Меню Рубрики

Технологии работы с семьей с алкогольной зависимостью

1. Проблема алкоголизма и семья алкоголиков как объект социальной работы

1.1 Общемировая проблема алкоголизма

1.2 Семья алкоголиков как объект социальной работы

2. Общетеоретический анализ технологии социальной работы с семьями алкоголиками. Особенности работы с семьями алкоголиками в Мурманске

2.1 Технология социальной работы в семье алкоголиков

2.2 Особенности работы с семьями алкоголиками в г. Мурманск

Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртными страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности — все это приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы.

Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадаптации таких детей. Эмоционально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом. В свою очередь, социальная дезадаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения.

Актуальность темы работы связана с тем, что злоупотребление спиртными напитками — это не только проблемы морального плана, но и проблемы и трудности в работе, ссоры в семье, бытовые драки и преступления на почве психических расстройств от принятия алкоголя.

Цель написания работы — рассмотреть технологию работы социальных педагогов и специалистов по работе с неблагополучными семьями.

Объект работы — алкоголизм и семьи алкоголиков, предмет — технология социальной работы в семье алкоголиков.

Задачи, которые предстоит решить в работе можно подразделить на:

1) Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблематике.

2) Рассмотрение вопроса алкоголизма.

3) Рассмотрение технологии работы специалистов по социальной работе в семьях алкоголиков.

4) Рассмотрение работы организаций г. Мурманск, специализирующихся на помощи алкоголикам и их семьям.

Теоретической и методологической основой работы стали издания по социологии, педагогике, психологии, материалы журналов, периодических изданий, интернет сайтов.

1. Проблема алкоголизма и семья алкоголиков как объект социальной работы

1.1 Общемировая проблема алкоголизма

В популярной литературе термины алкоголизм и пьянство иногда употребляются как синонимы и обозначают неумеренное и систематическое употребление спиртных напитков. В этих случаях алкоголизм рассматривается в мировом социальном аспекте, однако существует и узкомедицинское определение алкоголизма как заболевания токсикоорганического характера.

Необходимо разграничивать эти два понятия, за которыми лежат различные этапы развития единого процесса.

Ученые говорят, что провести четкую грань между болезнью и пороком трудно. Во всяком случае, на ранней стадии развития порока. В первой фазе пьянства — в период втягивания, на человека еще можно воздействовать общественно — воспитательными мерами.

На начальной стадии нарушается работа внутренних органов, а также появляются различные отклонения. Со стороны нервной системы: снижается умственная работоспособность, ухудшается память и внимание, расстраивается сон, возникают головные боли и раздражительность. Выпивки из эпизодических становятся систематическими, увеличиваются дозы выпиваемых спиртных напитков, снижается контроль за количеством выпиваемого. С ростом доз спиртного повышается переносимость организмом алкоголя. Эта стадия примерно длится 1-3 года.

К сожалению, многие в этой стадии болезни не признают себя алкоголиками, пытаются убедить близких и друзей, что они пьют, как все, не больше и могут бросить в любую минуту. Таким людям уже нужна медицинская помощь, и их можно направлять на лечение. Именно с этой стадии начинается формирование хронического алкоголизма, как болезни.

Затем наступает вторая фаза — алкоголизм, правда пока еще не проявляющийся необратимой клинической и социальной патологией, не оторвавшей пьющего от семьи.

Эта стадия характеризуется более выраженными нарушениями интеллектуальной и эмоционально — личностной сферы.

Часто наблюдается немотивированное повышение настроения, сочетающееся с раздражительностью. На этой стадии появляется похмельный синдром, проявляющийся в болезненном тягостном состоянии организма в связи с недостатком привычного для него алкогольного вещества, которое уже патологически включено в общий обменный процесс. Дозы принимаемого спиртного увеличиваются до максимальных. Полностью исчезает контроль за количеством выпитого. Влечение к алкоголю принимает неодолимый характер. Нарушения со стороны внутренних органов становятся стойкими. На этой стадии нередко возникают алкогольные психозы. Продолжается эта стадия в среднем 3-5 лет. Но и на этом этапе болезни алкоголики не признают себя больными, что говорит о наличие у них нарушений психики.

Незаметно происходит переход болезни в третью стадию — хронический алкоголизм. В этих случаях исцеление происходит нечасто.

На этой стадии алкоголизма усиливаются и становятся стойкими все ранее возникшие психические нарушения. Кроме того, начинает проявляться интеллектуальная деградация, утрачиваются высшие эмоции и этические нормы. Более частыми становятся алкогольные психозы. У больных возникают тяжелые изменения во внутренних органах, воспалительные процессы периферических нервов, наблюдается общее ослабление и истощение организма.

При хроническом алкоголизме страдает весь организм в целом и в первую очередь кора головного мозга, особенно ее лобные отделы.

Поражение лобной коры при алкоголизме приводит к постепенной психопатизации личности, с расторможением влечений и с выраженными нарушениями поведения, к отсутствию переживаний за себя и за близких, к некритичности поступков.

Формируется алкогольный психоз, чаще возникают галлюцинации, утрачивается память, наступает слабоумие. Выпивки, продолжающиеся дни и недели в виде запоев, заканчиваются часто припадками. Заболевание внутренних органов обостряются. Эта стадия продолжается от 6 до 12 лет.

Психологические причины алкоголизма усматривают в попытках индивида решать личные проблемы с помощью одного из самых доступных средств — алкоголя. Поскольку спиртные напитки действительно помогают временно уменьшать эмоциональное напряжение, употребление алкоголя может стать привычным средством снятия стрессов. Постепенно для достижения желаемого результата требуются все большие дозы.

Борьба с пьянством и алкоголизмом — дело сложное и трудное. Необходимо бороться с употреблением спиртных напитков вообще, обращая особое внимание на возможность приобщения привычки выпивать в детском и юношеском возрасте на ограждение детей и подростков от пагубного влияния на них пьющих взрослых и, прежде всего, родителей.

1.2 Семья алкоголиков как объект социальной работы

Выдающийся педагог А.С. Макаренко обращался к родителям с такими словами: «Ваше собственное поведение — самая решающаяся вещь, не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете … вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Воропай А.В. За трезвый образ жизни. — М: Медицина, 2003. — С. 12

Любой ребенок очень наблюдателен. Он еще не знает, как зарабатывают деньги, но видит, что приносится в дом. Мама покупает хлеб, молоко, масло, мясо, фрукты и овощи — все то, без чего не сможет приготовить обед. Покупает и бутылку, которую открывает за обедом и она становится — в сознании ребенка — непременной принадлежностью стола. Мельников А.М. Алкоголизм: Руководство по выздоровлению для пьющих людей и их близких. — М.: Полюс, 2001. — С. 86

В развитии алкоголизма у мужчин основную роль играет микросоциальная среда, традиции, мужского общения, семейное воспитание. Причины алкоголизма у женщин иные — в первую очередь семья, быт.

Как правило, пьяницами, становятся женщины с неустроенной или неблагополучной семейной жизнью. Хронический, женский алкоголизм часто завершается разводом. Бывают случаи, когда муж-алкоголик склоняет к пьянству жену, иногда женщина сознательно начинает пить вместе с мужем, чтобы «уберечь его от дурных компаний» и не замечает, что постепенно спивается сама. Но бывают случаи, когда жена не видит в пьянстве ничего страшного, ограничиваясь расхожими суждениями: «все пьют».

Если в семье есть больные алкоголизмом, то страдают все остальные члены семьи. По данным Д.В.Колесова «…по вине злоупотребляющего алкоголем в среднем в той или иной степени страдают 7-8 человек, связанных с ним родственными или семейными узами». Травина А.В. Алкоголь и потомство. — М.: Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения, 2000. — С. 90

Больше всего от пьянства родителей страдают дети, особенно тяжело тем из них, у которых пьют матери. Как правило, они лишены материнской заботы и ласки, постоянно видят опустошенную, опустившуюся женщину.

Термин семейный алкоголизм подразумевает наличие алкоголизма у ряда членов семьи в различной степени родства. Алкоголизм не передается по наследству. Но учеными установлено, что передается предрасположенность к спиртному.

«Медициной давно доказано, — пишет доктор медицинских наук В. Маскаленко, — что алкоголизм — болезнь семейная. Но семейная и наследственная — это не одно и тоже. Дети алкоголиков в пять раз чаще становятся алкоголиками, чем дети трезвенников». Мельников А.М. Алкоголизм: Руководство по выздоровлению для пьющих людей и их близких. — М.: Полюс, 2001. — С. 119 Наследственное предрасположение к алкоголизму не может реализоваться вне социального окружения. Иными словами, пусть у человека будет хоть с обеих сторон отягощенная наследственность, он может выбрать трезвость.

Крупные отечественные психиатры и невропатологи уже в начале XX века отличали большую частоту семейного алкоголизма. Так, выдающийся невропатолог Л.С. Минор при обследовании 9760 больных алкоголизмом обнаружил в 88 % его семейный характер. Травина А.В. Алкоголь и потомство. — М.: Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения, 2000. — С. 110 При этом было отмечено преобладание алкоголизма среди родственников больных преимущественно по отцовской линии. В других исследованиях также подтверждается семейный характер алкоголизма с преобладанием его у сыновей.

Некоторые исследователи считают алкоголизм семейным заболеванием. Не вызывают сомнения факты подтверждающие более высокую заболеваемость алкоголизмом в семьях, где есть алкоголики. Однако в каждом отдельном случае «семейного» алкоголизма необходимо определить, чем обусловлена болезнь наследственностью или воспитанием.

Известный русский психиатр Ф.Е. Рыбаков, изучивший проблему алкоголизма, указывал, что от пьющих родителей дети получают зачатки расположения к пьянству, но определяют в конечном итоге алкоголизм не они, а условия воспитания.

2. Общетеоретический анализ технологии социальной работы с семьями алкоголиками. Особенности работы с семьями алкоголиками в Мурманске

2.1 Технология социальной работы в семье алкоголиков

В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на начало 2009 года, 3059 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие. Интернет: Новые технологии социального обслуживания семьи и детей.

Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.

Департамент по делам детей, женщин и семьи Минтруда России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с семьей и детьми, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида, семьи алкоголиков и другие). Вместе с тем семейные проблемы (дисфункция семейных связей, патология отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

Читайте также:  Кодировка от алкогольной зависимости способ

Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье — одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна.

К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи семье и детям, которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.

Работа с пьющей семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование и наблюдение, которое должно начинаться с изучения семьи, составления их социальной карты. Необходимо правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. Своеобразное вмешательство способно предотвратить серьезные осложнения в будущем.

Семьи больных алкоголизмом — страдают во многих отношениях. Главные их проблемы — психологические. С ними могут быть тесно связаны и проблемы здоровья. Алкоголизм чреват большими потерями в семейном бюджете.

Работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, ибо в ходе ее затрачиваются сведения и моменты, разглашение которых может нести серьезный ущерб индивидам, а неловкое обращение с ними непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с членами семьи.

Специалист по социальной работе должен поставить перед собой цель — «помочь больному бросить пить», которую необходимо достичь и которая включает в себя следующие этапы:

1) дать основные сведения о вредном действии алкоголя на организм человека, об опасности злоупотребления спиртными напитками;

2) внушить мысль о недопустимости употребления спиртных напитков детьми, об особой опасности злоупотребления алкоголем в молодом возрасте;

3) объяснить сущность пьянства, опасность перехода его в алкоголизм, показать социально — экономические последствия пьянства и алкоголизма;

4) настроить всех на решительную борьбу с пьянством и его проявлениями, ознакомить с мерами этой борьбы. Методика и технологии работы социального педагога. Учеб. пос. для вузов/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. — М.: Академия, 2006. — С. 75

В своей работе можно использовать различные средства. Надо исходить из того, что каждому человеку в зависимости от его характера, пола, возраста свойственно сравнительно лучшее восприятие какого-либо одного из методов.

2) эпизодические лекции, беседы, групповые беседы, которые помогают преодолеть барьер предвзятости и исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы;

3) тематические вечера, вечера вопросов и ответов;

4) научно-популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты;

5) семейную психопрофилактику;

6) группы взаимопомощи, объединяют людей имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают. Такие группы включают не больше 5-7 человек. Каждый участник не только принимает помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этого собственные ресурсы и силы.

Необходимо всегда помнить, что не существует простого, быстрого и легкого способа преодолеть проблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение. Социально-психологическая работа с семьей — это всегда психосоциальная работа: социальные трудности и проблемы влекут за собой психологические и психопатические последствия; для коррекции психологических нарушений необходимо оказание помощи не только психоконсультационной и психотерапевтической, но и социальной, т.е. устранение той социальной проблемы, которая вызвала психологические отклонения.

Результатом проделанной работы должно быть избавление людей от комплексов и привычек, мешающих находить решение актуальных проблем, помощь им приобрести новый опыт, который позволил бы думать, чувствовать и действовать себя по-новому, адекватно ситуации. Если специалист получил такой результат, его работа прошла успешно.

2.2 Особенности работы с семьями алкоголиками в г. Мурманск

В Мурманске нет программ поддержки семьи. Женщины вынуждены откладывать заключение брака, рождение детей с целью избежать дискриминации при приеме на работу, — говорит председатель общественного объединения «Кольская ассоциация женщин-юристов» Ирина Пайкачева. Этот предварительный вывод она делает по итогам интервью, которые провела в рамках пилотного проекта «Мониторинг ситуации с дискриминацией женщин в России». Исследования проводятся по заданию Московской Хельсинкской группы. В проекте принимают участие 20 регионов России. Общий доклад Московская Хельсинкская группа представит в ООН. Практически такая же ситуация обстоит и с поддержкой семей алкоголиков. С той лишь разницей, что созданы краткосрочные программы помощи в кризисных ситуациях.

В Мурманске на базе центра социальной помощи семье и детям недавно открылось отделение социальной помощи для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Его создание обусловлено большим количеством неблагополучных семей.

Все услуги оказываются бесплатно, и с каждым клиентом заключается договор, где обозначены права и обязанности сторон. Так, находиться в этих комнатах можно на условиях полного самообслуживания и самообеспечения, мужчин туда не принимают. Вход только для женщин и их деток.

К слову, с представителями сильного пола, как правило, работают специалисты по социальной работе, чтобы оградить женщину от дальнейшего контакта с источником насилия (именно так называют мужчин в отделении). А временное убежище их жертвам предоставляется сроком на 2 месяца. Также работает кризисный центр «Приют», который предназначен для женщин, оказавшихся в тяжелой ситуации. Там же проводятся тренинги и психологические беседы о том, как защитить себя и ребенка от насилия и мужа-алкоголика.

Таким образом, в Мурманске нет комплексного центра по работе с семьями алкоголиков — помогают или женщинам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, либо людям, которые добровольно на лечение.

Алкоголикам любого пола могут помочь только по телефону доверия, или предложить посещать «кружок» анонимных алкоголиков и наркоманов.

Изменения в обществе приводят к усилению противоречий между личностью, семьей, социумом. Обнаруживается, что семья и школа не в состоянии противостоять в полной мере негативным процессам в обществе. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей, утраты всей системы наследования культурно-исторического опыта. Требуется консолидация усилий для создания нормальных условий развития ребенка, обеспечения безопасности жизнедеятельности, помощь и поддержка семьи.

Это все обусловило создание института семейных социальных педагогов как координаторов, объединяющих все воспитывающие силы, и посредников во взаимодействии «личность — семья — общество». Семейный социальный педагог — новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, призванный способствовать созданию педагогически целесообразного уклада жизни и повышению психолого-педагогической культуры семьи, при этом минимизируя свое вмешательство, и обеспечивать социально-педагогическую защиту семьи и ребенка.

Накопленный опыт в отечественной и мировой практике создал реальные предпосылки для разработки научных основ целостной системы деятельности семейного социального педагога, которая позволяет на профессиональном уровне защищать ребенка и семью.

Существование семьи как социального института зависит от того, насколько она как система находится в состоянии равновесия с окружающей средой, и всякое нарушение этого равновесия, которое проистекает из явлений внешней среды, вызывает необходимость некоторой перегруппировки в строении и в жизненных функциях семьи.

Таким образом, и происходит положительный рост пли отмирание системы, увеличение негативных тенденции в жизни семьи. Когда семья сама не справляется со своими функциями, ей необходима помощь. Деятельность социального педагога, направлена на работу с семьей как объектом и как с субъектом на основе дифференцированного подхода в зависимости от типа семейного уклада. Знание и учет особенностей современной семьи, тенденций и перспектив ее развития социальным педагогом для выбора адекватных мер помощи позволяет охарактеризовать семью как объект воспитания, социальной работы.

В данной работе рассмотрена проблема алкоголизма, взаимоотношения в семьях алкоголиков, технология работы социального педагога.

На основе исследования можно сделать вывод о том, что не существует простого, быстрого и легкого способа преодолеть проблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение. Социально-психологическая работа с семьей — это всегда психосоциальная работа: социальные трудности и проблемы влекут за собой психологические и психопатические последствия; для коррекции психологических нарушений необходимо оказание помощи не только психоконсультационной и психотерапевтической, но и социальной, т.е. устранение той социальной проблемы, которая вызвала психологические отклонения.

Результатом проделанной работы должно быть избавление людей от комплексов и вредных привычек, мешающих находить решение актуальных проблем, помощь им приобрести новый опыт, который позволил бы думать, чувствовать и действовать себя по-новому, адекватно ситуации.

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. — М.: Академия, 2007. — 160с.

2. Воропай А.В. За трезвый образ жизни. — М: Медицина, 2003. — 49 с.

3. Галаганов В.П.. Организация работы органов социального обеспечения. Учебное пособие. — М.: Академия, 2005. — 176с.

4. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 320с.

5. Доэл Марк. Практика социальной работы. Упражнения и методические разработки для обучения и повышения квалификации социальных работников. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 237с.

6. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. Учебное пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. зав. — М: Академия, 2006. — 144с.

7. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. Учеб. Пособие под ред. Т.С.Зубковой, Н.В.Тимошиной. — М.: Академия, 2003. — 224 с.

9. Исследования проводятся по заданию Московской Хельсинкской группы. В проекте принимают участие 20 регионов России. Общий доклад Московская Хельсинкская группа представит в ООН.

10. Кошкина В.С. Управление социальной работой. Программы и методы. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. — 45 с.

11. Медведева Г.П. Этика социальной работы. Учеб. пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 208 с.

12. Мельников А.М. Алкоголизм: Руководство по выздоровлению для пьющих людей и их близких. — М.: Полюс, 2001. — 192 с.

13. Методика и технологии работы социального педагога. Учеб. пос. для вузов/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. — М.: Академия, 2006. — 192с.

14. Основы социальной работы. Учебник /Под ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 395 с.

15. Основы социальной работы. Учебное пособие для вузов /Под ред. Н.Ф. Басова. — М.: Академия, 2004. — 288 с.

16. Психология социальной работы. Учебное пособие. /Под ред. М.А. Гулиной. — СПб.: Питер,2008. — 351 с.

17. Словарь-справочник по социальной работе /Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: ЮристЪ, 2007. — 424 с.

18. Содержание и методика социальной работы. Учебное пособие для вузов /Под ред. Е.А. Сигида, Н.И. Бабкин, К.В. Беззубик и др. — М.: Владос, 2005. — 346 с.

19. Технологии социальной работы. Учебник /Под ред. Е.И. Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 400 с.

20. Технология социальной работы. Учебник. /Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Владос, 2002. — 240 с.

21. Травина А.В. Алкоголь и потомство. — М.: Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения, 2000. — 402 с.

22. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2002. — 272 с.

источник

От чрезмерного употребления алкоголя страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, велик риск для здоровья будущих матерей. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных микросоциальных влияний на ребенка. Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания — все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.

Проблема применения технологий социальной работы с лицами, страдающими алкогольной зависимостью, обусловлена и тем фактом, что это специфическая группа населения, находящаяся в трудной жизненной ситуации: многие из них не могут найти работу, не имеют семьи и не желают участвовать в общественной жизни. Их доход значительно ниже среднего, а потребность в медицинской и социальной помощи намного выше, чем у других людей. Общество часто относится к этим людям настороженно, а порой и открыто негативно. Поэтому люди, страдающие алкогольной зависимостью, — одна из уязвимых категорий населения, нуждающаяся в социальной помощи. Социальная жизнь человека, страдающего алкогольной зависимостью, существенно отличается от жизни обычных людей. Во-первых, нарушаются сети социальной поддержки: человек теряет социально значимые связи (в трудовом коллективе, семье) и более близкими для него становятся люди, имеющие такой же аддиктивный опыт. Во-вторых, члены семьи больного, страдающего алкоголизмом, находятся в состоянии созависимости, эмоционально вовлечены в эту болезнь, из-за чего развивается полная дисфункциональность семьи, от которой в первую очередь страдают дети.

Читайте также:  Став от алкогольной зависимости с оговором

На территории Хабаровского края функционируют 12 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, социальные приюты для детей и подростков, социальнореабилитационные центры для несовершеннолетних. Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми сталкиваются клиенты. В соответствии с государственным стандартом социального обслуживания населения граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации (в том числе и люди, страдающие алкогольной зависимостью и члены их семей), имеют право на следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические. Реализация социальных услуг, необходимых людям, страдающим алкогольной зависимостью, осуществляется через применение определенных социальных технологий. При работе с семьями алкоголиков используются технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.

В Хабаровском крае на протяжении ряда лет действует соглашение между министерством социальной защиты населения и министерством здравоохранения о сотрудничестве. В рамках данного соглашения в специализированных медицинских учреждениях края по направлениям краевых государственных казенных учреждений — центров социальной поддержки населения осуществляется бесплатное лечение малоимущих граждан, страдающих алкогольной зависимостью. Алкоголизм уже давно считается социально-психолого-медицинской проблемой, поэтому алкоголизированной семье необходима социальная помощь и поддержка в течение длительного времени, начиная с этапа мотивирования необходимости лечения, затем сопровождения в трезвой жизни, до оказания помощи при алкогольных срывах. Для реализации указанных мероприятий в апреле 2013 года в крае на базе краевых государственных казенных (бюджетных) учреждений: “Хабаровский центр социальной помощи семье и детям”, “Ванинский центр социальной помощи семье и детям”, “Советско-Гаванский комплексный центр социального обслуживания населения”, “Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения” были созданы службы сопровождения семей с детьми, получивших специализированную медицинскую помощь. В целях выполнения возложенных задач сотрудники службы сопровождения выполняют следующие функции:

  • — диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление причин возникновения семейного неблагополучия, определение потенциала семьи);
  • —- защитную (содействие в получении семьей установленных законодательством Российской Федерации, Хабаровского края мер социальной поддержки и социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
  • — организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, досуга, творчества);
  • —- социально-психолого-педагогическую (оказание неотложной психологической помощи, социально-психологопедагогическое сопровождение семьи и патронаж);
  • — реабилитационную (мероприятия по восстановлению утраченных социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения);
  • — координационную (установление и поддержание внутрисемейных связей, взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

В 2012 году в Хабаровском центре социальной помощи семье и детям создана служба сопровождения семей с детьми, в которых один или оба родителя получили специализированную медицинскую помощь. В службе оказывают услуги психолог, социальный работник и социальный педагог. На 1 августа 2013 года в службе сопровождения состояли на учете 18 семей, в которых воспитываются 28 детей. Сотрудниками службы разработана и внедрена программа по работе с дисфункциональными семьями с несовершеннолетними детьми “Шанс ”.

Цель программы: сохранение (восстановление) семьи через отказ родителей от употребления алкоголя.

  • —- подвести клиентов к признанию зависимости от алкоголя;
  • — выявить уровень деформации родительских функций;
  • —- сформировать представление о ценности семьи;
  • — определить последовательные шаги по сохранению (восстановлению) детско-родительских отношений.

Программа состоит из девяти последовательных шагов. Работа с семьями носит индивидуальный и групповой характер. На основе этой программы создана и действует группа взаимопомощи “Дай себе шанс”. Члены группы и специалисты службы в неформальной обстановке обсуждают проблемы, с которыми семья сталкивается в процессе жизни без алкоголя. На встречи приглашаются не только сами клиенты службы, но и друзья семьи, родственники. В группе осуществляется психологическая помощь, поддержка участников от возможных алкогольных срывов. Семьям с детьми, состоящим на учете в службе, психолог оказывает регулярные психологические консультации. Социальный работник поддерживает постоянную связь (телефон, посещения на дому) с семьями для решения возникающих социальных проблем. Организована детская группа “Солнышко”. Цель группы: дать детям возможность посещать развивающие занятия, получить опыт позитивного общения как со взрослыми, так и друг с другом, решать личные проблемы психологического характера.

В рамках своей деятельности служба сопровождения семей с детьми, в которых один или оба родителя получили специализированную медицинскую помощь, сотрудничает с различными организациями, осуществляющими свою деятельность в Хабаровском крае. Налажено сотрудничество с организацией “Семейные группы Ал-Анон” (помощь родственникам и друзьям алкоголиков). Психолог службы принял участие в международном форуме Анонимных Алкоголиков по обслуживанию стран Азии и Океании — AOSM в городе Иркутске, куда приехали делегаты из Японии, Австралии, Монголии, Таиланда, Гонконга, Новой Зеландии, ОАЭ, Индии, а также гости из всемирного офиса организации в Нью-Йорке. Это была отличная возможность перенять опыт борьбы с алкоголизмом в других странах.

Также в рамках взаимодействия с Ал-Аноном разработан план работы в Хабаровском центре социальной помощи семье и детям детской группы “Алатин” сроком на 3 месяца. Занятия группы успешно проводятся каждую неделю. Алатин -— это название содружества для подростков, имеющих пьющих родственников или друзей. По всему миру около 3500 групп Алатин, в которых дети встречаются, чтобы помочь себе и друг другу справиться с бедами, вызванными алкоголизмом их близких. Придя в Алатин, подростки учатся понимать это и обнаруживают, что в такой ситуации могут что-то сделать как для себя, так и для страдающих алкоголизмом.

Сотрудники службы тесно взаимодействуют с автономной некоммерческой организацией “Социально-психологическая служба поддержки семьи “Возрождение семьи”, которая оказывает методическую помощь специалистам всех служб сопровождения Хабаровского края. В апреле 2013 года по результатам заседания комиссии по рассмотрению заявок некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по оказанию социальных услуг семьям с детьми, претендующих на получение финансовой поддержки по направлению “Сопровождение малоимущих семей с детьми с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью” организация выиграла грант. В гранте были заявлены семьи, состоящие на учете в службе сопровождения центра.

Работа с семьями, страдающими алкогольной зависимостью, требует от специалистов высокого профессионального уровня владения современными социальными технологиями, знаний об алкогольной зависимости, о методах лечения и реабилитации. В связи с этим на первых этапах создания служб сопровождения министерством социальной защиты населения Хабаровского края совместно с автономной некоммерческой организацией “Возрождение семьи” были организованы обучающие семинары для специалистов. Как правило, родители в алкоголизированных семьях имеют низкий профессиональный уровень или вовсе не имеют образования, из-за чего у них отсутствует стабильная, удовлетворительно оплачиваемая работа. В результате — крайне низкий уровень материального обеспечения таких семей. Несмотря на то, что причины, приводящие к ситуации неблагополучия, в каждом конкретном случае отличаются, итогом их является бедственное положение детей в таких семьях. Они не получают надлежащего воспитания, необходимого ухода и контроля со стороны родителей, плохо питаются, пропускают занятия в школе или не посещают дошкольные учреждения, неделями не живут дома, совершают правонарушения, подвергаются насилию. Фактически воспитываясь в семьях, эти дети оказываются сиротами, так как родители не заботятся о них, инфантильны, непоследовательны, пассивны.

В целях систематизации деятельности специалисты службы сопровождения разработали алгоритм работы, служащий общей основой осуществления комплексной реабилитации конкретной семьи. Вот его основные шаги:

  • 1. Поступление информации о семье.
  • 2. Первичная консультация.
  • 3. Диагностика и составление индивидуальной программы социальной реабилитации семьи, совместного плана работы семьи и службы сопровождения.
  • 4. Подписание договора с семьей.
  • 5. Реализация плана реабилитационных мероприятий и совместного плана индивидуально-профилактической работы.
  • 6. Продление срока действия договора / снятие семьи с сопровождения.
  • 7. Снятие семьи с сопровождения.
  • 8. Отслеживание отдаленных результатов работы с семьей.

При осуществлении комплексного социально-психолого-

педагогического сопровождения семей с детьми, получивших специализированную медицинскую помощь, специалисты руководствуются следующими принципами.

Принцип партнерства. Этот принцип предполагает включение самого субъекта в восстановительный процесс. Ресоци- ализировать субъекта путем применения психологических и социальных методов без его активного участия, без сотрудничества невозможно (в отличие, например, от применения некоторых лечебных воздействий). Односторонние воздействия неэффективны: они приводят либо к сопротивлению со стороны клиента, либо к развитию рентной мотивации и в любом случае к профессиональному выгоранию специалистов.

Принцип разносторонности (разноплановости) воздействий. Этот принцип обозначает объединение усилий разных специалистов по реализации реабилитационной программы. Реабилитация — сложный, комплексный процесс. С одной стороны, разноплановость предполагает направленность усилий на различные сферы жизни семьи: внутрисемейные отношения; сферы, связанные с воспитанием, образованием, проведением досуга; профессиональную сферу, отношения с более широким сообществом. Перестройка нарушенных отношений и приспособление индивида к этим важным сторонам жизнедеятельности — это психологическая основа реабилитации. С другой стороны, разноплановость воздействий обозначает объединение усилий членов семьи и специалистов разного профиля (психолога, социального педагога, по необходимости — других специалистов). Специалисты оказывают помощь клиенту (семье) в реализации ее целей методами, специфичными для данного специалиста. Учитывая тот факт, что в штате службы сопровождения есть социальный педагог, социальный работник и психолог, но нет, например, медицинских работников, учителей, юристов, то и акцент в сопровождении семей делается на оказание социально-педагогической и психологической поддержки. В получении же других видов помощи специалисты службы сопровождения могут оказать содействие, опираясь на социальное партнерство с организациями и учреждениями города и района, с действующими на территории населенного пункта обществами (группами) анонимных алкоголиков. Задачей специалистов службы сопровождения является не только мотивирование на разовое самостоятельное посещение, но порой и сопровождение клиента до места. Указанное сопровождение осуществляется только в целях оказания психологической поддержки.

источник

Больше всего от пьянства родителей страдают дети, особенно тяжело тем из них, у которых пьют матери. Как правило, они лишены материнской заботы и ласки, постоянно видят опустошенную, опустившуюся женщину.

Термин семейный алкоголизм подразумевает наличие алкоголизма у ряда членов семьи в различной степени родства. Алкоголизм не передается по наследству. Но учеными установлено, что передается предрасположенность к спиртному.

«Медициной давно доказано, – пишет доктор медицинских наук В. Маскаленко, – что алкоголизм – болезнь семейная. Но семейная и наследственная – это не одно и тоже. Дети алкоголиков в пять раз чаще становятся алкоголиками, чем дети трезвенников».[4] Наследственное предрасположение к алкоголизму не может реализоваться вне социального окружения. Иными словами, пусть у человека будет хоть с обеих сторон отягощенная наследственность, он может выбрать трезвость.

Крупные отечественные психиатры и невропатологи уже в начале XX века отличали большую частоту семейного алкоголизма. Так, выдающийся невропатолог Л.С. Минор при обследовании 9760 больных алкоголизмом обнаружил в 88 % его семейный характер.[5] При этом было отмечено преобладание алкоголизма среди родственников больных преимущественно по отцовской линии. В других исследованиях также подтверждается семейный характер алкоголизма с преобладанием его у сыновей.

Некоторые исследователи считают алкоголизм семейным заболеванием. Не вызывают сомнения факты подтверждающие более высокую заболеваемость алкоголизмом в семьях, где есть алкоголики. Однако в каждом отдельном случае «семейного» алкоголизма необходимо определить, чем обусловлена болезнь наследственностью или воспитанием.

Известный русский психиатр Ф.Е. Рыбаков, изучивший проблему алкоголизма, указывал, что от пьющих родителей дети получают зачатки расположения к пьянству, но определяют в конечном итоге алкоголизм не они, а условия воспитания.

2. Общетеоретический анализ технологии социальной работы с семьями алкоголиками. Особенности работы с семьями алкоголиками в Мурманске

2.1 Технология социальной работы в семье алкоголиков

В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на начало 2009 года, 3059 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие.[6]

Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.

Департамент по делам детей, женщин и семьи Минтруда России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с семьей и детьми, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Читайте также:  Что принимать при алкогольной зависимости

В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида, семьи алкоголиков и другие). Вместе с тем семейные проблемы (дисфункция семейных связей, патология отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна.

К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи семье и детям, которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.

Работа с пьющей семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование и наблюдение, которое должно начинаться с изучения семьи, составления их социальной карты. Необходимо правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. Своеобразное вмешательство способно предотвратить серьезные осложнения в будущем.

Семьи больных алкоголизмом – страдают во многих отношениях. Главные их проблемы – психологические. С ними могут быть тесно связаны и проблемы здоровья. Алкоголизм чреват большими потерями в семейном бюджете.

Работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, ибо в ходе ее затрачиваются сведения и моменты, разглашение которых может нести серьезный ущерб индивидам, а неловкое обращение с ними непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с членами семьи.

Специалист по социальной работе должен поставить перед собой цель – «помочь больному бросить пить», которую необходимо достичь и которая включает в себя следующие этапы:

1) дать основные сведения о вредном действии алкоголя на организм человека, об опасности злоупотребления спиртными напитками;

2) внушить мысль о недопустимости употребления спиртных напитков детьми, об особой опасности злоупотребления алкоголем в молодом возрасте;

3) объяснить сущность пьянства, опасность перехода его в алкоголизм, показать социально – экономические последствия пьянства и алкоголизма;

4) настроить всех на решительную борьбу с пьянством и его проявлениями, ознакомить с мерами этой борьбы.[7]

В своей работе можно использовать различные средства. Надо исходить из того, что каждому человеку в зависимости от его характера, пола, возраста свойственно сравнительно лучшее восприятие какого-либо одного из методов.

2) эпизодические лекции, беседы, групповые беседы, которые помогают преодолеть барьер предвзятости и исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы;

3) тематические вечера, вечера вопросов и ответов;

4) научно-популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты;

5) семейную психопрофилактику;

6) группы взаимопомощи, объединяют людей имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают. Такие группы включают не больше 5-7 человек. Каждый участник не только принимает помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этого собственные ресурсы и силы.

Необходимо всегда помнить, что не существует простого, быстрого и легкого способа преодолеть проблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение. Социально-психологическая работа с семьей – это всегда психосоциальная работа: социальные трудности и проблемы влекут за собой психологические и психопатические последствия; для коррекции психологических нарушений необходимо оказание помощи не только психоконсультационной и психотерапевтической, но и социальной, т.е. устранение той социальной проблемы, которая вызвала психологические отклонения.

источник

Работа с пьющими родителями ведется по трем направлениям: медико-физиологическому, социально-педагогическому и правовому. Медико-физиологическое направление осуществляется врачами, прежде всего наркологами и психиатрами.Социально-педагогическое направление реализуется преимущественно школой совместно с другими учреждениями и организациями. Главная его цель – раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние алкоголя на взаимоотношения между людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который пьянство наносит семье. Правовое направление имеет своей основной целью разъяснение последствий от действия и поведения лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и их ответственности перед законом. Основная задача социального педагога (мастера п/о, классного руководителя) в работе с семьей алкоголиков – укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса социально-педагогических средств, для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности за воспитание, воздействие на состояние подростка, корректировка его поведения. Социальный педагог помогает родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, учит преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия. Он ставит целью восстановить воспитательный потенциал семьи.

Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия. Вторую группу составляют методы педагогического и психологического воздействия педагога на личность подростка в целях коррекции его сознания и поведения.

Следующий вид помощи – психологическая составляющая социально-педагогической помощи –включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса. Наиболее эффективной работа будет в том случае, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение подростка в семье, отношения семьи с обществом. Социальный педагог должен сделать так, чтобы взаимодействия были более конструктивными.

Такая программа должна включать лечебные мероприятия, консультации, психотерапию и психокоррекцию, возможно, социально-трудовую реабилитацию самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация алкоголиков имеет до настоящего времени невысокую эффективность и большой процент рецидивов, ибо пролеченный пациент возвращается в ту же среду, которая толкнула его к пьянству. Семья, привыкшая за долгие годы к существованию в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно толкает его к возобновлению пьянства. Личностных ресурсов слабого человека недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Поэтому работа с такой семьей включает в себя формирование мотивации клиента и его семьи на безалкогольное существование и построение иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы (Клинцовский городской Центр Психолого-медико-социального сопровождения). Организационные шаги по введению клиента в объединение лиц, ориентированных на безалкогольный образ жизни, или на создание такого объединения. В качестве одной из самых эффективных технологий по созданию благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, можно отметить движение «Анонимные алкоголики», а также программы «Анонимные дети алкоголиков», и другие [11, с.42].

В работе с подростком из семьи алкоголиков социальный педагог должен:

Осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающегося.

Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни.

Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.

Выступать посредником между личностью обучающегося и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Определить задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечить принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности.

Организовать различные виды социально ценной деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.

Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности подростка, заботиться об охране их жизни и здоровья.

Взаимодействовать с преподавателями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др.

Социальная реабилитация детей —способности их к действиям, поведению и общению в обществе при этом способности детей должны отвечать ожиданиям общества. Осуществление социальной реабилитации детей из семей алкоголиков возвращает им социальное достоинство, что означает осознание человеком своей ценности, значимости, признание этой ценности и в другом человеке. На этом основании формируется требовательность, человека к себе, к своему поведению и поступкам.

Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического воспитания, стимуляцию психического развития, медикаментозное лечение и психотерапию.

Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у данного контингента детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность.

Необходимыми условиями успешности всей психолого-педагогической работы является ее системность и регулярность.

Прежде чем проводить психолого-педагогическую коррекцию, надо иметь представление об особенностях физического и нервно-психического состояния каждого подростка, его семейного окружения. Кроме того, важно выявить возможности, склонности и интересы ребенка. Особое внимание уделяется определению уровня умственного развития детей. Опыт работы показывает, что многие из детей, растущие в условиях семейного алкоголизма, особенно при наличии у них педагогической запущенности из-за недостатка общения с взрослыми.

Дети из семей больных алкоголизмом даже при наличии минимальных признаков органической неполноценности центральной нервной системы в силу грубейшей педагогической запущенности уже к дошкольных учреждениях часто испытывают на себе негативные реакции со стороны окружающих. Не зная порой как правильно вести себя в мастерской, эти дети вызывают к себе отрицательное отношение сверстников и, что является недопустимым. Только терпеливое, доброжелательное отношение к этим детям, неоднократный показ, повторение и объяснение того, как надо выполнить то, или иное действие, как вести себя в той пли иной ситуации, позволит предупредить отклонения в их психическом развитии, и в частности в развитии личности[18, с.33].

Психотерапия- это комплексное лечебное воздействие на психику человека с целью устранения болезненных переживаний и изменения отношения к себе, своему состоянию и. окружающей среде. Психотерапия подросткового возраста имеет свои специфические особенности. Важной задачей психотерапии детей родителей, страдающих алкоголизмом, является развитие у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и этических установок. Психотерапия и психолого-педагогическая коррекция у детей и подростков тесно взаимосвязаны и составляют суть лечебной педагогики.

Процесс психотерапии осуществляется поэтапно. На первом этапе устанавливается контакт с ребенком, на втором раскрывается сущность его конфликтных переживаний, и на третьем этапе используются разнообразные приемы, помогающие ребенку избавиться от этих переживаний, зависимости от возраста выбираются наиболее рациональные методы психотерапии. В основе психотерапевтической работы с подростками из семей больных алкоголизмом лежит длительное, сначала в условиях индивидуальной, а затем групповой психотерапии обсуждение следующих проблем: в чем смысл жизни; что может принести удовлетворение в жизни, почему одни люди идут по пути самопожертвования и самоотдачи, а другие- потребления и корысти; почему одни способны на подвиг, а другие на преступление и т. п. Обсуждение этих вопросов предполагает большую просветительную работу, вызванную необходимостью как ликвидации пробелов в знаниях таких подростков, так и развития их самосознания. В индивидуальных беседах психотерапевт обычно выясняет, какова система ценностей подростка (что он считает для себя наиболее значимым, каковы его интересы), какова его самооценка, и каких областях возникают у него притязания и каков их уровень. В дальнейшем проводится работа по выработке адекватной самооценки, формированию притязаний в социально значимых идеях деятельности, изменению ценностных ориентации. Наряду с этим психотерапевт принимает участие в создании нормальных взаимоотношений подростков со сверстниками в учебном или трудовом коллективе.

Взаимодействие психотерапевта с детьми и подростками должно строиться на основе глубокого понимания психологических механизмов поведения ребенка

источник