Меню Рубрики

Беседа в школе с детьми алкоголизма

Проблема детского алкоголизма в России и странах СНГ выходит сегодня чуть ли не на первое место среди социальных бед. Подростки и дети, на глазах у которых спиваются несчастные родители или перед глазами которых практически агрессивно мелькает навязчивая реклама алкоголя, в 60% случаев пробуют свою первую выпивку в возрасте от 10 до 13 лет. Чтобы попытаться предотвратить беду (детский алкоголизм), необходимо проводить регулярные беседы по алкоголю с детьми. Но при этом всегда стоит помнить, что какими бы яркими и высокопарными не были речи взрослых о вреде спиртного, самым важным стимулом к правильной жизни будет для детей пример старших наставников. Поэтому будет явным парадоксом ситуация, в которой взрослый, регулярно употребляющий спиртное, читает лекции детям о вреде алкоголизма. Начинать всегда нужно с себя!

Как это ни печально, но дети и подростки становятся на путь алкогольной зависимости по своей воле. Однако у неокрепшей психики есть железное оправдание — дитя постоянно видит перед собой пример старших и своего окружения. Так, самыми частыми причинами (предпосылками) подросткового алкоголизма являются:

  • Антисоциальное положение семьи, в которой растёт маленький человек;
  • Окружение алкоголиков, в котором вынужден вращаться подросток (родители или родственники — алкоголики);
  • Желание подражать старшим товарищам, которые кажутся смелее, сильнее и круче под воздействием алкоголя;
  • Неуверенность в себе (внутренняя, внешняя);
  • Тоска и отсутствие активной занятости.
  • Генетическая предрасположенность (как это ни странно, но срабатывает лишь в 40% случаев).

Важно: чтобы предотвратить алкоголизм у ребёнка 11-14 лет, часто достаточным оказывается сведение на нет перечисленных выше условий, попадая в которые маленький человек неизменно тянется к бутылке с алкоголем. А что?! Ведь в рекламе и кино утверждают, что «спиртное помогает»!

Часто родители допускают несколько ошибок в психологической работе с подростками. Здесь всегда стоит помнить, что родителями мы становимся добровольно, а значит, добровольно берем на себя роли воспитателя, кормильца, учителя, друга, психолога и пр. И при этом отлынивать хоть от одной из этих ролей будет как минимум глупо (потеряете доверие ребенка). А по-максимуму, высок риск допустить опасный промах, который потом обернется большой бедой для чада. Именно поэтому в общении с родным маленьким, хоть уже и подросшим человечком, всегда нужно придерживаться нескольких правил:

  • Говорите с ребенком. Всегда! Даже если устали. Даже если сказать нечего! Говорите. И пусть это будут лишь 5 минут беседы, но пусть она будет искренней и пропитанной участием к жизни подростка. Вы и заметить не успеете, как ваше чадо станет также безучастно, как и вы ранее, бросать вам из-за плеча однозначные ответы на ваши вопросы. Вот тогда уже поздно будет что-то менять. Лучше поддерживать привычку говорить ребенком с малого возраста.
  • Обнимайте его. Обнимайте на ночь! Обнимайте утром. Пусть ваш подросток знает, что в ваших объятиях он всегда может найти защиту и тепло. Это остановит его в будущем от желания пойти за помощью к «непонятным» друзьям с бутылкой.
  • Хвалите ребенка. Что бы он ни сделал! Чего бы ни добился! Вынес мусор? Похвалите и поблагодарите! Выиграл олимпиаду в школе? Хвалите! Подобрал(а) симпатичную кофточку в магазине под туфли? Хвалите за особый вкус. Пусть ваше чадо будет уверено в своей состоятельности, как личность.
  • Поддерживайте. Во всем. В любых начинаниях, если они не противоречат нормам здорового поведения и безопасности. Поддерживайте в моменты критических перепадов настроения. Обязательно поддерживайте тогда, когда подросток не доволен своей внешностью и телом. Приведите примеры своего взросления (прыщи, угловатьсть и пр.). Пусть ребенок знает, что все через это проходят и в итоге вырастают в красивых взрослых.

Важно: помните, эти простые составляющие взросления позволят вашему ребенку вырасти психологически сильным человеком, способным трезво оценивать любую ситуацию и не тянуться к алкоголю, как к спасательному кругу.

Беседы о взрослой жизни и о вреде алкоголя поздно начинать в возрасте ребенка 11-13 лет. Подобный разговор должен состояться ещё в младшем школьном возрасте, когда маленький человек безоговорочно верует в слова родителей. Ведь в этом возрасте родитель — непреклонный авторитет. Именно в этот период взросления чада можно говорить о вреде алкоголя для детского организма. А в качестве подкрепляющих аргументов указывать на улице на мужчин и женщин, опустившихся на дно алкоголизма. При этом беседы можно проводить регулярно (не настойчиво, но, пользуясь случаем). Наряду с вредом алкогольной зависимости можно проводить параллель между употреблением спиртного и возможных последствиях (драки, ранения, нарушения закона, аварии и пр.).

Помните, ребенок пьющего и курящего родителя рано или поздно станет на тот же путь. Поэтому глупо, размахивая сигаретой и бокалом вина, напутствовать подростка на здоровый образ жизни. Уж если в семье так заведено, то и ребенок в скором времени попробует алкоголь. Начинайте с себя. Подавайте положительный пример. В праздники ограничьтесь бокалом легкого спиртного. В остальные случаи на алкоголь должно быть наложено табу.

Важно: многие родители допускают ошибку, разрешая подростку попробовать алкоголь с ними в праздник за одним столом. Якобы от этого ребенок не будет пить по подворотням, а попробует спиртное на глазах у родителей. Но такое поведение расценивается подростком, как согласие родителей на употребление им спиртного.

Как уже было сказано выше, часто дети становятся на путь детского алкоголизма по причине банальной тоски. То есть подросток просто не знает, чем себя занять в моменты душевного расстройства. Ваша задача научить ребенка справляться с неуверенностью и тоской здоровым образом. Приучите его с детских лет проговаривать свои чувства и ощущения. Пусть он попробует материализовать своё чувство. Расспросите, на что оно похоже. Где (в какой части тела) локализуется и болит. Предложите подростку нарисовать его или выкинуть (побороть) с помощью любимого хобби, пробежки, музыки и пр. Такой подход к воспитанию чада позволит вам не только оградить его от возможного употребления алкоголя/наркотиков, но и предотвратить подростковую депрессию, а возможно и суицид.

Всегда помните, что одной из причин раннего детского алкоголизма является давление на него сверстников. То есть компания ему подобных может предлагать спиртное ребенку с целью «инициации». А без неё подростка не примут в компанию. Здесь главная задача родителя донести до ребенка мысль о том, что только он вправе распоряжаться своим телом и принимать окончательные решения. А чтобы ребенок мог в нужный момент сказать твердое «нет», перестаньте «прессовать» его дома. Соглашайтесь с аргументированным отказом. Объясняйте, что ребенок вправе сказать нет даже вам — родителю. Естественно, если это не выходит за рамки моральных и этических норм семьи. Помните, воспитывая ребенка по принципу беспрекословного послушания, вы растите человека, который будет соглашаться со всем, предложенным ему под давлением.

Всегда помните, что дети (а особенно подростки) могут скрывать свои первые попытки попробовать алкоголь. Ребенок может остаться ночевать у друзей или закусить запах алкоголя мятной жвачкой. Постоянно наблюдать за чадом вы не сможете.

А поэтому контролировать процесс формирования его отношения к спиртному можно методом простых бесед в формате вопрос-ответ. Получая ответы на поставленные вопросы, вы сможете понимать, что творится в голове вашего маленького человека. Вопросы могут выглядеть примерно так:

  • Что ты думаешь по поводу запрета на алкоголь детям до 21 года?
  • Как думаешь, почему дети принимают алкоголь?
  • Как поведешь себя, если водитель авто, в которое ты сел, пьян?
  • Как себя повести на вечеринке, если ты испытываешь волнение?
  • Как поведешь себя, если друзья предложат тебе выпить?

Важно: получая ответы на поставленные вопросы, вы всегда можете оценить, где допустили промашку и восполнять пробел личным примером и беседами. Помните, научив ребенка трезво рассуждать и аргументировать своё мнение, а также пользоваться словом «нет», вы сможете предотвратить много неприятностей из тех, что ожидают взрослеющего человечка.

источник

Цель: сформировать у детей представление о том, что алкоголизм — это болезнь; вызвать у них сочувствие, жалость к алкоголику, стремление не быть похожим на него.

Оборудование: портрет алкоголика; черно-белые листы с портретом алкоголика на каждого ребенка; иллюстративный материал.

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

— Вспомните, что такое болезни, какие мы знаем болезни. (Подвести детей к выводу, что алкоголизм — это тоже болезнь; есть даже специальные врачи, которые ее лечат.)

Обсуждение вопросов:

— отношение к человеку, больному алкоголизмом;

— как алкоголизм отражается на внешнем виде человека;

— может ли человек, больной алкоголизмом, быть президентом, спортсменом, космонавтом, кинозвездой, фотомоделью;

— может ли человек, больной алкоголизмом, водить машину, плавать, кататься на лодке и т. д.

Раздать детям черно-белые листы с портретом алкоголика и предложить их раскрасить.

Внешние признаки человека в состоянии алкогольного опьянения

В первую очередь обращает на себя внимание одежда. Пуговицы могут быть расстегнуты, шарф или галстук торчит наружу. Легко можно обнаружить чем-то испачканные участки одежды. Походка неуверенная, пошатывающаяся. Движения руками размашистые, в особенности при оживлении разговора. Очень характерен цвет кожных покровов лица. С одной стороны (при алкогольном или гашишном опьянении), лицо становится ярко-красным, багровым. Выражен блеск глаз, расширены зрачки. При иных видах опьянения цвет лица может быть бледным, с землистым оттенком, глаза тусклые, запавшие. Опьяневшему человеку одному всегда бывает скучно. Характерны попытки заговорить о чем-либо, пообщаться. Речь несвязная, «заплетающаяся», часто опьяневший человек перебивает других, старается навязать собственные суждения. Критику практически не воспринимает, на замечания реагирует негативно, любит вовлекать в спорные темы, часто пристает к людям в транспорте, в очередях. Даже с виду «тихий», опьяневший человек опасен, так как при случайном противодействии может возникнуть бурная агрессивная реакция со значительным и опасным применением физической силы. Самые распространенные виды правонарушений на фоне пьянства — домашние конфликты, пожары, возникающие от непогашенных окурков.

Рекомендации ребенку, который оказался в одном помещении с опьяневшим человеком:

— не отвечать на предложенные разговоры, споры, не участвовать в играх с опьяневшим, при этом, чтобы не обидеть его отказом, отойти, ничего не объясняя, уйти, и даже, если чувствуется опасность, убежать;

— в общественном транспорте нельзя садиться с ним рядом;

— ни в коем случае нельзя садиться в машину, если есть подозрение, что водитель от чего-то не в себе (даже если это ваш знакомый).

— У людей не существует дурных привычек курить, пить водку, принимать наркотики, все это — болезнь.

— В жизни чаще бывает гак: выкурив одну-единственную сигарету или даже сделав «затяжку» табачного дыма, люди незаметно для себя втягиваются в курение. Это табакизм.

— Аналогично с первой рюмки водки можно стать больным алкоголизмом на всю жизнь, конечно, не сразу, а «от рюмки к рюмке».

— Одному, чтобы стать алкоголиком, надо 20 лет, другому — 5 лет, а некоторым достаточно и 2 месяца. Поэтому лучше не рисковать и не пробовать.

IV. Итог занятия.

— Хотите ли вы болеть (в том числе алкоголизмом)?

Нарисуйте плакат на тему «Как ты относишься к человеку, постоянно употребляющему алкоголь».

источник

Цели и задачи классного часа

— Выяснить вместе с учащимися, какие мифы сложились в обществе о «пользе» алкоголя. Подвергнуть эти заблуждения научному анализу и критике;

— научить учащихся обоснованно опровергать мифы о «пользе» алкоголя.

Обсуждение ситуации: «Почему употребляют алкоголь»

Эта проблема обсуждается вместе с учащимися, которым задаются вопросы:

— Как вы считаете, почему люди пьют?

— Какую пользу приносит алкоголь?

Ответы учащихся в столбик записываются учителем на доске. Доводы в пользу употребления алкоголя, как правило, выглядят следующим образом:

— алкоголь помогает общению;

— алкоголь употребляют для веселья и т. д.

Здесь уместно привести строки шотландского поэта Роберта Бернса, который с убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы.

Крестины, свадьбы и развод,

И просто пьянство без причин.

Затем учитель проводит беседу по указанным учащимися доводам в пользу употребления алкоголя.

Учитель: Посмотрите, сколько «пользы» приносит алкоголь! Может быть, его все-таки стоит употреблять ради такого «благотворного» действия? Получается, что алкоголь — это чуть ли не панацея от всех бед, он решает и проблемы со здоровьем, и многие социальные проблемы.

Не обольщайтесь, все это — мифы об алкоголе, сложившиеся в человеческом обществе и оправдывающие его употребление.

Попробуем посмотреть на все это с научной точки зрения.

Далее учитель должен опровергнуть записанные на доске доводы в «пользу» алкоголя, при этом можно вначале апеллировать к учащимся, которые тоже могут с помощью имеющихся у них сведений опровергнуть некоторые из них.

Разоблачение мифов о «пользе» алкоголя

Теоретический материал для классного руководителя

а) Алкоголь согревает.

С детства мы слышим, что спиртное согревает тело, но согревание с помощью водки или спирта — это всего лишь самообман. Кто из вас не слышал об обморожениях людей, находившихся на морозе в состоянии опьянения? Таких примеров множество. Ф.Г. Углов описывает случай, который произошел с ним в детстве. Возвращаясь зимой поздно вечером от товарища, он увидел знакомого мужчину, спящего на лавочке, рядом с ним сидела собака, она никого не подпускала, и разбудить мужчину было невозможно. Когда все-таки спящего разбудили, у него оказались сильно обморожены ноги, докторам пришлось повозиться, чтобы избежать ампутации. Оказывается, перед тем как пойти погулять с собакой и зная, что на улице большой мороз, этот человек решил себя «подогреть» и выпил добрую порцию водки. Его разморило, он решил отдохнуть и тут же уснул.

В чем же дело? Почему выпитая водка не согрела человека? Оказывается, выпивший человек не способен оценивать температуру собственного тела.

Под влиянием алкоголя периферические сосуды расширяются и к поверхности тела притекает больше крови. Человеку кажется, что он согрелся, но это чувство общей теплоты — обман. Нагревается только кожа, которая в то же время быстро отдает тепло, т. е. теплоотдача увеличивается. Температура тела понижается. Организм же под влиянием алкоголя утрачивает свою нормальную чувствительность к холоду, кожа не отвечает на его действия сжатием своих кровеносных сосудов.

Несмотря на быстрое охлаждение тела человек этого не ощущает, и поэтому легко может наступить обморожение и даже замерзание. Некоторые могут возразить, что для отогревания замерзшему человеку дают выпить водки. В данном случае алкоголь употребляют как противоболевое средство, поскольку он действует оглушающе, как наркоз. Обмороженному нужна теплая ванна, а если ее нет, то лучше алкоголь не давать внутрь, а растереть тело водкой или спиртом, но такое растирание можно делать только взрослому человеку. А напоить замерзшего лучше горячим чаем с травами и медом.

Читайте также:  Может ли эпилепсия развиться на фоне алкоголизма

б) Алкоголь помогает общению.

Учитель задает вопрос учащимся:

— Вы знаете, как алкоголь действует на нервную систему?

Учитель: Алкоголь парализует процесс торможения в нервной системе, человек становится говорливым, беззаботным, легко заводит новые знакомства. Снижается контроль за поведением. Часто застенчивые люди попадают в эту ловушку. В нормальном состоянии они необщительны, не уверены в себе. Выпив спиртного, они вдруг обнаруживают, что начинают легко заводить знакомства и могут быть даже душой компании. Им еще и еще раз хочется испытать это новое и приятное состояние, и они выпивают снова и снова.

— Что лучше: быть общительным алкоголиком или не слишком общительным человеком, но не зависимым от алкоголя?

Учащиеся отвечают на эти вопросы и предлагают свой путь решения проблемы. Этому человеку нужно решать свою проблему не с помощью алкоголя, а обратившись к специалистам, есть специальные тренинги, которые помогут отработать навыки общения, преодолеть застенчивость.

в) Алкоголь придает храбрости.

Пьяный человек действительно становится храбрым, но не оттого, что меняются качества его личности. Просто в состоянии опьянения человек не может реально оценить опасность и последствия своих действий. У пьяного притупляется инстинкт самосохранения, который обычно предотвращает многие беды. К чему это может привести? К травмам, а иногда даже к смерти. Какая же это храбрость? Недаром в народе говорят: «Пьяному море по колено». Есть и еще один аспект этой «храбрости» пьяного. Трезвому человеку стыдно причинять неприятности, надоедать другим людям, стыдно вести себя непристойно. Но вот человек выпил, и ему ничего не стыдно. Он «храбро» хулиганит, хамит, лезет в драку, «не боится» выражаться нецензурно, чего, будучи трезвым, он себе никогда бы не позволил. Так что такое «храбрость» пьяного? Что она несет ему самому и окружающим?

г) Алкоголь снимает стрессы.

Многие утверждают, что алкоголь помогает расслабиться, снимает стрессы.

Учитель задает вопрос учащимся:

— Как алкоголь действует на нервную систему?

Учитель: Мы знаем, что при воздействии алкоголя на нервную систему сначала проявляется стимулирующий эффект, так как алкоголь парализует тормозящие нервные волокна. Где же здесь расслабление и снятие стресса? Чтобы спиртное подействовало угнетающе, нужны достаточно большие его дозы.

Профессор Старцев из Сухуми в опытах на обезьянах доказал, что если у животного вызвать стресс, а потом дать ему алкоголь, то, во-первых, стресс будет намного сильнее, и во- вторых, под воздействием алкоголя животное очень трудно вывести из стрессового состояния, и оно часто погибает от таких причин, которые не привели бы к смерти, если бы не влияние алкоголя.

Поэтому-то человек, принимающий в состоянии стресса водку или вино для расслабления, на самом деле резко утяжеляет свое состояние. (Углов Ф.Г. Что стало с людьми, и почему их не «трогает» голос разума? //Мелиоратор Дона, 1991. № 9-10.)

д) Алкоголь лечит.

В 1915 году съезд русских врачей вынес решение, что алкоголь должен быть исключен из числа лечебных средств.

Бытует убеждение, что если человек простудился или подхватил грипп, то лучшим народным средством для лечения является алкоголь: нужно выпить, лечь спать, и все болезни как рукой снимет. Алкоголь якобы все продезинфицирует и убьет микробы. Несколько лет назад в Академии наук Франции решили проверить это средство и поставили опыт, касающийся влияния алкоголя на вирусные инфекции. Опыты показали, что алкоголь не оказывает никакого противовирусного и дезинфицирующего воздействия внутри организма. Напротив, люди, употребляющие спиртное, более уязвимы для вирусных инфекций, так как под влиянием алкоголя клеточная мембрана становится более проницаемой, и любая инфекция проникает в клетку намного легче. Чтобы продезинфицировать наш организм изнутри, нужно выпить дозу алкоголя, которая превышает смертельную в 17 раз.

Где же здесь лечебный эффект?

Это заблуждение основано на наркотическом действии алкоголя. Действительно, выпив, человек не так ощущает боль, чисто субъективно он себя чувствует лучше, но это действие кратковременное, болезни алкоголь не лечит. В медицине алкоголь употребляют для дезинфекции, приготовления лекарств, но не для лечения болезней.

е) Алкоголь употребляют для веселья.

Пожалуй, самым распространенным в обществе является убеждение, что алкоголь употребляют для веселья.

Это мнение опроверг еще Л.H. Толстой, который в статье «Что делает вино с человеком» писал: «Пьяное веселье всегда кончается ругательствами, драками, всякого рода преступлениями и унижениями человеческого достоинства. Вино не придает ни здоровья, ни сил, ни веселья, а приносит людям только большой вред».

Не веселость, а дурашливость — начальная степень опьянения, именно она появляется в случае принятия небольшой дозы спиртного, если же пьющий добавит, то наступит буйность.

Употребляя алкоголь в разных обстоятельствах, люди ведут себя по-разному: на свадьбе, празднике — радуются и веселятся, на поминках — плачут, горюют. Ученые задались целью выяснить, какое действие оказывает алкоголь на самом деле.

Следующие опыты описаны врачом С. Гориным в статье «Алкогольная эйфория — миф!» в журнале «Трезвость и культура» (1987. № 10).

Опыт 1. Взрослым мужчинам-добровольцам внутривенно вводили раствор этилового спирта в количестве, вызывающем легкое опьянение. При этом никто из них не знал, какое вещество введено. Подопытные должны были анализировать свое состояние. У них возникали следующие чувства: сонливость, тревога, тошнота, некоторые говорили, что было «не по себе». Никому не было весело.

Параллельно тот же опыт проводили с контрольной группой, члены которой были предупреждены, что будет введен раствор спирта. Получив дозу, члены этой группы дурачились, рассказывали анекдоты, т. е. вели себя как подвыпившая компания.

Опыт 2. Группу подростков от 14 до 18 лет попросили вспомнить и описать свое состояние после первого приема алкоголя. Они отмечали: жжение в желудке, тошноту, неприятные ощущения в области головы («как будто ударили чем- то мягким, не больно, но неприятно»).

Опыт 3. Взрослых мужчин без признаков алкоголизма попросили описать ощущение от приема спиртного в условиях, исключающих общение (сурдокамера). Пить можно было сколько хочешь и записывать свои ощущения. Никто не отмечал веселья, только выражали недоумение, почему в компании весело, а здесь — нет.

Опыт 4. Употребление алкоголя в сурдокамере предложили алкоголикам. У части из них наблюдалось повышение настроения, это были люди с какой-то патологией мозга (травма, менингит и т. п.). Все остальные никакого веселья не отмечали. Они дружно обвинили экспериментаторов в том, что в водку что-то подмешали.

Опыт 5. Алкогольно-зависимым людям внутривенно вводили физиологический раствор, а говорили, что вводят спирт. Подопытные начинали вести себя так, как будто были пьяны.

Из всего этого ученые сделали вывод о том, что алкоголь не вызывает веселья. Состояние веселья является внушенным индивиду обществом. Алкоголь сам по себе не обладает веселящим действием.

Каким же образом у людей возникло ошибочное убеждение, что алкоголь вызывает веселье?

Вспомним историю. Обряд братания после примирения племен предполагал совместное употребление вина (чаша по кругу). Затем по обряду полагалось веселиться, ведь заключен мир, не будет больше смерти и горя. В сознании человека связь веселья и пития установилась с тех древних времен. Неприятные ощущения, вызываемые алкоголем, люди стали воспринимать как сигнал к началу веселья, дружеского общения.

ж) Алкоголь употребляют для аппетита.

Научно доказано, что под влиянием алкоголя изменяется очень важный регулятор нашего организма — чувство голода, аппетит. Небольшое количество алкоголя, повышая вначале выделение желудочного сока, может увеличивать аппетит. Но это часто наносит ущерб организму, так как естественное чувство голода преувеличивается, происходит перегрузка желудочно-кишечного тракта, особенно, если спиртное принимают натощак, сопровождая его острыми, раздражающими закусками. Последствиями этого могут быть нездоровая полнота, расстройство пищеварительного тракта. Многие пьющие страдают заболеваниями печени, желудка, поджелудочной железы, при этом они продолжают пить, утверждая, что боли становятся меньше. Возможно, так оно и есть, под воздействием алкоголя боль на какое-то время притупляется. Но после того как действие спиртного прекращается, болезнь снова вступает в свои права. При повторных приемах алкоголя пищеварительные железы начинают работать ненормально, происходит уменьшение сокоотделения.

Человек должен знать, что действие алкоголя на его организм таит в себе много самых коварных и опасных неожиданностей. В то время как для одних даже самое сильное опьянение может пройти без видимых вредных последствий, у других одноразовое употребление алкоголя вызывает глубокие и продолжительные психические и нервные расстройства.

Подведение итогов классного часа

В ходе краткой беседы в качестве закрепления полученных знаний учащимся предлагается привести доводы, опровергающие мифы о «пользе» алкоголя, перечисленные на доске. Учитель делает вывод о вреде алкоголя.

источник

Профилактическая беседа о вреде алкоголизма (с презентацией) расчитана на учеников 8-9 классов. Можно данный материал использовать на уроках биологии.

Цель беседы: Помочь учащимся глубже осмыслить и значительно расширить их знания о вредном влиянии алкоголя на психическое и нравственное формирование человека, разъяснить какой вред наносит пьянство и алкоголизм обществу, указать возможные пути борьбы с ним.

Ход беседы
Перед началом беседы раздается анкета (Приложение 1) , учащиеся заполняют ее и сдают учителю.
Учитель : Как вы, наверно, заметили анкета анонимная. Порой, употребляя алкоголь, ребята хотят казаться взрослыми, но взрослым открыто признаться бояться. Возникает вопрос, для кого вы хотите показать свою взрослость?
Участники : Отвечают на поставленный вопрос.
Учитель : Часто пьяный бывает опасен для себя и окружающих, т.к. совершает поступки, на которые в трезвом состоянии никогда не решился бы. В ряде случаев пьяные склонны к немотивированным импульсивным поступкам, наносят себе и окружающим телесные повреждения. Бывает и так, что в опьянении извращается характер: спокойные и сдержанные становятся раздражительными, склонными к пьяным дебошам. С нарастанием опьянения речь становится бессвязной и непонятной, теряется способность к разумному суждению. Внимание и память резко ослабевают, опьяневшие путают людей, предметы, заговаривают сами с собой и с неодушевленными предметами.
Порой молодые люди выпивают, перед тем как пойти на вечеринку или дискотеку, чтобы повысить настроение. Бывали у вас такие случаи? Видели таких людей на вечеринках, охарактеризуйте их поведение как сторонний наблюдатель.
Участники : Делятся впечатлениями, воспоминаниями
( Учитель акцентирует внимание на негативных моментах)
Учитель : При легкой степени опьянения возникает выраженная в нерезкой форме эйфория – приподнятое настроение, что ведет к переоценке своих сил, способности и возможностей. Опьяневшие делаются веселыми, беззаботными, завязывают разговоры и дружеские отношения с незнакомыми людьми. Они громко говорят, рассуждают, поют, навязываются с разговорами к окружающим. В состоянии опьянения обычно заостряются характерные особенности опьяневших. Такие лица могут быть несдержанны, бестактны, придирчивы, назойливы, бесцеремонны, нередко они теряют стыд, чувство такта, человеческого достоинства. У некоторых после изрядной выпивки сразу наступает отупение, они мало контактируют с окружающими, фаза приподнятого настроения у них отсутствует.
Знаете ли вы, почему так происходит?
Участники : Высказывают свои предположения.
Учитель : Во время алкогольного опьянения в первую очередь страдает тормозной процесс, т.е. исчезает охрана коры головного мозга, и клетки быстро истощаются. Алкоголь действует на процесс раздражения, в результате резко угнетает высшую нервную деятельность.
Отсюда становится понятно, почему незначительный повод, на который трезвый не обратил бы внимания, вызывает у пьяного бурную реакцию (ослабление тормозного процесса). При больших дозах алкоголь значительно расстраивает согласованную деятельность коры и низлежащих центров (подкорку), иногда парализуя передачу возбуждения с одной клетки на другую. В этом и заключается физиологический механизм поведения пьяного человека.
Алкоголь, действуя на различные участки мозга, лишает их кислорода, необходимого для нормального функционирования клеток. У пьяного человека в мозгу возникает большое число мелких кровоизлияний, значительное число в сосудах закупоривается. Постепенное увеличение потерь клеток головного мозга проявляется в замедленной реакцией человека и снижении его интеллектуальных способностей. Когда пьющий человек умирает, вскрытие показывает громадное число атрофированных участков мозга. Т.е., когда человек выпивает пусть нерегулярно время от времени, в его мозгу происходят необратимые изменения.
На какие органы еще влияет алкоголь?
Участники : Рассказывают о болезнях, вызываемых спиртными напитками.
( Учитель вносит необходимые дополнения по ходу беседы)
Учитель : Но вы не назвали еще один фактор. Общество несет по виде пьющих неисчислимый урон – во много раз больший, нежели доход от продажи спиртного. И в ряду социальных зол алкоголизм занимает далеко не последнее место. Это распавшиеся семьи, быстрая потеря квалификации еще вчера хорошим специалистом, труженик, превратившийся в тунеядца, полезный член общества, скатившийся к преступлению.
Установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают производительность труда у разных людей но 5-10%. Даже у умеренно пьющего человека отмечается снижение производительности труда на 4-5%, в то время как у алкоголика в состоянии похмелья трудоспособность может снижаться на 50%. Следует помнить, что убыточность производства только по одной этой причине тем выше, чем выше профессиональная квалификация работающего пьяницы и алкоголика.
У тех, кто выпивает по воскресеньям, производительность труда в понедельник снижается на 10-13%. А после больших праздников норма выработки снижается на 25-30%.
Приведите, пожалуйста, примеры из вашего опыта, когда алкоголь изменил судьбу человека или повлиял на нее.
Участники : Описывают примеры, с которыми сталкивались.
Учитель : Хорошо, мы достаточно много узнали, но скажите, как бороться с пьянством?
Участники : Высказывают варианты лечения, профилактики.
( Учитель по мере необходимости вносит дополнения)
Учитель : Привыкание к алкоголю у подростков может наступить через 1-1,5 года, т.е. значительно быстрее, чем у взрослого. Вот почему для учащихся недопустимы даже небольшие дозы алкоголя. Предупредить алкоголизм легче, чем лечить его.
Вот, например, вам иногда кажется: стоит закурить или выпить водки – и ты уже «Настоящий мужчина». В твоей группе есть, наверное, такие ребята. На переменках они собираются в уборной, курят, сплевывая на пол, через слово ругаются. Когда ты был поменьше и поглупее, ты немножко завидовал их развязности и тоже хотел стать «мужчиной». А может, уже присоединился к ним.
Что ж, нет ничего проще. Можно и закурить. Сначала будет кружиться голова, а потом привыкнешь. Но зачем?
Сила человека заключается совсем не в том, чтобы делать запретное. Это только кажется силой, а в действительности это слабость.
Один из хороших способов укрепить волю – не поддаваться дурным соблазнам. Стань выше тех, кто смеется над тобой, когда ты отказываешься закурить. Скажи самому себе: «Водку не пью».

Конечно, может случиться так, что при этом ты потеряешь кое-кого из своих дружков, а то и врагов наживешь. Быть «не как все» немножко опасно.
Но зато ты выиграешь в глазах настоящих людей. И в своих собственных. Дело ведь не в том, что кто-то запретил тебе курить, пить, играть на деньги. Ты сам себе запретил это – значит, у тебя есть воля.
Заключение и выводы:
Учитель : Надеюсь, теперь вы измените взгляд на алкоголь. Примеры, которые были приведены, показывают, что пьянство – это красивая обвертка горя и зла. Запомните, физическая культура, спорт, занятие в кружках, правильная организация свободного времени предупреждают развитие вредных привычек, в том числе и привычки к употреблению спиртных напитков. Советую почитать такие книги, как «Падение Ивана Чупрова» Г.Ф.Тендрякова, «Возвращение в жизнь» Г.И. Шонина, «Серая мышь» В.Липатова. Хочу пожелать вам, не уподобляться серой массе невежд, возводящих пьянство, чуть ли не в национальную гордость.

Читайте также:  Курс лечения метронидазолом для лечения алкоголизма

Анкета
(пристрастие учащихся к алкоголю)
Подчеркните вариант своего ответа
1. Употребляли ли Вы алкогольные напитки?
— Да — нет
2. Когда Вы попробовали алкоголь в первый раз?
не пробовал; — до 10 лет; — 11 — 12 лет; — 13 – 15 лет; 16 лет и старше
3. Где это было? (напишите свой вариант ответа)

____________________
_____________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ _______________________

4. Знали ли об этом Ваши родители?
— Да — нет
5. Как часто Вы употребляете (употребляли) алкоголь?

— не употребляю
— ежедневно
— 2-3 раза в неделю
— 1 раз в неделю
— 1-2 раза в месяц
— реже
6. Где (с кем) Вы чаще всего употребляли (употребляете) алкоголь? (свой вариант ответа)

___________ _________ _________ _________ _______ _______

7. Укажите источник денежных средств для приобретения спиртных напитков ________ ________ _________ _________ ______ ________ _________
________ ________ _________ _________ ______ ________ _________ ________

источник

Цель: сформировать у детей представление о том, что алкоголизм — это болезнь; вызвать у них сочувствие, жалость к алкоголику, стремление не быть похожим на него.

Оборудование: портрет алкоголика; черно-белые листы с портретом алкоголика на каждого ребенка; иллюстративный материал.

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

— Вспомните, что такое болезни, какие мы знаем болезни. (Подвести детей к выводу, что алкоголизм — это тоже болезнь; есть даже специальные врачи, которые ее лечат.)

Обсуждение вопросов:

— отношение к человеку, больному алкоголизмом;

— как алкоголизм отражается на внешнем виде человека;

— может ли человек, больной алкоголизмом, быть президентом, спортсменом, космонавтом, кинозвездой, фотомоделью;

— может ли человек, больной алкоголизмом, водить машину, плавать, кататься на лодке и т. д.

Раздать детям черно-белые листы с портретом алкоголика и предложить их раскрасить.

Внешние признаки человека в состоянии алкогольного опьянения

В первую очередь обращает на себя внимание одежда. Пуговицы могут быть расстегнуты, шарф или галстук торчит наружу. Легко можно обнаружить чем-то испачканные участки одежды. Походка неуверенная, пошатывающаяся. Движения руками размашистые, в особенности при оживлении разговора. Очень характерен цвет кожных покровов лица. С одной стороны (при алкогольном или гашишном опьянении), лицо становится ярко-красным, багровым. Выражен блеск глаз, расширены зрачки. При иных видах опьянения цвет лица может быть бледным, с землистым оттенком, глаза тусклые, запавшие. Опьяневшему человеку одному всегда бывает скучно. Характерны попытки заговорить о чем-либо, пообщаться. Речь несвязная, «заплетающаяся», часто опьяневший человек перебивает других, старается навязать собственные суждения. Критику практически не воспринимает, на замечания реагирует негативно, любит вовлекать в спорные темы, часто пристает к людям в транспорте, в очередях. Даже с виду «тихий», опьяневший человек опасен, так как при случайном противодействии может возникнуть бурная агрессивная реакция со значительным и опасным применением физической силы. Самые распространенные виды правонарушений на фоне пьянства — домашние конфликты, пожары, возникающие от непогашенных окурков.

Рекомендации ребенку, который оказался в одном помещении с опьяневшим человеком:

— не отвечать на предложенные разговоры, споры, не участвовать в играх с опьяневшим, при этом, чтобы не обидеть его отказом, отойти, ничего не объясняя, уйти, и даже, если чувствуется опасность, убежать;

— в общественном транспорте нельзя садиться с ним рядом;

— ни в коем случае нельзя садиться в машину, если есть подозрение, что водитель от чего-то не в себе (даже если это ваш знакомый).

— У людей не существует дурных привычек курить, пить водку, принимать наркотики, все это — болезнь.

— В жизни чаще бывает гак: выкурив одну-единственную сигарету или даже сделав «затяжку» табачного дыма, люди незаметно для себя втягиваются в курение. Это табакизм.

— Аналогично с первой рюмки водки можно стать больным алкоголизмом на всю жизнь, конечно, не сразу, а «от рюмки к рюмке».

— Одному, чтобы стать алкоголиком, надо 20 лет, другому — 5 лет, а некоторым достаточно и 2 месяца. Поэтому лучше не рисковать и не пробовать.

IV. Итог занятия.

— Хотите ли вы болеть (в том числе алкоголизмом)?

Нарисуйте плакат на тему «Как ты относишься к человеку, постоянно употребляющему алкоголь».

Немного истории.

История приготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до н.э. Вино также считалось даром богов. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его “аль коголь”, что означает “одурманивающий”. Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта усугубила пьянство. Даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина всё же процветал и воспевался в стихах. В средневековье в Западной Европе научились получать крепкие напитки путём выгонки вина из сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир.

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. Русский историк и этнограф профессор Н.И.Костомаров (1817- 1885) полностью отверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало и лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу, пиво, крепостью не более 5-10 градусов. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное виноделие. В 1895 году царское правительство ввело монополию на продажу водки. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получить дохода от продажи водки. Привычка имеет огромную силу. Это – одна из причин, почему мы пока не можем отказаться от продажи водки. Другой причиной является то, что запрет может привести к распространению самогоноварения, а в связи с этим к расходованию большого количества сахара, зерна, фруктов, к росту заболеваний и отравлений в результате потребления алкогольных напитков, приготовленных кустарным способом. Поэтому борьба с алкоголизмом потребует ещё много времени и усилий.

Во всём мире в течении последних 20 лет резко возросло употребление спиртных напитков. Бьют тревогу врачи и социологи, педагоги и общественные деятели. Больше стали пить в развивающихся странах, производство алкоголя за последние 20 лет в Африке увеличилось на 400%, в Азии – на500%.Потребление алкоголя в Англии возросло в 4 раза, в Дании – в 3 раза, в ФРГ – 2 миллиона людей – алкоголики. В.В.Бехтерев говорил: “Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить”.В нашей стране значительная часть населения не воспитывается в духе трезвости, недостаточно осведомлена о вреде употребления спиртных напитков для здоровья нынешних и особенно будущих поколений, для общество в целом.

Почему люди пьют.

Мы неоднократно слышим выражение: “Выпьем, согреемся”. В обиходе полагают. что спирт является хорошим средством для согревания организма. Считается, что спирт обладает лечебным действием не только при простудных заболеваниях, но и при целом ряде других болезней. Где же истина? Или бытует среди многих людей убеждение: алкоголь возбуждает, взбадривает, улучшает настроение, самочувствие. Недаром спиртное принимают “против усталости”, практически на всех праздниках. Более того, существует мнение, что алкоголь является высококалорийным продуктом, быстро обеспечивает энергетические потребности человека. Так что рассуждение о пользе алкоголя – это довольно распространённое заблуждение. Выдающийся психиатр, академик В.М.Бехтерев так охарактеризовал психологические причины пьянства: “Всё дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев.” Пьянство и алкоголизм сами по себе не отомрут, не исчезнут и “питейные обычаи”. Необходима упорная борьба с пережитками прошлого, в котором каждый должен принять участие. Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей, как например, потребность в кислороде или пище.

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у человека возникает потребность в алкоголе, задолго до первого знакомства с самим алкоголем, его вкусом и действием. Маленький ребёнок, сидящий за праздничным столом, ждёт, когда ему в рюмку нальют сладкой воды, и он под одобрительный гул гостей потянется чокаться со всеми, усваивая ритуал винопития. Уже в это время начинает формироваться представление об алкоголе как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

С чего начинается пьянство.

В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям,испытать новые ощущения, любопытство. Ещё до первого знакомства у подростков образуется определённое представление об этом продукте, о его особом возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем оказывается не таким, каким оно представлялось: “горький вкус”, жжение во рту, головокружение, тошнота. После такого неприятного знакомства большинство подростков избегают на некоторое время употребление алкоголя. Затем появляется вторая группа мотивов, которая формирует пьянство как тип поведения правонарушителей. “ Пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное”,- писал Ж.-Ж.Руссо.

Внутренняя духовная ограниченность, неумение хорошо проявлять себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности (учебной, трудовой) и интереса к ней приводит к потреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей, однако, за собой пагубные привычки. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртные напитки, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Анализ проведения свободного времени подростками, склонными к употреблению алкоголя, показывают, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение : игра в карты, в том числе на деньги, “бренчание” на гитаре, праздное гуляние по улицам, посещение баров.

Психиатр И.К.Янушевский, проанализировав причины, под влиянием которых дети и подростки приобщились к спиртному, пришёл к выводу, что 39% из них к употреблению спиртного приучили родители, 33% подражали взрослым, 25% приучили старшие товарищи, в 3% случаев причины не установлены. Очень наглядные цифры! В молодом возрасте все алкогольные нарушения психики развиваются катастрофически быстро.

В медицинской литературе описаны результаты работы врачей и педагогов, которые оценивали влияние алкоголя на успеваемость в школе.

Профилактическая беседа о вреде алкоголизма (с презентацией) расчитана на учеников 8-9 классов. Можно данный материал использовать на уроках биологии.

Цель беседы: Помочь учащимся глубже осмыслить и значительно расширить их знания о вредном влиянии алкоголя на психическое и нравственное формирование человека, разъяснить какой вред наносит пьянство и алкоголизм обществу, указать возможные пути борьбы с ним.

Ход беседы
Перед началом беседы раздается анкета (Приложение 1) , учащиеся заполняют ее и сдают учителю.
Учитель : Как вы, наверно, заметили анкета анонимная. Порой, употребляя алкоголь, ребята хотят казаться взрослыми, но взрослым открыто признаться бояться. Возникает вопрос, для кого вы хотите показать свою взрослость?
Участники : Отвечают на поставленный вопрос.
Учитель : Часто пьяный бывает опасен для себя и окружающих, т.к. совершает поступки, на которые в трезвом состоянии никогда не решился бы. В ряде случаев пьяные склонны к немотивированным импульсивным поступкам, наносят себе и окружающим телесные повреждения. Бывает и так, что в опьянении извращается характер: спокойные и сдержанные становятся раздражительными, склонными к пьяным дебошам. С нарастанием опьянения речь становится бессвязной и непонятной, теряется способность к разумному суждению. Внимание и память резко ослабевают, опьяневшие путают людей, предметы, заговаривают сами с собой и с неодушевленными предметами.
Порой молодые люди выпивают, перед тем как пойти на вечеринку или дискотеку, чтобы повысить настроение. Бывали у вас такие случаи? Видели таких людей на вечеринках, охарактеризуйте их поведение как сторонний наблюдатель.
Участники : Делятся впечатлениями, воспоминаниями
( Учитель акцентирует внимание на негативных моментах)
Учитель : При легкой степени опьянения возникает выраженная в нерезкой форме эйфория – приподнятое настроение, что ведет к переоценке своих сил, способности и возможностей. Опьяневшие делаются веселыми, беззаботными, завязывают разговоры и дружеские отношения с незнакомыми людьми. Они громко говорят, рассуждают, поют, навязываются с разговорами к окружающим. В состоянии опьянения обычно заостряются характерные особенности опьяневших. Такие лица могут быть несдержанны, бестактны, придирчивы, назойливы, бесцеремонны, нередко они теряют стыд, чувство такта, человеческого достоинства. У некоторых после изрядной выпивки сразу наступает отупение, они мало контактируют с окружающими, фаза приподнятого настроения у них отсутствует.
Знаете ли вы, почему так происходит?
Участники : Высказывают свои предположения.
Учитель : Во время алкогольного опьянения в первую очередь страдает тормозной процесс, т.е. исчезает охрана коры головного мозга, и клетки быстро истощаются. Алкоголь действует на процесс раздражения, в результате резко угнетает высшую нервную деятельность.
Отсюда становится понятно, почему незначительный повод, на который трезвый не обратил бы внимания, вызывает у пьяного бурную реакцию (ослабление тормозного процесса). При больших дозах алкоголь значительно расстраивает согласованную деятельность коры и низлежащих центров (подкорку), иногда парализуя передачу возбуждения с одной клетки на другую. В этом и заключается физиологический механизм поведения пьяного человека.
Алкоголь, действуя на различные участки мозга, лишает их кислорода, необходимого для нормального функционирования клеток. У пьяного человека в мозгу возникает большое число мелких кровоизлияний, значительное число в сосудах закупоривается. Постепенное увеличение потерь клеток головного мозга проявляется в замедленной реакцией человека и снижении его интеллектуальных способностей. Когда пьющий человек умирает, вскрытие показывает громадное число атрофированных участков мозга. Т.е., когда человек выпивает пусть нерегулярно время от времени, в его мозгу происходят необратимые изменения.
На какие органы еще влияет алкоголь?
Участники : Рассказывают о болезнях, вызываемых спиртными напитками.
( Учитель вносит необходимые дополнения по ходу беседы)
Учитель : Но вы не назвали еще один фактор. Общество несет по виде пьющих неисчислимый урон – во много раз больший, нежели доход от продажи спиртного. И в ряду социальных зол алкоголизм занимает далеко не последнее место. Это распавшиеся семьи, быстрая потеря квалификации еще вчера хорошим специалистом, труженик, превратившийся в тунеядца, полезный член общества, скатившийся к преступлению.
Установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают производительность труда у разных людей но 5-10%. Даже у умеренно пьющего человека отмечается снижение производительности труда на 4-5%, в то время как у алкоголика в состоянии похмелья трудоспособность может снижаться на 50%. Следует помнить, что убыточность производства только по одной этой причине тем выше, чем выше профессиональная квалификация работающего пьяницы и алкоголика.
У тех, кто выпивает по воскресеньям, производительность труда в понедельник снижается на 10-13%. А после больших праздников норма выработки снижается на 25-30%.
Приведите, пожалуйста, примеры из вашего опыта, когда алкоголь изменил судьбу человека или повлиял на нее.
Участники : Описывают примеры, с которыми сталкивались.
Учитель : Хорошо, мы достаточно много узнали, но скажите, как бороться с пьянством?
Участники : Высказывают варианты лечения, профилактики.
( Учитель по мере необходимости вносит дополнения)
Учитель : Привыкание к алкоголю у подростков может наступить через 1-1,5 года, т.е. значительно быстрее, чем у взрослого. Вот почему для учащихся недопустимы даже небольшие дозы алкоголя. Предупредить алкоголизм легче, чем лечить его.
Вот, например, вам иногда кажется: стоит закурить или выпить водки – и ты уже «Настоящий мужчина». В твоей группе есть, наверное, такие ребята. На переменках они собираются в уборной, курят, сплевывая на пол, через слово ругаются. Когда ты был поменьше и поглупее, ты немножко завидовал их развязности и тоже хотел стать «мужчиной». А может, уже присоединился к ним.
Что ж, нет ничего проще. Можно и закурить. Сначала будет кружиться голова, а потом привыкнешь. Но зачем?
Сила человека заключается совсем не в том, чтобы делать запретное. Это только кажется силой, а в действительности это слабость.
Один из хороших способов укрепить волю – не поддаваться дурным соблазнам. Стань выше тех, кто смеется над тобой, когда ты отказываешься закурить. Скажи самому себе: «Водку не пью».

Читайте также:  Кодирование или гипноз от алкоголизма отзывы

Конечно, может случиться так, что при этом ты потеряешь кое-кого из своих дружков, а то и врагов наживешь. Быть «не как все» немножко опасно.
Но зато ты выиграешь в глазах настоящих людей. И в своих собственных. Дело ведь не в том, что кто-то запретил тебе курить, пить, играть на деньги. Ты сам себе запретил это – значит, у тебя есть воля.
Заключение и выводы:
Учитель : Надеюсь, теперь вы измените взгляд на алкоголь. Примеры, которые были приведены, показывают, что пьянство – это красивая обвертка горя и зла. Запомните, физическая культура, спорт, занятие в кружках, правильная организация свободного времени предупреждают развитие вредных привычек, в том числе и привычки к употреблению спиртных напитков. Советую почитать такие книги, как «Падение Ивана Чупрова» Г.Ф.Тендрякова, «Возвращение в жизнь» Г.И. Шонина, «Серая мышь» В.Липатова. Хочу пожелать вам, не уподобляться серой массе невежд, возводящих пьянство, чуть ли не в национальную гордость.

Анкета
(пристрастие учащихся к алкоголю)
Подчеркните вариант своего ответа
1. Употребляли ли Вы алкогольные напитки?
— Да — нет
2. Когда Вы попробовали алкоголь в первый раз?
не пробовал; — до 10 лет; — 11 — 12 лет; — 13 – 15 лет; 16 лет и старше
3. Где это было? (напишите свой вариант ответа)

____________________
_____________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ _______________________

4. Знали ли об этом Ваши родители?
— Да — нет
5. Как часто Вы употребляете (употребляли) алкоголь?

— не употребляю
— ежедневно
— 2-3 раза в неделю
— 1 раз в неделю
— 1-2 раза в месяц
— реже
6. Где (с кем) Вы чаще всего употребляли (употребляете) алкоголь? (свой вариант ответа)

___________ _________ _________ _________ _______ _______

7. Укажите источник денежных средств для приобретения спиртных напитков ________ ________ _________ _________ ______ ________ _________
________ ________ _________ _________ ______ ________ _________ ________

источник

Анна Гладкова
Занятие-беседа c несовершеннолетними 14–18 лет «Алкоголизм»

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

Тема: «Алкоголизм»

Форма проведения: видео занятие.

Третья реабилитационная группа

Целевая аудитории: несовершеннолетние 14-18 лет.

Форма и методы работы: беседа, видео.

Цель: формирование у подростков стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма.

1. Сформировать у воспитанников чёткие знания о влиянии алкоголя на здоровье человека.

2. Развить привычку самостоятельно мыслить и анализировать поступающую информацию.

3. Дать понятие о нормах трезвой жизни и о вреде, наносимом «культурой умеренного употребления алкоголя» всему обществу;

4. Воспитывать здоровый образ жизни.

5. Обсудить причины употребления алкоголя.

6. Обсудить влияние алкоголя на организм человека.

7. Показать последствия употребления и злоупотребления алкоголем.

8. Вырабатывать негативное отношение к алкоголю.

Ожидаемый результат: осознание детьми пагубного влияния алкоголя на организм человека.

Оборудование: видео ролики, презентация.

1. Начало занятия: приветствие.

2. Вводная часть: краткое введение в тему занятия.

3. Основная часть: показ презентации, просмотр видео роликов, беседа по теме.

4. Заключительная часть: рефлексия, подведение итогов.

Цель: формирование у подростков стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма.

9. Сформировать у воспитанников чёткие знания о влиянии алкоголя на здоровье человека.

10. Развить привычку самостоятельно мыслить и анализировать поступающую информацию.

11. Дать понятие о нормах трезвой жизни и о вреде, наносимом «культурой умеренного употребления алкоголя» всему обществу;

12. Воспитывать здоровый образ жизни.

13. Обсудить причины употребления алкоголя.

14. Обсудить влияние алкоголя на организм человека.

15. Показать последствия употребления и злоупотребления алкоголем.

16. Вырабатывать негативное отношение к алкоголю.

1. Начало занятия.

Ребята, каждый из вас, наверное, хочет быть богатым и знаменитым, успешным, популярным. Но в жизни, как на дороге со знаками, мы должны всегда задумываться о том, а правильно ли мы живем?

Людям в вашем возрасте свойственно не очень задумываться о своем здоровье. Однако же думать об этом стоит.

Так как сегодня образование и здоровье становятся основами для успешной карьеры и нормальной, достойной во всех смыслах жизни, И здесь важнейшими условиями успеха, наряду с личными качествами каждого человека, являются также мир и порядок в нашей России.

Сегодня мы подробно поговорим об актуальной проблеме, которую нельзя обойти в нашей жизни. Что по одной китайской мудрости приносит одну радость и много горя? Конечно, алкоголь.

Презентация «Влияние алкоголя на организм человека»

Алкоголь — похититель рассудка — так именуют его с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. — с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло до начала культурного землевладения. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

В Средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения, алхимик, заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым не утомленным, бодрым, тоскующего — веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т. п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Что же происходит сегодня в нашей России? Почему чудодейственный эликсир стал приносить людям много горя?

Жизнь — это проста игра. И когда Вы знаете правила игры, значительно легче выживать. В этой игре существуют подводные камни, о которые разбиваются судьбы людей, один из них — алкоголизм. Болезнь, алкоголизм, достаточно часто выводит людей из игры.

Что же такое алкоголизм?

Алкоголизм, по определению — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающие этим заболеванием.

Пьянство, например, это не алкоголизм, это неумеренное употребление спиртных напитков. Оно порождает алкоголизм, но не является болезнью. Алкоголизм характеризуется определенными признаками, которые отличают его от так называемого «привычного», или «бытового», пьянства.

Что же делает алкоголь с организмом человека?

Принятие алкоголя приводит к печальным последствия. Каждая выпитая рюмка не проходит сквозь наш организм бесследно. При употреблении алкоголя страдают: нервная система (мозг, пищеварительная (желудок, кишечник, печень, сердечно-сосудистая и кровеносная (сердце, репродуктивная система. Алкоголь сокращают жизнь человека на 12 — 18 лет.

Давайте рассмотрим влияние алкоголя на каждую из систем более подробно.

Когда алкоголь попадает в кровь, эритроциты слипаются. В крови образуются тромбы, которые намертво закупоривают микрокапиляры. Капилляры раздуваются и лопаются. При употреблении 100 гр водки, навсегда и безвозвратно умирают несколько тысяч клеток головного мозга. При каждом застолье десятки тысяч. Мертвые клетки мозга выводятся с мочой, а следующий день.

Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в деятельность низших отделов мозга: нарушаются координация движений, например движение глаз (предметы начинают двоиться, появляется неуклюжая шатающаяся походка.

Нарушение работы нервной системы и внутренних органов человека наблюдается при любом употреблении алкоголя: одноразовом, эпизодическом и систематическом.

Сердечно-сосудистая система, (сердце)

Когда алкоголь с кровью попадает в сердце он разрушает клетки вашей сердечной мышцы. Появляются микрорубцы, мышца теряет свою эластичность, работает на пределе возможностей и захлебывается кровью не успевая проталкивать её. Сердце покрывается жировой тканью, поэтому у пьющего человека оно всегда увеличено. В артериях и капиллярах образуются тромбы, которые перекрывают доступ кислорода и питательных веществ к части сердечной мышцы, ткани сердца отмирают — это называется инфаркт.

Все 5-7 часов, пока выпитый алкоголь циркулирует в крови, сердце работает в неблагоприятном режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. Алкоголь нарушает кровообращение в кожных капиллярах — эти малые сосудики сжимаются, загустевают, лопаются (всем известен синдром «красного носа», поэтому сердце плохо снабжается кровью и испытывает кислородное голодание.

В сердечной мышце накапливается избыточное количество жира, она перерождается, становится дряблой и сердце с трудом справляется с работой. Результат — преждевременный атеросклероз и гипертоническая болезнь.

Пищеварительная система (желудок)

Попадая в желудок алкоголь, эффективно стимулирует выработку ферментов. Ферменты вместе со спиртом агрессивно разрушают слизистую и стенки желудка, в результате желудок переваривает сам себя, а процесс пищеварения превращается в процесс гниения. Последствия — гастрит, язва, рак желудка.

При приеме алкоголя происходит:

— нарушение работы тонкого кишечника (неспособность всасывать питательные вещества)

— разрушение поджелудочной железы (риск возникновения диабета)

— поражение печени, жировая дистрофия, гепатит, цирроз (приводит к летальному исходу).

И напоследок самая важная тема-влияние алкоголя на репродуктивную систему. Это приводит к таким последствиям как:

— нарушение созревания половых клеток (бесплодие)

Если алкоголь попадает в кровь плода, то в первую очередь поражаются печень, сосудистая система, а также те структуры мозга, которые определяют умственную деятельность.

Так неужели тогда стоит сознательно рисковать здоровьем ребенка, употребляя алкоголь, пусть даже в небольших количествах. Ведь только в наших силах свести на нет все риски и родить здорового и крепкого малыша.

Приложение 5 «Быть матерью»

Женщина, призванная созидать семейное гнездышко, разрушает его.

Все это лишь те немногие последствия причиняемые употреблением алкоголя. Алкоголь — это яд! Он уничтожает все живое, он убивает надежды и мечты о прекрасном будущем.

Мужчина, который призван быть защитником своей семьи, приносит боль жене и детям.

Алкоголь повышает риск смерти.

15-20% людей, замешанных в дорожно-транспортных происшествиях со смертельным исходом, перед этим употребляли алкогольные напитки.

20 40 % погибших в результате несчастного случая были в состоянии алкогольного опьянения.

Более 60 % всех насильственных преступлений, применение силы, убийство, нанесение телесных повреждений, изнасилование, совершается под воздействием алкоголя.

Перед Вами стоит вопрос пить или не пить?

Ведь алкоголь разрушает твое будущее, употребление алкоголя препятствует получению престижной профессии, устройству на работу и карьерному росту.

Так почему, на ваш взгляд, подростки начинают пить?

Будь человеком с сильным характером. Умей отстаивать свое мнение. Выделись из толпы!

Учись дружить по-настоящему. Будь честным, искренним, уважай других!

Будь творческим и расслабляйся в хорошей компании!

Обратись за помощью к окружающим.

Давайте не будем терять голову. Подумайте о себе и о своих близких. Берегите себя.

Список использованной литературы.

1. Г. Г. Кулинич «Вредные привычки: профилактика зависимостей», М., «ВАКО»., 2008

2. Популярная медицинская энциклопедия, М., 1979

3. О. Н. Рудякова «Как сохранить здоровье школьников», Издательство «Учитель», 2007

4. Т. А. Шишковец «Осложненное поведение подростков», М., 2006

Открытое занятие по ФЭМП в средней группе слабослышащих детей «Количество и счёт. Форма» КГБС (К)ОУ «Озёрская С (К)О школа-интернат вида». Открытое занятие в средней группе. по формированию элементарных.

Игровое занятие с детьми второго года жизни «Мяч. Круглая форма» Цели: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Соотносить выразительные движения со словом. Развивать речевой слух, артикуляционный.

Интегрированное занятие нетрадиционной формы проведения «Своя игра» Интегрированное занятие «Своя игра» (Ознакомление с окружающим миром, ФЭМП, обучение грамоте) Цель: применять знания, умения, навыки на.

Интегрированное занятие «Счастливый случай» (нетрадиционной формы проведения) Интегрированное занятие «Счастливый случай» (Ознакомление с окружающим миром, обучение грамоте) Цель: применять знания, умения на практике,.

Интегрированное занятие «В гостях у сказки» (нетрадиционной формы проведения) Интегрированное занятие «В гостях у сказки» (ФЭМП, художественная литература) Цель: выявление уровня сформированности знаний и умений по.

Интегрированное занятие нетрадиционной формы проведения «Экскурсия по городу» Интегрированное занятие «Экскурсия по городу» (Ознакомление с окружающим миром, ФЭМП, развитие речи, лепка) Цель: применять знания, умения.

Квест — популярная форма проведения досуга с детьми на зимних каникулах Квест — популярная форма проведения досуга с детьми на зимних каникулах. Новогодние каникулы для детей не только отдых, но и много веселья,.

НОД с детьми старшей группы в форме игры-конкурса «Моя родословная. Генеалогическое древо» Цель: создание условий для познавательной и конструктивной деятельности детей в ходе изготовления генеалогического дерева. Задачи: • познакомить.

Родительское собрание в форме практикума «Царевна-лягушка» Цель: совершенствование навыков взаимодействия родителя и ребёнка в продуктивной деятельности. Задачи: повысить компетентность родителей.

Занятие по рисованию «Нетрадиционная форма рисования — ладошкой» .

источник