Меню Рубрики

Проблемы семьи отягощенной алкогольной зависимостью кибальченко

Статья «Семья с алкогольной зависимостью как фактор жизненного риска детей младшего школьного возраста»

учитель начальных классов,

Семья с алкогольной зависимостью как фактор жизненного риска детей младшего школьного возраста.

В жизни каждого человека семья занимает особое место, она является главным социальным фактором, влияющим на становление личности. Ребенок, который воспитывается в семье, учится смотреть на мир, формирует свои взгляды, потребности, отношения с окружающими, а в дальнейшем и весь свой жизненный путь.

Известный психиатр М.И.Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. «Для одного ребенка, — подчеркивает М. И. Буянов, — семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, и только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная»./2/

Точное число детей, живущих в семье с одним или двумя больными алкоголизмом неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.

Отличительной особенностью семей с алкогольной зависимостью является то, что семьи этого типа имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний).

Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.

Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что:

— дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;

— дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками; переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми; появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;

— дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

— дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;

— родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;

— самооценка родителей может зависеть от ребенка; родители могут относиться к нему, как к равному, не давая ему возможности быть ребенком;

— семья с пьющими родителями опасна своим отрицательным влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.

Условия, в которых растут дети алкоголиков, отличаются недостатком заботы, высоким уровнем стресса. Детей травмирует царящая дома дисгармония, ссоры, скандалы. Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные «промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное поведение ребёнка, у которого и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому ребенку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки, интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У таких детей снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства из них развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у детей психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

В этих семьях дети могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого дети могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого ребенка.

Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы купить спиртное, и подталкивают своих детей к попрошайничеству, воровству, проституции и даже убийствам.

Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни детей. Довольно часто, не получив качественного лечения, эти заболевания становятся хроническими – ребенок превращается в инвалида.

Перечисленные выше особенности жизнедеятельности и развития ребенка в семье, страдающей алкоголизмом, приобретают характерные особенности у детей младшего школьного возраста, растущих в таких семьях.

Младший школьный возраст рассматривается как вершина детства. С одной стороны, в ребенке еще сохраня­ется много качеств, характерных для дошкольного возраста, та­ких как наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. С другой же стороны, ребенок начинает терять ту непосредственность, кото­рая была характерна для него ранее, у него меняется логика мыш­ления.

Объясняют это тесной связью с новой ситуацией развития млад­шего школьника — с включением его в учебную деятельность, школьную жизнь, новые взаимоотношения. В этот период появ­ляются новые мотивы (потребности), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. Старые мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Ведущими являются «непосредственно действующие мотивы». У младших школьников появляются новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности. Социальная среда — это не просто необходимое внешнее условие, а подлинный источник раз­вития, поскольку именно в ней «записана» программа того, ка­кие психические способности должны у ребенка возникнуть, и заданы конкретные средства для «перевода» этих способностей из фиксированной социальной формы в индивидуальную. Школа является одним из способов получения социального опыта.

Если раньше ребенок был включен в систему взаимоотноше­ний «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети», то теперь систе­ма «ребенок — взрослый» дифференцируется. Здесь выделяется две подсистемы: «ребенок — родители» и «ребенок — учитель». Подсистема «ребенок — учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Отношение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — обще­ство».

Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает всю жизнь ребен­ка. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. От дей­ствий учителя на данном этапе во многом зависит гармоничное развитие ребенка, его отношение к самому себе и к окружаю­щим. Значительная роль в установлении моральных стандартов и развитии детских интересов принадлежит именно учителю. Он же во многом обеспечивает ребенку важный опыт приобретения на­выков социального общения.

Наряду с развитием интеллектуальных функций идет интенсив­ное развитие личности ребенка, которое также в данном возрасте, во многом определяется ведущей деятельностью — учением. Ре­бенок включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой по-разному оцениваются близкими взрослы­ми. Немаловажную роль при этом играет семья ребенка. Глобальные перестройки психики ребенка, касающиеся перехо­да к новым видам деятельности, новым системам отношений с окружающими, новому типу психического отражения, требуют от родителей внимательного и бережного к нему отношения.

Таким образом, изменения младшего школьного возраста накладывает определенные особенности на развитие ребенка в семье. Однако, в семье с алкогольной зависимостью эти особенности ребенка нивелируются. Общее физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих в нормальных семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Таким образом, нарушение в семье системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают огромное влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям. Следствием неблагополучия семейного воспитания ребенка довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Так как семья является главным источником становления ребенка как личности, главной ее ролью является воспитание ребенка. Благодаря этой роли в ребенка закладываются общественные ценности, нормы поведения и общения. Но в современном обществе не все семьи положительно влияют на полноценное развитие ребенка.

Таким образом, семьи с алкогольной зависимостью оказывают негативное влияние на физическое развитие и эмоциональное благополучие детей, на систему его отношений с миром и к миру, играет огромную роль в становлении ребёнка как личность.

Блонский П.П. Психология младшего школьника /П.П.Блонский. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 574 с.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра /М.И.Буянов.- М.: Просвещение, 1988.- 207 с.

Кибальченко И.А. Проблемы ребенка младшего школьного возраста из семьи, отягощенной алкогольной зависимостью /И.А.Кибальченко.- Таганрог: Изд-во Таганрог. Гос. пед. ун-та, 2003.- 92 с.

Сборщикова К. Ребенок в алкогольной семье: возможности психокоррекции и реабилитации / Сборщикова К., Терентьева А. // Социальная педагогика. – 2004.- №2.

источник

Научные исследования и медицинская практика убедительно доказали негативное влияние алкогольной интоксикации плода и генетической отягощенности на дальнейшее развитие ребенка. Однако влияние злоупотребления алкоголем на потомство этим не исчерпывается. Даже если проблема алкоголизма появилась в семье уже после рождения ребенка, развитие его личности все равно будет деформироваться, но уже под влиянием социальных факторов.

Все семьи, где есть больной алкоголизмом, являются дисфункциональными. Несмотря на внешние различия жизни такой семьи (материальный и образовательный уровень супругов, их социальное положение, события и обстоятельства), суть происходящего одна и та же. В этих семьях постоянно присутствует напряжение, тревога, ощущение хаоса и непредсказуемости, душевная боль. Потребности детей постоянно не удовлетворяются, поскольку родители недоступны для детей либо просто физически (например, пьющий отец мало бывает дома), либо эмоционально: например, в период трезвости отец думает о том, как бы выпить, а мать поглощена мыслями о том, как удержать мужа от выпивки. Алкоголизм является центром семьи, вокруг которого сосредоточены все мысли, чувства, действия и поступки остальных ее членов. Независимо от того, пьет в семье только один из родителей или еще и другие члены семьи, алкоголизм является семейной болезнью. Это объясняется тем, что поведение алкоголика настолько деформирует отношения, так влияет на эмоциональный климат, что больными становятся и все близкие люди, которые живут с ним под одной крышей, беспокоятся о нем и любят его.

Конечно, семья, где оба родителя – алкоголики, является объектом, прежде всего, социальных мер воздействия: обращение в опекунский совет по вопросу помещения детей в интернат или круглосуточный детский сад, направление родителей на лечение от алкоголизма и т. п. Таких семей значительно -меньше, чем тех, где злоупотребляет алкоголем один из родителей. Семьи, где алкоголиком является жена, а муж не злоупотребляет спиртным, как правило, существуют очень короткий промежуток времени. Это, по сути, переходной этап, поскольку муж вскоре забирает детей и оставляет такую женщину. В худшем случае дети остаются проживать с матерью-алкоголичкой, и тогда снова встает вопрос о передаче детей на попечение социальных структур.

Наиболее распространенным у нас является такой тип семей, отягощенных алкогольной зависимостью, где злоупотребляет спиртным муж, а жена стремится спасти его, вернуть на правильный путь. Почему такую семью следует называть алкогольной? Потому что жена в такой семье является созависимой от алкоголизма мужа, а это тоже болезнь.

Созависимость – это личностное образование, развивающееся у жен алкоголиков в результате длительной подверженности стрессу и сконцентрированности на проблемах мужа, вплоть до самоотречения и игнорирования своих обязанностей по отношению к детям.

Созависимые супруги не знают, где кончается личность одного и начинается личность другого. У жен алкоголиков размыты границы своего «Я». Они так поглощены ответственностью за супруга, что утрачивают себя, подавляют свои потребности и чувства, как бы «замораживают» их, что способствует повышению переносимости эмоциональной боли.

Несмотря на постоянные конфликты, ссоры, скандалы, негативные переживания (страх, гнев, стыд, тревога, отчаяние), созависимые супруги тесно спаяны в эмоциональном отношении. Созависимость – психологический феномен, означающий симбиотические отношения между близкими людьми, один из которых болен алкоголизмом. Отношения эти дисгармоничны, разрушительны для обоих, но в то же время супруги не могут прекратить эти отношения. Дисгармония проявляется в эмоциональном состоянии, которое у мужа и жены часто противоположно: когда один в хорошем настроении, другой – в плохом, или один стремится к близости, а другой держит дистанцию, и т. п.

Читайте также:  Монастырка фита при алкогольной зависимости

Симбиотические отношения супругов представляют собой такой союз, в котором муж и жена по очереди занимают то доминирующее, то подчиненное положение. Например, для жены доминирующее положение означает: «Пока тебе плохо, я чувствую себя сильнее, могу тебя контролировать, мне мало что угрожает; воспитывая, заботясь о тебе, «спасая» тебя, я строю здание самоуважения, манипулирую тобой, отвечаю за твою жизнь». Муж, находясь в это время в подчиненном положении, чувствует примерно следующее: «Моя жизнь не удалась, я ничего не могу поделать и должен положиться на тебя. Спасай меня! Пока ты в доминирующем положении, я чувствую себя защищенным, но и оскорбленным, что может оправдать мое поведение. В любом случае ты ответственна за мою жизнь». Обычно такое соотношение позиций супругов бывает, когда муж находится в трезвом состоянии (особенно «с похмелья»). Когда же муж в очередной раз пьяный, позиции меняются: муж мстит за свое унижение, доказывает (доступными ему в таком состоянии средствами) свою значимость, власть над женой, а она, опасаясь этой агрессии, «стушевывается», занимает подчиненное положение.

Отождествление себя с мужем приводит созависимую супругу к тому, что она страдает за обоих Поскольку алкоголизм воспринимается у нас как порок, жена стыдится поведения муж так же сильно, как если бы это было ее поведение. Боясь унижения и осуждения окружающих, женщина всеми силами пытается скрыть пьянство мужа. Алкоголизм – это большой секрет семьи. «Никто не должен догадываться, какой кошмар творится у меня дома. Чем хуже у меня с мужем, тем выше я держу голову на людях, улыбаюсь и смеюсь громче всех» – вот линия поведения созави-симых жен. Они стараются оправдать мужа перед родственниками, выискивая причины, извиняющие его поведение; звонят на работу и сообщают, что он болен, когда он пьян; следят за тем, чтобы внешность мужа не выдавала его пьянство; просят мужа, чтобы он лучше пил дома, и т. п.

Постоянная необходимость вести двойную жизнь (на работе играть роль благополучной женщины, когда дома – ад) постепенно приводит созависимую жену к привычке лгать. Она обманывает не только посторонних, но и детей, мужа, считая, что только ложь может выручить в затруднительных ситуациях. Также легко жены алкоголиков позволяют обманывать и самих себя, веря очередным обещаниям мужа, что он бросит пить. Созависимым женам свойственна эффективность восприятия – они слышат и видят то, что хотят видеть и слышать, верят не тому, что действительно, а тому, что совпадает с желаемым. Этот деструктивный, разрушительный процесс самообмана и нечестности в межличностных отношениях ведет к деградации личности. Однако такая ситуация может продолжаться много лет.

Находясь в симбиотическом эмоциональном союзе с мужем-алкоголиком, жена стремится защитить его от невзгод и критики других людей, поскольку воспринимает его боль как свою собственную. В том, что муж пьет, она обвиняет его друзей и сослуживцев, выдвигает различные обстоятельства, которые «довели его до пьянки», например, неприятности на работе, неурядицы в решении квартирного вопроса, неудачи сына в учебе и т. п. Подобно тому, как больной не видит связи между своим пьянством и теми проблемами, которые возникают в результате этого, так и созависимая жена отрицает бессилие мужа перед алкоголем. Она считает, что все зависит от желания мужа, и обижается, когда его называют алкоголиком.

Стремясь заставить мужа отказаться от спиртного, жена начинает контролировать его поведение, руководить им и жизнью всей семьи. Например, она берет на себя ту работу, которую в доме должен делать мужчина; старается побольше заработать, чтобы поддержать материальный уровень семьи; контролирует финансы, скрывая при этом реальные доходы и лишая мужа денег, чтобы он не потратил их на водку. Стараясь сохранить его социальный статус, жена прилагает все усилия, чтобы муж удержался на работе, либо устраивает его на новое место работы; чтобы заполнить свободное время мужа, стремится найти ему хобби, например, покупает спортинвентарь, фотоаппарат, столярные инструменты и т.д.; использует сексуальные отношения в качестве орудия управления мужем. Наконец, она уговаривает его пить понемножку, не ходить без нее к друзьям, пьет вместе с ним, чтобы он не так сильно опьянел, или, наоборот, кричит и ругается, выливает водку в раковину и т. п. Страх и тревога за мужа, жалость к нему побуждают жену нянчиться с ним, утешать, когда он сожалеет о своем поведении, подчищать и стирать за ним после его рвоты или еще худшего.

Взяв на себя всю ответственность за мужа, созависимая жена чувствует себя незаменимой. Это, естественно, подпитывает ее ощущение самоценности, уверенность в том, что муж без нее не сможет прожить. И в то же время созависимая жена панически боится быть брошенной. Для нее непостижимо, что муж сможет обойтись без нее, поскольку это разрушает всю ее картину мира. Такая амбивалентность чувств свойственна женам алкоголиков и в других сферах отношений. Они часто бросаются из одной крайности в другую: от любви к ненависти, от подъема настроения к депрессии, от максимального контроля над жизнью семьи к полному попустительству и т. д. Поэтому поведение созависимой жены часто противоречиво и лишено элементарной логики. Например, она горько жалуется на мужа, что он пьяница и пропивает все деньги, а потом сама покупает ему «бутылочку», чтобы поощрить за хорошее поведение. Женщина звонит в милицию с жалобой, что муж побил ее, а потом сама забирает заявление. Она может сказать: «Шатайся, где хочешь, мне все равно», а потом начинает искать его и обзванивать всех знакомых.

Все чаще в поведении созависимых жен проявляется непоследовательность. Например, жена то содержит дом в идеальном порядке, тщательно следит за собой, то совсем опускается и, махнув на все рукой, забывает о своих семейных обязанностях и даже о детях. Она яростно доказывает мужу, что нельзя бить детей и кричать на них, а затем сама начинает бить их и кричать на них. Женщина может категорически заявить, что больше не потерпит оскорблений и рукоприкладства, а затем вновь и вновь сносит ругань и побои. Жена угрожает мужу, что еще одна выпивка, и она уйдет от него – и не приводит свою угрозу в исполнение.

Специфическое влияние мужа-алкоголика вызывает у женщины следующие эмоциональные проявления: стыд, тревога и страх, затянувшееся отчаяние (чувство бессилия, пессимистический взгляд на мир, чувство поражения в жиз^ ни), чувство гнева на мужа, на себя, на детей, на всех окружающих. Постоянные негативные эмоции влекут за собой невротические расстройства и соматические заболевания. Как правило, у жен алкоголиков отмечаются неврозы, депрессии, дисфории, аффективные состояния, они страдают заболеваниями пищеварительной системы (колиты, язвенная болезнь), гипертонией, головными болями и т. д.

Естественно, что все указанные негативные следствия созависимости женщины сказываются на ее отношениях с детьми. Не случайно, дети, если отец-алкоголик не агрессивен, в 8 случаях из 10 предпочитают общаться с ним, а не с матерью, которая совсем не пьет. Это объясняется тем, что мать, выдерживая колоссальные перегрузки, просто не имеет сил на то, чтобы выслушать детей, поиграть с ними. Чаще всего она бывает усталой, раздраженной, ворчливой и непоследовательной.

Таким образом, если в семье один из супругов алкоголик, то второй тоже болен – созависимостью. В зарубежной литературе этот термин так и называется «коалкоголизм». Сходство алкоголизма и созависимости проявляется в том, что и то, и другое является болезненным состоянием, приводит к деградации морального облика человека, к нарушениям в эмоциональной, психической и соматической сферах. Как при алкоголизме, так и при созависимости отмечается анозогнозия: муж не хочет признать себя алкоголиком, жена неспособна постичь, что ее поведение усугубляет дисфункцию семьи.

источник

1. Теоретические аспекты межличностных отношений в семьях с алкогольной зависимостью одного из родителей с позиции ребенка 7

1.1. Проблема алкогольной зависимости в семье 7

1.2. Влияние алкогольной зависимости одного из родителей на развитие и психологическое состояние ребенка 14

1.3. Особенности межличностных отношений в семьях с алкогольной зависимостью одного из родителей 39

2. Экспериментальное исследование детско-родительских отношений в семье с алкогольной зависимостью одного из родителей 51

2.1. Программа и методическое обеспечение исследования 51

2.1.1. Описание выборки испытуемых 51

2.1.2. Подбор и апробирование методик 54

2.1.2.1. Шкала семейной адаптации и сплоченности (тест Олсона (FASES- 3)).

2.1.2.2. Опросник для взаимодействия родителей с детьми (опросник для родителей АСВ).

2.1.2.3. Шкала семейного окружения.59

2.1.2.4. Методика генограммы для родителей.60

2.1.2.5. Опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г. П. Бутенко).

2.1.3. Проведение пробного эксперимента 62

2.1.4. Разработка эмпирического исследования 84

2.1.5. Подготовка и проведение эмпирического исследования 85

2.1.6. Интерпретация результатов исследования 87

2.1.6.1.Определение достоверности исследования 99

Разработка рекомендаций 104

2.2. Анализ результата исследования 105

Выводы ко второй главе 109

Список использованной литературы 113

Актуальность исследования связана с тем, что алкоголизм (алкогольная зависимость) для Российской Федерации должен рассматриваться не только как важная медицинская проблема, но и как фактор, угрожающий безопасности государства. Это обусловлено тем, что алкоголизм способен наносить ущерб больному (сокращение продолжительности жизни пациента, сопутствующая патология, криминальное поведение, десоциализация ), ущерб его окружению (созависимое поведение родных пациента, разрушение семей, болезни родственников, снижение производительности труда ), ущерб для здоровья всей нации (повышение смертности, снижение общей продолжительности жизни, снижение рождаемости).

Алкоголизм — биопсихосоциальное заболевание, в основе которого лежит наркотическая зависимость человека от алкоголя и алкогольное поражение внутренних органов. Алкогольные напитки и наркотики не только создают феномен российской сверхсмертности, но и способствуют снижению рождаемости, а значит, являются главными причинами демографического кризиса в России.

Таким образом, термин «алкоголизм» имеет два основных смысла: это и болезнь индивида, связанная с его личными особенностями, и социальная патология, связанная с развитием общества в целом.

Давно известно, что злоупотребление алкоголем и особенно хронический алкоголизм родителей не проходит бесследно для детей. Учёные, наблюдая у детей тяжёлые последствия пьянства родителей, приходят к выводу, что, вырастая, такие дети не смогут выполнять полностью общественные функции, которые на них возложит общество в будущем.

Здоровым может считаться человек, который обладает гармоничным развитием и хорошо приспособлен к окружающей его физической и социальной среде, который полностью реализует свои физические и умственные способности, правильно реагирует на изменения окружающей среды, если они не выходят за пределы нормы, и вносит посильный, соразмерный с его способностями, вклад в благополучие общества. Здоровье подрастающего поколения, следовательно, имеет особую значимость для каждого общества, и уберечь детей от влияния на них пьяниц-родителей — задача государственной важности. Основу воспитания дети получают в семье. Семья формирует личность человека. Детские дошкольные учреждения, школа, которую посещает ребёнок, дают только дополнительные штрихи к основному — семейному воспитанию.

1.Альтшулер В.Б. Алкоголизм / В.Б. Альтшуллер // Руководство по психиатрии. Т. 2 / под ред. А.С.Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — С.250−293.

2.Альтшулер В.Б. Женский алкоголизм / В.Б. Альтшуллер // Лекции по наркологии / под ред. Н.Н. Иванца. — 2-е изд., перераб. — М.: Нолидж, 2000. — С.116−134.

3.Альтшулер В.Б. Типология алкоголизма у женщин: прогредиентность, течение, прогноз: пособие для врачей / В.Б. Альтшуллер, С.Л. Кравченко. — М., 2004. — 27с.

4.Бабаян Э.А. Наркология: учеб. пособие / Э.А. Бабаян, М.Х. Гонопольский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1990. — 336 с.

5.Бабаян Э.А. Ребенок и алкоголь / Э.А. Бабаян, М.Х. Гонопольский. — М.: Весма-Т, 2001. — 168 с.

6.Бокий И.В. Алкоголизм и самосознание личности / И.В. Бокий, С.В. Цыцарев // Реабилитация больных нервно — психическими заболеваниями и алкоголизмом: тез. докл. науч. конф., Ленинград, 25−26 ноября 1986 г. — Л.: Ленингp. н.-и. психоневpол. ин-т, 1986. — С. 351−354.

7.Бокий И.В. Психотерапия в системе профилактики рецидивов при алкоголизме / И.В. Бокий // 1-й съезд психиатров соц. стран: материалы. — М., 1987. — С. 420−424.

8.Борисов Е.В. Алкоголь и дети / Е.В. Борисов, Л.П. Василевская. — 2-е изд., стер. — М.: Медицина, 1983. — 61 с.

9.Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. — М.: Мысль, 1988. — 304с.

10.Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме / Б.С. Братусь. — М., 1974. — 96с.

11.Бринк Ван ден В. Эффективные вмешательства при алкогольных проблемах / Бринк Ван ден В. // Стратегии лечения алкогольных проблем: сб. — Киев: Сфера, 1999. — С. 68−69.

12.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: кн. для учителей и родителей / М.И. Буянов. — М.: Просвещение, 1988. — 207с.

13.Валентик Ю.В. К клинической характеристике вариантов патологического влечения к алкоголю / Ю.В. Валентик // Алкоголизм (клиника, терапия, судебно-психиатрическое значение): сб. науч. тр. / ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.С. Сербского; под ред. Г. В.Морозова. — М., 1983. — С. 32−38.

14.Веко А.В. Алкоголизм: избавление от зависимости, лечение, профилактика / А.В. Веко // Современный литератор. — 1999. —

15.Висневская Л.Я. Пьют родители — страдают дети / Л.Я. Висневская, Е.А. Данилова. — М.: Медгиз, 1977.

16.Волкова С.В. Методическое руководство по обеспечению первичной профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних / С.В. Волкова, Л.И. Бабенко. — М.: Твое время, 2003. — 31 с.

17.Воропай А.В. За трезвый образ жизни / А.В. Воропай. — М: Медицина, 1987. — 86с.

18.Гроф К. Жажда целостности: Наркомания и духовный путь / К. Гроф. — М.: АСТ, 2003. — 316с. — (Тексты трансперсональной психологии).

19.Гуавин Д. Алкоголизм: пер. с англ. /Д. Гуавин. — М.: Олимп-Бизнес, 2002. — 224 с.

20.Гузиков Б.М. Алкоголизм у женщин / Б.М. Гузиков, А.А. Мейроян. — Л.: Медицина, 1988. — 223с.

21.Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция / Шереги Ф.Э. и др.; Центр социол. исследований, Мин-во образования РФ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2001. — 47с.

22.Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться: Руководство для родных и близких тех, кто страдает от хим. зависимости: Intervention / Вернон Джонсон. — М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2002. — 127 с.

23.Егоров А.Ю. Возрастная наркология: учеб. пособие / А.Ю. Егоров. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — 266с.

24.Егоров А.Ю. Ранний алкоголизм у девушек: современные особенности / А.Ю. Егоров // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2002. — № 2.

25.Егоров А.Ю. Рано начинающийся алкоголизм: современное состояние проблемы / А.Ю. Егоров // Вопросы наркологии. — 2002. — № 5.

26.Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учебное пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. зав. / Д.Д. Еникеева. — М.: Академия, 2006. — 144с.

Читайте также:  Состав средства от алкогольной зависимости

27.Ерышев, О.Ф. Алкогольная зависимость: Формирование, течение, терапия / Ерышев О.Ф., Рыбаков Т.Г. и др. — СПб.: Элби-СПб., 2002. — 193 с.

28.Кесельман Л.Е. Социальное пространство наркотизма / Л. Кесельман, М. Мацкевич. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли / Л. Тимофеев; С.-Петерб. фил. ин-та социологии РАН. — СПб.: Мед. пресса, 2001. — 268 с.: табл.

29.Кибальченко И. Проблемы семьи, отягощенной алкогольной зависимостью / И. Кибальченко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 480 с. — (Психологический практикум).

30.Клиническая психология: словарь / ред. Н.Д. Творогова. — М.: PerSe, 2007. — 414с.

31.Колесов В.Д. Беседы об алкогольном воспитании / В.Д. Колесов. — М.: Просвещение, 1987. — 80с.

32.Королёв К.Ю. Как избежать алкогольного срыва / К.Ю. Королёв. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000. — 104с.

33.Короленко Ц.П. Личность и алкоголизм / Ц.П. Короленко, В.Ю. Завьялов. — Новосибирск: Наука, 1998. — 165 с.

34.Кошкина Е.А. К вопросу о профилактике алкоголизма среди женщин / Е.А. Кошкина // Социология в медицине: теоретические и научно-практические аспекты. Вып.2: (Тез. докл. на Междунар. науч. конф., Кобулетти, 2−24 апреля, 1990).

35.Кошкина Е.А. Эпидемиология наркологических заболеваний / Е.А. Кошкина // Руководство по наркологии. Т. 1 / НИИ наркологии; под ред. Н.Н. Иванца. — М.: Медпрактика-М, 2002.

36.Кравченко С.Л. Структурно-временные характеристики формирования алкоголизма у женщин / С.Л. Кравченко // Вопросы наркологии. — 2002. — № 1.

37.Кришталь Е.В. Сексуальная дисгармония супружеской пары при алкоголизме обоих супругов / Е.В. Кришталь // Укр. вестник психоневрологии. — Харьков, 1994. — Вып. 3.

38.Кузнецов Е.Г. Маргинальные семьи: проблемы сегодняшнего дня и катастрофа завтра / Е.Г. Кузнецов // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25−27 октября 2005 г.).

39.Лебедев Б.А. Алкоголь и семья / Б.А. Лебедев, В.В. Дунаевский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Медицина, 1986. — 126 с.

40.Лисицын Ю.П. Алкоголизм: (медико-социальные аспекты): руководство для врачей / Ю.П. Лисицын, П.И. Свиридов. — М.: Медицина, 1990. — 527 с.

41.Личко А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский. — Л.: Медицина, 1991. — 304 с.

42.Лукомский И.И. Лечение хронического алкоголизма / И.И. Лукомский. — М.: Медгиз, 2000. — 94с.

43.Мельников А.М. Алкоголизм: Руководство по выздоровлению для пьющих людей и их близких / А.М. Мельников. — М.: Полюс, 2001. — 192 с.

44.Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь: В семье зависимость от алкоголя и наркотиков. Как выжить тем, кто рядом? / В.Д. Москаленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ПЭР СЭ, 2004. — 335с.

45.Москаленко В.Д. Предсказуем ли алкоголизм? Способы распознавания и устранения факторов риска / В.Д. Москаленко. — М.: НПО «Союзмединформ», 1991. — 65 с.

46.Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной семье»: психологический портрет / В.Д. Москаленко // Социально-психологическая и консультационная работа с семьёй: хрестоматия: В 2 ч. / сост. Л.Б. Шнейдер. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. — Ч. 2. — С. 605−619.

47.Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления / В.Д. Москаленко // Лекции по наркологии / под ред. Н.Н. Иванца. — 2-е изд., перераб. — М.: Нолидж, 2000.

48.Наркология / под ред. Фридмана Л.С. и др.; пер. с англ. Н. Андреева и др. — М.: Бином; СПб.: Невский диалект, 1998. — 315с.

49.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие / А.Д. Наследов. — СПб.: Речь, 2008. — 390с.

50.Новайтис Г. «Муж, жена и… психолог» // Социально-психологическая и консультационная работа с семьёй: хрестоматия: В 2 ч. / сост. Л.Б. Шнейдер. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. — Ч. 2. — С. 619−628.

51.Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. — СПб.: Речь, 2006. — 359 с.

52.Основы социальной работы: учебник / П.Д. Павленок и др.; отв. ред. П.Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 559 с.

53.От личности родителей к личности ребенка // Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. — С.203−214.

54.Павлов П.С. Алкогольная установка, ее структура, особенности и механизмы психологической защиты у больных хроническим алкоголизмом: метод. рек. / П.С. Павлов — М., 1980. — 30 с.

55.Понятие и типы неблагополучных семей // Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. — С.3−99.

56.Психология ребенка из алкогольной семьи // Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. — С.20−29.

57.Пьянство и дети // Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: кн. для учителей и родителей / М.И. Буянов. — М.: Просвещение, 1988. — С. 149−153.

58.Пятницкая И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма / И.Н. Пятницкая. — М.: Медицина, 1988. — 285с.

59.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пос.: в 2 кн. / Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС-Пресс, 2008.

60.Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков // Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. — М.: Трикста: Академический проект, 2005. — С. 268−297.

61.Сидоров П.И. Ранний алкоголизм / П.И. Сидоров, А.В. Митюхляев. — Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. — 306с.

62.Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 174 с.

63.Смелзер Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер; под ред. В.А. Ядова. — Ростов н/Д: Феникс, 1994. — 388с.

64.Содержание и методика социальной работы: учеб. пособие для вузов / Е.А. Сигида и др.; под ред. Е.А. Сигиды. — М.: Владос, 2005. — 346 с.

65.Социология молодежи: учебник / под ред. В.Т. Лисовского. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. — 457с.

66.Сравнительное исследование психофизиологических эффектов водки, пива и слабоалкогольного газированного напитка / В.П. Нужный, Ю.Д. Пометов, А.В. Ковалева и др. // Вопросы наркологии. — 2003. — № 2.

67.Тащёва А.И. Насилие в алкогольной семье / А.И. Тащёва, С.Ю. Зелинская // Психологический вестник. Выпуск 1(часть 3).

— Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1996.

68.Тащёва А.И. Сексуальные оскорбления в современной американской семье / А.И. Тащёва // Психологический вестник. Выпуск 1(часть 3).

— Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1996.

69.Тест-опросник удовлетворенности браком, ОУБ // Психологические тесты. В 2 т. / под ред. А.А. Карелина. — М., 2001. — Т.2. — С.173−179.

70.Травина А.В. Алкоголь и потомство / А.В. Травина; Центр. науч.-исслед. ин-т санитар. просвещения МЗ. — М., 2000. — 402 с.

71.Цетлин М.Г. Наркологическая ситуация в подростковой среде и пути выхода из нее: учеб.-метод. пособие / М.Г. Цетлин, Е.А. Кошкина, М.В. Шведова. — М.: Просвещение, 1992. — 123 с.

72.Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии / С.Ю. Циркин. — СПб.: Питер, 1999. — 748с.

73.Чирко В.В. Психопатология ранних токсикоманий / В.В. Чирко // Акт. вопросы наркоманий: сб. — Омск, 1982. — С. 198−200.

74.Шайдукова Л.К. Алкоголизм у супругов и стабильность семьи / Л.К. Шайдукова // Казанский мед. журнал. — 1993. — № 5.

75.Шайдукова Л.К. Супружеский алкоголизм: типы семей и мотивы совместного употребления алкоголя / Л.К. Шайдукова // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 1992. — № 4.

76.Шайдукова Л.К. Феномен «спаивания» в алкогольных семьях и его психологическая мотивация / Л.К. Шайдукова // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 1992. — № 3.

77.Шереги Ф.Э. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад / Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев; под общ. ред. Е.Е. Чепурных. — М.: Оптим Груп, 2005.

78.Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. — СПб.: Речь, 2005. — 332с.

79.Энтин Г. М. Лечение алкоголизма / Г. М. Энтин. — М.: Медицина, 1990. — 413с.

80.Rogers C.R. On becoming a person. A Therapist’s view of psychotherapy / Rogers C.R. — Boston: Houghton Mifflin Company, 1961. — P. 294−297.

81.Smith J.E. The Community Reinforcement Approach / Smith J.E., Meyers R.J. // Handbook of alcoholism treatment approaches. Effective alternatives / Red. R.K. Hester, W.R. Miller. — N.Y.: Pergamon Press, 1995. — P. 251- 267.

82.Weber G., Schneider Wolfg. Herauswachsen aus der Drogensucht: Abschlussbericht / Weber G., Schneider Wolfg. — Münster: Universität Münster Press. — 1992. — S. 12- 14.

источник

Одна из основных проблем современных семей, это — «Проблема алкоголизма в семье«. Именно проблема алкогоизма в семье, для вступивших в брак, является одной из главных причин развода. Потому что употребление спиртных напитков — это основной фактор, приводящий к взаимному отчуждению, т.к. у пьющего человека отсутствует критика своего поведения и он не способен выйти из конфликта по правильному пути. И становится ясно, что создать счастливую семью и обрести семейное счастье в таких условиях не удастся.

Социологами был проведён детальный анализ конфликтных ситуаций и скандалов в молодых семьях в первые годы брака. И выяснилось, что в возникающих по той или иной причине споров, супруги не обращают внимания на употребление алкогольных напитков, т.е. не видят поначалу причину конфликта и не осознают проблему алкоголизма в их семье. Выяснение отношений у них приводит к выплеску эмоций, а выплеск эмоций — к конфликту в семье. Люди запоминают всю обиду, нанесённую им, помнят всё обидное, что им сказали. И, в результате, убеждаются, что они не сошлись характерами.

Но, вот когда происходило это выяснение отношений? В состоянии алкогольного опьянения или на трезвую голову? Этот вопрос конфликтующие стороны себе не задавали. Т.е. опять же, недооценили зарождающуюся проблему алкоголизма у них в семье. А ведь ссоры во время алкогольного опьянения сопровождаются вспышками эмоций, эмоциональной несдержанностью и проявлением необоснованной ревности в грубой, циничной форме, а нередко и рукоприкладством. В результате, очень быстро развивается отчуждённость, появляется взаимное недоверие друг к другу.

Если для женщин эмоциональная несдержанность характерна и в трезвом состоянии, то мужчина становится вспыльчивым и циничным, теряет выдержку во время алкогольного опьянения или болея с похмелья. Самое большое число преступлений в семье происходит после употребления алкоголя. Потому что ответная реакция жены на поведение своего пьяного мужа объяснима. А вспыльчивость мужчины продиктована слабостью нервной системы, которая появляется после употребления спиртных напитков. И утрата мужественности таким мужчиной в семье влечёт за собой потерю уважения со стороны супруги.

Бытует мнение, что алкоголь повышает любовное восприятие у мужчин и женщин, помогает наладить контакт с противоположным полом. И правда, алкоголь обостряет эмоции и чувства (не время), стирает грани и препятствия в общении, но при этом теряется тонкость чувств, отсутствует романтический трепет, нежное отношение друг к другу, которое характеризует все влюблённые пары.Таким образом, чувства оказываются неполными, неестественными, т.к. алкоголь стирает романтическую многогранность любви, оставляя лишь алкогольное влечение.

Ещё один серьёзный момент, если в алкогольном опьянении были интимные отношения у супругов и произошло «пьяное зачатие», то женщина, протрезвев, задумается, нужно ли сохранять беременность, будет ли развитие плода нормальное и родится ли полноценный ребёнок в семье? А прерывание беременности — сильный удар, во многих случаях приводящий к разрушению любви. Следовательно, алкогольная любовь разрушит истинную любовь и семейное счастье.

Проблема алкоголизма и в том, что он губит душевные качества человека и притупляет стремление человека к своему совершенствованию и своего спутника жизни, их взаимоотношений. Получается, что алкоголь — главный враг любви. И осознавание этого происходит на более поздних стадиях супружеской жизни. Отчуждение достигает такой силы, что супруги изматывают друг друга и не осознают, что происходит, не отдают себе отчёта, что это — последствия алкоголизма. Если конфликты происходят при детях в семье, то пострадают и дети. Если проблема алкоголизма в семье появилась, а это часто происходит незаметно, то страдают отношения между всеми членами семьи. Финал трагичен: развод, испорченное детство, расшатанная психика у людей, окружающих пьющего человека.

В любой семье, время от времени возникают конфликты, свазанные с распределением обязанностей в семье. Супруги выясняют отношения, кому больше достаётся хлопот по дому. Женщина в семье, считая, что все обязанности достались ей, становится тираном, срывается на мужа и детей. А муж к детям ласков, внимателен, заботится о них, в то время, как мать поливает потоками брани всех членов семейства. Между супругами разорвана связь по разделению домашних обязанностей, нет единогласия в воспитании детей в семье. И муж ищет спасения в рюмке, начинает выпивать. И пример доброго и внимательного отца, хоть и выпивающего, крепко осядет в детской психике и памяти и исказятся понятия о, о хорошем и плохом, спиртное станет казаться неотъемлемой частью хорошего человека. И ошибки повторятся, счастливый брак создать у детей вряд ли получится.

Алкоголь — это наркотик, яд, и с проблемой алкоголизма в семье боролись и продолжают бороться многие века. Но также веками, в народе укоренилось мнение, что если человек употребляет алкоголь — то плохого в этом немного. И многие начинают оправдывать себя, прикрываясь общественным мнением, традициями, праздниками и другими ситуациями и не осознают проблемы алкоголизма в себя в семье. Многие начинают оправдывать своё пристрастие к алкоголю неудачной любовью. И эти неудачные ловеласы, ставшие поклонниками «зелёного змия», окончательно, по мере разложения личности, переходят в категорию заведомых неудачников. Это известная давно закономерность.

Сложно изжить «ложные традиции», которые отрицательно отражаются на нашей жизни. И современный человек нуждается в поддержке в трудных жизненных ситуациях и поддержка эта нужна, прежде всего, от членов семьи. Нужен тёплый отклик, духовное взаимопонимание. И всё это не сможет заменить иллюзия жизненного благополучия, которую на время создаёт употребление алкоголя и других наркотиков.

Пока что мы можем лишь пытаться достучаться до человеческого разума, чтобы он осознал, что любой употребление алкоголя, в любых дозах и по любому поводу — это зло, это коварный враг, прежде всего, для самого человека. От алкоголя гибнут ростки благородного, великого чувства во взаимоотношении союза любящих друг друга людей.

И необходимо осознавать в полной мере проблему алкоголизма в семье. И нужно искоренять эту проблему в зародыше, вырывать её из своей жизни, удалять, как больную опухоль, уничтожать, без права на амнистию и помилование. Ведь алкоголь — это не враг, это больше, чем враг. Потому что враг — может стать другом. Алкоголь же — не станет другом никогда.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

источник

В сложившейся системе функционирования общества, семья является основным институтом воспитания подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что именно в семье дети проводят подавляющую часть своей жизни. По длительности воздействия семейная обстановка является основным влияющим фактором на формирование личности детей.

Читайте также:  Лечим человека от алкогольной зависимости без его ведома

В реалиях жизни общества нередки случаи, когда влияние семьи не оказывает на воспитание детей положительного воздействия по причине непонимания родителями своей социальной ответственности, если присутствует алкогольная зависимость.

Само определение говорит о нарушении основного назначения этой социальной структуры. Как раковая опухоль изменяет структуру ткани, так и больная семья начинает играть такую же роль в обществе. И наиболее частой причиной изменения функциональной роли семьи является наличие алкогольной зависимости родителей, при которой страдают созависимые члены семьи — дети.

Хронический алкоголизм — длительно развивающееся заболевание, при котором его симптомы проявляются по нарастающей. Источником и причиной алкогольной зависимости является длительное пьянство. Пьяница — это еще здоровый, но систематически употребляющий алкоголь человек. Хронический алкоголизм характерен наличием комплекса симптомов и этапов развития.

На этом этапе проявления алкогольной зависимости похожи на обычное бытовое пьянство, но постоянно растет дозировка и частота приема спиртного. Толерантное отношение к алкоголю постоянно нарастает, снижается уровень контроля пьющим за количеством принятого и это происходит вплоть до превышения смертельной дозы.

Потеря контроля проявляется в отсутствие рвотного рефлекса, в нормальных условиях освобождающего организм от излишков спиртного. Меняется поведение больного и его отношение к жизни. Нарастает алкогольная зависимость, она проявляется в ухудшении самочувствия, раздражительности, нервном возбуждении и других признаках при невозможности принятия спиртного . При продолжении регулярного приема в течение нескольких лет развивается средняя стадия алкоголизма.

При сохранении признаков первой стадии, начинаются проявления абстинентного синдрома — состояния слабости во всем теле, разбитости, возникновении кратковременных слуховых и зрительных галлюцинаций, возможны припадки эпилепсии . Больной постоянно стремится к опохмелению , приносящему временное облегчение. Если такой период продлится в течение нескольких лет, неизбежно наступление конечной стадии алкоголизма. Страдают созависимые члены семьи.

На этом этапе резко снижается толерантность к алкоголю, что связано со снижением функциональных способностей внутренних органов, в особенности печени и поджелудочной железы. Снижаются признаки алкогольной интоксикации. Вместе с тем больной в течение дня малыми дозами еще способен употреблять обычное для него количество спиртного. Состояние внутренних органов продолжает ухудшаться. Срок жизни в третьей стадии может составлять до трех лет.

Перед непьющими, созависимыми членами семьи всегда стоит дилемма — продолжать бороться за любимого пьющего человека или решительно изменить отношения и разорвать этот порочный круг, попытаться вместе с детьми построить другую, более счастливую жизнь. А вот у детей такого выбора нет. Они вынуждены жить в обстановке беспробудного пьянства, часто будучи обделены не только родительской любовью, но и достаточным питанием и одеждой. Дети лишены возможности выбирать родителей, они не могут никаким образом изменить свою жизнь.

Родители, потворствуя своей пагубной склонности, часто находят для себя оправдания:

  • дети еще маленькие и не могут понять происходящего в семье;
  • их это не касается;
  • когда родитель не пьет — в семье все нормально.

Алкоголизм — это прогрессирующее состояние разума, духа и тела. Наличие алкогольной зависимости у одного из родителей в корне изменяет образ жизни и поведение всех членов семейства. Созависимые дети также втягиваются в эту ситуацию.

Влияние алкогольной зависимости родителя на душевное состояние и процесс формирования личности ребенка позитивным не назовёшь. Специалисты различных направлений могут назвать целую систему в области личностных и межличностных отношений, способных деформировать системы духовных ценностей и психологического состояния. Страдает и физическое здоровье, проявляются психосоматические явления, меняется поведение.

Созависимые дети приобретают характерные отклонения личностного и психологического характера:

  • заниженные самооценка и самоуважение;
  • подвержены страхам, тревогам, не верят в собственные силы;
  • недостаточно оценивают и контролируют свои чувства и поведение, часто раздражительны, склонны к депрессиям.

В плане межличностных отношений проявляются трудности адаптации в обществе:

  • они неискренни и недоверчивы;
  • склонны к извлечению выгод из деструктивных отношений, быстро обучаются манипулированию;
  • подвергаясь мучению, они часто впоследствии склонны к мучительству как по отношению к себе, так и к другим людям или животным;
  • испытывают сложности в установлении продуктивных отношений;
  • склонны к деспотизму, впоследствии подсознательно выбирают зависимых супругов.

Становится понятно, что созависимые дети, выросшие в семье с алкогольной зависимостью родителей практически обречены постоянно находиться в зоне риска приобрести в дальнейшем зависимое поведение. К сожалению, органы образования не всегда вовремя реагируют на отклонения в поведении детей и не принимают мер по стабилизации жизни своих воспитанников.

Наиболее весомы шансы изменить жизнь детей из алкоголизированных семей у органов опеки и попечительства. Они наделены правом обращения в суд о лишении родительских прав родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию и обеспечению малолетних детей. Такие обращения заканчиваются изъятием детей из неблагополучных семей и помещением их в интернаты. Только что-то не видно счастливых детей, выпускников таких интернатов.

Вопреки сказанному, многие могут привести примеры удачно сложившихся судеб детей из неблагополучных семей. Многие успешно получили образование, приобрели профессию, создали семьи и живут вполне счастливой жизнью. Исследователи утверждают, что в жизни таких детей был значимый взрослый человек, который вовремя уделил такому ребенку внимание, длительное или краткосрочное. Который сумел найти тропинку к сердцу маленького человека, познавшего неисчислимые беды в самом детстве. Сумевший выслушать и понять ранимую душу ребенка , многое объяснить и поддержать. Это может быть и сосед по лестничной клетке, и школьный учитель или тренер, дальний родственник или совершенно посторонний человек, сумевший оказаться рядом и помочь.

Еще древние греки считали, что пить можно — нужно только знать — где пить , с кем пить и сколько пить . Современная медицина не отрицает, что алкоголь в определенных случаях дает полезный эффект. Однако, риск переступить черту разумного потребления настолько велик, что лучше обходить эту проблему стороной.

Алкоголизм по праву считают одной из самых опасных «инфекций» современности, способной перерасти в настоящую эпидемию. Потери по причине алкозависимости невосполнимы, но применение современных методов излечения и реабилитации может спасти людей, по несчастью или неведению попавших в эту ловушку.

Зависящие от алкоголя сами не могут справиться с со своим недугом , им должны помочь созависимые близкие, общество и медицина. Абстиненция в начальной стадии уже практически невозможна без участия медучреждения для преодоления физической зависимости.

Современные медикаментозные препараты и методы лечения позволяют надежно блокировать опиатный центр мозга. Это позволяет преодолевать синдром похмелья и физическое влечение больного к приему алкоголя.

Однако, одна только медицина не способна преодолеть ту массу проблем, которыми наделен алкоголик в силу своего физического и психического состояния. Устранение физиологических причин медикаментами — это дело нескольких дней. А социальная и психологическая реабилитация может длиться месяцами и годами.

Реабилитация больного алкоголизмом это сложный процесс возвращения его в здоровый окружающий мир, где нет места алкоголю. Алкоголик в семье — поистине бедствие, от которого в первую очередь страдают созависимые окружающие.

источник

Особенности психологического развития детей в семьях, отягощенных алкогольной зависимостью (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Башкирский Государственный Педагогический университет

Реферат на тему: Особенности психологического развития детей в семьях, отягощенных алкогольной зависимостью

Преподаватель кафедры психологии

1. Дефекты воспитания детей со стороны родителей:

1.1 Недостойное обращение с детьми

2. Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка

3. Типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по поведению в школе

4. Особенности формирования личностных качеств

Давно известно, что злоупотребление алкоголем и особенно хронический алкоголизм родителей не проходит бесследно для детей. Учёные, наблюдая у детей тяжёлые последствия пьянства родителей, приходят к выводу, что, вырастая, такие дети не смогут выполнять полностью общественные функции, которые на них возложит общество в будущем.

«Здоровым может считаться человек, который обладает гармоничным развитием и хорошо приспособлен к окружающей его физической и социальной среде, который полностью реализует свои физические и умственные способности, правильно реагирует на изменения окружающей среды, если они не выходят за пределы нормы, и вносит посильный, соразмерный с его способностями, вклад в благополучие общества». Здоровье подрастающего поколения, следовательно, имеет особую значимость для каждого общества, и уберечь детей от влияния на них пьяниц-родителей – задача государственной важности. Основу воспитания дети получают в семье. Семья формирует личность человека. Детские дошкольные учреждения, школа, которую посещает ребёнок, дают только дополнительные штрихи к основному – семейному воспитанию.

Для освещения более полной картины здоровья членов семьи алкоголика в данной работе я рассмотрела некоторые причины употребления алкоголя, особенности женского алкоголизма, здоровье детей и взрослых членов семьи. Также я считаю необходимым, в данном контексте, рассмотреть последствия воспитания в семье алкоголика для ребёнка.

Здоровье взрослых членов семьи (психическое и физическое) отражается непосредственно как на развитии детей, так и на дальнейшем течении алкоголизма.

Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртными страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности- все это приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадоптации таких детей. Эмоцианально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.

В свою очередь, социальная дезодаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что педагоги, как массовых школ, так и ^ специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детальное изучение характерных нарушений психического и личностного развития детей алкоголиков с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания таких детей.

1. Дефекты воспитания детей со стороны родителей

1.1 Недостойное обращение с детьми

Под недостойным обращением понимается либо притеснение детей, либо пренебрежение. Притеснение детей выражается в намеренном нанесении им телесных повреждений и оскорблений, сексуальных злоупотреблениях и/или нанесении им эмоциональных травм. Детей могут подвергать жестокому физическому наказанию, избивать ремнём или кулаками, бросать на пол, бить головой о стену, что приводит к появлению переломов, кровотечений, гематом. Нанесение эмоциональной травмы происходит в результате постоянной ругани, криков, оскорблений, использования в отношении ребёнка непристойных кличек, жестокой критики, насмешек, невыгодных сравнений с другими братьями и сёстрами или постоянного игнорирования. Пренебрежение означает неспособность обеспечить ребёнку хотя бы самый минимальный уход: предоставить необходимое для поддержания жизни питание, одежду, жильё и медицинское обслуживание, а также неспособность удовлетворить его эмоциональные, социальные и интеллектуальные потребности.

Родители, применяющие против своих детей физическую силу, оказывают разрушительное воздействие на них как эмоционально, так и физически. Некоторые дети погибают от жестокого обращения; другие на всю жизнь остаются искалеченными. Ненависть, направленная на ребёнка, мучает и страшит его, оставляя в душе глубокие, незаживающие раны. В результате развиваются патологическая трусость, робость, пассивность, затаённая враждебность, тупость и холодная, индифферентная неспособность любить других. Подростки, которые подвергались насилию со стороны родителей, с большой степенью вероятности в своё время применят насилие по отношению к родителям.

Пренебрежение является наиболее распространённым видом жестокого обращения с детьми и подростками. Оно может принимать различные формы. Под физическим пренебрежением понимается неспособность обеспечить ребёнку достаточное питание или правильную диету, соответствующую условиям жизни одежду, необходимую медицинскую помощь, достойное жилище, выполнение элементарных требований личной гигиены. Эмоциональное пренебрежение – это недостаточное внимание, отсутствие любви, заботы и нежности, неспособность удовлетворить потребности ребёнка в одобрении его действий, признании его заслуг и дружбе. Интеллектуальное пренебрежение может проявляться в дозволении детям систематически без причины пропускать занятия, в неспособности обеспечить их учёбу и предоставить условия для выполнения домашних заданий, в отсутствии необходимых материалов, стимулирующих их интеллектуальное развитие. Социальное пренебрежение может включать в себя недостаточное внимание к социальной активности ребёнка, к кругу его общения и товарищам по играм, нежелание занять ребёнка полезными видами деятельности или неспособность приучить ребёнка к жизни в обществе других людей. Под термином моральное пренебрежение подразумеваются такие явления, как неспособность подать ребёнку положительный пример, осуществить какое-либо нравственное воспитание.

2. Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка

Влияние алкоголизма на семью в целом заключается в искажении и неправильном использовании 3-х элементов, необходимых для здорового функционирования семьи: создание семейных правил, ролей и границ. Правила в семьях, злоупотребляющих алкоголем, искажаются в 2-х направлениях: слишком свободны или слишком строги. Это приводит к хаотической ситуации, в которой теряется чувство надежности, безопасности. Дети могут брать на себя несвойственные им ролевые функции, например роль родителя, а в таком случае они не могут обнаружить никаких признаков слабости, уязвимости или сочувствия. Границы каждого члена семьи размыты или слишком регидны. В последнем случае члены семьи недоступны друг для друга, выражения чувств запрещено.

Алкоголь, даже если оставить в стороне медицинские аспекты, вызывает массу проблем. Основная доля всех случаев насилия, вандализма, нанесения телесных повреждений в семье связана с пьянством.

Можно отметить, что каких-то универсальных правил поведения в семьях злоупотребляющих алкоголем не существует: что хорошо, а что плохо определяется от случая к случаю. Все зависит от физического и эмоционального самочувствия родителей, а не от какой-то философии домашнего воспитания. Подчас ребенок получает взбучку за то, что недавно разрешалось делать, и, может быть, считалось похвальным. Отношения между взрослыми и детьми также носят весьма неопределенный характер. То они могут быть непринужденными и открытыми, так что ребенок чувствует себя очень хорошо в семье, с ним играют, его балуют. То с ребенком начинают говорить менторским тоном, и тогда превалирует авторитарный стиль общения.

Жизнь в семье, злоупотребляющей алкоголем, непредсказуема. Данные родителями обещания часто не выполняются. Сказанное ранее отрицается, ребенка могут обвинить в том, что он врет, если делает попытку напомнить об обещанном. Если отец что-то обещает и затем не обращает на это внимание или просто забывает о сказанном, у ребенка могут зародиться сомнения в своей памяти. У детей развивается недоверие, в результате чего, они никому не рассказывают, что испытывают чувство стыда, страха, вины, неловкости и зависти к «нормальным» сверстникам. Клиницисты считают таких подростков группой высокого риска развития эмоциональных проблем.

источник