Меню Рубрики

Дети группы риска наркомания и алкоголизма

Наркомания — болезнь неизлечимая. Человек, единожды попробовавший тяжелый наркотик, на всю жизнь получает сильную психическую зависимость.

Опиаты, как наиболее мощные наркотики, начали использоваться очень давно, однако такой повальной эпидемии не наблюдалось (в противном случае ее бы зафиксировали источники).

Современные исследователи отмечают ряд аспектов, ранее плохо или вообще не изученных в наркологии. Я хотела бы остановиться на следующих моментах:

  • — синдром дефицита удовлетворенности
  • — травма рождения

Вы наверняка замечали: одному человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно совсем немного — любимая песня, книга или просто солнечная погода. Другого ничего не радует: вроде бы все в порядке, но жизнь не приносит удовольствия и подчас просто невыносима. Он часто хандрит, изводит близких по пустякам и предается пустым мечтаниям. И, что самое интересное, даже если он сказочно разбогатеет, встретит великую любовь или переедет жить в солнечную страну на берегу моря, ему вряд ли станет лучше. Оказывается, это не причуды дурного характера, а особенности генетического кода. Специалисты называют это — синдром дефицита удовлетворенности (англ. reward deficienсy syndrome). В основе синдрома лежит нарушение обмена нейромедиатора дофамина в мозге, в структурах, входящих в так называемую «систему удовлетворения». Именно синдром дефицита удовлетворенности является одной из основных причин роста заболеваемости алкоголизмом и наркоманией.

Схожее мнение высказывают и отечественные наркологи. Проведенные молекулярно-биологические и генетические исследования показали, что индивидуальная предрасположенность к алкоголизму и наркоманиям генетически детерминирована, проявляясь особенностями функций «системы удовлетворения» мозга. Те, кто страдают дефицитом удовлетворенности, с самых ранних лет неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения. Нередко это вызывающее поведение, с целью привлечь к себе внимание. Многие так называемые «трудные дети» относятся к этой группе.

Ребенок с наличием дефицита удовлетворенности, которому приходится жить на низких уровнях комфорта (в душевной тоске), видит окружающий мир совсем не так, как его более счастливые и стабильные родители. Когда у человека хорошо на душе, даже рутинная работа бывает в радость, если ему плохо — только особо приятные виды поведения способны доставить ему удовольствие. Все остальное вызывает неприятие, причиняет душевную боль и становится отвратительным. «Счастливые» родители воспитывают «несчастных» детей, навязывают правильную (на их взгляд) манеру поведения и образ мыслей. Однако, «несчастным» детям это не в «кайф» и поэтому отвратительно. Более того, дети не могут высказаться и объяснить свое душевное состояние взрослым. Примерно так же, как говорят в пословице: «Сытый голодного не разумеет». Поэтому современные дети примерно за полчаса до прихода родителей с работы стараются убежать из квартиры во двор. Там они встречают себе подобных, с которыми им легко удается найти общий язык. В уличной компании дети ищут выход из мучительного душевного состояния. Обратим внимание на различия в методах выбора поведения людей стабильно счастливых и людей, которые все время пытаются хоть ненадолго избавиться от душевного дискомфорта. Если для стабильных и счастливых людей основной ценностью в выборе являются моральные принципы, то для групп несчастливых наиболее ценным является крутизна взлета вверх по шкале удовлетворенности. Недаром молодежь ввела в свой словарь слово «круто», чем «круче», тем и ценнее данное поведение или вещество, модифицирующие душевное состояние. Наркотик — это самое крутое, а значит и самое ценное вещество, способное с лихвой покрыть расстояние между нехваткой метэнкефалина к его избытку. Не случайно, что при первом употреблении наркотика говорят: это то, что я искал всю жизнь. Тогда уже молодежь, не обращает внимание на то, что «Минздрав предупреждает…». Ради принятия во внутренний круг дворового сообщества «удачливый» новичок вынужден принять идеалы старших товарищей. Они уже нашли свое «лекарство» от душевной боли и живут по своим принципам, считая «крутостью» употребление наркотиков, как и употребление алкоголя, курение, хулиганство или совершение правонарушений. Делая это — ты становишься своим.

Так формируется молодежная субкультура. Бессознательно, в поисках лекарства от душевного дискомфорта, молодежь приходит к употреблению «уличных лекарств» (англ. «street drugs»), то есть наркотиков. Именно у них в большинстве случаев развивается химическая зависимость, наркомания, т.е. тяжелое хроническое заболевание, с разрушительным патологическим влечением к наркотическому веществу. Следует отметить, что формой наркомании является с точки зрения современной медицины и алкоголизм.

Конечно, неудовлетворенность бывает разная. Некоторых внутренняя неудовлетворенность направляет на путь развития и самосовершенствования. Они начинают активно искать свое место в жизни. Однако в большинстве случаев люди с заложенным в генах дефицитом удовлетворенности начинают лечить его «уличными лекарствами». Как показывает опыт, в 80% случаев в молодежной среде, люди из группы риска предпочитают героин самосовершенствованию, поскольку героин для них наиболее точное лекарство. Нужно заметить, что кроме синдрома дефицита удовлетворенности, есть и другие предрасполагающие факторы возникновения наркотической зависимости, например, неблагоприятная обстановка в семье и школе. Такими фактором может быть также наличие психологических и физических травм, сильных стрессов.

Итак, исходя из вышесказанного можно отметить, что индивид может генетически быть предрасположен к употреблению психотропных веществ. Однако не только судьба толкает ребенка на путь наркомана, но и люди, искренне желающие ему исключительно добра.

По данным статистики Института Наркологии Российской Академии Медицинских Наук у 97 % химически зависимых в анамнезе — патологические роды.

Рождение — это первая значительная трудность, с которой мы сталкиваемся в жизни и первое значительное по болезненности и напряжению положение. Быть может, единственным исключением из этого правила могут оказаться положения, при которых серьёзные кризисы происходят уже во время эмбрионального существования. Чрезвычайное влияние ранних событий в жизни на последующее поведение было неоднократно экспериментально засвидетельствовано этологами, исследователями, которые изучали инстинктивное поведение животных, известное как запечатление — «импринтинг».

Следовательно, характер наших родов и тот способ, каким они проводятся, оказывают мощное воздействие на всю нашу дальнейшую жизнь. Если наши роды имеют среднюю продолжительность и трудность, и мы появляемся на свет, успешно пройдя через них, это придает нам ощущение благоприятствования и уверенности по отношению к трудностям, с которыми мы столкнемся в будущем. И наоборот, продолжительные и истощающие роды зарождают в нас ощущение пессимизма и пораженчества. Они создают впечатление о мире как нечто слишком трудном, чтобы нам можно было успешно в нем действовать, и впечатление о нас самих как о беспомощных и ни к чему не способных.

Но если боль и трудности, связанные с нашими родами облегчаются или ограничиваются анестезией, то это оставляет в нашей психике очень глубокий и отчетливый отпечаток: единственный способ иметь дело с трудностями — убегать от них в наркотическое состояние. На клеточном уровне данного индивида остается информация, что любую боль, травму, как психологического, так и физического характера можно купировать при помощи наркоза, т.е. при помощи наркотика. Ведь зачастую сегодняшняя эпидемия наркомании, имеет место среди таких индивидов, кто был рожден уже в пору, когда акушеры при родовспоможении начали применять анестезию в плановом порядке, зачастую против воли рождающих матерей. И после того, как было основано Общество дородовой и околородовой психологии, чья работа основана на направлении, применяющем открытия, сделанные терапиями переживания и эмбриональными исследованиями, применимые к практическим методам проведения родов, акушеры все больше начинают осознавать, что рождение включает в себя нечто большее, чем просто телесные механизмы.

Ведь то, как проходят роды и послеродовой период, оказывает глубокое влияние на эмоциональную и общественную жизнь индивида и имеет важные последствия для будущего всего общества. Это закладывает основу для любящих и альтруистических отношений с окружающими людьми или, наоборот, основания для недоверия и захватнической установки по отношению к обществу. Это может оказаться решающим в предопределении того, будет ли данный индивид способен справляться с превратностями судьбы созидательным образом или же будет стремиться убежать от трудностей существования через алкоголь или наркотики.

Когда мы говорим о наркотизации, то подразумеваем, что человек потребляет те или иные химические вещества растительного, животного или искусственного происхождения. Но психическое состояние может кардинальным образом меняться и другими способами. И мы должны в круг нашего рассмотрения ввести не только психоактивные вещества, но и психоактивные действия, например, вызывание гипоксии головного мозга (холотропное дыхание по Грофу), гипноз, спорт, секс, ритуалы, искусство, массовые общественные действа, возможно и “психоактивные мысли” — ассоциации, воспоминания, сновидения, самопроизвольно возникающие в сознании человека. В еще более широком смысле любое воздействие на психическую сферу в процессе восприятия и интериоризации (проникновение во внутрь) потока информации, модулирует то или иное психическое состояние. Иными словами, человека нельзя рассматривать вне психоактивных воздействий. Однако модулировать свое сознание возможно и без употребления психоактивных веществ.

Основная задача медицины — предупреждение заболеваний, в данном случае снижение потребления алкоголя и наркотических веществ в популяции. Однако, эффективность существующих государственных лечебных программ для наркоманов в России не превышает 1-3 %%, лучшие программы мира дают эффективность не выше 20%. Но это не говорит о том, что надо сложить руки и смотреть на дальнейшую глобализацию наркомании сквозь пальцы. На мой взгляд, необходимо проводить образовательные беседы с будущими матерями (я опускаю момент, когда беременная женщина является действующей наркоманкой — это отдельная и наиболее безнравственная сторона наркологии), далее, проводить психотерапевтические работы с так называемой группой риска, оказывать психологическую поддержку людям, находящимся в состоянии депрессии, т.е стремиться не допустить использование человеком психотропных препаратов, пристрастия к им, доказать возможность выхода из критической ситуации иными путями.

источник

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Читайте также:  Лавровый лист лечебные свойства при алкоголизме

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

С психолого–педагогической точки зрения все факторы наркомании разделяются на факторы среды (объективные) – социально–психологические и факторы личности подростка (субъективные) – психологические. Соответственно в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления:

– во–первых, работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация),

– во–вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально–психологическим факторам и воздействиям.

Второе, на наш взгляд, надежнее, но труднее, особенно сегодня, в период общественной экономической нестабильности в России. Но, как говорится, выбирать не приходится.

Итак, к моменту, когда ребенку исполняется 10 лет, на физическое развитие расходуется меньшая часть его энергии. В эти годы дети охотно учатся и стремятся развивать свои умственные способности и индивидуальность. Они уже имеют представление о том, для чего необходимо образование, и умеют учиться. Если их не слишком много ругают и у них не накопилось слишком большого количества плохих отметок, им по–прежнему нравится школа и нравится учиться. Работа с учащимися этого возраста может быть захватывающей, приносящей удовлетворение и интересной.

В эти годы дети, которые подвержены риску начать употребление алкоголя и наркотиков, начинают яснее осознавать неблагополучность обстановки в семье. Они начинают страдать от чувства собственной неполноценности; они проявляют признаки недостаточно добросовестного отношения к учебе; у них может развиться убежденность в том, что школа не для них. Это убеждение возникает после чрезмерно большого количества неудач и плохих оценок.

В это время дети начинают принимать осознанные решения, касающиеся их жизни, включая решение о том, продолжать ли свое образование. Кое–кто начинает подумывать о том, чтобы бросить учебу, выбрав вместо этого путь, который, по их мнению, потребует меньших усилий и быстрее принесет конкретные плоды. Этот период является для них определяющим, временем принятия решений относительно будущего. Учителя и другие взрослые должны осознавать, что дети в этом возрасте чрезвычайно ранимы. Трудные подростки легко поддаются соблазну начать торговать наркотиками, а также употреблять их, что приносит удовлетворение, заключающееся в «быстром решении» проблемы заработка, в обретении определенного веса среди сверстников или временном отрешении от жизненных проблем. Им также легко доступен алкоголь, который в начале обеспечит им удовольствие и уход от всех проблем.

Хотя большинство детей этого возраста не так сильно подвержены риску наркомании, администрация школы и учителя должны присматриваться к учащимся своей школы и стараться воздействовать на тех из них, которые могут рассматриваться как неблагополучные. Определив таких детей, администрация и учителя смогут сделать попытку помочь им развить веру в свои силы прежде, чем они встанут на путь, где нет места образованию.

Существуют, конечно, другие особенности, характерные для детей этого возраста. Например, они начинают становиться независимыми, процесс, который продолжается на протяжении всей юности. Хотя большинство детей все еще привязано к своим семьям, они все больше начинают стремиться принимать решения самостоятельно и проводить больше времени со своими друзьями и меньше в кругу семьи.

В этом возрасте дети стремятся развивать отношения со своими ровесниками. Характер этих отношений может быть самым различным от крепкой дружбы до принадлежности к группе или команде, члены которых обычно бывают одного пола и возраста. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от родителей и быть принятым среди сверстников.

В этом возрасте дети начинают одинаково одеваться, сбиваться в группки, придумывать свои шутки и собственный жаргон, в попытке быть своим среди своих. Дети не отчуждаются от своих семей, но все в большей степени обращаются к родителям, главным образом, когда нуждаются в защите, например, во время кризисных ситуаций, или в материальной поддержке, например, в деньгах. Как ни трудно для родителей это стремление детей к независимости, очень важно делать все, чтобы сохранять доверительность в общении с ними. Если дети не могут позволить себе быть откровенными в общении со своими родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в подростковом возрасте, а недостаточно хорошие отношения с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны сверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормой поведения.

Важно, чтобы работающие с детьми в 6–7 классах взрослые:

– помогали детям развить умение вести здоровый, продуктивный образ жизни;

– помогали детям обрести ориентиры на будущее, включающие продолжение их образования и ответственное отношение к себе и другим;

– помогали детям научиться правильно общаться со сверстниками и противостоять дурному влиянию с их стороны;

– помогали детям развивать дружеские отношения, которые оказывают благотворное влияние и способствуют их собственному развитию;

– помогали детям выработать правильное поведение, помогающее справляться с возможными неудачами, отказами и постигающими разочарованиями;

– информировали детей об алкоголе и каждом из видом наркотиков в отдельности и помогали им подыскать конкретные причины для отказа от каждого из них.

Дети 10–12 лет любят открывать и познавать мир вещей, будь то во время прогулки на природе или при чтении книги. Учебные занятия и материалы должны поощрять стремление к поиску. Они любят узнавать, как функционирует организм человека, например, и как конкретный наркотик может сказаться на нормальной жизнедеятельности организма. Они начинают разбираться во все более сложных вопросах и не довольствуются упрощенными ответами.

На этом этапе своего развития дети знают, что существует много источников информации, часть из которых полны противоречий. Им нужно помочь научиться выбирать, чему можно верить, а чему нет, и как поступать, когда трудно определить однозначно, что есть добро, и что – зло.

Дети такого возраста любят что–нибудь коллекционировать. Эта страсть к коллекционированию часто развивается в неожиданном направлении, вместо кукол и моделей машин они начинают собирать плакаты, крышки и пробки от бутылок, вкладыши жевательных резинок «Super Gerl» (изображения обнаженных женщин) и другие предметы. Несмотря на все разнообразие таких коллекций, в них часто совершенно прозрачно просматривается определенная направленность, на которую взрослым необходимо обращать внимание. Например, коллекционирование определенного вида бутылок или крышек от бутылок может подтолкнуть к знакомству с алкоголем. Собирание пластинок или записей часто знакомит детей со словами и мыслями, которые могут оказаться для них непонятными, что вызовет растерянность и стресс. Взрослые должны знать, что коллекционируют их дети и помочь им отделить правду от вымысла, определить, заслуживает ли доверия та или иная идея.

Взрослым легко получить ложное представление об уровне зрелости детей в этом возрасте, так как многие дети выглядят такими независимыми, они одеваются, как более старшие молодые люди, у них может быть уровень мышления взрослых и соответствующий лексикон. В действительности же эти дети все еще пугаются при просмотре фильмов ужасов, все еще нуждаются в продолжительном сне, чтобы справиться с нагрузкой школьного дня, и так же нуждаются в заданиях только на ближайшее будущее со множеством напоминаний, что подходит срок выполнения. Они по–прежнему нуждаются в ласке и тянутся к ней, им необходима уверенность в том, что взрослый человек, пользующийся их доверием, будет рядом, чтобы защитить их даже, если никакая опасность им не угрожает. Им иногда все еще необходимо подержать за руку кого–нибудь, кому они доверяют.

В этот период жизни дети все чаще сталкиваются с алкоголем и наркотиками и нуждаются в информации о них. В обществе прочно укоренилась мысль, что употребление алкоголя является приемлемым. Поэтому учащимся нужны знания, чтобы начать осознавать опасность, которую представляет употребление алкоголя и противопоставить ее тем положительным упоминаниям об алкоголе, которые они постоянно слышат.

Сегодня в Самарской области (возможно, и по всей России) просматриваются следующие особенности и тенденции подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма:

– рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;

– высокий темп роста наркомании, особенно детской и подростковой;

– значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков, нарастающее распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;

– полинаркомания (употребление всего подряд в немыслимых сочетаниях);

– тенденция к омоложению, более раннему возрасту употребления наркотических веществ;

– широкая доступность так называемых «вовлекающих» наркотиков и включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает рекламу наркотиков и снижение «порога страха» перед их применением, существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков, изменение структуры наркомании от болезни, характерной для определенного круга лиц (социально неблагополучные, страдающие психическими нарушениями, имеющие криминальное прошлое) к состоянию, характерному для большей части молодежи

– феминизация (все большее количество молодых девушек начинают употреблять наркотики);

– неграмотность и противоречивость профилактической информации, часто приводящие к противоположному эффекту;

– проводимые профилактические мероприятия (образовательные) характеризуются малой широтой распространения, отсутствием научного подхода, неадаптированностью к российским условиям, некомпетентной активностью;

– все возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все ее решение на правоохранительные органы;

– тенденции решать проблемы наркомании путем культурно–массовых мероприятий;

– все большая очевидность неэффективности и недостаточности медицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;

– существующая система лечения и реабилитации наркозависимых характеризуется направленностью на старую социальную структуру больных (психически больные, бывшие криминальные элементы и т. д.);

– в реабилитации и профилактике преобладает ведомственный подход, что препятствует комплексному решению проблемы реабилитации и профилактики; существующие подходы к реабилитации не дают эффективности, сравнимой с мировыми показателями;

– существующая система финансирования реабилитации, научных исследований в этой области и оплаты труда специалистов не способствует улучшению качества работы;

– ситуация с реабилитацией способствует созданию мифа о неизлечимости наркомании, что способствует утяжелению положения наркоманов;

– наркомания на сегодняшний день стала основным источником распространения венерических заболеваний и даже СПИДа.

Анализ литературных источников, журнальных статей, социологической статистики и собственных опытных данных позволил обнаружить обширный перечень факторов, способствующих наркотизации и алкоголизации молодежи.

Многие из факторов, которые повышают риск алкоголизма и наркомании среди молодежи, не поддаются контролю со стороны школьной администрации и учителей; однако, педагоги часто узнают об опасности, грозящей учащемуся, по его академической успеваемости и поведению. Учащимся способны помочь занятия и упражнения, содействующие развитию и укреплению чувства собственного достоинства, чувства ответственности за себя и других, определению целей на будущее, саморегуляции, стрессопрофилактике.

источник

Согласно статистике, около 70 % лиц старше 21 года в нашей стране употребляют алкоголь. Из них каждый десятый — алкоголик. Почему одни становятся заядлыми пьяницами, а другие — употребляют спиртное лишь по праздникам? Кто находится в группе риска? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Тяга к спиртному перерастает в пагубное пристрастие благодаря многим факторам. Злоупотреблять алкоголем часто начинают из-за наличия:

  • страдающих от алкоголизма родителей;
  • частых стрессов и депрессий;
  • сильных отрицательных эмоциональных переживаний;
  • неразрешимых проблем;
  • низкого уровня культуры;
  • нервно-психологического истощения;
  • неблагоприятной социальной среды.

Отсутствие противоалкогольной пропаганды в коллективе или в семье, наряду с перечисленными факторами, также может стать причиной проблем со спиртным. Воспитание, основанное на ценностях здорового образа жизни, способно оградить детей и подростков от злоупотребления алкоголем. Ещё один предрасполагающий фактор — отсутствие духовных запросов. Человек, лишенный моральных ценностей, уязвим перед соблазном алкоголя.

Всемирная организация здравоохранения создала перечень лиц, наиболее подверженных алкоголизму.

  • подростки и молодые люди;
  • девушки детородного возраста;
  • специалисты, чья работа связана с реализацией, распространением и изготовлением алкогольной продукции;
  • слабовольные люди, подверженные влиянию других;
  • люди с низким уровнем культуры, без образования;
  • работники сферы торговли и общепита;
  • лица с нарушениями в социальной адаптации;
  • представители психологически сложных профессий (спасатели, врачи, моряки и другие);
  • импульсивные, эмоционально неустойчивые личности;
  • больные нервно-психическими заболеваниями.

Склонность к алкоголизму чаще всего отмечается у лиц пубертатного возраста. Чаще всего предпосылками становятся:

  • наличие неблагоприятной среды, в которой воспитывается подросток;
  • отклонения в характере, наличие в нём психопатических черт;
  • задержка умственного и психического развития, неразвитая волевая сфера.

Решение проблемы алкоголизма есть в книге Аллена Карра «Легкий способ бросить пить»

Кто может стать наркоманом? Это достаточно сложный вопрос, ведь некоторые становятся зависимыми всего после одного применения, а также есть те, кто, попробовав единожды, отказывается от употребления наркотических средств на всю жизнь. Этому есть логичное объяснение, есть определенные факторы риска, которые делают человека наркоманом.

В наши дни существует три группы риска наркомании, способствующих развитию наркотической зависимости:

  • Биологические факторы, на которые человек не в силах оказать воздействие.

К данной категории относятся зависимость родителей от наркотиков или алкоголя, а также курение матери в период беременности. Ученные и доктора провели исследования, в результате которых было доказано, что склонность к наркомании может быть вызвана сильным токсикозом во время беременности, использование анестезии во время родов, а также прием определенных препаратов. В подобных случаях человеческий организм привыкает к дозе и нуждается в ней снова. Люди, переболевшие острыми или хроническими заболеваниями, также попадают в данную группу риска.

  • Личностные качества, а также особенности характера.

Психологи утверждают, что в основном становятся наркоманами раздражительные люди, которым свойственна резкая смена настроения, а также люди с замкнутым, стеснительным и тихим характером. В эту группу риска также входят люди, которые любят демонстрировать себя с выгодной стороны, использующие театральные эффекты. Наркомания является недугом незрелой личности, в первую очередь подвержены этому недугу слабохарактерные люди.

Читайте также:  Как развивается и губит человека алкоголизм

Большое влияние на человека оказывает его окружение: друзья, семья, культурный уровень окружающих его людей, а также религия. Даже место проживания может оказать воздействие. В городах сильно развита продажа наркотиков, их легко достать, а в сельской местности в основном страдают от алкоголизма.

Причинами развития наркотической зависимости может послужить семья:

  • Уделяется мало внимания или наоборот;
  • В семье наблюдаются сложные отношения;
  • Развод родителей, плохо сказывается на ребенке;
  • Наркомания группы риска также включают в себе детей или подростков, которым уделяется чрезмерное внимание и контролируется каждое их движение.

Неудовлетворенность душевных потребностей – значимый фактор для того чтобы начать употреблять наркотики, а позже, задуматься о лечении наркомании.

Дети алко- и наркозависимых родителей Алкоголизм и наркомания в наследство

Учитель-логопед МДОУ детский сад №54 Лицманенко Н.Н.

Ребенок не может сопротивляться роли среды, силу ограничения его биологических особенностей и зависимой социальной позиции. Поэтому среда формирует его радикально. А если к воспитанию в атмосфере постоянного наркотического или алкогольного пьянства добавить генетическую предрасположенность ребенка к развитию зависимости и врожденные физические и психические патологии, полученные в наследство, то, скорее всего, вырастит «достойный» продолжатель своего рода.

Алкоголизм оказывает мощное влияние на нисходящее поколение. Давно было замечено, что алкоголизм в 7 раз чаще встречается у выходцев из семей, где были зависимые среди родственников первой степени родства. Большинство детей, рожденных от больных алкоголизмом родителей, составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений.

Умственная отсталость характеризует, прежде всего, потомство больных алкоголизмом матерей, как результат внутриутробного действия алкоголя на плод (алкогольный синдром плода). У таких младенцев устойчивая задержка роста, задержка умственного развития, и внешние аномалии, такие как: маленькая голова, тонкая верхняя губа, низко посаженные уши, миндалевидные глаза и плоское пространство между верхней губой и носом.

Вообще врожденные дефекты — нарушения физического и психического характера — в полной своей мере встречаются у 5% детей, частичные его проявления встречаются у каждого 3-го ребенка. Это нарушения зависят от тяжести материнского алкоголизма и времени воздействия алкоголя, и могут вызывать следующие последствия: задержка общего развития, мышечная гипотония, дисфункции ЦНС с нарушением умственного развития, лицевые аномалии, косоглазие, аномалии суставов, пороки сердца. Алкоголизм является, по крайней мере, в 60% случаев, причиной умственной отсталости детей. Различные психические и поведенческие нарушения у таких детей встречаются чаще, чем у остальных. Диапазон психических нарушений колеблется от незначительных отклонений в поведении до признаков органического поражения мозга и умственной отсталости.

Ребенок не может сопротивляться роли среды, силу ограничения его биологических особенностей и зависимой социальной позиции. Поэтому среда формирует его радикально. А если к воспитанию в атмосфере постоянного наркотического или алкогольного пьянства добавить генетическую предрасположенность ребенка к развитию зависимости и врожденные физические и психические патологии, полученные в наследство, то, скорее всего, вырастит «достойный» продолжатель своего рода.

Алкоголизм оказывает мощное влияние на нисходящее поколение. Давно было замечено, что алкоголизм в 7 раз чаще встречается у выходцев из семей, где были зависимые среди родственников первой степени родства. Большинство детей, рожденных от больных алкоголизмом родителей, составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений. Умственная отсталость характеризует, прежде всего, потомство больных алкоголизмом матерей, как результат внутриутробного действия алкоголя на плод (алкогольный синдром плода). У таких младенцев устойчивая задержка роста, задержка умственного развития, и внешние аномалии, такие как: маленькая голова, тонкая верхняя губа, низко посаженные уши, миндалевидные глаза и плоское пространство между верхней губой и носом.

Вообще врожденные дефекты — нарушения физического и психического характера — в полной своей мере встречаются у 5% детей, частичные его проявления встречаются у каждого 3-го ребенка. Это нарушения зависят от тяжести материнского алкоголизма и времени воздействия алкоголя, и могут вызывать следующие последствия: задержка общего развития, мышечная гипотония, дисфункции ЦНС с нарушением умственного развития, лицевые аномалии, косоглазие, аномалии суставов, пороки сердца. Алкоголизм является, по крайней мере, в 60% случаев, причиной умственной отсталости детей. Различные психические и поведенческие нарушения у таких детей встречаются чаще, чем у остальных.

Диапазон психических нарушений колеблется от незначительных отклонений в поведении до признаков органического поражения мозга и умственной отсталости.
У детей от больных алкоголизмом родителей более часто встречаются тревога и депрессия, дефицит внимания, трудности в учебе. У мальчиков чаще наблюдаются поведенческие проблемы, у девочек — эмоциональные.

Дети больных алкоголизмом значительно чаще испытывают сложности при обучении в школе, они не всегда в состоянии адекватно использовать свои интеллектуальные возможности, и демонстрируют слабую мотивацию к учебе, невысокую успеваемость, обеднение интересов, сниженный уровень общения, трудность в концентрации внимания, тревожность и недоверчивость. Слабая мотивация к учебе и полезной общественной деятельности, в свою очередь способствует социальной дезадаптации и опосредованно возможности развития алкоголизма.

У взрослых детей больных алкоголизмом родителей затруднено общение со сверстниками, высок риск дезадаптации, характерны частые суициды, наличие проблем в интимной жизни, нестабильность семей, а также часто встречаются алкоголизм, психопатии, депрессии.

Кроме того, средовой фактор в воспитании в семье алкозависимых, делает детей эмоциональными инвалидами. Ведь алкоголизм в семье воспринимается как сильный травмирующий фактор. Алкоголизм не воспринимается как болезнь, а оценивается, как оскорбляющее близких поведение и уклонение от семейных обязанностей. Это усугубляется манерой общения больного со своими близкими, материальными трудностями. Генная предрасположенность, неуспеваемость, избыток свободного времени, дурная компания, пример родителей способствуют приобщению ребенка к пагубной привычке – алкоголизму.

Количество наркозависимых среди подростков и молодежи неуклонно растет. В последние годы наркомания приобрела характер эпидемии. Нередко наркотики принимают даже будущие мамы. Разные виды наркотиков оказывают свой ужасающий эффект на развитие плода. Гашиш, например, попадая в организм беременной женщины, приводят к внутриутробной задержке развития плода, уменьшается вес и окружность головы ребенка. Кроме того, такой матери грозят преждевременные роды. При употреблении матерью кокаина, новорожденный может умереть от инсульта либо у ребенка могут обнаружиться пороки развития мочевыводящих путей. Зависимые от амфетаминов страдают дефицитом питательных веществ и нарушением кровообращения, а в матке происходит задержка умственного и физического развития плода. Ребенок, находящийся под действием амфетаминов, полусонный, плохо сосет грудь, теряет в весе.

Если мать регулярно употребляет героин, ребенок рождается наркоманом и испытывает, как и мать, все ужасы «ломки». Такие младенцы развиваются замедленно, у них в 20 раз чаще бывает синдром внезапной смерти. ЛСД вызывает мутации, преждевременные роды, выкидыши, отслойку плаценты.

Увлечение будущей матери токсикоманией «награждает» ее ребенка пороками развития, характерными для детей матерей-алкоголичек: уплощением переносицы, узкой верхней губой, срастанием век в углах глаз и т.д.

Задерживается физическое и умственное развитие таких детишек, у них бывают психические нарушения. Нередко эти дети рождаются с очень маленькой головой или крошечными глазами.

Практически все наркотики вызывают задержку физического и умственного развития плода, а некоторые угрожают его жизни, провоцируют невынашивание и всевозможные пороки развития. Наркотические вещества проникают через плаценту в кровь плода и вызывают изменения в его психике. Остается только догадываться, что чувствует плод во время наркотического опьянения матери или во время «ломки».

Младенцы, получавшие наркотики, чрезмерно возбудимы и они стараются избегать общения с родителями. Обнаруживаются недостаточное развитие умственных способностей. Кроме того, родители не могут уделить своим детям достаточно внимания, потому что их приоритеты лежат в плоскости добывания и использования запрещенных наркотических веществ.

Учителя –логопеды, учителя-дефектологи констатируют, что количество детей с речевой патологией имеют тенденцию к быстрому увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственной способности и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Давайте обратимся к страницам Священного Писания, прочитаем и задумаемся над словами:

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
[И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».

Трудно убедить того, кто принимает наркотики или алкоголь отказаться от этого, ведь это не прихоть, а болезнь. И потому так важно лечение наркомании и алкоголизма и пропаганда здорового образа жизни ради благополучного развития нашего общества.

Ведь дети – это наше будущее. И в наших силах закладывать в них не патологии и предрасположенности, а позитивные интересы далекие от алкогольных и наркотических привычек.

источник

По оценкам различных ведомств и организаций, в России в 2015 году было от 3 до 8 миллионов наркоманов. Столь широкий разброс в установлении точного количества зависимых связан как с размытыми критериями болезни, так и с высокой латентностью недуга. Многие люди могут употреблять психоактивные вещества в течение 2-3 лет, прежде чем становятся очевидными вредные последствия привычки. У других проблемы проявляются практически сразу, либо они попадают в поле зрения правоохранительных органов, которыми в принудительном порядке ставятся на учёт.

К сожалению, статистика наркомании всегда будет необъективной и неточной. Различаются как симптомы, так и последствия употребления ПАВ. Кроме того, многие организации манипулируют цифрами, чтобы представить в выгодном свете себя, и в негативном – конкурентов. Тем не менее, есть общие тенденции, которые отражают картину для России.

  • Молодой или юный возраст. Примерно 2/3 наркозависимых в России – это люди старше 16 и моложе 30 лет. Ещё пятая часть потребителей – школьники или учащиеся, то есть дети.
  • Мужской пол. Абсолютное большинство наркоманов – мужчины, однако процент женщин, вовлечённых в зависимость, постепенно возрастает.
  • Среднее или начальное образование. Большинство наркоманов обладают недостатком общечеловеческих знаний, плохо разбираются в строении организма, мало знают о последствиях употребления психоактивных веществ.
  • Специфический круг общения. Будущие наркоманы неразборчивы в связях, могут поддерживать отношения с опасными людьми. В то же время, в круг общения могут входить и совершенно другие индивидуумы: представители творческих профессий, музыканты.
  • Аморальная жизнь. Юношеская и подростковая наркомания требует значительных средств, которых в таком возрасте просто не найти. Поэтому как молодые, так и взрослые наркоманы промышляют преступностью, проституцией, сами продают психоактивные вещества.
  • Отсутствие критики к своему состоянию. Большинство наркопотребителей либо не осознают, либо отрицают наличие у себя зависимости. Это делает невозможным лечение, так как человек просто не способен принять помощь.
  • Нарушенная система ценностей. На первом месте у большинства людей стоит работа, семья, стремление к жизни. Уже на начальной стадии наркомании человек утрачивает все ориентиры, которые у него были ранее, и ставит во главу угла потакание собственным страстям.

В общей сложности во всем мире – около 200-300 миллионов активных наркопотребителей, что сопоставимо с численностью населения крупнейших государств. Виды психоактивных веществ, популярных среди населения, серьёзно зависят от региона. Так, в России особым спросом пользуется героин, который даже в соседних странах не имеет столь широкого распространения. Также в РФ есть свои специфические ПАВ – тот же первинтин, практически неизвестный в Европе.

Говоря языком бизнеса, главные причины наркомании – высокий спрос и разнообразное предложение. Производители запрещённых веществ быстро подстраиваются под предпочтения рынка, делая более дешёвые и мощные препараты. Чтобы обойти законодательные запреты, на рынок вышли так называемые «дизайнерские» наркотики, формула которых изменяется при одном и том же эффекте.

  1. Жажда новых ощущений, любопытство. Запрещённые вещества вызывают взрыв эмоций, получить который легальным путём довольно трудно.
  2. Доступность наркотиков и психотропов. Чтобы купить спайсы, героин, нюхательные порошки и другую отраву необязательно быть миллионером и обладать связями – весь товар представлен в интернете.
  3. Мифы о безудержном кайфе. Стоит отметить, что уровень эйфории, который вызывают ПАВ, сильно преувеличен, а значительная часть и вовсе не испытает особого удовольствия.
  4. Распространённые байки о том, как легко выйти из зависимости. На самом деле, избавиться от пагубной привычки почти невозможно без помощи врачей и гигантской мотивации.

Буквально 10 лет назад наиболее опасным веществом, доступным в продаже, считался героин. От него очень быстро формируется зависимость, в течение нескольких лет в негодность приходят внутренние органы, наступает их поочередная дисфункция. Однако опасность наркомании в наши дни – это ещё и наличие разрушительных психотропов, которые уничтожают личность проще и быстрее.

Зависимость от героина формируется в течение 5-10 доз, от спайса и альфа-PVP – уже после 2-3 приёмов. Опиаты приводят к быстрому разрушению организма, психотропные вещества – моментально разрушают психику. Синтетические препараты, такие как дезоморфин, вызывают дистрофию кровеносных сосудов и приводят к некрозу тканей.

  • Утрата социальных навыков. В современном обществе от человека требуются такие качества, как инициативность, способность усваивать новую информацию, работать с высокой самоотдачей. Ничего подобного нельзя ожидать от наркомана, который становится неспособным как усваивать знания, так и трудиться.
  • Потеря моральных ценностей. Для получения очередной дозы потребителю придётся совершать поступки, которые преследуются либо законом, либо обществом.
  • Утрата здоровья. Значительная часть внутренних органов изнашивается под воздействием токсинов и отравляющих веществ, печень, почки, селезёнка, желудок могут отказаться функционировать.
  • Дегенерация потомства. Без полной и длительной детоксикации мужчины и женщины не смогут зачать жизнеспособных детей, так как психоактивные вещества сказываются на репродуктивных функциях.
Читайте также:  Лечение алкоголизма травами в домашних условиях рецепты

Таким образом, в группе риска – наиболее молодые и перспективные люди, которые только начинают жить. Среди них – много школьников и студентов, не способных противиться зависимости в том числе из-за отсутствия опыта. И хотя болезнь очень трудно вылечить, её можно подвергнуть профилактике, своевременно объяснив человеку последствия употребления наркотиков и психотропов.

источник

Утверждать, что выделяются четкие группы риска относительно возможности развития наркоманий, специалисты стали очень давно. Многими исследованиями наглядно показана прямая зависимость между определенным возрастным интервалом и частотой развития различных типов химической зависимости.

Так наркотическая зависимость — это болезнь молодости. Из общей массы людей, более 90% составляет именно 10-18 летний промежуток. То есть это время взросления и становления личности. При этом, чем раньше произошло первое знакомство с наркотиком, тем больше вероятность, что человек в дальнейшем перейдет от эпизодического употребления к регулярному, которое впоследствии и приводит к развернутой зависимости.

Проблема защиты собственного ребенка от риска наркомании становится важной для каждого родителя, а защита детей становится не менее важным комплексом мер для всего государства.

Необходимо четко понимать, что есть огромное разнообразие факторов риска, которые объединяются в группы, так как имеют общие истоки и механизмы.

Среди психологических особенностей личности наркозависимых очень много общих черт, которые и являются предопределяющими факторами развития наркоманий или других болезней зависимости. В большинстве своем такие люди крайне не уверены в себе, трудно понимают природу собственных эмоций и чувств и при этом не могут верно выражать их, у них нарушено эмоциональное реагирование, как на повседневные, так и на выдающиеся события. Особенности мировосприятия, особенно в подростковом возрасте заставляют думать таких людей о своей ненужности. Кроме этого страдает возможность прогнозирования собственных действий и поступков. Самоконтроль и самодисциплина, как черты характера значительно снижены по выраженности или отсутствуют. Важным моментом является неприятие общественных норм поведения. Отсутствие воли и твердости в принятии решений не позволяют человеку самостоятельно преодолеть зависимость. Чем больше подобных черт наблюдается у пациента, тем выше риск развития зависимости и тем сложнее будет путь к преодолению болезни.

По-иному выражаясь, если бы человек не имел этих черт, то вероятность изначального знакомства с наркотиком была бы минимальной, или отсутствовала полностью.

К биологическим факторам относятся такие состояния, которые снижают сопротивляемость организма действию наркотика, обеспечивают более быстрое привыкание или делают его максимально восприимчивым наркогенным эффектам. Такими ситуациями становятся перенесенные черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, осложнения при беременностях или в родах у матери с гипоксией мозга для ребенка. Также важную биологическую роль играет наследственность. У детей от родителей больных наркоманием или алкоголизмом — риск развития зависимости значительно выше. Также риск развития наркоманий выше у людей с аномалиями развития, что является защитной реакцией и попыткой «уйти от проблемы».

Социальные факторы разнообразны и значительны по своему воздействию. Чем больше подобных черт наблюдается у пациента, тем выше риск развития зависимости и тем сложнее будет путь к преодолению болезни.

Стояния гиперопеки с тотальным контролем, и гипоопеки с предоставлением подростку полной свободы — одинаково опасны в плане рисков развития наркоманий. Любые микросоциальные конфликты в семье — тирания, рукоприкладство — также подталкивают подростка к уходу в «наркотические грезы».

Не менее разрушительным становится пьянство или наркомания одного или обоих родителей. В этом случае такое поведение воспринимается ребенком с детства, как должное.

Школа, друзья, круг общения и интересов — все это также может являться фактором развития зависимого поведения.

Профилактическая работа с детьми и подростками групп риска очень кропотлива, достаточно трудна и масштабна. Цель её — показать ребенку, что его любят, что он нужен. Необходимо создать благоприятную обстановку и социальный микроклимат, причем без главенства и тирании, а с положительным примером. Важно учить ребенка выражать собственное мнение, развивать в нем творческие и интеллектуальные стремления.

Если в круге его общения есть антисоциальные личности, подростки криминальной наклонности, те, кто принимает наркотики или злоупотребляет алкоголем, то необходимо сделать все, чтобы оградить его от такого общения. При этом нужно действовать мягко, но разумно, просчитывая все варианты.

Важным оружием в помощь ограждения ребенка от наркотиков является откровенный разговор, когда ему объясняются все негативные моменты наркоманий, то что это «путь в никуда». Лучше всего родителям самим объяснить все, но если родители не являются авторитетами, то тогда оптимальным вариантом является запись к специалисту психологу, который деликатно донесет необходимое до ребенка.

В тех ситуациях, когда все же не удалось уберечь ребенка от зависимости и вы узнали, что ваш сын или дочь употребляет наркотики — не надо пытаться все решить самостоятельно, нельзя игнорировать проблему, или пытать потакать в надежде, что «завяжет». Единственным верным вариантом является обращение к специалистам-наркологам. Одни из лучших — врачи центра «НарМед». Они сделают все ради благополучия родного вам человека и победы над его болезнью.

источник

На сегодняшний день профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков является основной целью для сохранения здорового поколения. Проблема зависимости от губительных пристрастий на данный момент стоит довольно остро. Численность людей, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, стремительно возрастает. При этом зависимые становятся все более молодыми. С последствиями пагубных привычек знаком каждый человек, но мало для кого это является сдерживающим фактором.

Употребление алкоголя и наркотиков (даже несистематическое), оказывает значительный вред неокрепшему организму. Много заболеваний вызвано именно пагубными привычками, включая снижение защитных сил организма. Также среди зависимых подростков многие страдают психическими или нервными расстройствами.

При этом несозревший детский организм очень быстро привыкает к алкоголю и наркотикам. Вероятность, что ребенок пристрастится к спиртному, очень высока, даже если он регулярно пьет исключительно слабоалкогольные напитки.

Риск возрастает также в случае наркомании. Легкомысленное отношение подростков к алкоголю увеличивает проблему. Многие убеждены, что два-три раза в неделю можно выпить спиртное и профилактика алкоголизма, наркомании при таких обстоятельствах лишняя мера. Но не стоит исключать такую вероятность, даже если подросток выпивает несколько раз в месяц.

С учетом индивидуальных характеристик групп, у которых проводиться профилактика алкоголизма и наркомании, различают три ее разновидности. Мероприятия, нацеленные на ограждение подростков от вредных привычек, входят в первоначальную профилактику. Такие меры предполагают работу с детьми, не употреблявшими ранее алкоголь, наркотические вещества.

Программа предупреждающих мер включает беседы на тему вреда алкоголя, привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее. Первичные мероприятия среди подростков разумно проводить в учебных заведениях согласно принятым методикам.

Вторичные меры против алкоголизма и наркомании подростков сориентированы на группу риска. Такая профилактика проходит среди молодежи, употребляющей спиртные напитки, наркотические вещества. Нацелены меры и на лиц с повышенной степенью вероятности возникновения зависимости от губительных привычек. Такими считаются дети из неблагополучных семей, с проявленной социальной запущенностью, расстройствами психики и так далее.

Вторичные меры необходимы для того, чтобы выявить употребляющих алкоголь или наркотики подростков, предупредить развитие у них стойкой зависимости от пагубных пристрастий. Для принятия мер такого рода требуется профессиональная помощь врачей-наркологов, психологов, а также прочих специалистов. Мероприятия нужно проводить своевременно, чтобы не допустить необратимых последствий в развитии ситуации, появления различных заболеваний.

Третичные меры предполагают помощь больным, которым тема алкоголизма и наркомании близка. Такая профилактика включает в себя диагностику, а также лечение в оздоровительных и реабилитационных центрах. Мероприятия на этом этапе должны быть направлены на предотвращение дальнейшего личностного распада и поддержание человека в дееспособном состоянии.

В таком случае можно говорить уже о сложном заболевании, требующем длительного и обстоятельного лечения, эффективность которого во многом зависит от желания больного справиться со своей проблемой алкоголизма или наркомании. Как правило, специалистам приходиться помогать подросткам с уже сформировавшимся заболеванием, когда все трагические последствия зависимости уже проявились.

Предрасположенность к вредным привычкам отмечается среди подростков с шаткой психикой, с частыми проявлениями агрессии, истерии. Важно, чтобы в ограждающие мероприятия была включена санитарная и просветительная деятельность среди молодежи.

В образовательных учреждениях должны регулярно организовываться семинары, обучающие преподавателей приемам для обнаружения у подростков различных типов опьянения и для формирования в их сознании понимания серьезности проблемы. Обязательно нужно приводить реальные примеры тяжелых последствий алкоголизма и наркомании.

Также важно в профилактике организовать взаимодействие служб МВД, наркологической и комиссии по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции должны помогать привлекать молодежь к обследованию и лечению от зависимости к наркотикам, алкоголизма. Если подросток не желает посещать наркологический диспансер, сопротивляется воздействию и является основным звеном группы зависимых детей, то профилактика должна включать дополнительные, административные меры.

Повлиять на отношение детей к пагубным пристрастиям можно многими способами. Реализовать их бывает довольно сложно, но при этом практически всегда они помогают достичь желаемой цели, оградить ребенка от алкоголя, наркотиков и влияния окружения, злоупотребляющих ими.

Стоит отметить, что профилактика даст желаемый результат только в том случае, если подросток будет полностью доверять родителям. Чтобы установить нужные отношения с ребенком, надо больше уделять времени общению с ним. Если родителю будут неинтересны его проблемы, он станет обсуждать их с теми, кто готов выслушать. Тогда доверия с подростком не возникнет.

Не стоит принимать нравоучения за общение. Многие дети перестают разговаривать со своими родителями о том, что их беспокоит, когда вместо помощи получают только обвинения и упреки.

Необязательно понимать убеждения ребенка, важнее выслушать его, принять и не навязывать свою взрослую точку зрения. Родители должны понимать, что ребенок не является их собственностью, у него может быть свое мнение, с которым надо считаться. Желательно интересоваться, с кем проводить время ваше чадо, знать его друзей. И главное, родители должны служить примером своему ребенку. Для этого нужно строго придерживаться своих убеждений и быть последовательным в действиях.

Подросткам, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, гораздо проще достать опьяняющие вещества. Возможность попробовать различные виды наркотиков и алкоголя есть у них с ранних лет. Но в то же время дети на примере видят, к чему приводит зависимость, как это отражается на укладе их семьи. По этой причине дети, выросшие в неблагополучной семье, часто придерживаются твердых убеждений никогда не употреблять алкоголь, наркотики и всеми силами стремятся наладить жизнь своих родителей, спасти их от зависимости.

Иногда именно они становятся ярыми борцами с одурманивающими веществами. Даже небольшое количество алкоголя вызывает у них стойкое отвращение (психологическое и физическое).

Но чаще всего по мере взросления ребенок довольно быстро осваивает навыки курения и употребления алкоголя. Начинает запускаться программа, заложенная их окружением, в частности, родителями. Это объясняется тем, что именно семья является примером взаимодействия с окружающей средой, решения проблем и удовлетворения потребностей.

Такие дети входят в группу риска и нуждаются в профилактике. Требуется сплоченное воздействие всего коллектива педагогов и специалистов, чтобы оказать профессиональную помощь и поддержку детям из неблагополучных семей. Также важно определить, на какие ценности ориентируется ученик на начальном этапе их формирования.

В каждом человеке есть способности и положительные качества, задача педагога – рассмотреть их в ребенке, определить его таланты, заинтересовать его. Это поможет отвлечь его от нездоровой обстановки в семье и направить внимание на дополнительные занятия.

В СМИ и с экранов телевизора регулярно доносятся новости о запрете курения в общественных местах, о рекламе алкоголя. Но тем не менее довольно часто на улицах можно встретить несовершеннолетних с пивом в руках. Алкоголизм и наркомания среди молодежи – это во многом вина взрослого поколения. Если в их окружении будет явная демонстрация приема алкоголя, курения, а также наркотиков, то никакая профилактика не поможет детям избежать этой проблемы.

Принятие жестких ограничений продажи спиртного и сигарет подросткам, совместная работа наркологического контроля, милиции, педагогов, родителей способна повлиять на пристрастие молодежи к отравляющим веществам. Важно показать подросткам, к чему могут привести пагубные пристрастия.

Отличной профилактической мерой станет также введение обязательного теста на наркотики в школьных учреждениях. При первых признаках зависимости у подростка его немедленно нужно направлять на обследование и лечение.

Проблема зависимости среди молодежи – это общее дело. Употребление наркотиков во много раз повышает вероятность заражения СПИДом, гепатитом, распространение венерических заболеваний. Учиться и одновременно зависеть от алкоголя, наркотиков, невозможно. Подростки с пагубными пристрастиями довольно быстро опускаются на социальное дно, деградируют, оказываются втянутыми в криминал. Возникают проблемы с семьей, обществом, ребенок становится потенциально опасным для окружающих.

Чтобы меры, принятые для предупреждения алкоголизма, наркомании были эффективными, уменьшился риск возникновения проблемы, а больные получали максимальную помощь в лечении и реабилитации, нужна грамотная законодательная база. В первую очередь надо установить административную ответственность за употребления алкоголя, наркотиков. Предусмотреть возможность досмотра лиц для выявления запрещенных препаратов, веществ, спиртного.

Также следует уделять необходимое внимание подрастающему поколению, нужно проводить с ними беседы, встречи, привлекать к общественным работам и другим занятиям. Подростковый возраст считается периодом, когда ребенку требуется особое внимание. Это поможет избежать неприятных последствий в будущем.

источник