Меню Рубрики

Постановление об алкогольной зависимости

Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г.

Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р

1. Одобрить прилагаемую Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция).

2. Федеральным органам исполнительной власти в своей деятельности учитывать положения Концепции.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции при разработке региональных программ, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику алкоголизма среди населения.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Концепция
реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р)

Настоящая Концепция определяет цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

Реализация государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее — алкогольная продукция), улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N Пр-2426, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права в области охраны здоровья населения и с учетом российского и международного опыта.

II. Современная ситуация в Российской Федерации, связанная со злоупотреблением алкогольной продукцией

История производства и потребления алкогольной продукции, охватывающая период от дореволюционной России до настоящего времени, свидетельствует о том, что увеличение потребления алкогольной продукции и изменение структуры ее потребления в сторону более крепкой алкогольной продукции происходили из-за отсутствия единых подходов государства к регулированию производства и оборота алкогольной продукции, смещению приоритетов в сферу экономических интересов в ущерб охране здоровья населения.

В России в 1914 — 1917 годах по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции — 0,83 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения, но с середины 1970-х годов началось существенное увеличение ее потребления. К началу 1990-х годов потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то есть в 1,8 раза.

Однако с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 литров в год.

По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 литров абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации и потребление сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Согласно мировой статистике потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2 миллионов человек и возникновения 4 процентов болезней во всем мире ежегодно.

В настоящее время в Российской Федерации от случайного отравления алкогольной продукцией умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, — более 75 тысяч человек в год.

В структуре потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь (безводный спирт) на душу населения в год) более половины приходится на водку и ликероводочные изделия.

В Российской Федерации с 1998 года наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво.

Слабоалкогольные напитки производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о наличии в таких напитках содержания этилового спирта зачастую представлены не явно, что создает у потребителя ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции.

Потребление такой алкогольной продукции приводит к физиологической потребности ежедневного ее потребления.

В России с 1992 года в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией происходят снижение продолжительности жизни и рост преждевременной смерти, которые являются существенными факторами ухудшения демографической ситуации в стране.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.

Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией.

Злоупотребление алкогольной продукцией стало основной причиной стремительного накопления демографических и социальных проблем в России с середины 1960-х годов.

В современной России злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида.

Причины смерти от злоупотребления алкогольной продукцией заключаются не только в случайных алкогольных отравлениях. В большинстве случаев смертельный исход происходит от несчастных случаев и насилия, в меньшей части — от сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, которые развились в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления — убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта.

Алкоголизм является одной из самых распространенных причин отказа родителей от детей и лишения родительских прав. У воспитанников детских домов достаточно часто наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.

Высокий уровень алкоголизации ведет к тенденции роста количества разводов в семьях и «омоложения» алкоголизма.

Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.

Исследования показывают, что потребление алкогольной продукции подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди вредят не только своему образованию, но и своей карьере, профессиональному будущему, в целом национальной экономике.

Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию страны. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Злоупотребление алкогольной продукцией вызывает особенно высокий уровень смертности среди мужчин 40 — 60 лет, которые в этом возрасте обладают наиболее ценными профессиональными навыками. Их преждевременный уход из жизни наносит ущерб трудовым ресурсам, обладающим профессиональным опытом, снижает объем инвестиций в человеческий капитал.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения.

Таким образом, алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.

III. Цели и задачи реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

Целями реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются:

значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;

повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией;

повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.

Достижение указанных целей базируется на следующих принципах:

обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка;

взаимодействие органов государственной власти, общественных организаций и религиозных объединений, представителей бизнеса и граждан, не связанных с алкогольной индустрией;

информационная открытость результатов проведения мер, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией.

Приоритетными задачами в реализации поставленных целей являются:

создание системы мониторинга и анализа динамики показателей уровня злоупотребления алкогольной продукцией;

изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции;

переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни;

формирование нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления алкогольной продукцией;

разработка и внедрение программ:

профилактики злоупотребления алкогольной продукцией и возникновения алкогольной зависимости;

информирования населения о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией;

создания стимулов для проявления общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством;

совершенствование организации оказания наркологической медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией, и больным алкоголизмом;

привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;

организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции;

повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности, обеспечение культурного досуга населения, проживающего в малых городах и сельской местности;

противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, в том числе путем повышения эффективности регулирования алкогольного рынка;

применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи;

создание механизмов применения мер социальной ответственности к производителям алкогольной продукции.

IV. Информационное обеспечение реализации Концепции

Информационное обеспечение реализации определенных настоящей Концепцией целей и задач предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения, данных социологических и медицинских исследований, а также информации правоохранительных органов о состоянии преступности, возникающей на почве злоупотребления алкогольной продукцией.

Для получения достоверных сведений из указанных источников предусматривается создание единой системы государственного статистического наблюдения за потреблением алкогольной продукции населением страны, в том числе молодежью, на основе современных информационных технологий и с учетом международного опыта.

Также необходимо обеспечить информационную поддержку проведения реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, увеличить выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, наладить разработку и осуществлять популяризацию учебных программ, проводить широкое информирование населения о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией, о мерах, позволяющих предупредить вредное воздействие алкогольной продукции на здоровье человека.

Кроме того, необходимо разработать нормативную правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на пропаганду ценностей здорового образа жизни, включая разработку и реализацию специальных медиапроектов для различных групп населения (молодежь, работники сферы образования, женщины, политики и руководящие работники) с использованием средств коммуникации (почта, пресса, телевидение, радио, транзитная антиреклама, сеть Интернет, открытая консультативная телефонная линия и т. п.).

V. Меры по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

Мерами по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются:

организация в средствах массовой информации кампаний, направленных на укрепление общественной поддержки существующих или новых стратегий борьбы со злоупотреблением алкогольной продукцией;

разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ и проведение кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных слоев населения и возрастных групп;

пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи;

укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции;

включение в основные и дополнительные общеобразовательные программы тематических вопросов по профилактике употребления алкогольной продукции среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

обеспечение широкой доступности лечебно-профилактических программ, нацеленных на семью;

совершенствование и развитие организации оказания медицинской наркологической помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией и больным алкоголизмом;

создание реабилитационных и психологических центров по профилактике алкоголизма для работы с населением, особенно с молодежью, в том числе центров по подготовке специалистов-психологов;

разработка и реализация мер антиалкогольной политики в местах работы граждан, основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной зависимости;

осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней этилового спирта;

разработка и принятие технических регламентов о требованиях к безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции;

снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени;

ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи;

запрещение использования информации о наличии биологически активных веществ, в том числе витаминов, в алкогольной продукции в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными оздоравливающими свойствами;

ограничение проведения нацеленных на содействие потреблению алкогольной продукции мероприятий, в том числе винных, пивных фестивалей и конкурсов;

в целях формирования культуры потребления алкогольной продукции создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских качественных вин;

усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе установленных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний;

разработка и осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции;

принятие мер по поддержке общественных и религиозных организаций в пропаганде и осуществлении инициатив, направленных на противодействие злоупотреблению алкогольной продукцией;

совершенствование системы мониторинга потребления алкогольной продукции и оценки эффективности реализации мер государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией;

разработка и осуществление субъектами Российской Федерации региональных программ (пилотных проектов) в целях реализации настоящей Концепции.

VI. Механизм реализации Концепции

Механизм реализации настоящей Концепции предусматривает применение программно-целевого метода.

На федеральном уровне реализацию целей и задач настоящей Концепции предусматривается обеспечивать путем осуществления разработки ведомственных программ в сферах регулирования производства и оборота алкогольной продукции, здравоохранения и социального развития, развития физической культуры и спорта.

Наряду с этим в рамках нормативного правового регулирования алкогольного рынка предусматривается обеспечение качества, безопасности алкогольной продукции и противодействия реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, а также усиление правоохранительной деятельности в части выявления правонарушений и преступлений.

Осуществление межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению эффективности государственного регулирования алкогольного рынка возложено на Правительственную комиссию по регулированию алкогольного рынка, образованную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 856.

Мониторинг хода реализации задач, определенных настоящей Концепцией, предусматривается осуществлять путем анализа данных сводной межведомственной отчетности.

Также предусматривается обеспечить широкую поддержку общественным и религиозным организациям в проведении ими мероприятий по пропаганде и реализации инициатив, направленных на борьбу со злоупотреблением алкогольной продукции.

На уровне субъектов Российской Федерации предусматривается осуществить разработку и реализацию региональных программ (пилотных проектов) с учетом специфики традиций употребления алкогольной продукции и масштабности алкоголизации различных слоев населения.

Читайте также:  Как лучше лечить алкогольную зависимость

В социальной сфере на основе инициатив общественных и религиозных организаций предусматривается создание общественных движений, обществ, клубов, специализированных общественных фондов, в том числе ассоциированных с международными организациями.

VII. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

Реализацию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации предусматривается проводить в два этапа.

На первом этапе (2010 — 2012 годы) предполагается создать условия для уменьшения остроты сложившейся негативной ситуации, сформировать правовую, организационную и финансовую базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций.

Созданные условия позволят реализовать меры по преодолению сложившихся негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления алкогольной продукции, в том числе осуществить основную часть мероприятий по внесению в законодательство Российской Федерации изменений в части:

ужесточения требований к розничной продаже алкогольной продукции (в том числе слабоалкогольной);

усиления ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая продажу алкогольной продукции несовершеннолетним;

увеличения акциза на этиловый спирт и алкогольную продукцию в целях снижения их ценовой доступности;

установления минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.

Кроме того, на первом этапе предусматривается разработка специальных мер по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, а также внедрение программ и проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни.

В субъектах Российской Федерации предусматривается разработать региональные программы, направленные на снижение объемов потребления алкогольной продукции, профилактику злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций) и в соответствии с мероприятиями, реализуемыми в сфере образования и здравоохранения.

Реализация региональных программ должна обеспечить сокращение уровня распространенности распития алкогольной продукции в общественных местах, особенно в местах проведения досуга и осуществления спортивных мероприятий, а также в семьях.

Важным результатом выполнения мероприятий первого этапа реализации настоящей Концепции будет снижение уровня смертности населения в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

На втором этапе (2013 — 2020 годы) предусматривается продолжение выполнения мероприятий по сокращению уровня потребления алкогольной продукции. Основными мероприятиями данного этапа будут реализация программ по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры, осуществление специальных мер по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, обеспечение эффективной профилактики возникновения алкогольной зависимости в отношении лиц (их семей), которые употребляют алкогольную продукцию в объемах, опасных возникновением такой зависимости.

В результате осуществления комплекса мер по повышению эффективности регулирования алкогольного рынка и противодействию нелегальному производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции доля нелегально произведенной алкогольной продукции должна быть значительно снижена.

К 2020 году предусматривается значительно сократить потребление алкогольной продукции населением, особенно детьми и молодежью, а также снизить уровень смертности в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

Реализация второго этапа позволит обеспечить устойчивую тенденцию к закреплению достигнутых результатов и дальнейшее развитие программ, направленных на снижение уровня потребления алкогольной продукции на основе научно обоснованных критериев.

В рамках реализации Концепции предусматривается продолжить реализацию на федеральном уровне общего образования в части основных и дополнительных образовательных программ, касающихся формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе профилактики употребления алкогольной продукцией учащимися и воспитанниками образовательных учреждений.

Индикаторами достижения результатов реализации настоящей Концепции являются:

на первом этапе (2010 — 2012 годы):

снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15 процентов;

снижение уровня потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольной продукции при общем существенном снижении уровня потребления алкогольной продукции;

повышение уровня вовлечения детей и молодежи в занятия спортом;

на втором этапе (2013 — 2020 годы):

ликвидация нелегального алкогольного рынка;

снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55 процентов, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции;

снижение первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, включая алкогольные психозы;

снижение уровня смертности, связанной с острым отравлением алкогольной продукцией.

Определены цели, задачи и механизмы реализации госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России на период до 2020 г.

Концепция будет реализована в 2 этапа.

На первом (2010-2012 гг.) планируется ужесточить требования к розничной продаже алкоголя, усилить ответственность за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Необходимо увеличить акцизы и установить минимальные розничные цены на алкоголь.

На втором этапе (2013 — 2020 гг.) реализуются программы по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физкультуры. Необходимо обеспечить эффективную профилактику возникновения алкогольной зависимости. Запланированы меры по своевременному выявлению сопутствующих заболеваний.

Одним из индикаторов достижения результатов реализации концепции является уровень потребления алкоголя на душу населения. На первом этапе он должен снизиться на 15%, на втором — на 55%. На первом этапе также ожидается, что сократится уровень потребления крепких спиртных напитков. На втором планируется ликвидировать нелегальный алкогольный рынок, снизить уровень первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, а также смертности, связанной с острым отравлением алкоголем.

Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р

Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 января 2010 г. N 2 ст. 264

источник

Правительство Российской Федерации довольно жесткими и категоричными мерами ведет борьбу с распространяющимся алкоголизмом. Для этого принимаются различные меры, вводятся законы, которые призваны ограничить оборот спиртосодержащей продукции.

Наиболее старой, но действенной установкой является федеральный закон № 171, принятый в 1995 году.

Согласно его регламенту, алкогольная продукция должна продаваться исключительно в магазинах имеющих лицензию для продажи. Также он предназначен для ограничения потребления алкогольной продукции в РФ.

Подобная мера вызвана множеством различных обстоятельств: процент граждан зависимых от алкоголя составляет 47-50%, снизилась рождаемость непьющего населения, сократилась естественная популяция. Данный закон о запрете алкоголя имеет свод правил и ограничений, которые должен знать каждый гражданин РФ.

В течение всего времени существования фз 171, в него вносились поправки, новые установки. Так как обороты алкогольной продукции растут в геометрической прогрессии (и это вызвано с высоким спросом среди населения) правительство должно было принять жесткие меры в отношении распространения алкоголя.

Основная сфера действий настоящего фз № 171 заключается в сокращении производства алкоголя лицами, не имеющими на это разрешение. Как можно заметить, количество подпольных лавок, которые нелегальным образом производят алкоголь, с каждым годом увеличивается в несколько раз. Это опасно не только для экономики страны, но и для здоровья граждан.

В данную спиртную продукцию подмешиваются различные химические добавки, некачественный спирт и многое другое, что приводит к непосредственному отравлению, а в худших случаях – к летальному исходу. В связи с изменениями в регламенте данного закона, меры по борьбе с алкоголизмом значительно ужесточились.

Также фз 171 призывает ограничить употребление алкоголя до установленных государством норм.

Этому послужило две причины:

  1. Защита интересов граждан. За последние несколько лет участились случаи разбоя, грабежей, насилия лицами, которые находились в состоянии сильного алкогольного опьянения. Иными словами, данный закон включает в себя не только сокращение пьющих лиц по стране, но и защиту безопасности непьющего населения.
  2. Значительно возросло количество людей потребляющих алкоголь. Исходя из последней неутешительной статистики, за предшествующий 2016 год, количество лиц, употребляющих спиртное в неограниченном количестве, возросло на 12,3% по всей России. Иными словами, десятая часть населения стала алкоголиками.

Алкоголизм давно признан апогеем 21 века, ведь данное заболевание сложно излечить и тем более – искоренить.

Федеральный закон имеет значительный перечень случаев (исключений) в которых он не имеет силы или всё выполняется в пределах допустимой нормы.

Итак, какие случаи (индивидуумы) обходят данный закон:

  • физические лица, которые производят алкогольную продукцию не для сбыта;
  • любые аптечные средства, содержащие в составе этиловый спирт;
  • официальные организации и предприятия, получившие государственную лицензию о разрешении производства алкоголя. Стоит заметить, что установки содержат месячную норму производства, которая не должна быть превышена.
  • физические лица, распространяющие алкогольную продукцию в качестве представления на рынке или в качестве показательных образцов. Данный случай относится к области маркетинга и международных отношений.

Если подвести итоги, то выясняется, что спиртосодержащие продукты, используемые в частных целях (исключение – сбыт), содержащиеся в аптеках и применяемые в качестве рекламной продукции являются нормой, которую допускает Федеральный закон № 171.

Данный закон также регулирует рыночную стоимость спиртосодержащей продукции. Все ценовые изменения должны происходить исключительно с государственной подачи. Самостоятельная накрутка стоимости спиртосодержащего продукта с целью наживы карается уголовной ответственность с полной конфискацией нереализованной алкогольной продукции.

Каждая бутылка спиртного должна соответствовать государственным нормам безопасности и пройти проверку на допустимость употребления. С 30 декабря 2001 года было принято решение о том, что гарантией безопасного употребления граждан, а также лицензированного продукта будет служить акцизная марка, прикрепленная на крышке или дне бутылки.

Наличие подобной марки является обязательным требованием для продукции присутствующей в товарном обороте, изготовляемой частными лицами, но с полученной лицензией на производственную деятельность.

Таким образом, за несколько лет сократился товарооборот нелицензированной продукции, которая являлась потенциально опасной для жизни употребляемого человека.

Закон, содержащий правила об алкоголе, его потреблении продаже и т.д., существует более 22 лет.

К сожалению, за это время увеличилось количество пьющего населения страны, что говорит о необходимости введения новых законопроектов и правок, позволяющих сократить товарооборот спиртосодержащей продукции и оградить как можно больше граждан от её употребления.

Фз № 171 предоставил широкий спектр полномочий правоохранительным органам.

Руководствуясь регламентом данного закона, сотрудники полиции имеют право (или обязаны) выполнять следующие действия:

  • при отсутствии лицензии на продажу алкоголя, сотрудники правоохранительных органов обязаны изъять несертифицированный товар до момента получения сбытчиком лицензии (в случае, если он является ООО или ИП). Если сбытом без лицензии занималось частное лицо, то ему предписывается штраф, в размере двукратной выплаты стоимости всей продукции с её последующей конфискации;
  • все подпольные организации, производящие алкоголь нелегальным путем должны быть обнаружены и закрыты;
  • если сотрудник полиции видит распивающего в неположенном месте гражданина, он обязан обратить на это внимание, попросить представить документы и избавиться от алкоголя. если гражданин оказывает сопротивление, выражается бранью или находиться в состоянии сильного алкогольного опьянения, он должен быть задержан и доставлен в участок с последующей передачей в вытрезвитель;
  • при обнаружении незаконно хранимой продукции, она должна быть изъята сотрудником полиции и доставлена в участок.

Как можно заметить по вышеперечисленным полномочиям сотрудников правоохранительных органов, правительство пытается не только сократить количество подпольных предприятий и несертифицированной продукции, но и оградить граждан РФ от людей, страдающих алкоголизмом.

Были зафиксированы неоднократные случаи, когда люди, в состоянии сильного алкогольного опьянения вели себя неподобающим образом, проявляли акт агрессии в отношении непьющих граждан. Подобное лицо должно быть задержано и доставлено в вытрезвитель.

Законодательство РФ имеет широкий свод наказаний, связанных со сбытом, употреблением и производством спиртного. В Федеральном законе № 171 содержится целый ряд предписаний, нарушение которых грозит обернуться уголовной или административной ответственностью различной степени тяжести.

Итак, за какие действия по закону об алкоголе предписано наказание:

  1. финансирование подпольного (нелегального) производства с целью дальнейшего сбыта продукции. За данное правонарушение грозит административная ответственность в виде штрафа, в размере 500 000 рублей с последующей конфискацией произведенной продукции;
  2. к вышенаписанной статье можно добавить незаконную поставку оборудования, необходимого чтобы производить алкоголь в самостоятельных условиях;
  3. хранение алкоголя в больших количествах с целью дальнейшего сбыта. Карается административной ответственностью;
  4. производство спиртосодержащей продукции, которая категорически не соответствует нормативам качества и безопасности граждан. В данном случае присутствует и уголовная ответственность, если употребления некачественного спиртного повлекло тяжкие последствия для употребившего;
  5. транспортировка спиртосодержащей продукции через границу с целью дальнейшего сбыта. Исключениями служат случаи, когда данный факт был зафиксирован, и было взято соответствующее разрешение в компетентных органах.

Из менее масштабных проступков перед государством наказание следует за:

  • распитие алкоголя в общественных местах;
  • нахождение в людном месте в состоянии алкогольного опьянения, проявление акта агрессии, насилия, любая форма неадекватного поведения;
  • покупка или продажа алкоголя лицам младше 18 лет, что категорически запрещает законодательство РФ;
  • продажа нелицензированной продукции.

Стоит заметить, что за последние несколько лет, планка потребляемых сильно ушла вниз. Если раньше спиртные напитки употребляли подростки, начиная от 17 лет, то за последнее время эта планка опустилась до печальных 14-15 лет.

По прогнозам специалистов, через 5-6 лет, количество пьющих людей в России будет достигать 60-62% от общего населения страны.

Существует небольшой перечень спиртосодержащих напитков запрещенных к реализации в любых магазинах. Как правило, это алкоголь, который не имеет марки, превышена допустимая градусная дозировка (свыше 45% на 0,5 литров) и алкоголь, имеющий в составе различные химические добавки.

Но стоит напомнить, что спиртное в совокупности с различными химикатами может привести к отравлению и интоксикации.

Что касается высокоградусных напитков, то нормой является 45% на тару объёмом 0,5. Как правило, производители высокоградусной продукции не могут гарантировать, что употребления подобных напитков закончиться успешно.

Если обратиться к медицине, то чистый этиловый спирт способен сжечь всю слизистую оболочку в желудочно-кишечном тракте, нанести ожоги ротовой полости и вызвать язву желудка. Поэтому, в фз № 171 было указано, что употребление (продажа) спиртосодержащего напитка, градус которого превышает допустимую норму, является запрещенным.

Единственное применение чистого этилового спирта – спиртовые компрессы, применяемые в медицине. В остальных сферах жизни, данная продукция категорически запрещена. К сожалению, на прилавках магазинов зачастую можно найти высокоградусную продукцию, употребление которой может привести к весьма плачевным последствиям.

источник

Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 года «Об усилении борьбы с пьянством»
Источник: «Трезвость — закон нашей жизни: Постановления ЦК КПСС, Совета Министров, Указы Президиума Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета РСФСР о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения. Май, сент. 1985 г.» М., Политиздат, 1985

Это произведение не охраняется авторским правом.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, произведения народного творчества (фольклор), сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Наверх

Президиум Верховного Совета СССР

Постановление от 16 мая 1985 года

Об усилении борьбы с пьянством

В целях борьбы с пьянством, решительного пресечения самогоноварения, дальнейшего укрепления общественного порядка и трудовой дисциплины в Указе предусматриваются следующие меры:

Распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечёт наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от двадцати до тридцати рублей.

Те же действия, совершённые повторно в течение года после применения мер административного взыскания, влекут наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от тридцати до пятидесяти рублей.

Действия, совершённые лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, влекут наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста рублей либо исправительных работ на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов от заработка, а в исключительных случаях, если по обстоятельствам и с учётом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, — в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Читайте также:  Травы снимавший алкогольную зависимость

Распитие спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций) или пребывание на работе в нетрезвом состоянии влечёт наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от тридцати до пятидесяти рублей.

Мастера, начальники участков, смен, цехов и другие руководители, участвовавшие в распитии с подчинёнными им работниками спиртных напитков на производстве или не принявшие мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо скрывшие случаи распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчинённых им работников, подвергаются административному взысканию в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста рублей.

К лицам, совершившим указанные правонарушения, наряду с наложением на них административного взыскания могут быть применены также и меры дисциплинарного взыскания.

Изготовление или хранение без цели сбыта самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки, изготовление или хранение без цели сбыта аппаратов для их выработки влечёт уголовную ответственность.

Приобретение самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги и других крепких спиртных напитков домашней выработки влечёт наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от тридцати до ста рублей.

Нарушение работниками торговых предприятий и предприятий общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками влечёт административное взыскание в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста рублей.

Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами, если эти действия по своему характеру не влекут уголовной ответственности, влечёт наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста рублей.

Скупка и перепродажа с целью наживы в небольших размерах водки и других спиртных напитков влечёт наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста рублей с конфискацией предметов спекуляции. Дела об этих правонарушениях рассматриваются народным судьёй единолично в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.

Дела об административных правонарушениях, связанных с распитием спиртных напитков и появлением в пьяном виде в общественных местах, рассматриваются в течение суток начальником или заместителем начальника отдела (управления) внутренних дел исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, которые налагают на нарушителя административные взыскания в виде предупреждения или штрафа.

Административные взыскания в виде исправительных работ или ареста налагаются народным судьёй. Постановление об административном аресте приводится в исполнение органами внутренних дел в порядке, установленном для исполнения административного ареста, назначаемого за совершение мелкого хулиганства.

Комиссиям по борьбе с пьянством при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов предоставлено право налагать административные взыскания за распитие спиртных напитков на производстве или пребывание на рабочем месте в нетрезвом состоянии, нарушение работниками торговых предприятий и предприятий общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками.

Органам внутренних дел (милиции) предоставлено право налагать административные взыскания за приобретение самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки. Дела о таких административных правонарушениях рассматриваются начальником или заместителем начальника отдела (управления) внутренних дел исполнительного комитета районного, городского, районного, в городе Совета народных депутатов.

Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное Указом, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учётом характера совершённого правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

Лица, к которым применялись меры административного взыскания за правонарушения, связанные с пьянством, могут администрацией предприятия, учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом лишаться полностью или частично премий, вознаграждений по итогам годовой работы предприятия, учреждения, организации, льготных путёвок в дома отдыха и санатории; им может быть перенесена очерёдность на получение жилой площади.

Указ вводится в действие с 1 июня 1985 г.

Президиумам Верховных Советов союзных республик поручено внести в законодательство союзных республик изменения и дополнения в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством».

источник

Наркомания и алкоголизм – заболевания, нещадно прогрессирующие в мире и поражающие работоспособную прослойку населения. В теперешнее время эти недуги все чаще начинают влиять на детское и подростковое общество, негативно отражаясь на генофонд страны.

Что бы хоть как-то изменить ситуацию, парламентом внесен на рассмотрение проект постановления «Принудительное лечение от алкоголизма закон 2018 года».

Большая беда, когда в семье чей-то муж, сын, отец злоупотребляют спиртным. Алкогольная зависимость — это недуг, которым может заболеть любой. Зачастую человек просто не осознает своего состояния и не в силах перестать пить.

Лечение этого контингента населения проводилось бесплатно в советское время и вплоть до 1994 года, когда спецклиники прекратили свое существование. Человека теперь невозможно отправить в стационар без согласия.

Некоторые используют различные народные методы лечения, лекарственные средства. В особо отчаянных случаях шли за советом к экстрасенсам, обещающим исцеление на расстоянии, и с молитвой в храмы. Отзывы о таких вариантах терапии самые разнообразные — от положительных до крайне негативных.

В 2018 г. в Государственную думу внесен проект постановления о возможности госпитализации в специализированные центры без согласия пациента. Ведь подобрать лекарство, необходимое для выведения из запойного состояния, должен только врач.

По изменениям в законодательстве на принудительное лечение от наркотической и алкогольной зависимости смогут отправить в следующих происшествиях:

  • Совершение правонарушения под воздействием спиртного и опиатных препаратов.
  • В случае опасности для окружающих.
  • Когда, в следствии неадекватного состояния, человек не в силах осознавать происходящее и отвечать за свои поступки.

Обычно, чтобы достичь желаемого результата в победе над пагубным пристрастием, стараются убедить алкоголика лечиться добровольно. Иногда пациента удается уговорить в необходимости вынужденных мер. В таких случаях возможен домашний режим терапии под контролем нарколога.

Лечебная терапия наркомании и алкоголизма без желания самого больного принимается в исключительных случаях. Постановление на крайнюю меру выдает только суд.

Процесс спасения от пьянства возможен в таких режимах:

  • Амбулаторный.
  • Стационарный.
  • В специализированных клиниках.
  • В медицинских заведениях закрытого типа.

Человек, отправленный на терапию по распоряжению суда, обязан каждый месяц проходить освидетельствование для определения дальнейшей тактики лечения.

На прохождение терапии, без согласия пациента, направляют в соответствии со статьями 97-104 УК РФ. Для решения этого вопроса необходимы веские основания и вердикт судебных органов.

Без вышеуказанных условий добиться размещения алкоголика или наркомана в специализированную больницу по принуждению возможно в случае наличия галлюцинаций и нервных расстройств. Для этого необходимо вызвать сотрудников полиции и психиатрическую бригаду «скорой помощи».

Часто, чтобы убедить пациента пройти терапию и избавиться от пагубного пристрастия, достаточно морального давления со стороны членов семьи, а также обращение к психологу.

Для того, чтобы оформить физическое лицо в стационар с целью лечить от алкоголизма без желания больного, необходимы такие мероприятия:

  • Близкими родственниками подается соответствующее заявление в судебное учреждение.
  • Потенциального пациента отправляют на освидетельствование.
  • Происходит судебное заседание.
  • Выносится решение, набирающее силу через 30 дней после появления.
  • В течении месяца ответчик может обжаловать вердикт.

Для принятия необходимого решения предоставляют в судебные инстанции такую информацию:

  • Больной не в состоянии обслуживать себя.
  • Является социально опасным.
  • Предпринимал попытки суицида или были угрозы.
  • Было совершено преступление по причине зависимости.

Доказательной базой этих заявлений могут служить такие данные:

  • Фото-, видеоматериалы, на которых он запечатлен в состоянии опьянения с агрессивным поведением, угрозами. Чем больше улик удается собрать, тем лучше такое доказательство. Оно является веским доводом для принятия соответствующего решения.
  • Свидетели. Важно помнить, что родственники таковыми не считаются. Следует привлекать соседей, коллег по работе, знакомых.
  • Обращение в полицию – в случае неадекватного состояния алкаша, сразу же вызывайте правоохранителей.
  • Заключение СМЭ (судебно-медицинской экспертизы) – при ее своевременном проведении выявит психические нарушения у человека, что является доказательством его нездоровья.

Чем большая доказательная база будет собрана, тем выше шансы законно госпитализировать и вылечить родственника-алкоголика без его желания и согласия.

Как уже говорилось ранее, насильно госпитализировать пациента без решения суда невозможно. Но в крайней ситуации, когда родственники переживают, что человек нанесет вред себе и окружающим, есть вариант — добровольно-принудительный метод.

Зависимого можно попытаться уговорить с его добровольным решением лечь в клинику. Заставлять — у родственников далеко не всегда получается. В таких случаях обращаются к психологам, специализирующимся в данной проблеме. Часто это приносит результат и человека становится легче переубедить и начать терапию.

В случаях недостатка денежных средств, больного возможно госпитализировать в государственную клинику. Терапию там проводят бесплатно.

Однако, такие заведения имеют существенный минус – даже когда недуг удается вылечить, пациент навсегда будет состоять на учете у специалиста. Для него окажется невозможным иметь «чистую» медицинскую книжку. Закон не позволяет устроиться на работу, где требуют комиссию нарколога.

Наряду с ними присутствует множество частных клиник и анонимных кабинетов.

Там осуществляется комплексное лечение с индивидуальным подходом к каждому пациенту. Проводится плавная поэтапная терапия. По статистике, «срывов» после таких заведений, в несколько раз меньше, чем в государственных. Но и стоимость вмешательств высокая.

Необходимая документация для помещения в стационар:

  • Паспорт.
  • Амбулаторная карта и обследования из поликлиники.
  • Заявление на имя главврача с просьбой о проведении терапии без желания больного.
  • Судебное постановление для подтверждения правомерности действий.

Данный метод в своей основе имеет конкретные цели, направленные на возможность вылечить пациента от проявлений недуга и последствий долгого употребления алкоголя.

К ним относятся:

  1. Выведение токсичных веществ, накопленных в результате стойкого приема спиртного – детоксикация.
  2. Сеансы с психотерапевтом, направленные на необходимость осознания смысла лечиться.
  3. Заставить пациента прийти к самостоятельному решению захотеть выздороветь.
  4. Определение причин развития болезни.

Чтобы заставить алкоголика лечиться добровольно, а не принудительно, нужно любыми методами убеждать его в осознании болезненности состояния. Необходимо правильно подобрать время для беседы. Об этом надо говорить только с трезвым. При опьянении эта тема вызовет агрессию.

Желательно внушить, что он состарился, похудел… Правда, общайтесь деликатно. Если не удается добиться желаемого результата — возможно обращение к специалистам.

источник

1. О мерах по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Омского муниципального района

1 ПРОТОКОЛ межведомственной комиссии по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции на территории Омского муниципального района Омской области 28 августа 2013 года 3 Председательствующий: Ю.А. Тетянников, первый заместитель Главы Омского муниципального района, председатель межведомственной комиссии по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании и предупреждению распространения ВИЧинфекции на территории Омского муниципального района Омской области Присутствовали: Макушина В.М., Бебинова Е.Б., Васильева М.В., Колотова Л.М., Джангунаков Е.М., Панова Н.Б., Соколовский В.В., Ергакова Л.А., Зюзина О.В., Колотилин С.Д., Максименко Н.А., Рудских Р.В., Садовская Е.В., Шапран А.А., Белебеха М.А. 1. О мерах по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Омского муниципального района Бебинова Е.Б., Колотова Л.М., Белебеха М.А. РЕШИЛИ: 1.1. Принять к сведению информацию Бебиновой Е.Б., начальника Управления по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации Омского муниципального района Омской области, Колотовой Л.М., начальника сектора воспитательной работы Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, Белебеха М.А., начальника ОУУП и ПДН полиции ОМВД России по Омскому району, о мерах по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Омского муниципального района Отметить, что Администрацией Омского муниципального района Омской области продолжена системная комплексная деятельность по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Омского муниципального района Омской области (далее район), в том числе по проведению информационно-образовательных акций и мероприятий, направленных на первичную профилактику.

2 Основными задачами мероприятий первичной профилактики являются: содействие здоровому образу жизни, помощь в преодолении личностной и психической дезадаптации, привлечение молодежи к участию в разработке и реализации профилактических программ, добровольческих движениях, организация досуга детей, подростков и молодежи. На территории района силами специалистов Муниципального казенного учреждения «Центр по работе с детьми и молодежью Омского муниципального района Омской области» (далее Центр) организована деятельность 27 спортивных секций. Количество молодежи, занимающейся в секциях 537 человек, 48 из них находящиеся в трудной жизненной ситуации. На основании данных территориального банка несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (197 семей), специалисты Центра регулярно проводят социальный патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Регулярно проводятся целевые профилактические мероприятия в рамках комплексной межведомственной операции «Подросток». Проведены совместные рейды с инспекторами по делам несовершеннолетних ОМВД России по Омскому району по предупреждению фактов незаконной продажи несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции в торговых точках поселений. Образовательными учреждениями района систематически проводятся мероприятия, направленные на профилактику асоциальных явлений (профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании). Деятельность ОМВД России по Омскому району (далее ОМВД) по проведению индивидуально-профилактической работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, со стороны участковых уполномоченных полиции (далее УУП) регламентирует Приказ 1166 от , который обуславливает постановку и проведение индивидуально-профилактической работы с лицами больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинских организациях и представляющими опасность для окружающих. За данный промежуток времени у жителей района изъято 25,5 литров спиртосодержащей жидкости, 21 человек привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 56 КоАП Омской области (в аналогичном периоде прошлого года (далее АППГ) 25 человек), выявлено 25 преступлений предусмотренных ст. 238 УК РФ (АППГ — 28). Кроме этого, в рамках КоАП РФ привлечено к административной ответственности по статьям: — ст КоАП РФ 1342 человека (АППГ 1414 человек). — ст КоАП РФ 16 человек (АППГ-11 человек). 42% привлеченных к административной ответственности имеют возраст моложе 25 лет, 47 % от 25 до 45 лет, 11 % старше 45 лет. 2

3 В лидирующие позиции выходят слабоалкогольные напитки, ввелось понятие «пивной бум». За систематическое употребление спиртных напитков на учете в ОМВД состоит 2 несовершеннолетних, по различным основаниям на учете состоят 36 подростков, которые также употребляют спиртные напитки. Сотрудниками ОМВД проводится работа по выявлению нарушений правил розничной продажи алкогольной продукции. За текущий период сотрудниками ОМВД выявлено 10 правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст КоАП РФ, 20 правонарушений за реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним, предусмотренных п.1 ч.2 ст КоАП РФ. В настоящее время действенной мерой по профилактике алкоголизма остается помещение лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, на лечение в наркологический диспансер. За 7 месяцев 2013 года на лечение направлено 45 человек, из них 26 амбулаторно, 19 стационарно. С целью активизации работы в данном направлении ОМВД налажено взаимодействие с бюджетным учреждением здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница» (далее БУЗОО «Омская ЦРБ»). В настоящее время организуются выезды по графику врача нарколога для осуществления приема лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками и допускающими немедицинское употребление наркотических веществ. Весомый вклад в охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности вносит население. Наиболее оптимальными формами такового участия являются: — оказание содействия правоохранительным органам и органам местного самоуправления в их деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, в частности взаимодействие по охране общественного порядка с членами казачьих обществ; — воспитание граждан в духе уважения к закону, создание в обществе атмосферы нетерпимости к антиобщественным проявлениям. Выполняя указанные задачи, в каждом поселении района при участковых пунктах полиции созданы советы профилактики, которые реализуют следующие функции: — участие в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений в общественных местах; — поддержание порядка во время проведения массовых мероприятий (за текущий период на территории района проведено 51 массовое мероприятие, в которых было задействовано 638 сотрудников ОМВД и 12 человек приданных сил); — выявление лиц, склонных к совершению правонарушений, проведение с ними профилактической и воспитательной работы, предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. 3

Читайте также:  Кодирование налтрексоном от алкогольной зависимости

4 Анализируя состояние «пьяной» преступности на территории района необходимо отметить, что по итогам 7 месяцев 2013 года наметилось снижение преступлений данной категории, что говорит об адекватных мерах профилактического характера принимаемых сотрудниками ОМВД к данной категории лиц. За 7 месяцев 2013 года лицами в состоянии алкогольного опьянения совершено 114 преступлений (в 2012 году 165), удельный вес уменьшился с 38,9 % до 25,7%, при среднеобластном 27,4 %, при среднесельском 31,9 %. На профилактическом учете в ОМВД состоит 310 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, 37 мест распития спиртных напитков. В отчетном периоде 2013 года на профилактические учеты поставлено: — 77 лиц, злоупотребляющих спиртным; — 7 мест распития спиртных напитков Рекомендовать ОМВД: Активизировать работу участковых уполномоченных полиции по установлению доверительных отношений с населением, с целью получения информации о неблагополучных семьях, лицах злоупотребляющих спиртными напитками, допускающих правонарушения в быту, проведения с ними профилактической работы Продолжить проведение целевых оперативно — профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня алкогольной преступности Продолжить рассмотрение лиц, злоупотребляющих алкоголем на советах профилактики Рекомендовать Комитету по образованию Администрации района, Управлению по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района: Продолжить работу по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений среди подростков и молодежи При организации и проведении мероприятий особое внимание уделять несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, состоящим на учете в ОМВД. 2. О мерах по профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди работающей молодежи района и учащихся средних общеобразовательных школ района Бебинова Е.Б., Колотова Л.М. РЕШИЛИ: 2.1. Принять к сведению информацию Бебиновой Е.Б., начальника Управления по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района, Колотовой Л.М., начальника сектора 4

5 воспитательной работы Комитета по образованию Администрации района, о мерах по профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди работающей молодежи района и учащихся средних общеобразовательных школ района Отметить, что в районе с целью профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди работающей молодежи района и учащихся средних общеобразовательных школ района реализуется комплекс мероприятий. В марте и апреле 2013 года проведено 6 информационнообразовательных встреч «Узнай о ВИЧ на рабочем месте», в ходе которых участники (работники ЗАО «Иртышская птицефабрика») получили достоверную информацию о путях распространения ВИЧ-инфекции, первичной профилактике, консультативной и лечебной помощи. Состоялись просмотры видеофильма «Азбука СПИД», оформлены цеховые «Уголки профилактики», распространено более 600 шт. листовок и буклетов. С целью привлечения внимания жителей района к участию в противодействии незаконному обороту наркотиков, профилактике их немедицинского потребления, а также информирования о доступности получения консультативной помощи в вопросах лечения и реабилитации наркозависимых в марте 2013 года на территории городского и сельских поселений района прошла Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью» (выпущено и распространено 240 экз. тематических листовок, информация об акции размещена на сайте). В марте 2013 года для 202 студентов 1-3 курсов Омского сельскохозяйственного техникума Управлением совместно со специалистами учреждений системы профилактики организована и проведена акция, включающая в себя информационно-образовательные мероприятия «Профилактика нежелательной беременности», «Азбука СПИДА», «Профилактика распространения наркомании в студенческой среде», просмотр тематической выставки, мастер-класс по изготовлению информационных буклетов. Среди участников мероприятий были распространены тематические листовки и буклеты (240 шт.). В апреле 2013 года специалистами организованы и проведены мероприятия, приуроченные к Международному дню здоровья. В 26 проведенных мероприятиях приняло участие 1925 подростков и молодежи, оформлено 12 информационных стендов, распространено 325 листовок и буклетов. В мае 2013 года проведены профилактические акции, посвященные Всемирному дню отказа от курения (18 мероприятий организованы силами 52 добровольцев для 620 участников, распространено 160 экземпляров раздаточного материала), Дню памяти умерших от СПИДа (8 мероприятий организованы силами 20 добровольцев для 296 участников, распространено 214 экземпляров раздаточного материала). В июне 2013 года в рамках областной антинаркотической акции, приуроченной к Международному дню борьбы с наркоманией, специалисты 5

6 по работе с молодежью совместно с наркологами, психологами, социальными педагогами, членами волонтерских отрядов, медицинскими работниками, инспекторами по делам несовершеннолетних провели 11 мероприятий для 572 подростков и молодежи городского и сельских поселений. На территории поселений были оформлены тематические информационные стенды, размещены плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни. В июне 2013 года 10 активистов старшеклассников МКОУ «Первомайская СОШ», приняв участие в работе областной профильной смены «Альтернатива», стали сертифицированными волонтерами в сфере профилактики. В июле августе 2013 года 10 членов волонтерских команд МКОУ «Первомайская СОШ» и МКОУ «Сибирская СОШ 1» принимали участие в работе областной профильной смены «Команда 21 века» на базе ДОЛ «Березка» Москаленского района Омской области. В образовательных учреждениях для обучающихся проведена серия мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа: — информационные классные часы, лекции, часы общения и беседы, интернет-уроки и круглые столы с оформлением выставок рисунков, проведением конкурсов рисунков и плакатов «Мы — за здоровый образ жизни!», подборок тематической литературы на заявленную тематику «Осторожно: СПИД!», «Это СПИД»; — профилактические мероприятия с бюджетным учреждением «Омский областной Центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи» с проведением анонимного анкетирования, направленного на выявление ВИЧ-инфицированных лиц и лиц, употребляющих наркотики; — обучающие семинары для участников клубов общения «Вопросы профилактики», «Здоровый образ жизни», «Мир подростка», «ВИЧ инфекция», «Что такое общение?»; — диспуты для старшеклассников «СПИД: как, почему, возможно ли А зачем?», всем школьникам раздаются информационные буклеты «СПИД, ВИЧ», «ВИЧ узнай больше», «Твой выбор»; — конференции на антинаркотическую тематику «Жизнь без наркотиков», «Жизнь на грани», «Сохрани себя и свое здоровье». Во многих образовательных учреждениях оформлены информационные стенды «Жить, любить, верить», «1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом», вышеуказанные мероприятия сопровождались показами антинаркотических видео-, кинофильмов «Территория безопасности», «СПИД узнай больше», «Каждый рассвет он единственный». Анализ существующего опыта работы по первичной профилактике злоупотребления психоактивных веществ показывает, что одной из форм эффективных технологий первичной профилактики является добровольческое движение. В образовательных учреждениях района 6

7 действуют 11 волонтерских отрядов, которые нацелены на мотивацию формирования здорового образа жизни всех обучающихся школ района. Работая по программе «Равный обучает равного», подростки говорят о сложных, но важных вещах. Волонтерами проводятся акции «Молодежь против СПИДа», «Счастье в наших руках», «Мы выбираем жизнь», «Это нужно знать!», «Молодежь выбирает». Всего за три последних года в образовательных учреждениях зарегистрированы 353 мероприятия и 3777 благополучателей. Мероприятия в образовательных учреждениях проведены совместно со всеми заинтересованными структурами, родителями, общественностью, имеют целенаправленный профилактический характер, интересны и познавательны детям и родителям Рекомендовать Управлению по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района: Организовать обучение членов волонтерских отрядов по программе «Альтернатива» (основы первичной профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции в молодежной среде) Совместно с Комитетом по образованию Администрации района организовать участие волонтеров, кураторов волонтерских отрядов муниципального района в областных конкурсах «Волонтер года», «Куратор года», «Лучший волонтерский отряд» Рекомендовать Комитету по образованию Администрации района: Создавать условия в образовательных учреждениях для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних с проблемами в развитии и обучении Усилить взаимодействие образовательных учреждений с комиссией по делам несовершеннолетних и защиты их прав района и ОМВД в целях своевременного выявления и принятия мер по привлечению родителей к административной ответственности за невыполнение родительских обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей. 3. О состоянии профилактики правонарушений в молодежной среде на территории Омского муниципального района Белебеха М.А., Бебинова Е.Б. РЕШИЛИ: 3.1. Принять к сведению информацию Белебеха М.А., начальника ОУУП и ПДН полиции ОМВД, Бебиновой Е.Б., начальника Управления по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района, о состоянии профилактики правонарушений в молодежной среде на территории района. 7

8 3.2. Отметить, что за 7 месяцев 2013 года на территории района окончено расследованием 54 преступления, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, что на 23 преступления больше аналогичного периода прошлого года (далее АППГ). Удельный вес подростковой преступности составляет 12,2%, средний показатель по области 5,3 %. В группе подростками совершено 31 преступление, что на 16 преступлений больше АППГ (+106%), в смешанной группе совершено 22 преступления, что на 11 преступлений больше АППГ, рост составил 100%, участниками преступлений стало 35 подростков (АППГ-31), из них 5 подростков не являются жителями района. Наибольшее число преступлений произошло на территории следующих поселений района: — Троицкое сельское поселение 14 преступлений (Криницин Р. 14 преступлений); — Лузинское сельское поселение 6 преступлений (Дюдин И. 3 преступления (ранее совершавший преступления); Ашуха В. 2 преступления, прож. Марьяновский район; Трофимов И. Шинкарев В. 1 преступление); — Андреевское сельское поселение 3 преступления (Трифонов А. 2 преступления, Логинов -1 преступление. Данные преступления были совершены лицами, ранее совершавшими преступления); — Ростовкинское сельское поселение 5 преступлений (лицами, состоящими на учете: Фролов А. 2 преступления, Угланов -3 преступления. Данные преступления совершены лицами, ранее совершавшими преступления). Лицами, ранее совершавшими преступления, было совершено 16 преступлений, из них по поселениям района: — Ростовкинское сельское поселение 5 преступлений (Фролов А. 2 преступления, Угланов -3 преступления) -Лузинское сельское поселение 2 преступления (Дюдин И. 2 преступления); — Андреевское сельское поселение 3 преступления (Трифонов А. 1 преступления; Логинов 2 преступления. На момент совершения преступления несовершеннолетний Логинов А. являлся несовершеннолетним. Данные преступления подростком совершены осенью 2012 года. На момент расследования гр. Логинов А. являлся лицом достигшим 18-летия). — Дружинское сельское поселение 1 преступление (Овсянникова Е.); — Троицкое сельское поселение 1 преступление (Фогель; Флек). На территории района лицами, ранее совершавшими преступления, 12 преступлений совершено жителями района и 4 преступления жителями города Омска. Проведенный анализ преступлений показывает, что основными причинами совершенных преступлений является: 8

9 — чувство безнаказанности у подростков за совершенные преступления, т.к. по приговорам суда подросткам в основном назначают наказание в виде исправительных работ или уголовное дело прекращается в суде по ст. 25 УПК РФ; — недостаточный уровень профилактической работы, проводимой инспекторами ОМВД, в т.ч. с лицами, состоящими на учете (несовершеннолетним Кринициным в группе с взрослым совершено 14 преступлений). Активную помощь в системе профилактики подростковой преступности на территории района оказывает Общественный совет и ветеранская организации ОМВД. Немаловажную роль в организации профилактической работы с учащимися отводится Советам по профилактике образовательных учреждений, основной задачей которых является организация работы в школах по предупреждению безнадзорности, наркомании, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. За отчетный период 2013 года в целях профилактики подростковой преступности несовершеннолетних сотрудниками ОМВД 3 несовершеннолетних помещены в ЦВСНП УМВД России по г. Омску за различные правонарушения (в 2012 году в ЦВСНП помещено 2 несовершеннолетних). Учитывая, что 21 преступление совершенно несовершеннолетними в вечернее время, в настоящее время сконцентрировано внимание на выявлении подростков, нарушающих требование Закона Омской области от ОЗ. По состоянию на сотрудниками ОМВД составлено 48 административных протоколов о совершении правонарушений, предусмотренных ст КоАП Омской области (средний показатель по селу составляет 12 административных протоколов, по городу 50). Кроме этого, за 7 месяцев 2013 года сотрудниками ОМВД выявлено 259 административных правонарушений (АППГ 253), из них по статьям КоАП РФ: (АППГ-6) распитие спиртных напитков в общественных местах (АППГ-34) появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах (АППГ- 18) распитие и употребление подростками алкогольных напитков в возрасте до 16 лет (АППГ- 185) неисполнение родителями обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних детей; (АППГ-0) вовлечение несовершеннолетних в распитие и употребления спиртных напитков; (АППГ-10), средний показатель по селу 4 административных протокола продажа несовершеннолетним спиртных 9

10 и алкогольных напитков; (АППГ-0) продажа несовершеннолетним табачных изделий. По итогам работы за 7 месяцев 2013 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав района (далее КДН и ЗП) проведено 22 заседания (АППГ-24), в том числе 8 выездных (АППГ-10). На заседаниях КДН и ЗП рассмотрено 236 дел об административных правонарушениях. В текущем году вынесено 69 определений о приводе лиц на КДН и ЗП (АППГ-60), исполнено 45 (АППГ-16), или 65,2 % (АППГ-26,7%). По состоянию на 20 августа 2013 года на учете в ОМВД состоит 198 неблагополучных родителей. За отчетный период изъято из семей и помещено в медицинские учреждения 17 детей (АППГ-22). В соответствии с долгосрочной целевой программой района «Новое поколение ( годы)» Управление по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района реализует комплекс мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений, оказанию помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении. Проводится социальный патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Он включает в себя проведение разъяснительной (в виде индивидуальных бесед, консультаций), воспитательной и информационно-обучающей работы с родителями по улучшению условий проживания и воспитания детей, проживающих в этих семьях. Специалистами Лузинского отдела Центра по работе с детьми и молодежью Омского муниципального района Омской области (далее — Центр) на территории Лузинского поселения организованы и проведены информационные кампании по распространению тематических буклетов о правах детей, пропаганде ответственного родительства, профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми. С целью пропаганды семейных ценностей и традиций, укреплению института семьи в поселениях района специалистами Центра организуются и проводятся спортивные и культурно-развлекательные акции и мероприятия, приуроченные к общественным датам. С целью профилактики правонарушений среди подростков и молодежи муниципального района специалистами Центра совместно с заинтересованными службами прошли тематические мероприятия в рамках областной акции «Милосердие» по профилактике бродяжничества, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Для повышения эффективности данной работы, привлечения внимания общественности к проблеме социального сиротства специалистами Центра используются разработанные и распространенные Управлением плакаты «Счастье беспризорным не бывает». Для повышения уровня информированности несовершеннолетних района о доступности консультативно-справочной информации по защите их прав на молодежных информационных стендах городского и сельских 10

11 поселений регулярно освещается информация о деятельности телефонов экстренной психологической помощи несовершеннолетним и молодежи. В летний период текущего года организована работа палаточного лагеря «Лесной дозор» на базе муниципального учреждения «Оздоровительный центр «Солнечная поляна» района. Три смены лагеря прошли в период со 2 по 27 июля для 160 подростков в возрасте от 10 до 17 лет, в том числе 77 (по плану 50 чел.) человек, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них 21 чел., состоящих на учете в ОМВД. Впервые в летний период 2013 года Центром реализован проект для подростков в возрасте от 11 до 14 лет — передвижной палаточный туристскокраеведческий поход «Тропою Ермака». Передвижной лагерь предполагал работу двух смен: с 17 по 28 июля 2013 года для 76 человек (по плану 70 чел.), в том числе 32 чел., находящихся в трудной жизненной ситуации (далее ТЖС), из них 12 чел., состоящих на учете в ОМВД. В период с 3 июня по 30 августа 2013 года текущего года на территории 23 сельских и городского поселений было трудоустроено 245 несовершеннолетних, из них 86 чел., находящихся в ТСЖ, в том числе 12 чел., состоящих на учете в ОМВД Рекомендовать Управлению по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации района, Комитету по образованию Администрации района: Продолжить работу по организации и проведению мероприятий, направленных на пропаганду семейных ценностей и традиций, укрепление института семьи В период проведения летней оздоровительной кампании, временного трудоустройства несовершеннолетних на территории района особое внимание уделять несовершеннолетним, состоящим на учете в ОМВД. 11 Председательствующий Ю.А. Тетянников Секретарь Т.Г. Коновалова

источник