Меню Рубрики

Профилактика алкогольной зависимости студентов

Профилактика алкоголизма остается одной из актуальных проблем в России. Рост алкоголизации населения России свидетельствует о необходимости разработки новых концепций в профилактике алкоголизма.
Профилактика алкоголизма складывается из двух стратегий:

  1. Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму;
  2. Усиление факторов, которые понижают восприимчивость к алкоголизму.

Ни для кого не секрет, что определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо препятствовать началу употребления алкоголя. Обстоятельства способствующие употреблению алкоголя – называются факторами риска. А обстоятельства снижающие употребление алкоголя – называются факторами защиты.

Факторы риска:

  • Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида;
  • Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками;
  • Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
  • Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);
  • Раннее начало половой жизни;
  • Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье;
  • Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;
  • Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты:

  • Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;
  • Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;
  • Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем;
  • Регулярное медицинское наблюдение;
  • Низкий уровень криминализации в населенном пункте;
  • Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;
  • Соблюдение общественных норм.

Из приведенного выше становится понятно, что профилактика алкоголизма имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности убрать факторы риска.
В процессе своей жизни на человека воздействуют как факторы риска, так и факторы защиты и чем больше факторов риска, тем больше шанс стать алкоголиком. Нет единственного фактора, который бы способствовал развитию алкоголизма.

  1. Первичная профилактика алкоголизма;
  2. Вторичная профилактика алкоголизма;
  3. Третичная профилактика алкоголизма.

Первичная профилактика алкоголизма имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя лицами, ранее его не употреблявшими. Первичная профилактика алкоголизма нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь. Первичная профилактика алкоголизма способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья.

Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской. Третичная профилактика алкоголизма имеет два направления:
1. направлено на предупреждение дальнейшего злоупотребления алкоголем либо на уменьшение будущего вреда от его употребления, на оказание помощи в преодолении алкогольной зависимости;
2. направлено на предупреждение рецидива у людей прекративших употреблять алкоголь.

Разработанные подходы учитывают психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу алкоголизации.

1. Подход, основанный на распространении информации об алкоголе. Данный подход является наиболее распространенным, суть его сводится в предоставлении информации об алкоголе, его вреде для организма и последствиях употребления. Существует три варианта данного подхода:
a. Предоставление информации о фактах влияния алкоголя на организм человека, поведение, а также статистических данных о распространённости алкоголизма;
b. Стратегия запугивания цель, которой – это предоставление информации устрашающего характера (описываются опасные стороны употребления алкоголя);
c. Предоставление информации о том, как изменяется личность пьющего человека.
2. Подход, основанный на эмоциональном обучении. В рамках этого подхода повышается самооценка, определяются значимые личностные цели, развиваются навыки выражения своих чувств и эмоций, развиваются навыки принятия решений, развиваются навыки успешной борьбы со стрессами.
3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Профилактические программы, нацеленные на социальные факторы, способствующие употреблению алкоголя. Данный подход основывается на признании того, что влияние друзей и членов семьи играет не последнюю роль в формировании алкогольной зависимости. Поведение человека постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения, и воздействия примеров (положительных или отрицательных) поведения окружающих. В этом подходе так же проводятся упражнения по устойчивости к социальному давлению, средствам массовой информации и рекламе.
4. Подход, в основе которого лежит формирование жизненных навыков. Жизненные навыки – это навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими людьми и вносить позитивные изменения в окружающий мир. Проблемное поведение – такое, как употребление алкоголя рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь молодым людям в достижении личных целей. Начальная фаза употребления алкоголя наблюдается преимущественно в молодом возрасте и может быть: демонстрацией взрослого поведения, формой протеста родительскому воспитанию, выражением социального протеста, стремлением получить новые ощущения, желанием влиться в группу взрослых, актом отчаяния, ответом на определенные нарушения в психологическом развитии. Цель заключается в повышении у подростков невосприимчивости к различным социальным явлениям, в том числе и к употреблению алкоголя, в повышении индивидуальной компетентности.
5. Подход, основанный на альтернативной потреблению алкоголя деятельности. Предполагалось исходить из психологической модели употребления алкоголя. Употребление алкоголя является попыткой избежать негативных моментов различных фаз развития в жизни подростка. Формируется специфическая позитивная активность (путешествие с приключениями), которая вызывает сильные эмоции, так и обучает преодолевать различные трудности. Участие в таких видах активности поощряется, и привлекаются другие молодые люди для поддержки.
6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Подростков обучают методам укрепления и поддержания собственного здоровья, приобщают к здоровому образу жизни, учат избегать факторов негативно влияющих на здоровье.
7. Комбинированный подход. В профилактике алкоголизма обычно используются все выше перечисленные подходы.

1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления алкоголя.
2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги) легче справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи.
3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости.
4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя у школьников, студентов, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни.
5. Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей. Для того чтобы настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.
6. Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить. Формирование стремления на прекращение употребления алкоголя.
7. Разработка альтернативных программ досуга людей.

источник

Проект направлен на предупреждение алкогольной зависимости среди студентов ИрГТУ, проектированию предшествовало исследование по проблемам употребления алкоголя среди студентов .

Целью данного исследования является анализ актуальных проблем употребления спиртных напитков среди студентов. В основу работы легли материалы, проведенного автором анкетирования студентов в НИ ИрГТУ, проживающих в общежитиях.

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод, что основной целью потребления спиртных напитков являются дни рождения друзей — так ответили 72% опрашиваемых. Среди молодых людей, так и девушек, более популярна такая причина, как встреча с друзьями — 48%. Кроме того, студенты употребляют спиртное для того, чтобы повысить настроение (14%), по поводу стипендии (10%) и по другим причинам (28%). (Рис. 1.)

Скорее всего, на ответы респондентов повлияли современные стереотипные представления о спиртных напитках. Сейчас многие молодые люди думают, что алкоголь возбуждает, взбадривает, улучшает настроение, самочувствие, делает беседу более оживленной и интересной, что немаловажно для компании молодых людей. Однако, подобные рассуждения о пользе алкоголя — довольно распространенное заблуждение.

Напряжённое, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением их в семье, в студенческой среде и т.д. Анализ проведения свободного времени студентами, склонными к употреблению алкоголя показывает, что в целом для них характерно примитивные, бесцельное времяпрепровождение: игра в карты, компьютерные игры, в том числе на деньги, праздное гуляние по улицам, посещение баров, кино и т.д.

Рис.1. Причины употребления спиртных напитков молодыми людьми

Согласно опросу можно констатировать тот факт, что 100% молодых людей смогут прожить без алкогольных напитков, если они станут совершенно недоступны. А также большинство студентов (80%) одобряет позицию абсолютной личной трезвости как способ борьбы с пьянством. Те, которые не соглашаются с позициями личной трезвости (20%) говорят, что им мешают традиции и обычаи (12%), отсутствие убежденности во вреде алкоголя, его опасной роли (6%) и боязнь потерять уважение сверстников, компании, старших друзей (2%).

Рис. 2. Одобряют ли молодые люди позицию абсолютной личной трезвости как способ борьбы с пьянством

убежденности во вреде алкоголя, его опасной роли. (6%).

потерять уважение сверстников, компании, старших друзей (2%).

К сожалению, вопрос о предпочтении рода спиртных напитков выявил пристрастие 20% юношей исключительно к напитком с высоким содержанием алкоголя (водка). Наиболее популярным напитком среди студентов оказалось пиво — 66% (рис. 3).

Рис. 3. Предпочтение спиртных напитков молодыми людьми.

Как и предполагалось, большинство респондентов знают о вреде алкоголя для здоровья. Однако, на вопрос, как повлияли на ваше отношение к алкоголю полученные медицинские знания, отвечают, усилили отрицательное отношение к алкоголю (66%), утвердили мое мнение, что алкоголь не столь опасен, ответили 6% респондентов. А на остальных (28%) не влияют полученные ими медицинские знания. Это заставляет сделать вывод, что они необъективно оценивают отрицательный эффект алкоголя, или просто не хотят этого делать.

Большой интерес вызывал вопрос о том, во сколько лет респондент впервые попробовал алкогольный напиток. Как показало исследование, большинство молодых людей впервые попробовали алкоголь в возрасте от 12-16, в том числе 2% из них впервые попробовал алкоголь еще в 7-летнем возрасте. Это говорит об омоложении возраста употребления алкоголя.

Проект назван «Трезвый студент», потому что задача по преодолению проблемы алкоголизма и построению здорового общества в студенческой среде касается каждого студента.

Проект «Трезвый студент» — это комплекс мер, направленных на снижение уровня употребления алкоголя и профилактику алкоголизма в молодежной среде, и популяризацию здорового образа жизни.

Проект «Трезвый студент» состоит из следующего комплекса мер:

— проведение бесплатных семинаров и тренингов в общежитиях университета, а также перед молодежными активами, с последующим распространением видео материалов проекта «Трезвый студент», и стимулирование как индивидуальных, так и коллективных просмотров и обсуждений видео материалов проекта в молодежной среде;

— привлечение, организация и координация деятельности групп активистов-волонтеров из молодежной среды, направленной на пропаганду здорового образа жизни и профилактику алкоголизма в молодежной среде.

— вовлечение молодежи в занятие спортом.

Во время реализации проекта «Трезвый студент» будет проведено около 10 программ в студенческих общежитиях университета.

Будет распространенно 100 DVD дисков с видео материалами проекта «Трезвый студент».

Примерно 100 веков человечество знакомо со вкусом и действием на здоровье и поведение людей алкогольных напитков. Из них около 46 веков оно боролось, но не с причинами пьянства и алкоголизма, а с корчемством и социальными последствиями употребления алкогольных изделий . И только около столетия ученые занимались научной разработкой проблемы антиалкогольного законодательства, а практики — его реализацией. Однако результаты, опирающиеся на данные статистических органов, не внушают оптимизма.

История алкогольных напитков неразрывно связана с историей развития правовых мер борьбы с их незаконным производством, провозом и продажей, с пьянством и алкоголизмом, с социальными отклонениями, обусловленными потреблением алкоголя. История антиалкогольного законодательства России неразрывно связана с проблемами современности, как настоящее связано с прошлым и будущим.

Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что в целом проблема молодежного алкоголизма приобретает масштабный характер, поскольку в последнее время многие молодые люди, как показал опрос, употребляют различные спиртные напитки и не видят в этом ничего особенного. Они не понимают или не хотят понимать, что данная проблема может стать причиной их дальнейшего неблагополучия. Алкоголь для подростков и молодежи в настоящее время становится своего рода смыслом жизни, они видят в алкогольном опьянении решение каких-то своих проблем, которые на самом деле только усугубляются принятием спиртных напитков.

Этот проект посвящён остроты проблемы алкоголизма в молодежной среде.

1. Профилактика алкоголизма в молодежной среде.

2. Снижение уровня потребления спиртных напитков в молодежной среде.

3. Популяризация здорового образа жизни среди студентов.

4. Формирование у молодежи отрицательного отношения к вредным привычкам.

1. Предоставить студентам объективную информацию о вреде алкоголя.

2. Изменение отношения к алкоголю среди молодежи НИ ИрГТУ.

3. Провести тренинги в университете.

4. Создание команды добровольцев из числа преподавателей и студентов.

Проект направлен на студентов ИрГТУ, волонтеров, чья активность направлена на профилактику алкоголизма и популяризацию здорового образа жизни в студенческой среде.

1. В первый месяц проекта будет определено место и времени проведения тренингов, КВН. В этот период будут подготовлены и изданы раздаточные и видео-материалы. Особое внимание будет удалено студентам, проживающим в студенческих общежитиях университета. Будет проведена регистрация студентов-добровольцев, волонтеров.

2. В течение следующих 5 месяцев, исключая зимние каникулы, будет реализация и проведение лекций, тренингов, мероприятий со студентами; проведение профилактических работ. Лекции будут проведены в общежитиях (№ 1, 2, 5, 7, 8, 9, 11А, 11Б, 12А, 12В, 12Г и 13А) с показом видео материалов, посвященных профилактике алкоголизма среди студентов. Будет проведен КВН на тему «Трезвый студент» в актовом зале НИ ИрГТУ. В КВН будут участвовать студенты из всех общежитий, а также могут участвовать студенты, проживающие вне территории студгородка. Цель КВН заключается в том, что показать отличие студентов, не употребляющих спиртные напитки от студентов, регулярно употребляющих.

3. Последний месяц — заключительный этап. На этом этапе будет проведено заседание добровольцев, будет подготовлен отчет о выполненной работе, а также будет планироваться работа по продолжению и развитию данной деятельности.

Читайте также:  Как лечить алкогольную зависимость без его ведома

источник

Алкоголизмом называют заболевание, при котором больной чувствует непреодолимую физическую и психическую тягу к спиртным напиткам. На данный момент зависимостью от спиртных напитков страдает большое количество людей как в нашей стране, так и по всему миру.

Последствия алкоголизма ужасающие: разрушенные семьи, покалеченные судьбы, дети-инвалиды, усиление криминогенной активности на почве пьянства и многое другое. Россия только по официальной статистике теряет в год до 600 000 граждан по причине алкогольной смертности. Очень вероятно, что реальные цифры намного более крупные. Никакие мероприятия по профилактике алкоголизма не будут действенными, если человек не возьмется за себя сам и не примет необходимые меры.

Каждый год проводятся исследования, направленные на изучение так называемой алкогольной статистики. Ниже приведены свежие данные по этому вопросу:

  • В настоящий момент в России около 3 миллионов человек страдают тяжелой формой алкоголизма.
  • По данным исследований, средняя доза чистого алкоголя на душу населения в год составляет 18 литров. При этом Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) установила порог в 8 литров на человека в год. После преодоления данной цифры начинаются необратимые последствия для населения, потому что этнос начинает постепенно угасать. Таким образом, допустимая доза алкоголя в переводе на чистый спирт в нашей стране превышена в 2 раза.
  • Слабоалкогольные напитки и пиво больше всего популярны в молодежной среде. Именно поэтому производство такой продукции с каждым годом растет, а ее разнообразие увеличивается. Злоупотребление спиртными напитками в молодом возрасте в большинстве случаев приводит к возникновению различных заболеваний.
  • По данным статистики массово в потребление алкоголя вовлекаются несовершеннолетние в возрасте 13-15 лет. Еще несколько лет назад этот порог составлял 16-18 лет. Спиртные напитки препятствуют нормальному развитию умственных и физиологических данных детей, а также создают необратимые нарушения в работе психики подростков.
  • Хронический алкоголизм, алкогольный психоз, цирроз печени, панкреатит, отравления – вот лишь малый список заболеваний, вызванных употреблением спиртных напитков, которые ежегодно приводят к смерти.
  • Наконец, каждый год в России от алкоголя гибнет около 15 000 человек.

Профилактика алкоголизма – это комплекс мероприятий, направленных на формирование отвращения и негативного отношения к спиртным напиткам. В задачу таких мер входит также формирование привычек здорового образа жизни, не допускающего появления в ней алкоголя.

Специалисты выделяют три вида профилактики алкоголизма:

Предупреждение появления алкогольной болезни. Как правило, это беседы и рассказы на тему негативного влияния алкоголя на организм. Это все нужно для того, чтобы человек получил возможность выстроить свою жизнь так, чтобы алкоголь никак не воздействовал на нее.

Ученые доказали, что самый эффективный метод профилактики – это осознанное отношение человека к жизни и понимание того, что алкоголь не является в ней чем-то ценным.

Обычно первичной профилактике алкоголизма подвержены дети младшего и среднего школьного возраста. Подобные мероприятия проводят также с подростками и молодежью. Обычно при этом используются психологические и педагогические методы воздействия.

Достичь формирования негативного отношения к алкоголю можно несколькими путями. Основной план действий перечислен ниже:

  • Развитие и усиление стимула на самосовершенствование самого себя, а также той среды, в которой чаще всего находится человек.
  • Осознание собственного «Я», понимание себя как неповторимой личности с набором индивидуальных особенностей.
  • Подавление факторов, способствующих возникновению восприимчивости к заболеванию.
  • Уменьшение факторов, провоцирующих интерес ребенка к спиртному.
  • Формирование навыков управления и контроля над собственным поведением.
  • Поддержка со стороны социума.

Идеальным результатом проведения первичной профилактики станет полное отсутствие тяги и интереса человека к алкоголю.

Первичную профилактику алкогольной зависимости обычно проводят учителя в школе, преподаватели в университете, также в ней принимают участие семья, подростковые, молодежные группы.

Она необходима тем, кто уже болен алкоголизмом. Сюда относится не только работа с зависимым человеком, но и с его семьей. Также больному организуют встречу с бывшими алкоголиками, которые подавили зависимость. При вторичной профилактике очень важен психологический аспект.

Если кратко говорить о вторичной профилактике алкоголизма, то следует отметить, что она включает в себя следующие мероприятия:

  1. диагностика заболевания;
  2. обнаружение и анализ причин, приведших к алкоголизму;
  3. психологическая помощь больному (занятие в группе, беседа с психологом, анонимная терапия и т.д.).

Помимо профилактики стоит отдельно упомянуть об антиалкогольных программах. Они действенны как раз тогда, когда человеку необходимо преодолеть уже имеющуюся зависимость. Ниже перечислены некоторые виды таких программ:

  • Краткосрочная детоксикация. Больному предлагается помощь в отказе от алкоголя и преодоления тяги к нему в течение нескольких дней, а также курс лечения. Обычно дезинтоксикация осуществляется на протяжении 5 дней.
  • Реабилитационные программы непосредственно в медицинском учреждении. Данный метод включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу. У больного формируется отвращение к спиртному. Пациентам также рекомендуется посещение так называемых собраний анонимных алкоголиков после выписки из реабилитационного центра.
  • Программы на основе социальной модели. Они направлены на реабилитацию больного в социуме. С помощью специалистов пациент вырабатывает приемлемое для общества поведение, а также вновь учится коммуникации с другими людьми.

Это только часть программ, помогающим больным в борьбе с алкоголизмом. В любом случае выбор метода антиалкогольной программы базируется на индивидуальных особенностях пациента, а также на рекомендациях врача.

Включает в себя помощь людям, избавляющимся от алкоголизма. Здесь самыми важными методами являются психологические консультации, а также работа в группах (так называемые клубы анонимных алкоголиков).

Многие специалисты считают, что третичную профилактику человек может осуществлять самостоятельно. Врачи-наркологи и психиатры рекомендуют следующие методы:

  1. Не держите дома спиртное. Не поддавайтесь импульсу и не выпивайте даже небольшое количество алкогольных напитков.
  2. Больше времени проводите с семьей. Вам нужно начать налаживать теплые отношения, которые испорчены за многие годы пьянства.
  3. Восстановитесь на работе, займите ту должность, которая у вас была до пристрастия к алкоголю. Также можно найти другу работу, которая ничем не будет напоминать о прежней жизни. Когда вы заняты, у вас просто нет времени на то, чтобы думать о навязчивом желании выпить. Работа поможет вам еще и улучшить финансовую ситуацию, а это также благотворно повлияет на семейные отношения.
  4. Подумайте, чем вам хочется заниматься в свободное время. Возможно, у вас есть какое-то хобби. Человек всегда получает удовольствие от любимого занятия. Также хобби будет способствовать повышению вашей самооценки.
  5. Для эффективной профилактики зависимости от алкоголя вам необходимо признать наличие проблемы. В особо сложных ситуациях лучше обратиться к психологу.
  6. Займитесь спортом, запишитесь в тренажерный зал или посетите уроки танцев. Физическая активность позволит держать свое тело в красивом и здоровом состоянии. Согласитесь, не хочется губить все это алкоголем.
  7. Проведите не только внешнюю, но и внутреннюю работу. Для этого вам нужно разобраться со своими внутренними противоречиями. Как известно, главная причина алкоголизма кроется именно в психологическом состоянии больного. Работа над собой является хорошей профилактикой алкоголизма. Очень важно уметь принимать себя. В противном случае, даже посторонняя помощь иногда бессильна. Примите тот факт, что вы человек, поэтому как и у всех, у вас есть как положительные, так и отрицательные качества. Осознав последние, вы сможете работать над собой, что приведет к улучшению собственных личностных качеств.
  8. Повышенная тревожность — это популярная черта, характерная для людей с проблемами с алкоголем. Разумеется, для эффективной терапии от этого нужно избавляться. Обычно тревога настигает человека перед совершением каких-то событий, но волнение это, как правило, носит беспричинный и необоснованный характер. Даже сам человек не может объяснить, что его беспокоит. Больному все видится в негативных тонах, жизнь как будто становится однообразной и неинтересной.
  9. Признавайте жизненные трудности и находите решение проблем. Справившись с непростыми ситуациями, вы будете каждый раз повышать свою самооценку.
  10. Постарайтесь избегать любого негатива вокруг. Например, не читайте новости о различных катаклизмах с большим количеством жертв, болезнях, авариях и т.д. Такого рода информация только повысит уровень тревожности, а этого лучше избегать в период лечения.
  11. Расширяйте диапазон своих удовольствий. Пусть ими станут лакомства, приятная музыка, интересная книга, увлекательное путешествие, просмотр хорошего фильма, помощь кому-либо, обновка, общение с домашним любимцем. Именно тогда воспоминания об удовольствии от алкоголя будут все больше отдаляться от вас.
  12. Старайтесь как можно чаще находиться на свежем воздухе, гулять. Сейчас вам просто необходимо отвлекаться от привычной обстановки.
  13. Признаете себя Личностью, и это будет первой ступенькой к жизненным изменениям, связанным с полным отказом от алкоголя.
  14. Обратите внимание на свой внешний вид. Начните следить за тем, во что вы одеты, как выглядит ваша прическа и т.д. Если вы будете довольны собственным внешним видом, то получите удовольствие, а также получите мотивацию для дальнейшего совершенствования себя.

Если вы чувствуете, что можете сорваться, не дожидайтесь этого момента и обращайтесь к психологу. Не нужно стесняться своего положения, потому что злоупотребление алкоголем, как и любую болезнь, лучше всего лечить на ранних стадиях.

Таким образом, профилактика алкоголизма, а также пристрастие к другим вредным привычкам, может иметь разные формы. Разумеется, лучше всего, когда человеку помогла ранняя профилактика в детском и молодом возрасте. Однако тогда, когда человек уже болен алкоголизмом, профилактика все равно будет эффективной.

© 2018 — 2019, Буната Дмитрий. Все права защищены.

источник

Является сложной задачей, требует комплексного подхода. Включает административный, законодательный и медико-гигиенические аспекты.

Жесткий государственный контроль за производством, рекламой алкоголя, торговым ограничением в отпуске алкогольных напитков.

Борьба с алкоголизмом в системе здравоохранения, необходимым своим условием имеет, прежде всего, знание обстоятельств развития и привыкания к алкоголю, признаков болезни, способов надежной диагностики и лечения. Одно из важнейших направлений профилактики – это санитарно-просветительная работа с населением. Цель ее: донести до общества причины развития, последствия алкоголизма, выработать у подавляющего большинства сознательное желание сократить употребление алкоголя.Следует уделять внимание лицам, склонным к депрессиям, агрессивным состояниям. Своевременно посоветовать обратиться к психологу, психотерапевту. Осуществлять динамическое наблюдение за семьями, где имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, своевременно оказывать неотложную помощь, осуществлять вторичную профилактику.

Задача современного общества – оградить людей от этой опасности, убедить здоровых в пагубности употребления спиртного, остановить начинающих алкоголиков, только вставших на скользкий путь и помочь больным, еще имеющим шансы на выздоровление.

С этой целью проводится специальная профилактика алкоголизма, включающая различные формы и направления.

Первичная профилактика алкоголизма

Первичная профилактика алкоголизма – это способ оградить от болезни тех, кто еще не встречался с реалиями алкогольной зависимости. Самый простой и безопасный путь предотвращения алкоголизма – это дать понять потенциальному больному, что именно его ждет на этом пути:

-многочисленные проблемы со здоровьем;

-проблемы в семье и обществе;

-и, наконец, трагический финал – гибель.

Идеальным способом избежать такой судьбы будет изначально сформированный в сознании молодого человека отрицательный образ пьющего. Если сам человек будет глубоко убежден, что альтернативная жизнь без употребления алкоголя не только возможна, но и более комфортна и приятна – задача первичной профилактики алкоголизма будет выполнена успешно. Убежденные трезвенники крайне редко меняют свои взгляды на жизнь, напротив, они стараются убедить своих близких и друзей в правильности такого выбора.

Удачно проведенная первичная профилактика алкоголизма – лучший способ предотвратить в будущем множество проблем.

Вторичная профилактика алкоголизма

Вторичная профилактика алкоголизма – это помощь уже больным людям, попавшим в зависимость от спиртного. Зачастую алкоголики не воспринимают свою проблему всерьез, будучи убеждены, что все под контролем, в любой момент можно все исправить. Искаженное мировосприятие больного алкоголизмом заботливо сглаживает в его видении собственный портрет: то, что замечают окружающие, сам алкоголик не видит. Сильный перегар, нездоровый внешний вид, трясущиеся руки и неадекватность поведения алкоголик уже воспринимает как норму, а более явные признаки болезни больной, как ему кажется, виртуозно скрывает.

В таком случае помощь просто необходима, без поддержки со стороны алкоголик вряд ли справится со своим «хобби». Именно таким людям требуется вторичная профилактика алкоголизма. Она включает в себя ряд мер:

Работу с семьей и близкими друзьями больного.

Организацию встреч с бывшими алкоголиками для создания положительного образца поведения.

Различные собеседования и психологические тренинги.

Широкий комплекс других социально-психологических видов помощи.

Вторичная профилактика нацелена на то, чтобы помочь больному осознать свою проблему и самому начать действовать. Личное желание больного избавиться от алкогольной зависимости – одна из самых важных точек возврата, если, конечно, фатальная отметка еще не пройдена и здоровье больного дает ему шансы нормальную жизнь.

Задача вторичной профилактики алкоголизма – успеть остановить алкоголика в тот момент, когда его организм еще не претерпел патологических изменений, несовместимых с полноценной жизнью.

Третичная профилактика алкоголизма – это комплекс мер, применяющихся к выздоравливающим, отказавшимся от спиртного больным. В этот момент очень важно удержать человека, стоящего на пути к выздоровлению, от рецидива. Память организма гораздо крепче, чем мы думаем: бывшему алкоголику достаточно всего лишь однажды снова ощутить всю «прелесть» опьянения, чтобы снова безрассудно нырнуть в мир спиртного.

Третичная профилактика алкоголизма включает в себя:

Организацию встреч анонимных алкоголиков.

Если больной хочет выздороветь, то такая профилактика – идеальная возможность выскользнуть из цепких лап алкоголя и начать новую, свободную от алкоголя жизнь.

Социальная профилактика алкоголизма

Социальная профилактика алкоголизма – это попытка общественного регулирования употребления спиртного, возможность законодательного ограничения масштабов этой проблемы.

Осознавая всю тяжесть последствий алкоголизма, облеченные властью чиновники внедряют комплекс законодательных ограничений. К ним относятся:

Запрет на приобретение спиртного детьми и подростками.

Ограничение времени продажи алкогольных напитков

Запрет употребления алкоголя в общественных местах и т. п.

Вместе с вышеперечисленными способами профилактики такой метод имеет определенные позитивные результаты. Все больше молодежи сознательно отказывается от спиртного, выбирая здоровый образ жизни, а проблемное приобретение алкоголя и жесткий общественный контроль становятся вескими аргументами в пользу отказа от него.

Именно общий комплекс воспитательных и запрещающих мер имеет действенный результат. Ведь добыть алкоголь в обход закона не так уж сложно, а вот человек, не имеющий особого желания пить, уже не станет искать любые пути приобретения спиртного. Психологическая направленность человека на трезвый образ жизни – лучший барьер для алкоголизма.

Читайте также:  Книги про алкогольную зависимость

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Причины развития алкоголизма. Эпидемиологическая ситуация в Российской Федерации.

2. Опишите патогенез развития изменений внутренних органов при алкоголизме.

3. Какие клинические проявления характерны для изменений внутренних органов при алкоголизме.

4. Поражения сердечно-сосудистой системы при алкоголизме: клинические варианты, особенности дифференциальной диагностики.

5. Заболевания желудочно-кишечного тракта, связанные с алкоголем, особенности диагностики, стадийность течения. Неотложные мероприятия при острых осложнениях.

6. Поражения органов дыхания, наиболее распространенные варианты, подходы к диагностике, тактика ведения больных.

7. Заболевания крови, почек, эндокринной, нервной систем.

8. Неотложные состояния при алкоголизме.

9. Организация и проведение профилактических мероприятий в условиях поликлиники.

10. Принципы лечения изменений внутренних органов при алкоголизме

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ «Особенности клинических проявлений патологии внутренних органов при хроническом алкоголизме»

источник

Конспект проведения занятия по профилактике алкоголизма

среди учащихся и студентов колледжа.

Цель: Формирование у учащихся и студентов отрицательной установки по отношению к алкоголю.

Задачи: 1)Познакомить учащихся и студентов с основными причинами и предпосылками , по которым возникает болезнь –алкоголизм.

2)Способствовать пониманию основных этапов формирования круга алкогольной зависимости у человека.

3)Развивать способность к формулировке и высказыванию своего мнения.

4) Отрабатывать навыки уверенного отказа от алкогольных напитков.

Материал: плакаты с надписями различных точек зрения: «Согласен», «Согласен, но с оговорками», «Не знаю, не уверен», «Совершенно не согласен»; пластмассовый стаканчик; доска, мел.

Ведущий : «Алкоголизм – как любая другая зависимость – это болезнь, это неудовлетворенность жизнью, это саморазрушение и протест, это простая глупость и невежество, это радостное небытие на фоне страшного горя.

А еще – это взаимосвязь многих биологических , социальных и духовных факторов.

Другими словами, люди пьют по следующим причинам:

— генетическая предрасположенность к алкоголю, наследственность(биологическая основа)

-эмоциональная неудовлетворенность, бегство от жизненных трудностей, попытка заглушить комплекс неполноценности, «боль своего существования»

-нездоровые отношения в семье

-культурные традиции, влияние окружения(социальная основа)

-отсутствие смысла жизни, потеря интереса к себе и окружающему миру, пустота, скука (духовная основа)

Таким образом, алкоголизм бывает двух типов: наследственный и приобретенный под воздействием психологических, социальных и духовных факторов.

И тот и другой тип – это хроническое , прогрессирующее, смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизнедеятельности – тело, психику, душу и социальную жизнь.

Вот некоторые психологические предпосылки к развитию алкоголизма:

— низкая или наоборот завышенная самооценка

— неумение справляться со своими чувствами

— высокий уровень внутреннего напряжения, длительный стресс

— сложность к рискованным ситуациям.

Алкоголизм – это болезнь души, это зависимость, отсутствие свободы и независимости.

Некоторым людям алкоголь на время помогает заполнить вакуум в душе. Но они не замечают, что алкоголь вытесняет из их сознания значимые вещи, не дает проявляться природным талантам и дарованиям, увеличивая тем самым духовную пустоту, лишая поддержки близких.

В отличие от многих заболеваний алкоголизм никогда не начинается внезапно. Ему обязательно предшествует этап выпивки: бары, рестораны, встречи с друзьями, банкеты, фуршеты, праздники.

Но каждый человек, систематически выпивающий «культурно» — рискует стать алкоголиком.

Формирование круга зависимости начинается с кратковременного переживания удовольствия. 1.Человек употребляет алкоголь, чтобы чувствовать себя хорошо сейчас (непринужденно, свободно, легко).

2. Человек увлекается спиртным. Испытывая влечение к алкоголю , пьет не к месту и не знает меры. В состоянии опьянения способен «наломать дров». Происходит утрата количественного и ситуационного контроля.

3.Появляется зависимое мышление, навязчивость. Человек постоянно думает о положительных моментах употребления алкоголя.

4. Человек теряет контроль , стремится найти оправдание своему пьянству, обманывает сам себя. У него развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинается запой, его друзьями становятся собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к спиртному.

5. Человек верит, что может контролировать процесс употребления алкоголя и считает его нормальным – формируется иллюзорное или закрытое мышление.

6.Появляется основной признак алкоголизма – абстинентный синдром.

7. Ежедневное похмелье, распад личности, помутнение памяти, сбивчивость мысли, амнезия. Жизнь идет под откос, становится неконтролируемой. Алкоголь занимает основное место в сознании , без спиртного жизнь кажется бессмысленной. Семья, дети, работа и все остальное уходит на второй план».

Упражнение «Мозговой штурм»

Ребята, как вы думаете , каковы причины употребления молодыми людьми алкогольных напитков? (учащиеся называют причины, ведущий записывает их в левой части доски). А теперь назовите последствия употребления алкогольных напитков (последствия записываются в правой части доски). Например:

за компанию потеря уважения окружающих

модно конфликты с родителями

назло родителям разлад в семье

чтобы испытать новые ощущения деградация умственных

что бы почувствовать себя взрослым способностей личности

от «нечего делать» потеря друзей

чтобы снять боль смерть от алкогольного

Ведущий подводит итог: «Тот, кто выбирает алкоголь, тот для себя выбирает и последствия».

Ведущий : Сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Ассоциации». Назовите 1-2 слова, которые вам приходят на ум, когда вы слышите слова «водка», «алкоголизм», «зависимость». Все ассоциации обсуждаются.

Ведущий : Многие люди употребляя алкоголь, оправдывают себя мифами, т. е. ошибочными представлениями об алкоголе, которые царят у нас в обществе. Давайте рассмотрим их.

1 миф : «Качественный алкоголь безвреден»… Как вы считаете, это так? (выслушиваются мнения учащихся). На самом деле и качественный алкоголь и некачественный одинаково вредны, так как продукт распада этилового спирта — уксусный альдегид , (который образуется после употребления и качественного и некачественного спирта), вредит организму, выводя из строя печень и почки.

2миф : «Спиртное согревает»… А вы как думаете? (учащиеся высказывают свои мнения).

На самом деле употребление алкоголя вызывает лишь иллюзию тепла – расширяя подкожные сосуды, спирт вызывает покраснение кожи, усиливает теплоотдачу и вызывает замерзание.

3миф: «Алкоголь –лучшее лекарство от простуды»…. На самом деле «огненная вода снижает иммунитет, спирт больше раздражает воспаленное горло, затягивая процесс восстановления.

4миф : «Пиво – безвредно»… Пиво относится к слабоалкогольным напиткам, однако это вовсе не означает, что оно безвредно. Частое употребление пива так же как и водка вредит печени и сердцу.

5миф: «Спиртное усиливает аппетит»…. Да, может усиливать аппетит, раздражая стенки голодного желудка и при этом рано или поздно приводя к язве.

6миф : «Алкоголь снимает стресс»… Очень малые дозы , например ,20 мл. водки, действительно помогают расслабиться. Но такой нормы – никто в нашем обществе не придерживается. Если у человека стресс, он выпивает столько , сколько ему нужно , чтобы забыться, а большие дозы алкоголя приводят к депрессии, что только усугубляет стрессовое состояние.

Таким образом, мы с вами сейчас развенчали те мифы об алкоголе, которые сложились у нас в обществе.

Ведущий : «Сейчас мы выполним с вами психологическое упражнение, которое называется «Спорные утверждения». На стенах нашего кабинета, в разных местах расположены плакаты с различными точками зрения : «Согласен», «Согласен, но с оговорками», «Не знаю, не уверен», «Совершенно не согласен».

Цель этого упражнения — выразить свои взгляды на проблему употребления алкоголя.

Я буду зачитывать вам спорные утверждения, а вы будете высказывать свою точку зрения , занимая определенные местоположения под плакатами и комментируя свое мнение.

— Алкоголизм – это преступление

— Небольшие дозы алкоголя – безвредны

— Вино повышает творческий потенциал личности

— У многих людей возникают проблемы из-за алкоголя

Вопросы: 1) Какие чувства у вас возникли, когда вы размышляли над этими утверждениями?

2) Легко ли было высказать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно , когда вы не оказались в большинстве.

3)Легко ли было изменить свою точку зрения?

Ведущий: Сейчас мы поиграем в игру «Рюмка водки». Задание : придумать как можно больше вариантов отказа от принятия алкоголя. Все встаем в круг .У меня есть пластмассовый стаканчик. Представьте, что в нем водка. Задача разными способами попробовать уговорить стоящего справа участника взять стакан , другой отказывается. Отказ должен быть тактичный, но твердый. После этого, стакан переходит к другому участнику и он уговаривает другого выпить. При уговорах используем фразы, которые вы часто слышали от людей, которые вам или кому-либо предлагали выпить. Например: «Что ты, еще маленький, что ли?» «Не будь белой вороной! «, «Не отбивайся от компании», «Выпей, почувствуешь себя раскованней. Девчонкам нравятся раскованные парни» и т. д….

Обсуждение: Легко ли было подбирать достойные отказы? Какие были более эффективные , действенные? Почему? Как вы себя чувствовали в роли уговаривающего? В роли отказывающегося ? Какие еще формы отказа существуют?

Посмотрите на доску. Здесь представлены несколько способов сказать алкоголю «нет».

Что-то мне не хочется, а у вас есть сок или вода?

Алкоголь меня не интересует.

Ты говоришь со мной? Забудь об этом!

Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал «нет»?

7. Мне нельзя, у меня аллергия…

Надеюсь, если вы попадете в ситуацию, когда вам будут предлагать выпить, вы сумеете дать достойный отказ. Так как вы имеете полное право отказать тем людям, которые несут вам вред. Важно только , что бы ваш отказ звучал уверенно и твердо. От этого зависит ваше здоровье и ваше будущее, а так же будущее ваших детей.

Заключение: Алкоголизм начинает развиваться незаметно, а когда становится явным, то его лечение действительно становится трудной задачей. Если вы замечаете признаки алкоголизма за собой, за своими близкими, то беда уже вошла в ваш дом. Не дайте ей завладеть вами или вашими близкими.

источник

В ходе человеческой истории у многих народов сложились национальные алкогольные традиции – неписаные законы, устанавливающие, когда можно и нужно пить — по сути алкоголь является неотъемлемой частью человеческой культуры. Он способен изменять душевное состояние человека, давать ему ощущение успокоения, расслабления, комфорта, устранять сдерживающее начало и т.д.

Сейчас, по мнению исследователей, алкогольные напитки употребляет более 90 процентов взрослого населения большинства высокоразвитых стран, злоупотребляет же алкоголем значительно меньше – от 20 до 40 процентов (по разным источникам), а страдает алкоголизмом в среднем 4–5 процентов.

С виду студенческая среда выглядит вполне благополучной, но прием алкоголя для большинства вчерашних абитуриентов начинается с первых дней учебы.

Психологи считают, что в первую очередь алкоголь – это «социальная смазка», позволяющая легче влиться в студенческий социум. Когда у всех в руках одинаковые бутылки пива или банки с коктейлем, разница между участниками тусовки практически стирается. А под действием спиртного она стирается совсем.

Годы, когда молодежь особенно налегает на спиртное – от 18 до 25 лет, как раз приходятся на период завершения развития мозга.

Но часть бывших школьников, опьяненных студенческой свободой и пока еще далекой сессией, делает совместную выпивку регулярным мероприятием.

В конечном итоге страдает учеба – ведь редко кого минует похмелье, а вместе с ним и соблазн перевернуться на другой бок и забыть про утренние лекции.

Алкоголь (этанол) начинает поступать в кровь уже через несколько минут после его употребления и организм сразу же начинает перерабатывать его в другие химические вещества. В этом процессе участвуют желудок, печень и некоторые ткани нашего организма, обладающие специфическими ферментами.

Проникновение алкоголя к клеткам лобной доли коры раскрепощает эмоции человека, появляются радость, смех, легкость в суждениях. Если человек продолжает употребление алкоголя, то постепенно пропадает контроль над низшими отделами головного мозга — утрачивается сдержанность, стыдливость, он говорит и делает то, что, вероятно, не сказал бы и не сделал, будучи трезвым. Для того, чтобы стать популярным и востребованным, не обязательно участвовать во всех студенческих пьянках – спорт и активная общественная жизнь позволят достичь цели быстрее и безопаснее. Ведь алкоголь – это не средство коммуникации, а нейротоксический яд, который лишает возможности нормально учиться.

Последствия. Алкоголь оказывает на организм человека сильное токсическое (отравляющее) действие. Он нарушает обмен веществ, снижает сопротивляемость к инфекциям, поражает практически все органы, особенно печень, мозг, сердце, почки, железы внутренней секреции (в том числе и половые), преждевременно старит человека. На молодой, неокрепший организм он действует сильнее. У выпивающих мужчин поражаются половые железы, уменьшается выработка сперматозоидов, отмечаются различные нарушения сексуальной жизни, вплоть до развития импотенции. Алкоголь, являющийся ядом для любой живой клетки, снижает активность, подвижность сперматозоидов, ломает, искажает их наследственную структуру.

Классическим проявлением хронического отравления алкоголем является цирроз печени, осложнением которого, например, является рак печени. Помимо цирроза, у алкоголиков часто развивается язва желудка, психозы, похожие на эпилепсию судорожные припадки, постоянные расстройства памяти, снижение интеллекта, полиневриты. При длительном употреблении алкоголя происходит постепенное разрушение психики, деградация личности, исчезают все желания, кроме одного — немедленно выпить еще.

Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечения, а с позиции профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.

Список литературы:1. А.В.Яковлева, Р.П. Софронов. Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании: Дополнительный материал для учителей. Якутск: изд-во ЯГУ, 2009. 124с.2. Иваницкая, Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики / Е. Иваницкая, Т. Щербакова. – М. : Чистые пруды, 2008.

источник

Профилактика употребления алкоголя студентами в образовательном пространстве высшего учебного заведения

Причины увеличения интенсивности алкоголизации молодежи. Антиалкогольная профилактика среди студентов в современной России, приобщение их к здоровому образу жизни. Проведение психолого-педагогической работы по формированию трезвеннических убеждений.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Поволжский государственный технологический университет

Профилактика употребления алкоголя студентами в образовательном пространстве высшего учебного заведения

Белова Юлия Юрьевна, к. соц. н.

Здоровье является важнейшей человеческой ценностью, сохранение его обеспечивает развитие потенциалов государства за счет качества трудовых ресурсов. Однако к началу активной трудовой деятельности современный человек приобретает множество различных заболеваний, в том числе появившихся вследствие употребления алкоголя.

В студенческие годы, по сравнению с периодом обучения в школе, употребление алкоголя молодыми людьми увеличивается. Стремление приобщиться к миру взрослых, обретение большей самостоятельности, влияние ближайшего окружения сверстников и появление большего числа поводов для выпивки обусловливают увеличение интенсивности алкоголизации молодежи в этот период. В связи с этим возрастает значимость профилактики употребления алкоголя среди студентов.

Читайте также:  Помогите советом как избавится от алкогольной зависимости

Результаты современных социологических исследований показывают, что в студенческие годы потребление алкоголя приобретает массовый характер. По данным М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги, в 17 лет алкоголь употребляют 70% молодежи [3, с. 460]. Согласно опросу ФОМ, 71% часто употребляющих алкоголь и 68% регулярно употребляющих алкоголь — лица в возрасте 18-45 лет [4, с. 41].

Несмотря на высокий уровень алкоголизации молодежи, антиалкогольной профилактике среди студентов в современной России уделяется чрезвычайно мало внимания.

Наиболее распространенным подходом к профилактике потребления алкоголя среди студентов можно считать «профилактику проблемного употребления алкоголя». Под проблемным употреблением алкоголя чаще понимают такое употребление спиртного, которое приводит к различным проблемам [2, с. 8-9]. В последнее время такое потребление алкоголя еще называют «вредным», «рискованным» или «опасным».

Уже само по себе применение подобных формулировок при построении профилактической работы определяет ее методы и направленность на недопущение «проблем с алкоголем». Однако когда говорят о «проблемном употреблении алкоголя», то его противопоставляют какому-то другому (например, «культурному», «нормальному», «обычному», «общепринятому», «традиционному», которое, в свою очередь, не считается «проблемным»). В то же время, с учетом того, что к негативным последствиям может приводить любое употребление алкоголя, то, соответственно, любое его потребление можно считать проблемным.

Таким образом, профилактика потребления алкоголя с позиций данного подхода приводит к игнорированию общепринятой формы потребления спиртного как наиболее распространенной среди студенчества, а иногда и способствует приобщению студентов к алкоголю через одобрение «культурного пития». Нужно сказать, что есть примеры, когда руководство образовательных организаций проводит праздники, где студенты поощряются за определенные успехи в учебной и общественной деятельности бокалом шампанского.

Итак, выбор подхода профилактики проблемного потребления алкоголя обусловливается распространенным мнением, что молодым людям нужно прививать «культуру потребления алкоголя» и формировать негативное отношение к пьянству и алкоголизму. Однако неприятие крайних форм девиантного поведения (которое не нуждается в формировании) не является фактором, останавливающим приобщение к алкоголю.

Несмотря на то, что люди осуждают пьянство, они все же употребляют алкоголь, считая, что это можно делать «культурно». Например, по результатам социологического исследования, проведенного на базе ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», 44,8% студентов считают, что употреблять алкоголь можно, если не напиваться.

Кроме того, встречаются следующие суждения: «Можно в разумных пределах», «Иногда можно перебрать», «Можно употреблять в хорошей компании», «В меру», «В праздники», «Небольшое количество недорогого алкоголя не повредит», «Один раз в год не страшно», «Редко», «Один бокал вина в неделю полезно для здоровья». Уже из приведенных суждений можно определить, что меру для себя каждый определяет сам, т.е. она крайне относительна (для кого-то в меру — это один раз в год, а для кого-то — это один раз в неделю).

Поэтому, несмотря на такую популярность данного мнения, не сокращается число тех, кто незаметно для себя приобретает тяжелую зависимость. Более того, тяжелозависимые от алкоголя люди, не обращая внимания на упреки окружающих, часто считают себя «культурнопьющими», и это одна из причин, которая не позволяет им обратиться за помощью в избавлении от зависимости к специалистам.

Вернувшись к анализу подхода профилактики проблемного потребления алкоголя, отметим, что большинству современных профилактических программ, реализуемых в его русле, не хватает конкретности. В программах встречаются обобщающие формулировки, гласящие о важности профилактики девиантного поведения, а меры, которые предлагаются, являются абстрактными, расплывчатыми, не имеющими объективных оснований для реализации. Профилактические мероприятия при этом ограничиваются абстрактной идеей формирования здорового образа жизни через всестороннее развитие. Сторонники данного подхода утверждают, что эффективность профилактической работы может быть достигнута только косвенными методами, призванными снижать риск возникновения излишнего интереса со стороны студентов к психоактивным веществам.

На первый взгляд, это может показаться весьма верным, однако, если присмотреться внимательнее, в подобных программах в основу профилактики положены мероприятия, направленные либо на привлечение студентов к занятиям по физкультуре, либо на прохождение ими диагностики и медицинских осмотров, либо на развитие навыков общения. В любом случае данные мероприятия могут быть только лишь дополнительными, но не основными, как это часто принято в рамках данного подхода.

Кроме всего прочего, недоумение вызывает то, что независимо от существования в образовательной организации программы профилактики зависимостей студенты и без того проходят медицинские осмотры и занимаются физической культурой на соответствующих занятиях, предусмотренных учебным планом.

Существование при образовательной организации лечебно-оздоровительного корпуса или спортивного сооружения также не дает повода считать, что это способствует профилактике возникновения зависимостей среди студентов. Если действительно все было бы так просто, то студенты, посещающие всевозможные университетские спортивные и лечебно-оздоровительные объекты, давно были бы ориентированы на трезвость и некурение. антиалкогольный профилактика студент здоровый

Другим распространенным и противоположным подходом к профилактике потребления алкоголя среди студентов является направленность на «денормализацию» потребления алкоголя студенчеством. В рамках данного подхода применяются различные методы, ориентированные на формирование трезвеннических убеждений (психолого-педагогические, лингво-педагогические и др.).

Профилактические мероприятия являются более конкретными, поскольку четко определена цель — потребление алкоголя должно восприниматься студентами как анормальное и противоестественное явление, которое в современном обществе ошибочно возведено в норму.

Помимо конкретности, преимуществом рассматриваемого подхода является его ориентация на изменение ценностного отношения студентов к алкоголю как наркотику. Посредством формирования соответствующих убеждений и мировоззренческих представлений о ценностях образа жизни, исключающего употребление алкоголя, студентам прививается чувство личной и социальной ответственности за свое и общественное здоровье. Выбор данного подхода образовательной организацией чаще всего обусловливается личными убеждениями ее руководства и глубоким осознанием того, что профилактика потребления алкоголя должна восприниматься студентами однозначно. Важно отметить, что любой подход подразумевает проведение конкретных профилактических мероприятий, которые отличаются по своему содержанию (в зависимости от принятой концепции профилактики употребления алкоголя в образовательной организации).

Анализ результатов авторского социологического исследования, в котором приняло участие более 400 студентов ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», показал, что среди обучающихся существуют определенные тенденции в предпочтениях профилактических мероприятий.

Так, например, при ответе на вопрос «В мероприятии какого типа Вы приняли бы участие?» из 20 предложенных большинство выбрали спортивные, где ведется пропаганда против алкоголя (41,7%), и лекции, где рассказывают о вреде алкоголя (25,3%), 15,6% готовы участвовать в любом мероприятии, и только лишь 5,1% не приняли бы никакого участия ни в одном мероприятии по разным причинам.

Наиболее эффективными формами антиалкогольной профилактики для образовательного учреждения студенты считают спортивные мероприятия, где ведется пропаганда против алкоголя (40,6%), лекции, где рассказывают о вреде алкоголя (26,3%), специальные тренинги, обучающие программы (22,4%) и выступления авторитетных людей, обращенные против алкоголя (18,2%). При этом 21,4% респондентов считают, что в пропаганде против алкоголя хороши все возможные средства. Не считают эффективной профилактику только лишь 2,1% опрошенных.

Когда речь шла о результатах воздействия антиалкогольных материалов на сознание и поведение студентов, то большинство отметили следующие их эффекты: предупреждают об опасности потребления алкоголя (в социальном, медицинском аспекте) (56,2%), позволяют задуматься о вредном воздействии алкоголя на организм (47,2%), формируют установку на здоровый образ жизни (37,9%), могут вызвать отвращение к алкоголю (16,0%). Тех, кто считает, что антиалкогольные материалы влияют на полный отказ от употребления алкоголя, и тех, кто не замечает никакого воздействия антиалкогольных материалов, не много — 9,3% и 14,7% соответственно.

По результатам исследования видно, что студентами очень положительно воспринимаются различные антиалкогольные профилактические мероприятия и большинство из них готово принимать активное участие в их реализации. Остается только выбрать наиболее приемлемый для образовательной организации подход, который будет отражать направленность профилактики потребления алкоголя среди студентов.

Из рассмотренных наиболее распространенных подходов чаще применяется «профилактика проблемного потребления алкоголя», направленная на сопротивление тяжелому пьянству и алкоголизму. Его сомнительность обусловливается неконкретностью реализуемых мер и мероприятий, обеспечивающих видимость профилактической работы. В соответствии с этим утверждаются антинаркотические программы, которые включают в себя мероприятия, не имеющие прямого отношения к профилактике не только потребления алкоголя, но и зависимого поведения вообще.

Напротив, подход, ориентированный на «денормализацию» алкоголепотребления, нам представляется наиболее перспективным, поскольку опирается на четкое видение конечного результата. Его применение через формирование образовательных компетенций позволит еще больше конкретизировать цели и расширить присутствие профилактического аспекта в образовательном процессе.

В свете развития в России компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса считаем целесообразным применять подход, направленный на «денормализацию» потребления алкоголя через формирование образовательных компетенций как конечной цели профилактики потребления алкоголя среди студентов. Данный подход позволяет сделать профилактику потребления алкоголя среди студентов более комплексной, внедрить в преподавание дисциплин профилактические аспекты, которые позволят студентам обладать умением определять смысложизненные ориентиры, не связанные с употреблением алкоголя в будущем, способностью ставить цели, достижение которых возможно только при условии отказа от спиртного, готовностью к адаптации в социальной среде без обращения к алкоголю.

Привитие каждой из образовательных компетенций посредством преподавания преимущественно социально-гуманитарных и социальноэкономических дисциплин должно быть связано с обоснованием неприемлемости потребления алкоголя для здоровой, успешной и активной жизнедеятельности. С другой стороны, необходимые компетенции могут успешно формироваться и через реализацию антиалкогольных мероприятий, привлекательных для студентов.

1. Белова Ю. Ю. Конфликтологическое измерение процесса алкоголизации в аспекте столкновения общественных и политических интересов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 9 (23). С. 36-40.

2. Бехтель Э. Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. М.: Медицина, 1986. 271 с.

3. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет: монография. Изд-е 2-е. М.: ИС РАН, 2010. 592 с.

4. Проблема пьянства и алкоголизма: опрос ФОМ 22-23 августа // Доминанты. 2009. № 35. С. 41-45.

УДК 304.2; 304.3 Социологические науки

Профилактика употребления алкоголя студентами в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Белова Юлия Юрьевна, к. соц. н. Поволжский государственный технологический университет Juliya01@mail.ru

В статье рассматриваются подходы к профилактике употребления алкоголя среди студентов. Отмечается, что наиболее распространенным из них является подход, ориентированный на предупреждение возникновения тяжелого пьянства. Однако делается вывод, что наиболее конструктивным является подход, направленный на «денормализацию» алкоголепотребления в целом. Автором предлагается применять данный подход через формирование соответствующих образовательных компетенций как конечной цели профилактики потребления алкоголя в образовательном пространстве высшего учебного заведения.

Ключевые слова и фразы: профилактика употребления алкоголя; предупреждение употребления алкоголя; студенчество; алкоголь; пьянство; алкоголизм; трезвость; образовательные компетенции.

Prevention of alcohol use by students in educational space of higher education establishment. Belova Yuliya Yur’evna, Ph. D. in Sociology Volga State University of Technology Juliya01@mail.ru

In the article approaches towards the prevention of alcohol use among students are considered. It is noted that the most prevailing one is the approach oriented towards the prevention of hard drinking emergence. However the conclusion that the most constructive one is the approach oriented towards the Їdenormalization of alcohol use on the whole is drawn. The author suggests using this approach through the formation of proper educational competences as the final goal of the prevention of alcohol use in the educational space of the higher education establishment.

Key words and phrases: prevention of alcohol use; students; alcohol; drunkenness; alcoholism; temperance; educational competences.

Исследование отношения современной молодежи к здоровому образу жизни. Мнение респондентов о принадлежности к спорту, о качестве своего питания, о вредных привычках, о соблюдении ЗОЖ их родителями. Восприятие правил, необходимых для сохранения здоровья.

курсовая работа [485,7 K], добавлен 30.01.2018

Проблемы повышения потребления алкоголя среди студенческой молодежи. Осведомленность студентов о вреде алкоголя. Последствия, вызванные потреблением алкогольных напитков в раннем возрасте. Сущность эффективных методов профилактики по борьбе с алкоголем.

курсовая работа [944,7 K], добавлен 30.01.2018

Проблемы социального развития молодежи в условиях риска. Выявление и изучение проблемы алкоголизма среди студентов медико-профилактического факультета. Изучение влияния примера семьи на распространенность употребления спиртных напитков среди молодежи.

курсовая работа [1016,9 K], добавлен 28.04.2015

Причины распространения приверженности молодежи крайним взглядам в России. Социальный портрет экстремистов как общественной группы и профилактика явления в педагогическом процессе. Выявление факторов развития экстремистских настроений среди подростков.

курсовая работа [44,1 K], добавлен 09.06.2011

Понятие, причины наркомании и ее профилактика. Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика. Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи. Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголем.

курсовая работа [59,2 K], добавлен 11.11.2008

История направлений изучения ранней алкоголизации. Особенности и причины алкоголизации молодежи, меры её профилактики. Физиологическое влияние алкоголя, изменение деятельности и смысловой сферы личности. Характерологические черты молодых алкоголиков.

реферат [32,0 K], добавлен 05.12.2015

Особенности и тенденции употребления алкоголя в молодежной среде, характеристика его причин. Проведение социологического опроса среди обучающейся молодежи г. Пенза. Анализ данных об употреблении алкоголя и спиртосодержащей продукции молодыми людьми.

курсовая работа [131,8 K], добавлен 10.04.2017

Общее понятие про здоровый образ жизни. Выявление барьеров, мешающих вести здоровый образ жизни. Отношение молодёжи к здоровому образу жизни, основные составляющие. Положительное и нейтральное отношение к ЗОЖ. Вредные привычки как один из барьеров к ЗОЖ.

практическая работа [24,4 K], добавлен 18.10.2011

Социально-экономические факторы алкоголизма в России, структура потребления алкоголя. Основные последствия алкоголизации населения России. Экономические и социальные потери страны от употребления алкоголя. Принципы и стратегии алкогольной политики.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 27.06.2014

Молодежь как особая социальная группа. Проблема молодежного алкоголизма в Беларуси. Основная причина, распространенность, интенсивность употребления спиртных напитков среди студентов. Вред алкоголя для молодого организма. Алкоголизм как социальная угроза.

курсовая работа [1,0 M], добавлен 13.06.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник