582 физкультурно-спортивных клуба, в которых занимается свыше 71 тыс. школьников (в 2012 году – 577 физкультурно-спортивных клубов), финансово обеспечено 555 ставок инструкторов по физической культуре
и спорту для организации физкультурно-спортивной работы
в общеобразовательных школах (в 2012 году – 410 ставок).

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края, органы и учреждения по работе с молодежью в муниципальных образованиях в пределах своей компетенции организует работу по профилактике негативных проявлений в молодежной среде, которая направлена на организацию занятости и вовлечение подростков и молодежи
в позитивные формы деятельности, т. е. предоставление альтернатив асоциальному поведению.

Организация занятости подростков осуществляется посредством деятельности трудовых отрядов старшеклассников. Отряды имеют различные профили: отряды по благоустройству, экологические отряды, агитбригады, отряды скорой социальной помощи, медиа-отряды, педагогические отряды.

Приоритетным правом при трудоустройстве традиционно пользуются несовершеннолетние граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также лиц их заменяющих; из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, семей безработных граждан; состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД; освобожденные
из воспитательно-трудовых колоний.

За июнь – август 2013 года организовано 7029 рабочих мест для подростков.

Также с целью организации занятости и оздоровления подростков
и молодежи в возрасте от 14 до 18 лет проводятся краевые летние профильные палаточные лагеря. Ежегодно в рамках летней оздоровительной кампании по отрасли «молодежная политика» приобретается 1500 путевок.

Одной из основных задач в сфере летнего отдыха является повышение уровня содержательной деятельности, создание в летних лагерях условий
не только для активного отдыха, но и для саморазвития личности подростка. Воспитательная работа в лагерях носит комплексный характер, и наряду
с учебными и спортивными занятиями подростки имеют возможность реализовать свои творческие способности, участвуя в общелагерных
и отрядных мероприятиях. Организация летних лагерей позволяет также решить задачи социальной адаптации подростков, находящихся в социально-опасном положении, профилактики негативных явлений в молодежной среде, способствует вовлечению подростков данной категории в позитивные формы деятельности и к дальнейшим занятиям в объединениях, клубах, секциях различной направленности (военные, спортивные, творческие, добровольческие и другие).

В 2013 году в 7 палаточных лагерях («Юг», Шушенский район; «ШИМ «Куртак», Новоселовский район; «Легион», Железногорск; «Крепкий орешек», Манский район; «Юный спасатель», Красноярское море; «Мастерская природы» Минусинский район; «Енисейский меридиан», п. Кедровый)

В летний период 2012 года были организованы 9 профильных палаточных лагерей, в которых приняли участие 1500 человек, из них: 232 человека – подростки, находящиеся в социально-опасном положении, 108 человек – из малообеспеченных семей, 47человек – из многодетных семей, 82 человека – из неполных семей, 29 человек – находящиеся под опекой, 54 человека – сироты. Всего в летней кампании приняли участие 58 муниципальных образований края.

Ключевой инфраструктурной единицей работы с молодежью являются муниципальные молодежные центры, которые действуют как площадки организации полезного досуга и различных массовых мероприятий для детей и молодежи, а также обеспечивают их включение в деятельность объединений и клубов различной направленности. По состоянию на 01.08.2013 действует 72 молодежных центра в 53 муниципальных образованиях края. По итогам первого полугодия 2013 года количество молодежи, систематически посещающей муниципальные молодежные центры, составилочеловек, из них 3,8% – подростки, находящиеся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации; количество молодежи, вовлеченной в мероприятия молодежной политики, – 132 280 человек, из них 2,12% – подростки, находящиеся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Одним из приоритетных направлений молодежной политики является поддержка молодежных инициатив, что позволяет вовлекать молодых людей в решение социально-экономических вопросов региона. В первом полугодии 2013 года в рамках грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» состоялся конкурс «Красноярский молодежный форум», направленный на поддержку инициативы молодёжных и детских объединений. Всего для участия в конкурсе были поданы 58 заявок, 25 проектов получили финансовую поддержку, из которых
9 проектов направлены на формирование здорового образа жизни, организацию культурных форм досуга среди молодежи
и проведение социально-значимых акций.

Формирование у детей и подростков потребности в ведении здорового образа жизни осуществляется посредством развития массовой физической культуры и спорта. Ключевым звеном реализации задачи по успешному вовлечению населения края в физкультурно-спортивное движение посредством предоставления возможности для занятий физической культурой и спортом в местах шаговой доступности призван стать спортивный клуб по месту жительства граждан.

В крае на начало 2013 года насчитывается 353 клуба, из которых 212 созданы в гг. при государственной поддержке в рамках реализации долгосрочной целевой программы «От массовости к мастерству». На 01 января 2013 года в спортивных клубах по месту жительства в Красноярском крае занимается 40 308 человек, что составляет 6,6 % от числа систематически занимающихся физической культурой и спортом жителей края (на 01.01.2 049 человек, 5 %). Из общего числа клубов выделяют детские подростковые – их количество насчитывается 33 единицы – занимающихся 2961 человек.

В 2013 году запланировано открытие еще 60 спортивных клубов по месту жительства, поддержка 9 действующих клубов. На эти цели из бюджета края выделено 24,5 млн. рублей.

В целях обеспечения доступности информации о клубах по месту жительства в крае, их количестве, развиваемых в них видах спорта, контингенте занимающихся в сентябре 2012 года начал работу сайт «Спортивные клубы по месту жительства» http://*****/, который содержит полный каталог клубов, контактные данные, перечень реализуемых программ по видам спорта, количество занимающихся, наличие спортивных сооружений, достижения воспитанников, а также новостные события из жизни спортивных клубов, статистические данные, результаты соревнований, фотоотчеты с мероприятий, методические материалы.

Количество детей в возрасте до 17 лет, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, составило по итогам 2012 года 360 647 человек (59% от общей численности занимающихся).

В таблице № 1 (данные министерства спорта, туризма и молодежной политики края) указаны муниципальные районы и городские округа как с положительным опытом работы, так и с низкими результатами работы в данном направлении.

Кол-во детей 5-18 лет, находящихся в СОП, всего чел.

Кол-во детей в СОП, систематически занимающихся ФКиС, чел.

Доля детей в СОП систематически занимающихся физической культурой и спортом, %

Территории с положительным опытом работы

источник