Меню Рубрики

Беседа с детьми о вреде алкоголизма

Проблема детского алкоголизма в России и странах СНГ выходит сегодня чуть ли не на первое место среди социальных бед. Подростки и дети, на глазах у которых спиваются несчастные родители или перед глазами которых практически агрессивно мелькает навязчивая реклама алкоголя, в 60% случаев пробуют свою первую выпивку в возрасте от 10 до 13 лет. Чтобы попытаться предотвратить беду (детский алкоголизм), необходимо проводить регулярные беседы по алкоголю с детьми. Но при этом всегда стоит помнить, что какими бы яркими и высокопарными не были речи взрослых о вреде спиртного, самым важным стимулом к правильной жизни будет для детей пример старших наставников. Поэтому будет явным парадоксом ситуация, в которой взрослый, регулярно употребляющий спиртное, читает лекции детям о вреде алкоголизма. Начинать всегда нужно с себя!

Как это ни печально, но дети и подростки становятся на путь алкогольной зависимости по своей воле. Однако у неокрепшей психики есть железное оправдание — дитя постоянно видит перед собой пример старших и своего окружения. Так, самыми частыми причинами (предпосылками) подросткового алкоголизма являются:

  • Антисоциальное положение семьи, в которой растёт маленький человек;
  • Окружение алкоголиков, в котором вынужден вращаться подросток (родители или родственники — алкоголики);
  • Желание подражать старшим товарищам, которые кажутся смелее, сильнее и круче под воздействием алкоголя;
  • Неуверенность в себе (внутренняя, внешняя);
  • Тоска и отсутствие активной занятости.
  • Генетическая предрасположенность (как это ни странно, но срабатывает лишь в 40% случаев).

Важно: чтобы предотвратить алкоголизм у ребёнка 11-14 лет, часто достаточным оказывается сведение на нет перечисленных выше условий, попадая в которые маленький человек неизменно тянется к бутылке с алкоголем. А что?! Ведь в рекламе и кино утверждают, что «спиртное помогает»!

Часто родители допускают несколько ошибок в психологической работе с подростками. Здесь всегда стоит помнить, что родителями мы становимся добровольно, а значит, добровольно берем на себя роли воспитателя, кормильца, учителя, друга, психолога и пр. И при этом отлынивать хоть от одной из этих ролей будет как минимум глупо (потеряете доверие ребенка). А по-максимуму, высок риск допустить опасный промах, который потом обернется большой бедой для чада. Именно поэтому в общении с родным маленьким, хоть уже и подросшим человечком, всегда нужно придерживаться нескольких правил:

  • Говорите с ребенком. Всегда! Даже если устали. Даже если сказать нечего! Говорите. И пусть это будут лишь 5 минут беседы, но пусть она будет искренней и пропитанной участием к жизни подростка. Вы и заметить не успеете, как ваше чадо станет также безучастно, как и вы ранее, бросать вам из-за плеча однозначные ответы на ваши вопросы. Вот тогда уже поздно будет что-то менять. Лучше поддерживать привычку говорить ребенком с малого возраста.
  • Обнимайте его. Обнимайте на ночь! Обнимайте утром. Пусть ваш подросток знает, что в ваших объятиях он всегда может найти защиту и тепло. Это остановит его в будущем от желания пойти за помощью к «непонятным» друзьям с бутылкой.
  • Хвалите ребенка. Что бы он ни сделал! Чего бы ни добился! Вынес мусор? Похвалите и поблагодарите! Выиграл олимпиаду в школе? Хвалите! Подобрал(а) симпатичную кофточку в магазине под туфли? Хвалите за особый вкус. Пусть ваше чадо будет уверено в своей состоятельности, как личность.
  • Поддерживайте. Во всем. В любых начинаниях, если они не противоречат нормам здорового поведения и безопасности. Поддерживайте в моменты критических перепадов настроения. Обязательно поддерживайте тогда, когда подросток не доволен своей внешностью и телом. Приведите примеры своего взросления (прыщи, угловатьсть и пр.). Пусть ребенок знает, что все через это проходят и в итоге вырастают в красивых взрослых.

Важно: помните, эти простые составляющие взросления позволят вашему ребенку вырасти психологически сильным человеком, способным трезво оценивать любую ситуацию и не тянуться к алкоголю, как к спасательному кругу.

Беседы о взрослой жизни и о вреде алкоголя поздно начинать в возрасте ребенка 11-13 лет. Подобный разговор должен состояться ещё в младшем школьном возрасте, когда маленький человек безоговорочно верует в слова родителей. Ведь в этом возрасте родитель — непреклонный авторитет. Именно в этот период взросления чада можно говорить о вреде алкоголя для детского организма. А в качестве подкрепляющих аргументов указывать на улице на мужчин и женщин, опустившихся на дно алкоголизма. При этом беседы можно проводить регулярно (не настойчиво, но, пользуясь случаем). Наряду с вредом алкогольной зависимости можно проводить параллель между употреблением спиртного и возможных последствиях (драки, ранения, нарушения закона, аварии и пр.).

Помните, ребенок пьющего и курящего родителя рано или поздно станет на тот же путь. Поэтому глупо, размахивая сигаретой и бокалом вина, напутствовать подростка на здоровый образ жизни. Уж если в семье так заведено, то и ребенок в скором времени попробует алкоголь. Начинайте с себя. Подавайте положительный пример. В праздники ограничьтесь бокалом легкого спиртного. В остальные случаи на алкоголь должно быть наложено табу.

Важно: многие родители допускают ошибку, разрешая подростку попробовать алкоголь с ними в праздник за одним столом. Якобы от этого ребенок не будет пить по подворотням, а попробует спиртное на глазах у родителей. Но такое поведение расценивается подростком, как согласие родителей на употребление им спиртного.

Как уже было сказано выше, часто дети становятся на путь детского алкоголизма по причине банальной тоски. То есть подросток просто не знает, чем себя занять в моменты душевного расстройства. Ваша задача научить ребенка справляться с неуверенностью и тоской здоровым образом. Приучите его с детских лет проговаривать свои чувства и ощущения. Пусть он попробует материализовать своё чувство. Расспросите, на что оно похоже. Где (в какой части тела) локализуется и болит. Предложите подростку нарисовать его или выкинуть (побороть) с помощью любимого хобби, пробежки, музыки и пр. Такой подход к воспитанию чада позволит вам не только оградить его от возможного употребления алкоголя/наркотиков, но и предотвратить подростковую депрессию, а возможно и суицид.

Всегда помните, что одной из причин раннего детского алкоголизма является давление на него сверстников. То есть компания ему подобных может предлагать спиртное ребенку с целью «инициации». А без неё подростка не примут в компанию. Здесь главная задача родителя донести до ребенка мысль о том, что только он вправе распоряжаться своим телом и принимать окончательные решения. А чтобы ребенок мог в нужный момент сказать твердое «нет», перестаньте «прессовать» его дома. Соглашайтесь с аргументированным отказом. Объясняйте, что ребенок вправе сказать нет даже вам — родителю. Естественно, если это не выходит за рамки моральных и этических норм семьи. Помните, воспитывая ребенка по принципу беспрекословного послушания, вы растите человека, который будет соглашаться со всем, предложенным ему под давлением.

Всегда помните, что дети (а особенно подростки) могут скрывать свои первые попытки попробовать алкоголь. Ребенок может остаться ночевать у друзей или закусить запах алкоголя мятной жвачкой. Постоянно наблюдать за чадом вы не сможете.

А поэтому контролировать процесс формирования его отношения к спиртному можно методом простых бесед в формате вопрос-ответ. Получая ответы на поставленные вопросы, вы сможете понимать, что творится в голове вашего маленького человека. Вопросы могут выглядеть примерно так:

  • Что ты думаешь по поводу запрета на алкоголь детям до 21 года?
  • Как думаешь, почему дети принимают алкоголь?
  • Как поведешь себя, если водитель авто, в которое ты сел, пьян?
  • Как себя повести на вечеринке, если ты испытываешь волнение?
  • Как поведешь себя, если друзья предложат тебе выпить?

Важно: получая ответы на поставленные вопросы, вы всегда можете оценить, где допустили промашку и восполнять пробел личным примером и беседами. Помните, научив ребенка трезво рассуждать и аргументировать своё мнение, а также пользоваться словом «нет», вы сможете предотвратить много неприятностей из тех, что ожидают взрослеющего человечка.

источник

Разъяснение причин влияния алкоголя на здоровье молодых людей.

Учебно-наглядный комплекс: плакаты и рисунки, касающиеся темы «Алкоголь и здоровье человека».

Ученики зачитывают свои сообщения о влиянии алкоголя или другого вида вредных привычек на здоровье человека. Учитель комментирует ответы учащихся, оценивает их.

I. Введение в тему.

Учитель пересказывает (читает) историю — отрывок из книги Ди Снайдера «Курс выживания для подростков».

«Примерно в 14 лет впервые попробовал алкоголь. Самое интересное, что это произошло на взрослой вечеринке, где присутствовали мои родители. Мой старик заведовал баром и полушутя спросил, не хочу ли я выпить, на что я хрипло — настоящие мужчины говорят же только такими голосами! — процедил: «О’кэй, плесни!» В то время я экономил слова. Он наболтал мне детский вариант виски с содовой: минимум виски, максимум газировки.

Опрокинув первый стаканчик, я почувствовал себя чертовски независимым парнем. Поэтому я снова притащился в бар, правда, только тогда, когда заметил, что там хозяйничает другой взрослый. Я грохнул свой пустой стакан на стойку и потребовал еще порцию виски с содовой — ты чувствуешь, как это звучит? Виски с содовой! Не веря своим ушам, сосед позвал моего отца: «Эй, Боб, ты что, позволяешь своему парню тянуть виски?»

Мой папаша, прекрасно понимавший, что ни одному нормальному человеку не придет в голову налить четырнадцатилетнему подростку чистого виски, подмигнул соседу и сказал: «Ну да, а что здесь такого?»

Сосед пожал плечами: «О’кэй, ваше виски сейчас будет готово». На этот раз виски было куда больше, чем содовой. Я высосал этот стаканчик с такой же скоростью, как и предыдущий, не заметив, что вкус напитка несколько изменился. И пошел со своим приятелем Дики к бассейну. Через несколько минут я блевал, как заводная игрушка «блевунчик», уделал весь пол и в довершение ко всему грохнулся прямо в собственное произведение. А все вокруг помирали от смеха.

И вдруг какой-то слабенький голос в моей голове начал причитать: «Вставай! Вставай! Ну вставай же, идиот!» Но я не мог этого сделать, только тупо смотрел по сторонам, видел, что все надо мной смеются и показывают пальцами.

Если и есть что-то, что я всегда ненавидел, так это быть всеобщим посмешищем, все мое нутро сопротивлялось даже одной мысли о возможности такой пытки. А сейчас я не мог управлять своим телом, я не мог подняться, и еще этот смех! Я подумал про себя: «Если я когда-нибудь сумею встать на ноги (что в тот момент казалось маловероятным), я никогда не буду пить». Мысль о потере управления собственным телом казалась мне невыносимой.

На этом все и кончилось. С тех пор я тянусь к стакану только в таких экстраординарных ситуациях, как свадьба или Рождество, но это бокал с шампанским, и делаю я из него не больше одного глотка».

II. Рассказ-беседа «Что такое алкоголь».

«Самый опасный и распространенный наркотик выпускается не в таблетках или капсулах, а в банках или бутылках. Достаточно странно, но этот наркотик вполне легален. Национальный совет по алкоголизму утверждает, что ежегодно от алкоголя погибают 98 тысяч человек — в это число входят заболевания, связанные с алкоголизмом, автомобильные катастрофы, самоубийства, убийства на почве злоупотребления алкоголем и т. п. Ни один другой наркотик не может похвастать таким массовым уничтожением молодых людей обоего пола, каждый пятый из которых является у нас бытовым пьяницей.

Кривая подросткового алкоголизма в последние годы поползла вверх. Некоторые родители облегченно вздыхают, когда узнают, что их чада «всего лишь» пьют — вот что значит легальность алкоголя! Иные из родителей даже поощряют своих детей к выпивке, полагая, что «незапретный» плод будет менее сладок. Однако, как правило, все происходит как раз наоборот.

Алкоголь воздействует на психику целой кучей разных способов. Он обрушивается на органы пищеварения и кровообращения, на головной мозг и спинной мозг. Твои кровеносные сосуды расширяются, ты чувствуешь прилив тепла. Сигналы из того участка мозга, который управляет твоими движениями, попадают к местам назначения весьма искаженными, и степень их искаженности зависит от количества выпитого. В результате язык начинает заплетаться, в глазах двоится и троится, ходить прямо ты уже не можешь, а руки трясутся. Но, словно всего этого недостаточно, некоторые колесики в твоей голове перестают вертеться, а именно эти колесики отвечают за здравый смысл — вот почему упившийся мистер Джон двадцать раз подряд рассказывает древний анекдот, сам умирает со смеху, и в конце концов его бросают в углу наедине с самим собой.

Алкоголь убивает: тысячи человек умирают ежегодно только лишь из-за алкогольного отравления. Для того чтобы отправиться на тот свет столь изысканным способом, тебе вовсе не надо накачиваться до самых ушей: вполне достаточно дозы, которую не выдержит сердце или с которой не справится печень!

Степень опьянения зависит от твоих габаритов, количества алкоголя, его крепости, от скорости, с которой ты его вылакал, от количества пищи в твоем желудке, а также от того, насколько хорошо в тот день работал организм. Имей в виду, мы сейчас говорим об очень серьезных вещах. Чтобы свалить подростка, надо куда меньше алкоголя, чем для опрокидывания здорового ковбоя. Некоторые полагают, что существует большая разница между крепкими спиртными напитками — например, виски и джином — и пивом или вином, они считают, что действие последних более слабое. Чудовищное заблуждение: 12 унций пива (то есть одна холодненькая красивенькая баночка), пять унций вина (то есть бокал) и полторы унции виски (рюмка) содержат одинаковое количество алкоголя.

Вдумчивое питье сопровождается похмельем, симптомы которого — головная боль, тошнота, чрезвычайная жажда и крайнее нежелание находиться среди шума и яркого света, то есть в самых любимых твоих условиях. Ты, несомненно, слышал о средствах против похмелья, таких, как крепкий кофе или апельсиновый сок и холодный душ. Или, к примеру, самое известное средство под кодовым названием «клин клином»: то есть ты через тошноту и отвращение заливаешь в себя порцию алкоголя (которая действительно на некоторое время облегчит страдания), но тебе ни в коем случае не удастся остановиться на достигнутом и в конце концов ты дойдешь до вчерашней кондиции. Так вот, забудь об этих «средствах». Все они бесполезны, поскольку для переработки каждой унции алкоголя в воду и двуокись углерода твоей печени требуется один час, и никакими способами ты этот процесс не ускоришь. И хотя ты можешь и избавиться от дурного самочувствия, ты все же будешь пьян до тех пор, пока весь алкоголь не выйдет из организма. Единственное, что надо в таком случае делать, — лежать, есть, принимать аспирин и каждую минуту произносить как молитву: «О господи, да чтоб я еще раз! Никогда!!»

Организация «Анонимные алкоголики», занимающаяся помощью жертвам бутылки, публикует перечень признаков, свидетельствующих о серьезных проблемах, связанных с выпивкой.

Посмотри, не подходят ли какие-нибудь из них тебе или твоим друзьям:

Ты пьешь потому, что у тебя есть проблемы. Для того, чтобы выстоять в стрессовых ситуациях.

Ты пьешь, когда тебя доводят родственники, друзья, знакомые.

Тебе больше нравится пить в одиночку, нежели разделять компанию с друзьями.

Читайте также:  Пьянство и алкоголизм как социальное явление

Твои профессиональные навыки стали хуже. Ты уже пьешь на работе.

Ты пытался бросить пить или пить меньше, и тебе это не удалось.

Ты начинаешь пить по утрам, перед занятиями или перед работой.

Ты проглатываешь выпивку, словно хочешь утолить жажду.

У тебя были провалы в памяти, когда ты напивался. (Может быть, ты уже забыл эту фразу?)

Ты пытаешься избежать сравнений с другими по количеству выпивки, с которой ты можешь справиться.

Ты попадал в пьяном виде в неприятности.

Ты всегда пьянеешь, когда пьешь, даже тогда, когда не желаешь пьянеть.

Ты считаешь, это сильно -уметь много пить.

Согласно данным «Анонимных алкоголиков» даже один из этих признаков свидетельствует о возможной проблеме. Любой, кто пьет, может стать алкоголиком, это касается каждого десятого пьющего.

А поскольку мы живем в высокоиндустриальном обществе, где у людей беспрепятственный доступ к машинам и механизмам и, следовательно, есть возможность влиять на жизни других людей, эффект пристрастия к алкоголю становится куда мощнее, чем в прежние времена. Пьяница в собственной квартире может повредить лишь самому себе, в худшем случае — сломать журнальный столик, в то время как пьяный водитель способен нанести весьма серьезный ущерб довольно многим. Бытовые пьяницы и наркоманы, предающиеся любимым занятиям на работе, стали представлять серьезную проблему для общества. Ты будешь чувствовать себя абсолютно спокойным в зубоврачебном кресле, наблюдая за приближением покачивающегося и икающего врача? А пьяный вдребезги водитель школьного автобуса? Или хирург, нюхающий перед операцией кокаин?

Причины, вызывающие алкоголизм.

Факторов очень много. И хотя никто не рождается алкоголиком, наследственные и генетические факторы могут оказаться для тебя решающими. Более трети всех алкоголиков — жертвы генетической и наследственной предрасположенности. Большое значение имеет обстановка в семье. Вероятность того, что дети алкоголиков станут тоже небезразличными к спиртному, в четыре раза выше, чем среди детей нормальных родителей — почти у половины всех алкоголиков родители также были алкоголиками. Однако иногда происходит совершенно противоположное: члены семьи алкоголика могут оказаться абсолютными трезвенниками, или абстинентами. Но так или иначе возникает необычное отношение к спиртному.

Если у тебя возникли проблемы с алкоголем, тебе необходимо лечение. Алкоголизм невозможно вылечить, но его можно контролировать. Даже тот, кто прошел полный курс и ни разу не прикоснулся к спиртному и никогда не прикоснется, тем не менее — алкоголик».

Компетентное мнение (разъяснение врача-нарколога). Прежде всего следует обратить внимание на тот факт, что неблагоприятные последствия, связанные с приемом алкоголя, имеют место даже при однократном употреблении самых малых доз спиртных напитков. И это не удивительно: таковы фармакологические свойства алкоголя, вызывающие опьянение.

Типичная картина алкогольного опьянения существенно меняется в зависимости от дозы принятых спиртных напитков. Так, например, при легкой степени алкогольного опьянения в одних случаях состояние человека сопровождается понижением настроения, стремлением к уединению, раздражительностью, в других — возникает желание общаться с окружающими. Меняется и поведение опьяневшего: речь его становится излишне громкой, акцентированной, а движения — резкими, порывистыми, точность и координированность их нарушается. Мышление ускоряется, но снижается его глубина, последовательность и логичность. Как правило, в состоянии легкого алкогольного опьянения отмечается легкое покраснение, а реже — побледнение кожных покровов выпившего, учащение его пульса, нередко усиливаются аппетит, половое влечение. Все это свидетельствует о расторможенности под влиянием алкоголя подкорковых мозговых центров за счет угнетения тормозных процессов в коре больших полушарий мозга.

Более значительные дозы спиртных напитков обусловливают возникновение средней степени опьянения, когда угнетающее действие алкоголя начинает распространяться уже и на подкорковые центры головного мозга. При этом состояние и поведение человека существенно отличаются от описанных выше. Так, повышенное настроение, часто характерное для легкой степени опьянения, сменяется нередко длительными, преходящими или кратковременными состояниями раздражительности, придирчивости, недовольства окружающими, обидой. Вследствие недостаточной контролируемости собственных эмоций переживания выпившего могут легко реализоваться в действия, направленные и против окружающих. Характерно, что это происходит без особых раздумий с его стороны. А при достаточно выраженном состоянии опьянения человек не только утрачивает способность оценивать в целом сложившуюся ситуацию, но и свое место в ней, взаимоотношения с окружающими. И поэтому действия его становятся опасными для самого опьяневшего и для окружающих его людей. При выраженном алкогольном опьянении существенно затрудняется восприятие окружающего. Так, например, увеличивается порог слухового и зрительного восприятия: до опьяневшего «доходят» только сильные звуки, он видит преимущественно более освещенные предметы. Вместе с тем отмечаются и расстройства способности правильно оценивать время, расстояния, скорости. Средняя степень опьянения обычно сменяется глубоким сном. Проснувшись, человек испытывает обычно ряд неприятных телесных и психических ощущений — разбитость, слабость, вялость, апатию, отсутствие аппетита, сухость во рту, повышенную жажду и, как правило, снижение настроения. Умственная и физическая работоспособность после выраженного состояния алкогольного опьянения значительно снижена. Рассмотрим же, какой эффект оказывают на человеческий организм так называемые малые дозы алкоголя, а главное, какими последствиями чревато их употребление.

Примечательны результаты специальных экспериментов по изучению влияния малых доз алкоголя на непьющих людей, на изменения психических и физиологических функций. Так, например, в опытах было установлено, что прием 30 г алкоголя снижал эффективность умственной работы у испытуемых на 12- 26 %, характерно, что такое ухудшение отмечалось и в последующие 1-2 дня. Оказалось, что даже самые малые дозы алкоголя ведут к значительному ухудшению качества внимания, а с принятием 30 г число пропусков при чтении текста возрастало в 15 раз, других ошибок — в 2 раза.

На прием спиртных напитков в первую очередь реагирует нервная система. Алкоголь, воздействуя на нервную систему и нарушая ее функции, вызывает настоящую цепную реакцию изменений в деятельности других систем организма.

Заключительное слово учителя.

Вашему возрасту свойственно ощущать себя всемогущим и неуязвимым, быть фаталистом — будь что будет. А вспомнить, как еще совсем недавно вы тряслись от страха перед злым волшебником, боялись оставаться дома одни, наедине со скрипами и шумами, жуткими шорохами, но теперь вы выросли, почти взрослые, и считаете себя такими сильными и отважными, что ничто не может причинить вам вред.

Смерть от пьянства, наркотиков? Это слово не из вашего лексикона.

Ни один подросток, к сожалению, и не предполагает, что может оказаться жертвой беспробудного пьянства или передозировки наркотика. Какое отношение к тебе имеют все эти газетные сообщения о подростках-наркоманах, которых нашли мертвыми в гараже, на лавке в парке, или краткая информация по телевизору об убитых парнях примерно твоего возраста? Это происходит с кем-то другим. И вообще, все это нереально. До тех пор, пока однажды нечто подобное не произойдет с тем, кого ты хорошо знал. И тогда ты поймешь, что мог бы быть на его месте.

Представь себе свои чувства, если — не дай бог! — ты в пьяном виде сядешь за руль и разобьешь машину или задавишь кого-нибудь. Частенько пьяный водитель остается жив, а его пассажиры погибают. А что, если ими окажутся твои братья или друзья? Или подружка? Такие вещи, к сожалению, случаются.

Не лучше ли исповедовать такой принцип: делай то, что тебе хочется, если только твои желания не ущемляют права других или не ставят под угрозу их жизнь.

Я призываю вас: сделайте правильный выбор в отношении к негативным привычкам! И это будет только ваш выбор!

Домашнее задание. Ответить на вопрос: какое влияние оказывают вредные привычки на ученика? Написать сочинение- рассуждение на тему: «Алкоголь — это серьезная проблема или временное увлечение?».

IV. Подведение итогов классного часа.

— Самым интересным на классном часе для меня было.

источник

«Алкоголь в жизни подростка»

Формировать отрицательное отношение к алкоголю, помочь осознать масштабы вреда алкоголя для здоровья человека.

Воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.

К сожалению, в наше время, почти каждый вечер можно увидеть, как во дворах, на улицах, в подъездах стоят подростки и выпивают пиво, джин тоники и т.д.. Причем подростки убеждены, что они собрались вместе не для того, чтобы выпивать, а просто пообщаться и провести вместе время. Как им кажется, алкоголь – это всего лишь атрибут их встреч.

Для начала давайте сформулируем определение понятий алкоголь, алкоголизм .
Алкоголизм — это: /ответы детей/
Алкоголь — это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском, водке.
Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам.

Большинство подростков и юношей считают, что слабый алкоголь – это всего лишь недорогой и абсолютно безопасный способ расслабиться. При этом многие, периодически прикладываясь к бутылке хмельной жидкости, с презрением смотрят в сторону алкоголиков. Им кажется, что они пьют не водку, а практически «лимонад». Да и употребляют не для того, чтобы «забыться», а лишь с целью повысить настроение. Отношение нашей молодежи к слабоалкогольным напиткам, как к лимонаду, очень опасно!! Пивной алкоголизм развивается медленнее и не так заметно, чем алкоголизм от крепких спиртных напитков. И обычно, момент, когда потребность в спиртном становится для подростка необходимостью, потребность, проходит незамеченным.

Ребята, как вы считаете, есть ли все-таки польза от алкогольных напитков? Если есть, то какая?

Примерные варианты ответа:

Становится весело, становишься более раскрепощенным

Более уверенный в себе становишься

Но, кроме положительных, есть и отрицательные стороны слабоалкогольных напитков . Давайте их рассмотрим.

Основным действующим началом опьянения любого напитка являлся алкоголь – этиловый или винный спирт. После принятия его внутрь через 5-10 минут он всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь – это яд для любой живой клетки. После попадания в организм, алкоголь очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. Если алкоголь часто попадает в организм, клетки разных органов, в конце концов, погибают под действием алкоголя, нарушается чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям (перерождение ткани почек, печени, сердца, сосудов и т.д.)

Наиболее заметным проявлением разрушительного действия алкоголя на человека является его влияние на мозг. Проявлением этого являются путаная речь пьяного, провалы в памяти, заплетающиеся ноги, затуманенное зрение, замедленная реакция. Эти симптомы опьянения обычно исчезают, как только алкоголь уходит из крови. Но если человек употребляет спиртное регулярно, его влияние на мозг заметно даже после того, как алкоголь уже не окончил свое непосредственное действие на мозг.

Даже небольшая доза алкоголя может привести к помутнению сознания и провалам в памяти. Этот эффект наблюдается у людей в не зависимости от пола, возраста и наличия алкоголизма. Несмотря на то, что мужчины чаще женщин принимают алкоголь, у слабого пола тоже наблюдаются провалы памяти и помутнения сознания. Это говорит о том, что вред алкоголя для женщин выражен в большей степени. Мозг женщины более восприимчив к спиртному и последствия злоупотребления алкоголем у женщин более тяжелые, чем у мужчин.

Несмотря на то, что информация о вреде алкоголя в наше время доступна для широкого ознакомления, многие подростки начинают слишком рано знакомиться со «взрослыми напитками». Причины, побуждающие юное создание впервые испробовать алкоголь, могут быть различными. Но нельзя недооценивать пагубное действие спиртных напитков на молодой организм, будь то пиво или слабоалкогольные напитки.

Почему начинают пить подростки:

преодолеть чувство скованности, стеснения

не отстать от других, чувствовать себя «своим»

ощущение бессмысленности жизни

В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы.

В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство. Ещё до первого знакомства у подростков образуется определённое представление об этом продукте, о его особом возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем оказывается не таким, каким оно представлялось: “горький вкус”, жжение во рту, головокружение, тошнота. После такого неприятного знакомства большинство подростков избегают на некоторое время употребление алкоголя. Затем появляется вторая группа мотивов, которая формирует пьянство как тип поведения правонарушителей. “ Пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное”,- писал Ж.-Ж.Руссо.

Если ты хочешь :
• сохранить свое здоровье,
• иметь привлекательную внешность,
• быть успешным в учебе и работе,
• сохранить хорошие отношения с родными, ты всегда можешь сказать «НЕТ!» тому, кто протягивает тебе рюмку с алкоголем.

Ответы подростков на вопрос «Как сказать «НЕТ»?

Вот некоторые варианты отказа:
1. Назови причину отказа, например: «Я знаю, что это опасно для здоровья», «Я уже пробовал, и мне не понравилось», «Мне это не интересно», «У меня другие планы на сегодня».
2. Просто скажи «НЕТ». Ты не обязан всем объяснять причины.
3. Имей интересное, увлекательное дело. Если ты занят, это уже причина отказа.
4. Иногда сверстники могут оказывать сильное давление, заставляя употребить алкоголь. Постарайся действовать уверенно и сохраняй твердость в принятии своего решения. Ты можешь сказать: «Нет, больше меня не уговаривайте», «Мне нужно уйти».
Потом просто уйди.
5. Дружи с теми, кто не употребляет алкоголь. Твои настоящие друзья не будут заставлять тебя пить спиртное и не станут делать этого сами.

Узнав, что такое алкоголь и что такое алкоголизм мы приходим к правилам:

ПОМНИ : АЛКОГОЛЬ – ТИХОЕ ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ!

ПОМНИ : АЛКОГОЛЬ РАЗРУШАЕТ ЗДОРОВЬЕ И ВЫЗЫВАЕТ БОЛЕЗНЕННОЕ ПРИСТРАСТИЕ (ЗАВИСИМОСТЬ).

источник

Профилактическая беседа о вреде алкоголизма (с презентацией) расчитана на учеников 8-9 классов. Можно данный материал использовать на уроках биологии.

Цель беседы: Помочь учащимся глубже осмыслить и значительно расширить их знания о вредном влиянии алкоголя на психическое и нравственное формирование человека, разъяснить какой вред наносит пьянство и алкоголизм обществу, указать возможные пути борьбы с ним.

Ход беседы
Перед началом беседы раздается анкета (Приложение 1) , учащиеся заполняют ее и сдают учителю.
Учитель : Как вы, наверно, заметили анкета анонимная. Порой, употребляя алкоголь, ребята хотят казаться взрослыми, но взрослым открыто признаться бояться. Возникает вопрос, для кого вы хотите показать свою взрослость?
Участники : Отвечают на поставленный вопрос.
Учитель : Часто пьяный бывает опасен для себя и окружающих, т.к. совершает поступки, на которые в трезвом состоянии никогда не решился бы. В ряде случаев пьяные склонны к немотивированным импульсивным поступкам, наносят себе и окружающим телесные повреждения. Бывает и так, что в опьянении извращается характер: спокойные и сдержанные становятся раздражительными, склонными к пьяным дебошам. С нарастанием опьянения речь становится бессвязной и непонятной, теряется способность к разумному суждению. Внимание и память резко ослабевают, опьяневшие путают людей, предметы, заговаривают сами с собой и с неодушевленными предметами.
Порой молодые люди выпивают, перед тем как пойти на вечеринку или дискотеку, чтобы повысить настроение. Бывали у вас такие случаи? Видели таких людей на вечеринках, охарактеризуйте их поведение как сторонний наблюдатель.
Участники : Делятся впечатлениями, воспоминаниями
( Учитель акцентирует внимание на негативных моментах)
Учитель : При легкой степени опьянения возникает выраженная в нерезкой форме эйфория – приподнятое настроение, что ведет к переоценке своих сил, способности и возможностей. Опьяневшие делаются веселыми, беззаботными, завязывают разговоры и дружеские отношения с незнакомыми людьми. Они громко говорят, рассуждают, поют, навязываются с разговорами к окружающим. В состоянии опьянения обычно заостряются характерные особенности опьяневших. Такие лица могут быть несдержанны, бестактны, придирчивы, назойливы, бесцеремонны, нередко они теряют стыд, чувство такта, человеческого достоинства. У некоторых после изрядной выпивки сразу наступает отупение, они мало контактируют с окружающими, фаза приподнятого настроения у них отсутствует.
Знаете ли вы, почему так происходит?
Участники : Высказывают свои предположения.
Учитель : Во время алкогольного опьянения в первую очередь страдает тормозной процесс, т.е. исчезает охрана коры головного мозга, и клетки быстро истощаются. Алкоголь действует на процесс раздражения, в результате резко угнетает высшую нервную деятельность.
Отсюда становится понятно, почему незначительный повод, на который трезвый не обратил бы внимания, вызывает у пьяного бурную реакцию (ослабление тормозного процесса). При больших дозах алкоголь значительно расстраивает согласованную деятельность коры и низлежащих центров (подкорку), иногда парализуя передачу возбуждения с одной клетки на другую. В этом и заключается физиологический механизм поведения пьяного человека.
Алкоголь, действуя на различные участки мозга, лишает их кислорода, необходимого для нормального функционирования клеток. У пьяного человека в мозгу возникает большое число мелких кровоизлияний, значительное число в сосудах закупоривается. Постепенное увеличение потерь клеток головного мозга проявляется в замедленной реакцией человека и снижении его интеллектуальных способностей. Когда пьющий человек умирает, вскрытие показывает громадное число атрофированных участков мозга. Т.е., когда человек выпивает пусть нерегулярно время от времени, в его мозгу происходят необратимые изменения.
На какие органы еще влияет алкоголь?
Участники : Рассказывают о болезнях, вызываемых спиртными напитками.
( Учитель вносит необходимые дополнения по ходу беседы)
Учитель : Но вы не назвали еще один фактор. Общество несет по виде пьющих неисчислимый урон – во много раз больший, нежели доход от продажи спиртного. И в ряду социальных зол алкоголизм занимает далеко не последнее место. Это распавшиеся семьи, быстрая потеря квалификации еще вчера хорошим специалистом, труженик, превратившийся в тунеядца, полезный член общества, скатившийся к преступлению.
Установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают производительность труда у разных людей но 5-10%. Даже у умеренно пьющего человека отмечается снижение производительности труда на 4-5%, в то время как у алкоголика в состоянии похмелья трудоспособность может снижаться на 50%. Следует помнить, что убыточность производства только по одной этой причине тем выше, чем выше профессиональная квалификация работающего пьяницы и алкоголика.
У тех, кто выпивает по воскресеньям, производительность труда в понедельник снижается на 10-13%. А после больших праздников норма выработки снижается на 25-30%.
Приведите, пожалуйста, примеры из вашего опыта, когда алкоголь изменил судьбу человека или повлиял на нее.
Участники : Описывают примеры, с которыми сталкивались.
Учитель : Хорошо, мы достаточно много узнали, но скажите, как бороться с пьянством?
Участники : Высказывают варианты лечения, профилактики.
( Учитель по мере необходимости вносит дополнения)
Учитель : Привыкание к алкоголю у подростков может наступить через 1-1,5 года, т.е. значительно быстрее, чем у взрослого. Вот почему для учащихся недопустимы даже небольшие дозы алкоголя. Предупредить алкоголизм легче, чем лечить его.
Вот, например, вам иногда кажется: стоит закурить или выпить водки – и ты уже «Настоящий мужчина». В твоей группе есть, наверное, такие ребята. На переменках они собираются в уборной, курят, сплевывая на пол, через слово ругаются. Когда ты был поменьше и поглупее, ты немножко завидовал их развязности и тоже хотел стать «мужчиной». А может, уже присоединился к ним.
Что ж, нет ничего проще. Можно и закурить. Сначала будет кружиться голова, а потом привыкнешь. Но зачем?
Сила человека заключается совсем не в том, чтобы делать запретное. Это только кажется силой, а в действительности это слабость.
Один из хороших способов укрепить волю – не поддаваться дурным соблазнам. Стань выше тех, кто смеется над тобой, когда ты отказываешься закурить. Скажи самому себе: «Водку не пью».

Читайте также:  Книжные выставки в библиотеке о алкоголизме

Конечно, может случиться так, что при этом ты потеряешь кое-кого из своих дружков, а то и врагов наживешь. Быть «не как все» немножко опасно.
Но зато ты выиграешь в глазах настоящих людей. И в своих собственных. Дело ведь не в том, что кто-то запретил тебе курить, пить, играть на деньги. Ты сам себе запретил это – значит, у тебя есть воля.
Заключение и выводы:
Учитель : Надеюсь, теперь вы измените взгляд на алкоголь. Примеры, которые были приведены, показывают, что пьянство – это красивая обвертка горя и зла. Запомните, физическая культура, спорт, занятие в кружках, правильная организация свободного времени предупреждают развитие вредных привычек, в том числе и привычки к употреблению спиртных напитков. Советую почитать такие книги, как «Падение Ивана Чупрова» Г.Ф.Тендрякова, «Возвращение в жизнь» Г.И. Шонина, «Серая мышь» В.Липатова. Хочу пожелать вам, не уподобляться серой массе невежд, возводящих пьянство, чуть ли не в национальную гордость.

Анкета
(пристрастие учащихся к алкоголю)
Подчеркните вариант своего ответа
1. Употребляли ли Вы алкогольные напитки?
— Да — нет
2. Когда Вы попробовали алкоголь в первый раз?
не пробовал; — до 10 лет; — 11 — 12 лет; — 13 – 15 лет; 16 лет и старше
3. Где это было? (напишите свой вариант ответа)

____________________
_____________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ _______________________

4. Знали ли об этом Ваши родители?
— Да — нет
5. Как часто Вы употребляете (употребляли) алкоголь?

— не употребляю
— ежедневно
— 2-3 раза в неделю
— 1 раз в неделю
— 1-2 раза в месяц
— реже
6. Где (с кем) Вы чаще всего употребляли (употребляете) алкоголь? (свой вариант ответа)

___________ _________ _________ _________ _______ _______

7. Укажите источник денежных средств для приобретения спиртных напитков ________ ________ _________ _________ ______ ________ _________
________ ________ _________ _________ ______ ________ _________ ________

источник

Немного истории.

История приготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до н.э. Вино также считалось даром богов. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его “аль коголь”, что означает “одурманивающий”. Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта усугубила пьянство. Даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина всё же процветал и воспевался в стихах. В средневековье в Западной Европе научились получать крепкие напитки путём выгонки вина из сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир.

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. Русский историк и этнограф профессор Н.И.Костомаров (1817- 1885) полностью отверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало и лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу, пиво, крепостью не более 5-10 градусов. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное виноделие. В 1895 году царское правительство ввело монополию на продажу водки. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получить дохода от продажи водки. Привычка имеет огромную силу. Это – одна из причин, почему мы пока не можем отказаться от продажи водки. Другой причиной является то, что запрет может привести к распространению самогоноварения, а в связи с этим к расходованию большого количества сахара, зерна, фруктов, к росту заболеваний и отравлений в результате потребления алкогольных напитков, приготовленных кустарным способом. Поэтому борьба с алкоголизмом потребует ещё много времени и усилий.

Во всём мире в течении последних 20 лет резко возросло употребление спиртных напитков. Бьют тревогу врачи и социологи, педагоги и общественные деятели. Больше стали пить в развивающихся странах, производство алкоголя за последние 20 лет в Африке увеличилось на 400%, в Азии – на500%.Потребление алкоголя в Англии возросло в 4 раза, в Дании – в 3 раза, в ФРГ – 2 миллиона людей – алкоголики. В.В.Бехтерев говорил: “Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить”.В нашей стране значительная часть населения не воспитывается в духе трезвости, недостаточно осведомлена о вреде употребления спиртных напитков для здоровья нынешних и особенно будущих поколений, для общество в целом.

Почему люди пьют.

Мы неоднократно слышим выражение: “Выпьем, согреемся”. В обиходе полагают. что спирт является хорошим средством для согревания организма. Считается, что спирт обладает лечебным действием не только при простудных заболеваниях, но и при целом ряде других болезней. Где же истина? Или бытует среди многих людей убеждение: алкоголь возбуждает, взбадривает, улучшает настроение, самочувствие. Недаром спиртное принимают “против усталости”, практически на всех праздниках. Более того, существует мнение, что алкоголь является высококалорийным продуктом, быстро обеспечивает энергетические потребности человека. Так что рассуждение о пользе алкоголя – это довольно распространённое заблуждение. Выдающийся психиатр, академик В.М.Бехтерев так охарактеризовал психологические причины пьянства: “Всё дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев.” Пьянство и алкоголизм сами по себе не отомрут, не исчезнут и “питейные обычаи”. Необходима упорная борьба с пережитками прошлого, в котором каждый должен принять участие. Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей, как например, потребность в кислороде или пище.

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у человека возникает потребность в алкоголе, задолго до первого знакомства с самим алкоголем, его вкусом и действием. Маленький ребёнок, сидящий за праздничным столом, ждёт, когда ему в рюмку нальют сладкой воды, и он под одобрительный гул гостей потянется чокаться со всеми, усваивая ритуал винопития. Уже в это время начинает формироваться представление об алкоголе как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

С чего начинается пьянство.

В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям,испытать новые ощущения, любопытство. Ещё до первого знакомства у подростков образуется определённое представление об этом продукте, о его особом возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем оказывается не таким, каким оно представлялось: “горький вкус”, жжение во рту, головокружение, тошнота. После такого неприятного знакомства большинство подростков избегают на некоторое время употребление алкоголя. Затем появляется вторая группа мотивов, которая формирует пьянство как тип поведения правонарушителей. “ Пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное”,- писал Ж.-Ж.Руссо.

Внутренняя духовная ограниченность, неумение хорошо проявлять себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности (учебной, трудовой) и интереса к ней приводит к потреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей, однако, за собой пагубные привычки. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртные напитки, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Анализ проведения свободного времени подростками, склонными к употреблению алкоголя, показывают, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение : игра в карты, в том числе на деньги, “бренчание” на гитаре, праздное гуляние по улицам, посещение баров.

Психиатр И.К.Янушевский, проанализировав причины, под влиянием которых дети и подростки приобщились к спиртному, пришёл к выводу, что 39% из них к употреблению спиртного приучили родители, 33% подражали взрослым, 25% приучили старшие товарищи, в 3% случаев причины не установлены. Очень наглядные цифры! В молодом возрасте все алкогольные нарушения психики развиваются катастрофически быстро.

В медицинской литературе описаны результаты работы врачей и педагогов, которые оценивали влияние алкоголя на успеваемость в школе.

Отношение к алкоголю Успеваемость очень хорошая Успеваемость удовлетворительная Успеваемость неудовлетворительная.
Совсем не пили 45% 48% 7%
Получали алкоголь изредка 35% 56% 9%
Получали алкоголь регулярно 1 раз в день 27% 59% 14%
Получали алкоголь 2 раза в день 20% 55% 25%
Получали алкоголь 3 раза в день 0% 33% 67%

Алкоголь за короткое время может изменить характер ребёнка, сделать его не только несдержанным, угрюмым, неуравновешенным, но может толкнуть и на совершенно немотивированные действия. Пьянство лишает молодёжь активной жизненной позиции, способствует формированию потенциально опасных характеров. С развитием алкоголизма подростки перестают скрывать, маскировать состояние опьянения дома и в школе. Появление подростка дома или в школе в состоянии алкогольного опьянения может свидетельствовать о снижении его нравственных установок, что нужно считать весьма тревожным симптомом. Привыкшие к вину подростки и юноши – это основной резерв “армии алкоголиков”.

Алкоголизм – тяжёлая хроническая болезнь.

Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особыми патологическим состоянием организма : неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградации личности. Для алкоголика опьянение представляет наилучшим психологическим состоянием. Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. Для алкоголика характерно огрубление личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, психофизиологические изменения. У лиц, пристрастных к алкоголю, заболевания сердечно- сосудистой системы возникают в 2 раза, органов пищеварения – в 18 раз, органов дыхания – в 4 раза чаще, чем у непьющих.

При злоупотреблении алкоголем могут возникнуть психические заболевания. Ещё много веков назад врач Древней Греции Гиппократ по этому поводу писал: “Пьянство – это умышленное и самовольно вызванное сумасшествие”. Одной из форм алкогольного психоза является белая горячка, которая возникает внезапно, чаще всего ночью. При белой горячке температура тела повышается до 40-41 градуса. Такое состояние продолжается от нескольких часов до нескольких дней, может наступить летальный исход. Таким образом, каждый, кто увлекается алкоголем, особенно молодёжь, делает себя потенциальным пациентом психиатрической больницы.

Алкоголизм излечим. Люди, избавившиеся от пагубной привычки, могут в дальнейшем жить нормальной жизнью. Но лечение это очень длительное и трудное.

Безусловно, больные хроническим алкоголизмом являются дурным, заразительным примером для окружающих, особенно молодёжи, они формируют вокруг себя “алкогольные группы”, распространяют пьянство со всеми вытекающими из него последствиями: аморальными поступками, разрушением семьи, материальным и духовным обкрадыванием детей, неизлечимыми болезнями, тяжёлыми травмами, преступлениями.

Алкоголь и развивающийся организм.

Есть данные, что продолжительность жизни женщин –алкоголиков на 10%, а мужчин –алкоголиков на 15% меньше, чем непьющих. Алкоголь, попадая в организм ребёнка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. При регулярном употреблении алкоголя страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники.

Читайте также:  Препарат эспераль от алкоголизма инструкция по применению

Привычка к выпивке рано или поздно непременно приведёт к алкоголизму… Исследования хронического алкоголизма, проведённые в последние годы, свидетельствуют о том, что это зло – во многом результат бездумного следования дурным “традициям”. Не зря в народе говорят “Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки”. Профессор А.К.Качаев (1972) прямо сказал : “Ничего не возникает само по себе. Махровый цвет алкоголизма произрастает на хорошо удобренной почве бытового пьянства, безобидной, на первый взгляд, выпивки по любому поводу, кстати подвернувшемуся, случаю”.

“Алкоголизм – это порождение варварства- мёртвой хваткой держит человечество со времён седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского”,- писал Д.Лондон, подчёркивая дикость алкогольных традиций.

Пьянство – это в первую очередь результат плохого воспитания, подражание заразительным дурным примерам, привычкам и обычаям, унаследованным от далёкого прошлого, а также проявление распущенности, результат недостаточного воздействия на пьющего со стороны семьи, друзей.

Нет – алкогольной зависимости!

Самое важное, что должен знать и “исповедовать” молодой человек:

  • Алкоголь для растущего организма – более опасный яд, чем для сформировавшегося. Особенно вреден он для девушек, будущих матерей.
  • Алкоголь – враг умственной работе.
  • Алкоголь и спорт абсолютно не совместимые вещи.
  • Алкоголь, как правило, спутник безделья, внутренней неорганизованности, низкой культуры.
  • Алкоголь даже в очень ограниченных количествах может привести к так называемому патологическому опьянению, состоянию, при котором человек не способен контролировать свои действия, может нанести незаслуженные оскорбления, обиды, совершить преступления.
  • Алкоголь – прямая дорога к правонарушениям.
  • Алкоголь вызывает привыкание к нему, которое переходит в опаснейшую болезнь – алкоголизм

Зло искоренимо.

Борьба с алкоголизмом имеет почти такую же древнюю историю, как сами спиртные напитки. Уже в древности люди осознали вред от злоупотребления вином. Так, в Древней Греции пить не разведённое водой вино(крепость его и так не превышала 10 ) считалось недостойным свободного гражданина. Правительство Спарты легендарный Ликульт запретил пить вино высшей знати государства, но поощрял спаивание рабов, чтобы держать их в повиновении.

В Афинах правитель Солон ввёл закон, согласно которому архоиты (должностные лица) наказывались за пьянство: первый раз– крупный штраф, а при повторении – смертной казнью.

Древний историк Плиний Старший писал о том, что персы и мидяне были побеждены греками под предводительством А. Македонского потому, что у них было развито пьянство и другие, связанные с ним пороки.

В Древней Индии употребление спиртных напитков представителям высших каст было категорически запрещено.Если же в пьянстве уличали женщину высшей касты, то ей на лбу выжигали клеймо в виде сосуда для вина, изгоняли из дому и никто не смел права приютить её.

В некоторых странах, прежде всего мусульманских были введены религиозные запреты на употребление алкоголя. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею чугунную медаль с надписью “За пьянство”.

Наше свободное время.

В последнее время появляются молодые люди, подчёркнуто отрицательно относящиеся к спиртному. Они вводят в моду –подтянутость, спортивный вид, простоту и вежливость в обращении с окружающими, ориентируются на здоровый образ жизни. Но чтобы стать полноценной, полезной для общества личностью, надо своё свободное время заполнять осмысленными занятиями. “Кто хочет что-нибудь сделать, ищет средства. Кто не хочет, делать ничего, ищет причины”,- гласит известный афоризм.

Учёные давно установили, что одним из наиболее распространённых побудителей мотивов, толкающих человека к “сорокоградусной”, является неумение занять себя, неудовлетворённость той или иной формой досуга. Поэтому чем интереснее будет досуг, чем в большей мере каждый сможет удовлетворить свои желания и потребности, тем решительнее пойдёт борьба с пьянством, которое начинается от безделья.

Приступая к работе над собой, основные усилия необходимо сосредоточить на формировании положительных привычек. Схватка с самим собой – дело нелёгкое. Недаром многие считают, что преодоление привычки к алкоголю были в их жизни первым наиболее сильным испытанием. Тут-то человек и познаёт себя, испытывает и закаляет свою волю, вырабатывает самодисциплину, совершенствует свой организм. Выдержал, сдержал однажды данное себе слово- значит, научился владеть собой.

Необходимо сделать усилие и решиться никогда не прикасаться к спиртному.

источник

Анна Гладкова
Занятие-беседа c несовершеннолетними 14–18 лет «Алкоголизм»

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

Тема: «Алкоголизм»

Форма проведения: видео занятие.

Третья реабилитационная группа

Целевая аудитории: несовершеннолетние 14-18 лет.

Форма и методы работы: беседа, видео.

Цель: формирование у подростков стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма.

1. Сформировать у воспитанников чёткие знания о влиянии алкоголя на здоровье человека.

2. Развить привычку самостоятельно мыслить и анализировать поступающую информацию.

3. Дать понятие о нормах трезвой жизни и о вреде, наносимом «культурой умеренного употребления алкоголя» всему обществу;

4. Воспитывать здоровый образ жизни.

5. Обсудить причины употребления алкоголя.

6. Обсудить влияние алкоголя на организм человека.

7. Показать последствия употребления и злоупотребления алкоголем.

8. Вырабатывать негативное отношение к алкоголю.

Ожидаемый результат: осознание детьми пагубного влияния алкоголя на организм человека.

Оборудование: видео ролики, презентация.

1. Начало занятия: приветствие.

2. Вводная часть: краткое введение в тему занятия.

3. Основная часть: показ презентации, просмотр видео роликов, беседа по теме.

4. Заключительная часть: рефлексия, подведение итогов.

Цель: формирование у подростков стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма.

9. Сформировать у воспитанников чёткие знания о влиянии алкоголя на здоровье человека.

10. Развить привычку самостоятельно мыслить и анализировать поступающую информацию.

11. Дать понятие о нормах трезвой жизни и о вреде, наносимом «культурой умеренного употребления алкоголя» всему обществу;

12. Воспитывать здоровый образ жизни.

13. Обсудить причины употребления алкоголя.

14. Обсудить влияние алкоголя на организм человека.

15. Показать последствия употребления и злоупотребления алкоголем.

16. Вырабатывать негативное отношение к алкоголю.

1. Начало занятия.

Ребята, каждый из вас, наверное, хочет быть богатым и знаменитым, успешным, популярным. Но в жизни, как на дороге со знаками, мы должны всегда задумываться о том, а правильно ли мы живем?

Людям в вашем возрасте свойственно не очень задумываться о своем здоровье. Однако же думать об этом стоит.

Так как сегодня образование и здоровье становятся основами для успешной карьеры и нормальной, достойной во всех смыслах жизни, И здесь важнейшими условиями успеха, наряду с личными качествами каждого человека, являются также мир и порядок в нашей России.

Сегодня мы подробно поговорим об актуальной проблеме, которую нельзя обойти в нашей жизни. Что по одной китайской мудрости приносит одну радость и много горя? Конечно, алкоголь.

Презентация «Влияние алкоголя на организм человека»

Алкоголь — похититель рассудка — так именуют его с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. — с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло до начала культурного землевладения. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

В Средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения, алхимик, заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым не утомленным, бодрым, тоскующего — веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т. п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Что же происходит сегодня в нашей России? Почему чудодейственный эликсир стал приносить людям много горя?

Жизнь — это проста игра. И когда Вы знаете правила игры, значительно легче выживать. В этой игре существуют подводные камни, о которые разбиваются судьбы людей, один из них — алкоголизм. Болезнь, алкоголизм, достаточно часто выводит людей из игры.

Что же такое алкоголизм?

Алкоголизм, по определению — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающие этим заболеванием.

Пьянство, например, это не алкоголизм, это неумеренное употребление спиртных напитков. Оно порождает алкоголизм, но не является болезнью. Алкоголизм характеризуется определенными признаками, которые отличают его от так называемого «привычного», или «бытового», пьянства.

Что же делает алкоголь с организмом человека?

Принятие алкоголя приводит к печальным последствия. Каждая выпитая рюмка не проходит сквозь наш организм бесследно. При употреблении алкоголя страдают: нервная система (мозг, пищеварительная (желудок, кишечник, печень, сердечно-сосудистая и кровеносная (сердце, репродуктивная система. Алкоголь сокращают жизнь человека на 12 — 18 лет.

Давайте рассмотрим влияние алкоголя на каждую из систем более подробно.

Когда алкоголь попадает в кровь, эритроциты слипаются. В крови образуются тромбы, которые намертво закупоривают микрокапиляры. Капилляры раздуваются и лопаются. При употреблении 100 гр водки, навсегда и безвозвратно умирают несколько тысяч клеток головного мозга. При каждом застолье десятки тысяч. Мертвые клетки мозга выводятся с мочой, а следующий день.

Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в деятельность низших отделов мозга: нарушаются координация движений, например движение глаз (предметы начинают двоиться, появляется неуклюжая шатающаяся походка.

Нарушение работы нервной системы и внутренних органов человека наблюдается при любом употреблении алкоголя: одноразовом, эпизодическом и систематическом.

Сердечно-сосудистая система, (сердце)

Когда алкоголь с кровью попадает в сердце он разрушает клетки вашей сердечной мышцы. Появляются микрорубцы, мышца теряет свою эластичность, работает на пределе возможностей и захлебывается кровью не успевая проталкивать её. Сердце покрывается жировой тканью, поэтому у пьющего человека оно всегда увеличено. В артериях и капиллярах образуются тромбы, которые перекрывают доступ кислорода и питательных веществ к части сердечной мышцы, ткани сердца отмирают — это называется инфаркт.

Все 5-7 часов, пока выпитый алкоголь циркулирует в крови, сердце работает в неблагоприятном режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. Алкоголь нарушает кровообращение в кожных капиллярах — эти малые сосудики сжимаются, загустевают, лопаются (всем известен синдром «красного носа», поэтому сердце плохо снабжается кровью и испытывает кислородное голодание.

В сердечной мышце накапливается избыточное количество жира, она перерождается, становится дряблой и сердце с трудом справляется с работой. Результат — преждевременный атеросклероз и гипертоническая болезнь.

Пищеварительная система (желудок)

Попадая в желудок алкоголь, эффективно стимулирует выработку ферментов. Ферменты вместе со спиртом агрессивно разрушают слизистую и стенки желудка, в результате желудок переваривает сам себя, а процесс пищеварения превращается в процесс гниения. Последствия — гастрит, язва, рак желудка.

При приеме алкоголя происходит:

— нарушение работы тонкого кишечника (неспособность всасывать питательные вещества)

— разрушение поджелудочной железы (риск возникновения диабета)

— поражение печени, жировая дистрофия, гепатит, цирроз (приводит к летальному исходу).

И напоследок самая важная тема-влияние алкоголя на репродуктивную систему. Это приводит к таким последствиям как:

— нарушение созревания половых клеток (бесплодие)

Если алкоголь попадает в кровь плода, то в первую очередь поражаются печень, сосудистая система, а также те структуры мозга, которые определяют умственную деятельность.

Так неужели тогда стоит сознательно рисковать здоровьем ребенка, употребляя алкоголь, пусть даже в небольших количествах. Ведь только в наших силах свести на нет все риски и родить здорового и крепкого малыша.

Приложение 5 «Быть матерью»

Женщина, призванная созидать семейное гнездышко, разрушает его.

Все это лишь те немногие последствия причиняемые употреблением алкоголя. Алкоголь — это яд! Он уничтожает все живое, он убивает надежды и мечты о прекрасном будущем.

Мужчина, который призван быть защитником своей семьи, приносит боль жене и детям.

Алкоголь повышает риск смерти.

15-20% людей, замешанных в дорожно-транспортных происшествиях со смертельным исходом, перед этим употребляли алкогольные напитки.

20 40 % погибших в результате несчастного случая были в состоянии алкогольного опьянения.

Более 60 % всех насильственных преступлений, применение силы, убийство, нанесение телесных повреждений, изнасилование, совершается под воздействием алкоголя.

Перед Вами стоит вопрос пить или не пить?

Ведь алкоголь разрушает твое будущее, употребление алкоголя препятствует получению престижной профессии, устройству на работу и карьерному росту.

Так почему, на ваш взгляд, подростки начинают пить?

Будь человеком с сильным характером. Умей отстаивать свое мнение. Выделись из толпы!

Учись дружить по-настоящему. Будь честным, искренним, уважай других!

Будь творческим и расслабляйся в хорошей компании!

Обратись за помощью к окружающим.

Давайте не будем терять голову. Подумайте о себе и о своих близких. Берегите себя.

Список использованной литературы.

1. Г. Г. Кулинич «Вредные привычки: профилактика зависимостей», М., «ВАКО»., 2008

2. Популярная медицинская энциклопедия, М., 1979

3. О. Н. Рудякова «Как сохранить здоровье школьников», Издательство «Учитель», 2007

4. Т. А. Шишковец «Осложненное поведение подростков», М., 2006

Открытое занятие по ФЭМП в средней группе слабослышащих детей «Количество и счёт. Форма» КГБС (К)ОУ «Озёрская С (К)О школа-интернат вида». Открытое занятие в средней группе. по формированию элементарных.

Игровое занятие с детьми второго года жизни «Мяч. Круглая форма» Цели: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Соотносить выразительные движения со словом. Развивать речевой слух, артикуляционный.

Интегрированное занятие нетрадиционной формы проведения «Своя игра» Интегрированное занятие «Своя игра» (Ознакомление с окружающим миром, ФЭМП, обучение грамоте) Цель: применять знания, умения, навыки на.

Интегрированное занятие «Счастливый случай» (нетрадиционной формы проведения) Интегрированное занятие «Счастливый случай» (Ознакомление с окружающим миром, обучение грамоте) Цель: применять знания, умения на практике,.

Интегрированное занятие «В гостях у сказки» (нетрадиционной формы проведения) Интегрированное занятие «В гостях у сказки» (ФЭМП, художественная литература) Цель: выявление уровня сформированности знаний и умений по.

Интегрированное занятие нетрадиционной формы проведения «Экскурсия по городу» Интегрированное занятие «Экскурсия по городу» (Ознакомление с окружающим миром, ФЭМП, развитие речи, лепка) Цель: применять знания, умения.

Квест — популярная форма проведения досуга с детьми на зимних каникулах Квест — популярная форма проведения досуга с детьми на зимних каникулах. Новогодние каникулы для детей не только отдых, но и много веселья,.

НОД с детьми старшей группы в форме игры-конкурса «Моя родословная. Генеалогическое древо» Цель: создание условий для познавательной и конструктивной деятельности детей в ходе изготовления генеалогического дерева. Задачи: • познакомить.

Родительское собрание в форме практикума «Царевна-лягушка» Цель: совершенствование навыков взаимодействия родителя и ребёнка в продуктивной деятельности. Задачи: повысить компетентность родителей.

Занятие по рисованию «Нетрадиционная форма рисования — ладошкой» .

источник