Меню Рубрики

Формирование и пропаганда здорового образа жизни профилактика алкоголизма и наркомании

Одной из основных задач, стоящих сегодня перед обществом, является решение проблемы формирования принципов здорового образа жизни. Положение нашей страны в современном мире во многом зависит от морального, духовного, физического и социального здоровья будущих поколений россиян. Молодежь, являясь самой прогрессивной и перспективной частью населения, в то же время оказывается самой незащищенной перед реальными угрозами современности, главной из которых является наркомания.

Главное для сегодняшней молодежи — научиться быть независимыми, понимающими свою собственную ценность, выработать стойкий иммунитет к порочным зависимостям современного мира.

В последние годы отмечается тенденция возрастания численности состоящих на учете наркопотребителей (включая больных). В то же время, важными показателями является наблюдаемое вопреки общему росту снижение наркопораженности населения в молодежной возрастной группе.

На сегодняшний день одна из проблем связана с потреблением (в том числе в групповых формах) очень опасного для жизни синтетического наркотика «дезоморфин». Его изготавливают из лекарственных кодеиносодержащих препаратов и других доступных компонентов. Потребление дезоморфина имеет тенденцию к быстрому росту (а это связано, в основном, с его низкой ценой по сравнению с другими наркотиками) – за последние 5 лет более чем в 50 раз увеличилось число наркоманов, «подсевших» на дезоморфин, их численность достигла 2,7 тыс. человек. К сожалению, сегодня из-за добровольного характера постановки, на наркологическом учёте состоит не более четверти выявленных правоохранительными органами потребителей дезоморфина.

Следует отметить, что в официальную статистику также не попадают молодые люди, пострадавшие от последствий потребления новых видов психоактивных веществ, получивших широкое распространение в среде подростков и молодежи. Последние два года в медицинские учреждения все чаще поступают молодые люди в состоянии крайне тяжелого отравления, вызванного потреблением курительных смесей (спайсов) и порошкообразного препарата, содержащего мефедрон. Вышедшие в 2010 году постановления Правительства Российской Федерации запретили оборот 26 видов курительных миксов и мефедрона, вызывающих сильнейший психоз, нарушение деятельности головного мозга и даже формирование слабоумия.

Однако на наркорынок выводятся новые виды психоактивных веществ, еще не вошедших в списки запрещенных, с теми же характеристиками, но с несколько другой формулой. Они активно рекламируются и реализуются через Интернет в качестве легальных заменителей курительных смесей, а также предлагаются под видом солей для ванн, минеральный удобрений, средств для уничтожения насекомых.

Более достоверной картина распространенности наркомании может стать при проведении добровольного тестирования школьников и студентов.

По результатам социологических исследований причин аддиктивного поведения, в том числе, такого как наркопотребление среди первых трех всегда отмечается не занятость личного времени человека, другими словами не организованность досуга. Избыток свободы зачастую становится причиной появления асоциальных интересов, особенно когда речь идет о молодежи и подростках. С учетом этого эффективная профилактическая антинаркотическая работа включает в себя наряду с различными формами информационно-просветительской работы, также вовлечение молодежной аудитории в различные виды социально-полезной деятельности и здорового досуга.

Альтернативой наркомании должны стать насыщенный полезными мероприятиями досуг, твердая убежденность в приоритетах выбора в пользу здоровья. Во многом это зависит от грамотной постановки профилактической работы, настойчивого формирования мотивационных установок и выработки навыков здорового образа жизни. Первостепенной задачей антинаркотического воспитания детей и подростков является работа по оздоровлению микросоциальной среды – ближайшего и постоянного окружения, с которыми дети и подростки непосредственно контактируют.

Привлечение к современным, здоровым формам активного отдыха, развитие новых интересов и увлечений, способствующих личностному развитию и росту молодежи, является, наряду с информационной антинаркотической пропагандой, обязательной составляющей эффективной профилактики наркотизма. Недостаточная благоустроенность спортивных и культурно-досуговых мест массового пользования, низкая осведомленность подростков о формах и способах организации свободного от учебы времени, на фоне остающегося на высоком уровне злоупотребления наркотиками является одним из немаловажных препятствий при проведении мероприятий по реализации государственной антинаркотической политики.

Профилактическая работа, проводимая включает различные способы активной пропаганды здорового образа жизни и развития социальных интересов у молодежи.

Важное место занимает такое направление антинаркотической работы, как организация в период школьных каникул досуга подростков, в первую очередь группы социального риска, развитие у них интересов здорового образа жизни, а также формирование навыков и качеств здоровой социально ответственной гармоничной личности. Профилактическая ценность профильных лагерей заключается в проведении мероприятий антинаркотического характера системными методами на основе военно-патриотического воспитания и занятий по физической подготовке, включающих систему занятий, лекций и бесед, игр и состязаний, идей формирования высокого нравственного сознания, готовности подростков к службе в рядах вооруженных сил, что позволяет сформировать качества гражданина-патриота, любящего свою Родину, уважающего традиции и историю, способного брать на себя ответственность и подчинять личные интересы общественным.

Привлечение подростков и молодежи к социально-значимой деятельности через участие в добровольческих проектах является одним из действенных механизмов решения задачи развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности.

Опыт проведения профилактических мероприятий показывает, что одной из наиболее оптимальных и эффективных форм профилактического воздействия являются мероприятия не только актуальные для молодых людей по содержанию, но и те, в которых предусмотрено непосредственное активное участие самих подростков.

Важным направлением профилактики наркомании является вовлечение родителей в процесс противодействия наркотизации молодого поколения, оказание помощи в вопросах профилактики наркозависимости, информирование родителей о необходимости раннего выявления фактов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ детьми, подростками и молодежью.

Задача средств массовой информации — формирование имиджа непопулярности наркомании и наркомана.

источник

Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подрастающего поколения

Профилактическая работа в школе.

2. «Здоровое поколение – здоровье нации»

Профилактика курения.
Профилактика алкоголизма и наркомании.
Профилактика СПИДа.
Основные направления профилактики в школе:
Анализ анкетирования на тему: «Курение»
Анализ ситуации по табакокурению
Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив употребления наркотиков подростками.
Анализ анкетирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Закон «О предотвращении распространения на территории РФ заболевания, вызываемого ВИЧ

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей—задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст — это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман — это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя — из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» расположена в Ступинском районе Московской области. Школа сельская, поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как родители большей частью работают вне пределов села, возвращаются домой уже поздно и заняты, прежде всего, проблемой зарабатывания денег. Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.

Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.

В школе обучается 123 чел, неполные семьи – 31, многодетные семьи -8 – 15 чел, опекаемые – 1, малообеспеченные семьи – 37, стоят на ВШУ – 9 чел, неблагополучные семьи, стоящие на учёте КДН и ЗП – 3..

В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,— здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей — подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу («Оптималист Подмосковья», кризисный центр «Надежда»). Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

  • снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
  • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
  • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.

Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,— явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

  1. воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
  2. недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог—переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Читайте также:  Народное средство как вылечить мужа от алкоголизма

Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел — учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:

  • «Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
  • «Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
  • «Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.
  • привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
  • профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях;
  • формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
  • формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
  • проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
  • организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
  • профессиональная ориентация учащихся

Краткое обоснование

Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в с. Ивановское. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Ивановской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

Ожидаемые результаты

  1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
  2. Создание действующей системы работы с социумом села и другими организациями по формированию здорового образа жизни.
  3. Формирование здорового образа жизни в семье.
  4. Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
  5. Улучшение организации питания учащихся.
  6. Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

Деятельность по реализации.

  • улучшение материально-технического обеспечения школы
  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика, коррекция и развитие учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
  • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
  • контроль за инфекционными заболеваниями;

В начальной школе «Правильное питание» проводится в клубный час в группе продлённого дня.

источник

Данный план раскрывает формы профилактической работы по формированию здорового образа жизни подростков.

директор ГБПОУ Московской области

План работы по профилактике наркомании, алкоголизма

и формированию здорового образа жизни на 2014-2015 учебный год

1. Организация диагностического обследования и психолого-педагогического сопровождения

Организация психолого-социального анкетирования на предмет употребления ПАВ

Организация медицинского тестирования на предмет употребления ПАВ

Организация повторного тестирования на предмет употребления ПАВ учащимся с сомнительными и положительными тестами

Составление плана психолого-педагогического сопровождения обучающихся «группы риска»

Составление психологических характеристик и педагогических рекомендаций в работе с обучающимися «группы риска» «группы риска»

Проведение Совета профилактики правонарушений у учащимися

2. Взаимодействие с субъектами профилактики асоциального поведения подростков

Профилактические беседы учащимися «группы риска»

Пропаганда правовых знаний. Круглый стол «Право на жизнь»

Совместные Дни профилактики

Профилактические лекции службы ФСКН

с использованием разрешенных видеоматиериалов

Лекции-беседы специалистов ЦРБ

«Наркомания – миф или реальность?»

«Влияние курения на здоровье человека»

Профилактические беседы сотрудников православного медико-просветительского Центра «Жизнь»:

«Дар жизни, свободная любовь»

«Духовная природа зависимостей»

Взаимодействие с реабилитационным Центром психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Ариадна»

Взаимодействие с отделом опеки и попечительства на территории Луховицкого района МО (обучающие семинары; консультативная помощь и др.)

Взаимодействие с КДН и ЗП в Луховицком муниципальном районе (советы профилактики; заседания по работе с учащимися «группы риска» и др.)

Совместные рейды с представителями ОДН, КДН и ЗП в места скопления подростков во внеурочное время.

3. Создание информационно-правового поля

Изучение нормативных документов по профилактике наркомании, токсикомании и употребления ПАВ

  • администрацией лицея,
  • классными руководителями,

Изготовление стендов с постоянно действующими и сменными материалами:

«Подросток и закон»; «Твой выбор»; «Пока не поздно»; «Служба доверия»; «Толерантность».

Родительское собрание «Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике вредных привычек»

Изготовление Памяток для родителей и учащихся: «Наркоконтроль»; «Движение –здоровая инициатива»; «программа восстановления личности»; «Что мы знаем о табаке?»; «правовая памятка для несовершеннолетних»; «Телефоны доверия».

Выпуск молодежного листка «Информационный вестник»

Председатель студенческого Совета

Создание в читальном зале постоянно-действующей выставки литературы по формированию здорового образа жизни

Выпуск газеты образовательного учреждения «Профессионал» с отражением темы профилактики асоциального поведения подростков

Публикации заметок о проведенных профилактических мероприятиях в местной и региональной печати

Отражение законодательных и информационных материалов по профилактике асоциального поведения подростков на сайте образовательного учреждения

Организация подписки на журналы «НаркоНет»; «Не будь зависим – скажи нет!» и др.

4. Внеклассные мероприятия по формированию здорового образа жизни

Акция «Один день без сигарет»

Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»

Руководитель физического воспитания

Цикл классных часов «Твое здоровье и алкоголь»; «Твое здоровье и курение»; «Жизненные ценности»; «Здоровье – это счастье»

Круглый стол для первокурсников «Как сохранить здоровье?»

Круглый стол для выпускников «здоровая семья – оплот общества»

Спартакиада по всем видам спорта

Руководитель физического воспитания

Встреча с настоятелем храма «Спорительница хлебов» в п. Красная Пойма Луховицкого района МО

Беседы с учащимися по пропаганде здорового образа жизни

Родительские собрания «Ценностное отношение к жизни»;

Участие в районных антинаркотических акциях «Быть здоровым – это модно!»; «Спасибо – нет!»

Участие в районных лекториях по профилактике асоциального поведения подростков с приглашением специалистов ЦРБ и сотрудников ОМВД г. Луховицы

Организация экскурсий к памятникам культуры Московской области, в музеи г. Луховицы и г. Коломна

Участие в областных творческих конкурсах в рамках проекта «Юные таланты Московии»

Участие в районных и областных конкурсах художественной самодеятельности «Зажги свою звезду»; «Студенческая весна»

Участие в районных военно-спортивных соревнованиях «Большие гонки»

Цикл викторин «Олимпиада в Сочи»; «Этикет»; «Семейные ценности»; «Всемирный день здоровья» и др.

Экологические акции «Студенческий лес»; «Сделаем вместе»; «Больше кислорода»

Совместные мероприятия с волонтерской организацией «Молодая гвардия» в Луховицком муниципальном районе МО

Традиционные внеклассные мероприятия: «Посвящение в лицеисты»; «День учителя»; «Новогоднее представление»; «День студента»; «День защитника Отечества»; «Мисс ПЛ-100»; «Свеча памяти»; «Автопробег»»; «Мротокросс»

Руководитель физического воспитания

5. Профилактические мероприятия для учащихся, проживающих в общежитии

Информирование о правилах проживания в общежитии, нормах охраны труда и техники безопасности

Зам. директора по безопасности

Проверки санитарного состояния комнат

Рейды администрации и совета общежития по проверке санитарного состояния комнат и соблюдения ТБ.

Взаимодействие учащихся с педагогом-психологом на территории общежития

Цикл профилактических бесед: «Мы выбираем здоровый образ жизни»; «Спорт и мы»; «Осторожно – ОРВИ»; «Осторожно-СПИД»; «Сохраним природу»; «Алкоголь и его последствия»; «Курение – враг красоте» и др.

Тренинг «Как стать успешным?»

Руководитель организации Молодая гвардия»

Посещение спортивного комплекса «Спарта» на территории п. Красная Пойма

Акция «Один день без сигарет»

Цикл викторин «В здоровом теле – здоровый дух!»

Внеклассные мероприятия, посвященные памятным датам истории

Праздники, посвященные знакомству с первокурсниками, осеннему листопаду, Новому году, Дню студента, 8 марта, 23 февраля, 9 мая, 1 июня.

В соответствии с праздничным календарем

Конкурс талантов «Студенческая весна»

6. Кружковая работа по формированию здорового образа жизни

Руководитель кружка «Волейбол»

Руководитель кружка «Футбол»

Руководитель кружка «Автомастер»

Руководитель кружка «Мой выбор»

Работа кружка «Компьютерный мир»

Руководитель кружка «Компьютерный мир»

Работа кружка «Эстрадное искусство»

Руководитель кружка «Эстрадное искусство»

Работа кружков по месту жительства учащихся (г. Луховицы, сельские поселения Луховицкого, Зарайского, Коломенского районов Московской области)

По графику работы кружков

Отделы по делам молодежи и туризму администрации г. Луховицы, сельских поселений

Программа содержит: актуальность темы, цели, задачи, формы и методы работы, этапы, плпн реализации.

Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, и в преодолении зависимости от алкогольных напитков и наркотиков. Снижение уровня агрессивн.

В отчете о работе по здоровьесбережению перечислены основные темы курса географии, где учитель работает над формированием моды на здоровый образ жизни. Кроме отчета в приложении к работе показаны през.

Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович) Одно их важных мест в системе профилактики безнадзорности, правонарушений, педагогической и социально.

Методический материал (пособие для занятий с подростками).

Цель программы: — Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у школьников социально — нормативного жизненного стиля, отказа от противоправных действий. — Добиться .

источник

Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики вредных привычек среди подростков и молодежи

Рубрика: 3. Общая психология

Статья просмотрена: 1821 раз

Боронина Е. В., Хевронина А. Н. Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики вредных привычек среди подростков и молодежи [Текст] // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/13026/ (дата обращения: 26.06.2019).

Понятие «здоровый образ жизни» достаточно обширное. Оно включает в себя множество взаимосвязанных между собой компонентов: обучение основам здоровья и правильного образа жизни с раннего детства, формирование негативного отношения и отказ от вредных привычек.

Важной составной частью здорового образа жизни является пропаганда и профилактика отказа от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.

На современном этапе увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. По данным Минздрава РФ в России 308 тысяч человек в 2013 г. взято под диспансерное наблюдение, и это только официальные данные. [3] В крупных российских городах распространение наркотиков среди несовершеннолетних и подростков приняло характер эпидемии.

Растет среди подростков употребление алкоголя и табака. Несмотря на запреты, вводимые государством, алкоголь и табак находятся в свободном доступе для всех групп населения. По данным Всемирной организации здравоохранения в России за последние 10 лет число курильщиков увеличилось на 14 % а подростков, употребляющих алкоголь, на 62 %. «Алкоголизм ежегодно уносит около 6 миллионов человеческих жизней». [3] Табак и алкогольные напитки являются психотропными веществами, так как вызывают устойчивое привыкание.

Причинами такого «увлечения» являются подростковые неврозы, возникающие из-за трудностей в учебе, конфликтных ситуаций в семье и среди сверстников. Не зная, как справляться с возникнувшими проблемами, со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, подростки прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению табака, алкоголя и наркотических веществ. [2, С. 78]

Профилактическую работу с такими детьми необходимо вести очень осторожно, без запугивания, без риска раскрытия информации по изготовлению и применению того или иного психотропного вещества. Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о влиянии наркотика не только на общее физическое состояние человека в целом, но и на необратимые последствия влияния наркотика на мозг и психическое здоровье [1, С. 19].

Важно показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас не модно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юношей, на внешние данные девушек. Первые же навыки здорового образа жизни необходимо прививать ребенку с дошкольного возраста. Этот процесс должен непрерывно продолжаться всю сознательную жизнь человека.

В целях выяснения уровня информированности о вреде курения, на базе ГБПОУ АО «Астраханский колледж культуры и искусств» было проведено анкетирование студентов третьих курсов очной формы обучения.

В результате анкетирования было выявлено следующее:

  1. На вопрос анкеты «Ваше отношение к наличию вредной привычке — курение — у своих близких и друзей?» — 30 % обучающихся ответили, что негативно, 20 % — высказали, нейтральное отношение. Но, все-таки, если решат попробовать табачные изделия сами, то оставят выбор за собой.
  2. На вопрос анкеты: «Что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек?» 26 % обучающихся ответили, источник — ближайшее окружение, 10 % — улица.
  3. На вопрос анкеты: «Какой способ борьбы с вредной привычкой Вы выберете?» 24 % — ужесточить наказание, 16 % — оставят на сегодняшнем уровне.

По результатам этого вопроса можно сделать вывод, что студенты плохо информированы о проблеме вреда курения, именно это влияет на их отношение к табакокурению.

В связи с этим администрацией колледжа было принято решение провести акцию «Студенты Астраханского колледжа культуры и искусств, против курения». Цель акции — привлечение студентов к агитационной и профилактической деятельности, способствующей формированию здорового образа жизни.

‒ помочь учащимся в осознании масштабов вреда, которое курение, оказывает на здоровье человека;

‒ способствовать отрицательному отношению к курению;

‒ развивать умение учащихся осуществлять самостоятельно поиск необходимой информации о вреде курения с использованием различных источников (справочных, научно-популярных ресурсов Интернета);

‒ развивать способность критического восприятия информации, в частности, на примере информации о пользе курения табака.

Акция включала в себя объявление конкурса плакатов «Скажем — нет курению!»; разработка информационных листов, посвященных вреде курения, наносимых организму подростка; организацию информационной доски с полотном — «Я против курения!» для сбора подписей обучающихся; выбор участниками акции эмблемы, как символа доброго здоровья; подбор тем для обсуждения на «Часе общения» со студентами колледжа; размещение в фойе колледжа информационного материала по профилактике курения, подбор наиболее важных аргументов против курения.

Читайте также:  Побочные явления при кодировании от алкоголизма

В настоящее время медико-демографическая ситуация в стране диктует необходимость целенаправленной профилактической работы по воспитанию у детей, подростков, студенчества личной ответственности за собственное здоровье, по формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательном отказе от вредных привычек.

  1. Логачева Е. А. Роль образовательного пространства в формировании установок на здоровый образ жизни студенческой молодежи// Научные труды XXIII-ей всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Ростов н/Д, — 2012. С.17–20.
  2. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа ВУЗ): Монография.1. Н. НГПУ, 2001. C. 78с.
  3. Статистическая информация Минздрава России // https://www.rosminzdrav.ru/ministry

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотиков, курение сигарет негативно влияет на организм и мешает разумно распорядиться всеми его возможностями во благо себе, своей семье и своей стране.

здоровый образ жизни, Астраханский колледж культуры, вред курения, вредная привычка, подросток, Россия, употребление алкоголя.

Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики.

Свободны ли они сами от распространённых среди учащихся вредных привычекупотребления алкоголя и курения табака?

Ключевые слова:интернет-зависимость, здоровье, здоровый образ жизни, факторы риска, вредные привычки, виртуальная реальность. Здоровье населения во многом зависит от образа жизни людей и распространенности вредных привычек. Однако в России отношение.

Распространённость употребления алкоголя и курения табака.

Здоровый образ жизни является неотъемлемой чертой человеческой цивилизации. 1. Образ жизни, экология, социальные условия — 15,4 %. 2. Вредные привычки (алкоголь, курение), питание, сон, воздух, погода, пассивный образ жизни — 60,7 %.

Современные проблемы формирования здорового образа жизни.

На занятиях специалисты центра рассказывают детям о пользе здорового образа жизни, вреде курения, чрезмерного и начатого в раннем возрасте употребления алкоголя, угрозе наркотиков.

‒ отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни.

Важной составной частью здорового образа жизни является пропаганда и профилактика отказа от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков. Растет среди подростков употребление алкоголя и табака.

Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики. Растет среди подростков употребление алкоголя и табака. В целях выяснения уровня информированности о вреде курения, на базе ГБПОУ АО «Астраханский колледж культуры и искусств» было проведено.

источник

Исследовательская работа: «Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подростков и молодежи»

ТЕМА: «Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подростков и молодежи»

Гусева В.Б высшая категория

г. Нижний Новгород 2011 – 2012 учебный год

Механизм действия наркотиков, последствия их приёма………………………………………….6

Профилактика алкоголизма и наркомании…………………………………………………. 9

Анкета, изучающая эффективность разработанной в нашей школе политики…………………..19

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от благоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты из распространения. Не менее серьёзными последствиями употребления наркотиков является безнравственность, не законченное образование и разрушение жизни.

Растёт среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей – задолго до появления ребёнка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребёнку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т.е с 2 – 3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а ещё лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей всё чаще появляются неврозы, всё чаще дети могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8 -9 лет. Младший школьный возраст считается проблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдёт этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, ещё до того как дети приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т.д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ.

Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснение проблемы дает эффект порой сиюминутный.

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания и укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман – это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения.

Ознакомление с опасными последствиями курения является важной составной частью пропаганды здорового образа жизни. Профилактика – ключ к успеху. Круг обсуждаемых вопросов включает такие проблемы, как принятие решения не курить, сопротивление со стороны сверстников, осознание последствий курения. Просто знание того, что курить вредно не заставит людей бросить курить. Поэтому необходимо давать объективную информацию, оставляя за ними свободу выбора. Акцент делается на количество не курящих подростков, на вред, наносимый организму.

Сегодня употребление алкоголя, табака, и наркотиков становится в нашей стране главной

Курение поставило перед человеком немалые проблемы. Особый интерес представляет влияние курения на умственную деятельность. Сравнение результатов эксперимента с данными контрольных опытов показывает, что под влиянием только одного дня курения показатели различных видов умственной деятельности снижаются:

в скорости вычеркивания букв — 1,02%

в точности вычеркивания букв — 7,09%)

в точности сложения чисел — 5,55%

в легкости заучивания — 4,42%

Большинство курильщиков утверждают, что курение благоприятно сказывается на их умственной работе. Эта субъективная оценка обязана механизму действия никотина. Первоначально он расширяет кровеносные сосуды и действует возбуждающим образом. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысль течет быстрее. Но всё это длится недолго. Под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма сосуды сужаются, умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти. Результаты исследований с помощью так называемого реоэнцефало-графического метода показали, что под влиянием курения табака наступает ухудшение кровоснабжения мозга.

Но не только никотин мешает подчас вспомнить что-нибудь даже элементарно простое. Есть ещё один «скромник», который упорно старается «стереть» многие наши воспоминания.

Механизм действия наркотиков, последствия их приёма.

Наркотик – это вещество, молекула которого с точки зрения науки, обладает рядом интереснейших свойств. Место приложения действия наркотика в нервной системе человека – синапс, нервная клетка.

Одно из важнейших свойств наркотика – мощный обезболивающий эффект. Все наркотики, в той или иной степени, — блокаторы боли.

Каким образом наркотик снимает боль? Боль, проведение болевых ощущений – это работа специализированных нервных клеток, связанных между собой с помощью синапсов (синапс – место контакта между нервными клетками). Для передачи этой информации через синапс необходимы молекулы – нейромадиаторы и белки – рецепторы.

Механизм действия наркотиков следующий: молекулы наркотика с током в крови разносятся по организму, попадая в область синапса, связываются с белками – рецепторами постсинаптической мембраны и блокируют их.

Эта связь на столько специфическая, что эти рецепторы учёные стали называть опиатными рецепторами. Боль через такой синапс не проводится. Получается, что чужеродная молекула наркотика, попадая в организм извне, подходит опиатными рецепторам, как ключ к замку, словно опиатные рецепторы созданы именно для наркотических веществ. Кандаст Перт и Соломон Снидер – исследователи из университета Джона Гопкинса в Балтиморе открыли опиатные рецепторы в нервной системе в 1972 году.

У учёных возник вопрос: зачем природа создала опиатные рецепторы? Ведь наркотики могут никогда не попасть в организм человека, а опиатные рецепторы есть у каждого. Единственное объяснение было в том, что в самой нервной системе человека вырабатываются вещества, похожие на наркотические, для них и существуют опиатные рецепторы. Начинается активный поиск этих веществ.

В 1975 году в спинном мозге были найдены нервные клетки, которые вырабатывали вещества, похожие на наркотические. Им дали название эндорфины (внутренние морфины) и опиаты, а клетки, в которых они синтезировались, назвали опиатными нейронами.

Позднее опиатные нейроны были обнаружены в головном мозге человека: в лимбической системе, гипоталамусе (отдел промежуточного мозга), коре и подкорке. Роль этих клеток и их нейтромедиаторов (их известно более 30) – торможение боли в организме и другие функции. Вот почему наркотики так хорошо снимают боль, они похожи по строению на «законные» блокаторы боли – опиаты и эндорфины. Это одно из самых выдающихся открытий неврологии 1970-х гг. – открытие нейронного действия опиатов.

Ещё одно важнейшее свойство наркотиков – они легко проходят через клеточную мембрану практически в любую клетку организма, несмотря на то, что клеточная мембрана обладает избирательной проницаемостью.

Всё, что происходит в организме – речь, движения тела, мышление, контроль за работой внутренних органов, — всё это функции нервной системы, поэтому вещества, которые синтезируются в нейронах, значимы для других клеток организма. Наркотики сходны с ними по строению.

Когда молекула наркотика проникает в живую клетку, она способна встраиваться в процессы биосинтеза, вытесняя «законные» молекулы. При этом работать в цепочке биосинтеза она не умеет, да и «не хочет». К чему это приводит? Нарушаются процессы нормального биосинтеза в живой клетке, нарушается нормальная жизнедеятельность клетки. Наркотик корёжит структуру клетки.

Какие клетки в первую очередь подвергаются действию наркотика? Это клетки тех органов, которые имеют обильное кровоснабжение, ведь наркотик разносится по организму с кровью. Например, мозг, занимая 2% от массы тела человека, потребляет свыше 20% кислорода всего организма, а когда человек активно мыслит, то 30 – 40%. Поэтому, нервные клетки головного мозга человека, употребляющего наркотики, страдают в первую очередь. Более того, наркотик вызывает гибель нервных клеток.

Первое что возникает у человека, принявшего наркотики, — это галлюцинации, «глюки» — на подростковом жаргоне. Почему это происходит? Функция нервной системы – обеспечить связь организма с окружающей средой. т.е мгновенно заметить любое значимое изменение (всё увидеть, всё услышать) и отреагировать на него. Наркотик попадает в нервную клетку, происходит сбой в работе нейрона, и человек уже ничего не видит ничего, не слышит, перед глазами всё поплыло, телом не управляет – это так называемый эффект изменённого сознания. В таком случае человек полностью беззащитен.
У наркомана страдает не только нервная система, но и печень, почки, сердце. Практически все наркоманы – люди с хроническими болезнями этих органов.

Молекулы наркотиков оказывает разрушающие действие на клеточном уровне. Клетка – основа живого. Наркотик разрушает основу.

Боль – уникальная функция нервной системы. Боль – сигнал опасности, сигнал разрушения. Можно только бесконечно удивляться, как природа создала такую защитную функцию нервной системы. Без болевой чувствительности жить нельзя – самые простые манипуляции могут привести к травмам, если нет чувства боли.

Нервная система так устроена, что вредные, опасные для жизни стимулы воспринимаются как болевые. При повреждении внутренних структур организма также возникает боль. Только боль приводит нас, пациентов, к врачу. Если бы не болело, к врачам бы не обращались. Почему рак считается коварным заболеванием? Потому что начальные стадии рака протекают без болевых ощущений, и человек не подозревает своей болезни.

Человек принимает наркотики, они регулярно поступают в его организм, оказывая на его клетки разрушающее воздействие, описанные выше. Но вот по каким – либо причинам у наркомана нет возможности принять наркотик. И тогда, у него возникает стадия, которую медики называют абстинентным синдромом, а в быту – ломкой. Ломка от слова «ломать». Без наркотика возникает боль. При ломке у наркомана не локализации боли, всё болит: мышцы, голова, желудок, суставы. Суставная боль такая сильная, как будто кости ломают. Тяжёлое состояние, но что может сделать наркоман, чтобы снять эту боль? Наркотики – блокаторы боли. Введи наркотик – он заблокирует опиатные рецепторы и боли не будет.

Читайте также:  Живые бактерии метод плацебо при алкоголизме

Получается, что наркотик разрушает клеточные структуры, нервная система даёт сигнал опасности (сигнал разрушения – боль), но только наркотик может снять эту боль. И «завязка» у наркомана получается на боли. Хотя начало наркотической зависимости протекает без боли и зависимости только психическая – стадия опасная и неприятная, с проявлениями депрессивных состояний, но это стадия «желаний». Желания могут меняться: «сегодня хочу глючиться, завтра тоже, а вот потом – расхотел». Не хочу больше принимать наркотики, хочу нормальной

жизни, работу интересную предложили, влюбился, — 1000 причин у человека, чтобы разочароваться в наркотиках. А бросить наркотики не получится, без него возникает ломка. При ломке взрослые парни катаются по полу от боли, пена изо рта, кричат. Сцены ломки, которые стали показывать по телевизору в передачах о наркотиках, вызывают ужас у любого человека.

Эндорфины, опиаты, другие нейромедиаторы выполняют не только функцию блокаторов боли, но и поддерживают нормальный эмоциональный фон.

Когда наркотик поступает в организм в количествах, в тысячи раз превышающих естественную секрецию опиатов, нервные клетки резко прекращают выработку опиатов.

Если наркотик в организм не поступает, а опиатные нейроны уже не могут синтезировать свои нейромедиаторы, наступает спокойное состояние депрессии. Как она проявляется? Утром человек просыпается, чувствуя тяжесть во всём теле, ничего не хочется, сил нет, на сердце тоска, возникают мысли о самоубийстве – это депрессия. Состояние очень неприятное.

Сделать выбор – принимать наркотик или нет – может только сам человек. Система запретов тут бессильна.

Профилактика алкоголизма и наркомании.

Важно научить сказать «НЕТ» в тех случаях, когда тебе предлагают попробовать. Проблема наркомании неслучайно включает в себя и употребление алкоголя, так как алкоголь – это наиболее доступный и наиболее часто употребляемый в целых опьянения наркотик. Для того, чтобы эффективно бороться с употребление учащимися алкоголя и наркотиков, необходимо привлечь всё общество, родителей, школу, правоохранительные органы, религиозные и общественные организации. Все эти группы должны быть едины в том, что употребления алкоголя и наркотиков есть зло и оно приносит вред.

Ознакомление учащихся с вредными последствиями употребления алкоголя и наркотиков и выработка у них умения воздержаться от их употребления является важным аспектом воспитания.

Количество подростков, увлекающихся подобным привычкам с каждым годом увеличивается. Статистика утверждает: возраст начинающего курильщика, наркомана, подростка, увлекающегося спиртным – 7-10 лет!

Для правильной постановки антиалкогольного воспитания учащихся необходимо четкое понимание того, что недостаточно добиваться только усвоения подростками определенной суммы антиалкогольных знаний, хотя эта задача, конечно, важная. Здесь особого внимания требует формирование готовности применять эти знания в каждом конкретном житейском случае, понимание того, что нет безобидных рюмок алкоголя, что любое употребление алкоголя – первая ступень на тропу пьянства. Конечно, только на биологических уроках эту задачу решить нельзя. Здесь необходимы межпредметные связи биологии и географии, анатомии и истории, физиологии и химии, литературы и физкультуры и т.п. необходимо также, чтобы пропаганда трезвости была ненавязчивой, что импонирует подросткам, не терпящим никаких нравоучений и назиданий.

В целом профилактику алкоголизма в подростковом и юношеском возрасте следует строить на принципах.

Первый принцип: направленность воспитания не просто на алкоголизм в целом, а на каждый из его элементов, на каждое его проявление.

Второй принцип: направленность воспитания в первую очередь на предотвращение отрицательных последствий употребления алкоголя, которые могут развиваться в ближайшее время, а не через 10 – 15 лет и даже позже. Подростки и юноши, а тем более дети, не склоны (а часто и не способны в связи с возрастом) реально задуматься над тем, что может случиться с ними через 10 – 15 лет, но для них может быть действенной мысль о том, что именно они теряют от употребления алкоголя уже в данный конкретный период жизни.

Третий принцип: вырабатывать отрицательное отношение к алкоголя следует не только на основе разъяснения негативных последствий злоупотребления им, но и на основе отрицательной оценки всех остальных моментов поведения пьющего, на дискредитации всего того, что пьяницам и алкоголикам используется в целых самоутверждения перед другими людьми, для бахвальства.

У «культурно» пьющих, дети с аномалиями рождаются в 4-5 раз, а у алкоголиков в 37 раз чаще, чем у трезвенников. Родившись от пьяных родителей, умственно отсталые люди неизбежно дают такое же потомство, и происходит всё нарастающее снижение интеллектуального уровня народа – своеобразный геноцид!

Алкогольный синдром плода и его проявление у новорождённых:

Внутриутробная гипотрофия 80-90%

Аномалии конечностей 18-41%

Нарушение физического развития 80-90%

Врождённый порок сердца 30-49%

Неврологические нарушения 85-89%

Уродство половых органов 38-49%

Проявление алкогольного синдрома у детей дошкольного возраста и подростков

Поражение внутренних органов, печени сердца, эндокринной системы, почек и нарушение обмена веществ 60-80%

Заторможенность эмоциональная ограниченность, неуверенность в себе 30-40%

Двигательная несдержанность, расторможенность 60-70%

Эмоциональная неустойчивость, вспышки гнева 40-50%

Умственная отсталость, минимальные психические отклонения 40-50%

Неврологические нарушения, эпилепсия 20-30%

Повышенная привыкаемость к алкоголю 100%

Приводя примеры губительного действия наркотических веществ на потомство, используется иллюстративный материал – фотографии детей – уродов, родители которых алкоголики, наркоманы, данные о рождении слабоумный и т.д. Вред употребления наркотических веществ демонстрируется наглядно, ярко, убедительно, а не абстрактно, только на словах.

Выводы, сделанные учёными: алкоголь приводит к ухудшению кратковременной памяти и замедленному протеканию мозговых процессов.

Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный

период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей ко многим факторам внешней среды, особенно вредным. Не случайно, поэтому организм оказывается уязвимым к воздействию алкоголя. Объясняется это, прежде всего тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей скоростью кровотока и большим просветом сосудов, относительно большей массой крови. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неорганической способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая её у тканей организма. У подростка, учитывая высокую проницаемость тканей в этом возрасте, их насыщенность водой, алкоголь быстро распространяется по всему организму. Токсическое воздействие алкоголя, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет 1,45, а в головном мозге 1,75. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга в подростковом возрасте, когда мозговая ткань находится на стадии структурного и функционального совершенствования даже однократное употребление алкоголя нарушает нормальный процесс развития психики. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Второй мишенью в организме является печень именно в ней под действием ферментов происходит расщепление алкоголя, который выступает как растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения в них, дистрофические процессы с накопление жира. Алкоголь обладает выраженным токсическим действием на эпителии, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секрецию и состав желудочного сока, что в свою очередь ведет к переваривающей способности желудка. Нарушение усвояемости пищи неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка. Не безучастны к употреблению алкоголя и быстро растущие в пубертатном возрасте легкие. Около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через лёгкие. Наконец, токсическое воздействие алкоголя сказывается и на сердце растущего человека, и на самой крови.

Таким образом, алкоголь оказывает чрезвычайно пагубное воздействие на растущий и развивающийся организм человека в период отрочество он ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание его органов и систем, гасит развитие высших форм самосознание, абстракции, эстетических понятий, этических категорий.

Организм человека устроен так, что не в каком виде и не в каком количестве алкоголь ему не нужен обменные процессы в организме не нуждаются в экзогенном (поступающим из вне) алкоголя, а реакции, в результате которых вырабатываются микродозы эндогенного алкоголя, и реакции, использующие этот спирт, работают без нашего вмешательства. Даже наоборот, если периодически подливать в организм экзогенный алкоголь, то выработка внутреннего спирта прекращается (как защита от избыточных его количеств). В этом, по мнению учёных, суть появления алкогольной зависимости: отучив свой организм производить нужные количества спирта, мы вынуждены регулярно его снабжать его путём возлияний.

Представим себе, что не один подросток никогда не сможет попробовать спиртного, табака, наркотиков. Ведь миллионы людей, населяющих страны Ближнего и Среднего Востока живут долгой полноценной жизнью в полной свободе от алкоголя (это кстати ещё одно доказательство, что алкоголь не требуется нашему организму и введение «сухого закона» не вызовет ухудшения здоровья, если он будет действовать, как мера разрешительная)

Для того, чтобы эффективно бороться с употребление учащимися алкоголя и наркотиков, необходимо привлечь всё общество, родителей, школу, правоохранительные органы, религиозные и общественный организации. Все эти группы должны быть едины в том, что употребление алкоголя и наркотиков есть зло и оно приносит вред.

Единой причины развития наркомании не существует. Имеют значение личностные особенности (инфантилизм, пассивность, зависимость, демонстративность, эмоциональная не устойчивость). Большую роль играют определенные социальные факторы: низкий уровень образования и профессиональные квалификации, сопровождающиеся отсутствием интереса к учёбе, работе, безыдейность и без духовность, не умение занять свой досуг, влияние окружающей микросреды, неблагополучная обстановка в семье, не достатка в воспитательной работе, низкий уровень медико – просветительной работы. Наркомания – это болезнь коллективная. Если наркоман попадает в компанию, он может заразить и других, так как наркоманы стремятся к тому, чтобы и окружающие попробовали наркотик, тоже приобщились к этому увлечению. Тяжело и покинуть компанию наркоманов, т.к не дают никому выбиться из их стада, преследуют всячески стараются помочь вернуться к наркотизации. Наркомания – это болезнь молодых, т.к до старости они просто не доживают. А начинают употреблять наркотики чаще в подростковом возрасте, больше всего подверженным отрицательному влиянию. Подростковый возраст – это период самоутверждения, отрицание общепринятых авторитетов, выбора собственных ценностей, когда особое влияние оказывает среда товарищей, авторитет лидера «своей группы». Чувства своеобразного коллективизма, стремление не отстать от сверстников, порой просто любопытство и желание отведать запретный плод, безделье и скука – вот некоторые из причин, приобщение подростков и молодых людей к наркотикам.

Вместе с тем, наркомания – это не личное дело каждого. В результате наркотизации потребителя возникают серьёзные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями – (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни) и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состояние наркотического опьянения, особенно, если управляет транспортом или имеет доступ к оружию, они представляют серьёзную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учёбу или работу с употребление наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства . Тем самым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться с отступлениями от «правила неприкосновенности», т.к. в конечном счете, речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют пр иоритет и должны господствовать в демократическом обществе.

Просвещение подростков по вопросам СПИДа — лучший способ предотвращения этой болезни На занятиях даём ясную, правдивую информацию о том, как передаётся этот вирус, как он воздействует на иммунную систему человека, какое влияние оказывает на жизнь каждого человека и на здоровье общества в целом, а также о путях распространения вируса. Ребята смогут сами принимать продуманные решения о том, как вести здоровый образ жизни

По существующим прогнозам рост показателей, связанных с употреблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до 2005-2010 года.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50% наркоманов, в Европе — 70%), инфекционных гепатитов (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧ инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у м По данным международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20 % всех госпитализаций. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее страны.

СПИД — одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед человечеством в конце XX века. Дело не только в том, что в настоящее время в мире официально зарегистрировано более 33,5 млн. больных и многие миллионы инфицированных. СПИД- это сложнейшая научная проблема.

Вирус ВИЧ проникает через клеточную стенку и идёт прямо к ядру. В ядре находиться генетическая информация о том, что белому кровяному тельцу надо делать при атаке инфекции на организм. Когда белое кровяное тельце обнаружит в крови инфекцию, оно начинает очень быстро размножаться и производить антитела. Но когда на него нападет вирус ВИЧ, оно теряет эту способность размножаться и наоборот начнет производить большое количество вируса ВИЧ. Во время своей короткой жизни оно способно производить тысячи новых вирусов ВИЧ. Она станет их «фабрикой». Эти вирусы потом покидают белое кровяное тельце и атакуют другие, ещё здоровые тельца. Каждое такое вторжение в ваш организм окончится только смертью!

источник