Меню Рубрики

Социальная реабилитация лиц страдающих алкогольной зависимостью

Сегодня одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации признается активизация деятельности транснациональной преступности, появление новых видов наркотических средств и психоактивных веществ, оказывающих негативное влияние на демографические процессы и качество человеческого потенциала российского общества.

Актуальной проблемой современного российского общества остается распространение и негативное влияние наркотических средств и психоактивных веществ на подрастающее поколение [1, 4, 5, 7, 8].

Принятая в 2010 году Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 г.) направлена на существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства [9].

Одним из приоритетов Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации является реализация системы мер, направленных на сокращение спроса на наркотики, в том числе и на основе осуществления медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, которая предполагает формирование правовых основ, обеспечивающих использование потенциала традиционных религиозных конфессий, неправительственных и общественных организаций в государственной системе реабилитационной помощи и введение системы государственного контроля деятельности немедицинских реабилитационных учреждений вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Данная проблема приобретает особую актуальность и в аспекте реализации государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков», одним из направлений реализации которой является существенное сокращение спроса на наркотики и улучшение криминогенной обстановки путем создания Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков [3].

При этом отмечается, что Национальная система должна формироваться на принципах государственно-общественного партнерства, объединяющего, с одной стороны, государственный заказ на услуги по комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков и контроль над исполнением этого заказа, а с другой, творческую инициативу, личностный потенциал, уникальный опыт организации помощи потребителям наркотиков общественными организациями.

Вводится понятие квалификационный отбор, который предполагает проведение экспертной оценки соответствия негосударственных немедицинских организаций, предоставляющих услуги по комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, требованиям, необходимым для включения в Национальную систему, на основании которого и будет создаваться региональная сеть комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что применение лечебных мероприятий в комплексе с социальной реабилитацией позволяет получить более стойкие ремиссии наркотической зависимости [5]. А при добавлении к медицинскому лечению наркомании различных культурных или религиозных вмешательств число ремиссий может возрасти до 30–40 % [2].

Результаты исследования и их обсуждение

С целью проведения экспертизы деятельности негосударственных центров, предоставляющих услуги по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, на заседании антинаркотической комиссии Ставропольского края 5 декабря 2012 года были утверждены положение и состав Экспертного совета по оценке деятельности негосударственных организаций Ставропольского края по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потреблявших наркотики в немедицинских целях.

Было определено, что основной целью деятельности Экспертного совета стала оценка деятельности негосударственных реабилитационных центров Ставропольского края (на добровольной основе) и используемых ими методик в соответствии с Критериями оценки деятельности негосударственных организаций Ставропольского края по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потреблявших наркотики в немедицинских целях, в том числе оценка предлагаемых и проводимых негосударственными реабилитационными центрами мероприятий по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде.

Организация работы Экспертного совета предполагает следующий алгоритм:

1. Изучение деятельности негосударственных реабилитационных центров Ставропольского края (на добровольной основе) и используемых ими методик.

2. Оформление заключений по итогам оценки деятельности негосударственного центра, в котором отражаются: соответствие деятельности негосударственного реабилитационного центра Критериям оценки; рекомендации по устранению выявленных несоответствий Критериям оценки и сроки их устранения; вывод о включении данного негосударственного реабилитационного центра в Региональный реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потреблявших наркотики в немедицинских целях

3. Оценка предлагаемых и проводимых негосударственными реабилитационными центрами мероприятий по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ для проведения в подростковой и молодежной среде, оформление заключения с рекомендациями о целесообразности (нецелесообразности) их внедрения

Экспертный совет является совещательным органом и проведение экспертизы деятельности негосударственных центров осуществляется исключительно на добровольной основе.

В состав Экспертного совета вошли представители аппарата Правительства Ставропольского края, Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю, МВД РФ по Ставропольскому краю, УФСКН РФ по Ставропольскому краю, ФКУ УИИ УФСИН по Ставропольскому краю, министерства образования, социальной защиты населения Ставропольского края, специалисты краевого клинического наркологического диспансера, краевой клинической психиатрической больницы и представители научного сообщества.

Экспертиза деятельности негосударственных реабилитационных центров осуществлялась на основании разработанной системы критериев и показателей:

1. Правовая оценка деятельности организации:

– соответствие деятельности организации законодательству Российской Федерации;

– соблюдение прав и свобод граждан, проходящих курс социальной реабилитации и ресоциализации.

2. Оценка условий социальной реабилитации и ресоциализации:

– создание благоприятных условий для проживания и осуществления реабилитационного процесса;

– кадровая обеспеченность процесса социальной реабилитации и ресоциализации;

– организация эффективного взаимодействия с окружающим социумом.

3. Оценка процесса социальной реабилитации и ресоциализации:

– программно-целевое и методическое обеспечение процесса социальной реабилитации;

– оценка комплексности реабилитационных мероприятий;

– оценка характера организации процесса реабилитации.

4. Оценка информационно-просветительской и аналитической деятельности:

– прозрачность информации о деятельности Центра;

– позитивный имидж реабилитационного центра.

5. Оценка результатов социальной реабилитации и ресоциализации.

В течение апреля ‒ мая 2013 года члены Экспертного Совета ознакомились с деятельностью десяти реабилитационных центров шести организаций, функционирующих на территории Ставропольского края: Региональная общественная организация «Здоровое Ставрополье», Региональная общественная организация «Здоровое поколение Кавказа», Автономная некоммерческая организация «Хорошие люди», Автономная некоммерческая организация «Новое поколение», Пятигорский филиал благотворительного фонда «Центр Здоровой Молодежи», Ставропольское краевое отделение Межрегиональной благотворительной общественной организации «Берег Надежды».

Члены Экспертного совета непосредственно знакомились с деятельностью центра по месту его нахождения. Основными методами оценки деятельности стали: изучение документации, проверка наличия и анализ сведений, включенное наблюдение, психологическое тестирование, экспертная оценка внешнего вида и поведения реабилитанта, индивидуальное собеседование, анализ документации, публикаций в СМИ и сети Интернет и др.

Можно выделить ряд проблем, выявленных в ходе работы Экспертного Совета.

В ходе знакомства с деятельностью негосударственных реабилитационных центров был выявлен ряд нарушений в области нормативно-правовых основ деятельности, а именно: отсутствие правоустанавливающих документов на занимаемые помещения, отсутствие договорных отношений с лицами, проходящими реабилитацию, ведение финансово-экономической деятельности с нарушением российского законодательства, без ведения системы бухгалтерского учета. В ряде негосударственных реабилитационных центров санитарно-гигиенические условия проживания и осуществления реабилитации соответствуют минимальным требованиям, необходимым для обеспечения полноценных условий жизнедеятельности.

Одной из главных проблем, выявленных в ходе экспертизы, стало отсутствие системы оказания медицинской помощи в негосударственных реабилитационных центрах. Зачастую процесс детоксикации протекает без медицинского сопровождения, что может привести к обострению ряда хронических заболеваний. Отсутствие в штате негосударственных центров медицинского работника или договора с медицинской организацией не позволяет вести систематический медицинский контроль за состоянием здоровья реабилитируемых лиц. В большинстве негосударственных реабилитационных центров не проводится медицинское обследование перед поступлением в реабилитационный центр.

Среди главных недостатков работы негосударственных реабилитационных центров эксперты отметили также отсутствие научно и методически обоснованных программ реабилитации, слабое методическое обеспечение социально-психологических технологий, а в некоторых случаях ‒ невыполнение заявленных в программе мероприятий и направлений деятельности.

Не менее существенной проблемой является слабое психологическое и психотерапевтическое сопровождение реабилитационного процесса. Психологическую помощь оказывают лица, прошедшие курс реабилитации и имеющие длительный опыт ремиссии, которая основывается на интуитивных житейских психологических знаниях и не имеет научно-методической основы.

Но основной и главной проблемой, с которой столкнулись члены Экспертного совета, стала невозможность оценить эффективность работы негосударственных реабилитационных центров, т.е. качество реабилитации и ресоциализации пациентов, продолжительность ремиссии из-за отсутствия системы учета ремиссии лиц, проходящих реабилитацию в негосударственных реабилитационных центрах. Ни один из негосударственных реабилитационных центров не смогл представить документированные сведения, подтверждающие отказ от наркотиков и свидетельствующие о качестве жизни у выпускников реабилитационного центра в последующие годы.

Вместе с тем работа Экспертного Совета в Ставропольском крае является пионерской и не имеет пока аналогов в других субъектах Российской Федерации, она позволила составить целостную картину о состоянии развития негосударственных реабилитационных центров, дать рекомендации негосударственным реабилитационным центрам по совершенствованию их деятельности и выявить пути повышения эффективности государственно-общественного партнерства в этом направлении.

Основными результатами работы Экспертного совета стали:

– разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности негосударственных реабилитационных центров с целью приведения их деятельности в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации;

– проведение на постоянной основе образовательных семинаров-совещаний с руководителями негосударственных реабилитационных центров;

– заключение договоров о взаимодействии между негосударственными реабилитационными центрами и государственными наркологическими учреждениями;

– разработка рекомендаций специалистами краевого психолого-педагогического центра по вопросам организации профилактических мероприятий и психологического сопровождения реабилитационного процесса.

Опыт работы Экспертного совета показал, что вопросы создания Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков с участием негосударственных реабилитационных центров требуют большой организационной и методической подготовительной работы.

Прежде всего необходима разработка системы социальных стандартов оказания услуг негосударственными организациями по социальной реабилитации лиц, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью. Данная система на законодательном уровне позволит обеспечить единые минимальные требования к организации реабилитационного процесса в негосударственных организациях и создаст основы контроля их деятельности.

Необходимо развитие системы научно-методической поддержки негосударственных реабилитационных центров, подготовки специалистов, в том числе и из числа лиц, успешно прошедших курс социальной реабилитации. Уровень и эффективность организации реабилитационного процесса во многом определяется квалификацией специалистов, научно-методическим обеспечением реабилитационного процесса.

Не менее значимой проблемой является разработка механизмов проведения экспертной оценки и контроля за деятельностью негосударственных немедицинских организаций, предоставляющих услуги по комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков. Согласно действующему законодательству проведение экспертизы и контроля за деятельностью некоммерческих организаций возможно только на добровольной основе, у органов власти отсутствуют основания предъявлять какие-либо требования к данным организациям.

Вместе с тем нельзя забывать, что негосударственные реабилитационные учреждения, опирающиеся на творческую инициативу, личностный потенциал, уникальный опыт служения и милосердия играют существенную роль в социальной реабилитации больных наркоманией и предупреждении распространения наркомании. И поэтому органы власти всех уровней, выстраивая региональные компоненты Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, осуществляя контроль за деятельностью негосударственных организаций, должны помнить, что «вместе с водой легко можно выплеснуть и ребенка».

Карпов С.М., д.м.н., профессор, зав. кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь;

Боев И.В., д.м.н., профессор, директор клиники пограничных состояний, зав. кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии с курсом неврологии, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь.

источник

Алкоголизм – сложная зависимость, связанная с изменениями не только в самом организме пьющего человека, но и в его личностных качествах. У алкоголика постепенно теряются базовые навыки общения и заботы о себе, он перестает ценить жизнь и теряет волю к ней.

Часто при алкоголизме недостаточно просто очистить организм и пройти процедуру кодирования.

Обязательно необходимо еще и восстановить психику, в чем и помогает обычно программа реабилитации. Тем не менее, реабилитация алкоголизма не всегда осуществляется качественно, нужно внимательно выбирать специализированные учреждения.

Реабилитация при алкоголизме – это комплекс мероприятий, помогающих человеку вернуть умения и навыки, которые он потерял, пока активно злоупотреблял «зеленым змеем». Реабилитационными мероприятиями обычно занимаются специализированные центры. В центры после лечения алкоголик должен либо обратиться самостоятельно (предпочтительно), либо же обращается кто-то из его родственников.

Считается, что очень важно, чтобы человек сам осознавал наличие у себя проблем и необходимость в их корректировке. В реабилитационном центре должны работать специалисты, которые помогут алкоголику восстановить психические и физические функции. Программа может быть короткой, если в центр попал человек, у которого алкогольная зависимость выражена еще не очень сильно, нет каких-либо активных процессов изменения психики. Если же изменения зашли уже достаточно далеко, алкоголику предстоит более длительный курс реабилитационных мероприятий.

Реабилитацию можно разделить на три основных типа: добровольная, принудительная и принудительно-добровольная.

С добровольным типом все понятно, и он сегодня считается наиболее эффективным. Врачи и психологи полагают, что если человек сам не проявляет желания избавиться от своей зависимости, процесс будет идти намного тяжелее и болезненнее, нежели если он добровольно идет на этот шаг. Принудительный тип реабилитации сегодня в России не практикуется. Ранее, во времена СССР, алкоголика по решению суда можно было отправить в трудовой профилакторий, но сейчас это невозможно, так как лечение должно быть добровольным.

К принудительному типу можно еще отнести различные препараты, которые родственники человека с зависимостью могут в тайне подмешивать в еду. Эти препараты при совместном употреблении с алкоголем приводят к развитию тошноты, рвоты, головокружения и других неприятных эффектов. В итоге человек может рано или поздно задуматься о том, что стоит отказаться от «зеленого змея».

Принудительное лечение в психиатрической больнице возможно только в том случае, если у пациента диагностируют белую горячку, и он становится откровенно опасен для окружающих людей.

В психиатрической лечебнице пациента с белой горячкой имеют право держать лишь до тех пор, пока он снова не станет адекватным. При этом реабилитационные мероприятия там не предусмотрены. При добровольно-принудительном типе реабилитации пациент обычно сам не горит желанием лечиться. Тогда в дом приглашаются специально обученные люди, задача которых состоит в том, чтобы убедить алкоголика в том, что помощь ему необходима.

В каждом центре практикуется своя реабилитация алкоголиков, однако сегодня можно выделить те из них, что пользуются наибольшей популярностью.

  • схему «12 шагов», целью которой является отказ от ряда старых привычек и постепенная выработка новых, положительных пристрастий;
  • методику Шичко, в течение лечения по которой алкоголика убеждают, что для человека естественно быть трезвым, а если он не трезв, то это все негативное влияние извне, от которого необходимо абстрагироваться;
  • психотерапию группового типа, на которой люди со сходными проблемами выражают друг другу активную поддержку в начинаниях (человек понимает, что он не одинок, отказаться от зависимости становится проще);
  • психотерапию семейного типа, которая практикуется совсем недавно и предполагает активный контакт с людьми, окружающими больного человека в обычной жизни (им подсказывают, как правильно поддержать пациента в его попытках бросить пить, что предпринять, чтобы облегчить процесс отвыкания);
  • реабилитацию в условиях монастыря, при которой алкоголика, прошедшего кодирование, помещают в монастырь, где он избавляется от пагубных привычек;
  • иглорефлексотерапию, которую можно использовать не только для восстановления нормальной работы органов и тканей, но и для корректировки психологического состояния пациента.
Читайте также:  Метод борьбы с алкогольной зависимостью довженко

Выбор хорошего реабилитационного центра – непростая задача. Основных критериев, на которые рекомендуется ориентироваться, всего три. Причём цены не всегда являются здесь приоритетом. Нельзя также забывать о собственных субъективных ощущениях. В первую очередь рекомендуется обращать внимание на опытность персонала. В центре должны работать не просто люди с улицы, а наркологи, психологи и психиатры с хорошим стажем, имеющие опыт в лечении пациентов с алкогольной зависимостью.

Большую роль в лечении имеет комфортность.

Центр реабилитации должен располагать небольшими комнатами для проживания (идеальное количество составляет 2-3 человека), на окнах не должно быть решеток, помещения должны быть чистыми, светлыми и опрятными. Все это имеет для больного большую психологическую ценность, реабилитация алкоголиков должна быть не только эффективной, но и в определённом смысле комфортной. Профессионализм – еще один из основных критериев. Нельзя лечить алкоголизм с помощью спорта, религии или труда. Все эти меры должны носить вспомогательный характер, а в основе должна лежать профессиональная медицинская помощь.

Алкоголизм – сложное заболевание, которое требует комплексного и полноценного лечения. Цены здесь соответствующие, но, в будущем можно значительно сэкономить на лечении и на закупке алкоголя. Человек очень редко может справиться с зависимостью самостоятельно, без посторонней помощи. Обращение в реабилитационный центр поможет бывшему алкоголику взять себя в руки, наладить жизнь и полностью отказаться от своей пагубной привычки. Своевременная врачебная и психологическая помощь будут очень кстати для человека, жизнь которого тесно связана с алкогольной зависимостью.

Подходы к организации социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением к труду

1 Старцев А.И., Короткевич Т.В., Максимчук В.П., Кралько А.А. Республиканский научно-практический центр психического здоровья, Минск, Беларусь Подходы к организации социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением к труду В настоящее время проблема обеспечения социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, является крайне актуальной, что обусловлено рядом причин: сохраняющейся высокой заболеваемостью наркологическими расстройствами, недостаточной эффективностью проводимых лечебно-реабилитационных мероприятий в специализированных организациях здравоохранения, отсутствием слаженного межведомственного подхода к организации социальной реабилитации указанной группы лиц. На наш взгляд, система социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением к труду (далее — социальная реабилитация) должна представлять собой комплекс программных, законодательных, организационно-управленческих, финансово-бюджетных и иных мер и институтов, принимаемых и создаваемых в целях кардинального сдвига в решении проблемы оказания помощи лицам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ), и их социализации. Одной из основных задач социальной реабилитации является социальная реадаптация (реинтеграция в общество) лиц, страдающих зависимостью от ПАВ. Кроме того, социальная реабилитация, направленная на восстановление психологического, духовно-нравственного и социального потенциала лиц с зависимостями от ПАВ, может и должна осуществляться не только медицинскими учреждениями. Эффективная социальная реабилитация лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, должна строиться на основе конструктивного постоянного взаимодействия организаций здравоохранения, социальной защиты населения, учреждений образования, профессиональной подготовки и переподготовки, охраны правопорядка, юри- 202 Psychiatry psychotherapy and clinical psychology Attachment

2 дических служб, общественных организаций, с четким разграничением сфер их компетенции. Организация социальной реабилитации возможна только в учреждениях, способных комплексно заниматься данной проблемой, сочетая передовые и перспективные методы работы с четкой структуризацией профилактического процесса. На сегодняшний день таких учреждений в республике нет, однако с учетом рационального использования бюджетных средств целесообразно использовать имеющиеся ресурсы учреждений различной ведомственной подчиненности. Так, организацию центров социальной реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением к труду (далее — центр социальной реабилитации) можно осуществить по территориальному принципу на базе профессионально-технических колледжей, центров социального обслуживания населения, наркологических диспансеров с использованием кадрового потенциала указанных учреждений, что не потребует значительных бюджетных затрат на создание дополнительных структур. Координация межведомственного взаимодействия при создании центров социальной реабилитации на административной территории должна обеспечиваться местными исполнительными и распорядительными органами власти. Примерная последовательность мероприятий социальной реабилитации лиц, страдающих синдромом зависимости от ПАВ, может быть следующей. На первом начальном этапе в специализированных наркологических организациях здравоохранения проводятся: детоксикация, лечение состояния отмены ПАВ, лечение сопутствующих психотических расстройств; сенсибилизирующая терапия синдрома зависимости от ПАВ; определение целесообразности дальнейших лечебно-реабилитационных мероприятий (оценка мотивации, определение целей лечения); выбор и прохождение пациентом программы краткосрочной (до 1 мес.) медико-социальной реабилитации с заключением терапевтического договора. В дальнейшем осуществляется направление лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, в центры социальной реабилитации для прохождения социальной реабилитации по долгосрочным (от б мес. до 1 года) программам. На данном этапе могут применяться различные реабилитационные программы, методы и тренинги психологической коррекции для улучшения социальных навыков, профилактики рецидивов с использованием проблемно-ориентированных, лично-ориентированных, духовно-ориентированных подходов, а также организация профессиональной переподготовки с последующим обеспечением трудовой занятости реабилитируемого лица. «Психиатрия, психотерапия и клиническая психология» Приложение 203

3 Социальная реабилитация лиц с низкой мотивацией на лечение и недостаточным реабилитационным потенциалом, требующих принудительной изоляции с целью предупреждения совершения ими нарушений общественного порядка, проводится на базе лечебно-трудовых профилакториев системы Министерства внутренних дел (далее — ЛТП). Вышеуказанные подходы нашли отражение в Концепции социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением их к труду (далее — Концепция), которая была одобрена 16 сентября 2015 г. на заседании Межведомственного совета по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака при Совете Министров Республики Беларусь. Согласно Концепции реабилитация граждан, страдающих зависимостью от ПАВ, она осуществляется в области здравоохранения, трудовой, образовательной, социальной и иных сферах как при самостоятельном личном обращении гражданина за помощью в соответствующие организации, так и по направлению заинтересованных государственных органов, в том числе по решению суда. Граждане, страдающие зависимостью от ПАВ, имеют различный реабилитационный потенциал, не всегда заинтересованы в работе, не имеют желания трудоустроиться, а также в дальнейшем работать и соблюдать условия внутреннего трудового распорядка у нанимателей, поэтому предусмотрено 2 вида социальной реабилитации (адаптации) указанных лиц — добровольная и принудительная. Добровольная социальная реабилитация предусматривает самостоятельное личное обращение гражданина за медицинской, социальной и иной помощью в соответствующие организации. Принудительная социальная реабилитация осуществляется по решению суда в соответствии с законодательством Республики Беларусь о порядке и условиях направления граждан в ЛТП. В рамках указанных видов социальной реабилитации целесообразно разработать соответствующие примерные индивидуальные программы и методики в отношении граждан, страдающих зависимостью от ПАВ, ранее не привлекавшихся и привлекавшихся к административной (уголовной) ответственности, с учетом их физического и психического состояния здоровья, имеющихся трудовых навыков, социального статуса. Индивидуальная программа социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, должна представлять собой комплекс индивидуальных реабилитационных мероприятий, имеющих отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок их реализации, направленных на ресоциализацию (социальную адаптацию) граждан, страдающих зависимостью от ПАВ. 204 Psychiatry psychotherapy and clinical psychology Attachment

4 Деятельность по добровольной социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, целесообразно осуществлять на комплексной и поэтапной основе на базе территориальных центров социального обслуживания населения с привлечением соответствующих специалистов организаций здравоохранения, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций. В ходе реализации мероприятий Концепции планируется проработать вопрос о возможности создания центров социальной реабилитации граждан, страдающих зависимостью от ПАВ, в каждом областном центре. Концепцией предлагается предусмотреть возможность формирования государственного социального заказа для целей ресоциализации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с последующим внесением Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения Республики Беларусь необходимых мероприятий в соответствующие подпрограммы государственных программ. С учетом обеспечения государством дополнительных гарантий в области содействия занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, представляется возможным рассмотреть вопрос об облегчении процедуры признания находящимися в трудной жизненной ситуации лиц, страдающих зависимостью от ПАВ, после прохождения ими необходимой медицинской реабилитации и при условии недопущения совершения правонарушений. С целью совершенствования порядка и условий направления граждан в ЛТП Концепцией предлагается: рассмотреть вопрос об ужесточении ответственности граждан, страдающих зависимостью от ПАВ, повторно в течение года совершивших административное правонарушение в состоянии, вызванном потреблением ПАВ; изучить и обобщить положительный опыт осуществления воспитательного воздействия в отношении граждан, находящихся в ЛТП, разработать типовые индивидуальные исправительные программы для различных категорий зависимых лиц, методики организации и проведения отдельных воспитательных мероприятий и воспитательной работы в целом, закрепить их в нормативных правовых и методических документах; повысить уровень вовлечения в работу с гражданами, находящимися в ЛТП, представителей государственных организаций здравоохранения, по труду и социальной защите, иных субъектов профилактики правонарушений, общественных организаций, в том числе осуществляющих свою деятельность на принципах работы групп анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов; «Психиатрия, психотерапия и клиническая психология» Приложение 205

5 улучшить качество оказания психологической помощи гражданам, находящимся в ЛТП, путем организации повышения квалификации сотрудников психологической службы ЛТП на кафедре психотерапии и медицинской психологии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» по программе «Алкогольная и другие виды зависимостей. Психологическая коррекция и реабилитация». Таким образом, предлагаемая система социальной реабилитации пациентов наркологического профиля в республике носит межведомственный характер, призвана обеспечить системных подход и повысить эффективность социальной реабилитации лиц, страдающих зависимостью от ПАВ, что будет способствовать уменьшению негативных социально-экономических последствий пьянства, алкоголизма и наркомании.

Концепция социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением их к труду утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.2015 № 803.

Документ разработан в целях реализации комплексной системы правовых, организационных, социальных, трудовых (профессиональных), образовательных, медицинских, психологических, воспитательных, духовно- нравственных, экономических и иных мер, направленных на реинтеграцию в общество (адаптацию в обществе) граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, страдающих зависимостью от потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо иных одурманивающих веществ, употребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ (далее – ПАВ), в том числе граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

  • лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, – это граждане, страдающие зависимостью от потребления ПАВ, в том числе граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией;
  • обязательное привлечение к труду лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, – это механизм социальной реабилитации данных лиц, предусматривающий формирование у них новых или восстановление утраченных трудовых и профессиональных навыков, повышение трудовой мотивации, а также последующее их трудоустройство;
  • социальная реабилитация (адаптация) лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением их к труду – комплексная система правовых, организационных, социальных, трудовых (профессиональных), образовательных, медицинских, психологических, воспитательных, духовно-нравственных, экономических и иных мер, направленных на реинтеграцию в общество (адаптацию в обществе) этих лиц.

Основными задачами Концепции являются:

  • совершенствование системы социальной реабилитации (адаптации) лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
  • повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых этими лицами;
  • совершенствование порядка и условий направления граждан в лечебно-трудовые профилактории (далее – ЛТП), условий нахождения в них, оптимизация деятельности ЛТП.

Предполагается, что результатами реализации Концепции станут:

  • уменьшение числа лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
  • снижение количества правонарушений, совершаемых этими лицами;
  • сокращение количества ЛТП.

Концепцией предусмотрена поэтапная реализация в 2016–2020 годах комплекса организационных, правовых и иных мероприятий государственными органами и иными организациями. Так в рамках организационно-практических мероприятий Концепции предусматриваются:

  • формирование государственного социального заказа в целях ресоциализации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, местными исполнительными и распорядительными органами, местными Советами депутатов на основе мероприятий подпрограмм соответствующих государственных программ;
  • проведение постоянной агрессивной пропаганды с использованием современных технологий в СМИ в целях выработки установки на ведение трезвого, здорового образа жизни, решительный отказ от потребления ПАВ, информирование населения о достигнутых положительных результатах в сфере социальной реабилитации (адаптации) лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
  • осуществление активной наступательной популяризации физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни посредством выпуска печатных изданий, методических разработок, наглядных пособий и материалов, рекламных видеороликов, изданий, плакатов, стендов, щитов, развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры, максимальное вовлечение в занятие спортом детей и подростков;
  • обеспечение в установленном порядке разработки, апробации и внедрения в практику методик, направленных на социальную, включая медицинскую и иную, реабилитацию (адаптацию) лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, а также граждан, находящихся в ЛТП;
  • совершенствование порядка трудоустройства лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, в том числе граждан, находящихся в ЛТП, выработка и определение конкретных механизмов оказания им содействия в трудоустройстве со стороны местных исполнительных и распорядительных органов, а также нанимателей всех форм собственности с учетом специфики производственных организаций по месту расположения организаций, осуществляющих социальную реабилитацию (адаптацию) данных лиц, ЛТП;
  • рассмотрение возможности законодательного закрепления бронирования рабочих мест для успешно прошедших медицинскую реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, соответствующих их уровню профессиональных навыков, а также признания их находящимися в трудной жизненной ситуации, предоставления им дополнительных гарантий в области социальной защиты;
  • создание условий для обучения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, в том числе граждан, находящихся в ЛТП, по образовательным программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих);
  • обучение лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, в том числе граждан, находящихся в ЛТП, по профессиям (специальностям), наиболее востребованным на рынке труда в Республике Беларусь, с учетом перспектив трудоустройства указанных граждан после успешного прохождения медицинской реабилитации, а также прекращения нахождения в ЛТП;
  • рассмотрение вопроса о целесообразности создания центров добровольной социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией; оптимизация организационной структуры организаций, осуществляющих социальную реабилитацию (адаптацию) лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Читайте также:  Медикаментозные средство от алкогольной зависимости

Определено, что финансовое обеспечение мероприятий Концепции осуществляется за счет средств, выделяемых на содержание государственных органов, участвующих в ее реализации, выполнение государственных программ, а также собственных средств организаций и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Постановление № 803 вступает в силу с 30 сентября 2015 г.

Правительством утверждена Концепция социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением их к труду

Документ разработан в целях реализации мер, направленных на адаптацию в обществе граждан, страдающих зависимостью от потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо иных одурманивающих веществ, употребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ, в том числе граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

Основными задачами Концепции являются:

В числе основных направлений реализации Концепции:

Предусматривается, что выполнение положений Концепции будет осуществляться под руководством Правительства на основе консолидации усилий и ресурсов государственных органов, общественных, религиозных и иных организаций, а также граждан. Координировать работы по реализации Концепции, в свою очередь, будет Межведомственный совет по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака при Совете Министров Республики Беларусь.

По итогам реализации документа планируется достигнуть следующих результатов:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 2015 г. № 803 зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 28 сентября 2015 г. и вступает в силу после его официального опубликования.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

источник

Подходы к организации социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением к труду

1 Старцев А.И., Короткевич Т.В., Максимчук В.П., Кралько А.А. Республиканский научно-практический центр психического здоровья, Минск, Беларусь Подходы к организации социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением к труду В настоящее время проблема обеспечения социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, является крайне актуальной, что обусловлено рядом причин: сохраняющейся высокой заболеваемостью наркологическими расстройствами, недостаточной эффективностью проводимых лечебно-реабилитационных мероприятий в специализированных организациях здравоохранения, отсутствием слаженного межведомственного подхода к организации социальной реабилитации указанной группы лиц. На наш взгляд, система социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением к труду (далее — социальная реабилитация) должна представлять собой комплекс программных, законодательных, организационно-управленческих, финансово-бюджетных и иных мер и институтов, принимаемых и создаваемых в целях кардинального сдвига в решении проблемы оказания помощи лицам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ), и их социализации. Одной из основных задач социальной реабилитации является социальная реадаптация (реинтеграция в общество) лиц, страдающих зависимостью от ПАВ. Кроме того, социальная реабилитация, направленная на восстановление психологического, духовно-нравственного и социального потенциала лиц с зависимостями от ПАВ, может и должна осуществляться не только медицинскими учреждениями. Эффективная социальная реабилитация лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, должна строиться на основе конструктивного постоянного взаимодействия организаций здравоохранения, социальной защиты населения, учреждений образования, профессиональной подготовки и переподготовки, охраны правопорядка, юри- 202 Psychiatry psychotherapy and clinical psychology Attachment

2 дических служб, общественных организаций, с четким разграничением сфер их компетенции. Организация социальной реабилитации возможна только в учреждениях, способных комплексно заниматься данной проблемой, сочетая передовые и перспективные методы работы с четкой структуризацией профилактического процесса. На сегодняшний день таких учреждений в республике нет, однако с учетом рационального использования бюджетных средств целесообразно использовать имеющиеся ресурсы учреждений различной ведомственной подчиненности. Так, организацию центров социальной реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением к труду (далее — центр социальной реабилитации) можно осуществить по территориальному принципу на базе профессионально-технических колледжей, центров социального обслуживания населения, наркологических диспансеров с использованием кадрового потенциала указанных учреждений, что не потребует значительных бюджетных затрат на создание дополнительных структур. Координация межведомственного взаимодействия при создании центров социальной реабилитации на административной территории должна обеспечиваться местными исполнительными и распорядительными органами власти. Примерная последовательность мероприятий социальной реабилитации лиц, страдающих синдромом зависимости от ПАВ, может быть следующей. На первом начальном этапе в специализированных наркологических организациях здравоохранения проводятся: детоксикация, лечение состояния отмены ПАВ, лечение сопутствующих психотических расстройств; сенсибилизирующая терапия синдрома зависимости от ПАВ; определение целесообразности дальнейших лечебно-реабилитационных мероприятий (оценка мотивации, определение целей лечения); выбор и прохождение пациентом программы краткосрочной (до 1 мес.) медико-социальной реабилитации с заключением терапевтического договора. В дальнейшем осуществляется направление лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, в центры социальной реабилитации для прохождения социальной реабилитации по долгосрочным (от б мес. до 1 года) программам. На данном этапе могут применяться различные реабилитационные программы, методы и тренинги психологической коррекции для улучшения социальных навыков, профилактики рецидивов с использованием проблемно-ориентированных, лично-ориентированных, духовно-ориентированных подходов, а также организация профессиональной переподготовки с последующим обеспечением трудовой занятости реабилитируемого лица. «Психиатрия, психотерапия и клиническая психология» Приложение 203

3 Социальная реабилитация лиц с низкой мотивацией на лечение и недостаточным реабилитационным потенциалом, требующих принудительной изоляции с целью предупреждения совершения ими нарушений общественного порядка, проводится на базе лечебно-трудовых профилакториев системы Министерства внутренних дел (далее — ЛТП). Вышеуказанные подходы нашли отражение в Концепции социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с обязательным привлечением их к труду (далее — Концепция), которая была одобрена 16 сентября 2015 г. на заседании Межведомственного совета по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака при Совете Министров Республики Беларусь. Согласно Концепции реабилитация граждан, страдающих зависимостью от ПАВ, она осуществляется в области здравоохранения, трудовой, образовательной, социальной и иных сферах как при самостоятельном личном обращении гражданина за помощью в соответствующие организации, так и по направлению заинтересованных государственных органов, в том числе по решению суда. Граждане, страдающие зависимостью от ПАВ, имеют различный реабилитационный потенциал, не всегда заинтересованы в работе, не имеют желания трудоустроиться, а также в дальнейшем работать и соблюдать условия внутреннего трудового распорядка у нанимателей, поэтому предусмотрено 2 вида социальной реабилитации (адаптации) указанных лиц — добровольная и принудительная. Добровольная социальная реабилитация предусматривает самостоятельное личное обращение гражданина за медицинской, социальной и иной помощью в соответствующие организации. Принудительная социальная реабилитация осуществляется по решению суда в соответствии с законодательством Республики Беларусь о порядке и условиях направления граждан в ЛТП. В рамках указанных видов социальной реабилитации целесообразно разработать соответствующие примерные индивидуальные программы и методики в отношении граждан, страдающих зависимостью от ПАВ, ранее не привлекавшихся и привлекавшихся к административной (уголовной) ответственности, с учетом их физического и психического состояния здоровья, имеющихся трудовых навыков, социального статуса. Индивидуальная программа социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, должна представлять собой комплекс индивидуальных реабилитационных мероприятий, имеющих отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок их реализации, направленных на ресоциализацию (социальную адаптацию) граждан, страдающих зависимостью от ПАВ. 204 Psychiatry psychotherapy and clinical psychology Attachment

4 Деятельность по добровольной социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, целесообразно осуществлять на комплексной и поэтапной основе на базе территориальных центров социального обслуживания населения с привлечением соответствующих специалистов организаций здравоохранения, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций. В ходе реализации мероприятий Концепции планируется проработать вопрос о возможности создания центров социальной реабилитации граждан, страдающих зависимостью от ПАВ, в каждом областном центре. Концепцией предлагается предусмотреть возможность формирования государственного социального заказа для целей ресоциализации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, с последующим внесением Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения Республики Беларусь необходимых мероприятий в соответствующие подпрограммы государственных программ. С учетом обеспечения государством дополнительных гарантий в области содействия занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, представляется возможным рассмотреть вопрос об облегчении процедуры признания находящимися в трудной жизненной ситуации лиц, страдающих зависимостью от ПАВ, после прохождения ими необходимой медицинской реабилитации и при условии недопущения совершения правонарушений. С целью совершенствования порядка и условий направления граждан в ЛТП Концепцией предлагается: рассмотреть вопрос об ужесточении ответственности граждан, страдающих зависимостью от ПАВ, повторно в течение года совершивших административное правонарушение в состоянии, вызванном потреблением ПАВ; изучить и обобщить положительный опыт осуществления воспитательного воздействия в отношении граждан, находящихся в ЛТП, разработать типовые индивидуальные исправительные программы для различных категорий зависимых лиц, методики организации и проведения отдельных воспитательных мероприятий и воспитательной работы в целом, закрепить их в нормативных правовых и методических документах; повысить уровень вовлечения в работу с гражданами, находящимися в ЛТП, представителей государственных организаций здравоохранения, по труду и социальной защите, иных субъектов профилактики правонарушений, общественных организаций, в том числе осуществляющих свою деятельность на принципах работы групп анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов; «Психиатрия, психотерапия и клиническая психология» Приложение 205

5 улучшить качество оказания психологической помощи гражданам, находящимся в ЛТП, путем организации повышения квалификации сотрудников психологической службы ЛТП на кафедре психотерапии и медицинской психологии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» по программе «Алкогольная и другие виды зависимостей. Психологическая коррекция и реабилитация». Таким образом, предлагаемая система социальной реабилитации пациентов наркологического профиля в республике носит межведомственный характер, призвана обеспечить системных подход и повысить эффективность социальной реабилитации лиц, страдающих зависимостью от ПАВ, что будет способствовать уменьшению негативных социально-экономических последствий пьянства, алкоголизма и наркомании.

источник

Программа социальной реабилитации лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью (далее – Программа) Цель Программы Снижение уровня наркотической и алкогольной зависимости среди жителей Алтайского края

социальной реабилитации людей,

и алкогольной зависимостью в православном реабилитационном центре при храме Вознесения Господня

Программа социальной реабилитации лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью (далее – Программа)

Снижение уровня наркотической и алкогольной зависимости среди жителей Алтайского края

Мотивирование лиц, попавших в наркотическую и алкогольную зависимость, на прохождение программы социальной реабилитации.

Психологическая подготовка лиц, попавших в наркотическую и алкогольную зависимость, на прохождение программы социальной реабилитации.

Православная реабилитация лиц, попавших в наркотическую и алкогольную зависимость

Оказание психологической помощи членам семей лиц, попавших в наркотическую и алкогольную зависимость.

Постреабилитационное сопровождение лиц, прошедших курс социальной реабилитации.

Сроки реализации Программы

Перечень основных компонентов

Целевые благотворительные взносы физических лиц, предприятий и организаций, учреждений, фондов и т.п.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

Снижение уровня наркотической и алкогольной зависимости среди жителей Алтайского края путем реабилитации и социальной адаптации лиц, попавших в зависимость.

Развитие и укрепление духовно-нравственных отношений в обществе.

Оказание поддержки людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Пропаганда здорового образа жизни.

Общие положения программы реабилитации

Многолетняя практика работы с лицами, страдающими наркотической и алкогольной зависимостью показывает, что традиционный медицинский подход к лечению наркомании оказывается несостоятельным. Это вполне закономерно. Никакие медикаментозные вмешательства не могут изменить поведение зависимого человека, так как причинами тому являются внутренний психический кризис и глубинные изменения в духовно-нравственной сфере личности.

К сожалению, из-за отсутствия четкого понимания природы зависимостей среди представителей медицинской сферы распространен упрощенный подход к выбору форм и методов лечения. Зависимых людей и их родственников ориентируют не на долгую, глубокую работу над собой и изменение образа жизни, а на поиски быстрых (но дорогостоящих) процедур. Итог — выход в ремиссию хотя бы на год редко превышает 5 % от всех «пролеченных».

Эффективное лечение наркозависимости возможно только при наличии изменения сознания и образа жизни человека, зависимого от наркотиков. Избавление от наркотической зависимости возможно только при условии выбора и принятия новой модели и стратегии жизни наркозависимого с учетом его возможностей, способностей и склонностей, которые помогут обрести ему новый смыл жизни, ради которой он отказался от приема наркотиков, алкоголя и психоактивных веществ. Все это возможно только при условии прохождения курса социальной реабилитации, когда наркозависимый погружается в благоприятные условия жизнедеятельности, направленные на обеспечение достойной, интересной жизни, физическое и психологическое выздоровление.

Целью программы является: снижение уровня наркотической и алкогольной зависимости среди жителей Алтайского края.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • мотивирование лиц, попавших в наркотическую и алкогольную зависимость, на прохождение программы социальной реабилитации.
  • психологическая подготовка лиц, попавших в наркотическую и алкогольную зависимость, на прохождение программы социальной реабилитации.
  • социальная реабилитация лиц, попавших в наркотическую и алкогольную зависимость
  • оказание психологической помощи членам семей лиц, попавших в наркотическую и алкогольную зависимость.
  • постреабилитационное сопровождение лиц, прошедших курс социальной реабилитации.

Основными принципами реализации программы социальной реабилитации лиц, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью, являются:

  1. Соблюдение прав человека и гражданина, уважение достоинства личности. Оказание помощи лицам, страдающим наркотической и алкогольной зависимостями, осуществляется на основе признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, уважения достоинства личности, носит гуманный характер, не допускает унижения чести и достоинства граждан, а также учитывает этнокультурные традиции и менталитет.
  2. Духовно-ориентированный подход. Духовная психотерапия на основе нравственных ценностей и установок Русской Православной Церкви является основным средством реабилитации. Ведущее значение в реабилитационном процессе занимает воцерковление, обретение духовных ориентиров лиц, страдающих наркотической или алкогольной зависимость, а также членов их семей.
  3. Добровольное согласие выбора программы социальной реабилитации. Участие лиц, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью в реабилитационном процессе предполагает наличие добровольного согласия оформленного в письменном виде в виде договора, подписанного при поступлении реабилитационный центр. Граждане имеют право в любое время отказаться от курса социальной реабилитации. В случает отказа от курса социальной реабилитации лицам, страдающим наркотической или алкогольной зависимости, а также членам их семей разъясняются возможные последствия принятого ими решения.
  4. Отказ от употребления психоактивных веществ в немедицинских целях. Прохождение курса социальной реабилитации предполагает полный отказ от употребления наркотических, алкогольных веществ, табака. Программа ориентирует на достижение такого духовного и психического состояния, при котором возврат к наркотизации невозможен в результате глубинной перестройки мировоззренческих установок.
  5. Личностно-ориентирвоанная направленность реабилитационного процесса. При построении реабилитационного процесса учитываются индивидуальные особенности социальной ситуации жизнедеятельности лиц, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью, а также членов их семей. Принцип предполагает, что каждый участник реабилитационной программы рассматривается как самостоятельная уникальная личность, имеющая право принятия окончательного решения по всем вопросам, касающимся прохождения программы социальной реабилитации.
  6. Конфиденциальность информации о лицах, проходящих курс социальной реабилитации. Данный принцип обязывает сотрудников организации, реализующих программу социальной реабилитации обеспечивать закрытость информации личного характера, которая стала известна при исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей. Информация о лицах, проходящих курс социальной реабилитации, а также ее эффективности предоставляется заинтересованным структурам только в обобщенном виде. Предоставление сведений о лицах, проходящих курс социальной реабилитации, допускается по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.
  7. Комплексность реабилитационных мероприятий. Мероприятий программы социальной реабилитации предполагают единство духовных, социальных психологических, педагогических методов работы, что отражается во взаимодействии священника, психолога, социального педагога, медицинского работника, социального работника.
Читайте также:  Лечение алкогольной зависимости амбулаторно

Достижение цели и решение задач осуществляет путем реализации комплекса реабилитационных мероприятий по следующим направлениям.

Духовно-нравственный компонент реабилитации включает в себя формирование нравственной системы ценностей на основе традиций и заповедей Русской Православной церкви, социально-конструктивных мировоззренческих установок, представлений об основах здорового образа жизни, активной жизненной позиции, навыков устойчивого отказа от употребления наркотиков и алкоголя. Данный компонент программы социальной реабилитации включает в себя:

  • организация работы по духовному оздоровлению личности на основе нравственных ценностей Русской Православной Церкви;
  • проведение бесед о духовности, нравственности, культуре и искусстве, обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов;
  • организация и проведение клубной работы для формирования и развития интересов лиц, проходящих курс социальной реабилитации;
  • организация работы библиотеки, обеспечение книгами, журналами и газетами духовно-нравственной направленности;
  • организация и проведение культурно-массовых мероприятий, празднования дней рождения и других праздничных и памятных дат.

Социально-педагогический компонент реабилитации направлен на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности наркозависимого человека, недостатков его мышления и поведения, обучение навыкам конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с окружающим людьми, развитие духовных потребностей, расширение культурно и общего кругозора, снижения степени социальной дезадаптации.

  • содействие в получении трудовых навыков в соответствии с их физическими и умственными способностями;
  • проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса;
  • восстановление навыков правильной ориентации в окружающей среде, безопасного пользования средствами транспорта, навыками самостоятельного жизнеобеспечения;
  • оказание помощи в правильном понимании и решении стоящих перед ним социально-педагогических проблем (родительско-детские отношения, супружеские и семейные отношения, предупреждение и преодоление педагогических ошибок, межличностные отношения в семье и т.п.);
  • оказание помощи в повышении коммуникативной компетентности, овладении навыками бесконфликтного и конструктивного поведения и решения, возникающих проблем.

Социально-психологический компонент реабилитации направлен оказание реабилитантам психологической помощи по восстановлению или формированию способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли, эффективно взаимодействовать в различных областях социальных отношений. На данном этапе ведущую роль играет психологическая коррекция отклонений в психическом развитии, эмоциональном состоянии и поведении реабилитанта. Данный компонент программы социальной реабилитации включает в себя:

  • психологическую диагностику личности лиц, проходящих курс социальной реабилитации;
  • работы по психологической коррекции отклонений в поведении лиц, проходящих курс социальной реабилитации;
  • проведение групповой и индивидуальной психотерапии;
  • проведение обучающих тренингов по преодолению созависимых отношений;
  • социально-психологический патронаж, систематическое наблюдение за реабилитантами для своевременного выявления ситуации психического дискомфорта.

Социально-терапевтический компонент реабилитации заключается в обязательном несении трудового послушания, развития трудолюбия, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности после прохождения курса социальной реабилитации. Данный компонент ориентирован на социальную интеграцию, обеспечение материальной независимости, возможности самообеспечения и повышения социального статуса.

  • организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства лиц, прошедших курс социальной реабилитации;
  • проведение социально-трудовой реабилитации, создание условий для использования остаточных трудовых возможностей;
  • формирование положительных социальных установок, облегчающих возвращение к труду, профессии и социализации в обществе.

Этапы прохождения Программы

Многолетняя практика работы с лицами, страдающими наркотической и алкогольной зависимостью показывает, что традиционный медицинский подход к лечению наркомании оказывается несостоятельным. Это вполне закономерно. Никакие медикаментозные вмешательства не могут изменить поведение зависимого человека, так как причинами тому являются внутренний психический кризис и глубинные изменения в духовно-нравственной сфере личности.

К сожалению, из-за отсутствия четкого понимания природы зависимостей распространен упрощенный подход к выбору форм и методов лечения. Зависимых людей и их родственников ориентируют не на долгую, глубокую работу над собой и изменение образа жизни, а на поиски быстрых (но дорогостоящих) процедур. Итог — выход в ремиссию хотя бы на год редко превышает 5 % от всех «пролеченных».

Эффективное лечение наркозависимости возможно только при наличии изменения сознания и образа жизни человека, зависимого от наркотиков. Избавление от наркотической зависимости возможно только при условии выбора и принятия новой модели и стратегии жизни наркозависимого с учетом его возможностей, способностей и склонностей, которые помогут обрести ему новый смыл жизни, ради которой он отказался от приема наркотиков, алкоголя и психоактивных веществ. Все это возможно только при условии прохождения курса социальной реабилитации, когда наркозависимый погружается в благоприятные условия жизнедеятельности, направленные на обеспечение достойной, интересной жизни, физическое и психологическое выздоровление.

Процесс социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потреблявших наркотики в немедицинских целях, включает в себя несколько этапов:

На данном этапе осуществляется подготовка наркозависимого к прохождению программы социальной реабилитации. Специалисты консультационных пунктов знакомят зависимого и его близких с природой зависимости и способах ее преодоления. При необходимости проводятся ознакомительные экскурсии в реабилитационные центры. Большое внимание отводится психологической подготовке и формированию устойчивой мотивации зависимого к избавлению от пагубной зависимости и стремления вести социально конструктивный образ жизни.

2. Прохождение курса православной реабилитации. Процесс православной реабилитации лиц, потреблявших наркотики в немедицинских целях, длится в среднем не менее одного года. В этот период реабилитируемые находятся под строгим медицинским контролем и систематически проходят медицинские осмотры. Не маловажное значение отводится психологическому сопровождению процесса реабилитации. Профессиональные психологи осуществляют не только контроль за изменением психического и личностного состояния реабилитируемых, но и оказывают необходимую психологическую помощь, постоянно оценивают социально-психологический климат в коллективе реабилитируемых..

Благодаря накопленному опыту была выстроена целостная система православной реабилитации и ресоциализации лиц, потреблявших наркотики в немедицинских целях, основными принципами которой являются:

  • ограждение воспитанников от привычной среды, отказ от приема алкоголя, табака, строгое соблюдение распорядка дня, ведение здорового образа жизни;
  • восстановление утерянных ценностей и отношений с окружающим миром, и смысложизненных установок, раскрытие духовно-нравственного потенциала посредством приобщения воспитанников к Православной культуре и участия в церковных службах;
  • участие в посильной трудовой деятельности, которая позволяет не только избавиться от болезненных зависимостей, но способствует формированию конструктивных стратегии поведения;
  • соблюдение основ здорового образа жизни и систематические занятия физкультурой и спортом, участие в районных, городских и краевых спортивных соревнованиях;
  • участие в подготовке и проведении культурно-массовых и общественных мероприятий, проводимых государственными и муниципальными органами власти, учреждениями и общественными организациями (музыкальные фестивали, конкурсы художественной самодеятельности);
  • участие в проведении профилактических мероприятий в образовательных учреждениях различного уровня, воинских частях, трудовых коллективах;
  • осуществление опеки над инвалидами, одиноко проживающими престарелыми гражданами, которым оказывается помощь в ведении домашнего хозяйства и т.п.
  • участие в социальных рейдах с целью оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Программа реабилитации осуществляется с участием духовенства, врачей, психологов, педагогов и социальных работников.

Немаловажное значение в социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потреблявших наркотики в немедицинских целях отводится работе с семьями созависимых. Это не только консультирование и психологическая поддержка членов семей лиц, находящихся на реабилитации, но и восстановление духовных ценностей, нравственных устоев, воцерковление родителей.

3. Этап ресоциализации. На данном этапе происходит подготовка лиц, потреблявших наркотические или психоактивные вещества в немедицинских целях к жизни в обществе в новом социальном статусе человека, независимого от наркотических или психоактивных веществ. Немаловажное значение отдается активной общественной деятельности. В центре ресоциализации бывшие наркозависимые участвуют в общественной деятельности, работают в качестве референтов, волонтеров, помощников руководителей филиалов. Одним из направлений ресоциализации лиц, потреблявших наркотики в немедицинских целях, является обучение на Катехизаторских курсах. Обучение на курсах является не только важным условием подготовки референтов-волонтеров, но и позволяет углубить знания по различным церковным дисциплинам, познакомиться с православным мировоззрением, с церковным и научным взглядом на духовно-нравственную сторону жизни человека, а так же с опытом миссионерской и социальной работы. Немаловажное значение уделяется восстановлению утерянных трудовых навыков и подготовке к трудовой деятельности.

4. Постреабилитационное сопровождение лиц, потреблявших наркотики в немедицинских целях. Данный этап является ключевым в реабилитационной программе. Главная задача данного этапа – максимально возможное продление стадии ремиссии. В ситуации высокого риска возникновения ремиссии оказываются лица, попадающие в прежние социальные условия, для которых характерны следующие неблагоприятные факторы: давление бывших знакомых-наркоманов, кризисные отношения в семье, конфликты с окружающими, психотравмы и др. При возвращении реабилитируемого в прежние социальные условия проводится большая подготовительная работа с родителями по изменению образа жизни и минимизации влияния негативных социальных факторов. В среднем период постреабилитационного сопровождения длится от шести месяцев до трех лет.

Одной из основных задач постреабилитационной поддержки является помощь в построении зрелых семейных отношений выпускников и членов их семей. Психолого-педагогическая служба оказывает лицам, проведшим курс социальной реабилитации, а также членам их семей поддержку, выполняя следующие функции:

  • поддерживающая функция — специалисты оказывают помощь в коррекции искаженных форм поведения в семейных взаимоотношениях, в распределении ролей в семье;
  • посредническая функция — специалисты выступают в роли посредников, содействуя восстановлению нарушенных связей семьи с окружающим социумом и ее членов между собой;
  • функция обучения — специалисты способствуют дальнейшему освоению навыков общения и самопознания, ответственного родительства;
  • функция развития — специалисты помогают выпускникам и членам их семьи в дальнейшем развитии и закреплении основных социальных умений и навыков, таких как навыки ответственного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей.

Алгоритм оформления и приема на реабилитацию

  1. Организация работы телефона доверия и постоянно действующего консультационного пункта, на котором постоянно работают психолог, референты-волонтеры, специалисты филиалов реабилитационного центра.
  2. Установление первичного контакта с людьми, обращающимся за информационно-консультативной помощью. По телефонам доверия осуществляется предварительная консультация, прием обращений и запись на консультацию. Как показывает практика, в 95% случаев за консультацией обращаются родственники лиц, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью.
  3. Проведение ознакомительной консультации. Консультация осуществляется в специализированных консультационных пунктах, работа которых организована на базе православных приходов Алтайского края. Целью консультации является прояснение специфики протекания зависимости от наркотических или психоактивных веществ, осознание необходимости реабилитации, оценка реабилитационного потенциала, прояснение сути проблемы зависимого, определение степени готовности наркозависимого к прохождению реабилитации, составление рекомендации к эффективному взаимодействию родственников и наркозависимого.
  4. В случаи неготовности наркозависимого к прохождению программы социальной реабилитации специалистами проводятся мотивирующие консультации. Целью мотивирующих консультаций является мотивирование наркозависимого на прохождение курса социальной реабилитации, описание преимуществ жизни без употребления наркотических и психоактивных веществ, примеров полноценной жизни людей, прошедших курс социальной реабилитации и ресоциализации.
  5. Консультационная работа с наркозависимым и членами его семей. В зависимости от сложности социальной ситуации наркозависимого консультационная работа может длиться от 7 дней до 3-4 месяцев. В ходе этой работы обратившиеся получают информацию о реабилитационном центре и программе социальной реабилитации, распорядке дня в центре, условиях помещения на реабилитацию, сбор информации, необходимой для помещения на реабилитацию. Важное значение на данном этапе имеет признание наркозависимым наличие проблемы и необходимости ее решения совместными усилиями, убеждение родственников наркозависимого о необходимости изменения собственного поведения и образа жизни, воцерковление членов семьи зависимого. Целью данного этапа является психологическая подготовка наркозависимого к прохождению программы социальной реабилитации.
  6. Оформление на программу социальной реабилитации. На данном этапе наркозависимым и членами его семьи подписывается договор на прохождение программы социальной реабилитации, предоставляются необходимые медицинские справки, оформляется личное дело, психолог проводит входящий контроль психического состояния наркозависимого.
  7. Помещение в отделение карантина. Длительность нахождение в отделении карантина составляет от 3 до 7 дней. Позволяет подготовиться к соблюдению строго режима дня установленного в центре. На данном этапе происходит детальная оценка психического состояния наркозависимого и определяется центр, в котором наркозависимый будет проходит программу социальной реабилитации.
  8. Помещение в реабилитационный центр.

Противопоказания к прохождению курса социальной реабилитации

К прохождению курса социальной реабилитации не могут быт допущены лица, имеющие следующие особенности:

  • состояние острой наркотической, алкогольной или другой токсикации;
  • наличие психопатических состояний с бредом, галлюцинациями, выявленными аффективно-волевыми нарушениями;
  • наличие выраженного суицидального риска (суицидальные высказывания, тенденции к осуществлению суицидальных мыслей и т.п.);
  • выраженный асоциальный характер поведения наркозависимого, подтвержденный анамнестическими сведениями;
  • наличие сопутствующих тяжелых соматических заболеваний, требующих специального обследования и лечения;
  • острые психотические расстройства различного происхождения или выраженное слабоумие (олигрофения, деменция);
  • инвалидность 1 и 2 группы, требующая специального медицинского ухода.

При улучшении психического и физического состояния наркозависимого вопрос о его напралении на прохождения курса социальной реабилитации рассматривается повторно.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

Программа носит социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут оказывать положительное влияние на различные стороны жизни населения края.

Реализация Программы позволит добиться позитивного изменения ситуации, связанной с распространением незаконного потребления наркотиков, будут способствовать, прежде всего, снижению уровня наркотической и алкогольной зависимости среди жителей Алтайского края.

Сокращение показателя заболеваемости наркоманией приведет к снижению ущерба от злоупотребления наркотиками, уменьшению затрат бюджетов всех уровней, направляемых на стационарное и амбулаторное лечение потребителей наркотиков, а также окажет позитивное влияние на демографическую ситуацию в крае.

Социально-экономическая эффективность Программы оценивается по изменению статистических показателей, характеризующих ситуацию со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом в крае.

источник