Меню Рубрики

Работа с дисфункциональной семьей с алкогольной зависимостью

Отрывок из книги Хачикяна Х.К., Белова А.В. «Алкоголизм излечим!»

. Каждая семья с алкогольной проблемой несчастлива по-своему, но так или иначе она попадает в порочный круг:

алкоголизация одного из супругов — невротизация другого — семейные конфликты — новый стимул к пьянству — новый уровень семейных конфликтов — дальнейшая алкоголизация и так до тех пор, пока круг не разорвется разводом или смертью одного из супругов.

. Отметим, что около 2/3 жен алкоголиков страдают невротическими расстройствами разной степени выраженности. Любой практикующий психотерапевт скажет: «Эти предболезненные психические расстройства могут стать началом тяжелых психосоматических заболеваний».

Получается, что если жена — активный участник процесса хронической алкоголизации мужа, то муж — активный участник процесса невротизации жены. Алкоголизм и неврозы искажают взаимные представления друг о друге конфликтующих супругов. Алкоголизм мужа и неврозы жены — противоположности, скрепляющие порочным образом эту семью, способы удержания видимой семейной стабильности (до поры до времени, конечно же).

Семья, в которой живет алкоголик, нуждается в общем, комплексном лечении. Гарантия успеха в отрезвлении алкоголика путем его собственных усилий тем выше, чем кропотливее работа над собой людей, входящих в его ближайшее окружение.

Любую семью можно рассматривать как единый организм, как живую систему. Изменение в самочувствии одного члена системы неизбежно приводит к изменению самочувствия всех других членов. Если в семье хотя бы один человек страдает алкоголизмом, то страдает вся семья. Семья, в которой живет больной алкоголизмом, дисфункциональная.

Основные признаки дисфункциональной семьи:

  • отсутствие взаимопонимания и взаимоуважения между членами семьи;
  • неполноценные отношения между родителями и детьми;
  • непостоянство отношений;
  • непредсказуемость отношений;
  • отрицание объективной реальности;
  • наличие секретов (тайн);
  • запрет на свободное выражение чувств;
  • запрет на свободное выражение потребностей;
  • деспотичность и жестокость.

Суть строящихся отношений во всех дисфункциональных семьях примерно одна и та же, хотя происходящие события различны. Различия состоят лишь в том, как реагируют члены семьи на свой жизненный опыт, но сам жизненный опыт сходен. В дисфункциональных семьях царит постоянная тревога. Каждый член семьи переживает душевную боль.

Особенно страдают дети. Родители в таких семьях недоступны для детей физически и эмоционально — пьющий отец мало бывает дома, а в период трезвости думает о предстоящей выпивке, мать же всегда поглощена тревогами и заботами о том, как удержать мужа от пьянства. Значит, потребности детей хронически не удовлетворяются. Семьи, в которых господствует пьяный образ жизни, основа различных форм детской психической патологии. И еще: не надо думать, что алкоголики — это сплошь мужчины. Жен-щины тоже пьют, и от их пьянства также (и даже больше) страдают дети. Отметим, что соотношение больных алкоголизмом мужчин и женщин в нашей стране шесть к одному (это официальная статистика!). Приведем пример. Вспоминает Галина К.:

Сколько дочке пришлось вынести из-за моей пьянки—в дрожь бросает. В холодильнике вечно пусто, а денег нет. Моя тринадцатилетняя дочь стоит передо мной голодная, плачет и не может меня растормошить. Потом она к соседям пошла и говорит: «Мама пьяная, помогите!» Соседи ей хлеб с маслом предлагают, а она опустила глаза, шепчет: «Не надо, я сыта», но хлеб все равно съела. Дочка без теплой обуви на зиму осталась, стеснялась в школу ходить в рваных ботинках.

Однажды она меня о чем-то спросила, а я, дрянь такая, спьяну заорала на нее и об стенку ее шарахнула. Дочь закричала: «Не надо, мама, не надо!» А я продолжала ее бить. Она заплакала и на улицу убежала. Когда ко мне очередной пьяный «дядя» приходил, девочка всю ночь спала под лестницей в парадном. Свернется калачиком в пыли и дремлет. Какая же после этого я мать? Как мне по земле ходить, как людям в глаза смотреть?

У пьющего совесть перед близкими обязательно нечиста. Муки нечистой совести очень болезненны. И чтобы избавиться от этих мук, алкоголик, чувствуя вину, бессознательно хочет перенестись в мыслях куда-нибудь подальше от близких ему людей. Зачастую это ему не удается, тогда он безбожно напивается и вновь ускользает от нравственной расплаты, становясь при этом еще более виноватым. Возникает заколдованный круг. Как выйти из него?

ПО ЗАКОНАМ ПСИХОЛОГИИ ЗДЕСЬ НУЖНЫ НЕ ЖАЛОСТЬ, А БЕСПОЩАДНЫЙ И СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД СОВЕСТИ. ЧЕЛОВЕК РЕДКО БЫВАЕТ СЕБЕ ХОРОШИМ СУДЬЕЙ. Он ТО ПРЕУМЕНЬ-ШАЕТ, ТО ПРЕУВЕЛИЧИВАЕТ СВОИ ПРОСТУПКИ.

Дети очень чувствительны. Вина, стыд, страх — наиболее распространенные чувства детей в дисфункционых семьях, жизнь в которых не упорядочена, непредсказуема. Поэтому дети здесь часто не понимают что нормально, а что ненормально. Непостоян-ство и непредсказуемость всей жизни в семьях, где есть алкоголик, препятствуют свободному развитию детей. А если это сопровождается деспотичными требованиями, то у ребенка возникает боязнь быть брошенным, отверженным. И он винит себя, считает себя «нехорошим», привыкает жить в ожидании плохого. В дисфункциональных семьях наблюдается нечеткость, размытость границ «духовной территории» каждого члена семьи. Недостаток внимания к ребенку препятствует удовлетворению его насущных потребностей. Боясь застать дома в нетрезвом состоянии своего родителя, он стыдится приглашать к себе друзей, испытывает недостаток информации о функционировании здоровых отношений в других семьях, тяготится своей эмоциональной изоляцией.

Алкоголизм папы или мамы — это огромный секрет ребенка. Он не вправе выдавать его товарищам. Да и вся семья до поры до времени стремится всяческими путями сохранить иллюзию благополучия.

Вообще в дисфункциональных семьях не принято открыто выражать свои чувства. Здесь господствуют отрицания с тремя «не»: не чувствуй, не говори, не замечай. В семьях, где живет алкоголик, так много лжи, что ребенку трудно распознать правду. Легче отрицать реальность, чем посмотреть правде в глаза.

Но постоянное отрицание реальности затрудняет понимание ребенком окружающей действительности.

С раннего возраста он испытывает трудности в общении, в свободном выражении чувств, не оценивает себя положительно. Позже дети школьного возраста, воспитанные в таких семьях, прогуливают занятия в школе, у них плохая успеваемость. Они не умеют себя вести со сверстниками, не выносят из семьи знаний о ролевых функциях полов (что в семье должен делать мужчина, а что женщина). Такое воспитание может подталкивать подростков к употреблению наркотиков или алкоголя. Повышенная частота конфликтов, акты насилия и разводы супругов в родительской семье формируют модель построения и собственной семьи.

В дисфункциональных семьях взрослеющие дети могут испытывать чувство гнева, которое не находит выхода. Отсюда формы саморазрушительного поведения, жестокого обращения со сверстниками, повышенной частоты физической и сексуальной агрессии и другие антисоциальные явления.

Взрослые дети алкоголиков, покидая родительский дом:

  • испытывают трудности в доведении дел до конца, склонны откладывать выполнение их на потом;
  • лгут, боятся говорить правду;
  • не умеют развлекаться;
  • испытывают трудности в интимных отношениях;
  • постоянно ищут одобрения и положительных оценок;
  • чрезмерно ответственны или, наоборот, безответственны;
  • склонны плыть по течению, не ищут альтернативных способов решения жизненных проблем, что приводит к чувству ненависти к себе и утрате контроля над сложившейся ситуацией;
  • испытывают двойственное отношение к партнеру по общению, которое вызывает колебания между желанием приблизить или оттолкнуть его.

Самостоятельно перестроиться взрослым детям алкоголиков очень сложно. В детстве они видели, что эмоциональные состояния мамы и папы были постоянно противоположными. Когда один из родителей был в хорошем настроении, другой — в плохом; когда один желал психологической близости, другой держал дистанцию. Отец с матерью не ладили. Один занимал доминирующее положение, а другой — подчиненное, время от времени меняясь ролями.

Доминирующее положение строилось по принципу: «Пока тебе плохо, я чувствую себя сильнее, надежнее, я более справедлив(а), могу контролировать себя, мне мало что угрожает; манипулируя тобой, я отвечаю за твою жизнь».

Подчиненное положение строилось по принципу: «Моя жизнь не удалась, и я намерен(а) испортить и твою жизнь. Пока ты в доминирующем положении, я чувствую себя оскорбленным(ой), и это оправдывает мое пьянство».

Получается, что у родителей не было четкого понимания границ собственного «Я». Психически же здоровые отношения в функциональных семьях предполагают, что оба супруга имеют четко очерченное «Я», границы которого могут на время пересекаться с границами «Я» другого, но затем каждый из них возвращается снова на собственную внутреннюю территорию. Предполагается, что эта территория суверенная, сугубо личная.

Дети из дисфункциональных семей не представляют границ собственного «Я», поскольку воспитывались несвободными личностями. Родители рассматривали своих детей как продолжение самих себя. В дисфункциональных семьях они не видели, не слы-шали, не чувствовали потребностей своих детей. Один родитель мог чрезмерно опекать ребенка, другой в это время совсем не уделял ему внимания, с течением времени роли могли меняться.

Воспитание в дисфункциональных семьях не способствует формированию надежного фундамента, опираясь на который, психически здоровый человек может познавать себя и окружающий мир, свободно и ответственно принимать решения.

Конечно, абсолютно идеальных семей нет и быть не может. Но есть функциональные семьи, т. е. благополучные. Какая она, благополучная семья? Как строятся здоровые отношения в функциональной семье?

В такой семье отношения открытые, гибкие. Они позволяют соблюдать права всех ее членов, удовлетворять их нужды. Такие отношения создают условия для эмоционального и духовного роста каждого — и родителей, и детей. Создание условий для взаимного развития — это и есть главный показатель нравственно здоровых отношений. Такие отношения позволяют каждому иметь собственные ограничения, уважаемые всеми членами семьи:

«Я могу быть сам(а) собой»; «Ты можешь быть сам(а) собой»; «Мы можем быть самими собой»; «Мы можем развиваться вместе».

Человек принимает другого таким, каков он есть, и через свою любовь к нему помогает ему развиваться. Функциональные семьи объединяют процессы формирования и достижения общих целей. Здесь имеет важное значение как достигнутая цель, так и процесс ее достижения. Функциональные семьи скреплены любовью. Если один человек любит другого, то он стремится к взаимному пониманию в интеллектуальном, эмоциональном и физическом планах. Чем больше проблем люди хотят делить друг с другом, тем теснее их отношения. При этом вовсе не нужно чувствовать и думать одинаково, каждый может чувствовать и думать по-своему.

Здоровые отношения между членами семьи — это праздник разделения друг с другом всего жизненного опыта и удовольствие от совместного проживания.

источник

Больше всего от пьянства родителей страдают дети, особенно тяжело тем из них, у которых пьют матери. Как правило, они лишены материнской заботы и ласки, постоянно видят опустошенную, опустившуюся женщину.

Термин семейный алкоголизм подразумевает наличие алкоголизма у ряда членов семьи в различной степени родства. Алкоголизм не передается по наследству. Но учеными установлено, что передается предрасположенность к спиртному.

«Медициной давно доказано, – пишет доктор медицинских наук В. Маскаленко, – что алкоголизм – болезнь семейная. Но семейная и наследственная – это не одно и тоже. Дети алкоголиков в пять раз чаще становятся алкоголиками, чем дети трезвенников».[4] Наследственное предрасположение к алкоголизму не может реализоваться вне социального окружения. Иными словами, пусть у человека будет хоть с обеих сторон отягощенная наследственность, он может выбрать трезвость.

Крупные отечественные психиатры и невропатологи уже в начале XX века отличали большую частоту семейного алкоголизма. Так, выдающийся невропатолог Л.С. Минор при обследовании 9760 больных алкоголизмом обнаружил в 88 % его семейный характер.[5] При этом было отмечено преобладание алкоголизма среди родственников больных преимущественно по отцовской линии. В других исследованиях также подтверждается семейный характер алкоголизма с преобладанием его у сыновей.

Некоторые исследователи считают алкоголизм семейным заболеванием. Не вызывают сомнения факты подтверждающие более высокую заболеваемость алкоголизмом в семьях, где есть алкоголики. Однако в каждом отдельном случае «семейного» алкоголизма необходимо определить, чем обусловлена болезнь наследственностью или воспитанием.

Известный русский психиатр Ф.Е. Рыбаков, изучивший проблему алкоголизма, указывал, что от пьющих родителей дети получают зачатки расположения к пьянству, но определяют в конечном итоге алкоголизм не они, а условия воспитания.

2. Общетеоретический анализ технологии социальной работы с семьями алкоголиками. Особенности работы с семьями алкоголиками в Мурманске

2.1 Технология социальной работы в семье алкоголиков

В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на начало 2009 года, 3059 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие.[6]

Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.

Департамент по делам детей, женщин и семьи Минтруда России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с семьей и детьми, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).

Читайте также:  Как избавиться от алкогольной зависимости без его ведома

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида, семьи алкоголиков и другие). Вместе с тем семейные проблемы (дисфункция семейных связей, патология отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна.

К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи семье и детям, которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.

Работа с пьющей семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование и наблюдение, которое должно начинаться с изучения семьи, составления их социальной карты. Необходимо правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. Своеобразное вмешательство способно предотвратить серьезные осложнения в будущем.

Семьи больных алкоголизмом – страдают во многих отношениях. Главные их проблемы – психологические. С ними могут быть тесно связаны и проблемы здоровья. Алкоголизм чреват большими потерями в семейном бюджете.

Работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, ибо в ходе ее затрачиваются сведения и моменты, разглашение которых может нести серьезный ущерб индивидам, а неловкое обращение с ними непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с членами семьи.

Специалист по социальной работе должен поставить перед собой цель – «помочь больному бросить пить», которую необходимо достичь и которая включает в себя следующие этапы:

1) дать основные сведения о вредном действии алкоголя на организм человека, об опасности злоупотребления спиртными напитками;

2) внушить мысль о недопустимости употребления спиртных напитков детьми, об особой опасности злоупотребления алкоголем в молодом возрасте;

3) объяснить сущность пьянства, опасность перехода его в алкоголизм, показать социально – экономические последствия пьянства и алкоголизма;

4) настроить всех на решительную борьбу с пьянством и его проявлениями, ознакомить с мерами этой борьбы.[7]

В своей работе можно использовать различные средства. Надо исходить из того, что каждому человеку в зависимости от его характера, пола, возраста свойственно сравнительно лучшее восприятие какого-либо одного из методов.

2) эпизодические лекции, беседы, групповые беседы, которые помогают преодолеть барьер предвзятости и исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы;

3) тематические вечера, вечера вопросов и ответов;

4) научно-популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты;

5) семейную психопрофилактику;

6) группы взаимопомощи, объединяют людей имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают. Такие группы включают не больше 5-7 человек. Каждый участник не только принимает помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этого собственные ресурсы и силы.

Необходимо всегда помнить, что не существует простого, быстрого и легкого способа преодолеть проблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение. Социально-психологическая работа с семьей – это всегда психосоциальная работа: социальные трудности и проблемы влекут за собой психологические и психопатические последствия; для коррекции психологических нарушений необходимо оказание помощи не только психоконсультационной и психотерапевтической, но и социальной, т.е. устранение той социальной проблемы, которая вызвала психологические отклонения.

источник

Многочисленные исследования и медицинская практика достаточно убедительно доказали отрицательное влияние алкогольной интоксикации плода, а также генетической отягощенности на последующее развитие ребенка. При этом негативное влияние злоупотребления алкоголем на потомство, а также различные аспекты семейной жизни не заканчивается. Так, даже если алкоголизм появляется в семье после рождения ребенка, то развитие его личности в любом случае будет деформироваться, только уже под влиянием социальных факторов.

Каждая семья, где есть человек, который болен алкоголизмом, является дисфункциональной. Несмотря на различия в жизни таких семей, сущность происходящего в них всегда одна и та же. В семьях такого типа постоянно присутствует напряжение, ощущение непредсказуемости и хаоса, тревога, душевная боль. Потребности детей не удовлетворяются, так как родители недоступны для них физически (к примеру, пьющий отец практически не бывает дома) или эмоционально (в период трезвости отец может думать о том, как выпить, а мать – как удержать его от этого). Вне зависимости от того, пьет в семье только один человек или еще и другие члены семьи, алкоголизм можно характеризовать как семейную болезнь.

Наиболее распространенным в нашем обществе является тип семей, отягощенных алкогольной зависимостью, в которых спиртным злоупотребляет муж, а жена, в свою очередь, стремится его спасти и вернуть на правильный путь. Такую семью в целом следует назвать алкогольной, так как жена в ней является созависимой от алкоголизма мужа, а это также болезнь. Работать в данном случае необходимо с семьей в целом.

Именно этим и обусловлена актуальность рассмотрения проблемы на сегодняшний день. Целью данного реферата является изучение особенностей работы с созависимыми семьями на примере алкогольной семьи.

1. ФЕНОМЕН СОЗАВИСИМОСТИ И ОСОБЕННОСТИ СОЗАВИСИМЫХ ЛЮДЕЙ

Зависимость человека от психоактивных веществ как заболевание хорошо изучена на сегодняшний день. Большинство исследователей при этом отмечают и то, что зависимость от психоактивных веществ определенным образом затрагивает всех членов семьи зависимого человека. Для того чтобы описать состояние, которое развивается у членов семьи зависимого человека (наркомания, алкоголизм, токсикомания и др.), используется термин «созависимость».

Понятие созависимость используется как для описания психического состояния отдельных членов семьи (созависимых), так и для характеристики внутрисемейных отношений в целом. Существует достаточно большое количество определений созависимости. Так, к примеру, созависимость можно определить как эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате длительной подверженности человека угнетающим правилам, препятствующим открытому выражению чувств. В соответствии с другим определением созависимость определяется как паттерн форм поведения, чувств и верований, которые делают болезненной жизнь человека.

К основным симптомам созависимости относятся:

— ощущение собственной зависимости от людей;

— ощущение пребывания в ловушке унижающих и контролирующих взаимоотношений;

— низкий уровень самооценки;

— потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других людей для того, чтобы чувствовать, что все идет хорошо;

— ощущение собственного бессилия что-то изменить в деструктивных отношениях;

— потребность в алкоголе, работе, пище или каких-то других внешних стимуляторах для того, чтобы отвлечься от переживаний;

— неопределенность психологических границ;

— ощущение человеком себя в роли мученика или шута;

— неспособность к тому, чтобы испытывать чувство истинной близости и любви[1].

Если проанализировать симптомы созависимости более внимательно, то можно обнаружить типичную модель поведения, которая более характерна для детей, чем для взрослого человека. Созависимые люди неспособны отличить собственные мысли и чувства от мыслей и чувств других людей. Такой человек думает за другого человека и испытывает за него ответственность. Они ощущают вину и беспокойство в случае, если у другого человека есть какие-то проблемы, концентрируют всю собственную энергию на другом человеке и на его счастье и т.д.

Рассматривая созависимость в алкогольных семьях (в рамках данного реферата будем рассматривать семьи, в которых муж болен алкоголизмом, ввиду наибольшей распространенности такого типа семей), можно определить ее как личностное образование, которое развивается у жен алкоголиков. Созависимость в данном случае является результатом длительной подверженности стрессу, а также сосредоточенности на проблемах мужа вплоть до самоотречения, игнорирования собственных обязанностей в отношении детей. Созависимые супруги абсолютно не понимают, где заканчивается личность одного человека и начинается личность другого. У жен людей, страдающих алкоголизмом, размыты границы собственного «Я». Они так поглощены ответственностью за супруга, что утрачивают себя, подавляют свои чувства и потребности, как бы «замораживают» их, что ведет к повышению переносимости эмоциональной боли.

Несмотря на постоянные конфликты, ссоры, скандалы, отрицательные переживания (страх, стыд, гнев тревога, отчаяние), супруги очень тесно спаяны в эмоциональном отношении. Созависимость – это психологический феномен, который предполагает симбиотические отношения между близкими людьми, один из которых болен алкоголизмом. Отношения эти являются разрушительными для обоих, но при этом супруги не могут их прекратить. Дисгармония находит выражение в эмоциональном состоянии, которое у супругов часто противоположно. Когда один супруг в хорошем настроении, то другой – в плохом и т.д. Симбиотические отношения супругов – союз, в рамках которого муж и жена поочередно занимают то доминирующее, то, напротив, подчиненное положение. К примеру, для жены доминирующее положение значит: «Пока тебе плохо, то я чувствую себя сильнее, способна тебя контролировать, мне ничего не угрожает; «спасая» тебя, я строю здание самоуважения, отвечаю за твою жизнь, манипулирую тобой». Муж, который находится в это время в подчиненном положении, чувствует приблизительно следующее: «Жизнь не удалась, я ничего не могу сделать и должен положиться на тебя. Я чувствую себя защищенным, но и оскорбленным, что оправдывает мое поведение. Ты ответственна за мою жизнь».

Как правило, такое соотношение позиций наблюдается, когда муж находится в трезвом состоянии (в особенности «с похмелья»). Когда же муж пьяный, то позиции меняются: муж мстит за собственное унижение, доказывает (всеми доступными ему средствами) свою значимость. Жена, в свою очередь, опасаясь агрессии, занимает подчиненное положение.

Отождествление себя с супругом приводит созависимую женщину к тому, что она страдает за обоих. Так как алкоголизм воспринимается в обществе как порок, то жена стыдится поведения своего мужа так же сильно, как будто это ее поведение. В страхе унижения и осуждения со стороны окружающих людей, она всеми силами пытается утаить пьянство мужа. Алкоголизм, как правило, является большим секретом семьи. Созависимые жены стараются оправдать своего мужа перед родственниками, находя причины, которые извиняют его поведение. Они звонят на работу и сообщают, что он болеет, когда он пьян; следят за внешностью мужа, чтобы она не выдавала пьянство; просят мужа о том, чтобы он пил дома и т.д.

Постоянная необходимость такой двойной жизни (на работе нужно играть роль благополучной женщины, хотя дома все не так) постепенно приводит созависимую жену к формированию привычки лгать. Она обманывает не только посторонних людей, но и мужа, детей, считая, что только ложь способна выручить в затруднительных ситуациях. С легкостью жены алкоголиков разрешают обманывать самих себя, веря постоянным обещаниям мужа, что он бросит пить. Созависимые жены характеризуются эффективностью восприятия – они видят и слышат то, что хотят, верят не реальности, а тому, что совпадает с их желаниями. Этот разрушительный, деструктивный процесс самообмана и нечестности в рамках межличностных отношений приводит к деградации личности. При этом такая ситуация может длиться много лет[2].

Находясь в таком симбиотическом эмоциональном союзе с мужем-алкоголиком, супруга стремится к тому, чтобы защитить его от всех невзгод и критики окружающих людей, так как воспринимает его боль как собственную. В том, что супруг пьет, она обвиняет его друзей и сослуживцев, выдвигает различные обстоятельства, которые «довели его до пьянки» и т.д. Так же, как больной не видит никакой связи между своим пьянством и проблемами, которые в результате этого возникают, так и созависимая жена отрицает бессилие своего мужа перед алкоголем. Она уверена, что все зависит от желания мужа, и обижается, когда его называют алкоголиком. Стремясь заставить супруга отказаться от спиртного, созависимая жена начинает контролировать его поведение, руководить им и жизнью всей семьи. К примеру, она берет на себя работу, которую в доме должен делать мужчина; старается больше заработать, чтобы поддержать материальный уровень семьи; контролирует финансы, скрывая при этом реальные доходы и лишая мужа денег, чтобы он не потратил их на водку. Стараясь сохранить социальный статус супруга, жена прилагает все возможные усилия для того, чтобы муж удержался на своей работе, либо сама устраивает его на новое место работы. Чтобы заполнить свободное время мужа, стремится найти ему хобби; использует сексуальные отношения в качестве орудия управления мужем. Наконец, она уговаривает его не ходить без нее к друзьям, пьет вместе с ним, чтобы он не так сильно опьянел, или, наоборот, кричит и ругается, выливает водку в раковину и т.д. Страх и тревога за мужа, жалость к нему побуждают жену нянчиться с ним, утешать, когда он сожалеет о своем поведении и т.д.

Читайте также:  Лучшие врачи по лечению алкогольной зависимости

Взяв на себя полностью всю ответственность за мужа, созависимая жена чувствует свою незаменимость. Это, безусловно, подпитывает ее ощущение самоценности, а также уверенность в том, что ее муж без нее не проживет. Наряду с этим, созависимая жена боится быть брошенной. Для нее непостижимо, что муж сможет без нее обойтись, так как это разрушает всю ее картину мира. Такая амбивалентность чувств наблюдается и в других сферах отношений.

Жены часто бросаются из одной крайности в другую: от ненависти к любви, от депрессии к подъему настроения, от максимального контроля над жизнью семьи к попустительству и т.д. По этой причине поведение созависимой жены зачастую противоречиво и лишено логики. К примеру, она жалуется на своего мужа, что он пропивает все деньги, после чего сама покупает ему «бутылочку» для того, чтобы поощрить за хорошее поведение.

Специфическое влияние мужа-алкоголика вызывает у женщин следующие эмоциональные проявления: тревога, стыд и страх, затянувшееся отчаяние, а также чувство гнева на мужа, на саму себя, на детей, на всех окружающих людей. Постоянные отрицательные эмоции влекут за собой соматические заболевания и невротические расстройства. Как правило, у жен алкоголиков наблюдаются неврозы, дисфории, депрессии, аффективные состояния, они страдают также заболеваниями пищеварительной системы (колиты, язва), гипертонией, головными болями и т. д.

Естественно, что все рассмотренные негативные следствия созависимости женщин сказываются на их отношениях с детьми. Не случайно, дети, если отец-алкоголик не агрессивен, в 8 случаях из 10 предпочитают лучше общаться с ним, а не с матерью, которая не пьет совсем. Это можно объяснить тем, что мать, выдерживая такие перегрузки, просто не имеет никаких сил на то, чтобы выслушать детей, поиграть с ними. Чаще всего она бывает раздраженной, усталой, ворчливой и непоследовательной[3].

Таким образом, если в семье один из супругов алкоголик, то второй страдает созависимостью. Сходство алкоголизма и созависимости проявляется в том, что оба состояния являются болезненными, приводят к деградации морального облика человека, к нарушениям в различных сферах.

Проявления созависимости достаточно разнообразны, при этом они касаются всех сторон психической деятельности человека. Все это обусловливает необходимость грамотной организации психотерапевтической работы с такими семьями, которая имеет ряд характерных черт и особенностей. Рассмотрим особенности работы с созависимыми семьями на примере описанного типа семей.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ С СОЗАВИСИМЫМИ СЕМЬЯМИ НА ПРИМЕРЕ АЛКОГОЛЬНОЙ СЕМЬИ

Описанные особенности созависимых семей обуславливают специфику работы с ними. В целом психотерапия созависимости, как правило, требует достаточно много усилий. Тем не менее, можно добиться существенного прогресса в данном направлении. Супружеские пары могут ускорить рассматриваемый процесс в том случае, если оба партнера используют все возможные ресурсы. Можно выделить следующие ресурсы для выздоровления в рассматриваемом аспекте:

— фиксированные отношения с другим человеком, который также готов разорвать собственные модели созависимости;

— психотерапия супружеских пар или всей семьи у психотерапевта, использующего системный подход к лечению созависимости;

— группы поддержки, в рамках которых люди работают с задачами такого рода;

— подборка книг и статей о терапии созависимости;

— средства, которые способствуют использованию внутренних возможностей человека (медитация, дыхательные упражнения, ведение дневника, анализ мечтаний, работа с чувствами и т.д.)[4].

Особую роль занимает семейная психотерапия. Поведение всякого индивида определяется сложной системой зачастую неосознаваемых правил, которыми руководствуется его семья. Это дает нам право рассматривать их как причины, обуславливающие взаимодействие и определяющие образ жизни индивида, который является частью семьи[5].

Большинство современных терапевтов сходятся во мнениях о функционировании семейной системы. Среди применяемых методик семейной психотерапии выделяется несколько наиболее распространенных: индивидуальная психотерапия с каждым из членов семьи, психотерапия отдельных супружеских пар, групповая психотерапия супружеских пар, участие семей в психотерапевтических сообществах, а также терапия детей из семей рассматриваемого типа.

В связи со сложностью взаимоотношений в созависимых семьях наиболее оправданным является комплексный (синтетический) подход, который основывается на учете потребности в психологической терапии каждого члена семьи. Постоянный компонент семейной психотерапии при алкоголизме – индивидуальная психотерапия с каждым из членов семьи. Индивидуальной психотерапии должен в обязательном порядке предшествовать этап психологической диагностики.

Индивидуальная психотерапия дает возможность более точной оценки истинной глубины переживаний существующих конфликтов, а также особенностей понимания членами семьи сложившихся взаимоотношений. Кроме того, при ее проведении осуществляется обратная связь пациентов в групповых формах. Индивидуальная психотерапия дает возможность достижения определенного результата. При этом, по мнению одного из основателей семейной терапии К. Витакера, индивидуальная терапия представляет собой достаточно хрупкую вещь. Он утверждает, что достижения индивидуальной психотерапии достаточно легко уничтожаются после ее окончания, так как на нее оказывают очень сильное влияние процессы жизни человека. Изменение семейной системы представляет собой изменение инфраструктуры, поэтому оно является гораздо более устойчивым.

Приступая к семейной психотерапии в работе с семьей больного алкоголизмом, необходимо, в первую очередь, рассмотреть модель семейной системы. В чем заключается искусство семейной терапии? Оно означает, что нужно включиться в семью, воспринимать действительность так, как воспринимают ее члены семьи, и принимать участие в повторяющихся взаимодействиях, которые образуют структуру семьи и формируют мышление и поведение людей. Оно означает, что такое включение нужно использовать как средство стать фактором, вызывающим изменения, который действует в рамках семейной системы и осуществляет свои вмешательства так, как это возможно только в данной семье, с целью создать иной, более продуктивный способ существования[6].

Только обозначив значимые переменные, позволяющие осмыслить происходящее в семье, можно наметить стратегию интервенции. Структура семьи может быть представлена как топография – срез семейной системы. Важнейшими понятиями, которые служат для описания семейной структуры, являются понятия «связь» и «иерархия». Как уже отмечалось, в качестве дисфункций связи рассматривается симбиоз, а также разобщенность членов созависимой семьи. Иерархия определяет отношения доминирования – подчинения в семье.

Системный подход содержит парадокс. С одной стороны, необходимо понимать целое, исходя при этом из его частей, а части – с точки зрения целого. Но с другой стороны, мы никогда не сможем в полной мере понять целое, даже при помощи самого хитроумного анализа частей и их взаимодействия между собой, так же как никогда не сможем получить полного представления о части, только исходя из ее роли в более широком контексте, в который она входит. Решение указанного парадокса подразумевает и то и другое: часть рассматривается и как самостоятельная единица, и как интегрированная часть целого.

В психотерапии такой подход означает возможность лучше понять клиента, рассматривая его не только через призму интрапсихических проблем (внутренние дилеммы, тревожность и т.д.), но и с точки зрения целого, т.е. в контексте социальных связей, составной частью которых он является. Поведение человека, которое, на первый взгляд представляется отклонением от нормы, при индивидуальном подходе может стать естественным или хотя бы понятным. Это имеет место, если рассматривать поведение в качестве ответа на взаимоотношения, которые имеют место в какой-то центральной для него системе, частью которой он является (к примеру, в семье). Понимание, может быть, усилится, если представить семью клиента как подсистему, которая взаимодействует с другими подсистемами, к примеру, с соседями по дому.

В связи с этим необходимо отметить еще один важный аспект теории систем – иерархичность. Это означает, что любая система может рассматриваться как подсистема в рамках другой, более крупной системы. Элементы системы рассматриваются далее как неделимые единицы анализа. Понятие иерархии в значительной степени подчеркивает свойство теории систем находить ту или иную точку зрения. Именно исследователи и психологи выбирают разрешающий уровень для изучения системы. Выбираемый уровень расщепления оказывает существенное влияние на то, что они видят и как оценивают увиденное. При работе с ребенком в психиатрической клинике его психическое заболевание воспринимается как что-то происходящее в нем самом. Работая с его семьей, можно сделать вывод о связи его симптомов с семейным конфликтом. Сделав следующий шаг, можно увидеть общее неблагополучие семьи в широком социальном контексте, к примеру, проблемы в школе, низкооплачиваемая работа родителей, плохие жилищные условия и т.д. Одновременно с ростом знаний о связях и процессах взаимодействия, которые привели к аномальному поведению пациента, постигается вся сложность происходящего[7].

Микродинамика отражает наиболее характерные особенности функционирования семейной системы. Для ее анализа вводятся понятия семейных ролей, а также паттернов взаимодействия. Любую семейную систему можно описать шестью параметрами. Это стереотипы взаимодействия; семейные правила; семейные мифы; границы; стабилизаторы; семейная история[8].

Для того чтобы проанализировать микродинамику, семейный психотерапевт должен владеть следующим концептуальным аппаратом:

— семейная история или эволюция. Одним из наиболее типичных сценариев славянской семьи являются пьющие мужья и «спасающие» их жены;

— циклы развития семьи, которые связаны с новыми этапами жизни. Славянские семьи испытывают существенные трудности при сепарации детей, так как наблюдается традиционная слабость супружеской системы и преобладание семей, которые центрированы на детях;

— травматические события семейной истории. Здесь необходимо подчеркнуть отрицательное влияние травматического опыта на психическое здоровье семьи.

Основная цель семейной терапии созависимых семей является изменение семейной макро – и микродинамики. Для того, чтобы психотерапевтическая интервенция была успешной, необходимым является использование всех этапов вмешательства.

Процессуальная методика В. Сатир, которая ставила в качестве своей цели достижение изменений, опирается, прежде всего, на концепцию о стадиях, которые человек проходит на пути к данным изменениям. Так как Сатир определяла первую стадию как «статус-кво», когда люди ощущают потребность в переменах, но боятся их, то здесь она считала необходимым, прежде всего, создать у них чувство защищенности. Важно, чтобы у людей появились силы стремиться к определенным изменениям, несмотря на свои опасения и страхи. Для этого Сатир устанавливала прочный контакт с людьми и способствовала обретению уверенности в себе.

Как только Сатир чувствовала, что добилась полного доверия, она постепенно готовила людей к принятию изменений. Для начала она зачастую давала им понять, что привычные образцы поведения пришли в негодность. Вытащив эти образцы поведения наружу, Сатир становилась главным «чужеродным элементом» второй стадии, расшатывающим сложившуюся систему. Такие действия порождали четвертую стадию – «хаос».

На этом этапе Сатир становилась одновременно заботливым помощником, а также суровым командиром, помогая при этом людям неуклонно стремиться вперед, преодолевать хаос, и не позволяя им, испугавшись, пойти назад и вернуться к стадии «статус-кво». Ей удавалось достичь этого за счет использования новых возможностей в поведении и восприятии, которые она открывала клиентам.

И, наконец, для закрепления выработанного поведения и установок, Сатир создавала условия, которые задействуют новые образцы поведения, благодаря чему то, что было недавно усвоено, становилось для людей привычным и обыденным[9].

Рассмотрим в качестве примера семейной психотерапии созависимой семьи случай, приведенный К. Маданесом. Описание случая: «Тридцатилетнего мужчину в отделение экстренной помощи госпиталя привела жена. Накануне он вернулся домой в состоянии алкогольного опьянения, невразумительно пробурчав в ответ на вопросы жены, что подрался с кем-то в баре, а потом попал в автомобильную катастрофу. Никаких повреждений на машине ей обнаружить не удалось. Мужу казалось, что его преследуют, и он забаррикадировался внутри дома. Мужчина был тяжелым алкоголиком, нередко поднимавшим руку на жену. Он вел себя как крайне неустойчивый человек. Он жаловался на потерю памяти. Супругам назначили семейную терапию»[10]. В рассматриваемом случае супругами предъявлялись две проблемы: пьянство мужа и супружеские трудности, которые с ним связаны.

В рассмотренном К. Маданесом примере, неконгруэнтная иерархия была обусловлена алкогольной зависимостью мужа, социальный статус которого в существенной степени проигрывал в сравнении с положением, которое занимала жена. Пьянство мужа давало ему возможность обладать властью над супругой и в то же время увеличивало его слабость в сравнении с ней. Жена занимала в браке позицию превосходства благодаря своему социальному статусу, а также безудержному пьянству мужа. При этом, в то же время, она находилась в более низкой позиции, так как постоянно старалась удержать его от пьянства и постоянно терпела поражения. Кроме того, она безропотно принимала все оскорбления с его стороны. Решая проблему алкогольной зависимости, терапевтом были использованы парадоксальные предписания. После этого в качестве проблемы была представлена обостренная ревность мужа, которая также служила выражением рассогласования в иерархии. Следовательно, ревность также являлась источником силы и слабости в браке. Терапевт работал с рассматриваемой проблемой не один месяц, пока она тоже не была разрешена благополучно.

В течение терапии дважды возобновлялись эпизоды пьянства, но их развитие прекратилось. Психотерапевт, во-первых, потребовала от жены новых жертв, к которым ее обязывала любовь к мужу, чем спровоцировала ее на то, чтобы она, наконец, перестала быть жертвой и проявила большую нетерпимость к пьянству супруга. Во-вторых, терапевтом была приглашена семья мужа для прояснения вопросов, которые были связаны с присущими ему чувствами жизненного провала и неполноценности.

Терапевтическая интервенция в рассматриваемом случае заключалась в следующих аспектах:

— внешнее принуждение и давление, на которые сослался клиент в качестве причин своего алкоголизма были отклонены терапевтом. Пьянство в итоге получило определение добровольного выбора мужчины, а не проявления его беспомощности;

Читайте также:  Чампикс от алкогольной зависимости

— была успешно использована парадоксальная директива, которая предписывала жене поощрять выпивки мужа. Результатом этого стало то, что пьянство перестало выступать в качестве фокуса супружеской борьбы. Муж стал меньше распускать руки;

— вместо пьянства супруги стали использовать как источник их взаимной силы и слабости ревность мужа к жене. Супружеская ревность потребовала от психотерапевта нескольких месяцев работы, в рамках которых основными техниками стали прямая и парадоксальная директивы;

— позиция супруга окрепла благодаря тому, что он обратился в службу занятости населения, обсуждались его профессиональные планы, а также проведено прояснение ситуации в отношении бабушки и отца. Через год муж получил повышение по службе;

— супруги в своих отношениях пришли к большему равноправию. Так симптоматическое поведение перестало выступать в качестве средства, обуславливающего неконгруэнтность семейной иерархии;

— позиция мужа в семейной иерархии еще в большей степени окрепла, когда терапевт притормозил его слишком быстрое изменение, а затем выразил уверенность в дальнейшем улучшении[11].

Выздоровление от созависимости – это процесс, отдельные шаги которого возможно предсказать. Их очередность, несомненно, будет разной для каждого человека. Однако, скорее всего, каждому индивиду придется соприкоснуться со всеми этапами перед тем, как он освободится от созависимых моделей. Отдельным людям понадобится сделать гораздо больше, чем просто соприкоснуться с некоторыми этапами. К примеру, первый шаг, который включает в себя осознание степени распространенности созависимых моделей во взаимоотношениях, может потребовать достаточно продолжительного времени и больших усилий. Созависимость является настолько всепроникающей, что человек может не осознавать ее как дисфункциональное поведение. Другие шаги также могут потребовать интенсивной работы. Так, научиться осознавать собственные чувства более полно и выражать их более эффективно, как правило, можно, но для этого необходимо проделать довольно трудную работу[12].

Осознание созависимых моделей. Существует большое количество способов, которые препятствуют осознанию созависимости. Это похоже на сон. Человеку снится, что что-либо идет своим чередом. Даже если это не так, он продолжает оставаться в этом состоянии сна. Практически все, что человек испытал в своей жизни, имело определенную тень созависимости, поэтому он может не знать, что может быть что-то лучшее.

Для некоторых отрицание собственных чувств и потребностей может быть усвоенным механизмом безопасности или выживания. Если бы человек в действительности осознавал или обсуждал то, что происходило в семье, где он вырос, то, возможно, он не пережили бы своего детства. Его могли научить тому, чтобы не замечать, что с ним происходит, чтобы поддерживать у окружающих иллюзию «большой, счастливой и дружной семьи». Из всего, что человек научился игнорировать, именно отказ от выражения своих чувств оказывает на него наиболее опустошающее влияние. Созависимость, как и большинство зависимостей, представляет собой заболевание чувств.

Понимание причин проблемы. На этот счет в литературе существует путаница о причинах созависимости. Одни авторы утверждают, что это результат генетической предрасположенности, другие – что созависимость начинается из контактов с алкоголиками или алкогольной семьей. Основной тезис в том, что созависимость является усвоенным поведением. Одновременно она рассматривается как системная проблема, связанная с воспитанием в семье и в обществе.

Распутывание созависимых взаимоотношений. Как только человек поймет, что причины созависимости начинаются в динамике взаимоотношений, которые не были завершены, он сразу же увидит, как эта динамика совершает круг в его настоящих взаимоотношениях. Завершение процесса психологического рождения – это, прежде всего, осознание того, что человек все время находился в созависимых отношениях. Когда он осознает, какие важные этапы развития упустил в свое время, тогда, пользуясь дополнительной поддержкой и приобретая новые навыки, он сможет сознательно завершить этот процесс.

Отказ от своих проекций. Когда человек пытается стать обособленным, считая других людей неправыми либо плохими, то он развивает стиль жизни, который базируется на проекциях. Человек может искажать реальность таким образом, чтобы она соответствовала его потребности всегда быть правым, и оправдывать собственное поведение, считая при этом неправыми других людей. Отказ от подобных проекций зачастую требует щадящего противостояния и поддержки со стороны группы либо членов семьи, партнеров и друзей, супруга или психотерапевта.

Проекции – это строительные блоки в стене отрицания. Они отличаются тенденцией медленно падать, пока значительная часть стены отрицания не разрушится и не обнажится, наконец, правда о том, кто есть сам человек и кем являются другие люди.

Устранение ненависти к себе. Если человек не стал обособленным от своей матери или семьи, но пытался сделать это, считая их плохими или неправильными, он, скорее всего, придет к выводу о своей собственной несостоятельности. Человек может попытаться стать на путь отрицания или подавления этих чувств, но они, скорее всего, будут управлять его жизнью. Необходимо раскрыть, осознать и трансформировать эти отрицательные представления о себе. Они основаны на неправильном восприятии и иллюзиях, а также являются результатом слабого постоянства объекта. Поняв, что проекции – источник низкой самооценки, человек сможет исправить их.

Устранение силовых игр и манипулирования. При недостатке природной силы, которая приходит после завершения психологического рождения, человек, скорее всего, будет прибегать к силовым играм и манипулированию для получения того, чего хочет. «Драматический треугольник» (преследователь, спасатель и жертва) – это обыкновенный способ манипулирования другими людьми, оставаясь при этом очень пассивным. Как только человек найдет более эффективные способы вступления в сотрудничество с другими людьми, то потребность в манипулировании и управлении другими пойдет на убыль.

Умение просить о чем-то. Самый простой и непосредственный способ получить то, чего хочет человек, – напрямую и вежливо попросить об этом. Тогда его просьба будет удовлетворена с удовольствием (если, конечно, это возможно для другой стороны). Как правило, происходит так: люди не просят напрямую («Возможно, вечером мне понадобится машина»), а потом разочаровываются, когда их не понимают. Некоторые просят со злостью или с большим возмущением («Черт побери, мне нужна машина вечером, могу я ее взять?»). Это вызывает закономерное сопротивление у того, к кому они обращаются, и он говорит «нет».

Снова научиться чувствовать. Дети, которые выросли в дисфункциональных семьях, рано начинают скрывать собственные чувства и мысли о том, что происходит у них дома. Чаще всего они скрывают гнев, хотя люди, находящиеся в созависимых взаимоотношениях, пребывают в состоянии гнева большую часть времени. Гнев должен быть каким-то образом «оправдан», прежде чем он будет выражен. Кто-то должен быть виновным или стать козлом отпущения за все несчастья в семье. Часто в этой роли оказываются дети.

Став взрослым, человеку необходимо восстановить чувства, которые он скрывал, чтобы помочь себе снова пережить свое детство. Человек не может излечиться от созависимости, не восстановив при этом своих чувств.

Исцеление «внутреннего ребенка». Если человек вырос в дисфункциональной семье, то его научили сосредоточиваться на том, что делают другие, а не на том, что делает он сам. Его заставили превратить свое «Я» в ложное для того, чтобы угодить другим. Помимо этого, его заставили спрятать истинное «Я», включая невинность, его «внутреннего ребенка». «Внутренний ребенок» страдал от ран, нанесенных предполагаемой заботой о нем любящими его людьми, которые могли смеяться над ним, проявлять неуважение, не выслушивать его, наказывать физически или не обращать внимания на важнейшие потребности. Чтобы скрыть причиненную боль, человек был вынужден скрывать часть своего «Я» от всего мира и от себя самого. Выздоровление включает восстановление личностной целостности и исцеление «внутреннего ребенка».

Определение собственных психологических границ. У каждого есть его собственная психологическая территория. Она состоит из мыслей, чувств, тела и поведения. У большинства людей, которые происходят из дисфункциональных семей, эта территория очень часто нарушалась, когда они были детьми. Став взрослыми людьми, они не осознают, как это происходило. Большинство созависимых не знают о своих личностных границах и почти не имеют никаких навыков в их определении и защите. Для созависимых людей очень важно научиться определять и эффективно защищать собственные границы.

Как научиться близости. Созависимые и боятся, и хотят близости. Они зачастую опасаются, что близкие люди будут ими управлять, обижать их. С разрушением созависимости возникает потребность установления связи с другим человеком. Люди часто нуждаются в новом родительском участии, будь то психотерапевт или другой старший по возрасту человек, который сможет сообщить недостающую информацию, побыть собеседником и воспитателем, а также стать необходимой опорой для создания постоянства объекта и формирования самооценки.

Изучение новых форм взаимоотношений. Большинство людей, которые какое-то время жили по созависимым моделям, знают очень мало или вообще не знают о многоцветности жизни, которой им так недостает. Созависимость заменяется взаимозависимостью тогда, когда двое или большее число людей научились жить автономно для того, чтобы строить совместную жизнь и стремиться поддерживать друг в друге проявление всех лучших качеств[13].

Оценка комплекса методик семейной психотерапии может осуществляться с применением следующих критериев:

— принятие идеи трезвости и отстаивание ее всеми членами семьи;

— нормализация семейных взаимоотношений, преодоление возникающих конфликтов и умения конструктивного разрешения возникающих в семье проблем;

— восстановление ролевой структуры семьи, которое предполагает оптимальное распределение обязанностей по воспитанию детей, поддержанию семейного бюджета и т.д.;

— способность семьи справляться с рецидивами заболевания;

— умение рационального использования свободного от работы и домашних обязанностей времени;

— оказание помощи семьи другим созависимым семьям.

Таким образом, работа с созависимыми семьями должна носит целенаправленный и комплексный характер. Особую роль в ее рамках играет семейная психотерапия с использованием системного подхода. Только использование всех возможных ресурсов позволяет добиться нужного результата в рамках психотерапии созависимых семей.

В связи с увеличением на сегодняшний день количества лиц, которые характеризуются наличием алкогольных проблем, все более актуальной становится задача сохранения психологического благополучия их родственников. В связи с этим, особенно актуальной является работа с созависимыми семьями.

Созависимость достаточно тесно связана с соматическим и психическим здоровьем человека и оказывает на них сильное влияние. Феномен созависимости представляет собой диссоциацию личности, что проявляется в неуверенности, низком уровне самооценки, а также неспособности к установлению здоровых и стабильных взаимоотношений с самим собой, а также с окружающими людьми. Созависимость можно определить как паттерн усвоенных форм поведения, а также чувств и верований, которые делают проблемной жизнь человека. Она предполагает концентрацию мыслей на ком-то (чем-то), а также зависимость от другого человека либо объекта. Иногда зависимость такого рода становится патологическим состоянием, которое влияет на все другие взаимоотношения.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что созависимость является достаточно глубокой аддикцией, которая сложно поддается коррекции. Аддиктивным агентом в данном случае является другой, значимый человек, и эти отношения используются созависимой личностью для поддержания внутренней целостности. Рассматривая в качестве примера созависимых семей алкогольные семьи, можно выделить целый ряд характерных особенностей созависимых личностей, а также взаимоотношений в рамках семьи. Необходимо отметить, что и алкоголизм, и созависимость являются болезненными состояниями, которые приводят к деградации морального облика человека, к нарушениям в различных сферах.

Результативность психотерапевтической работы с созависимыми семьями напрямую зависит от применяемых средств воздействия. Среди применяемых методик семейной психотерапии выделяется несколько наиболее распространенных: индивидуальная психотерапия с каждым из членов семьи, психотерапия отдельных супружеских пар, групповая психотерапия супружеских пар, участие семей в психотерапевтических сообществах, а также терапия детей из семей рассматриваемого типа. Особую роль играет семейная психотерапия на основании системного подхода. Основной целью семейной терапии созависимых семей является изменение семейной макро – и микродинамики, что представляется возможным только при рассмотрении семьи как системы со сложной структурой взаимоотношений.

Таким образом, специфика работы с созависимыми семьями обусловлена особенностями самого феномена созависимости, личностными особенностями созависимых людей, особенностями взаимоотношений в семьях рассматриваемого типа. Только в случае учета всех рассмотренных особенностей можно добиться необходимого терапевтического результата.

[1] Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / пер. с англ. А.Г. Чеславской. – М.: «Класс», 2002. – 224с. [2] Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / пер. с англ. А.Г. Чеславской. – М.: «Класс», 2002. – 224с. [3] Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье // Вопросы психологии. – 1991. – №4. – С.65-74. [4] Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / пер. с англ. А.Г. Чеславской. – М.: «Класс», 2002. – 224с. [5] Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: «Речь», 2006. – 288с. [6] Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: «Класс», 1998. – 304с. [7] Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. – М.: «Класс», 2001. – 208с. [8] Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001. – 144с. [9] Лойшен Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. – СПб.: Питер, 2001. – 160с. [10] Маданес К. Стратегическая семейная терапия / пер. с англ. Т.В. Снегиревой. – М.: «Класс», 1999. – 272с. [11] Маданес К. Стратегическая семейная терапия / пер. с англ. Т.В. Снегиревой. – М.: «Класс», 1999. – 272с. [12] Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / пер. с англ. А.Г. Чеславской. – М.: «Класс», 2002. – 224с. [13] Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / пер. с англ. А.Г. Чеславской. – М.: «Класс», 2002. – 224с.

источник