Меню Рубрики

Детский алкоголизм классный час 6 класс

Цель : Целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к алкоголю.

* Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;

* Объяснить учащимся о действии алкоголя на организм;

* Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя;

* Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.

К концу занятия учащиеся должны:

* Владеть информацией об ущербе от вредных привычек наносимом как отдельному человеку, так и обществу в целом (экономические, социальные стороны);

* Быть убежденными, что жизнь без вредных привычек – более предпочтительна;

* Знать, как можно отказаться от вредных привычек, какая система помощи существует;

* Уметь предложить возможные разумные альтернативы проведения свободного времени.

Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума, и войны.

I . Вступительное слово классного воспитателя.

Классный воспитатель: 1. Вспомните, что такое реклама? (слайд № 2)

(реклама – это способ информировать покупателя о цене, качестве, возможностях использования предлагаемого товара)

2. Какова цель любой рекламы? (слайд № 2)

(Продавать потребителю товар)

3. Приходилось ли вам, Вашим родителям использовать продукцию, предлагаемую рекламой? (слайд № 3)

4. Всегда ли вы, ваши близкие оставались довольны, приобретая рекламируемую продукцию? Не было ли разочарования? (слайд № 3)

К сожалению, часто с целью привлечь внимание потребителей производители не жалеют ни денег, ни фантазии на привлекательность и красочность рекламы и мы, доверчиво приобретая рекламируемую продукцию, часто испытываем чувство досады и разочарования. Но нередко узнать о качестве рекламируемой продукции мы можем лишь тогда, когда начинаем ею пользоваться. Как же узнать, что в рекламе является правдой, а что – ложь?

ВЫВОД: Для этого нужно узнать достоверную информацию, факты.

5. Какая рекламируемая представляющая продукция может не только разочаровать людей, но и нанести непоправимый вред здоровью? (слайд № 4)

6. Как же нам не поддаться на привлекательные уловки рекламы пива? (слайд № 5)

(Надо знать правду о действии алкоголя на здоровье человека)

7. Считаете ли вы, что знаете правду об алкоголе? (слайд № 5)

Тема нашего классного часа звучит так «Правда, об алкоголе».

Мы должны понять, в чем заключается вред алкоголя, как он действует на организм человека и как научиться отказываться от алкоголя.

(слайд № 9) В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением. Разумеется, наши далекие предки и догадываться не могли, какого страшного врага они приобрели. К сожалению, Печальные последствия употребления спиртного привлекали к себе меньше внимания, чем улучшения настроения, сопутствующее употреблению алкоголя.

В мифах, легендах и сказках древнего мира — всюду фигурирует вино, опьянение, разгул. Пьянство процветало, а за ним следовали его неизменные спутники — разврат, преступления, тяжелые болезни.

(слайд № 10) Классный воспитатель: Знаете ли вы, что такое алкоголь?

Алкоголь – это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском и водке. Вначале я хотели бы все-таки выяснить ваши представления, знания о влиянии алкоголя на человека.

В одной из любимых сказок А.С. Пушкина мы встречаем такую концовку:

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

История изготовления и употребления хмельных напитков уходит вглубь тысячелетий, традиция эта сохраняется и сегодня, ведь этому есть масса причин:

Для пьянства есть такие поводы: поминки, праздники, встречи, проводы, крестины, свадьба, развод, мороз, охота, Новый год, выздоровленье, новоселье, успех, награда, новых чин.

(слайд № 11) Классный воспитатель: Знаете ли вы, что такое алкоголизм?

Алкоголизм — это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления). В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами.

Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 8 — 9 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло. По данным ВЦИОМа ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки.

(слайд № 12) В формировании алкогольной зависимости решающую роль играют следующие факторы:

1) Социальные факторы: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки, урбанизация.

2) Биологические: наследственная предрасположенность. По данным Альтшуллера до 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками.

3) Психологические: психоэмоциональные особенности личности, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.

По моему мнению, доминирующим фактором, в связи с которым алкоголизм получил широкое распространение в Российской Федерации, является низкая способность к социальной адаптации у россиян при переходе от одного строя к другому и резкое изменение социального положения населения.

(слайд № 13) Основным действующим началом опьянения любого напитка являлся алкоголь — этиловый, или винный, спирт.

Принятый внутрь он через 5 -10 минут всасывается в кровь и разноситься по всему организму. Алкоголь — яд для любой живой клетки. Проникнув в организм алкоголь, очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов, в конце концов, погибают. Под действием алкоголя нарушается, чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и др. (видеоролик Действие алкоголя)

Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом, в первую очередь, страдают высшие отделы мозга. Быстро доставленный потоком крови к головному мозгу, алкоголь проникает в нервные клетки, при этом разрушается, в результате чего связь между различными отделами мозга расстраивается.

Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. С начало они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.

(слайд № 14) Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга вслед за усиливающемся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных отделов мозга. (видеоролик Д.а.о.)

Эффекты воздействия на ЦНС: (слайд № 15)

Выделяют две фазы действия алкоголя на ЦНС:

Фаза возбуждения, характеризуется эйфорией, ощущением бодрости и прилива сил, расторможенностью, снижением самокритичности.

Фаза угнетения ЦНС и депрессию.

То, что мы в быту благодушно называем опьянением, в сущности, есть не что иное, как острое отравление алкоголем, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хорошо, если через определенное время организм, освободившийся от яда, постепенно возвращается к нормальному состоянию. Ученые выяснили, что алкоголь, введенный в организм не сразу выводиться оттуда, и какое-то количество этого вещества продолжает свое вредное действие на органы в течение 1-2 дней, а в некоторых случаях и больше.

(слайд № 16) Очень опасен алкоголь для юных, особенно для девушек, поскольку их организм в период роста легче подвергается воздействию наркотиков. Пьющие (особенно девушки) под влиянием алкоголя делаются развязными, болтливыми, несдержанными, не достаточно критичными к своему поведению. В пьяном виде девушки теряет стыд, женское достоинство, она склонна к легкомысленному поведению. Последствие в результате опьянения, бывают трагичными.

Если пьянство — результат неправильного воспитания, слабоволие, распущенности, подражание дурным привычкам, то алкоголизм — серьезная болезнь, требующая специального лечения. Нужны большие усилия, что бы перевоспитать человека, злоупотребляющего алкоголем. Не редко эти условия оказываются напрасными.

Вы уже настолько взрослые, что должны уметь выбирать друзей. В вашем окружении не должно быть людей, не представляющих себе удовольствие без рюмки. Не говоря уже о том, что вы сами должны избегать употребления спиртного. Надо найти в себе мужество противостоять тем, кто пытается склонить тебя к употреблению спиртного.

Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в ЧЕТЫРЕ раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее.

(слайд № 17) Нелишне повторить, что при употреблении вина у девушек и юношей поражаются все органы, но особенно ранимы центральная нервная система, резко падает память, нарушается психика, снижается контроль за своими действиями …

II . Пословицы об алкоголе. (слайд № 18)

Класс делится на две команды. Каждой команде выдаются пословицы об алкоголе. Попробуйте объяснить, как вы понимаете их смысл.

Пьяному море по колено, а лужа по уши.

С хмелем познаться – с честью расстаться.

Что у трезвого на уме – у пьяного на языке.

Пить до дна – не видать добра.

Классный воспитатель читает вопросы, а учащимся предлагается ответить на вопросы «ДА» или «НЕТ».

Здоровый человек может выпить три кружки пива за один час без последующей потери самоконтроля или замедления реакции. (НЕТ )

Употребление алкоголя в смеси с определенными наркотиками может привести к смертельному исходу. (ДА )

Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т.д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т.д.). ( НЕТ )

По меньше мере половина дорожных происшествий являются результатом вождения в нетрезвом виде. ( ДА )

Алкоголь препятствует быстрой реакции. ( ДА)

Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвление тканей (после чего они не восстанавливаются). ( ДА )

Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку и иногда даже может вызвать у него умственную отсталость. ( ДА )

Большинство алкоголиков – деградировавшие люди с низким уровнем образования. ( НЕТ )

Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку становится жарко при опасно холодной погоде. ( ДА )

Подросток может стать алкоголиком от пива. ( ДА )

Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста. ( ДА )

Думаю, что вывод вам сделать не трудно, никогда и не при каких обстоятельствах не пригубливай вина, даже если это предложат тебе близкие люди — товарищи и родные.

1.Журнал «Справочник классного руководителя», 2008.

2. CD «Химические вещества в пище и в повседневной жизни» (видеоролики «Действие алкоголя», «Действие алкоголя на организм»)

3. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)

источник

По данным парламентских слушаний, в России 3 млн наркозависимых людей. 80% из них — это дети и молодежь. Исследования последних лет показывают, что наркомания в России молодеет. Первичный прием наркотиков приходится на возрастной период от 12 до 16 лет, нижняя возрастная граница детей, поступающих в медучреждения с диагнозом «наркомания» или «токсикомания», снизилась до уровня 7-9 лет. В зоне повышенного риска наркотизации находится четверть детей, подростков и молодежи.

Специалисты отмечают, что в настоящее время происходит переориентация потребления с растительных на синтетические и токсические заменители, а также то, что курение табака, употребление алкоголя и наркопрепаратов наблюдаются у детей практически единовременно.

Говоря о профилактике наркомании среди подростков, ученые отмечают неэффективность запугивающей информации, так как эта информация может сыграть роль рекламы и вызвать парадоксальный интерес к наркотику, привести к усилению экспериментирования со своим здоровьем.

Современный подход к профилактике наркомании — это опора на социокультурную модель, которая включает в себя выработку таких навыков: самостоятельного разрешения своих проблем и принятия решения без обращения к наркотикам; распознавания наркотических форм агитации и умения сопротивляться им; умения отказываться от предложений попробовать наркотик, от кого бы они ни исходили; умения справляться с беспокойством и стрессом без наркотиков. При этом методы первичной профилактики, связанные с «устрашением» через информацию должны заменяться на конструктивные подходы, направленные на формирование таких социальных установок и такой смысловой ориентации личности, при которых алкоголь и наркотики утрачивают свой ценностный характер.

Предлагаемый сценарий составлен с учетом этих рекомендаций.

Цели: расширить представления детей о проблемах общества; познакомить с фактами распространения наркомании среди подростков; дать представление о наркотической зависимости и ее последствиях; формировать отрицательное отношение к курению, алкоголизму, наркомании; способствовать развитию самосознания; развивать навыки самостоятельного принятия правильного решения в критических ситуациях; развивать навыки противостояния давлению; развивать критическое мышление; способствовать повышению самооценки, воспитанию самоуважения; способствовать воспитанию здорового образа жизни и формированию трезвеннических установок у детей.

Подготовительная работа:

• прочитать заметки устного журнала (4 ученика);

• разыграть сценку «Не поддавайся давлению!» с участием трех учеников (Саша, Дима, автор).

• вывесить плакаты, фотографии на тему спорта (победы, вручение медалей, эпизоды баталий) и на тему «семейные ценности»;

• написать на доске тему, эпиграфы, а также слова:

Приемы давления: убеждение, лесть, соблазн, подкуп, угроза, шантаж.

План классного часа

I. Вступительная беседа «Внимание! Эпидемия наркомании!».

II. Устный журнал «Оружием знания — против наркомании».

III. Психологическая самооборона «Не поддавайся давлению!».

IV. Проблемная ситуация «Старые сказки о главном».

V. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Ребята, знаете ли вы, что такое эпидемия?

— По каким признакам врачи определяют эпидемию? (По резкому увеличению количества заболевших.)

— Что делают врачи в случае эпидемии? (Объявляют карантин, рассказывают всем, что делать, чтобы не заразиться.)

— Представим себе, что болезнь смертельно опасна. Что делают люди в таком случае? (Стараются не выходить из дому, не контактировать с больными, повышают иммунитет, выполняют рекомендации врачей.)

Болезнь, о которой мы будем сегодня говорить, неумолимо распространяется по России. Жертвами ее чаще всего становятся дети, подростки, молодые люди. Мужчины болеют в 10 раз чаще, чем женщины. Официально зарегистрированных больных сейчас более 2 870 000 человек. 80% из них — это дети и молодежь.

Ежегодно в России десятки тысяч молодых людей гибнут от этой болезни.

Врачи утверждают, что эта болезнь неизлечима: ее можно приостановить, но в любой момент она может вернуться.

Эта болезнь заразная, но от нее не спасут ни маски, ни противогазы. Единственной защитой могут стать только разум и воля человека.

— Знаете ли вы, что это за болезнь?

Эта болезнь — наркомания. Любопытство, бесхарактерность, трусость, стадный инстинкт — вот с чего чаще всего начинается эта болезнь, при этом каждый думает, что он в любую минуту сможет бросить наркотики. Но факты неоспоримы — бросить удается единицам.

Что такое наркотики? Кто больше всего подвержен заражению наркоманией? Как действует наркотик? Как уберечь себя от наркомании? Почему наркотики распространяются по России? Кому это выгодно? Эти вопросы мы будем обсуждать в ходе классного часа.

Вначале специальный выпуск устного журнала «Оружием знания — против наркомании». Передаю слово корреспондентам журнала (имена, фамилии).

1. Наркотический спрут

Ученик 1. «Наркотический спрут» — так я назвал свою заметку.

По мнению археологов, человечество познакомилось с наркотиками около 40 тыс. лет назад. Жители древних государств уже знали, что некоторые растения способны усыплять или опьянять, а грибы — вызывать галлюцинации. Эти странные грибы и растения использовались в основном в религиозных обрядах, иногда — для лечения, при этом строго ограничивали их употребление.

В Европу наркотики, сделанные из грибов и растений, привезли с Ближнего Востока крестоносцы в XIII в., но долгое время главной сферой их применения оставалась медицина.

А в XIX в. благодаря развитию науки и торговли наркотики распространились по всему миру и начали использоваться в немедицинских целях. Это привело к настоящей эпидемии наркомании. Производством и распространением наркотиков занялась мафия. Щупальца наркотического спрута протянулись по всему миру. 500 млрд долларов — таков годовой доход наркодельцов.

Во всех странах предусмотрено наказание за незаконное производство, хранение и распространение наркотиков. Так, за контрабанду наркотиков за решетку посадили даже бывшего президента Панамы Норьегу.

В нашей стране создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. В теленовостях мы часто слышим о том, как работники этой службы задерживают на границе большие партии наркотиков — каждая такая операция — это несколько сотен, а то и тысяч спасенных жизней. В этой службе работают смелые, мужественные люди — часто они рискуют собственной жизнью, обрывая щупальца наркотического спрута.

Читайте также:  Лечение от алкоголизма в гомель доктора

Наркотики и закон несовместимы. Ради очередной дозы наркоман может пойти на кражу, ограбление, даже убийство. Наркотическое опьянение — причина страшных автокатастроф, драк со смертельным исходом. И тот, кто употребляет наркотик, тоже совершает преступление, нарушает закон. Например, за хранение наркотиков в крупном размере наказывают тюремным заключением сроком от 3 до 10 лет (статья 228 Уголовного кодекса Российской Федерации). Предусмотрены тюремные сроки и за склонение к употреблению наркотиков в виде лишения свободы от 3 до 12 лет. Большие тюремные сроки грозят и за производство, продажу наркотиков.

Но, кроме правоохранительных органов, каждый из нас может сам защитить себя от наркотиков — никогда не принимать их.

2. Наркотический плен

Ученик 2. Я назвал свою заметку «Наркотический плен».

Что такое наркотики? Это химические вещества, которые изменяют настроение человека, его чувства, мысли и поведение. Все эти вещества вызывают зависимость, так что человек не может отказаться от них. Есть так называемые разрешенные наркотики — это табак и алкоголь. Злоупотребление ими создает реальную опасность для здоровья и может привести к смертельному исходу. Известно, что от курения во всем мире ежегодно умирают 3 млн человек, а за последние 15 лет заболеваемость раком легких среди курильщиков выросла на 70%.

К запрещенным наркотикам относятся те, которые вызывают настолько сильное пристрастие, что наркоманы просто не могут жить без них. Большинство из этих веществ смертельно опасны, и все без исключения обладают побочными действиями. В России список таких наркотических средств включает 248 наименований. Стадии наркотической зависимости называют кругами ада.

Первая стадия — простое любопытство. Человек, поддавшись на уговоры мнимых друзей, просто пробует наркотик — для снятия напряжения, получения удовольствия, для самоутверждения.

Вторая стадия наступает очень быстро, иногда — после однократного приема наркотика. Возникает непреодолимая потребность в этом веществе, иначе организм просто не может нормально работать. На покупку новых доз уходят все деньги, которые дают родители. Изменения в человеке начинают замечать окружающие — он становится безразличен ко всему, кроме наркотиков.

Третья стадия — дорога в никуда. Теперь уже все время занято поисками наркотика. Доза становится ежедневной необходимостью. Главная проблема — деньги, которых все время не хватает. Ради этого влезают в долги, воруют из дому вещи и деньги, совершают преступления: идут на грабеж или разбой, не останавливаясь даже перед убийством. Постоянный наркотический голод вызывает галлюцинации, припадки ярости и тяжелейшие приступы отчаяния. Уже не получается ни учиться, ни работать. Многие именно на этой стадии наркомании заканчивают жизнь самоубийством.

Четвертая стадия — последний акт трагедии. Жизнь наркомана уже близится к концу. От первой пробы наркотика прошло максимум 10 лет — такова средняя продолжительность жизни наркомана. Наркотики становятся единственным смыслом существования. Разрушенный организм напоминает о себе жуткой болью, которая не прекращается ни днем ни ночью. Наркомана уже ничто не связывает с его прежней жизнью, семьей, школой или работой. Да и сам он мало похож на себя, изменившись до неузнаваемости. На четвертой стадии царствует героин. Все новые и новые дозы «белой смерти» рано или поздно приводят к передозировке.

Задумайся! Каждый год в России от передозировки наркотиков умирает 70 тыс. молодых людей, которым не исполнилось и 29 лет.

Так заканчивается трагедия, которая начиналась внешне так безобидно.

Помни: существует единственный способ не попасть в зависимость от наркотиков — никогда не пробовать их!

3. Жертвы наркотиков

Ученик 3. А моя заметка называется «Жертвы наркотиков».

Почему жертвами наркотиков часто становятся подростки? Подростковый возраст часто называют трудным, переломным или переходным — от детства к взрослости. В этом возрасте происходят очень быстрые изменения во внешности и во внутреннем мире подростка. Он теряет интерес к учебе, начинает конфликтовать с учителями, родителями, протестовать против семьи, школы, других взрослых. Или отказывается от противостояния, ощущая себя слишком слабым для борьбы.

Меняется внутренний мир подростка — появляются чувства разочарования, неуверенности в себе, тревожат вечные вопросы о смысле жизни, о цели существования, о том, кто он и как к нему относятся окружающие.

Подросток стремится ощущать себя взрослым, пытается утверждать свою взрослость любыми доступными ему средствами. Для некоторых таким средством становятся курение, алкоголь, наркотики.

По мнению подростков, эти средства улучшают душевное состояние, снимают напряжение. Но на самом деле это просто способ ухода от действительности, бегство от реальности.

В поисках доверия, понимания, поддержки подростки часто объединяются в группы. Здесь они развлекаются, стремятся выразить себя. Именно в группах подростки и приобщаются к курению, алкоголю, наркотикам. Причины этого — любопытство, поиск новых ощущений, подражание, давление старших.

Психологи говорят, что трудный возраст нужно просто пережить, человек повзрослеет, у него появятся реальные взрослые проблемы. Но те, кто пристрастился к наркотикам, так и останутся незрелыми подростками, которые с помощью наркотиков будут убегать от реальной жизни.

4. Наркотические иллюзии

Ученик 4. Многие люди вместо того, чтобы узнать правду о наркотиках, верят различным мифам. Их распространяют наркодельцы, чтобы как можно больше жертв поймать в свои сети.

Вот несколько таких мифов — не верьте им.

• Не верьте, что наркотик дарит необыкновенные ощущения, возможность испытать «кайф». Это лишь миг, но за него придется расплачиваться всю жизнь.

• Не верьте, что наркотик придаст вам сил и уверенности. Наркоман все силы тратит только на поиск новой дозы, он не уверен даже в завтрашнем дне.

• Не верьте тому, что курение, спиртное, наркотики — это модно, стильно, так как многие популярные певцы, актеры и другие знаменитости их употребляют. Не забывайте о другой, мрачной стороне жизни многих звезд. Сколько их оказалось в клиниках для алкоголиков и наркоманов, сколько умерло от последствий употребления алкоголя и наркотиков!

• Не верьте, что есть легкий наркотик, «травка», которая, не вызывает привыкания. Употребление конопли (она же «травка», марихуана, гашиш, анаша, «дурь») — это начало пути к могиле. Начав с легкого наркотика, человек непременно потянется к более сильному. Да и сама «травка» небезобидна. Ее употребление вызывает стойкое нарушение работы мозга, ухудшение внимания и памяти и может серьезно сказаться на душевном здоровье. Курение конопли повышает риск развития рака легких.

• Не верьте, что можно в любое время отказаться от наркотика, сказав себе: «Я не стану наркоманом, как другие». Не заблуждайтесь! Наркоманом может стать каждый, независимо от происхождения, образования, возраста и образа жизни. Беда в том, что, начав употреблять наркотик, человек вскоре попадает в рабскую зависимость от него, преодолеть которую самостоятельно невозможно, а лечить очень трудно. Эта зависимость и приводит к тому, что для наркомана жизнь без наркотика становится невозможной. По данным Всемирной организации здравоохранения, у каждого второго-третьего подростка психическая зависимость развивается уже после первого приема наркотика. Следовательно, практически половина подростков превращаются в наркоманов уже после первого «знакомства» с наркотическим веществом. Отсюда следует самый главный вывод.

Единственно верный способ не стать наркоманом — это.

Ученик 1. Не пробовать наркотик!

Классный руководитель. Как не стать наркоманом? Кто-то где-то дал подростку наркотик. Бесплатно. Именно так почти всегда начинается первый акт трагедии под названием «наркомания».

— Почему же подросток берет наркотик?

Психологи доказали, что подросток впервые пробует курить, употреблять алкоголь и наркотики, подчиняясь давлению группы. Это давление осуществляется с помощью таких приемов, как убеждение, лесть, соблазн, подкуп, угроза, шантаж. Эти приемы записаны на доске.

Посмотрите типичную сценку, а потом мы разберем поведение участников.

(Учащиеся разыгрывают сценку.)

Автор. На перемене перед математикой Саша обратился к своему соседу по парте Диме.

Саша. Димон, дай списать домашку по математике!

Саша. Ну дай, пожалуйста, а я тебе зажигалку новую подарю! (Соблазн.)

Саша. Ну мы же с тобой друзья, а друзьям надо помогать! (Убеждение.)

Саша. Ну все ж знают, что ты настоящий пацан, дай списать! (Лесть.)

Саша. Дай списать, последний раз прошу, иначе получишь, ты моих дружков знаешь! (Угроза.)

Саша. Если не дашь, скажу всем, что ты в Наташку влюблен! (Шантаж.)

Дима. Ну ладно, только в последний раз!

Классный руководитель. Кто в этой сценке применяет приемы давления? (Саша.) Попросим Сашу еще раз повторить свои реплики, а вы определите, какой из приемов давления он применяет в каждой из реплик.

(Сценка повторяется. После каждой реплики Саши дети определяют использованный прием давления.)

— А как Дима сопротивляется давлению? (Повторяет слово «нет».)

— Кто знает, как называется этот прием? («Испорченная пластинка».)

О том, какие еще приемы помогают сопротивляться давлению, мы поговорим позже, а сейчас творческое задание по группам: какие доводы могут использовать мнимые друзья, предлагая бесплатные сигареты, алкоголь, наркотики?

• 1-й ряд подберет слова для соблазна («Это кайф», «Это наслаждение», «Ты такого никогда не испытывал» и т. п.)

• 2-й ряд — слова для убеждения («Это делает продвинутая молодежь», «Все таланты и знаменитости употребляют наркотики», «Это безвредно», «Это допинг» и т. п.)

• 3-й ряд — для лести («Ты самый крутой, самый продвинутый», «Ты этого заслуживаешь», «Только ты это сможешь оценить», «Только тебе. », «Только для тебя. », «Специально для тебя. » и т. п.)

— А какие угрозы могут употребить против того, кто отказывается подчиниться, не хочет курить и пить, употреблять наркотики вместе со всеми? (Не попробуешь, тогда ты не с нами, тогда не приходи и т. п.)

— Как могут шантажировать тех, кто отказывается подчиняться? (Всем расскажем, что ты еще маленький, что мамочки боишься, за мамину юбку держишься и т. п.)

Мне кажется, полезно знать эти приемы, с помощью которых тебя могут заставить плясать под чужую дудку — курить, употреблять алкоголь или наркотики. Это может спасти тебя от преступления, а может быть, и от смерти.

Классный руководитель. Сегодня все чаще и чаще мы встречаем ребят, которые уже переступили эту черту — попробовали наркотики. Что это им дало? Прибавило ли им это счастья? Предлагаю вам проблемную ситуацию, которую я назвала «Старая сказка о главном». (Читает.)

В русских народных сказках часто встречается такой сюжет: Иван-царевич подъезжает к перекрестку, на котором стоит камень с надписью: «Направо пойдешь — богатство найдешь, налево пойдешь — жену найдешь, прямо пойдешь — смерть найдешь». И герой выбирает самый трудный путь и, преодолев испытания, находит и богатство, и жену, и счастье.

А современные Иванушки каждый день проходят мимо таких камней и решают вопрос: прямо идти — значит делать все как надо: учить уроки, соблюдать дисциплину, слушать старших, заниматься спортом. в общем, скукота, да еще и постоянная борьба со своей собственной ленью, которую победить гораздо труднее, чем дракона.

Или свернуть в сторону — там свобода, независимость, неповиновение, можно хотя бы на время почувствовать себя взрослым и крутым.

Идет раз наш Иванушка после уроков из школы, бац — и опять этот камень: налево пойдешь — свободу и улет найдешь. Любопытно стало Иванушке: что это за улет такой? Небось, уже все попробовали и все знают, один он такой тормоз остался. Пока думал, ноги сами и повернули. Шел долго ли, коротко ли, видит ворота, на которых написано: «Царство Скуки».

Вот, думает, попался, от скуки убежал и к ней же, родимой, опять пристал. Ну, делать нечего, зашел в ворота и что же там увидел? Самый обыкновенный двор, почти как возле его дома. Спортивная площадка, заросшая травой, покореженный баскетбольный щит, поломанные качели, пустые пивные бутылки, окурки, шприцы и ни одной живой души.

Прямо посреди площадки открытый канализационный люк. Заглянул туда Иванушка, а там и дна не видать. Отошел подальше: можно и свалиться ненароком! Огляделся вокруг — ни души, только ветер свищет. Набрал побольше воздуха и крикнул что есть сил: «Эй, люди, ау!»

Вдруг из люка показалась голова, белобрысая, взлохмаченная. Кинулся Иванушка к люку, помог парню вылезти. На мальчишке лица нет, весь какой-то помятый, взъерошенный, дрожащий. Сидит на краю люка, ноги свесил вниз, никак не отдышится.

Потом посмотрел на Иванушку, вздохнул и сказал:

— Ты новенький? Значит, знаешь дорогу обратно. Покажешь.

— Да зачем обратно? — удивился Иванушка. — А свобода, улет?

— Улет? — Мальчишка порылся в карманах и достал какой-то пакетик. — Вот тебе улет.

— Что, проглочу и улечу? — поинтересовался Иванушка.

— И улетишь. — мрачно буркнул парень.

— Нет, по-настоящему пойди с 10-го этажа прыгни. Секунд 5 будешь лететь.

— Ага, дураков нет, — отрезал Иванушка,- я ж разобьюсь! Мне бы ощущение полета.

— А. ощущение — тогда держи,- протянул он пакетик, — правда, от этого тоже разобьешься, только не сразу, а года через два-три. Ты будешь разбиваться долго, медленно и оч-чень больно.

Мальчишка сидел, качаясь, на краю люка, казалось, он вот-вот туда опять упадет.

Иванушка подхватил его сзади под мышки и потянул, как раненого. Оттащив подальше от люка, положил на траву среди окурков и бутылок.

— А где. все? — поинтересовался Иванушка.

— Там, — мальчишка махнул рукой в сторону люка.

— А они выберутся? — спросил Иванушка.

— Они. уже улетели. — выдавил из себя мальчишка. Кажется, он потерял сознание, ладонь с пакетиком разжалась. Иванушка собрался уже взять этот пакет, но вдруг мальчишка встрепенулся, сжал ладонь в кулак и сказал:

— Нет, тебе нельзя, иначе мы отсюда не выберемся.

— Почему? — не понял Иванушка.

— А потому, что для тех, кто это попробовал, назад дороги нет.

-Да вот же она, дорога, вон ворота! — закричал Иванушка.

— Ничего не вижу, сплошной туман, — пробормотал мальчишка. Он поднялся, обнял Иванушку, и они побрели к воротам, как два бойца с поля битвы. Один раненый, другой невредимый.

. Иванушка открыл глаза — на часах уже было 15.00. Ну надо же, опять чуть не проспал тренировку!

Вот такой сон приснился современному Иванушке. Попробуем растолковать, что же сей сон значит.

— Что это за камень, который встречается на пути каждого школьника? (Это выбор, который приходится делать человеку, — выбор между добром и злом, между хорошим и плохим.)

— Что выбрать труднее — добро или зло? (Труднее выбрать добро, потому что за него нужно бороться, а выбирая плохое, идешь по пути наименьшего сопротивления.)

— Что значит, «нужно бороться с собой»? Почему трудно победить себя? (Трудно победить свою лень, бесхарактерность, безволие, слабость.)

— Во сне Иванушка выбрал легкий путь или трудный? (Выбрал легкий, пошел туда, где можно делать что хочешь, не заставлять себя.)

— А почему он выбрал этот путь? (Из любопытства, желания испытать то, что все испытали.)

— Почему же он попал в Царство Скуки? (Потому что все, кому нечего делать, очень быстро начинают скучать от безделья.)

— Там у них была и спортплощадка, могли бы отремонтировать баскетбольный щит, тренироваться. Почему же они этого не сделали? (Им это было неинтересно, они же обитали в Царстве Скуки.)

— Чем же занимались обитатели этого царства? (Наверное, курили, пили, кололись.)

— Куда же они все подевались? (Очевидно, погибли.)

— Что символизирует открытый люк? (Падение в бездонную пропасть, откуда нельзя выбраться.)

— Почему один из мальчишек смог выкарабкаться? (Он решил бросить и выбраться из этого царства, начать новую жизнь.)

— Как понять его слова о том, что, попробовав порошок, Иванушка будет разбиваться долго, медленно и очень больно? (Те, кто попробовал наркотик, попадают в зависимость, вынуждены увеличивать дозу, от чего организм истощается и человек погибает.)

— Почему мальчик так и не дал порошок Иванушке? (Наркомания почти не поддается лечению, очень трудно бросить

наркотики, говорят, что для наркоманов обратной дороги нет.)

— Историю с Иванушкой я использовала в качестве проблемной ситуации на классном часе.

— Как вы думаете, почему я назвала эту ситуацию «Старая сказка о главном»? О чем главном говорит эта сказка? (Добро побеждает зло.)

— А что здесь добро и что зло? (Добро — это человечность, взаимопомощь, воздержание, а зло — распущенность, лень, скука.)

Старые добрые сказки — они всегда о главном — о счастье. А счастье и наркотики несовместимы.

Классный руководитель. Что нового узнали вы сегодня о наркотиках?

Читайте также:  Как лечить от алкоголизма чтобы он не знал

источник

Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оформление: Презентация «Алкоголь и алкогольная зависимость», рисунки по теме «Здоровый образ жизни»; карточки с таблицей и листы для тестирования.

« Пьянство есть упражнение в безумии»
Пифагор.

Форма: устный журнал с элементами тренинга.

Слайд 1, 2. Учитель: Тема нашего классного часа «Алкоголь и алкогольная зависимость». Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют актуальность в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
(Перевод С. Я. Маршака)

Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка? Обратимся к истории.

1 ученик. История изготовления спиртных напитков уходит в глубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э.— с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. В Греции вино считалось даром богов. Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь» ,что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. На протяжении 13 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники Корана жестоко карались.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей.

На Руси простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.

Учитель: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?

Тест «Сможете ли вы устоять»

Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

  1. Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.
  2. Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.
  3. Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.
  4. Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.
  5. Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.
  6. Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.
  7. Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.
  8. Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.
  9. Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
  10. Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.

Теперь подсчитайте баллы с учетом таблицы.

Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии ронять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями. У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия.

Пожалуйста, просуммируйте полученные баллы и задумайтесь над своими результатами.

Так что же такое алкоголизм? Чем он опасен?

2 ученик. Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. Как правило, происходит концентрация внимания на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке. Невозможность избавиться от мыслей о бутылке спиртного, внять голосу разума и отличает личность алкоголика от просто выпивающих людей.

3 ученик. Слайд 5. В народе говорится: « Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит». Для алкоголика характерно огрубление личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, психофизические изменения. В начале пропадают те тонкие движения души, которые скрашивают отношения в семье. Пьяница уже не скажет никому ласкового слова. В последующем очерствение характера сопровождается грубостью и даже жестокостью. Пытаясь скрыть факт покупки вина, пьяница начинает лгать. Это ведет к потере уважения к пьянице как дома, так и на работе. Будучи раздраженными постоянными конфликтами с пьяницами, члены его семьи и коллектива сами становятся невыдержанными. Пьяница же снова ищет утешения от возникающих скандалов в вине. Образуется как бы порочный круг.

4 ученик. Слайд 6. Итак, алкоголизм развивается по такой схеме:

  1. Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.
  2. Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к вину и водке.
  3. Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

1 ученик. Слайд 7. «Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты»,— писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Белая горячка — наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Её симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинации несколько затухают, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте.

2 ученик. Слайд 8. У здорового ребенка не может влечения к спиртному. Напротив, вкус и запах алкоголя вызывают у него отвращение. К употреблению хмельных напитков детей толкает любопытство. Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции и т. д. Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении. Такое отравление представляет большую опасность для подростков, организм которых высоко чувствителен к токсическим веществам. Особенно ранима нервная система, головной мозг. А опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребенка.

3 ученик. Слайд 9. Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений. Каждое третье дорожно – транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения. Чем же объясняется повышение риска аварий, у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения? Пьяный человек хуже различает цвета, плохо реагирует на изменения красного и зеленого цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух, поэтому за рулем автомобиля, за пультом управления станком или прибором не может быть] места людям, склонным к употреблению вина. По нашему законодательству, уже сам факт пьянства водителя автотранспорта влечет уголовное наказание. Ведь в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления. Но разве не источник повышенной опасности пьяный пешеход, неожиданно появляющийся перед быстро идущим транспортом, который уже невозможно остановить, не вызвав катастрофы. Водитель, как правило, старается спасти лезущего под колеса нарушителя уличного движения. Но водитель зачастую губит других прохожих, заезжая, например, на тротуар или врезаясь в другую машину с людьми. В любом случае пьяный на дороге — помеха движению и источник аварий!

Слайд 10. «Хмельное толкает людей на преступление,— писал Джек Лондон.— Мне сотни раз приходилось наблюдать, что люди делают во хмелю то, чего они никогда не сделали бы в трезвом состоянии. Затем преступление влекло за собой обычные последствия, и человек окончательно погибал. Мне иногда случалось посещать товарищей в тюрьме до их отправления на каторгу, и я не раз слышал обычную для них фразу: «Если бы я не был пьян, я бы этого никогда не сделал». А делались под влиянием хмельного подчас такие ужасные вещи, что при всей моей толстокожести даже мне приходилось содрогаться».

Установлено, что пьяными совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем также результат пьянства. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде.

Человек должен отвечать за свои поступки, даже если он сильно пьян. Конечно, в состоянии опьянения он теряет самоконтроль, но это не снимает с него ответственности за содеянное. Российское законодательство определяет, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения не освобождается от уголовной ответственности.

4 ученик. Слайд 11. «Алкоголь, — писал И. П. Павлов,- гораздо больше горя причиняет, чем радости, всему человечеству, хотя его и употребляют ради радости. Сколько талантливых людей погибло из-за него!» Систематическое злоупотребление спиртным приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Это умственное оскудение очень ярко описал Сергей Есенин в поэме «Черный человек»:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль , как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Слайд 12. Как любому химическому яду, наркотику, алкоголю свойствен собственный тип отравления, специфическое воздействие на личность. При этом у многих людей, страдающих алкоголизмом, появляются сходные черты, подобно тому, как это бывает при психических заболеваниях, имеющих характерные симптомы. Для алкоголиков типично ограничение круга, их интересов, концентрация внимания на удовлетворении желания выпить. В этом отношении алкоголики похожи друг на друга, как родные братья и сестры.

Слайд 13. Средняя продолжительность жизни алкоголика не превышает обычно 55 лет. Из 100 самоубийц – половина алкоголики.

1 ученик. Слайд 14. Алкоголь парализует волю, так необходимую спортсмену в процессе подготовки и проведения соревнований. Известен случай, когда сильнейшая восьмерка гребцов английского клуба намного опередила своих соперников, выйдя в финал. В честь этого спортсмены позволили себе выпить по бокалу шампанского на приеме у мэра. Ио на следующий день они неожиданно резко сдали свои позиции и едва удержались на третьем месте, хотя по всем показателям могли претендовать на лидерство. Известный футболист А. Старостин пишет в своих воспоминаниях: «Кружка пива — ведро пота. Так принято говорить среди футболистов. Это значит: чтобы устранить вред от выпитой кружки пива, надо на тренировках пролить ведро пота. Потерять форму можно в один день. Чтобы приобрести форму, нужно затратить месяц».

2 ученик. Слайд 15. Пьянство породило целую систему диких питейных обычаев. Вот как сказано об этом в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну, и пей другую,
И седьмую, и восьмую,—
Просят, давят, жмут «Друзья»!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!
А ты сможешь сказать «нет» ?

Учитель. Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.

Запомните: Кукловоды — манипуляторы одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком.

Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто — отвечать: «Да, мне это слабо!». Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя не
добьется. Иногда могут сказать: «Ты что — дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?» В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?»

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода». Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

  • Не бойся выглядеть недостаточно умным!
  • Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

3 ученик. Давайте проверим :Что вы знаете и что вы не знаете об алкоголе.

Проставьте на листе по вертикали числа от 1 до 9. Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения. Если ты считаешь утверждение истинным, то рядом с его порядковым номером пиши слово «верно», если ложным – «неверно».

  1. Алкоголь является нарковеществом.
  2. Большинство алкоголиков — пропащие люди и лентяи.
  3. Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.
  4. Черный кофе и холодный душ очень хорошо отрезвляют человека.
  5. На равное количество алкоголя все люди реагируют одинаково.
  6. Алкоголики пьют ежедневно.
  7. Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить.
  8. Алкоголь не повышает температуру тела.
  9. Алкоголь — это стимулирующее, возбуждающее средство.
Читайте также:  Горячий укол в вену при алкоголизме

А теперь сравните ваши ответы с правильными:

  1. верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.
  2. неверно. Около 95-98% алкоголиков — обычные люди, которые работают, имеют семьи.
  3. верно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином или водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.
  4. неверно. Единственное, что может отрезвить человека, -это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.
  5. неверно. Реакция на алкоголь очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость) и др..
  6. неверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.
  7. неверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.
  8. верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.
  9. неверно. Алкоголь — это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.

4 ученик. Слайд 16. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей» Джек Лондон.

Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди!

  1. М.А. Алоева. Классные часы в 5-7 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2003
  2. И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками 7-11 кл. Занятия, игры, тесты. М.: «Первое сентября», 2005.
  3. В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1986.

источник

Классный час «Правда об алкоголе»

Цель: формирование мотивации у учащихся на сохранение и развитие своего здоровья.

1. Показать внешнюю и внутреннюю непривлекательность человека, злоупотребляющего алкоголем;

2. Доказать путем проведения опыта негативное влияние алкоголя на организм человека;

3. Развивать исследовательские и коммуникативные навыки.

Оборудование: презентация, материал для опыта (пробирки, этиловый спирт, яичный белок, пробирки с водой, окрашенной в желтый и синий цвета), карточки-конструктор.

Форма проведения: беседа, исследование.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Елунинская основная общеобразовательная школа»

учитель истории МБОУ «Елунинская ООШ»

Классный час «Правда об алкоголе»

Цель: формирование мотивации у учащихся на сохранение и развитие своего здоровья.

  1. Показать внешнюю и внутреннюю непривлекательность человека, злоупотребляющего алкоголем;
  2. Доказать путем проведения опыта негативное влияние алкоголя на организм человека;
  3. Развивать исследовательские и коммуникативные навыки.

Оборудование: презентация, материал для опыта (пробирки, этиловый спирт, яичный белок, пробирки с водой, окрашенной в желтый и синий цвета), карточки-конструктор.

Форма проведения: беседа, исследование.

Тема сегодняшнего разговора — алкоголизм! (1 слайд)

Для пьянства есть такие поводы: (2 слайд)
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.

Можно попробовать … разобраться, обратиться к специалистам,

Что-то подчеркнуть, что-то высмеять…

Включаешь телевизор, а народ в кино пивко да водочку потягивает. Переключаешь на музыкальный канал и там «Авария» поет: «Пей пиво на заре, пей пиво перед сном».

Подростки с оттопыренными карманами ходят, потому что так они пьют свое «Клинское» пиво.

Рекламные компании алкогольных напитков можно поздравить. Продажи чрезвычайно быстро растут, и, как выясняется, во многом благодаря молодежи. Средний возраст приобщения к алкоголю 10-12 лет.

Пьянство – это зло, т.к. поведение пьяного человека непредсказуемо, а, значит, в результате может произойти любая трагедия. Давайте заглянем в прошлое и послушаем, когда и где появился алкоголь.

Чистый спирт начали получать арабы в 6 – 8 веках и назвали его «алкоголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта усугубила пьянство.

Существует мнение, что пьянство на Руси – старинная традиция русского народа. Так ли это на самом деле?

Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.Н. Костомаров полностью опровергает это мнение. Он доказал, что в древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5 – 10 градусов. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему пьянство считают грехом и позором?

Находясь под действием алкоголя, человек не может адекватно оценивать свои поступки. Не зря говорят: «Пьяному – море по колено» (5 слайд)

Под действием алкоголя человек: (6 слайд)

* часто проявляет агрессивное или развязное поведение по отношению к окружающим;

* настроение или неоправданно повышенное или необоснованно угрюмое;

* речь становится более громкой и часто невнятной, при этом человек проявляет повышенную «болтливость»;

* отсутствие правильной координации движений;

* суетливость или (наоборот, заторможенность) движений (вплоть до полного «омертвления» и очень глубокого сна);

Под действием алкоголя у человека меняется не только поведение, но и его внешность.

Предлагаю вам провести эксперимент. Ваша задача определить, по каким изменениям во внешнем виде человека мы можем судить о том, что он в состоянии алкогольного опьянения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Раздаются карточки-конструктор с изображением отдельных элементов внешности 4 разных людей. Путем сочетания отдельных элементов каждой группе надо составить портрет человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Работа организуется по принципу составления фоторобота.

По результатам выясняем, что у человека в состоянии опьянения происходит:

  • покраснение лица (и шеи);
  • покраснение и повышенная влажность слизистой оболочки глаз;
  • затуманенный тяжелый взгляд;
  • отечность лица;
  • неопрятность и неряшливость в одежде.

Так может выглядеть только нездоровый человек при злоупотреблении алкогольными напитками, привычка превращается в болезнь – алкоголизм.

Рассмотрим, какой вред организму наносит алкоголь.

Ученые долгое время проводили опыты на растениях, жуках, птицах, животных. Все опыты показали, что алкоголь вреден для живых организмов, в том числе и для людей.

Если какие-либо семена положить в чистую воду, то они прорастут. Однако если в стакан воды вылить чайную ложку спирта, то ростки этого же растения будут слабыми, не способными к жизни. Если же в стакан добавить ещё 2 ложки спирта, ростки и вовсе погибнут. Таким образом, спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность.

Интересны опыты, проведенные над насекомыми, птицами и животными, на которых алкоголь оказывает вредное влияние. При попадании спиртового раствора в улей, через некоторое время

пчелы прекращали рабочие вылеты и начинали вести себя странно: целыми днями оставались в улье и гудели, абсолютно забывая о работе.

Проводили опыты на влияние алкоголя на потомство животных. В помете у морских свинок, некоторое время употреблявших небольшие дозы алкоголя, сразу погибли 54 детеныша из 88.

Губительно действие алкоголя и на работу внутренних органов человека.(7 слайд)

Является «главнокомандующим» всего организма. Именно пол его команде функционируют все органы и системы человека. Для нормальной работы мозг нуждается в полноценном потреблении энергии. Когда в организм поступает алкоголь, мозгу необходимо гораздо большее количество энергии, чтобы управлять работой органов. Но это как раз не возможно, поскольку именно алкоголь перекрывает каналы поступления кислорода в мозг. В результате наступает кислородное голодание, которое приводит к гибели множества мозговых клеток, не способных уже восстановиться снова. Головные боли, чувство повышенной тревоги, мнительность, ухудшение процессов мышления, ослабление памяти, — вот далеко не полный перечень симптомов, которые сопровождают этот процесс. В научной литературе это носит название « алкогольное слабоумие», хотя медики между собой называют его «социальной смертью».

СЕРДЕЧНО — СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Главный орган системы – сердце. Прокачивая кровь по кровеносным сосудам к другим органам и системам, оно тем самым обеспечивает поступление в них энергии и питательных веществ, а, следовательно, поддерживает в них жизнь. Алкоголь нарушает бесперебойную работу сердца, человек ощущает слабость, повышенную утомляемость, внезапное обильное потоотделение головокружение, появляются боли в области сердца. И как следствие, может наступить инфаркт – гибель сердечной мышцы.

Дыхание – синоним жизни. Когда мы произносим слова «бездыханное тело», речь идет об умершем человеке. При частом и неумеренном употреблении алкоголя процесс дыхания нарушается, а это, в свою очередь, приводит к снижению общей сопротивляемости организма. Вот почему страдающие алкоголизмом люди гораздо чаще имеют такие заболевания, как хронический бронхит, пневмония, воспаления легких. А уж одышка у таких людей – это обычное дело!

О нарушениях этой системы вследствие злоупотребления спиртными напитками знает едва ли не каждый. Ведь главными негативными последствиями для пищеварительного тракта являются: гастрит желудка, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, поражения печени, желчного пузыря, желчных протоков и поджелудочной железы.

Опыт «Влияние алкоголя на живой белок».

Ход опыта: в яичный белок добавляется этиловый спирт. Учащиеся наблюдают за химической реакцией.

Специфическая функция этой состоит в том, что она обеспечивает процесс выделения (удаления) из организма нежелательных веществ. При этом основная работа ложится на почки. Алкоголь воздействует на почки, приводя к нарушению процесса выделения влаги из организма, достаточно взглянуть на обрюзгшие, отечные лица злоупотребляющих алкоголем людей. Кроме того, из-за нарушения взаимодействия данной системы происходит и такое неприятное явление , как «недержание мочи» или непроизвольное испускание ее во время сна.

Опыт «Алкогольное отравление».

  1. в пробирку №1 с водой, окрашенной в желтый цвет (пример здорового организма), добавляют воду, окрашенную в синий цвет (пример этилового спирта);
  2. Наблюдают и делают вывод, как происходит отравление организма алкоголем;
  3. В пробирку №1 добавляют еще порцию «этилового» спирта для усиления отравления;
  4. Добавляют в пробирку №1 воду, окрашенную в желтый цвет, пытаются «вылечить» организм.

Таким образом, мы увидели, что в организме нет ни одного органа или системы органов, которые бы остались «безразличными» к введению в организм алкоголя. И с каждой новой порцией алкоголя усиливается отравление, а вернуть здоровье организму за один раз тоже невозможно.

( для наглядности используется упражнение : участники встают в круги берутся за руки – это организм, где все органы и системы взаимосвязаны между собой. Затем один из участников опускает руки – сбой в работе организма, в котором прервалась взаимосвязь органов неминуем. Если учащиеся один за одним вообще выйдут из круга, то становится понятно, что, если таким же образом начинают выбывать из строя поврежденные алкоголем органы и системы, в конечном итоге существование такого организма, в принципе, невозможно.)

И теперь немного статистики:

ПЬЯНСТВО В РОССИИ: ТОЛЬКО ФАКТЫ (8 -10 слайд)
По официальным данным, в 2005 году в России насчитывалось около 3,5 млн. наркологических больных, в том числе больных алкоголизмом — 2,3 млн. человек.
По неофициальным данным, число таких больных достигает 5 млн. (другими словами, болен алкоголизмом каждый 29-й житель страны!).

При этом мужчины страдают от алкоголизма в 5 раз чаще женщин.

В 2002 году в России
регулярно употребляли алкоголь 80,8% молодежи в возрасте 11–24 лет,
в сельской местности — свыше 90%.
Уровень потребления алкогольных напитков, по официальным данным, составляет в России
в пересчете на стопроцентный алкоголь 10 литров спирта на взрослого человека в год,
а по оценкам экспертов — 14–15 литров спирта в год.
Это означает, что каждый взрослый мужчина потребляет в среднем по 200 мл водки через день.
Максимально же допустимым для здоровья нации, по оценкам экспертов ВОЗ, считается уровень в 8 литров спирта в год.
Доза в 200 мл водки — весьма скромная для российского мужчины (по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, среди пьющих водку мужчин 20–55 лет лишь 22,7% потребляли менее 200 мл за раз) — эквивалентна 80 и более миллилитров этилового спирта и представляет опасность для жизни и здоровья человека.
Таким образом, водочная структура потребления алкоголя автоматически сдвигает подавляющее большинство потребляющих алкоголь россиян в зону риска.
Для среднестатистического человека 400 мл (во многих случаях и меньше) этилового спирта, принятые одномоментно, — смертельно опасная доза. Чтобы получить ее, достаточно выпить за короткое время литр водки или самогона.
Это вполне реально.
Этот же показатель соответствует 4 литрам вина или ведру пива.
Выпить такое количество спиртосодержащих жидкостей уже достаточно сложно.
Но именно слабоалкогольные напитки — пиво и баночные коктейли в последнее время все чаще становятся в России причиной алкоголизма у молодых людей.
Важный коррелят алкогольной смертности — разница между продолжительностью жизни женщин и мужчин.
В непьющих мусульманских странах с развитой системой здравоохранения и малопьющем Израиле эта разница составляет 4–5 лет.
В странах «пивного» пояса этот разрыв в среднем равняется 6 лет.
В промышленно развитых странах «винного» пояса — около 8 лет.
Наибольший разрыв наблюдается в «водочном» поясе — 10 лет.
Печальное «лидерство» сохраняется за Россией, где разрыв между средней продолжительностью жизни женщин и мужчин составляет 14 лет.
Традиция потребления крепких алкогольных напитков (водка, самогон и т. д.) является колоссально мощным негативным фактором демографического развития, сопоставимым по силе с эпидемией СПИДа.
Постперестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой, получившей название «русский крест».
Во время антиалкогольной кампании в СССР потребление алкоголя сократилось приблизительно на 27%, что привело к падению смертности на 12% среди мужчин и на 7% среди женщин.
Смертность от алкогольных отравлений понизилась на 56%. Среди мужчин снизилась смертность от несчастных случаев и насилия — на 36%, от пневмонии — на 40%, от других заболеваний дыхательной системы — на 20%, от инфекционных заболеваний — на 20%, а от сердечнососудистых заболеваний — на 9%. После сворачивания антиалкогольной кампании показатели смертности, в особенности мужской, резко выросли.
В большинстве северных стран в один из выходных дней алкогольные напитки не продаются. В

России такого запрета нет, и по выходным наблюдается 8-11% подъем смертности за счет несчастных случаев и болезней системы кровообращения.
Шокирующие факты: (11 слайд)

17.04.2009.
В Забайкалье 4-месячный младенец скончался, отравившись молоком пьяной матери
Как сообщают РИА Новости, 28-летняя женщина длительное время употребляла спиртное, а 3 апреля (2009) выпила пол-литра разведённого спирта. Трижды за вечер мать кормила грудью своего сына. На утро ребёнок был обнаружен мёртвым. Причиной смерти младенца стало острое отравление этиловым спиртом. Матери предъявлено обвинение в причинении смерти по неосторожности. Ей грозит до 2 лет тюрьмы.

Подведем итоги, давайте подумаем, как избежать употребления спиртных напитков?

Согласны ли вы с утверждениями:

  1. Здоровый человек может выпить три кружки пива за один час без последующей потери самоконтроля или замедления реакции. (Нет.)
  2. Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т. д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т. д.). (Нет.)
  3. Алкоголь — это яд. (Да.)
  4. По меньшей мере половина дорожных происшествий являются результатом вождения в нетрезвом виде. (Да.)
  5. Алкоголь препятствует быстрой реакции. (Да.)
  6. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвение тканей (после чего они не восстанавливаются). (Да.)
  7. Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку становится жарко при опасно холодной погоде. (Нет.)
  8. Подросток может стать алкоголиком от пива. (Да.)
  9. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста. (Да.)

Джек Лондон: «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей».

Был ли полезен для вас проведенный сегодня классный час?

Что показалось вам самым страшным из-за употребления алкогольных напитков?

1. Журнал «Практика административной работы», № 7 2005 г.;

2. Журнал «Спутник классного руководителя», 2002 г.;

3. Методическое пособие «Детство без алкоголя»(автор: В.Ю. Климович), 2004 г.

4. Комплект наглядно-методических пособий «Детство без алкоголя», 2004 г.

источник