Меню Рубрики

Еникеева как предупредить наркоманию и алкоголизм у подростков

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЮ

Это очень сложный вопрос, и если бы был готов на не­го ответ, то не было бы и проблемы алкоголизма и нарко­мании. Однако это не означает, что нужно опустить руки и смириться с существующим положением вещей.

Как понял читатель из предыдущих глав, и алкоголизм и наркомании — тяжелые заболевания. Теми, кто ими страдает, занимаются врачи-нарколот. При сформирован­ной зависимости педагоги уже не в силах «перевоспитать» больного.

Задача учителей — не допустить, чтобы в этот круг во­влеклись другие подростки. Если хотя бы один учащийся страдает алкоголизмом или наркоманиями, то употребле­ние спиртного или наркотиков может принять характер эпидемии в классе.

Итак, что же делать педагогам? В первую очередь обратить пристальное внимание на три группы учащихся, первая — стабильные двоечники-троечники. Вторая — учащиеся, постоянно нарушающие дисциплину. Третья — ребята из неблагополучных семей. Это группы риска.

Скорее всего, получится, что несколько учеников в клас­се обладают всеми тремя характеристиками, а именно: в семье выпивает отец или мать, подросток учится с троек на двойки и регулярно нарушает правила и нормы поведения.

Увидеть психическую патологию у таких школьников может только врач-психиатр. Однако указанные характе­ристики позволяют предположить, что у подростка имеет­ся скрытая или явная психическая патология. Почему? А потому, что программа массовой школы (равно как и про­грамма обучения в училище) рассчитана не на вундеркин­дов, а на детей с нормальным психическим развитием.

Нецелесообразно разделять учеников на способных и неспособных. Снижение способности к учению очень час­то и означают, что у данного учащегося есть какие-либо психические отклонения. Любое неблагополучие в психи­ческой сфере у детей и подростков обычно сказывается на их школьной успеваемости и поведении.

Точно так же не следует считать, что подросток плохо учится только потому, что дома у него неблагополучно. Имеет значение и наследственность: ребенок пьющего отца (матери) часто имеет психическую патологию. Важен и психологический климат в семье. Подросток из пьющей семьи, как минимум, невротизирован (т. е. у него имеются проявления невроза) или психопатизирован (имеет откло­нения, напоминающие психопатию).

Выяснить, что кто-то из учащихся часто или даже регу­лярно выпивает, не составляет особого труда. Если до этого он учился неплохо, то тут успеваемость резко снижается. Пьющему подростку некогда учить уроки, на занятиях ему скучно, отметки его не интересуют, к замечаниям учителей он безразличен или огрызается и грубит. Употребление спиртного тут же сказывается и на посещении школы. Частые немотивированные пропуски занятий, уход с уро­ков тоже позволяют предположить неблагополучие.

Еще один из признаков, позволяющих заподозрить частое употребление спиртного, — колебания настроения и общего состояния. В главе о бытовом пьянстве говори­лось, что наутро после выпивки человек вял, легко устает, настроение снижено, интеллектуальные нагрузки даются с трудом. Если такие состояния у ученика бывают довольно часто, необходимо обследование у психиатра. Это может быть связано с каким-либо заболеванием, но может быть обусловлено и употреблением спиртного.

Случаи приема алкогольных напитков или наркотиков в школе (училище) даже во время субботника или школьного вечера должны расцениваться как ЧП. Оправдывать подо­бный факт тем, что сейчас «все пьют», «иногда можно», «от одного раза ничего страшного не случится», — недопустимо.

Установить, что в школу (училище) кто-то приносит наркотики, например наркоторговец или кто-то из уча­щихся, не так уж сложно. Обычно на перемене или после уроков вокруг такого лица собирается группа ребят, они шепчутся, в руках мелькают деньги. При появлении учи­телей они замолкают, быстро все прячут и не очень нату­рально делают вид, что просто разговаривают.

Однако наркоторговец может поджидать ребят в школь­ном дворе или где-то поблизости от школы. Далеко не все школьники к нему потянутся. Скорее всего, поначалу во­круг него будут «кучковаться» именно учащиеся из группы риска. Ребята, которые хорошо учатся, имеют другие при­оритеты. Но если дело пустить на самотек, то не исключено, что со временем, когда часть класса станет регулярно при­нимать наркотики, в этот круг могут втянуться и остальные. Выше говорилось об имитации и группировании со сверст­никами как характерных свойствах подросткового возрас­та. Это может привести к тому, что к приему наркотиков приобщатся и благополучные до того учащиеся.

Если у педагога возникли опасения, что несколько уче­ников стали принимать наркотики, то желательно рас­спросить тех ребят, на кого можно положиться. Психиче­ски здоровые девочки обычно не вовлекаются в наркоти­зацию, но они могут быть в курсе того, что в школу (учи­лище) регулярно приходит наркоторговец. Скрыть это от соучеников сложно — любая новость обычно становится достоянием всего класса.

Самостоятельно заниматься расследованием и «ловить» торговца наркотиками педагогам не стоит. Лучше предос­тавить это профессионалам. Если появляются факты, что кто-то регулярно снабжает учащихся наркотиками, нужно обратиться в милицию. Сейчас есть специальные отделы по борьбе с наркоманиями.

После задержания наркоторговца об этом факте нужно оповестить всех учеников и родителей. Скрывать здесь нечего, в борьбе против распространения наркотиков долж­ны принимать участие не только педагоги, но и родители учащихся.

Известно, что наркотические средства во многих слу­чаях можно приобрести в стенах школы. Кто-то из ребят, употребляющих наркотики, является посредником между торговцем и желающими купить наркотик. Наркоторго­вец может давать ему «товар» на реализацию, а тот после перепродажи отдает торговцу вырученные деньги, полу­чая с этого определенный процент.

Если выяснится, что распространителем наркотиков в школе (училище) является кто-то из учеников, то в первую очередь нужно поговорить с родителями и предупредить их, что «деятельность» их сына (дочери) уголовно нака­зуема. Если родители не в состоянии повлиять на своего отпрыска, остается один выход — обратиться в милицию.

Если педагогам становится известно, что кто-то из уче­ников принимает наркотики или регулярно выпивает, об этом надо немедленно оповестить родителей. Родители, небезразличные к судьбе своего ребенка, предпримут аде­кватные меры. Такими мерами может быть и перевод в другую школу, и даже переезд на другое место жительства, чтобы оторвать подростка от «дурной» компании.

Всех подростков, замеченных в наркотизации или регу­лярном употреблении спиртного, должен обследовать врач-нарколог на предмет, имеет ли тут место бытовое пьянст­во либо эпизодическая наркотизация или речь уже идет о сформированной зависимости, т. е. болезни — алкоголизме или наркомании.

Даже при эпизодической наркотизации и бытовом пьян­стве такие школьники должны состоят на профилактиче­ском учете у психиатра, поскольку оба состояния психиат­ры-наркологи расценивают как предболезнь, преддверие болезни. Алкогольной или наркотической зависимости еще нет, но при продолжении наркотизации или алкоголизации она неминуемо сформируется. Порой профилактического наблюдения психиатра вкупе с психотерапевтическим воз­действием бывает достаточно, чтобы предупредить болезнь. Если у подростка есть психическая патология, которая яви­лась основой для нарушений поведения и приема наркоти­ков и спиртного, то врач проведет адекватное лечение.

Немало подростков психиатры наставили на путь ис­тинный и предупредили формирование болезни. На раннем этапе это еще возможно. Позже, когда болезнь уже сформировалась, это становится проблематичным, поскольку энцефалопатия (слабоумие) при систематическом приеме алкоголя и наркотиков у подростков возникает очень бы­стро. На ребят не действуют те доводы и медицинские меры, которые эффективны в отношении взрослых паци­ентов. Все это — еще одно свидетельство необходимости как можно более раннего выявления подростков, употреб­ляющих спиртное или наркотики. Если это сделано свое­временно, шансы на успех повышаются.

Наркологическое обследование на предмет установле­ния диагноза обычно проводится в психиатрической боль­нице. Диагноз может установить и районный нарколог психоневрологического диспансера, но лишь в явных слу­чаях. Если болезнь уже на второй стадии, то установить диагноз несложно. Но на первой стадии возможны труд­ности с диагностикой. Подросток будет врать врачу, что он всего лишь «разок» попробовал, а в амбулаторных ус­ловиях у психиатра нет возможности понаблюдать за его состоянием. Поэтому первичных больных (т. е. тех, у кого еще не установлен диагноз) направляют на стационарную психиатрическую экспертизу. Обычно экспертиза длится десять дней.

После окончания экспертизы врачи устанавливают ди­агноз. Либо это будет «алкоголизм» или «наркомания», ли­бо «эпизодический прием наркотиков» или «бытовое пьян­ство». В каких-то случаях может быть диагноз: «Данных за наркотизацию нет». Но обычно дыма без огня не бывает. Сами педагоги не могут направить учащегося на обсле­дование. Это делает либо подростковый психиатр, либо нарколог районного психоневрологического диспансера.

Я и мои коллеги лечили сотни, тысячи подростков, больных алкоголизмом и наркоманиями. К сожалению, статистика результатов лечения неутешительная.

Мамы рыдают в кабинете нарколога: «Доктор, спасите сына (дочь)!». У врача не поворачивается язык сказать; «А куда же вы смотрели раньше, когда он(а) еще только на-чал(а) выпивать или пробовать наркотики?! Почему не поинтересовались, где, с кем и как проводит свободное время, почему не забили во все колокола, впервые увиден сына (дочь) в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?!».

Безусловно, недостатки воспитания — вина в первую очередь родителей. Здесь незачем кивать на педагогов. Для учителя не только дают учащимся знания, но и воспитывают у них нравственные ценности, высшие идеалы. Но если это не подкрепляется примером родителей, усилия школы могут оказаться тщетными. Моя двадцатипятилет­няя практика психиатра показывает, что алкоголиками и наркоманами обычно становятся дети из неблагополуч­ных семей. В данном случае имеется в виду не формальное благополучие — материальный достаток и непьющие ро­дители, а психологический климат в семье. Если у родите­лей нет доверительных отношений с сыном (дочерью), то такая семья неблагополучна.

Мой опыт позволяет утверждать, что подростки из се­мьи с хорошим эмоциональным и психологическим кли­матом, где родители в контакте со своим ребенком, в курсе проблем, свойственных этому возрасту, уважают его пра­ва как личности, никогда не станут алкоголиками и нар­команами. Если всего этого в семье нет, то такие родители плохие помощники в борьбе за их ребенка.

И последнее, что нужно знать. В таком важном деле, как предупреждение алкоголизма и наркоманий у подро­стков, необходимы совместные усилия всех взрослых лю­дей. Мне приходилось слышать от педагогов, что данная проблема — вне их компетенции, их задача — учить. А ро­дители говорят, что их задача вырастить, одеть, обуть и прокормить, а «воспитывать» должна школа. Раз школь­ник стал принимать наркотики или спиртное, то якобы виноваты педагоги — куда они смотрели?! Если встать на подобную позицию, то врачи должны были бы сказать, что их задача лечить, а остальное их не касается. Сотруд­ники правоохранительных органов могли бы заявить, что для них главное — ловить преступников и наказывать их в законодательном порядке.

Если мы будем кивать друг на друга, искать виноватых и действовать разобщенно, мы не продвинемся в решении этой чрезвычайно важной проблемы. Поэтому самое глав­ное — объединить усилия. Педагоги должны и привлекать родителей, и обращаться за помощью в правоохранитель­ные органы, и быть в контакте с врачами-психиатрами.

Наша общая задача — вырастить психически здоровое, полноценное поколение.

источник

Лучшая методика борьбы с наркоманией и алкоголизмом — профилактика.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

1. Акатова Н.С. Профилактика злоупотребления наркомании в учебных заведениях. Психология и педагогика в образовательной и социальной сферах. М. 2002 — с.267.

2. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. Москва, «Юридическая литература», 1988г

3. Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- с.256.

4. Бехтель Э.Е. Дозонологические формы злоупотребления алкоголем. М., Медицина. Социальная педагогика. Курс лекций. Под. общ. ред. М.А. Галагузовой. Гуманитарный центр «Владос».

5. Валентин Ю, В., Сирота Н.А. Руководство но реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. — М., 2002 -с.106.

6. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. М., 1997г

7. Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., Медицина. 1990 -с.206.

8. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994г

9. Егоров А.Ю. Рано начинающийся алкоголизм.М.2002.С50-54.

10. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков.М: Издательский центр «Академия»,2001 — с.144.

11. Еникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие для ОТуД. сред, и высш. пед.учеб. заведений — 2-е изд. , стереотит. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 –с.144.

12. Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения. 1999.№ 4, с..108.

13. Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: 1998

14. Левин Б.М. Социологический анализ потребления алкогольных напитков школьниками Москвы.М. 1996

15. Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. с.256.

16. Личко А.Е., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.2000.

17. Макаров В.В.Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков. Вопросы наркологии. 1993.№ 3.

18. Макеева А.Г.Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.2000 с.149.

19. Максимова Н.Л. Психологическая профилактика алкоголизма у
несовершеннолетних: Учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.

20. Миллер В.Р.Мотивация психологической зависимости. NIDA. 2000. P. 99-106.

21. Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. с.306.

22. Пелипаса В.Е., Проблемные ситуации в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди подростков. Вопросы наркологии. № 4.,1999.

23. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М., Изд-во Института психотерапии. 2003 с. 204.

24. Савченков В,В. Употребления алкоголя подростками. М.Психология.2000.С.30-33

25. Сидоров П.И., Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. С.306.

26. Сирота И. А., Ялтонский В.М., Зыков О. В. и др. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. М. 2001 с. 95.

27. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорово-жизненного стиля. — М, 2000 — с.165.

28. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003 — с.165.

Читайте также:  Как лечить алкоголизм в домашних условиях лекарствами

29. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. Психология и педагогика в образовательной и социальной сферах. М.2000 с. 302.

30. Углов Ф.Г. Потребление алкоголя – социальная проблема. Соратник №10.2001.- с3.

[1] Еникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие для ОТуД. сред, и высш. пед.учеб. заведений — 2-е изд. , стереотит. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 –с.144. [2] Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков.М: Издательский центр «Академия»,2001 — с.144. [3] Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: 1998 [4] Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- с.256. [5] Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. с.256. [6] Макеева А.Г.Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.2000 с.149.

Белая ТатьянаБорисовна,студентка, Нижегородский государственный педагогический университете им. К. Минина, г. Нижний Новгород

Скитневская Лариса Витальевна,кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университетеим. К. Минина, г. Нижний Новгородl.skitnevskaya@yandex.ru

Влияние сверстников на употребление алкоголя вподростковом возрасте

Аннотация. Статья посвящена вопросам употребления алкоголя подростками. Авторы рассматривают мотивы употребления алкоголя и влияние сверстников на алкогольное поведение подростковКлючевые слова: подростка, употребление алкоголя, сверстники

У подростков,употребляющих алкоголь часто наблюдаются вспышки агрессивности,возникающиев кругу близких и родных людей. Бывает, что такиеслучаи происходят даже в присутствии посторонних. Постепенно подросток отдаляется от родного окружения, перестает быть внимательным к своим друзьям и близким, становится неискренним, замкнутым и недоверчивым. Настоящее спокойствие и непринужденность юношаили девушка начинает чувствовать исключительно в кругу таких же несовершеннолетних «алкоголиков», считая всех своих трезвых сверстников неполноценными и ущемленными.По мере усложнения социальной структуры общества потребление алкоголя становится все более индивидуальным, возникают личные мотивы и собственное отношение к спиртному, и одновременно растет число факторов, которые обуславливают злоупотребление им.Большое влияние оказывает ближайшее окружение (родителей, друзей), которое в значительной степениформирует личность и отношение к алкоголю.По всей вероятности, истинная же причина употребления алкоголя подростками –это стремление к элементарному удовольствию, которое не контролируется нравственными нормами и суждениями о возможных социальных и индивидуальных последствиях.Для некоторых определяющим обстоятельством, приводящим к употреблению алкоголя, становится психофизиологическая предрасположенность, имеющая различные формы: нейроэндокринные сдвиги, аномальный онтогенез, «бурная» акселерация, психические расстройства, инфантилизм. Однако эта предрасположенность может проявиться, а может и не проявиться. К этой группе также причисляют подростков с врожденной агрессивностью, которые используют алкоголь как допинг, способный приглушить «муки совести» и ликвидировать нравственные барьеры.Необходимо отметить такую характерную черту как неустойчивость настроения. Так, подобострастие и вкрадчивость в ситуации, сулящей выпивку, резко сменяются агрессивностью и гневными вспышками, если ей препятствуют. С особой легкостью брутальные аффекты развиваются в кругу семьи, редко сменяясь хотя бы формальной вежливостью даже в присутствии посторонних людей.Та же неустойчивость, которая по сути дела имеет ту же подоплеку и логику, характерна и для других черт. Синтонность и возможность созвучности переживаний несовершеннолетних в развернутых стадиях заболевания носят не диффузный, а преимущественно парциальный характер: главным образом это проявляется в отношениях с людьми, чрезмерно употребляющими алкоголь; сверстники с трезвенническими установками третируются как «ненормальные», «неполноценные» и подвергаются остракизму. «Алкоголезависимые»подростки становятся холодными, неискренними, недоверчивыми, замкнутыми, а к близким людям и прежним друзьям не проявляют должного внимания. Лишь в «своем кругу» они чувствуют себя синтонно и непринужденно.Нередко такие подростки обходятся весьма заботливо с себе подобными. Например, могут целыми «делегациями» навещать товарищей, которые находятся на стационарном лечении от алкоголизма. Со злоупотребляющими алкоголем людьми они легко находят общий язык и быстро сближаются с ними, организовывая своеобразное сообщество, в котором господствуют свои нормы поведения и «кодекс чести», основанные на потреблении спиртных напитков [7, с.134].О внешних манерах поведения несовершеннолетних больных можно сказать то, что они часто наигранны и компенсаторны. Бесцеремонность, бахвальство, развязность в условиях строго контроля быстро сменяются беспомощностью, подавленностью и пассивной подчиняемостью.Таблица 1. Мотивы употребления алкоголя.Мотивы употребления алкоголя, типичные для молодых людейМотивы употребления алкоголя, типичные для взрослых людейСтремление испытать новые ощущения,следовать традициям,любопытность,«для храбрости» и т.п.Желание избавиться от скуки,снять с себя напряжение,освободиться от негативных переживаний в семье, учебном и профессиональном коллективе.

Таким образом, мы видим, что мотивы употребления алкоголя могут быть разнообразными. Одни считают его своеобразным лекарством, другие –средством для снятия психологического напряжения, третьи –способом облегчить общение с людьми. Однако главный мотив употребления алкоголя связан, прежде всего, с психотропным действием этилового спирта.Наиболее значимой для подростка является, конечно же, семья. В социализации личности она занимает особое место, ее ничем нельзя заменить. В семье происходит первый адаптивный этап социальной жизни человека. Дети, которые воспитываются вне семьи, как правило, страдают изза нарушения групповой идентичности и эмоциональных контактов.Также важным звеном в жизни ребенка является школа. Она предоставляет подростку широкий диапазон социальных отношений с различными людьми, что позволяет ему апробировать на всех уровнях разные социальные роли.Не менее важной группой людей являются сверстники. Подросток много времени проводит с друзьями, поэтому их мнение очень важно для него. Своя компания, группа как таковая остается, но перестает быть целью, смысловым центром, все больше становясь лишь только средством для удовлетворения возрастающей потребности [8, с.67].Подросток употребляет алкоголь, потому что все друзья так делают, это модно и очень веселит. Никому не хочется быть «белой вороной», вот и выпивают в компаниях.Конечно, каждый человек, который входит в круг общения подростка, очень важен для него. Не стоит забывать, что в этом возрасте формируется личность, и чрезмерное употребление алкоголя может нарушить этот процесс. Подросток должен сам это понять и предпринять меры по истреблению спиртных напитков из его жизни.В нашем исследовании мы изучали, как влияет группа сверстников на употребление алкоголя в подростковом возрасте. Исследование проходило в г. Н. Новгорода, в школе № 181 и школе №75. В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте от 13 до 15 лет.

Для проведения исследования нами были выбраны следующие методики:1. Самостоятельно составленный опросник.2. Методика Ю.М Орлова «Потребность в общении».3. Патохарактерологический диагностический опросник Личко.4. Методика «Большая пятерка».Из составленного опросника мы узнали пол испытуемых, увлечения, отношение к алкоголю. Из методики Орлова мы выявили степень потребности в общении, желание находиться в компании или одному. Из методики Личко выяснили акцентуации характера и личностные особенности испытуемых.Из методики Большая пятерка выявляли:нейротизм экстраверсияоткрытостьопыту

согласие сознательностьДля проведения исследования мы опросили 30 человек в возрасте от 13 до 15 лет, в городе Нижнем Новгороде, школы № 181 и 30 человек в возрасте от 13 до 15 лет, в городе Нижнем Новгороде, школы №75.Результаты:Таблица 2. Частота употребления алкоголя.Частота употребления алкоголяПроцентыКаждый день246раз в неделю823 раза в неделю85Один раз в неделю3Раз в месяц2Результаты исследования выявили, что основная масса подростков выпивают 23 раза в неделю (85%), каждый день (2%), раз в месяц (2%), один раз в неделю (3%), 46 раз в неделю (8%), это может говорить о том, что подростки поддержаны влиянию СМИ и желанию расслабиться от «трудных будней».Таблица 3 . Количество употребляемых доз алкоголя.Колво дозПроценты12282335425586381Результаты показали, что самое большое количество доз употребления алкоголя8(1%). Наиболее частым ответом стали: 23 дозы (35%), 12 дозы(28%) и 4 дозы(25%), 5 доз (8%), 6 доз выбрали (3%) опрошенных.Таблица 4. Виды употребляемого алкоголя.Виды алкогольных напитковПроцентыПиво53Вино20Водка или коньяк5Коктейли22В ходе исследованиявыяснилось, что самым распространенным алкогольным напитком среди молодежи стало пиво (53%), коктейли(22%) и вино(20%), водку или коньяк выбрали 5% испытуемых.Таблица 5. Употребление алкоголя, в зависимостиот употребления алкоголя друзьями.

ПроцентыДа96Нет4Исходя из этой таблицы, можно выявить зависимость подростков от мнения в компании(96%). Не употребляют алкоголь (4%) опрошенных.Из данного исследования можно сделать следующие выводы.Подростки в возрасте от 13 до 15 лет подвержены влиянию сверстников. В компании они чаще и больше пьют, обосновывая это тем, «что в компании нельзя подставлять товарищей, все пьют и я должен». Обратить внимание надо на слово «Должен». Подростки уверены, что если не выпить в компании, то ты станешь изгоем общества на всегда. Выпивая алкоголь, им становится интереснее общаться друг с другом, находятся общие темы, даже общие друзья. Выпивают довольно часто23раза в неделю. Самым распространенным напитком оказалось пиво и коктейли. К сожалению, тенденция молодежи в свободное время выпивать, а не заниматься спортом растет с каждым днем.В заключении необходимо еще раз обратить внимание на то, что проблема употребления алкоголя школьниками –комплексная проблема, и её устранение может привести к положительному результату только при условии, что ее решение будет осуществляться не одними усилиями социальных педагогов, но и всех субъектов деятельности.При завышенной оценке собственных способностей или при наличии хобби, интересов, которые превышают когнитивную сложность ребенка или его волевые усилия, достаточно часто возникает чувство непризнанного «гения», приводящее к депрессивному состоянию. Многие подростки используют алкоголь в качестве стимулятора творческих способностей, в особенности это относится к детям шизоидного и астероидного типа акцентуаций.К потреблению алкоголя склонны те подростки, которые не обладают когнитивной сложностью, что вызывает у них трудности в оценивании своих поступков и дифференциации себя и других. Такие подростки характеризуются слабой эмоциональностью и меньшей чувствительностью, у них низкая способность к эмпатии и переживанию по отношению к себе и другим. Также им свойственно непринятие себя. Непринимающие себя подростки становятся психологически неустойчивыми, стрессодоступными, хрупкими и именно такие чаще всего обращаются к спиртному.Подросток, предрасположенный к алкоголю, отличается агрессивностью, которая может быть как прямой, так и защитной. Последняя выступает как реакция на страх или возникает вследствие полового созревания, особенно у мальчиков, когда они подобным образом стремятся снять сексуальное напряжение. Однако даже у девочек в подростковом возрасте быстро закрепляется агрессивность.У подростка, склонного к потреблению алкогольных напитков, отсутствует идентификация с собственной половой ролью. Это свойственно преимущественно ребенку из неблагополучной семьи, в которой родители ведут аморальный образ жизни, поскольку у него нет образцов мужского и женского поведения.

Список литературы1. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. —М., 1989.2. Бузунова Л.Г. Психологические факторы формирования личности подростка, употребляющего алкоголь//Социальнопсихологические аспекты профилактики наркои алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научнопрактич. конф. Кемерово 1998. с. 4546.3. Васильева З. А., С. М. Любинская, «Резервы здоровья», Москва, 1984.4. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. –М.: Изд. «Академия», 1999. –34 с.5. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск, 1988.6. Касмынина Т.В. “Влияние алкоголя на организм полростка”. М., Просвещение, 1989.7. Кондратенко В.Т., Скугаревский А.Ф. Алкоголизм. Минск, 2003.8. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М., 2006.9. Малая советская энциклопедия том 1. М., 1978.10. Методическое руководство по обеспечению первичной профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних. –М.: Издательский дом «Твоевремя», 2003.31с. Волкова С.В., Бабенко Л.И., Российская Ю.Н.11. Муратова И.Д., Сидоров П. И. «Антиалкогольное воспитание в школе»,Архангельск, 1977 г.12. Фокин В.М. Как уберечь подростка от пьянства. М.: Академия, 1992. с. 390.

1. Адылов Д.У. Наркомания и пути ее профилактики. — Мн.,1997.-112 с.

2. Бабаян Э.Г., Гонопольский М.Х. Наркология. — Мн.,1993.-201 с.

3. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркомании-2-е изд., испр.

4. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. — М: Издательский центр Академия, 1999.-144 с.

5. Захаров Ю.А. Признаки употребления наркотиков подросткам // Воспитание школьников-2000, №1-С. 38-43.

6. Карпов A.M.Самозащита от наркомании: Образовательно-воспитательная модель первичной профилактики и психотерапии наркоманий.-2 изд. доп. — Казань: Изд-во «Карпол»,2001.- 46с.

7. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учебное пособие 3-е изд. доп. М: Московский психолого-социальный институт. — Воронеж: Издательство НПО-2001.-192с.

8. Коробкина З.В, Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Уч. пособие для студ. вые. пед. уч. заведений. — М.: Изд. центр Академия -2002.-192с.

9. Максимчук В. Итоги работы наркологической службы за 2003 год // Медицинский вестник -2004-25 апреля С.4.

10. Мирошниченко Л.Д. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде. Педагогика.-2000.-№3.-10с.

11. Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты: Справочник. Авт.-сост.: Кузнецов И.Н., Купрейчик С.К.-Мн.: Новое знание, 2001.-400с.

12. Николаев Л.А., Николаев Д.Л. Профилактика наркоманий и сопутствующих заболеваний — Мн.: Высш. шк, 2002.-207с.

13. Подобед С. Наркомания болезнь века. Как с ней бороться?: Программа преодоления наркотической зависимости у детей. — ОБЖ.-2001.-№8.-56с.

14. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М: Издательский центр Академия.-2003.-176с.

15. Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции: Уч. пособие для пед. вузов — М.: Российское педагогическое агентство, 1997.-245с.

16. Энтин Г.М., Гофман А.Г., Музыченко А.П., Крылов Е.Н. Алкогольная и наркотическая зависимость (Практическое руководство для врачей). — М: Медпрактика-М.-2002.-328 с.

17. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании. Психология. Клиника. Реабилитация. — СПб, 2000.-253 с.

источник

Лучшая методика борьбы с наркоманией и алкоголизмом — профилактика.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

1. Акатова Н.С. Профилактика злоупотребления наркомании в учебных заведениях. Психология и педагогика в образовательной и социальной сферах. М. 2002 — с.267.

2. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. Москва, «Юридическая литература», 1988г

3. Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- с.256.

4. Бехтель Э.Е. Дозонологические формы злоупотребления алкоголем. М., Медицина. Социальная педагогика. Курс лекций. Под. общ. ред. М.А. Галагузовой. Гуманитарный центр «Владос».

5. Валентин Ю, В., Сирота Н.А. Руководство но реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. — М., 2002 -с.106.

Читайте также:  Как может помочь сода при алкоголизме

6. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. М., 1997г

7. Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., Медицина. 1990 -с.206.

8. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994г

9. Егоров А.Ю. Рано начинающийся алкоголизм.М.2002.С50-54.

10. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков.М: Издательский центр «Академия»,2001 — с.144.

11. Еникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие для ОТуД. сред, и высш. пед.учеб. заведений — 2-е изд. , стереотит. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 –с.144.

12. Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения. 1999.№ 4, с..108.

13. Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: 1998

14. Левин Б.М. Социологический анализ потребления алкогольных напитков школьниками Москвы.М. 1996

15. Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. с.256.

16. Личко А.Е., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.2000.

17. Макаров В.В.Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков. Вопросы наркологии. 1993.№ 3.

18. Макеева А.Г.Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.2000 с.149.

19. Максимова Н.Л. Психологическая профилактика алкоголизма у
несовершеннолетних: Учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.

20. Миллер В.Р.Мотивация психологической зависимости. NIDA. 2000. P. 99-106.

21. Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. с.306.

22. Пелипаса В.Е., Проблемные ситуации в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди подростков. Вопросы наркологии. № 4.,1999.

23. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М., Изд-во Института психотерапии. 2003 с. 204.

24. Савченков В,В. Употребления алкоголя подростками. М.Психология.2000.С.30-33

25. Сидоров П.И., Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. С.306.

26. Сирота И. А., Ялтонский В.М., Зыков О. В. и др. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. М. 2001 с. 95.

27. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорово-жизненного стиля. — М, 2000 — с.165.

28. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003 — с.165.

29. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. Психология и педагогика в образовательной и социальной сферах. М.2000 с. 302.

30. Углов Ф.Г. Потребление алкоголя – социальная проблема. Соратник №10.2001.- с3.

[1] Еникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие для ОТуД. сред, и высш. пед.учеб. заведений — 2-е изд. , стереотит. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 –с.144. [2] Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков.М: Издательский центр «Академия»,2001 — с.144. [3] Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: 1998 [4] Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- с.256. [5] Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. с.256. [6] Макеева А.Г.Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.2000 с.149.

источник

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЮ

Это очень сложный вопрос, и если бы был готов на не­го ответ, то не было бы и проблемы алкоголизма и нарко­мании. Однако это не означает, что нужно опустить руки и смириться с существующим положением вещей.

Как понял читатель из предыдущих глав, и алкоголизм и наркомании — тяжелые заболевания. Теми, кто ими страдает, занимаются врачи-нарколот. При сформирован­ной зависимости педагоги уже не в силах «перевоспитать» больного.

Задача учителей — не допустить, чтобы в этот круг во­влеклись другие подростки. Если хотя бы один учащийся страдает алкоголизмом или наркоманиями, то употребле­ние спиртного или наркотиков может принять характер эпидемии в классе.

Итак, что же делать педагогам? В первую очередь обратить пристальное внимание на три группы учащихся, первая — стабильные двоечники-троечники. Вторая — учащиеся, постоянно нарушающие дисциплину. Третья — ребята из неблагополучных семей. Это группы риска.

Скорее всего, получится, что несколько учеников в клас­се обладают всеми тремя характеристиками, а именно: в семье выпивает отец или мать, подросток учится с троек на двойки и регулярно нарушает правила и нормы поведения.

Увидеть психическую патологию у таких школьников может только врач-психиатр. Однако указанные характе­ристики позволяют предположить, что у подростка имеет­ся скрытая или явная психическая патология. Почему? А потому, что программа массовой школы (равно как и про­грамма обучения в училище) рассчитана не на вундеркин­дов, а на детей с нормальным психическим развитием.

Нецелесообразно разделять учеников на способных и неспособных. Снижение способности к учению очень час­то и означают, что у данного учащегося есть какие-либо психические отклонения. Любое неблагополучие в психи­ческой сфере у детей и подростков обычно сказывается на их школьной успеваемости и поведении.

Точно так же не следует считать, что подросток плохо учится только потому, что дома у него неблагополучно. Имеет значение и наследственность: ребенок пьющего отца (матери) часто имеет психическую патологию. Важен и психологический климат в семье. Подросток из пьющей семьи, как минимум, невротизирован (т. е. у него имеются проявления невроза) или психопатизирован (имеет откло­нения, напоминающие психопатию).

Выяснить, что кто-то из учащихся часто или даже регу­лярно выпивает, не составляет особого труда. Если до этого он учился неплохо, то тут успеваемость резко снижается. Пьющему подростку некогда учить уроки, на занятиях ему скучно, отметки его не интересуют, к замечаниям учителей он безразличен или огрызается и грубит. Употребление спиртного тут же сказывается и на посещении школы. Частые немотивированные пропуски занятий, уход с уро­ков тоже позволяют предположить неблагополучие.

Еще один из признаков, позволяющих заподозрить частое употребление спиртного, — колебания настроения и общего состояния. В главе о бытовом пьянстве говори­лось, что наутро после выпивки человек вял, легко устает, настроение снижено, интеллектуальные нагрузки даются с трудом. Если такие состояния у ученика бывают довольно часто, необходимо обследование у психиатра. Это может быть связано с каким-либо заболеванием, но может быть обусловлено и употреблением спиртного.

Случаи приема алкогольных напитков или наркотиков в школе (училище) даже во время субботника или школьного вечера должны расцениваться как ЧП. Оправдывать подо­бный факт тем, что сейчас «все пьют», «иногда можно», «от одного раза ничего страшного не случится», — недопустимо.

Установить, что в школу (училище) кто-то приносит наркотики, например наркоторговец или кто-то из уча­щихся, не так уж сложно. Обычно на перемене или после уроков вокруг такого лица собирается группа ребят, они шепчутся, в руках мелькают деньги. При появлении учи­телей они замолкают, быстро все прячут и не очень нату­рально делают вид, что просто разговаривают.

Однако наркоторговец может поджидать ребят в школь­ном дворе или где-то поблизости от школы. Далеко не все школьники к нему потянутся. Скорее всего, поначалу во­круг него будут «кучковаться» именно учащиеся из группы риска. Ребята, которые хорошо учатся, имеют другие при­оритеты. Но если дело пустить на самотек, то не исключено, что со временем, когда часть класса станет регулярно при­нимать наркотики, в этот круг могут втянуться и остальные. Выше говорилось об имитации и группировании со сверст­никами как характерных свойствах подросткового возрас­та. Это может привести к тому, что к приему наркотиков приобщатся и благополучные до того учащиеся.

Если у педагога возникли опасения, что несколько уче­ников стали принимать наркотики, то желательно рас­спросить тех ребят, на кого можно положиться. Психиче­ски здоровые девочки обычно не вовлекаются в наркоти­зацию, но они могут быть в курсе того, что в школу (учи­лище) регулярно приходит наркоторговец. Скрыть это от соучеников сложно — любая новость обычно становится достоянием всего класса.

Самостоятельно заниматься расследованием и «ловить» торговца наркотиками педагогам не стоит. Лучше предос­тавить это профессионалам. Если появляются факты, что кто-то регулярно снабжает учащихся наркотиками, нужно обратиться в милицию. Сейчас есть специальные отделы по борьбе с наркоманиями.

После задержания наркоторговца об этом факте нужно оповестить всех учеников и родителей. Скрывать здесь нечего, в борьбе против распространения наркотиков долж­ны принимать участие не только педагоги, но и родители учащихся.

Известно, что наркотические средства во многих слу­чаях можно приобрести в стенах школы. Кто-то из ребят, употребляющих наркотики, является посредником между торговцем и желающими купить наркотик. Наркоторго­вец может давать ему «товар» на реализацию, а тот после перепродажи отдает торговцу вырученные деньги, полу­чая с этого определенный процент.

Если выяснится, что распространителем наркотиков в школе (училище) является кто-то из учеников, то в первую очередь нужно поговорить с родителями и предупредить их, что «деятельность» их сына (дочери) уголовно нака­зуема. Если родители не в состоянии повлиять на своего отпрыска, остается один выход — обратиться в милицию.

Если педагогам становится известно, что кто-то из уче­ников принимает наркотики или регулярно выпивает, об этом надо немедленно оповестить родителей. Родители, небезразличные к судьбе своего ребенка, предпримут аде­кватные меры. Такими мерами может быть и перевод в другую школу, и даже переезд на другое место жительства, чтобы оторвать подростка от «дурной» компании.

Всех подростков, замеченных в наркотизации или регу­лярном употреблении спиртного, должен обследовать врач-нарколог на предмет, имеет ли тут место бытовое пьянст­во либо эпизодическая наркотизация или речь уже идет о сформированной зависимости, т. е. болезни — алкоголизме или наркомании.

Даже при эпизодической наркотизации и бытовом пьян­стве такие школьники должны состоят на профилактиче­ском учете у психиатра, поскольку оба состояния психиат­ры-наркологи расценивают как предболезнь, преддверие болезни. Алкогольной или наркотической зависимости еще нет, но при продолжении наркотизации или алкоголизации она неминуемо сформируется. Порой профилактического наблюдения психиатра вкупе с психотерапевтическим воз­действием бывает достаточно, чтобы предупредить болезнь. Если у подростка есть психическая патология, которая яви­лась основой для нарушений поведения и приема наркоти­ков и спиртного, то врач проведет адекватное лечение.

Немало подростков психиатры наставили на путь ис­тинный и предупредили формирование болезни. На раннем этапе это еще возможно. Позже, когда болезнь уже сформировалась, это становится проблематичным, поскольку энцефалопатия (слабоумие) при систематическом приеме алкоголя и наркотиков у подростков возникает очень бы­стро. На ребят не действуют те доводы и медицинские меры, которые эффективны в отношении взрослых паци­ентов. Все это — еще одно свидетельство необходимости как можно более раннего выявления подростков, употреб­ляющих спиртное или наркотики. Если это сделано свое­временно, шансы на успех повышаются.

Наркологическое обследование на предмет установле­ния диагноза обычно проводится в психиатрической боль­нице. Диагноз может установить и районный нарколог психоневрологического диспансера, но лишь в явных слу­чаях. Если болезнь уже на второй стадии, то установить диагноз несложно. Но на первой стадии возможны труд­ности с диагностикой. Подросток будет врать врачу, что он всего лишь «разок» попробовал, а в амбулаторных ус­ловиях у психиатра нет возможности понаблюдать за его состоянием. Поэтому первичных больных (т. е. тех, у кого еще не установлен диагноз) направляют на стационарную психиатрическую экспертизу. Обычно экспертиза длится десять дней.

После окончания экспертизы врачи устанавливают ди­агноз. Либо это будет «алкоголизм» или «наркомания», ли­бо «эпизодический прием наркотиков» или «бытовое пьян­ство». В каких-то случаях может быть диагноз: «Данных за наркотизацию нет». Но обычно дыма без огня не бывает. Сами педагоги не могут направить учащегося на обсле­дование. Это делает либо подростковый психиатр, либо нарколог районного психоневрологического диспансера.

Я и мои коллеги лечили сотни, тысячи подростков, больных алкоголизмом и наркоманиями. К сожалению, статистика результатов лечения неутешительная.

Мамы рыдают в кабинете нарколога: «Доктор, спасите сына (дочь)!». У врача не поворачивается язык сказать; «А куда же вы смотрели раньше, когда он(а) еще только на-чал(а) выпивать или пробовать наркотики?! Почему не поинтересовались, где, с кем и как проводит свободное время, почему не забили во все колокола, впервые увиден сына (дочь) в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?!».

Безусловно, недостатки воспитания — вина в первую очередь родителей. Здесь незачем кивать на педагогов. Для учителя не только дают учащимся знания, но и воспитывают у них нравственные ценности, высшие идеалы. Но если это не подкрепляется примером родителей, усилия школы могут оказаться тщетными. Моя двадцатипятилет­няя практика психиатра показывает, что алкоголиками и наркоманами обычно становятся дети из неблагополуч­ных семей. В данном случае имеется в виду не формальное благополучие — материальный достаток и непьющие ро­дители, а психологический климат в семье. Если у родите­лей нет доверительных отношений с сыном (дочерью), то такая семья неблагополучна.

Мой опыт позволяет утверждать, что подростки из се­мьи с хорошим эмоциональным и психологическим кли­матом, где родители в контакте со своим ребенком, в курсе проблем, свойственных этому возрасту, уважают его пра­ва как личности, никогда не станут алкоголиками и нар­команами. Если всего этого в семье нет, то такие родители плохие помощники в борьбе за их ребенка.

И последнее, что нужно знать. В таком важном деле, как предупреждение алкоголизма и наркоманий у подро­стков, необходимы совместные усилия всех взрослых лю­дей. Мне приходилось слышать от педагогов, что данная проблема — вне их компетенции, их задача — учить. А ро­дители говорят, что их задача вырастить, одеть, обуть и прокормить, а «воспитывать» должна школа. Раз школь­ник стал принимать наркотики или спиртное, то якобы виноваты педагоги — куда они смотрели?! Если встать на подобную позицию, то врачи должны были бы сказать, что их задача лечить, а остальное их не касается. Сотруд­ники правоохранительных органов могли бы заявить, что для них главное — ловить преступников и наказывать их в законодательном порядке.

Если мы будем кивать друг на друга, искать виноватых и действовать разобщенно, мы не продвинемся в решении этой чрезвычайно важной проблемы. Поэтому самое глав­ное — объединить усилия. Педагоги должны и привлекать родителей, и обращаться за помощью в правоохранитель­ные органы, и быть в контакте с врачами-психиатрами.

Читайте также:  Лечебные травы от алкоголизма фото трав

Наша общая задача — вырастить психически здоровое, полноценное поколение.

источник

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

источник