Меню Рубрики

Технологии социальной работы с алкогольной зависимостью

В бытовом значении под лечением алкоголизма подразумевают методы и действия для прекращения тяги к алкоголю, для устранения влечения. В медицинском значении лечение алкоголизма включает в себя гораздо более широкий круг мероприятий и методов.

Лечение алкоголизма — это не там, где используют малопонятные термины и наукообразные названия методов. Это не там, где вам называют высокие цифры процентов эффективности. Это не там, где врач себя хвалит, а других ругает. Это не там, где стены какого-то лечебного учреждения, где наркологический диспансер, наркологическая больница.

Лечение алкоголизма — это помощь специалиста. Специалист — это тот, кто предъявил сертификаты и лицензию на соответствующий вид деятельности. Лечат алкоголизм врачи психиатры-наркологи. Но если у такого врача нет достаточной подготовки в области психотерапии, он будет использовать те же самые психотерапевтические методы, но не на том профессиональном уровне. То есть кому-то поможет, а кому-то не поможет. Еще лечением алкоголизма занимаются врачи психотерапевты. Но если у врача нет подготовки в области наркологии, то, возможно, он не знает нюансов алкогольной болезни, а значит — тоже поможет не каждому. Если больной или его родственники хотят получить результат наверняка, значит, лечение алкоголизма следует проводить одновременно у двух врачей — и у нарколога и у психотерапевта. Или у одного, имеющего двойную подготовку. Дело не в том, какие методы лечения, а в том, в чьих руках эти методы. Эффективность непрофессионального лечения будет значительно ниже.

Для решения проблемы со стороны жены и родителей (родных и близких) пациента требуется два действия. Первое — обратиться к специалисту (к какому, сказано выше). Второе действие — выполнить все рекомендации такого специалиста. Как только эти два действия вами выполнены — отец, муж, сын и т.д. живет трезво и счастливо. Если до сих пор не так, значит, или заинтересованные лица не обращались к специалисту, или не выполняли рекомендаций такого специалиста. Рекомендации у специалистов всегда одинаковы. Значит, надо их выполнить.

В московской клинике доктора Зайцева используется современная медицинская технология «лечение алкоголизма без желания пациента». Под лечением алкоголизма врач подразумевает мероприятия для формирования мотивации к трезвой жизни, желания лечиться и жить трезво. Если пациент захочет всем сердцем, всей душой жить трезво, то ему поможет любое противоалкогольное лечение.

Для формирования желания лечиться и жить трезво существуют два способа. Способ первый — врач сформирует такое желание в процессе консультации в кабинете. Как привести больного на консультацию, если он ничего не хочет слышать даже об этом, подскажет врач. После такого занятия соглашаются на лечение практически все, если родные и близкие пациента выполняют рекомендации врача. Причем пациент уже не соглашается идти в трезвость на короткое время — он сам говорит, что «подольше, на всю жизнь». Вот тогда и снимается влечение к алкоголю.

Но есть другой способ решения проблемы. Пациент вообще не нужен. Врач может влиять на пациента через семью. Это социотерапия — лечение средой. Для этого нужно, чтобы родные и близкие сами, без него пришли к врачу. Это массивное, трехчасовое психотерапевтическое вмешательство. После такого занятия они исправят свое поведение в соответствии с новыми взглядами на проблему, вновь полученной информацией и рекомендациями врача, таким образом, что у близкого человека закончится алкогольная болезнь. Химически зависимый сам обратится к врачу, примет помощь и будет жить трезво.

В специализированном лечебно-диагностическом центре «СовМед» (Санкт-Петербург) применяется целый ряд современных технологий лечения алкоголизма, подбираемый с учетом индивидуальных особенностей организма, стадии болезни, возраста и сопутствующих заболеваний.

Основное инновационное преимущество применяемых в центре технологий «Наркоблокада» и «Двойной блок» — это комплексное воздействие на основные патологические звенья развития заболевания:

  • 1. Звено психической зависимости (тяга к алкоголю, ощущение желания выпить) — после проведения лечения тяга уменьшается, формируется отвращение к алкоголю.
  • 2. Звено физической зависимости (основное звено развития алкоголизма, способствующее проявлению рецидивов (запоев) и усугублению тяжести заболевания)- после проведения лечения создается стойкая непереносимость алкоголя, нарушение режима трезвости вызывает резкую негативную психосоматическую реакцию, вплоть до тяжелых последствий, что крайне тяжело переносится пациентом и делает невозможным прием алкоголя на срок действия методики.

В структуру действия инновационных технологий включено:

  • 1. Коррекция нарушений психики (депрессия, раздражительность, нарушение сна) — после проведения лечения назначается курс поддерживающей лекарственной терапии, нормализующий эти проявления.
  • 2. Нормализация деятельности всех систем организма страдающих от воздействия алкоголя.
  • 3. Улучшение адаптации и восстановления организма.

Только комплексное лечение заболевания и индивидуальный подбор методики позволяют, даже в сложных случаях, достичь по-настоящему успешных и стойких результатов.

Основные аспекты профилактики алкоголизма. Организация первичной профилактики алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния социальной среды, формировании нравственных и гигиенических убеждений, которые исключали бы и вытесняли возможность отклонений в поведении. Первичная профилактика направлена, прежде всего, не на предупреждение болезней, а на поддержание, развитие и использование физического, умственного, эмоционального и духовного потенциала человека.

Основой первичной профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Особенность современного и антиалкогольного воспитания состоит в инновационных методах обучения, которые заставили педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию. Педагогическое направление системного подхода к предупреждению наркологических заболеваний, а также их последствий и осложнений подразумевает последовательное противоалкогольное воспитание в школе с 1-го по 11-й классы, формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Важное значение в распространении здорового образа жизни отводится средствам массовой информации и рекламе. Через популяризацию знаний о здоровье с использованием всех средств массовой информации мы стремимся к укреплению психической устойчивости и хорошего самочувствия людей. К сожалению, сегодня реклама зачастую выполняет обратную функцию — воспитание нездорового и деструктивного образа жизни. Принципиальное значение имеет влияние семьи на воспитание здорового образа жизни взрослых и детей. Доказано, что здоровые семейные взаимоотношения являются непременным условием успешности в работе. Дети являются не менее успешными воспитателями своих родителей. Это подтверждается многими примерами: в присутствии детей взрослые уделяют большее внимание своему лексикону и стараются личным примером показать то, что проповедуют. Укажем на некоторые актуальные направления профилактики алкоголизма.

Психологическое направление — коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с трудными детьми и имеющими отклонения в поведении.

Медико-социальное направление — комплексная работа с группой риска — лицами, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками.

Прежде всего, следует дать определение человека, относящегося к группе риска. К лицам из группы риска аддиктивного поведения относятся, прежде всего, те люди, которые не достигли состояния полной психической и социальной зрелости, в чьей жизни имеют место: прогулы школьных занятий или оставление школы без получения образования; добрачная беременность; жизнь в неудовлетворительных экономических условиях; проживание в семье алкоголиков или наркоманов; наличие психической травмы в результате каких-либо форм насилия: физического, психического, сексуального; проблемы в сфере психического здоровья; проблемы, связанные с поиском смысла жизни; попытки совершения суицида; поддерживание контактов с лицами асоциального поведения.

Здравоохранное направление — развитие и совершенствование государственной и негосударственной наркологической служб. Система мер по уменьшению распространенности алкоголизма. Широкая профилактическая работа всей общемедицинской сети.

Административно-правовое направление — законодательное регулирование сдерживания алкоголизма. Система ограничений и запретов, направленных на уменьшение распространенности наркологических заболеваний и их последствий.

Экономическое — система государственных мероприятий по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи алкоголя и табака. В современных условиях внедряются следующие технологии первичной профилактики алкоголизма: медико-психологические, целью которых является адаптация к требованиям социальной среды; формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, высоко функционального жизненного стиля. Осуществлением этих направлений могут заниматься специалисты в области профилактики. В их основе лежат знания и умения, связанные с медико-психологическими формами работы с населением (психотренинговая работа).

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики. Цель данного вида технологий — предоставление объективной информации о наркотиках и психоактивных веществах, их действии на психику и организм человека, последствиях их употребления; мотивация на здоровый образ жизни — создание сетей социальной поддержки. Данная цель может быть достигнута посредством специального образования, которое может осуществляться разнообразными способами — с помощью системного обучения детей и подростков, родителей, специалистов и волонтеров, которые в дальнейшем смогут работать с населением.

Таким образом, здоровый образ жизни — это создание условий для наиболее полного раскрытия человеческого потенциала; воспитание поведения, направленного на удовлетворение физиологических потребностей человека (безопасности, принадлежности к группе) и основанного на уважении и самоуважении, любви и т.д. При таком воспитании не будет места любой социальной патологии.

источник

Понятие и стадии алкоголизма. Основные причины и негативные последствия алкоголизма. Технология психологической реабилитации и помощи человеку, страдающему алкогольной зависимостью. Разработка предложений социальной реабилитации больных алкоголизмом.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию РФ

по дисциплине: «Технология социальной работы»

На тему: «Совершенствование технологии социальной работы с людьми, больными алкоголизмом»

Глава 1. Проблема алкоголизма в современном обществе

1.1Понятие и стадии алкоголизма

1.2Основные причины и негативные последствия алкоголизма

Глава 2. Технология психологической реабилитации и помощи человеку, страдающему алкогольной зависимостью

2.1Методы и принципы социальной реабилитации больных алкоголизмом

2.2 Содержание технологии социальной работы с людьми, больными алкоголизмом

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию технологии помощи человеку, страдающему алкоголизмом

Список использованных источников

Пьянство, алкоголизм, наркомания несовместимы с социальным образом жизни, проблема утверждения которого не носит абстрактно-отвлеченного характера. Она связана с повседневной жизнью людей и поэтому вызывает повышенный интерес вполне определенного практического свойства. Особенно такая его категория, как стиль жизни, отражающая или характеризующая поведение людей в целом. Пьющий человек живет и работает среди людей, и ущерб, наносимый злоупотреблением алкоголя, касается широкого круга медицинских, социальных, нравственных и других проблем как самого пьющего, так и его семьи, производственного коллектива, общества в целом. Пьянство и алкоголизм порождают множество социальных проблем, хотя взаимосвязь степени алкоголизации с частотой и тяжестью социальных проблем не всегда очевидна и прямолинейна.

Предметом — оказание помощи человеку, страдающему алкоголизмом

Объектом исследования служат больные алкоголизмом люди

Цель — рассмотреть технологию профилактики, реабилитации и социально-психологической помощи нуждающимся, а также разработать рекомендации по совершенствованию данной технологии

На основании поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

— рассмотреть алкоголизм как социальную проблему;

— охарактеризовать роль социального работника в оказании помощи алкоголикам;

— осветить помощь алкоголику.

— разработать рекомендации по совершенствованию технологии работы с больными алкоголизмом

Глава 1. Проблема алкоголизма в современном обществе

1.1Понятие и стадии алкоголизма

Алкоголизм представляет собой сплошную медико-социальную проблему. В понятие «алкоголизм» вкладывается не только медико-биологическое, но и социальное содержание.

Алкоголизм как социальное зло проявляется неумеренным употреблением спиртных напитков (пьянство), нарушением моральных и правовых норм поведения, социальными эксцессами, снижением производительности труда. С точки зрения медицинской — это заболевание, относящееся к широкой группе наркомании.

Классическое определение хронического алкоголизма как совокупности последствий хронической интоксикации было дано в середине 19 века в классическом труде М. Гусса «Хронический алкоголизм, или хроническая алкогольная болезнь». Автор рассматривал это заболевание как вызванное злоупотреблением спиртными напитками и выражающееся соответствующими изменениями в нервной системе. Эго определение долго господствовало на страницах учебников и руководств по психиатрии и на протяжении полувека не подвергалось каким-либо существенным изменениям. Игонин А.Л. Об алкоголизме в диалогах. Москва, 1989г

Многие исследователи при рассмотрении хронического алкоголизма обращают внимание на его социальный аспект.

Так, M.Leuler (1955) относил к хроническим алкоголикам тех людей, которые, употребляя спиртные напитки, причиняют себе вред в соматическом, психическом и социальном отношении. Н.В.Канторович (1954) считал хроническими алкоголиками тех, у кого в результате систематического или спорадического злоупотребления спиртными напитками развилось влечение к алкоголю, произошло нарушение трудоспособности, семейных отношений, физического или психического здоровья. W.Mayer-Gross, Е. Slater, M.Roth (1954) пишут, что хронический алкоголизм — привычка к поглощению алкогольных напитков в таких количествах и с такой частотой, которые приводят к потере эффективности в работе, конфликтам в семейной и общественной жизни или к расстройству физического и психического здоровья.

Учитывая изложенное, можно попытаться дать определение алкоголизма, которое бы в самом общем виде отражало современное состояние проблемы, было правильным с логической точки зрения и внесло свою лепту в стандартизацию терминов и понятий.

Итак, алкоголизм есть хроническое заболевание, характеризующееся патологической потребностью человека в алкоголе.

Различаются три стадии алкоголизма:Игонин А.Л. Об алкоголизме в диалогах. Москва, 1989г

Начальная стадия характеризуется появлением влечения к алкоголю. Это результат психической зависимости, возрастания устойчивости к принимаемым дозам: для достижения опьянения требуется большая доза алкоголя. Употребление алкоголя становится систематическим.

Средняя стадия характеризуется нарастающим влечением к алкоголю, изменением характера опьянения, последующим забыванием прошедшего, потерей контроля над количеством выпитого, появлением состояния похмелья. На этой стадии отмечаются нарушения психики, изменения во внутренних органах и нервной системе.

Последняя стадия характеризуется снижением устойчивости к принимаемым дозам алкоголя, развитием запойного пьянства. Возникают тяжелые нервно-психические нарушения, глубокие изменения во внутренних органах.

Когда появляется психическая зависимость от алкоголя, человек чаще всего не считает себя больным. Вслед за психической зависимостью наступает физическая: алкоголь включается в процессы обмена веществ, лишение его приводит к тягостному заболеванию — похмелью, которое характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжелым сном с кошмарами, неприятными ощущениями со стороны внутренних органов. На каждой из последующих стадий увеличиваются изменения в организме, психике и поведении больного. Ему становится не под силу творческая деятельность; резко ослабляется воля — человек не может руководить своими поступками, попадает под чужое влияние; эмоции огрубляются, наступает эмоциональное оскудение и деградация личности.

Читайте также:  Полное избавление от алкогольной зависимости

Многократное поглощаемое спиртное накапливается в крови и током крови разносится по всему организму, достигая каждой клетки. алкоголь нарушает проницаемость клеточных мембран, угнетает биологически активные соединения, прежде всего — ферменты, понижает усвоение тканями кислорода. тем самым резко ухудшаются условия внутренней среды организма. Влияние алкоголя на организм напоминает изменение биоценоза реки в результате стока химических отходов в реку: обитатели водной среды начинают задыхаться и гибнут, а растения на берегах чахнут. Сравнение это правомерно еще потому, что человеческое тело на 2/3 состоит из воды.

Особенно чувствительны к алкоголю нервные клетки и сосуды мозга. У выпившего краснеет лицо, белки глаз в результате расширения кровеносных сосудов кожи, глаз и мозга. При этом резко нарушаются их регулирующие возможности, кровоснабжение мозга начинает терять свой ритм. Систематический прием алкоголя снижает активность иммунной системы, поэтому алкоголики чаще и тяжелее болеют. У них в полтора раза чаще развиваются заболевания органов дыхания; 45-70% страдающих алкоголизмом имеют нарушения желудочно-кишечного тракта. Спиртное «обжигает» слизистую оболочку рта, пищевода, желудка, кишечника, затем возникает воспаление слизистой оболочки этих органов 9хронический гастрит, хронический колит). Печень первая принимает на себя удар алкоголя — в ней происходит его переработка. В связи с этим у алкоголиков развивается тяжелое поражение печени — алкогольный гепатит, цирроз печени.

Примерно у трети людей, употребляющих алкоголь, снижается половая функция, наступает «алкогольная импотенция». У женщин под влиянием алкоголя также снижается способность к деторождению

В молодости алкоголизм протекает в более тяжелой форме и труднее поддается лечению. Непременное условие лечения — абсолютный отказ от употребления алкоголя как во время лечения, так и после выздоровления.

1.2Основные причины и негативные последствия алкоголизма

Чтобы понять причины алкоголизма, необходимо рассмотреть его биологический социальный , психологический и духовный аспекты. Гонопольский М.Х. Алкоголь и разрушение личности. Москва, «Наука», 1987г

Биологический аспект алкоголизма. Обследование алкогольных семей, их близких родственников, а так же усыновленных детей алкоголиков позволяют выдвинуть гипотезу о том, что биологический фактор играет определенную роль в образовании алкогольной зависимости. Не подлежит сомнению, что наследуется биологическая предрасположенность (биохимическая основа), на почве которой может развиться болезненная зависимость. Проводимые исследования показали, что у 60% зависимых от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и др.психотропные препараты) лиц среди их ближайших родственников обнаружены случаи зависимости. В последнее время появились научные исследования по определению генов, ответственных за предрасположенность к алкоголизму.

Различные реакции на алкоголь существуют из-за биохимических особенностей организма, и это связано с дифференциацией таких веществ, участвующих в расщеплении алкоголя, как энзимы ALDH. У одних эти энзимы «слабые», в результате чего алкоголь в организме расщепляется не по обычной схеме. Ацетиловый альдегид (продукт распада алкоголя) метаболизи.

Социальный аспект алкоголизма. Широкое распространение проблем, связанных с алкоголем, неотделимо от обычаев и представлений общества об алкоголе, то есть, связано с культурой общества. Особую роль играет семейная обстановка, которая способна как увеличивать, так и уменьшать риск возникновения зависимости. Отсюда столь существенно значение, которое приписывают так называемому, социальному наследству, состоящему в повторении во взрослой жизни норм и обычаев родительского дома. Вместе с тем доказано, что алкоголики чаще всего вырастают в семьях, где один или оба родителя были алкоголиками, или же в семьях, где господствовало полное воздержание. Этот факт можно интерпретировать с тем, что ни в одной из упомянутых семей не были знакомы с моделью культурного употребления алкоголя. Важную роль играет так же доступность алкоголя, т.е. его цена, возможность покупки.

Некоторые социальные предпосылки развития алкоголизма:

ь Употребление химических веществ (алкоголь, табак) — традиционно и легально. Употребление — социальная норма, не нормально не употреблять.

ь Неполная семья, нездоровая атмосфера в семье (даже в полной).

ь Реклама — не только прямая реклама алкогольных напитков, но и косвенная, например реклама обезболивающих — таблетка от боли.

ь Отсутствие четких жизненных ориентиров, разорванные поколения.

ь Нет позитивного примера — здоровой модели поведения.

Социальные проявления алкоголизма:

· Общество отвергает алкоголиков и боится их.

· Неинтересно и ненужно общество.

· Отношения «ты мне — я тебе», манипуляции, обман.

· Потеря социальных навыков.

· Окружающий мир воспринимается враждебно.

· Разрушение отношений в семье.

Психологический аспект алкогольной зависимости. Механизмы, обуславливающие поведение человека, тесно связаны с его личностными качествами. Это касается всех людей, в том числе и людей, страдающих алкоголизмом. Однако не все знают, что поведение алкоголика обусловлено его эмоциональной незрелостью. Данные многочисленных исследований говорят, что агрессивное и порой антисоциальное поведение в детстве, может вылиться в алкоголизм во взрослом возрасте. Некоторые ученые склонны рассматривать такое поведение как фактор повышенного риска проявления алкоголизма. Лебедев Б.А., Дунаевский В.В. Алкоголь и семья. Ленинград, «Медицина», 1986г

У эмоционально незрелых людей гораздо больше проблем, связанных с преодолением различных житейских трудностей. Для этого им часто необходимы «подпорки». Для одних такими подпорками могут быть лекарства, для других алкоголь, наркотики или азартные игры. В начальном периоде алкоголь помогает, но вместе с тем одурманивает и даже тормозит созревание, то есть процесс нормального формирования личности. Поэтому нередко среди алкоголиков можно встретить людей 40-50 лет, чьи эмоции мало чем отличаются от того, что можно наблюдать у детей.

По мнению многих ученых алкоголь рассматривается предрасположенными к зависимости людьми в качестве средства, помогающим им функционировать и уменьшать их «боль существования». У этих лиц со временем вырабатывается механизм, так называемого, замкнутого круга. По мере развития процесса зависимости алкоголь, являясь источником позитивного эмоционального состояния, начинает постепенно замещать, выталкивать все прежние источники этого состояния.

Некоторые психологические предпосылки к развитию алкоголизма: Гонопольский М.Х. Алкоголь и разрушение личности. Москва, «Наука», 1987г

ь Низкая или, наоборот, завышенная самооценка.

ь Психологические комплексы.

ь Неумение справляться со своими чувствами.

ь Высокий уровень внутреннего напряжения, длительный стресс.

ь Склонность к рискованным ситуациям.

Проявления алкоголизма на психологическом уровне:

· Тоннельное видение — все мысли прямо или косвенно сконцентрированы на употреблении.

· Избирательная память — помнится хорошее, плохое забывается.

· Скачущее эмоциональное состояние — от бесчувствия к крайне интенсивным чувствам.

· Навязчивое желание употребить.

· Душевные страдания при отсутствии алкоголя.

· Отрицание проблем, связанных с употреблением, самой болезни.

· Нарушена причинно следственная связь.

· Неспособность адекватно воспринимать реальность.

· Ложь — даже там, где проще сказать правду.

Духовный аспект алкогольной зависимости. Духовность можно понимать как отношение к самому себе человека, окружающему его миру и людям, которое связано с качеством участия в жизни. Она является отражением эмоциональной активности и характера взаимосвязей с кем/чем-либо, кто/что является наиболее важным для нас; она касается ценностей и целей, смысла жизни, определяет стремление жить.

По мнению проф. Тишнера основой духовности является свобода; сама духовность проявляется во взглядах, в миропонимании, действиях человека.

Алкоголизм — это болезнь души, поскольку по мере развития болезни алкоголь становится самым важным фактором в жизни, ее центром, на котором сосредоточено все внимание; при помощи алкоголя предпринимаются попытки справиться с тревогой, страхом, удовлетворить потребность в близости и доверии, чувство значимости, цели, смысла, ценности жизни. Некоторым людям алкоголь на время помогает заполнить вакуум в душе, в то же время они не замечают, что алкоголь вытесняет из их сознания значимые вещи, не дает проявиться природным талантам и дарованиям, увеличивая тем самым духовную пустоту.

Предпосылки к алкоголизму на духовном уровне: Игонин А.Л. Об алкоголизме в диалогах. Москва, 1989г

ь Декларируется одно — в реальности другое. «Двойной стандарт», как следствие нравственная дезориентация. Позиция взрослых по отношению к ребенку «вот вырастешь, поступишь на работу. и так далее» — вот тогда начнется жизнь. Нет жизни в настоящем.

ь Ощущение бессмысленности жизни.

ь Отсутствие контакта с Высшей Силой, т.е. с Богом.

ь Искажение образа Высшей Силы.

ь Нет своего места в мире, потерянность.

Духовные последствия алкоголизма:

· Мысли или попытки суицида.

· Потеря нравственных ценностей, деградация личности.

Лечение алкоголизма трудоемкий и длительный процесс, подразумевающий изменения по всем вышеперечисленным сферам жизни и выполнение рекомендаций, как и при любом другом хроническом заболевании.

Глава 2. Технология психологической реабилитации и помощи человеку, страдающему алкогольной зависимостью.

2.1 Методы и принципы социальной реабилитации больных алкоголизмом

Работники социальной службы решают такие вопросы, как получение паспорта, восстановление на работе, бытоустройство и т.п. Амбулаторная наркологическая служба решает вопросы, касающиеся также профилактического приема, работы психотерапевтических групп. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление зависимости. М., 1997.

Такое распределение сил и средств помогает осуществлять целенаправленное реабилитационное воздействие на больных алкоголизмом, облегчает управление реабилитационным процессом.

Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного алкоголизмом, нарушаются семейные, трудовые и другие общественные отношения, что приводит к укреплению контактов больных между собой, основой которых служит совместное пьянство. В связи с этим, раньше за рубежом, а сейчас и у нас предпринимаются попытки создания особых учреждений, именуемых переходными домами, общежитиями. Такие учреждения создаются для того, чтобы облегчить переход от круглосуточного наблюдения за алкоголиками в специальных больницах к их самостоятельной жизни в обществе.

Распространенной формой социальной адаптации больных алкоголизмом являются организации колоний, у которых есть собственные школы, лечебницы, различные производственные мастерские и т.д. Колонии, как правило, расположены в пригородах, имеют подсобные хозяйства, животноводческие фермы, парники и т.д. Сейчас в этих целях используются многие заброшенные деревни.

Наиболее полно и последовательно преимущества психотерапии и поведенческой терапии раскрываются в деятельности клубов трезвости, обществ анонимных алкоголиков, социотерапевтический климат которых повышает результат лечения и реабилитации на 50-60%. Среди больных, ежедневно посещавших после стационарного лечения общество анонимных алкоголиков, воздерживались от употребления спиртных напитков в течение шести месяцев 73%, среди не посещавших- 33%.

С точки зрения обществ анонимных алкоголиков, медики должны заниматься физиологической дезинтоксикацией, а сообщество и сам человек осуществляют психологическую дезинтоксикацию и социалъно-психическую реконструкцию личности. Программа реконструкции включает в себя несколько шагов. Первый шаг состоит в признании бессилия перед недугом. Второй выражает потребность в поиске духовной психологической опоры. Третий шаг означает решимость довериться чувству уверенности в возможности помощи. Суть четвертого-восьмого шагов — самоанализ, исповедальность, беспощадная самокритичность, отказ от эгоистичных поступков, духовное очищение. Шаги девятый и десятый воспитывают умение переносить стрессовые ситуации, ранее приводившие к срывам, что укрепляет самоконтроль. Одиннадцатый шаг ориентирует на постоянную рефлексию и сознательный контроль за своими поступками, заставляет соотносить их с принятыми моральными принципами. Двенадцатый шаг требует практической реализации всех принципов и традиций общества анонимных алкоголиков и главного среди них: помогая другим, ты помогаешь себе больше, чем им

Различные формы и направления социальной paбoты подразумевают привлечение больных алкоголизмом к добровольному лечению, патрононажную работу среди больных алкоголизмом, помощь в трудоустройстве, организацию культурно-массовых мероприятий, совместное проведение различных торжеств, поддержание деловых взаимосвязей с административными отделами внутренних дел и местными комиссиями по борьбе с пьянством и алкоголизмом, противоалкогольную пропаганду и агитацию за трезвый образ жизни среди местного населения. Члены клуба наряду с внутриклубной работой по организации психо- и социотерапевтической взаимопомощи осуществляют большую общественно-полезную работу. Это способствует качественно новому их самоутверждению и заполняет вакуум, который образуется у них после отказа от употребления спиртных напитков.

Теперь рассмотрим основные принципы деятельности службы социальной реабилитации и адаптации.

Они делятся как на общепедагогические, так и на специальные, направленные на деятельность с людьми, нуждающимися в социальной реабилитации.

К общепедагогическим относятся принципы природосообразности, культуросообразности и принцип гуманности. Игонин А.Л. Об алкоголизме в диалогах. Москва, 1989г

Суть принципа природосообразности заключается в том, чтобы ведущим звеном воспитательных отношений и педагогических процессов в службе сделать человека с его конкретными особенностями, проблемами и уровнем развития. Здесь главное — сама природа данного, конкретного человека, его физическое и психическое здоровье, его физиологическое и социальное развитие.

Суть принципа культуросообразности заключается в максимальном использовании и воспитании культуры той среды, в которой находится данная служба реабилитации.

В целях реабилитации и адаптации социальные работники используют материальную и духовную культуру, развивают творческие способности и установки на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Принцип гуманности для социальных работников является ведущим, определяющим. Его суть исходит из идей гуманистической психологии. Ученые этого направления утверждают, главное в личности — ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей.

Следующим мы рассмотрим специальные принципы.

Первый принцип последовательности мероприятий по социальной реабилитации состоит из шести этапов:

I) Диагностический этап: Он заключается а анализе проблем конкретного человека, в выявлении и формулировке противоречий, нуждающихся в немедленной ликвидации с помощью каких-либо методик, технологий, структур.

Читайте также:  Как самостоятельно побороть алкогольную зависимость самостоятельно

2) Прогностический этап. Он включает в себя постановку конкретной программы действий. Это формулирование гипотезы, продумывание системы мер, структур, методик; а также прогнозирование ожидаемых положительных, а возможно и негативных последствий.

3) Организационный этап. Состоит из составления и организации всех мероприятий, направленных на достижение поставленных службой целей.

4) Практический этап. Этап реализации новых технологий, отслеживание процесса, корректировка реализуемой технологии, контрольные срезы.

5) Обобщающий этап. Обработка данных, полученных результатов, их анализ, корректировка гипотезы, описание хода и результатов деятельности.

6) Внедренческий этап. Распространение новых методик, направленная организация опыта по реализации разработанного другими работниками службы.

Второй принцип приоритета индивидуально-личностного подхода в решении проблем реабилитации и адаптации.

Он подразумевает осуществление процесса реабилитации с учетом индивидуально-личностных особенностей человека (его характера, темперамента, мотивов, интересов, способностей и т.д.). Гибкое использование различных форм и методов воспитательного воздействия помогают человеку осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать сильные и корректировать слабые стороны.

Третий принцип приоритета участия. Он рассматривается в двух планах.

В широком плане — это помощь в любой затруднительной ситуации, когда человек стоит перед необходимостью выбора, принятия решения, в узком — процесс оказания помощи личности в самопознании и познании окружающего мира.

Реализация этого принципа имеет два механизма.

Первый механизм формирования называется «снизу вверх». Он заключается в том, что в специально организованных работниками службы реабилитации и адаптации условиях жизнедеятельности избирательно актуализируются положительные побуждения, которые затем постепенно переходят в устойчивые положительные мотивационные образования.

Второй механизм («сверху вниз») заключается в усвоении побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу работника службы должны у него сформироваться, и которые сам человек должен превратить из внешне принимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

Четвертый принцип защитно-охранительных мер на создание условий для развития личности с внутренней саморегуляцией и самоконтролем.

Из психологических исследований известно,. что мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие развертывается в деятельность. При некоторых условиях результат действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие. Данное направление для практических работников службы является основополагающим.

Важным моментом в этом принципе выступает фактор саморегуляции, а в нем — самооценка.

Пятый принцип ориентации на помощь семье как традиционному эффективному институту социализации личности.

Исходя из данного принципа работники службы социальной реабилитации и адаптации стараются развивать у родных и близких черты воспитателей, помощников. В связи с этой целью можно выделить две основные задачи: это накопление необходимых, в том числе педагогических, знаний родными реабилитируемого и их самовоспитание, саморазвитие.

Шестой принцип своевременности подразумевает оказание реальной помощи клиенту в тот момент, когда в дальнейшем можно осуществлять целенаправленную педагогическую помощь. Для своевременной профилактики и коррекции отклоняющегося поведения клиента необходима правильная диагностика как особенностей такого, так и причин его отклонения.

Методы и методики диагностики сегодня достаточно распространены: анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование и т.д.

Своевременно и правильно поставленный диагноз — важнейшее условие успеха реабилитационной paбoты.

Реализация вышеперечисленных принципов позволяет вести реабилитационную работу в таких службах наиболее эффективно.

2.2 Сущность технологии социальной работы с людьми, больными алкоголизмом

В зависимости от проблемы, типа семьи алкоголика, внешних обстоятельств разрабатывается своя социально — психологическая помощь. Это своеобразный процесс этапов, стадий деятельности, связанных с определенным содержанием: Гонопольский М.Х. Алкоголь и разрушение личности. Москва, «Наука», 1987г

Ш необходимо выявить, какая главная проблема. Достичь желаемого — изменить ситуацию ;

Ш необходимо выявить состояние алкоголика относительно цели психологической помощи. Оценить состояние его семьи, поиск путей улучшения этого состояния или путей устранения нежелательных тенденций ;

Ш необходимо выяснить основные противоречия в текущем состоянии алкоголика относительно цели ;

Ш необходимо перейти к практике и организационной процедуре действия.

Статегия и тактика работы во многом обусловлены пониманием причин алкоголизма. Усматривая причины, мы часто не затрагиваем существенный фактор — внутренние конфликты, страх перед самим собой.

Таким образом, социально — психологическая помощь состоит из своих этапов, в которой используется и свой инструментарий, в основе которого лежат формы и методы.

В самом начале знакомства с семьей человека, предположительно страдающего от алкоголизма, ситуация может быть еще не до конца ясна ни социальному работнику, ни членам семьи. В этом случае можно предложить жене (чаще всего именно она первой обращается к социальному работнику) специальный опросник. Он полезен и в том случае, когда алкоголизм у одного из членов семьи уже не вызывает сомнений, поскольку помогает жене уяснить проблемы, связанные с пьянством мужа.

Беспокоит ли Вас то, что Ваш муж пьет слишком много?

Испытываете Ля Вы финансовые затруднения из-за того, что муж пьет?

Приходится ли Вам лгать, чтобы скрыть пьянство мужа? ‘

Есть ли у Вас ощущение, что для Вашего мужа выпивка имеет большее значение, чем Вы сами?

Думаете ли Вы, что поведение пьющего супруга связано с его дружбой с определенной компанией?

Высказываете ли Вы угрозы, например, такого содержания: «Если ты не бросишь пить, я от тебя уйду»?

Пытаетесь ли Вы, целуя вернувшегося домой мужа, тайно уловить запах спиртного?

Испытываете ли Вы неловкость, замешательство из-за поведения пьяного супруга?

Не считаете ли Вы, что пьянство мужа каждый раз портит Вам отпуск?

Не приходится ли Вам из-за поведения пьяного мужа думать о вызове милиции?

Искали ли Вы спрятанные мужем спиртные напитки?

Есть ли у Вас такое чувство, что муж не бросает пить из-за недостатка любви к Вам?

Приходилось ли Вам отказываться от приглашений в гости из страха, что муж там напьется?

Испытываете ли Вы чувство вины из-за необходимости контролировать мужа?

Считаете ли Вы, что все Ваши трудности разрешатся, когда муж бросит пить?

Проявляли ли Вы когда-нибудь несправедливость к детям, родителям, сослуживцам только потому, что были раздражены и озлоблены на пьянствующего мужа?

Есть ли у Вас ощущение, что никто в мире не понимает Ваших трудностей?

Главный практический смысл указанного опросника заключается в том, что он позволяет определить, нуждается ли семья в помощи социального работника, врача-нарколога, психотерапевта. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 91—97.

Социальный работник в первую очередь должен помочь жене больного (а лучше — всей семье) сделать самое главное — признать существование проблемы. В семье очень неохотно соглашаются с тем, что их близкий человек (муж, сын) — алкоголик и что его болезненное пристрастие к спиртному ведет к очень серьезным последствиям. Вся семья страдает из-за алкоголика и в то же время упорно закрывает глаза на |проблему, старается замолчать ее, тщательно скрыть от себя и других. Зачастую родственники, даже приводя больного алкоголизмом для лечения, всячески преуменьшают размеры беды («Ну, мой-то пьет не так, как другие»). Гонопольский М.Х. Алкоголь и разрушение личности. Москва, «Наука», 1987г

Итак, проблема осознана, что же дальше?

Специалист должен поставить перед собой цель : — что надо?

1. Помочь больному бросить пить. Разрешить кризисную ситуацию в семье.

2 . Как надо помочь ставить перед собой определенные задачи :

ь дать основные сведения о вредном действии алкоголя на организм человека, об опасности злоупотребления спиртными напитками ;

ь внушить мысль о недопустимости употребления спиртных напитков детьми, об особой опасности злоупотребления алкоголем в молодом возрасте ;

ь объяснить сущность пьянства, опасность перехода его в алкоголизм, показать социально — экономические последствия пьянства и алкоголизма ;

ь настроить всех на решительную борьбу с пьянством и его проявлениями, ознакомить с мерами этой борьбы.

В своей работе можно использовать различные средства. Надо исходить из того, что каждому человеку в зависимости от его характера, пола, возраста свойственно сравнительно лучшее восприятие какого — либо одного из методов.

Ш эпизодические лекции, беседы, групповые беседы, которые дают возможность “ проговорить ” беседу, осознать ее для себя. Помогают преодолеть барьер предвзятости и исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы ;

Ш тематические вечера, вечера вопросов и ответов ;

Ш научно — популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты ;

Ш семейная психопрофилактика ;

Ш группы взаимопомощи, объединяют людей имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают.

Такие группы включают не больше 5 — 7 человек. Каждый участник не только принимает помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этого собственные ресурсы и силы.

Необходимо всегда помнить, что не существует простого, быстрого и легкого способа преодолеть проблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение. Социально-психологическая работа с семьей — это всегда психосоциальная работа: социальные трудности и проблемы влекут за собой психологические и психопатические последствия; для коррекции психологических нарушений необходимо оказание помощи не только психоконсультационной и психотерапевтической, но и социальной, то есть устранение той социальной проблемы, которая вызвала психологические отклонения.

Результат проделанной работы должен быть такой:

Избавить людей от комплексов и привычек, мешающих находить решение актуальных проблем, помочь им приобрести новый опыт, который позволил бы думать, чувствовать и действовать по — новому, адекватно ситуации, восстановить нормальное функционирование семьи. Если специалист получил такой результат, его работа прошла не впустую.

Одним из недостатков данной технологии социальной работы с людьми, больными алкоголизмом, является отсутствие мер, связанных с профилактикой алкоголизма. Так же в процессе реабилитации довольно слабо задействована семья, а вся основная работа лежит на социальном работнике. И, наконец, данная технология рассказывает о методах лечения, но не говорит, как именно заставить больного пройти курс лечения, т.к. многие алкоголики отказываются от помощи и даже не признают наличие у себя болезни.

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию технологии помощи человеку, страдающему алкоголизмом

Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечения, а с позиций профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.

Профилактика должна быть направлена на стимулирование здорового образа жизни у клиента. Применяются системы мер воспитательного воздействия в коллективе и в семье. Если же человек уже страдает алкоголизмом, профилактика направлена на предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений, реализуется в поддерживающей терапии, в мероприятиях по социальной реабилитации.

Профилактика должна заключается в прямом воздействии на питейные обычаи среды и алкогольное поведение отдельных лиц, на политику в отношении цен и организации торговли спиртными напитками, на административно-правовое регулирование мер предупреждения алкоголизации. Так же необходимо изменить само отношение общества к алкоголю. Реализовываться это может путем привития молодому поколению нравственных качеств, которые противодействуют возникновению социальных отклонений в их сознании, деятельности и поведении.

Другой вопрос в технологии заключается в том, как заставить больного лечиться, т.к. он может отказываются от предложенной помощи. Многие пациенты начинают курс лечения лишь после ультиматума жены «Иди, лечись, или я с тобой разведусь». Однако к этой мере следует прибегать лишь в том случает, если на уговоры больной не реагирует, а жена готова привести свою угрозу в исполнение. Иначе муж обязательно поймет, что ее слова — только уловка, и не станет к ним прислушиваться.

Можно попробовать такой метод: собрать вместе социального работника, больного алкоголизмом и эмоционально значимых для него и авторитетных людей — жена, дети, родственники, сослуживец, друг, начальник, и поговорить с нуждающимся в лечении спокойно, серьезно, без обвинений. Каждому нужно высказать свою озабоченность судьбой больного, тем, как он любит себя, сказать, что он (больной) слишком дорог всем присутствующим и что они не могут спокойно наблюдать, как он теряет здоровье, семью, квалификацию, доброе имя. Социальному работнику целесообразно высказать свое заключение последним.

Главное в такой беседе — удержаться от обвинений, а предъявить больному претензии можно и даже нужно. (Сын: .«Из-за твоего пьянства, папа, я не могу пригласить в дом друзей. Мне будет очень стыдно, если они увидят тебя пьяным». Сослуживец: «Мы теперь боимся доверять тебе ответственную работу, хотя всегда ценили тебя, твое мастерство». Жена: «Я всегда верила, что ты можешь справиться с любыми трудностями, но, видимо, ошибалась. Ни ты, ни я не можем побороть алкоголь. Остается просить помощи у врачей».) Родственникам следует руководствоваться двумя принципами: исключительно серьезным подходом к проблеме алкоголизма у близкого человека и доброжелательным отношением к нему самому.

Нужно научить членов семьи больного правильно реагировать на его поведение, предпринимать соответствующие действия, реагировать должным образом. Это окажет огромное психологическое воздействие на больного, позволит ему скорее осознать свою болезнь. Жена не должна «нянчиться» с мужем. Если он намусорил, или его стошнило, то убирать все должен сам. Если больной не помнит, что с ним было в стадии опьянения, нужно объяснить, что произошло. Провалы памяти обычно пугают пьяницу. Но иногда он, пытаясь избежать неприятных объяснений, лишь делает вид, что ничего не помнит. В таком случае нужно не дать ему забыть то, что он предпочитает не вспоминать. Не нужно выручать мужа из вытрезвителя, милиции, звонить на работу, и говорить, что он болен. Пусть он сам объясняется, извиняется, оплачивает долги. В больном нужно признать взрослого человека, способного самостоятельно отвечать за свои действия. Не нужно поучать и «пилить» его, это все равно не поможет.

Читайте также:  Мэл гибсон алкогольная зависимость

Успех лечения больного зависит в наибольшей степени от желания алкоголика избавиться от своей болезни. Поэтому социальному работнику необходимо помнить о соблюдении принципа добровольности. Если больной отвергает его советы в отношении лечения, ему не следует считать причиной такого отказа недостаток собственного профессионализма.

Больной алкоголизмом длительное время, несмотря на неопровержимые доказательства, опровергает наличие у себя болезни, отрицает или преуменьшает проблемы, возникшие в результате употребления им алкоголя. Но однажды эти проблемы встают перед ним с такой остротой, что он бывает, вынужден признать их реальность и, преодолевая сомнения и колебания, может попросить медицинской помощи. В таких случаях и нужен совет социального работника.

Борьба с алкоголизмом в нашей стране возведена в ранг государственной политики. Преодоление этого зла становится делом огромной важности, делом всего народа. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма, подрывающего основы физического и духовного развития подрастающего поколения. По данным статистики, свыше миллиона детей в нашей стране воспитываются в детских домах. В основном это дети родителей — алкоголиков, лишенных родительских прав из-за пренебрежения своими родительскими обязанностями и асоциального поведения.

Основной категорией профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Существуют два ведущих направления по искоренению пьянства и алкоголизма — корригирующее компенсирующее. Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечение, а с позиции профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.

Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного. Нарушаются его семейные, трудовые и другие общественные отношения. Поэтому хотелось бы обратить отдельное внимание на важность комплекса психотерапевтических мероприятий. Психотерапия является основой любой программы реабилитации, и особую роль она играет в реабилитации больных алкоголизмом.

Итак, основными причинами, возникновения алкоголизма являются социальные причины и, следовательно, наиболее эффективными методами борьбы с этим заболеванием являются социальные методы, такие как профилактика, реабилитация и социально-психологические методы.

Список использованных источников

1. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 91—97.

2. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление зависимости. М., 1997.

3. Братусь В.С. психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984.

4. Копыт Н.Я. Профилактика алкоголизма. М., 1986.

5. Никитин Ю.И. Профилактика и лечение алкоголизма. Киев. 1990.

6. Лебедев Б.А., Дунаевский В.В. Алкоголь и семья. Ленинград, «Медицина», 1986г

7. Гонопольский М.Х. Алкоголь и разрушение личности. Москва, «Наука», 1987г

8. Игонин А.Л. Об алкоголизме в диалогах. Москва, 1989г

9. Социальная работа. М., 2003. №1

10. М. В. Фирсов Технология социальной работы, М, 2007

Проблема алкоголизма в обществе. Медико-психические особенности алкоголизма. Предрасположенность к алкоголизму и его причины. Технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем. Реабилитационная работа с семьями, формы их выявления.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 11.03.2011

Алкоголизм как медицинская и социальная проблема. Проблемы развития отечественной наркологии по лечению алкоголизма. Аспекты медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом. Результаты работы с детьми, склонными к частому употреблению алкоголя.

дипломная работа [102,8 K], добавлен 04.08.2012

Социальная работа в онкологии. Состояние проблемы онкологических заболеваний в г. Екатеринбурге, опыт социальной работы в учреждениях здравоохранения по реабилитации больных. Направления совершенствования медико-социальной помощи онкологическим больным.

курсовая работа [39,2 K], добавлен 09.10.2014

Причины алкоголизма и его особенности в России. Негативные последствия хронического потребления алкоголя. Предпосылки, стимулирующие рост потребления спиртных напитков. Социальные методы борьбы с алкоголизмом, его диагноз и профилактическая работа.

контрольная работа [29,3 K], добавлен 25.04.2013

Понятие наркомании, проблема, предмет социальной работы с наркоманами, классификация наркотиков и типы зависимости. Детерминанты наркотизации подростков и молодежи. Практические аспекты технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками.

курсовая работа [42,1 K], добавлен 03.05.2015

Основы организации работы бюро медико-социальной экспертизы. Формирование, контроль и коррекция индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Определение нуждаемости инвалида в технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 31.01.2011

Технология социальной работы с наркозависимыми и их семьями на базе Центра социальной реабилитации Екатеринбургской епархии. Программа психосоциальной реабилитации. Понятие психосоциальной коррекции, «созависимости». Научная новизна исследования.

курсовая работа [148,5 K], добавлен 06.10.2011

Алкоголизм как проявление девиантного поведения. Причины употребления спиртных напитков подростками. Первичная профилактика алкогольной зависимости как направление социальной работы. Комплексная программа по профилактике алкоголизма среди подростков.

курсовая работа [241,6 K], добавлен 12.02.2013

Дети с ограниченными возможностями здоровья как категория клиентов социальной работы. Сущность мульт-терапии как технологии социальной реабилитации. Разработка проекта реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством мульт-терапии.

дипломная работа [259,5 K], добавлен 21.09.2017

Социально-экономические факторы алкоголизма в России, структура потребления алкоголя. Основные последствия алкоголизации населения России. Экономические и социальные потери страны от употребления алкоголя. Принципы и стратегии алкогольной политики.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 27.06.2014

источник

Больше всего от пьянства родителей страдают дети, особенно тяжело тем из них, у которых пьют матери. Как правило, они лишены материнской заботы и ласки, постоянно видят опустошенную, опустившуюся женщину.

Термин семейный алкоголизм подразумевает наличие алкоголизма у ряда членов семьи в различной степени родства. Алкоголизм не передается по наследству. Но учеными установлено, что передается предрасположенность к спиртному.

«Медициной давно доказано, – пишет доктор медицинских наук В. Маскаленко, – что алкоголизм – болезнь семейная. Но семейная и наследственная – это не одно и тоже. Дети алкоголиков в пять раз чаще становятся алкоголиками, чем дети трезвенников».[4] Наследственное предрасположение к алкоголизму не может реализоваться вне социального окружения. Иными словами, пусть у человека будет хоть с обеих сторон отягощенная наследственность, он может выбрать трезвость.

Крупные отечественные психиатры и невропатологи уже в начале XX века отличали большую частоту семейного алкоголизма. Так, выдающийся невропатолог Л.С. Минор при обследовании 9760 больных алкоголизмом обнаружил в 88 % его семейный характер.[5] При этом было отмечено преобладание алкоголизма среди родственников больных преимущественно по отцовской линии. В других исследованиях также подтверждается семейный характер алкоголизма с преобладанием его у сыновей.

Некоторые исследователи считают алкоголизм семейным заболеванием. Не вызывают сомнения факты подтверждающие более высокую заболеваемость алкоголизмом в семьях, где есть алкоголики. Однако в каждом отдельном случае «семейного» алкоголизма необходимо определить, чем обусловлена болезнь наследственностью или воспитанием.

Известный русский психиатр Ф.Е. Рыбаков, изучивший проблему алкоголизма, указывал, что от пьющих родителей дети получают зачатки расположения к пьянству, но определяют в конечном итоге алкоголизм не они, а условия воспитания.

2. Общетеоретический анализ технологии социальной работы с семьями алкоголиками. Особенности работы с семьями алкоголиками в Мурманске

2.1 Технология социальной работы в семье алкоголиков

В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на начало 2009 года, 3059 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие.[6]

Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.

Департамент по делам детей, женщин и семьи Минтруда России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с семьей и детьми, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида, семьи алкоголиков и другие). Вместе с тем семейные проблемы (дисфункция семейных связей, патология отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна.

К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи семье и детям, которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.

Работа с пьющей семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование и наблюдение, которое должно начинаться с изучения семьи, составления их социальной карты. Необходимо правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. Своеобразное вмешательство способно предотвратить серьезные осложнения в будущем.

Семьи больных алкоголизмом – страдают во многих отношениях. Главные их проблемы – психологические. С ними могут быть тесно связаны и проблемы здоровья. Алкоголизм чреват большими потерями в семейном бюджете.

Работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, ибо в ходе ее затрачиваются сведения и моменты, разглашение которых может нести серьезный ущерб индивидам, а неловкое обращение с ними непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с членами семьи.

Специалист по социальной работе должен поставить перед собой цель – «помочь больному бросить пить», которую необходимо достичь и которая включает в себя следующие этапы:

1) дать основные сведения о вредном действии алкоголя на организм человека, об опасности злоупотребления спиртными напитками;

2) внушить мысль о недопустимости употребления спиртных напитков детьми, об особой опасности злоупотребления алкоголем в молодом возрасте;

3) объяснить сущность пьянства, опасность перехода его в алкоголизм, показать социально – экономические последствия пьянства и алкоголизма;

4) настроить всех на решительную борьбу с пьянством и его проявлениями, ознакомить с мерами этой борьбы.[7]

В своей работе можно использовать различные средства. Надо исходить из того, что каждому человеку в зависимости от его характера, пола, возраста свойственно сравнительно лучшее восприятие какого-либо одного из методов.

2) эпизодические лекции, беседы, групповые беседы, которые помогают преодолеть барьер предвзятости и исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы;

3) тематические вечера, вечера вопросов и ответов;

4) научно-популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты;

5) семейную психопрофилактику;

6) группы взаимопомощи, объединяют людей имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают. Такие группы включают не больше 5-7 человек. Каждый участник не только принимает помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этого собственные ресурсы и силы.

Необходимо всегда помнить, что не существует простого, быстрого и легкого способа преодолеть проблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение. Социально-психологическая работа с семьей – это всегда психосоциальная работа: социальные трудности и проблемы влекут за собой психологические и психопатические последствия; для коррекции психологических нарушений необходимо оказание помощи не только психоконсультационной и психотерапевтической, но и социальной, т.е. устранение той социальной проблемы, которая вызвала психологические отклонения.

источник