Меню Рубрики

Программа с ребенком по профилактике алкогольной зависимости

Алкоголизм является серьезной проблемой всемирного масштаба. В 2000 году число больных во всем мире составляло примерно 140 миллионов человек, а уже в 2010 году показатели возросли до 210 миллионов. При таком стремительном росте к 2050 году количество жертв этой эпидемии может превысить полмиллиарда. В этой ситуации жизненно важной является профилактика алкоголизма.

Алкоголизм определяется как хроническое заболевание, одна из разновидностей наркомании. Точными признаками этой зависимости являются:

  • систематическая алкоголизация организма;
  • неконтролируемый объем спиртных напитков;
  • навязчивое желание выпить, невзирая на последствия;
  • наличие токсического поражения внутренних органов;
  • синдром регулярных провалов в памяти;
  • отсутствие критичного подхода к этим проблемам.

Алкогольную зависимость можно разделить на физическую, которая проявляется абстинентным синдромом (проще говоря — ломкой), и психологическую, основанную на регулярном закреплении условного рефлекса. Часто эти виды сочетаются между собой.

В общественном сознании алкоголизм часто ассоциируется с лежащим на улице бездомным человеком. Это представление не совсем верное, ведь эта болезнь распространена среди разных слоев населения. Стоит выделить социальные причины, располагающие к появлению проблем с алкоголем:

  1. Проблемы в общении с родными и близкими.
  2. Наличие хронических заболеваний, прежде всего нервной системы.
  3. Проживание и воспитание детей в пьющих семьях.
  4. Вовлечение несовершеннолетних в компании, толерантные к распитию спиртных напитков.
  5. Преждевременные и беспорядочные половые контакты.
  6. Низкий уровень жизни.
  7. Постоянные семейные конфликты.
  8. Отсутствие у ребенка желания посещать школу.

Находясь в таких жизненных условиях, человек имеет большие шансы стать зависимым от спиртных напитков. Но этот факт не является окончательным и безнадежным. В этом случае большую роль играет профилактика употребления алкоголя.

Одна из главных проблем при лечении зависимости состоит в том, что алкоголики не считают себя больными. Часто этот фактор делает заболевание неизлечимым. Зависимый человек лишен критической самооценки. Он считает негативное мнение окружающих о себе предвзятым, а чрезмерные дозы спиртного лишь усугубляют раздражение.

В этой ситуации обвинение и критика бесполезны. Лишь разъяснительная работа с пониманием всей сложности происходящего способны переломить ситуацию. Это является иногда единственной возможной профилактикой пьянства.

Гораздо легче разъяснительную работу проводить среди людей, которых еще не затронула проблема алкогольной зависимости. Занимаясь проведением таких мероприятий, следует учитывать факторы, способствующие трезвому образу жизни:

  • отсутствие семейных конфликтов и взаимное уважение;
  • финансовая независимость, наличие собственного жилья;
  • забота о личном физическом и психическом здоровье;
  • постоянное самосовершенствование;
  • повышение образовательного уровня;
  • стрессоустойчивость;
  • соблюдение правил приличия и моральных норм;
  • самоуважение, умение отстаивать свои права;
  • контроль собственных негативных эмоций.

Стремление к достижению таких результатов является лучшей профилактикой алкоголя. Пропаганда этих жизненных установок должна проходить начиная с детского возраста.

Главной задачей профилактической работы является формирование у человека здорового образа жизни, где нет места спиртным напиткам. Для этого необходимо применять следующие методы воздействия:

  1. Пропаганда трезвости, с примерами успешных людей, ведущих подобный образ жизни.
  2. Создание негативного образа алкоголя. Такая практика должна распространяться на все социальные слои и возрастные группы.
  3. Идентификация лиц, толерантных к алкогольным напиткам и ведение профилактики с ними.
  4. Пропаганда семейных ценностей, стремления к финансовому благополучию и физическому здоровью.

Осуществление программы профилактики алкоголизма должно проводиться как на общегосударственном, так и на межличностном уровне. В первом случае требуется разработка государственной стратегии, основанной на законодательных, административных и медицинских мерах воздействия. Межличностный уровень состоит из трех видов профилактики.

Этот вид ставит своей целью предупреждение появления алкогольной зависимости у тех лиц, кто еще не сталкивался с этой проблемой. Прежде всего первичная профилактика алкоголизма направлена на молодое поколение. Для достижения положительного результата используются следующие методы:

  1. Помощь молодому человеку в процессе становления личности, осознании себя полноправным членом общества, познанию своих эмоциональных особенностей.
  2. Мотивация к положительным изменениям в своей жизни и социальной среде.
  3. Помощь в создании навыков управления собственными эмоциями.
  4. Развитие быстрой адаптации к внешним факторам, располагающим к употреблению спиртных напитков.

Подобную профилактическую работу необходимо проводить в школах, училищах, институтах, внеклассных подростковых коллективах, а также среди родителей и преподавателей. Очень важны мероприятия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних детей из неблагополучных семей, не посещающих учебные заведения, у которых нет родителей или опекунов.

Этот вид профилактики распространяется на тех, кто имеет опыт употребления алкоголя. Такая работа предполагает оказание медико-социальной помощи человеку, психологической поддержки родным и близким людям. Его надо убеждать в необходимости посещения сеансов анонимной помощи.

Методами вторичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Убеждение в необходимости полного и окончательного отказа от употребления спиртных напитков.
  2. Внедрение в сознание мысли о необходимости изменить свою модель поведения.
  3. Осознание необходимости улучшить мнение окружающих о себе.

Такую работу требуется проводить с разными слоями общества: подростки, молодежь, учащиеся и работающие, взрослые люди, семейные пары.

В этом случае помощь адресуется тем, кто лечится от алкоголизма. Методами третичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Признание больным факта нездоровой тяги к спиртным напиткам и наличия алкогольной зависимости.
  2. Поиск и развитие личностных ресурсов для преодоления болезни.
  3. Изменение негативного образа мышления на позитивный.
  4. Постановка жизненных целей и способов их достижения.

Возможно, на этом этапе потребуется прохождение курса стационарного лечения алкогольной зависимости.

Отдельно хочется остановиться на профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних. Этот участок работы должен разделяться по возрастным критериям.

Вероятность употребления спиртных напитков ребенком до 11 лет минимальна, но он может воспитываться в семье, злоупотребляющей алкоголем. Для идентификации таких родителей необходимо регулярно проводить классные собрания. Если представители семьи их посещают, постоянно участвуют в жизни ребенка, в семье все в порядке. В случае регулярного игнорирования таких мероприятий, можно предполагать наличие неблагополучной ситуации в семье. Также тревожными сигналами для преподавателя могут быть:

В такой ситуации классному руководителю необходимо провести индивидуальную встречу с родителями и обсудить вопросы успеваемости и воспитания.

В этом случае профилактика алкоголизма в школе возможна привлечением учеников к обязательным общественным мероприятиям. Тогда у них не останется свободного времени на употребление алкоголя. Необходимо создавать ситуации, когда старшеклассники будут проводить большую часть времени на виду у родителей и преподавателей.

Надо всегда помнить, что начать пить очень легко. Для этого всегда найдется масса причин. Затем очень сложно найти в себе силу воли и отказаться. Многие люди так и не смогли справиться с такой проблемой. Не стоит повторять их ошибки.

источник

Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики

ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»

Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в городе и в лицее.

Программа является основой системы профилактической работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.

профилактика первичного употребления алкоголя;

обогащение учащихся научными знаниями;

формирование потребностей в трезвом образе жизни.

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:

образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);

разработку и внедрение общелицейских антиалкогольных мероприятий;

формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Профилактическая работа с родителями через:

формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,

родительские, общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;

предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;

семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;

оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;

организация взаимодействия между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.

Для реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие условия:

организована работа социально-психологической службы;

ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;

составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;

проводятся индивидуальные консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;

оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;

проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;

в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;

С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» лицей взаимодействует с различными учреждениями: РУВК им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.

Содержание социально – педагогической деятельности с учащимися, склонными к употреблению алкоголя

Результат реализации функции

Ликвидация факторов риска приобщения детей к спиртному.

Сбор материалов, опрос, наблюдение, интервью.

Профилактика, коррекция, реабилитация.

Разработка конкретной социально – педагогической программы

Педагогический консилиум, круглый стол.

Социальная адаптация, коррекция, реабилитация.

Отбор методов социально – педагогической работы

Профилактические беседы, тренинги, ролевые игры, ситуационно – ролевые игры.

Реабилитационное восполнение пробелов в воспитании и образовании.

Деятельность строится на правовой основе

Соблюдение и защита прав несовершеннолетнего

Координация действий всех специалистов

Занятость свободного времени, поддержка в воспитании и развитии ребенка.

Круглый стол, педагогический консилиум.

Установление контакта с заинтересованными лицами.

Патронаж (посещение на дому).

Предотвращение появления рецидивов появления пьянства.

1. Развитие системы профилактической деятельности, основанной на взаимодействии социального педагога, психолога, педагогов, родителей, ИДН, КЗПН и др. заинтересованных служб города

1. Совместные заседания МК классных руководителей по вопросам антиалкогольной профилактики

Соц. педагог, руководитель МК

Эффективное взаимодействие всех звеньев педагогического процесса; включение их в работу по программе; оперативное реагирование педагогов при возникновении проблемы.

2. Совместные рейды по микрорайону

3. Родительские собрания и круглые столы по проблеме

4. Заседания совета профилактики

6. Организация «Школы здоровья»

7. Месячник правовых знаний

8. Сбор и оформление характеризующих материалов по запросам

2. Предотвращение первичного или эпизодического употребления алкоголя среди учащихся лицея

1. Диагностика социума по проблеме:

а) регулярное употребление;

б) эпизодическое употребление;

в) подростки из семей, злоупотребляющих алкоголем

Ежегодно сентябрь — октябрь

Сформированная потребность в здоровом трезвом образе жизни, обеспечение личностного роста и самореализации учащихся в разных видах деятельности

2. Утверждение и корректировка программы профилактики на МК классных воспитателей

Зам по ВР, председатель МК

ежегодно сентябрь – октябрь

3. Организация деятельности кружков, студий, секций

4. Проведение досуговых и спортивных мероприятий

3. Приобретение научных и практических знаний учащихся, родителей, педагогов в области профилактики употребления алкоголя

1. Организация социального; педагогического и правового просвещения учащихся: тренинги, лекции, часы общения, индивидуальные беседы и др.

Использование научных и практических знаний в утверждении трезвого образа жизни. Положительная динамика в нравственном развитии учащихся, ослабление влияния отрицательных факторов (телевидение, социум семьи)

2. Беседы специалистов ОВД, наркодиспансера

3. Диспуты и дискуссии в общежитии

4. Семинары и конференции для педагогов и родителей по проблеме алкоголизации молодежи:

б) пути приобщения и форсирования зависимости

г) роль педагогов и родителей

4. Развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений, социального опыта общения

1. Включение учащихся в работу органов самоуправления лицея

Решение проблем занятости учащихся

2. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности

3. Включение учащихся в работу творческих и спортивных объединений; курсов; факультативов:

специальные (меткий стрелок)

секции (волейбола, футбол, шашки, шахматы)

5. Коррекция поведения учащихся «группы риска», склонных к употреблению алкоголя

а. Определение причин отклонения в поведении

б. Определение индивидуальных психологических особенностей

В течение года по запросу

Снятие проблемы «дезадаптации» у подростков; формирование потребности в здоровом образе жизни; дальнейшая социализация и самоактуализация учащихся «группы риска» в обществе.

2. Ученические собрания по фактам употребления алкоголя

В течение года по необходимости

3. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия

4. Проведение активных тренинговых занятий

5. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности группы и лицея

6. Оказание помощи родителям. Коррекция условий семейного воспитания

1. Родительские собрания по проблеме

Улучшение микроклимата в семьях; предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию; предупреждение случаев жестокого обращения с детьми

2. Организация лектории педагогических, медицинских, правовых знаний

3. Групповые и индивидуальные беседы с родителями «группы риска»

4. Оказание социальной и консультативной помощи семье

В течение года по необходимости

а) контроль и коррекция условий проживания учащихся

б) составление характеризующих документов, актов по запросам

в) оказание помощи учащимся

Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ среди подростков.

Формирование здорового жизненного стиля, наличие навыков противодействия и избежания ситуаций, связанных с риском алкоголизации.

Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами

Тематика и содержание бесед для учащихся 1-2 курсов

Употребление алкоголя – вредная привычка, с которой необходимо бороться.

Читайте также:  Как победить алкогольную зависимость мужа

Полезные и вредные привычки, их значение для человека и для общества.

Употребление алкоголя – одна из наиболее вредных привычек.

Употребление алкоголя – частая причина распада семьи.

Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.

Алкоголь отрицательно влияет на работоспособность человека (ухудшается точность, быстрота и координация движений).

Алкоголь губительно действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни.

Опьянение – особое психическое состояние, вызываемое алкоголем.

В результате регулярного приема алкоголя человек привыкает к нему и становится его рабом (проба – привычка – болезнь).

Алкоголь нарушает нормальное развитие организма и психики и поэтому особенно опасен для детей и подростков.

Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.

Алкоголизм – тяжелое психическое заболевание.

Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример.

Пьяницы любят хвалиться количеством выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это возвышает их над окружающими: свои недостатки пьяницы пытаются выдать за достоинство.

Пьяницы стремятся вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию собутыльников и пить за счет других.

Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.

Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Тематика и содержание бесед для учащихся 3 курса

От вредной привычки к болезни.

Влияние однократного и многократного употребления алкоголя на психику человека: формирование зависимости человека от алкоголя.

В результате систематического употребления алкоголя происходит деградация личности: безнравственность пьянства и алкоголизма.

Особенности подростково — юношеского пьянства и алкоголизма, употребление алкоголя в подростково -юношеском возрасте, особенно быстро ведет к деградации личности.

Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие.

Семья, где хотя бы один из членов систематически употребляет алкоголь, не может нормально выполнять свои функции.

Употребление алкоголя одним из супругов – частая причина распада семьи.

Употребление родителями алкоголя губительно влияет на потомство.

Преимущества трезвого, здорового образа жизни.

Трезвый, здоровый образ жизни – залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде и общественной жизни, уважения окружающих.

Употребление алкоголя ведет к болезни и сокращению продолжительности жизни, и семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.

Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.

Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Зам.директора по ВР К.И.Малахивская

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в городе и в лицее.

Программа является основой системы профилактической работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.

— профилактика первичного употребления алкоголя;

— обогащение учащихся научными знаниями;

— формирование потребностей в трезвом образе жизни.

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:

— образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);

— разработку и внедрение общелицейских антиалкогольных мероприятий;

— формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Профилактическая работа с родителями через:

— формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,

— родительские, общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;

— предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;

— семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;

— оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

— учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;

— организация взаимодействия между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.

Для реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие условия:

— организована работа социально-психологической службы;

— ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;

— составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;

— проводятся индивидуальные консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;

— оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;

— проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;

— в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;

С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» лицей взаимодействует с различными учреждениями: РУВК им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.

источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г.Новочебоксарска ЧР

на заседании методического директор МБОУ «СОШ №13»

совета МБОУ «СОШ №13» ____________Мясникова Н.К.

по профилактике алкоголизма и

наркомании среди подростков

Филонова Евгения Вениаминовна

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Филонова Евгения Вениаминовна — педагог-психолог

Сроки реализации программы:

профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

Наказывать – по-русски значит поучать.

Поучать нужно только примером.

Воздаяние же злом за зло, не поучает,

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель.

Образование в школе, включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе есть возможность привлечения специалистов по профилактике наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной работы с семьёй учащегося.

Цель: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

— формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

-формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

— открытости и информированности;

— добровольности и сотрудничества;

— системности и преемственности межпоколенческих связей.

Главными направлениями работы являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.

Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.

Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение тематического видео «Трезвая Россия» Урок трезвости, презентации, выполненной в программе Power Paint по данной теме, конкурс плакатов, рисунков. Викторина «Полезные привычки» и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.

Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.

Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.

Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.

Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Проект состоит из следующих разделов.

1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2. Система профилактических мероприятий:

семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма; просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания; тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 8–11-х классов.

3. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).

4. Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (вы пуск газет, изготовление плакатов, съем ка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.

8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

Участники и партнеры проекта:

Психопрофилактика и психогигиена психических травм

Знакомство с последствиями психических травм и их профилактика

Беседы на родительских собраниях

Здоровое поколение нового века

Профилактика различных «маний»

Конкурс стенгазет среди классов

Буклеты для подростков и родителей (информационный, тезисный)

Просвещение подростков и их родителей по профилактике «маний»

Пропаганда здорового образа жизни

Тренинги: социально-психологический и коммуникативных умений

Развитие компетентности в общении, обучение межличностному общению и отказу от алкоголя и наркотиков

сентябрь, октябрь, и по запросу учителей

Читайте также:  Таблетки для снятия алкогольной зависимости

II. Профилактическая деятельность

Консультирование детей и родителей по проблемным вопросам

Разрешение проблемных ситуаций.

Психокоррекционная и психоразвивающая работа

Создание социально-психологических условий для развития личности и преодоление затруднений

«А ты сказал наркотикам НЕТ. » — ролевая игра

Коррекция детско-родительских отношений

Преодоление проблем в детско-родительских отношениях

III. Диагностико-аналитическая деятельность

Анкетирование по осведомленности воспитанников с проблемой «маний»

Выявление уровня осведомленности.

Анкета-опросник для детей и родителей по уровню удовлетворенности проведенными мероприятиями.

Выявление усвоения полученных знаний по профилактике различных маний

Методическое обеспечение проекта работы по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Реализация программы осуществляется через систему запланированных мероприятий в учреждении. В рамках реализации данной программы наиболее целесообразными формами считаем:

— лекции: лекция является наиболее экономичным способом передачи
информации. На лекции материал излагается концентрированно, в
логически выдержанной форме. Во время лекции может использоваться
момент импровизации, который оживит ее, акцентировав внимание обучающихся ;

— практические занятия (выпуск листовок, рисунков, плакатов), позволяющие обучающимся раскрыть свой внутренний потенциал;

— деловые игры способствуют снятию психологического напряжения и
социальной адаптации в условиях современного общества.

— беседы на заданную тему, диспуты, решение психологических задач и психотренинги.

При реализации программы используются следующие методы и приемы :

1. Методы проблемного обучения:

— создание проблемных ситуаций — постановка проблемного вопроса;

— самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися, которая включает поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств;

— создание и решение различных ситуаций .

3. Методы практико-ориентированной деятельности:

4. Словесные методы: лекции и беседы.

5. Широко применяется метод наблюдения.

Сокращение количества учащихся с девиантным поведением через повышение детской осведомленности об опасности использования алкогольных, наркотических веществ и общей культуры поведения детей, а также увеличение количества родителей, включившихся в активную борьбу против наркотиков и заботу о благополучии ребёнка. Мероприятия по повышению роли семьи и социализации детей и подростков, сохранению психического, физического и духовного здоровья подрастающего поколения помогут им в укреплении с еме йных связей.

Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы, а предложенные формы работы повысили восприимчивость детей и подростков к негативным последствиям вредных привычек.

Агрессивность – устойчивая черта личности, уровни которой определяются научением в процессе социализации, ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. (Петровский)

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. (Зинченко)

Аддикция – злоупотребление ПАВ без признака индивидуальной, психологической и физиологической зависимости.

Аддиктивное поведение — это поведение, связанное с изменением сознания, измененной, деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсины), выражается в стремлении ухода от реальности.

Алкоголизм – это вынужденное потребление алкоголя в больших количествах.

Девиантное поведение предполагает систему поступков отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиация – это отклонение от нормы

Наркомания – это заболевание, вызванное употреблением препаратов относящихся к списку наркотических.

Берн Э. «Игры, в которые играют люди». Психология человеческих отношений. Красноярск, 1994г.-173с.

Блум Ф., Лейзерсон А. «Мозг, разум и поведение», Москва «Мир» — 1988г.-248с.

Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007. – 37с.

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224с.

Нуар М., Круазиль Б. Зубочистка для мозгов. – Минск, 2008. – 224с.

Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления — М.: Чистые пруды, 2007.- 32с.

Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова — 2-е изд.-М.; Айрис-пресс, 2004. — 176 с. (методика).

Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» М.: Новая школа, 1995. -144 с.

Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск: ООО «Издательство ACT », 2001. — 800 с.

Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. — М., ЦГЛ, 2006.- 160с.

Щуркова Н.Е. Игровые методики.- М.: Пед. Общество России, 2004.- 224с.

«Вред алкоголя, никотина, наркотиков» Бенюмов В. М., Костенко О. П., Флоренсова К. М. – Киев 1989 год.

«Предупреждение вредных привычек у школьников» Колесов Д. В. – Москва 1984 год.

«Лучшие уроки по профилактике употребления ПАВ и здоровому образу жизни» методические материалы. — видеоматериал.

источник

Нормальный образ жизни не предполагает пьянство и наркоманию. Алкогольная зависимость и последующая интоксикация организма всегда ведет к деградации личности и ее моральному и физическому обнищанию. Ущерб от алкоголизма проявляется в социальной среде, затрагивает нравственные аспекты самого пьющего индивидуума, но и в равной степени касается его семьи, близких людей и коллектива, в котором человек работает и проводит время.

Предметом изучения и исследования общественных организаций, медицинских институтов становится проблема лечения и профилактики пьянства и алкоголизма, составление для этого определенных программ по выявлению стадии заболевания и целенаправленного лечения пагубной зависимости.

Профилактика алкогольной зависимости не будет эффективной без понятия патогенеза болезни. Это болезненное состояние является прогрессирующим, в его основе лежит наслаждение от употребления этилового спирта. По сведениям ВОЗ, злоупотребление спиртными напитками становится третьей причиной смертности после онкологии и сердечно-сосудистых болезней:

  • тяжелая форма алкогольной интоксикации (отравления) является причиной множества летальных исходов в молодом возрасте,
  • при употреблении высокой дозы спиртного наступает внезапная остановка сердца или нарушения его ритма работы,
  • в состоянии опьянения подростки и взрослые люди наиболее подвержены травматизму в быту или в транспорте и на производстве,
  • желание свести счеты с жизнью возрастает после принятия горячительной дозы, равно как и побуждение отомстить обидчику, убив его или покалечив.

На ранних стадиях заболевания развиваются тяжелые патологии внутренних органов, язвы, травмы, расстройства работы сердца, сосудов, нервной системы. Более поздние стадии ассоциируются с циррозом печени, серьезными нарушениями функционирования мозга. Среди мужского населения у больных алкоголизмом смертность по статистике наступает до 50 лет.

Потребность испытать патологическое наслаждение от принятия спиртного существует у многих современников. В развитии пагубного пристрастия играют роль социальные и личностные конфликты, плохая адаптация человека в обществе, напряженные рабочие и эмоциональные перегрузки. Важная роль в профилактике употребления алкоголя отводится социальному окружению, семейному микроклимату, воспитанию детей и подростков в традициях предков и современников целой страны и народности.

Для алкоголизации является неоспоримым влияние генетической предрасположенности, наследственных факторов, предрасположенности к изменениям метаболизма в организме.

Для алкоголизма характерны некоторые соматические и психические расстройства. В клинике заболевания отмечают три основных стадии болезни с определенными симптомами в каждой из них. Перед началом этих заболеваний у человека обычно проявляется алкоголизм в бытовой стадии, так называемой, продромальной. Для него характерно ситуационное применение горячительных напитков, происходит расслабление от случая к случаю, с приходом гостей, на торжествах.

Человек не напивается спиртным до безобразного состояния, в таком периоде ему не грозят серьезные ослабления здоровья. В это время подросток, мужчина или особы женского пола могут без труда бросить употребление спиртного, и не жаждут пьянства, оставшись наедине. Но если такие распития происходят слишком часто, то развивается первая стадия алкоголизма.

Алкогольная зависимость в этом периоде длится до 5 лет, у человека появляется психическая зависимость от спиртных напитков:

  • постоянные мысли о расслаблении от спиртного,
  • радостное предвкушение выпивки,
  • неудовлетворенность положением дел в трезвом виде.

Растет толерантность, проявляющаяся симптомом измененной реактивности. Увеличивается переносимость спиртного в больших количествах, организм привыкает к похмельному синдрому без рвоты и с забыванием отдельных эпизодов во время пьянства. В этом состоянии на человека можно повлиять с помощью профилактической беседы о вреде алкоголя.

Длится длительно, от 5 до 15 лет, все симптомы утяжеляются, тяга к распитию все чаще возникает спонтанно, становится интенсивной, мотивации находят сами алкоголики, приноравливаясь к различным ситуациям, выпивки становятся постоянными. Толерантность, развиваясь до определенной степени, остается такой длительное время, спутанность воспоминаний в период алкогольного опьянения становится постоянной, все чаще случаются периоды запоя.

Длится 5–10 лет и характеризуется патологическим влечением к принятию спиртного, утрачивается количественное восприятие выпитого, больной становится нетребовательным к месту и времени, личностям собутыльников. Человек теряет чувство достоинства, постоянно не помнит предшествующих событий, у него развивается недостаток витаминов, плохо работают все системы и органы. В таком состоянии пациент не может контролировать количество выпитого, а разрушение организма ведет к летальному исходу.

Система государственных и общественных медицинских, санитарных, педагогических и психологических действий, имеющих целью предупреждение развитие заболевания, является программой профилактики алкоголизма.

Профилактические действия делят на:

  • социально-медицинские,
  • социальные,
  • медицинские.

Между собой они делятся на мероприятия, учитывающие частные цели, затрачивающие определенные средства и по эффекту воздействия. Для профилактических мероприятий выделяют три типа по определению ВОЗ:

  • Первичная профилактика представляет собой программу, направленную на развитие и сохранение условий для здоровой жизни, и устранение неблагоприятных факторов. Первичная профилактика алкоголизма предупреждает плохое влияние алкогольных традиций определенной среды, формирует у людей, тем более у подростков, гигиенических и нравственных привычек, которые исключают возможность злоупотреблять алкоголем. В основе закладывается образ здорового существования, воспитание личности в способности противостоять проблемам алкоголизма.
  • Вторичная профилактика алкоголя выявляет численность населения, которое наиболее подвержено негативным привычкам, особенно важна профилактика алкоголизма в школе, где подростки могут образовывать определенные группы для распития спиртных напитков. Важную роль играет оздоровление микросоциальной сферы в семье и в тесном коллективе.
  • Третичная профилактика проявляется в сфере людей, которые подверглись алкогольной зависимости и их патологическое состояние может прогрессировать. Предпринимаются шаги поддерживающей терапии, используются принципы социальной реабилитации, проводится разъяснительная беседа с родителями о вреде алкоголя и его осложнений.

Все меры по борьбе с пьянством имеют основные направления:

  • Коррекция заключается в прямом воздействии на обычаи распития в определенной среде и среди отдельных лиц, ценообразование в продаже спиртного, административное регулирование мероприятий, создании факторов для трезвого поведения.
  • Компенсация определяет изменение общественных отношений, которые способствуют формированию обычаев использовать алкоголь, замена их на те, что проходят в здоровой эмоциональной среде. С таким направлением профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних принимает большое значение.

Специалисты научных институтов определили семь уровней по степени развития алкогольной зависимости у детей:

  • Нулевая стадия характеризуется тем, что ребенок никогда не пробовал алкоголь, благодаря установке родителей и личному воспитанию жить в полной трезвости. Мотивом служит убеждение во вредном влиянии алкоголя на поведение и здоровье.
  • Начальная стадия характеризуется случайными и редкими случаями распития алкоголя, при этом мотивом служит желание стать ближе ко взрослым и приобщиться к их миру, поступать, как все.
  • Эпизодическая стадия определяет период, когда знакомство с напитками расширяется, и подросток еще скрывает употребление от родителей. Мотив определяется желанием повысить значимость, обрести уверенность, стать более коммуникабельным.
  • Стадия высокого риска расширяет возможность найти огромное количество соответствующих поводов для распития спиртного среди подростков, часто на этом уровне профилактика женского алкоголизма играет роль для избавления от вредной привычки. Мотивацией служит веселое времяпровождение в компании, повышение настроения и тонуса.
  • Дальше, если профилактика алкоголизма в школе не приносит результатов, то зависимость переходит в стадию стабильной тяги к употреблению напитков, причем мотивы изменяются и представляют собой желание подростка уйти на время пьянства от реальности.
  • Дальнейшая стадия определяется, если тяга к алкоголю переходит в стадию физической зависимости. При этом большое количество выпитого переносится довольно легко, но возникает похмельный синдром. Мотивом употребления является желание устранить абстинентный синдром с помощью следующей дозы спиртного.
  • Следующая стадия характеризуется развитием у подростков запойного состояния, когда развивается психическая зависимость от пьянства наряду с физической потребностью, мотивом чаще всего служит желание устранить болезненность и уйти от проблем.

Специфические условия создаются при обучении ребенка в области познаний химических веществ, что дает представление о действии веществ в организме и возникновении химической зависимости. Целью такого обучения является возможность понять процессы в его теле при употреблении спиртного.

Неспецифические мероприятия включают помощь в вопросе самопознания личности, развивают стремление получить знания о своих психофизических способностях. Целью является использование тонких психических материй для развития здорового человеческого мышления.

Социальные мероприятия направлены на помощь в социальной адаптации ребенка к окружающей действительности, создание здорового образа жизни и комфортного существования посредством трезвого восприятия реальности.

Основные профилактические меры заключаются в действиях социальных работников и специалистов:

  • беседы с родителями и подростками об алкоголизме в виде лекций, частных бесед,
  • формирование осознанной нравственной личности путем осознания важности здорового существования,
  • формирование понятия о специфических чертах личности, подверженной зависимости от алкоголя,
  • чтение подростками специфической литературы о вреде спиртных напитков.

Эти методы успешно используются педагогическим коллективом школы для предупреждения и лечения подросткового алкоголизма. Явление детского и подросткового алкоголизма часто является причинами преступности. Такие проявления распития несовершеннолетними встречаются у неблагополучных родителей. Чтобы приобрести желанные горячительные напитки, дети, которые еще не зарабатывают средства, начинают становиться на путь воровства.

Для лечения таких зависимых ребят существуют специальные клиники, и дети там проходят адаптацию к нормальным жизненным условиям, их учат любить собственный организм, заботиться о своем будущем. В воспитании личности, независимой от алкоголя ведущая роль принадлежит семейному воспитанию, затем идет школьный коллектив педагогов и одноклассников.

Читайте также:  Избавление от алкогольной зависимости дома

Если подросток впервые попробовал алкоголь, родителям не следует впадать в крайность, в это время нужно проводить беседы, но не навязывать их, а стараться заинтересовать ребенка. Важно занять его, чтобы он посещал спортивные секции, трудовые и развивающие кружки, у него появится интерес к творчеству или спортивным победам. С алкоголем такое насыщенное времяпровождения несовместимо, кроме того, появятся единомышленники, поддерживающие друга в трудную минуту.

Целью педагогов и родителей является совместное создание факторов для гармонии подросткового развития, изменение сомнительных ценностей алкогольного угара на вполне радостные события из нормальной жизни, формирование здорового интереса, развитие у ребенка личной ответственности за свои поступки и поведение.

источник

Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики

ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»

«Профилактика алкогольной зависимости у подростков»

Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в городе и в лицее.

Программа является основой системы профилактической работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.

профилактика первичного употребления алкоголя;

обогащение учащихся научными знаниями;

формирование потребностей в трезвом образе жизни.

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:

образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);

разработку и внедрение общелицейских антиалкогольных мероприятий;

формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Профилактическая работа с родителями через:

формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,

родительские, общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;

предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;

семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;

оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;

организация взаимодействия между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.

Для реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие условия:

организована работа социально-психологической службы;

ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;

составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;

проводятся индивидуальные консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;

оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;

проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;

в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;

С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» лицей взаимодействует с различными учреждениями: РУВК им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.

Содержание социально – педагогической деятельности с учащимися, склонными к употреблению алкоголя

Результат реализации функции

Ликвидация факторов риска приобщения детей к спиртному.

Сбор материалов, опрос, наблюдение, интервью.

Профилактика, коррекция, реабилитация.

Разработка конкретной социально – педагогической программы

Педагогический консилиум, круглый стол.

Социальная адаптация, коррекция, реабилитация.

Отбор методов социально – педагогической работы

Профилактические беседы, тренинги, ролевые игры, ситуационно – ролевые игры.

Реабилитационное восполнение пробелов в воспитании и образовании.

Деятельность строится на правовой основе

Соблюдение и защита прав несовершеннолетнего

Координация действий всех специалистов

Занятость свободного времени, поддержка в воспитании и развитии ребенка.

Круглый стол, педагогический консилиум.

Установление контакта с заинтересованными лицами.

Патронаж (посещение на дому).

Предотвращение появления рецидивов появления пьянства.

1. Развитие системы профилактической деятельности, основанной на взаимодействии социального педагога, психолога, педагогов, родителей, ИДН, КЗПН и др. заинтересованных служб города

1. Совместные заседания МК классных руководителей по вопросам антиалкогольной профилактики

Соц. педагог, руководитель МК

Эффективное взаимодействие всех звеньев педагогического процесса; включение их в работу по программе; оперативное реагирование педагогов при возникновении проблемы.

2. Совместные рейды по микрорайону

3. Родительские собрания и круглые столы по проблеме

4. Заседания совета профилактики

6. Организация «Школы здоровья»

7. Месячник правовых знаний

8. Сбор и оформление характеризующих материалов по запросам

2. Предотвращение первичного или эпизодического употребления алкоголя среди учащихся лицея

1. Диагностика социума по проблеме:

а) регулярное употребление;

б) эпизодическое употребление;

в) подростки из семей, злоупотребляющих алкоголем

Ежегодно сентябрь — октябрь

Сформированная потребность в здоровом трезвом образе жизни, обеспечение личностного роста и самореализации учащихся в разных видах деятельности

2. Утверждение и корректировка программы профилактики на МК классных воспитателей

Зам по ВР, председатель МК

ежегодно сентябрь – октябрь

3. Организация деятельности кружков, студий, секций

4. Проведение досуговых и спортивных мероприятий

3. Приобретение научных и практических знаний учащихся, родителей, педагогов в области профилактики употребления алкоголя

1. Организация социального; педагогического и правового просвещения учащихся: тренинги, лекции, часы общения, индивидуальные беседы и др.

Использование научных и практических знаний в утверждении трезвого образа жизни. Положительная динамика в нравственном развитии учащихся, ослабление влияния отрицательных факторов (телевидение, социум семьи)

2. Беседы специалистов ОВД, наркодиспансера

3. Диспуты и дискуссии в общежитии

4. Семинары и конференции для педагогов и родителей по проблеме алкоголизации молодежи:

б) пути приобщения и форсирования зависимости

г) роль педагогов и родителей

4. Развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений, социального опыта общения

1. Включение учащихся в работу органов самоуправления лицея

Решение проблем занятости учащихся

2. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности

3. Включение учащихся в работу творческих и спортивных объединений; курсов; факультативов:

специальные (меткий стрелок)

секции (волейбола, футбол, шашки, шахматы)

5. Коррекция поведения учащихся «группы риска», склонных к употреблению алкоголя

а. Определение причин отклонения в поведении

б. Определение индивидуальных психологических особенностей

В течение года по запросу

Снятие проблемы «дезадаптации» у подростков; формирование потребности в здоровом образе жизни; дальнейшая социализация и самоактуализация учащихся «группы риска» в обществе.

2. Ученические собрания по фактам употребления алкоголя

В течение года по необходимости

3. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия

4. Проведение активных тренинговых занятий

5. Включение учащихся в организацию спортивной и досуговой деятельности группы и лицея

6. Оказание помощи родителям. Коррекция условий семейного воспитания

1. Родительские собрания по проблеме

Улучшение микроклимата в семьях; предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию; предупреждение случаев жестокого обращения с детьми

2. Организация лектории педагогических, медицинских, правовых знаний

3. Групповые и индивидуальные беседы с родителями «группы риска»

4. Оказание социальной и консультативной помощи семье

В течение года по необходимости

а) контроль и коррекция условий проживания учащихся

б) составление характеризующих документов, актов по запросам

в) оказание помощи учащимся

Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ среди подростков.

Формирование здорового жизненного стиля, наличие навыков противодействия и избежания ситуаций, связанных с риском алкоголизации.

Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами

Тематика и содержание бесед для учащихся 1-2 курсов

Употребление алкоголя – вредная привычка, с которой необходимо бороться.

Полезные и вредные привычки, их значение для человека и для общества.

Употребление алкоголя – одна из наиболее вредных привычек.

Употребление алкоголя – частая причина распада семьи.

Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.

Алкоголь отрицательно влияет на работоспособность человека (ухудшается точность, быстрота и координация движений).

Алкоголь губительно действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни.

Опьянение – особое психическое состояние, вызываемое алкоголем.

В результате регулярного приема алкоголя человек привыкает к нему и становится его рабом (проба – привычка – болезнь).

Алкоголь нарушает нормальное развитие организма и психики и поэтому особенно опасен для детей и подростков.

Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.

Алкоголизм – тяжелое психическое заболевание.

Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример.

Пьяницы любят хвалиться количеством выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это возвышает их над окружающими: свои недостатки пьяницы пытаются выдать за достоинство.

Пьяницы стремятся вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию собутыльников и пить за счет других.

Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.

Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Тематика и содержание бесед для учащихся 3 курса

От вредной привычки к болезни.

Влияние однократного и многократного употребления алкоголя на психику человека: формирование зависимости человека от алкоголя.

В результате систематического употребления алкоголя происходит деградация личности: безнравственность пьянства и алкоголизма.

Особенности подростково — юношеского пьянства и алкоголизма, употребление алкоголя в подростково -юношеском возрасте, особенно быстро ведет к деградации личности.

Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие.

Семья, где хотя бы один из членов систематически употребляет алкоголь, не может нормально выполнять свои функции.

Употребление алкоголя одним из супругов – частая причина распада семьи.

Употребление родителями алкоголя губительно влияет на потомство.

Преимущества трезвого, здорового образа жизни.

Трезвый, здоровый образ жизни – залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде и общественной жизни, уважения окружающих.

Употребление алкоголя ведет к болезни и сокращению продолжительности жизни, и семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.

Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

Понятие о правонарушениях и формах правовой ответственности за них.

Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения – нарушение общественного порядка.

За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Зам.директора по ВР К.И.Малахивская

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Необходимость программы «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» объясняется тем, что количество учащихся, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртного, данные анкетирования среди учащихся, социальные последствия злоупотребления родителями учащихся алкоголя свидетельствуют о неблагополучии наркологической ситуации в городе и в лицее.

Программа является основой системы профилактической работы в ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей», основанной на взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и правоохранительных органов.

— профилактика первичного употребления алкоголя;

— обогащение учащихся научными знаниями;

— формирование потребностей в трезвом образе жизни.

Воспитательно-педагогическая работа с детьми через:

— образовательные программы по предметам (ОБЖ, физическая культура, литература, биология, история и др.);

— разработку и внедрение общелицейских антиалкогольных мероприятий;

— формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости.

Профилактическая работа с родителями через:

— формирование нетерпимого отношения родителей к употреблению спиртного детьми в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,

— родительские, общественные и групповые собрания, организация родительской поддержки для «проблемных» семей;

— предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев отвержения детей и жестокого обращения с ними;

— семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, ИДН, КЗПН, служб социальной защиты населения, ОВД, для оказания помощи «проблемной семье»;

— оказание помощи семье в конфликтных ситуация (ребенок стал употреблять спиртное, уходит из дома); консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установке контактов со специалистами, оказание коррекционной помощи.

Организационно-методическая антиалкогольная профилактика через:

— учет обучающихся с риском злоупотребления алкоголем, проведение тестов диагностики;

— организация взаимодействия между лицеем, КЗПН, ИВД, службой социальной защиты населения и группами родительского актива в целях создания на уровне дома, двора, микроклимата благополучной обстановки в отношении злоупотребления спиртного.

Для реализации программы в Тираспольском машиностроительном лицее созданы следующие условия:

— организована работа социально-психологической службы;

— ведется работа по изучению контингента учащихся и их семей;

— составлены списки неблагополучных семей, детей группы риска;

— проводятся индивидуальные консультации для родителей психологом, индивидуальные собеседования с учащимися группы риска;

— оказывается помощь учащимся, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;

— проводится тестирование с целью учета учащихся с «риском» злоупотребления алкоголя, тестовые диагностики;

— в системе проводят беседы по профилактике злоупотребления спиртного, административной и уголовной ответственности;

С учетом направлений работы по программе «Профилактика алкогольной зависимости у подростков» лицей взаимодействует с различными учреждениями: РУВК им.Макаренко, ИДН, КЗПН, отдел опеки и попечительства, социальная защита населения.

источник