Меню Рубрики

Освобождение от алкогольной зависимости тренинг

Авторский онлайн-тренинг Владимира Алексеевича Коняева по освобождению от алкогольной, табачной зависимости и формированию трезвенных убеждений

Авторский онлайн-тренинг Владимира Алексеевича Коняева по освобождению от алкогольной, табачной зависимости и формированию трезвенных убеждений.

Выделите всего пару часов, это не пустые траты вашего времени, а вложения в ваше будущее!

Задумайтесь о том, к чему вы стремитесь и улучшайте жизнь уже сейчас!

Тема 1-го занятия: «Осознание причин, по которым люди зависимые и созависимые не в состоянии решить алкогольной проблемы».

Кому будет полезен этот тренинг:

  • Тем, кто раз и навсегда хочет избавиться от употребления алкоголя, табака и других наркотиков.
  • Людям, кто уже пытался бросить пить, курить, но ни один другой метод не помог.
  • Людям, которые живут трезво и хотят разобраться в причинах отнимания Трезвости у других людей, глубже понять методы информационного воздействия на людей и способы защиты от них.
  • Людям, которые желают стать учителями Трезвости, либо преподавателями курсов по методу Шичко — Коняева.
  • Людям, которые имеют намерение помочь своим родным, близким, коллегам, подчинённым освободиться от пагубных привычек и наладить свою жизнь.
  • Учителям, психологам и другим работникам образовательных учреждений для получения новых знаний.
  • Соратникам по трезвому движению для обучения теории и практике утверждения Трезвости.
  • Молодым родителям и будущим родителям, чтобы научиться сохранять естественную Трезвость своих детей.

Преимущества этого тренинга. Чем этот тренинг отличается от других подобных:

  • Безопасность.
  • Упражнения, из которых состоит методика, не несут абсолютно никакой угрозы физическому или психическому здоровью человека. Наоборот, метод настраивает мужчин и женщин на полноценный, здоровый образ жизни, чем оказывает им неоценимую услугу.
  • Доступность.
  • В отличие от медикаментозного или психотерапевтического кодирования, данный метод не требует никаких затрат. Человеку не приходится платить деньги за недешёвые препараты и процедуры. Ему достаточно ознакомиться с методикой в интернете и приступить к самолечению. Все перечисленные упражнения довольно просты и понятны, а выполнять их совсем нетрудно.
  • Возможность лечиться самостоятельно.
  • Многие мужчины и женщины не хотят афишировать свою проблему, из-за чего отказываются от визитов к врачу или приглашения нарколога на дом. Благодаря методу Шичко-Коняева данная проблема исчезает, а избавление от зависимости становится очень удобным. Человек может бросить пить без чьей-либо помощи, не выходя из дома.
  • Отсутствие необходимости приёма лекарственных препаратов.
  • БАДы, дисульфирамсодержащие, гомеопатические и другие средства имеют определённые противопоказания и способны вызывать побочные эффекты. Известны случаи, когда они наносили серьёзный урон здоровью человека. К тому же, большинство из них отпускается по рецепту и стоит недёшево. С помощью метода Шичко-Коняева избавление от алкоголизма возможно без их применения.
  • Лечение не только алкогольной, но и других видов зависимости.
  • Методика с успехом применяется для лечения зависимости от никотина, гашиша, марихуаны, ароматических смесей и других веществ, вызывающих у человека формирование зависимости.
  • Полное отсутствие противопоказаний.

Данную методику может использовать каждый желающий. Лечение можно начинать без предварительного обследования и сдачи анализов.

Возможные результаты:

  • Улучшение здоровья.
  • Значительная часть заболеваний происходит по причинам, связанным с алкогольным и табачным самоотравлением: сердечно-сосудистые, опухоли, заболевания крови, травмы и другие.
  • Защита трезвости детей.
  • Трезвый человек подаёт пример Трезвости своим детям и внукам. Он умеет отличить вредную программирующую информацию и объяснить её детям.
  • Рост благосостояния.
  • Несколько тысяч рублей в месяц — столько экономит каждый человек, свободный от самоотравления табаком и алкоголем.
  • Здоровые дети.
  • У трезвых родителей рождаются здоровые дети. Такие родители следят за их физическим и психическим развитием.

Автор и ведуший лицензированный специалист — Владимир Алексеевич Коняев.

Обучение проводится в прямом эфире.

Мы уверены в эффективности и результатах, которые вы получите на 100%! Результаты вам понравятся и останутся с вами навсегда!

Великий советский физиолог, кандидат биологических наук Г.А. Шичко сделал ценнейшее открытие: причина самоотравления людей алкоголем, табаком и другими интоксикантами — не в особых свойствах этих ядов, а в запрограммированности сознания.

Роль программистов играют, как правило, пьющие люди: родители, родственники, знакомые, деятели средств массовой информации, авторы про алкогольных публикаций, с помощью информационных методов (явной и скрытой рекламы, фильмов, песен, анекдотов) и т.д.

Питейную запрограммированность образуют: настроенность на употребление спиртного, программа отношения к нему и питейное убеждение.

Настроенность — решение употреблять алкогольные напитки, она нередко формируется в детстве. Программа отношения к спиртному — процедура потребления спиртного (что пить? сколько? где? с кем? как? и т.п.).

С течением времени программа изменяется: многие поначалу планируют пить только хорошие сухие вина, а затем не брезгуют самогоном, политурой и подобными гадостями.

На основе открытия Г.А. Шичко был разработан курс по освобождению от алкогольной привычки и формированию трезвых убеждений, который даёт возможность каждому за 10 занятий самостоятельно освободиться от любой вредной привычки, помочь своим друзьям и близким, получить ценнейшие знания для защиты своих детей и своей семьи от отнимания Трезвости.

Для регистрации в этот тренинг достаточно выполнить 3 действия:

  1. Сделать лайк или репост этой записи в ВК.
  2. Подписаться на рассылку уведомлений по указанной ссылке.
  3. Вступить в группу, ссылка на которую придёт в личные сообщения после подписки.

источник

Текст книги «Уроки Трезвости. Православный щит. Тренинг, который творит чудеса! 16 уроков освобождения от алкогольной и никотиновой зависимости»

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Текущая страница: 1 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Алексий Мороз, Владимир Цыганков
Уроки Трезвости. Православный щит. Тренинг, который творит чудеса! 16 уроков освобождения от алкогольной и никотиновой зависимости

Вы, наверно, уже не раз пытались найти в доступной литературе хоть что-нибудь, что помогло бы встать на путь выздоровления от алкогольной зависимости. Возможно даже, что эти попытки не принесли желаемого результата. Почему? Скорее всего, потому что вы не смогли увидеть главную причину своих страданий. Главная причина, по которой человек травит себя спиртным и становится зависимым от алкоголя, состоит в том, что таким неконструктивным способом он пытается справиться с духовно-психологическим дискомфортом, разрешить глубинные внутриличностные конфликты, истоки которых часто коренятся еще во младенчестве и раннем детстве.

Зависимые от алкоголя люди обычно терзаются от заниженной самооценки, страдают комплексом неполноценности, а порой даже ненавидят себя. Они страдают от духовной опустошенности, ожидания неудач, беспомощности, отверженности, одиночества, обид, мни тельности, пессимизма, скуки, тоски, отчаяния, тревожности, страхов и депрессии. Часто мучаются из-за дезадаптивных установок, болезненного чувства вины, неумения выстраивать адекватные межличностные отношения, справляться должным образом со своими обязанностями. Они плохо управляют своими эмоциями, часто проявляют гнев, раздражительность, мстительность, но не особо задумываются о причинах своих поступков и с трудом признают свои ошибки. Считают, будто недостойны, чтобы их любили, уверены, будто и сами неспособны на настоящую любовь. У зависимых людей часто отсутствует базовое чувство благополучия, внутренней гармонии. Внешний мир нередко воспринимается ими как дискомфортный и даже опасный. Комплекс таких личностных искажений создает мощнейшее нервно-психическое напряжение.

Болезненные личностные свойства усугубляются в обстоятельствах столкновения с серьезными психотравмирующими обстоятельствами. Это может быть ухудшение материального положения, потеря работы, развод, несчастная любовь, смерть близкого человека, рухнувшие жизненные планы.

Для чего зависимый человек использует алкоголь? Для нервно-психической разрядки, успокоения, улучшения настроения, повышения самооценки. А еще для устранения тревог, страхов, для преодоления внутренней пустоты, уменьшения страданий от депрессивных и иных внутренних болезненных состояний. То есть для отключения сознания и чувств от реальности, для бегства в наркотический мир иллюзий – от проблем, забот, переживаний, неудач и духовной неустроенности.

В алкогольном дурмане пьющий человек анестезируется от внутренней боли, кажется сам себе терпимым и даже приемлемым. Мировосприятие порой становится более оптимистичным. Но состояние мнимого преодоления внутренних болячек, пустоты, неудовлетворенности собой, своим духовно-психологическим настроем, условиями жизни длится недолго. Потом круг проблем еще больше разрастается и усиливается, а выход уже привычный – алкоголь.

Книга «Уроки трезвости» призвана помочь страждущему человеку увидеть и осознать свои внутриличностные особенности, которые и приводят к алкогольной зависимости, скорректировать их и освоить навыки здорового, трезвого образа жизни. Той жизни, в которой и без спиртного появится ощущение радости, гармонии, успеха и счастья.

Мы проведем вас дорогами персонального опыта путешествий к самому себе, к вашему внутреннему духовному и душевному (психологическому) миру. Мы расскажем о духовно-психологических законах жизни и покажем потенциальные возможности, о которых вы, возможно, и не подозревали. Вы встретите порой неожиданный, но ясный и честный взгляд на жизнь, человеческую природу, взаимоотношения людей. Вам откроются россыпи скрытых для вас возможностей, незадействованных умений, навыков и способностей. Верим, что в результате такого путешествия появится еще один здоровый и счастливый человек – это ВЫ!

На шестнадцати уроках трезвости мы поговорим о том, что существенно отягощает вам жизнь, покажем, как освободиться от давящего груза и сковывающих цепей, как открыть новые, благословенные перспективы. А пока поведаем вам старую персидскую притчу, наводящую на размышления.

Некий путник с великим трудом брел по дороге, казавшейся бесконечной. Он был нагружен различными предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался ветхий мельничный жернов. Ржавые цепи, на которых он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивали его ноги. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Вздыхая и издавая стоны, он медленно продвигался вперед шаг за шагом, оплакивая свою судьбу и жалуясь на усталость.

В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин.

– О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал? – спросил крестьянин.

– Действительно, глупо, – ответил путник, – но я до сих пор их не замечал.

Сказав это, путник далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение.

Вскоре ему повстречался другой крестьянин, который поинтересовался:

– Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешь себя, неся гнилую тыкву на голове, и тащишь за собой на цепи такие тяжелые гири?

– Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что это затрудняет мой путь.

Он сбросил с себя цепи, и швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Он пошел, но страдания не оставили его. Еще один крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника:

– О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там, вдали, так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой – можно подумать, ты решил пересечь огромную пустыню. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!

– Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути!

С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на землю. Песок же высыпал в яму, которую заметил на дороге.

Задумавшись, он долго стоял и смотрел на заходящее солнце, и в этот момент к нему пришло просветление – он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул подальше от себя. Свободный от обременявших его тяжестей, он налегке и с радостью в душе продолжал свой путь.

Уроки трезвости покажут, что вам мешает в жизни, как перестать действовать во вред себе и каким образом получить избавление от ненужных вам страданий. А что-то вы осознаете и без наших подсказок. Вы не сможете изменить прошлое, но сможете изменить будущее, идя путем выздоровления.

Наша книга предназначена не только для чтения, но и для практической работы. На каждом уроке мы даем конкретные задания, которые помогут вам изменить свое состояние к лучшему.

По пути исцеления от алкогольной зависимости успешно прошли уже многие тысячи наших подопечных. Верим и надеемся, что и вам, дорогие читатели, станут доступны позитивные изменения в вашей жизни.

Итак, начинайте усваивать уроки трезвости! Приступайте с Богом!

Проблема алкогольной зависимости в психологическом отношении – это, прежде всего, проблема заниженной самооценки зависимого человека. Чем характеризуется этот комплекс? Человек с заниженной самооценкой (комплексом неполноценности, комплексом жертвы) как бы боится себя самого, не доверяет себе, бежит от своих внутренних проблем и внешней реальности, терзается болезненным чувством вины, считает себя неполноценным человеком.

На первый взгляд может показаться, будто у большинства людей самооценка адекватная. Но на самом деле от комплекса неполноценности страдают очень многие. Одна из величайших трагедий нашего времени заключается в том, что немало талантливых актеров, художников, поэтов, писателей, учителей, инженеров, врачей, ученых – жертвы заниженной самооценки. Некоторые широко известные личности пристрастились к наркотикам, алкоголю, азартным играм и даже пошли на самоубийство только для того, чтобы убежать от своего «Я», которое они не могли принять, а зачастую даже ненавидели.

Из-за заниженной самооценки люди страдают от тревожности, беспомощности, незащищенности, отверженности, одиночества, обид, мнительности, пессимизма, тоски, страхов, депрессии, от ожидания неудачи, болезненно ощущают собственную неполноценность, любят акцентировать свои немощи вплоть до «бегства в болезнь», нерационально тратят свои (а порой и чужие) деньги, увлекаются стяжательством, тщетно пытаясь хоть чем-то заполнить внутреннюю пустоту. Они осознанно или неосознанно принимают установку, что с ними «что-то не так». Считают, что недостойны, чтобы их любили, и сами неспособны на настоящую любовь.

Комплекс неполноценности постоянно толкает их к сравнению с другими. Люди с заниженной самооценкой нередко одержимы мыслями о том, что о них подумают, и внутренне зависят от этого. Они чувствуют себя слабыми и неспособными действовать эффективно. При этом нередко впадают и в другую крайность – ожидают похвалы за все, что делают.

Они плохо управляют своими эмоциями, часто проявляют гнев, раздражительность, но не особо задумываются о причинах своих поступков и с трудом признают свои ошибки. Характерная черта людей с заниженной самооценкой – несгибаемая уверенность в том, что они жертвы и виноват в их страданиях кто-то другой (но только не они). Страдающие этим комплексом часто стремятся привлечь симпатии окружающих через жалость к себе.

Переживая обиды, свою неполноценность, отверженность, люди, наделенные комплексом неполноценности, нередко теряют контроль над своими расходами, начинают крайне нерационально тратить деньги, покупать бесполезные или дорогие вещи, которые на самом деле им либо не нужны, либо не по карману. Другие охвачены маниакальной идеей добычи денег, неистово служат Мамоне, и настолько увлекаются этим, что постоянно испытывают страх потерять имущество, а вместе с ним – признание и одобрение окружающих, способность контролировать тот или иной аспект своей жизни.

Люди с комплексом неполноценности не принимают себя, недовольны собой, чувствуют себя обделенными, испытывают сильное нервно-психическое напряжение, тоску, а потому пытаются притупить внутренний дискомфорт с помощью алкоголя, курения, переедания, лекарственных препаратов, телевизора, компьютера, азартных игр и прочих средств бегства от себя и жизни в мир иллюзий. Чрезмерное потакание вредным привычкам позволяет хотя бы на время снять неприятие себя как личности, уклониться от разрешения внутренних проблем, избежать встречи с реальностью.

Он дорожит своей находкой,
И лишь начнет сосать тоска —
Уж потянулась к штофу с водкой
Его дрожащая рука.
А. Жемчужников

Поскольку люди с комплексом неполноценности не умеют уважительно относиться к себе, то постоянно требуют уважения, одобрения и похвалы к себе от других, даже незнакомых людей. Но одобрения и похвалы им никогда не бывает достаточно. Обычно они прочно прицепляются к близким и тиранят их. Люди с низкой самооценкой превращаются в эмоциональных террористов, манипулируя окружающими и добиваясь своего не мытьем, так катанием. При этом окружающие не важны им сами по себе, как личности, поэтому лица с заниженной самооценкой часто лишь делают вид, будто слушают других, а на самом деле в это время поглощены собой или слушают без понимания. Зачастую они имитируют доверие к окружающим, тонко манипулируют ими.

Читайте также:  Кому помогла кодировка от алкогольной зависимости

Обладатели заниженной самооценки – эгоисты. Им трудно думать о чужих заботах, они по большей части фокусируются на получении того, что нужно им, а не другим людям, хотя запросто могут подчинять свои потребности потребностям других – тех, от кого как-то зависят. Эти люди «любят» с такими претензиями и эгоизмом, с такими собственническими притязаниями, так жестко «вцепляются» в своего супруга (супругу), что жить с ними становится невыносимо.

Порой они выглядят скромными и готовыми угождать окружающим, могут бросаться спасать кого угодно, но только не себя. При этом их голова часто занята мыслями о том, как они выглядят в глазах других.

Комплекс неполноценности нередко сопровождается неестественным страхом совершить ошибку. Боясь не справиться с чем-то, люди с заниженной самооценкой зачастую вообще ничего не предпринимают или надолго откладывают дела. Они с неохотой принимают решения, так как сильно сомневаются, что могут сделать «правильный выбор». Поэтому, если ничего не делать, то и ошибок не будет.

Люди, которые не могут жить в ладу с собой, стремятся скрыть это. Они не позволяют окружающим догадаться о своих истинных чувствах. Они надевают различные маски, чтобы скрыть свое истинное лицо. Истинные их состояния – агрессия, нытье или замкнутость в себе.

Для них характерно отсутствие в поведении гибких стратегий. Они многократно, с незавидным упорством «наступают на одни и те же грабли». Маниакальное однообразие стратегии и тактики приводит к тому, что негативные ситуации не только повторяются, но и утяжеляются, все больше усугубляя страхи, тоску и депрессию.

У людей с заниженной самооценкой нет ясности в отношении своих главных жизненных целей, они плохо управляют собственной жизнью и со временем превращают ее в череду одинаковых, безрадостных дней, наполненных потоком дел, усталостью, растерянностью, раздражением, страхами, отчаянием, опустошением. А если и есть конкретные цели, то их трудно осуществить, ибо отсутствует вера в способность это сделать. Они прячут «голову в песок», уходя от реальных проблем «в себя» или в круг таких же закомплексованных.

Люди с заниженной самооценкой плохо переносят критику. Они могут критиковать самих себя, но не для того, чтобы с ними согласились, а для того, чтобы возразили, и дали подтверждение собственной значимости. От крыто критикуя самих себя, такие люди чувствуют боль и гнев, если с их словами соглашаются. Попробуйте сказать человеку с комплексом неполноценности, что вы согласны с тем, что он никуда не годится, мало на что способен, и он затаит по отношению к вам враждебные чувства.

Люди с данным комплексом склонны обвинять других, жаловаться на них, мстить и враждовать с людьми, поскольку отказываются принять тот факт, что каждый сам ответствен за то, что с ним происходит. Гораздо легче переложить вину на кого-то другого, чем сказать «это моя проблема» или «это я должен измениться».

Вы заметили, как часто в жизни людям стараются привить комплекс неполноценности? Это встречается повсеместно: в семьях, детских садах, школах, вузах, в армии, на предприятиях.

Некоторым не очень чистоплотным лицам и организациям бывает очень выгодно способствовать превращению людей в жертв, потому что это дает власть над ними, ведь те начинают считать себя одинокими, слабыми, беззащитными, неуверенными в себе, дезориентированными. Негативное мышление входит в привычку жертв, делает их чрезвычайно зависимыми и управляемыми.

В нашей стране многие годы заниженную самооценку активно формируют средства массовой информации. Способы и приемы, которыми они пользуются, четко направлены на дестабилизацию, дисгармонизацию духовно-психологического состояния людей. Как информационные, так и развлекательные статьи и передачи представляют такую картину мира, где, по существу, отсутствует здоровая человеческая жизнь. Посмотрим на некоторые модели негативного влияния телевидения.

• Модель 1. Мир есть катастрофа. О том, что мир есть катастрофа, несчастный случай, смерть, увечье, боль, телевидение вещает круглые сутки. Информационные передачи обычно начинаются не с важнейших фактов в экономической, культурной или духовной сферах, а с энергичных повествований о случившихся в любом конце мира пожарах, наводнениях, ураганах, землетрясениях, перевернувшихся автомашинах и поездах, потерпевших крушение самолетах и т. д. Такие сообщения навязчиво повторяются в течение всего дня, превращая действительность в жуткую кровавую хронику происшествий, возбуждая страхи, тревогу, агрессию и иные тягостные эмоции.

• Модель 2. Мир есть преступление. Хроника катастроф, случившихся как бы нечаянно, дополняется многочисленными рассказами тележурналистов о намеренных деяниях маньяков, бандитов, террористов. Постоянно звучат сообщения о брошенных на произвол судьбы детях, о многочисленных бытовых конфликтах и преступлениях.

На телеэкране перемежаются катастрофы да преступления. В представляемой телевидением чудовищной картине жизни почти не строятся дома, не растет хлеб, не создают счастливые семьи, не рождаются дети. В ней только процветают конфликты, звучат угрозы, громоздятся горы трупов и текут реки крови.

• Модель 3. Мир есть остросюжетное приключение. Затопившие экраны боевики, фильмы о аморальных любовных похождениях, преступниках и «ментах» сводят человеческие отношения к примитивным желаниям и экстремальным действиям.

• Модель 4. Мир есть циничная клоунада. К рассмотрению мира как циничной клоунады приглашают нас как многочисленные политические деятели, так и низкого пошиба «юмористические» городки, кривые зеркала, прожектора и прочие.

Предлагаем вам подборку советов, составленную по принципу «от противного»: здесь описано, как не надо поступать. Итак, если вы хотите сформировать у себя заниженную самооценку, то:

1. Научитесь видеть в жизни лишь недостатки, угрозы и бедствия. Чаще тревожьтесь, поддавайтесь страхам. Любой профессиональный страдалец, загубивший свою жизнь, начинает именно с этого. И у вас тоже есть прекрасная возможность пойти таким путем.

2. Чтобы по-настоящему страдать от комплекса неполноценности, вам нужно не брать на себя ответственность за происходящее с вами. Зачем вам лишний груз? Вы – жертва людей и обстоятельств, и ничего не можете поделать, раз вам не везет в жизни.

3. Ищите обстоятельства, мешающие вам жить. Их много! Это экономический кризис, низкая зарплата, тяжелая работа, недостаток времени, место проживания, плохая экология, цены, нравы, некачественный алкоголь. Ищите людей, виноватых в ваших страданиях. Их еще больше, чем обстоятельств. Это коллектив и начальство на работе, продавцы, богачи, чиновники, демократы, коммунисты, правительство, президент, друзья, соседи, водители на дорогах, все окружающие, а также ваши родители, дети или другие родственники. Врагов тьма, и их надо знать в лицо!

4. Вы потерпели неудачу в каком-то деле. Сразу сделайте вывод: вы полный неудачник, не нужно больше чего-то добиваться своими усилиями. И запомните это крепко-накрепко!

5. Постоянно прокручивайте в голове негативные мысли, «залипайте» на негативных чувствах – в скором времени вы достигнете мастерства в освоении позиции жертвы.

6. Помните: заниматься личностным развитием, посещать психологические семинары, тренинги, ходить на консультации к психологу, на богослужения в православный храм – это не для вас. Так вы быстро погубите карьеру псевдомученика.

7. Не делайте даже попыток зарабатывать деньги. Деньги – это грязь, их можно заработать только нечестным способом, а вы чистый, принципиальный человек. И когда вам будет очень плохо на душе и кто-нибудь предложит вам пойти на консультацию к психологу или врачу, у вас будет отличное оправдание: «У меня нет денег». Но если уж начнете зарабатывать, то делайте это неистово, отдавайте служению Мамоне все свое время, все силы. И когда вам будет очень плохо на душе и кто-то вам предложит пойти на консультацию к психологу или врачу, у вас будет отличное оправдание: «У меня нет ни времени, ни сил».

8. Постоянно жалуйтесь другим людям, описывайте им свои страдания. Особенно жалуйтесь тем, кто помочь заведомо не может, но готов сердобольно выслушать. Вам пригодятся морщины на лбу, слезы на глазах, тяжкие вздохи, хмурый вид, унылое молчание – так вы успешно сформируете профессиональное выражение лица хронического неудачника. Если вас не захотят выслушивать, то и это неплохо. Вы лишний раз убедитесь, что всем на вас наплевать!

9. Постоянно ищите тех, кто вам что-то должен. Если те вам не дают, не делают, не исполняют, – требуйте. Конечно, скорее всего, вы все равно ничего не получите, кроме негативных эмоциональных реакций по отношению к себе или советов пойти по известному адресу. Зато можно будет страдать долго, глубоко и бесконечно!

10. Всегда настаивайте на своей правоте, чего бы этого ни стоило. Отстаивать правоту – что может быть благороднее? Вам помогут: вздохи, крики, затяжное молчание, кряхтение, бурчание, ворчание, сопение, слезы, истерики, хлопанье дверью, хватание за голову (сердце, печень и другие органы), скорбное выражение лица и бесконечные жалобы. Не важно, что от вас отвернутся друзья, родственники, коллеги, другие окружающие вас люди. Пусть вы будете одиноки, зато правы!

11. Прислушивайтесь к слухам и сплетням о вас – найдете массу интересного. И принимайте услышанное близко к сердцу.

12. К формированию комплекса неполноценности вы также с успехом можете подключить телевидение, радио, газеты, журналы.

В общем, выбор большой. Все в ваших руках! Используя вышеприведенные принципы, вы обретете стойкий комплекс неполноценности, глубокое ощущение своей бесполезности и никчемности, убедитесь, что вас никто не любит, что вы никому не интересны. И даже противны самому себе. Вы перестанете быть хозяином собственной жизни. Если когда-то были им.

Позиция жертвы для многих оказывается… выгодна. Да-да. Знаете почему? Потому что:

– Жертва всегда в центре внимания со своими проблемами.

– У жертвы есть способ манипулировать другими людьми, особенно если она вызовет у них чувство вины и неловкости.

– За нее могут, в конце концов, решить то, что она сама не может.

– Она может оправдывать свои неудачи.

– Жертва ни за что не отвечает.

– Ей не надо напрягаться – перед ней не ставят сложных задач, а чаще, наоборот, стараются всегда облегчить их.

– У нее всегда есть повод для разговора с другими людьми о своих проблемах.

И это только малая часть выгод, которые нужны жертве!

Возможно, вы захотите избавиться от сомнительных выгод от комплекса жертвы. Если вы примете такое решение, то мы вам предложим провести следующую небольшую психологическую работу над собой.

Составьте список всех скрытых «преимуществ», которые вы получаете, отказываясь предпринимать решительные шаги для изменения к лучшему.

От чего вы тем самым ограждаете себя?

Какие сомнительные выгоды это приносит?

За что именно в своей жизни вы не берете ответственность на себя?

Будьте с собой максимально честны. Отдавая себе отчет в том, что и почему вы делаете, вы тем самым все меньше будете походить на жертву. Вы сами поведете себя по жизни, вместо того, чтобы быть ведомым зеленым змием.

Процесс преодоления заниженной самооценки можно сравнить со следующей ситуацией: человек обнаружил, что находится в долгах. Осознание этого лишило его сна. Он стал очень подавленным и начал думать о том, чтобы покончить с собой. Человек решил поделиться своей проблемой со своим близким другом. Друг внимательно выслушал рассказ, но в своем ответе ни словом не упомянул о долгах. Это очень удивило несчастного, извлекавшего пользу из своей позиции жертвы. Вместо обсуждения проблемы долгов друг говорил ему о том, что у него есть: о близких родственниках и друзьях, готовых всегда ему помочь. И вдруг расстроенный человек увидел свои проблемы в ином свете. Когда он перестал тратить свою энергию на проблему долгов и сосредоточился на тех возможностях, которыми он реально располагал, то обнаружил достаточно сил и ресурсов для решения своей проблемы.

Определите сами, какие новые возможности откроются для вас, если вы перестанете терзать свою душу и организм алкоголем.

Изменения к лучшему возможны только за пределами зоны комфорта. Выйти из зоны комфорта – означает по-иному взглянуть на себя, других людей и мир в целом, увидеть свою жизнь в ином свете. Объясним это на конкретном примере.

В истории ВМФ США однажды произошел такой случай. Кораблю учебной эскадры пришлось провести несколько дней на маневрах в бушующем море. Из-за тумана видимость была плохой, поэтому капитан остался на мостике, чтобы следить за действиями команды. Вскоре после того, как стемнело, впередсмотрящий доложил:

– На месте или движутся? – выкрикнул капитан.

– На месте, капитан! – ответил впередсмотрящий, и это могло означать, что корабль следует курсом, который угрожает столкновением с другим судном.

Капитан приказал сигнальному:

– Передайте на судно: «Движемся курсом на столкновение, советую вам изменить курс на двадцать градусов!»

В ответ был получен следующий сигнал:

– Желательно, чтобы вы изменили курс на двадцать градусов!

Капитан отдал новый приказ:

– Передай: «Я – капитан, измените курс на двадцать градусов!»

– Я – моряк второго класса, – пришел ответный сигнал. – Советую изменить курс на двадцать градусов!

Капитан распалился не на шутку:

– Сигнальте! – рявкнул он. – «Я – военный корабль! Измените курс на двадцать градусов!»

Капитану пришлось сменить курс корабля.

Капитан увидел реальность, которая до того им воспринималась неадекватно. А если бы не увидел, что бы случилось?

Вы согласны отказаться от неверных стереотипов поведения, избрать путь к здоровой, счастливой, трезвой жизни? Надеюсь, вам захочется изменить свою жизнь к лучшему!

Конечно, невозможно избавиться от алкогольной зависимости в мгновение ока: путь перемен всегда труден. Он требует значительных усилий и серьезных намерений, а также времени. Однако мы почему-то думаем, что все должно быть легко и просто, что изменить мировоззрение и самих себя можно за один сеанс. Нет, это невозможно. Хотя, конечно, всегда находятся недальновидные люди, которые выбирают сомнительные способы. Именно на таких людей направлена реклама: «Избавление от алкоголизма за один сеанс», «Похудейте за неделю», «Кодирование – быстрый способ лечения от зависимости».

Некоторые считают, что раз «бросить пить никогда не поздно», то сделают это когда-нибудь потом, что начнут новую жизнь с понедельника, с нового месяца, с нового года. Не будем строить иллюзий! Можно прожить жизнь в несбыточных надеждах на чудодейственные средства, избавляющие от пристрастия к алкоголю. Можно годами выжидать удобного момента, чтобы «завязать», стать лучше. Можно прочитать на тему преодоления алкогольной зависимости гору умных книжек. Результатом будет поражение. Знаете почему? Потому что нет НАМЕРЕНИЯ жить трезво.

Если у вас нет НАМЕРЕНИЯ жить трезво, то знайте, что вам… – придется пройти унижения, чтобы осознать бессовестность многих своих поступков;

потерять средства к существованию, чтобы прочувствовать раскаяние за пропитые да впустую растраченные деньги;

окончательно утратить здоровье, чтобы узнать, каково жить с набором серьезных хронических заболеваний;

лишиться близких, чтобы понять значимость теплоты родственных отношений.

Много придется испытать на этом свете тем, кто служит бесу пьянства. А если испытания минуют, еще хуже: придется ответить за все сполна в иной жизни. И не важно, верите вы в загробную жизнь, или нет, она от этого существовать не перестанет.

Все очень просто: либо вы сами принимаете намерение изменить себя и начать жить трезво, либо объективные духовные законы жизни заставят принести расплату за содеянное. Так или иначе, вам придется нести ответственность: в первом случае осознанно, по своей доброй воле, во втором – принудительно. Выбирайте сами.

Читайте также:  Начальные признаки алкогольной зависимости

Если вы разрываетесь между сомнениями, противоречивыми мыслями и чувствами, если до сих пор не можете принять твердое решение жить без дурмана, то вы скоро начнете чувствовать утомление, не сделав даже одного шага на пути обретения трезвости. Поймите: не нужны ваши колебания и страхи! Не нужны, прежде всего, вам самим – нерешимость делает вас еще более несчастным. Решимость же дает надежду и силы двигаться дальше. Лучше отказаться от бесплодных ожиданий, поскольку больше всех страдает тот, кто культивирует в себе страсти.

Трезвую жизнь не ожидают, словно у моря погоды, трезвость обретают, завоевывают на личном опыте. Знайте: никто, абсолютно никто, кроме вас, не несет ответственность за вашу жизнь. О том, что означает принять ответственность на себя, мы поговорим на следующем уроке.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

источник

Тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков.

Обоснование актуальности опыта

Описание содержания опыта

Условия реализации и внедрения опыта. Перспективы применение опыта в массовой практике

Обоснования для групповой работы с подростками

Встреча № 1 «Знакомство в группе»

Встреча №2 «Введение в тему алкогольной и наркотической зависимости»

Встреча № 3 «Отработка навыка говорить «НЕТ»»

Встреча № 5 «Алкоголь: отношение, понимание, проблемы»

1. Обоснование актуальности опыта, его практической значимости.

В последнее время проблема подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма стала очень актуальной. Большое количество современных подростков хотя бы раз в жизни сталкивалось с этой проблемой: кто-то сам пробовал курить травку или выпивать, кому-то предлагали знакомые, у кого-то принимают наркотики друзья или приятели. Даже те, кто сами лично не сталкивались с этой бедой, все равно что-то да слышали о ней. Для того, чтобы справиться с растущей волной наркомании необходимо проводить больше просветительской и профилактической работы среди подростков: не все из них правильно понимают степень опасности наркотической и алкогольной зависимости. Твердая личная позиция негативного отношения к ним – гарантия того, что в случае столкновения подростка с предложением ему наркотика, он откажется его принятия. Тренинг «Профилактика наркотической и алкогольной зависимости» направлен на предотвращение употребления подростками алкоголя и наркотиков, а также на пропаганду здорового образа жизни.

сформировать у подростков негативное отношение к принятию наркотиков;

выработать навыки отказа от наркотиков, научить их отстаивать свои интересы.

осознать мотивы, толкающие людей на употребление наркотиков.

обеспечить достаточную информированность подростков о вреде наркотических веществ и алкоголя.

разрушить иллюзии и ложные представления относительно алкоголя и наркотиков.

развивать у подростков навыки общения друг с другом, умение жить в обществе.

Новизна работы заключается в том, что она представляет собой практически первый опыт обобщения разных методов работы с подростками. В качестве одного из основных методов работы нами предлагается тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков.

5. Описание содержания опыта, его технология.

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в понимании каждым участником проблемы наркотической зависимости. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. В процессе тренинга развиваются техники самопознания и понимания проблемы: анализ, обратная связь, рефлексия.

Занятия организовываются из группы 10 – 15 человек, продолжительность каждого занятия 2 часа, частота занятий 1 – 2 раза в неделю. Продолжительность встреч может варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности участников.

Программа тренинга включает в себя следующие этапы:

1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – 2 ЧАСА.

Цели данного этапа включают в себя знакомство с участниками тренинга, первичную диагностику ожиданий от работы, ориентирование в программе и диагностику личностных характеристик участников. Последнее необходимо сделать для полного представления психолога о будущем участнике, а также для того, чтобы оценить возможности его работы в группе и проследить динамику изменений подростка в отношении к самому себе, обществу и проблеме наркотической зависимости. Для тестирования рекомендуется использовать следующие методики (на выбор): «Определение уровня субъективного контроля (УСК)», «Акцентуации характера» Шмишека, «16-ти факторный личностный опросник» Р. Кеттела, тест Л. Сонди.

Подбор в группу включает в себя следующие критерии:

Участие в тренинге только по желанию самих подростков.

Лица, работающие в группе, не должны страдать явными физическими недостатками.

Нежелательно участие в группе тех, кто страдает сильными болями, обладает значительно сниженным интеллектом, имеет любые расстройства сознания (галлюцинации, бред), двигательные расстройства.

Участники тренинга не должны быть зависимыми от приема наркотиков или алкоголя. Данный тренинг имеет в основном профилактическую и просветительскую значимость.

Кроме того, на этом этапе необходимо подготовить помещение, где тренинг будет проводиться. Комната должна быть не маленькой, но и не огромной. Участникам должно быть комфортно. Необходимо заранее подготовить стулья для участников (лучше расставить их по кругу). В комнате должно быть окно, помещение должно проветриваться. В помещении должно быть не жарко, однако необходимо исключить и низкую температуру воздуха. Важно, чтобы в момент проведения тренинга в помещении не было посторонних.

2 ЭТАП – ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ – 2 ЧАСА (встреча №1)

Целью данного этапа будет знакомство участников между собой, а также создание атмосферы принятия и доверия в группе.

3 ЭТАП — ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ — 3 ЧАСА (ВСТРЕЧА №2).

Цели данного этапа заключаются в умении осознавать свой опыт, связанный с алкоголем и наркотиками, а также в умении осознавать мотивы, толкающие людей на прием дурманящих средств.

4 ЭТАП — ОТРАБОТКА НАВЫКА ГОВОРИТЬ «НЕТ» — 4 ЧАСА (ВСТРЕЧА №3 — 4).

Данный этап направлен на осознание участниками различий между людьми, на тренировку навыков отстаивания своих интересов, на умение говорить «нет».

5 ЭТАП — ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АЛКОГОЛИЗМА — 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №5).

Цели данного этапа направлены на тренировку умения выделять признаки, по которым можно сказать, что имеется алкогольная зависимость, а также на понимание того, как алкоголь влияет на взаимоотношения между людьми.

6 ЭТАП — УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ НА СЕБЯ — 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №6).

Основной целью этапа будет осознание участниками тренинга понятий «дискриминация» и «ответственность», умение принимать ответственность в сложных ситуациях на себя.

7 ЭТАП — ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ В ГРУППЕ — 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №7).

На данном этапе необходимо провести рефлексию пройденных занятий и полученного в них опыта. Рекомендуется также провести повторную диагностику участников с целью измерения динамики работы в группе. Можно использовать такие методики, как «УСК» и «Акцентуации характера подростков» Эйдемиллера.

8 ЭТАП — ДОКУМЕНТАЦИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГОМ РАБОТЫ ГРУППЫ — 3 ЧАСА.

После завершения работы группы психолог должен провести рефлексию всех занятий, оценить эффективность тренинга, задокументировать результаты в тетради, подвести итог работы.

Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом:

Получение информации о вреде наркотиков и алкоголя

Осознание важности отказа от принятия наркотиков

Формирование осознанной позиции непринятия

По отношению к алкоголю и наркотикам

Закрепление позитивного опыта работы в группе,

рефлексия полученных знаний

6. Условия реализации и внедрения опыта.

Перспективы применения опыта в массовой практике.

Программа предназначена для работы с подростками и молодежью 13 – 18 лет, хотя при незначительных изменениях может использоваться и для работы с лицами, достигшими зрелого возраста.

Предполагаемая работа имеет просветительское и практическое значение.

ОБОСНОВАНИЯ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ.

Особенности подростковой психологии заключаются в стремлении подростков к объединению в группы. Самореализация в этом возрасте предполагает удовлетворение потребностей в уважении и самоуважении при растущем стремлении к независимости от давления родительского авторитета. Это возраст(13-16 лет) называют еще периодом второй перерезки пуповины, что является необходимым этапом в развитии суверенной личности. Организуя профилактическую работу, необходимо все это иметь в виду. Очевидно, что использование средств и методов, усиливающих авторитарное давление (запреты, нотации, запугивание и т.п.), не соответствует потребностям данного возраста. Предлагаемый же групповой метод учитывает последние, хотя и делает более сложным и многомерным процесс педагогического взаимодействия, который можно представить в общих чертах, разделив его на четыре этапа:

Установление доверительного контакта с группой.

Установление договорных отношений с группой (прояснение ожидания сторон, где психолог выступает в роли человека, помогающего подростку познакомиться с проблемой наркомании, разрешить его страхи и сомнения, а также научиться справляться с затруднительными ситуациями).

Завершение работы, подведение итогов и оценивание результатов работы.

Каждое занятие включает в себя следующие этапы.

Введение. Необходимо привлечь внимание участников, познакомиться (на первом занятии), обсудить цели, задачи и структуру предстоящих занятий, пробудить интерес и сформировать мотивацию к участию в данной программе (или на данном занятии).

«Тело» занятия. Выполняются специальные упражнения, разыгрываются ролевые ситуации, организуется обсуждение и обратная связь, тренируются навыки.

Заключение. Делается акцент на центральной теме, проясняются существенные моменты, дается общая обратная связь.

Ведущему необходимо придерживаться следующих основных правил для того, чтобы

поддерживать самооценку участников,

обеспечивать безопасность самораскрытия,

создавать благоприятную групповую атмосферу на основе доверия и приятия,

исследовать процесс взаимодействия в группе и обеспечить формирование смысла (осознание того, что происходит).

Давайте каждому возможность говорить.

Идентифицируйте собственные чувства и говорите о своих переживаниях.

Уважайте уникальность каждого участника и его переживаний.

Слушайте, что говорит человек и осознавайте, как это влияет на вас.

Занятие лучше всего начинать с разминочного упражнения, не несущего смысловой нагрузки. Его цель – снять напряжение и обеспечить общую эмоциональную вовлеченность. После этого целесообразно предложить участникам вспомнить прошлое занятие и поделиться мыслями и чувствами, оставшимися после него, могут быть вопросы или предложения по ходу занятий. Далее идет основная часть с проигрыванием ситуаций и выполнением специальных упражнений. В заключение предлагается вспомнить все занятие и поделиться впечатлением.

познакомить участников между собой,

обеспечить атмосферу принятия и безопасности,

выработать правила групповой работы,

прояснить ожидания участников и познакомить их с программой занятий.

Информирование участников, введение новых понятий и терминов:

ТРЕНИНГ — активные методы работы в группе, направленные на решение каких-либо личностных проблем (в данном случае — на профилактику наркотической и алкогольной зависимости).

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — определенный тип жизнедеятельности человека, благодаря которому он способен выполнять профессиональные, общественные и бытовые функции в оптимальных для здоровья условиях.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — форма деструктивного поведения, которое приносит вред самому человеку и обществу, это уход от реальности посредством изменения своего психического состояния.

РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания человеком своего внутреннего состояния, оценка своих ожиданий и впечатлений от групповой работы

Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый последующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

УПРАЖНЕНИЕ «САМЫЙ-САМЫЙ МОЙ ПЛАКАТ»

Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов: 1.Имя. 2.Возраст. 3.Знак зодиака. 4.Мой любимый цвет.

Нарисовать: а) чем я люблю заниматься, б) так я выгляжу, когда счастлив, в) вот мое любимое место.

Эти плакаты прикрепляются на груди и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течение 15 минут.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛЕДНИЙ – ЛИШНИЙ».

Участники рассаживаются на стулья, ведущий становится в центр круга. Он задает любой вопрос, приходящий ему в голову, а все, кто ответил бы на этот вопрос утвердительно, меняются местами (ведущий тоже принимает участие). Таким образом, один из них, не успевший занять свободный стул, становиться ведущим , придумывает и задает новый вопрос и т.д.

НАПРИМЕР: «Меняются все, кто по знаку зодиака Овен!» или «Меняются все юноши» или «Меняются те, у кого зеленые глаза!» и т.д.

Участники по кругу говорят о том, зачем они пришли на тренинг, чего ждут от занятий, о своих целях и желаниях. Для прояснения групповых ожиданий задаются следующие вопросы:

Что бы я хотел получить от занятий?

Чего я жду от ведущего группы?

УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВЫЕ ПРАВИЛА».

Есть несколько вариантов по выработке групповых правил. Можно предложить высказаться желающим о том, какие они хотели бы установить на занятиях правила, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Ведущий фиксирует на ватмане все предложения, затем идет короткое обсуждение. Вот некоторые из правил:

Закон «ОО» (о пунктуальности).

Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, другие молча слушают, и, прежде, чем взять слово, поднимают руку.

Без оценок: принимаются разные точки зрения, никто никого не оценивает.

«Здесь и теперь»: то, что происходит на занятии, остается между участниками и не выходит за пределы круга.

Правило «стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становиться неприятным или небезопасным, то, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».

Групповые правила можно не записывать на ватмане, а

РЕФЛЕКСИЯ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

Каждый из участников, кто хотел бы высказаться, говорит о

своих ощущениях от занятия, о своих чувствах и пожеланиях.

Участники тренинга с закрытыми глазами ходят по комнате и стараются построиться по росту.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

осознание собственного опыта, связанного с алкоголем и

осознание мотивов, толкающих людей на употребление

выяснение имеющихся предрассудков и ложных представлений.

НАРКОМАНИЯ — болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в список наркотиков и появление зависимости от этих веществ.

ЭЙФОРИЯ — состояние безграничного счастья, обычно неадекватно оцененное человеком.

ДИСФОРИЯ — тоскливо-злобное настроение.

ТОКСИКОМАНИЯ — болезнь, проявляющаяся в зависимости от веществ, не включенных в список наркотиков (транквилизаторы, нитрокраски, циклодол, пары ацетона, клея, эфедрон).

НАРКОТИКИ — вещества, прием которых вызывает изменение психики человека (опийные, гашишные).

ПРИВЕТСТВИЕ «Я – АССОЦИАЦИЯ».

Каждый из участников тренинга (по кругу) называет свое имя,

Добавляя к нему тот предмет, животное, явление и т.д., с которым он себя ассоциирует. Остальные, называя свое имя, повторяют предыдущие.

Все стоят в кругу. Ведущий мысленно рассчитывает участников на 1 – 3. Всем первым номерам он на ухо говорит: «Чукчи!», вторым: «Японцы!», третьим: «Европейцы!». После этого образовавшиеся команды здороваются своим способом с остальными и т. д.

Участникам предлагается вспомнить ситуацию, когда они общались с человеком, злоупотребляющим алкоголем или наркотиками. В течение 5 минут они делятся друг с другом этим опытом в парах, при этом один в течение этого времени рассказывает, а другой слушает, затем роли меняются. После этого в общем кругу составляется список чувств, которые испытывали участники, когда рассказывали и когда слушали.

Чувства говорящего чувства слушающего

Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ЗАЧЕМ ЛЮДИ УПОТРЕБЛЯЮТ

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь. Ведущий фиксирует все ответы по мере поступления на ватмане, поощряя к активности всех участников. В конце подводится итог и обобщение, задается вопрос о том, были сделаны какие-либо открытия. В ходе обсуждения надо обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, и есть ли другие способы достичь этого эффекта. Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещений дискотеки, разговора с подругой или другом и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ: «ПЕРЕДАЙ НЕВИДИМЫЙ ПРЕДМЕТ»

Участники по кругу передают друг другу какой-то невидимый предмет (при этом каждый должен передавать то, что, как ему кажется, он получил от своего соседа). В конце упражнения все высказываются по поводу того, что им передали, что передавали другому человеку они сами и что при этом чувствовали.

Читайте также:  Избавиться от алкогольной зависимости лазер

Цель упражнения: Научить участников эмпатийным переживаниям и умению чувствовать другого человека, развивать взаимопонимание и сплоченность в группе.

«ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ».

Также в режиме мозгового штурма подростки выделяют причины употребления наркотиков и последствия.

Поиск новых приключений денежные трудности

За компанию плохое самочувствие

Чтобы расслабиться столкновение с законом

Для вдохновения истощение

Обычно оказывается последствий значительно больше, что позволяет оценить наглядно степень риска.

Участники группы делятся на четверки. В подгруппах они должны вспомнить все мифы, касающиеся наркотиков, которые знают. Например: “Марихуана совершенно безопасна”.

“ Алкоголики – люди без будущего”

“ Под наркотиком усиливаются сексуальные ощущения”

“ В жизни все надо попробовать”

“ Достаточно 1 раз попробовать, чтобы стать наркоманом”.

Затем организуется дискуссия, в ходе которой каждая группа

отстаивает свою точку зрения. После этого, уже в кругу, обсуждаются все мифы.

После упражнения полезно дать участникам дополнительную информацию, развенчивающую мифы, и статистические данные, существующие в обществе.

Каждый из участников (по желанию) говорит о своих чувствах и ощущениях прошедшего дня, делится впечатлениями.

Участники становятся в круг, прижимаясь друг к другу. После этого они начинают толкаться.

Участники по кругу дарят своему соседу тот подарок, который им хотелось бы сделать. (Вручение подарка чисто символическое).

ОТРАБОТКА НАВЫКА ГОВОРИТЬ «НЕТ».

осознание различий, существующих между людьми; принятие их такими, какие они есть;

тренировка навыков отстаивания своих интересов, умения говорить «нет», нон-конформизм.

ЗАВИСИМОСТЬ — состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества. Зависимость характеризуется высокой толерантностью от вещества, влечением продолжать употребление вещества и возникновением проблем, обусловленных злоупотреблением этим веществом.

ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ — неспособность воспринимать реальность как все люди, субъективное переживание собственной нормальности через ощущения.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ — зависимость тканей организма, наличие толерантности и абстинентного синдрома.

АБСТИНЕНЦИЯ — болезненные ощущения в организме, вызванные отсутствием в нем вещества, вызывающего зависимость, ломка.

Каждый член группы по кругу произносит свое имя три раза с разной интонацией. Группа повторяет имя 3 раза, выдерживая интонацию представляющегося.

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречному по 2 фразы, начинающиеся со слов:

— я отличаюсь от тебя тем, что…

Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и трудно сделать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы в сущности похожи и в тоже время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

УПРАЖНЕНИЕ «Запретный плод»

В центр комнаты помещается коробочка, в которой лежит какой-либо предмет. Участникам предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?» Далее участники по очереди выполняют упражнение. В итоге идет обсуждение того, как легко было выполнять это упражнение, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.

ЦЕЛЬ: осознать свое поведение в ситуации запрета.

Преимущества отказа от Недостатки отказа от

приема алкоголя в группе приема алкоголя в группе

сохранить здоровье «белая ворона»

быть сильным потерять прежних друзей

избежать неприятностей насмешки

После сбора мнений проводиться обсуждение. Упражнение призвано создать основу для способности делать осознанный выбор.

Дается задание участникам составить список аргументов в пользу выпивки (тосты), 10 вариантов. Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен вежливо отказаться, найдя контраргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7минутони меняются ролями. Во время общего обсуждения выделяются те варианты отказа,, которые были наиболее эффективными, кроме того, участники делятся своими чувствами, возникшими в той или иной роли.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так далее по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительны, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжить уговоры.

Двое желающих принимают на себя роли подружек,, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной – уговорить другую выпить с ней спиртное, используя всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают обратную связь той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции и те, что были неубедительны.

Б. Сходная ситуация, но уговаривающей стороной должен быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними взаимная симпатия. Остальное аналогично.

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем тесный круг, потянем руки к середине круга. По моей команде одновременно возьмемся за руки и сделаем так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами».

Потом предлагается распутаться, не разнимая рук. Упражнение завершается одним из 3-х вариантов:

Все участники окажутся в одном кругу.

В результате окажется 2 или больше независимых круга.

Образуются круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Перечень терминов: депрессия, передозировка, привыкание, страхи и т. д.

ПРИВЕТСТВИЕ «ГРУППОВОЙ НАТЮРМОРТ».

Каждый участник говорит, с каким предметом в данный момент, он себя ассоциирует. В итоге из этих предметов составляется групповой портрет-натюрморт.

Задается тема для обсуждения:

“ Допустимо ли употребление наркотиков в обществе?”

“ Эффективно ли бороться с алкоголизмом при помощи сухого закона?” и т. д.

Все рассчитываются на 1 – 2. Первые номера отстаивают одну точку зрения, а вторые – противоположную. Действие идет по кругу, при этом отвечающий должен перефразировать предыдущего участника, а затем возразить, обращаясь к следующему по кругу участнику. Когда круг закончится, упражнение продолжается, но точки зрения меняются на противоположные, благодаря нечетному количеству участников. Таким образом, каждый будет отстаивать противоположные точки зрения, что формирует более осознанную позицию в отношении алкоголя и наркотиков, кроме того, происходит тренировка навыков отстаивания своей позиции в процессе общения.

Все участники вместе с ведущим встают в круг, взявшись за руки. Делая вдох, все вместе резко выбрасывают руки вверх, затем на выдохе, также резко наклоняясь. Опускают руки вниз произнеся «Бум-м!» (изображая колокол). Частоту ударов регулирует один из участников. ЦЕЛЬ: снять напряжение, сплотить группу.

ЗАВЕРШЕНИЕ ДНЯ «СКАЖИ КОМПЛИМЕНТ».

Участники по кругу говорят друг другу комплименты. Круг потом можно повторить еще раз.

АЛКОГОЛЬ: ОТНОШЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ.

осознание своего отношения к алкоголю;

понимание того, как влияет алкоголь на взаимоотношения с другими людьми;

выделение признаков, по которым можно сказать, что имеется алкогольная проблема.

АЛКОГОЛИЗМ — болезнь, вызванная зависимостью от приема спиртосодержащих напитков.

Участники предлагается поздороваться со всеми своим способом. Остальные по кругу повторяют.

Мячик перекидывается по кругу, тот, кто кидает его называет имя человека, которому кидает мяч. Игра проводится в очень быстром темпе. ЦЕЛЬ: ввести участников в рабочее состояние; групповое сплочение.

Участникам предлагается представить себя в нескольких социальных ролях и с этих позиций ответить на следующие вопросы.

Допустимо ли употребление алкоголя подростками?

С какого возраста можно употреблять алкоголь?

Какова реакция на то, что подросток употребляет алкоголь?

Какова доля ответственности за то, что подросток употребляет алкоголь?(в %).

На индивидуальную работу дается 10 минут, затем все ответы обсуждаются, суммируются на ватмане. Особый акцент делается на вопросе ответственности, необходимо помочь подросткам осознать ответственность за совершаемые поступки и то, насколько эти поступки совпадают с их намерениями, т.е. являются на самом деле желательными.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ «АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ»

Зачитываются предложения под диктовку, во время паузы участники должны их закончить:

Когда я вижу пьяного, я чувствую…

Человек с алкогольными проблемами – это…

Общаясь с алкоголиками, мне труднее всего бывает…

Когда я наблюдаю поведение алкоголика, я понимаю…

Когда я замечаю, что мне трудно отказаться от приема алкоголя, я сознаю, что…

Главным признаком алкогольной зависимости, как мне кажется, является…

Затем участники в парах зачитывают свои предложения. Следует

отметить как самые типичные, так и отличные варианты ответов.

Представьте, что все мы — атомы. Они все время двигаются и иногда соединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все будем двигаться по комнате, и я буду говорить, какое-то число, и вы будете объединяться.

ЗАВЕРШЕНИЕ: «ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ».

Все становятся в круг. Пожимая друг другу по очереди руку, надо попрощаться с ним, передавая ему какое-либо чувство (радость, поддержку, ласку и т.д. Потом чувства называются.

дискриминация и проблема наркомании;

понимание своей ответственности в построении отношений с другими людьми;

осознание понятия «дискриминация» как явление принадлежности к тому, что воспринимается как чуждое; ярлыки; значение общественного мнения.

ДИСКРИМИНАЦИЯ — принадлежность к кому-то или чему-то, что воспринимается как чуждое.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — контроль человека за своей деятельностью, с точки зрения общественных норм и принципов, умение самому отвечать за свои поступки.

КОНФОРМИЗМ — влияние на человека групповых правил, его согласие с ними, даже если они противоречат личному мнению по вопросу, несамостоятельность, боязнь принимать решения самому или идти против мнения большинства.

НОН-КОНФОРМИЗМ — самостоятельность в принятии решений и в поступках, независимость от группы, умение отстоять свои интересы.

По кругу каждый называет 5 своих положительных и 3 отрицательных качества.

Все участники, кроме одного, становятся в круг. Инструкция: стоящие в кругу должны не пустить в круг того, кто за ним; последнему, наоборот, нужно попасть в круг; пропустивший будет выдворен за круг. По окончании все делятся своими чувствами, плавно переходя на тему дискриминации. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались притеснениям. Этим опытом делятся в парах или выносят несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем на дискриминацию, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол.

УПРАЖНЕНИЕ «ОБСУЖДЕНИЕ ИСТОРИИ».

«Володя и Катя дружат уже больше года. Последнее время Катя стала замечать, что Володя сильно изменился, стал часто пропускать уроки, у него появились «подозрительные друзья. Однажды на дискотеке Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что уже несколько месяцев балуется «ханкой», ему это нравится, но он не считает себя наркоманом; Катя ему очень нравится, и поэтому он ей предложил попробовать уколоться вместе. Катя была сильно встревожена, от предложения отказалась и тот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане; та ее внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблема.

После бессонной ночи Катя наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице. Она знала, что у Светы от наркотиков в прошлом году погиб брат. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Катю, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педсовет и поставлены в известность родители Володи. В результате от юноши отвернулись сверстники, только Дима, его друг с третьего класса, оставался рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя наркотики больше не употребляет, но с Катей отношения нарушились.»

После чтения участникам необходимо определить рейтинг персонажей рассказа, отвечая на вопросы:

Кто вызывает большую симпатию?

Чьи действия были наиболее правильными?

Группа делится на подгруппы по 4 – 5 человек, в которых осуществляется обмен мнениями, желательно прийти к общей точке зрения. Затем идет общая дискуссия. Ключевые понятия: «ответственность» и «дискриминация»

РИСУНОК «КАКОЙ Я ВИЖУ ПРОБЛЕМУ НАРКОМАНИИ».

Надо нарисовать, как участники видят наркоманию и наркоманов. Потом рисунки выкладываются в круг и идет обсуждение.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОЙДИ МИМО СКАЛЫ»

На полу чертиться линия. Участники выстраиваются по ней. Первый в цепочке должен пройти мимо «скалы», которую составляют остальные. Далее по цепочке. Потом идет обсуждение, где было проходить легко, кто пропускал идущего, кто строил ему преграды, что чувствовали участники.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ «ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Проводится аналогично описанному ранее.

Быть ответственным для меня означает…

Некоторые люди более ответственны, — это люди, которые…

Безответственные люди – это…

Самый тяжелый вид ответственности для меня – это …

Ответственного человека я узнаю по …

Чем сильнее моя ответственность, тем больше я …

Я побоялся нести ответственность за …

Быть ответственным по отношению к самому себе – это…

Я несу ответственность за…

Проводится обсуждение в парах и кругу. Ведущий помогает участникам прояснить их точки зрения и осознать степень ответственности за свои чувства, мысли, поступки. Проводятся отличия в понимании «ответственности за других» и «ответственного отношения к другим».

ЗАВЕРШЕНИЕ «ПРОЩАНИЕ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ»

Все участники выходят в круг. Тренер предлагает каждому

участнику согнуть руки в локтях на уровне груди, при этом

ладони направлены в центр круга.

далее один из участников выходит в центр круга, закрывает

глаза, находит пооочередно ладони каждого. При касании

рук он мысленно прощается с участником и передает ему чувства

благодарности за прожитое вместе время. Каждый участник

рефлексия проведенных занятий и полученного на них опыта

Каждый из участников выходит в круг и представляется по имени (можно по имени-отчеству, фамилии, т.е. как удобно самому представляющемуся). При этом группа точно знает, что перед ней знаменитая, выдающаяся личность. Поэтому она встречает участника аплодисментами и бурными овациями.

УПРАЖНЕНИЕ «СКУЛЬПТУРА ЗАВИСИМОСТИ».

Участники путем “броуновского движения” делятся на группы по 3 человека. Каждая из них должна придумать и показать скульптуру любого вида зависимости (алкогольной, наркотической и т.д.). Когда одна группа показывает, остальные должны попытаться угадать, что она обозначает. После этого покаэывающие говорят, что они имели в виду, создавая композицию и почему именно этот вариант выбрали.

Участники по кругу делятся своими впечатлениями, отвечая на вопросы:

Чему я научился во время обучения?

Над чем хотел бы работать дальше?

Как буду использовать полученный опыт в повседневной жизни?

Что мне может в этом помешать?

Какие ресурсы (качества, способности, знания и т.д.) есть у меня, чтобы преодолевать препятствия?

Один из участников тренинга выходит из комнаты. Остальные должны придумать ему небольшое стихотворение, отражающее

память о работе в группе. Вышедший же, в свою очередь, пишет на листке,как ему кажется,вспомнят о нем остальные. Потом можно каждому лично или всем вместе проверить, как совпали эти результаты.

УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ»

ЦЕЛЬ: Составить групповой портрет. Группа обсуждает, какую часть тела каждого человека взять на составление общего портрета. На основании этого он и составляется.

Стоящим в кругу участникам предлагается помахать всем рукой, стоя в круге лицом друг к другу. Далее все поворачииваются спиной к кругу,

оборачиваются и снова машут друг другу рукой. Затем отходят еще

источник