Меню Рубрики

Социальная работа с родителями с алкогольной зависимостью

Больше всего от пьянства родителей страдают дети, особенно тяжело тем из них, у которых пьют матери. Как правило, они лишены материнской заботы и ласки, постоянно видят опустошенную, опустившуюся женщину.

Термин семейный алкоголизм подразумевает наличие алкоголизма у ряда членов семьи в различной степени родства. Алкоголизм не передается по наследству. Но учеными установлено, что передается предрасположенность к спиртному.

«Медициной давно доказано, – пишет доктор медицинских наук В. Маскаленко, – что алкоголизм – болезнь семейная. Но семейная и наследственная – это не одно и тоже. Дети алкоголиков в пять раз чаще становятся алкоголиками, чем дети трезвенников».[4] Наследственное предрасположение к алкоголизму не может реализоваться вне социального окружения. Иными словами, пусть у человека будет хоть с обеих сторон отягощенная наследственность, он может выбрать трезвость.

Крупные отечественные психиатры и невропатологи уже в начале XX века отличали большую частоту семейного алкоголизма. Так, выдающийся невропатолог Л.С. Минор при обследовании 9760 больных алкоголизмом обнаружил в 88 % его семейный характер.[5] При этом было отмечено преобладание алкоголизма среди родственников больных преимущественно по отцовской линии. В других исследованиях также подтверждается семейный характер алкоголизма с преобладанием его у сыновей.

Некоторые исследователи считают алкоголизм семейным заболеванием. Не вызывают сомнения факты подтверждающие более высокую заболеваемость алкоголизмом в семьях, где есть алкоголики. Однако в каждом отдельном случае «семейного» алкоголизма необходимо определить, чем обусловлена болезнь наследственностью или воспитанием.

Известный русский психиатр Ф.Е. Рыбаков, изучивший проблему алкоголизма, указывал, что от пьющих родителей дети получают зачатки расположения к пьянству, но определяют в конечном итоге алкоголизм не они, а условия воспитания.

2. Общетеоретический анализ технологии социальной работы с семьями алкоголиками. Особенности работы с семьями алкоголиками в Мурманске

2.1 Технология социальной работы в семье алкоголиков

В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на начало 2009 года, 3059 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие.[6]

Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.

Департамент по делам детей, женщин и семьи Минтруда России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с семьей и детьми, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида, семьи алкоголиков и другие). Вместе с тем семейные проблемы (дисфункция семейных связей, патология отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна.

К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи семье и детям, которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.

Работа с пьющей семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование и наблюдение, которое должно начинаться с изучения семьи, составления их социальной карты. Необходимо правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. Своеобразное вмешательство способно предотвратить серьезные осложнения в будущем.

Семьи больных алкоголизмом – страдают во многих отношениях. Главные их проблемы – психологические. С ними могут быть тесно связаны и проблемы здоровья. Алкоголизм чреват большими потерями в семейном бюджете.

Работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, ибо в ходе ее затрачиваются сведения и моменты, разглашение которых может нести серьезный ущерб индивидам, а неловкое обращение с ними непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с членами семьи.

Специалист по социальной работе должен поставить перед собой цель – «помочь больному бросить пить», которую необходимо достичь и которая включает в себя следующие этапы:

1) дать основные сведения о вредном действии алкоголя на организм человека, об опасности злоупотребления спиртными напитками;

2) внушить мысль о недопустимости употребления спиртных напитков детьми, об особой опасности злоупотребления алкоголем в молодом возрасте;

3) объяснить сущность пьянства, опасность перехода его в алкоголизм, показать социально – экономические последствия пьянства и алкоголизма;

4) настроить всех на решительную борьбу с пьянством и его проявлениями, ознакомить с мерами этой борьбы.[7]

В своей работе можно использовать различные средства. Надо исходить из того, что каждому человеку в зависимости от его характера, пола, возраста свойственно сравнительно лучшее восприятие какого-либо одного из методов.

2) эпизодические лекции, беседы, групповые беседы, которые помогают преодолеть барьер предвзятости и исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы;

3) тематические вечера, вечера вопросов и ответов;

4) научно-популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты;

5) семейную психопрофилактику;

6) группы взаимопомощи, объединяют людей имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают. Такие группы включают не больше 5-7 человек. Каждый участник не только принимает помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этого собственные ресурсы и силы.

Необходимо всегда помнить, что не существует простого, быстрого и легкого способа преодолеть проблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение. Социально-психологическая работа с семьей – это всегда психосоциальная работа: социальные трудности и проблемы влекут за собой психологические и психопатические последствия; для коррекции психологических нарушений необходимо оказание помощи не только психоконсультационной и психотерапевтической, но и социальной, т.е. устранение той социальной проблемы, которая вызвала психологические отклонения.

источник

. Алкогольная семья как объект социально-педагогической деятельности

1.1 Социально-педагогическая характеристика алкогольной семьи

1.2 Влияние алкогольной семьи на социализацию детей

2. Организация работа социального педагога с алкогольной семьёй

.1 Формы и методы работы социального педагога с алкогольной семьёй

2.2 Методические рекомендации по работе социального педагога с семьей

Список использованных источников

Приложение А Анкетирование «Здоровый образ жизни»

Приложение Б Проведение тестирования «Хороший ли вы родитель»

Приложение В Социально-психологический тренинг «Телефон доверия»

Приложение Г Семейная конкурсная программа «Неразлучные друзья — взрослые дети»

Актуальность курсовой работы. На сегодняшний день в России отмечается рост числа семей алкоголиков. Такие семьи острая социально-педагогическая проблема, так как они не выполняют основную общественную функцию — воспитательную. Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Алкоголизм-это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием.

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадаптации таких детей. Эмоционально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом. Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь семье находящейся в кризисе помочь ребёнку социально адаптироваться в макросоциальной среде.

Цель курсовой работы: изучить алкогольную семью как социально-педагогическую проблему.

Объект курсовой работы: алкогольная семья как объект социально-педагогической деятельности

Предмет курсовой работы: работа социального педагога с алкогольной семьёй.

. Изучить алкогольную семью как социально-педагогическую проблему.

. Расмотреть влияние алкогольной семьи на социализацию детей

. Систематизировать формы и методы работы социального педагога с алкогольной семьёй.

. Разработать методические рекомендации по работе социального педагога с семьей.

Методы курсовой работы: анализ научной и научно-методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта.

1. Алкогольная семья как объект социально-педагогичесой деятельности

1.1 Социально-педагогическая характеристика алкогольной семьи

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.(8,с.50)

Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребенку. Любовь родителей к своему ребенку — это любовь во имя будущего ребенка. У семейного воспитания есть и свои методы. В разных семьях они используются по_своему. Это, например, личный пример, обсуждение, доверие, показ, сопереживание, похвала, проявление любви, возвышение личности, юмор, контроль, поручение, традиции.

Семейное воспитание — очень важный шаг в развитии становления личности ребенка. Особенно в первые годы жизни ребенка. До тех пор, пока ребенок не пошел в школу. Чем больше родители уделяют внимания своему ребенку (не слишком балуя его), тем большая польза будет для ребенка. Родители должны не только хорошо воспитывать ребенка, но и подавать личный пример. Это очень важно для ребенка, потому что он постоянно ориентируется на родителей (близких людей). (1,с.113)

Повышение числа неблагополучия в семье, где родители, доведенные до отчаяния, пытаются найти для себя выход в приобщении к алкоголю, срывают свою злость на беззащитных детях, демонстрируют асоциальные формы поведения (бродяжничество, попрошайничество, воровство и т. д.). Вступив на такой путь, семья деградирует в человеческом и социальном планах, обрекая на такое же скудное существование всех членов семьи и детей особенно.

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия, но и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

Алкогольная семья — это дисфункциональная семья 1. Размытость, нечеткость границ своего Я

Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуе-то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а ка- — ненормальны, теряют твердость психологической почвы под ногами. Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечеткости границ личности.

Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

Поскольку потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, у него появляется закономерное желание, чтобы им занимались. Он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.

Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это произошло потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов он «заслуживает» все то плохое, что с ним приключается. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя.

5. Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи

В здоровой семье создаются подходящие условия для духовного роста, что позволяет каждому члену семьи иметь свои границы, уважаемые всеми. По-другому существует семья с алкогольной зависимыми членами: атмосфера в ней нестабильная, поскольку алкоголизм забирает много энергии, которая в нормальной семье направляется на поддержание благоприятного психологического климата и на создание здоровой окружающей среды для самореализации и самосовершенствования личности.

Как известно, своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери (жены). Естественно, она не может оставаться безучастной к тому, что происходит с ее мужем, отцом детей, болезненно переживает трагедию семьи и живет в постоянном страхе, что с кем-то из близких может случиться беда. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным характерологическим сдвигам у жены, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

Созависимость определяют как эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, развившееся в результате длительной подверженности стрессу и использования подавляющих правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства, а также прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. Главная характеристика созависимости — направленность личности вовне, что обусловлено ее заниженной самооценкой. Созависимыми могут быть как жены, так и любые другие члены семьи больного алкоголизмом. Сам больной зависит от алкоголя, а те, кто живет рядом с ним, зависят от его состояния.

Как же проявляется созависимость в алкогольной семье? Какие сферы ее жизнедеятельности затрагиваются в первую очередь. Каковы характерологические особенности созависимых членов семьи?

Во-первых, созависимые супруги не знают, где кончается личность одного и начинается личность другого. У жен размыты границы своего Я, потому что вся жизнь вертится вокруг больного, и каждый воспринимает его проблемы как свои собственные. При этом всех заботит вопрос о том, какое впечатление созависимые члены семьи производят на окружающих. По этой причине кто-то из них, чаще всего жена, берет на себя всю ответственность за происходящее в доме, предполагая свою независимость в семье.

Читайте также:  Личность с алкогольной зависимостью алкогольная зависимость

Во-вторых, созависимый член семьи может сознательно принять на себя роль страдальца, который вынужден безропотно нести свой крест ради сокрытия пьянства другого от окружающих и сохранения семьи. Например, жена верит в то, что страдает за святое дело, и считает себя героиней. Вера помогает ей длительно сохранять и поддерживать ситуацию, разрушительный характер которой для семьи очевиден всем. В ущерб детям, жены-страдалицы тратят много энергии на заботу о пьющем муже, ведут без него хозяйство и извиняются за проявляемые им вспышки недовольства и агрессии. Параллельно с этим они пытаются контролировать мужей моральными упреками, скандалами и придирками. Затем начинают действовать — прятать алкоголь, изымать деньги и стараются организовать досуг, увлечь мужа каким-то занятием, чтобы отвлечь от пагубного пристрастия. Они надеются (даже уверены!), что их усилия увенчаются успехом, и думают, что дети воспринимают семейную ситуацию так, как им приказала мать. Но обычно подобный контроль не приводит к желаемому результату, пьянство мужа не прекращается, что расценивается женой как ее собственное поражение, а повторяющиеся поражения усугубляют депрессию.

В-третьих, созависимые жены вовлечены в процесс сокрытия правды. Они заботятся только о том, чтобы их семья производила внешне благоприятное впечатление. По этой причине скрывают свои истинные чувства перед окружающими: они усвоили, что на виду им можно испытывать только положительные переживания, и на экспрессивном уровне демонстрируют их, чтобы поддержать имидж всем довольной и счастливой женщины. В результате созависимые жены легко верят всему, особенно, если сказанное совпадает с желаемы . Они видят, лишь то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. Нечестность близко соприкасается с утратой моральных принципов.

В-четвертых, созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз»: изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а на решение таких задач, как выслушивание и просто пребывание рядом с детьми, у нее не остается ни времени, ни сил.

В-пятых, многие поступки созависимых жен мотивированы страхом: они полны тревожных предчувствий, вечного ожидания плохого, потому что действия больных алкоголизмом непредсказуемы. В этих условиях из-за опасений, что с их близкими случится что-то неприятное или трагическое, они усиливают свой контроль, становясь все более ригидными.

В свою очередь ригидность может проявляться в нескольких разновидностях: на когнитивном уровне укладывается в дихотомии: или — или: все или ничего, любовь — ненависть и т.д. Поведенческая ригидность выступает как стереотипность ежедневных, рутинных действий. Духовная (моральная) ригидность предполагает, что все оценки лежат в плоскости хорошего — плохого, а стандарты ожидаемого поведения абсолютны. Эмоциональная ригидность сказывается в том, что созависимые имеют тенденцию попадать в ловушку одного единственного чувства. Общеизвестна также ригидность ролевых функций в семьях больных алкоголизмом. На этом фоне у созависимых супругов появляется склонность судить и осуждать других.

Семейная атмосфера, отягощенная обстоятельством наличия в доме пьющего, усугубляется еще и указанными выше психологическими характеристиками созависимых членов, в первую очередь жены. Ригидность мыслей, чувств, форм поведения исключает разнообразие оттенков, плавных переходов, существующих между крайностями. В силу этого супружеские отношения также тяготеют к крайностям, во многом зависят от ситуации: супруги легко переходят от любви к ненависти, от подъема настроения к депрессии, от эмоционального отчуждения к интимности. Все это усугубляет проблему дисфункции семьи, для решения которой ни один из супругов не предпринимает действенных мер. Кроме того, как отмечают специалисты, созависимый супруг со временем по своим психологическим характеристикам становится все больше похожим на больного алкоголизмом, является его зеркальным отражением.

Известно, что больные алкоголизмом часто используют отрицание как примитивный механизм защиты. В частности, пьющий муж отрицает причинную связь между своим пьянством и теми проблемами, которые возникают в результате этого. Созависимая жена также не видит связи между алкоголем и семейными проблемами. Она не может постичь, что ее собственное поведение усугубляет дисфункцию семьи. Отрицание этого сопряжено с большим психическим напряжением и может вызывать острые чувства замешательства, вины, тревоги, ярости. Как пьющий не хочет, чтобы его расценивали как алкоголика, так и жена не желает быть признанной жертвой. Поэтому ни тот, ни другой не склонны искать информацию об алкоголизме, его вреде для здоровья и возможных путях и средствах избавления от алкогольной зависимости, поскольку это значило бы признать наличие у себя таких проблем.

Близость состояний пристрастия к алкоголю и созависимости проявляется в том, что в обоих случаях человек теряет энергию, здоровье, способность трезво мыслить и адекватно переживать. Свои усилия каждая из сторон направляет в непродуктивное русло: пьющий муж озабочен навязчивыми мыслями о прошлой или будущей выпивке, а созависимая жена так же навязчиво думает о том, как проконтролировать его поведение. В результате подобной «симбиотической связи» у обоих возможно появление сходных соматических расстройств в виде нарушения деятельности органов пищеварения, головных болей, гипертензии и др. Даже похмельный синдром имеет свой эквивалент созависимости: повторный брак с больным алкоголизмом. Как больной ищет алкоголь, чтобы облегчить симптомы похмелья, так и созависимая жена, оставившая привычное для себя окружение, вновь возвращается в такую же среду, чтобы смягчить проявления синдрома лишения.(14,с.12)

Таким образом в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему поколению.

.2 Влияние алкогольной семьи на социализацию детей

социальный педагог алкогольный семья

Жизнь ребенка — это неуклонный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. (6,с.43)

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом — его социализированность.

Социализированность — это достижение человеком определенного баланса приспособления и обособления в обществе.

О мере приспособления человека к обществу свидетельствует ряд признаков:

— степень овладения знаниями, умениями и установками, необходимыми для реализации ролевых ожиданий и предписаний, характерных для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.);

— наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т.е. мера согласованности самооценок и притязании человека с его возможностями и реалиями социальной среды);

— необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.

В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие:

— наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия);

— наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психологическая автономия);

— реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия);

— мера готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни — креативность (поведенческая автономия). (9,с.287).

Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди уже привыкли. Особенно уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика — все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на дальнейшую жизнь.

Известный детский психиатр М. И. Буянов по этому поводу замечает, что нет такой семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не приводило к беде. Риск заболеть хроническим алкоголизмом в будущем у детей, выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляли спиртными напитками. Дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. Кроме того, дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к возможному попаданию их в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в подобной семье, должен неизбежно усвоить сложившиеся в ней формы поведения, которые в большинстве случаев расходятся с социально приемлемыми вариантами. В семьях с химической (алкогольной) зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненным кредо: «не говори», «не доверяй», «не чувствуй». (13,с.92).

Третье правило «не чувствуй» — естественным образом вытекает из первых двух. То, что происходит с ними, может быть больно, грязно, стыдно и безнадежно. Но вместо того, чтобы чувствовать эту острую боль, маленькие люди учатся тому, как ее притуплять. Они вынуждены учиться прятать, отрицать или игнорировать свои чувства. Дети уже в раннем школьном возрасте прекрасно умеют отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, убеждая себя и окружающих в том, что у них все благополучно. Но, пожалуй, наиболее уязвимыми в этом плане они становятся в подростковом периоде. Как считают специалисты, подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но часто и сам пытается найти ключ к решению семейных проблем в алкоголе. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности, который по своему проявлению сходен с нарушениями психического здоровья (в частности, с некоторыми формами шизофрении). Подросток становится грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам.

Естественно, вышеуказанные характерологические изменения личности ребенка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи и особенностей поведения пьющих взрослых. Опыт работы практических психологов с такими семьями и воспитывающимися в них детьми показал, что отклонения в психическом развитии и становлении личности ребенка в значительной степени обусловлены общей семейной атмосферой. Волей-неволей он оказывается втянутым в решение многих семейных проблем и вместе с взрослыми несет груз ответственности за то, что происходит в доме. Все это не может не отразиться на особенностях его мировосприятия, чувств и поведения.

Зарубежными авторами, занимающимися изучением проблем детей из алкогольных семей, выделен ряд семейных условий, которые больше всего влияют на характер становления личности:

. «Этот ужасный секрет семьи». В алкогольной семье родители пытаются скрыть от детей все плохое, что связано с пьянством, хотя сделать это достаточно трудно. Поэтому вся семья вынужденно играет роль вполне благополучной, сокрытие семейных проблем становится образом жизни. Вследствие этого дети оказываются жертвами двойного стандарта: с одной стороны, они видят и понимают, что происходит в их семье на самом деле, а с другой — боятся открыто говорить об истинном положении вещей и о своих проблемах не только с окружающими людьми, но и с близкими, становятся замкнутыми.

. «Жизнь в укрытии». По мере взросления дети начинают понимать, что люди осуждают пьянство и особенно пьющих родителей. Поэтому всеми силами они стремятся скрыть позор своей семьи от соседей и сверстников, не могут обсуждать интересующие их вопросы с друзьями и учителями из-за боязни, что те посоветуют им обратиться за разъяснением к родителям и таким образом страшная семейная тайна станет известна многим. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность. В этих условиях секретность, увертки, обман становятся неотъемлемыми компонентами жизни. Чем больше секретности, тем больше запутанности, вины, борьбы, конфликтов и ссор, разъединения членов семьи, психологической изоляции и одиночества.

. «Что же реально». Ребенку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним — чувство надежности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребенок чувствует свое бессилие и потому, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу, опасные предчувствия и впадает в состояние фрустрации.

. «Послания с двойным смыслом». Живущий в алкогольной семье ребенок довольно часто слышит такое, что содержит в себе противоречивый смысл. Подобные обращения к детям называют смешанными посланиями или информацией с двойным смыслом. Например, мать говорит ребенку: «Я тебя люблю, иди, гуляй, не мешай мне работать».

Парадоксальна также ситуация, когда родители требуют от ребенка говорить только правду, а сами всеми силами пытаются скрывать от окружающих то, что на самом деле происходит в семье. Еще большим парадоксом для ребенка является его взаимоотношение с пьющим родителем (отцом). В трезвом виде отец бывает внимательным, ласковым, заботливым, а в состоянии алкогольного опьянения становится агрессивным, злым и даже жестоким. Ребенку трудно разобраться, каков его отец на самом деле добрый или злой, и поэтому он не может поверить в «плохого папу», пытается отрицать правду, связанную с его скверным поведением. Подобная двойственность чувств, испытываемых по отношению к пьющему отцу, изматывает ребенка, может привести даже к нервному истощению.

. «Борьба, конфликты, ссоры». В алкогольных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Ссоры и постоянное выяснение отношений, как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией, оказывают на ребенка психотравмирующее воздействие. Часто в родительских конфликтах он видит свою вину и ищет решения семейной проблемы внутри себя. Кроме того, постоянно наблюдаемые споры, пререкания, жалобы взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще (особенно это касается мальчиков).

. «Страхи, тревожные предчувствия». Как уже отмечалось нами выше, поведение людей, употребляющих алкоголь, отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются низменные чувства человека. Родители могут использовать агрессивные угрозы для демонстрации своей силы. Все это делает атмосферу в семье тревожной и тягостной.

Поэтому дети живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей, связанных с поведением пьяного родителя. Они опасаются, что по возвращении домой их встретит разбушевавшийся отец, и поэтому часто предпочитают проводить время вне дома. Задерживаясь вне дома, дети пытаются уберечь себя от того кошмара, который там происходит.

Читайте также:  Бесплатные программы от алкогольной зависимости

Пьющий отец нередко приводит домой собутыльников и вместе с ними бранится и хулиганит. Когда жена делает им замечания или как-то протестует против их прихода, муж выгоняет ее с ребенком из дома, невзирая на непогоду. Ни плач, ни мольба, ни уговоры ребенка не останавливают его. И это повторяется неоднократно, ребенок живет в постоянном страхе, что отец возвратится домой в состоянии опьянения и ситуация возобновится. И поэтому начинает убегать сам, если отец приходит пьяным.

. «Разочарования». В алкогольной семье взрослые привыкают к невыполнению своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, их угнетает такая безответственность родителей. Но приученные скрывать свои чувства даже от самых близких людей, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, а просто перестают ждать обещанного. Однако для формирования их личности подобное отношение родителей не проходит бесследно. В душе дети считают, что родители совершили предательство, и поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Подобные детские разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что даже взрослыми выходцы из алкогольных семей продолжают предчувствовать разочарования и никому ни в чем не доверяют, оставаясь социально незрелыми и инфантильными.

. «Слишком быстрое взросление». Наряду с негативными условиями формирования личности ребенка в алкогольной семье условно можно выделить такой позитивный момент, как более быстрое взросление. В силу сложившихся в семье обстоятельств, связанных с пристрастием к алкоголю кого-то из родителей (а иногда и обоих), старшие дети вынужденные брать на себя их функции по решению материально-бытовых проблем и оказанию поддержки младшим братьям и сестрам. К тому же они вынуждены заботиться и о пьющих родителях и прикрывают дезорганизацию семейной жизни. Несвойственная возрасту забота ребенка о семье, вынужденно взятая на себя родительская роль не позволяет ему испытать детские радости. Понимать это они начинают, только став взрослыми. Им трудно адаптироваться как в широкой социальной среде, так и в своей собственной семье, потому что они привыкли жить в режиме постоянного жертвоприношения и ощущают себя «псевдовзрослыми».

. «Оскорбления и унижения, включая явное и скрытое сексуальное насилие». Пьющие родители утрачивают внутренний контроль за своим поведением. Они могут проявлять физическое насилие по отношению к детям, не чувствуя и не соизмеряя свою силу, невольно травмировать ребенка или даже нанести ему увечье. Довольно распространенными в алкогольных семьях являются формы наказания, унижающее человеческое достоинство: лишение ребенка пищи, одежды, запирание не долгое время в непроветриваемом помещении , публичная порка и др.

Многие дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям — довольно частое явление в семьях с больным алкоголизмом. Последствия этой агрессии проявляются в виде глубоких психологических травм, сказывающихся на всей последующей жизни подвергшегося сексуальному насилию человека и особенно, когда это произошло в своей семье. Даже став взрослым, такой ребенок продолжает переживать вину, стыд, ненависть к себе, отчаяние, роль жертвы во всех жизненных ситуациях, пассивность, часто впадает в депрессию.

. «Заброшенный ребенок». Склонные к алкоголизации родители не проявляют должного внимания к своим детям. Даже если в семье только один родитель пьющий, второй, становясь созависимым, всю свою энергию направляет на решение проблем больного алкоголизмом, а дети остаются предоставленными самим себе. Часто в алкогольных семьях детям не обеспечен даже элементарный уход, что представляет серьезную угрозу их физическому и психическому здоровью. Эмоциональным потребностям также не уделяется должного внимания. Результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявляться в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему.

. «Заниженная самооценка, недостаток самоуважения». Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей способствует формированию пониженной самооценки. Причину отсутствия родительской любви дети начинают искать в себе и приходят к выводу о том, что они ее недостойны. Прежде, чем ребенок утвердится в своей самоценности, необходимо, чтобы первоначально это заметили и отметили значимые для него люди. Таковыми для него в первую очередь являются родители. Поэтому он оценивает себя так, как оценивает его они. Кроме того, он переживает чувство вины, стыда за семью, что проявляется в виде недостаточного сознания чувства собственного достоинства.

. «Жизнь в мире фантазий. Мифы, помогающие выжить». Реальная действительность, с которой соприкасаются дети алкоголезависимых родителей, доставляет им массу неприятных переживаний, от которых они пытаются уйти в мир фантазий. Чаще всего фантазии связаны с ситуациями, типа «Что, если бы мой отец (моя мать) всегда были трезвые…» С одной стороны, дети фантазируют по поводу того, что жизнь их была бы совсем иной, если бы они родились в иное время, в другой семье и т.д. С другой стороны, — фантазии эти, ориентированные на счастливый конец, часто содержат мысли о смерти родителей как возможном варианте избавления от всех бед, связанных с их пьянством. В результате подобного фантазирования у детей могут складываться искаженные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Это толкает их к мифотворчеству, главными мотивами которого, по мнению специалистов, могут быть следующие:

  • причину родительского пристрастия к алкоголю ребенок видит в себе: если он изменится в лучшую сторону, то родители перестанут пить;
  • переживают чувство социальной дискриминации, считают, что они не такие, как все, что вносит психологический дискомфорт в их существование;
  • иллюзорно представляют себя хозяевами создавшегося положения, считают, что могут контролировать обстоятельства, однако что-то изменить в семейной ситуации не могут. Невозможность реализовать миф о своем всесилии порождает чувство вины, неопределенность и безнадежность. Попытка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей, контроль обстоятельств не удался, и ребенок еще сильнее винит себя за неспособность что-либо изменить в своей жизни;
  • ожидают кого-то, кто сможет изменить ситуацию в семье в лучшую сторону. Этот миф появляется на основе чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Здесь появляется призрачная надежда, однако она блокирует внутреннюю активность, и члены семьи ничего не предпринимают, чтобы исправить положение. Ожидание помощи извне, отказ действовать, стагнация могут привести ребенка к депрессии.

Фантазирование и мифотворчество детей не является чем — то необычным или патологическим, это присуще всем детям. Поэтому склонность к фантазированию детей в алкогольных семьях можно было бы рассматривать как закономерную особенность детской психологии. Но довольно часто фантазии и мифы замещают реальность, используются взамен действительности. Тогда способность быть хозяином своей судьбы не возрастает, а уменьшается, ребенок приучается «плыть по течению».

Таким образом, алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации детей, но и серьезным образом сказывается на формировании их личности, негативные последствия которого ощущаются всю жизнь. Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключается в том, что:

— дети вырастают с убеждением, что мир — это небезопасное место и доверять людям нельзя;

— дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;

— дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

— дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей;

— родители не разделяют чувств и поведения ребенка, и осуждение, направленное на поступки, отрицательно оценивает его личность в целом;

— дети чувствуют себя позабытыми, брошенными и никому не нужными;

— родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью, могут считать, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;

— самооценка родителей может зависеть от поведения ребенка. Родители могут относиться к ребенку, как к равному взрослому, не давая ему возможности быть ребенком;

— чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье, становятся движущими силами его дальнейшей жизни. Это вина, страх, обида, злость. Вырастая, дети алкоголиков не осознают этих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этими чувствами. Но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, свои отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;

Семья с алкоголезависимыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально — аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.(15,с.283).

Таким образом, отрицательное влияние алкогольной семьи на социализацию ребенка заключается в: том, что дети вырастают эмоционально неустойчивым и с заниженной самооценкой. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, и не позволяет детям успешно адаптироваться в социальной среде.

2. Организация работы социального педагога с семьёй

2.1 Формы и методы работы социального педагога с алкогольной семьёй

В число неблагополучных семей входит алкогольная семья. Семья алкоголиков, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется с возложенными на нее функциями, адаптационные способности алкоголиков существенно снижены, процесс семейного воспитания подростка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослыми и подростками, родственниками и не родственниками, которые живут в семье. Данному типу семьи, разумеется, необходима помощь со стороны социального педагога Работа социального педагога с детьми из семьи алкоголиков требует особого подхода. Важно учитывать, пьют ли в семье все или только отец, или только мать. (2,с.302).

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений. Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Один из путей к улучшению состояния такие специальные программы педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Профилактика — это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

Программы профилактической работы — это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы. Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой — объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Эффективность профилактической деятельности социального педагога зависит от правильно выбранного способа общения с семьей, создание дружественной атмосферы при общении. (7,с.117).

Работа с пьющими родителями ведется по трем направлениям: медико-физиологическому, социально-педагогическому и правовому:

— Медико-физиологическое направление осуществляется врачами, прежде всего наркологами и психиатрами.

— Социально-педагогическое направление реализуется преимущественно школой совместно с другими учреждениями и организациями. Главная его цель — раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние алкоголя на взаимоотношения между людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который пьянство наносит семье.

— Правовое направление имеет своей основной целью разъяснение последствий от действия и поведения лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и их ответственности перед законом.

Технология работы с алкоголе-зависимыми семьями реализуется в несколько этапов:этап-изучение социально-психологических особенностей личности, социального влияния среды клиента . Содержание деятельности: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документов, анализ.этап-организация образовательных Взаимодействий с проблемной личностью. Содержание деятельности: 1) поддержка пациентов из семей группы риска; 2) содействие в решении проблем; 3) сотрудничество с семьей;4) посредничество в личностной самореализации; 5) побуждение личности к самоорганизации и самостоятельности.этап — социально-психологическая помощь и поддержка личности. Содержание деятельности: 1) прояснение проблемы; 2) обсуждение путей решения проблемы; 3) помощь в организации выхода из проблем; 4) координация усилий ближайшего окружения личности; — создание группы поддержки и групп самопомощи.этап — коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы. Содержание деятельности: 1) моделирование ситуаций для нового опыта; 2) организация диалога и сотрудничества; 3) организация микросреды с измененными условиями; 4) создание и оценка ситуаций успеха; 5) поддержка инициатив, создание условий для раскрытия потенциала. (5,с.20).

Социально-педагогическая деятельность с алкогольной семьей осуществляется в рамках семьи, общеобразовательной школы, специальных учреждениях, социальных службах

К формам работы социального педагога с алкогольной семьей можно отнести:

— Социально — педагогический мониторинг семьи.

1. Патронаж — одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

В ходе патронажа можно осуществлять виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от патронажной помощи Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

— предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;

— представление себя (нагрудный знак, визитка;

— обеспечение личной безопасности;

— представление и сообщение о цели визита;

— время посещения — 20 — 30 минут;

— подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом. (10,с.124)

. Социально — педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально — педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Важную роль в осуществлении социально — педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько.

. Групповые формы -групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка создание групп взаимопомощи;

. Индивидуальные формы — семейная терапия Семейная терапия — это работа со всей семьей или членами Технология семейной терапия включает два этапа:

Первый этап — выяснение (принятие) проблемы семьи. Например, пьянство мужа воспринимается женой, а мужчиной — нет.

Второй этап — коррекционная работа.

Процесс семейной терапии может длиться несколько месяцев, может быть непрерывным или с определенными каникулами Консультативные встречи один или два раза в неделю Консультант может использовать несколько разных техник.

. Коллективная форма — различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в образовательном учреждении, организация досуговых мероприятий.

Читайте также:  Как определить есть алкогольная зависимость или нет

Методы работы социального педагога с алкогольной семьёй:

— наблюдение — позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента;

— беседа — равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану;

— тесты — стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик.

Таким образом, формами и методами социального педагога в работе с семьей алкоголиков является: патронаж, социально — педагогический мониторинг, групповые, индивидуальные и коллективные которые помогают семье и социальному педагогу предотвратить и выявить проблему ,устранить причины.

.2 Методические рекомендации по работе социального педагога с алкогольной семьей

В целях эффективной реализации социально-педгогической работы с алкогольной семьей, снижения отрицательного влияния зависимых родителей на социализацию детей; профилактики семейного алкоголизма, побуждения родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семьях, способствование осознанию родителями их роли в воспитании детей, развитие чувства ответственности за свою семью, формирование основ здорового образа жизни родителей, мы рекомендуем использовать такую перспективную форму работы социального педагога с алкогольной семьёй как семейный клуб.

Семейный клуб «Мы вместе» — уникальная культурная среда для реализации потребностей в общении и передачи практического опыта. В его рамках создаются условия для организации системы эффективной взаимопомощи среди семей, идет формирование субъектной позиции и активизация внутренних ресурсов семей — членов клуба. Именно программы клубной деятельности позитивной направленности способствуют сплочению семей, позволяют задействовать мощный фактор взаимной психологической поддержки и являются одной из самых привлекательных форм мотивации на последующую коррекционную и профилактическую работу. План работы семейного клуба «Мы вместе» представлен в таблице 1. (3,с.43)

В семье нет двух миров — взрослых и детей, есть один мир семья. Любовь между родителями и детьми дана самой природой. Любое нарушение данной связи, ведет к дисгармонии детско-родительских отношений. Очень часто данные нарушения происходят по причине пьянства и алкоголизма родителей. Жизнь, здоровье, будущее ребенка, целиком зависят от родителей, от действий других взрослых. Ребенок верит в их любовь, доброе отношение, и очень надеется на их защиту. Но, к сожалению, иногда самые важные в жизни ребенка взрослые, папа и мама, нарушают данные с рождения ему права: на жизнь, достойный уровень жизни; на семью и заботу родителей.

1. оказание помощи и осуществление поддержки семьям, с алкогольной зависимостью;

2. становление и возрождение семьи.

1. изучение алкогольной семьи;

2. выявление причин, обусловивших разрушение семьи;

. оказание помощи через реабилитированные семьи;

. оказание социальной помощи и психологической поддержки;

5. поддержание семей, с алкогольной зависимостью;

1. Проведение бесед, социально-психологических тренингов;

2. Привлечение других специалистов;

. Проведение тестов, консультаций, круглый стол;

Таблица 1 План работы клуба «Мы вместе»

№Тема мероприятияЦель работыВремя проведения1.Вводное занятие. Знакомство членов клуба. Анкетирование «Здоровый образ жизни» Образец оформления приведен в Приложении А.Определить отношение родителей к здоровому образу жизни. Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка.Сентябрь2.Проведение тестирования «Хороший ли вы родитель» Образец оформления приведен в Приложении Б.Побуждение к размышлениям относительно поставленных вопросов и темы.Сентябрь3.День консультации «Как побороть зависимость»Оказать помощь и поддержку в борьбе с алкогольной зависимостью.Октябрь4.Беседа классного руководителя с родителямиПривлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).Ноябрь5.Беседа с родителями «Роль родителей в организации культурного досуга детей»Познакомить с наиболее распространенными формами культурного досуга проведения, объяснять его значимость для дальнейшего формирования облика своих детей, ограждения от опасности быть вовлеченными в негативную среду.Ноябрь6.Проведение социально — психологического тренинга «Свободный рисунок».Развитие активной социально — психологической позиции участника тренинга, т.е. способности человека производить общественно значимые преобразования в сфере межличностных отношений; повышение психологической культуры как существенного аспекта всестороннего развития личности.Декабрь7 Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Тема: «Наша дружная семья»Способствовать установлению и развитию отношений партнерства родителей с ребенком, умению строить совместную деятельность, обеспечить понимание значимости взаимодействия с собственным ребенком.Январь8Занятие «Дети: право на жизнь без насилия ».Содействовать реализации права детей на защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или Февраль оскорбительного обращения.9День специалиста из биржи трудаПомощь родителям в трудоустройстве.Март10Круглый стол на тему «Я и мой ребенок — поиски взаимопонимания».Повышение психологопедагогической компетентности родителей, формирование позитивной позиции при решении проблемных ситуаций.Апрель11Рекомендации родителя по воспитанию детейПомочь родителям понять своих детей.Май12Социально психологическая игра «диалог»Управление и поиск содействия; ответные стратегии — подчинения, содействия или противодействия.Сентябрь13Проведение праздника день матери «Мамы разные нужны ,мамы разные важны»Помочь детям в полной мере осмыслить истинное значение слов мама , любовь , доброта ; воспитать достойного человека с любовью, чуткостью и заботой относящегося к матери, к женщине. Ноябрь14Нормативно — методическое обеспечение: — « Конституция РФ»;Методически обеспечить родителей и повысить уровень.Декабрь — «Конвенция о правах ребёнка»; — «Семейный кодекс РФ»; — «Закон РФ об образовании»; — «Трудовой кодекс РФ»; — Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; — Закон РФ №120 ОТ 24.06.99 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»15Тренинги по разрешению конфликтовФормирование навыков и умений общения с разными группами людей. Освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей.Январь16Беседы с родителями «Антиалкогольное воспитание в семье»Показать отрицательное воздействие алкоголя на организм подростка.17Социально-психологический тренинг «Телефон доверия» Образец оформления приведен в Приложении В.Развитие социально — психологической компетентности личности, т.е. способнос- Февраль ти индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.Февраль18Дискуссия «Умеете ли вы любить своего ребенка»Помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребёнка, формах проявления любви к ребёнку.Март19День специалиста: лекция нарколога «Жизнь без алкоголя»Убедить родителей вести активную жизнь и вести здоровый образ жизни.Апрель20Семейная конкурсная программа «Неразлучные друзья — взрослые и дети» Образец оформления приведен в Приложении Г.Воспитание у детей чувства любви и гордости за своё семью уважения к родителям, сплочение коллектива детей и родителей, приобщение к здоровому образу жизниМай Таким образом, семейный клуб поддерживает и помогает справиться семьям с алкогольной зависимостью, переориентация жизненных смыслов родителей, привлечение их внимания к проблеме своей семьи. Для того чтобы работа клуба была эффективной, используются различные формы работы: круглый стол; тренинговое занятие; дискуссия; развлекательная программа, конкурсные программы.

В данной работе исследовалась проблема алкогольной семьи. Цель исследования — изучить алкогольную семью как социально-педагогическую проблему.

В соответствии с первой задачей была изучена алкогольная семья как социально педагогическая проблема . Алкогольная семья — это дисфункциональная семья В соответствии со второй задачей рассмотрено влияние алкогольной семьи на социализацию ребенка: довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности, подросток становится грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам.

В соответствии с третей задачей формами работы социального педагога с алкогольной семьей является: патронаж, социально — педагогический мониторинг, групповые, индивидуальные и коллективные.

Методами являются: наблюдение, беседа, анкета, тесты, которые помогают семье и социальному педагогу предотвратить и выявить проблем, устранить причины.

В соответствии с четвертой задачей разработаны методические рекомендации по работе с алкогольной семьёй. Эффективной работой социального педагога является семейный клуб «Мы вместе», в нём представлены все формы и методы социально — педагогической деятельностью с алкогольной семьёй. Цель семейного клуба «Мы вместе» — оказание помощи и осуществление поддержки семьям, с алкогольной зависимостью.

Таким образом, алкоголизм сегодня является общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка.

Список использованных источников

1. Социальные технологии по работе с семьей: традиции и инновации / Ж.А. Захарова.Кострома: ГКУ ОСРЦН «Добрый дом», 2012. 20с.

2. Социальная педагогика: Учебник / Л.В. Мардахаев Москва: Гардарики, 2005. 43с.

. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова [и др]; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 117с.

. Социализация человека: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик Москва: Издательский центр «Академия», 2004. 287с.

. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 12с

. Вы и ваши дети. Психология семьи / В.М. Целуйко. Роств-на-Дону: Феникс, 2004. 283с.

. Основы социально-педагогической работы с семьей. Методические рекомендации / Т.Д. Вакушенко, С.Г. Туболец. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009.43с.

. Социальная педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд. стереотип Василькова Ю.В[и др]. Москва: Издательский центр «Академия», 2000. 302с.

. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. Вузов/ А. В. Мудрик; под ред., В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательский центр «Академия», 2000. 50с.

. Теория и методика воспитания. Конспект лекций / Е.В. Беликова.

. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы/ А.В. Терентьева // Семейная психология и семейная терапия. 1998. 92с.

12. ВИКИПЕДИЯ [Электронный ресурс]: Режим доступа: Приложение А

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

1.Каково состояние Вашего здоровья?

2.Каково состояние здоровья Вашего ребенка?

3.Когда в последний раз проверяли состояние своего здоровья?

b)в этом полугодии)в этом году)более года назад)не помню

4.Когда в последний раз проверяли здоровье ребенка?

b)в этом полугодии)в этом году

5.Вы занимаетесь физкультурой и спортом?

6.Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

b)часто)очень редко)не занимается

7.Вы употребляете спиртные напитки?

b)очень редко)часто употребляю

Тест для родителей «Хороший ли вы воспитатель?»

Инструкция: Вам будет задан ряд вопросов, на каждый из которых Вы должны выбрать один из трех ответов (да, нет, иногда) — тот, который наиболее соответствует вашим взглядам. Вашему мнению.

№ВопросДаИногдаНет1.Отвечаете ли Вы на иные вопросы ребенка: «Я скажу тебе, когда ты подрастешь»?.2.Даете ли Вы ребенку деньги на мелкие расходы?3.Если Вы отказываете в чем-нибудь ребенку, объясняете ли Вы причину?4.Позволяете ли Вы детям помогать Вам по хозяйству, даже зная, что пользы от этой помощи мало или совсем нет?5.Считаете ли Вы допустимой небольшую ложь в отношениях с детьми?6.Пользуетесь ли Вы всяким случаем, чтобы способствовать развитию наблюдательности у ребенка?7.Позволяете ли Вы себе в присутствии ребенка критиковать своих знакомых?8.Считаете ли Вы, что ребенка нельзя обманывать?9.Считаете ли Вы, что маленьким детям следует объяснять все житейские факты?10.Читаете ли Вы книги по воспитанию?11.Считаете ли Вы, что даже самые маленькие имеют право на свои тайны?12.Случается ли Вам грозить наказанием ребенку, если он оставит что-нибудь на тарелке?13.Стараетесь ли Вы способствовать тому, чтобы у детей развивалось чувство независимости и уверенности в себе?14.Умеете ли Вы разделить радость ребенка?15.Охотно ли Вы проводите свободное время с детьми?16.Любите ли Вы демонстрировать таланты своих детей?17.Умеете ли Вы сказать так, чтобы Вас тотчас же послушались?18.Если Ваш ребенок раскапризничался, способны ли Вы сохранить полное спокойствие?

Социально-психологический тренинг «Телефон доверия»

Инструкция: «Представьте себе, что набираете номер «телефона доверяя». О чем вы хотели бы спросить дежурного специалиста?. Задайте по очереди свой вопрос».

Ответом может быть коллективное обсуждение или чье-то персональное высказывание, но обязательно в рамках роли специалиста, отвечающего на вопрос клиента по «телефону доверия». Для, первого занятия этого вполне достаточно. Каждый раз работа группы заканчивается небольшой анкетой, чтобы руководитель мог следить за развитием групподинамических процессов. Текст анкеты может быть таким:

Дата занятия __________________________

. Сегодняшнее общение произвело на меня:

большое впечатление 5 4 З 2 1 никакого впечатления
2. Я чувствовал(а) себя: свободно 5 4 3 2 1 скованно

. Самое большое влияние на ход занятий, на мой взгляд, оказали (называются какиелибо упражнения, другие моменты работы): а)_________________________________________________________ б)_________________________________________________________ в)_________________________________________________________

. Лично мне мешало поведение:

а)_______________ б)_______________ в)_______________

. На следующем занятии я хотел(а) бы участвовать в ролевой игре с: а)_______________ б)_______________ в)_______________

Заполненные анкеты сдаются руководителю группы.

Семейная конкурсная программа на тему: «НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ — ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ»

Цели: воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, сплочение коллектива детей и родителей, приобщение к здоровому образу жизни.

Родители получают приглашение принять участие в конкурсной программе. Ребята вместе с родителями выполняют задание — нарисовать генеалогическое древо своей семьи. В комнате развернута фотовыставка «Загляните в семейный альбом».

Ведущий: У нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят, простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Давайте начнем нашу конкурсную программу с песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Позвольте представить жюри нашей конкурсной программы и семьи участников.

( Дети и родители образуют команды.)

Ведущий: Память. Без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями.

Конкурс № 1 «Генеалогическое древо»

Команды показывают свои домашние заготовки, рассказывают о своих корнях.

Конкурс № 2 «Семейные традиции»

Участники команд рассказывают о семейных традициях.

Команды представляют профессию одного из членов семьи. Необходимо заранее выяснить, есть у кого ли в семье профессиональные династии. На встрече детей и родителей будет интересно послушать такой рассказ.

Конкурс № 4 «Знаю ли я своего ребенка?»

Две доски устанавливаются в разных местах, родители и дети одновременно отвечают на вопросы теста.

  1. Какой любимыми цвет вашего ребенка?
  2. Какой любимый праздник?
  3. Сколько лет вашему ребенку?
  4. Под каким знаком Зодиака он родился?
  5. Сколько денег вы даете своему ребенку на карманные расходы?
  6. Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок?
  7. Как зовут друзей вашего ребенка?
  8. Какая его любимая музыкальная группа или солист?
  9. Какой любимый учебный предмет?
  10. Чем увлекается ваш ребенок?
  11. Какие книги за последний месяц прочел ваш ребенок?

Конкурс № 5 «Знаю ли я своих родителей?»

Две доски устанавливаются в разных местах, родители и дети одновременно отвечают на вопросы теста.

  1. Назовите отчество бабушки по линии мамы.
  2. Какое любимое блюдо вашего папы?
  3. Назовите любимую телепередачу вашей мамы.
  4. Где после школы учились ваши родители?
  5. Назовите любимую песню или музыкальное произведение вашей мамы.
  6. За какой спортивный клуб болеет ваш папа?
  7. Назовите любимый цветок вашей мамы.
  8. Назовите любимый праздник в вашей семье.
  9. Назовите хобби вашей мамы.

10.Под каким знаком Зодиака родился ваш папа?

Подведение итогов конкурсной программы

(Слово жюри. Вручаются призы и подарки.)

Ведущий (благодарит всех участников):

Конкурсная программа помогла ближе узнать друг друга. Хочется сказать большое спасибо родителям и детям за теплоту и взаимопонимание. Давайте постараемся быть внимательными и терпимыми друг к другу. Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего домашнего очага.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

источник